Развитие речи детей средствами художественной литературы – Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Развитие речи дошкольников через художественную литературу. Опыт работы.
Развитие речи детей через приобщение к художественной литературе
Подготовил: Гнусенкова Е.Р.
Развитие речи детей через приобщение к художественной литературе
Цель: Формирование речи дошкольников, посредством использования художественной литературы.
Художественная литература служит могучим средством воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Причина недоразвития речи — это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы — обучение речевому этикету детей, в особенности в дошкольном возрасте посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Как отмечалось ранее, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, родителям проще включить телевизор, посадить ребенка с планшетом. Чем прочитать книгу. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.
В таких условиях трудно заставить ребенка взять в руки книгу.
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная.
Мы определили эффективные формы работы в этом направлении формы работы по приобщению детей к худ лит:
Формирование центра чтения
Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей
Создание «Книжной больницы», прививает детям теплое отношение к книге
Выставки детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений
Книги – самоделки
На родительских собраниях родители делились опытом как они приучают детей к чтению
Нами использовались все эти формы работы по приобщению детей к художественной литературы, но их реализация не была бы возможна без использования различных методов и средств по приобщению детей к художественной литературе
Словесные (чтение произведений, вопросы по содержанию, пересказ, беседа, прослушивание записи)
Практические (элементы инсценировки, драматизации, театрализованные игры, использование различных видов театра, игровая деятельность)
Наглядный (показ иллюстраций к произведениям, картинок, игрушек, движение пальцами, руками. Просмотр мультфильмов, оформление выставок)
Так же В процессе изучения художественной литературы использовались самые разнообразные приемы:
1. дидактическая игра
2. речевой образец
3. повторение
4. объяснение
5. указание
6. оценка детской речи
7. словестное упражнение
8. вопрос
Развитие речи детей посредством художественной литературы велась по нескольким направлениям. Работа с детьми, с коллегами и родителями
1. Работа с детьми подразумевала в первую очередь это чтение литературных произведений. Рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр мультфильмов. Например, организовывались выставки по произведениям писателей. По этим темам изготавливали рисунки, делали выставки работ, раскрашивали героев различных сказок.
Ознакамливаясь со сказками затрагивались различные стороны речи. Обогащался словарь. Во время пересказа дети пользовались простыми и сложными предложениями. Делали свою речь красочной. Во время принятия роли, изображая сказочного героя, меняли интонацию, темп речи.
Работа по развитию речи детей через художественную литературу велась с младшей группы. Например, при чтении художественных произведений детям давался материал для тактильного восприятия. А как известно, развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики. Так, после ознакомления с литературным героям детям давался материал на ощупь. Например ежик колючий, лисичка –мягкая, пушистая и т.д.
Так же использовались и тактильные дорожки, где после прочтения сказки предлагалось превратить свои пальчики в зайку, лисичку и т.д. и пройти со словами по дорожке. Так же дети сочиняли сказки, придумывали новых сказочных героев. Все это способствоавла активизации речевой деятельности.
Пересказывая сказку дети изображали героев. Например, показать хитрую лису, злого волка, трусливого зайца…
Так же по прочитанным произведениям пополнялся театральный уголок. Например, уже во второй младшей группе по прочитанным сказкам создавались театральные атрибуты. (пальчиковый театр, театр на коробках, маски) В средней группе уже новый театр в коробке, где детям предлагаются сказочные герои и они в праве самостоятельно сочинить сказку, опираясь на материал.
Так же организовывалась драматизация сказок по произведениям. Вот например во второй младшей группе, совместно с детьми среднего возраста было проведено мероприятие по сказке «Колобок». Дети показали знания о художественном произведении, о героях, сами перевоплощались в сказочных героев. Таким образом обогащался словарный запас, происходило становление грамматического строя речи, дети уже умели составлять сложные предложения. Эмоционально обогащать речь.В средней группе итогом работы было проведение викторины «Что за чудо эти сказки?», где детям давался простор для мышления и активизации их речевой деятельности. Подготовка к викторине подразумевала чтение новых произведений. Ознакомление с новыми сказочными героями и принятие на себя ролей, драматизации отрывков сказок.
2. Чуть ранее нами проводилась работа совместно с педагогами, а именно сотрудничество с муз. Руководителем.
В начале средней группы дети на празднике «Осени» перевоплащались в сказочных героев: зайца, козу, курочку. Принимали на себя роли. И в музыкальном сопровождении разыгрывали сказку. Тем самым взаимодействие с музыкальным руководителем в нашей работе начинается уже с младшего возраста.
Но чуть ранее нами проводилась следующая работа. Был организован проект.
Нами было выбрано художественное произведение «Сказка о царе Салтане». Работа началась с ознакомления с автором, непосредственно чтение данного произведения. Просмотр фильма. Прослушивание музыкальных композиций, написанных композиторами к произведению. Рассматривание иллюстраций к сказке, оформление выставок.
Так же работа проводилась с педагогами по изо, где дети изображали сказочных героев, сюжет. С педагогом по оригами. Дети изготавливали сказочных героев. Итогом данного проекта выступало развлечение. Где дети не только рассказывали о своих впечатлениях, но так же принимали на себя роли, драматизировали отрывки сказки. Тем самым решалась поставленная нами задача по развитию речи детей через художественную литературуТак же в работе принимали участие и родители детей. В работе с родителями мы так же использовали разнообразные методы.Большое внимание уделяли консультациям для родителей. Создавались семейные библиотеки, где с просьбой принести любимые книги родители совместно с детьми приносили в группу разнообразную литературу. Мы ее рассматривали, обсуждали. Дети рассказывали о своей любимой книге или сказке.
Для обогащения литературного уголка, в группе детского сада, была проведена акция «Книга для детей», в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку группы. Так же родители изготавливали поделки по сказкам.
Тем самым данная работа способствовала формированию речи дошкольников. На протяжении разных возрастов решались определенные речевые задачи. А именно: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха и др.
Результатом данной работы выступает то, что дети знаюд дстаточное количество сказок, при перессказе используют сложные предложения. Умеют окрашивать свою речь.
.
infourok.ru
Консультация для педагогов «Художественная литература как средство развития речи дошкольников»
Консультация для педагогов.
подготовила: Сальникова Ж.В.
Художественная литература как средство развития речи дошкольников
«Литература служит представительницей умственной жизни народа»
Н. А.Некрасов
Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких – является художественная литература.
Художественная литература, действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни. Художественная литература ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть.
Особенности восприятия художественной литературы, в процессе развития речи дошкольниками исследуется в трудах: Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Е.А.Флериной, Л.М.Гурович, Т.А.Репиной, К.Д.Ушинского, Е.И.Тихиевой и др. Основной результат их исследований – выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Речь – появляется на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Взрослые, окружающие ребенка, просто обязаны его правильно учить говорить уже с младенческого возраста, преподносить красивые образцы русского литературного языка – это немало важно в дошкольном возрасте, так как ребёнок развивается интеллектуально, у него появляется способность представлять, затем мыслить, воображать и с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Особое значение в данный период времени приобретаетзнакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием ее развития и совершенствования.
Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, знакомство с литературой в семье используется в недостаточном объёме или поверхностно, во-вторых, изменился общественный строй, все традиционные ценности поколеблены. В-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становитьсянеотъемлемой частью русского языка.
Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.
На «плечи» детского сада возлагается одна из главнейших задач – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребёнку то или иное литературное произведение. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.
Перед воспитателем стоит важная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, понять и прочувствовать, суметь проанализировать содержание и форму, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности и театрального искусства. Ответственно подходить к выбору литературных произведения для представления их детям. Известная пословица гласит: «Иная книга ума прибавит, а иная и последний отшибёт».
Мир чтения помогает взрослому насытить детское воображение, подаёт пример творчества и творческого отношения к реальному миру. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, делает восприимчивее и отзывчивее детскую душу, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда рады встречи с ней. Желание слушать полюбившееся произведение ещё и ещё раз способствует воспитанию у ребёнка интереса и любви к художественной литературе.
«Книга – это открытие мира». Книга как одно из самых доступных средств массовой коммуникации служит источником разнообразной интеллектуальной и эстетической информации и каналом передачи её ребёнку, помогает выбрать определённое оценочное, эмоциональное, практически – действенное отношение ребёнка к окружающему миру.
Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: выразительный меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью»; язык волшебных сказок В. М. Гаршина, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена; лаконичный и точный язык детских рассказов Л.Н.Толстого; легкие и прозрачные стихи А.С.Пушкина и А. А. Фета; образный язык маленьких описаний К.Д.Ушинского; простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях Маршака, Михалкова. Достаточно и этих примеров, чтобы понять необходимость познания художественных произведений и понять положительное влияние на развитее детской речи.
Работа по использованию художественной литературы как средства развития речи должна строиться по принципам:целенаправленности, индивидуализации (нельзя сравнивать успехи детей у каждого свой потенциал), последовательности, наглядности, доступности (возраст, уровень подготовки детей), нравственности, интегрированного подхода и прочности (закрепление знаний).
Для достижения цели по развитию речи средствами художественной литературы выделяются следующие задачи:
– воспитания любви и интереса к художественной литературе, формирование бережного отношения к книге;
– пробуждение любознательности детей и избирательного отношения к художественным произведениям;
– воспитания умения слушать произведение и анализировать;
– развитие творчества, активизация словаря, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;
– развитие эмоциональной сферы ребёнка;
– умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом;
– контролировать и направлять процесс домашнего чтения.
Эти задачи решаются во всех возрастных группах детского сада, различно только их конкретное содержание, оно зависит от возрастных особенностей детей, а также учитываются запросы современного ребёнка.
Важна и профессиональная компетентность педагога – качество действий, жизненный опыт, что обеспечивает эффективное решение задач.
По мере развития дошкольника меняется его восприятие, целевые ориентиры и отношение к литературе.
Дети 3 – 4 лет.
Не полно понимают переживания и мотивы поступков главных героев им необходимо помогать в умении вычленять главное действие основных героев, их взаимоотношения и поступки (для этого важно продумать вопросы к беседе после чтения). В этом возрасте ярко окрашенное эмоциональное отношение к героям произведения, тяга к ритмично организованному складу речи. В 3 – 4 года детям легко осознавать связи, когда события в произведении следуют друг за другом. Важно научить детей оценивать поступки героев, определять их правильные качества, подбирать выражения, определяющие их характер. Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи.
Дети 4 – 5 лет.
Способны более глубоко осмыслить содержание произведений и понимать особенности формы. Дети могут определять свое отношение к отрицательному и положительному в произведении, устанавливать причинно-следственные связи в сюжете. Важно также учить сопоставлять услышанное с фактами жизни, отвечать на вопросы связанные с содержанием текста.
Дети 5 – 7 лет.
Здесь следует уделять особую роль анализу текста.
Дети улавливают скрытый смысл произведения (подтекст) и воспринимают текст в единстве содержания и формы.
Дети знают портрет писателя (поэта) и должны знать, что он написал. Различать жанры произведения, выражать свое отношение к поступкам героев, эмоциональное отношение к ним, видеть в тексте свойства художественной выразительности, отвечать на вопросы по содержанию текста, уметь хорошо пересказывать и читать наизусть, участвовать в инсценировках.
Кроме всего необходимо все новые слова в произведении (витязь, кудель, дозор и др.) объяснять ребёнку до чтения текста.
Введение же ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование образования (развитие личности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических способностей).
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность).
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, по средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических и подвижных игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия и альбомы («Портреты писателей и поэтов», «Антонимы», «Времена года», «Скороговорки», «Загадки» и др.). А также приобретение разнообразных по жанру литературных произведений, дисков и кассет для слушания, кукол для театрализованной деятельности и разных видов театра, создание литературного центра, очень интересным является организация выставок детских рисунков, книжек-самоделок и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. К немало важному условию в решении вопроса развития речи по средствам художественной литературы является вовлечение в работу родителей, они должны осознавать значимость и серьёзность данного вопроса (собрания, консультации, совместные выставки, памятки, буклеты и др.). Осуществление работы – с социумом (с библиотеками, музеями, театрами и др.)
Таким образом, отмечаем, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.
Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.
infourok.ru
Мастер-класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы»
Развитие речи детей посредством художественной литературы.
Подготовила воспитатель Филина С.Д .
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литератуы.
Задачи:
1.Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.
2.Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях ,направленных на развитие речи детей .
Актуальность :формирование детской речи невозможно без
художественной литературы.Дети дошкольники наиболее
восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям призведения,
в которых главные действующие лица – дети , животные,
описываются игровые и бытовые ситуации.
Художественная литература открывает и обьясняет ребёнку жизнь
общества и природы , мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Она развивает мышление и воображение ребёнка,обобщает его
эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка,
развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
С С помощью художественной литературы у детей развивается
способность замечать красоту и богатство русского языка.
Художественные произведения,раскрывая внутренний мир героев,
заставляют детей волноваться ,переживать,как свои,радости и
горести героев.У дошкольников появляется способность мысленно
действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы
становиться на место героев.Например ,вместе с героями сказки
дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические
моменты, чувство облегчения,удовлетворения при победе
справедливости.
В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать
идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать
прекрасное значение слов и словосочетаний.Всё последующее
знакомство с огромным литературным наследием будет опираться
на фундамент,который мы закладываем в дошкольном детстве.
Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность,
связанная с восприятием литературных произведений и их
исполнение , включающая развитие начальных форм словесного
творчества(формирование связной речи,словарная работа и др.).
Таким образом, ознакомление детей с литературными произведе-
ниями является важной задачей в работе над развитием речи
дошкольников.
В старшей группе перед педагогом стоят задачи :
— воспитывать у детей любовь к книге;
— художественной литературе;
— способность чувствовать художественный образ;
— развивать поэтический слух(способность улавливать звучность,
музыкальность, ритмичность поэтической речи),интонационную
выразительность речи;
-воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык
сказок, рассказов, стихотворений.
Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать
самостоятельность в художественно-речевой и театрально-
игровой деятельности, развивать их творческие способности.
Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей,
собственных высказываний активизируется словарь ребёнка,
совершенствуется звуковая культура речи.
Исполняемая роль,особенно диалог с другим персонажем ,ставит
маленького актёра перед необходимостью ясно,чётко, понятно
изъясняться.
Для самостоятельной художественно-речевой и театрально-
игровой деятельности в группе создана развивающая среда .
Для работы по развитию речи посредством художественной
литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.
Наглядный метод:приёмы-
-показ иллюстраций, картин, игрушек;
-элементы инсценировки;
— -просмотр видеофильмов;
-оформление выставок:тематических ,одного писателя, об одном
герое из разных произведений.
Словесный метод:приёмы-
-чтение произведений с просмотром иллюстраций;
-вопросы по содержанию произведений;
-пересказ произведений;
-заучивание наизусть;
-беседа по произведению;
-прослушивание аудиозаписей.
Игровые методы и приёмы реализуются через:
-использование различных персонажей и сказочных сюжетов;
-элементы инсценировки;
-игры-драматизации;
-дидактические игры;
-театрализованные игры ,использование разных видов театра;
-игровая деятельность.
Мастер — класс
Художественная литература занимает в жизни ребёнка
важное место.
Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию
окружающего мира.
Универсальным приёмом закрепления знаний и
умений в детском саду является дидактическая игра .
Она используется для решения всех задач развития
речи и является практическим методом в работе по
развитию речи детей.
Словесно-дидактическая игра «Радио»
Цель: воспитывать умение быть наблюдательным,активизировать
речь детей.
Игровое правило :слушать и не мешать товарищам.
Игровое действие: воспитатель, обращаясь к детям ,говорит: «Сегодня,
мы будем играть в новую игру,называется «Радио».Знаете ли вы
человека,который говорит по радио? Правильно ,его называют
диктором.Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей
группы.Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных
сказок, а мы с вами будем угадывать.Сначала я буду диктором,
слушайте!Внимание!Внимание!Угадайте ,из какой сказки этот герой.
Зубки у неё острые, шубка тёпленькая ,рыженькая ,она красивая,
лукавая,коварная.Кто же это?Какие вы знаете
сказки ,в которых героиней была бы лиса?(«Лиса
и журавль»,«Лиса и волк»,«Теремок» и т.д.)
Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»
Цель: развитие памяти,речи детей.
Игровое действие :
Вариант 1 :Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось
в клубок?»:
«Жили-были дед и баба,и была у них курочка Ряба.Раз снесла
яичко курочка Ряба.Положила бабка его на окошко студиться.
А дед пошёл тянуть репку.Тянет, потянет, а вытянуть не может.»
(«Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)
Вариант 2 :Угадай сказку по трём словам:
1)Коза, козлятки, волк(«Волк и семеро козлят»).
2)Алёнушка, козлёнок, колодец(«Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка»).
Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица
сказки или предмета»
Игровое дейстие: сегодня мы будем рассказывать сказку по
другому.Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица
тропинки, проходящей рядом с домом: «Я-тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Ба- бки,смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик … и т.п. таким образом, расска- зываем сказку до конца, применяя знания о произведениях ху- дожественной литературы на практике.
Детям можно предложить рассказать сказку «Рукавичка» от
лица рукавички, сказку «Три медведя» от лица Михайло
Потапыча и т. д.
Словесно- дидактическая игра “Гуси-лебеди” (с элементами мнемотехники)
Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических
процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.
Задачи.
Расширять представление детей в умении рассказывать содержание
сказки с использованием мнемотаблиц.
Развивать активную связную речь у детей в игре.
Закреплять умение составлять сказку связно в логической
последовательности.
Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и
закончить сказку.Воспитывать любовь к сказке. Игра состоит из нескольких этапов .
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки
с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.
С помощью художественной литературы у детей дошкольного
возраста развивается:
1.Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.
2.Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.
3.Слушать вместе с группой сверстников ,когда воспитатель
рассказывает.
4.Выполнять игровые действия,способствующие тексту
знакомых произведений, сказок.
5.Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок,
рассказов,стихотворений.
6.Рассматривать иллюстрации ,узнавать в них героев произведений
и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.
7.Дети узнают произведения и их героев при многократном
рассказывании.
8.Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах,сказках
с наглядным сопровождением,а затем без него.
Таким образом,можно отметить,что использование в современной
речи разного рода художественных произведений определяет
возможность эффективного и плодотворного развития речи дошколь-
ников,способствует пополнению словарного запаса, формируя
коммуникативную культуру дошкольника.
Литература во всех ее видах —
не что иное, как тень доброй
беседы.
Роберт Луис Стивенсон
multiurok.ru
«Развитие речи детей средствами художественной литературы»
детей 3-5 лет рассказыванию»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 87 Невского района Санкт- Петербурга «Использования мнемотехники для обучения детей 3-5 лет рассказыванию» Воспитатель: Кутилина
ПодробнееОтчет по самообразованию
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Березка» Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей через театральную деятельность». Подготовила:
ПодробнееПРОЕКТ «Эти прелестные сказки»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 31 г. Могоча, Забайкальский край УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МДОУ д/с 31 Кузнецова М. В. 2016 г. ПРОЕКТ «Эти прелестные сказки» для детей младшего
Подробнее«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»
Детский 25 сад МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 25 «РЯБИНКА» МАДОУ 25 633010, Новосибирская обл., г. Бердск, ул. Ленина, 26 Телефон (383-41)
ПодробнееПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 28» ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО Воспитателя Саляхетдиновой О.В. Тема Театрально- игровая деятельность детей Театр это волшебный мир.
Подробнее«Книги лучшие друзья»
«Книги лучшие друзья» Образовательный проект Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеёк» г.каргат Суняйкина Татьяна Леонидовна Сафонова Наталья Викторовна 2015год
ПодробнееВоспитатель: Иванова Е.Н.
Воспитатель: Иванова Е.Н. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ За 2017-2018 уч. год мною была изучена следующая методическая литература: 1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание
ПодробнееСказка «Волк и семеро козлят».
Проект по теме «Театрализованная деятельность в детском саду». Сказка «Волк и семеро козлят». Это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может
Подробнее2 группы раннего возраста
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области (МДОБУ ДС 5 Тынденок г. Тынды) ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2 группы раннего возраста Тында
ПодробнееПлан самообразования
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад 1 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному
Подробнееdocplayer.ru
Статья «Развитие речи детей средствами художественной литературы»
МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11
Статья:
«Развитие речи детей средствами художественной литературы»
ВоспитательА.П, Болгова
Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких – является художественная литература.
Художественная литература, действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности.
Одной из проблем нашего современного общества является приобщение ребенка к чтению. Мы живем в мире технологий и новаций, почти в каждом доме сейчас имеются компьютеры, планшеты. Нам мамам и папам проще включил ребенку компьютер и он занят делом и мы занимаемся домашними делами. Интерес к чтению книг совсем пропадает, как результат дети не любят или не хотят читать книги.
Любовь к чтению книг необходимо развивать с раннего возраста, необходимо вырабатывать в ребенке интерес к слушанию произведений.
Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: выразительный меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью»; язык волшебных сказок В. М. Гаршина, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена; лаконичный и точный язык детских рассказов Л.Н.Толстого; легкие и прозрачные стихи А.С.Пушкина и А. А. Фета; образный язык маленьких описаний К.Д.Ушинского; простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях Маршака, Михалкова. Достаточно и этих примеров, чтобы понять необходимость познания художественных произведений и понять положительное влияние на развитее детской речи.
Работа по использованию художественной литературы как средства развития речи должна строиться по принципам: целенаправленности, индивидуализации (нельзя сравнивать успехи детей у каждого свой потенциал), последовательности, наглядности, доступности (возраст, уровень подготовки детей), нравственности, интегрированного подхода и прочности (закрепление знаний).
Для достижения цели по развитию речи средствами художественной литературы выделяются следующие задачи:
– воспитания любви и интереса к художественной литературе, формирование бережного отношения к книге;
– пробуждение любознательности детей и избирательного отношения к художественным произведениям;
– воспитания умения слушать произведение и анализировать;
– развитие творчества, активизация словаря, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;
– развитие эмоциональной сферы ребёнка;
– умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом;
– контролировать и направлять процесс домашнего чтения.
Эти задачи решаются во всех возрастных группах детского сада, различно только их конкретное содержание, оно зависит от возрастных особенностей детей, а также учитываются запросы современного ребёнка..
Чтение по книге, наизусть, рассказывание, используем инсценировки, сейчас многие используют мнемотаблицы и мнемодорожки.
Детям очень нравится слушать сказки они сами начинают проговаривать вместе с тобой, стараются передать мимикой, жестами события. Небольшие детские стихотворения дети любят заучивать при помощи мнемотаблиц на которых изображено в картинках.
Всегда необходимо следовать основному правилу при ознакомлении детей с художественной литературой -это эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Детям надо показывать красивые обложки книг, называть автора, показывать свое бережное отношение к книгам.
Во время режимных моментов надо зачитывать строчки из знакомых стихотворений и проговаривать вместе с детьми.
Проблема восприятия литературных жанров детьми сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия.
На родительских собраниях, проводилась разъяснительная работа со значением развивающих функций художественной литературы. В папках передвижках, и родительском уголке выставлялась рекомендация какие книги читать детям, как воспитать бережное отношение к книгам.
Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения, общения взаимодействия с ребенком, создание условий для свободной самостоятельной деятельности развития, творческий рост педагога, плодотворное взаимодействие родителей и педагогов все это залог успешного развития для приобщения детей к чтению литературы.
Таким образом, отмечаем, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.
Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.
infourok.ru
Художественная литература как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
Художественная литература как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
Художественная литература, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.
Именно в художественной литературе имеется наличие всех необходимых элементов образности, она оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Художественная литература легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.
Чтение художественной литературы раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что художественная литература оказывают свое влияние на язык ребенка.
Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».
Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой – «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты — «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.
Именно в русских народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.
В народном языке эти выражения насыщены определённым содержанием. Вороной конь—это чёрный, блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и бросится в глаза его иссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых и в языке ребёнка при употреблении народных выражений вне их содержания, «по слуху». Это создаёт вычурность, нарочитость, а, следовательно, и фальшь.
Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.
Также богаты русские народные сказки сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами.
Таким образом, язык русской народной сказки полон образных слов и выражений.
Е.И. Тихеева отмечает, что читая художественную литературу, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует.
З.А. Гриценко, Л.М. Гурович, Е.И. Тихеева и др. утверждают, что богатейшая сокровищница родного языка – народная сказка – может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку. Произношение должно быть ясным и правильным, воспитателю не следует забывать о логических ударениях и паузах как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Старшие дошкольники способны различать более тонкие оттенки интонации, постепенный переход от одних интонаций к другим в связи с развертыванием сюжета и сменой настроений. Детям этого возраста доступны эмоциональное восприятие так называемых психологических пауз и других средств выразительности, используемые при чтении.
Задача педагога, по М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной – добиться такого исполнения произведения, которое позволило бы донести до слушателей его идейно-художественные достоинства, возбудило бы интерес к произведению, его языку, вызвало у детей эмоциональное отношение к изображаемым в нем событиям и героям.
Е.И. Тихеева, Л.М. Гурович, А.М. Бородич, В.И. Яшина, В.И. Логинова, Л.Б. Береговая, Т.Б. Филичева, З.А. Гриценко указывают на необходимость проведения беседы о прочитанном. Беседа по содержанию произведения должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к ребенку всеми гранями, а затем еще раз представить ее во всей целостности.
Е.А. Флерина придает большое значение для развития образной речи рассказывание сказок детьми. Она говорит о том, что рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит в роль заинтересованного слушателя.
М.М. Алексеева, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, Е.М. Струнина, Т.Б. Филичева, В.И. Яшина и др. одним из наиболее эффективных методов развития образной речи считают драматизацию. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова». Ребёнок связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию сказок детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этому всех детей. Но при этом драматизированная игра у дошкольников должна быть игрою, т. е. действием для самих детей, не превращаясь в театральное зрелище, в которое выступают дети-артисты.
Таким образом, художественная литература , с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основными методами работы с художественной литературой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.
Художественная литература, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития образной речи детей.
infourok.ru
Роль художественной литературы в развитии речи детей
Библиографическое описание:
Левченко Е. В., Карелина Н. А. Роль художественной литературы в развитии речи детей // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. №7. С. 9-12. URL https://moluch.ru/th/1/archive/109/3741/ (дата обращения: 25.06.2019).
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания, а также средство развития речи детей. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму, потому что малыш бессознательно тянется к языковому образу, повторяет живое слово, играет с ним. Е. А. Флёрина отмечала, что «…литературное произведение даёт готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребёнок» [1].
Н. С. Карпинская также считала, что «…художественная книга даёт прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах — музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках — меткость, выразительность» [8].
Из книги ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, восклицания, интонации, ребёнок усваивает национальный колорит русской поэзии, её дух, отчего литература становится для него поистине родной, закладывая в нём основы патриотических чувств. Кроме того, книга открывает ребёнку мир человеческих чувств, учит понимать людей, воспитывает человечность, приобщает ребёнка к миру нравственных отношений.
Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые сильные впечатления о прекрасном. Поэтому во многом благодаря книге в дошкольном детстве складываются основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций.
Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» — считает А. В. Запорожец [5]. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесением на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
Восприятие — это сложная психическая деятельность, которая заключается в воссоздании художественных образов, представленных в авторских словесных описаниях, и имеющих своей целью освоение художественного смысла произведения.
Выделяют следующие компоненты восприятия художественной литературы:
1) Сюжет (художественный образ). Авторское отражение действительности, передача воображаемых автором событий составляет сюжет или художественное содержание произведения.
2) Идея (концепция) — «…авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям, чувствам» [4].
3) Язык — это то, «…что составляет художественное своеобразие, неповторимый художественный аромат каждого произведения, созданного настоящим мастером слова» [4]. Языковой образ, или по-другому авторское словесное описание является основным средством выражения художественного содержания.
Дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребёнка: от слитности эстетического отношения к действительности с жизненным отношением к собственно эстетической деятельности, когда ребёнок сопереживает героям.
В эстетическом развитии дошкольников Гурович Л. М. выделяет два периода:
- 1). От 2 до 5 лет — Малыш недостаточно отчётливо отделяет жизнь от искусства.
- 2). После 5 лет — Искусство слова отделяется от игры и становится самоценным.
К. И. Чуковский писал об этой стадии литературного развития ребёнка: «Кончился период слияния поэзии с криками и топотом ног, началась эпоха дифференциации искусств, соответствующая более высокой культуре» (Чуковский К. От двух до пяти //Собр. Соч.: В 6 т.–Т.1.–М., 1965.–С.659).
О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии, в зависимости от того, какой психический процесс лежит в основе восприятия:
1) Непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе — воображение).
2) Понимание идейного содержания произведения (в основе — мышление).
3) Влияние художественного произведение на личность читателя (в основе — чувства и сознание).
Принципы отбора литературных произведений для чтения ирассказывания детям
В течение всего дошкольного периода происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т. е. ребёнок формируется как читатель. Поэтому педагоги должны тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.
Что предпочтительнее читать детям и как определять круг детского чтения, ведь невозможно охватить всё богатство детской литературы? В педагогической науке разработаны принципы отбора книг. Условно их можно разделить на две группы:
– Принципы, дающие возможность правильно оценить достоинства детских книг, ввести в круг детского чтения произведения разных видов, жанров, тематики.
– Принципы, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей, а также отбирать такие книги, которые обеспечивают литературное развитие дошкольников.
Почему одно и то же литературное произведение воспринимается детьми разного возраста по-разному? Это обусловлено возрастными особенностями восприятия дошкольниками художественной литературы. Поскольку возрастные особенности восприятия дошкольниками художественной литературы разных жанров накладывают непосредственный отпечаток на отбор литературных произведений, то рассмотрим в первую очередь эти особенности:
Младший возраст
– Зависимость понимания текста от личного опыта ребёнка.
– Осознание текста на основе восприятия иллюстраций.
– Осознание произведения с опорой на первый литературный опыт. Например,
оценить поступки козы в сказке «Коза-дереза» помогают впечатления от ранее услышанной песенки «Идёт коза рогатая» и сказки «Заюшкина избушка».
– Установление легко осознаваемых простых связей, когда события логически следуют друг за другом. Например, в русских народных сказках «Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Репка» и др.
– Скрытый замысел усложняет восприятие или приводит к непониманию произведения. Например, дети не всегда отчётливо осознают содержание сказки братьев Гримм «Заяц и ёж» или сказки «Маша и медведь».
– Трудность восприятия двухчастных композиций. Например, в сказках «Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Коза-дереза» и др. дети улавливают только одну из частей сказки или эпизод.
– В центре внимания главный персонаж — его внешность, действия, поступки. Переживания и мотивы поведения героя детям не понятны. Например, медведя в сказке «Маша и медведь» дети ошибочно оценивают как положительного героя.
– Эмоциональное отношение к героям ярко окрашено, наблюдается внеконтекстность эмоционального отношения.
– Наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам, выразительной интонации. Поэтому малышам нравятся произведения детского фольклораипоэтические произведения.
Средний возраст
После 4-х лет у ребёнка происходит расширение, обогащение жизненного и литературного опыта, изменение понимания и осмысления текста.
– Границы между реалистическими и сказочными жанрами дети ощущают чётче, чувствуют законы сказочной фантастики, возможность и невозможность переноса в сказке функций одного предмета на другой. Это даёт возможность формировать первые представления об особенностях жанра (сказки, рассказа, небылицы и др.).
– Воссоздающее воображение интенсивно развивается, становится более самостоятельным.
– Иллюстрация к каждому повороту сюжета уже не требуется, но она по-прежнему выполняет положительную функцию.
– Устанавливают последовательные и простые причинные связи в сюжете, вычленяют из цепи событий отдельные факты.
– Не осознают скрытый замысел, видят открытые мотивы поступков героев, а сложные внутренние переживания героя детям не понятны.
– Характеризуя героев, опираются на свои представления о нормах поведения и личный опыт. Определяют своё эмоциональное отношение к герою, оценка устойчива, объективна.
– Ярко выраженная реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить.
Старший возраст
– Утрата ярко выраженной внешней эмоциональности, возникновение пристального интереса к содержанию, к установлению многообразных связей, к постижению внутреннего смысла произведения. Поэтому наблюдается тяга к волшебным русским народным сказкам («Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка» и др.).
– Потребность в длительном общении с любимыми героям, интерес к «толстым» книжкам («Золотой ключик…» А. Толстого, «Приключения Чиполлино» Дж. Родари, «Приключения Незнайки» Н. Носова, «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э. Успенского и др.)
– Способность понимать текст без иллюстраций. Иллюстрация выполняет вспомогательную роль — уточняет представления.
– Осознание событий, не связанных с их личным опытом.
– Умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму, т. е. сознательное отношение к авторскому слову.
– Способность сопереживать сочувствовать герою, проникать в его мысли, чувства. Доступными становятся сложные мотивации, противоречивые поступки, нравственные переживания героя.
– Объективность оценки поступков героев. Она не зависит от отдельного поступка, а основывается с учётом всей коллизии произведения.
– Способность устанавливать многообразные связи и отношения.
– С 6 лет появляется способность проникать во внутренний смысл, в доступный эмоциональный подтекст произведения, способность рассмотрения событий с авторской точки зрения. Например, детям доступен эмоциональный подтекст рассказа В.Драгунского «Друг детства».
– Осознание аллегории, иронии, сатиры не доступно детям дошкольного возраста. Например, труден для восприятия аллегорический подтекст басен, или иронический, сатирический подтекст в сказках Андерсена «Принцесса на горошине», «Новое платье короля», «Свинопас», но чтение этих произведений вызывает эмоциональный отклик и интерес у детей 6 лет.
Итак, учитывая особенности восприятия дошкольниками художественной литературы разных жанров, педагог должен производить отбор литературных произведений на основании принципов, выделенных Гурович Л. М.:
- Идейная направленность произведения должна отвечать задачам нравственного воспитания. Без излишнего дидактизма книга должна формировать идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания, любви к жизни, к природе, к людям, к труду, к Родине и т. д. (например: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.).
Носителем духовной культуры народа является также классическая литература (произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого и др.) и произведения устного народного творчества (русский и зарубежный фольклор). Причём в своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике детской мировой литературы.
- Художественное мастерство:
– живой образец русского литературного языка,
– яркие личности героев,
– удачная форма,
– динамичность сюжета и др.
- Сюжетная занимательность.
- Простота и ясность композиции.
- Доступность (соответствие возрастным и психологическим особенностям, учёт интересов), т. е. когда автор, учитывая жизненный опыт ребёнка-читателя, одновременно ставит новые задачи, требующие от него душевных усилий и тем самым поднимающие малыша на новую ступень эмоционального, психического развития, т.о. обеспечивая поступательное движение в литературном развитии ребёнка.
- Разнообразие литературных жанров и тем позволяет формировать у дошкольника широту читательских интересов, а также избирательность и индивидуальность литературных пристрастий. Пристрастие к поэзии — отличительная особенность читателя-дошкольника. К литературным пристрастиям детей дошкольного возраста относятся также народные и авторские сказки отечественных и зарубежных писателей.
«Одни дети любят книги о животных, другим нравится слушать про приключения, третьи предпочитают истории о жизни своих сверстников. Знать о возникающих литературных склонностях ребёнка необходимо для того, чтобы развивать их». — считает Л. М. Гурович (4).
- Разнообразие типов изданий:
– книга, которая даётся в руки ребёнку;
– книга, которую читает ребёнку взрослый;
– книги-картинки;
– сборники сочинений;
– сборники-хрестоматии;
– —книжки-игрушки (забавные книжки).
- Учёт конкретных педагогических задач.
- Обязательный минимум детского чтения, о котором много говорили известные литераторы и педагоги (В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др.), по словам Сухомлинского «книжное ядро», в которое входят ценные в идейном и художественном отношении произведения фольклора и классической литературы.
А также второй круг детского чтения, в который входят произведения, польующиеся любовью уже нескольких поколений маленьких читателей, вызывающих сильный эмоциональный отклик. Второй круг детского чтения постоянно пополняется новыми талантливыми именами и новыми талантливо написанными произведениями. Отбирать лучшее — задача педагога.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 2000.
- Андросова В. Н. Обучение восприятию художественной литературы // Дошкольное воспитание. — 1981. — № 3.
- Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. — М., 1992.
- Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребёнок и книга. — СПб., 1999.
- Запорожец А. В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения. // Избранные психологические труды. В 2т. — М., 1986. — Т.1.
- Илларионова Ю. Г. Развитие мыслительной активности при чтении литературного произведения // Дошкольное воспитание. — 1974. — № 1.
- Жуковская Р. И. Чтение книги в детском саду. — М., 1955.
- Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. — М., 1972.
- Соловьёва О. И. О принципах отбора художественных книг для круга детского чтения в д/с. — М., 1960.
- Полозова А. И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворений. // Дошкольное воспитание. — 1970. — № 7.
- Ушакова О. С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой. // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М., 1984.
- Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М.,1994.
Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, произведение, ребенок, детское чтение, дошкольный возраст, литературное произведение, эмоциональное отношение, герой, книга, сказка.
moluch.ru