Разделительные мягкие и твердые знаки – Разделительный мягкий и твердый знак
Разделительный мягкий и твердый знак
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Орфография и орфограммы 1-4 классов
- Разделительный мягкий и твердый знак
Разделительные Ь и Ъ отделяют согласные от гласных.
Разделительный твердый знак (Ъ) пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук перед корнем, начинающимся на гласный Е, Ё, Ю, Я:
Подъезд, съёжилась, предъюбилейный, объявить
Также разделительный Ъ пишется в слове съёмка, хотя находится в корне.
Разделительный мягкий знак (Ь) пишется:
- В корне или на конце корня перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И:
Пьедестал, ружьё, пью, обезьяна, соловьи
- В заимствованных словах перед –ОН:
Медальон, почтальон, бульон, каньон, шампиньоны
- В слове бельэтаж
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Употребление заглавных (больших) букв
Безударный гласный в корне слова
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
Правописание слов с чередованием гласных букв в корне
Слова с чередованием согласных букв в корнях
Мягкий знак в словах как показатель мягкости
Грамматический мягкий знак после шипящих
Правописание приставок на -з / -с
Правописание приставок и предлогов
Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова
Буквы И — Ы после Ц
Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных
Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-
Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях
Гласные О, Ё, Е после шипящих
Слова с двойными (удвоенными) согласными
Правописание безударных окончаний имён существительных
Правописание безударных окончаний прилагательных
Правописание безударных личных окончаний глагола
Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах
Правописание «не» с глаголами
Перенос слов
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 193, Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 197, Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 200, Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 207, Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 1, Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 3, Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 5, Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 31, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 46, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
2 класс
Упражнение 99, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 162, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 49, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 135, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 199, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 6, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 153, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 155, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 179, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 10, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
3 класс
Упражнение 267, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 277, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 29, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 187, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 59, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 245, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 105, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 124, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 352, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 6, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
4 класс
Упражнение 88, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 25, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 164, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 18, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 30, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 532, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 555, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 681, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 703, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 частьУпражнение 726, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
5 класс
Упражнение 54, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 55, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 77, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 110, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 186, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 212, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 240, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 244, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 322, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 370, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
6 класс
Упражнение 30, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 31, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 50, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 166, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 343, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 348, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 402, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 435, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 522, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 609, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
7 класс
Упражнение 19, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 25, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 76, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 100, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 155, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 412, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 470, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 501, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 502, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 508, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
8 класс
Упражнение 7, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 20, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 58, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 133, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 144, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 160, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 164, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 222, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 232, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 266, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
© 2019 — budu5.com, Буду отличником!
budu5.com
Разделительные твердый и мягкий знак (ъ, ь)
Хотя буквы Ъ и Ь сами по себе не обозначают никаких звуков, но они пишутся для того, чтобы правильно произносить слова. Сравните, например: семя (без мягкого знака) и семья (с разделительным мягким знаком). Чтобы запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда – твердый знак, нужно выучить следующие правила.
Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (вьюга, бурьян, лисья), а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О (бульон, синьор, гильотина). Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить дополнительный звук [Й].
Буква ъ пишется только перед е, ё, ю, я в следующих случаях:
1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объём, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный.
2. В сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-, например: трёхъярусный.
3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-, например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский.
Примеры слов с разделительным ъ
Съезд, подъезд, отъезд, разъезд, объём, предъюбилейный, изъявить, волеизъявление, объять, необъятный, разъярённый, сверхъестественный, съёмка, взъерошить (волосы), съёжиться, разъяснилось (небо), объединить, объявление, съедобный, подъёмный (кран).
Двухъязычный, трёхъярусный, четырёхъярусный.
Адъютант, инъекция, конъюнктура, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский.
Примеры слов с разделительным ь
Здоровье, счастье, льёт, бьёт, вьёт, вьётся, вьюга, семья, воробьиный, хлопья, пьеса, барьер, бельё, брильянт, бурьян, вьюн, интервью, лисьи, ружьё, шалунья, полозья, питьё, пьёт, друзья, серьёзный, Татьяна, Марья, шьём, шитьё, выльется, обезьяна, ночью, листья, деревья, птичьи, вьющиеся растения, в улье, ателье, рьяный (работник), (выступить) с речью, (владеть) вещью.
Батальон, почтальон, бульон, павильон, компаньон, медальон, миньон, шампиньон.
Задание: запишите по 20 слов с разделительным твердым и разделительным мягким знаком.
Съемка, въезд, съездил, подъезд, объявить, разъединение, объявление, объяснение, съезд, отъявленный, подъемник, объедки, объяты, съежился, предъюбилейный, разъяснить, разъюлиться, подъел, разъяренный, съедобный.
Лукоморье, вьются, хлопья, курьи, вьюга, Татьяна, обезьяна, серьезный, барьер, воробьи, белье, платье, заячьи, сельский, деревья, зверье, согласье, счастье, семья, девчачья.
7gy.ru
Конспект «Твёрдый и мягкий знак»
«Твёрдый и мягкий знак»
Правописание Ъ и Ь (твёрдый и мягкий знак) состоит в соблюдении 4 основных правил.
Разделительные Твёрдый и Мягкий знак
- Разделительный Ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я:
- после приставки, оканчивающейся на согласную, например: въезд, подъём, предъюбилейный, межъядерный, объект, субъект;
- в сложных словах, первую часть которых образуют имена числительные двух-, трёх-, четырёх-, например: двухъярусный, четырёхъязычный.
- Разделительный Ь пишется:
- перед е, ё, и, ю, я внутри слова, не после приставок, например: карьера, курьезный, воробьиный, вьюга, обезьяна;
- в некоторых иноязычных словах перед о, например: бульон, компаньон.
Употребление Ь при обозначении мягкости согласных
- На конце слова знак Ь пишется после любого мягкого согласного, например: конь (ср. окон), уголь (ср. угол), фонарь, ударь (ср. удар).
- В середине слова знак Ь пишется:
- после мягкого Л, стоящего перед любым согласным (твёрдым или мягким), например: больной, сельдь, мальчик, пильщик;
- после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным, например: Кузьма, меньше, борьба;
- между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким, например: в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба).
- Буква Ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, ларчик.
- Буква Ь не пишется между двумя мягкими Л: иллюзия.
Употребление Ь после шипящих
После шипящих Ь пишется:
- в именах существительных женского рода единственного числа, например: речь, тишь, рожь, мышь, дочь, ночь;
- в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте, съешьте;
- в неопределенной форме глаголов: беречь, стричь, беречься, стричься;
- во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени, например: несёшь, возишь, бросишь, несёшься, бросишься, возишься;
- в наречиях, например: невмочь, сплошь;
- в частицах вишь, бишь, лишь, ишь.
Употребление Ь в некоторых падежных и глагольных формах
Мягкий знак употребляется:
- в творительном падеже множественного числа некоторых существительных и числительных (например: детьми, людьми, четырьмя), а также и в других падежах числительного восемь: восьми, восемью и восьмью;
- в неопределённой форме глагола: возить — возиться, брить — бриться;
- в повелительном наклонении: приготовь, приготовьте, приготовьтесь.
Вспомогательные таблицы.
Конспект урока «Твёрдый и мягкий знак». Следующая тема:
Твёрдый и мягкий знак
4.8 (96%) 5 vote[s]uchitel.pro
Твёрдый и мягкий знак. Разделительный ъ и ь
Буквы Ъ и Ь (твёрдый и мягкий знак) не обозначают звуков, они используются в письменной речи для указания правильного произношения слов. Сравните:
вюга — вЬюга
подезд — подЪезд
Разделительный твёрдый знак
Буква Ъ используется только в качестве разделительного знака. Пишется твёрдый знак после приставок, оканчивающихся на согласную букву, за которыми следует гласная Е, Ё, Ю или Я. Например:
объяснение, съёжиться, въезжать
Разделительный твёрдый знак пишется в сложных словах, первую часть которых образуют числительные ДВУХ-, ТРЁХ- и ЧЕТЫРЁХ-, за которыми следует гласная Е, Ё, Ю или Я. Например:
двухъярусный, четырёхъядерный
но
двухэтажный, трёхочковый
Разделительный Ъ используется для того, чтобы при произношении слов согласная буква не сливалась с гласной.
Твёрдый знак не пишется:
- Перед гласными А, О, У, Э, например:
безаварийный, подоконник, проучить, сэкономить
- В сложносокращённых словах, например:
детясли (детские ясли)
Обозначение мягкости согласных
В письменной речи в середине и на конце слов буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного звука, например:
вьюга, листья, тюльпан
Для обозначения мягкости согласных мягкий знак пишется:
- На конце слов, например:
день, вертеть, дождь
- В середине слова после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым:
больше, женьшень, письмо
- В середине слова после мягкого согласного, стоящего перед мягким Г, К, Б или М в том случае, если при изменении слова Г, К, Б или М становится твёрдым:
серьги — серьга, письменный — письмо
- В середине слова после мягкой Л, перед любой согласной буквой:
львёнок, льстить, польза
Но между двумя Л, идущими друг за другом – ЛЛ, мягкий знак не пишется:
иллюминатор, аллея, иллюзия
Мягкий знак в середине слова не пишется:
- В сочетаниях ЗН, НТ, СН, ЗД, СТ, например:
казнить, карантин, краснеть, здесь, кости
- В сочетаниях с Ч и Щ со всеми согласными буквами, кроме Л:
ночной, закончить, счёт
болельщик, мальчик
Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, ЩН пишутся без мягкого знака.
свечка, точный, клянчить, каменщик, сборщик, мощный
Разделительный мягкий знак
Буква Ь используется в словах в качестве разделительного знака. Пишется мягкий знак внутри слов после согласных, за которыми следует гласная Е, Ё, И, Ю или Я. Например:
колье, льёт, соловьи, вьюга, звенья
При произношении слов с разделительным мягким знаком всегда слышится звук [й’]. Разделительный Ь указывает на то, что буквы Е, Ё, И, Ю, Я обозначают два звука:
Е [й’э], Ё [й’о], И [й’и], Ю [й’у], Я [й’а]
Обратите внимание, что разделительный Ь не пишется после приставок.
Примечание: разделительный мягкий знак пишется в некоторых словах иностранного происхождения пред буквой О:
почтальон, бульон, батьльон, медальон, шапминьон
Разделительный Ь используется для того, чтобы при произношении слов согласная буква не сливалась с гласной.
naobumium.info
Разделительные твердый и мягкие знаки
Попова Е.Ю.
Тема урока: «Разделительные твёрдый и мягкий знаки»
2. Интегрирующая дидактическая цель: формировать умение различать в словах ь и ъ.
Цели для учащихся:
повторить правила правописания в словах ъ и ь;
упражнять в правописании слов с разделительным “ь” и “ъ”;
развивать навыки правильного и грамотного письма;
способствовать развитию речи и логики мышления;
воспитывать бережное отношение к слову, его структуре.
4.Самоопределение к деятельности
а) входной контроль
Ответьте на вопросы:
— Какие буквы не обозначают звука?
— Зачем нужны ъ и ь?
б) объяснение нового материала
Сказка «Домики для знаков»
Жили-были разделительные Ъ и Ь знаки. И решили они устроить соревнование: кто построит самый красивый и прочный дом. Разделительный Твердый знак строил многоэтажный дом. Он поднимал тяжелые блоки подЪемным краном. А около подЪездасвоего дома повесил обЪявление: « ОбЪезжайте, пожалуйста, клумбы!». Дом Твердого разделительного знака расположился сразу за железнодорожной станцией «Приставка», которая заканчивалась на Согласной остановке. А после дома твердого разделительного знака стояли коттеджи Гласных букв Е, Е, Ю, Я.
Разделительный Ь знак строил дом не один. Он попросил помощи у ВоробЬя и ОбезЬяны.
— Вместе мы быстро залЬем фундамент и прибЬем гвозди, — сказал Воровей.
Свой дом разделительный Ь знак построил напротив дома разделительного Ъ знака, поэтому гласные буквы Е, Е, Ю, Я тоже были его соседями. А скоро рядом с Ь знаком поселилась гласная буква И.
Наступило время определить, чей же дом самый красивый и прочный. Долго совещалось жюри и решило, что оба дома хороши, а победителя в споре нет. Так и живут разделительный твердый и мягкий знаки в своих чудесных домах.
— Не чересчур ли ты добряк? —
Так знаку Ь промолвил Ъ знак.
— Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
-Кто б говорил, но ты б уж промолчал!-
Знак Ь твердому на это отвечал.
— Ты тверд и груб, как суковатый дуб
Давным-давно пора как букву ЯТЬ
Тебя из азбуки изъять…
— Друзья, Ваш разговор — никчемные слова, —
Услышав этот спор сказала буква А.
— Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
в) закрепление нового материала
Уровень 1
Задание 1.
Цель: — проверить умение писать Ъ в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте словосочетания. 2. Замените выделенные слова словами с Ъ и противоположными по значению. 3. Запишите словосочетания.
Соединить концы, приезд гостей, выехать из города.
Задание 2.
Цель: — проверить умение писать Ь в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте слова. 2. Замените их словами, обозначающими много предметов. 3. Запишите.
Стул, крыло, лист, дерево, колос.
Задание 3.
Цель: — закрепить умение писать Ъ и Ь в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Вставь Ъ или Ь. 2. Докажи графически (выдели приставку, корень, подчеркни гласную после Ъ или Ь).
Мурав…и,раз…езд,с…езд,лист…я.
Задание 4.
Цель: — проверить умение писать Ъ и Ь в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Спиши слова, вставляя, где нужно разделительные Ъ или Ь. 2. Докажи графически.
Солов…и, в…ехать, об…яснение, в…юга, ш…ёт, ноч…ю, с…ел, обез…яна, под…езд, по…езд, об…явление, по…явление.
Уровень 2
Задание 1.
Цель: — проверить умение писать Ъ в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте словосочетания. 2. Замените выделенные слова словами с Ъ и противоположными по значению. 3. Запишите словосочетания.
Выехать из города, въехать на гору, спуск с горы.
Задание 2.
Цель: — проверить умение писать Ь в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте слова. 2. Замените их словами, обозначающими много предметов. 3. Запишите.
Брат, друг, звено, клок, полено.
Задание 3.
Цель: — закрепить умение писать Ъ и Ь в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Вставь Ъ или Ь. 2. Докажи графически (выдели приставку, корень, подчеркни гласную после Ъ или Ь).
хлоп__я раз__яснить лис__и
с__ехать об__ект здоров__е
л__ют в__ётся раз__ярён
п__ю от__езд ш__ёт
Задание 4.
Цель: — проверить умение писать Ъ и Ь в словах.
Методический комментарий для учащихся:1. Спиши слова, вставляя, где нужно разделительные Ъ или Ь. 2. Докажи графически.
Ел…ю,об…едали, лукомор…е, с…езжать, с…экономить, до…есть, под…ём, суд…я, б…ётся, об…единяет, медвеж…и, пред…явил.
Выходной контроль
Уровень 1
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Продолжи предложения:
Теперь я знаю…
Теперь я умею…
Методический комментарий для учащихся:
Вспомни фразеологизм. Когда так говорят?
Сьел пуд соли.
В каком слове буква Я обозначает 2 звука:
Коля забивал колья.
Выберите номер слова, в котором нужно поставить «Ъ»:
вы…яснение 3. за..бежал
руж…ё 4. раз…езжать
Выберите номер слова, в котором пропущен «Ь»:
л…ёт 3. под…ел
по…ездка 4. с…едобный
Уровень 2
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Продолжи предложения:
Теперь я знаю…
Теперь я умею…
Методический комментарий для учащихся:
Вспомни фразеологизм. Когда так говорят? Соедини.
с распростертыми объятиями неразлучны
водой не разольешь радушно
В каком слове буква Е обозначает 2 звука:
Я сел и огурец съел.
Выберите номера тех слов, где нужно поставить Ъ:
об…езжает 4. в…ючный
в…едливый 5. вз…ерошенный
3. нал…ёт 6. вы…яснять
Выберите номера слов, в которых нужно поставить Ь:
п…ет 4. с…ел .
раз…езд 5. в…юнок
раз…гром 6. на…езжать
Учащиеся оценивают свою работу.Подведение итогов урока.
infourok.ru
Разделительные ъ и ь | LAMPA
Как пишутся слова под…езд, об…явление, нич…я, ад…ютант, в…юга, двух…ярусный? Все они пишутся через разделительный твердый или мягкий знак. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях следует выбирать какую из этих двух букв.
Разделительный твердый знак пишется перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:
1. После приставок, оканчивающихся на согласную, в том числе иноязычных.
съездить, объять, отъявленный, съемка, сверхъестественный
Приведем наиболее распространенные иноязычные приставки, оканчивающиеся на согласную:
- ад-: адъютант
- ин-: инъекция
- кон-: конъюнктивит
- об-: объект
- пан-: панъевропейский (пан— не приставка, а составная часть слова; пан по-гречески означает «все»)
- суб-: субъект
- транс-: трансъевропейский
Запомните, что перед буквой и твердый знак не пишется: предыгровой, трансиндийский.
2. В сложных словах после двух-, трёх— и т.д.
двухъярусный
Разделительный мягкий знак пишется перед буквами е, ё, ю, я, и НЕ после приставок, а также перед буквой о в корнях иноязычных слов.
вьюга, ничья, бьёт, воробьи, медальон
lampa.io
Разделительные твердый и мягкий знаки
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (220,1 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели: формирование универсальных учебных действий на уроке.
Предметные: формировать умения грамотно писать разделительные ъ и ь знаки в словах; научиться широко пользоваться правилом, чтобы избежать ошибок; применять изученные способы действий.
Метапредметные:
личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
регулятивные: выполнение пробного учебного задания по аналогии ;
познавательные: поиск необходимой информации ( извлечение из текстов), подведение под понятие, использование знаково-символических средств, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
коммуникативные: умения работать в паре, группе, выражение и аргументация своих мыслей, мнения с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений.
Тип урока: урок рефлексии.
Технология: технология деятельностного метода.
Учебные материалы: учебник “Русский язык, 4 класс, ч.1”, рабочая тетрадь “Русский язык, 4 класс, ч.1” (авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, УМК “Перспектива”), интерактивная презентация, мультимедийный проектор, коробочки, кружки-баллы, магнитофон.
Ход урока
I. Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности
Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Вы будете соревноваться. В классе четыре группы, в жюри – один человек. Каждая группа и каждый участник должны постараться набрать больше баллов, чтобы победить. В каждой команде есть командир, который будет класть в коробочку баллы – кружочки за письменные работы, а жюри (учитель) будет отмечать на доске баллы за устные ответы. В конце урока посчитаем баллы и посмотрим, чья группа самая сильная и кто из вас окажется самым умным, активным.
Прочитайте девиз класса. (Слайд 2)
Дети.
Если много будешь знать,
То получишь в классе “пять”.
У.
Назовите девиз урока.
Мы будем думать, отвечать,
Рассуждать и обсуждать
И в тетрадях писать
На оценку “пять”.
II. Создание учебной ситуации
У. Начнем урок с проверки домашнего задания. Какое задание вы выполняли дома? (Слайд 3)
Д. Мы выполняли упражнение № 36 из РТ № 1 с. 62, в котором нужно было подчеркнуть слова с приставками и обозначить приставки.
У. Какие слова вы выбрали в первой группе? Объясните свой выбор.
Сережа. В первой группе я выбрал такие слова: пожар, поехать, позолота, покрас-ка, почитать, поливка, помирить, покрывало, помешать, половина.
К слову “пожар” подбираю однокоренные слова: жар, жарко, значит по— это приставка; поехать – еду, по— приставка; позолота – золотой, по- — приставка; покраска – красить, по— - приставка.
У. Кто продолжит объяснять?
Лада. Подбираю однокоренные слова к оставшимся словам: почитать – читать, поливка – лью, помирить – мир, покрывало – накрыть, помешать – мешать, половина – разломать, значит, во всех этих словах есть приставка по-.
У. Какие слова выбрали во второй группе?
Ваня. Загадка – гадать, позвать - звать, нагрузка – груз, известить – весть, попросить – просим.
Настя. Подарок – дарить, захотеть – хочу, напугать , спугнуть – пугать, зазнайка — знайка.
У. Есть ли орфограмма в написании приставок?
Коля. Приставки в-, за-, на-, над-, о-, об-, от-, до-, пере-, при-, по-, под- всегда пишутся одинаково, их надо запомнить. Это орфограмма.
Остальные ученики внимательно слушают, оценивают работу отвечающих, т.е. выбирают лучшего комментатора.
III. Постановка учебной задачи
1. Игра “Помоги Робику” (упр. 146, с. 96) (Слайд 4)
Устно детьми составляются слова с данными в скобках приставками, выявляют место и причину затруднения.
У. Какая орфограмма появилась в новых словах? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Д. Писать слова с разделительным ъ.
У. Назовите тему урока.
Д. Правописание слов с разделительным ъ знаком.
У. Когда в слове пишется разделительный ъ знак? Сформулируйте правило. (Подведение под понятие (П))
Маша. Разделительный ъ знак пишется после приставки, которая оканчивается на согласную букву, перед буквами е, ё, ю, я. Например, съел, подъём.
У. Согласны вы с Машей? Проверьте свои знания, прочитав первую часть правила “Узелки на память” на с. 97. (извлечение необходимой информации из текста (П))
У. А теперь выполним второе задание нашего упражнения. Что нужно сделать?
Д. Составить словосочетания с получившимися словами по образцу и обозначить приставки. (Выполнение пробного учебного задания по аналогии (Р))
Саша. Съел обед. Объел кору. Объяснил непонятное. Разъяснил задание. Объеди-нил людей. Разъединил провода.
Лена. Объявление о помолвке. Заявление в суд. Отъехал от дома. Объехал лужу. Подъехал к школе.
У. Во всех ли словах написали ъ?
Д. Нет. В слове “заявление” после приставки за— перед гласной я ъ не пишется.
У. Почему, корень в слове ведь начинается на гласную букву я?
Д. Из правила мы узнали, что ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласную букву, а приставка за – оканчивается на гласный, значит ъ не пишем. (аргументация учащимися своего мнения (К))
У. Молодцы!
2. Закрепление навыка употребления ъ в словах.
У. Закрепить умение писать ъ в словах вам поможет работа в паре, но перед началом работы прочитайте, пожалуйста, внимательно “Шаги к умению” на с. 98, это поможет вам избежать ошибок в работе.
Работа в паре: упр. 147 с. 98. Дети записывают слова под диктовку друг друга, организуют взаимопроверку. (Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)) (Проверка по эталону – на доске) (Слайд 7)
IV. Физкультминутка (выполняется под музыку песни “Серебристые снежинки”)
У. Ребята, посмотрите в окно. Давайте попробуем поймать эти удивительные снежинки вместе со мной. (Слайд 8)
Летит (правая ладонь вверх),
Летит (левая ладонь вверх),
Лови его (соединить ладони),
Пусти гулять по свету (подкинуть “снег”)
И вновь горстями захвати (наклон и захват “снежинок”),
Покружися в танце с ветром (поворот вокруг).
Белый снег пушистый
В воздухе кружится (руки вверх, покачивания)
И на землю тихо (присели)
Падает, ложится (сели на места).
3. Словарная работа (Слайд 9-11)
Отгадайте загадки.
а) Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
б) Кто на свете всех сильнее? (Муравьи)
У. А сейчас послушайте наиболее трудную загадку, дайте правильный ответ.
в) Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (Вьюга).
У. Запишите отгадки, разберите слова по составу, подчеркните орфограмму. Какая орфограмма в данных словах? Когда в слове пишется разделительный ь?
Даниил. Разделительный ь знак пишется после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я.
У. Проверьте свои знания прочитав вторую часть правила (“Узелки на память” с. 97). Что в тексте было для вас новым? (Поиск необходимой информации (П))
Д. Разделительный мягкий знак не пишется после приставок.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (коммуникативные умения; использование знаково-символических средств, самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)).
Работа в группах:
1. У. Запишите правило правописания разделительных ъ и ь знаков в виде схемы. (Ученик от каждой группы записывает схемы. Схемы получились одинаковыми): (Слайд 12)
2. Игра “Кто быстрее?” Выполняется упражнение 148, с. 98 (устно) (Слайд 13)
Проверка по эталону, затем “по цепочке” ученики объясняют написание пропущенных букв.
VI. Закрепление с проговариванием во внешней речи (в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на изученный способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух).
Работа в РТ № 1 с. 63 (устно). (Слайд 14)
а) работа в группе: упр.98
б) работа в паре: упр.99 (взаимопроверка)
(Самооценка работ.)
VII.Включение в систему знаний и повторение
Творческая работа (по вариантам) (Слайд 15)
У. Ребята, помогите Робику составить текст заявления и объявления.
(Опорная схема заявления)
Ф.И.О.______________
должность__________
Ф.И. заявителя _______
заявление.
дата
подпись
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
У. Достигли ли мы поставленной на уроке цели?
Д. Да, мы узнали когда в слове надо писать разделительный ъ, а когда разделительный ь.
У. Решите тест (каждому ученику раздается тест), проверьте ответы по учебнику, оцените свои знания.
Тест (Слайд 16)
1. Где пишется разделительный твердый знак в словах? Выбери верное утверждение.
а) только в корне слова;
б) только после приставок.
2. Закончи предложение.
Разделительный твердый знак пишется только после приставок, которые _____________________________________________________________
3. С каких букв должен начинаться корень? Поставьте знак “ + ” против правильного ответа.
__ с гласных
__ с согласных
4. С каких гласных должен начинаться корень слова. Обведи нужные буквы.
а, ё, ы, е, ю, и, я
5.*Что общего между правилом правописания разделительного твердого знака и правилом правописания разделительного мягкого знака?
______________________________________________________
Чем отличаются эти правила? ____________________________
______________________________________________________
У. Что вам было интересно на уроке?
Д. Работать в группах, в парах, проверять работу соседа.
IX. Итог урока
У. А сейчас подведем итоги нашего соревнования. Какая группа больше набрала баллов? Кто самый умный, активный ученик?
X. Домашнее задание. Упр. 150 с. 99 (записать предложения в определенном порядке, чтобы получился связный текст; вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор.)
Р.S.
Образцы заявления и объявления:
Руководителю спортивной секции
Алёшкину В.Н.
Робика, ученика 4 “А” класса
МОУ СОШ № 12
заявление.
Прошу Вас зачислить меня в спортивную секцию по футболу.
01.10.11 г.
Робик
Объявление.
15 декабря 2011 года в 15.00 часов в спортзале МОУ СОШ № 12 состоится товарищеская встреча по футболу между командами 3 “А” и 4 “А” классов.
Приглашаются все желающие.
12.12.2011 г.
Спорткомитет школы
Литература
- Методические рекомендации “Уроки русского языка в 4 классе”, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.
- Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. Кн.2. Книга для учителя М. Первое сентября. 2000.
- Я иду на урок в начальную школу. Тесты по русскому языку. Сб. – М. Олимп, Первое сентября, 1999.
Используемые материалы
- Я иду на урок. Повторяем правила написания мягкого знака. В. Сотникова. Первое сентября № 9, 2011.
21.05.2012
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai