Рабочая программа по русскому языку для спо по фгос 4 поколения – Рабочая программа по русскому языку для СПО по ФГОС 3 поколения
Введение | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Цели и задачи учебной дисциплины. Требования к организации познавательной учебной деятельности студентов. | ||||||
Практические занятия № 1 Определение уровня сформированности у студентов умений и навыков по русскому языку. Выбор реферативных тем. | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к защите рефератов по общим вопросам русского языка. Подготовка связных устных и письменных высказываний по общим вопросам русского языка: язык как средство общения и форма существования национальной культуры; язык и общество; язык как развивающееся явление; язык как система; основные уровни языка. | 9 | ||||||
Раздел 1. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | 11 | ||||||
Тема 1.1. Фонетика Русская графика. Обобщающее повторение фонетики, графики. | Содержание учебного материала (практические занятия) | 5 | |||||
1 | Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Фонетические единицы. Классификация, характеристика, чередование звуков. Понятия о звуках и буквах русского языка. Основные правила передачи на письме звучащей речи. Фонетическая транскрипция. | 3 | |||||
2 | Слог и слогоделение. Понятие слога. Типы слогов в русском языке. Принципы и правила слогоделения в русском языке. Правила переноса слов. | ||||||
3 | Понятие о графике. Графические средства: алфавит, его характеристика. Небуквенные графические средства. Особенности русской графики. | ||||||
Практические занятия: Выполнение упражнений: соотношение буквы и звука, характеристика звуков, фонетический разбор слов, фонетическая транскрипция. Деление слов на слоги, выполнение переноса слов. | 5 | ||||||
Контрольные работы | — | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Обобщающее Повторение содержания учебного материала, составление памяток для фонетического разбора, фонетической транскрипции, деления слов на слоги, переноса слов. | 2 | ||||||
Тема 1.2. Орфоэпия Обобщающее повторение орфоэпических норм современного русского языка | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Особенности русского словесного ударения. Ударение, его виды и функции. Ударение словесное и логическое. Интонация, ее характеристики, функции. Типы интонационных конструкций. Интонационное богатство русской речи. | 3 | |||||
2 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Понятие об орфоэпической норме. Орфоэпические нормы: произносительные и акцентологические (нормы ударения). Закрепление орфоэпических норм современного русского литературного языка в словарях и справочниках. Использование орфоэпического словаря. | ||||||
Практические занятия Работа с карточками на орфоэпические нормы: произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов, произношение аббревиатур. Словарный диктант акцентологический минимум. Работа с орфоэпическим словарем. | 2 | ||||||
Контрольные работы | — | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Обобщающее Повторение содержания учебного материала и составление памятки на произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов, произношение аббревиатур. | 1 | ||||||
Тема 1.3. Орфография. Обобщающее повторение орфографических норм. | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Понятие орфографии. Разделы, единицы, принципы русской орфографии. | 3 | |||||
2 | Орфографическое правило. Понятие о безударных гласных в корне. Понятия о сомнительных и непроизносимых согласных. Понятие о двойных согласных. Понятие «слова-исключения», «словарные слова». Употребление Ь и Ъ знаков. Употребление прописных и строчных букв. | ||||||
Практические занятия Выполнение упражнений по карточкам на правописание сомнительных и непроизносимых согласных, употребление Ь и Ъ знаков, употребление прописных и строчных букв. Словарный диктант. Орфографический разбор слова. Групировка слов по орфографическому принципу. | 3 | ||||||
Контрольные работы Комплексный словарный диктант орфографический минимум на правописание гласных и согласных орфограмм. | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление памяток на орфографические правила. Выполнение упражнений. Работа с орфографическим словарем. Работа с учебной и справочной литературой. | 2 | ||||||
Раздел 2. Морфемика, словообразование, орфография. | 8 | ||||||
Тема 2.1. Морфемика Обобщающее повторение состава слов, орфограмм, связанных с правописанием некоторых морфем | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Морфемика как раздел русского языка о морфемах и морфемном составе слова. Понятие морфемы как значимой части слова. Типы морфем. Понятие о приставке, суффиксе, корне слова, окончании. Непроизводная и производная основа. | 3 | |||||
Практические занятия Выполнение упражнений на определение состава слова. Морфемный разбор слова. Работа с карточками: правописание приставок: не изменяющихся на письме, безударных гласных в приставках ПРИ — / — ПРЕ -, конечных согласных в приставках, приставок на З — / С -. Правописание гласных и согласных на стыке приставки и корня. Правописание И – Ы после приставок. Правописание двойных согласных на стыке приставки и корня. Особенности правописания разделительных Ъ и Ь знаков. Слитное и дефисное написание приставок. Правописание гласных после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях. Работа с орфографическим и толковым словарем. | 4 | ||||||
Контрольные работы | — | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление опорного конспекта по теме: «Понятие морфемы как значимой части слова». Составление памяток на правописание приставок и гласных после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях. | 2 | ||||||
Тема 2.2. Словообразование Обобщающее повторение образования слов, орфограмм, связанных со словообразованием. | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Способы словообразования знаменательных частей речи. Словообразовательный словарь. Понятие об этимологии. Заимствованные слова. Словарь заимствованных слов. | 3 | |||||
Практические занятия Выполнение словообразовательного анализа слов. Работа по карточкам на правописание сложных слов. Общие правила правописания сложных слов. Правописание слов с двумя корнями. Правила слитного или дефисного написания сложных слов. Работа со словообразовательным словарем. | 3 | ||||||
Контрольные работы Комплексная работа на определение состава слова, правописание сложных слов, повторение пройденных орфограмм. Итоговая работа по 2-м разделам | 1 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Обобщающее повторение и Составление теоретической базы словообразования, памяток на правописание сложных слов. | 1 | ||||||
Раздел 3. Морфология и орфография. | 32 | ||||||
Тема 3.1. Самостоятельные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Обобщающее повторение, основные правила правописания. | Содержание учебного материала | 8 | |||||
1 | Морфология как раздел, изучающий части речи русского языка. Самостоятельные, служебные части речи, междометие. Принципы распределения слов по частям речи. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). | 3 | |||||
2 | Имя существительное. Понятие ИС, лексико-грамматические разряды, род, число, падеж, склонение. Трудные случаи употребления имен существительных в современном русском языке. Морфологический разбор части речи. | ||||||
3 | Имя прилагательное. Понятие ИП, лексико-грамматические разряды, степени сравнения имен прилагательных. Трудные случаи употребления имен прилагательных в современном русском языке. | ||||||
Практические занятия Выполнение упражнений на определение одушевленности, числа, рода, падежа. Правописание имен существительных: окончаний Е, И в родительном, дательном и предложном падежах; НЕ с ИС, суффиксов ИС, сложных существительных. Правописание имен прилагательных: суффиксов и окончаний. Правописание сложных прилагательных. Правописание НЕ с прилагательными. | 8 | ||||||
Контрольные работы | — | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Обобщающее Повторение содержания учебного материала и составление памяток на орфограммы. Выполнение морфологического разбора ИС, ИП. | 2 | ||||||
Тема 3.2. Имя числительное. Местоимение. Обобщающее повторение, основные правила правописания. | Содержание учебного материала | 6 | |||||
1 | Имя числительное. Понятие ИЧ. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Употребление числительных в речи. | 3 | |||||
2 | Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. | ||||||
Практические занятия Имя числительное. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Трудные случаи употребления имен числительных в современном русском языке. Правописание числительных. Склонение ИЧ. Правописание ИЧ с ИС и ИП. Местоимение. Трудные случаи употребления местоимений в современном русском языке. Правописание местоимений. | 6 | ||||||
Контрольные работы | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Обобщающее Повторение содержания учебного материала и составление памяток на орфограммы. Выполнение морфологического разбора ИЧ, местоимения | 2 | ||||||
Тема 3.3. Глагол. Деепричастие. Причастие. Обобщающее повторение, основные правила правописания. | Содержание учебного материала | 8 | |||||
1 | Глагол. Понятие Г. Грамматические признаки глагола. Употребление форм глагола в речи. | 3 | |||||
2 | Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. | ||||||
3 | Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. | ||||||
Практические занятия Правописание глаголов: суффиксов суффиксов –ова-, -ева-, ыва-, -ива- и личных окончаний глагола. Ь знак в глаголах. Правописание НЕ с глаголами. Правописание причастий: суффиксов и окончаний. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Правописание деепричастий: НЕ с деепричастиями. Особенности построения предложений с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. | 8 | ||||||
Контрольные работы | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Обобщающее Повторение содержания учебного материала и составление памяток на орфограммы. Выполнение морфологического разбора самостоятельных частей речи: глагола, причастия, деепричастия. Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей. | 2 | ||||||
Тема 3.4. Наречие. Слова категории состояния. Обобщающее повторение, основные правила правописания | Содержание учебного материала | 4 | 3 | ||||
1 | Наречие. Понятие Н, грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. | ||||||
2 | Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. | ||||||
Практические занятия Работа с карточками на отработку навыка правописания: НЕ с наречиями, Ь знак в наречиях, суффиксы О, А в наречиях. Дефис в наречиях. Правописание Н и НН в различных частях речи; правописание НЕ с различными частями речи. Комплексное упражнение на правописание самостоятельных частей речи. Работа с лингвистическими словарями. | 4 | ||||||
Контрольные работы | — | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление памяток на орфограммы. Работа с лингвистическими словарями. | 1 | ||||||
Тема 3.5. Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы. Междометие и звукоподражатель ные слова. Обобщающее повторение, основные правила правописания | Содержание учебного материала | 6 | |||||
1 | Предлог как часть речи. Разделение функций предлогов. Определение их функций в речи. | 3 | |||||
2 | Союз как часть речи. Разделение функций союзов. | ||||||
3 | Частица как часть речи. Правописание частиц. Определения частицы. Разделение функций частиц. | ||||||
4 | Междометия и звукоподражательные слова. Употребление междометий в речи. | ||||||
Практические занятия Выполнение упражнений на употребление предлогов в составе словосочетаний, употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Выполнение упражнений на употребление союзов в простом и сложном предложении. Обобщающее повторение правописания частиц не и ни с разными частями речи. Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных и служебных частей речи. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. | 4 | ||||||
Контрольные работы Промежуточная контрольная работа по разделу. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Повторение и обобщение составление опорного конспекта служебных частей речи по темам: Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Союзы как средство связи предложений в тексте. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Частицы как средство выразительности речи. | 2 | ||||||
Раздел 4. Синтаксис и пунктуация. | |||||||
Тема 4.1. Словосочетание. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. | 3 | |||||
2 | Словосочетание как составная часть предложения. Понятия о словосочетании, виды, строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. | ||||||
Практические занятия Выполнение упражнений на употребление нормы построения словосочетаний. Выполнение синтаксического разбора словосочетаний. Комплексное повторение орфограмм. | 2 | ||||||
Контрольные работы | — | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Значение словосочетания в построении предложения. Основные выразительные средства синтаксиса. | 1 | ||||||
Тема 4.2. Простое предложение. Пунктуация в простом предложении. | Содержание учебного материала | 10 | |||||
1 | Понятия о простом предложении. Отличие предложения от словосочетания. Главные и второстепенные предложения. Виды простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию главных и второстепенных членов предложения. | 3 | |||||
2 | Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Простое и составное подлежащее. Простое и составное сказуемое. | ||||||
3 | Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). | ||||||
4 | Односоставные предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. | ||||||
5 | Неполные предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения. Безличные предложения. | ||||||
Практические занятия Знаки препинания в конце предложения. Выполнение упражнений на поиск в тексте грамматической основы, второстепенных членов предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Поиск в тексте видов простых предложений Определение типа предложений. Синтаксический разбор предложений. Составление схем простого предложения. | 10 | ||||||
Контрольные работы | — | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта. Интонационное богатство русской речи. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Использование неполных предложений в речи. | 3 | ||||||
Тема 4.3. Осложненное простое предложение. Пунктуация осложненного предложения. | Содержание учебного материала | 3 | |||||
1 | Предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. | 3 | |||||
2 | Предложения с обособленными и уточняющими членами. Виды обособленные второстепенных членов предложения. Уточняющие члены предложения. | ||||||
3 | Предложения со сравнительным оборотом. | ||||||
Практические занятия Определение типа предложений, синтаксический разбор предложений. Знаки препинания при однородных членах предложений. Знаки препинания осложненного предложения: обособление определений, дополнений, обстоятельств. Обособление приложений, Обособление предложений со сравнительным оборотом. Составление схем простого осложненного предложения. | 3 | ||||||
Контрольные работы | — | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. | 2 | ||||||
Тема 4.4. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. | Содержание учебного материала | 6 | |||||
1 | Вводные слова и предложения. Вводные конструкции. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. | 3 | |||||
2 | Построение предложений с обращением. | ||||||
3 | Построение предложений с междометием. | ||||||
Практические занятия Знаки препинания в предложениях с вводными словами, предложениями, вводными конструкциями. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии. Составление схем предложений с вводными словами, обращением, междометием. Синтаксический разбор предложений. | 6 | ||||||
Контрольные работы | — | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта: Употребление вводных слов в речи, стилистическое различие между ними. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Употребление междометий в речи. | 2 | ||||||
Тема 4.5. Способы передачи чужой речи. | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. | 3 | |||||
2 | Цитирование. Понятие цитирования. Различные способы цитирования. | ||||||
Практические занятия Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитировании. | 4 | ||||||
Контрольные работы | — | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта. Составление схем предложений с прямой и косвенной речью; цитатами. | 1 | ||||||
Тема 4.7. Сложное предложение. Пунктуация сложного предложения | Содержание учебного материала | 10 | |||||
1 | Сложносочиненное предложение. Понятие о ССП. Сложносочиненные предложения с различными союзами. | 3 | |||||
2 | Сложноподчиненное предложение. Понятие о СПП. СПП с одним придаточным и с несколькими придаточными. Виды связи в СПП. | ||||||
3 | Бессоюзное сложное предложение. Понятие о БСП. | ||||||
Практические занятия. Выявление сложных предложений в тексте, определение типа предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Составление схем сложных предложений. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | 8 | ||||||
Контрольные работы Промежуточная контрольная работа. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта. | 4 | ||||||
Раздел 5. Лексика и фразеология. | 4 | ||||||
Тема 5.1. Слово в лексической системе языка. | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Лексическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. | 3 | |||||
2 | Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы. | ||||||
3 | Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. | ||||||
4 | Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. | ||||||
5 | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. | ||||||
Практические занятия Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Лексические нормы. Нормативное употребление фразеологизмов.и архаизмов Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Анализ текста с целью выявления различной лексики. Лексико-фразеологический разбор. Работа со словарями. | 4 | ||||||
Контрольные работы. | — | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Словари русского языка. | 2 | ||||||
Всего: | 78 / 39 |
multiurok.ru
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ | 2 | |
Тема 1. Русский язык в современном мире. Стили и типы речи. Понятие о норме литературного языка. | Содержание учебного материала | 2 | |
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственый язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных стилях; основные функциональные стили современного русского литературного языка. Типы речи. | ** | ||
Самостоятельная работа обучающихся Язык и его функции. Русский язык в современном мире. | 1 | ||
Раздел:2 | Лексика. Фразеология. | 8 | |
Тема 1. Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления. Многозначные слова и их употребление. Тропы. | Содержание учебного материала | 2 | |
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. | ** | ||
Самостоятельная работа обучающихся Язык и культура. | 1 | ||
Тема 2. Текст как произведение речи. | Содержание учебного материала | 2 | |
Слово как важнейшая единица языка. Лексическое значение слова. Нарушения лексических норм. Лексическая сочетаемость слов. Многозначность слов. Прямое и переносное значение слова. Многозначность слова как стилистическое средство. Тропы как выразительные средства языка. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Культура речи. Нормы русского языка. | 1 | ||
Тема 3. Употребление синонимов, антонимов, омонимов. Употребление стилистически ограниченной лексики | Содержание учебного материала | 2 | |
Омонимы и их употребление. Синонемы и их употребление. Экспрессивнвя окрашенность синонимов. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. | |||
Тема 4. Заимственные слова и их употребление. Употребление устаревших слов и неологизмов | Содержание учебного материала | 2 | |
Заимствованные слова и их употребление. Исконно русские слова. Старославянизмы. Иноязычные слова. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Происхождение слов. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Стилистика и синонимические средства языка. | 1 | ||
Тема 5 Употребление фразеологизмов. Фигуры речи как выразительные средства языка. Словари русского языка. | Содержание учебного материала | 2 | |
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Происхождение фразеологических оборотов. Фразеологические нормы. Изобразительно — выразительные средства русского языка ( фигуры речи). Лексикография. | |||
Раздел 3. | Орфоэзия. | 2 | |
Тема 1. Орфоэпические нормы русского языка | Содержание учебного материала | 2 | |
Орфоэпия. Особенности системы русского языка. Основные правила произношения. | ** | ||
Самостоятельная работа обучающихся Русское письмо и его эволюция. | 1 | ||
Раздел 4. | Морфемика. Словообразование. Орфография | 14 | |
Тема 1. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление Ь на письме. | Содержание учебного материала | 2 | |
Орфография. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Принцип раздельного написания слов. Написание слов с прописной буквы. Употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных, для обозначения грамматических форм. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Письмо и орфография. Принципы русской орфографии. | 1 | ||
Тема 2. Состав слова. Употребление однокоренных слов. Основные способы образования слов. Правописание гласны в корне слова. Правописание гласных после шипящих и Ц | Содержание учебного материала | 2 | |
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Морфемный разбор слова. Родственные или однокоренные слова. Употребление однокоренных слов. Тавтология. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Разбор слова по составу. Словообразовательный разбор. Словообразовательные словари. Правописание гласных в корне слова. Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые). Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Русская пунктуация и ее назначение. | 1 | ||
Тема 3. Правописание согласных в корне слова. Двойные согласные. Международные словообразовательные элементы | Содержание учебного материала | 2 | |
Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизвольных согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Международные словообразовательные элементы и их значения. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения. | 2 | ||
Тема 4. Правописание приставок | Содержание учебного материала | 2 | |
Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Сочетание согласных на стыке приставки и корня. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю. | 2 | ||
Тема 5. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок | Содержание учебного материала | 2 | |
Написание Ъ и Ь, правила написания букв Ы, И в корне после приставок. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка. | 2 | ||
Тема 6. Буквы Е и О после шипящих и Ц. Общие правила правописания сложных слов | Содержание учебного материала | 4 | |
Правописание букв Е и О после шипящих и Ц. Правила правописания сложных слов. Обобщающее повторение ранее изученного. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация. | 1 | ||
Раздел 4. | Морфология. Самостоятельные части речи | 30 | |
Тема 1. Правописание существительных | Содержание учебного материала | 6 | |
Морфология как раздел науки о языке. Части речи в русском языке. Имя существительное как часть речи. Род имен существительных. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода нескольких имён существительных. Число имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. Правописание фамилий в творительном падеже и названий населенных пунктов. правописание суффиксов имён существительных. Правописание сложных имён существительных. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. | 1 | ||
Тема 2. Правописание прилагательных. | Содержание учебного материала | 4 | |
Имя прилагательное как часть речи . Лексико-грамматические разряды имён прилагателных.Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная (простая или составная) степени качественных прилагательных.. Ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Прилагательное относительное и притяжательные . Правописание окончаний имён прилагательных. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи. | 1 | ||
Тема 3. Имя числительное. | Содержание учебного материала | 2 | |
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов. Склонение имён числительных . Правописание имён числительных. Употребление имён числительных вв речи. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Роль словосочетания в построении предложения. | 1 | ||
Тема 4. Местоимение. | Содержание учебного материала | 2 | |
Особенности употребления местоимения. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений | |||
Самостоятельная работа обучающихся Синонимия простых предложений. | 1 | ||
Тема 5. Глагол. | Содержание учебного материала | 2 | |
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Категория времени глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Спряжение глаголов. Правописание окончаний глаголов. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Возвратные глаголы. | 1 | ||
Тема 6. Причастие и деепричастие. | Содержание учебного материала | 6 | |
Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий. Причастия действительные и страдательные. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Причастный оборот. Деепричастие как глагольная форма. Вид деепричастия. Образование деепричастий. Значение и употребление деепричастий. Ошибки в употреблении деепричастий. Деепричастный оборот. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом. | 1 | ||
Тема 7. Наречие. | Содержание учебного материала | 2 | |
Наречие как часть речи. Разряд наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на шипящую. Слитное написание наречий. Обобщающее повторение правописания Н и НН в словах разных частей речи. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Правописание наречий. | 1 | ||
Тема 8. Правописание предлогов, союзов, частиц. | Содержание учебного материала | 2 | |
Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Правописание частиц. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Союзы как средство связи предложений в тексте. | 1 | ||
Тема 9. Правописание НЕ со словами разных частей речи. Правописание частицы НИ. | Содержание учебного материала | 4 | |
Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. | |||
Раздел 5. | Синтаксис и пунктуация. | 22 | |
Тема 1. Основные единицы синтаксиса. | Содержание учебного материала | 4 | |
Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Словари русского языка и сфера их использования. | 1 | ||
Тема 2. Словосочетание. | Содержание учебного материала | 4 | |
Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. | |||
Тема 3. Простое предложение. | Содержание учебного материала | 4 | |
Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложения. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка. | 1 | ||
Тема 4. Осложненное простое предложение. | Содержание учебного материала | 4 | |
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Использование простых предложений в речи. | |||
Тема 5. Сложное предложение. | Содержание учебного материала | 6 | |
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. | |||
Всего: | 103 |
nsportal.ru
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Входной контроль. Тесты. | 2 | 2 | |||
Введение 4ч. + 10ч. (с/р) | |||||
Введение | Содержание учебного материала | 2 2 | 1 | ||
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Практические занятия №1 Проведение беседы о современном состоянии русского языка. Составление таблиц «Уровни языка», «Нормы литературного языка». | |||||
Самостоятельная работа студента: наизусть прочитать 2-3 высказывания великих людей о богатстве и выразительности русского языка. Доказать справедливость этих высказываний; определить по словарям и справочникам терминов: русский национальный язык, русский литературный язык; составление обобщающих таблиц: русский национальный язык; подготовка сообщения на тему: «Русский язык — один из языков ООН»; написать обзор источников по теме «Понятие о русском литературном языке и языковой норме» (не менее 10 источников). | 2 2 2 2 | ||||
Раздел 1. Лексика и фразеология 10ч. + 8ч. (с/р) | |||||
Тема 1.1 Лексическая система русского языка | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Лексика. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. | |||||
Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас. Лексические нормы. Лексические словари. Практические занятия №2Изучение лексических групп слов. Работа с лексическими словарями. | 2 2 | ||||
Самостоятельная работа студента: — нахождение диалектов, просторечных слов и вульгаризмов в произведениях современных писателей и поэтов (В. Белов, Е. Евтушенко, Б. Можаев, А. Вознесенский) поиск антитезы, оксюморона и языковых средств их создания на примере М. Ю.Лермонтова, А. Блока, А. Ахматовой | 2 2 | ||||
Тема 1.2 Фразеологические единицы | Содержание учебного материала | 2 2 | 2 | ||
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Практические занятия №3 Изучение фразеологических единиц. Работа с фразеологическими словарями. | |||||
Самостоятельная работа студента: — составление словарика на основе стилистически окрашенной фразеологии крылатых слов- оборотов, заимствованных из античной литературы, Ветхого и Нового завета, произведений русских и зарубежных писателей; — подготовка сообщений: «Пословицы и поговорки русского народа, как один из основных источников фразеологии», «Фразеологическое новаторство писателей: нахождение авторских фразеологизмов в художественных текстах В.Маяковского, А.Твардовского». | 2 2 | ||||
Раздел 2 . Фонетика и орфоэпия 6ч. + 4ч. (с/р) | |||||
Тема 2.1 Фонетические единицы | Содержание учебного материала | 2 2 | 2 | ||
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Фонетический разбор слова. Практические занятия №4 Изучение фонетических единиц. Фонетический разбор слова. | |||||
Самостоятельная работа студента: подобрать фрагменты художественных текстов, в которых использована звукопись как изобразительное языковое средство на примере произведений Б.Пастернака, К. Бальмонта подготовка сообщений «Стилистические функции звукописи в художественной речи (звукоподражание, выразительно — изобразительные функции звукописи, эмоционально- экспрессивные функции звукописи, понятие звукообраза) на примере произведений А.Пушкина, А.Блока, С. Есенина, И. Тургенева» (по выбору студента) | 2 2 | ||||
Тема 2.2 Основные правила произношения | Содержание учебного материала Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. | 2 | 2 | ||
Раздел 3. Графика и орфография 12ч. + 2ч. (с/р) | |||||
Тема 3.1 Графические средства передачи устной речи на письме. Типы орфограмм | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 | ||
Графика и русский алфавит. Орфография. Основные типы орфограмм Практические занятия №5 Изучение графических средств передачи устной речи на письме, основных типов орфограмм. Выполнение упражнений. | |||||
Тема 3.2 Правописание | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 | ||
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. | |||||
Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание И – Ы после приставок | 2 | 1,2 | |||
Правописание сложных слов. Употребление буквы Ь. Практические занятия №6 Изучение правил написания слов. Составление алгоритмов и таблиц по орфографии. Выполнение упражнений. | 2 2 | 1,2 | |||
Самостоятельная работа студента: составление словарного диктанта по произведению И.А.Гончарова «Обломов» | |||||
Раздел 4. Морфемика и словообразование 8ч. + 4ч. (с/р) | |||||
Тема 4.1 Морфемный состав слова | Содержание учебного материала Морфемика. Понятие морфемы как значимой части слова. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Практические занятия №7 Изучение морфемного состава слов. Морфемный разбор слова. Работа со словарями. Выполнение упражнений | 2 2 | 2 | ||
Тема 4.2 Способы словообразования | Содержание учебного материала Словообразование. Способы словообразования Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Практические занятия №8 Изучение способов словообразования. Составление таблицы «Способы словообразования». Словообразовательный разбор слов. Выполнение упражнений. | 2 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа студента: провести наблюдение за стилистическим использованием книжных и разговорно-просторечных словообразовательных средств в произведениях В. Распутина, В. Абрамова; работа со словарями по подбору словообразовательных архаизмов по произведениям А. Пушкина; провести наблюдение за окказиональным словообразованием. Доказать, что авторские слова создаются по типичным словообразовательным моделям русского языка, на примере произведений В. Маяковского, И. Северянина поиск в художественных текстах слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами на примере произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова — Щедрина, И. С.Тургенева, Ф. М.Достоевского | 1 1 1 1 | ||||
Раздел 5. Морфология и орфография 20ч. + 14ч. (с/р) | |||||
Тема 5.1 Самостоятельные части речи, их правописание | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Морфология. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Самостоятельные и служебные части речи. | |||||
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа студента: — прочитать стихотворение О.Мандельштама «Звук осторожный и глухой». Выписать из стихотворения имена существительные и сделать морфологический разбор (не менее двух) | 2 | ||||
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. | 2 | 2 | |||
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. | 2 | 2 | |||
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Местоимение как средство связи предложений в тексте. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа студента: — провести наблюдение над использованием местоимений для создания комических эффектов на примере произведений А.П. Чехова «Вишневый сад» — анализ произведений А. Блока: Стилистическое использование местоимений в художественной речи — провести наблюдение над ролью языковых средств создания эпитетов и использования постоянных эпитетов в произведениях фольклора — подбор примеров стилистического использования имен числительных в художественной речи на примере произведений: А. Пушкин «Пиковая дама», Н. Некрасов » Вчерашний день, в часу шестом…», А. Блок «Двенадцать» | 2 2 2 2 | ||||
Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа студента: объяснить для каких целей в художественных текстах глаголы одного времени могут использоваться в значение другого времени на примере произведений Л. Толстого привести примеры стилистической функции имен и фамилий героев в художественных произведениях Н. Островского, А. Чехова, Ф. Достоевского | 2 2 | ||||
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. | 2 | 2 | |||
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Особенности построения предложений с деепричастиями. | 2 | 2 | |||
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. Практические занятия №9 Морфологический разбор самостоятельных частей речи. Выполнение упражнений. | 2 2 | 2 | |||
Раздел 6. Служебные части речи 8ч. + 2ч. (с\р) | |||||
Тема 6.1 Служебные части речи, их правописание | Содержание учебного материала | ||||
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа студента: — выписать из рассказа И.Бунина «Легкое дыхание», сочетания существительных и местоимений с предлогами, распределяя их на две группы: 1) с непроизводными предлогами; 2) с производными предлогами. | 1 | ||||
Союз как часть речи Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. | 2 | 2 | |||
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. | 2 | 2 | |||
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа студента: — Роль служебных слов и междометий в передачи эмоций и чувств из произведений А. С.Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф. И.Тютчева, А. Куприна, А. П.Чехова (подбор примеров) | 1 | ||||
Раздел 7 . Синтаксис и пунктуация 30ч. + 7ч. (с/р) | |||||
Тема 7.1 Основные единицы синтаксиса | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании | |||||
Предложение. Прямой и обратный порядок слов. Практические занятия №10 Синтаксический разбор словосочетаний. Выполнение упражнений. | 2 2 | 2 | |||
Тема 7.2 Простое предложение | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Виды предложений по цели высказывания. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. | |||||
Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений. Полные и неполные предложения. | 2 | 2 | |||
Осложненное простое предложение. Предложения с однородными, обособленными и уточняющими членами предложения. Знаки препинания при них. | 2 | 2 | |||
Вводные слова и предложения. Знаки препинания при обращении и междометии. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, цитатах, диалоге. Практические занятия № 11 Синтаксический разбор простых предложений. Выполнение упражнений. | 2 2 | ||||
Самостоятельная работа студента: — подбор примеров экспрессивного использования однородных членов предложения в художественном тексте на примере произведений Н. Рубцова, А. Чехова, Л. Толстого. — характеристика интонационных особенностей восклицательных предложений и их употребления в речи на примере произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова — анализ отрывка с указанием примеров инверсии как изобразительного средства языка в произведениях А. Пушкина «Евгений Онегин», «Осень» | 1 1 1 | ||||
Тема 7.3 Сложное предложение | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | |||||
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 2 | 2 | |||
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 2 | 2 | |||
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Практические занятия № 12 Синтаксический разбор сложных предложений. Выполнение упражнений | 2 2 | ||||
Самостоятельная работа студента: составить три сложноподчиненных предложения с придаточными места на тему «Петербург М.Ю.Лермонтова» характеристика интонационных особенностей вопросительных предложений: риторический вопрос и его художественные функции в произведениях М. Лермонтова, В. Маяковского, С. Есенина | 1 1 | ||||
Тема 7.4 Способы передачи чужой речи | Содержание учебного материала | 2 2 | 1 | ||
Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. Практические занятия № 13 Составление таблицы «Знаки препинания при прямой речи» Составление схем предложений | |||||
Самостоятельная работа студента: подбор примеров: прямая речь как средство речевой характеристики литературного персонажа (Н. В.Гоголь «Мертвые души») нахождение в произведениях С. Есенина, А. Блока, А. Твардовского обращений как средств поэтического синтаксиса | 1 1 | ||||
Раздел 8 . Язык и речь. Функциональные стили речи 16ч. + 6ч. (с/р) | |||||
Тема 8.1 Язык и речь | Содержание учебного материала | 2 2 | 2 | ||
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский язык в современном мире. Язык как си |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Общие компетенции | Дескрипторы сформированности (действия) | Уметь | Знать | |||||||||||||
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Обладать способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. | Умение использовать знание русского языка в профессиональной деятельности, социальной и профессиональной коммуникации и межличностном общении | Знать основные нормы русского литературного языка и их разновидности; нормы речевого этикета в различных сферах общения | |||||||||||||
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Владение культурой мышления Владение навыками осознанного чтения Владение нормами деловой переписки и делопроизводства Владение навыками деловой, письменной и устной коммуникации в профессиональной сфере. | Умение использовать знание русского языка в профессиональной деятельности, социальной и профессиональной коммуникации и межличностном общении | Знать нормы современного русского литературного языка; владеть стилистическими, коммуникативными, этическими нормами, их национально-культурной спецификой. Знание основ делового общения, основных принципов построения монологических текстов и диалогов, характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации | |||||||||||||
ОК 4. Осуществлять поиск и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Владение основами профессиональной этики и речевой культуры. Владение культурой мышления Владение навыками осознанного чтения Владение нормами деловой переписки и делопроизводства Владение навыками деловой, письменной и устной коммуникации в профессиональной сфере. | Уметь работать над литературой вопроса; при устном воспроизведении письменных текстов различных жанров использовать интонационные средства, адекватные содержанию, эмоциональной и экспрессивной окрашенности текста; править с точки зрения литературного языка тексты устного и письменного характера. | Знать нормы современного русского литературного языка; владеть стилистическими, коммуникативными, этическими нормами, их национально-культурной спецификой. Знание основ делового общения, основных принципов построения монологических текстов и диалогов, характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации | |||||||||||||
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | Владение основами профессиональной этики и речевой культуры. Владение культурой мышления Владение навыками осознанного чтения Владение нормами деловой переписки и делопроизводства | Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь | Знание основ современного русского языка и делового общения, основных принципов построения монологических текстов и диалогов, характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации | |||||||||||||
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами. | Обладать способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Владение навыками деловой, письменной и устной коммуникации в профессиональной сфере. | Умение использовать знание русского языка в профессиональной деятельности, социальной и профессиональной коммуникации и межличностном общении; использовать основные интонационные конструкции в монологической и диалогической устной речи | Знание основ современного русского языка и делового общения, основных принципов построения монологических текстов и диалогов, характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации | |||||||||||||
ПК 1.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную) обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом. | Владение культурой устной и письменной речи Владение культурой мышления Владение основами профессиональной этики и речевой культуры. | Уметь углублять собственные знания; строить тексты различных жанров устной и письменной речи в различных функциональных стилях; самостоятельно анализировать социально- политическую и научную литературу. | Знать нормы современного русского литературного языка; владеть стилистическими, коммуникативными, этическими нормами, их национально-культурной спецификой. Знание основ делового общения, основных принципов построения монологических текстов и диалогов, характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации | |||||||||||||
ПК 2.8. Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов | Владение навыками деловой, письменной и устной коммуникации в профессиональной сфере. Владение нормами деловой переписки и делопроизводства | Умение использовать знание русского языка в профессиональной деятельности, строить тексты различных жанров устной и письменной речи в различных функциональных стилях | Знание основ делового общения, основных принципов построения текстов и диалогов, характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации | |||||||||||||
ПК 3.2.Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с детьми, подростками и молодежью с ограниченными возможностями здоровья. | Владение основами профессиональной этики и речевой культуры Владение лексическим минимумом общего и терминологического характера Владение нормами деловой переписки и делопроизводства | Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; строить тексты различных жанров устной и письменной речи в различных функциональных стилях | Знать нормы современного русского литературного языка; Знание основ делового общения, основных принципов построения монологических текстов и диалогов, характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации | |||||||||||||
ПК 3.3. Систематизиро-ать педагогический опыт в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | Владение культурой устной и письменной речи Владение культурой мышления Владение основами профессиональной этики и речевой культуры. Владеть стилистическими, коммуникативными, этическими нормами, их национально-культурной спецификой. | Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; строить тексты различных жанров устной и письменной речи в различных функциональных стилях Умение использовать знание русского языка в профессиональной деятельности | Знать нормы современного русского литературного языка; владеть стилистическими, коммуникативными, этическими нормами, их национально-культурной спецификой. Знание основ делового общения, основных принципов построения монологических текстов и диалогов, характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации | |||||||||||||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень усвоения | Осваиваемые элементы компетенций | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||||
Раздел 1. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 24 | |||||||||||||||
Тема 1.1 Нормативный аспект культуры речи | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 | ОК 1, 2,4,6 ПК 1.6 ПК 2.8 ПК 3.2 ПК 3.3 | ||||||||||||
1 | Язык и речь | |||||||||||||||
2 | Литературный язык: устная и письменная разновидности | |||||||||||||||
3 | Специфика устной и письменной речи. | |||||||||||||||
4 | Понятие культуры речи и речевого этикета. | |||||||||||||||
5 | Русская речь сегодня. | |||||||||||||||
6 | Современное состояние русской речи | |||||||||||||||
Тема 1.2 Языковая норма и история её развития | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 | ОК 1, 2,4,6 ПК 1.6 ПК 2.8 ПК 3.2 ПК 3.3 | ||||||||||||
1 | Понятие языковой нормы | |||||||||||||||
2 | Виды норм. | |||||||||||||||
3 | Колебания норм. | |||||||||||||||
4 | История развития языковой нормы. | |||||||||||||||
5 | Изменения грамматических норм русского литературного языка | |||||||||||||||
Тема 1.3 Орфоэпические нормы современного русского языка | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
multiurok.ru
Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС СПО (НПО)
СОДЕРЖАНИЕстр. | |
| |
| |
| |
|
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО:
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательные дисциплины базовые.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
— осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
— анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
— проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
— использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
— извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
— создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
— применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
— соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
— соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
— использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
— связь языка и истории, культуры русского и других народов;
— смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
— основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
— орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося часов;
самостоятельной работы обучающегося часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 59 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | |
внеаудиторной самостоятельной работы | |
Итоговая аттестация в форме тестирования |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.1. Введение Богатство русского литературного языка. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ Язык и речь | 3 | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Входной контроль. Язык как средство общения Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 1 | 3 | |
Тема 1.2. Лексика. Фразеология | 2 | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Анализ диктанта и работа над ошибками в диктанте. | 1 | ||
2. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. | 1 | ||
Тема 1.3 Морфемика. Словообразование. | 3 | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
Морфемный разбор. Словообразовательный разбор. Этимологический анализ слов. Понятие морфемы. Типы морфем (непроизводная и производная основы, окончание, корень, приставки, суффиксы). Способы словообразования. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Морфологический разбор различных частей речи; упражнения в соответствии с параграфами; синтаксический и пунктуационный разборы предложений; | 1 | 3 | |
Тема 1.4 Орфография. | 3 | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Алфавит. Принципы русской орфографии. Орфограммы- гласные: проверяемая гласная в корне слова, непроверяемая гласная в корне слова | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Сводная таблица «Чередующиеся гласные в корне слова» | 1 | 3 | |
Тема 1.5. Орфография. | 3 | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Чередующиеся гласные а-о, е-и в корнях слов, о- е -е после шипящих и ц. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Таблица «Орфограммы- согласные: непроизносимые согласные в корне слова, удвоенные согласные в корне слова.» | 1 | 3 | |
Тема 1.6. Орфография. | 3 | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Таблица «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- | 1 | 3 | |
Тема 1.7. Орфография. | 4 | ||
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Правописание и-ы после приставок. Правописание приставок пре-, при. Правописание приставок, оканчивающихся на з-с. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Таблица «Правописание и-ы после приставок. Правописание приставок пре-, при. Правописание приставок, оканчивающихся на з-с.» | 2 | 3 | |
Тема 1.8. Орфография. | 4 | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Правописание сложных слов. Употребление ь и ъ знаков. Диктант. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: работа над ошибками | 2 | 3 | |
Зачет. Итоговый урок. | 4 | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Зачет. Итоговый урок. Тестирование. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с терминологическими словарями и справочниками. Анализ и составление деловых бумаг; подготовка устного выступления, дискуссии. | 2 | 3 | |
Тема 1.9. Морфология. | 3 | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Употребление форм имен существительных в речи. | 1 | 3 | |
Тема 1.10. Морфология. | 4 | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Употребление форм имен существительных в речи. | 2 | 3 | |
Тема 1.11. Морфология. | 4 | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Морфологический разбор прилагательного. | 2 | 3 | |
Тема 1.12. Морфология. | 4 | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление сводной таблицы «Правописание числительных.» | 2 | 3 | |
Тема 1.13. Морфология. | 2 | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. | 2 | ||
Тема 1.14. Морфология. | 2 | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. | 2 | ||
Тема 1.15 Морфология. | 2 | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. | 2 | ||
Тема 1. 16 Морфология. | 2 | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1.Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. | 2 | ||
Тема 1.17 Морфология. | 4 | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблицы «Правописание не с глаголами» | 2 | 3 | |
Тема 1.18 Контрольная работа | 4 | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Диктант с грамматическим заданием. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа над ошибками | 2 | 3 | |
Тема 1.19. Итоговый урок. | 4 | 2 | |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Анализ диктанта. Работа над ошибками. Тестирование. Подведение итогов. | 2 | ||
Всего | 39/20 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы;
Оборудование учебного кабинета: рабочее место преподавателя, количество посадочных мест по числу обучающихся.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор.
3.2 Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.. Москва. Просвещение. 2001
2.Русский язык. Учебник 10-11кл. Базовый уровень. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Москва. Просвещение. 2001
Дополнительные источники:
1. В.Даль. Толковый словарь русского языка. М., 2006
2. И.К. Новиченок. Русский язык. Грамматика в таблицах и схемах. Санкт – Петербург 2003
3. Орфографический словарь.
4. Словарь трудностей русского языка М.,1984
5. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И., М., 2004
6. Энциклопедический словарь Ф.Брокгауз, И. Ефран. Современная версия. М.,2003
Интернет – ресурсы:
www.gramota.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплиныКонтроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения фронтальных опросов, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных и самостоятельных проверочных работ и во время итоговой аттестации.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь | |
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | Текущий контроль: |
| |
|
|
| |
| — устный и комбинированный опрос, — проверка на основе письменных, графических и практических работ, |
| — устный и комбинированный опрос, — проверка на основе письменных, графических и практических работ, |
| — систематическое наблюдение за работой обучающихся в обучении. |
| — систематическое наблюдение за работой обучающихся в обучении. |
| — устный и комбинированный опрос, — |
| — проверка на основе письменных, графических и практических работ, |
| устный и комбинированный опрос, — проверка на основе письменных, графических и практических работ, |
| — устный и комбинированный опрос, — проверка на основе письменных, графических и практических работ, |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать | |
Текущий контроль: | |
| Промежуточный контроль: |
-диктанты | |
— орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; | Итоговый контроль: зачет |
4
kopilkaurokov.ru
Объем часов | |||||||
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 | ||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 | ||||||
в том числе: | |||||||
контрольные работы | 4 | ||||||
зачёт | 1 | ||||||
тестирование | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 | ||||||
в том числе: | |||||||
| 1 8 3 4 6 3 14 | ||||||
Итоговая аттестация в форме письменного экзамена | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Тема 1.1. Фонетика | Содержание учебного материала | 3 | |||||
1 | Проверочный диктант. | 3 | |||||
2 | Анализ проверочного диктанта. | 3 | |||||
3 | Фонетический разбор слова. | 3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||||
Повторить тему «Фонетика». | |||||||
Содержание учебного материала | 6 | 3 | |||||
Тема 1.2. Лексика и фразеология | 1 | Общие сведения о языке. Роль русского языка в жизни общества. | 3 | ||||
2 | Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления. Паронимы. | 3 | |||||
3 | Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. | 3 | |||||
4 | Стили речи. | 3 | |||||
5 | Фразеологизмы. Работа с текстом. | 3 | |||||
6 | Роль орфоэпии в жизни человека. Орфоэпические нормы. | 3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||||
Сообщение « Язык и история народа» | |||||||
Тема 1.3. Словообразование.Морфология. Орфография. | Содержание учебного материала | 17 | |||||
1 | Прописная буква. | 3 | |||||
2 | Употребление ъ и ь. | 3 | |||||
3 | Состав слова. Разбор слова по составу. Способы образования слов. | 3 | |||||
4 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 3 | |||||
5 | Чередование гласных в корнях слов. | 3 | |||||
6 | Чередование гласных в корнях слов. | ||||||
7 | Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные. | 3 | |||||
8 | Двойные согласные. | ||||||
9 | Правописание приставок. | 3 | |||||
10 | Правописание приставок. | ||||||
11 | Правописание на стыке приставки и корня. | 3 | |||||
12 | Общие правила правописания сложных слов. Перенос слов. | 3 | |||||
13 | Правописание гласных после шипящих и Ц. | 3 | |||||
14 | Правописание Н и НН в различных частях речи. | 3 | |||||
15 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. | 3 | |||||
16 | Контрольный диктант. | 3 | |||||
17 | Анализ контрольного диктанта. | 3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||||
Повторить тему «Морфология». | |||||||
Тема 1.4. Части речи | Содержание учебного материала | 19 | |||||
1 | Имя существительное. | 3 | |||||
2 | Имя прилагательное. | 3 | |||||
3 | Имя числительное. | 3 | |||||
4 | Местоимение. | 3 | |||||
5 | Глагол. | 3 | |||||
6 | Причастие. | 3 | |||||
7 | Деепричастие. | 3 | |||||
8 | Наречие. | 3 | |||||
9 | Предлог. | 3 | |||||
10 | Союз. | 3 | |||||
11 | Частица. | 3 | |||||
12 | Тестирование по теме «Морфология». | 3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||||
Написание сообщения «Культура речи. Нормы русского языка» | |||||||
Тема 1.5. Синтаксис и пунктуация | Содержание учебного материала | 24 | 2 | ||||
1 | Словосочетание. | 3 | |||||
2 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | 3 | |||||
3 | Односоставные и двусоставные предложения. | 3 | |||||
4 | Синтаксический анализ простого предложения. | 3 | |||||
5 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 3 | |||||
6 | Знаки препинания между однородными членами предложения. | 3 | |||||
7 | Знаки препинания в простом осложнённом предложении. | 3 | |||||
8 | Знаки препинания при обособленных определениях. | 3 | |||||
9 | Знаки препинания при обособленных приложениях и дополнениях. | 3 | |||||
10 | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. | 3 | |||||
11 | Знаки препинания при уточняющих членах предложения. | 3 | |||||
12 | Знаки препинания при сравнительных оборотах. | 3 | |||||
13 | Знаки препинания при вводных словах и предложениях. | 3 | |||||
14 | Обращение. Междометия и слова-предложения Да и Нет. | 3 | |||||
15 | Знаки препинания при прямой речи, цитировании. | 3 | |||||
16 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 3 | |||||
17 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. | 3 | |||||
18 | Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами. | 3 | |||||
19 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с двумя или несколькими придаточными. | 3 | |||||
20 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 3 | |||||
21 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | 3 | |||||
22 | Синтаксический анализ сложного предложения. | 3 | |||||
23 | Контрольный диктант. | 3 | |||||
24 | Анализ к/д. | 3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||||
Сообщение: «Роль предложений с однородными членами в художественном тексте» | |||||||
Тема 1.6. Речь | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. | ||||||
2 | Средства связи предложений в тексте. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||||
Презентация «Видные ученые-лингвисты» | |||||||
Тема 1.7. Изобразительно-выразительные средства | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Тропы. | ||||||
2 | Стилистические фигуры. | ||||||
3 | Фонетические средства выразительности. | ||||||
4 | Изобразительные средства синтаксиса. | ||||||
5 | Тестирование по заданиям ЕГЭ. | 2 | |||||
Всего- 78ч. | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | ||||||
Знание: — языковых норм литературного языка, — культуры речи, — основных единиц и уровней языка. | Оценка редакторской работы текста. Оценка тестирования. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений. | ||||||
Умение: — определять требования к литературному языку, — правильного владения основами культуры речи, — различать основные единицы и уровни языка. | |||||||
Знание: орфоэпических, лексических, грамматических и пунктуационных норм речевого поведения | Оценка диктантов. Оценка тестирования. Оценка сочинений. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов. | ||||||
Умение: правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. | |||||||
Знание: орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. | Оценка работы с карточками. Оценка тестирования. Оценка контрольных работ. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов. | ||||||
Умение: соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |
doc4web.ru