cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Рабочая программа логика – Страница не найдена | МГУУ Правительства Москвы

Авторская рабочая программа по учебной дисциплине Логика

НОУ СПО «Чебоксарский кооперативный техникум»

Чувашпотребсоюза

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора НОУСПО

«Чебоксарский кооперативный техникум Чувашпотребсоюза

от 27 августа 2012г. № 167 — пд


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Логика»

для специальности 08 01 06.04 «Финансы организации»

2012 г.

ОДОБРЕНО

цикловой (предметной) комиссией естественно-научных дисциплин

Т. В. Козлова

« » 2012 г.

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 08 01 06.04 «Финансы организации»

Заместитель директора по учебно-методической работе

И.В. Ерохина

« » 2012г.

Автор: Козлова Т.В., преподаватель математики, информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности.

Рецензенты: Бакина В. М., председатель Республиканского Методического Объединения преподавателей информатики ССУЗов Чувашской Республики преподаватель ЧЭТС

Н. В. Куприна, председатель цикловой (предметной) комиссии учетно-экономических дисциплин

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического совета

Протокол № ___ от ____________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080106.04 «Финансы организации». Учебная дисциплина «Логика» является дисциплиной по выбору.

Цель курса «Логика» — формирование знаний студентами процесса логического мышления, понимания применения законов логики в научной и общественной деятельности.

Изучение дисциплины следует увязывать с такими дисциплинами как «Философия», «Математика», «Право», «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», и др.

Рабочая программа рассчитана на 32 часа.

Программа включает пояснительную записку, раскрывающую общую характеристику курса, цели его изучения; тематический план; список литературы.

В результате изучения этого курса студенты должны знать законы логики, уметь применять их на практике, решая логические задачи.

Основными результатами обучения являются формирование навыков приема логического мышления, сравнения, синтеза и анализа, обобщения, классификации.

Данная дисциплина предназначена для студентов очной формы обучения.

Итоговый контроль по дисциплине организуется путем проведения зачета.

Наименование разделов и тем

Макси-мальная учебная нагрузка студента

час

Количество часов

Само-стоятель-ная работа

Всего

Практи-ческие занятия

  1. Введение. Предмет и значение логики.

2

2

  1. Понятие

4

2

2

  1. Суждение

4

4

  1. Законы правильного мышления

4

2

2

  1. Умозаключение

10

8

2

  1. Понятие о софизмах и логических парадоксах

4

2

2

  1. Гипотеза

2

2

  1. Логические основы теории аргументации

10

8

2

Зачет

2

2

Всего по дисциплине:

42

32

10

Содержание учебного материала

Введение

Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому курс «Логика», развивающий логическое мышление, формирующий соответствующий стиль мышления, является важным и актуальным.

Изучение логики необходи­мо для формирования культуры мышления. Знание форм и процедур мыслительной деятельности составляет по существу опре­деленный аспект и основу той части философии, которую называ­ют теорией познания или — точнее — научной эпистемологией. Формы и процедуры, а также общие закономерности процессов познания, которые выявляет логика, представляют собой основной «инструментарий» так называемого абстрактного мышления, со­ставляющего наиболее существенный аспект теории научного по­знания.

Цель курса «Логика» — формирование знаний студентами процесса логического мышления, понимания применения законов логики в научной и общественной деятельности. Изучение этого предмета позволяет усвоить основные положения науки логики.

Тема 1. Предмет и значение логики.

Основные значения термина «логика». Логика как необходимая закономерность во взаимосвязи объективных явлений. Выражения «логика фактов», «логика вещей», «логика исторического развития».

Логика как законо­мерности в связях и в развитии мыслей в профессиональной деятельности финансиста: «логика рассуждения», «логика мышления».

Логика как определенная система зна­ний, рассматривающая логику мышления.

Логика в системе наук. Формы познания. Понятие логической формы и логического закона. Логика и язык.

Студент должен:

иметь представление:

знать:

Тема 2. Понятие

Понятие как форма мышления. Отношения между понятиями. Определение понятий. Деление понятий. Классификация. Ограничение понятий.

Студент должен:

иметь представление:

знать:

уметь:

Самостоятельная работа 1. Подчинение понятий. Соподчинение понятий.

Тема 3. Суждение

Общая характеристика суждения. Простое суждение. Сложное суждение и его виды. Выражение логических связок в естественном языке. Отношения между суждениями по значениям истинности. Деление суждений по модальности.

Студент должен:

иметь представление:

знать:

  • распределённость терминов в категорических суждениях;

  • способы отрицания суждений;

  • выражение логических связок в естественном языке;

  • виды модальных суждений;

уметь:

Самостоятельная работа 2. Способы отрицания суждений.

Тема 4. Законы правильного мышления

Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключённого третьего. Специфика действия закона исключённого третьего при наличии «неопределённости» в познании. Закон достаточного основания.

Студент должен:

иметь представление:

знать:

  • закон тождества и его применение на практике;

  • закон противоречия и его применение на практике;

  • закон исключённого третьего;

  • закон достаточного основания.

Тема 5. Умозаключение

Общее понятие об умозаключении. Дедуктивное умозаключение. Понятие правила вывода. Выводы из категорических суждений посредством преобразования. Простой категорический силлогизм. Сокращённый категорический силлогизм. Сложный и сложносокращённый силлогизмы. Условные умозаключения. Разделительные умозаключения. Условно-разделительные умозаключения. Сокращённые условные, разделительные и условно-разделительные умозаключения. Выводы. Индуктивные умозаключения и их виды. Индуктивные методы установления причинных связей. Умозаключения по аналогии и его виды.

Студент должен:

иметь представление:

  • о видах умозаключения;

  • о модусах категорического силлогизма;

  • о видах категорического силлогизма;

  • об условных и разделительных умозаключениях;

  • о дилеммах и трилеммах;

  • о видах индуктивных умозаключений;

  • об умозаключениях по аналогии.

знать:

  • правила вывода;

  • правила фигур простого категорического силлогизма;

  • правила категорического силлогизма;

  • правила вывода;

  • методы установления причинных связей;

уметь:

Самостоятельная работа3. Сориты. Различие между аристотелевским и гоклениевским соритом.

Тема 6. Понятие о софизмах и логических парадоксах

Софизмы. Логические парадоксы.

Студент должен:

иметь представление:

  • о софизмах;

  • о парадоксах;

Самостоятельная работа 4. Антиномии (парадоксы) в математике.

Тема 7. Гипотеза

Гипотеза как форма развития знаний. Построение гипотезы и этапы её развития. Способы подтверждения гипотез. Опровержение гипотез.

Студент должен:

иметь представление:

знать:

  • этапы построения гипотез;

  • способы подтверждения гипотез;

  • способы опровержения гипотез;

Тема 8. Логические основы теории аргументации

Понятия доказательства. Прямое и непрямое доказательство. Понятие опровержения. Правила доказательного рассуждения. Спор.

Студент должен:

иметь представление:

  • о структуре доказательств;

  • о видах аргументов;

  • о применении прямого и косвенного доказательства;

  • об опровержении;

  • о видах спора;

  • о предмете спора;

знать:

Самостоятельная работа 5. Отличие доказательства от силлогизма.

ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Тема

Самостоятельная работа

Кол. часов

Тема 2.

Основные особенности абстрактного мышления. Уровень эмпирического познания (и знания) и уровень теоре­тического познания (и знания).

2

Тема 3.

Способы отрицания суждений.

2

Тема 5.

Сориты. Различие между аристотелевским и гоклениевским соритом.

2

Тема 6.

Антиномии (парадоксы) в математике.

2

Тема 8.

Отличие доказательства от силлогизма.

2

ИТОГО

10

Литература

  1. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.Г. Логика с элементами эпистемологии и научной методологии. — М., 1994.

  2. Гетманова А.Д. Логика: Учебник для студентов педагогических вузов. — М., 1986.

  3. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М., 1999.

  4. Челпанов В.Г. Учебник логики, — М.: Научная Библиотека, 2010 — 128 c.

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

  1. Компьютерный класс персональных компьютеров типа Pentium IV и объемом жесткого диска 80 ГБ, оперативной памятью 1,2 Гб, объединенных в ло­кальную сеть с выходом в Internet.

  2. Сканер ScanJet 3300;

  3. Принтер HP LaserJet P2014;

  4. Телевизор LG Electronics Inc;

  5. Тесты для обучения и контроля знаний;

  6. Презентации по темам.

Рецензия на рабочую программу по дисциплине «Логика»,

разработанную преподавателем НОУ СПО

«Чебоксарский кооперативный техникум» Козловой Т.В.

Рабочая программа соответствует требованиям ГОС СПО к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 08 01 06.04 «Финансы организации», и рекомендациям по разработке рабочих программ учебных дисциплин.

Программа предназначена для студентов 3-го курса очной формы обучения.

Рабочая программа включает тематический план, в котором предусмотрена максимальная учебная нагрузка студента, количество аудиторных часов, в том числе количество самостоятельных работ.

Задания для выполнения самостоятельных работ имеют профессиональную направленность.

Овладение результатами логической науки является не только необходимым условием формирования культуры мышления, но также способствует развитию природных возможностей мысли­тельной деятельности человека, повышает его творческий потенци­ал.

Рецензент: Н. В. Куприна, председатель цикловой (предметной) комиссии учетно-экономических дисциплин

Рецензия на рабочую программу по дисциплине «Логика»,

разработанную преподавателем НОУ СПО

«Чебоксарский кооперативный техникум» Козловой Т.В.

Рабочая программа по дисциплине «Логика» разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта СПО к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 08 01 06.04 «Финансы организации».

Целью изучения дисциплины является формирование знаний студентами процесса логического мышления, понимания применения законов логики в научной и общественной деятельности.

Структура программы включает все необходимые разделы: титульный лист, пояснительную записку, где подчеркнута цель дисциплины; тематический план, содержание учебной дисциплины, перечень самостоятельных работ, список литературы, программное обеспечение, перечень средств обучения.

Программа содержит требования к знаниям и умениям студентов по каждой теме. В ходе выполнения практических заданий студенты закрепляют навыки работы на ПК в офисных прикладных программах и сетевых программных средствах.

Работа рекомендуется к утверждению.


Рецензент: В. М. Бакина – председатель Республиканского Методического Объединения преподавателей информатики ССУЗов Чувашской Республики, преподаватель ЧЭТС

infourok.ru

Рабочая программа элективного курса «Логика» 5 класс

Рабочая программа

элективного курса

«Логика»

для 5 класса

Разработала

Мочалыгина Ирина Анатольевна

учитель высшей категории

МОУ «СОШ № 23» г. Вологды

2014-2015 учебный год

Элективный курс «Логика»

Пояснительная записка

Данный элективный курс направлен на развитие логического мышления у обучающихся. Мыслить человек учится постепенно в процессе жизненной практики, в общении со взрослыми и своими сверстниками, и особенно в обучении. Одним из наиболее важных качеств мышления является его логичность, т. е. способность делать из правильных посылок (суждений, утверждений) правильные выводы, находить правильные следствия из имеющихся фактов. Хорошо развитое логическое мышление предостерегает человека от промахов и ошибок в практической деятельности. Но это ценнейшее качество само по себе не формируется. Необходимо с ранних лет развивать у ребенка навыки мышления. К сожалению, школьный курс математики в очень малой мере развивает данные навыки. Интеллектуальный уровень личности характеризуется двумя основными параметрами: объемом приобретенной информации и способностью использовать эту информацию для достижения определенных целей — для решения возникающих в процессе деятельности задач, разрешения различного рода проблемных ситуаций. Первый из этих параметров характеризует эрудицию человека, второй — его интеллектуальное развитие. Объем знаний, которые человек может усвоить в период школьного обучения, ограничен, а высокий уровень интеллектуального развития является в современном обществе существенным условием адаптации человека к изменяющимся жизненным обстоятельствам.

А. Реньи в книге «Трилогия о математике» пишет: «Тот, кто постиг искусство логического мышления в математике, может использовать его в любой области жизни». Логические способности человека выражаются в вычислении и исследовании всех частных случаев, в создании экономной и непротиворечивой схемы решения задачи или проблемы в проведении доказательных рассуждений.

Все темы элективного курса «Логика» направлены на развитие мышления обучающихся: умения сопоставлять, анализировать, находить аналогии, проводить анализ, расчленять и обобщать, конкретизировать, использовать индукцию и наблюдение. Он учит логически правильно выражать свои мысли, вести аргументированную дискуссию.

Элективный курс «Логика » предназначен для обучающихся 5 класса. На его изучение отводится 1 час в неделю, 36 часов в год.

Цель курса: Развитие логического мышления обучающихся.

Задачи курса:

  1. формировать умения сопоставлять, анализировать, находить аналогии предметов и явлений;

  2. формировать умения анализировать и обобщать информацию;

  3. учить логично и правильно выражать свои мысли, вести аргументированный спор;

  4. Развивать настойчивость и сосредоточенность внимания.

В результате изучения курса обучающиеся должны:

  1. Усвоить термины и понятия, используемые в логике: объединение и пересечение множеств, графы, софизмы, принцип Дирихле, круги Эйлера, конъюнкция дизъюнкция, импликация, отрицание.

  2. Уметь решать логические задачи.

  3. Уметь логично и правильно выражать свои мысли, вести аргументированный спор.

Содержание программы курса

Тема 1. Азбука рассуждений. Решение простейших логических задач –4 часа.

Решение проблемы: для чего необходимо уметь рассуждать и что значит рассуждать правильно.

Тема 2. Конечные и бесконечные множества. Пересечение и объединение

множеств. – 6 часов.

Знакомство с примерами конечных и бесконечных множеств, операциями пересечения и объединения множеств, с основными идеями теории множеств.

Тема 3. Принцип Дирихле – 4 часа.

Формирование умения ставить во взаимно однозначное соответствие элементы одного множества к элементам другого множества.

Тема 4. Графы и таблицы истинности — 5 часов.

Решение сложных задач с помощью графов на доступном для младших школьников уровне. Подготовка к изучению курса комбинаторики.

Тема 5. Решение задач на взвешивание и переливание – 5 часов.

Привитие вкуса к логическим рассуждениям. Формирование умения видеть на несколько ходов вперёд, находить из множества решений оптимальное.

Тема 6. Круги Эйлера – 4 часа.

Использование при решении задач пересечения нескольких множеств.

Тема 7. Софизмы — 2 часа.

Решение задач с умышленно ложным умозаключением способствует развитию логического мышления, воспитывает вдумчивость, наблюдательность, критическое отношение к тому, что изучается.

Тема 7. Конъюнкция и дизъюнкция – 3 часа.

Понятие высказывания. Истинные и ложные высказывания. Понятия конъюнкции и дизъюнкции. Использование конъюнкции и дизъюнкции для образования новых высказываний.

Тема 8. Импликация – 2 часа.

Понятие импликации. Таблицы истинности. Определение истинности выражений, составленных при помощи различных логических операций.

Тема 9. Отрицание – 1 час.

Понятия «отрицание». Составление и обозначение отрицания простых и сложных предложений . Формирование навыков логических рассуждени

Календарно — тематический план

занятия

Наименование разделов, тем

Количество часов

1.Азбука рассуждений. Решение простейших логических задач

4

1.

Что изучает логика

1

2.

Требования к логическому мышлению

1

3

Задачи- рассуждения

1

4.

Решение логических задач

1

2.Конечные и бесконечные множества. Пересечение и объединение множеств.

6

5.

Понятие множества

1

6.

Конечные и бесконечные множества

1

7.

Пересечение множеств

1

8.

Решение задач на пересечение множеств

1

9.

Объединение множеств

1

10.

Решение задач на объединение множеств.

1

3.Принцип Дирихле

4

11.

Взаимно однозначное соответствие между множествами

1

12.

Принцип Дирихле

1

13.

Решение задач на принцип Дирихле

1

14.

Решение задач, с использованием принципа Дирихле

1

  1. Графы и таблицы истинности

5

15.

Понятие графов

1

16.

Применение графов к решению задач

1

17.

Таблицы истинности

1

18.

Составление таблиц истинности

1

19.

Решение задач с помощью таблиц истинности

1

  1. Решение задач на взвешивание и переливание

5

20.

Алгоритм решения задач на взвешивание.

1

21.

Решение задач на взвешивание

1

22.

Алгоритм решения задач на переливание.

1

23.

Решение задач на переливание

1

24.

Задачи на взвешивание и переливание

1

  1. Круги Эйлера

4

25.

Понятие пересечения нескольких множеств

1

26.

Круги Эйлера

1

27.

Решение задач с помощью кругов Эйлера

1

28.

Решение задач с помощью кругов Эйлера

1

  1. Софизмы

2

29

Понятие софизма.

1

30

Решение задач на софизмы

1

  1. Конъюнкция и дизъюнкция

3

31

Понятие конъюнкции. Решение задач.

1

32

Понятие дизъюнкции. Решение задач.

1

33

Решение задач на конъюнкцию и дизъюнкцию

  1. Импликация

2

34

Понятие импликации. Таблицы истинности.

1

35

Решение задач

1

  1. Отрицание

1

36

Понятие отрицания. Решение задач.

1

ИТОГО

36

Литература

  1. Бойко А.П. Занимательная логика. –М. :Спектр-5, 1994

  2. Никольская И.Л., Семёнов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать. – М.: Просвещение, 1989.

  3. Маничева Г.А. Методические рекомендации по изучению курса «Логика в математических рассуждениях». — Вологда, Вологодский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, 1996.

  4. Журнал «Квант»

  5. Интернет ресурсы.

infourok.ru

Рабочая программа Логика — Стр 2

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

 

Наименова-

Коды

 

ние раздела

форми-

Планируемый результат обучения

(темы) учеб-

руемых

п/п.

(знания, умения, владение компетенциями)

 

ной дисци-

компе-

 

 

плины

тенций

 

 

 

 

 

1.

Раздел 1.

 

 

 

Логика как

 

 

 

наука

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Логи-

ОК-1,

В результате изучения обучающийся должен

 

ка в системе

ОК-3,

знать:

 

культуры,

ОК-7

— истоки и основные этапы развития логики как науки;

 

истории нау-

 

— роль логики в системах культур и образования Запа-

 

ки и филосо-

 

да и России, основные особенности развития логики в

 

фии

 

России;

 

 

 

уметь:

 

 

 

— ориентироваться в системе логического знания;

 

 

 

— понимать характерные особенности современного

 

 

 

этапа развития логики;

 

 

 

владеть:

 

 

 

— навыком видеть и устанавливать взаимосвязи логики

 

 

 

с философией, социологией, этикой, правом;

 

 

 

— культурой мышления, способностью к обобщению,

 

 

 

анализу, восприятию информации, постановке цели и

 

 

 

выбору путей ее достижения.

 

 

 

 

 

Тема 2. Пред-

ОК-2,

В результате изучения обучающийся должен

 

мет логики,

ОК-8

знать:

 

основные

 

— определение предмета логики как науки;

 

понятия и

 

— понятия формы мышления, логической формы, ло-

 

методы

 

гического закона;

 

 

 

— язык как объект логического анализа;

 

 

 

уметь:

 

 

 

— соотнести понятия: логика теоретическая и практи-

 

 

 

ческая, классическая и неклассическая, традиционная и

 

 

 

символическая, формальная и неформальная;

 

 

 

— различать истинность и формальную правильность

 

 

 

мысли;

 

 

 

владеть:

 

 

 

— навыками применения метода формализации и его

 

 

 

значения в логике;

 

 

 

— навыками использования основных принципов логи-

 

 

 

ческого анализа языка;

 

 

 

— навыками использования основных положений и

 

 

 

методов логики при решении социальных и профессио-

 

 

 

нальных задач.

 

 

 

 

уметь:

— преобразовывать суждения путем превращения, обращения и противопоставления предикату;

— определять термины и посылки силлогизма, изображать отношение между терминами в круговых схемах;

— использовать круговые схемы для проверки правильности силлогизма;

— делать вывод из посылок силлогизма, уметь проверять необходимость заключения с помощью правил силлогизма;

— определять фигуру силлогизма и использовать правила фигур;

— восстанавливать энтимему до полного силлогизма;

— делать выводы из суждений с отношениями;

 

 

владеть:

 

 

— различными методиками проверки правильности

 

 

рассуждений, выявлять некорректные выводы;

 

 

— быть способным логически верно, аргументировано

 

 

и ясно строить устную и письменную речь;

 

 

— на основании владения методами правильного выво-

 

 

да быть способным давать квалифицированные юриди-

 

 

ческие заключения и консультации в конкретных видах

 

 

юридической деятельности.

 

 

 

Тема 8. Де-

ОК-3,

В результате изучения обучающийся должен

дуктивные

ОК-4,

знать:

умозаключе- ПК-4

— чисто условные умозаключения;

ния: выводы

 

— условно-категорическоеумозаключение и его моду-

из сложных

 

сы;

суждений

 

— разделительно-категорическоеумозаключение и его

 

 

модусы;

 

 

— условно-разделительноеумозаключение: простую и

 

 

сложную, конструктивную и деструктивную дилемму;

 

 

— иметь понятие о современной логике, классической

 

 

и неклассической; модальной логике как логике неклас-

 

 

сической; значение деонтической логики и логики оце-

 

 

нок для юридических наук;

 

 

уметь:

 

 

— выделить основание и следствие в условных посыл-

 

 

ках;

 

 

— определить модус умозаключения;

 

 

— строить рассуждение по заданному модусу;

 

 

— определять вид дилеммы и проверять правильность

 

 

вывода;

 

 

— строить рассуждения в форме дилеммы;

 

 

— восстанавливать энтимемы на основе условных и

 

 

разделительных суждений;

 

 

владеть:

 

 

— навыками логически корректного, правильного рас-

 

 

суждения;

 

 

— корректно излагать свои мысли в устной и письмен-

 

 

ной форме;

 

 

— рационально обосновывать принимаемые решения,

 

 

быть способным принимать решения и совершать юри-

 

 

дические действия в точном соответствии с законом.

 

 

 

Тема 9. Не-

ОК-3,

В результате изучения обучающийся должен

дедуктивные

ОК-8,

знать:

умозаключе- ПК-4,

— индуктивные умозаключения и их виды;

ния

ПК-16

— понятия полной, неполной, популярной, научной ин-

 

 

дукции;

 

 

— типичные логические ошибки в индуктивных умоза-

 

 

ключениях;

 

 

— методы научной индукции;

 

 

— специфику статистических обобщений;

 

 

— понятие аналогии, виды аналогии;

 

 

— типичные ошибки в умозаключениях по аналогии;

 

 

— условия состоятельности выводов по аналогии;

 

 

— роль аналогии в науке и правовом процессе;

 

 

уметь:

 

 

— определять степень вероятности обобщения в непол-

 

 

ной индукции;

 

 

 

 

 

— избегать логических ошибок в индуктивных умоза-

 

 

ключениях и умозаключениях по аналогии; видеть эти

 

 

ошибки в чужих рассуждениях;

 

 

владеть:

 

 

— навыками применения методов индуктивного обо-

 

 

бщения, научной индукции в правовых исследованиях и

 

 

правовом познании;

 

 

— навыками применения аналогии как вида умозаклю-

 

 

чения в правовом процессе и в процессе расследования,

 

 

в том числе при производстве криминалистических эк-

 

 

спертиз;

 

 

— быть способным давать квалифицированные юриди-

 

 

ческие заключения и консультации в конкретных видах

 

 

юридической деятельности;

 

 

— быть способным использовать основные положения

 

 

и методы логики при решении социальных и професси-

 

 

ональных задач.

5.Раздел 5. Логические основы аргументации

—в педагогической деятельности: способностью преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне;

—способностью эффективно осуществлять правовое воспитание.

Содержание дисциплины (программа курса)

Программа курса «ЛОГИКА»

(указаны часы для изучения тем раздела студентами очной формы обучения, в скобках — для студентов очно-заочнойформы обучения)

Раздел 1. ЛОГИКА КАК НАУКА

Лекции — 2 (1) часа. Практические занятия — нет.

Тема 1. Логика в системе культуры, истории науки и философии

Место логики в истории культуры. Социокультурная детерминация рациональности. Развитие логики и смена исторических стилей мышления и образцов обучения.

Истоки и основные этапы развития логики. Дологическое сознание. Развитие самосознания и появление рассуждений. Рецептурное и доказательное знание. Появление дедуктивной математики, развитие философии и юридической практики как источники возникновения логики в Древней Греции. Деятельность софистов. Паралогизмы, софизмы и парадоксы. Парадоксальные высказывания и парадоксальные рассуждения.

Создание первой логической теории Аристотелем. Развитие логики после Аристотеля (учения перипатетиков, стоиков, эпикурейцев, скептиков). Особенности силлогистики и теории аргументации в философских учениях Древней Индии.

Логика Средневековья. Особенности схоластической логики. Спор об универсалиях: реализм, концептуализм и номинализм. Развитие логики в арабоязычном мире.

Логика Нового времени. Учение об индукции Ф. Бэкона и его развитие в английском эмпиризме и номинализме. Картезианская логика. Идеи Г. Лейбница и их значение для дальнейшего развития логики.

Математизация формальной логики в XIX–XXвв. Возникновение неклассических логик.

Философские основания логических учений.

Тема 2. Предмет логики, основные понятия и методы

Основные группы проблем, решаемых современной логикой: проблема построения теории дедуктивных рассуждений, логико-семиотическиеилогико-методологическиепроблемы. Определение предмета логики. Роль логики в анализе познавательной деятельности.

Чувственная и рациональная ступени познания. Особенности чувственного познания и его основные формы. Рациональное познание (мышление), его основные характеристики, формы и приемы. Истинность мысли и ее формальная правильность. Нормативный характер логики.

Конкретное содержание и структура мысли. Понятие логической формы. Основные формы мышления.

Теория семантических категорий как основа анализа логической формы выражений языка. Основные семантические категории языковых выражений. Предложения и виды предложений. Дескриптивные термины языка: имена, предикаторы и предметные функторы. Характеристика имен, их синтаксическая роль в предложении. Отношение именования и его антиномии. Понятия смысла и значения выражений языка. Логические термины: логические связки и операторы. Синтаксические функции логических терминов, их роль при выделении логической формы мысли. Связь способов анализа логической структуры (формы) с определенными теоретико-познавательнымипредпосылками и онтологическими допущениями. Различие подходов традиционной и современной символической логики к анализу суждений (высказываний). Естественные и искусственные языки.

Место логики в системе наук. Логика и философия, логика и математика, логика и информатика. Основные сферы применения логики. Реальные рассуждения и символическая логика. Теоретическое и практическое значение логики. Логическая грамотность и культура мышления.

studfiles.net

Рабочая программа дисциплины «Логика»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Нефтекамский филиал

Разработано и рассмотрено

на заседании кафедры

государственного права

(протокол № ­­­ 01 от 28 августа 2014 г.)

И. о. зав. кафедрой И.О. Валитов

Утверждено

на заседании Учебно-методического совета

гуманитарного факультета

(протокол № ­­­­­01 от 29 августа 2014 г.)

Председатель Н.А. Каюмова

Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Профиль подготовки

Гражданско-правовой

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Нефтекамск 2014

Содержание

1

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

1.1.Цели освоения и задачи дисциплины

1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) и требования к результатам освоения содержания дисциплины

2

Место дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

3

Объем дисциплины и виды учебной нагрузки

4

Содержание дисциплины (модуля)

5

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Планы практических занятий

5.2. Виды самостоятельной работы. Задания для самостоятельной работы

5.3. Образовательные технологии

6

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6.1.Перечень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине

6.2. Описание показателей и критериев, шкала оценивания компетенции и методический материал, определяющие процедуры оценивания (технологическая карта)

6.3. Типовые контрольные задания

7

Информационное обеспечение дисциплины

7.1. Перечень основной и дополнительной литературы

7.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

8

Методические указания для обучающегося по освоению дисциплины

9

Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине

1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

1.1 Цели и задачи освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов прочных знаний законов и форм правильного мышления, принципов логики, логических основ аргументации, ведения полемики, форм развития знания (проблема, гипотеза, теория). Задачи курса — способствовать выработке у студентов навыков логически правильного рассуждения, критики и обоснования применительно к будущей профессиональной деятельности, способствовать развитию аналитического стиля, применение логических знаний в практике правового и социального общения.

studfiles.net

Рабочая программа по логике — начальные классы, планирование

Рабочая программа курса «Решение логических задач» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ курса математики, а именно на формирование основ логико-математического мышления.

Обучение решению логических задач в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-обеспечение интеллектуального развития младших школьников;

-умение применять алгоритмы решения математических задач;

-умение обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Важнейшими задачами обучения решению логических задач являются :

-создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрасту и возможностям;

-обеспечение достаточной математической подготовки для умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий.

В соответствии с Образовательной программой школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

1.Математика:3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч.Ч.1,2(в.Н.Рудницкая,Т.В.Юдачева.-5 изд,перераб.-Вентана-Граф,2011.-(Начальная школа 21 века).

2.Дружим с математикой:3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений(Е.Э.Кочурова-2изд.,перераб.- М.:Вентана-Граф,2012год.-(Начальная школа 21 века).

3. 800 новых логических и математических головоломок / И. Г. Сухин. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 270 с.

4. Логические и математические игры / Р. Ф. Соболевский. – М.: Просвещение. 2009. – 36 с.

-выстраивать логические цепочки для решения математических задач;

-понимать учебную задачу, принимать поиск и нахождение способов её решения;

-определять наиболее эффективный способ решения учебной задачи;

-активно пользоваться математической речью;

-выполнять учебные действия в разных формах.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Решение логических задач»

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Предметные

результаты

Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Вид

контроля

планируемая

фактическая

1

05.09

Ребусы. Классификация по какому-то признаку.

Урок изучения нового материала

Создание условий для ознакомления с понятием «логика»

Овладение основами логического и алгоритмического мышления.

Умение вычленять из множества признаков общий.

Заинтересованность в расширении и углублении математических знаний.

Способность преодолевать трудности.

Адекватное оценивание результатов своей работы.

Текущий

2.

12.09

Графический диктант

Урок изучения нового материала.

Создание условий для формирования умений решать логические задачи

Ориентация на листе бумаги

Способность доводить начатую работу до её завершения

Выполнение учебных действий по алгоритму

Текущий

3

19.09

Решение топологических задач. Лабиринты.

Урок повторения материала.

Создание условий для формирования умений решать логические задачи

Умение решать топологические задачи

Способность доводить начатую работу до её завершения

Выполнение учебных действий по алгоритму

Текущий

4.

26.09

Симметрия на клетчатой бумаге.

Урок проверки знаний

Проверка качества умений решать логические задачи

Ориентация на листе бумаги.

Способность доводить начатую работу до её завершения

Выполнение учебных действий по алгоритму

Текущий

5.

03.10

Комбинаторика. Перестановки, размещения.

Комбиниро

ванный

Создание условий для развития математического мышления.

Формирование умения применять знания на практике.

Овладение основами комбинаторного мышления.

Умение решать задачи.

Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными качествами.

Планирование учебной деятельности.

Текущий

6.

10.10

Комбинаторика. Перестановки, размещения.

Комбиниро

ванный

Создание условий для развития математического мышления.

Формирование умения применять знания на практике.

Овладение основами комбинаторного мышления.

Умение решать задачи.

Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными качествами.

Планирование учебной деятельности.

Текущий

7.

17.10

Решение логических задач и задач-шуток.

Комбиниро

ванный

Создание условий для развития математического мышления.

Формирование умения применять знания на практике.

Овладение основами алгоритмического мышления.

Умение решать задачи со скрытым смыслом.

Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными качествами.

Планирование учебной деятельности.

Текущий

8

24.10

Решение логических задач и задач-шуток.

Комбинированный

Создание условий для развития математического мышления.

Формирование умения применять знания на практике.

Овладение основами алгоритмического мышления.

Умение решать задачи со скрытым смыслом.

Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными качествами.

Планирование учебной деятельности.

Текущий

9.

31.10

Решение логических задач. Шифрование текста.

Комбинированный

Создание условий для формирования умения использовать геометрические рисунки для решения учебной задачи

Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные

Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Создание моделей изучаемых объектов.

Текущий

10

14.11

Решение логических задач. Шифрование текста.

Комбинированный

Создание условий для умений применять свойства геометрических фигур

Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные

Заинтересованность в углублении знаний.

Выполнение учебных действий в разных формах.

Текущий.

11

21.11

Ребусы. Шарады

Задачи – шутки, задачи – игры, шарады

Урок-практикум

Создание условий для умений применять свойства геометрических фигур

Овладение основами алгоритмического мышления.

Умение решать задачи со скрытым смыслом.

Овладение основами математической речи

Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность её корректировать

Текущий,контрольный

12

28.11

Задачи со спичками

Урок-игра

Создание условий для развития умения использовать схематические рисунки для решения задач

Умение использовать полученные матем. знания

Умение сотрудничать

Владение основными методами познания

Текущий

13

05.12

Проект «Единицы измерения в Древней Руси»

Комбинированный

Создание условий для развития умения использовать схематические рисунки для решения задач

Умение использовать полученные матем. знания

Умение сотрудничать

Владение основными методами познания

Текущий

14

12.12

Проект «Единицы измерения в Древней Руси»

Комбинированный

Создание условий для развития умения использовать схематические рисунки для решения задач

Умение использовать полученные матем. знания

Умение сотрудничать

Владение основными методами познания

Текущий

15

19.12

Проверочная работа по теме

Контрольный

Проверка качества усвоения программного материала и достижения

результата обучения

Умение выполнять

Работу самостоятельно

Способность преодолевать трудности.

Адекватное оценивание своей деятельности

Тестирование

16

26.12

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками.

Комбинированный

Анализ ошибок. Повторение и закрепление пройденного.

Умение находить ошибку. Приводить аналогичные примеры.

Владение коммуникативными умениями коллективной работы.

Способность конструктивно действовать в условиях неуспеха.

Текущий

17.

16.01

Математические квадраты.

Урок-тренинг.

Создание условий для отработки полученных знаний

Умение воспроизводить по памяти полученные знания

Расширение знаний

Умение работать в информационном поле.

Текущий.

18

23.01

Математические квадраты.

Комбинированный

Создание условий для развития математических способностей

Умение использовать полученные знания

Развитие основных методов познания окружающего мира.

Высказывать собственные суждения

Текущий

19

30.01

Занимательная геометрия.

Комбинированный

Создание условий для развития математических способностей

Умение использовать полученные знания

Развитие основных методов познания окружающего мира.

Высказывать собственные суждения

Текущий

20

06.02

Занимательная геометрия.

Комбинированный

Создание условий для развития математических способностей

Умение использовать полученные знания

Развитие основных методов познания окружающего мира.

Высказывать собственные суждения

Текущий

21

13.02

Занимательная геометрия.

Урок-игра

Создание условий для умения самостоятельно составлять задачи

Умение использовать полученные знания на практике

Способность к самоорганизованности

Адекватное оценивание результатов деятельности

22

20.02

Математический ринг

Урок-игра

Проверка знаний и умений уч-ся

Умение использовать полученные знания

Способность работать в коллективе

Способность ориентироваться в различных ситуациях

23

27.02

Орфографические задачи.

комбинированный

Создание условий для выработки умений решать задачи на движение

Умение самостоятельно выполнять задание

Способность преодолевать трудности.

Активное использование матем. речи для решения разнообразных коммуникативных задач

Текущий24

24

06.03

Орфографические задачи.

Комбинированный

Создание условий для развития матем. способностей

Создание условий для умения самостоятельно составлять задачи

Адекватное оценивание собственных способностей

Коммуникативность обучаемых, способность оценивать ситуацию

Текущий

25

13.03

Координатная сетка.

Комбинированный

Создание условий для развития матем. способностей

Создание условий для умения самостоятельно составлять задачи

Адекватное оценивание собственных способностей

Коммуникативность обучаемых, способность оценивать ситуацию

Текущий

26

20.03

Координатная сетка.

Комбинированный

Создание условий для развития матем. способностей

Создание условий для умения самостоятельно составлять задачи

Адекватное оценивание собственных способностей

Коммуникативность обучаемых, способность оценивать ситуацию

Текущий

27

03.04

Проверочная работа

Контрольный

Проверить умение уч-ся решать задачи, используя различные способы решения

Умение самостоятельно работать и проводить самопроверку

Ответственное отношение к обучению, оценивание собственных способностей

Коммуникативность обучаемых

28

10.04

Решение задач на смекалку

Комбинированный

Создание условий для развития математических способностей

Умение использовать полученные знания

Развитие основных методов познания окружающего мира.

Высказы

вать собствен

ные суждения

Текущий

29

17.04

Решение задач на смекалку

Комбинированный

Создание условий для развития математических способностей

Умение использовать полученные знания

Развитие основных методов познания окружающего мира.

Высказы

вать собствен

ные суждения

Текущий

30

24.04

Решение задач на смекалку

Комбинированный

Создание условий для развития математических способностей

Умение использовать полученные знания

Развитие основных методов познания окружающего мира.

Высказы

вать собствен

ные суждения

Текущий

31

30.04

Обобщение изученного материала

Комбинированный

Систематизировать изученный материал.

Обобщение изученных алгоритмов решения.

Умение составить алгоритм решения, использование полученных знаний на практике

Развитие коммуникативных качеств личности

32

08.05

Контрольная работа.

Контроль

ный

Проверить умение уч-ся решать задачи, используя различные способы решения

Умение самостоятельно работать и проводить самопроверку

Ответственное отношение к обучению, оценивание собственных способностей

Коммуникативность обучаемых

33

15.05

Анализ контрольной работы и работа над ошибками

Комбинированный

Анализ ошибок. Повторение и закрепление пройденного.

Умение находить ошибку. Приводить аналогичные примеры.

Владение коммуникативными умениями коллективной работы.

Способность конструктивно действовать в условиях неуспеха.

Текущий

34

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *