Программа самовоспитания для школьников – . —
Методическая разработка (3 класс) по теме: Примерная программа по развитию самовоспитания у обучающихся начальной школы
Концептуальные положения программы
по развитию самовоспитания младших школьников
Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить младшего школьника к осуществлению самовоспитания. Процесс воспитания в итоге и самовоспитания происходит благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов: освоение как накопление знаний и человеке и окружающем мире; усвоение как овладение ребенком набора культурных умений и навыков; присвоение как интериоризация ценностей, по другому: знаю-умею-люблю.
Изучив психолого-педагогическую литературу я выяснила, что самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции. В связи с этим мною разработана технология самовоспитания личности младшего школьного возраста.
Технология развития самовоспитания личности младшего школьного возраста
Среда деятельности Содержание Направление деятельности
На схеме видно, что данная технология состоит из трех подсистем: 1. «Среда деятельности»; 2. «Содержание»; 3 «Направления деятельности».
Первая подсистема «Среда деятельности » представляет собой все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности
Вторая подсистема «Содержание» — целенаправленное и системное обучение основам самовоспитания; знания, умения и навыки, позволяющие ребенку целенаправленно вести работа по самопознанию, самостроительству.
Эмпирико-диагностический-вхождение ребенка в социум, его взросление, освоение способов жизнедеятельности. Этап предполагает односторонний процесс формирования самовоспитания. Учитель на основе наблюдения, диагностических методик сам формулирует развитие самовоспитания
Репродуктивный этап – овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренних моральных регуляторов поведения (долг, обязанность, права). Этап предполагает двусторонний процесс формирования самовоспитания, однако позиция обучающегося – неактивная. На данном этапе учитель включает в учебно-воспитательный процесс методы развития самовоспитания
- Метод самовнушения
- Самообязательство
- Метод самооценки
- Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств
- Самопринуждение или самоприказ.
Технологический этап – включение обучающихся в решение реальных проблем, обучение технологиям изменения себя, своих возможностей. На данном этапе обучающиеся определят цель самовоспитания, составляют программу, действую по плану и анализируют свои результаты.
Креативный этап – развитие творческого потенциала, становление личностного образа ребенка. Этап является завершающим, определяющим показателем результативности сформированности и развития умения обучающегося к самовоспитанию.
Третья подсистема «Направления деятельности» — организация самовоспитания в специально организуемой деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.
Высший этап перехода воспитания в самовоспитание- «Мастер. Саморазвивающаяся личность» начинается тогда, когда хочешь и умеешь работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.
1.5. Ожидаемые результаты
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является:
В отношении «Школа-Родитель» — постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; положительная субъективная оценка (отзыв) родителями учебно-воспитательного процесса;
В отношении «Школа-Ученик» — сознание норм социального поведения; отсутствие (или снижение) уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений; повышение мотивации к обучению; формирование навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Результатом реализации концепции «Самовоспитания» является осознание обучающимся своих «сильных сторон», умение разрабатывать личностную программу роста, высокий уровень самостоятельности.
Средствами самовоспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
- умение выслушивать его до конца;
- не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
- открытость и доступность обучающимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
2. Содержание программы
Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковый период. На начальной ступени образования задача учителя дать ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, помочь осознать необходимость деятельности по самопознанию и самостроительству.
1 класс « Познай самого себя»- Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. «Познай самого себя» — учили великие мыслители древности. На первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность- учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить» — на втором этапе — главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
В стимулировании к самовоспитанию существенное значение имеют притязания личности на признание своего достойного места в коллективе. Эти притязания нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый учащийся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей. Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является внесение в их работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности.
3 класс «Азбука коллективной жизни» — на третьем этапе — умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива. Для побуждения к самовоспитанию большое значение имеет формирование у учащихся общественных идеалов С этой целью в школе необходимо осуществлять содержательное и действенное общественное воспитание, формировать у учащихся гражданские и нравственные качества. Следует стремиться к тому, чтобы у каждого ученика был свой любимый герой, пример которого он перенимает, свой идеал, который он стремится достичь. Вот почему огромное воспитательное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, общественных деятелей. Помочь каждому ученику выработать свой идеал для подражания, глубоко уяснить моральные ценности, определить благородные цели жизни, — значит, создать важные стимулы для самовоспитания.
4 класс «Вместе мы сила»- на завершающем этапе — от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков. Участие в общественно полезной и культурно-массовой работе создает множество ситуаций для этой состязательности в выдумке, в сноровке, в трудовых делах и художественно-эстетическом творчестве. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспитанием.
Действенным фактором, самовоспитания являются, положительные примеры, которые подают учителя и сверстники в нравственной, общественной и художественно-эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учитель был образцом моральной чистоты, проявлял творческие способности, мог увлечь кружковой работой, туризмом, краеведением и т.д. Не меньшее значение имеют примеры лучших учащихся, их скромность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая активность в школьных делах.
Методические рекомендации
В конечном итоге у обучающихся должно быть сформулировано одно (или несколько) типов самовоспитания. В своей программе я выделяю три типа:
1) Интеллектуальное самовоспитание
2) Нравственное самовоспитание
3) Физическое самовоспитания
Для каждого обучающегося содержание программы должно быть понятным и введены с самого начала реализации программы. Вышеуказанные типы воспитания перефразированы на понятный «детский язык» соответственно:
- Ум
- Доброта
- Здоровье
Первый и второй классы – подготовительный этап.
На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение
ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Главным итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.
Мероприятия на втором году нацелены на коррекцию детской эгоистичности, стимулирование положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание созидательной дисциплины», «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка», «Причины и последствия детской агрессии». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.
Мониторинг ведет учитель
На третьем году обучения обучающиеся более сознательны, самоуправляемы, поэтому мониторинг ведется и обучающимися. Обучающиеся в состоянии с помощью учителя заняться строительством желаемого типа самовоспитания. Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив, он член этого коллектива
Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Итогом данного года и всей воспитательной программы является осознание обучающимся своих «сильных сторон», умение разрабатывать личностную программу роста, высокий уровень самостоятельности.
Таким образом, самовоспитание является неотъемлемой частью развития творческих способностей личности.
nsportal.ru
1.7. Самовоспитание школьников
Эту концепцию разработал ярославский профессор Герман Константинович Селевко. Ее основные положения представлены в книге «Руководство по организации самовоспитания школьников».
Понятие «воспитание». Главную роль в становлении личности человека, по мнению Г. К. Селевко, играют процессы саморазвития. Он полагает, что основное предназначение внешних воздействий на школьника (в том числе и воспитательных) и процесс его развития заключается в том, чтобы вывести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.
Полностью разделяя точку зрения Л.С. Выготского о том, что «воспитание есть в конечном счете самовоспитание», Герман Константинович предпринял попытку разработать теоретические и технологические аспекты деятельности современного школьника по самосовершенствованию. Не случайно в своей концепции профессор дает определение не воспитания, а самовоспитания. Под
Цель и принципы воспитания. Исходя из своих воззрений на процесс развития современного школьника, профессор Г. К. Селевко считает, что цель воспитания следует сформулировать таким образом: воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию. Главным целевым ориентиром в воспитательной деятельности является формирование человека самосовершенствующегося,
обладающего следующими характеристиками:— одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;
— устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;
— владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;
— высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;
— творческий характер деятельности человека;
— осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;
— эффективность работы по самоформированию.
Чтобы обеспечить формирование такого человека, необходимо решить в практической деятельности четыре группы задач.
I группа — задачи в области обучения:
а) формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу;
б) обеспечивать освоение учащимися стандартов образования по ступеням обучения;
в) формировать общеучебные умения и навыки;
г) способствовать формированию творческих качеств личности, развивать креативность мышления, поддерживать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях.
II группа — задачи в области воспитания:
а) осуществлять личностный подход в учебно-воспитательном процессе;
б) превратить процесс школьного воспитания в самовоспитание;
в) развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности;
г) формировать умения самовоспитания и самообразования;
д) обеспечить ребенку условия для максимальной самореализации;
е) формировать веру в себя;
ж) создать воспитательно-образовательную среду, формирующую у учащихся потребность в самосовершенствовании.
III группа — задачи в области психического развития:
а) развивать индивидуальные способности ребенка;
б) формировать положительную Я-концепцию личности ребенка;
в) формировать доминанту самосовершенствования личности;
г) способствовать формированию умений управления собой, саморегуляции;
д) составлять программы самосовершенствования по разделам и периодам развития школьников.
studfiles.net
Методическая разработка на тему: Самовоспитание личности
Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Томмотская санаторная школа-интернат» МО «Алданский район»
Самовоспитание личности.
Старший воспитатель МКООУ СТ-ТСШИ
Воликова Елена Григорьевна
г.Томмот, 2014г.
Когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки.
«Работа над собой, — пишет А.И, Кочетов, — требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания… Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент».
Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание.
Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.
Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить.
Искоренение недостатков, как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.
Все это, естественно, требует тщательного обдумывания, поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивания всех «за» и «против», пока окончательно она не будет поставлена и мысленно сформулирована. Эту цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не закрепится прочно в сознании.
Содержание воспитательной деятельности строится по принципу: узнать, понять, принять, жить вместе с ребенком. Жить настоящей жизнью со всеми ее достоинствами и недостатками.
Исследования последних лет показывают, что самовоспитание протекает наиболее успешно, если:
- школьники стремятся к совершенствованию своей личности;
- осознают пути и средства самовоспитания;
- четко организована деятельность школьников по самовоспитанию в коллективе.
Педагогическая наука вскрыла важнейшие пути нравственного самовоспитания. Оно начинается с самоанализа и стремления к совершенствованию своей личности.
Одновременно с этим нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь. Начинать, конечно, лучше с более простых программ, например: изжить употребление бранных слов; не совершать необдуманных поступков; преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника; всегда держать свое слово и т.д.
Программы по мере приобретения опыта самовоспитания, естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными. Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой: «Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени».
Занимаясь самовоспитанием, К.Д. Ушинский разработал для себя специальные правила, которые выступали в качестве программы его саморазвития:
Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
Прямота в словах и поступках.
Обдуманность действия.
Решительность.
Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.
Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
Ни разу не хвастать, ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
Никому не показывать этого журнала.
Разрабатываемые личностью программы и правила самовоспитания имеют большое значение. По терминологии академика П.К. Анохина, они выполняют функцию «акцептора действия» (от лат. acceptor — принимающий), или механизма сличения и контроля за выполнением этой программы и правил и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой. Чем детальнее и четче разработаны программа самовоспитания, правила поведения, тем эффективнее будет проходить работа над собой.
Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них являются следующие: а) самоубеждение, б) самообязательство, в) самокритика, г) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия, от греч. empatea — сопереживание), д) самопринуждение (самоприказ), ж) самонаказание и др. В чем же заключается сущность каждого из этих методов?
Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, например неумение держать свое слово, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. несколько раз проговаривать: «Нехорошо давать слово и не держать его», «Надо постараться всегда держать свое слово» и т.д.
О важной роли проговаривания намеченной программы саморазвития писал профессор С. Я. Долецкий. «Я считаю, -подчеркивал он, — что в основе процесса самовоспитания лежит необходимость самооценки. Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее».
Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет делать. Например, ученик, который решил покончить со сквернословием, внушает себе, проговаривая вслух:»Я никогда не употреблю плохих слов», «Я не допускаю сквернословия», «Скверные слова позорят того, кто их употребляет», и т.д. Такое самовнушение нужно осуществлять до того времени, пока не будет преодолен этот недостаток. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.
Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, например аккуратное выполнение домашних заданий по математике и языкам, берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и поправок. Это самообязательство нужно неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании. В таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию, соответствующей привычки.
Метод самокритики. Сущность его в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению. Например, школьник, обративший внимание на свою небрежность в отношении к учебникам и тетрадям, а также к своему внешнему виду, начинает упрекать себя в этом: «Какой я небрежный! Надо мной смеются в классе. Небрежность — это же примета бескультурья» и т.д. Естественно, подобную самокритику нужно практиковать до того времени, пока не будет достигнута поставленная цель.
Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.
Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения, например вставать утром ровно в 7 часов, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Самопринуждение, или самоприказ, тут как раз кстати. Проснувшись в указанное время, учащийся должен заставить себя встать с постели, проговаривая вслух или про себя следующие слова: «Немедленно вставай! Хватит лежать. Уже 7 часов». Этот метод нужно применять и во многих других случаях, когда ученик чувствует у себя недостаток волевых усилий.
Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к самому себе и применить то или иное наказание.
Формой контроля является самоотчет и самопроверка. Самоотчет может быть проведен первоначально перед своими друзьями, классом, а затем и перед самим собой.
Важное значение в нравственном самовоспитании имеет самоприказ. Учащиеся с
интересом воспринимают это средство самовоспитания и охотно пользуются им. Они
могут приказать себе встать с постели, когда хочется еще полежать, пойти принять душ,
прекратить игру и идти заниматься. Однако часто бывает, что школьники, однажды
воспользовавшись самоприказом, быстро отказываются от него. Воспитателю необходимо
периодически проверять, как учащиеся пользуются самоприказом в совершенствовании
своей личности.
Вместе с самоприказом в нравственном самовоспитании широко используется и
самообязательство. Оно принимается по внутреннему убеждению и может стать важным
мотивом самовоспитания.
В формировании нравственных идеалов учащихся важная роль принадлежит воспитателю.
Всей своей работой он учит анализировать поведение окружающих людей, отличать подлинную нравственность от ложной, показной.
Нравственное самовоспитание стимулирует нравственное развитие личности.
Одним из средств работы над собой, является составление планов и программ, которые дают возможность конкретно планировать организацию процесса самовоспитания. Самостоятельное планирование работы над собой – процесс трудный, требующий определенных навыков, поэтому необходимо целенаправленное педагогическое руководство.
Этапы работы по проблеме.
Целенаправленная работа в данном плане позволила выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием:
I этап – побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе
положительные качества личности, избавиться от отрицательных
качеств.
II этап – оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей
жизни, познание своих положительных качеств и недостатков (при
условии,, что у учащихся есть желание стать лучше).
III этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при
условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в
себе и от чего избавиться).
IV этап – Вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с
организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт
характера, качеств личности.
V этап – самоконтроль.
Структура процесса самовоспитания его компоненты:
- критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания;
- разработка программы самовоспитания;
- определение его методов;
- аутотренинг, т.е. непосредственная работа личности над собой;
- самоконтроль
Самообразование и самовоспитание всегда помогало личности создавать себя. Но так ли просто создать свое «Я»?
Как работать над собой? А.И.Кочетов в своих работах предлагает учащимся конкретный план работы над собой. ( Приложение 1)
Заключение.
Работа над собой – это то, высокое, на что способен человек. Конечно, это тяжкий труд, но и какое счастье, и гордость за то, что ты смог создать себя и свою жизнь.
ЛИТЕРАТУРА
Бардин С. М. Учитесь властвовать собой. М-, 1976.
Гришин Д.М., Колдуное Л.И. Руководство самовоспитанием школьников. М., 1975.
Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983.
Коломинский Я.Л. Воспитай себя. М-, 1981.
Кочетов Л.И. Педагогические основы самовоспитания. М, 1974.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн /. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
Приложение 1. План работы над собой
1-й этап Определи общественную цель и смысл своей жизни. Мой нравственный идеал. | 2-й этап Познай самого себя. Какой я есть. | 3-й этап Определи программу-план самовоспитания. Каким я должен стать. | 4-й этап Создать свой образ жизни | 5-й этап Тренируй себя вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки. | 6-й этап Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания. |
1.Девиз жизни. | 1.Мои достоинства. | 1.Требования ко мне родителей и учителей. | Режим. 1.Распорядок дня. 2.Бережное отношение ко времени. 3.Гигиена труда и отдыха. 4.Правила жизни. | Тренировки, упражнения. 1.Самообязательства. 2.Задание самому себе( на день, неделю, месяц). 3.Самоубеждение. 4.Самопринуждение. 5.Самообладаниею 6.Самоприказ. | Самоконтроль. 1.Самоанализ и самооценка работы над собой. 2.Самопоощрение или самонаказание. 3.Самосовершенствование программы самовоспитания. |
2.Конечная цель моих стремлений и деятельности. | 2.Мои недостатки. | 2.Требование ко мне товарищей, коллектива. | |||
3.Что люблю в людях и ненавижу. | 3.Мои интересы и увлечения. | 3.Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки | |||
4.Духовные ценности человека. | 4.Цель моей жизни. | 4.Духовные ценности человека. | |||
5.Отношение к учебе. | Выход: Программа самовоспитания. | ||||
6.Отношение к труду. | |||||
7.Отношение к людям. | |||||
Выход: объективная самооценка. |
nsportal.ru
Самовоспитание подростков — Психология жизни
«Когда человек начинает войну с самим собой, он уже чего — то да стоит» ©Дейл Карнеги
В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах, трудолюбие и высокая культура поведения.
В книге А.И. Кочетова “Организация самовоспитания школьников” мы нашли эффективную программу для самовоспитания подростков. Итак,
Самовоспитание подростков состоит из правила “надо”
1. Всегда помогать родителям.
2. Выполнять требования учителей — учиться добросовестно.
3. Быть честным.
4. Подчинять личные интересы коллективным.
5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.
Самовоспитание подростков включает в себя правило “можно”
1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать при неудачах; если упорен, все — равно получится!
4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.
5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
Основные принципы самовоспитания подростков:
Быть честным! Сила человека в правде, слабость его — ложь.
Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься. Основы саморазвития. С чего начать?
Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.
Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
Чего делать нельзя, при самовоспитании в подростковом возрасте?
1. Учиться без старания, лениво и безответственно.
2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.
3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.
4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.
5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.
Самовоспитание подростков — это:
1. Умение владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)
2. Планирование своего времени.
3. Умение оценивать свои поступки.
4. Жить по принципу «Сначала думай, а потом делай»
5. Браться вначале за самые трудные дела.
Правила самовоспитания подростков
- умей сосредоточить свое внимание на начатом деле
- не отвлекайся во время работы
- подумай сначала сам, а если не получается, то обращайся за советом
- не закончив начатое дело, не переходи к другому
- старайся все делать вовремя, толково и самостоятельно
- встретив на пути трудности, не прекращай работу, не останавливайся на полпути
будь терпелив в трудных ситуациях - думай как лучше организовать свою деятельность и поведение в любых ситуациях
- умей себя поощрить Зачем нам нужна самооценка?
- будь всегда вежлив и тактичен
- избегай грубости, даже с теми, кто тебе грубит. «Принцип «око за око» может сделать слепым весь мир» — так говорил Махатма Ганди
- веди себя спокойно, даже когда тебя критикуют, а если критика не заслуженная, то попроси слова и выскажи свое мнение
- сдерживай себя от обиды: причина ее может быть случайной. Никто не может тебя обидеть, если ты сам этого не позволишь Лучшие книги по успех
- учись слушать, наблюдать и создавать школе и дома благоприятную обстановку
- внимательно слушай указания и советы авторитарных для тебя людей, или высказывания друзей — это поможет тебе избежать многих ошибок.
Помни! «Вначале тебя не замечают, затем над тобой смеются, затем с тобой борются, а затем ты побеждаешь!» ©Махатма Ганди
psylive.com.ua
Индивидуальное портфолио самовоспитания для учеников начальных классов
М.А. Зеленюк
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ — ________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самовоспитание – это не особое занятие, которое выбирает человек, так же как он выбирает профессию. Самовоспитание, это то как человек относится к самому себе, к своим поступкам, своим действиям и собственному будущему, на сколько стремится соответствовать своему идеалу.
Самоанализ
Приемы самовоспитания:Самоконтроль
Самоприказ
Самовоспитание
Самооценка
Самоустановка
Самокорректировка
Словарик:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Заповедь» Р. Киплинг.
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятения всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди не уставая,
Пусть лгут лжецы не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись прощая
Великодушней и мудрей других.
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, —
Тогда весь мир ты примешь во владение,
Тогда мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК!
Изобрази в первой рамочке Я-реальное, то кем ты видишь себя сейчас, как ты себя представляешь в настоящий момент. Во второй рамочке Я-идеальное, то, кем бы ты хотел стать.
Я-реальное Я-идеальное
Цели самосовершенствования.
Каким я хочу видеть себя? Вот вопрос, на который нужно ответить для того, чтобы определить цель самовоспитания. Цели самосовершенствования могут быть направлены на устранение плохих привычек, контроль своих потребностей или развитие способностей.
Цели самовоспитания определяет сам человек, какие цели самовоспитания ты определяешь для себя?
1
2
3
4
5
6
Индивидуальная карта самооценки:
Какой я?
Сейчас
Через неделю
Через 2 недели
Девиз жизни
Что люблю в людях?
Что я ненавижу в людях?
Мои достоинства?
Мои недостатки?
Как я отношусь к учебе?
Как я отношусь к труду?
Как я отношусь к близким?
Как ко мне относятся окружающие?
Как организовать самовоспитание?
Профессор А.И.Кочетов предлагает нам правила самовоспитания:
Пять “надо”:
1. Всегда помогать родителям.
2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.
3. Быть честным.
4. Подчинять личные интересы коллективным.
5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.
Пять “можно”:
1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !
4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.
5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
Это нужно тебе самому!
1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его — ложь.
2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.
3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.
4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.
5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
Этого делать нельзя!
1. Учиться без старания, лениво и безответственно.
2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.
3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.
4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.
5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.
Пять “хорошо”:
1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)
2. Планировать каждый свой день.
3. Оценивать свои поступки.
4. Сначала думать, а потом делать.
5. Браться вначале за самые трудные дела.
На основе этих правил вместе с учителем, составьте индивидуальную программу самовоспитания.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Все в твоих руках!
Нужно самому организовать процесс постижения самого себя.
Прежде всего нужно завести дневник, в который следует записывать события, происходившие с вами. Дневник преследует несколько целей самопознания и самовоспитания:
а) когда мы записываем какое-то событие, то происходит более глубокая работа ума, в результате чего мы глубже осознаем событие, будь оно приятное или неприятное. Когда мы описываем свои переживания, то они, как правило, ослабевают;
б) дневник – это документ, позволяющий воспроизвести прошлое. Изучая прошлое, мы можем обнаружить «плохие» или «хорошие» периоды нашей жизни, и в следующий раз мы будем знать, чего нам следует ожидать от этих периодов. Дневник позволяет нам видеть собственный прогресс, а это радует и вдохновляет на новые шаги по самосовершенствованию;
в) в дневнике можно иногда давать характеристики себе, в которых мы описываем свои черты, стремления, ценности, идеалы; то как мы воспринимаем обстоятельства и товарищей прежде и теперь.
Попробуй сам вести дневник в течении недели. Записывай сюда все, что происходило с тобой за день, все, что покажется тебе важным.
День первый. Число:___________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
День второй. Число:___________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
День третий: Число:___________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
День четвертый. Число:___________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
День пятый. Число:___________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
День шестой. Число:___________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
День седьмой. Число:___________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации учителя по проделанной работе:_________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подготовьте рассказ о проделанной работе для представления его в классе. Раскройте особенности вашего подхода к самовоспитанию.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Дальнейшая программа самовоспитания:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
infourok.ru
План самовоспитания для неуверенного в себе человека
28.06
Самым первым шагом в процессе составления любого плана самовоспитания, а особенно для неуверенного в себе человека, является принятие решения о том, что этот План Самовоспитания все-таки необходим.
Далее необходимо выяснить для себя, что на данный момент представляет собой ваше «Я». Отметим, что этот этап довольно сложен – разобраться в себе «от» и «до» получится далеко не сразу.
Каждая личность содержит ядро, проявляющееся всегда, в независимости от характера ситуации и «ситуативное «Я», подобно хамелеону меняющееся соответственно обстоятельствам.
Затем обязательно нужно нарисовать себе идеал вашего «Я», к которому бы вы хотели стремиться.
Итак, берем ручку и бумагу и начинаем составлять План самовоспитания. Практика показывает, что наиболее действенный план самовоспитания по сути своей – перечень самообязательств, последовательность которых примерно следующая:
1. Составление режима дня и твердое его соблюдение
2. Доводить начатое дело до конца
3. Все, что делаем – делаем максимально эффективно
4. Обучение самообладанию и самоконтролю
Это «скелет» любого плана самосовершенствования, действие которого проверено веками.
Приучив себя к выполнению этих условий, человек шутя, справляется с абсолютно любой задачей, и претерпевает удивительные метаморфозы: неуверенный обретает твердость, раздражительный – уравновешенность, распыляющийся – сосредоточенность и т.д.
На первом этапе необходимо планировать каждый день. План составляется накануне и подвергается анализу вечером следующего дня. Затем можно планировать недели, месяцы и даже годы. План самовоспитания должен работать на поставленные цели, иначе никакого смысла в таком плане не будет. А цели определяются исходя из того, что имеем на данный момент и чего хотим достичь. Так что на самом деле все очень просто.
Читайте также
www.poznaysebia.com
Как составить программу самовоспитания — Образовалка.ru
obrazovalka.ru