cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Проблема равнодушия в литературе – аргументы из литературы и сочинение ЕГЭ

аргументы из литературы и сочинение ЕГЭ

Доброго времени суток, уважаемый читатель! В данной статье мы предлагаем сочинение на тему “Проблема равнодушия: аргументы из литературы” Будут использованы следующие аргументы:

– А. С. Пушкин, “Евгений Онегин”
– Д. Лондон, “Мартин Иден”


Когда нам нужна помощь, совет, либо же мы просто рассказываем о чем-то другому человеку, мы ищем участия и внимания с его стороны. Равнодушие отталкивает и отдаляет: равнодушные люди часто одиноки. Им сложно излечить душу от этого чувства, даже если понимают его пагубное воздействие. Всякому равнодушному отношению есть причина. У кого-то это скука, у других разочарование, иногда долгая душевная боль. Последствия такого отношения человека к окружающим и к самой жизни могут быть губительными.

В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” мы видим пример равнодушного отношения со стороны главного героя Евгения Онегина. Евгений – молодой дворянин, наследник крупного состояния. Он проводит большое количество времени в обществе: ездит в театр, на балы, светские вечера. Евгений привык к роскоши, умеет поддержать любую беседу, хотя его знания порой поверхностны. Он пользуется вниманием у женщин, много развлекается, но при этом испытывает чувство скуки где бы не находился.

Онегин безучастно и равнодушно относится к окружающему миру из-за этого чувства. Ему надоели женщины, друзья, книги. Когда герою признается в любви Татьяна Ларина, он так же равнодушно отвергает девушку, не придавая значения тому, как она к нему может относиться. Евгений охладел к жизни и утратил способность испытывать глубокие чувства. Понадобилось много времени чтобы восстановить эту способность, но оказалось слишком поздно. Татьяна отвергла признание Онегина, и он прожил свою жизнь без цели и смысла.

Пробный тест ЕГЭ 2019 русский язык от Egeshik!

Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания!   Перейти к выбору теста!

В романе Джека Лондона “Мартин Иден” главный герой, познакомившись с девушкой из высшего общества по имени Руфь, влюбляется в неё с первого взгляда. Узнав девушку и её семью, Мартин понимает, что между ним и этими людьми большая интеллектуальная пропасть, не говоря уже о классовом неравенстве. Но это не становится причиной отказаться от желания покорить девушку. Напротив, главный герой полностью погружается в мир книг, наук, просвещения и достигает очень высокого уровня. Он обучается манерам, принятым в светском обществе, изучает различные науки, углубляется в философию.

После помолвки с Руфью, Мартин обещает ей стать известным писателем и повысить уровень своего дохода. Однако ни любимая героя, ни его семья не верят в успех писательского дела. Работая по девятнадцать часов каждые сутки, Мартин пишет множество рассказов, стихов и повестей. Но долгое время ни один редактор не принимает работы Мартина, из-за чего ему приходится голодать. После неожиданного успеха все повести писателя начинают пользоваться спросом и приносят Мартину небывалый доход. К сожалению, герой этому уже не рад.

Во время неудач Мартина девушка разрывает с ним помолвку. Главный герой разочаровывается в буржуазной среде и теряет все стремление продолжать писательскую деятельность. Понимание того, что успех пришел к нему не из-за признания таланта, а лишь по везению случая, огорчает Мартина. Он тяжело переживает лицемерное отношение людей, которые отворачивались от него ранее, но охотно ищут общения после обретения им славы.

Показное раскаяние Руфь, которая захотела вернуться к нему из-за социального успеха, добивает героя окончательно. Мартин полностью разочаровывается в людях, теряет интерес к жизни, не может ничем заниматься и избегает общения с окружающими. Равнодушие овладевает героем. Он решает уплыть на остров, но, находясь на корабле понимает, что его тяготит только своё разочарование. Мартин не может выносить всей лжи в людях, он все больше спит и проводит время в одиночестве. Не испытывая более желания жить и творить, узнавать новое, Мартин погружается в состояние полной апатии. Главный герой решает забыться вечным сном в родных для него водах Южных морей.

Равнодушие тушит искру в душе человека, теряется интерес к жизни, стремление идти вперед, пропадает умение находить радость в мелочах. Мы не должны разочаровываться и охладевать, ведь равнодушие может привести не только к эгоизму и жестокости, но и к полному отчаянию, от которого практически невозможно избавиться.


Сегодня мы поговорили на тему “Проблема равнодушия: аргументы из литературы“. Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

egeshik.ru

аргументы из литературы и сочинение

Доброго времени суток, уважаемый читатель! В данной статье мы предлагаем сочинение на тему «

Равнодушие и отзывчивость: аргументы из литературы».

Будут использованы следующие аргументы:
– Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»
– А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»


С детства нас учат быть внимательными и отзывчивыми по отношению к нашим близким. Со временем у многих эта черта стирается, мы становимся жестче и равнодушнее после определенных событий в нашей жизни, после предательств или разочарований. К отзывчивым людям тянется душа, ведь при общении с ними мы встречаем доброту и внимание, чуткость и готовность помочь. Возможно, жизнь была бы совсем иной, если бы таких людей было в несколько раз больше.

Читая произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», мы знакомимся с трогательным персонажем, Маленьким принцем, ему чуждо равнодушие и холодность. Он принимает близко к сердцу вещи, которые кажутся остальным мелочами, не достойными внимания. Маленький принц окружил вниманием и заботой прекрасную, но весьма капризную розу. Распустившись, она начала требовать ухода, и вскоре Маленький принц совсем измучился, ведь на каждую мелкую оплошность роза обижалась. Но, несмотря на все, главный герой с первых мгновений проявил участие по отношению к прекрасному цветку, вел себя очень терпеливо и отзывчиво.

Пробный тест ЕГЭ 2019 русский язык от Egeshik!

Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания!   Перейти к выбору теста!

Оказавшись далеко от розы, Маленький принц говорит о ней с нежностью и грустью. Он переживает о том, что злился на некоторые её слова, когда нужно было просто наслаждаться её присутствием и ароматом, которые роза дарит. Словами и поступками Маленького принца движет участие и отзывчивость по отношению к его цветку, в самых чистых и искренних проявлениях.

Главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» предстает перед читателем как жесткий и хладнокровный молодой человек. Евгений Онегин не способен испытывать сильные чувства. Он быстро загорается, но его интерес так же быстро угасает, приходит разочарование. Где бы он ни был, Евгений не проявляет интереса, зевает от скуки и остается равнодушным и безучастным. Когда герой узнает о предсмертном состоянии его дяди, он не чувствует жалости, притворяется ради получения наследства.

Татьяна влюбляется в Онегина и признается ему, но он остается равнодушным к её нежным порывам. Лишь спустя годы в нем просыпается способность испытывать сильные чувства, но становится слишком поздно. Признавшись в любви Татьяне, Онегин получает отказ. Из-за равнодушного отношения в нужный час Евгений Онегин обрекает себя и Татьяну на безрадостную жизнь. Он страдает и не может найти себя. Татьяна смирилась со своей судьбой, но ни один из них не обрел счастья.

Отзывчивость – это то качество, которым обладает каждый человек с детства. Однако если человек не получает ответных действий или благодарности, он закрывается, становится жестче. После этого приходит равнодушие. Неспособность сопереживать и испытывать чувства убивает человека и все достойные качества в нем. Чтобы иметь отзывчивых людей рядом с собой, мы сами должны стремиться быть такими, всегда готовыми прийти на помощь и оставить свои дела и проблемы на потом. Отзывчивость должна присутствовать в каждом дне нашей жизни и по отношению ко всем, достойным её, людям.


Сегодня мы поговорили на тему: «Равнодушие и отзывчивость: аргументы из литературы». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

egeshik.ru

Проблема равнодушия мира взрослых. Аргументы к сочинению

 

   Главный герой повести — мальчик Петя, сирота, вынужденный с раннего детства зарабатывать себе на жизнь. Он работает в цирке эквилибристом. Его учитель беспощаден к мальчику и требует от него выполнения самых сложных упражнений, так как только они вызывают у публики интерес и, следовательно, могут собирать аншлаги и приносить деньги. Финал рассказа очень трагичен: при выполнении сложнейшего трюка Петя разбивается. Но взрослые, вечно занятые своими проблемами, остаются равнодушными к его смерти.накануне Рождества умирает мальчик. По сюжету ребёнок приезжает в Петербург вместе с матерью, но вскоре по приезде в город мать умирает, а после её смерти ребёнок оказывается никому не нужен. В самый разгар подготовки к Рождеству – самому милосердному христианскому празднику – ребёнку никто даже не подал куска хлеба. И голодный, брошенный мальчик замерзает на улице.мальчик подбирает бездомную собаку и приносит её домой. Мы видим, как он полон заботы об одинокой, никому не нужной собаке и как он не понимает отца, требующего выгнать пса из квартиры. В его голове никак не укладывается, что можно обидеть беззащитное существо, которое уже не раз обижали:

Финал рассказа трагичен: подозвав доверчивого пса, отец стреляет ему в ухо. Прочитав это, мы понимаем, что на самом деле отец убил не собаку, точнее не только её. В первую очередь он убил в ребёнке его душу. Таким образом, писатель утверждает, что жестокость взрослого может привести только к ненависти, к утрате веры в сострадание, добро и справедливость.

  В сказке-притче А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» рассказчик, самолёт которого потерпел аварию в пустыне, знакомится с Маленьким Принцем, который обо всём расспрашивает, всем интересуется. И вот однажды, когда рассказчик был особенно занят ремонтом самолёта, мальчик задал ему очередной вопрос, от которого рассказчик отмахнулся, сказав, что он у него совсем нет времени. И тогда Маленький Принц заявил ему, что он ведёт себя совсем как взрослый и поведал историю о дельце, с которым он познакомился на одной планете. Этот делец занимался тем, что считал звёзды и записывал цифры в тетрадь. Он постоянно заявлял о себе, что он человек серьезный и ему некогда заниматься глупостями, в том числе и вести беседы о малосущественных вещах. Но Маленькому Принцу как раз занятие дельца казалось совсем несерьёзным, хотя и забавным. Ведь звёзды не шарф, который можно замотать вокруг шеи и унести с собой, и не роза, которую можно понюхать и тоже взять с собой. Записывать звёзды на бумажку и класть её в банк – странное занятие, по мнению Принца. На эти слова мальчика делец лишь открыл рот и не нашёл что сказать.

⁠Тематические направления раскрыты на нашем сайте:

⁠Тема ⁠«Смелость и трусость»

Тема ⁠«Равнодушие и отзывчивость»

⁠Тема ⁠«Верность и измена»

literarus.ru

Равнодушие и отзывчивость — аргументы к итоговому сочинению 2017/2018



07.09.2017

«После бала», Л.Н. Толстой

Равнодушие

Равнодушен полковник из рассказа. Блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами. Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого.

Отзывчивость

Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены. Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.

«Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов — равнодушие

Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале Печорин. И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.

«Крокодиловы слёзы», А.П. Чехов — равнодушие

Главный герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».

«Крыжовник», А.П. Чехов — равнодушие

Николай Иванович Чимша-Гималайский — всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей. Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»

«Судьба человека», Шолохов — отзывчивость

Андрей Соколов (главный герой), переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.

«Над пропастью во ржи», Д.Д. Селинджер — отзывчивость

История шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие. Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях. Причём в детях маленьких, именно поэтому его заветное желание – ловить детей, чтобы они не свалились в пропасть. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых. Стремление ловить детей – это желание уберечь душу ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.

Дополнительные ссылки:

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.


Сохранить ссылку:
Добавить комментарий

Рекламные и несодержательные сообщения удаляются.

www.ctege.info

Бессердечие, душевная черствость — аргументы ЕГЭ

Тезисы

  • Бессердечие проявляется даже по отношению к очень близким людям
  • Жажда наживы часто ведет к бессердечию и совершению бесчестных поступков
  • Душевная черствость человека усложняет его жизнь в обществе
  • Причины бессердечного отношения к окружающим кроются в воспитании
  • Проблема бессердечия, душевной черствости может быть свойственна не только отдельному человеку, но и обществу в целом
  • Тяжелые жизненные обстоятельства могут сделать человека бессердечным
  • Часто душевная черствость проявляется по отношению к нравственным, достойным людям
  • Человек признает, что он был бессердечным, когда уже нельзя ничего исправить
  • Душевная черствость не делает человека по-настоящему счастливым
  • Последствия бессердечного отношения к людям часто являются необратимыми

Аргументы

А.С. Пушкин “Дубровский”. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Петровича Троекурова закончился трагично из-за черствости и бессердечия со стороны последнего. Слова, сказанные Дубровским, хоть и были обидны для Троекурова, но точно не стоили ругани, нечестного суда и гибели героя. Кирилла Петрович не пожалел друга, хотя в прошлом их связывало много хорошего. Помещиком руководило бессердечие, желание отомстить, что и привело к смерти Андрея Гавриловича Дубровского. Последствия произошедшего были ужасны: сгорели чиновники, люди остались без своего настоящего барина, Владимир Дубровский стал разбойником. Проявление душевной черствости всего лишь одного человека сделало несчастными жизни многих людей.

 

А.С. Пушкин “Пиковая дама”. Действовать бессердечно Германна, главного героя произведения, заставляет желание обогатиться. Для осуществления своей цели он представляется поклонником Лизаветы, хотя на самом деле не испытывает к ней чувств. Он дает девушке ложные надежды. Проникая в дом графини при помощи Лизаветы, Германн просит старуху открыть ему тайну трех карт, а после ее отказа достает незаряженный пистолет. Графия, очень сильно испугавшись, умирает. Покойная старуха приходит к нему через несколько дней и открывает секрет при условии, что Германн не будет ставить более одной карты в сутки, в будущем не станет играть вовсе и женится на Лизавете. Но героя не ждет счастливое будущее: его бессердечные поступки служат поводом для возмездия. После двух выигрышей Германн проигрывает, из-за чего сходит с ума.

 

М. Горький “На дне”. Василиса Костылева не испытывает к мужу никаких чувств, кроме ненависти и полнейшего равнодушия. Желая получить в наследство хотя бы незначительное состояние, она очень легко решается подговорить вора Ваську Пепла убить мужа. Трудно представить, насколько бессердечным должен быть человек, чтобы выработать такой план. То, что Василиса выдана замуж не по любви, нисколько не оправдывает ее поступка. Человек должен оставаться человеком в любой ситуации.

 

И.А. Бунин “Господин из Сан-Франциско”. Тема гибели человеческой цивилизации является одной из основных в данном произведении. Проявление духовной деградации людей заключается в том числе и в их душевной черствости, бессердечности, безразличии по отношению друг к другу. Внезапная смерть Господина из Сан-Франциско вызывает не сострадание, а отвращение. При жизни его любят из-за денег, а после смерти бессердечно убирают в самый плохой номер, чтобы не испортить репутацию заведения. Человеку, умершему в чужой стране, не могут сделать даже нормальный гроб. Люди утратили истинные духовные ценности, заменой которым стала жажда материальной выгоды.

 

К.Г. Паустовский “Телеграмма”. Полная дел и событий жизнь увлекает Настю настолько, что она забывает о единственном по-настоящему близком для нее человеке – старой матери Катерине Петровне. Девушка, получая письма от нее, рада и тому, что мать жива, а о большем и не думает. Даже телеграмму от Тихона о плохом состоянии Катерины Петровны Настя читает и воспринимает не сразу: сначала она вовсе не понимает, о ком идет речь. Позже девушка осознает, насколько бессердечным было ее отношение к родному человеку. Настя едет к Катерине Петровне, но не застает ее в живых. Она чувствует себя виноватой перед матерью, так сильно ее любившей.

 

А.И. Солженицын “Матренин двор”. Матрена – человек, какого редко встретишь. Не думая о себе, она никогда не отказывала в помощи чужим людям, ко всем относилась с добротой и сочувствием. Люди не ответили ей тем же. После трагической гибели Матрены Фаддей думал только о том, как отвоевать часть избы. Почти все родственники приходили плакать над гробом женщины лишь для обязанности. Они не вспоминали о Матрене при жизни, но после ее смерти начали претендовать на наследство. Эта ситуация показывает, насколько черствыми и безразличными стали людские души.

 

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Бессердечие Родиона Раскольникова выразилось его желании проверить свою ужасную теорию. Убив старуху-процентщицу, он пытался узнать, к кому относится: к “тварям дрожащим” или “право имеющим”. Герою не удалось сохранить хладнокровие, принять содеянное как правильное, а значит, ему не свойственна абсолютная душевная черствости. Духовное воскрешение Родиона Раскольникова подтверждает то, что у человека есть шанс на исправление.

 

Ю. Яковлев “Он убил мою собаку”. Мальчик, проявив сострадание и милосердие, приводит к себе в квартиру бездомную собаку. Это не нравится его отцу: мужчина требует выгнать животное обратно на улицу. Герой не может это сделать, ведь “ее уже выгоняли”. Отец, действуя абсолютно равнодушно и безразлично, подзывает пса к себе и стреляет ему в ухо. Ребенок не может понять, за что было убито невинное животное. Вместе с собакой отец убивает веру ребенка в справедливость этого мира.

 

Н.А. Некрасов “Размышления у парадного подъезда”. В стихотворении изображена суровая реальность того времени. Противопоставляется жизнь обычных мужиков и чиновников, проводящих свою жизнь лишь в наслаждениях. Высокопоставленные люди бессердечны, потому что равнодушны к проблемам обычных людей. А для простого человека решение чиновником даже самого незначительного вопроса может быть спасением.

 

В. Железников “Чучело”. Лена Бессольцева добровольно взяла ответственность за очень нехороший поступок, к которому она не имела отношения. Из-за этого она была вынуждена терпеть унижения и издевательства со стороны одноклассников. Одним из самых тяжелых стало для девочки испытание одиночеством, ведь быть изгоем сложно в любом возрасте, а в детстве тем более. Мальчик, на самом деле совершивший этот поступок, не набрался мужества признаться. Двое одноклассников, узнавших правду, тоже решили не вмешиваться в ситуацию. Равнодушие и бессердечие окружающих заставило человека страдать.

bank-argumentov.info

Примеры литературных аргументов к темам направления «Равнодушие и отзывчивость»

Литературные аргументы к темам направления

«Равнодушие и отзывчивость

Ф.М. Достоевский

«Преступление

и наказание»

Роман «Преступление и наказание» — многоплановое произведение. Множество проблем – социальных, философских, нравственных — пытается поднять в нём автор. Одна из них – это проблема социального равнодушия, безразличия к судьбам других со стороны  «власть имущих». Это результат  несправедливых законов, а не только особенностей характеров людей. Унижение, оскорбление  было так естественно по отношению к тем, кто стоял значительно ниже их по социальной лестнице. Поэтому и можно было Свидригайлову обвинить в краже Дуняшу, Лужину думать о женитьбе на женщине, которая всю жизнь была бы  ему благодарна. Равнодушие к судьбе другого порождается безнаказанностью, которая творилось в годы, описываемые автором.
Понять другого, посочувствовать ему, всем сердцем отозваться на чужую боль, горе может человек, сам испытавший подобное. Раскольников , не задумываясь, отдаёт последние деньги Мармеладовым, в семье которых такое горе; Разумихин помогает в трудную минуту своему другу- Раскольникову, сначала предлагая ему  работу, хотя сам был в трудном материальном положении, затем находясь у постели больного друга; Дуняша ради любимого  брата готова на всё, даже на брак с нелюбимым; всё готова сделать для любимого Роди его мама. Соня Мармеладова оказалась рядом в страшный период жизни героя, пошла за ним, когда его отправили на каторгу, поддерживала.  «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого», — написал автор. Всё это — примеры искренней отзывчивости, милосердия, человечности. Именно такое поведение героев спасло других, помогло им, вселило надежду.

Отдавая, человек больше получает. Писатель показал, что все, кто способен на сочувствие, на взаимопомощь, обретут счастье. Счастливы Разумихин и Дуня, полюбив друг друга, выдержала испытания любовь Раскольникова и Сони. А счастливы ли Лужин с его стремлением к наживе, Свидригайлов с его подлостью? Нет. О многом задумываются читатели романа, в  том числе и о том, что жить надо с открытым сердцем, не проходить мимо чужой беды, не быть равнодушным человеком.

Л.Н.Толстой

«Война и мир»

Настоящей «энциклопедией» можно назвать роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир». Кажется, нет ни одной стороны жизни, ни одной проблемы, которую в той или иной степени не затронул автор. Каким должен быть человек? Как нужно относиться к людям — к близким и совсем незнакомым? Каким должно быть поведение человека в трудные моменты истории страны и народа? Обо всём этом размышляет Л.Толстой. Многочисленные герои радуются и страдают, любят и разочаровываются, мечтают —  живут каждый своей жизнью. Но всех их объединила одна трагедия — война. Именно она выявила сущность каждого, показала, насколько духовно богат или низок человек.

Чистая, прямая, добрая, жизнерадостная Наташа Ростова и в сложные минуты жизни народа проявила лучшие свои качества. Она не осталась в стороне, не была равнодушна к происходящему на её земле. Сочувствие, сострадание толкнули её на то, чтобы организовать подводы для раненых во время отступления из Москвы, стать сестрой милосердия, помогая раненым, облегчая по возможности их боль. Война с ещё большей силой раскрыла в Наташе лучшие черты ей характера.

А видим ли мы среди тех, кому нужна помощь, таких героев, как Элен, Василий и Анатоль Курагин? Где они в минуты испытаний для России? Элен вообще уехала за границу, там дождавшись окончания войны. продолжая блистать в свете. Анатоль, получивший серьёзное ранение, вызывает только жалость. Эти герои думают лишь о себе. Страх за свою жизнь движет их поступками.

А как низко и бессердечно поступил император Франции Наполеон, когда бросил свою армию на произвол судьбы, спешно покидая Россию, которую он так хотел завоевать. Офицер, оставляющий солдат, — что может быть отвратительнее и позорнее! Равнодушие, эгоизм, безразличие, бесчувственность — вот что свойственно этому правителю, который , в  конечном итоге, потерял всё.(«…никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде…»).
Россия была спасена от Наполеона  всем народом, проявившим единство, мужество, героизм, основа которых — неравнодушие, отзывчивость, любовь к людям и своей стране.

А.П.Чехов.

«Вишнёвый сад»

Всегда ли волнует судьба другого человека? Способны ли люди понять, помочь, проявить сочувствие? Ответы на эти вопросы, как и  многие другие, пытается  найти А.П.Чехов в пьесе «Вишнёвый сад». Но они, к сожалению, неутешительные. Не способен проявить душевную теплоту, отзывчивость к бывшим хозяевам имения Лопахин, который, не дождавшись их отъезда, начинает вырубать вишнёвый сад, так милый сердцу Раневской  иГаева.  Да и сама Раневская , думающая лишь о себе, о своих чувствах, фактически вторично бросает на произвол судьбы своих дочерей Варю и Анну, уезжая за границу к возлюбленному. А как трагична судьба слуги Фирса, который полвека честно прослужил своим хозяевам, но оказался забытым ими, запертым в заколоченном доме. Равнодушие никогда не приводит к счастью. Поэтому читатели не могут себе представить, что удачно сложится судьба этих героев. Призрачна любовь Раневской, неясен путь Гаева,  материальные цели, жажда денег, положения в обществе, свойственные Лопахину, уже начали опустошать его душу («За всё могу заплатить!»). Удивительно, что равнодушие к судьбе Фирса проявило и молодое поколение: ни Аня, Ни Трофимов, ни Варя не вспомнили о нём.
Вишнёвый сад, цветущий, весь белый , красивый,  – это символ не только прекрасного будущего, которое ждёт людей, которое мечтают построить Аня и Петя Трофимов,  но и аллегорическое изображение того, что  и души людей должны быть чисты, непорочны, красивы. Равнодушие, безразличие, эгоизм никогда не помогут стать счастливыми. Только отзывчивость, гуманность, взаимопонимание и поддержка – залог того, что жизнь человека будет прекрасна, интересна, наполнена радостными моментами.

В.Г.Короленко.

«Дети подземелья»

Андрей Платонович Платонова «Юшка»

Два мира — мир богатых и бедных  — это порой как огромная пропасть непонимания, осуждения, безразличия. Взрослые-то не могут разобраться в противоречиях общества, а тем более ребёнок, однажды вдруг столкнувшийся с несправедливостью, увидевший её впервые своими детскими глазам, пытающийся понять, почему у него есть всё, а у других детей нет даже пищи для пропитания.

Именно в такую ситуацию попал главный герой повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» Вася. Его знакомство с семилетним  Валеком и трёхлетней Марусей изменило его жизнь, сделало его взрослее, внимательнее,  серьёзнее. У его «сжималось сердце», когда он видел, в каких условиях живут дети в подземелье старого замка, где «две струи света… лились сверху… каменные плиты пола… стены тоже были из камня… тонули совсем в темноте» . Мальчик проявил искреннюю отзывчивость к судьбе детей. Он приносил им еду, даже выпросил для больной девочки у своей сестрёнки её любимую куклу. «Маленькая кукла сделала почти чудо»- девочка на время повеселела, даже стала ходить. Детская душа оказалась открытой другим людям, стремление помочь, облегчить, скрасить жизнь друзей толкало мальчика даже на ложь. Ведь он не мог рассказать  отцу о своих отношениях с нищими ребятами. А  отец понял Васю, стал ближе к нему,  осознал, что слишком удалился от мальчика после смерти жены, а ребёнку так нужно его взаимопонимание, ведь он «рос, как дикое деревце в поле», без отцовской любви и ласки.

Добрыми, отзывчивыми людьми станут Вася и Соня. Они  ухаживали за могилой Маруси, а когда покидали город навсегда, уже в юности, именно  здесь они «произносили над маленькой могилкой свои обеты».Читатели понимают, в чём они клялись друг другу, в том, чтобы достойно прожить жизнь на земле, не быть равнодушными, не обходить стороной людей, которым нужна помощь и поддержка.

В рассказе Андрей Платонович Платонова «Юшка» главный герой был не понят окружающими его людьми. Все его толкали, кидались камнями, обижали. И никто не мог посочувствовать, никто не проявил сострадания. Можно подумать, что из-за такого отношения к себе он не любил людей, но это не так. Юшка был особенным человеком. В то время, когда сочувствие и сострадание должно было быть направлено в его сторону, он сам проявлял эти чувства к обижающим его людям. Он думал, что так они проявляют любовь, любя его. На сочувствие и сострадание способны такие люди, как Юшка, люди, которые прислушиваются к сердцу и душе. С такими качествами люди становятся намного добрее. Другие же, лишенные этих качеств люди, не изменяются, а становятся только злее. Таким людям тяжело в жизни. Когда к ним проявляют сострадание и сочувствие, они понимают, что человек, проявивший эти чувства, прав, и от этого становится ещё больнее на душе. Каждый должен обладать сочувствием и состраданием, как Юшка.

infourok.ru

Равнодушие в произведениях Чехова | Инфошкола

13 Октябрь 2017       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   2907

В творчестве Антона Павловича Чехова можно найти большое количество отсылок к разным проблемам человека и общества. Все эти проблемы достаточно интересно анализировать, выделяя что-то более и менее важное из них. Анализируя творчество Чехова, можно выделить самую большую и серьезную проблему — это равнодушие. Писатель рассматривает не только равнодушие человека к тому, что его не касается, но и к своей собственной судьбе.

Чтобы оценить безразличие человека к окружающему для него общества, достаточно прочитать рассказ писателя под названием «Крыжовник». В нем описана жизнь человека, который всегда мечтал о собственном загородном дом, рядом с которым рос бы крыжовник. Казалось бы, в этом желании нет ничего плохого, но стоит понаблюдать немного за человеком, чтобы понять, насколько же сильно он не прав.

Герой рассказа стал игнорировать весь окружающий мир, зациклился на себе и только на своей жизни. Чехов считал, что человек всегда должен стремиться к развитию и открытию нового. По мнению писателя, жить так, как жил главный герой рассказа «Крыжовник», просто недопустимо — нельзя быть настолько безразличным ко всему окружающему.

Но еще большей проблемой по Чехову было безразличие к самому себе. Лучшим примером тому есть главный герой рассказа «Человек в футляре» — Беликов. Этот человек стал очень закрытым от окружающих и перестал замечать, насколько плохо это на нем сказывалось. Он прЧеховаевратился в настоящую живую мумию, поскольку избегал взаимодействия со всем окружающим миром.

В конце концов, желание жизни все же проснулось в главном герое рассказа. Но он не смог справиться с проблемами бытия, не выдержал насмешек над собой от той женщины, которая могла стать его женой, и поэтому просто умер от стыда за свой позор.

Рассказ потому и называется «Человек в футляре», потому что в нем показан пример человека, который закрылся в футляре своего равнодушия не только от окружающего мира, но и от самого себе.

Проблематика, раскрыта Антоном Чеховым в его рассказах, во многом была продиктована взглядами писателя на жизнь. Он считал, что человек просто обязан стремиться к развитию, открывать что-то новое, самосовершенствоваться путем взаимодействия с другими. Чехов отказывался понимать, как человек может убедиться в бесполезности бытия и стать равнодушной к миру и даже к себе. Именно поэтому главной проблемой творчества Чехова стала проблема равнодушия, об этом писатель беспокоится больше всего.

Равнодушие в произведениях Чехова

4.1 (81.43%) 14 vote[s]

    

info-shkola.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *