cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация на тему отчего на земле сменяются день и ночь и времена года – Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года

Конспект урока по окружающему миру по теме «ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. ПОЗНАКОМИМСЯ С ПЛАНЕТАМИ. ОТЧЕГО НА ЗЕМЛЕ СМЕНЯЮТСЯ ДЕНЬ, НОЧЬ, ВРЕМЕНА ГОДА?»

ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. ПОЗНАКОМИМСЯ
С ПЛАНЕТАМИ. ОТЧЕГО НА ЗЕМЛЕ СМЕНЯЮТСЯ ДЕНЬ,
НОЧЬ, ВРЕМЕНА ГОДА?

Цели:

1. Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

2. Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать.

О б о р у д о в а н и е: схема «Сравнительная величина Солнца и планет»; рисунки и фотографии «Планеты Солнечной системы»; глобус; схемы «Смена дня и ночи», «Смена времен года».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Здравствуйте, юные астрономы! Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие на планеты Солнечной системы. Откройте свои бортовые журналы и запишите тему нашего путешествия.

1-й э т а п – повторение изученного, проверка домашнего задания.

2-й э т а п – остановка на планетах Солнечной системы.

3-й э т а п – отдых, выход в открытый космос.

4-й э т а п – практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?».

5-й э т а п – возвращение на Землю. Итог урока. Домашнее задание.

Итак, отправляемся в путь, чтобы раскрыть секреты планет Солнечной системы и узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать, анализировать и, конечно, быть дисциплинированными.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель. Итак, первое испытание. Нам предстоит разгадать название нашего космического корабля. Для этого необходимо решить кроссворд. Название корабля сможем прочитать по вертикали.

Вопросы к кроссворду:

1. Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе.

2. Специалист по астрономии.

3. Небесное тело, движущееся вокруг планеты.

4. Наука о небесных телах.

5. Ближайшая от Земли звезда.

6. Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста.

Учитель. Будьте внимательны! Чтобы запустить в работу главный компьютер корабля, необходимо ввести пароль. Слушайте каждое мое высказывание и отвечайте: «Верно» или «Неверно».

Земля – это одна из планет Солнечной системы.

Ученики. Верно.

Учитель. Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.

Ученики. Верно.

Учитель. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

Ученики. Неверно.

Учитель. Земля движется вокруг Солнца.

Ученики. Верно.

Учитель. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

Ученики. Неверно.

Учитель. Луна – планета Солнечной системы.

Ученики. Неверно.

Учитель. Компьютер к работе готов. Вперед, к загадочным и далеким планетам Солнечной системы!

III. Работа над темой «Планеты Солнечной системы».

Учитель. Итак, мы взлетели и сейчас находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.

Ученики. Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.

Учитель. Почему космонавты называют Землю голубой планетой?

Ученики. На Земле много воды.

Учитель. Да, но она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придает планете голубизну. Посмотрите на плакат «Планеты Солнечной системы». Что вы можете сказать о планете Земля?

Ученики. Земля – третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера. По размеру это небольшая планета. Земля имеет естественный спутник, который называется Луна.

Учитель. Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое.

Так почему Землю называют «планета-сад?»

Ученики. Потому что на ней растут растения. И еще потому, что на Земле есть жизнь.

Учитель. Давайте поближе познакомимся с другими планетами.

Заранее подготовленные ученики рассказывают о планетах. Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением планет, схему «Сравнительная величина Солнца и планет».

Меркурий – первая планета от Солнца.

Эта планета находится ближе всех к Солнцу, и днем на Меркурии жарче, чем в любой точке Земли примерно в семь раз. Зато ночью там становится очень холодно, ниже нуля – у Меркурия нет атмосферы, и тепло там не сохраняется. Меркурий – самая маленькая из «внутренних планет». Она вращается вокруг Солнца гораздо быстрее, чем все другие планеты. Недаром его назвали в честь покровителя путешественников и вестника богов в римской мифологии. Поверхность каменистая и пустынная.

Венера – вторая планета от Солнца.

По своим размерам Венера схожа с Землей, а ее поверхность покрывают горы и пустыни. Атмосфера Венеры почти целиком состоит из ядовитого углекислого газа и отличается большой плотностью, что помогает удерживать тепло, а потому на Венере постоянно высокая температура. Венера – самая яркая из девяти планет Солнечной системы и вращается она не так, как остальные планеты, а наоборот: Солнце на Венере всходит на западе и заходит на востоке. Планета Венера носит имя богини красоты.

Марс.

Марс похож на Землю больше, чем любая другая планета Солнечной системы. Его поверхность представляет собой коричневатую пустыню с кратерами и расселинами, напоминающими безводные каналы. Есть на Марсе и горы, причем некоторые из них выше, чем наш Эверест. Названа планета Марс в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. У планеты Марс два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны).

Учитель. Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, их называют каменными планетами или планетами земной группы.

Запишите их названия в бортовой журнал: Меркурий, Венера, Земля, Марс – каменные планеты. Итак, продолжим наше знакомство с планетами Солнечной системы.

Гигант Юпитер.

Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Он так велик, что внутри него могли бы уместиться остальные восемь планет. У Юпитера небольшое твердое ядро, окруженное бурлящей массой жидкого водорода. Юпитер очень быстро вращается вокруг своей оси, из-за чего его средняя часть как бы выпячивается и планета напоминает приплюснутый шар. Планета названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.

Сатурн.

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы, его легко узнать по окружающим его красивым светящимся кольцам, состоящим из миллиардов твердых частичек (лед и камень). Сатурн состоит из водорода и гелия и является наименее плотной из всех девяти планет Солнечной системы. Как это ни удивительно, Сатурн вполне мог бы плавать, если бы существовал такой большой океан, в который его можно было бы опустить. Планета Сатурн названа в честь римского бога земледелия.

Уран.

Уран был впервые замечен в 1781 году астрономом-любителем Вильямом Гершелем. От солнца он удален на расстояние 2 миллиардов 735 миллионов километров, и поэтому там очень холодно. Уран в основном состоит из гелия и водорода, а содержащийся в его атмосфере газ метан придает ему зеленый цвет.

Нептун.

Нептун очень похож на Уран, только размером поменьше. От Нептуна до Солнца 4 миллиарда 345 миллионов километров, поэтому там стоят лютые морозы. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов. Планета Нептун носит имя римского бога морей.

Плутон.

Впервые Плутон заметили в 1930 году. Это самая маленькая и самая легкая планета Солнечной системы. Ее диаметр – всего лишь 2400 километров. Плутон меньше нашей Луны. Планета Плутон названа в честь римского бога – повелителя царства мертвых. температура на поверхности Нептуна – минус 230 градусов.

Учитель. Мы познакомились с основными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми из-за их состава. Запишите в бортовой журнал их названия. Подчеркните одной чертой название самой большой планеты, а двумя – самой маленькой:

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун,

Учитель. Мы с вами много узнали о планетах Солнечной системы. Назовите их сходства и различия.

Ученики. Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют форму шара. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.

Учитель. Пришло время выйти в открытый космос и отдохнуть. (Учащиеся выполняют упражнения за учителем.)

Город стоит

На широкой реке,

А за рекой

Виден лес вдалеке.

Тянутся к лесу сады и поля…

Тянется к Солнцу наша Земля.

И путешествуем вместе мы с ней

В далеких просторах Вселенной моей!

IV. Практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?».

Учитель. Мы вернулись на борт нашего космического корабля. Нам необходимо ответить на вопрос «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?». В этом нам поможет разобраться прибор «теллурий». Рассмотрите прибор. Большой желтый шар – это Солнце. А глобус – наша Земля.

Давайте посмотрим прибор в работе. Что делает Земля?

Ученики. Земля вращается вокруг Солнца.

Учитель. Что вы еще заметили?

Ученики. Земля вращается еще вокруг своей оси.

Учитель. Как освещается Земля Солнцем? Одинаково?

Ученики. Солнце освещает сначала одну ее часть, а затем другую.

Учитель. Как вы думаете, что бывает в той части Земли, которая освещена Солнцем? И что бывает в той части земного шара, куда не попадают солнечные лучи?

Ученики. В той части Земли, которая освещена Солнцем, будет день. А в другой части Земли, куда не попадают солнечные лучи, будет ночь.

Учитель. Посмотрите на верхний рисунок в учебнике на с. 12. Что вы можете сказать?

Ученики. На рисунке показано, что Земля вращается вокруг своей оси и на освещенной части – день, а на неосвещенной – ночь.

Учитель. Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 23 часа 56 минут, то есть за сутки. Значит, смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси.

Но Земля вращается еще и вокруг Солнца. Что же происходит на Земле? Что мы наблюдаем?

Ученики. Земная ось наклонена, поэтому одна часть земного шара находится ближе к Солнцу, а другая часть – дальше. При вращении Земли вокруг Солнца наклон земной оси не изменяется, поэтому в разное время разные части земного шара находятся ближе к Солнцу и дальше от него. На земном шаре в той части, которая ближе к Солнцу, будет теплее, значит, это будет лето. А в той части, которая дальше от Солнца, холоднее, поэтому там будет зима.

Учитель. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год.

Итак, мы открыли тайну смены дня и ночи, времен года. Запишите выводы:

V. Итог урока.

Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод (с. 15).

Домашнее задание.

С. 9–15. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 1, 2.

Ответы на вопросы по схеме:

– Назовите планеты Солнечной системы.

– Назовите самую большую исамую маленькую планеты Солнечной системы.

– Сравните размеры планеты Земля с другими планетами.

– Что вы можете сказать о размерах Солнца по отношению к планетам Солнечной системы?

– Назовите первую и последнюю планету от Солнца.

infourok.ru

Тест 3.Отчего на Земле сменяются день и ночь и времена года?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года

Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года — презентация для начальной школы

53335531463039513235404944384142294843374734365045565452

X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года.

2 слайд

К далёким планетам Пути пролегли – По трассам Вселенной Летят корабли. По трассам Вселенной Ведут корабли Отважные люди Земли. С.Михалков

4 слайд

Солнечная система

5 слайд

Меркурий- ближайшая к Солнцу планета. Получила свое название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днем жара, А ночью – ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная

6 слайд

Вторая от Солнца планета, носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, ее называют « утренняя звезда» . Может сиять серебристым цветом, очень похожа на землю, почти такого же размера. Окружена толстым слоем облаков. Атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.

7 слайд

Марс- четвертая планета от Солнца, названная в честь бога войны- за свой красный цвет. Поверхность планеты содержит большое количество железа. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос ( Страх и Ужас) – так звали сыновей бога войны. Ночью температура воздуха на Марсе опускается до минус 85 градусов.

8 слайд

Земля , Меркурий, Венера, Марс –каменные планеты или планеты земной группы

9 слайд

Юпитер- самая большая планета в Солнечной системе, названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов, имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.

10 слайд

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Названа в честь римского бога земледелия. Окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.

11 слайд

состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов. — носит имя римского бога морей. Мерцает голубоватым цветом. Температура — 200 градусов. — Так далек от Солнца, что температура на поверхности – 230 градусов, самая маленькая планета. Названа в честь бога мертвых

12 слайд

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон – газовые планеты

13 слайд

Планеты Малые планеты Меркурий Венера Земля Марс Плутон Планеты-гиганты Юпитер Сатурн Уран Нептун

16 слайд

Презентацию подготовила учитель начальных классов ГОУ СОШ № 1347 Красулина Лариса Васильевна.

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

726776047673768878727960974410578

341383414734177341853423734246342473431534316343173440434415

У вас есть презентация, загружайте:

Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.

uslide.ru

Презентация по окружающему миру «Смена дня и ночи»

  • «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

Французский философ

Жан-Жак Руссо

Наблюдения

Объяснения

  • За лесом виднеются крошечные домики
  • За горизонтом показалась сначала мачта, а потом появился полностью корабль
  • Капля росы упала на землю
  • На востоке появилось Солнце, и наступило утро
  • Земля притягивает к себе все предметы
  • Земля вращается вокруг своей оси
  • При удалении предметы кажутся меньше
  • Земля имеет форму шара

Поэтому днём светло, а ночью,

когда оно уходит за горизонт,

становится темно.

Как может быть на Земле день и ночь одновременно?

Какие возникают вопросы?

Что такое день и что такое ночь?

В чём причина смены дня и ночи?

Тема урока: Смена дня и ночи.

Подчеркни явления, которые

происходят днём

  • поют птицы;
  • вылетают совы и летучие мыши;
  • закрываются цветы, складываются листья;
  • летают яркие бабочки;
  • летают мотыльки и ночные бабочки;
  • распускаются цветы.

Подчеркни явления, которые

происходят днём

  • поют птицы;
  • вылетают совы и летучие мыши;
  • закрываются цветы, складываются листья;
  • летают яркие бабочки;
  • летают мотыльки и ночные бабочки;
  • распускаются цветы.

На каких рисунках изображён день?

Чем отличается день от ночи?

Днём светло, потому что солнце на небе. Оно освещает

Землю даже сквозь облака. Ночью темно, потому что на

небе нет солнца.

Может ли Солнце освещать Землю со всех сторон?

Солнце освещает только повернутую к нему половину Земного шара. На освещённой стороне стоит день, а на теневой – ночь.

Почему день сменяется ночью?

Определите на глобусе, «день» или «ночь» сейчас в Москве.

день

Какое время суток на другой стороне глобуса?

ночь

Что нужно сделать с глобусом, чтобы на нём в Москве наступила ночь?

Повернуть глобус другой стороной.

Земля вращается вокруг своей оси. Когда она делает пол-оборота, день сменяется ночью. На другой стороне в это время наступает день. Полный оборот Земля совершает за 24 часа, то есть за сутки.

Причина смены дня и ночи – вращение Земли вокруг своей оси .

Земля вращается

Пока мы на освещённой

стороне, у нас светло.

Пока мы на теневой

стороне, у нас темно.

день

ночь

Укажите причину смены дня и ночи.

Вращение Земли вокруг Солнца

Наклон земной оси

Вращение Земли вокруг своей оси

Дополните правильно схему и дайте ей название.

Смена дня и ночи

Пока мы на освещенной стороне, у нас светло.

Пока Земля вращается вокруг Солнца у нас светло.

Пока мы на теневой стороне, у нас темно.

videouroki.net

Презентация «Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года» 4 класс

Цели урока : познакомится с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них. Сформировать представление о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года; Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Планета получила своё название в честь римского бога торговли. Эта самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, а ночью – ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная. Вторая от Солнца планета носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют «утренней звездой». Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара. Четвёртой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое окисляясь, даёт красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны). Ночью температура на Марсе опускается до минус 85 градусов. Меркурий, Венера, Земля, Марс – каменные планеты. Следующая от Солнца планета Юпитер – самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы. Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога земледелия. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Уран состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов. Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун называют газовыми планетами из-за их состава. Использованная литература: С. П. Алексеев. Что такое, кто такой. — М.: Педагогика-пресс, 1996. П. И. Алтынов. Краткий справочник школьника. – М. : Дрофа, 1997. Г. Береговой. Космос – землянам. – М. : Молодая гвардия, 1983. О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – М. : Вако, 2006. Дитрих А., ЮрминГ., Кошурникова Р. Почемучка.- М.: Педагогика, 1987. Интернет ресурсы: Размеры и строение Солнечной системы http:// the –universe.ru/index/php?newsid=692&ntws-page=1. Схема расположения планет Солнечной системы http://www.powerpoint.net.ru/presents/astronomia/planety-Sjlnechnoj-sistemy/html. Земля http://turhancelik/cjm/tr/panoramik/tna/php?g=planet-earth-from-space-wallpaper. Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун http://900igr/photo/rjsmos-gorod-transport/Kosmos-Planety-3.fileslo15.

uchitelya.com

Урок познание мира 4 класс. «Смена дня и ночи. Смена времён года.»

Тема урока: Смена дня и ночи. Смена времён года

Цель: познакомить учащихся с причинами смены дня и ночи, смены времён года на Земле. 
Задачи: 
1) сформировать представление о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. 
2) развивать у учащихся познавательные процессы: мышление, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы; формировать познавательный интерес, 
3) воспитывать положительные качества личности: умение работать в коллективе, взаимопомощь, творческую активность. 
Оборудование: учебник, глобус, модель бабочки, фонарь, интерактивная доска, презентации, обучающие фильмы о смене дня и ночи и о смене времён года.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Эмоциональный настрой. Слайд 1,2.

Начать наш урок я хочу словами французского философа Жан-Жака Руссо:

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

Я желаю вам сегодня на нашем уроке убедиться в правильности этого высказывания.

-Улыбнемся и пожелаем друг другу удачи на пути к новым открытиям.

2. Сообщение темы урока (класс разделён на 4 группы). Слайд 3

К нам на урок пришёл мудрец. И он принёс вам задание. Выполнив это задание, вы сможете узнать тему нашего урока. На столах у вас конверты, откроите их и соберите мозаику.

Мозаика «Смена дня и ночи. Смена времён года»

Какая группа быстрее справилась? Прочитайте. Слайд 4.

Посмотрите пожалуйста, на парте у каждого есть оценочные листы (приложение 1). В течение всего урока вы будете с ними работать. Вы должны будете справедливо оценить свою работу на каждом этапе урока и также вашу работу оценят ваши товарищи.

II. Проверка домашнего задания.

Чтобы приступить к новой теме мы с вами вспомним, что знаем и что нам может пригодиться на уроке. А поможет нам наш гость.

Слайд 5. Древний восточный мудрец так объяснял ученикам устройство Вселенной: «Солнце рано утром поднимается над Землёй. Постепенно двигается по небосводу и к вечеру уходит за горизонт. Каждый день Солнце неустанно обходит Землю с востока на запад, чтобы своими лучами согревать людей и освещать путь караванам. Земля, на которой мы стоим – это центр Вселенной, а Солнце вращается вокруг неё». 
Найдите ошибки в объяснении древнего восточного мудреца и запишите в оценочных листах как происходит на самом деле. Задание под № 1.Слайд 6.  

Слайд 7. Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца. А Земля ещё медленно вращается вокруг своей оси с запада на восток, поворачиваясь то одной стороной, то другой. На Земле в это время происходит смена дня и ночи. 

Парная работа. Передайте свой лист соседу и сравните ответ. Оцените ответ товарища. Внесите оценку в оценочный лист (взаимопроверка)

III. Работа по теме урока.

Посмотрите, мудрец приготовил для вас вопросы. Слайд 8.Чтобы вы смогли ответить на все эти вопросы я предлагаю вам посмотреть фильм, как происходит смена дня и ночи. Просмотр фильма «Смена дня и ночи» (3 мин)
На доске вопросы:

Что происходит при вращении Земли вокруг своей оси?

— Полный оборот делают все точки, кроме двух. Как называют эти точки?

— За сколько времени Земля выполняют полный оборот? Как называют этот промежуток времени?

– Как мы уже с вами знаем, Земля вращается вокруг своей оси как юла. Что происходит при этом вращении?

— Смена дня и ночи.

— Полный оборот делают все точки, кроме двух точек. Как их называют?

 — Полюсы: Южный и Северный.

— За сколько времени Земля выполняют полный оборот?

— За 24 часа. Это называют Сутками

Практическая работа в группах (опыт с глобусом и бабочкой).

Сейчас вы будете работать в группах и прежде чем вы начнёте работу, вспомним правила работы в группах. Слайд 9.

 Посмотрите на партах у вас всё что понадобиться для работы: фонарик, глобус и бабочка и инструктивная карта, которую вы будете заполнять во время опыта. Помогать проводить работу вам будут бабочки. Слайд 10.11. А что вы знаете интересное о бабочках которые обитают у нас в Казахстане? (сообщение о бабочках – заранее подготовленное учеником).

Как вы думаете, для чего нам фонарь? (Будет заменять солнечный свет) Распределите работу в группах правильно. Найдите Казахстан на глобусе и посадите на это место бабочку. В каком полушарии находится Казахстан? В Северном. Следуйте инструкции. (приложение 2) По ходу наблюдения выводы заносите в инструктивную карту. Слайд 12

Какая группа готова поделиться своими наблюдениями? Остальные показывают согласие или несогласие жестами.

Как вы работали при проведении практической работы? Оцените свою работу. Командир группы оценит работу каждого в группе (оценочный лист)

А что же об этом явлении смены дня и ночи говорит нам учебник. Прочитайте пожалуйста и по ходу знакомства, ставим пометки (Знал +, Не знал ! Хочу узнать?) Слайд 13.(фронтальный опрос учащихся 3-4 человека)

ФИЗМИНУТКА Слайд 14

2. «Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года». 

Наш гость приготовил для вас новое задание Слайд 15.

— Выберите правильное высказывание (конверты с карточками).

Ночь наступает, так как на небе появляется Луна

Солнце вращается вокруг Земли, как и Луна.

Земля обращается вокруг своей оси и движется вокруг солнца по заданному маршруту.

Земля вращается только вокруг своей оси.

Итак Земля обращается вокруг своей оси и движется по заданному маршруту. А что же происходит в это время на земле? Слайд 16

Мудрец приготовил для вас новый вопрос: Слайд 17

Какое явление происходит при вращении Земли вокруг Солнца?

Поможет ответить на этот вопрос фильм (просмотр фильма)

— Какое явление происходит при вращении Земли вокруг Солнца? (Смена времён года.)

— За какой период земля делает полный оборот вокруг земли? Слайд 18

Задание для групп — блиц турнир (вопросы задаются по очереди). Если команда не отвечает вопрос задаётся другой команде. Слайды 19, 20, 21:

1. Как называется путь по которому движется Земля вокруг Солнца?
Земля движется вокруг Солнца по пути, который называется орбитой Земли.

2. За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?

Полный оборот вокруг Солнца по своей орбите Земля делает за год ( 365 дней). 

3. Какое явление происходит во время движения Земли вокруг Солнца? (смена времён года) 

4. Как экватор делит Землю? (Земля делится на Северное и Южное полушария)

1. Когда Северное полушарие лучше прогревается Солнцем, какое время года у нас? (Лето)

2. А в Южном полушарии? (Зима)
3. Когда солнечные лучи будут прогревать Северное и Южное полушария равномерно, какое время года будет на одном, а какое на другом полушарии? (На одном полушарии наступит весна, а на другом – осень.) 
4. А в какой части нашей планеты не происходит смены времён года?  (на экваторе)

Оцените вашу работу. Командиры оцените работу ваших товарищей. (оценочный лист)

3. Заключительная часть. Слайд 22.
Учёные всего мира постоянно исследуют планеты Солнечной системы. И в ходе своих исследований они пришли к выводу, что только на Земле существуют наилучшие условия для развития жизни. Земля находится от Солнца на таком расстоянии, что получает от него достаточно света и тепла для жизни живых организмов, вокруг Земли имеется атмосфера с достаточным содержанием кислорода, вода в жидком состоянии. Земля существует и будет существовать миллиарды лет. Наша задача беречь Землю, изучать её, использовать её богатства. 

IV. Подведение итогов урока. 

А сейчас наш гость предлагает сделать выводы, из всего что мы с вами услышали и увидели. Слайд 23.

Как происходит смена дня и ночи? (Слайд 24 )

Смена дня и но происходит, когда Земля вращается вокруг своей оси.

За какое время Земля делает полный оборот вокруг своей оси и как называется этот период времени?

За 24 часа. Сутки

Как происходит смена времён года? Слайд 25.

Смена времён года происходи при вращении Земли вокруг солнца. Слайд 26.

Как называется период за который Земля совершает полный оборот вокруг Земли? (Год.)Слайд 27.

Подведите итог свой работе на уроке. Оцените свою работу в группе. Командир оценит работу каждого в группе (оценочный лист)

И у каждого на листе есть небольшое задание, вы должны напротив утверждения проставить «да» если согласны с утверждением «нет» если не согласны.

Поменяйтесь с соседом. Оцените работу. Слайд 28

Оцените свою работу на уроке Слайд 29

А) всё понял, могу этот материал объяснить другому – 5 баллов 
Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь – 4 балла 
В) для полного понимания мне нужно всё повторить – 3 балла 
Г) я ничего не понял – 2 балла 

Взаимооценка. Передай свой лист командирам групп. Командиры, оцените работу своих товарищей.

Подсчитайте все полученные баллы, и выведите свою оценку за весь урок
Рефлексия. Ракеты (планеты )

Разместите свои ракеты на планетах

Радости, Знания, Непонимания, Тревоги

Домашнее задание стр 113-116 читать, стр 114-116 конспект. Слайд 30

Спасибо за вашу работу на уроке!

Самоанализ.

Сегодняшний урок последний в системе уроков по разделу Земля космическое тело.

Тема урока «Смена дня и ночи. Смена времён года»

Его цель – познакомить учащихся с причинами смены дня и ночи, смены времён года на Земле. 
К обучающим задачам урока я отнесла формирование представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. 
К воспитательным: воспитывать положительные качества личности: умение работать в коллективе, взаимопомощь, творческую активность. 
Урок был также призван способствовать развитию у учащихся познавательного процесса: мышления, умения наблюдать, сравнивать и делать выводы; формировать познавательный интерес.

В данном классе 18учащихся, из них 11 девочек и 7 мальчиков. Класс был поделен на 4 группы (группы смешанные, нет разделения на слабых сильных учащихся). Это по типу урок изучение нового материала, он включал в себя несколько этапов: проверка домашнего задания; подготовка учащихся к усвоению; изучение нового материала; практическая работа, первичная проверка усвоения знаний; первичное закрепление знаний; на каждом этапе урока осуществлялся контроль и самопроверка знаний; подведение итогов урока; информация о домашнем задании.

Основным этапом был изучение нового материала; практическая работа, задачи выяснить как происходит смена дня и ночи, увидеть и смоделировать это на примере, выяснить как происходит смена времён года.

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: принцип наглядности, научности, связи теории с практикой.

Чтобы решить цель урока, я подобрала вопросы, задания.

Материал урока оказался интересным для учащихся.

Я использовала метод устного изложения, работа с книгой, наглядные методы обучения, практические методы.

В ходе урока на различных этапах была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная работа учащихся.

Задания были ориентированы на развитие мышления, умения анализировать, делать выводы у учащихся.

Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….

Мне было легко вести урок, ученики активно включались в работу …. Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….

Записи на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….

Цель урока можно считать: достигнутой,  план урока: …, материал …; я полагаю, что (все) научились …, потому что ….  

Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников,  потому что ….

В целом урок можно считать ….

Приложение 1.

Оценочный лист.

  1. Проверка домашнего задания.

Найди ошибки в объяснении мудреца и запиши как происходит на самом деле.

Все планеты солнечной системы вращаются ________ _____________. А Земля ещё медленно вращается _________________________ с _____________ на ______________, поворачиваясь то ______________ стороной, то другой. На Земле в это время происходит _____________________ и _________.

Взаимооценка_________

Самооценка

Взаимооценка

2.Практическая работа с глобусом.

3. Блиц турнир

4. Оценка работы в группе

5. Напиши « да» или «нет» баллы

Земля вращается вокруг своей оси.

Если бы земля не вращалась, тогда бы на всей Земле была ночь.

Движение Земли происходит неравномерно.

В результате смены дня и ночи земной шар прогревается равномерно.

Нижняя и верхняя точки воображаемой оси называются полюсами

Движение Земли вокруг Солнца приводит к смене времён года

В году 367 дней

Итог:

А) Я доволен, всё понял, могу этот материал объяснить другому – 5 баллов 
Б) Не совсем доволен, я сам всё понял, но объяснить другому не берусь – 4 балла 
В) Не доволен, для полного понимания мне нужно всё повторить – 3 балла 

Оценка за урок _________

Приложение 2

Практическая работа.

1.Включите фонарь и направьте его на глобус. Равномерно ли освещён глобус? Глобус освещён __________________. _____________________________________________________

2.Начинайте медленно крутить глобус. Что происходит со стороной которая была освещена? Сторона которая была освещена ________________________ ____________ ____________.

Что произошло со стороной, которая была в тени? Сторона которая была в тени _________ _________________________________________________________________

Что мы видим? Что происходит с бабочкой? При вращении глобуса бабочка сначала находится на __________________ потом на __________________

Сделай вывод: Благодаря __________________ форме Земли, солнечные лучи освещают её ___________________________. На одной стороне Земли будет ____________, а на обратной стороне __________________.

Сделай вывод: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Остановите глобус. Что происходит? Освещена только ________________________, а вторая в ________________.

Предположите, что может произойти если земля остановится. Что будет происходить на тёмно и на светлой стороне?

Светлая Тёмная

Растения __________________________ ____________________________________ _____________________________ _____________________________________

Животные ________________________ ____________________________________

Человек __________________________ ______________________________________

____________________________ ______________________________________

Как лучше для жизни на Земле? ___________________________________________________

Вывод: Благодаря вращению __________________________ происходит смена _____________ и ________________ и земля нагревается ____________________.

kopilkaurokov.ru

Урок окружающий мир «Отчего на Земле сменяются день и ночь»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс 1 часть

Тема: Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

Цели

— Сформировать представление о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года;

— Развивать познавательный интерес, умение наблюдать и анализировать.

Предметные УУД: сформировать представление о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года, показав взаимосвязь этого с движением Земли в космическом пространстве.

Метапредметные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять; развитие умения слушать собеседника и принимать его точку зрения; оценивать свои достижения на уроке; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения

Практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?».

Учитель. Мы вернулись на борт нашего космического корабля. Нам необходимо ответить на вопрос «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?». В этом нам поможет разобраться прибор «теллурий». Рассмотрите прибор. Большой желтый шар – это Солнце. А глобус – наша Земля.

Давайте посмотрим прибор в работе. Что делает Земля?

Ученики. Земля вращается вокруг Солнца.

Учитель. Что вы еще заметили?

Ученики. Земля вращается еще вокруг своей оси.

Учитель. Как освещается Земля Солнцем? Одинаково?

Ученики. Солнце освещает сначала одну ее часть, а затем другую.

Учитель. Как вы думаете, что бывает в той части Земли, которая освещена Солнцем? И что бывает в той части земного шара, куда не попадают солнечные лучи?

Ученики. В той части Земли, которая освещена Солнцем, будет день. А в другой части Земли, куда не попадают солнечные лучи, будет ночь.

Учитель. Посмотрите на верхний рисунок в учебнике на с. 12. Что вы можете сказать?

Ученики. На рисунке показано, что Земля вращается вокруг своей оси и на освещенной части – день, а за неосвещенной – ночь.

Учитель. Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 23 часа 56 минут, то есть за сутки. Значит, смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси.

Но Земля вращается еще и вокруг Солнца. Что же происходит на Земле? Что мы наблюдаем?

Ученики. Земная ось наклонена, поэтому одна часть земного шара находится ближе к Солнцу, а другая часть – дальше. При  вращении Земли вокруг Солнца наклон земной оси не изменяется, поэтому в разное время разные части земного шара находятся ближе к Солнцу и дальше от него. На земном шаре в той части, которая ближе к Солнцу, будет теплее, значит, это будет лето. А в той части, которая дальше от Солнца, холоднее, поэтому там будет зима.

Учитель. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год.

Итак, мы открыли тайну смены дня и ночи, времен года. Запишите выводы:

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *