Презентация методы научного познания – Презентация «Структура методов научного познания»
Презентация на тему «Общие принципы и методы научного познания»
Презентация на тему: Общие принципы и методы научного познанияСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Общие принципы и методынаучного познания
№ слайда 2 Описание слайда:Основные вопросы
№ слайда 3 Описание слайда:Научное познание – высший вид познавательной деятельности
№ слайда 4Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод — это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод — это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте. Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.
№ слайда 5 Описание слайда:Методы научного познанияпо степени их общности Методы научного познанияпо степени их общностиОбщенаучныеметодыВсеобщиеметоды
№ слайда 6 Описание слайда:Многоуровневая концепция методологического знания
№ слайда 7 Описание слайда:Частные методы — это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Таков метод кольцевания птиц, применяемый в зоологии. А методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, геофизики, кристаллофизики и др. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики.
№ слайда 8Вторую группу методов составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях наук, т.е. имеют широкий спектр междисциплинарного применения. К ним относятся такие, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
№ слайда 9 Описание слайда:Третья группа это всеобщие методы: диалектический и метафизический. Общефилософский метод есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности. Это способ познания всеобщего в природе, обществе и познании. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.
№ слайда 10 Описание слайда:Диалектический и метафизический методы философствования Диалектический метод формируется уже в античной философии в структуре так называемых сократических диалогов. Слово диалектика (от греч. диалего – искусство вести беседу, спор) означает прежде всего философский диалог как полемический способ изложения философских идей. Классический философский диалог как форма интеллектуальной деятельности имеет полемическую направленность, предполагает столкновение различных мировоззренческих и исследовательских позиций, рациональную дискуссию, ориентированную на поиск объективной истины, а не на достижение субъективных прагматических интересов, демонстрацию превосходства собственной точки зрения или красноречия.Несколько иное понимание диалектики развивает Аристотель, трактуя ее не только как метод умозрительного познания, но и исследования единичных вещей и предметов. Диалектика у Аристотеля подчиняется аподиктике как форме дедуктивно-аксиоматического размышления, имеющего в качестве образца геометрическое доказательство. Благодаря Аристотелю диалектика стала основным методом философствования в средневековой европейской культуре, где она включала в себя логику и силлогистику как составные части философского метода. Метафизический метод в философии возникает в эпоху Нового времени, когда под воздействием бурно развивающегося экспериментального естествознания изменяется не только картина мира, но сущность и направленность философской рефлексии. Философия с точки зрения мыслителей этой эпохи призвана не созерцать природу, а разрабатывать программы и методы научного, экспериментального ее исследования в целях развития техники ицивилизации на благо человека. Переоценка роли философии в связи с потребностями научного познания, а также критика средневековой диалектики как схоластического метода ведения диспута привели к становлению наукоцентричного метафизического метода философствования.Благодаря успехам классической механики Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ, эксперимент, классификация и систематизация исследуемых явлений природы. Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация тех или иных моментов в целостном процессе познания.
Характеристики уровней научного познания Эмпирический уровень –отражение внешних признаков, сторон связейПолучение эмпирических фактов, их описание и систематизацияТеоретический уровень – Объяснение фактов. Отражение существенных связей, открытие законовСистематизация знаний. Формирование научных теорий
№ слайда 13 Описание слайда:Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность в системе гносеологического отношения «субъект-объект». Основная задача эмпирического познания — собрать, описать, накопить факты, произвести их первичную обработку, ответить на вопросы: что есть что? что и как происходит?Факт — основное понятие эмпирического познания. Он обозначает, фиксирует реальность в статусе объекта исследования. Факт может быть действительно «упрямой вещью», но только во всей своей полноте. Непроверенные факты, факты с большей долей фантазии, надуманные факты и т.д. могут стать основанием для спекуляций, сомнительных выводов, заблуждений и даже лжи. Все это заставляет исследователя рассматривать факт не как цель, а как отправную точку отсчета в познании. В то же время без фактофиксирующей деятельности подлинное познание не может осуществиться.Эту деятельность обеспечивают: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
№ слайда 14 Описание слайда:НаблюдениеНаблюдение — это преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о его форме, свойствах и отношениях.Процесс наблюдения не является пассивным созерцанием. Это активная, направленная форма гносеологического отношения субъекта по отношению к объекту, усиленная дополнительными средствами наблюдения, фиксации информации и ее трансляции.К наблюдению предъявляются достаточно четкие требования: цель наблюдения; выбор методики; план наблюдения; контроль за корректностью и надежностью полученных результатов; обработка, осмысление и интерпретация полученной информации. Последнее требует особого внимания.
Описание Описание как бы продолжает наблюдение, оно является формой фиксации информации наблюдения, его завершающим этапом.С помощью описания информация органов чувств переводится на язык знаков, понятий, схем, графиков, обретая форму, удобную для последующей рациональной обработки (систематизации, классификации, обобщения и т.д.). Описание осуществляется не на базе естественного языка с его аморфностью, амбивалентностью, полисемантикой, а на базе искусственного языка, который отличается логической строгостью и однозначностью.Описание может быть ориентировано на качественную или на количественную определенность. Количественное описание требует фиксированных измерительных процедур, что обусловливает необходимость расширения фактофиксирующей деятельности субъекта познания за счет включения такой операции познания, как измерение.
№ слайда 16 Описание слайда:Измерение Качественные характеристики объекта, как правило, фиксируются приборами, количественная специфика объекта устанавливается с помощью измерений.Измерение — это прием в познании, с помощью которого осуществляется количественное сравнение величин одного и того же качества.Измерение отнюдь не второстепенный прием, это некая система обеспечения познания. На его значимость указал Д. И. Менделеев, заметив, что знание меры и веса — это единственный путь к открытию законов. В процессе измерения субъект познания, устанавливая количественные отношения между явлениями, открывает некоторые общие связи между ними. Измеряя те или иные физические величины массы, заряда, силы тока, субъект познания вскрывает качественную определенность исследуемого объекта, его существенные свойства.
Эксперимент В отличие от обычного наблюдения, в эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить дополнительные знания.Эксперимент — это особый прием (метод) познания, представляющий системное и многократно воспроизводимое наблюдение объекта в процессе преднамеренных и контролируемых пробных воздействий субъекта на объект исследования.В эксперименте субъект познания изучает проблемную ситуацию, чтобы получить исчерпывающую информацию. Исследуемый объект наблюдения контролируется в специально заданных условиях, что обеспечивает возможность фиксировать все свойства, связи, отношения, меняя параметры условий. Иными словами, эксперимент — это наиболее активная форма гносеологического отношения в системе «субъект-объект» на уровне чувственного познания.
№ слайда 18 Описание слайда:Характерной чертой теоретического познания является то, что субъект познания имеет дело с абстрактными объектами. Поскольку теоретическое знание отражает общие и существенные стороны множества явлений, составляющих абстрактный объект, лишенный наглядности и других чувственных характеристик, то теоретическое знание нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть отдельно взятыми опытными данными. Эмпирический опыт может посеять только сомнение или усилить уверенность исследователя, обеспечить его ориентированность и направленность, предоставить отправную точку отсчета познания.Теоретическое знание характеризуется системностью. Если отдельные эмпирические факты могут быть приняты или опровергнуты без изменения всей совокупности эмпирического знания, то в теоретическом знании изменение отдельных элементов знания влечет за собой изменение всей системы знания.Теоретическое знание, отражая сущность абстрактного объекта, замещающего определенную совокупность явлений, дает более глубокую картину познаваемой реальности, чем чувственный образ эмпирического знания.Теоретическое знание требует и своих приемов (методов) познания, ориентированных на проверку гипотез, обоснование принципов, построение теории. В решении этих вопросов хорошо себя зарекомендовали: идеализация и формализация; аксиоматический метод; гипотетико-дедуктивный метод; единство исторического и логического, а также многие другие специальные методы построения логических и математических систем.
№ слайда 19 Описание слайда:Методы теоретического уровня познания Идеализация Идеализация представляет собой особое гносеологическое отношение, где субъект мысленно конструирует объект, прообраз которого имеется в реальном мире. Аксиоматический метод Это способ производства нового знания, когда в основу его закладываются аксиомы, из которых все остальные утверждения выводятся чисто логическим путем с последующим описанием этого вывода. Формализация Этот прием заключается в построении абстрактных моделей, с помощью которых исследуются реальные объекты. Единство исторического и логического Любой процесс действительности распадается на явление и сущность, на его эмпирическую историю и основную линию развития.
№ слайда 20 Описание слайда:Общелогические методы познания- анализ и синтез, индукция и дедукция Анализ и синтез. Эмпирический анализ — это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез — это, наоборот, — соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез — это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы. Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция — это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах («Все лебеди — белы»), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.
№ слайда 21 Описание слайда:Методы аналогии и моделирования Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. В основе метода аналогии лежит сравнение. Если делается логический вывод о наличии какого-то свойства, признака у изучаемого объекта на основании его сходства с другими объектами, то этот вывод называется умозаключением по аналогии. Степень правильности умозаключения по аналогии тем выше, чем – больше общих свойств у сравниваемых объектов; – существеннее обнаруженные у них общие свойства; – глубже познана взаимная закономерная связь этих сходных свойств. Метод аналогии применяется в самых разных науках: в математике, физике, химии, в гуманитарных дисциплинах и т.д. Существуют различные типы выводов по аналогии. Но общим для них является то, что во всех случаях непосредственному исследованию подвергается один объект, а вывод делается о другом, т.е. происходит перенос информации с одного объекта на другой. При этом объект, который подвергается исследованию, именуется моделью, а другой объект, на который переносится информация, полученная в результате исследования модели, называется оригиналом, т.е. модель выступает как аналогия. Под моделированием понимается изучение моделируемого объекта, базирующееся на взаимнооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала. Моделирование включает в себя построение модели, изучение ее, и перенос полученных сведений на моделируемый объект-оригинал.
№ слайда 22 Описание слайда:График по данному материалу
ppt4web.ru
Методы научного познания — презентация, доклад, проект
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Мы в социальных сетях
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru
Презентация на тему: Методы научного познания
Классификация методов по применимости на различных уровнях научного исследования
ЭМПИРИЧЕСКИЕ
НАБЛЮДЕНИЕ
Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности
ОПИСАНИЕ
Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах
ИЗМЕРЕНИЕ
Количественное сравнение объектов по каким-либосходным свойствам или сторонам
СРАВНЕНИЕ
Одновременное соотносительное исследование и оценка общих для двух или более объектов свойств или признаков
ЭКСПЕРИМЕНТ
Наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явлений при повторении условий
Классификация методов по применимости на различных уровнях научного исследования
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ФОРМАЛИЗАЦИЯ
Построение абстрактно-математическихмоделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности
АКСИОМАТИЗАЦИЯ
Построение теорий на основе аксиом – утверждений, доказательства истинности которых не требуется
ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИНЫЙМЕТОД
Создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводится утверждение об эмпирических фактах
Абстрагирование
Абстрагирование
Мысленное отвлечение от несущественных в определенном отношении свойств, связей изучаемых предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов
Классификация абстракций
|
|
|
|
Изолирующая абстракция | Абстракция отождествления | ||
Выделение свойств и отношений, неразрывно связан- |
|
| Образование понятий путем |
ных с предметами, и обозначение их определенными |
|
| |
«именами», что придает таким абстракциям статус са- |
|
| объединения в особый класс, путем |
мостоятельных предметов (например: «белизна», «ус- |
|
| отождествления предметов, связанных |
тойчивость» и т.д.) |
|
| отношениями типа равенства |
|
|
|
|
|
|
|
|
Абстракция конструктивизации |
|
|
|
Отвлечение от неопределимости, «зыбкости» границ |
| Абстракция актуальной бесконечности | |
реальных объектов, «огрубление» действительности. |
| Отвлечение от незавершенности процесса | |
Это позволяет сформулировать по отношению к этой |
| образования бесконечного множества, от | |
огрубленной действительности некоторые законы, |
|
| невозможности задать его полным |
понять ее «в первом приближении» с тем , чтобы |
| списком всех элементов. Такое множество | |
двинуться в познании дальше, глубже |
| просто рассматривается как данное, как | |
|
|
| существующее |
Абстракция потенциальной осуществимости
Отвлечение от реальных границ человеческих возможностей, обусловленных ограниченностью человеческой жизни в пространстве и времени
А н а л о г и я
АНАЛОГИЯ — (букв. – соответствие, сходство, подобие) сходство предметов, явлений, процессов в каких-либосторонах, свойствах, отношениях, причем таких, предметов которое в целом различны
Метод рассуждения, целью | Схема формула рассуждения по аналогии | |
рассуждения по аналогии состоит | А имеет признаки Х1, Х2, Х3 ……Хn, Xn+1 | |
в выводе о наличии определенного | В имеет признаки Х1, Х2, Х3 ……Хn. | |
признака у предмета на основе | Вероятно, В имеет признаки n+1 | |
наличия его у другого предмета, | Общим для всех выводов по аналогии является перенос | |
сходного с первым во многих | ||
информации с одного предмета (модели) на другой | ||
других отношениях. | ||
(оригинал, прототип). Это вывод от модели к оригиналу | ||
|
При оценке вероятности вывода по аналогии следует принимать в расчет ряд условий :
1.Чем больше известно общих свойств (Х1 ….Хn) у сравниваемых предметов, тем выше
оценка вероятности вывода.
2.Чем существеннее известные общие свойства сравниваемых предметов. тем выше вероятность вывода.
3.Чем глубже закономерная связь сходных черт, тем ближе вывод к достоверному.
4.Общие свойства должны быть любыми свойствами, т.е. браться без предубеждения..
Виды аналогий | Простая. Строгая. Нестрогая. Свойств. |
|
Отношений. Изоморфизма |
| |
|
|
|
Историческое и логическое
Исторический и логический методы научного познания
Различие
Исторический метод
История изучаемого объекта воспроизводится во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей
Логический метод
Логически воспроизведенная история изучаемого объекта – это действительная история, но обобщенная, освобожденная от всего случайного и несущественного
Сходство
Используется про изучении развивающихся объектов
Логический метод есть, в сущности, то же исторический, но освобожденный от его исторической формы
studfiles.net
Презентация на тему: Методы научного познания
Общелогические методы
Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (признаки, свойства, отношения) с целью их всестороннего изучения.
Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств, отношений) предмета в единое целое.
Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда признаков, свойств и отношений изучаемого объекта при одновременном выделении для рассмотрения тех из них, которые интересуют исследователя.
Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.
Индукция – метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Дедукция – метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера.
Аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.
Методы эмпирического познания
Наблюдение –целенаправленноевосприятие явлений, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка данных наблюдения. В ходе описания проводится измерение и сравнение явлений.
Сравнение – метод, выявляющий сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия.
Измерение – метод исследования, при котором устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом.
Эксперимент – метод исследования, при помощи которого определенный объект изучается в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент применяется либо для создания ситуации, позволяющей исследовать объект в чистом виде, либо для проверки уже существующих гипотез и теорий, либо для формулировки новых гипотез и теоретических представлений.
Методы теоретического познания
Идеализация – метод исследования, состоящий в мысленном конструировании представления об объекте путем исключения условий, необходимых для его реального существования.
Моделирование – изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание.
Мысленный эксперимент– метод исследования, основанный на комбинации образов, материальная реализация которых невозможна. Данный метод формируется на основе идеализации и моделирования.
Формализация – метод исследования, в основе которого лежит создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками.
Методы теоретического познания
Аксиоматический метод – способ построении научной теории, при котором за ее основу принимаются некоторые положения, не требующие специального доказательства (аксиомы или постулаты), из которых все остальные положения выводятся при помощиформально-логическихдоказательств.
Гипотетико-дедуктивныйметод– способ построения научной теории, в основе которого лежит создание системы взаимосвязанных гипотез, из которых затем путем дедуктивного развертывания выводится система частных гипотез, подлежащая опытной проверке.
Метод исторического и логического анализа.
Исторический анализ требует описания фактической истории объекта во всем разнообразии его существования. Логический анализ – это мысленная реконструкция истории объекта, очищенная от всего случайного, несущественного и сосредоточенная на выявлении сущности.
studfiles.net
Презентация на тему «Общие принципы и методы научного познания»
Презентация на тему: Общие принципы и методы научного познанияСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда: № слайда 2 Описание слайда:Основные вопросы
№ слайда 3 Описание слайда:Объективность Интерсубъективность Высокий уровень обобщения знания Экстраполируемость знаний Специальная система методов Всеобщность (наука – достояние всего общества) Связь с практикой Предметность Системность Категориальность, развитость понятийного аппарата Рациональность, логическая непротиворечивость, выводимость, согласованность выводов Доказательность, обоснованность
№ слайда 4 Описание слайда:Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод — это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод — это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте. Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.
№ слайда 5 Описание слайда: № слайда 6 Описание слайда:Многоуровневая концепция методологического знания Интегрированные, «суммарные» методы
№ слайда 7 Описание слайда:Частные методы — это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Таков метод кольцевания птиц, применяемый в зоологии. А методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, геофизики, кристаллофизики и др. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики.
№ слайда 8 Описание слайда:Вторую группу методов составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях наук, т.е. имеют широкий спектр междисциплинарного применения. К ним относятся такие, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
№ слайда 9 Описание слайда:Третья группа это всеобщие методы: диалектический и метафизический. Общефилософский метод есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности. Это способ познания всеобщего в природе, обществе и познании. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.
№ слайда 10 Описание слайда:Диалектический метод формируется уже в античной философии в структуре так называемых сократических диалогов. Слово диалектика (от греч. диалего – искусство вести беседу, спор) означает прежде всего философский диалог как полемический способ изложения философских идей. Классический философский диалог как форма интеллектуальной деятельности имеет полемическую направленность, предполагает столкновение различных мировоззренческих и исследовательских позиций, рациональную дискуссию, ориентированную на поиск объективной истины, а не на достижение субъективных прагматических интересов, демонстрацию превосходства собственной точки зрения или красноречия. Несколько иное понимание диалектики развивает Аристотель, трактуя ее не только как метод умозрительного познания, но и исследования единичных вещей и предметов. Диалектика у Аристотеля подчиняется аподиктике как форме дедуктивно-аксиоматического размышления, имеющего в качестве образца геометрическое доказательство. Благодаря Аристотелю диалектика стала основным методом философствования в средневековой европейской культуре, где она включала в себя логику и силлогистику как составные части философского метода. Метафизический метод в философии возникает в эпоху Нового времени, когда под воздействием бурно развивающегося экспериментального естествознания изменяется не только картина мира, но сущность и направленность философской рефлексии. Философия с точки зрения мыслителей этой эпохи призвана не созерцать природу, а разрабатывать программы и методы научного, экспериментального ее исследования в целях развития техники ицивилизации на благо человека. Переоценка роли философии в связи с потребностями научного познания, а также критика средневековой диалектики как схоластического метода ведения диспута привели к становлению наукоцентричного метафизического метода философствования. Благодаря успехам классической механики Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ, эксперимент, классификация и систематизация исследуемых явлений природы. Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация тех или иных моментов в целостном процессе познания.
№ слайда 11 Описание слайда: № слайда 12 Описание слайда:Характеристики уровней научного познания
№ слайда 13 Описание слайда:Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность в системе гносеологического отношения «субъект-объект». Основная задача эмпирического познания — собрать, описать, накопить факты, произвести их первичную обработку, ответить на вопросы: что есть что? что и как происходит? Факт — основное понятие эмпирического познания. Он обозначает, фиксирует реальность в статусе объекта исследования. Факт может быть действительно «упрямой вещью», но только во всей своей полноте. Непроверенные факты, факты с большей долей фантазии, надуманные факты и т.д. могут стать основанием для спекуляций, сомнительных выводов, заблуждений и даже лжи. Все это заставляет исследователя рассматривать факт не как цель, а как отправную точку отсчета в познании. В то же время без фактофиксирующей деятельности подлинное познание не может осуществиться. Эту деятельность обеспечивают: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
№ слайда 14 Описание слайда:Наблюдение Наблюдение — это преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о его форме, свойствах и отношениях. Процесс наблюдения не является пассивным созерцанием. Это активная, направленная форма гносеологического отношения субъекта по отношению к объекту, усиленная дополнительными средствами наблюдения, фиксации информации и ее трансляции. К наблюдению предъявляются достаточно четкие требования: цель наблюдения; выбор методики; план наблюдения; контроль за корректностью и надежностью полученных результатов; обработка, осмысление и интерпретация полученной информации. Последнее требует особого внимания.
№ слайда 15 Описание слайда:Описание как бы продолжает наблюдение, оно является формой фиксации информации наблюдения, его завершающим этапом. С помощью описания информация органов чувств переводится на язык знаков, понятий, схем, графиков, обретая форму, удобную для последующей рациональной обработки (систематизации, классификации, обобщения и т.д.). Описание осуществляется не на базе естественного языка с его аморфностью, амбивалентностью, полисемантикой, а на базе искусственного языка, который отличается логической строгостью и однозначностью. Описание может быть ориентировано на качественную или на количественную определенность. Количественное описание требует фиксированных измерительных процедур, что обусловливает необходимость расширения фактофиксирующей деятельности субъекта познания за счет включения такой операции познания, как измерение.
№ слайда 16 Описание слайда:Качественные характеристики объекта, как правило, фиксируются приборами, количественная специфика объекта устанавливается с помощью измерений. Измерение — это прием в познании, с помощью которого осуществляется количественное сравнение величин одного и того же качества. Измерение отнюдь не второстепенный прием, это некая система обеспечения познания. На его значимость указал Д. И. Менделеев, заметив, что знание меры и веса — это единственный путь к открытию законов. В процессе измерения субъект познания, устанавливая количественные отношения между явлениями, открывает некоторые общие связи между ними. Измеряя те или иные физические величины массы, заряда, силы тока, субъект познания вскрывает качественную определенность исследуемого объекта, его существенные свойства.
№ слайда 17 Описание слайда:В отличие от обычного наблюдения, в эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить дополнительные знания. Эксперимент — это особый прием (метод) познания, представляющий системное и многократно воспроизводимое наблюдение объекта в процессе преднамеренных и контролируемых пробных воздействий субъекта на объект исследования. В эксперименте субъект познания изучает проблемную ситуацию, чтобы получить исчерпывающую информацию. Исследуемый объект наблюдения контролируется в специально заданных условиях, что обеспечивает возможность фиксировать все свойства, связи, отношения, меняя параметры условий. Иными словами, эксперимент — это наиболее активная форма гносеологического отношения в системе «субъект-объект» на уровне чувственного познания.
№ слайда 18 Описание слайда:Характерной чертой теоретического познания является то, что субъект познания имеет дело с абстрактными объектами. Поскольку теоретическое знание отражает общие и существенные стороны множества явлений, составляющих абстрактный объект, лишенный наглядности и других чувственных характеристик, то теоретическое знание нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть отдельно взятыми опытными данными. Эмпирический опыт может посеять только сомнение или усилить уверенность исследователя, обеспечить его ориентированность и направленность, предоставить отправную точку отсчета познания. Теоретическое знание характеризуется системностью. Если отдельные эмпирические факты могут быть приняты или опровергнуты без изменения всей совокупности эмпирического знания, то в теоретическом знании изменение отдельных элементов знания влечет за собой изменение всей системы знания. Теоретическое знание, отражая сущность абстрактного объекта, замещающего определенную совокупность явлений, дает более глубокую картину познаваемой реальности, чем чувственный образ эмпирического знания. Теоретическое знание требует и своих приемов (методов) познания, ориентированных на проверку гипотез, обоснование принципов, построение теории. В решении этих вопросов хорошо себя зарекомендовали: идеализация и формализация; аксиоматический метод; гипотетико-дедуктивный метод; единство исторического и логического, а также многие другие специальные методы построения логических и математических систем.
№ слайда 19 Описание слайда:Методы теоретического уровня познания Идеализация Идеализация представляет собой особое гносеологическое отношение, где субъект мысленно конструирует объект, прообраз которого имеется в реальном мире. Формализация Этот прием заключается в построении абстрактных моделей, с помощью которых исследуются реальные объекты. Аксиоматический метод Это способ производства нового знания, когда в основу его закладываются аксиомы, из которых все остальные утверждения выводятся чисто логическим путем с последующим описанием этого вывода. Гипотетико-дедуктивный метод Это особый прием производства нового, но вероятного знания. Метод мысленного эксперимента Мысленный эксперимент — это система мысленных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Единство исторического и логического Любой процесс действительности распадается на явление и сущность, на его эмпирическую историю и основную линию развития.
№ слайда 20 Описание слайда:Анализ и синтез. Эмпирический анализ — это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез — это, наоборот, — соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез — это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы. Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция — это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах («Все лебеди — белы»), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.
№ слайда 21 Описание слайда:Методы аналогии и моделирования Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. В основе метода аналогии лежит сравнение. Если делается логический вывод о наличии какого-то свойства, признака у изучаемого объекта на основании его сходства с другими объектами, то этот вывод называется умозаключением по аналогии. Степень правильности умозаключения по аналогии тем выше, чем – больше общих свойств у сравниваемых объектов; – существеннее обнаруженные у них общие свойства; – глубже познана взаимная закономерная связь этих сходных свойств. Метод аналогии применяется в самых разных науках: в математике, физике, химии, в гуманитарных дисциплинах и т.д. Существуют различные типы выводов по аналогии. Но общим для них является то, что во всех случаях непосредственному исследованию подвергается один объект, а вывод делается о другом, т.е. происходит перенос информации с одного объекта на другой. При этом объект, который подвергается исследованию, именуется моделью, а другой объект, на который переносится информация, полученная в результате исследования модели, называется оригиналом, т.е. модель выступает как аналогия. Под моделированием понимается изучение моделируемого объекта, базирующееся на взаимнооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала. Моделирование включает в себя построение модели, изучение ее, и перенос полученных сведений на моделируемый объект-оригинал.
№ слайда 22 Описание слайда:ppt4web.ru
Презентация на тему » Общие принципы и методы научного познания»
Слайд 10Диалектический и метафизический методы философствования
Диалектический метод формируется уже в античной философии в структуре так называемых сократических диалогов. Слово диалектика (от греч. диалего – искусство вести беседу, спор) означает прежде всего философский диалог как полемический способ изложения философских идей. Классический философский диалог как форма интеллектуальной деятельности имеет полемическую направленность, предполагает столкновение различных мировоззренческих и исследовательских позиций, рациональную дискуссию, ориентированную на поиск объективной истины, а не на достижение субъективных прагматических интересов, демонстрацию превосходства собственной точки зрения или красноречия.
Несколько иное понимание диалектики развивает Аристотель, трактуя ее не только как метод умозрительного познания, но и исследования единичных вещей и предметов. Диалектика у Аристотеля подчиняется аподиктике как форме дедуктивно-аксиоматического размышления, имеющего в качестве образца геометрическое доказательство. Благодаря Аристотелю диалектика стала основным методом философствования в средневековой европейской культуре, где она включала в себя логику и силлогистику как составные части философского метода.
Метафизический метод в философии возникает в эпоху Нового времени, когда под воздействием бурно развивающегося экспериментального естествознания изменяется не только картина мира, но сущность и направленность философской рефлексии. Философия с точки зрения мыслителей этой эпохи призвана не созерцать природу, а разрабатывать программы и методы научного, экспериментального ее исследования в целях развития техники ицивилизации на благо человека. Переоценка роли философии в связи с потребностями научного познания, а также критика средневековой диалектики как схоластического метода ведения диспута привели к становлению наукоцентричного метафизического метода философствования.
Благодаря успехам классической механики Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ, эксперимент, классификация и систематизация исследуемых явлений природы. Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация тех или иных моментов в целостном процессе познания.
pptcloud.ru
Презентация на тему Методы научного познания
Презентацию на тему Методы научного познания можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Обществознание. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 14 слайдов.
Слайд 110 класс профиль Автор: Цыганкова Н.С. Учитель истории МБОУ СОШ №49 г. Мурманск
Методы научного познания
Слайд 2Понятие «Наука»
Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности
Слайд 3Классификация наук
Слайд 4Понятие «методы познания»
метод – совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия, это система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи
Слайд 5Классификация методов познания
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8Эмпирические методы познания
Наблюдение- направленностью на достижение определенной цели — преднамеренного получения специфической информации, необходимой для того или иного исследования. Описание – Измерение — предполагает наличие некоторого измеряемого объекта и некоторой шкалы, на основе которой протекает измерение. Эксперимент
Слайд 9Виды наблюдения: виды наблюдения
Вооруженное : Приборы (микроскоп, Телескоп)
Невооруженные
Полевое (в естественной среде)
Лабораторные (в искусственной среде)
Слайд 10Виды эксперимента
прямой (при котором осуществляется воздействие непосредственно на объект исследования) модельный (объект заменяется в эксперименте моделью), полевой (эксперимент проводится в естественных для объекта условиях) лабораторный (объект исследуется в искусственно-созданной обстановке)
Слайд 11поисковый (когда исследуется влияние какого-то фактора на объект исследования), измерительный (осуществляется сложное измерение объекта) проверочный (в этом случае идет проверка и отбор гипотез) проводимые на основе метода проб и ошибок (делаются случайные пробы, на основе ошибок отбрасываются неудачные пробы) с использованием определенного алгоритма проводимый по методу «черного ящика» (когда на основе знания функции предполагают определенную структуру объекта) «белого ящика» (наоборот, от известной структуры переходят к гипотезе о функции объекта)
Слайд 12Методы познания
Абстрагирование- мысленное отвлечение от каких-то менее существенных — свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков этого объекта. Метод гипотезы — метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов, принципов, теорий
Слайд 13Анализ — разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения. Индукция — движение нашего мышления от частного к общему. Дедукция — получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений ; движение нашего мышления от общего к частному, единичному.
Слайд 14Аналогия – сравнение. Моделирование — изучение объекта (оригинала), базирующееся на соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект — оригинал»
prezentacii.org