cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация как двигается человек – Презентация по окружающему миру на тему «Как человек двигается» (4 класс)

Презентация по окружающему миру на тему «Как человек двигается» (4 класс)

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Обсуждение творческих вопросов прошлого урока (интеллектуальная разминка).

– Прочитайте слова Лены на с. 16. Какие суждения она высказала? Какое противоречие вы заметили в её словах? Какой у вас возникает вопрос?

– Тело человека не может опираться на мышцы, а жёсткие кости сковывают движение.

Какую роль в движении играют мышцы и кости?

– Что мы знаем для ответа на этот вопрос? Как животные двигаются? Какие органы участвуют в их движении? (Для передвижения у животных есть специальные органы: плавники у рыб, конечности у зверей, крылья у птиц. При движении животные опираются на среду, в которой обитают.)

– Какой скелет бывает у животных?

Приведите примеры. (Скелет бывает наружный, например у насекомых, и внутренний – у рыб, земноводных и других животных.)

– Из чего состоит опорно-двигательная система человека? (Из скелета и мышц.)

– Какую роль играет эта система в организме человека?

– Помогает двигаться, защищает внутренние органы, создаёт опору для тела.

– Какие группы веществ можно встретить в живых организмах? Как они туда попадают? (Органические и минеральные вещества. Организмы получают их во

время питания и дыхания.)

– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какова его тема?

– «Как человек двигается?»

Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний

1. Работа в учебнике.

– Давайте познакомимся со строением скелета человека более подробно. (Задание к рисунку на с. 17.) Какие части можно выделить в скелете человека?

– Из чего состоят эти части?

– Какое значение имеют эти части скелета?

Отвечают на вопросы учителя.

– Какую основную роль выполняет весь скелет? (Опорную.)

– Если скелет исполняет роль опоры, то какими свойствами должны обладать кости, образующие его?

Версии и гипотезы, проверка с помощью текста учебника.

(Кости должны быть прочными, крепкими, жёсткими.)

– Рисунки на с. 16. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз в 1500 кг, хотя её масса всего 0,2 кг.

– Если кости такие прочные, почему случаются переломы? (Переломы случаются, если неправильно распределена нагрузка на кости скелета.)

2. Работа в рабочей тетради.

Задание 3 на с. 6 рабочей тетради. Выполняют задание.

– Почему возникает искривление позвоночника? (По причине неправильного

положения тела, например, за партой.)

– Как кости соединяются друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос, проведите наблюдение:

– поверните голову вправо, влево;

– поверните туловище вправо, влево;

– согните и разогните руку, ногу;

– рассмотрите рисунок на с. 18: как соединены кости черепа?

– Сравните результаты своих наблюдений. Попробуйте их объяснить (версии, проверка с помощью текста учебника).

Проводят наблюдение.

– Кости скелета соединяются подвижно или полуподвижно. Такое соединение даёт человеку возможность свободно двигаться. Кости черепа соединяются неподвижно, так как они защищают головной мозг.

– Если бы опорно-двигательная система состояла только из одного скелета, смогли бы мы двигаться? (Нет, так как кости твёрдые.)

– Чтобы выяснить роль мышц в организме, провёдем наблюдение: согните руку в локте и найдите мышцы. Определите на ощупь, какие они, как ведут себя при сгибании и разгибании руки.

Наблюдают.

– Мышцы могут быть мягкими и твёрдыми в зависимости от того, какую работу они выполняют.

Расслабленная мышца – мягкая, работающая – твёрдая.

Задание к рисункам на с. 18–19.

Конструирование модели сустава.

Выполняют задания, конструируют сустав.

– Как мы ответим на вопрос урока?

– Сокращение мышц изменяет положение костей. Таким образом мы совершаем движение.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.


1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 19. Обратить внимание на вопрос 3, можно предложить ребятам составить памятку.

Отвечают на вопросы.

2. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради на выбор.

Выполняют задания.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

3. Проверочная работа № 2.

Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта.

V. Итог урока.

– Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

– Как человек двигается?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

infourok.ru

Как человек двигается?. Видеоурок. Окружающий мир 4 Класс

Тема сегодняшнего урока: «Как человек двигается?». Мы поговорим об опорно-двигательном аппарате человека, узнаем, из каких частей он состоит.

Прощупаем правой рукой ладонь левой руки. Мы почувствуем мышцы и кости. В теле человека более двухсот костей. Они образуют скелет человека, который одет мышцами, которые составляют почти половину веса тела человека. Если бы у человека не было костей и мышц, он был бы мягким, как медуза, и не смог бы стоять, двигаться. Костная и мышечная системы дают опору тела человека и помогают ему двигаться. Это

опорно-двигательный аппарат человека. Рассмотрим рисунок скелета, выясним названия его частей и их назначение (рис. 1).

 

Рис. 1. Скелет человека (Источник)

Части скелета: череп, позвоночник, грудная клетка, ребра, кости таза, кисть, бедро, голень, стопа. У костей два назначение: первое, кости защищают уязвимые и мягкие органы нашего тела. Например, наш череп, состоящий из прочно соединенных между собой костей, служит надежным защитным шлемом для нашего мозга (рис. 2).

Рис. 2. Череп и мозг человека (Источник)

Позвоночник состоит из маленьких костей – позвонков (рис. 3).

Рис. 3. Позвонок (Источник)

Посередине каждого позвонка имеется небольшое отверстие, а так как позвонки располагаются один над другим, то отверстия находятся друг под другом и внутри позвоночника образуется длинный канал, в котором спрятан

спинной мозг (рис. 4).

Рис. 4. Спинной мозг (Источник)

Позвоночник защищает находящийся внутри него спинной мозг, который представляет собой толстый пучок нервов, а крепкая грудная клетка из ребер охраняет наше сердце и легкие (рис. 5).

Рис. 5. Грудная клетка (Источник)

Второе назначение костей: позвоночник и кости ног вместе со скелетными мышцами и суставами дают человеку возможность стоять и ходить. Сустав – это подвижное соединение костей.

Для того чтобы почувствовать, каковы мышцы на ощупь, можно, например, пальцами левой руки взять верхнюю часть правой руки и несколько раз согнуть и разогнуть руку в локте. Интересно, что название «мышцы» произошло от слова musculus, что значит «мышь» (рис. 6).

Рис. 6. Мышцы человека (Источник)

Ученым, изучавшим строение тела человека, сокращение мышц напоминало беганье мышки под кожей. Они насчитали в теле человека более шестисот мышц. Мышечная ткань состоит из клеток. Мышечная клетка длинная, узкая и напоминает волокно. Так, при сгибании и разгибании руки скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль ее поверхности. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости, при этом она тянет за собой кости, к которым прикреплена. Мышцы могут растягиваться (удлиняться) и сокращаться (становиться короче).

Рассмотрим рисунки согнутой и разогнутой в локтевом суставе руки (рис. 7).

Рис. 7. Рисунки согнутой и разогнутой в локтевом суставе руки (Источник)

Найдем мышцу-сгибатель, мышцу-разгибатель и места их прикрепления. Мышца-сгибатель и мышца-разгибатель – это два противоположно действующих механизма, которые работают согласовано. Если мышца-сгибатель сжимается, то мышца-разгибатель расслабляется, и наоборот. Это позволяет нам выполнять с помощью рук различные движения: писать, рисовать, вязать, строить, подтягиваться на турнике и т. д. А мышцы спины и ног более массивны, чем мышцы рук, ведь им приходится удерживать все тело в вертикальном положении. Но, безусловно, немалую роль в этом играет позвоночник.

Позвоночник может выдерживать большие нагрузки в вертикальном положении, однако даже самые небольшие нагрузки, которые испытывает позвоночник при неправильной осанке, могут привести к его искривлению. При неправильной осанке у ребенка, который изо дня в день сидит или работает в неправильной позе, позвоночник, который растет вместе с организмом, начинает искривляться, не выдерживая веса тела (рис. 8).

Рис. 8. Неправильная осанка ребенка (Источник)

Для того чтобы избежать искривления позвоночника, нужно, прежде всего, следить за своей осанкой, не горбиться. Можно проверить правильность своей осанки таким образом: нужно встать к закрытой двери так, чтобы затылок, лопатки, пятки и кончики мизинцев, опущенных и прижатых к телу, рук касались поверхности двери (рис. 9).

Рис. 9. Проверка правильности осанки (Источник)

Стоять так долго сложно, но это одно из несложных физических упражнений, которое может выполнять каждое утро в течение примерно пяти минут не только ребенок, но и взрослый. Правильная осанка не дается нам с рождения, она вырабатывается в течение жизни (рис. 10).

Рис. 10. Правильная осанка (Источник)

Интересен тот факт, что кости человека состоят из живых клеток. Как и все живые клетки, клетки костной ткани могут делиться. Всем известно, что у человека после перелома руки или ноги кости срастаются. Если бы костная ткань не состояла из живых клеток, этого бы не происходило. А еще с ростом у ребенка увеличивается толщина и длина костей, а взрослые не растут потому, что у них нет хрящей. Особенность скелета детей – это хрящи, которые намного мягче, чем кости. Хрящи обладают волшебной способностью превращать маленьких в больших. В первые недели жизни ребенка его скелет почти целиком хрящевой. Хрящи мягкие, гнущиеся, непрочные, их легко можно повредить. Скелет ребенка стремительно растет, и постепенно в хрящевой ткани появляются отдельные островки настоящей твердой кости. Костные участки с годами увеличиваются, а хрящевые уменьшаются, и это, в конце концов, приводит к задержке их роста (рис. 11).

Рис. 11. Изменение костей с возрастом (Источник)

Как и любым клеткам человеческого организма, клеткам костей необходима кровь, которая приносит им кислород и питательные вещества. Кровь поступает к клеткам костей по кровеносным сосудам, которые проходят через специальные отверстия (рис. 12).

Рис. 12. Строение кости (Источник)

Интересно, что многие кости имеют внутри полость, благодаря которой кости такие легкие. Внутри полости кости находится костный мозг (рис. 13),

Рис. 13. Строение кости (Источник)

который производит клетки крови: красные кровяные клетки, которые переносят кислород (рис. 14),

Рис. 14. Красные кровяные клетки (Источник)

и белые кровяные клетки, которые помогают нашему организму бороться с микробами и болезнями (рис. 15).

Рис. 15. Белые кровяные клетки (Источник)

Сегодня на уроке мы говорили об опорно-двигательном аппарате человека и выясняли предназначение костно-мышечной системы.

 

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Festival.1september.ru (Источник).
  2. Ucheba-legko.ru (Источник).
  3. Anatomus.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Подготовьте небольшое сообщение об опорно-двигательном аппарате человека и обсудите его со школьным учителем.
  2. Нарисуйте скелет человека и подпишите его составные части.
  3. * Составьте кроссворд об опорно-двигательном аппарате человека.

interneturok.ru

Презентация «Как человек двигается»

А как человек двигается?

сустав

Осанка человека

голова приподнята

грудная клетка развернута,

плечи- на одном уровне;

Как правильно сидеть за школьной партой: 1.Обе ноги должны твердо стоять на полу. 2.Спину необходимо держать ровно , руки – на столе , не опираться грудью о край стола. Между грудью и партой необходимо сохранять расстояние в ладонь . 3.Важен правильный наклон тетради. Здоровье человека зависит и  от освещения рабочего места. Свет должен падать с левой стороны .

Животные — живые существа

Они, двигаются, питаются,

растут, размножаются, умирают.

1. Что позволяет человеку и животным выполнять различные движения?

2. Как мышцы прикрепляются к кости?

3. Почему мышцы спины и ног массивнее , чем мышцы рук?

multiurok.ru

Презентация «Как человек двигается»

А как человек двигается?

сустав

Осанка человека

голова приподнята

грудная клетка развернута,

плечи- на одном уровне;

Как правильно сидеть за школьной партой: 1.Обе ноги должны твердо стоять на полу. 2.Спину необходимо держать ровно , руки – на столе , не опираться грудью о край стола. Между грудью и партой необходимо сохранять расстояние в ладонь . 3.Важен правильный наклон тетради. Здоровье человека зависит и  от освещения рабочего места. Свет должен падать с левой стороны .

Животные — живые существа

Они, двигаются, питаются,

растут, размножаются, умирают.

1. Что позволяет человеку и животным выполнять различные движения?

2. Как мышцы прикрепляются к кости?

3. Почему мышцы спины и ног массивнее , чем мышцы рук?

multiurok.ru

Урок окружающего мира в 4-м классе «Как человек двигается?»

Разделы: Начальная школа


Цель: выяснить и запомнить значение костно – мышечной системы; значимость правильной осанки человека при сидении и ходьбе.

Задачи урока: постановка учебной проблемы; субъективное открытие нового знания; выражение его в доступных формах.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, макет скелета человека, макет позвоночника, детские кубики, гирька.   

ХОД УРОКА

I. Постановка проблемы:

– возникновение проблемной ситуации;
– осознание противоречия;
– формулирование проблемы.

У. Предлагаю вам, ребята, немножко размяться: побежали (на месте), попрыгали, похлопали в ладоши и заняли свои места.
– Что мы с вами только что делали?
Д. Бегали,…
У. Одним словом?
Д. Двигались.
У. А как человек двигается? С помощью чего?
Д. С помощью костей.
– Мышц.
–  Костей + мышц
У. Мнения ваши расходятся. Возникает противоречие. Другими словами: « У  нас появилась проблема, сформулируйте её».
Д. Как человек двигается?
У. Ну что же, будем открывать знания вместе!

II. Поиск решения

1) Выдвижение гипотез

У. Приступим к выдвижению гипотез в виде схем рисунков. Обозначьте первую гипотезу с помощью рисунка. (Ребенок выбирает один из рисунков, вывешенных на доске – скелет).
У. Следующее предположение?
Д. Человек двигается с помощью мышц.
У. Обозначьте вторую гипотезу рисунком. (Выбор учеником рисунка мышц).
– Какие ещё предположения звучали?
Д. Человек двигается с помощью костей и мышц вместе.
У. Обозначьте третью гипотезу изображением.
– Итак, что мы имеем?
Д. Проблему и три гипотезы.  
У. Что мы с ними будем делать?
Д. Каждую из них нужно проверить.
У.  Значит, будем проверять.

2) Проверка гипотез

а)
У.  – Озвучим и проверим первую гипотезу.
Д.Человек двигается с помощью костей.
У. Что мы знаем о костях?
Д. Их много. Они как-то соединены между собой. Составляют скелет человека.
У. А что ещё вам известно? Предлагаю послушать сообщение ребят и подумать, какое назначение скелета в организме человека? (Выступают подготовленные учащиеся с докладом у макета «скелет человека»).
– Итак, вернемся к вопросу.
Д. Скелет защищает уязвимые, мягкие места тела человека.
– На костях держится все тело.
У. Из полученной информации сделайте вывод: подтверждается гипотеза №1?
Д. Нет. Потому что на скелете наше тело только держится, скелет является опорой.
– Значит эта гипотеза неверная (ошибочная).
б)
У.  Озвучьте вторую гипотезу.
Д. Человек двигается с помощью мышц.

1) У. Проверять ее мы будем, работая в группах. Каждая группа получает необходимый материал для работы (проволока, пластилин).
–  В течение 3-5 минут нужно: 1 группе сделать фигуру человека с использованием проволоки, 2 группе – тоже, но без проволоки; 3 группе – фигуру обезьяны с проволокой, 4 – без проволоки.
–  Как вы думаете, почему именно человека и обезьяны, а не кого-нибудь другого?
Д. По теории ученых человек произошел от обезьяны. И строение их организма (человека и обезьяны) очень похоже.

2) Практическая работа в группах

У. Приступаем к работе.

Дети выбирают лидера, распределяют обязанности и выполняют задание.

3) Демонстрация поделок

У. Представители групп, продемонстрируйте результаты вашего сотворчества.
При этом установите фигуру на пластилиновой подставке.

(Дети выставляют работы)

– Какой результат получили?
Д. 1, 3 гр. – фигуры стоят,
2, 4 гр.– фигуры упали.
У. Почему такой результат?
Д. 1 и 3 гр. – Мы использовали каркас из проволоки. Он заменяет скелет. На нем держатся все органы, в том числе и мышцы.
У. Почему поделки 2 и 4 гр. не держатся в положении вертикально?
Д. У нас нет каркаса – скелета. Есть одни лишь мышцы. Поэтому фигуры падают.
У. Что случилось бы с нами, если бы у нас костей вдруг не стало?
Д. Мы бы упали. Развалились, как мясное желе.
У. Какой вывод напрашивается?
Д. Вторая гипотеза неверная. Человек не может двигаться при помощи одних мышц.
(Используются иллюстрации)
в)
У. Какая третья гипотеза?
Д. Человек двигается с помощью костей (скелета) и мышц.
У. Давайте проверим ее.

1) Прощупайте правой рукой ладонь своей правой руки. Что вы почувствовали под кожей?

Д. Кости и мышцы.
– Скелет, т. е. костную систему.
У. Какое основное назначение костной системы?
Д. Опора тела.
У. Какую систему составляют мышцы?
Д. Мышечную.
У. Что вы заметили при прощупывании?
Д. Эти системы работают вместе.
У. Совместная работа костей и мышц. Как называется эта система?
Д. Опорно-двигательный аппарат.

2) Работа в группах

У. А как же, все-таки, мы двигаемся?
Д. Чтобы до конца разобраться в этом вопросе, мы снова поработаем в группах. Откройте учебники на странице 17. Познакомившись со статьями на страницах 17-20, вы ответите на вопрос, который получит каждая группа (учитель раздает вопросы). Текст читаете весь до конца и выбираете  информацию, касающуюся вашего вопроса.

Вопросы:

  • 1 группа: «Что нам дает возможность стоять и ходить?»
  • 2 группа: «Все наши мышцы полностью приклеены к костям». Верна ли эта мысль?
  • 3 группа: Правильно ли говорят: «Моя мышца то сгибается, то разгибается»?
  • 4 группа: «Где рождается кровь?»

(Дети работают 5-6 минут).

У. Время закончилось. Предоставляем слово 1, 2, 3 группе. (Выступления учащихся).
У. Выслушав ответы, прошу вернуться к 3 гипотезе и сделать вывод.
Д. Человек двигается с помощью опорно-двигательного аппарата. Мышцы, сокращаясь и расслабляясь, приводят в движение кости.
Итак: 3 гипотеза верная. Что и нужно было доказать!

III. Выражение решения и реализация продукта

1) Вопрос на засыпку

У. Теперь послушаем четвертую группу. (Дети узнают о том, что кровь рождается именно в костях.)

2) Динамический момент
Под руководством 1 ученика-консультанта дети выполняют несколько упражнений.  В конце динамической минутки консультант обращает внимание одноклассников на вертикальное положение их тела, опирающегося только на нижние конечности. Отмечается роль спины и ног, позвоночника в связи с вертикальным положением тела.

3) Работа с макетом позвоночника

а) Беседа (проводит  2 ученик-консультант).
– Что у меня в руках?
Д. Макет позвоночника.
– Позвоночник состоит из маленьких костей – позвонков. По середине каждого позвонка имеется маленькое отверстие. Так как позвонки располагаются один над другим, то их отверстия находятся друг под другом. Внутри позвоночника образуется длинный канал, в котором спрятан спиной мозг.
– А что приводит к искривлению позвоночника?
Д. Неправильная осанка. Когда сидят, ходят неровно, горбятся.

б) Опыт (проводит  3 ученик-помощник).

– Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. У нас есть 6 кубиков – представим, что это наши позвонки.

1) – Очень аккуратно поставим их один на другой. На самый верх конструкции поставим гирьку. Что получили?
– Конструкция не пострадала, так как не один из кубиков не сдвинулся.

2) – Еще раз воздвигнем конструкцию из 6 кубиков, каждый раз сдвигая немного вправо каждый следующий кубик. Когда мы поставим наверх гирьку, конструкция разрушится, не выдержав тяжести этого груза. Так же и наш позвоночник.

При неправильной осанке у ребенка, изо дня в день сидящего или работающего в неправильной позе, позвоночник, который растет вместе с организмом, искривляется, не выдерживая веса тела.

4) Правильная осанка.

У. Как избежать искривления позвоночника? Прежде всего, необходимо постоянно следить за своей осанкой. Хочу предложить вам один способ проверки своей осанки: нужно стать спиной к закрытой двери так, чтобы затылок, лопатки, пятки и кончики мизинцев, опущенных, прижатых к телу рук коснулись плоскости двери.

(Демонстрация учащимся;  учитель обращает внимание на фигуру ребенка).

– Так стоять гораздо труднее, чем «просто» стоять. Однако, это одно из интересных и несложных физических упражнений, которое следует выполнять каждое утро в течение пяти минут не только детям, но и взрослым. Хорошая осанка не дается человеку с рождения, она вырабатывается в процессе жизни.

IV. Итог. Рефлексия

– Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…(дети продолжают мысль учителя: «Раньше я думал, что…», «Для меня было открытием…», «Меня удивило…»).
– Зачем нам был нужен этот урок? (Выводы детей).
– Пожмите друг другу руку, пожелайте крепкого здоровья и поблагодарите за сотворчество.

Приложение 1

5.06.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Открытый урок на тему «Как человек двигается» (4 класс)

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4

Программа: Перспективная начальная школа

Тема: Как человек двигается?

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Познакомить детей с опорно-двигательной системой человека, расширить знания о строении и назначении скелета, о строении костей, значении мышц для человека. развивать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, представить организм как единое целое. Развивать познавательную активность детей, наблюдательность

Оборудование:

Пластилин, спица, скелет, мультимедийная доска, карточки для проверки домашнего задания, веер цифр, карточки для работы в ходе урока.

Ход урока.

— Здравствуйте, ребята. Скоро начнется наш урок. Но прежде давайте поприветствуем гостей, которых очень рады видеть на нашей встрече. К нам в гости пришли преподаватели из других школ, а так же Магистр биологических наук и строгий доктор Терапевтова.

I. Организация детей на занятие.

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

II. Проверка домашнего задания.

1.

Карточка – тест по теме «Кожа и ее функции»

Вопросы

А. Подумай, что задерживает кожа и не пропускает внутрь нашего тела?

Б. Что выделяет кожа?

В. Что очищает русская баня?

Г. Кто погибает на чистой коже?

Д. Что происходит с кровеносными сосудами, когда кожа бледнеет?

Е. Чем воспринимает кожа севшую на лоб муху?

Ж. Что может произойти при долгом лежании на солнце?

Варианты ответов

1. Воздух

2. Холод

3. Вода

4. Пот

5. Расширяются

6. Нервные окончания

7. Поры

8. Микробы

9. Солнечный ожог

10. Тепло

11. Жир

12. Суживаются

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

2. Карточка для слабоуспевающих учащихся.

Почему важно ухаживать за кожей?

Кожа выделяет __________________ и ___________________ . Они перемешиваются с пылью и грязью. _________________________ на коже закупориваются. Кожа плохо ____________________________ . Размножаются болезнетворные ________________________________ . Появляются ___________

Слова для справок: прыщи, сало, поры, дышит, пот, микробы.

Советы специалистов

1. Руки надо мыть с ___________________________________________

2. ___________________________________ пена должна быть обильной, так как она хорошо растворяет кожное ____________________ и удаляет грязь.

3. Необходимо следить за волосами. Надо мыть их _______________ ______________ .

4. Ногти должны быть _______________________________ . Нельзя их грызть.

Слова для справок: сало, мыльная, мылом, шампунем, чистыми.

______________________________________________

3. Фронтальная проверка.

На доске перечислены системы органов:

1. Опорно – двигательный аппарат

2. Пищеварительная система

3. Система кровообращения

4. Дыхательная система

5. Выделительная система

6. Нервная система

У. Я задаю вопросы, вы находите номер нужного ответа и по моему сигналу показываете его

-Снабжает организм питательными веществами

(пищеварительная система)

-Управляет деятельность всех органов

(нервная система)

-Дает опору телу человека

(опорно – двигательная)

-Перегоняет кровь по всему телу

(кровеносная система)

-Выводит из организма вредные вещества

(выделительная система)

-Дает всем живым существам строительный материал для роста и снабжает энергией

(пищеварительная система)

-Доставляет организму все необходимые питательные вещества

(кровеносная система)

-Совершает газообмен в организме

(дыхательная система)

Ответы 2, 6, 1, 3, 5, 2, 3, 4

III. Активизация знаний учащихся.

У. В течение многих веков человечество искало ответ на вопрос, что такое жизнь. Пожалуй, и сегодня этот вопрос остается одним из самых важных, потому что ответ на него отнюдь не всегда однозначен. Человек – часть природы, ее живого мира. Как и другие живые существа, он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети.

Мы – люди. У нас есть тело – голова и живот, спина, грудь, ноги и руки, глаза и уши.

Наше тело нас слушается. Захотим – сядем, захотим – встанем, ляжем, побежим.

Как будто все просто. Давайте подумаем, какая работа происходит в нашем организме.

IV. Изучение скелета человека

Отгадайте загадку:

Я опору тела составляю,

Ходить, бегать, прыгать помогаю.

Организму я опора,

Но его страшнее нет,

Он в «ужастиках» встречается

Называется…

Д. Скелет.

У. Прощупай правой рукой ладонь своей левой руки. Что вы почувствовали под кожей?

Д. Кости.

У. Кости играют важную роль в строении тела. Все кости нашего тела образуют скелет. Какую роль играет скелет для человека?

У. Давайте проведем опыт. Мне нужны два ученика. Один должен из пластилина слепить длинную тонкую фигурку человечка. Второй должен сделать такого же человечка и налепить его на кусочки из проволочки.

— Почему пластилиновый человечек не стоит на дощечке, а второй человечек держит вертикальную форму?

Д. Стоять второму человечку помогает проволока.

У. Подобно проволоке, которая находится внутри второго человечка,

внутри каждого человека находится скелет. Это наша опора, благодаря которой мы сохраняем свою форму. Если бы скелета внутри нас не было, наше тело стало бы похожим на бесформенный студенистый мешок – с головой, безвольно болтающейся на тонкой шее, и гибкими, как из пластилина, руками и ногами.

(демонстрирует картинку с бесскелетным человеком).

Вывод: первое назначение скелета – поддерживать наше тело.

Работа с демонстрационным материалом.

У. Рассмотрите макет скелета. Выясним название его костей.

Д. Череп, грудная клетка, ребро, позвоночник, таз, кисти, бедро, голень, стопа.

У. Для чего нужны организму перечисленные кости?

ЧЕРЕП — самая сложная костная структура, образующая голову человека. Он защищает мозг.

ПОЗВОНОЧНИК – составляет основу скелета и защищает спинной мозг, который находится внутри него.

РЕБРА – это плоские выгнутые кости. Они защищают сердце и легкие. У человека двенадцать пар ребер.

Вывод: второе назначение скелета – защита жизненно важных органов.

У. Как же кости крепятся друг с другом? Там, где кости соединяются, их концы образуют прочные, но подвижные соединения – СУСТАВЫ.

Откройте словарь (стр.159 ) и узнайте, что называют суставом.

В суставах содержится особая жидкость, которая, как масло, смазывает их поверхность во время движения.

ДОКЛАД МАГИСТРА

Замечали ли вы, что взрослые почти не растут? Почему7

У младенца около 300 костей. Кости у них почти полностью хрящевые, их очень легко повредить. Хрящ намного мягче кости, но достаточно упругий и гибкий: потрогайте свои нос и уши – в них легко прощупываются хрящи. Именно хрящ помогает нам расти и постепенно превращаться из маленьких в больших.

В процессе роста хрящей становится меньше, а твердого костного вещества – больше. Сейчас в нашем скелете уже стало 220 костей. В скелете взрослого человека их останется только206 костей.

У. Наш скелет, такой тонкий и изящный на вид, весит всего 12-14кг, но выдерживает он огромные нагрузки и не только не разваливается, но и не трескается. Из чего же состоят наши кости, которые выдерживают нагрузку в десятки раз превышающие их собственный вес?

V. Из чего состоит наша кость.

(слайды)

Кости человека очень прочны и практически ничего не весят. Многие кости имеют в середине пустоты. Если бы не было внутри костей пустот, мы бы просто не могли сдвинуться с места – скелет весил бы больше, чем все остальные органы и ткани вместе взятые. В состав костей входят неорганические и органические соединения. 99% кальция в организме человека содержится в костях и зубах. На поверхности кость очень плотная и прочная, а внутри она напоминает пористую губку. В полостях этой «губки» находится костный мозг, где образуются клетки крови. Кто бы мог подумать, что кости «образуют» кровь?

РАССКАЗ МАГИСТРА

Знаете ли вы что дает костям твердость?

Твердость костям придают неорганические вещества – например, соли кальция. Если бы не кальций, кости можно было бы завязать узлами. Вот, убедитесь сами. Неделю назад я взял кости сваренной курицы и поместил в уксус. Каждый день я менял уксус. Кость, помещенная в кислотную среду, утратила кальций и теперь ее можно согнуть.

РАССКАЗ ДОКТОРА ТЕРАПЕВТОВОЙ

Я полностью согласна с Вами, уважаемый Магистр. Кальций придаёт костям огромную прочность. Он поступает в организм человека с пищей. особенно много кальция содержит молоко и молочные продукты, н-р сыр, творог.

VI. Как человек движется?

У. Мы уже узнали, что кости скелета обеспечивают защиту и служит внутренней опорой тела человека. Но сами кости двигаться не могут.

-Что заставляет двигаться человека?

Д. Мышцы.

У. Правильно. Недаром говорят: «Мы прикреплены к костям, вместе двигаться надо нам».

Главные силачи в человеке – это мышцы. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Без этих «двигателей» все большие и маленькие кости были бы неподвижны.

МЫШЦЫ И ИХ РАБОТА

(слайды)

В теле человека насчитывается около 600 мышц! Они прикреплены к скелету с помощью сухожилий и заставляют его двигаться. Именно они изменяя положение костей, позволяют нам совершать разные движения – и поднимать тяжести и хмурить брови. Кроме того, мышцы помогают дышать легким и сокращаться сердцу, заставляют кровь течь по кровеносным сосудам и даже участвуют в переваривании пищи. Мышцы состоят из особой мышечной ткани, которая бывает разной по строению.

Позвоночник и кости ног совместно со скелетными мышцами и суставами дают возможность человеку стоять и ходить. В большинстве случаев скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль ее поверхности. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости.

Мышца-сгибатель и мышца-разгибатель – это два противоположно действующих «организма». Они работают согласованно. Если мышца-сгибатель сокращается, то мышца-разгибатель расслабляется, и наоборот.

Это и позволяет тебе совершать с помощью рук самые различные движения: писать, рисовать, вязать, строить, подтягиваться на турнике.

VII. Игра-физкульминутка.

У. Как вы думаете, есть ли у мышц память? Давайте попробуем проверить.

Встань со своим напарником лицом к лицу, опусти руки и попроси, чтобы он прижал их тебе к бокам. Попытайся поднять руки и считай до шестидесяти. Попроси друга отпустить твои руки и одновременно расслабить мышцы.

Видишь, твои руки продолжают двигаться вверх, несмотря на то , что они уже расслаблены!

  1. Значение правильной осанки в жизни человека.

Мама Алеше твердит спозаранку:

«Леша, не горбись! Следи за осанкой!»

Он проследил бы за ней, но беда-

Леша ее не встречал никогда!

Что же называют осанкой? (дети дают предположительные ответы)

РАССКАЗ ДОКТОРА ТЕРАПЕВТОВОЙ

Привычное положение тела при стоянии и ходьбе называют…..(осанкой). Помните, неправильная осанка может повлиять на работу других органов. Если неправильно сидеть за столом, сутулиться при ходьбе , то вам грозит искривление …….(позвоночника).

Помните, на улице, в школе необходимо следить за своей осанкой.

Хотите стать выше ростом? Спина должна быть прямой, плечи и грудь – расправлены, голова – чуть приподнята. Рекомендую следующие упражнения:

1) попытайтесь охватить выступающий угол стены лопатками;

2) на цыпочках дотянитесь до притолоки открытой двери;

3) попрыгай с приподнятыми вверх руками;

4)стоя спиной к стене на небольшом расстоянии, постарайся коснуться ее пальцами;

На сколько же можно «подрасти», следуя этим советам? Школьники с обычной фигурой могут стать выше на несколько сантиметров, а сутулые — даже на полголовы!

  1. Проверка усвоения нового материала.

О чем идет речь?

— Это подвижная опора твоего тела. Без него мы были бы похожи на бесформенные мешки. Что это? (скелет)

— Как называют подвижное соединение костей? (сустав)

— Скелет – это не только форма, но и (защита внутренних органов)

У четвероклассников одинакового роста измерили сантиметром толщину вытянутой руки выше локтя, в самом утолщенном месте. Результаты оказались разными. Почему?

infourok.ru

План-конспект урока по окружающему миру на тему: Тема урока: «Как человек двигается»

– Давайте познакомимся со строением скелета человека более подробно. (Задание к рисунку на с. 17.) Какие части можно выделить в скелете человека?

– Из чего состоят эти части?

– Какое значение имеют эти части скелета?

– Какую основную роль выполняет весь скелет? (Опорную.)

– Если скелет исполняет роль опоры, то какими свойствами должны обладать кости, образующие его?(Кости должны быть прочными, крепкими, жёсткими.)

— Проверим ваши версии с помощью учебника.Рисунки на с. 16. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз в 1500 кг, хотя её масса всего 0,2 кг.

– Если кости такие прочные, почему случаются переломы? (Переломы случаются, если неправильно распределена нагрузка на кости скелета.)

Задание 3 на с. 6 рабочей тетради. Выполняют задание.

– Почему возникает искривление позвоночника? (По причине неправильногоположения тела, например, за партой.)

– Как кости соединяются друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос, проведите наблюдение:

  1. Поверните голову вправо, влево;        
  2. Поверните туловище вправо, влево;
  3. Согните и разогните руку, ногу;

– рассмотрите рисунок на с. 18: как соединены кости черепа?

– Сравните результаты своих наблюдений. Попробуйте их объяснить (версии, проверка с помощью текста учебника).

– Кости скелета соединяются подвижно или полуподвижно. Такое соединение даёт человеку возможность свободно двигаться. Кости черепа соединяются неподвижно, так как они защищают головной мозг.

– Если бы опорно-двигательная система состояла только из одного скелета, смогли бы мы двигаться? (Нет, так как кости твёрдые.)

– Чтобы выяснить роль мышц в организме, провёдем наблюдение: согните руку в локте и найдите мышцы. Определите на ощупь, какие они, как ведут себя при сгибании и разгибании руки.

– Мышцы обладают двумя основными качествами: эластичностью ивозбудимостью. Эластичность позволяет им удлиняться и укорачиваться. Расслабленная мышца — мягкая, работающая — твердая. А возбудимость придает особую чувствительность мышцам к нервным импульсам и внешним раздражителям, таким как уколы, изменение температуры окружающей среды.

Существует такое состояние мышц, как мышечный тонус. Оно представляет собой легкое напряжение мышц в период покоя. Такое напряжение позволяет поддерживать тело, когда ты неподвижен и отдыхаешь.

Давайте сделаем вывод.

Выполняют задания, конструируют сустав.

– Как мы ответим на вопрос урока? (Сокращение мышц изменяет положение костей. Таким образом мы совершаем движение.)

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *