Презентация иван никитин полно степь моя спать беспробудно – Презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему: Презентация «Полно, степь моя, спать беспробудно» И.С. Никитин
Презентация — Урок литературного чтения в 3 классе — Урок 15
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
Урок литературного чтения в 3 классе
УМК «Школа России»
Урок 15
Слайд 2
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.
Слайд 3
Поэтическая
тетрадь
1
Слайд 4
Проверка домашнего задания
с. 64 – 65 — выучить наизусть одно из стихотворений А.Фета
Слайд 5
Вёз на горку Саня За собою сани. Ехал с горки Саня, А на Сане сани.
Слайд 6
Утро
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит, разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит.
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт,
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Слайд 7
Иван Саввич Никитин
Родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.
Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку
Слайд 8
И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
Слайд 9
Безлесное и обычно безводное пространство с ровной поверхностью, покрытое травянистой растительностью.
Степь
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» с. 66 — 67
Слайд 20
полно
— значит хватит
ковыль
— степная трава с коротким корневищем, выпускающим иногда очень большой пучок жёстких листьев, свёрнутых часто в трубку и похожих на проволоку.
Слайд 21
в угоду косцам
— удовлетворить косцов, сделать им приятное (хорошей травой)
копна
— небольшой округлый стог сена, снопов
Слайд 22
Физминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей. Быстрей,
Хлопай, хлопай веселей!
Слайд 23
— Как называет автор траву? К кому обращается поэт? — Согласны ли вы, что поэт изображает степь, как живую? Докажите. — Как бы вы озаглавили стихотворение?
Беседа по прочитанному
— Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении? Опишите их.
Слайд 24
Слайд 25
— О чём стихи Ивана Никитина?
Подведение итогов урока
— С творчеством какого поэта познакомились на уроке?
Слайд 26
Домашнее задание
с. 66 – 67 – рисунок, выучить отрывок к рисунку
lusana.ru
«И.С.Никитин. Полно, степь моя, спать беспробудно…» 3 класс («Школа России»)
Тюменская область. Ханты-Мансийский автономный округ.
Нижневартовский район.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОХТЕУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Конспект урока литературного чтения
по теме:
Иван Саввич Никитин
«Полно, степь моя, спать беспробудно…»
Приготовила: Комалова Любовь Александровна
Категория: 1
2016 — 2017 учебный год
УМК: «Школа России»
Тема урока: И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты:
Предметные:
Уч-ся должны уметь:
— прогнозировать содержание произведения;
— читать выразительно;
— узнавать художественные приёмы;
— использовать слова для создания картины природы;
— объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Личностные.
— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
— побудить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– уметь работать коллективно по составленному алгоритму действия;
— оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД.
— уметь оформлять свои мысли в устной форме;
— слушать и понимать речь других;
— договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД.
— уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Основные понятия: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет.
Межпредметные связи: окружающий мир
Ресурсы:
учебник
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись стихотворения И.Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
карточки с заданиями.
Содержание урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания:
Чтение стихотворения наизусть – А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»
Актуализация опорных знаний+ приложение 1
Слайд 2
— Чем художники рисуют картины? А музыканты?
— Как думаете, чем изображают картины поэты и писатели?
— Вспомните, какие художественные приёмы они используют?
Слайд 3
* работа в паре, по карточке
— Вспомним эти приёмы — работаем в паре.
Слайд 4
— Вспомните, какой раздел мы изучаем? (поэтическая тетрадь )
— Пройдём в нашу галерею портретов русских поэтов. С произведениями каких поэтов вы уже познакомились?
— О чём их стихотворения?
— В галерее есть ещё один портрет с вопросительным знаком. Как думаете, чей это портрет? (высказывают предположения)
— По окончании изучения раздела «Поэтическая тетрадь» вы тоже попробуете написать свои детские стихи о природе, родине. И ваши портреты займут достойное место в галерее портретов русских поэтов.
4. Постановка темы и целей урока.
Слайд 5
— Кто уже догадался, какая тема урока? Назовите цели урока.
Изучение нового материала.
Слайд 6 + приложение 2
А) Знакомство с биографией поэта – И.С.Никитина
* работа по индивидуальным карточкам — Приложение 2
Слайд 7
— Проверьте себя (тест «Да или нет»)
Б) Подготовка к восприятию стихотворения
— Прочитайте название стихотворения. Как думаете, о чём оно?
— К кому обращается автор?
— Что такое степь?
— Предлагаю отправиться в небольшое путешествие по степи.
Слайд 8
В) Знакомство со стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
Слайд 9
— Понравилось стихотворение?
— Подтвердилось наше предположение о теме стихотворения ?
Слайд 10 – 12 + приложение 3
— Ребята, в этом стихотворении встретятся слова, которые вы могли слышать раньше, но значение их вы не знаете. Давайте вместе разберем значения некоторых слов.
Что это такое? Соединим стрелочками слово с определением.
Полно – хватит
Ковыль – степная трава
В угоду косцам – сделать приятное (дать больше травы)
Копна – небольшой округлый стог сена.
Фи.зминутка для глаз
— Перечитайте медленно. Подумайте, сколько картин вы бы нарисовали?
Слайд 13
— Первая картина о том, как степь должна пробудится и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, ка невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт.
— Как называет автор траву ? (Муравой.)
— Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят.
— Третья картина — картина неба, по которому плывут тучки.)
— Как бы вы озаглавили стихотворение ? (Предложение детей.)
— Какие художественные приёмы использует автор в стихотворении?
(Олицетворение — поэт изображает степь ка живую. Он обращается к ней:
Степь моя, полно спать беспробудно,
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись.
Принакрой, нарядись,
полюбуйся…
Сравнение – «белоснежные тучки толпами», «скатерть дорожки безлюдной»;
Эпитеты – «дорожки безлюдной», «ненаглядной красе»
Метафора – «зима – матушка»)
— С каким настроением автор описывает весну?
— Подготовьтесь выразительно читать.
6. Физминутка
Мишка вылез из берлоги.
Огляделся на пороге.(повороты влево и вправо)
Потянулся он от сна:
К нам опять пришла весна.(потягивание, руки вверх)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.(вращение головой)
Наклонился взад- вперед,(наклоны вперед- назад)
Вот он по лесу идет.
Ищет Мишка корешки,
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот)
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся. (дети садятся)
7. Продолжение изучения новой темы.
— Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворения: в быстром,чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно. (Будем читать медленно,напевно.) — Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
— Прочитайте выразительно.
8. Итоги урока
— Что необходимо поэту, чтобы создать картину? (Применить средства художественной выразительности) какие? (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение)
Слайд 14
9. Домашнее задание
С.114- 115 – выразительное чтение: желающие могут нарисовать свою иллюстрацию к стихотворении
Слайд 15
10 Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение:
-на уроке я узнал
— я похвалил бы себя за
— мне захотелось
— сегодня я сумел
Приложение 1
Приложение 2
Биография поэта Ивана Саввича НикитинаИван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.
Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.
Биография поэта Ивана Саввича Никитина
Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.
Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.
Биография поэта Ивана Саввича Никитина
Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.
Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.
Биография поэта Ивана Саввича Никитина
Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.
Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.
Биография поэта Ивана Саввича Никитина
Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.
Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.
Приложение 3
infourok.ru
Презентация к уроку литературного чтения «И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»»
Презентация к уроку литературного чтения по теме: И. С. Никитин «Полно, степь моя,
спать беспробудно…»
Танкова Елена Владиславовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 45
г. Сургут, ХМАО-Югра
Речевая разминка
Вёз на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
Знакомстсво с творчеством поэта И. Никитина
Утро
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Знакомстсво с творчеством поэта И. Никитина
Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут… А восток всё горит, разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит. За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт, По плечу молодцу всё тяжёлое… Не боли ты, душа! Отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Иван Саввич Никитин (1824 – 1861)
Иван Саввич Никитин — русский поэт.
И. Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина — родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян..
В 1859 году открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города.
Иван Никитин прожил всего лишь 37 лет, но его стихи остались навсегда. На слова Никитина написано более 60 песен и романсов.
Иван Саввич Никитин
«Полно, степь моя, спать беспробудно…»
Какие картины природы сменяют друг друга
в стихотворении?
Беседа по прочитанному
Словарная работа
ПОЛНО — …
ХВАТИТ
КОВЫЛЬ — …
СТЕПНАЯ ТРАВА
КОПНА — …
КОНУСОВИДНАЯ КУЧА СЕНА
В каком темпе будете читать стихотворение?
Подготовка к выразительному чтению
Быстро, чётко и громко
Медленно и напевно
Стр. 66 — 67 – подготовить выразительное чтение
и желающие могут нарисовать свою
иллюстрацию к стихотворению
Домашнее задание
- На уроке я узнал …
- Я похвалил бы себя за …
- Мне захотелось …
- Сегодня я сумел ….
Рефлексия
- Фон http://img-fotki.yandex.ru/get/2708/20391819.5/0_6a0aa_75e7549d_XL.jpg
- Сани https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/750997/a5b49eb3-0073-4798-9fcc-56936e54dcd8/s1200
- Пахарь http://www.hrono.ru/img/rgd/byliny02.jpg
- Утро https://s1.1zoom.ru/big3/269/362294-admin.jpg
- О поэте http://allforchildren.ru/poetry/author184-nikitin.php
- Степь http://img-fotki.yandex.ru/get/9757/15077361.1c/0_1776ee_3fa257d9_orig
- https://cdn1.img.ria.ru/images/147534/66/1475346692.jpg
- http://ixbt.photo/photo/609054/22190fZDelsDz9V/435207w.jpg
- http://www.greenparty.ru/media/uploads/%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BC_1.jpg
- https://m.io.ua/img_aa/medium/2068/71/20687129.jpg
- http://www.playcast.ru/uploads/2016/08/10/19544190.jpg
- https://i.mycdn.me/image?id=860060228560&t=0&plc=WEB&tkn=*1_uNOeK42Al5mHy5h5fNGkLY9-0
- Ковыль — http://obzor.io/files/2017/06/obzor-ioKovyl-1024×658.jpg
- Копна https://img.freepik.com/free-photo/haycock-and-moon_21146825.jpg?size=338&ext=jpg
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс.- М.: ВАКО, 2018
Источники:
uchitelya.com
Презентация на тему И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» 3 класс
Презентацию на тему И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» 3 класс можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Литература. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайдов.
Слайд 1И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
Урок литературного чтения в 3 классе УМК «Школа России»
Слайд 2Вёз на горку Саня За собою сани. Ехал с горки Саня, А на Сане сани.
Слайд 3Иван Саввич Никитин
Родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку
Слайд 4
Слайд 5Безлесное и обычно безводное пространство с ровной поверхностью, покрытое травянистой растительностью.
Степь
Слайд 15полно — значит хватит ковыль
— степная трава с коротким корневищем, выпускающим иногда очень большой пучок жёстких листьев, свёрнутых часто в трубку и похожих на проволоку.
Слайд 16в угоду косцам
— удовлетворить косцов, сделать им приятное (хорошей травой)
копна
— небольшой округлый стог сена, снопов
Слайд 17http://aida.ucoz.ru – шаблон презентации http://videp.com — птицы
prezentacii.org
Презентация Полно, степь моя, спать беспробудно И.С. Никитин
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
И
.
С
.
Никитин
Полно
,
степь
моя
,
спать
беспробудно
…»
МБОУ
Алешковская
СОШ
Презентацию разработала
учитель начальных классов
Попкова Т. В.
Иван Саввич
Никитин
Родился в Воронеже, отец его был купцом
—
владельцем свечного завода. Учился в училище, но
не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо
было помогать ему в торговых делах. Все тяготы
взрослой жизни взял на себя маленький Иван
Саввич
. Ему пришлось очень много работать,
чтобы заработать на хлебушек.
Стихи он стал писать очень рано, но долго не
решался их напечатать, показать их другим. И
первое напечатанное стихотворение Никитина
«Русь» принесло ему известность, скоро он
выпустил целый сборник своих стихотворений, на
вырученные средства впоследствии он открыл
книжный магазин и библиотеку.
И
.
Никитин
Полно
,
степь
моя
,
спать
беспробудно
…»
—
безлесое и обычно
безводное пространство с
ровной поверхностью,
покрытое травянистой
растительностью.
Степь
ЧТО
БУДЕТ
В
СТИХОТВОРЕНИИ
?
Согласны
или
нет
?
1) Про степь в разные времена года.
2) Автор разговаривает со степью.
3) О приметах весны.
4) Как косят траву.
5) Читать
надо громко
, четко произнося
слова.
полно
—
значит хватит
ковыль
—
степная
трава
с
коротким
корневищем
.
в угоду косцам
—
удовлетворить косцов,
сделать им приятное
(хорошей травой)
копна
—
небольшой округлый
стог сена, снопов
ЧТО
ОКАЗАЛОСЬ
?
1) Про степь в разные времена года.
2) Автор разговаривает со степью.
3) О приметах весны.
4) Как косят траву.
5) Читать
надо громко
, четко произнося
слова.
Приложенные файлы
profhelp.net
Конспект урока по литературному чтению «И.С.Никитин «Полно, степь моя…»
I. Организация внимания учащихся. Мотивация учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята!
Добрый день и в добрый час.
Много нового ждёт нас.
И на парте всё в порядке,
Есть и книжки, и тетрадки.
-Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами открывать интересные и любимые страницы книги, но чтобы найти в произведении что-то интересное, каким должен быть читатель?
Я всем вам желаю быть внимательными и думающими читателями.
II.Речевая разминка. Работа с чистоговоркой.
-В начале урока мы с вами поработаем над чистоговоркой.
Послушайте, как я прочитаю её: Вёз на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
— Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?
-Какой звук повторяется чаще?
-Произнесем все вместе
-Прочитаем чистоговорку медленно.
-Прочитаем быстро.
-Еще быстрее.
-Молодцы! Вы хорошо подготовились к чтению.
III. Актуализация раннее изученного и проверка домашнего задания.
-Ребята, какой раздел учебника изучаем?
-Какие произведения прочитаны вами из этого раздела?
-Какое произведение понравилось больше всего? Чем?
-Какое домашнее задание было вам задано?
-Почему ты выбрал именно эту интонацию?
-Что помогает стихотворению быть таким красивым?Какие средства выразительности речи?
-Выберите нужное: (на слайде) эпитет, сравнение, олицетворение.
-Почему так думаешь? Поясни.
-Что такое эпитет, сравнение, олицетворение?
IV. Подготовительная работа.
-Начнем урок со стихотворных строк, которые вы наверняка слышали.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
-Понравилось вам стихотворение? А знаете, кто его написал? Его написал Иван Саввич Никитин. (1824-1861) — русский поэт XIX века.
-Откройте учебник на с.66
-Прочитайте тему нашего урока. Прочитаем все вместе, как зовут поэта.
Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
2.Знакомство с биографией поэта.
-Послушайте мой рассказ о поэте, потом спрошу, что вы узнали о И.С.Никитине.
Никитин Иван Саввич — известный поэт.
Посмотрите на его портрет.
Родился он в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. помогал отцу в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средств. впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.
-Дети с удовольствием читают такие стихотворения И.С. Никитина как: «Дитяти», » Дедушка», «Когда один, в минуты размышленья…» и многие другие.
-Итак, что вы узнали об И.С. Никитине?
Давайте отдохнём, а потом продолжим работу.
Физкультминутка
3. Подготовка к восприятию произведения.
— Закройте глаза, тихо произнесите слово «весна». Подумайте, что приносит нам весна радость или печаль?
— Да, у весны не простой характер. Все дарит нам — и радость, и печаль.
V. Работа над стихотворением « Полно, степь моя, спать беспробудно…»
1.Первичное чтение произведения.
-Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, к кому обращается поэт Никитин?
2.Эмоционально-оценочная беседа.
-Какое впечатление произвело на вас это произведение?
-К кому обращается поэт Никитин?
3.Лексическая работа. Работа в паре. (слайд).
Задание :Соедините слова с их значениями.
Проверка. Спрашиваю пару.
-Правильно ли выполнили работу?
4.Вторичное чтение.
-Ребята, самостоятельно прочитайте это стихотворение и подумайте, какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина?
5.Аналитичекая беседа.
-Почему поэт обращается к степи?
-Как называет автор траву?
Опишите, какая весна в этом стихотворении? Зачитайте.
-Какая картина изображена вслед за весной?
-О какой поре лета говорит Никитин? Зачитайте.
Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено? Подберите строчки к стихотворению.
-Есть ли в стихотворении картина осени? Зачитайте.
6.Творческая работа. Словесное рисование
— Как вы себе представляете степь? Опишите картину, которую вы представили.
— Какие бы краски вы выбрали для своей картины? Почему?
— Что бы вы изобразили в центре? Почему? Что было бы еще на вашей картине? Почему именно это вы хотели бы поместить?
— Какими строчками из стихотворения вы бы подписали свою картину? Зачитайте их.
-Посмотрите на иллюстрацию. Такой вы представляли себе степь? Подпишите эту иллюстрацию строчками из стихотворения.
7.Обобщающая беседа.
– Что представало вашему взору, когда вы слушали эти строки?
– Какие средства выразительности речи использует поэт? Докажите.
-Что такое олицетворение?
-Что помогает представить олицетворение?
– Как обращается поэт к степи?
– Какие строчки вам особенно понравились? Прочитайте их.
– Каким настроением проникнуто стихотворение?
— Как бы вы озаглавили стихотворение? Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение.
Проверка.
8.Работа над выразительным чтением.
– По характеру стихосложения что напоминает это произведение?
–Почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение? (включить запись отрывка песни)
9.Подготовка к выразительному чтению.
– Попробуем прочитать все стихотворение.
Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворение: в быстром, чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно.
-При подготовке пользуйся памяткой, посмотрите на слайд
(слайд )
Памятка «Как читать выразительно».
1. Правильно ставь ударения.
2. Соблюдай паузы.
3. Выбери силу голоса (громко, тихо).
4. Определи темп (быстро, медленно)
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией свое отношение к произведению
( Работа в парах над выразительностью чтения)
10. Выразительное чтение стихотворение
— Оцените чтение стихотворения своих товарищей?
— Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?
VI. Итог урока.
-С творчеством какого поэта познакомились на уроке?
-Как называется его стихотворение?
-С какими средствами выразительности речи мы сегодня работали?
– Поделитесь своими впечатлениями от знакомства с данным стихотворением.
– Какова основная мысль стихотворения?
-Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе? (слайд )
-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта. (слайд )
1.Составление синквейна.
-Теперь составим «синквейн» к этому стихотворению.
— Вспомните, что такое «синквейн»
( слайд )
Памятка.
а) 1строка – подлежащие (тема)
б) 2 строка — 2 прилагательных ( раскрывает тему)
в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)
г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)
д) 5 строка — вывод (слово –ассоциация с первым словом)
-Проверка задания.
Рефлексия «Листья».
VI. Домашнее задание
VII. Анализ активности учащихся.
Сегодня на уроке работали…
(Оценка «5» ставится, если чтение было хорошим, без ошибок, ученик отвечал на вопросы.
Оценка «4» ставится, если ученик читал хорошо, но допустил несколько ошибок, но хорошо отвечал на вопросы по тексту.
Оценка «3» ставится, если ученик читал, допуская много ошибок, плохо отвечал на вопросы).
— Молодцы, ребята. Мне очень понравилось с вами работать. На этом урок окончен, всем спасибо за внимание.
-До свидания!
Думающим, внимательным.
Читаю.
Внимательно слушают.
Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются.
Звук [с]
С
Читают медленно.
Читают быстро.
Еще быстрее.
Поэтическая тетрадь 1
перечисляют
Отвечают.
Отвечают.
Открывают учебник на стр.66
Читают.
Смотрят.
Пересказывают.
Произносят.
Слушают запись.
Это разные времена года.
Первая картина о том, как степь должна пробудиться и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, ка невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт. Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина — картина неба, по которому плывут тучки.
Поэт обращается к степи….
Муравой.
отвечают
О сенокосе.
отвечают
отвечают
Приводят примеры из стихотворения
Сравнение, олицетворение, эпитет, обращение.
Да, поэт изображает степь как живую. Он обращается к ней:
Степь моя, полно спать беспробудно,
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись.
Принакройся, нарядись, полюбуйся…
По звучанию своему похоже на протяжную песню
Будем читать медленно, напевно.
Оценивают, высказывают свои мнения.
Ответы детей
И.С. Никитина
О красоте природы.
О природе.
Олицетворение, косцы, степь.
Впечатления учащихся
Стихотворение из пяти строчек
kopilkaurokov.ru
Конспект урока по литературному чтению на тему «Никитин, Полно степь моя спать непробудно»
Дата:11.10.2016
Предмет: Литературное чтение
Класс:3б
Учитель: Аксентьева Оксана Викторовна
Студентка: Конева Ирина Витальевна
Руководитель практики: Яковлева Татьяна Николаевна
Тема: стихотворения И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать непробудно», «Встреча зимы»
Тип урока: ОНЗ
Цель: познакомиться со стихотворениями И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно» и «Встреча зимы»
Задачи:
Образовательные: познакомиться с творчеством И.С. Никитина, показать детям красоту поэзии И.С.Никитина, учить понимать глубину содержания произведения, учить находить красочные средства изображения, помогающие поэту создавать картины природы, обеспечить условия для дальнейшего совершенствования навыка чтения.
Развивающие: способствовать развитию умения анализировать поэтическое произведение, развитию навыка выразительного чтения, расширению и активизации словарного запаса учащихся, развитию образного мышления, внимания, эстетического вкуса, содействовать развитию самооценки и взаимооценки;.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной земле, к русской природе, наблюдательность, интерес к творчеству И.С. Никитина, культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:Уметь работать с стихотворением (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТ:
Регулятивные: формирование учебной задачи урока, исходя из материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока.
Познавательные: работать с учебным текстом, выделять информацию в книге.
Коммуникативные: умение полно и четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; — слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Личностные УУД:. установление связей между учебной деятельностью и ее мотивом. — внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
Ход урока: -Здравствуйте, дети.-Речевая разминка (слайд 1)
В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-Прочитайте с чувством удивления, с восхищением, с горестью.
-Ребята, поэты часто пишут стихи о природе. Как вы думаете, почему?
-Сегодня на уроке мы продолжим размышлять об этом.
Размышляют.;
Рассуждают.
Комментируют.
Объясняют.
Природа это источник вдохновения многих людей
2. Актуализация знаний.
Дыхательная гимнастика
-Ребята, на дворе осень. В это время года всегда ветрено. И сейчас мы с вами попытаемся сами изобразить ветер.
-Сядьте прямо, возьмите бумажные полосочки. Делаем глубокий вдох носом, и медленный выдох ртом ( это слабый ветер), а теперь попробуем сделать глубокий вдох и сильный выдох ( это сильный ветер).
Проверка д. з.
-Ребята, с чем вы знакомились на прошлом уроке?
-Какое было у вас домашнее задание?
Оценивает 3-4 человека
Подготовка к восприятию нового пр-я.
-Какое сейчас время года?
-А какое ваше любимое время года?
-Почему?
—Ребята, а каких авторов вы знаете , которые пишут о природе?
Выполняют дыхательную гимнастику.
Берут листики, пытаются изобразить ветер
—Мы познакомились со стихотворением…….
-выучить наизусть стихотворение на с.65
Читают стихотворение наизусть.
Отвечают, рассуждают
Осень
Объясняют
Рассуждают
Л. Толстой, А. Чехов, А. Куприн, В. Гаршин, И. Тургенев и др.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
-Почему мы так много говорим сегодня о природе, как вы думаете?
-Мы познакомимся с творчеством поэта, многие стихи которого посвящены красоте окружающего мира — Ивана Саввича Никитина.
-Ребята а вы уже знакомы с его творчеством? (рассказывают, кто что знает)
Рассказ учителем(слайд 3)
Родился Иван Никитин 21 сентября 1824 года в Воронеже. В 1839 году Никитин поступил в духовную семинарию Воронежа. Но из-за тяжелой ситуации дома Иван оставил занятия, а в 1843 году вынужден был покинуть семинарию. Еще во время обучения увлекся литературой, начал писать стихи.
Несмотря на тяжелую семейную обстановку в те годы, он продолжил писать, занимался самообразованием.
Иван Никитин скончался в 1861 году. Всего им было написано 200 стихотворений. Имя Ивана Никитина вошло в музыкальную культуру России, на его стихи написаны песни и романсы, его имя пережило многих, более крупных, но забытых поэтов.
— Прочитайте название стихотворения. Рассмотрите иллюстрации к нему.
-Как вы думаете, о чем оно?
Отвечают.
Наверно, мы будем читать еще одно стихотворение о природе…
Внимательно слушают. Смотрят презентацию.
– Сегодня мы знакомимся с творчеством И.С.Никитина и его стихотворениями «Полно степь моя спать беспробудно».
Рассуждают
Объясняют
4. Первичное закрепление во внешней речи.
Первичный синтез.
Работа над стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно»
-Послушайте ст-е и попробуйте представить себе картины, изображённые в нём.
Первичное чтение произведения. Выразительное чтение текста учителем.
(Дети закрывают глаза и под мелодичную музыку слушают стихотворение)
-Какое впечатление произвело на вас это произведение?
— Какие картины вы представили?
-Прочитайте самостоятельно, отметьте не совсем понятные вам слова.
-Читают самостоятельно.
-Ребята скажите, какие слова вам непонятны?
Словарная работа
-Объясните значение слов, как вы их понимаете
(слова на слайде)
Беспробудно
Мурава
Летят караваном
Ковыль
Анализ ст-я
-Прочитаем вслух
— К чему обращается Никитин?
-Как поэт обращается к степи?
-Докажите строчками из текста.
-Как называет автор траву?
Опишите, какая весна в этом стихотворении? Зачитайте.
-Вместе с вами попробуем найти эпитеты и сравнения в этом стихотворении.
-Какая картина изображена вслед за весной?
-О какой поре лета говорит Никитин? Зачитайте.
-Ребята, как вы думаете, почему Никитин не просто описывает степь, а обращается к ней, как к живому существу?
— Что его могло побудить к написанию этого ст-я?
Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено?
— Как вы себе представляете степь? Опишите картину, которую вы представили.
— Какие бы краски вы выбрали для своей картины? Почему?
-А вы знали, что ковыль -это степная трава?
-Кто видел ее?(слайд )
-А кто был в нашем Курском заповеднике?
-Что вы там видели, что о нем знаете? (слайд заповедника)
Краткая информация о заповеднике
Заповедник Центрально — Чернозёмный, созданный в 1935 году, является одним из старейших в России. Уже из названия заповедника можно понять , что главной достопримечательностью здесь являются чернозёмы. По запасам питательных веществ местные черноземы не имеют себе равных в Европе. Там очень много видов редких растений около 80 видов на один квадратный метр. Центрально — Черноземный заповедник носит имя своего основателя профессора В.В. Алёхина. Профессор В.В. Алёхин называл луговые степи заповедника «Курская растительная аномалия«.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Внимательно слушают, закрывают глаза.
Высказывают свое мнение
Не разбудить
Трава
Летят стаей, клином,
Злаковое растение
Поэт обращается к степи
Как к живой
Ищут строчки из текста
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Поэт траву называет мурава.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.
Олицетворения:
Степь спать, царство прошло, сохнет скатерть.
Тени бегут.
Отдохни степь, усни.
Сравнение :
Как невеста.
Следом за весной поэт изобразил картину лета
Там уж лето… ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!
Внимательно смотрят иллюстрации, объясняют что изображено.
Скорее всего он побывал в степи и увидел всю ее красоту
Описывают.
Рассуждают
Для своей картины мы бы выдрали яркие, сочные краски
Внимательно слушают
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Теперь мы будим учиться выразительно читать -это стихотворение.
Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворение: в быстром, чётком, громко произнося слова, или напевно, медленно.
-При подготовке пользуйся памяткой, посмотрите на слайд.
(Смотрят прочитывает один в слух)
(слайд )
Памятка «Как читать выразительно».
1. Правильно ставь ударения.
2. Соблюдай паузы.
3. Выбери силу голоса (громко, тихо).
4. Определи темп (быстро, медленно)
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией свое отношение к произведению
Тренировка прочтения в парах.
-Читают четверостишиями.
Знакомство со стихотворением «Встреча зимы»
А сейчас мы с вами перенесёмся в зиму.
(звучит запись стихотворения)
-Как описан снег?
-Что поэт пишет о зимнем лесе?
– Как автор относится к к Родине?
-Как пишет поэт про крестьянских детей?
ЧИТАЮТ
РАССУЖДАЮТ
ОБЪЯСНЯЮТ
Мы будем читать напевно, медленно.
Внимательно смотрят памятку.
ЧИТАЮТ
Открывают стихотворение, слушают запись.
Зачитывают
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
Он говорит, что Русь Святая
Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?
Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-С творчеством, какого поэта познакомились на уроке?
-Какие ст-я прочитали?
-Вернёмся к вопросу, который я задала вам в начале урока: почему поэты часто пишут стихи о природе? Как бы вы на него ответили?
-Если у вас будет желание, вы можете попробовать сочинить ст-е о природе или нарисовать рисунок.
— Продолжите предложения:
На этом уроке я похвалил бы себя за…
-Запишите домашнее задание
-Сравните два стихотворения.
Выразительно прочитайте их.
На выбор
Нарисовать иллюстрации или выучить отрывок из стихотворения.
Мы познакомились с творчеством И.С.Никитин.
Его стихотворения называются «Полно, степь моя, спать беспробудно» «Встреча зимы»
Высказывают своё мнение.
ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ
ЗАПИСЫВАЮТ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учитель:
Руководитель практики:
Оценка:
infourok.ru