Презентация экологическое воспитание младших школьников – Презентация «Экологическое воспитание младшего школьника»
Презентация опыта работы по теме: Экологическое воспитание младших школьников
Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Я — Валаки Наталья Николаевна, учитель начальных классов.
Представляю опыт работы по теме: «Воспитание экологической культуры младших школьников».
Слайд 2 Научиться ведать природу – значит приобщаться к ней, быть ей не чужим, а близким, своим…
Д.М. Кайгородов
Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, красивую бабочку на цветке, крохотного паучка в густой траве. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Наблюдая за детьми во время экскурсий, я замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст обертку от конфеты или упаковку от выпитого сока. На мой вопрос: “Зачем?” они отвечают “А что я такого сделал? Так делают все и ничего страшного здесь нет”. Да, конечно, от одного брошенного фантика или сорванного цветка не случится экологическая катастрофа, но если так будет вести себя каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый, то тогда мы потеряем – воздух, воду, землю.
Слайд 3
Учитывая актуальность проблемы по воспитанию экологической культуры я решила, что целью моей работы должно стать создание условий для воспитания у детей бережного и ответственного отношения к природе.
Слайд 4
Основной задачей считаю:
воспитать экологически культурную личность через углубленные знания по краеведению и основам экологии.
Последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, А. П. Мамонтовой, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования.
Слайд 5
Как научить детей думать и действовать? Как спланировать и провести урок, чтобы каждый ребенок стал участником: слабый и сильный, одаренный и нежелающий учиться? Поэтому я выбрала для себя 4 приоритетных направления в работе:
Слайд 6 Познавательное направление работы включает цикл мероприятий, которые способствуют расширению экологических знаний во время учебного процесса.
Слайд 7Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство обучающихся с компонентами природы в игровой занимательной форме.
Слайд 8Познавательно-практическое направление связано с практическими делами — посадкой деревьев и цветов, озеленением класса.
Слайд 9Исследовательское направление работы осуществляется в рамках: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Слайд 10
Эффективность экологического образования определяется умелым сочетанием разнообразных видов деятельности. Самые яркие впечатления оставляют экологические праздники, экскурсии и прогулки, интересные игры и конкурсы, театрализованные представления и исследовательские проекты.
Слайд 11 В начальной школе ведущим видом деятельности остаются игровые технологии. В практике работы использую игры экологического характера: спортивные игры на прогулке, настольно- печатные – на кружке «Эколог»; вербальные – загадки, викторины на уроках; сюжетно-ролевые игры: экологические спектакли, инсценирование- во внеклассной работе.
Развитие образования невозможно представить без широкого внедрения в учебный процес информационных технологий, которые позволяют расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту природы, демонстрировать фотографии, видеоматериалы, аудиозаписи.
Технологию проектного обучения применяю с целью формирования навыков самостоятельности. Исследовательский проект — элемент научного творчества учащихся. В прошлом году ребята участвовали в школьном конкурсе «Я исследователь». Исследовательская работа «Сколько весит здоровье ученика?» принимала участие в районном конкурсе «Я исследователь».Слайд 12 Значимым шагом на пути формирования экологической культуры младших школьников считаю участие в общероссийском образовательном проекте «Хранители Воды», который реализуется по инициативе Зеленого движения России ЭКА. В первом Всероссийском экоуроке «Вода России-2015» приняли участие только учащиеся моего класса (22 человека), во втором уроке «Хранители Воды-2016» были задействованы учащиеся всей параллели — 62 человека, а в III Всероссийском экоуроке участвовали 88 ответственных потребителей воды. Самые активные участники и команды были награждены грамотами.
Слайд 13 Положительным считаю приём инсценирования экологических сказок. Именно в экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны. В апреле 2016 года мы принимали участие в конкурсе социально-экологической направленности в рамках Всероссийского экологического детского фестиваля «ЭКОДЕТСТВО» в номинации «Досуговые мероприятия», подготовив театрализованное представление «НЕОБЫЧНАЯ ЦАРЕВНА». Это событие было освещено на школьном сайте и в газете «Звезда Придонья».
Слайд 14 Воспитание экологической культуры немыслимо без экскурсий, наблюдений, исследований. Наблюдая и исследуя, мы часто приходим к выводу, что природа в опасности, она просит помощи и защиты. Мы видим, как загрязняется речка – выясняем причину этого. Иногда решить экологические проблемы мы не в состоянии. Хотя и в данном процессе есть важный момент – затронуты чувства ребенка: боль, сопереживание, желание помочь. Иногда мы можем оказать посильную помощь, проводя экологические акции. Стало традицией ежегодно совместно со старшеклассниками принимать активное участие в озеленении школы, днях древонасаждения, субботниках по уборке территории.
Слайд 15 Творческое содружество коллективов школы и районной библиотеки имени А.Калинина способствует расширению кругозора и приобретению дополнительных знаний. В библиотеке ребята не только принимают участие в различных мероприятиях, но и учатся добывать необходимую информацию.
Слайд 16Успех работы педагога в значительной степени зависит от того, насколько ему удается добиться единства воспитательных воздействий с семьями учащихся. Родители являются активными помощниками в формировании экологического опыта детей. Этому способствуют родительские собрания, направленные на экологическое просвещение родителей; выполнение совместных творческих работ; совместные походы в природу, спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья!» И если дети делают замечания взрослым за их подчас неправильное поведение в природе, значит главная цель воспитания достигнута.
Слайд 17 Естественно, что от своей работы ждёшь результатов. Их условно можно разделить на 3 уровня:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
На протяжении 3 лет периодически проводила диагностические исследования детей с целью выявления уровня нравственно-экологической культуры школьников.
Вводная диагностика показала, что у 67% детей недостаточно знаний и опыта нравственно- экологической культуры
Промежуточная диагностика показала, что систематическая работа по формированию нравственно-экологического опыта приносит видимый результат. На данном этапе 58% детей справились с предложенными заданиями
Итоговая диагностика показала эффективность выбранных методов и форм работы, способствующих формированию у детей экологической культуры 88%.
Деятельность по воспитанию экологической культуры дала определенные результаты:
дети с желанием участвуют в экологически — ориентированной деятельности;
эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества;
стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, участвуют в природоохранительной деятельности.
Слайд 18 Результатом моей работы считаю достижения школьников, участвующих в конкурсах различного уровня:
— призеры международного игрового конкурса по естествознанию «Человек и природа»2015;
-призеры Всероссийского молодежного чемпионата «Старт» 2015, 2016;
— победитель VI Всероссийских предметных олимпиад «Серебряная сова»;
-участники Всероссийского метапредметного конкурса «Успевай-ка» 2016;
-победители Всероссийских уроков «Вода России-2015», «Хранители Воды-2016»
Слайд 19 Активно распространяю свой опыт через Интернет: мои разработки, статьи, выступления, уроки, размещены на моих персональных страницах сайтов, которые вы видите на слайде. Являюсь постоянным участником методических мероприятий, конкурсов различного уровня. Награждена дипломами за проведение Всероссийских экоуроков. В августе 2016 года стала победителем Всероссийского педагогического конкурса в номинации: «Внеклассное мероприятие» с конкурсной работой « Сохраним природу родного края!». Победа во Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации» в номинации «У природы нет плохой погоды» явилась одним из показателей итога работы.
Принимала активное участие в работе Всероссийской выставки, проходившей в период с 10 июня по 1 августа 2016 года, оформив выставочный стенд «Экологическое воспитание младших школьников» Всероссийской интернет-акции «Творческие работы и методические разработки педагогов». Награждена дипломом Лауреата-победителя и медалью Всероссийской выставки РФ.
Планы на будущее
Подводя итоги своей деятельности, на будущее я ставлю следующие задачи:
систематически изучать, обобщать и распространять передовой опыт учителей по экологическому воспитанию;
активизировать участие младших школьников в разнообразной опытно-исследовательской, природоохранной деятельности.
Формирование экологической культуры — важнейшая задача, и делать это надо доходчиво и ненавязчиво. Благодаря планомерной работе изменилось отношение школьников к природному окружению на более эмоциональное, этичное и деятельностное. В результате уменьшается число школьников, стремящихся взаимодействовать с природой только как с объектом красоты и пользы и возрастает число учащихся, желающих изучать природу и действовать с целью улучшения состояния природного окружения.
infourok.ru
Обобщение опыта работы, презентация по теме: «Экологическое воспитание младших школьников»
Разделы: Начальная школа
Научиться ведать природу – значит приобщаться к ней, быть ей не чужим, а близким, своим…
Д.М. Кайгородов
I. Введение
Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая, самая прекрасная это – Земля. Это о ней так тепло, так проникновенно сказала поэтесса Э.Огнецвет:
Она нам не желает ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.
Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо охранять. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как-то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже Пётр 1 впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным указом объявил заповедными леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20. В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы…
Так началась российская, русская экология. В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа» и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучии, о здоровье своих семей, а тем более о внуках и правнука.
Всем от природы что-то нужно. Только сама природа, выходит, никому не нужна. И она, где медленно, где чуть быстрее, погибает. «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды». На мой взгляд, надо чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью.
Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил развитие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека.
На состоявшейся в июне 1992 года Конференции ООП по окружающей среде Россия была названа в группе самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете. Если в недалеком прошлом Россия воспринималась развитыми капиталистическими странами, как источник военной опасности, то в настоящее время она представляет экологическую опасность для мирового сообщества.
Экологическая безопасность – проблема, от решения которой во многом зависит будущее России. Не случайно, поэтому в компетенцию конституционного органа – Совета безопасности входит решение вопроса экологической опасности страны. В нашем крае также существует комитет по экологии, есть он и в районных городах. Уже на протяжении 35 лет в России развивается экологическое движение. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники. Большое значение отводится различным социальным институтам: семье, школе, общественным организациям. В 1996 году в Москве прошел семинар, посвященный важнейшим проблемам экологического образования населения России, на котором рассматривалась федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России до 2000 года»
Содержание экологического образования комплексно.
Оно включает идеологические, научные, нравственно-эстетические, правовые, личностно – мировоззренческие и практические аспекты. Экологическое воспитание базируется на нескольких принципах. Это осознание единства системы “природа – общество – человек”, где человек часть природы и его развитие является фактором изменения самой природы.
Это понимание того, что человеческая история есть история народа. Здесь уместно вспомнить слова профессора Преображенского из повести М.А. Булгакова “Собачье сердце”: “Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!”
До тех пор, пока человек не поймет, что он не царь природы, а всего лишь её часть, и что природа жила без Homo sapiens и будет жить, решить нависшую угрозу просто невозможно.
II. Цели и задачи экологического воспитания
- овладение основными понятиями и научными фактами природы, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу;
- воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека;
- обучение детей правилам общения с природой, познания ее;
- развитие потребностей в общении с природой.
В современной школе наблюдается поворот на формирование такого сознания, особенно это видно на примерах работы с учащимися II-III ступени образования. Это уроки географии, биологии, литературы, истории, химии, ОБЖ, факультативы, кружки, олимпиады, исследовательские работы.
Но именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
В курсе экологии начальной школы можно представить три уровня изучения природы.
1 уровень.
1-2 класс. Объекты природы рассматриваются в отдельности, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможно последующее изучение, но им нельзя ограничиваться.
2 уровень.
2-3 класс. Объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Например: чем питаются те или иные животные, как строятся соответствующие цепи питания, выясняется значение леса или реки и т.д.
3 уровень.
Здесь рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. Например, тема: “Дуб и все вокруг него” – дети узнали о продолжительности жизни дуба, особенностях его листьев, плодов, научились отличать его от других деревьев. Мы познакомились с птицами – сойками, дятлами – это первый уровень, но обратили внимание на то, что названные птицы зимой как раз и кормятся плодами дуба. Кроме того, плоды дуба являются кормом для белок, мышей, кабанов. Выясняя значение дуба для птиц и животных, мы шли на второй уровень. Теперь подумаем, что произойдет, если люди оборвут плоды дуба, хотя бы и с благородной целью – для подкормки животных. Решаем эту проблему: как поступить? Будем заготовлять желуди на корм для животных или оставим их на деревьях. Это третий уровень.
Три уровня изучения природы – как три строчки с тремя ударениями в стихотворении. Разорвать её нельзя, но все три ударения надо при чтении сделать обязательно иначе смысл стиха потеряется.
III. Возможности школы в формировании экологической культуры
Я работаю в МОУ СОШ № 16 с. Томузловского Будённовского района Ставропольского края. Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Природные компоненты являются обязательной частью среды жизни детей.
Почему именно сельская среда обладает особой силой воздействия на становление экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека?
Дело в том, что сельские жители каждодневно испытывают на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населенные пункты, природные экосистемы: луг, лес, озеро, река. Эстетическая выразительность этих компонентов сельского ландшафта привлекает внимание детей с раннего возраста. При этом у младших школьников формируются правильные представления о структурной мозаичности окружающей среды. Педагогический потенциал сельской среды не исчерпывается лишь её эстетической привлекательностью. Для сельских школьников не составляет труда описать или отметить в зарисовке специфику состояни
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Доклад на тему «Воспитание экологической культуры у младших школьников», презентация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
города Губкина Белгородской области
Воспитание экологической культуры у младших школьников
Из опыта работы учителя
начальных классов Золотых Л.В.
Губкин 2015
(Слайд 1) Приступая к работе по экологическому воспитанию своих учащихся, я поставила перед собой главную цель экологического воспитания: (Слайд 2) формирование у моих учеников основ экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.
Для выполнения этой цели необходимо было решить следующие задачи: (Слайд 3)
1. Использовать экологические знания как необходимое условие для выработки правильного отношения к окружающему миру.
2. Содействовать тому, чтобы знания несли эмоционально-действенный характер и выражались в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять всё живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.
3. Способствовать созданию условий для ежедневного общения детей с естественной природной средой.
(Слайд 4) Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Я приведу определение академика Меркурия Сергеевича Гилярова, которое отвечает и моему пониманию термина.
«Экология — это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой»
Я считаю, что экологическое воспитание в начальной школе должно иметь следующие направления: (Слайд 5)
формировать у детей элементарные представления о растениях и животных организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за её сохранение;
проявление бережного отношения к природе должно выполняться в играх, при выполнении трудовых обязанностей в повседневной жизни;
младших школьников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными.
Систематический труд должен формировать у детей привычку заботиться о живом. Это процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают трудовую деятельность ребёнка. Мотивы могут быть различны. Сильным стимулом к труду может быть интерес к совместной деятельности со взрослыми или сверстниками. Формирование у детей нравственно значимых мотивов труда по уходу за растениями и животными требует специальной педагогической работы.
Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.
Соединение возникших чувств с природоохранительными знаниями и дадут положительный результат в воспитании детей.
Накоплен определённый материал: это доклады на экологическую тематику, конспекты уроков, самоанализы к ним, разработки внеклассных мероприятий, презентации к ним, фотоматериалы, рисунки.
Во время проведения любых мероприятий я учу детей беречь и приумножать мир растений. Так сегодня мой класс участвует в конкурсе нашей школы на лучший проект расположения и оформления клумб около нашей школы.
При наблюдении за комнатными растениями я обращаю внимание ребят на красоту цветов и листьев; рассказываю, что комнатные цветы не только украшают комнату, но и что они оздоравливают микроклимат помещения, что каждый цветок требует своих условий (одни любят свет, другие – нет, одни любят много влаги, другие – нет). В процессе различных занятий и опытов мои ученики убеждаются, что через рыхлую землю вода проходит быстрее, а также свет и воздух. Все полученные знания я закрепляю в играх «Опиши цветок», «Узнай растение по описанию», «Что изменилось?» и т.д.
В ознакомлении детей с растительным миром мне очень помогают задачи по развитию логического мышления, схемы, дидактические игры, использование иллюстраций растений, животных, художественного слова, пословиц, загадок, чтения рассказов, видеоматериалов; проведение уроков изо, литературного чтения, окружающего мира.
На основе представлений о взаимосвязях в природе и в растительном мире у детей развивается интерес к природе, к её познанию, действительная готовность прийти на помощь растениям, если они в этом нуждаются.
(Слайд 6)
В своей работе я успешно использую такие методы экологической работы, как наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, диагностика.
Наблюдение обычно проводим в естественных условиях. Перед наблюдением составляю план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.
Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путём опроса испытуемых.
Для выявления уровня экологической культуры младших школьников во 2 классе, мною был проведен эксперимент.
Детям были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.(Слайд 7)
Анкета
1. Что такое природа?
2. Что природа дает человеку?
3. Назовите охраняемые растения нашей местности.
4. Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?
5. Какие насекомые появляются весной первыми?
6. Что такое «фотоохота»?
7. Назовите лекарственные растения.
8. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?
9. Как человек разрушает природу?
10. Что могут сделать дети для охраны природы?
Анализ полученных данных убедил в том, что уровень экологической культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как экологические знания очень низок. В связи с этим было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность формирования у школьников бережного отношения к природе. К концу 4 класса ребятам была дана эта анкета. Из неё было видно, что уровень экологической культуры вырос.
Тестирование – исследовательский метод, в основе которого лежат определённые стандартизированные задания.
Использую разнообразные тесты: графические, ассоциативные, тесты общей результативности, тесты развития и др.
Работая с младшими школьниками, использую циклы наблюдений за растениями и животными во время экскурсий в лес, на реку в разное время года; экологические беседы-15-ти минутки на уроках окружающего мира.
«Раненная земля»./ Энциклопедия «Почемучка», с.31./
«Шмель жужжит о помощи»./ «Почемучка», с 195/.
«Почему нельзя рвать ландыши?»/ «Почемучка», с.196/.
— Обсуждение страниц энциклопедии «Почемучка» под рубрикой «Экологическая тревога».
— С детьми моего класса я побывала в краеведческом музее и провела там с помощью сотрудников музея занятия экологического характера по темам:
«Перелётные птицы».
«По следам древних животных».
«Зимующие птицы».
«Как звери зимой в лесу живут».
«Лесные этажи».
«Лес с загадками».
«Радуга на крыльях» / о бабочках-красавицах/.
«Они нуждаются в защите».
Праздник осени «Очей очарованье…»
«По экологической тропе».
«Природа – чудесница».
— Дети моих классов принимают постоянное участие в конкурсах рисунков на экологическую тематику в нашей школе: «Берегите лес от пожара», ежегодно активно участвуют в конкурсах рисунков и поделок «Осторожно, огонь!»
Неоценимую помощь при работе по экологическому образованию на уроках оказывают экологические плакатики-побуждения, которые оформляются на альбомных листах, четко и красиво, служат долго. Каждый плакатик содержит или призыв, или запрет, или просто напоминание, призывающие изучать, беречь и охранять природу. (Слайд 8)
Примеры плакатов-побуждений
— «Покормите птиц зимой!»
— «Не разоряйте муравейники».
— «Лес-друг человека. Охраняйте леса!»
— «Лес — это наше здоровье!»
— «Лес — дом для зверей и птиц».
— «Защищайте жаб и лягушек!»
Использовать их для работы можно на уроках математики, чтения, русского языка, окружающего мира, технологии, музыки, на внеклассных мероприятий, для бесед — после экскурсий в природу.
(Слайды 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.)
Уверена, что педагогический процесс при участии одного учителя, пусть даже классного руководителя, получится однобоким. Важно, чтобы экологическим воспитанием младших школьников занимались и родители, и воспитатель ГПД.
Но как это сделать? С помощью игр. Так, например, игры, взятые из пособия Л.П. Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми», помогают мне дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению.
Требования времени – непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста. И задача начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения.
Формирование экологического отношения к природе в начальном звене необходимо осуществлять через комплексное применение в курсе «Окружающий мир» нетрадиционных методов обучения, системы познавательных заданий для 1-4 классов на основе программного природоведческого материала по применению природоведческих знаний в новой учебной ситуации.
(Слайд 16)
infourok.ru
Презентация «Экологическое воспитание младших школьников»
Инфоурок › Другое ›Презентации›Презентация «Экологическое воспитание младших школьников»Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Экологическое воспитание младших школьников.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Экологическое воспитание младших школьников
2 слайд Описание слайда:Выполнила работу: Ероцкая Наталья Козьминична педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТТЮ «Дружба» г. Новый Уренгой, ЯНАО
3 слайд Описание слайда:Цель: познакомиться с народным фольклором ЯНАО Задачи: донести информацию о бережном отношении к природе в приметах, пословицах, стихах; прочитать стихи хантыйского поэта Романа Прокопьевича Ругина «Приметы» узнать о народных приметах русского народа и народов ханты, ненцев в научно – популярной литературе
4 слайд Описание слайда:Говорим при всём народе: чтоб продлить природе век, Должен помогать природе друг природы – Человек! Чтобы мирно мчались годы, расцветал за веком век, Другом быть для всей природы должен каждый человек!
5 слайд Описание слайда:Народная мудрость Коротка пословица, да про много молвится Иди по старой памяти – как по грамоте Пословица – мудрость и совесть народа Хлеб — соль кушай, а людей умных слушай Всякая загадка – для ума зарядка Всё в загадке примечай, ответ правильный давай
6 слайд Описание слайда:Приметы Роман Ругин Как много было дедовских примет! Иных из них давно уж нет в помине. Другие сквозь десятки зим и лет Дошли до нас, и вот – живут поныне Приметы – это целый кладезь богатой народной мудрости, переходящей к нам из века в век
7 слайд Описание слайда:Нельзя, они гласили, называть По именам зверей и птиц, иначе Тебе во век в любом лесу не знать Ни счастья на охоте, ни удачи Птицы, рыбы, звери В души людям смотрят. Вы их жалейте, люди! Ведь небо без птиц – не небо! А море без рыб — не море! А Земля без зверей – не Земля! Т. Шеханова
8 слайд Описание слайда:Нельзя плевать в костёр – огонь всерьёз Обидится и дом спалит твой сразу – И там бывать, где жертву ты принёс, Чтоб не бояться порчи или сглазу Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они. На планете мы останемся одни
9 слайд Описание слайда:Ни снег не смел обидеть, ни грозу, Ни землю, ни свирепый океан ты, И должен был беречь зверей в лесу, Что духами родов считали ханты Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя Е.Евтушенко
10 слайд Описание слайда:О человеке складывается мнение по упряжке его оленей Дерево ценят по плодам, а человека по делам
11 слайд Описание слайда:Сам рассуди, где мудрость в них, где ложь, И оцени старинные советы: Но ты греха на душу не берёшь, За то что помнишь отчие приметы Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе – золотое правило нравственности
12 слайд Описание слайда:Говорим при всём народе: чтоб продлить природе век, Должен помогать природе друг природы – Человек! Чтобы мирно мчались годы, расцветал за веком век. Другом быть для всей природы должен каждый человек!
13 слайд Описание слайда:Литература: 1. Л.В.Фёдорова – «Северные родники» Тюмень -2001 2.Н.В.Лободина «Экологическое воспитание в школе» Волгоград – 2007 3. Л.И. Жук «Земные карусели» -Минск – 2007 4. Интернет — ресурсы
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-038029
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Презентация — Экологическое воспитание школьников
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Экологическое воспитание школьников .
Опыт работы
учителя биологии
школы – лицея «Дарын»
Ягодиной Е.В.
Слайд 2
Воспитание – явление социальное. Оно возникло вместе с человечеством и прошло вместе с ним длительный путь развития.
Самое большое богатство — разум.
Самое большое наследство – воспитанность.
Самая большая нищета – невежество.
Арабский поэт.
Слайд 3
Одна из важнейших задач воспитывающего обучения – не допустить равнодушного, безразличного отношения ученика к приобретаемым знаниям, когда ему нет никакого дела до их содержания.
В.А. Сухомлинский.
Эффективность проявления в учебном процессе важнейшей педагогической закономерности – единства обучения, воспитания и развития учащихся определяется умением учителя использовать объективные возможности содержания биологического образования.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи в обучении биологии направлены на достижение главной цели – всестороннее развитие личности учащихся.
Слайд 4
Для достижения этой цели при обучении биологии решаются следующие воспитательные задачи:
формирование научно – материалистического мировоззрения,
нравственное воспитание,
эстетическое воспитание,
трудовое воспитание,
экологическое воспитание,
гигиеническое и половое воспитание,
воспитание правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Слайд 5
Одним из приоритетных направлений своей работы я считаю экологическое воспитание и просвещение учащихся.
Экологическое образование и воспитание способствует развитию экологических ценностей, помогает осознать ценность природы для удовлетворения материальных, эстетических, духовных и познавательных потребностей человека, понять современные проблемы экологии и осознать их актуальность, как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызывать стремление принимать личное участие в решении экологических проблем.
Слайд 6
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:
самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
Слайд 7
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.
Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
Слайд 8
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы можно обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней.
Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.
Слайд 9
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.
Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.
Слайд 10
Вопросы экологической культуры освещаются как в урочной так и внеурочной деятельности.
В школе традиционно проводятся месячник экологии.
Проводится выставка и конкурс плакатов и рисунков, учащиеся готовят доклады и рефераты.
На школьной научной конференции для старшеклассников ученики 11 класса защищают реферат по теме: «Глобальные экологические проблемы Казахстана и пути их решения».
Слайд 11
Учащиеся школы посещают кружок «Фламинго», где полученные знания способствуют развитию экологических ценностей, помогает осознать ценность природы
Слайд 12
Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение.
Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность
lusana.ru
Презентация к уроку на тему: Проблемы экологического воспитания младших школьников.
Слайд 1
«Проблемы экологического воспитания младших школьников» Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ ООШ № 12 х. Казенно- Кужорский Кошехабльского района Варданян М.А.Слайд 2
Главная цель: формирование экологической грамотности младших школьников средством реализации взаимосвязи классно-урочных, внеурочных и внешкольных форм работы. Задачи экологического образования: 1. Активно развивать понимание природы как источника эстетически ценных, жизненно необходимых объектов и явлений, нуждающихся в охране, сбережении и защите от разрушительного воздействия человека, его труда, вредных влияний отходов производства и технологий. 2. Заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения.
Слайд 3
Экологическое сознание Система Экологическое Культура Культура экологических мышление чувств поведения знаний
Слайд 4
Направления работы: Уроки (окружающий мир, литературное чтение, математика, русский язык, изобразительное искусство). Внеурочная деятельность (занятия экологического направления «Друзья природы»). Внеклассная и внешкольная деятельность (экологические акции «Школа – территория чистоты», «Берегите деревья», экологические встречи «Красная книга А дыгеи», «Берегите первоцветы» и т.д.).
Слайд 5
На занятиях по внеурочной деятельности «Друзья природы» Наблюдение за состоянием берегов реки, очистка родничка от мусора.
Слайд 6
Экологическая акция «Школа – территория чистоты» Мероприятия по очистке памятника Неизвестному солдату.
Слайд 7
Проектно-исследовательская работа включает в себя:
Слайд 8
Этапы проведения проекта:
Слайд 9
Проект: «Экологические проблемы леса и реки». Участники проекта : учащиеся 4 класса МБОУ ООШ № 12. Цель: выявление и решение экологических проблем леса и реки. Задачи: в оспитание важнейших компонентов экологической культуры личности; ф ормирование умения решать экологические задачи; выяснение основных проблем леса и реки; раскрытие на конкретных примерах роли человека в охране природы; ознакомление учащихся с некоторыми видами лекарственных и редких растений, занесённых в Красную книгу.
Слайд 10
Первая страница: Природа Адыгеи Климат Рельеф Растительный и животный мир
Слайд 11
Вторая страница: «Лес – бесценный дар природы»
Слайд 12
Основной этап проекта – эколого-краеведческие исследования и практические работы. I. Изучение и анализ проблем леса и реки Лаба путём непосредственных наблюдений во время экскурсий, походов. II . На основе изучения необходимой литературы предложение мер очистки леса и берегов реки, выработка правил «друзей природы» — памятки «Как помочь природе» (природоохранные меры). III . Выполнение посильных детям практических работ по оздоровлению родной природы.
Слайд 13
Выявленные проблемы: Загрязнение мусором леса, поляны, берегов реки. Разжигание костров, лесные пожары. Вытаптывание растений, вырубка деревьев. Массовый сбор лекарственных растений. Уничтожение растений, занесённых в Красную книгу Адыгеи (первоцветов). Загрязнение реки, образование оврагов по берегам реки.
Слайд 14
Практические работы по оздоровлению родной природы. Очистка луга, лесной поляны, берегов реки от мусора.
Слайд 15
Заключительный этап проекта Девиз: «Охраняя природу – мы охраняем Родину» Изготовление макетов «Хутор моей мечты».
Слайд 16
Экологическое творчество учащихся Поделки из природного материала «Осенние фантазии», поделки из вторичного сырья «Снежные веточки». Картины из различного материала.
Слайд 17
Групповая работа: рисование плакатов на экологическую тему. Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь. Всё это называется природа, Давайте же всегда её беречь!
nsportal.ru
Экологическое воспитание младших школьников — презентация к уроку Окружающий мир
Презентация на тему: Экологическое воспитание младших школьниковСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Использование элементов проблемного обучения при организации экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира 900igr.net
№ слайда 2 Описание слайда:Преподавание предмета «Окружающий мир»ориентировано на: развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире; освоение не только начальных знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе, но основ экологической грамотности, доступных способов изучения природы и общества; воспитание позитивного эмоционально – ценностного уважительного отношения к окружающему миру, природе нашей страны, родного края; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
№ слайда 3 Описание слайда:Цель – теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования элементов проблемного обучения в экологическом воспитании младших школьников на уроках окружающего мира
№ слайда 4 Описание слайда:Задачи: 1. Изучить психолого – педагогическую литературу, отражающую вопросы проблемного обучения; 2. Разработать творческие задания и упражнения, дидактические проблемные ситуации экологической направленности, способствующие развитию экологического воспитания учащихся и активизации интереса к предмету «Окружающий мир»; 3. Экспериментально проверить эффективность использования дидактических проблемных ситуаций, направленных на развитие экологического воспитания младших школьников.
№ слайда 5 Описание слайда:Объект исследования – экологическое воспитание на уроках окружающего мира в начальной школе. Предмет исследования – содержание дидактического материала и способы организации учебно–познавательной деятельности обучающихся по овладению экологическими навыками с помощью технологий проблемного обучения.
№ слайда 6 Описание слайда:методы педагогических исследований: 1. Анализ документов, литературы с целью выяснения вопросов, относящихся к предмету исследования; 2. Наблюдение за учащимися; 3. Обобщение педагогического опыта; 4. Анализ экспериментальных данных.
№ слайда 7 Описание слайда:Уровень сформированности экологических отношений
№ слайда 8 Описание слайда:Вопросы Ответы Результат 1. Нравится ли тебе бывать в природе? 1. Нравится. 55 % 2. Не нравится. 45 % 2.Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу? 1.Ловить рыбу. — 2.Слушать птиц, гулять, любоваться природой 20 % 3.Загорать, купаться. 20 % 4.Играть в подвижные игры. 15 % 5.Собирать ягоды, грибы. 10 % 6.Рвать цветы. 30 % 7.Разводить костры. — 8.Делать из веток шалаш. 5 % 9.Играть на траве в футбол. — 3.Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям? 1.Нет, не приходилось. 45 % 2.Подбираю бездомных животных и ухаживаю за ними. 10 % 3.Отогревал зимой птиц. 5 % 4.Лечил раненую птицу. 5 % 5.Подкармливаю зимой птиц. 35 % 6.Забинтовал сломанное дерево — 7.Подобрал щенка и ухаживал за ним. — 4.В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие? 1.Не принимал участие. 35 % 2.Делал с папой скворечник. 15 % 3.Принимал участие в озеленении класса и школьного двора 50 % 5.Какие книги о природе ты читал? 1.Не люблю книги о природе. 50% 2.Читаю книги В.Бианки, Е.Чарушина и другие. 50 %
№ слайда 9 Описание слайда:Классическая формула, приводимая во всех научных и популярных изданиях: «Экология — наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания». И это подтверждается этимологией данного слова. «Экос» — переводится с греческого как «жилище», «логос» — наука. Т.е. экология- наука о «жилищных условиях» обитания организмов.
№ слайда 10 Описание слайда:Экологическое воспитание.. Общее психическое развитие ребенка происходит как поступательное движение его взаимодействия с окружающим миром. (Занков Л.Д.) Плешаков
№ слайда 11 Описание слайда:Проблемное обучение — дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной и мыслительной деятельности человека.
№ слайда 12 Описание слайда: № слайда 13 Описание слайда:Проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение всех четырех компонентов содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации).
№ слайда 14 Описание слайда:Элементы проблемного обучения: — мотивируют учащихся на самостоятельный поиск информации помогают активизировать мышление, а значит сделать знание неотвлеченным, а личностно- значимым. позволяют научить детей самостоятельно видеть проблему, сформулировать ее, найти пути решения и разрешить ее.
№ слайда 15 Описание слайда:Тип урока Этапы урока Форма выражения проблемы Компетентность Компетенции Изучение нового материала Мотивация 1.Проблемый вопрос 2.Проблемная ситуация 3.Проблемная задача Приводить примеры, различать отрасли, представителей животного и растительного мира Характеризовать, приводить примеры, различать отрасли, представителей животного и растительного мира, сопоставлять сведения Распознавание по гербарным экземплярам; описывать Описывать наблюдения, показывать на карте, оценивать воздействие человека на природу Обобщение и систематизация 1.Проверка домашнего задания 2.Закрепление 3.Домашнее задание 1.Проблемные ситуации 2.Проблемная задача Контроль знаний Задание повышенного уровня 1.Проблемные вопросы
№ слайда 16 Описание слайда:Примеры проблемных заданий на этапе мотивации Проблемный вопрос: Зачем нужно знать, из чего состоят растения? Проблемное задание: Сравни стебель и корень. Что общего и в чем различие? Проблемная задача: Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай какими? Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком?
№ слайда 17 Описание слайда:Примеры проблемных заданий на этапе проверки домашнего задания Проблемные ситуации: На лесной поляне вы обнаружили остатки костра. Каковы ваши действия? 2. На лесной тропинке вы обнаружили выпавшего из гнезда птенца. Какими будут ваши действия?
№ слайда 18 Описание слайда:Примеры проблемных заданий на этапе закрепления Пример группового задания.команде биологов дается задание: «Привести примерыположительного воздействия на природу», команде экологов: «Привести примеры отрицательного воздействия на природу» Пример индивидуального теста по теме «Природа и мы»Чем отличаются живые существа от предметов не живой природы: а) дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают; б) разговаривают, бегают, прыгают, растут, умирают; в) Передвигаются, растут, питаются, изменяют природу, умирают.
№ слайда 19 Описание слайда:Примеры проблемных заданий на этапе выдачи домашнего задания Задание. В степи живут суслики и мыши. Почему в степи так много животных ведет подземный образ жизни? Проведи стрелки от причины к следствию, чтобы получить ответ.
№ слайда 20 Описание слайда:Уровень сформированности экологических отношений
№ слайда 21 Описание слайда:Вопросы Ответы До начала эксперимента После эксперимента 1. Нравится ли тебе бывать в природе? 1. Нравится. 55 % 100 % 2. Не нравится. 45 % — 2.Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу? 1.Ловить рыбу. — — 2.Слушать птиц, гулять, любоваться природой 20 % 50 % 3.Загорать, купаться. 20 % 20 % 4.Играть в подвижные игры. 15 % 15 % 5.Собирать ягоды, грибы. 10 % 5 % 6.Рвать цветы. 30 % 10 % 7.Разводить костры. — — 8.Делать из веток шалаш. 5 % — 9.Играть на траве в футбол. — — 3.Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям? 1.Нет, не приходилось. 45 % 15 % 2.Подбираю бездомных животных и ухаживаю за ними. 10 % 15 % 3.Отогревал зимой птиц. 5 % 10 % 4.Лечил раненую птицу. 5 % 5 % 5.Подкармливаю зимой птиц. 35 % 55 % 6.Забинтовал сломанное дерево — — 7.Подобрал щенка и ухаживал за ним. — — 4. В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие? 1.Не принимал участие. 35 % — 2.Делал с папой скворечник. 15 % 40 % 3.Принимал участие в озеленении класса и школьного двора 50 % 60 % 5. Какие книги о природе ты читал? 1.Не люблю книги о природе. 50 % 10 % 2.Читаю книги В.Бианки, Е.Чарушина и другие. 50 % 90 %
№ слайда 22 Описание слайда:Выводы а) проведенные уроки способствовали развитию у школьников правильных экологических отношений; б) школьники получили развитие экологических представлений в) поступки учеников, усвоивших нормы и правила экологического поведения, по отношению к природе стали более гармоничными с ней, ребята почувствовали себя частью природы. г) ребята внимательно стали относиться к природе родного края, их заинтересовали растения, животные и взаимосвязи природы.
№ слайда 23 Описание слайда:Результаты экологической олимпиады. Вопросы экспериментальный класс контрольный класс Ответили Не ответили Ответили Не ответили 1 вопрос 20 0 15 5 2 вопрос 20 0 14 6 3 вопрос 20 0 15 5 4 вопрос 20 0 14 6 5 вопрос 20 0 13 7 6 вопрос 20 0 12 8 7 вопрос 18 2 14 6 8 вопрос 18 2 15 5 9 вопрос 20 0 12 8 10 вопрос 19 1 14 6 11 вопрос 18 2 13 7 12 вопрос 20 0 14 6 13 вопрос 20 0 13 7
№ слайда 24 Описание слайда:Уровень экологических отношений
№ слайда 25 Описание слайда:Уровень экологической воспитанности
№ слайда 26 Описание слайда:Выводы 1. Проведенная работа способствовала развитию у младших школьников экологического сознания; 2. В ходе данной работы ребята участвовали в решении экологических проблем, на доступном уровне, это способствовало развитию самостоятельности, умению доказать свое мнение; 3.Младшие школьники получили экологические представления, которые могут перерасти в убеждения, и учащиеся будут ими пользоваться в дальнейшем.
ppt4web.ru