cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Предметные олимпиады подготовка – Рекомендации по подготовке учащихся к предметным олимпиадам

Содержание

Олимпиады школьников: уровни, подготовка и участие

Предметные олимпиады доступны школьникам, начиная с пятого класса. В ходе соревнования участники могут испытать свои силы, сравнить знания по различным дисциплинам с уровнем других учеников. Победители и призеры получают дипломы, но самое главное – льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Поэтому в старшей школе подготовка и участие в олимпиадах приобретают большую значимость.

Что такое олимпиада

Предметная олимпиада – это соревнования учащихся школ или средних и высших профессиональных образовательных учреждений, требующие от участников демонстрации определенных знаний и навыков в области одной или нескольких дисциплин.

Главная цель любой олимпиады – поиск одаренных и нестандартно мыслящих учеников, выявление сильнейших из них, поддержка и дальнейшее развитие таких детей.

Какие бывают олимпиады

На территории РФ ежегодно проводится около сотни предметных олимпиад межвузовского, межрегионального, всероссийского и международного уровней. Они могут проходить в очной и заочной форме, в виде командных или индивидуальных состязаний.

Нередко в качестве отборочного этапа организаторы практикуют заочную (онлайновую) форму участия. Это прекрасная возможность для новичков испытать свои силы.

Главное интеллектуальное соревнование учеников общеобразовательных учреждений РФ – Всероссийская олимпиада (ВсОШ) – состоит из четырех этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного.

  1. Школьный. Проходит в сентябре-октябре на базе средних учебных заведений среди учащихся 5–11 классов.
  2. Муниципальный. Начинается в ноябре-декабре. В нем участвуют школьники 7–11 классов – победители и призеры предыдущего этапа.
  3. Региональный. Организуется органами государственной власти в области образования и проходит в январе-феврале. К участию допускаются 9-11-классники – победители и призеры муниципального тура.
  4. Заключительный. Принять участие в нем могут как победители и призеры регионального этапа, так и финалисты этого уровня прошлого года, но при условии, что они все еще учатся в образовательных учреждениях.

Уровни

Каждый год Министерство образования и науки РФ утверждает перечень олимпиад школьников и устанавливает их уровни, исходя из количества участников и географии проведения.

Уровень Ежегодное минимальное количество участников Минимальное кол-во регионов РФ, в которых проводится конкурс
1 3 000 20
2 1 500 10
3 300 3

Принимая решение участвовать в олимпиаде не ради спортивно-интеллектуального интереса, а для приобретения весомых и максимально полезных при поступлении в российские вузы бонусов, надо обращать внимание на уровень соревнования. Делать это обязательно по одной простой причине: дипломы победителя и призера любой из олимпиад первого «эшелона» ценятся выше в сравнении с достижениями на конкурсах второго и третьего уровней.

Что дает участие

Даже если школьник не сумел одержать победу на любом из этапов олимпиады, сам по себе процесс усиленной подготовки нельзя назвать бесполезным. Накопленный багаж знаний и приобретенный соревновательный опыт не раз сослужат добрую службу.

Если же ученику удалось стать победителем или призером заключительного этапа, он может рассчитывать на получение льгот при поступлении в государственные и муниципальные учреждения среднего и высшего профессионального образования в соответствии с профилем олимпиады.

В зависимости от уровня и статуса интеллектуальных состязаний победители и призеры олимпиад при конкурсном отборе в вуз могут рассчитывать как на дополнительные баллы, так и на зачисление вовсе без экзаменов.

Примерно 1 октября университеты и институты обязаны опубликовать на своих сайтах перечень льгот, которые предоставляются «олимпийцам» при зачислении. Ученики, показавшие наивысшие результаты по итогам ВсОШ, получают премии в рамках программы поддержки талантливой молодежи.

Кроме «пропуска» в высшие учебные заведения и материального поощрения победа и даже просто участие в олимпиадах поднимают интерес к предмету и помогают определиться с выбором профессии.

Как подготовиться к олимпиаде

Чтобы победить в олимпиаде и получить льготы при поступлении в вуз, необходимо много и упорно работать. Одни начинают штудировать учебники, забывая про сон и отдых. Другие записываются на специальные кружки и курсы, которые нередко организовываются на базе высших учебных учреждений или педагогических центров. Все это правильно, однако на пути к успеху необходимо учесть ряд несложных правил и рекомендаций, позволяющих повысить подготовленность к будущим испытаниям.

  1. Выбирайте предмет, исходя из собственных предпочтений. Часто школьники идут на олимпиады по тем дисциплинам, в которых больше преуспели. Однако не всегда успехи свидетельствуют об истинных пристрастиях. Поэтому не бойтесь выбирать предмет, по которому вы знаете чуть больше, чем ничего, главное, чтобы он был любимым, а знания можно накопить в процессе подготовки.
  2. Не распыляйтесь на несколько направлений. Безусловно, есть уникумы, способные одержать победу сразу по трем дисциплинам за год, но это, скорее, исключение, чем правило.
  3. Изучите требования организаторов олимпиады. Найдите в интернете задания прошлых лет, часто они приводятся вместе с ключами. Постарайтесь понять их логику. Поищите работы победителей и призеров: полезно посмотреть на ответы реальных людей, а не только изучить требования и критерии оценивания.
  4. Научитесь мыслить нестандартно. Задания, предлагаемые на олимпиадах, существенно отличаются от вопросов ЕГЭ. Чтобы справиться с ними, недостаточно просто выполнить все по шаблону. Чтобы развить гибкость мышления, прочтите вузовский учебник по логике, постарайтесь решить задания, предложенные в нем.
  5. Составьте график. Приемы тайм-менеджмента позволят равномерно распределить нагрузку. Ежедневно выделяйте хоть немного времени для продвижения вперед. Это поможет не только накопить знания, но и повысить уверенность в собственных силах. Чтобы лучше запомнить и понять материал, пересказывайте информацию друзьям, родственникам, в крайнем случае – домашнему питомцу.
  6. Пообщайтесь с победителями олимпиад по выбранному профилю. Узнайте, как они готовились к состязаниям.
  7. Участвуйте в различных олимпиадах. Это позволит набраться опыта, научиться концентрироваться на главном, минимизировать стресс.

Подготовка к олимпиаде должна включать и работу над почерком. Старайтесь писать аккуратно. В противном случае даже правильно решенное задание может быть не зачтено.

Если цель – топовый университет, победы и призовые места во всероссийских и вузовских олимпиадах упростят поступление. Причем чем больше дипломов и сертификатов будет в портфолио достижений и чем выше статус интеллектуальных состязаний, тем существеннее льготы, на которые он можно рассчитывать при зачислении в вуз.

edunews.ru

Система подготовки учащихся к предметным олимпиадам

Семинар для учителей информатики и ИКТ

« Система подготовки учащихся к предметным олимпиадам

».

  • «Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля. Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»

Р. Дж. Стернберг, Е. Григоренко

Таланты создать нельзя, но можно создать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты. Нейгауз

Почему надо участвовать в олимпиадах?

  • Подготовка к олимпиадам — это глубокое изучение предмета плюс постоянная практика решения сложных и нестандартных задач. Такая деятельность развивает интеллект и создаёт хорошую базу для дальнейшей учёбы в ВУЗе.

Составляющие успеха

мотивация

достижения

материалы

труд

Дидактические принципы

  • Принцип № 1: ненавязчивость и добровольность
  • Принцип № 2: высокая мотивация обучения
  • Принцип № 3: продуманность и систематичность занятий

Процесс подготовки к олимпиадам

Дополнительные занятия с учителем (2ч +2ч)

Самоподготовка

Участие в УТС

(2-4ч 3-4 раза в неделю)

Уроки в школе

Ежедневные кратковременные консультации учителя

Дополнительные занятия с учителем

  • Изучение дополнительного теоретического материала;
  • Изучение методов и приёмов решения олимпиадных задач;
  • Решение олимпиадных задач различных уровней;
  • Решение экспериментальных задач.

Самоподготовка

  • Подготовка к урокам по предмету;
  • Изучение литературы по предмету;
  • Разбор олимпиадных задач прошлых лет;
  • Участие в конкурсах, турнирах, дистанционных олимпиадах.

Актуальность направления:

Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматриваются одним из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, деятельности педагога.

Принципы:

-ненавязчивость и добровольность.

-высокая мотивация обучения

-ребенок должен идти на олимпиаду подготовленным

-этапы подготовки спланированы, создан график занятий

-использование при подготовке дистанционных олимпиад

-результат, показанный ребенком, проанализирован и отмечен преподавателем

-самообразование педагога

Формы работы:

А) Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока. Б)Творческие и олимпиадные

домашние задания.

Работа на уроке

Внеклассная работа

А)Индивидуальная работа Б)Групповая работа

Использование ИТ

А)Интернет-олимпиады Б)Конкурсы

Олимпиада проводится с целью

  • поиска, поддержки и развития интеллектуального потенциала обучающихся, выявления и развития у обучающихся творческих способностей, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности

Приказ МОН ДНР «Об организации проведения Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году»

от 15.10.2018 г. № 887

Этапы проведения республиканской олимпиады обучающихся

Заключительный

Муниципальный

Школьный

Заключительный этап участники 2018-2019 уч.г.

11 кл .

10 кл .

9 кл .

8 кл .

Желаем победы всем участникам олимпиады!

Саморокова Е.В., методист Методического кабинета при Управлении образования администрации города Горловка

kopilkaurokov.ru

Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций

Библиографическое описание:

Тарасенко Ю. А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций // Образование и воспитание. — 2017. — №1. — С. 50-54. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1789/ (дата обращения: 08.06.2019).



Статья посвящена роли предметной олимпиады при изучении технических дисциплин как прогрессивного метода обучения. Раскрыто значение и возможности олимпиады для формирования профессиональных компетенций, а также охарактеризованы условия эффективного ее проведения.

Ключевые слова: предметная олимпиада, профессиональные компетенции

Российская государственная система подготовки специалистов среднего звена насчитывает более чем трехсотлетнюю историю, регулярно модернизируется и реформируется с целью повышения качества образования, обеспечения востребованности и конкурентоспособности выпускников. С внедрением ФГОС третьего поколения среднее профессиональное образование в России вступило в эру расширенных возможностей, вышло за привычные границы преподавания специальных дисциплин и становится все более интерактивным, открывая для учащихся новые пути самореализации и профессионального развития. На сегодняшний день основной целью системы среднего профессионального образования является выпуск на рынок труда компетентного специалиста, способного адаптироваться к быстро меняющейся среде существования.

Внедрение компетентностного подхода в образовании требует формирования соответствующей образовательной среды и поиска наиболее прогрессивных методологических оснований, способствующих качественному освоению общих и профессиональных компетенций. Одним из наиболее эффективных путей способствующих достижению высоких образовательных результатов, выявлению одаренных студентов и повышению общего интереса к выбранной специальности, являются студенческие мероприятия, носящие состязательный характер, такие как конкурсы профессионального мастерства, различные студенческие олимпиады, выставки достижений учащихся, конференции и подобные формы внеаудиторной работы.

Интеллектуальные состязания влияют на формирование тактичности у участников, толерантности, активной позиции учащихся, воспитывают чувство уверенности в своих силах, умение ставить цели и добиваться их, умение реализовать себя в интересных и посильных делах и закладывают фундамент личности, способной в дальнейшем успешно решать жизненно важные цели и задачи.

Необходимо отметить, что поддержка талантливой молодежи в системах высшего и профессионального образования на сегодняшний день, является одним из приоритетных направлений деятельности министерства образования РФ. Государственная поддержка характеризуется как разработкой концептуальных положений, на основе которых, формируется и осуществляется государственная молодежная политика, так и непосредственной поддержкой и стимулированием победителей и лауреатов.

В системе среднего профессионального образования наиболее актуально проведение олимпиад. Направление олимпиады должно соответствовать профессиональному направлению учебного заведения. Содержание и уровень сложности заданий должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам СПО с учетом основных положений профессиональных стандартов и требований работодателей к специалистам среднего звена. Олимпиада по профильному направлению представляет собой соревнование, предусматривающее выполнение заданий ориентированных на наработку практических навыков и проверку базы теоретических знаний.

Проведение профессиональных олимпиад способствует:

– Выявлению наиболее одаренных и заинтересованных студентов;

– Повышению качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена и дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности;

– Проверке способности студентов к самостоятельной профессиональной деятельности, развитие профессионального мышления, развитие конкурентной среды и повышению престижности специальностей СПО;

– Обмену передовым педагогическим опытом;

– Повышению интереса к изучению профессиональных дисциплин;

Концепция олимпиады разрабатывается исходя из направления и уровня мероприятия: профильная олимпиада может носить как междисциплинарный, так и строго направленный — предметный характер.

Предметная олимпиада — это вид интеллектуальных соревнований, основанный на демонстрации знаний в области одной конкретной дисциплины. Предметные олимпиады — классическая форма работы с одаренными студентами, помогающая решать целый ряд важных задач по их развитию и воспитанию.

Предметная олимпиада для студентов технических специальностей основывается на выполнении задания, демонстрирующего теоретические знания и непосредственно практической работе, являющейся принципиально важным аспектом усвоения материала.

Состязания практической направленности служат исключительно благоприятной почвой освоения профессиональных компетенций.

Профессиональная компетентность подразумевает наличие у выпускника практического опыта решения профессиональных задач, способность грамотно действовать на основе имеющихся знаний.

Наработка практического опыта во время подготовки конкурсантов происходит путем регулярного решения практических задач в области изучаемой дисциплины. Это могут быть профессиональные задачи, ориентированные на отработку элементарных навыков так и задачи близкие по уровню к олимпиадным заданиям и даже превосходящие их по сложности. В любом из рассмотренных случаев, подготовка студента к участию в олимпиаде требует углубленного изучения предмета, а значит поиска информации, самостоятельного изучения дополнительной литературы и освоения, соответствующих медиа ресурсов. Данные виды внеаудиторной работы позволяют повысить уровень профессиональной компетентности студента в рамках изучаемого предмета, приобрести знания сверх программы и получить больший практический опыт, чем студенты не занятые в профессиональных соревнованиях.

Активная подготовка конкурсантов способствует также и профессиональному самоопределению студентов. Процесс подготовки и сама олимпиадная среда благоприятно сказывается на отношении и понимании студентом самой сути изучаемой дисциплины и возможностей ее практического применения в дальнейшей профессиональной деятельности. Так же олимпиадная среда формирует правильное представление о решении профессиональных задач в стрессовых и нестандартных ситуациях, командной работе и личной ответственности конкурсантов. Таким образом, предметная олимпиада побуждает студента к дальнейшему профессиональному развитию и личностному росту, приобщает к научно-исследовательской работе, прививает навыки индивидуальной работы и работы в коллективе.

Опираясь на опыт проведения предметных олимпиад можно говорить о сложившихся традициях олимпийского движения, которые сформировали основные принципы организации и подхода к проведению подобных соревнований.

Предметные олимпиады в условиях СПО проводятся в соответствии с приказом руководителя учебного заведения. Порядок организации и проведения предметной олимпиады, ее организационное, методическое и финансовое обеспечение регламентируются Положением об олимпиаде. Положение об олимпиаде традиционно содержит общие положения, цели и задачи, сведения о принципах отбора участников, порядок проведения, состав конкурсного жюри, непосредственно конкурсные задания, а так же комплекс контрольно-оценочных средств. Ответственность за проведение мероприятия возлагается на преподавателей или мастеров производственного обучения, осуществляющих подготовку по данной дисциплине.

В качестве примера можно привести предметную олимпиаду по дисциплине «Основы геодезии», прошедшую в октябре 2016 года в структурном подразделении № 6 Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 города Москвы. В соответствии с приказом руководителя структурного подразделения было разработано положение об олимпиаде профессионального мастерства для специальности 080201 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» по данной дисциплине.

Положение об олимпиаде включало следующие пункты:

  1. Общие положения
    1. География Конкурса
    2. Даты проведения
    3. Участники мероприятия
  2. Цели и задачи
    1. Основные цели

Основной целью Олимпиады является повышение качества профессиональной подготовки выпускников.

2.2. Основные задачи

Основными задачами Олимпиады являются:

– Совершенствование и развитие профессиональных качеств и умений

– Воспитание интереса к выбранной специальности

– Создание условий для творческой самореализации, раскрытия и роста творческих способностей.

  1. Организационный комитет Олимпиады
    1. Организацию работы по подготовке и проведению Олимпиады осуществляет организационный комитет, в который входят ответственный за учебно-производственную работу на отделении, преподаватели и мастера производственного обучения.
    2. Организационный комитет выполняет следующие задачи:

– разработку положения об Олимпиаде;

– разработку критериев оценки

– подготовка рабочих мест для выполнения практического задания

– отбор участников Олимпиады;

– общую координацию хода подготовки и проведения Олимпиады.

  1. Порядок проведения Олимпиады
    1. Олимпиада проводится в два этапа:

1 Этап — Теоретический этап. Тестирование..

2 Этап — Практический этап. Геодезические работы на строительной площадке

4.2. Требования к подготовке Олимпиады

– участники должны оформить и направить заявку на участие в Олимпиаде

– учебные кабинеты должны быть обеспечены всеми необходимыми материалами и оборудованием для проведения Олимпиады (геодезические приборы, программное обеспечение, раздаточный материал)

  1. Регламент работы жюри Олимпиады
    1. Состав жюри
    2. Порядок работы жюри во время проведения этапов Олимпиады.
    3. Контрольно-оценочные средства
  2. Конкурсные задания

Конкурсные задания для данной олимпиады были составлены на основе ФГОС по специальности 080201 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», и требований рынка труда, предъявляемых к работникам строительной сферы.

Задание на 1й этап олимпиады представляет собой тест на 20 вопросов. Время выполнения задания 30 минут.

Задание на 2й этап олимпиады представляет собой две практические задачи, предполагающие работу с геодезическими приборами. Время выполнения задания 90 минут.

Участие в предметной олимпиаде приняли студенты старших курсов отделения строительства и эксплуатации. Призовые места были распределены в соответствии с качеством и полнотой выполнения конкурсного задания на время. Желающие студенты не занятые в соревнованиях выступили в качестве помощников в организации мероприятия, зрителей и команды поддержки. Олимпиада была проведена в атмосфере здоровой конкуренции и веселого соревновательного духа. В дальнейшем планируется усовершенствование принципов организации и популяризация данных состязаний в студенческих кругах с целью вовлечения большего количества студентов.

Процесс подготовки и проведения предметных олимпиад всегда требует серьезных усилий, как со стороны организаторов конкурсной программы, так и со стороны ее участников. Вместе с тем предметная олимпиада дает участникам возможность проверить уровень своих знаний и умений, сравнить свои профессиональные возможности и возможности конкурентов, выявить недостатки и сильные стороны, проверить качество освоения профессиональных компетенций. Необходимость острого внимания к освоению профессиональных компетенций обусловлена так же и тем, что современный рынок труда предъявляет к молодым специалистам все более высокие требования. Качество полученного образования в данном случае приобретает огромное значение и напрямую влияет на конкурентоспособность выпускника. Учить «с нуля» — растить смену старшему поколению, в нынешней экономической ситуации, готова далеко не каждая компания, так как это требует значительных финансовых и временных затрат. Работодатели ждут образованных компетентных специалистов, имеющих четкое представление о сложности рабочих процессов, знающих способы решения профессиональных задач, способных своевременно и грамотно принимать решения.

Долг каждого преподавателя, реализующего свою трудовую деятельность в системе среднего профессионального образования — способствовать развитию и укреплению олимпиадного движения, вовлекать в эту деятельность как можно большее количество студентов, стремиться заинтересовать студентов и вместе с ними повышать компетентность, научную грамотность, и любовь к выбранной профессии. Ведь культура и образованность молодежи сегодня — это благополучие страны завтра.

Литература:

1. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»

  1. Роль студенческих олимпиад и профессиональных конкурсов в подготовке специалиста // www.informio.ru. URL: http://www.informio.ru/publications/id1374/Rol-studencheskih-olimpiad-i-professionalnyh-konkursov-v-podgotovke-specialista (дата обращения: 13.12.2016).
  2. Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов как способа формирования общих и профессиональных компетенций выпускников // https://kopilkaurokov.ru/. URL: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/mietodichieskiie-aspiekty-orghanizatsii-samostoiatiel-noi-raboty-studientov-kak-sposoba-formirovaniia-obshchikh-i-profiessional-nykh-kompietientsii-vypusknikov (дата обращения: 13.12.2016).

Основные термины (генерируются автоматически): предметная олимпиада, профессиональное образование, олимпиада, студент, задача, проведение Олимпиады, дисциплина, положение, внеаудиторная работа, организационный комитет.

Похожие статьи

Студенческие олимпиады — современный вариант высшего…

олимпиадное движение, олимпиада, студент, высшее профессиональное образование, студенческая олимпиада, Российская Федерация, интеллектуальное соревнование, вуз, умение.

Организация олимпиад по основным дисциплинам, изучаемым…

олимпиадное движение, олимпиада, студент, высшее профессиональное образование, студенческая олимпиада, Российская Федерация, интеллектуальное соревнование, вуз, умение. Роль предметной олимпиады в формировании…

Студенческая олимпиада как фактор развития…

Ключевые слова: олимпиада, педагогическая олимпиада, компетенции, компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность, качество образования, формирование профессиональных компетенций, внеаудиторная работа

Организация и проведение олимпиады в средней…

«Олимпиады школьников, прежде всего предметные олимпиады, в

Также необходимо разработать положение о проводимой олимпиаде.

– порядок, условия и требования проведения олимпиады; – порядок подведения итогов и критерии оценивания работ

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад

Организация и проведение олимпиады в средней… «Олимпиады школьников, прежде всего предметные олимпиады, в.

Олимпиадные задачи как средство развития математических… Одна из форм внеклассной работы— является олимпиада по предмету.

Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного…

олимпиада, Всероссийская олимпиада школьников, предметная олимпиада, методика проведения

задание, олимпиада, группа заданий, проведение олимпиады, олимпиадное движение, образовательный

Школьная олимпиада как форма внеклассных работ по ОБЖ.

Школьная олимпиада как форма внеклассных работ по ОБЖ

Один из способов развития одаренности являются предметные олимпиады, в частности олимпиада по ОБЖ.

Исходя из Положения о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22…

Олимпиадные задачи как средство развития математических…

Одна из форм внеклассной работы— является олимпиада по предмету.

Задачи олимпиады следующие: Вызвать интерес к предлагаемым вопросам, таким образом расширить кругозор учащихся.

Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального

олимпиад и конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся

организация кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам и МДК

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс…

moluch.ru

Система подготовки к школьным предметным олимпиадам

КГУ «Арзамасская средняя школа»

Система работы учителя по подготовке детей к олимпиадам и конкурсам

Хатунцева Вероника Руслановна

учитель физики, информатики

категория 1

августовская конференция

Секция «Заместители директоров по УВР и учителя, работающие с одаренными детьми»

2013 год

Мало иметь хороший ум, главное его хорошо применить.

Декарт.

О системе работы с одарёнными детьми и о системе подготовки к школьным предметным олимпиадам сказано в последнее время кажется больше, чем о каком — либо другом аспекте школьного образования. Можно ли создать технологию эффективной подготовки «призёров» как минимум районного уровня??? 

Отбор учащихся — важнейший момент. Классически детей отбирают после школьной предметной олимпиады по принципу: кто лучше справился с заданиями идёт на муниципальный тур. Изучив ряд проблем, мы поняли – это в корне неправильно. Ребят необходимо отбирать для последовательной подготовки как минимум в 6 классе, чтобы у них был хотя бы год. Качеств, которыми должен обладать «олимпиадник» слишком много: это и широкий кругозор, и формальная логика, и «умение учиться», и интерес к предмету. Главных критериев, на мой взгляд, три: личная заинтересованность ребёнка, высокое чувство ответственности и широкие учебные возможности (память, мышление, способность к анализу и синтезу). В идеале должны совпасть все критерии. И главный критерий — это должно быть нужно ребёнку. Не просто «нужно», а с поправкой на будущую специальность — профессию. Хорошо, если к процессу отбора подключается психолог. Есть масса методик на выявление объёмов памяти, уровня внимания, интеллекта, обученности, сформированности учебных навыков, креативности и т. д. С этого учебного года мы планируем идти именно по такому пути. Педагог – психолог школы проводёт планомерную работу по выявлению уровня одаренности каждого ребенка, начиная с обучающихся 1 класса.

^ Следующее условие — полное прохождение программного материала. Когда учитель, отобрав детей, даёт им список источников, или сразу книжки, которые надо почитать, а потом только объясняет непонятные ребёнку моменты, результат сомнителен. Необходим интенсивный курс занятий, желательно ежедневных, когда весь школьный материал не только «проходится», но и усваивается, контролируется, пока ребёнок не будет «удерживать в голове» 90% базового школьного курса.

^ Последующее углубление материала может происходить в любых формах и по любым источникам. Но источники сами по себе, не есть гарантия успеха. Главное — объём знаний, а не то, из каких книг эти знания взялись.

^ Нельзя не придавать значение организации самостоятельной работы учащихся. Без правильно поставленного процесса самоконтроля добиться намеченных целей невозможно. Работа с одарёнными детьми носит в основном индивидуальный характер, либо представляет собой занятия в малокомплектных группах. При этом педагогу приходиться параллельно выполнять свою основную работу, т. е. заниматься с массой обычных школьников в ходе классно — урочной системы обучения. При таком положении дел обязательно возникает проблема нехватки времени. Одним из способов экономии времени и повышения процесса эффективности занятий является реализация эффективной системы самостоятельной работы учащихся. По этому, одним из аспектов работы с одарёнными детьми должны стать мероприятия по организации само и взаимоконтроля. 

Работа с одарёнными детьми требует от педагога высокого уровня квалификации, влюблённости в собственное дело, постоянного чувства ответственности, последовательности и систематичности действий, готовности взять на себя любую нагрузку и высокой степени психологической устойчивости. Но нужно всегда помнить, что от самих одарённых детей требуются те же качества, только в ещё большей степени. Решение тренинговых заданий – всех имеющихся материалов олимпиад разного уровня сложности. Целесообразно строить работу таким образом, чтобы дети имели возможность сначала решать стандартные школьные задачи, организовывать самопроверку, а затем постепенно переходит к олимпиадным вопросам. Присутствие учителя в такие моменты необходимо. Бывает, что ребёнок не справляется с заданием, а приходит к неверному выводу, да ещё и обосновывает его (что бывает довольно часто с одарёнными детьми). Здесь учитель должен объяснить логику и последовательность решения, показать не только его ход, но и обосновать сослаться на литературные источники и так далее. 

Подготовка к участию в предметных олимпиадах занимает особое место в учебном процессе и требует реализации обучения на основе систематического применения интерактивности.

Бесспорным является тот факт, что школьные предметные олимпиады вносят большой вклад в формирование будущей интеллектуальной элиты страны. Именно они являются первым звеном в отборе лучших школьников и организации их дальнейшей профильной подготовки.

По законам рыночной экономики в соответствии с ростом интереса к олимпиадам изменился и сам качественный уровень олимпиад. Это касается как олимпиадных заданий, так и уровня подготовки участников. С целью активизации деятельности педагогов школы в рамках подготовки к предметным олимпиадам в нашей школе, была создана группа педагогов, занимающихся целенаправленно подготовкой к предметным олимпиадам. Педагоги занимались отбором и подготовкой ребят, начиная с сентября, и сейчас продолжают эту работу. Также на педагогическом совете по адаптации пятиклассников было принято решение: провести цикл пропедевтических предметных олимпиад для учащихся 2 – 4 классов с целью развития навыков работы с текстами предметных олимпиад, содержащими творческие неординарные задания, с привлечением учителей – предметников среднего и старшего звена. Эта олимпиада будет проведена в феврале.

Конечно же, логично сейчас может прозвучать вопрос: каковы же результаты столь насыщенной педагогической деятельности? Отвечу искренне, пока, к сожалению, более чем скромные ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,. Результаты олимпиад свидетельствуют о слабом уровне подготовленности школьников по всем учебным дисциплинам. При этом следует отметить, что в отличие от предыдущего учебного года никто из участников не смог набрать максимально возможный балл при ответе на олимпиадные задания. 

Конечно, можно искать причины для объяснения неудач, найти несоответствия в заданиях, но мы, проанализировав свои ошибки, продолжаем работать, и искать свой путь к «звездам».

В школе были проведены заседания ШМО, совещание при директоре, заседание методического совета школы, где были разработаны рекомендации по усилению деятельности:

1. руководителям ШМО: 

1) проанализировать задания и результаты школьного и районного туров олимпиад с целью выявления уровня требований, предъявляемых на подобных соревнованиях, а также выявления причин положительных и отрицательных результатов по отдельным предметам; 

2) провести предметные семинары, на которых особое внимание уделить системе работы со способными учащимися тех педагогов, показатели которых по данному предмету по итогам олимпиад наивысшие. 

2. Руководителю НОУ , руководителям ШМО, педагогам-предметникам учитывать необходимость дополнительной подготовки к олимпиадам с одаренными детьми.

3. Продолжить работу по подготовке к предметным олимпиадам, учитывая итоги школьного и районного туров олимпиады.

4. Учителям начальных классов ежегодно проводить пропедевтические предметные олимпиады, используя надпредметный уровень заданий.

А еще хочется попросить, чтобы председатели районных предметных комиссий, при написании итоговой справки отмечали рейтинг учащихся по району. Ведь учитель и ребенок должны видеть результат своего труда, должны радоваться даже малым достижениям, потому что успех определяется не столько методами и методиками, сколько умением педагога учесть индивидуальные психологические особенности личности, чтобы избежать негативных психологических последствий, таких как неадекватная самооценка, неверный анализ итогов деятельности без учёта влияющих факторов, агрессивные или депрессивные состояния.

Важно, чтобы сам педагог, приступающий к работе с одаренными детьми, мыслил и действовал системно, учился вместе со своими учениками, постоянно повышая свой профессиональный уровень.

А в завершении выступления хочется сказать: наряду с неудачами имеется ряд достойных побед.

Мониторинг участия учащихся школы в конкурсах, олимпиадах, исследовательских проектах:

Название конкурса

Число участников

место

Научные проекты на 2013-2014 учебный год

5 работ

1 работа отобрана для участия в областном конкурсе научных проектов

Мухамбетбакиев Темирлан (физика) «Энергосбережение»

Научно-практическая конференция «Первый шаг в науку»

10 работ (11 учащихся)

5 работ отобраны для участия в районном конкурсе научных проектов

1. Джакетаев Данияр «Ветряные мельницы»

2. Мухамбетбакиев Темирлан «Энергосбережение»

3. Паршута Людмила, Сулейменова Жаннель Исследование наличия гормонов в косметике как фактора раннего старения кожи

4. Паршута Людмила Употребление английских слов в русскоязычной речи

5. Котельникова Марина Статус русского языка в современном мире и русскоязычном пространстве

1 этап школьной олимпиады по общеобразовательным предметам

28 учащихся

1 место – 1

2 место- 5

3 место- 10

Качество= 57%

2 этап Республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам

8 учащихся

3 место по биологии Сулейменова Жаннел ь (10класс)

Районная олимпиада для учащихся начальных классов

4 учащихся

2 место Гаммер Дарья — (4 класс)

3 место- Лазенюк Алина (3 класс)

3 место- Куртибаев Карина (4 класс

Дистанционная олимпиада по географии

1 частник

Участие

Ак бота

5 учащихся

2 место Нуртазина Аружан ( 5 класс)

Русский медвежонок

9 учащихся

Участие

Дистанционная олимпиада по химии

3 учащихся

Участие

Рейтинговая олимпиада по физике

1 учащийся

Участие

Дистанционная олимпиада по биологии

2 учащихся

Участие

Конкурс мультимедийных проектов

11 работ

1 место Серикпаева Мадина (11 класс) грамота РОО

Конкурс «Компьютер будущего глазами учащихся»

1 работа

2 место Хатунцев Никита (4 класс) грамота РОО

Цифровые каникулы

3 учащихся

Участие

Учитывая ученический контингент нашей школы – это немало, но, конечно же, есть к чему стремиться.

И всем хочется пожелать: дерзайте, у вас получится, тут главное начать и не остановиться на первых неудачах, продержатся 2-3 года, а там обязательно будут победы. Успехов всем, кто решил заниматься с яркими, самобытными учениками в свободное время кроме уроков.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической, с начала учебного года.

infourok.ru

Мастер-класс «Организация подготовки учащихся к предметным олимпиадам»

Мастер – класс

Организация подготовки учащихся к предметным олимпиадам.

Цель:

Обеспечение мотивационной готовности педагогов к совершенствованию профессиональной компетентности.

Задачи:

1.Представить опыт работы по подготовке учащихся к предметным олимпиадам.

2. Смоделировать практические навыки моделирования занятий по подготовке учащихся к предметным олимпиадам.

Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое ) занятие.

В настоящее время олимпиадное движение стремительно развивается. Начиная с сентября школьники последовательно участвуют в школьном, затем муниципальном и региональных этапах олимпиад. Значение предметных олимпиад возросло в связи с введением ЕГЭ и новых правил поступления в ВУЗы. Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона – а это, в свою очередь, повышает статус всего олимпиадного движения.

В отличие от проводимых нами контрольных, зачётных, самостоятельных работ олимпиады охватывают более широкий круг знаний, требуют от учащихся работы на высоком интеллектуальном уровне, предполагают применения знаний в нестандартной ситуации, владения в совершенстве навыками анализа, синтеза, логически выстроенной системой знаний по предмету. Успешное участие в олимпиадах намного сложнее, чем подготовка к ЕГЭ, поскольку это кропотливая работа исключительно на профильном предметном уровне. Следовательно, просто знаний, данных на уроке ученику в соответствии со стандартами образования, явно недостаточно.

Особого эффекта не принесут и единичные консультации перед олимпиадами, поскольку дети в этот период крайне перегружены. Поэтому потребовалось создание своей методики подготовки к предметным олимпиадам. Процесс подготовки включает следующие этапы:

1.Определение контингента учащихся, имеющих высокую мотивацию к изучению предмета.

Делать это нужно как можно раньше, лучше с 5-6 класса. Ученику ваш предмет должен быть интересен, иначе вся работа будет бесполезной. Это могут быть не самые сильные ученики, но интересующиеся определённой областью знаний.

2.Создание для учащихся развивающей среды, которая включает их работу на элективных курсах, курсах по выбору, кружках, курсах дистанционного обучения, индивидуальных и групповых консультаций, использование ЭОР

3.Систематическая работа с банком олимпиадных заданий.

Задания собираются в течение многих лет, классифицируются по уровню сложности. Важно не только решать олимпиадный материал, но и анализировать все данные детям работы. Каждая ошибка должна быть понятна ребёнку и не должна повториться в будущем.

4.Активная работа по опережающему обучению.

Поскольку в олимпиадах много заданий высокого уровня сложности, которые невозможно разбирать на уроках, вовлекаю детей в систему внеурочных занятий, где применяю метод работы в разновозрастных группах (9,10,11 классы; 7-8 классы).

5. Развитие навыков активной самостоятельной работы учащихся с пособиями, научной литературой, сайтами для подготовки к олимпиадам. В этом случае учитель выступает как тьютор, определяя для учащихся наиболее эффективные пути подготовки. Это очень сложный этап, так как без дополнительных знаний участие в олимпиадах не имеет смысла, а самостоятельная подготовка к ним требует от учащихся организованности, самодисциплины и сильной мотивации.

6. Принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся, определение траектории его движения к знаниям, подбор нужной сложности заданий, определяющих его активное развитие.

7. Принцип «активность знаний».

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

8.Использование полученных знаний в жизни, практико-ориентированный подход.

Дети активно запоминают полученные знания, если находят им применение в своей жизни. Для этого максимально используется их жизненный опыт, а так же лабораторные экспонаты, муляжи, коллекции, гербарии и другие средства наглядности.

9. Подготовка к олимпиадам должна учитывать личностные интересы учащихся, их требования при подготовке в определённое учебное заведение, развитие интереса к будущей профессии.

10.Использование принципа «От простого к сложному».

Задача учителя сделать для ученика понятным даже самый сложный материал, а для этого развивать у учащихся способности структурировать, обобщать материал в виде опорных схем, рисунков, иллюстраций.

Комплексное сочетание перечисленных методов обеспечивает кумулятивный эффект: мотивирует ученика к активной подготовке к олимпиаде, обеспечивает вариативное повторение и углубление учебного материала, формирует большинство учебных навыков, в том числе исследовательских и творческих, помогает организовывать самостоятельную деятельность одаренных школьников.

multiurok.ru

Статья по теме: Доклад на тему «Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы»

 «ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»

Каплевская Светлана Владимировна, МБОУ «Кощаковская СОШ» , учитель истории и обществознания, Пестречинский  район  Рестпублика Татарстан

Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа». Роль учителя — разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка,  активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к  достижению высоких результатов в учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память,  он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую,  активную, ненасыщаемую познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда вообще большое трудолюбие.  При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.

Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде ? На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.

                                Условия подготовки к олимпиадам:

1. Отбор учащихся , выявляющих общие и определенные способности по предмету.

Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные  к освоению обществознания  учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем).  Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий.

Я веду отбор и привлекаю к участию в олимпиадах учащихся с 6 класса. И уже к 9-му классу имею резерв из 2-3  учащихся, способных защищать честь школы  на муниципальном этапе олимпиады.Одновременно с выявлением школьников интересующихся обществознанием и правом  и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.

2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.

Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные  конкурсы,  кружки, элективы.

3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

Кропотливая работа будет результативна , если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя  выражается лишь в уровне знаний , умений и его способности передать их ученику.

При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов.

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой  при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся,  раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Индивидуальный подход.

Индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения

6. Психологический принцип

Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни!  Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Хотя и здесь всё очень индивидуально. Например, моя ученица и неоднократный призёр регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву, призёр Всероссийской олимпиады по праву в рамках президентского проекта «Правовая академия» Хуснутдинова Миляуша всегда была нацелена на победу. Принцип «Главное не победа, а участие» для неё не существовал

Неприемлем  принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.

Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.

Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.

Реализация этих принципов и правил —  это успешное выступление  учеников нашей школы на муниципальных и региональных олимпиадах, где  они показывают высокие результаты.

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи — соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.

МБОУ «Кощаковская средняя общеобразовательная школа»                                      Пестречинского муниципального района РТ

Выступление на секционном совещании учителей истории и обществознания в рамках августовской педагогической конференции учителей Пестречинского района

на тему:  «Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы»

учитель истории и обществознания

1 квалификационной категории

Каплевская С.В.

2013 год

nsportal.ru

8 принципов подготовки к Всероссийской олимпиаде (победа в ней стоит того)

Всероссийская олимпиада школьников — главный интеллектуальный конкурс страны. Победитель заключительного этапа получает не только денежный приз и несколько минут славы, но и выбирает любой вуз по профилю олимпиады. Онлайн-школа «Фоксфорд» рассказывает о том, что поможет покорить вершину Всероса.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Согласитесь, приятно, когда МГУ, НИУ ВШЭ и МГИМО приглашают учиться у них, а вы говорите: «Ну, не знаю, я ещё думаю». Что же нужно сделать, чтобы выиграть олимпиаду и сказать эту заветную фразу? Много и упорно работать. Схема простая: берёте и учите. Забываете про сон, про отдых и работаете не покладая рук. Совет верный, но уж очень размытый. Так и хочется спросить, ну а что именно делать-то? Может, какой секрет есть? Есть, и не один.

1. Влюбитесь в предмет

Чтобы хорошо подготовиться к ВсОШ, выберите предмет, которым горите. Допустим, вас хлебом не корми — дай теорию Ньютона проверить или сто новых слов по французскому выучить. Часто ребята идут на олимпиады по тем предметам, в которых больше достигли. И зря. Не всегда успехи говорят об истинных пристрастиях. Поэтому выбирайте самый любимый предмет, даже если к началу олимпиадного пути вы знаете чуть меньше, чем ничего. Подготовка к олимпиаде это не 2-3 часа в день, а образ жизни. Олимпиадники вместо кино в выходной день слушают лекции по истории России или читают новую книжку Юрия Вяземского. Не потому что думают только о победе, просто такое времяпрепровождение для них и есть отдых.

2. Определитесь

Победа в олимпиаде стоит немалых усилий. Не распыляйтесь, чтобы не пролететь. Может, вы и возьмёте призовые места на региональном этапе, но когда до участия в заключительном не хватит нескольких баллов, будет очень обидно. Конечно, есть ребята, которые в один год умудряются выиграть сразу по трём предметам, но это, скорее, исключение, чем правило. Если уж очень хочется одержать победу в нескольких дисциплинах, распределите силы. В девятом классе участвуйте во ВсОШ по английскому, а в десятом — по истории.

3. Анализируйте

Изучите требования разработчиков олимпиады. Вместе с заданиями прошлых лет обычно вывешивают и ключи. Научитесь видеть логику олимпиадных заданий. Не удивляйтесь, она там есть. Разделите задания на типы, выберите из них самые весомые по баллам и самые часто встречающиеся. Формулировка заданий вряд ли будет повторяться, а вот структура вполне может попасться вновь. Внимательно посмотрите критерии оценки и выполняйте олимпиадные задания в соответствии с ними. При таком аналитическом подходе вы поймёте, какой объём знаний требуется для каждого уровня ВсОШ. Обязательно найдите ответы победителей и призёров олимпиады. Полезно увидеть, как выглядят работы реальных людей, а не просто критерии, заранее прописанные разработчиками заданий.

4. Мыслите критически

Олимпиада сильно отличается от ЕГЭ. Здесь недостаточно понять формат и выполнить задания по шаблону. Нужно уметь думать нестандартно. Чтобы развить гибкость мышления, выходите из зоны комфорта. Критическое мышление развивается, когда вы придумываете вопросы. Вот вы послушали лекцию преподавателя, и в конце он спрашивает: «Есть ли вопросы?». Если у вас их нет — это плохо, но не безнадёжно. Чтобы исправить положение, сначала придётся выдавливать из себя вопросы. Но со временем они станут возникать естественным образом. Это будет означать, что вы немного освоили метод критического мышления. Когда у вас легко появляются вопросы к предложенной информации — вопросы по содержанию, а не «можно ещё раз повторить? Я чихнул и не услышал» — это означает, что мозг работает добросовестно, пытается связать услышанное с прежними знаниями или усомниться в отдельных фактах. Умение логически мыслить тоже появляется благодаря тренировкам. Прочтите вузовский учебник по логике и выполните задания к каждой главе.

5. Пишите разборчиво

Учитесь писать аккуратно. Поставьте себя на место преподавателя, который оценивает невнятно написанную работу. Если вы дали верный ответ к заданию, но зашифровали его каракулями, вместо заслуженного балла получите минус. Чтобы избежать досадного недоразумения, пишите понятно.

6. Составьте график

В подготовке к олимпиаде главное — начать. Для новичков это проблема, потому что информации нужно запомнить много. Школьный этап через неделю, а на завтра ещё из-за рэп-батла Оксимирона и Гнойного нужно стихотворение Гумилёва выучить. Ученик в такой ситуации паникует.

С приёмами тайм-менеджмента вы возьмёте себя в руки, справитесь и с эмоциями, и с предстоящими задачами. Распределите работу равномерно: сегодня изучите Древнюю Грецию, завтра закрепите материал и переходите к Римской империи. Если учить каждый день хотя бы немного, ваши знания и уверенность в себе возрастут. Чтобы лучше запомнить прочитанное, пересказывайте информацию друзьям или родственникам, на крайний случай — коту.

7. Окружите себя победителями

Общайтесь с победителями. Ребята, которые успешно прошли все круги Всероссийской олимпиады, помогут советами и личными историями. Каждый предмет имеет свою специфику, поэтому нужно обращаться именно к призёрам и победителям олимпиад в вашем предмете. Победители и абсолютные победители — самые подходящие собеседники, так как они готовились к олимпиаде целенаправленно и заработали победу своим трудом.

8. Познайте дзен

На олимпиаде часто бывают ситуации, которые выводят из равновесия неподготовленных участников. Вы пытаетесь сосредоточиться, но сосед шелестит обёрткой от шоколадки. А ещё кто-нибудь обязательно сдаст задания раньше всех. Они уже закончили, а вы только приступаете ко второму листку. Здесь главное не паниковать. Кто знает, может, они не написали и половину и просто решили уйти? Или в спешке наделали ошибок. В любом случае, ничто и никто не должен отвлекать вас от выполнения заданий. Отключитесь от окружающего мира на время олимпиады: есть только задания и вы.

Тренируйте концентрацию. Чаще участвуйте в олимпиадах, чтобы набраться опыта. Каждая олимпиада — это выход из зоны комфорта и стресс для организма. Если мини-стресс случается часто, вы будете меньше волноваться и обрастёте защитным панцирем. Чем больше тренировок — тем лучше результат.

Фото: mos.ru, iStockphoto, Unsplash

mel.fm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *