cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Правописание приставок рос рас – Приставка раз- (рас-) / роз- (рос-)

Содержание

Правописание приставок раз-(рас-), роз-(рос-). — русский язык, уроки

Тема. Правописание приставок РАЗ-(РАС-) – РОЗ-(РОС-).

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, развития критического мышления

Цель урока: Ознакомление с правописанием приставок раз- (рас-) – роз-(рос-).

Задачи урока:

Обучающие: 

1.Выявить условия выбора гласных з-с в приставках;

2.Формировать навык написания приставок раз-/рас-;

3.Развить умение формулировать определение понятий;

5.Обогащать словарный запас учащихся;

6.Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие: 

1.Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных;

2.Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

3.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

4.Развивать умение применять новые знания;

Воспитательные: 

1.Воспитание интереса и уважения к родному языку;

2.Воспитание ценностного отношения к слову;

3.Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:

1.Организационный момент

Громко прозвенел звонок- 
Начинается урок 
Наши ушки на макушке, 

Глазки хорошо открыты. 
Слушаем, запоминаем, 
Ни минутки не теряем. 
Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться, 
Работаем старательно 
Слушаем внимательно. 
Каждый день, всегда, везде, 
На занятиях, в игре, 
Смело, четко говорим 
И тихонечко сидим.

Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

2. Актуализация знаний

Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь – не веришь». 

Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите “1”, если нет – “0”.

1. Раздел науки о языке, изучающий части слова – основа.

2. Значимая часть слова – морфема.

3. Основа — часть слова без окончания.

4. Окончание — морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.

5. Корень — главная значимая часть слова.

6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень.

7. Приставка — морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова.

— А теперь давайте проверим ваши ответы. Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки — ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки – «4», кто допустил 3-4 ошибки – «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 . 

3.Практическая работа с языковым материалом.

Раз- или рас-? Тратить, звонить, жечь, считать, таять, чертить.

Делается вывод, формулируется правило самими детьми.
— Молодцы, теперь давайте обратимся к учебнику на с.44.

4.Продолжим узнавать новое о приставках рас-, раз-, рос-,роз-.

Задание: спишите, вставив пропущенные буквы, объясните выбор графически. (Слова на доске)

Ро_вальни, ро_пись, ра_задорить, ро_сыпь, ра_считать, ра_влечься, ро_сказни, ра_дать.

— Посмотрите внимательно на написание этих приставок. Всё ли здесь понятно? Что необычного вы видите? (в каких-то приставках пишется буква а, а в каких-то — о)

4.Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.

Дети формулируют тему и цели урока.

5.Первичное усвоение новых знаний.

— Давайте с вами проследим тенденцию и постараемся сделать вывод. Посмотрите, что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква О. Теперь — что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква А. Как вы думаете, от чего может зависеть написание букв а и о в этих приставках? 

Дети высказывают предположения. Если никто не догадывается, учитель предлагает детям во всех словах проставить ударения.

Дети формулируют правило:

В ПРИСТАВКАХ РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕТСЯ БУКВА О, БЕЗ УДАРЕНИЯ — А.

Мне сказали: «Папа должен 
рядом с двойкой расписаться».
Роспись делает художник,
папа мог разволноваться.

Чтобы избежать расправы,
одним росчерком пера
ставлю закорючку справа,
рядышком с оценкой 2.

Разгадал мой ход учитель
и устроил мне разнос,
россыпью слова рассыпал
все с приставкой раз- и роз-:

розыгрыш, развал, раскраска,
розыск, россказни, разбор,
розвальни, разбег, развязка,
розги, р

озжиг, разговор.

Выдаю без размышленья
звонким голосом своим: 
— Пишем а без ударенья,
  пишем эс перед глухим!

6. Динамическая минутка.
– Поиграем в игру: если называется слово с приставкой на раз- , то вы топаете, если на рас-, то вы хлопаете.
Слова: разогнаться, растоптать, разуться, распечатать, разбежаться, растолкать, раздеть, разгневаться, разодеться. 

(Слова могут задаваться и самими ребятами как соревнование между рядами).

 

7.Первичная проверка понимания.

— На что очень похожи приставки раз- (рас-) – роз-(рос-)?

— Как их отличить друг от друга?

— Давайте потренируемся в разграничении приставок и омонимичных корней.

Распределительный диктант: в левый столбик дети записывают слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-), в правый — с корнями раст- ращ- рос.

Роспуск, расти, растение, росчерк, разжигать, ростовщик, расклад, рассечь, росток, растительность.

Взаимопроверка (0 ош. = 5; 1 ош. = 4; 2 ош. = 3; 2 ош. = 2)

слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-)

слова с корнями раст-ращ-рос

Роспуск, росчерк, разжигать, расклад, рассечь.

Расти, растение, ростовщик,

росток, растительность.

8.Первичное закрепление.

Задание на раздаточном материале: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

Р_здать, р_списание, р_списка, р_спись, р_склад, р_зливать, р_слый, р_зыскивать, р_зыск, р_зжиг, р_спуск, р_зыграть, р_зыгрыш, р_схаживать, р_счёсывать.

— Все ли слова необходимо было записать? Какое слово было лишнее? Почему?

9.Рефлексия деятельности. Подведение итогов занятия.

— Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги.

1. Какова была цель нашего урока?

2.Выполнили мы поставленные цели?

3.Продолжите предложение:

Я узнал …

Мне удавалось …

Я испытывал трудности …

4. Подсчитайте свои баллы, выставьте соответствующую оценку за работу.

Ребята, сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).

10.Домашнее задание.

Выучить § 7.Задание на ваш выбор.

1.Составить алгоритм написания приставки РАЗ- и РАС- в словах в форме сказки, то есть описать необходимые действия , а также порядок их выполнения с целью решения поставленной задачи. (Что надо делать, чтобы правильно написать приставку в слове?)

2.Распределить слова по столбикам.

 Р_здать, р_списание, р_списка, р_спись, р_склад, р_зливать, р_слый, р_зыскивать, р_зыск, р_зжиг, р_спуск, р_зыграть, р_зыгрыш, р_схаживать, р_счёсывать.

3. Выполнить упражнение 71.

— Завершая урок, хочу

пожелать вам цвести, расти,

копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

 Спасибо за урок!

kopilkaurokov.ru

Какие бывают приставки в русском языке?

Приставки в рус­ском язы­ке — это зна­чи­мые части слов, кото­рые нахо­дит­ся перед кор­нем или дру­гой при­став­кой и слу­жат как для обра­зо­ва­ния новых слов (автор — соавтор, вне — извне), так и для обра­зо­ва­ния неко­то­рых форм одно­го и того же сло­ва (гром­ко → гром­че, погром­че).

В зави­си­мо­сти от про­ис­хож­де­ния в рус­ском язы­ке суще­ству­ют искон­но рус­ские и ино­языч­ные при­став­ки.

Происхождение при­став­киЗначение при­став­киСуществующие при­став­ки
Традиционно рус­ские при­став­кисло­во­об­ра­зо­ва­ние,
фор­мо­об­ра­зо­ва­ние
без-/бес-, в-/во-, воз-/вос-/возо-, вз-/вс-, вы-, до-, за-, из-/ис-/изо-, на-, наи-, недо-, над-/надо-, не-, низ-/нис-/низо-, о-, об-/обо-, обез-/обес-, от-/ото-, па-, пра, по-, под-/подо-, пере-, пре-, пред-/предо-, при-, про-, раз-/рас-/разо-, с-/со-, су-, через-/черес-/чрез-
Иностранныесло­во­об­ра­зо­ва­ние,
нео­ло­гиз­мы
а-, ана-, анти-, архи-, гипер-, гипо-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, квази-, кило-, контр-, макро-, микро-, мега-, мата-, мульти-, орто-, пан-, пара-, пост-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, зкстра-, экс-

По напи­са­нию раз­ли­ча­ют при­став­ки, кото­рые пишут­ся оди­на­ко­во и при­став­ки, напи­са­ние кото­рых зави­сит от того, с како­го зву­ка начи­на­ет­ся корень сло­ва. Отдельно мож­но выде­лить смыс­ло­вые при­став­ки, напи­са­ние кото­рых зави­сит от их зна­че­ния в сло­ве.

Правописание приставок

Тип при­ста­вокВид при­став­киУсловиеПримеры
НеизменяемыеВзо-, во-, до-, за-, изо-, ко-, на-, над-, надо-, наи., недо-, о-, об-, обо-, от-, пере-, по-, под-, пред-, про- с-, со-, среди-, через-черес-Всегда пишут­ся оди­на­ко­воСжечь, обтека­е­мый, насла­жде­ние, отблеск, подпис­чик, происше­ствие, предшествен­ник, доверен­ный, перешеек.
Гласные в при­став­кахРаз-/рас-, роз-/рос-Под уда­ре­ни­ем пишем «о», без уда­ре­ния – «а»Ро́зваль­ни – разва́л, ро́спись – распи́ска, ро́зыг­рыш – разыгра́ть
Приставки закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на «з», «с»Без-, бес-
Воз-, вос-
Из-, ис-
Низ- , нис-
Раз-, рас-
Роз-, рос-
Через-, черес-
Перед глас­ны­ми и звон­ки­ми соглас­ны­ми пишем «з», перед глу­хи­ми соглас­ны­ми — «с»Безвкусный-беспре­рыв­но, взрыхленный-вскопан­ный, неизгладимое- исчер­пан­ный, низвергать-ниспро­вер­гать, разбросать-расчистить, розыск-роспуск, чрезмерный-чересполо­си­ца
Пре- и при-Пре-= оченьПредлин­ный
= -переПрервать
При-ПриближениеПрилететь
ПрисоединениеПришить
Неполнота дей­ствияПрисесть
БлизостьПримор­ский

Дополнительный мате­ри­ал

Поинтересуемся, что такое при­став­ка.

Рассмотрим попо­дроб­нее, какие быва­ют при­став­ки в рус­ском язы­ке.

Исконно русские приставки

Первый взгляд на при­став­ку — это ее про­ис­хож­де­ние

Абсолютное боль­шин­ство при­ста­вок рус­ско­го язы­ка явля­ют­ся искон­но рус­ски­ми.

К ним отно­сят­ся сле­ду­ю­щие при­став­ки:

в-/во-, вы-, до-, за-, о-, об-, от-, по-, под-, пред-, на-, над-, не-, пере-, при-, с-/со-, у- и пр.

Русские искон­ные при­став­ки, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на соглас­ный звук, пишут­ся оди­на­ко­во, неза­ви­си­мо от того, с како­го зву­ка, звон­ко­го или глу­хо­го, начи­на­ет­ся корень сло­ва, напри­мер:

  • отбро­сить — отхва­тить
  • поджать — подпереть
  • надруб­ка — надкле­ить
  • обдумать — обхва­тить
  • вдавить — входить
  • предгор­ный — предписать.

Правописание приставок раз-/рас-, роз-/рос-

В без­удар­ном поло­же­нии в при­став­ках пишет­ся такая глас­ная, кото­рая слы­шит­ся в этой же при­став­ке под уда­ре­ни­ем. Для это­го сле­ду­ет подо­брать дру­гое сло­во, в кото­ром эта при­став­ка нахо­дит­ся под уда­ре­ни­ем, напри­мер:

  • отрас­ти́ — о́тблеск
  • нарва́ть — на́прочь
  • подписа́ть — по́дпись
  • надписа́ть — на́дпись.

Это пра­ви­ло не рас­про­стра­ня­ет­ся на напи­са­ние при­ста­вок раз-/рас-, роз-/рос-, в кото­рых без уда­ре­ния пишет­ся бук­ва «а», а под уда­ре­ни­ем — «о», напри­мер:

  • развали́ться — ро́зваль­ни
  • расписа́ть — ро́спись
  • разыгра́ть — ро́зыгрыш
  • распустить — ро́спуск.

Исключение

В при­ла­га­тель­ном «розыскно́й» без уда­ре­ния пишет­ся при­став­ка роз-.

Приставки заканчивающиеся на «з» и «с»

Следует уде­лить вни­ма­ние напи­са­нию рус­ских при­ста­вок, окан­чи­ва­ю­щих­ся на «з» или «с». Их напи­са­ние напря­мую зави­сит от того, с како­го зву­ка начи­на­ет­ся корень сло­ва. Если в корне сло­ва началь­ный звук звон­кий (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р), то пишем при­став­ки без-, вз-/воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, напри­мер:

  • безголо­сый
  • вздох­нуть
  • издать
  • низверг­нуть
  • раздумье
  • розваль­ни
  • чрезмер­ный.

Если в корне сло­ва началь­ный глу­хой соглас­ный (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), то пишем соот­вет­ствен­но все те же при­став­ки толь­ко с бук­вой «с», напри­мер:

  • бескозыр­ка
  • вспылить
  • испугать
  • ниспро­вер­же­ние
  • раскле­ить
  • роспись
  • чересполо­си­ца.

Остается неиз­мен­ной при­став­ка «с», хотя в соста­ве слов про­из­но­сит­ся по-разному.

Сравните:

сбить, сгно­ить, сдать, сдирать

Вместо «с» перед звон­ки­ми соглас­ны­ми кор­ня этих слов слы­шит­ся звук [з]. Но запом­ним, что в рус­ском язы­ке суще­ству­ет толь­ко при­став­ка с-, неза­ви­си­мо от зву­ча­ния сло­ва.

Начальная бук­ва «з» может быть толь­ко в корне слов:

  • здо­ро­вье
  • здрав­ство­вать
  • здра­ви­ца
  • здрав­ни­ца
  • зда­ние
  • здесь
  • здеш­ний
  • здрав­ствуй
  • нет ни зги
  • и др.

Запомним напи­са­ние слов с началь­ным «с» в корне слов:

  • сдо­ба
  • сдоб­ный
  • сбруя.

Приставки пре- и при-

Приставки пре- и при- тра­ди­ци­он­но назо­вем смыс­ло­вы­ми. Выбор их напи­са­ния в сло­ве зави­сит от семан­ти­ки, или зна­че­ния, при­став­ки.

Различай по зна­че­ниюПри-Пре-
Притво­рить дверь (непол­но­та дей­ствия)Претво­рить в дело
Приумно­жить (при­бав­ле­ние)Преумно­жить (= очень)
Придавать зна­че­ние (соеди­не­ние)Предавать дру­зей
Прикло­нить­ся к зем­ле (при­бли­же­ние)Прекло­нять­ся перед талан­том (очень ува­жать)
Прибывать к месту сбо­ра (при­бли­же­ние)Пребывать в горо­де N. (нахо­дить­ся где-либо)
Приёмник (радио­при­ем­ник)Преемник (после­до­ва­тель)
Приврат­ник (сто­рож)Преврат­ный (лож­ный, иска­жен­ный)
Придел (при­строй­ка)Предел (гра­ни­ца)
Приста­вить что-либо к чему-либоПреста­вить­ся (уме­реть) — све­топрестав­ле­ние
Призреть (при­ютить, при­смат­ри­вать)Презреть (пре­не­бречь)
Присту­пить (начать)Престу­пить закон (=пере)
ЗапомнитьПривиле­гия, примитив­ный, приверед­ли­вый, привыч­ка, приклю­че­ние, присут­ство­вать, призер, примадон­на, приори­тет, присми­реть, примат, приват­ный (част­ный, неофи­ци­аль­ный), природа, примерПретен­зия, президи­ум, прелюдия, презумп­ция, премье­ра, претен­дент, преамбу­ла, прерога­ти­ва, престиж, прецедент, президент, превали­ро­вать, презен­то­вать, предание, препят­ствие, прекосло­вить, пресло­ву­тый, препона, преферанс

Приставка при— пишет­ся в сло­вах, если она име­ет сле­ду­ю­щие зна­че­ния:

1. бли­зость место­по­ло­же­ния, рядом

  • пришколь­ный
  • Придне­про­вье
  • пригород;

2. при­бли­же­ние

  • приехать
  • прибыть
  • примчать­ся;

3. при­со­еди­не­ние

  • привин­тить
  • прибить
  • пришить
  • привязать
  • пришвар­то­вать­ся;

4. непол­но­та дей­ствия или дей­ствие на огра­ни­чен­ный срок

  • прилечь
  • приоткрыть
  • приглу­шить звук
  • притих­нуть
  • принаря­дить­ся
  • приспу­стить;

5. дове­де­ние дей­ствия до кон­ца, до жела­е­мой цели

  • придумать
  • прищурить­ся
  • пристре­лить
  • приучить;

6. дей­ствие, сопут­ству­ю­щее дру­го­му дей­ствию

  • притан­цо­вы­вать
  • прихло­пы­вать
  • присви­сты­вать.

Приставка пре- в при­ла­га­тель­ных и наре­чи­ях обо­зна­ча­ет пре­дель­ную сте­пень каче­ства и рав­но­знач­на сло­ву «очень» в сло­вах:

  • премилый
  • предоб­рый
  • пресим­па­тич­ный
  • прегру­бый
  • предерз­кий
  • преболь­но
  • предоволь­но и т. д.

В гла­го­лах при­став­ка пре- обо­зна­ча­ет дей­ствие, пре­вос­хо­дя­щее какую-нибудь меру, нор­му:

  • превоз­но­сить
  • превысить
  • превос­хо­дить
  • преуве­ли­чи­вать.

Приставка пре- сино­ни­мич­на при­став­ке пере- в сло­вах:

  • прервать — перервать
  • прегра­дить — перегоро­дить.

В ряде слов зна­че­ние эти­мо­ло­ги­че­ских при­ста­вок при- и пре- затем­не­но, поэто­му напи­са­ние этих лек­сем сле­ду­ет запо­ми­нать:

  • при­вет, при­чуд­ли­вый, при­мер, при­бор, при­леж­ный;
  • непре­лож­ный, пре­сле­до­вать, пре­ко­сло­вить, пре­ко­сло­вить, пре­сло­ву­тый, пре­смы­кать­ся, пре­стол, пре­ми­нуть, (зна­ки) пре­пи­на­ния, пре­иму­ще­ство.

Иноязычные приставки

Наряду с рус­ски­ми при­став­ка­ми в соста­ве мно­гих слов мож­но выде­лить ино­языч­ные при­став­ки, име­ю­щие латин­ское или гре­че­ское про­ис­хож­де­ние.

Примеры

а-, анти-, архи-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, контр-, пан-, пост-, про-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экс-

Греческая при­став­ка анти- сино­ни­мич­на рус­ской при­став­ке противо-, напри­мер:

  • антивирус
  • антиген­ный
  • антидот
  • антимаг­нит­ный.

Латинская при­став­ка контр- име­ет зна­че­ние «про­тив», напри­мер:

  • контрраз­вед­чик
  • контрмеры
  • контрзаяв­ле­ние.

Греческая при­став­ка гипер- име­ет зна­че­ние «сверх, боль­ше нор­мы» и сино­ни­мич­на рус­ской при­став­ке сверх-, напри­мер:

  • гиперфунк­ция
  • гиперток­си­коз
  • гиперком­плекс­ный.

Приставка гипо- име­ет про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние «ниже нор­мы, пони­же­ние», напри­мер:

  • гиповита­ми­ноз
  • гипогли­ке­не­мия
  • гиподина­мия.

Значение иноязычных приставок

Дополнительный мате­ри­ал

Узнаем о зна­че­нии всех ино­языч­ных при­ста­вок.

Запомним заим­ство­ван­ные сло­ва с началь­ным эле­мен­том пре-:

пре­ам­бу­ла, пре­лю­дия, пре­ва­ли­ро­ватьпре­зи­дент, пре­зи­ди­ум, пре­мье­ра, пре­па­рат, пре­по­на, пре­тен­дент, пре­фе­ранс, пре­це­дент, пре­зент, пре­ми­ро­вать.

А вот эти заим­ство­ван­ные сло­ва пишут­ся с началь­ным при-:

при­ват­ный, при­ма­дон­на, при­мат, при­ми­тив, при­ви­ле­гия, при­о­ри­тет.

Видеоурок

russkiiyazyk.ru

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК теория

Правописание приставок входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 9).

Гласные в приставках

Большинство приставок пишутся единственным образом: ЗА-, НАД-, ДО-, ОБ-, ОТ-, ПО-, ПОД-. Лишь в некоторых из них гласные чередуются.

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Приставка ПРЕ- используется:

  • В значении «очень, самый» – преумный
  • Если приставку можно заменить на ПЕРЕ – преградить

Непроверяемые случаи: презентация, президиум, презентабельный, презумпция, прельстить, президент, прерогатива, непременно, преамбула, препятствие, превалировать, препарат, преследовать, престижный, презент, прелюдия, претензия, превзойти, премьера, пренебрегать, пренебрежение, камень преткновения, знаки препинания.

Приставка ПРИ- используется:

  • В значении «приближение» – приехать
  • В значении «присоединение» – приклеить
  • В значении «пространственная близость» – приморье
  • В значении «неполнота действия» – прилечь
  • В значении «действие в своих интересах» – припрятать
Непроверяемые случаи: призвание, приключение, приватизация, принудительный, привилегия, приоритет, приверженец, пригодный, пример, приказ, присутствие, примитивный, притязания, пригожий, присяга, причуда, причудливый, притворство, привычка, прибор, привидение, прибаутка.

Правописание приставок ПРО- и ПРА-

Приставка ПРА- используется только в значении родства: прародители, прабабушка, праотцы.

Во всех остальных случаях используется приставка ПРО-: проверка, прообраз.

Правописание приставок РОС(З)- и РАС(З)-

Без ударения всегда пишутся приставки РАС- или РАЗ-. Приставки РОС- и РОЗ- могут быть только под ударением.

Исключение: розыскной.

Согласные в приставках

Большинство приставок пишутся единственным образом: С-, НАД-, ОТ-, ПОД-, ПРЕД-, ОБ-. Лишь в некоторых из них согласные чередуются.

Обратите внимание: БЛИЗ – это корень, поэтому пишется всегда единственным образом.

Правописание приставок, заканчивающихся на З и С

Для проверки согласных З и С в конце приставки используется следующее правило: если после приставки звонкий согласный, то она заканчивается на -З, если после приставки глухой согласный, то она заканчивается на -С:

  • ИЗ- и ИС-: изменить, использовать
  • НИЗ- и НИС-: низвергать, снисходить
  • РАЗ- и РАС-: развезти, рассыпать
  • РОЗ- и РОС-: розыск, россыпь
  • ВОЗ- и ВОС-: возрасти, восполнить
  • ВЗ- и ВС-: взбежать, вскарабкаться
  • БЕЗ- и БЕС-: бездомный, бесполезный
  • ЧРЕЗ- и ЧЕРЕС-: чрезмерный, чересчур

Правописание иноязычных приставок

Проверить, какая согласная пишется в конце приставок ДЕЗ(С)-, ДИЗ(С)- и ЭКЗ(С)-, можно по правилу: если после приставки гласная, то пишется З, во всех остальных случаях пишется С.

Буквы И и Ы после приставок

Буква И в корне меняется на Ы после русскоязычных приставок, заканчивающихся на согласный (кроме СВЕРХ- и МЕЖ-).

Исключение: взимать.

Примеры иноязычных приставок: ПОСТ-, ИН-, КОНТР-, АД-, ДЕЗ-, ДИЗ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ИНТЕР-, СУБ-, ПАН- и др.

Обратите внимание: двух-, трех-, четырех- не являются приставками!

Примеры:

  • Предыстория, сызмала, разыскать – И заменилась на Ы
  • Контригра, сверхидеальный, поискать – замена не происходит

worksbase.ru

Правописание приставок раз-рас,рос-роз — русский язык, уроки

Тема урока Правописание приставок раз-рас; рос-роз.

Цели урока: 1) деятельностная: развивать орфографическую зоркость, развивать    способности к мыслительной деятельности.

               2) образовательная: познакомиться написанием приставок раз-рас, роз-рос-; 

3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Оборудование: ноутбук, аудиоприложение к учебнику

УМК: учебник « Русский язык. 5 класс» для ОУ под ред.А.Д.Шмелёва

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к уроку

Ученики готовят учебные принадлежности.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2.Актуализация знаний

1)Цель: устранить пробелы в знаниях учащихся

2) Цель: обеспечить развитие познавательного интереса учащихся

3)Цель: повторить пройденный материал, проверить степень усвоения материала

1)Работа со слабоуспевающими учащимися (карточки)

2) Работа со способными учениками ( карточки)

3) Объяснительный диктант

Приехал цирк, разрастались кусты сирени, породистый скакун, прилагать усилия, обрастать шерстью, облагать налогами, отраслевые хозяйства, обгореть на солнце, встретить зарю, написать цифры, ростки очень маленькие, загорелый Ростислав, нашло озарение.

  1. Игра «Морской бой»

1.Выполняют работу

Выполняют работу, комментируя написание слов

(П),

(Р),

(Л)

(Р),

(Л)

П

3. Постановка учебной задачи

Цель:  обеспечение восприятия, осмысление темы урока.

Мы переходим к новой теме урока: «Правописание приставок раз-рас, роз-рос».

— Какую цель мы поставим себе сегодня на уроке?

— Что мы должны для этого сделать?

Отвечают на вопрос, ставят цель, предполагают результат, предлагают план действий.

формулирование цели, темы

(П – общеучебное)

( Р)

Постановка вопросов ( К)

Формулирование проблемы ( П – логическое)

4. Работа по теме урока

Цель: обеспечить усвоение темы урока

1Исследование проблемы: анализ материала на стр.197

2. Практика: стр.197, упр.118.

Выполняют задание:

— отвечают на вопросы;

— делают упражнения, учатся рассуждать.

(Р) (Л)

 (П)

( Р)

( П )

Сотрудничество в поиске и выборе ( К) информации

5.Закрепление

Цель: закрепление изученного материала

Упр.119

Закрепляют материал, полученный ранее, выполняют задание,

(Л) Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П – общеучебные).

(Л)

6 Подведение итогов урока

Цель: анализ урока

Фронтальный опрос, беседа по теме урока, что оказалось трудным, что осталось непонятым?

Выясняют, что было повторено, что хорошо помним и понимаем, а что предстоит подучить и закрепить

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

Выделение (К)

7.Рефлексия деятельности

Цель: закрепление и коррекция способов действия.

Учитель уточняет, достигли ли мы цели, поставленной в начале урока, достиг ли её каждый из учеников, предлагает оценить свою деятельность на уроке — Анализ собственных результатов ( по картам). Дома: упр.120

Осуществляют самооценку собственной деятельности, деятельности всего класса: достигли ли мы цели, которую поставили перед собой?

(Л)

Умение выражать свои мысли ( К)

Рефлексия ( П)

Смыслообразование ( Л)

kopilkaurokov.ru

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме « Правописание приставок роз-(рос-), раз-(рас-)»

Тема: « Правописание приставок роз-(рос-), раз-(рас-)»

Учитель: Звягина Юлия Юрьевна. МБОУ «Плесецкая школа»

Тип урока: комбинированный.

Технологическая карта изучения темы

Тема

Орфограммы и орфографические правила.

Цели.

Образовательные:

1) Узнать, от каких условий зависит написание букв о и а в приставках роз-,(рос-), раз-, (рас-).

2) Отличать приставки роз-(рос-),раз-, (рас-) от омонимичных корней.

Формировать УУД:

— Личностные УУД: осознавать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

— Регулятивные УУД: определение и формирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей

— Коммуникативные УУД: общение и взаимодействие с одноклассниками;

— Познавательные УУД: структуирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую.

Планируемый результат

Предметные:

Знать, что в данных приставках а пишется без ударения, о под ударением.

Личностные: уметь проводить оценку своей деятельности и работы одноклассников

Метапредметные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней (Р), общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией (К), осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Применять методы информированного поиска.

Основные понятия

Орфограмма, приставка, ударение, правильное написание.

Ресурсы

УМК, русский язык, 5 класс под ред. Шмелёва,

иллюстративный материал.

Организация пространства

Фронтальная работа, парная, групповая

Ход и структура урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Объяснительный диктант. Запишите слова, объясните написание приставок.

Подписать, отнимать, записать, надписать, обнимать, называть, отдыхать, дописать, подача, причуда, приключение, прилежный.

  1. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.

Задание: спишите, вставив пропущенные буквы. Выделите приставки.

Р..звальни, р..спись, р..ззадорить, р..сыпь, р..ссчитать, р..звлечься, р..сказни, р..здать.

— Самопроверка.

— Посмотрите внимательно на написание этих приставок. Что необычного вы здесь видите? (в каких-то приставках пишется о, в каких-то а)

— Сформулируйте тему урока. Цели. Запишем тему урока.

3. Первичное усвоение новых знаний.

— Посмотрите внимательно на слова, которые вы записали.

— Как вы думаете, от чего зависит написание о,а в этих приставках? (от ударения)

— Попробуйте сами сформулировать правило о правописании приставок рос-, роз-,

рас-, раз.

— Обратимся к нашему учебнику. (Стр. 197) Прочитайте правило. Убедились ли вы

в правильности нашей догадки?

  1. Физкультминутка.

Потрудились – отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд

Влево вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

5. Первичная проверка понимания. А) Упр. 118 (1 человек у доски с объяснением)

Б)- На что похожи эти приставки? (на корни с чередованием)

— Как их отличить друг от друга?

— Давайте потренируемся в разграничении приставок и омонимичных корней.

Распределительный диктант. В левый столбик – слова с приставками рос-, роз, рас-, раз-, в правый – с корнями –рос-, -раст-, -ращ- со взаимопроверкой.

О ошибок – 5, 1 ош. – 4, 2 ош. – 3, больше двух ошибок – 2.

  1. Расти, растение, ростовщик, росток, растительность.

  2. Роспуск,росчерк, разжигать, расклад, рассечь.

6. Первичное закрепление.

Работа в паре.

Задание на раздаточном материале: спишите слова с приставками, вставьте пропущенную букву, обозначьте орфограмму. 1 человек на обратной стороне доски.

Р..здать, р..списание, р..списка, р..спись, р..склад, р..зливать, р..слый, р..зыскивать, р..зыск, р..зжиг, р..спуск, р..зыграть, р..зыгрыш, р..схаживать, р..счёсывать.

— Какое слово было лишнее? Почему?

Самопроверка.

6. Закрепление. Упр. 119.

7. Игра «Составь слово»

— Взяв из других слов выделенные морфемы, составьте слово.

Раскатистый, предел, чистить, петь. (работа в группе)

— Почему в этом слове надо писать приставку раз-? (без ударения)

8. Дом. зад. Упр.120, дополнительно для желающих: составить словарный диктант на данную орфограмму.

9. Рефлексия урока.

— Поднимите карточки, оцените свою работу на уроке.

— Понял всё (красная)

— Понял не всё (жёлтая)

— Ничего не понял (зелёная)

— Работал хорошо, не очень, плохо.

— Оцените работу на уроке своего соседа по парте.

10. Итог урока. – Какую цель мы ставили в начале урока?

— От чего зависит написание о,а в приставках рос-, роз, рас-, раз-?

— Достигли ли мы цели на уроке?

.

kopilkaurokov.ru

Правописание приставок роз- (рос-), раз- (рас-)


Урок по теме “Правописание приставок роз- (рос-), раз- (рас-)”.

Урок усвоения новых знаний.
Цели и задачи:
Узнать, от каких условий зависит написание букв о и а в этих приставках;
Научиться использовать полученные знания на практике;
Отличать приставки роз- (рос-), раз- (рас-) от омонимичных корней.

Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
— От каких морфем нужно уметь отличать приставки? Как это сделать?
— От каких условий зависит написание приставок на з-с?
— Какой диалог помогает нам вспомнить все глухие согласные?
— Какую приставку нельзя относить к этой группе? Почему?
Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.
— Задание: спишите, вставив пропущенные буквы, объясните выбор графически. (слова на доске)
Ро_вальни, ро_пись, ра_задорить, ро_сыпь, ра_считать, ра_влечься, ро_сказни, ра_дать.
— Посмотрите внимательно на написание этих приставок. Всё ли здесь понятно? Что необычного вы видите? (в каких-то приставках пишется буква а, а в каких-то — о)
Дети формулируют тему и цели урока.
Первичное усвоение новых знаний.
— Давайте с вами проследим тенденцию и постараемся сделать вывод. Посмотрите, что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква О. Теперь — что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква А. Как вы думаете, от чего может зависеть написание букв а и о в этих приставках?
Дети высказывают предположения. Если никто не догадывается, учитель предлагает детям во всех словах проставить ударения.
Дети формулируют правило: В ПРИСТАВКАХ РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕТСЯ БУКВА О, БЕЗ УДАРЕНИЯ — А.
*правило для более лёгкого запоминания оформляется в виде схемки:

Первичная проверка понимания
— На что очень похожи эти приставки?
— Как их отличить друг от друга?
— Давайте потренируемся в разграничении приставок и омонимичных корней.
Распределительный диктант: в левый столбик дети записывают слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-), в правый — с корнями раст-ращ-рос.
Роспуск, расти, растение, росчерк, разжигать, ростовщик, расклад, рассечь, росток, растительность.
*взаимопроверка (0 ош. = 5; 1 ош. = 4; 2 ош. = 3; >2 ош. = 2)

слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-) слова с корнями раст-ращ-рос
Роспуск, росчерк, разжигать, расклад, рассечь. Расти, растение, ростовщик, росток, растительность.

Первичное закрепление.
— Задание на раздаточном материале: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.
Р_здать, р_списание, р_списка, р_спись, р_склад, р_зливать, р_слый, р_зыскивать, р_зыск, р_зжиг, р_спуск, р_зыграть, р_зыгрыш, р_схаживать, р_счёсывать.
— Все ли слова необходимо было записать? Какое слово было лишнее? Почему?
Д/З
Рефлексия (подведение итогов занятия)

Приложенные файлы

profhelp.net

Правописание приставок РАЗ-(РАС-) – РОЗ-(РОС-).


Тема. Правописание приставок РАЗ-(РАС-) – РОЗ-(РОС-).
Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, развития критического мышления
Цель урока: Ознакомление с правописанием приставок раз- (рас-) – роз-(рос-).
Задачи урока:
Обучающие: 
1.Выявить условия выбора гласных з-с в приставках;
2.Формировать навык написания приставок раз-/рас-;
3.Развить умение формулировать определение понятий;
5.Обогащать словарный запас учащихся;
6.Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие: 
1.Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных;
2.Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
3.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
4.Развивать умение применять новые знания;
Воспитательные: 
1.Воспитание интереса и уважения к родному языку;
2.Воспитание ценностного отношения к слову;
3.Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока:
1.Организационный момент
Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно Слушаем внимательно. Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим.
Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2. Актуализация знаний
Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь – не веришь». 
Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите “1”, если нет – “0”.
1. Раздел науки о языке, изучающий части слова – основа.
2. Значимая часть слова – морфема.
3. Основа — часть слова без окончания.
4. Окончание — морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.
5. Корень — главная значимая часть слова.
6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень.
7. Приставка — морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова.
— А теперь давайте проверим ваши ответы. Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки — ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки – «4», кто допустил 3-4 ошибки – «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 . 
3.Практическая работа с языковым материалом.
Раз- или рас-? Тратить, звонить, жечь, считать, таять, чертить.
Делается вывод, формулируется правило самими детьми.- Молодцы, теперь давайте обратимся к учебнику на с.44.
4.Продолжим узнавать новое о приставках рас-, раз-, рос-,роз-.
— Задание: спишите, вставив пропущенные буквы, объясните выбор графически. (Слова на доске)
Ро_вальни, ро_пись, ра_задорить, ро_сыпь, ра_считать, ра_влечься, ро_сказни, ра_дать.
— Посмотрите внимательно на написание этих приставок. Всё ли здесь понятно? Что необычного вы видите? (в каких-то приставках пишется буква а, а в каких-то — о)
4.Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.
Дети формулируют тему и цели урока.
5.Первичное усвоение новых знаний.
— Давайте с вами проследим тенденцию и постараемся сделать вывод. Посмотрите, что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква О. Теперь — что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква А. Как вы думаете, от чего может зависеть написание букв а и о в этих приставках? 
Дети высказывают предположения. Если никто не догадывается, учитель предлагает детям во всех словах проставить ударения.
Дети формулируют правило:
В ПРИСТАВКАХ РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕТСЯ БУКВА О, БЕЗ УДАРЕНИЯ — А.
Мне сказали: «Папа должен рядом с двойкой расписаться».Роспись делает художник,папа мог разволноваться.
Чтобы избежать расправы,одним росчерком пераставлю закорючку справа,рядышком с оценкой 2.
Разгадал мой ход учительи устроил мне разнос,россыпью слова рассыпалвсе с приставкой раз- и роз-:
розыгрыш, развал, раскраска,розыск, россказни, разбор,розвальни, разбег, развязка,розги, розжиг, разговор.Выдаю без размышленьязвонким голосом своим: — Пишем а без ударенья,  пишем эс перед глухим!
6. Динамическая минутка.– Поиграем в

schoolfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *