Правописание приставок рос рас – Приставка раз- (рас-) / роз- (рос-)
Правописание приставок раз-(рас-), роз-(рос-). — русский язык, уроки
Тема. Правописание приставок РАЗ-(РАС-) – РОЗ-(РОС-).
Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, развития критического мышления
Цель урока: Ознакомление с правописанием приставок раз- (рас-) – роз-(рос-).
Задачи урока:
Обучающие:
1.Выявить условия выбора гласных з-с в приставках;
2.Формировать навык написания приставок раз-/рас-;
3.Развить умение формулировать определение понятий;
5.Обогащать словарный запас учащихся;
6.Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
1.Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных;
2.Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
3.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
4.Развивать умение применять новые знания;
Воспитательные:
1.Воспитание интереса и уважения к родному языку;
2.Воспитание ценностного отношения к слову;
3.Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока:
1.Организационный момент
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2. Актуализация знаний
Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь – не веришь».
Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите “1”, если нет – “0”.
1. Раздел науки о языке, изучающий части слова – основа.
2. Значимая часть слова – морфема.
3. Основа — часть слова без окончания.
4. Окончание — морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.
5. Корень — главная значимая часть слова.
6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень.
7. Приставка — морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова.
— А теперь давайте проверим ваши ответы. Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки — ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки – «4», кто допустил 3-4 ошибки – «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 .
3.Практическая работа с языковым материалом.
Раз- или рас-? Тратить, звонить, жечь, считать, таять, чертить.
Делается вывод, формулируется правило самими детьми.
— Молодцы, теперь давайте обратимся к учебнику на с.44.
4.Продолжим узнавать новое о приставках рас-, раз-, рос-,роз-.
— Задание: спишите, вставив пропущенные буквы, объясните выбор графически. (Слова на доске)
Ро_вальни, ро_пись, ра_задорить, ро_сыпь, ра_считать, ра_влечься, ро_сказни, ра_дать.
— Посмотрите внимательно на написание этих приставок. Всё ли здесь понятно? Что необычного вы видите? (в каких-то приставках пишется буква а, а в каких-то — о)
4.Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.
Дети формулируют тему и цели урока.
5.Первичное усвоение новых знаний.
— Давайте с вами проследим тенденцию и постараемся сделать вывод. Посмотрите, что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква О. Теперь — что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква А. Как вы думаете, от чего может зависеть написание букв а и о в этих приставках?
Дети формулируют правило:
В ПРИСТАВКАХ РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕТСЯ БУКВА О, БЕЗ УДАРЕНИЯ — А.
Мне сказали: «Папа должен
рядом с двойкой расписаться».
Роспись делает художник,
папа мог разволноваться.
Чтобы избежать расправы,
одним росчерком пера
ставлю закорючку справа,
рядышком с оценкой 2.
Разгадал мой ход учитель
и устроил мне разнос,
россыпью слова рассыпал
все с приставкой раз- и роз-:
розыгрыш, развал, раскраска,
розыск, россказни, разбор,
розвальни, разбег, развязка,
розги, р озжиг, разговор.
Выдаю без размышленья
звонким голосом своим:
— Пишем а без ударенья,
пишем эс перед глухим!
6. Динамическая минутка.
– Поиграем в игру: если называется слово с приставкой на раз- , то вы топаете, если на рас-, то вы хлопаете.
Слова: разогнаться, растоптать, разуться, распечатать, разбежаться, растолкать, раздеть, разгневаться, разодеться.
(Слова могут задаваться и самими ребятами как соревнование между рядами).
7.Первичная проверка понимания.
— На что очень похожи приставки раз- (рас-) – роз-(рос-)?
— Как их отличить друг от друга?
— Давайте потренируемся в разграничении приставок и омонимичных корней.
Распределительный диктант: в левый столбик дети записывают слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-), в правый — с корнями раст- ращ- рос.
Роспуск, расти, растение, росчерк, разжигать, ростовщик, расклад, рассечь, росток, растительность.
Взаимопроверка (0 ош. = 5; 1 ош. = 4; 2 ош. = 3; 2 ош. = 2)
слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-) | слова с корнями раст-ращ-рос |
Роспуск, росчерк, разжигать, расклад, рассечь. | Расти, растение, ростовщик, росток, растительность. |
8.Первичное закрепление.
— Задание на раздаточном материале: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.
Р_здать, р_списание, р_списка, р_спись, р_склад, р_зливать, р_слый, р_зыскивать, р_зыск, р_зжиг, р_спуск, р_зыграть, р_зыгрыш, р_схаживать, р_счёсывать.
— Все ли слова необходимо было записать? Какое слово было лишнее? Почему?
9.Рефлексия деятельности. Подведение итогов занятия.
— Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги.
1. Какова была цель нашего урока?
2.Выполнили мы поставленные цели?
3.Продолжите предложение:
Я узнал …
Мне удавалось …
Я испытывал трудности …
4. Подсчитайте свои баллы, выставьте соответствующую оценку за работу.
Ребята, сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).
10.Домашнее задание.
Выучить § 7.Задание на ваш выбор.
1.Составить алгоритм написания приставки РАЗ- и РАС- в словах в форме сказки, то есть описать необходимые действия , а также порядок их выполнения с целью решения поставленной задачи. (Что надо делать, чтобы правильно написать приставку в слове?)
2.Распределить слова по столбикам.
Р_здать, р_списание, р_списка, р_спись, р_склад, р_зливать, р_слый, р_зыскивать, р_зыск, р_зжиг, р_спуск, р_зыграть, р_зыгрыш, р_схаживать, р_счёсывать.
3. Выполнить упражнение 71.
— Завершая урок, хочу
пожелать вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.Спасибо за урок!
kopilkaurokov.ru
Какие бывают приставки в русском языке?
Приставки в русском языке — это значимые части слов, которые находится перед корнем или другой приставкой и служат как для образования новых слов (автор — соавтор, вне — извне), так и для образования некоторых форм одного и того же слова (громко → громче, погромче).
В зависимости от происхождения в русском языке существуют исконно русские и иноязычные приставки.
Происхождение приставки | Значение приставки | Существующие приставки |
---|---|---|
Традиционно русские приставки | словообразование, формообразование | без-/бес-, в-/во-, воз-/вос-/возо-, вз-/вс-, вы-, до-, за-, из-/ис-/изо-, на-, наи-, недо-, над-/надо-, не-, низ-/нис-/низо-, о-, об-/обо-, обез-/обес-, от-/ото-, па-, пра, по-, под-/подо-, пере-, пре-, пред-/предо-, при-, про-, раз-/рас-/разо-, с-/со-, су-, через-/черес-/чрез- |
Иностранные | словообразование, неологизмы | а-, ана-, анти-, архи-, гипер-, гипо-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, квази-, кило-, контр-, макро-, микро-, мега-, мата-, мульти-, орто-, пан-, пара-, пост-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, зкстра-, экс- |
По написанию различают приставки, которые пишутся одинаково и приставки, написание которых зависит от того, с какого звука начинается корень слова. Отдельно можно выделить смысловые приставки, написание которых зависит от их значения в слове.
Правописание приставок
Тип приставок | Вид приставки | Условие | Примеры |
---|---|---|---|
Неизменяемые | Взо-, во-, до-, за-, изо-, ко-, на-, над-, надо-, наи., недо-, о-, об-, обо-, от-, пере-, по-, под-, пред-, про- с-, со-, среди-, через-черес- | Всегда пишутся одинаково | Сжечь, обтекаемый, наслаждение, отблеск, подписчик, происшествие, предшественник, доверенный, перешеек. |
Гласные в приставках | Раз-/рас-, роз-/рос- | Под ударением пишем «о», без ударения – «а» | Ро́звальни – разва́л, ро́спись – распи́ска, ро́зыгрыш – разыгра́ть |
Приставки заканчивающиеся на «з», «с» | Без-, бес- Воз-, вос- Из-, ис- Низ- , нис- Раз-, рас- Роз-, рос- Через-, черес- | Перед гласными и звонкими согласными пишем «з», перед глухими согласными — «с» | Безвкусный-беспрерывно, взрыхленный-вскопанный, неизгладимое- исчерпанный, низвергать-ниспровергать, разбросать-расчистить, розыск-роспуск, чрезмерный-чересполосица |
Пре- и при- | Пре- | = очень | Предлинный |
= -пере | Прервать | ||
При- | Приближение | Прилететь | |
Присоединение | Пришить | ||
Неполнота действия | Присесть | ||
Близость | Приморский |
Дополнительный материал
Поинтересуемся, что такое приставка.Рассмотрим поподробнее, какие бывают приставки в русском языке.
Исконно русские приставки
Первый взгляд на приставку — это ее происхождение.
Абсолютное большинство приставок русского языка являются исконно русскими.
К ним относятся следующие приставки:
в-/во-, вы-, до-, за-, о-, об-, от-, по-, под-, пред-, на-, над-, не-, пере-, при-, с-/со-, у- и пр.
Русские исконные приставки, заканчивающиеся на согласный звук, пишутся одинаково, независимо от того, с какого звука, звонкого или глухого, начинается корень слова, например:
- отбросить — отхватить
- поджать — подпереть
- надрубка — надклеить
- обдумать — обхватить
- вдавить — входить
- предгорный — предписать.
Правописание приставок раз-/рас-, роз-/рос-
В безударном положении в приставках пишется такая гласная, которая слышится в этой же приставке под ударением. Для этого следует подобрать другое слово, в котором эта приставка находится под ударением, например:
- отрасти́ — о́тблеск
- нарва́ть — на́прочь
- подписа́ть — по́дпись
- надписа́ть — на́дпись.
Это правило не распространяется на написание приставок раз-/рас-, роз-/рос-, в которых без ударения пишется буква «а», а под ударением — «о», например:
- развали́ться — ро́звальни
- расписа́ть — ро́спись
- разыгра́ть — ро́зыгрыш
- распустить — ро́спуск.
Исключение
В прилагательном «розыскно́й» без ударения пишется приставка роз-.
Приставки заканчивающиеся на «з» и «с»
Следует уделить внимание написанию русских приставок, оканчивающихся на «з» или «с». Их написание напрямую зависит от того, с какого звука начинается корень слова. Если в корне слова начальный звук звонкий (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р), то пишем приставки без-, вз-/воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, например:
- безголосый
- вздохнуть
- издать
- низвергнуть
- раздумье
- розвальни
- чрезмерный.
Если в корне слова начальный глухой согласный (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), то пишем соответственно все те же приставки только с буквой «с», например:
- бескозырка
- вспылить
- испугать
- ниспровержение
- расклеить
- роспись
- чересполосица.
Остается неизменной приставка «с», хотя в составе слов произносится по-разному.
Сравните:
сбить, сгноить, сдать, сдирать
Вместо «с» перед звонкими согласными корня этих слов слышится звук [з]. Но запомним, что в русском языке существует только приставка с-, независимо от звучания слова.
Начальная буква «з» может быть только в корне слов:
- здоровье
- здравствовать
- здравица
- здравница
- здание
- здесь
- здешний
- здравствуй
- нет ни зги
- и др.
Запомним написание слов с начальным «с» в корне слов:
- сдоба
- сдобный
- сбруя.
Приставки пре- и при-
Приставки пре- и при- традиционно назовем смысловыми. Выбор их написания в слове зависит от семантики, или значения, приставки.
Различай по значению | При- | Пре- |
Притворить дверь (неполнота действия) | Претворить в дело | |
Приумножить (прибавление) | Преумножить (= очень) | |
Придавать значение (соединение) | Предавать друзей | |
Приклониться к земле (приближение) | Преклоняться перед талантом (очень уважать) | |
Прибывать к месту сбора (приближение) | Пребывать в городе N. (находиться где-либо) | |
Приёмник (радиоприемник) | Преемник (последователь) | |
Привратник (сторож) | Превратный (ложный, искаженный) | |
Придел (пристройка) | Предел (граница) | |
Приставить что-либо к чему-либо | Преставиться (умереть) — светопреставление | |
Призреть (приютить, присматривать) | Презреть (пренебречь) | |
Приступить (начать) | Преступить закон (=пере) | |
Запомнить | Привилегия, примитивный, привередливый, привычка, приключение, присутствовать, призер, примадонна, приоритет, присмиреть, примат, приватный (частный, неофициальный), природа, пример | Претензия, президиум, прелюдия, презумпция, премьера, претендент, преамбула, прерогатива, престиж, прецедент, президент, превалировать, презентовать, предание, препятствие, прекословить, пресловутый, препона, преферанс |
Приставка при— пишется в словах, если она имеет следующие значения:
1. близость местоположения, рядом
- пришкольный
- Приднепровье
- пригород;
2. приближение
- приехать
- прибыть
- примчаться;
3. присоединение
- привинтить
- прибить
- пришить
- привязать
- пришвартоваться;
4. неполнота действия или действие на ограниченный срок
- прилечь
- приоткрыть
- приглушить звук
- притихнуть
- принарядиться
- приспустить;
5. доведение действия до конца, до желаемой цели
- придумать
- прищуриться
- пристрелить
- приучить;
6. действие, сопутствующее другому действию
- пританцовывать
- прихлопывать
- присвистывать.
Приставка пре- в прилагательных и наречиях обозначает предельную степень качества и равнозначна слову «очень» в словах:
- премилый
- предобрый
- пресимпатичный
- прегрубый
- предерзкий
- пребольно
- предовольно и т. д.
В глаголах приставка пре- обозначает действие, превосходящее какую-нибудь меру, норму:
- превозносить
- превысить
- превосходить
- преувеличивать.
Приставка пре- синонимична приставке пере- в словах:
- прервать — перервать
- преградить — перегородить.
В ряде слов значение этимологических приставок при- и пре- затемнено, поэтому написание этих лексем следует запоминать:
- привет, причудливый, пример, прибор, прилежный;
- непреложный, преследовать, прекословить, прекословить, пресловутый, пресмыкаться, престол, преминуть, (знаки) препинания, преимущество.
Иноязычные приставки
Наряду с русскими приставками в составе многих слов можно выделить иноязычные приставки, имеющие латинское или греческое происхождение.
Примеры
а-, анти-, архи-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, контр-, пан-, пост-, про-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экс-
Греческая приставка анти- синонимична русской приставке противо-, например:
- антивирус
- антигенный
- антидот
- антимагнитный.
Латинская приставка контр- имеет значение «против», например:
- контрразведчик
- контрмеры
- контрзаявление.
Греческая приставка гипер- имеет значение «сверх, больше нормы» и синонимична русской приставке сверх-, например:
- гиперфункция
- гипертоксикоз
- гиперкомплексный.
Приставка гипо- имеет противоположное значение «ниже нормы, понижение», например:
- гиповитаминоз
- гипогликенемия
- гиподинамия.
Значение иноязычных приставок
Дополнительный материал
Узнаем о значении всех иноязычных приставок.Запомним заимствованные слова с начальным элементом пре-:
преамбула, прелюдия, превалировать, президент, президиум, премьера, препарат, препона, претендент, преферанс, прецедент, презент, премировать.
А вот эти заимствованные слова пишутся с начальным при-:
приватный, примадонна, примат, примитив, привилегия, приоритет.
Видеоурок
russkiiyazyk.ru
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК теория
Правописание приставок входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 9).
Гласные в приставках
Большинство приставок пишутся единственным образом: ЗА-, НАД-, ДО-, ОБ-, ОТ-, ПО-, ПОД-. Лишь в некоторых из них гласные чередуются.
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Приставка ПРЕ- используется:
- В значении «очень, самый» – преумный
- Если приставку можно заменить на ПЕРЕ – преградить
Непроверяемые случаи: презентация, президиум, презентабельный, презумпция, прельстить, президент, прерогатива, непременно, преамбула, препятствие, превалировать, препарат, преследовать, престижный, презент, прелюдия, претензия, превзойти, премьера, пренебрегать, пренебрежение, камень преткновения, знаки препинания.
Приставка ПРИ- используется:
- В значении «приближение» – приехать
- В значении «присоединение» – приклеить
- В значении «пространственная близость» – приморье
- В значении «неполнота действия» – прилечь
- В значении «действие в своих интересах» – припрятать
Правописание приставок ПРО- и ПРА-
Приставка ПРА- используется только в значении родства: прародители, прабабушка, праотцы.
Во всех остальных случаях используется приставка ПРО-: проверка, прообраз.
Правописание приставок РОС(З)- и РАС(З)-
Без ударения всегда пишутся приставки РАС- или РАЗ-. Приставки РОС- и РОЗ- могут быть только под ударением.
Исключение: розыскной.
Согласные в приставках
Большинство приставок пишутся единственным образом: С-, НАД-, ОТ-, ПОД-, ПРЕД-, ОБ-. Лишь в некоторых из них согласные чередуются.
Обратите внимание: БЛИЗ – это корень, поэтому пишется всегда единственным образом.
Правописание приставок, заканчивающихся на З и С
Для проверки согласных З и С в конце приставки используется следующее правило: если после приставки звонкий согласный, то она заканчивается на -З, если после приставки глухой согласный, то она заканчивается на -С:
- ИЗ- и ИС-: изменить, использовать
- НИЗ- и НИС-: низвергать, снисходить
- РАЗ- и РАС-: развезти, рассыпать
- РОЗ- и РОС-: розыск, россыпь
- ВОЗ- и ВОС-: возрасти, восполнить
- ВЗ- и ВС-: взбежать, вскарабкаться
- БЕЗ- и БЕС-: бездомный, бесполезный
- ЧРЕЗ- и ЧЕРЕС-: чрезмерный, чересчур
Правописание иноязычных приставок
Проверить, какая согласная пишется в конце приставок ДЕЗ(С)-, ДИЗ(С)- и ЭКЗ(С)-, можно по правилу: если после приставки гласная, то пишется З, во всех остальных случаях пишется С.
Буквы И и Ы после приставок
Буква И в корне меняется на Ы после русскоязычных приставок, заканчивающихся на согласный (кроме СВЕРХ- и МЕЖ-).
Исключение: взимать.Примеры иноязычных приставок: ПОСТ-, ИН-, КОНТР-, АД-, ДЕЗ-, ДИЗ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ИНТЕР-, СУБ-, ПАН- и др.
Обратите внимание: двух-, трех-, четырех- не являются приставками!
Примеры:
- Предыстория, сызмала, разыскать – И заменилась на Ы
- Контригра, сверхидеальный, поискать – замена не происходит
worksbase.ru
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Мотивация к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне | Включение в деловой ритм | Подготовка класса к уроку Ученики готовят учебные принадлежности. | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2.Актуализация знаний 1)Цель: устранить пробелы в знаниях учащихся 2) Цель: обеспечить развитие познавательного интереса учащихся 3)Цель: повторить пройденный материал, проверить степень усвоения материала | 1)Работа со слабоуспевающими учащимися (карточки) 2) Работа со способными учениками ( карточки) 3) Объяснительный диктант Приехал цирк, разрастались кусты сирени, породистый скакун, прилагать усилия, обрастать шерстью, облагать налогами, отраслевые хозяйства, обгореть на солнце, встретить зарю, написать цифры, ростки очень маленькие, загорелый Ростислав, нашло озарение.
| 1.Выполняют работу Выполняют работу, комментируя написание слов | (П), (Р), (Л) (Р), (Л) П |
3. Постановка учебной задачи Цель: обеспечение восприятия, осмысление темы урока. | Мы переходим к новой теме урока: «Правописание приставок раз-рас, роз-рос». — Какую цель мы поставим себе сегодня на уроке? — Что мы должны для этого сделать? | Отвечают на вопрос, ставят цель, предполагают результат, предлагают план действий. | формулирование цели, темы (П – общеучебное) ( Р) Постановка вопросов ( К) Формулирование проблемы ( П – логическое) |
4. Работа по теме урока Цель: обеспечить усвоение темы урока | 1Исследование проблемы: анализ материала на стр.197 2. Практика: стр.197, упр.118. | Выполняют задание: — отвечают на вопросы; — делают упражнения, учатся рассуждать. | (Р) (Л) (П) ( Р) ( П ) Сотрудничество в поиске и выборе ( К) информации |
5.Закрепление Цель: закрепление изученного материала | Упр.119 | Закрепляют материал, полученный ранее, выполняют задание, | (Л) Контроль ( Р) Оценка ( Р) Коррекция ( Р) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач ( П – общеучебные). (Л) |
6 Подведение итогов урока Цель: анализ урока | Фронтальный опрос, беседа по теме урока, что оказалось трудным, что осталось непонятым? | Выясняют, что было повторено, что хорошо помним и понимаем, а что предстоит подучить и закрепить | Контроль (Р) Коррекция (Р) Выделение (К) |
7.Рефлексия деятельности Цель: закрепление и коррекция способов действия. | Учитель уточняет, достигли ли мы цели, поставленной в начале урока, достиг ли её каждый из учеников, предлагает оценить свою деятельность на уроке — Анализ собственных результатов ( по картам). Дома: упр.120 | Осуществляют самооценку собственной деятельности, деятельности всего класса: достигли ли мы цели, которую поставили перед собой? | (Л) Умение выражать свои мысли ( К) Рефлексия ( П) Смыслообразование ( Л) |
kopilkaurokov.ru
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме « Правописание приставок роз-(рос-), раз-(рас-)»
Тема: « Правописание приставок роз-(рос-), раз-(рас-)»
Учитель: Звягина Юлия Юрьевна. МБОУ «Плесецкая школа»
Тип урока: комбинированный.
Технологическая карта изучения темы
Тема | Орфограммы и орфографические правила. |
Цели. | Образовательные: 1) Узнать, от каких условий зависит написание букв о и а в приставках роз-,(рос-), раз-, (рас-). 2) Отличать приставки роз-(рос-),раз-, (рас-) от омонимичных корней. Формировать УУД: — Личностные УУД: осознавать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности. — Регулятивные УУД: определение и формирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей — Коммуникативные УУД: общение и взаимодействие с одноклассниками; — Познавательные УУД: структуирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую. |
Планируемый результат | Предметные: Знать, что в данных приставках а пишется без ударения, о под ударением. Личностные: уметь проводить оценку своей деятельности и работы одноклассников Метапредметные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней (Р), общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией (К), осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Применять методы информированного поиска. |
Основные понятия | Орфограмма, приставка, ударение, правильное написание. |
Ресурсы | УМК, русский язык, 5 класс под ред. Шмелёва, иллюстративный материал. |
Организация пространства | Фронтальная работа, парная, групповая |
Ход и структура урока.
Мотивация учебной деятельности.
Объяснительный диктант. Запишите слова, объясните написание приставок.
Подписать, отнимать, записать, надписать, обнимать, называть, отдыхать, дописать, подача, причуда, приключение, прилежный.
Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.
Задание: спишите, вставив пропущенные буквы. Выделите приставки.
Р..звальни, р..спись, р..ззадорить, р..сыпь, р..ссчитать, р..звлечься, р..сказни, р..здать.
— Самопроверка.
— Посмотрите внимательно на написание этих приставок. Что необычного вы здесь видите? (в каких-то приставках пишется о, в каких-то а)
— Сформулируйте тему урока. Цели. Запишем тему урока.
3. Первичное усвоение новых знаний.
— Посмотрите внимательно на слова, которые вы записали.
— Как вы думаете, от чего зависит написание о,а в этих приставках? (от ударения)
— Попробуйте сами сформулировать правило о правописании приставок рос-, роз-,
рас-, раз.
— Обратимся к нашему учебнику. (Стр. 197) Прочитайте правило. Убедились ли вы
в правильности нашей догадки?
Физкультминутка.
Потрудились – отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд
Влево вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
5. Первичная проверка понимания. А) Упр. 118 (1 человек у доски с объяснением)
Б)- На что похожи эти приставки? (на корни с чередованием)
— Как их отличить друг от друга?
— Давайте потренируемся в разграничении приставок и омонимичных корней.
Распределительный диктант. В левый столбик – слова с приставками рос-, роз, рас-, раз-, в правый – с корнями –рос-, -раст-, -ращ- со взаимопроверкой.
О ошибок – 5, 1 ош. – 4, 2 ош. – 3, больше двух ошибок – 2.
Расти, растение, ростовщик, росток, растительность.
Роспуск,росчерк, разжигать, расклад, рассечь.
6. Первичное закрепление.
Работа в паре.
Задание на раздаточном материале: спишите слова с приставками, вставьте пропущенную букву, обозначьте орфограмму. 1 человек на обратной стороне доски.
Р..здать, р..списание, р..списка, р..спись, р..склад, р..зливать, р..слый, р..зыскивать, р..зыск, р..зжиг, р..спуск, р..зыграть, р..зыгрыш, р..схаживать, р..счёсывать.
— Какое слово было лишнее? Почему?
Самопроверка.
6. Закрепление. Упр. 119.
7. Игра «Составь слово»
— Взяв из других слов выделенные морфемы, составьте слово.
Раскатистый, предел, чистить, петь. (работа в группе)
— Почему в этом слове надо писать приставку раз-? (без ударения)
8. Дом. зад. Упр.120, дополнительно для желающих: составить словарный диктант на данную орфограмму.
9. Рефлексия урока.
— Поднимите карточки, оцените свою работу на уроке.
— Понял всё (красная)
— Понял не всё (жёлтая)
— Ничего не понял (зелёная)
— Работал хорошо, не очень, плохо.
— Оцените работу на уроке своего соседа по парте.
10. Итог урока. – Какую цель мы ставили в начале урока?
— От чего зависит написание о,а в приставках рос-, роз, рас-, раз-?
— Достигли ли мы цели на уроке?
.
kopilkaurokov.ru
Правописание приставок роз- (рос-), раз- (рас-)
Урок по теме “Правописание приставок роз- (рос-), раз- (рас-)”.
Урок усвоения новых знаний.
Цели и задачи:
Узнать, от каких условий зависит написание букв о и а в этих приставках;
Научиться использовать полученные знания на практике;
Отличать приставки роз- (рос-), раз- (рас-) от омонимичных корней.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
— От каких морфем нужно уметь отличать приставки? Как это сделать?
— От каких условий зависит написание приставок на з-с?
— Какой диалог помогает нам вспомнить все глухие согласные?
— Какую приставку нельзя относить к этой группе? Почему?
Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.
— Задание: спишите, вставив пропущенные буквы, объясните выбор графически. (слова на доске)
Ро_вальни, ро_пись, ра_задорить, ро_сыпь, ра_считать, ра_влечься, ро_сказни, ра_дать.
— Посмотрите внимательно на написание этих приставок. Всё ли здесь понятно? Что необычного вы видите? (в каких-то приставках пишется буква а, а в каких-то — о)
Дети формулируют тему и цели урока.
Первичное усвоение новых знаний.
— Давайте с вами проследим тенденцию и постараемся сделать вывод. Посмотрите, что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква О. Теперь — что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква А. Как вы думаете, от чего может зависеть написание букв а и о в этих приставках?
Дети высказывают предположения. Если никто не догадывается, учитель предлагает детям во всех словах проставить ударения.
Дети формулируют правило: В ПРИСТАВКАХ РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕТСЯ БУКВА О, БЕЗ УДАРЕНИЯ — А.
*правило для более лёгкого запоминания оформляется в виде схемки:
Первичная проверка понимания
— На что очень похожи эти приставки?
— Как их отличить друг от друга?
— Давайте потренируемся в разграничении приставок и омонимичных корней.
Распределительный диктант: в левый столбик дети записывают слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-), в правый — с корнями раст-ращ-рос.
Роспуск, расти, растение, росчерк, разжигать, ростовщик, расклад, рассечь, росток, растительность.
*взаимопроверка (0 ош. = 5; 1 ош. = 4; 2 ош. = 3; >2 ош. = 2)
слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-) слова с корнями раст-ращ-рос
Роспуск, росчерк, разжигать, расклад, рассечь. Расти, растение, ростовщик, росток, растительность.
Первичное закрепление.
— Задание на раздаточном материале: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.
Р_здать, р_списание, р_списка, р_спись, р_склад, р_зливать, р_слый, р_зыскивать, р_зыск, р_зжиг, р_спуск, р_зыграть, р_зыгрыш, р_схаживать, р_счёсывать.
— Все ли слова необходимо было записать? Какое слово было лишнее? Почему?
Д/З
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Приложенные файлы
profhelp.net
Правописание приставок РАЗ-(РАС-) – РОЗ-(РОС-).
Тема. Правописание приставок РАЗ-(РАС-) – РОЗ-(РОС-).
Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, развития критического мышления
Цель урока: Ознакомление с правописанием приставок раз- (рас-) – роз-(рос-).
Задачи урока:
Обучающие:
1.Выявить условия выбора гласных з-с в приставках;
2.Формировать навык написания приставок раз-/рас-;
3.Развить умение формулировать определение понятий;
5.Обогащать словарный запас учащихся;
6.Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
1.Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных;
2.Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
3.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
4.Развивать умение применять новые знания;
Воспитательные:
1.Воспитание интереса и уважения к родному языку;
2.Воспитание ценностного отношения к слову;
3.Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока:
1.Организационный момент
Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно Слушаем внимательно. Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим.
Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2. Актуализация знаний
Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь – не веришь».
Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите “1”, если нет – “0”.
1. Раздел науки о языке, изучающий части слова – основа.
2. Значимая часть слова – морфема.
3. Основа — часть слова без окончания.
4. Окончание — морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.
5. Корень — главная значимая часть слова.
6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень.
7. Приставка — морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова.
— А теперь давайте проверим ваши ответы. Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки — ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки – «4», кто допустил 3-4 ошибки – «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 .
3.Практическая работа с языковым материалом.
Раз- или рас-? Тратить, звонить, жечь, считать, таять, чертить.
Делается вывод, формулируется правило самими детьми.- Молодцы, теперь давайте обратимся к учебнику на с.44.
4.Продолжим узнавать новое о приставках рас-, раз-, рос-,роз-.
— Задание: спишите, вставив пропущенные буквы, объясните выбор графически. (Слова на доске)
Ро_вальни, ро_пись, ра_задорить, ро_сыпь, ра_считать, ра_влечься, ро_сказни, ра_дать.
— Посмотрите внимательно на написание этих приставок. Всё ли здесь понятно? Что необычного вы видите? (в каких-то приставках пишется буква а, а в каких-то — о)
4.Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.
Дети формулируют тему и цели урока.
5.Первичное усвоение новых знаний.
— Давайте с вами проследим тенденцию и постараемся сделать вывод. Посмотрите, что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква О. Теперь — что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква А. Как вы думаете, от чего может зависеть написание букв а и о в этих приставках?
Дети высказывают предположения. Если никто не догадывается, учитель предлагает детям во всех словах проставить ударения.
Дети формулируют правило:
В ПРИСТАВКАХ РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕТСЯ БУКВА О, БЕЗ УДАРЕНИЯ — А.
Мне сказали: «Папа должен рядом с двойкой расписаться».Роспись делает художник,папа мог разволноваться.
Чтобы избежать расправы,одним росчерком пераставлю закорючку справа,рядышком с оценкой 2.
Разгадал мой ход учительи устроил мне разнос,россыпью слова рассыпалвсе с приставкой раз- и роз-:
розыгрыш, развал, раскраска,розыск, россказни, разбор,розвальни, разбег, развязка,розги, розжиг, разговор.Выдаю без размышленьязвонким голосом своим: — Пишем а без ударенья, пишем эс перед глухим!
6. Динамическая минутка.– Поиграем в
schoolfiles.net