cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Практико ориентированный подход – Статья на тему: Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов

Содержание

Статья на тему: Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов

В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применении практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании  профессиональных компетенций  личности студента  в соответствии с ФГОС СПО.

 Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов

На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.

Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи.

ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.

Несмотря на значимость практико-ориентированного обучения для современного профессионального образования, его содержание и формы еще не получили достаточной теоретической и методической разработки. В педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих специалистов в образовательной среде учебного заведения, не существует соответствующей модели, реализация которой могла бы обеспечить возможность повышения качества подготовки специалистов в разных отраслях производства.

Создание практико-ориентированной  образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.

Что же такое практико-ориентированный подход в обучении специалистов?

Существует, по крайней мере, три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе практико-ориентированного обучения.

Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики (Ю. Ветров, Н. Клушина).

Второй подход, (авторы Т. Дмитриенко, П. Образцов) при практико-ориентированном обучении предполагает использование профессионально — ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.

Третий, наиболее широкий подход, очень ёмко сформулировал Ф. Г.  Ялалов в деятельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков — опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом.

Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход.

В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков — опыта практической деятельности. В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. А само приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической триады “ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ” путем формирования у обучающихся практических умений и навыков. При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — НАВЫКИ — ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Поэтому сегодня молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат на переквалификацию от компаний, в которых они работают.

Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников  и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности.

Для преодоления обозначенных проблем необходимо уже сегодня переопределить принципы, методы и процедуры формирования содержания профессионального образования, а также согласовать стандарты по подготовке специалистов с профессиональными стандартами  определенной области.

При организации обучения специалиста и формировании содержания образования акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.

В основу реализации данных принципов должны быть положены:

  • реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу;
  • специфика профессиональной деятельности специалистов, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами;
  • интеграция знаний, методов различных областей науки и  практики.

Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию  профессиональных компетенций  личности студента.

 1 этап – Смысловой  

Адаптация к образовательному пространству. У студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.

2 этап – Ценностный  

Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов. Самостоятельность в определении задач профессионального и личностного развития.

Задания лабораторно-практических работ должны быть нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебного материала, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность. Выполнение лабораторно-практических работ целесообразно организовать с использованием ИКТ.

3 этап — Практический    

Непосредственное знакомство с професиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и активность позиции.

В период освоения учебных дисциплин/междисциплинарных курсов студенты разрабатывают проекты в малых группах по 5-6 человек, где в основу работы положен диалог. Диалог является средством выявления проблемы и путей ее решения. На этом этапе выполняется полный цикл исследовательской деятельности: от изучения предметной области и выделения проблемы до ее реализации.

Результатом учебной практики является разработанный под руководством специалистов  программный продукт для решения небольших по объему  задач, выбранных из круга актуальных проблем. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.

4 этап – Заключительный

Готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

К заключительному этапу обучения относится:

— производственная практика по виду профессиональной деятельности, сдача экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю;

— преддипломная практика и защита дипломного проекта (работы).

Задачи:  формирование практического опыта профессиональной деятельности на базе конкретного производства, освоение профессиональных и общих компетенций по виду профессиональной деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства; сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида профессиональной деятельности, написание курсовой работы (проекта). Во время преддипломной практики студенты выполняют конкретные задания, соответствующие должностным обязанностям рабочего (служащего), могут приниматься на работу на вакантные должности.

Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

Список литературы:

  1. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий,  Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012, www.sisp.nkras.ru
  2. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика, практика: Учебник для вузов. М., 2007
  3. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).
  4. Скамницкий А.А., Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании,  М., 2006. – 247 с.
  5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

nsportal.ru

Практико-ориентированный подход в обучении: технологии, цели и задачи

Практико-ориентированный подход в обучении разработан с целью не просто передать ученикам максимум полезных знаний, но и развить их в целом, дабы детям, подросткам было в будущем проще ориентироваться в жизни и строить ее с учетом собственных особенностей. Технологии и методики преподавания совершенствуются без остановки, но точно известно одно: хороший результат дают лишь те, что помогают создать у обучающегося положительное отношение к учебному процессу и исследуемому предмету. Одна из задач современного учителя – заинтересовать аудиторию в предмете, который он преподает.

Общая информация

Практико-ориентированный подход в обучении был разработан на базе следующего наблюдения: чем интереснее информация, чем она ближе конкретной личности, тем проще человеку воспринимать новые сведения. Знакомые данные усваиваются с меньшим трудом и усилиями. Учитель может таким образом оформить процесс работы, чтобы деятельность обучающихся была максимально результативной, передавая им только лишь действительно востребованные данные. Ориентированный на практику подход стал едва ли не самым удачным методом работы в таком ключе. Он основан на идее формирования такого процесса обучения, при котором содержание сочетается и в аспектах логики, и эмоционального, образного наполнения процесса. Ученики, получающие новые сведения по такой схеме, приобретают не только знания, но и получают реальный опыт применения полученного – они могут убедиться на своем опыте в том, что новая информация помогает решать актуальные проблемы и задачи, важные для жизни каждого. Вместе с тем образовательный процесс позволяет насытить обучающихся в аспектах творческого поиска и стремления к познанию, эмоциональному развитию.

Практико-ориентированный подход в обучении позволяет повысить результативность процесса получения учениками знаний. В некоторой степени это обусловлено механизмами, используемыми при выборе той информации, которая должна передаваться аудитории – у учащихся есть возможность оценить значимость преподаваемого материала и понять, в каких аспектах и каким образом его можно использовать на практике. Образовательный процесс предполагает творческие задания на дом, в ходе выполнения которых аудитория может черпать вдохновение из своей фантазии. Преподаватель, оформляя рабочий процесс, старается задействовать тот опыт, который уже есть у обучающихся, а также помогает сформировать новый, связанный с данными, которые передает слушателям. Этот опыт – основа развития каждого слушающего.

Важное и актуальное

Практико-ориентированный подход в обучении прекрасно сочетается с идеей гуманизма, так как помогает исключить негативное, отчужденное отношение к науке. Такой метод дает возможность показать аудитории, как повседневность связана со зданиями, как проблемы, сопряженные с жизнедеятельностью, можно решать, применяя преподаваемую информацию. Научные основы в рамках такой методики излагаются последовательно, с четким следованием правилам логики, при этом каждый шаг образовательного процесса включает материал, позволяющий слушателям осознать значение информации. Задача преподавателя, работающего по такой системе – ненавязчиво и доходчиво объяснять аудитории, как закономерности влияют на привычную жизнь.

Практико-ориентированная технология обучения позволяет сделать образовательный процесс результативнее, эффективнее, нежели многие классические подходы. Личностный статус каждого участника процесса становится выше, поскольку данные, которые он усваивает, применимы в повседневности. При взаимодействии обучающегося и преподавателя работает обратная связь, при этом описанная система помогает стимулировать интерес ученика творить, а значить, познавать ту радость, которую дает творчество. Чтобы этого добиться, необходимо сформировать такой процесс обучения, при котором образы, логика, эмоции сливаются в единое целое. Предметная информация становится незаменимым элементом ценностного знания, применимого в повседневности.

Важно для всех

Практико-ориентированная технология обучения позволяет заложить фундамент общественной мобильности и профессиональной вариабельности, поскольку с самого начала дети понимают, что окружающая среда и личность могут существовать в продуктивном балансе. Обучение при этом превращается в творческую задачу, одновременно являющуюся познавательной, и деятельность каждого представителя аудитории считается успешной. Полученные по итогам работы сведения наверняка будут востребованы в повседневной жизни слушателей. Правильная организация рабочего процесса помогает исключить отчуждение обучающегося от науки, объяснить ему, как жизнь связана со знаниями, как они помогают решать проблемы. Чтобы это было результативно, каждое занятие нужно строить в соответствии с рекомендованной структурой, сформированной таким образом, чтобы активизировать способность каждого слушателя мыслить образами и логично. Задача преподавателя – поднять личностный статус каждого, кто присутствует в классе, дать мотивацию обучающимся, объяснить, как образование связано с безопасностью в разных аспектах существования. Структура – это и содержательная часть образования, и процесс.

Программы практико-ориентированного обучения позволяют развить процесс воспитания и передачи полезной информации слушателям. Интерес к познанию у аудитории, с которой работают по такому пути, стоек и высок, одновременно растет уровень качества усваиваемых данных. Отмечается, что правильное применение такого подхода позволяет сделать жизнь слушателя безопасной, упрощает формирование его как полноценной личности с учетом нюансов культуры потребления, в которой вынуждены существовать современные люди. Не менее важный аспект – обучение аудитории воспринимать нюансы безопасности комплексно. Слушатели, обучающиеся по такой системе, раньше осознают, почему так важно вести себя правильно, а также приобретают навыки практической реализации.

Актуальность темы

Применение практико-ориентированного обучения, как считают аналитики, дает доступ к обширным возможностям обучения и образования. Использование такого подхода помогает передавать новым поколениям самые востребованные данные, не сомневаясь в качестве их усвоения. Работая с преподавателем, ученик понимает, почему для него лично так важны новые сведения, которые дает преподаватель, как это сказывается на его положении в обществе. Формируя программу работы со слушателями, следуя правилам описываемой методики, педагог должен отбирать только такой материал, подача которого возможна в формате равного диалога, в котором обучающийся становится полноценным собеседником и партнером, способным и имеющим полное право принять некоторое решение. При выборе материалов нужно помнить: подходят лишь сведения, повышающие практические аспекты образовательного процесса. Чтобы он был эффективнее, следует использовать образные и эмоциональные компоненты, за счет которых формируется интерес к работе у аудитории. Информационный поток, ежели слушатели заинтересованы, можно увеличить без потери качества усвоения, а также повысить эффективность понимания данных.

Как показывает практика, после окончания школы лица, получившие образование по описанной системе, имеют лучшее будущее в сравнении с теми, кто обучался по классической программе. Это связано с мотивацией каждой персоны. Преподаватель позволяет ученикам осознать, как полезные данные связаны с безопасностью личности и ее благополучием. Были проведены эксперименты, призванные проверить, насколько эффективен рассматриваемый способ. На практике доказано, что обучение – это творчество и процесс познания, который можно оформить так, что ученик получает востребованную информацию, ощущая себя успешным.

Рабочие особенности

После окончания школы ученик, получавший образование по рассматриваемой системе, располагает большим объемом знаний, которые тесно связаны с повседневными потребностями, а также раскрывают социальные особенности. Такое образование помогает школьникам сформировать свое мировоззрение. Одновременно учитель формирует у аудитории стойкую заинтересованность в познании нового. Чтобы добиться этого, нужно правильно выбрать материал для занятий и структурировать его для большей результативности подачи. Традиционный подход – оформление в блоки. Обязательными считаются блок алгоритма, внедрения, мотивации и синектики. Есть вариативные элементы – бинарные и посвященные преемственности, моделированию. Комбинирование нескольких блоков в рамках одного занятия – это эффективный метод повышения заинтересованности аудитории и удовлетворения ее любопытства и стремления к познанию. В равной степени охватываются и те, у кого доминирует левое полушарие, и люди с доминантой в виде правого.

Сущность практико-ориентированного обучения в передаче аудитории в понятной форме максимума полезной информации так, чтобы все слушатели осознавали, почему им пригодятся те или иные данные. Для этого можно прибегать к алгоритмам и схематическому представлению информации, к таблицам. Не менее важно пользоваться аналогиями, ассоциациями, забавными и поучительными, фантастическими короткими историями и яркими образами. Одна из основных идей рассматриваемого подхода – ориентация на индивидуальность каждого участника группы. Чтобы это было эффективным, можно применять новейшие технологии, современные структуры, агрегаты и аппараты, интересующие школьников и позволяющие повысить мотивацию каждого слушателя.

О структуре и работе

Технологии обучения с приобретением опыта накладывают ряд ограничений на структуру занятия. Если сравнивать уроки с классической схемой, привлекает внимание следующее отличие: наравне с содержанием есть процесс, в ходе которого содержательные аспекты используются эффективно, дабы ученики поняли на собственном опыте, какие и зачем им нужны знания. Обучающийся на комплексном уровне воспринимает исследуемый предмет, у него появляется перцептивный образ относительно сферы науки – удается осознать, как она присутствует в повседневной жизни. Одновременно для изучаемого объекта появляются практический, связанный с применением, и когнитивный образ, обусловленный информацией. Образовательная эффективность такого процесса гарантирует максимум воспитания и обучения с формированием стойкого интереса к освоению нового.

Как показали наблюдения, практико-ориентированное обучение в колледжах, школах, вузах позволяет увеличить уровень осознания познавательного процесса у аудитории. В рамках экспериментов были достигнуты контрольные показатели в 60%: именно у такого количества слушателей четко формировались ситуативная заинтересованность и стойкая. Повышается удельный вес эндогенной мотивированности ученика. Достижения, связанные с обучением, для классов, работающих по рассматриваемой системе, в среднем выше на 70 % в сравнении с традиционной схемой.

Вчера, сегодня, завтра

Проблемы, связанные с реализацией себя в жизни (к чему стремиться, кем работать) исключительно актуальны для многих возрастных групп. Традиционно считается, что эти вопросы наиболее сложны для школьников, которым еще только предстоит определиться со своим будущим, но на самом деле сталкиваются с такими дилеммами и те, кто уже закончил основную ступень образования, поскольку полученные в ходе обучения сведения так и не позволили сформировать точную картину мира, значит, понять, как приложить себя и свои таланты на практике и наилучшим методом. Самые современные подходы к процессу обучения направлены на исключение подобных ситуаций, как следствие – повышение уровня реализованности персон, общественного счастья.

Отмечается, что лучшие итоги дает образовательный процесс, в рамках которого сочетаются традиционные методики подачи сведений и применением знаний на практике, а инновации идут рука об руку с классикой. В последние годы внедряется многоуровневая система профессиональной подготовки, ведется работа по повышению качества образовательного процесса, а количество курсов, направлений, дисциплин увеличивается. Те недостатки, которые при этом сохраняются, как считают аналитики, можно исключить, если полностью перейти на практико-ориентированную методику. Возможно, при правильном применении этого способа в будущем у поколений по итогам обучения вообще не будет возникать сомнений относительно того, кем работать и каким быть – дети, подростки, юные и взрослые смогут эффективно находит и реализовывать себя в любых социальных условиях.

Варианты и пути

Есть несколько методов организации практико-ориентированного обучения, разработанных для разных ступеней образовательных учреждений. Рабочий процесс можно оформить так, чтобы человек максимально погрузился в узкоспециализированную среду. Еще один вариант – систематичность технологического обучения, включая контекстное. В последние годы особенно активно развивается дидактика образовательного процесса в вузах, и именно применительно к ней особенно интересно рассматривать прогресс внедрения рассматриваемого подхода. Эта область дидактики в нашей стране активно развивается лишь в последние пару десятилетий, и базой процесса выступают принципы, свойственные всей педагогике в целом. Речь идет о наглядном предоставлении аудитории систематизированных и доступных знаний, представленных в связи с жизненными реалиями, последовательно и разумно, с учетом особенностей конкретной возрастной группы и преследуемых преподавателем целей.

Применительно к вузам учебно-практические задачи должны выбираться с акцентированием на профессиональное направление. По этой причине рекомендовано уже на младших курсах включать в программу методы и научные области, значимые для конкретной профессии. Не менее важен принцип дифференциации по уровням и профилям. Применительно к вузам дидактика предполагает выявление оптимальных методов работы с заинтересованной и мотивированной аудиторией. Один из нюансов случая – тот факт, что педагоги (в сравнении со школьным) обычно имеют более высокий уровень квалификации.

Близкое и далекое

Из теории и практики образования следует, что педагогика в начальных, средних, высших образовательных учреждениях складывается из одинаковых элементов – методов, форм. Специфические отличия – это соотношение компонентов между собой в рабочем процессе. В высшем образовании педагогика акцентирована на методах, формах, призывающих обучающегося работать самостоятельно. По минимуму применяются направляющие средства с выраженным ведущим характером.

В некоторой степени мотивационное обеспечение учебного процесса в высшем учебном учреждении связано с идеей вызова. Студенты должны определить подходящие им профессии, выбрать специализацию, а это тесно связано с развитием личности. В рамках общего образования, средней ступени такой задачи в качестве главной обозначить не получится. Средний уровень образовательных учреждений представляет собой подготовительный этап перед окончательным выбором.

О терминологии

Педагоги нашего времени апеллируют технологиями обучения, которые, как считают некоторые, фактически являются в большей степени методиками, видами и приемами. Практико-ориентированное обучение – организационный вариант, в рамках которого определяются оптимальные методы и средства, и именно на них делается акцент. Некоторые аналитики рекомендуют использовать термин «модель» как более точно отражающий явление.

Практико-ориентированная модель предназначена для освоения не только предметной, но также психической деятельности. Применение этого подхода помогает обогатить опыт аудитории и сформировать у каждого структуру личности, за счет которой человек может быстро и продуктивно включиться в профессиональную активность. В рамках такого обучения человек многократно осуществляет некоторые действия, что создает надежный фундамент для реализации их в новых условиях в будущем.

Одна из основных характеристик образовательного подхода – мотивированность, преследующая целью подготовить человека к работе в выбранной профессии в качестве компонентного специалиста.

На примерах: ПОП в изучении иностранного языка

Этот подход нужно использовать последовательно, дабы ученики были компетентными в вопросе взаимодействия с представителями иных культур. Это важно для профессионального и личностного развития каждого члена аудитории. Сперва нужно адаптировать слушателя к пространству и дать ему понимание важности владения языком. Преподаватель должен объяснить, почему это поможет быть успешным профессионалом. Это непросто, поскольку времени в рамках образовательных программ выделяется мало, а вот требования стандартов, принятые в нашей стране, высоки. Вместе с тем студенты по итогам школьной ступени образования располагают довольно слабым представлением об иностранном языке, в группе могут быть люди разного уровня, возможны отличия по аспекту коммуникативной компетентности. Задача преподавателя – систематизировать полезную информацию и важные навыки, которые аудитория получила на предыдущем шаге обучения. Это упрощается применением ориентированных на личность подходов, в рамках которых студенты разного уровня привлекаются к общей работе, коммуникации.

Развитие процесса сопряжено с углублением заинтересованности обучающегося. Преподаватели применяют упражнения, в ходе которых учащиеся обучаются следовать ситуативности. Необходимо практиковать цикличные комплексы, начиная от более простых и переходя к усложненным вопросам. Дискурс, логика, применение дисциплины к ситуациям, которые в будущем ожидают студента, выбравшего конкретное направление, моделирование таких моментов – все это помогает преподавателю, выбравшему ПОП. К примеру, если речь идет об экономической специальности, можно создать атмосферу деловых переговоров с иностранными партнерами. Упражнения, которые практикуются в рамках таких семинаров, должны дать представление о трудностях, связанных с конкретной сферой. Развивая работу со студентами, следует включать в программу условные речевые упражнения, позволяющие повысить качество использования накопленного материала в конкретной ситуации. Если говорить о примерах, то ПОП реализуется через упражнения, в ходе которых ученики должны формировать диалоги с применением конкретных слов, описывать некоторую ситуацию при наличии опорных пунктов.

fb.ru

Доклад «Практико-ориентированный подход в обучении»

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 190

ФКП образовательное учреждение № 190

________________________________________________________________

Школа молодого педагога

«Практико-ориентированный подход в обучении: понятие и содержание»

(Доклад)

ноябрь 2018 г.

Составитель: мастер производственного обучения В.А. Бокатанов

п. Каменский, 2018

Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими практических задач.

Многие годы система образования была ориентирована на передачу знаний, благодаря которым они могли эффективно после окончания школы приобретать профессию, а в дальнейшем быть успешными на производстве.

В этом процессе образованию помогали производственные предприятия и научные организации. В настоящее время многие учебные заведения, лишились возможности получать навыки практической подготовки. В результате этого в России выпускники школ практически не владеют навыками производственной деятельности, а выпускники профессиональных учебных заведений не способны успешно разрабатывать и внедрять наукоёмкие технологии, реализовывать реальные бизнес-процессы.

Это является причиной нарастающего противоречия между системой профессионального образования и современным бизнесом и производством. В сложившейся ситуации профессиональному образованию надо менять технологию обучения и переходить от технологий передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта

.

В основе этой технологии лежит практико-ориентированное обучение. В отличие от традиционного образования, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков — опыта практической деятельности.

Результатом практико-ориентированного подхода является выпускник учебного заведения, способный эффективно применять имеющиеся у него компетенции в практической деятельности.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в приобретении новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении различных задач в профессиональной сфере.

Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:

— мотивация учебного процесса;

— связь обучения с практикой;

— сознательность и активность учащихся и студентов.

2. Практико-ориентированное обучение в системе профессионального образования.

Современное производство нуждается в специалистах, способных приносить прибыль, реализовывать экономически выгодные проекты. Достаточно проблематично подготовить специалистов с такими качествами без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов.

ФГОС нового поколения предусматривает усиление практического характера профессионального образования на всех его уровнях, соответствие его современным требованиям экономики, науки и общества.

Существует, по крайней мере, три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе практико-ориентированного обучения.

Первый подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики (Ю. Ветров, Н. Клушина).

Второй подход, (авторы Т. Дмитриенко, П. Образцов) предполагает использование профессионально-ориентированных технологий обучения и методик моделирования будущей профессиональной деятельности.

Третий, наиболее широкий подход, в соответствии с которым практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков — опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.

Можно выделить четыре подхода к организации практико-ориентированного обучения:

1. Организация учебной, производственной и преддипломной практик студента с целью приобретения реальных профессиональных компетенций по профилю подготовки.

2. Внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов знаний, умений и навыков (опыта), обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки.

3. Создание в учебном заведении инновационных форм профессиональной занятости студентов с целью решения ими реальных научно-практических и опытно-производственных работ в соответствии с профилем обучения.

4. Создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у студента мотивированности и осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения.

Как мы видим, невозможно процесс практико-ориентированного обучения реализовать исключительно в рамках практик.

Педагогический коллектив должен способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента во время аудиторных занятий. Работу нужно начинать с адаптации студентов к образовательному пространству, параллельно формируя у них понимание социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.

Важно также использовать технологии и методы обучения, способствующие эффективному овладению профессиональными навыками. Только в этом случае студент будет готов к выполнению заданий на учебной и производственной практиках, получению и накоплению опыта профессиональной деятельности.

Актуально создание учебно-производственных лабораторий, научно-производственных площадок и др., позволяющих реализовать практико-ориентированное обучение в процессе выполнения студентами реальных задач по заказу предприятий и организаций.

infourok.ru

Статья на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО»

 

Министерство образования Нижегородской области

Государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Городецкий Губернский колледж»

Кострова Н.Н, преподаватель

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

Аннотация. В данной работе рассматривается вопрос о решении проблемы трудоустройства выпускников среднего профессионального звена.

Наиболее высокий жизненный уровень имеют не те страны, у которых имеются богатые природные ресурсы, а те, которые имеют передовые технологии и профессиональные кадры.

С разработкой и внедрением новых образовательных стандартов в системе среднего профессионального образования возникла необходимость пересмотра как содержания дисциплин и рабочих программ, так и методов и технологий, применяемых для формирования различных профессиональных компетенций

На сегодняшний день часть выпускников получивших образование  не могут устроиться на работу  по специальности.  Практика трудоустройства в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы

         На этом основании  можно считать, что в  профессиональной подготовке специалиста любого профиля острой является проблема усиления практической части (практико-ориентированной) обучения.

Основа практико-ориентированного подхода в образовании составляет рациональное сочетание фундаментального образования и профессиональной подготовки. Для перехода к профильному обучению необходимо реализовывать принципы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования.

Таким образом, можно добиться следующего:

— обеспечить углубленное изучение отдельных предметов;

— предоставление  равноправного доступа к полноценному образованию самых разных категорий учащихся, учитывая их способности, наклонности, интересы;

— возможность расширить социализацию обучающихся и обеспечить преемственность между профессиональным и общим образованием.

В настоящее время, учитывая пожелания работодателей относительно знаний, умений, навыков  студентов, которые должны быть готовы эффективно применять их в своей трудовой деятельности, соответствовать стандартам качества. Реализация практико-ориентированных подходов является одним из путей решения этой проблемы.

Такой подход в профессиональном обучении направлен на приближение образовательного учреждения к потребностям практики и жизни.

Традиционная система подготовки специалистов СПО не всегда строится на тесной взаимосвязи теоретического и производственного обучения, что, как правило, тесно связано с уровнем качества организации и проведения практики по профилю специальности.

В системе СПО можно выделить несколько направлений к практико-ориентированному образованию. С одной стороны практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду.  С другой стороны, считается наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности,  знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.

Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию  профессиональных компетенций  личности студента.

Во-первых, студент адаптируется к образовательному процессу. У него формируются понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

Во-вторых, начинается укрепление и углубление профессиональных интересов студента при изучении специальных дисциплин, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи.

В-третьих,  процесс знакомства с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной, производственной  практик, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документацией и презентацией.

А на последнем этапе студент может организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Создание процесса практико-ориентированного обучения даст возможность предельно точно приблизить  содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности построений целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих  работников.

Обществу нужна личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях, способная саморазвиваться, самообразовываться, способная успешно позиционировать себя на рынке труда, ориентированная на социально-значимые приоритеты.

Реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки специалистов , обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.

Задача преподавателей  сформировать у студентов практический опыт профессиональной деятельности на базе конкретной организации; освоить профессиональные  и общие компетенции по виду профессиональной деятельности; проверить возможности самостоятельной работы будущих специалистов в условиях конкретной организации. 

Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

Сегодня мы не можем не задуматься над тем, что ожидает наших выпускников. Но мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Подготовка выпускников к будущему заключается не только в плане «готовности работать», но и в освоении жизненно необходимых навыков так, как современные технологии все глубже проникают в нашу жизнь.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004.

2. Щукин М. Е. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 197с.

3. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий,  Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012.

4. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).

5. Современные проблемы науки и образования: многопредмет. научн. журн. – Электрон.науч. жур:Изд. дом «АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ», 2005 .

 

 

infourok.ru

Практико-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО

Библиографическое описание:

Дороничева Р. М., Иващенко Г. А. Практико-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 167-170. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11392/ (дата обращения: 24.06.2019).



С середины 90-х годов прошлого века в связи с переходом России к рыночной экономики вместо слова «профессионализм» работодатели все чаще стали использовать термин «конкурентоспособность». Это связано с тем, что сегодня не достаточно просто иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными технологиями, — сегодня требуется уметь нечто такое, что может обеспечить устойчивое положение на рынке труда.

В настоящее время в России усугубляются проблемы обеспечения отраслевых и региональных рынков услуг квалифицированными кадрами. Это обусловлено несоответствием потребностей рынка труда в специалистах определенной квалификации их фактическому выпуску, а так же неспособностью молодых специалистов эффективно выполнять свои должностные обязанности в силу теоретической составляющей полученных знаний, при отсутствии практических навыков применения теоретических основ. Современное развитие среднего профессионального образования базируется на внедрении ФГОС-4, которые предусматривают качественные изменения в процессе подготовки современных высококвалифицированных специалистов. В соответствии с новыми стандартами этот процесс направлен на соответствие требованиям регионального рынка труда в условиях инновационного развития экономики. В связи с этим современные учреждения СПО работают над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современной рыночной экономики.

Необходимо заметить, что образование, ориентированное на формирование конкурентоспособности будущего специалиста, невозможно просто «дать», предоставить, преподнести. Его можно получить («взять») организацией такой среды, которая основывалась бы на соперничестве между обучающимися и тем самым в максимальной степени способствовала бы формированию конкурентоспособности будущего специалиста. Как невозможно научиться плавать без водной среды, так невозможно сформировать основополагающие качества конкурентоспособности у будущего специалиста, не «погрузив» его в конкурентную учебную среду. Стоит отметить, что конкурентная учебная среда организуется преподавателем на занятиях и состоит из различных форм и видов учебного взаимодействия соревновательного характера. Конкурентная учебная среда создает здоровую конкуренцию в студенческой среде и тем самым активизирует личностные и профессиональные качества обучающихся, способствует проявлению имеющихся у них знаний, умений и навыков, а также формированию конкурентоспособности. При этом формируется новый механизм, который является высокосоревновательным, поддерживает таланты, поощряет проявления качеств конкурентоспособности у будущих специалистов. Таким образом, создание конкурентной учебной среды может стать мощным катализатором при формировании конкурентоспособности будущего специалиста. В этой связи неоценимую роль играет движение WorldSkills, которое набирает все большую силу. На сегодня WorldSkills International (WSI) — некоммерческая ассоциация, открытая для членства агентствам или иным официальным органам, ответственным за развитие среднего профессионального образования (VET) в регионе или стране, которую они представляют.

Миссия организации состоит в том, чтобы показать, как компетентные, реально обладающие навыками люди способствуют экономическому росту и собственной самореализации в жизни. Основная задача WSI — это проведение Мирового первенства WorldSkills Competition (WSC) раз в два года. На это нацелены и новые стандарты СПО- поколения, в которых задаются соотношения дисциплин и практикоориентирования программ: 40 %-теоретическая подготовка, 60 %-практическая подготовка.

Поэтому, в процессе профессиональной подготовке специалистов любого профиля актуальной является проблема усиления практической части (практико-ориентированности) обучения будущих специалистов. Решение этой задачи на уровне системы среднего профессионального образования возможно через внедрение и применение новых форм и методов обучения.

В формируемой инновационной обучаемой среде наблюдаются увеличения сложности образовательной системы, что подтверждается появлением её нового качества, новых элементов, новых образовательных маршрутов, новых трансдисциплинарных технологий. Трансдисциплинарный подход открывает широкие возможности взаимодействия многих дисциплин и практических задач при решении комплексных проблем, связанные сложными нелинейными обратными связями. «Трансдисциплинарный» трактуется как высокий уровень образованности, разносторонности, универсальности. Такой подход открывает широкие возможности взаимодействия многих дисциплин. Это позволяет выполнить определённые изменения или перегруппировку элементов образовательной программы любой специальности. Так на протяжении многих лет мы работали по стандарту ФГОС для СПО 1,2,3 поколений, а теперь и поколения по специальности 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий». Само название специальности уже задает последовательность изучения модулей: в начале монтаж электрооборудования и электрических сетей, дальше наладка; затем — эксплуатация. Всё логично, соответствует практическим задачам и последовательности выполнения электромонтажных работ. Но, в стандартах,3+,3++ поколений модули поменяли местами: вначале эксплуатация, а затем наладка и монтаж электрооборудования. Ещё на стадии разработки стандартов мы обращались к разработчикам обратить внимание на это несоответствие, но вся осталось без изменений на протяжении восьми лет. Для преодоления обозначенных проблем необходимо уже сегодня пересмотреть принципы, методы и процедуры формирования содержания профессионального образования, а также согласовать стандарты по подготовке специалистов с профессиональными требованиями определенной области.

Высокая конкуренция на рынке труда подняла требования работодателей к качеству профессиональной подготовки специалистов, в том числе и специалистов среднего звена, к их профессиональной компетентности и мобильности, к уровню формирования у них общекультурных и профессиональных компетенций, к их готовности выполнять те или иные виды функции профессиональной деятельности. Работодатели выражают недовольство большими сроками психологической и трудовой адаптации молодых специалистов — выпускников колледжей и вузов (которая составляет от одного до полутора лет у техников),их неготовности выполнять специфические для конкретных производств виды функции профессиональной деятельности (проектно-конструкторской, организационно-управленческой, эксплуатационно-сервисной и т. п.), незнанием корпоративной культуры предприятия, их внутрифирменными миграциями или миграциями на другие предприятия из-за неудовлетворенности видом функцией предложенной им работы. К тому же поиск предприятия на свободном рынке труда «нужных» ему специалистов (обладающих требуемыми уровнями квалификации, готовности к выполнению конкретных видов профессиональной деятельности) связан с большими рисками и трудозатратами.

Приведём пример описания профессиональных компетенций электромонтажника.

Профессиональный электрик обеспечивает безопасное и надёжное электроснабжение, выполняет всю работу в соответствии с действующими нормами и правилами. Работа электрика включает в себя сборку, установку, тестирование и техническое обслуживание электроустановки. Должен диагностировать и устранять неисправности систем, уметь программировать и сдавать в эксплуатацию системы автоматизации домов и зданий, участвовать в проектах, в том числе разработанных совместно с преподавателями техникума и специалистами предприятий.

Основу практико-ориентированных технологий составляет создание условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию.

Поэтому практико-ориентированное обучение предполагает:

– освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальных условиях, формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время;

– практическая деятельность по осваиваемому профилю обучения с участием профессионалов этой деятельности.

Содержание практико-ориентированного обучения включает в себя:

– Теоретическую часть: лекции, семинары, занятия по закреплению знаний, совместные занятия с приглашенными специалистами.

– Прикладную или практическую часть: деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы, учебная и производственная практика, конкурсы профессионального мастерства, предметные олимпиады, недели профессий.

– Самостоятельную работу: курсовые и дипломные работы, работа в библиотеках и в компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работа, ведение портфолио.

– Участие студентов в проектах, в том числе разработанных совместно с преподавателями техникума и специалистами предприятий.

Основу практико-ориентированных технологий составляет создание преподавателем условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию. Освоить различные формы учебной деятельности и сделать познание привычной, осознанной потребностью, необходимой для саморазвития и адаптации в обществе.

Происходит изменение роли преподавателя от субъекта, предоставляемого знания к позиции руководителя, менеджера, которому необходимо владеть всеми методами обучения, уметь организовать процесс освоения студентом профессиональных и общих компетенций.

Это и отражено в стандартах 4-го поколения, в которых есть изменения в методике работы и роли преподавателя.

Главный принцип — ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности.

Педагог теперь выступает в роли консультанта иконтактного лица для обсуждения профессиональных и личных вопросов.

Его основная задача — структурирование, подготовка и анализ учебного процесса. Там, где это возможно, в процессе обучения должны использоваться реальные производственные задания. На начальной стадии обучения используются простые задания, которые постепенно усложняются. Проблемы для перехода на стандарты 4-го поколения — это отсутствие средств на приобретение современного оборудования для учебных заведений, отсутствие производственной базы, трудности с производственной практикой при распределении студентов. Эти трудности преодолимы, если смогут подключиться работодатели. Не очень ясна роль преподавателей — что такое контактное лицо для личных вопросов, в чём его анализ учебного процесса. Проектно ориентированное обучение потребует иметь в числе СПО высококвалифицированных мастеров, которые на такую зарплату как сейчас не идут

Следовательно, основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности. В концепции стандартов 4-го поколения модули не имеют четких определений. С одной стороны это хорошо, но каждое учебное заведение будет подстраивать модули по своим возможностям, и нет никакой гарантии, что реализация главных стратегических направлений в нужных отраслях не войдут в их рабочие программы. Желательно, при разработке примерных программ модулей указать ориентиры и стратегические направления развития отрасли, необходимые для подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена.

В связи с этим 2 ноября 2015 г Министерством труда и социальной защиты РФ был утвержден приказом № 831 список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования.

При составлении списка ориентир был, в первую очередь, на высокотехнологичные отрасли промышленности и сферу услуг.

Перечни специальностей сформированы Минтрудом России совместно с Минобрнауки России, Агентством стратегических инициатив, Советами по профессиональным квалификациям Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, органами власти, объединениями работодателей, объединениями профсоюзов, образовательными и иными заинтересованными организациями. Таким образом, практико-ориентированность позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

Литература:

  1. Канаева Т. А., Профессиональные составления студентов СПО в контексте практико-ориентировочных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 12(20), 2012, www.sisp.nkras.ru
  2. Скамницкий А. А., Модульно-компетентостный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании, М., 2006–247 с.
  3. Пономарева Л. Н. Обзорный анализ применения модульного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе. http//science.nstu.ru/hs/09
  4. Концепция ФГОС СПО четвертого поколения (проект). М. 2015
  5. Подласый, И. П. Педагогика. Том 2. / Москва: «Юрайт», 2013

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, WSI, профессиональная деятельность, конкурентная учебная среда, будущий специалист, формирование конкурентоспособности, Россия, рынок труда, основная задача, практическая часть.

Похожие статьи

Формирование компетенций конкурентоспособного

Конкурентоспособность образовательных услуг выражается степенью ориентированности на будущее состояние рынка труда.

Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда.

Проблема развития конкурентоспособности бакалавров…

в вузе», «Развитие конкурентоспособности будущего специалиста как актуальная проблема современного образования».

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности.

Основные аспекты конкурентоспособности на рынке труда

рынок труда, рабочая сила, трудовая деятельность, сокращение уровня, задача, профессиональная мобильность, профессиональная подготовка, нелегальная занятость, инновационная экономика, социальная… Человеческий капитал как конкурентный фактор…

Проблемы соответствия образовательных программ системы…

профессиональное образование, занятое население, студент, учреждение, рынок труда, экономическая деятельность, показатель, направление подготовки, высшее образование, выборочное обследование. Формирование профессионально значимых качеств учащихся…

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

Он определяет конкурентоспособность вуза как его, способность: 1) готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на

Конкурентоспособность образовательных услуг выражается степенью ориентированности на будущее состояние рынка труда.

Развитие конкурентоспособности будущих учителей начальных…

В современном обществе большая часть профессиональных учебных заведений заинтересована в увеличении своей конкурентоспособности, что становится актуальной проблемой в условиях социально-экономических отношений, формирующихся в России.

Повышение качества подготовки специалиста как условие его…

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного…

Система факторов конкурентоспособности образовательной

конкурентоспособность, высшее профессиональное образование, образовательная программа, факторы конкурентоспособности.

Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель… Это возможно достичь путем перехода учебных заведений СПО на…

Совершенствование профессионально-квалификационной…

В статье рассматриваются основные особенности рынка труда, профессионально-квалификационная структура рынка труда, а

Рынок труда на данный момент, представляет собой систему конкурентных связей между участниками общего рынка.

moluch.ru

Практико-ориентированный подход в обучении, как средство реализации современных целей образования детей с интеллектуальными нарушениями

ОГБОУ

«Рязанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Практико-ориентированный подход в обучении, как средство реализации современных целей образования детей с интеллектуальными нарушениями

Руководитель МО учителей-предметников

учитель математики

Савидова Наталия Александровна

Рязань 2015г.

СЛАЙД 1

Современное образование, новые образовательные стандарты нацеливают нас, педагогов, на формирование у учащихся глобальных компетенций.

Чтобы выжить в современном мире человеку (особенно выпускнику коррекционной школы) необходимо научиться жить, научиться жить вместе, научиться работать и зарабатывать. Для формирования компетенций учителя нашей школы используют разные технологии. Одна из них – практико-ориентированная технология, которая позволяет создать условия, в которых учащиеся имеют возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, свои потенциальные возможности, освоить различные формы учебной деятельности, в результате успешно адаптироваться, социализироваться в общество.

СЛАЙД 2

Жизнь ставит перед человеком каждый день определённые проблемы. В рамках практико-ориентированного подхода учителя помогают учащимся формировать навыки, практический опыт в решении конкретных жизненно важных задач.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в приобретении новых знаний и формировании практического опыта, использования их при решении конкретных жизненно важных задач и проблем.

СЛАЙД 3

Практико-ориентированное обучение учащихся способствует их социализации и дальнейшей успешной адаптации в обществе. Реализация практико-ориентированного обучения учащихся закладывает основы социальной и профессиональной мобильности на основе сбалансированных отношений личности и среды.

СЛАЙД 4

Традиционная триада ЗНАНИЯ-УМЕНИЯ-НАВЫКИ при практико-ориентированном подходе дополняется новой дидактической единицей ОПЫТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Я являюсь руководителем методического объединения учителей-предметников и хочу предоставить вашему вниманию опыт их работы.

СЛАЙД 5

Для реализации данного подхода учителя используют следующие методы практико-ориентированной технологии:

— практические методы;

— проблемно-поисковые методы;

— исследовательские методы;

— игровые методы.

Формирование знаний, умений, навыков и опыта деятельности происходит через развитие высших психических функций, речи, решение задач практического содержания, включение в частично-поисковую, исследовательскую деятельность.

Для реализации практико-ориентированного подхода учителями нашей школы на уроках и во внеклассной работе создаются условия для самостоятельной учебно-познавательной, социально-значимой деятельности.

Методическим объединением учителей-предметников разработаны:

СЛАЙД 6 – 10

приёмы подачи нового материала с элементами исследовательской деятельности; (Например, учитель русского языка проводит объяснение темы: «Изменение имён существительных по числам» следующим образом. Проблемный вопрос – словарные слова – делят на 2 группы – объясняют по какому принципу поделили – делают вывод – учитель вводит понятие ед. и мн. числа – результат исследования -возврат к проблемному вопросу – формулировка темы урока.)

СЛАЙД 11

На уроках для реализации данного подхода используются:

упражнения и приёмы работы по развитию речи

СЛАЙД 12 — 21

Остановлюсь на творческих заданиях. Творческие задания предлагаются разных видов. Пример: составление рассказа по картинкам и опорным словам, используя глаголы звучания по заданному началу и концу текста.

Детям предлагается картинка и к ней нужно подобрать глагол звучания.

В результате – составлен рассказ.

СЛАЙД 22

Кластер прием систематизации материала в виде схемы (рисунка). Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.

Прием «Кластеры» используются на стадии рефлексии.

СЛАЙД 23

Пример использования кластера на уроках русского языка.

СЛАЙД 24

На уроках математики в целях реализации практико-ориентированного подхода разработаны и систематизированы предметно-практические задачи.

Предметно-практические задачи направлены на:

  • Формирование экономических понятий

  • Раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства

  • Включение в производственную деятельность

Что в результате приводит к успешной адаптации в быту.

СЛАЙД 25

Задачи с элементами экономики направлены на овладение элементарными экономическими понятиями, математическими знаниями и умениями, которые помогут учащимся успешно адаптироваться в обществе при современных экономических условиях.

СЛАЙД 26

Решая задачи с элементами экономики, мы затрагиваем следующие (обратите внимание) вопросы.

СЛАЙД 27 — 28

В качестве примера я вам предлагаю задачу

СЛАЙД 29

При изучении темы «Умножение и деление чисел, полученных при измерении» мы с ребятами учимся экономить, решая вот такие задачи.

СЛАЙД 30 – 31

В 9 классе по теме «Проценты» разработан целый цикл задач экономической направленности. (Подоходный налог; стоимость товара со скидкой; стоимость товара, купленного в кредит; проценты по вкладу; проценты по кредиту и т. п.).

Хочется сказать, что и сама жизнь предлагает нам практико-ориентированные задачи и учителя используют их для реализации данного подхода.

СЛАЙД 32 – 33

(Пример – ремонт)

Также учителями нашего МО разработаны (перечислю, но останавливаться не буду)

— проблемные вопросы и задания по предметам, повышающие мотивацию к изучению новой темы;

— дидактические игры на развитие счётных операций, восприятия, внимания, памяти, операций мышления;

— ролевые игры по развитию речи;

Использование этих средств обучения даёт возможность учащимся на уроках быть активными творцами, а не пассивными слушателями; учителям дифференцировать задания для учащихся по уровню сложности. Знания получили практическую направленность и могут применяться в дальнейшем.

СЛАЙД 34

Учителями используются различные формы внеклассной работы по предметам:

— предметные недели и декадники;

— интеллектуальные игры, конкурсы, викторины;

— предметные вечера, дискуссии

— школьная ученическая конференция;

— предметные экскурсии.

В школе работают факультативы и кружки.

В нашей школе созданы условия для творческого развития уч-ся, для развития их инициативности.

В последнее время старшеклассники стали становиться на место учителей и проводить викторины и беседы для уч-ся младших классов.

СЛАЙД 35

Математическая игра «КВМ»

Пример сотрудничества старшеклассников и малышей

СЛАЙД 36

Беседа «Капля море бережёт»

СЛАЙД 37

Хочется остановиться на такой форме внеклассной работы по предметам как защита презентаций.

«По страницам Красной Книги Рязанской области».

СЛАЙД 38

Ну и наконец, новая форма внеклассной работы — Школьная ученическая конференция. Учащиеся 3 -8–ых классов представили нашему вниманию свои проекты.

Послушайте выступление одного из самых молодых участников конференции. СЛАЙД 39

СЛАЙД 40

Были представлены и сообщения, и даже разработанные и выполненные изделия; наряду с индивидуальными проектам, были и проекты, выполненные группой учащихся.

Учащиеся нашей школы принимают участие в районных, городских конкурсах, фестивалях, выставках.

СЛАЙД 41-44

Хочется подчеркнуть, что темы для творческих работ не только мы, учителя, предлагаем уч-ся, но и они сами предлагают нам темы, которые им интересны. Девятиклассники подготовили сообщения о своих увлечениях на классном часе.

СЛАЙД 45

Группа педагогов нашей школы отучились на курсах «Аудио- Видео- Фото технологии как средство медиапедагогической работы в коррекционном образовательном и реабилитационном процессе», которые проходили на базе РГУ, научили почти всех остальных педагогов и теперь обучают уч-ся работе с компьютером, интернетом, фото и видео камерами. Ведь в современном мире без этих знаний и навыков работы уже не обойтись.

Итак, вывод: Использование практико-ориентированного подхода повысило уровень развития высших психических функций, речи, повысилась мотивация на успешную учебную деятельность, инициативность, самостоятельность, появилась уверенность в собственных силах.

СЛАЙД 46

infourok.ru

Описание опыта работы «Практико-ориентированный подход»

Практико-ориентированный урок физкультуры

Крестьянов А.С.,

учитель физической культуры

МКОУ «Салемальская школа-интернат

имени Володи Солдатова»

«Что пользы в том, что ты многое знал,

раз ты не умел применить свои знания к своим нуждам»

Франческо Петрарки

Я работаю в школе 8 лет. За это время было много изменений и в методике преподавания, и в школьной программе. Изменилась и форма аттестации обучающихся, и требования к развитию выпускников.

Сегодня уже не достаточно дать багаж знаний школьникам, большое значение придается задаче — научить школьников учиться. А что еще важнее: применять полученные в школе знания в повседневности. Поэтому важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на развитие практических навыков, на способность применять их в жизни.

Исходя из выше сказанного, считаю, что «Практико-ориентированный подход в изучении дисциплины — физическая культура» очень актуален.

В своей педагогической работе я стремлюсь к реализации следующих целей:

  • обеспечить развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления;

  • выработать умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов;

  • раскрыть роль физкультуры в современной цивилизации;

  • помочь выпускникам школы в определении профиля их дальнейшей деятельности.

Практико-ориентированный подход в обучении направлен на приобретение не только знаний, умений и навыков, но и опыта практической деятельности. А как же еще можно изучать физкультуру?! Обучение не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности.

Активная практическая деятельность обучающихся проявляется не только на уроках, но и в участии в олимпиадах, конкурсах, акциях, «Президентских играх», при сдаче норм ГТО. Процесс совместной деятельности обучающихся развивает инициативу и творчество, социальную, коммуникативную и предметную компетентность выпускников.

Таким образом, практико-ориентированное обучение складывается из урочной и внеурочной деятельности при изучении дисциплины — физическая культура (таблица 1).

Таблица 1.

На уроках для реализации практико-ориентированного подхода использую различные методы, в том числе проблемное обучение, проектное обучение. Практические работы, самонаблюдение, эксперименты помогают преподать материал в активной форме, сформировать у обучающихся навыки самостоятельной работы, анализа, умения сравнивать, делать выводы. Практические работы «Составление своего индивидуального комплекса упражнений» особенно нравятся обучающимся.

Использование ИКТ расширяет пространство урока. Можно увидеть то, что невозможно увидеть в наших условиях: познакомиться с влиянием того или иного упражнения на группы мышц, заглянуть внутрь «себя», с помощью компьютерной модели понять, как идут процессы в организме, и даже провести виртуальный эксперимент.

Внеурочная деятельность: участие в различных спортивных состязаниях, спартакиадах, акциях способствует профориентации обучающихся. Я являюсь руководителем секции «Тренажер». Работа над формированием своего тела ребятам очень нравится, трудности вызывает систематические занятия и не все выдерживают, те, кто выдерживают довольны своим результатом.

Результатом работы считаю хорошее качества знаний: призовые места на муниципальном уровне Всероссийской олимпиады по физической культуре: 1 победитель, 3 призёра, высокие результаты в «Президентских играх», при сдаче норм ГТО.

Практико-ориентированный подход я реализую в работе и в качестве классного руководителя. Темы классных часов, бесед отбираю такие, которые живо интересуют моих учеников: «Новое поколение выбирает…», «Использование компьютера: плюсы и минусы», «Честность и порядочность: нужны ли в наше время?», «Модно быть здоровым?!» и др. На примерах из жизни, личного опыта, совместной деятельности пытаюсь сформировать понятия о доброте, взаимовыручке, терпимости, уважении. Часто организовываю совместные мероприятия с родителями: классные часы, спортивные и творческие соревнования. Тесно сотрудничаю со школьным психологом, соцпедагогом, школьной медсестрой.

Своим опытом работы я делюсь с коллегами, показывая открытые уроки, проводя мастер-классы, делая доклады. Активно участвую в методической работе.

Учитывая результаты своей работы, могу сказать, что использование методов практико-ориентированного подхода в обучении физической культуры приводит к лучшему усвоению материала, применению знаний в реальной жизни. Все это позволит сделать физкультуру интереснее, доступнее для понимания.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *