cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Поликультурное пространство это – Образовательное пространство в поликультурной среде

Содержание

Образовательное пространство в поликультурной среде

Понятие поликультурного образовательного пространства

Определение 1

Поликультурное образовательное пространство – это специально организованная социальная среда, отражающая специфические характеристики многообразия культур, а также способствующая естественному процессу взаимодействия участников между собой.

Идея поликультурного образовательного пространства – это создание полиэтнического общества. Данная идея направлена на внедрение и равноправие всех культур, которым придерживаются члены общества. Однако, эта идея не нашла подтверждения, так как каждый человек является приверженцем своей культуры и не может сочетать в себе одновременно несколько культур, а тем более следовать им.

Замечание 1

Полиэтническое общество не может быть представлено в виде «мозаики» разных культур, так как развитие каждой культуры должно рассматриваться во взаимосвязи с процессами межкультурного взаимодействия.

Таким образом, поликультурное общество – это общество, которое представлено множеством культур, но при этом каждый человек придерживается своей культуры и уважает другие.

Формирование поликультурного общества возможно только в том случае, когда воспитание и образование подрастающего поколения будет осуществляться в рамках поликультурной среды.

Определение 2

Поликультурность – это концепция, направленная на провозглашение приоритета прав и свобод человека в разнообразных областях жизни (культурной, общественной и т.д.), равенство между собой всех национальностей и культур, недопущение расизма, шовинизма и т.д. в государственной политике и непосредственно в частной жизни людей.

Задачи поликультурного образовательного пространства

Замечание 2

Основной целью поликультурной среды образовательного пространства является формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к своей собственной культуре и культуре других народов.

Формирование поликультурной среды в образовательном пространстве, направлено на решение следующих задач:

  1. Индивидуальный подход к развитию личности каждого ребенка.
  2. Формирование и развитие культурной и этнической грамотности. Решение данной задачи достигается путем знакомства детей с историей, традициями, культуры своего и других народов. Ознакомление осуществляется таким образом, при котором все культуры представляются на равных условиях и нет выделения одной культуры над другой.
  3. Формирование и развитие этнокультурной компетентности. Предусматривается формирование не только положительного отношения к тому, что в социуме существует большое количество разнообразных этнических культур, но их понимание, принятие, а также возможность взаимодействия.
  4. Целенаправленное и осознанное взаимообогащение культур путем развития интеграционных процессов.

На основании поставленных задач, выделяют следующие компоненты поликультурного образовательного пространства:

  • личностно-ориентированный;
  • ценностно-содержательный;
  • регионально-интеграционный;
  • операционно-деятельностный.

Таким образом, перед поликультурной образовательной средой стоит ряд задач, которые направлены на достижение ее основной цели.

Модели поликультурного образовательного пространства

Различают следующие модели поликультурного образовательного пространства.

По методу обучения выделяют экспериментальную или дидактическую модель.

Дидактическая модель – основа данной модели состоит в том, что понимание культуры осуществляется эффективнее через традиции, историю, обычаи, общение с представителями и носителями культуры

Экспериментальная модель – предполагает, что знания о культуре и культурных ценностях лучше всего получать посредством собственного практического опыта. Например, путем организации национальных праздников, игр и т.д.

По содержанию обучения различают общекультурные и культурно-специфические модели.

Культурно – специфические модели предполагают предоставление информации учащимся о том, как необходимо взаимодействовать с представителями разных культур и национальностей.

Общекультурная модель позволяет понять и изучить самого себя как носителя определенной культуры, ее представителя и коммуникатора. Помимо этого, общекультурная модель помогает детям понять, как культура влияет на их поведение, отношение к окружающему миру и людям.

Оптимальная общекультурная модель состоит из последовательных этапов:

  • специфики культуры поведения и эмоций;
  • специфики родной культуры;
  • значение факторов культуры в процессе общения с носителями.

По сфере, в которой ребенок стремиться достичь определенных результатов: эмоциональная, когнитивная, поведенческая.

Подход, основанный на развитии когнитивной сферы, направлен на получение детьми знаний о существующих культурах и их различии.

Эмоциональный подход предусматривает формирование установок, основанных на межкультурном взаимодействии людей, их чувствах по отношению к носителям другой культуры или национальности.

Поведенческий подход направлен на формирование у ребенка навыков и умения общения с носителями других культур.

По форме основные типы обучающих программ для индивидов, находящихся в ситуации межкультурного взаимодействия или готовящихся к нему, включают:

  • ориентирование: быстрое ознакомление с культурой и традициями других народов;
  • инструктаж: предусматривает не только ознакомление с культурой другого народа, но и его проблемами в плане приспособления к современным условиям.

Таким образом, совершенно очевидно, что, каков бы ни был объем передаваемой информации, какие бы модели ни использовались в рамках поликультурного образовательного процесса, учащиеся не могут быть полностью подготовлены к межкультурному взаимодействию, их необходимо научить учиться.

spravochnick.ru

Современный образовательный континуум как поликультурное пространство: некоторые подходы к осмыслению понятия

Библиографическое описание:

Бакулина Ю. Б. Современный образовательный континуум как поликультурное пространство: некоторые подходы к осмыслению понятия [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 91-92. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5422/ (дата обращения: 13.06.2019).

Целью настоящей статьи является рассмотрение основных, принятых в современной педагогике подходов к трактовке понятия «поликультурное пространство»; следует отметить, что данная работа ни в коей мере не претендует на всестороннее, подробное освещение этого вопроса в связи с обширностью материала, иллюстрирующего подобного рода проблемы.

Важно, что исторические корни вопроса восходят ещё к работам русских философов М. М. Бахтина и Н. А. Бердяева, которые считали основной задачей педагогики

«приобщение личности воспитанников (обучающихся) к ценностям той или иной культуры» [6].

Позднее были разработаны педагогические концепции В. С. Библера и С. Ю. Курганова («школа диалога культур»), Е. В. Бондаревской («культурологическая концепция образования»), Н. Б. Крыловой, делавшей акцент на «культурных ценностях образования» [2, 41].

Понятие «поликультурное пространство» в современных педагогических трудах отличается многогранностью трактовки; его можно рассматривать и в синхронном аспекте (как пространство диалога культур народов современности), и в диахроническом (как континуум диалога культур народов различных исторических эпох).

Вопросу моделирования современного образовательного континуума как поликультурного пространства посвящён ряд педагогических и теоретико-методологических работ О. С. Газмана, В. В. Гукаленко, Г. В. Дмитриевой, М. Н. Кузьминой, З. А. Мальковой, М. М. Плоткиной, Е. М. Рыбинского, А. С. Ткаченко, В. Т. Фоменко.

«Поликультурное пространство образовательного учреждения рассматривается как объективно существующая система межкультурных, социальных и образовательных взаимоотношений, способствующая интериоризации национальной культуры, формированию общечеловеческих ценностей посредством поликультурного образования» [3, 67], — пишет М. В. Колоколова в диссертации «Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащихся». И это типичное для работ по поликультурному пространству замечание, которое показывает, что анализируемое понятие обусловлено социальными факторами, аксиологическими и образовательными.

Компонентами поликультурного пространства образовательного учреждения выступают

1)      субъекты деятельности (ученики, учителя),

2)      их ценностные и духовно-культурологические ориентации,

3)      культура народов мира,

4)      диалогические отношения, возникающие в процессе образования и воспитания.

Говоря о ценностной составляющей поликультурного пространства образования и воспитания, нельзя обойти вниманием такое понятие, как толерантность. Так, в своей статье «Воспитание толерантной личности в условиях поликультурного пространства образовательного учреждения» учитель Е. В. Бурцева говорит о том, что сейчас «образование всё более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как … культурная деятельность» [1], направленная на формирование терпимости и уважения к представителям других культур, эмпатии и взаимного понимания.

Становится очевидным, что при моделировании учебно-воспитательного процесса в условиях поликультурного пространства на первое место выходит диалог, участники которого «…осваивают и усваивают ценности иных культур на основе собственного опыта, а также определения дидактического сопровождения, которое позволяет инициировать толерантность, соучастие, сотрудничество и эмпатическую составляющую»

[4, 44].

Построению поликультурного образовательного континуума способствуют следующие факторы:

1)      участие в фестивалях этнических культур,

2)      общение с представителями иной культуры (совместные мероприятия),

3)      внедрение различного рода факультативных, элективных и специальных курсов этнического характера в программу образовательного учреждения.

Говоря о формировании поликультурного пространства, педагоги и философы, в первую очередь, акцентируют внимание на личностно ориентированном подходе к образованию и принципах педагогики сотрудничества, когда основной задачей учебной деятельности служит раскрытие личностных способностей, «удовлетворение духовных и культурных запросов каждого ребёнка» [6].

В любом случае построение поликультурного пространства образовательной среды во многом основано на

«формировании представлений о многообразии культур и их взаимосвязи, осознании важности культурного многообразия для самореализации личности» [3, 84] через воспитание позитивного отношения к культурным различиям.

Итак, моделирование поликультурного образовательного континуума связано с такими его аспектами, как аксиологический, культурологический и социальный, а структурными компонентами этого пространства выступают субъекты деятельности, их ценностные и духовно-культурологические ориентации, культура народов мира, диалогические отношения, возникающие в процессе образования и воспитания. Современная педагогическая ситуация диктует нам необходимость пересмотра принципов построения образовательного процесса как поликультурного пространства, ориентированного на сотрудничество различных культур, их диалог, развитие толерантности, личной инициативы и доброжелательности по отношению друг к другу.

Литература:

1.         Бурцева Е. В. Воспитание толерантной личности в условиях поликультурного пространства образовательного учреждения // http: // wikipedia. org.

2.         Газман О. С., Вейсс Р. М., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. — М.: Инноватор, 1995.

3.         Колоколова И. В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащихся: дисс. канд. пед. наук. — М., 2001.

4.         Кузьмина М. Н. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: Свет, 1971.

5.         Мудрик В. А. Социализация и воспитание. — М.: Сентябрь, 1997.

6.         Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. — М.: Просвещение, 1984.

7.         http: // yandex.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): поликультурное пространство, образовательное учреждение, воспитание, культура, культура народов мира, поликультурный образовательный континуум, процесс образования, субъект деятельности.

moluch.ru

Поликультурное образовательное пространство в процессе экологической социализации личности Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

зи с задачей всестороннего развития личности // Целостный учебно-воспитательный процесс как основа всестороннего развития личности : сб. науч. тр. Волгоград : Изд-во ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1986.

13. Удачина Л.В. Категория «структура» и «функция» и их методологическая роль в физике : дис. … канд. филос. наук. Свердловск, 1973.

Content and logic of essence cognition in personality quality

There are regarded the methodological regulations of defining the content and logic of finding the essence in personality quality in planning and realization of integral educational process.

Key words: system, whole, integral, function, structure, component, element, level, criterion.

А.Н. ЛутлЕВА (Майкоп)

поликультурноЕ

образовательное

пространство

в процессе экологической социализации личности

Современный социум представляет поликультурную среду, а школа — поликультурное образовательное пространство. В статье обсуждаются возможные проявления субъектной сущности поликультурного образовательного пространства в процессе экологической социализации личности.

Ключевые слова: экологическая социализация, поликультурное образовательное пространство.

Образовательное пространство представляет собой форму существования трансляции социального опыта от поколения к поколению. В.В. Сериков [1] определяет образовательное пространство как «специальным образом организованную совокупность образовательных систем, каждой из которых в его рамках отводится определенное место» [1, с. 33 — 36]. Автор выделяет нормативно -регламентирующую координату образовательного простран-

ства, характеризующую правовые и нравственные основания; перспективно-ориен-тирующую координату, которая служит ориентиром в определении социальной ценности ожидаемых результатов функционирования образовательных систем; деятельностно-стимулирующую координату, которая призвана отражать специфику условий «жизнедеятельности»; коммуникативно-информационную координату, отражающую взаимосвязи между различными образовательными системами, входящими в соответствующее образовательное пространство.

В процессе гуманизации педагогической действительности очевидны две тенденции, которые, на первый взгляд, являются взаимоисключающими. С одной стороны, в условиях провозглашения демократических принципов в государственном устройстве России возросла роль этнической и культурной идентичности, а значит, произошло усиление в образовании этнокультурного фактора, обеспечивающего природосообразные и культуросообразные действия в педагогической практике. С другой — глобализация мира требует активного поиска новых путей мирного сосуществования людей, государств и т.д. Сохранение человечества не только на биологическом, но и на культурном уровнях -в создании толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам через установление диалога культур.

Окружающий социум с точки зрения его функциональности, структурированности, качественных характеристик в педагогической литературе обозначается как «культурная среда», «воспитательное пространство», «социальное пространство», «образовательное пространство», «поли-культурное образовательное пространство», «поликультурная среда». Эти пространства «создают возможность априорного влияния и на чувственное созерцание» (И. Кант). А так как пространство принципиально незамкнуто, то оно может переходить в пространство другой системы, быть многосвязанным и неисчерпаемым и может создавать дополнительные возможности для использования его влияния на развивающуюся личность. Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова рассматривают воспитательное пространство как специально

© Аутлева А.Н., 2010

организованную среду. Функциональные возможности воспитательного пространства с точки зрения проявления его субъектной сущности они связывают с включенностью школьников в конструктивную деятельность. Воспитательное пространство, будучи частью среды, где складывается определенный (педагогический) образ жизни, его функционирование во многом определяются традициями и авторитетами как информационными, так и личностными. В среде возникают непререкаемые познавательные постулаты: законы, закономерности, образцы поведения, объединяемые традициями, авторитетными людьми, на которых равняются. Воспитательное пространство предстает как «динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемая усилиями социальных объектов различного уровня (индивидуальных, коллективных), выступающая интегрированным условием личностного развития человека — взрослого и ребенка» [2, с. 37]. Субъекты воспитательного пространства обладают индивидуальной культурой, а их взаимодействие приводит к образованию новых культурных ценностей, установок, норм поведения, отношений и т.д. Н.М. Борытко весьма пессимистически относится к роли воспитательного пространства в становлении личности, полагая, что «идея воспитательного пространства как целостной управляемой социальной системы развития ребенка оказывается плодотворной для отдельного педагога и даже целого педагогического коллектива образовательного учреждения (как в случае с Павлышской школой). Однако за пределами школы в реальности согласовать все разнохарактерные и разноуровневые воспитательные воздействия в единое воспитательное пространство вряд ли возможно» [3, с. 65]. Вместе с тем, согласно взглядам социалогизаторов, среда воспитания — это условия жизни человека, она оценивается с точки зрения «возможности максимальной адаптации к ней человека. В то же время под влиянием деятельности человека она изменяется, и в процессе этих преобразований изменяются сами люди, находящиеся в этой среде» [4]. Исходя из этого, Дж. Дьюи рассматривал среду как определяющую сущность человека, а самого человека как продукт социальных обстоятельств, «стремления, взгляды, верования прививаются человеку сре-

дой. Она укрепляет одни взгляды и изменяет другие. Так создается система поведения. Среда — не только обстановка, но одно целое с деятельностью индивидуума» [4].

Экологическая социализация личности осуществляется в определенном природнокультурном контексте, который по своей сути (по отношению к человеку) имеет субъектную сущность. В основе экологической социализации лежит понимание мира как динамической, многомерной системы, где человек реализует, осознает свою ответственность сохранения окружающей природы.

Образовательное пространство, основанное на этнических, этических нормах, ценностях, взглядах, представлениях, экологических знаниях, придает содержанию бытия личности не только экологические смыслы, но и проповедует, актуализирует идеи поликультурности — партнерства, терпимости, взаимопонимания в решении экологических проблем и гармонизации системы «человек — природа». Е.В. Бонда-ревская, В.П. Борисенко, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк, Г.Д. Дмитриев, В.В. Мака-ев, З.А. Малькова, Л.А. Супрунова трактуют поликультурную образовательную среду как «пространство личностное, поскольку основным субъектом его реализации выступает ученик; это пространство диалогическое, потому что только диалогические отношения обеспечивают полнокровное взаимодействие различных субкультур» [5].

Необходимость соблюдения принципов природосообразности и культуросо-образности в процессе экологической социализации обусловлена культурной идентичностью и природными предпосылками личности.

экологическая социализация в поли-культурном образовательном пространстве предполагает поиск нового соотношения традиции и инновации в этнических культурах при изучении проблем взаимодействия человека и природы. В этом случае в поликультурном пространстве возникает прецедент провозглашения экологических норм, принципов, новых стереотипов поведения, обычаев и традиций, соответствующих экологическим и этическим нормам. Становление нового образа жизни, где личность выбирает жизненную траекторию, основанную на экологической парадигме, является ожидаемым результатом экологической социализации. Продуктив-

ность взаимодействия субъектов поликуль-турного пространства характеризует установление диалога культур. В поликультур-ном образовательном пространстве актуализированы те «ее компоненты, возможности и свойства, которые могут эффективно внешне воздействовать, если личность их принимает, тем самым внешняя среда, воздействующая механически на личность, заставляет заговорить, т.е. раскрыть в ней потенциальное слово и тон, превратить ее в смысловой контекст мыслящей и поступающей, в том числе и “творящей” личности» [6]. Специфичным свойством образовательного пространства является насыщенность событийным ресурсом; организация социализирующих ситуаций, возможностей социализации личности становится ключевой проблемой в контексте исследований данного направления.

экологическая социализация должна в конечном счете быть направлена на формирование самоактуализирующей личности, которая, овладев экологическими нормами культуры и социальными ролями, приобретает способность к активному влиянию на социокультурную среду с точки зрения экологических императивов.

В процессе экологической социализации взаимодействие субъектов поликуль-турного пространства сводится к образованию пограничных культурных образований, которые являются следствием наложения разных культур — индивидуальной, этнической. В результате образуется точка толерантности как продукт диалога культур. Экологическая социализация в условиях поликультурного образовательного пространства представляет собой целостный процесс, учитывающий потребности общества в определенной модели человека-гражданина, способного к положительной самореализации, толерантному отношению к другим народам и культурам, приращению социальных и нравственных ценностей в процессе коэволюционного развития системы «человек — природа — общество». Становится очевидной необходимость становления культуры взаимодействия с природой на основе идей коэволюции — совместного, гармоничного, взаимосогласованного развития общества и природы, выработки системы экологических ценностей, которыми необходимо руководствоваться как этической нормой в своей жизни. Механизмом создания образо-

вательного пространства «становится “событие” детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом служит их совместная деятельность» [2]. Согласно другой трактовке, событие воспринимается как способ совместного проживания. Педагогическое событие — «момент реальности, в котором происходит развивающая ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка» (цит. по: [2, с. 36]. В процессе социализации школьник и учитель (воспитатель) включаются в совместную деятельность на основе диалога, вырабатываются общие ценности и в результате достигаются цель, открытость обоих участников, устанавливается равноправие их отношений, возникает их готовность взаимо-обогащения и сближения участников диалогов для решения задач совместной деятельности.

Как утверждает Н.Л. Селиванова, эти «определения не противоречат друг другу, скорее взаимодополняют: взаимодействие различных профессиональных сообществ в процессе создания воспитательного пространства предполагает “со-бытие”, без которого пространство будет мертвым» [2, с. 35 — 39].

Актуализация в образе жизни этнических традиций, народных праздников, обрядов… снимает экзистенциальное напряжение, которое Дрюк называл интерсубъективностью. М.А. Дрюк ввел понятие «интерсубъективность» для обозначения единого образа социальной реальности, состоящей из множества «я», «каждое из которых не только уникально и неповторимо, но также и субъективно, своевольно и хотя бы отчасти остается тайной для другого “я”» [7]. Таким образом, интерсубъективность означает, что общество всегда находится в состоянии радикального плюрализма, множественности, где каждый пытается отстоять собственную субъективность как проявление его автономности. Это относится как к личности, так и к этнической группе, стремящихся сохранить свою языковую и культурную самобытность. Интерсубъективность, с одной стороны, представляет условия для сохранения целостности и упорядоченности в общественной жизни, с другой — обеспечивает проявление субъективности за Другим в условиях диалога. Формируемый субъект экологической социализации становится социальной единицей, транслирующей экологические ценности, этнические нор-

мы отношения к природе, экономичное поведение в природе как смысловое наполнение поликультурного образовательного пространства.

Литература

1. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование II Педагогика. 1994. №5. С. 1б — 21.

2. Селиванова HÆ Современные представления о воспитательном пространстве II Педагогика. 2000. №б. С. 37.

3. Борытко ^М. Пространство воспитания: образ бытия : монография I науч. ред. H.K. Сергеев. Волгоград : Перемена, 2000.

4. Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М. : Изд-во ЦК Всерос. Союза работников просвещения, 1921. С. 47.

5. Макаев В.В., Малькова 3.A., Супруно-ва Л.Л. Поликультурное образование — актуаль-

ная проблема современной школы // Педагогика. 1999. №4. С. 3 — 10.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1987.

7. Дрюк М.А. К вопросу о построении многомерной концепции человека. Модель — резонансный подход // Филос. исслед. 1998. №2.

Polycultural educational space in the process of personality ecological socialization

Modern society is polycultural environment, school is polycultural educational space. In the article there are regarded possible displays of subjective essence of polycultural educational space in the process of personality ecological socialization.

Key words: ecological socialization, polycultural educational space.

cyberleninka.ru

Поликультурное образовательное пространство как фактор социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

УДК 37.013.78

Поликультурное образовательное пространство как фактор социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи

В работе представлено обоснование сущности и раскрыто функциональное назначение поликультурного образовательного пространства. Последнее выступает как фактор социальной стабильности, средство удовлетворения культурных и познавательных потребностей человека, как форма социально-педагогической поддержки и безопасности детей и молодежи. Рассмотрены содержательные компоненты пространства, условия и механизмы, позволяющие реализовывать его защитные функции. Охарактеризованы возможности поликультурного образовательного пространства по обеспечению отдельных видов безопасности детей и молодежи.

Ключевые слова: поликультурное образовательное пространство, поликультурное образование, социальная безопасность, духовно-нравственная безопасность, правовая безопасность, гражданско-патриотическая безопасность, физическая безопасность, информационная безопасность, социальный педагог, социально-педагогическая деятельность.

О.В. Гукаленко

Социокультурные реалии, современный цивилизационный этап создают широкие возможности для развития человека, более эффективного решения многих его профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Использовать эти возможности смогут только те, кто будет обладать высоким уровнем общей культуры, необходимыми ключевыми компетенциями, личностными качествами и умением ориентироваться в поликультурном мире. Вместе с тем смена ценностей, проникновение рыночных механизмов в сферу образования и ее вовлечение в глобальный рынок, социальное неблагополучие влияют на духовно-нравственное, культурное и физическое состояние людей и особенно — молодежи. В обществе проявляются тревожные симптомы, среди которых социокультурная дезадаптация молодых людей, неустроенность, разочарова-

© Гукаленко О.В., 2014

123

Поликультурное образовательное пространство как фактор…

ние, агрессивность. Культурная эволюция порождает новые опасности и угрозы как для человека, так и для человечества. Войны, религиозные распри, терроризм и насилие, отравление и истребление природы — это как бы обратная сторона культурного прогресса. Чтобы выжить, человечество должно совершенствовать свою собственную природу, свою внутреннюю духовную жизнь. Это во многом определяет необходимость новой стратегии развития образования в мире, нацеленной на повышение образованности населения, уровня культуры и профессиональной квалификации граждан. В складывающейся ситуации чрезвычайно важным и во многом определяющим фактором общественного прогресса выступает образование, отвечающее вызовам времени и ориентированное не только и не столько на ретрансляцию прошлого, сколько на конструирование будущего.

При этом факт существования поликультурного пространства, такие тенденции мирового развития, как глобализация и интеграция, при которых «впервые в истории человечества поколения вещей и поколения идей сменяются быстрее, чем поколения людей», выдвигают перед образованием сложные задачи подготовки молодежи к жизни в условиях поликультурного социума, формирования умения общаться и сотрудничать с людьми разных поколений, социальных и субкультурных групп. Формирование культурной идентичности учащейся молодежи происходит в разнообразной и сложной социокультурной среде, что предполагает необходимость создания социально-педагогических условий и механизмов обеспечения безопасности детей и молодежи в поликультурном социуме. Обострение вопросов безопасности детей и молодежи в новой социокультурной реальности в мире и в России выдвигает перед отечественной системой образования и социальными институтами необходимость поиска новых подходов комплексного решения данной проблемы. В этом направлении интерес представляет такая социально-образовательная категория, как поликультурное образовательное пространство, изучению которого посвящены работы современных ученых Е.В. Бондаревской, В.П. Борисенкова, Е.П. Голобо-родько, Ю.С. Давыдова, Г.Д. Дмитриева, С. В. Ивановой, З.А. Мальковой, М.Н. Кузьмина, Л.Л. Супруновой, М.Г. Тайчинова, Р. Люсиер, С. Чайклина и др.

Поликультурное образовательное пространство, являющееся фактором и средством сохранения целостности Российского государства, имеет потенциальный ресурс формирования социально-педагогических условий и возможностей обеспечения безопасности детей и молодежи. К настоящему времени в науке сложилось несколько подходов к определению поликультурного образовательного пространства (В.П. Борисенков, С.К. Бондырева, Ю.С. Давыдов, А.Н. Джуринский, Н.Д. Никандров, В.Е. Шукшунов и др.). Среди его наиболее значимых признаков называются следующие: высокий уровень интеграции; согласованная деятельность образовательных учреждений, социальных институтов и органов управления образовани-

124

Поликультурное образовательное пространство как фактор…

ем; свободный доступ на равных условиях всех граждан, входящих в общее образовательное пространство, к государственным образовательным и культурно-просветительским ценностям; академическая и профессиональная мобильность учащейся молодежи, преподавателей, социальных педагогов, ученых и т.д.; подвижная система содержания образования, включающая оптимальное количество информации об общезначимых элементах культуры.

Учитывая сложившуюся в науке традицию, под поликультурным образовательным пространством мы понимаем особую реальность, создаваемую на основе укрепления и углубления связей региональных образовательных систем, обеспечения условий для их культурного взаимообмена и взаиморазвития, направленную на подготовку молодежи к жизни в условиях многокультурной и многонациональной среды. Поликультурное образовательное пространство РФ выстраивается на основе национальных традиций, национально-культурной идентификации подрастающего поколения, с учетом региональных особенностей, общемировых тенденций развития и общецивилизационных идеалов.

Функционирование поликультурного образовательного пространства основано на ряде важных принципов: толерантного взаимодействия между людьми, воспитанными в культурах с разными традициями; диалогических отношений между различными культурами; отказа от культурно-образовательной монополии одной из национальных культур. Образовательное пространство, возникающее на основе таких представлений, можно определить как поликультурное и полисоциальное. Оно включает в себя множество субкультур, носителями которых являются самые разные социальные группы: представители различных рас и этносов, мужчины и женщины, городские и сельские жители. В образовательном пространстве каждая из культур представлена как фактически данная, как объективная реальность.

Поликультурное образовательное пространство выступает как фактор социальной стабильности и адаптации личности в многокультурной среде; путь реализации аксиологических императивов; средство удовлетворения образовательных, познавательных и культурных потребностей человека; форма социально-педагогического обеспечения поддержки и безопасности детей и молодежи.

Главной целью поликультурного образовательного пространства должно стать создание гуманистической культуросообразной атмосферы, ориентированной на личностный подход в развитии каждого ребенка, на выработку и реализацию условий социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи в поликультурном социуме. Образовательная политика, реализуемая в целостном поликультурном образовательном пространстве, призвана учитывать следующие факторы: многообразие культурных ценностей, национальных и религиозных традиций; необхо-

125

Поликультурное образовательное пространство как фактор…

димость знакомства учащихся с культурами Востока и Запада, их принципами и особенностями; принципиальную важность умения жить в общностях, где влияние культур накладывается друг на друга; приоритет общечеловеческих, общероссийских и этнокультурных ценностей.

Функциями поликультурного образовательного пространства выступают формирование и развитие у молодежи представлений о многообразии культур в мире и своей стране, воспитание позитивного, толерантного отношения к культурным различиям, развитие умений гуманного, продуктивного взаимодействия с представителями других культур, создание условий и механизмов социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи в поликультурном социуме.

В исследованиях Бондыревой С.К., Бочаровой В.Г., Давыдова Ю.С., За-гвязинского В.И. и других показано, что образовательное пространство и социальная среда являются педагогическими факторами и несут огромный образовательный и воспитательный потенциалы, поэтому важно системное взаимодействие социальной среды, школы и пространства. Ряд исследователей (Малькова З.А., Вульфсон Б.Л., Супрунова Л.Л. и др.) обосновали условия и возможности поликультурного пространства как социально-педагогической среды обеспечения поддержки детства, особенности воспитания поликультурного самосознания у детей и молодежи, пути и средства формирования правовой культуры всех субъектов поликультурного образовательного пространства. По мнению отечественных ученых В.П. Борисенкова, М.Н. Кузьмина, А.Н. Джуринского, М.М. Плоткина, Л.Л. Суп-руновой, Л.М. Сухоруковой и др., эффективность обеспечения процесса безопасности детей и молодежи в поликультурном пространстве России будет достигаться при условии, что базисом концепций и технологий данного процесса выступят система национальных и транснациональных ценностей, предполагающая формирование поликультурно-ориентирован-ной личности, взаимосвязь школы, семьи и всех других субъектов поликультурного образовательного пространства. В работах Е.В. Бондаревской, М.С. Кагана, И.А. Колесниковой и др. раскрываются социокультурные условия и региональные практики межотраслевых и межведомственных коммуникаций по формированию социально защищенного жизненного пространства молодежи.

Поликультурное образовательное пространство призвано стать местом культурной дискуссии, помочь детям и молодежи понять и осмыслить личностные и культурные различия, научить решать проблемы и конфликты межкультурного взаимодействия путем диалога и сотрудничества, выстраивать культурную перспективу, осмысливать и осознавать разнообразие современной многокультурной действительности.

В контексте развития поликультурного образовательного пространства социальную безопасность мы рассматриваем как готовность и способность человека к продуктивному и толерантному взаимодействию с субъектами социальной

126

Поликультурное образовательное пространство как фактор…

поликультурной среды (люди, общественные и государственные институты, артефакты культуры и др.).

Ученые Л.А. Михайлов, С.В. Петров, Р.Я. Рахматулин, Л.И. Шерснов и др. выделяют несколько видов безопасности, а именно: безопасность в экстремальных жизненных ситуациях; духовно-нравственная безопасность; гражданско-правовая безопасность; обеспечение здорового образа жизни; информационная безопасность и др. Безопасность в экстремальных ситуациях обусловливается нарушением общественных отношений (политических, экономических, межнациональных и др.) и появлением таких опасностей, как экономический кризис, безработица, наркомания, алкоголизм, проституция и безнадзорность. Борьба за безопасность в экстремальных ситуациях — это прежде всего профилактика этих ситуаций, ликвидация предстоящих опасностей. Естественно, эти проблемы должны решаться с помощью органов правопорядка, общественного контроля, за счет противодействия со стороны государства асоциальным проявлениям. Молодежь в данной ситуации должна быть подготовлена, чтобы суметь вовремя идентифицировать опасность, выработать внутреннюю саморегуляцию по защите от опасности. Безопасность социального взаимодействия во многом зависит от уровня развития конфликтологической культуры человека, его умения создавать безопасные отношения со средой (в том числе в социуме, в семье, в профессиональной среде).

Опираясь на наработки ученых, мы характеризуем возможности поликультурного образовательного пространства по обеспечению отдельных видов безопасности детей и молодежи: правовой, гражданско-патриотической, физической, духовно-нравственной и информационной.

Духовно-нравственная безопасность. Мир сложноорганизован и многомерен. Он довольно часто ставит человека на границу разных культур, сталкивает с очень сложной проблемой сохранения своей культурной идентичности и адаптации в полиэтнической среде. Поликультурное образовательное пространство призвано помочь более глубокому пониманию культурной идентификации личности и способствовать более успешной ее адаптации в многокультурной среде. Поликультурное образовательное пространство представляет собой форму единства людей и складывается в результате их совместной образовательной деятельности. В поликультурном образовательном пространстве каждый друг друга усиливает. В условиях развивающихся процессов глобализации и интеграции следует обеспечить каждому человеку возможность понять другого и мир в целом в его хаотичном движении к некоему единству. Для этого необходимо научиться понимать самих себя, осознать свою культурную идентичность. Знание особенностей и самобытности культуры собственного народа способно помочь личности глубже понять другие культуры и проникнуться уважением к их носителям.

Духовно-нравственная безопасность подразумевает развитие системы ценностей и моральных качеств личности. У современной молодежи под-

127

Поликультурное образовательное пространство как фактор…

час недостаточно развиты такие качества, как терпимость, толерантность, что может превратить ее в объект для внешнего манипулирования. Очень важно в современном мире, чтобы молодежь имела свою позицию, умела отстаивать ее и в то же время была готова к жизни и сосуществованию с другими людьми, которые имеют отличные взгляды, традиции, убеждения.

Сопровождение безопасности детей и молодежи призвано основываться на методиках и региональных программах социального взаимодействия, а также на позитивных социальных практиках воспитания подрастающего поколения. При этом важно учитывать наличие и взаимодействие разнообразных культур; принципы диалога и поликультурности; наличие и многообразие культурных ценностей (национальных, транснациональных, ценности молодежной субкультуры, народных и религиозных традиций, а также выработку умений жить в обществе, где взаимное влияние культур накладывается друг на друга).

Для поликультурного образования важно сформировать личность, способную предвидеть опасность, знать проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности человека, уметь находить компромисс между личными и общественными интересами. Очень важно готовить подрастающее поколение к социальной безопасности как на личностном, так на групповом, семейном и коллективном уровнях. Ученые отмечают, что особенностью формирования личности безопасного типа является ее умение анализировать среду обитания человека, его личностное и духовное пространство. Важно средствами поликультурного образовательного пространства формировать у детей и молодежи мировоззренческую устойчивость, умение противостоять агрессии, наркомании и другим антисоциальным проявлениям.

Гражданско-патриотическая безопасность. Преодоление межэтнических конфликтов, противоречий между этнокультурными и общечеловеческими ценностями возможно через интеграцию региональных образовательных пространств, не разрушающую их самобытности и целостности. Общероссийские культурные ценности не могут существовать вне контекста общечеловеческих, национальная культура не может не взаимодействовать с другими культурами, поэтому поликультурное образование и поликультурное образовательное пространство ориентируются не только на культурные приоритеты одного народа, но и на идеалы, выработанные другими народами, этносами, культурными группами. Междисциплинарные и межведомственные подходы в решении проблем безопасности детей и молодежи призваны учитывать и опираться на партнерство семьи и школы, на повышение социально-педагогической подготовки родителей, оказание им конкретной помощи в разрешении адресных проблем воспитания в семье.

Практика формирования гражданско-патриотической безопасности будет эффективной при условии разработки соответствующих методик,

128

Поликультурное образовательное пространство как фактор…

формирования мировоззренческой устойчивости, способности противостоять антикультуре. Также важно внедрение разноуровневых технологий обеспечения социально-педагогической безопасности детей и молодежи в поликультурном образовательном пространстве РФ с целью содействия выработке коммуникационных компетенций, нацеленных на жизненное самоопределение детей и молодежи в обществе, а также формирование личностных качеств, необходимых человеку навыков толерантного поведения в поликультурном обществе.

Обеспечение гражданско-патриотической безопасности призвано учитывать, что этот процесс обусловлен одновременно природными и социальными стереотипно-поведенческими условиями взаимодействующих культур. Интеркультурная коммуникация требует понимания чужих «стереотипов» поведения, отраженных в национальных традициях, обычаях и адекватного их восприятия. В этой ситуации задача состоит в том, чтобы заложить гражданское начало в человеке, сформировать у него умение жить в гармонии с другими народами и нациями. В систему образования всех уровней должны быть встроены идеи патриотизма, идеи общности и интернационализма. Чувства общности воспитывают такие символы, как флаг, герб, гимн, общие герои. Необходимо формировать у детей и молодежи понимание роли и места России в современном мире. При этом должно охраняться самобытное развитие всех народов на основе защиты этнополитических, этнокультурных интересов граждан, сообществ многонациональной России. В содержании поликультурного образования должны быть заложены пути и механизмы достижения высокого уровня гражданской культуры у учащейся молодежи, национального и конфессионального разнообразия.

Правовая безопасность. Единое поликультурное образовательное пространство России характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных стандартов и программ, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в любом учебном заведении на территории города, региона, страны. Основными механизмами социально-педагогического обеспечения правовой безопасности детей и молодежи в поликультурном образовательном пространстве являются развитие региональных образовательных систем, основанное на общем понимании всеми его участниками ценностей, смыслов и целей современного поликультурного образования; признание всеми субъектами поликультурного образовательного пространства приоритетности интересов детей и молодежи; интеграция усилий государства и общественных институтов по обеспечению социальной защиты детей и молодежи; освоение образовательными учреждениями путей модернизации образования в целях повышения его качества.

Правовая безопасность предполагает формирование правовой культуры у молодежи, знание конституционных и гражданских прав и свобод.

129

Поликультурное образовательное пространство как фактор…

Важно воспитывать правовое сознание, правовые убеждения, актуализировать идеи самоценности человека. Соблюдение норм международного и государственного права выступает условием поддержки учащихся в их приобщении к мировой и национальной культуре. Специфика и основная направленность социальной педагогической политики в области детства заключается в смягчении негативных последствий происходящих в обществе процессов, а также создании условий для видоизменения действующих и возникновения новых социальных институтов, призванных удовлетворять потребности и реализовывать интересы детей, обеспечивать безопасность современной молодежи.

Сегодня дети и молодежь нередко находятся в состоянии конфронтации со сверстниками, педагогами, родителями. Результаты исследования подтвердили, что почти каждый второй учащийся конфликтует со сверстниками, более половины опрошенных указывают на низкие материальные возможности семьи, особый дискомфорт испытывают учащиеся подросткового возраста, у них возникает чувство одиночества, они испытывают трудности в адаптации к социальному окружению. В целом можно выделить ряд базисных сходных критических, а иногда и драматических ситуаций, характерных для современной молодежи: конфликтные отношения со сверстниками; осложнения во взаимоотношениях с родителями, проблемы школьных отметок; трудности в изучении отдельных предметов; проблемы во взаимоотношении с интернет-ресурсами; проблемы межкультурной коммуникации и др.

Что делать? Необходимо разрабатывать и внедрять программы поддержки детей и молодежи, искать пути и механизмы социально-педагогического обеспечения безопасности их жизнедеятельности. Целесообразно создавать индивидуальные программы психолого-педагогических тренингов по самопрезентации и приемам уверенного поведения.

Информационная безопасность. Социокультурные изменения в обществе, с одной стороны, создают качественно новые возможности для жизненного выбора человека, с другой — оказывают деструктивное воздействие, вызывают дезориентацию в современной социальной ситуации. В настоящее время появляется потребность в обеспечении безопасности детей и молодежи, возрастает роль поликультурного образовательного пространства, которое призвано вернуть молодежи чувство защищенности. В решении вопросов безопасности детей и молодежи важна интеграция усилий государства, институтов гражданского общества, системы образования, семьи и других субъектов. У каждого из них своя специфическая миссия.

Нередко информационное воздействие вызывает психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, приводит к искажению нравственных критериев и норм и, как следствие, влечет за собой неадекватное поведение молодых людей. Зачастую в СМИ, Интернете процве-

130

Поликультурное образовательное пространство как фактор…

тает девальвация духовных ценностей, культивируются насилие, расовая неприязнь, конфликты. Незащищенность психики молодых людей может привести в случае воздействия системных негативных информационных факторов к деформации сознания и поведения личности. Молодежи необходимо контролировать степень своей зависимости от Интернета, они должны быть способны к освобождению сознания от однобокой информационной зависимости.

Поликультурное образовательное пространство призвано адаптировать молодежь к новой информационной среде.

Создание методологически обоснованной и практико-ориентированной социально-педагогической системы обеспечения безопасности детей и молодежи предполагает решение следующих задач: формирование у детей и молодежи системы ценностей, связанной с особенностями социокультурного развития России и мира; оказание помощи молодежи и детям в овладении способами и навыками социокультурной адаптации и интеркультурной коммуникации; поддержание процесса формирования у детей и молодежи ясного представления о них самих, смысле их существования, проблемах человека и человечества. Сопровождение социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи будет эффективным, если будут разработаны критерии сформированности уровня культуры у детей и молодежи, критерии по выявлению способностей противостоять проявлениям антикультуры, будут спроектированы пути и возможности адаптации молодых людей в новой социокультурной среде. В поликультурном образовательном пространстве должны быть реализованы методики информационной безопасности, приемы межкультурного диалога, толерантного восприятия детьми и молодежью социальных и культурных различий. Необходимо формировать у учащейся молодежи систему ценностей, вырабатывать навыки саморегулирования, защитную реакцию от возможного манипулирования сознанием; сформировать устойчивое мировоззрение; помочь молодежи овладевать способами и навыками последовательной мыслительной деятельности в социальных сетях и интеркультурной коммуникации.

Физическая безопасность. Поликультурное образовательное пространство уникально по своему назначению, оно характеризуется открытостью, способностью быстро реагировать на возникающие образовательные потребности человека и социума, отражает специфические характеристики культурного многообразия и выступает универсальной образовательной средой социализации человека, средой здорового и безопасного образа жизни.

Результаты исследования подтверждают то, что резко ухудшаются показатели здоровья нации. Физическая безопасность — это прежде всего здоровый и безопасный образ жизни, поэтому у молодежи должна быть сформирована ответственность за сохранность собственного здоровья, вы-

131

Поликультурное образовательное пространство как фактор…

работаны навыки и модели здорового образа жизни, воспитано негативное отношение к вредным привычкам.

Практика социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи призвана опираться на социокультурную детерминированность поликультурного образовательного пространства с опорой на особенности (исторические, национальные, эколого-климатические, социально-экономические) в контексте социокультурных и образовательных, здоровьесберегающих запросов регионов и соотнесения их с имеющимся научно-образовательным, культурным и социально-экономическим потенциалом.

Целостное поликультурное образовательное пространство России призвано стать местом широкой культурной дискуссии, помочь учащимся и молодым людям понять и осмыслить личностные и культурные различия, научить решать проблемы и конфликты межкультурного взаимодействия путем диалога и сотрудничества, выстраивать культурную перспективу, осмысливать и осознавать разнообразие современной многокультурной действительности.

Для обеспечения безопасности особое значение приобретает готовность социальных педагогов, социальных работников, учителей, работников в системе семьи быть готовыми к профессиональной и личностной деятельности по обеспечению социальной безопасности детей и молодежи. Педагоги должны иметь теоретические знания о сущности, видах и способах обеспечения безопасности детей и молодежи.

Поликультурное образовательное пространство будет играть все большую роль по мере его педагогизации, включения всех субъектов, социальных, культурных и других институтов в широкую педагогическую работу.

Важность социально-педагогического сопровождения безопасности детей и молодежи в поликультурном образовательном пространстве позволяет вычленить условия, способствующие наиболее эффективному решению заданных проблем. По нашему мнению, таковыми могут быть: создание и внедрение системы педагогического мониторинга, раскрывающего положение семей и их детей в поликультурном социуме; соблюдение международных и государственных норм права в обеспечении педагогической поддержки и защиты детей; установление и наличие реальной связи семьи и школы с целью оптимальной поддержки учащихся; разработка и внедрение программ образовательной, социальной, культурной адаптации и билингвизма; усиление принципов аксиологического подхода, поликультурности, культуросообразности с целью совершенствования содержания и технологий поликультурного образования; повышение уровня профессионально-педагогической культуры педагогов, их компетентности; выявление уровня и динамики сформированности региональных условий и возможностей обеспечения социальной безопасности личности, позволяющих проектировать региональные программы, модели и технологии, на-

132

Поликультурное образовательное пространство как фактор…

правленные на решение этой задачи средствами поликультурного образовательного пространства.

Литература

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002. 271 с.

2. Бондаревская Е.В. Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2012. 358 с.

3. Газман ОС. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. 1996. № 6. С. 10—38.

4. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений. М.: Педагогическое общество России, 2006. 320 с.

5. Иванова С.В. О понятии «образовательное пространство» и целях образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 6. С. 147—158.

6. Петров С.В, Кисляков П.А. Информационная безопасность: Учебное пособие. М.: Русский журнал, 2011. 328 с.

7. Плоткин М.М. Психолого-педагогическое обеспечение социальной безопасности детей и молодежи в поликультурной среде // Социальная педагогика в векторе социального развития России. М.: Современное образование, 2013. Вып. 5. 124 с.

8. Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой. М., 1995.

9. Сушко В.А., Сушко А.И. Социальная безопасность и социальное самочувствие россиян в современной России // Ценности и смыслы. 2013. № 2 (24). С. 43—59.

cyberleninka.ru

Поликультурное образовательное пространство

1 ноября 2006 г. в ДК МГУ открылся Международный научно-практический конгресс V-е Славянские педагогические чтения «Поликультурное славянское образовательное пространство: пути и формы интеграции».

В конгрессе приняли участие ученые и деятели сферы образования, парламентарии, представители органов исполнительной власти, широкой общественности и интеллигенции из России, Украины, Белоруссии, Приднестровья, Польши, Германии, Болгарии, Чехии.

В своем вступительном слове ректор МГУ академик В. А. Садовничий говорил о необходимости сохранения существующей системы образования, позволяющей людям учиться, в т. ч. друг у друга, и общаться. В разное время для защиты обучения создавались различные ассоциации, форумы, конгрессы, наиболее известными из которых являются Евразийская ассоциация университетов и Союз ректоров России.

В качестве задач нынешнего конгресса Виктор Антонович назвал сохранение культурного пространства славянских народов и дружбы всех народов, сохранение русского языка. При этом он подчеркнул символичность проведения конгресса именно в Москве и именно в стенах первого университета России.

В официальной части были зачитаны послание Президента и Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, приветственный адрес от Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками.

Кроме того, состоялось вручение дипломов действительных членов Международной славянской академии образования им. Я. А. Коменского В. А. Садовничему, Н. И. Булаеву (председателю Комитета по образованию и науке в Госдуме РФ) и Е. В. Шевчуку (председателю Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики). От имени Президента и Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики ректору был вручен орден Трудовой Славы. Данную награду ректор отнес не к своим личным заслугам, а к системе образования в России.

В ходе пленарного заседания обсуждались концептуальные идеи и стратегии модернизации современного образования, особенности, пути и механизмы развития единого поликультурного образовательного пространства с учетом новых политических, культурных и социально-экономических реалий.

Президент МСОА В. П. Борисенков в докладе «Многокультурный мир и Международная славянская академия образования им. Я. А. Коменского» говорил о том, что славянские народы внесли выдающийся вклад в мировую цивилизацию, в развитие естественных и гуманитарных наук, культуры и искусства. Достойно уважения, что педагоги и организаторы образования братских славянских народов сегодня продолжают славные традиции и объединяют свои усилия на ниве просвещения. Существенный и творческий вклад в это труднейшее, но благородное дело вносит МСАО им. Я. А. Коменского: за 4 года работы академии удалось организовать негосударственную международную научно-образовательную систему в границах Приднестровья, Украины и России.

Искусство и образование не должны быть включены в рыночные отношения. Речь идет о том, что мы стали забывать нашу культуру, ориентируемся на культуру Запада, от которой сам Запад уже отказался. Задача образования состоит не в том, чтобы улучшить, видоизменить, модернизировать, а в том, чтобы сберечь уже существующее. Без своих корней невозможно войти в мировое сообщество.

Много было сказано о глобализации в культуре и науке. Наблюдается засилье английского языка, ведущее к деградации науки, ибо свободно им владеют далеко не все. Нужно, чтобы были представлены другие языки, хотя и в разумных пределах — в силу родственности многих из них. Академия использует принцип языка автора, т. е. работы публикуются на языке оригинала.

Не обошли вниманием и кризис образования в России: у человека есть право получать широкое образование, но программа не позволяет этого, хотя модернизация образования и происходит.

Необходимо устранять противоречия между гуманитарными науками и математическими. Дать нравственность могут лишь гуманитарные науки. С другой стороны, математика строит, дисциплинирует, даже воспитывает патриотизм.

В докладе И. А. Зязюна «Эстетические основы педагогического действия» было сказано о том, что сегодня больше внимания уделяется рациональному познанию, а не чувствам, в том числе в педагогике. Между тем, педагог должен своими чувствами объединять вокруг себя своих учеников. Учитель — это театр одного актера, умеющий завладеть чувствами аудитории так, как Коменский, Сухомлинский, Корчак, Ушинский и др.

Е. В. Бондаревская в своем докладе «Антикризисная направленность современного воспитания» рассказала о том, что миссия воспитания — помочь ребенку раскрыть свой духовный потенциал. Когда налицо дефицит человечности, взаимопонимания, некомпетентность преподавателей, проблемы социального характера у родителей, нужно создавать антикризисные программы. Если что-то подобное и проводится, то развлекательного, а не воспитательного характера, и дети остаются один на один со своими проблемами. Проблемы детства (сиротство, наркомания и т. д.) коренятся в проблемах социальной жизни в целом. Поколение надо спасать от компьютерных игр, рок-музыки, поп-арта, секс-индустрии, нацистских движений и религиозных сект.

Мария Сальникова

www.msu.ru

этнорегиональные аспекты – тема научной статьи по народному образованию и педагогике читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

106 «Культурная жизнь Юга России»

№ 1 (39), 2011

Поскольку рассматриваемая разновидность коммуникации отличается функциональным своеобразием, языковыми и графическими средствами, соотносится с определенной сферой употребления, мы полагаем, что закрепившееся в лингвистике представление о функциональных стилях русского языка (научный, художественный, официально-деловой, газетно-публицистический, разговорный) может быть дополнено понятием о новой формирующейся парадигме — интернет-дискурсе.

Литература

1. Лутовинова О. В. Лингвокультурологичес-кие характеристики виртуального дискурса. Волгоград, 2009. С. 19.

2. Там же.

3. Кашкин В. Б. Введение в теорию дискурса. С. 106.

4. Яндекс на страже русского языка. URL: http://company.yandex.ru/about/interview/archive/ 2005/08-01 01.xml

A. A. USHAKOV. STRUCTURAL, TYPOLOGICAL AND FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF CONTEMPORARY INTERNET-DISCOURSE

The article deals with the analysis of functional, linguistic and paralinguistic characteristics of internetdiscourse.

Key words: internet-discourse, blog, erratic jargon, microblog.

Н. М.ВАСИЛЬЧЕНКО

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Автор анализирует этнорегиональные аспекты поликультурного образовательного пространства.

Ключевые слова: поликультурное образовательное пространство, этнокультурные особенности региона, гуманистическая теория личности.

Среди факторов, способствующих реализации образования, особое место принадлежит поликультурному образовательному пространству -«территориально обозначенной среде, включающей социальные системы и явления: людей, учреждения, предметный мир, общественные процессы, средства массовой информации, ведущие идеи, ценностные ориентации» [1]. Позитивное влияние на его формирование в России оказывают «сближение и интеграция различных доктрин, национальных образовательных систем на началах совместимости, международного консенсуса в признании универсальных образовательных идеалов и ценностей при непременном сохранении и поддержании национальных особенностей и приоритетов интегрируемых образовательных систем» [2].

Согласно современным концепциям [3], самоценность больших и малых субкультур поддерживается и уважается, характерные для них различия расцениваются как общественное богатство, а культурное и этническое многообразие не рассматривается как объект ликвидации. Философы, социологи, историки видят перспективу образования в утверждении поликультурного и кросскуль-турного подходов. Это отражает идеологию равенства расово-этнических культур, доказывает, что все они самоценны — ни одна из них не может быть выше других.

«Кросскультурализм обосновывает равенство и многообразие культур, их самоценность и значимость, роль их интеграции в целях успеш-

ной идентификации личности к иной культуре» [4]. Процессы глобализма, поликультурного образования, межкультурной интеграции различных социумов требуют новых методологий в построении теоретической системы педагогической поддержки и защиты личности учащегося, основанных на принципах философии гуманизма и кросскультурализма.

Поликультурное образование представляет собой процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэт-ничной среде. С точки зрения культурологии его сущность определяют педагогическая и регионально-этническая культура, толерантность, интеграционные процессы, культурная конвергенция, менталитет.

Поликультурное образовательное учреждение как локальная социальная организация, модуль целостного поликультурного образовательного пространства — не просто институт формирования знаний, умений, навыков и организации воспитательного влияния педагогов на учеников. Это пространство их совместной жизнедеятельности, в котором осуществляется соединение общекультурного, социального, собственно образовательного и личностного начал. Оно обеспечивает диалог культур, интеграцию знаний в целостную картину мира, культурную рефлексию, саморегуляцию, жизнетворчество, саморазвитие, правильность решений в ситуациях выбора.

№ 1 (39), 2011 «Культурная жизнь Юга России» ^

Стратегические образовательные ориентиры федерального масштаба во многом определяются направлениями нынешних российских реформ, необходимых для интеграции России в мировое сообщество. В этой связи на Северном Кавказе Южным отделением РАО определены цели национального образования в различных регионах, учитывающие стремление титульных народов расширить социальную базу своих этнических культур, а также урегулировать противоречивую ситуацию в образовательной политике: интернационализм сочетается с «идеей сближения национальных культур» как условия их расцвета [5].

Соответствующий подход к построению учебных планов в регионах позволил выделить блоки образовательных дисциплин (историко-культуро-логический, естественнонаучный, гуманитарный, физкультурно-оздоровительный, художественно-прикладной, трудовой), которые определили новое содержание поликультурного образовательного пространства.

Культурное многообразие России обусловливает усиление этнокультурной направленности образования при сохранении этнических языков и возрастании роли государственного (русского) языка как инструмента межнационального общения и транслятора национальной и мировой культуры. В этой ситуации образовательные учреждения становятся важнейшим социальным институтом, который обеспечивает устойчивость полиэтничного общества, способствуя языковой и культурной консолидации.

Деятельность преподавателя по формированию гражданской и этнической идентичности в культурно-образовательной практике включает:

— создание и внедрение в учебный процесс интегрированных курсов с учетом этнокультурного компонента;

— разработку авторских инновационных программ, учитывающих государственную, национально-региональную и локальную специфику;

— формирование системы идентичности современного россиянина, включающей общегражданский и этнический компоненты;

— изучение этнокультурного наследия региона;

— формирование позитивного этнического самосознания;

— развитие этнокультурной компетентности будущих специалистов с целью подготовки их к межкультурному диалогу и работе в поликультурном пространстве.

В заключение можно утверждать, что этно-коммуникативная компетенция, предполагающая владение технологией межнационального общения, должна занимать значимое место в арсенале современного педагога, призванного воспитывать в подрастающем поколении чувство сопричастности гражданским идеалам.

Литература

1. Коновалова Л. В. Поликультурная направленность российского образования как условие формирования позитивной этнической идентичности. СПб., 2008. С. 50.

2. Бондаревская Е. В. Развитие идей педагогической культуры в новых условиях // Введение в педагогическую культуру. Ростов н/Д, 1995. С. 47-61.

3. Сорочинская Е. Н. Междисциплинарный подход к исследованию проблемы молодежного терроризма. Ростов н/Д, 2010.

4. Матис В. И. Теория и практика национальной школы в поликультурном обществе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Барнаул, 1999.

5. Белогуров А. Ю. Влияние процесса глобализации на формирование регионального образовательного пространства. URL: http://region. edu3000.ru/ belogurov.htm

N. М. väSILCHENKO. POLYCULTURAL EDUCATIONAL AREA: ETHNO-REGIONAL ASPECTS

The author analyzes ethnoregional aspects of polycultural educational area. Key words: polycultural educational area, region’s ethno-cultural peculiarities, humanistic theory of a person.

Н. А. ЕФИМЕНКО

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Автор статьи указывает на неоднозначность трактовок понятия «патриотизм», обращается к наиболее характерным моментам эволюции идей патриотической культуры.

Ключевые слова: научная мысль, патриотическая культура, государство, национальное самосознание.

Анализ трудов, посвященных феномену патриотизма, позволил выявить противоречия в трактовках соответствующего понятия. Нередко авторы подходят к его определению с разных точек зрения (исторической, социально-политической, экономической; через призму политической конъ-

юнктуры), «грешат» псевдопатриотичностью и шовинизмом. На метафизическом уровне доминирует некое эстетическое понимание патриотизма как любви к Отечеству, родному краю, дому, природе. Причиной такого восприятия зачастую считается присущее человеку инстинктивное

cyberleninka.ru

Поликультурная образовательная среда как элемент формирования толерантности студента

Библиографическое описание:

Ярычев Н. У. Поликультурная образовательная среда как элемент формирования толерантности студента // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 30-33. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/21/778/ (дата обращения: 13.06.2019).



Понятия «образовательное пространство» и «образовательная среда» часто синонимично используются в научной литературе. Термин «единое образовательное пространство России» стал активно употребляться в связи с модернизацией российского образования и участием страны в реализации программ Болонского процесса. При этом понятие «пространство» интерпретируется как «существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем».

Образовательное пространство характеризуется как объективная реальность, меняющаяся в глобальных процессах исторического развития культуры и может быть представлено как взаимодействие трёх элементов: горизонта районирования, метатекста и места человека.

Место человека делает образовательное пространство принципиально открытым, подвижным, пластичным. Если образовательная система даёт ученику научное знание, определённый набор значений, то образовательное пространство превращает значения в личностные смыслы, создаёт условия для непрерывного самостроительства личности [1, с.128].

Другими словами, пространство представляет собой набор определённым образом связанных между собой условий самой различной природы, которые могут оказывать влияние на субъекта — человека. Однако его включённость в пространство необязательна, поскольку пространство может существовать и независимо от него. По мнению Н. В. Гафуровой, понятие «пространство» стало категорией независимой для образования, поскольку любое образование (формальное, неформальное, инклюзивное и информальное) в современном мире можно получать независимо от места нахождения субъектов образовательного процесса, «местом встречи» которых являются и реальность, и виртуальность, сочетание виртуального и реального общение в виртуальном и реальном пространстве, которое оказывает определённое влияние на индивида [2,с.39].

Понятие «образовательная среда» трактуется в научном сообществе в соотношении к его родовому понятию «среда»: окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. В этом смысле к среде можно отнести непосредственное окружение индивида, которое чаще всего оказывает наиболее сильное влияние на становление и развитие человека.

Понятие «образовательная среда» воспринимается таким образом как комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление личности, предполагая обязательное присутствие обучающегося в образовательной среде, и следовательно, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.

Образование как подсистема глобальной системы общественного развития разделяет судьбу общества, проецирует на себя его проблемы и призвано оказывать опережающее влияние на их разрешение. Образование обладает свойством динамичности и изменяется в соответствии с внешними и внутренними условиями, которые предъявляют определённые требования к образованию и образовательной среде.

Внешние факторы, влияющие на изменения в образовательной среде конкретного индивида, определяются в контексте проблемы формирования толерантности процессами миграции населения и глобализационными процессами. В рамках этих процессов человек не связывается с конкретным географическим положением, местом своего проживания, а рассматривается как человек планеты. Это приводит к тому, что монокультурная среда, характерная для традиционного образования, перешла в новое качество, характеризующееся наличием субъектов образовательной среды, носителей двух и более культур. Такую среду обосновано называют поликультурной. Другими словами, внешние условия привели к изменению внутренних условий.

Отмеченные внешние факторы, оказывающие влияние на образование — глобализационные и миграционные процессы, не являются единственно определяющими изменения в образовательной среде. Образование не может игнорировать процессы информатизации всех сторон жизнедеятельности общества, повсеместное использование ИКТ технологий, которые сформировали нового субъекта образовательного процесса, называемого представителем цифрового поколения.

Сказанное выше позволяет отнести поликультурную среду к инновационной по сравнению с традиционной, монокультурной образовательной средой. Обоснуем справедливость этого предположения. Во-первых, инновация, как система, состоит из инновационно нового, переводимого в качество содержания и нацелена на изменение качественного состояния инновируемой социальной системы, включённой в определённую сферу жизнедеятельности общества и регулирующей определённую деятельность человека. В контексте инновации каждый из её отдельно взятых компонентов теряет свою самостоятельность и обретает иной смысл. В нашем случае качественное состояние инновируемой образовательной среды определяется её многообразием. Действительно, образовательная среда вуза является поликультурной, базовой характеристикой которой является культурное многообразие субъектов образовательной среды. Во-вторых, инновация — это процесс, полный жизненный цикл которого включает: возникновение (зарождение) — освоение (внедрение) — распространение (диффузия). В-третьих, поликультурная образовательная среда как инновация характеризуется наличием системных качеств, порождаемых диалогово-деятельностным пространством и способствующих внедрению в образование актуально-значимых практик, ориентированных на формирование толерантности, позитивно влияющих на развитие образования и субъекта в нем. В-четвёртых, инновационность поликультурной образовательной среды обладает качественной определённостью, обозначаемой как инновационная организация деятельности на рефлексивно-диалоговой основе и способная изменить состояние традиционной образовательной среды за счёт приобретения возможности оформления инновационности в качестве собственного системного признака поликультурной образовательной среды. Характерной чертой в этом случае выступает способность поликультурной образовательной среды воспроизводить себя в новом качестве, то есть реализовать потенциал саморазвития.

Подводя итог сказанному выше, отметим, что поликультурная образовательная среда как инновация в образовании определяется:

 нацеленностью на качественное изменение состояния традиционной монокультурной образовательной среды в виде появления новых условий развития личности;

 проявлением интегральных системных качеств, рождаемых деятельностно-коммуникационным пространством;

 качественная определённость изменённого состояния системы становится её системным изменением.

Анализ психолого-педагогических исследований, относящихся к проблеме инновации в образовании, выявил технологический и личностный подходы, различающиеся направленностью нововведений.

Современный вуз является сегодня одним из важных социальных институтов, в которых происходит становление толерантной культуры субъекта учебно-воспитательного процесса в том числе и в организации поликультурной образовательной среды. Человек является не только объектом различных воздействий, но и субъектом который, изменяя внешнюю среду, изменяет и свою собственную личность, сознательно регулирующую свое поведение. Сущность поликультурной среды вуза определяется инновационным источником информации, носителями которой являются представители разных культур, функциональное пространство поликультурной образовательной среды представляет собой духовно насыщенную атмосферу деловых и межличностных контактов, позволяющих удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности обучающихся.

Из этого следует заключение о инновации как системном, целенаправленном изменении, возникающем в результате особых условий организации деятельности, которые по-другому организовывают и отношение к деятельности. Поликультурная образовательная среда, будучи инновационной создаёт своеобразное поле взаимного обмена деятельностями, то есть взаимодействия: продуктивное разрешение конфликтных ситуаций, нахождение «точек соприкосновения» по различным проблемам, позитивное восприятие других мнений отличных от твоего.

Поликультурная образовательная среда как совокупность условий реализации образовательного процесса является необходимым, объективно существующим условием в контексте формирования толерантности субъектов образовательного процесса. Результативность этого процесса повышается, если актуализируется её потенциал для формирования ответственной толерантной личности, способной успешно организовать свою деятельность в проблемных ситуациях, обладающей профессиональной и лингвосоциокультурной компетентностью, нравственным сознанием, творческой, способной конструктивно адаптироваться в многообразном и многокультурном окружающем мире. Инновационность не исчерпывается системой факторов или условий, непосредственно связанных с процессом обучения. Она накладывается и сосуществует с общей средой жизнедеятельности вуза, к которой относят традиции, морально-эмоциональный климат, атмосферу доброжелательности и взаимной ответственности, общие дела, формирующие имидж университета и причастность к нему, корпоративная образовательная политика самого вуза. В этих условиях осуществляется и внеучебная деятельность студентов (участие в работе культурно-творческих центров, творческих коллективов, клубов по интересам), которая часто служит необходимым условием личностного и профессионального развития обучающихся в вузе молодых людей.

Литература:

  1. Атттин Г. К. Культура толерантности: опыт дипломатии для решения современных управленческих проблем. — М.: Московский государственный институт международных отношений, 2004. — 304с.
  2. Гафурова Н. В. Информатизация образования как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 3. — С. 33–36.

Основные термины (генерируются автоматически): поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

Похожие статьи

Поликультурное пространство как основа построения…

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

образовательный процесс, поликультурное образование

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

Поликультурная среда вуза как условие формирования…

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

поликультурная образовательная среда инициирует процесс

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

Сущность инновационной образовательной среды вуза

образовательная среда, высшее учебное заведение, инновация, образовательный процесс, образовательная система, классификация инноваций, инновационная образовательная средаПоликультурная образовательная среда как элемент…

Некоторые аспекты трансформации образовательной среды

образовательный процесс, поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательное пространство, полиэтнический коллектив, учебный процесс, начальная школа…

поликультурная образовательная среда инициирует процесс

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

Построение образовательной среды современной школы

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение, педагогический

Формирование толерантности студента в поликультурной

поликультурная образовательная среда инициирует процесс ознакомления личности с иной культурой, способствует расширению культурного пространства становления личности, провоцирует выбор…

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *