cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Поэзия серебряного века презентация – Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Презентация у уроку «Поэзия серебряного века» (обзор) | скачать бесплатно

Презентация «Поэзия Серебряного века»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ № 61 Пролетарского района города Тулы Аристова Татьяна Николаевна

Слайд 2

Цели урока:
Познакомить учащихся с понятием «Серебряный век» Дать понятие об основных направлениях поэзии Серебряного века Сформировать представление о поэтах Серебряного века Расширить кругозор учащихся Воспитывать любовь к поэзии

Слайд 3

Повторение
Какой период русской поэзии называют «Золотым веком»? Какие поэты представляют «Золотой век»?

Слайд 4

Конец девятнадцатого века…Начало двадцатого… Рубеж веков… Ощущение кризиса, потрясений, катастрофичности…
Двадцатый век…еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла, Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла. И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть, и ненависть к отчизне… И черная земная кровь Сулит нам , раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи…
А.А.Блок

Слайд 5

Серебряный век — сложное культурное явление, проявившееся в различных видах искусства, ставшее расцветом русской поэзии в конце XIX- начале XX века
XIX век Серебряный век XX век 80-е-90-е годы 1917 г.
Эпоха безвременья Идеологизация всей жизни

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ

Слайд 7

Слайд 8

Символизм – направление в искусстве, выражение идей посредством символов, поэзия намеков, иносказаний
Поэтический символ (многозначное иносказание) рассматривалось как действенное художественное орудие Преемственная связь с романтизмом Близкий род искусства – музыка Провозгласили Пушкина гениальным национальным поэтом 1894 г. вышел сборник «Русские символисты Старшие символисты Младосимволисты В. Брюсов А. Блок К Бальмонт А. Белый З Гиппиус Вяч. Иванов Ф.Сологуб Издательство «Мусагет», «Гриф», «Скорпион», журналы «Весы», «Золотое руно»

Слайд 9

«Старшие символисты»
Д.Мережковский
З. Гиппиус
В. Брюсов
К. Бальмонт

Слайд 10

Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. В. Брюсов

Слайд 11

«Младшие символисты»
А.Блок
А.Белый

Слайд 12

Cравнительная таблица модернистских течений рубежа 19-20 веков
Критерии для сопоставления Символизм Акмеизм Футуризм
1.Отношение к миру Мир не познаваем
2.Роль поэта Поэт- пророк разгадывает тайны бытия, слова
3.Отношеие к слову Слово многозначно И символично
4.Особенности формы Намеки, иносказа-ния
5.Близкий род искусства Музыка

Слайд 13

Символисты Валерий Брюсов (1873-1924)– основоположник русского символизма
ТВОРЧЕСТВО Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне… Звуке реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.  

Слайд 14

Константин Бальмонт (1867-1942)
Я — изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты — предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны Перепевные, гневные, нежные звоны. Я — внезапный излом, Я — играющий гром, Я — прозрачный ручей, Я — для всех и ничей. Переплеск многопенный, разорванно-слитный, Самоцветные камни земли самобытной, Переклички лесные зеленого мая – Все пойму, все возьму, у других отнимая Вечно юный, как сон, Сильный тем, что влюблен И в себя и в других, Я — изысканный стих.

Слайд 15

Александр Блок (1880-1921)
Сегодня шла Ты одиноко, Я не видал Твоих чудес. Там, над горой Твоей высокой, Зубчатый простирался лес. И этот лес, сомкнутый тесно, И эти горные пути Мешали слиться с неизвестным, Твоей лазурью процвести.

Слайд 16

Акмеизм(от греч. аkme – высшая степень чего-либо) – направление в поэзии, которое возвращает слову его первоначальное значение, изображает конкретно-чувственные образы реального мира
Вернули слову его первоначальное, а не символическое значение Декларировали конкретно-чувственное восприятие мира Изображали мир яркими красками Близкий род искусства – скульптура, архитектура Литературная основа: Н.Гумилев «Наследие символизма и акмеизм», О.Мандельштам «Утро акмеизма» Объединились в группу «Цех поэтов» Журналы: «Гиперборей», «Аполлон», альманахи «Цеха поэтов»

Слайд 17

Cравнительная таблица модернистских течений рубежа 19-20 веков
Критерии для сопоставления Символизм Акмеизм Футуризм
1.Отношение к миру Мир не познаваем Мир познаваем
2.Роль поэта Поэт- пророк разгадывает тайны бытия, слова Поэт возвращает слову ясность, простоту
3.Отношеие к слову Слово многозначно И символично Четкая определен-ность слова
4.Особенности формы Намеки, иносказа-ния Конкретная образность
5.Близкий род искусства Музыка Живопись,архитек-тура, скульптура

Слайд 18

Акмеисты Николай Гумилев (1886-1921)
Я И ВЫ Да, я знаю, я вам не пара, Я пришел из другой страны, И мне нравится не гитара, А дикарский напев зурны. Не по залам и по салонам, Темным платьям и пиджакам — Я читаю стихи драконам, Водопадам и облакам. Я люблю — как араб в пустыне Припадает к воде и пьет, А не рыцарем на картине, Что на звезды смотрит и ждет. И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще, Чтоб войти не во всем открытый, Протестантский, прибранный рай, А туда, где разбойник и мытарь И блудница крикнут: вставай!  

Слайд 19

Анна Ахматова (Горенко) (1889-1966)
  Александру Блоку Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье. Тихо в комнате просторной, А за окнами мороз. И малиновое солнце Над лохматым сизым дымом… Как хозяин молчаливый Ясно смотрит на меня! У него глаза такие, Что запомнить каждый должен, Мне же лучше, осторожной, В них и вовсе не глядеть.

Слайд 20

Осип Мандельштам (1891-1938)
Вечер нежный. Сумрак важный. Гул за гулом. Вал за валом. И в лицо нам ветер влажный Бьет соленым покрывалом. Все погасло. Все смешалось. Волны берегом хмелели. В нас вошла слепая радость — И сердца отяжелели. Оглушил нас хаос темный, Одурманил воздух пьяный, Убаюкал хор огромный: Флейты, лютни и тимпаны…

Слайд 21

Футуризм( от лат. futurum – будущее) – направление в литературе, которое отрицало традиционную литературу, провозглашало поэзию, способную словом преобразовать мир
Декларативный разрыв с прошлым Эпатаж Разрушение традиционных литературных жанров, стилей, форм Стремление передать пульс новой урбанистической жизни Неограниченное словотворчество Близкий род искусства – живопись «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», сб. «Садок судей»

Слайд 22

Поэты — футуристы
Кубофутуристы («Гилея») Хлебников В.В. Бурлюк Д.Д. Маяковский В.В. Лившиц Б.К. Каменский В.В. «Центрифуга» Асеев Н. Пастернак Б.Л.
Эгофутуристы Северянин И. (Лотарев И.В) Олимпов К.К. (Фофанов) «Мезонин поэзии» Лавренев В. Ивнев Р.

Слайд 23

Футуристы Велимир Хлебников (1885-1922)
О, достоевскиймо бегущей тучи! О, пушкиноты млеющего полдня! Ночь смотрится, как Тютчев Безмерное замирным полня.

Слайд 24

Владимир Маяковский (1893-1930)
А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы На флейте водосточных труб?

Слайд 25

Игорь Северянин (Лотарёв) (1887-1941)
УВЕРТЮРА Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском — это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс… Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!  

Слайд 26

Cравнительная таблица модернистских течений рубежа 19-20 веков
Критерии для сопоставления Символизм Акмеизм Футуризм
1.Отношение к миру Мир не познаваем Мир познаваем Мир надо переделать
2.Роль поэта Поэт- пророк разгадывает тайны бытия, слова Поэт возвращает слову ясность, простоту Поэт разрушает старое
3.Отношеие к слову Слово многозначно И символично Четкая определен-ность слова Свобода в обраще-нии со словом
4.Особенности формы Намеки, иносказа-ния Конкретная образность Обилие неологиз-мов, искажений слов
5.Близкий род искусства Музыка Живопись,архитек-тура, скульптура Живопись

Слайд 27

Закрепление
Назовите временные границы Серебряного века С какими основными направлениями в поэзии вы познакомились? В чем особенность каждого направления? Назовите поэтов каждого направления

Слайд 28

Определите, к какому литературному направлению можно отнести данное стихотворение. Свой ответ аргументируйте.
Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй – пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких–то соответствий Вне протяжения жило Лицо В. Хлебников

Слайд 29

Домашнее задание
Выучить наизусть понравившееся стихотворение, которое прозвучало на уроке Доказать принадлежность этого стихотворения к литературному направлению

Слайд 30

Спасибо

lusana.ru

Презентация к уроку по литературе на тему: Презентация «Серебряный век русской поэзии: избранные стихи»

Слайд 1

Серебряный век русской поэзии: избранные стихи ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г. Майкоп, 2013

Слайд 2

Поэты серебряного века Анненский Иннокентий • Ахматова Анна • Бальмонт Константин • Белый Андрей • Блок Александр • Брюсов Валерий • Бунин Иван • Волошин Максимилиан • Гиппиус Зинаида Гумилев Николай • Есенин Сергей • Мандельштам Осип • Маяковский Владимир • Парнок София • Пастернак Борис • Северянин Игорь • Сологуб Фёдор • Хлебников Велимир • Цветаева Марина

Слайд 3

Среди миров Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя… Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной ищу ответа, Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света. Анненский Иннокентий

Слайд 4

Венеция Мне с тобою пьяным весело Надпись на портрете Он длится без конца — янтарный, тяжкий день! Памяти М. А. Булгакова Песня последней встречи Сероглазый король Словно ангел, возмутивший воду Сразу стало тихо в доме Целый год ты со мной неразлучен Ахматова Анна

Слайд 5

Бальмонт Константин Ивику Троицын день Меня всегда гнала гроза, Предвестье песен, ярь телесная, — Тебя, неведомо чудесная, Всегда вела любовь небесная И только синие глаза.

Слайд 6

Белый Андрей Ночь и утро Мгновеньями текут века. Мгновеньями утонут в Лете. И вызвездилась в ночь тоска Мятущихся тысячелетий. Глухобезмолвная земля, Мне непокорная доныне, — Отныне принимаю я Благовестительство пустыни! Тоскою сжатые уста Взорвите, словеса святые, Ты — утренняя красота, Вы — горние краи златые! Вот там заискрились, восстав, — Там, над дубровою поющей — Алмазами летящих глав В твердь убегающие кущи.

Слайд 7

Гамаюн , птица вещая Глухая полночь медленный кладет покров Девушка пела в церковном хоре Коршун Мы встречались с тобой на закате Незнакомка Ночь, улица, фонарь, аптека Помнишь ли город тревожный Пусть светит месяц — ночь темна Ты горишь над высокой горою Фабрика Блок Александр

Слайд 8

« Гамаюн , птица вещая» На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных. Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых… Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!..

Слайд 9

Брюсов Валерий Максиму Горькому в июле 1917 года Не в первый раз мы наблюдаем это: В толпе опять безумный шум возник, И вот она, подъемля буйный крик, Заносит руку на кумир поэта. Но неизменен, в новых бурях света, Его спокойный и прекрасный лик; На вопль детей он не дает ответа, Задумчив и божественно велик. И тот же шум вокруг твоих созданий, — В толпе, забывшей гром рукоплесканий, С каким она лелеяла «На дне». И так же образы любимой драмы, Бессмертные, величественно-прямы, Стоят над нами в ясной вышине.

Слайд 10

Цирцея (волшебница) На треножник богиня садится: Бледно-рыжее золото кос, Зелень глаз и аттический нос – В медном зеркале все отразится. Тонко бархатом риса покрыт Нежный лик, розовато-телесный, Каплей нектара, влагой небесной, Блещут серьги, скользя вдоль ланит. И Улисс 1 говорит: «О, Цирцея! 2 Все прекрасно в тебе: и рука, Что прически коснулась слегка, И сияющий локоть, и шея!» А богиня с улыбкой: «Улисс! Я горжусь лишь плечами своими Да пушком апельсинным меж ними, По спине убегающим вниз!» Написано — 31 января 1916 года Бунин Иван

Слайд 11

Мир (С Россией кончено… На последях ) С Россией кончено… На последях Её мы прогалдели , проболтали, Пролузгали , пропили, проплевали, Замызгали на грязных площадях, Распродали на улицах: не надо ль Кому земли, республик, да свобод, Гражданских прав? И родину народ Сам выволок на гноище, как падаль. О, Господи, разверзни, расточи, Пошли на нас огнь, язвы и бичи, Германцев с запада, Монгол с востока, Отдай нас в рабство вновь и навсегда, Чтоб искупить смиренно и глубоко Иудин грех до Страшного Суда! Волошин Максимилиан

Слайд 12

Ей (Всю нежность не тебе ли я) Нет (Она не погибнет — знайте!) Она не погибнет — знайте! Она не погибнет, Россия. Они всколосятся ,- верьте! Поля ее золотые. И мы не погибнем — верьте! Но что нам наше спасенье: Россия спасется,- знайте! И близко ее воскресенье. Гиппиус Зинаида

Слайд 13

Гумилев Николай Ответ (Чуковский, ты не прав) Т. П. Карсавиной Чуковский, ты не прав, обрушась на поленья, Обломки божества — дрова, Когда-то деревам, близки им вдохновенья, Тепла и пламени слова. Береза стройная презренней ли, чем роза, Где дерево — там сад, Где б мы ни взяли их, хотя б из Совнархоза, Они манят. Рощ друидических теперь дрова потомки, И, разумеется, в их блеске видел Блок Волнующую поступь Незнакомки, От Музы наш паек. А я? И я вослед Колумба, Лаперуза К огню и дереву влеком , Мне Суза с пальмами, в огне небес Нефуза Не обольстительней даров Петросоюза , И рай огня дает нам Райлеском . P. S. К тому ж в конторе Домотопа Всегда я встречу эфиопа.

Слайд 14

Сергей Есенин Дата рождения:21 сентября ( 3 октября ) 1895 (1895-10-03) Место рождения:село Константиново , Кузьминская волость, Рязанский уезд , Рязанская губерния , Российская империя Дата смерти: 28 декабря 1925 (1925-12-28) (30 лет) Место смерти: Ленинград , СССР Гражданство: Российская империя → СССР Род деятельности: поэт Годы творчества: 1910 — 1925 Направление: Новокрестьянские поэты (1914—1918), имажинизм (1918—1923) Язык произведений: Русский

Слайд 15

Избранные стихи Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. Берёза Поет зима — аукает Слушай, поганое сердце Я последний поэт деревни

Слайд 16

Мандельштам Осип В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа Вернись в смесительное лоно Декабрист Жизнь упала, как зарница Из табора улицы темной Когда в теплой ночи замирает Когда Психея-жизнь спускается к теням Мне жалко, что теперь зима Мы живем, под собою не чуя страны На розвальнях, уложенных соломой На страшной высоте блуждающий огонь! Рояль С розовой пеной усталости у мягких губ Собирались эллины войною Сумерки свободы Холодок щекочет темя Чуть мерцает призрачная сцена Я скажу тебе с последней прямотой

Слайд 17

Маяковский Владимир 9-е января Будь готов! Десятилетняя песня Император Окно сатиры Чукроста Селькор Три тысячи и три сестры

Слайд 18

Парнок София Узорами заволокло Узорами заволокло Мое окно. — О, день разлуки! — Я на шершавое стекло Кладу тоскующие руки. Гляжу на первый стужи дар Опустошенными глазами, Как тает ледяной муар И расползается слезами. Ограду перерос сугроб, Махровей иней и пушистей, И садик — как парчовый гроб, Под серебром бахром и кистей… Никто не едет, не идет, И телефон молчит жестоко. Гадаю — нечет или чет? — По буквам вывески Жорж Блока.

Слайд 19

Пастернак Борис Нобелевская премия Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони. Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду, Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость, Я, убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.

Слайд 20

Игорь Северянин Имя при рождении: Игорь Васильевич Лотарёв Дата рождения: 4 (16) мая 1887 (1887-05-16) Место рождения: Санкт-Петербург Дата смерти: 20 декабря 1941 (1941-12-20) (54 года) Место смерти: Таллин Гражданство: Российская империя , Эстония , СССР Род деятельности: русский поэт «Серебряного века» Годы творчества: 1904 – 1940 Направление: эгофутуризм

Слайд 21

Избранные стихи В березовом коттэдже И было странно ее письмо Прохладная весна Рескрипт короля Розы во льду Стэлла Три эпиграммы Увертюра (Ананасы в шампанском) Фея света Эпилог (Я, гений Игорь-Северянин) «Прохладная весна» Весен всех былых весна весенней Предназначена мне в этот год: Девушка из детских сновидений Постучалась у моих ворот. И такою свежею прохладой Вдруг повеяло от милых уст, Что шепчу молитвенно: «Обрадуй. — Докажи, что мир не вовсе пуст…» А она и плачет, и смеется, И, заглядывая мне в глаза, Неземная по-земному бьется Вешняя — предсмертная! — гроза.

Слайд 22

Сологуб Федор Жестокие дни Ожиданья дни жестоки. Истомилася любовь. На враждующем востоке Льётся братьев наших кровь. И, о мире воздыхая, Слёзно Господа моля, Вся от края и до края Стонет русская земля. Слёзы матери печальной! Кто ведёт вам поздний счёт? Кто стране многострадальной Утешенье принесёт?

Слайд 23

Хлебников Велимир Заклятие смехом Иранская песня О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно , О, засмейтесь усмеяльно ! О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно , смех надсмейных смеячей ! Смейево , смейево , Усмей , осмей, смешики , смешики , Смеюнчики , смеюнчики . О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!

Слайд 24

Цветаева Марина Але (Остальное, деточка, — забудь) И кто-то, упав на карту Как слабый луч сквозь чёрный морок адов Маленькая сигарера ! Мне нравится, что Вы больны не мной Моим стихам, написанным так рано Москва! — Какой огромный Не быть тебе нулём Ни к городу и ни к селу Тоска по родине! Ты, меня любивший фальшью Ты проходишь своей дорогою Чужому

Слайд 25

serebrovek.ucoz.ru ru.wikipedia.org ›… Серебряный_век_русской_поэзии poetry- collection.ru›esenin_stihi.html На титульном слайде картина художника Александра Харитонова. Свет запредельный и путеводный. В поле полотна две ипостасии русской Души и русской Идеи парадоксально совместились: налицо их столкновение, борение и взаимодействие. Использованный материал

nsportal.ru

Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Поэзия Серебряного века. Символизм

Слайд 1

ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Символизм Презентация Козыревой М.Ю., учителя русского языка и литературы ГБОУ Школа №89 им.А.П.Маресьева г.Москвы.

Слайд 2

Историческая основа возникновения символизма Символизм родился на почве глубокой неудовлетворенности социальной жизнью. Нередко символистов называют декадентами (от фр. décadent — упадок). Декадентство – определенный кризисный тип сознания, который выражается в настроениях бессилия, душевной усталости и отчаяния.

Слайд 3

Рамон Касас «Юная декадентка». 1899

Слайд 4

Однако символизм не сводится к чувствам социального пессимизма, бессилия и связан с поиском выхода из кризисной ситуации.

Слайд 5

Миропонимание символистов Реальный мир для символистов не представляет интереса, т.к. он пустой, бездушный, иллюзорный. Есть мир идеальный : мир высших сущностей, истинной Любви, Добра и Правды. Он непостигаем для разума, доступен интуитивному познанию. Мир, который нас окружает, — мир теней. Тень мира идеального. Идеальный Реальный

Слайд 6

Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами — Только отблеск, только тени От незримого очами ? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий — Только отклик искаженный Торжествующих созвучий ? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете — Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете ? Владимир Соловьев, 1895

Слайд 7

Философская основа символизма Платон: представление о мире реальном, как отблеске мира идеального.

Слайд 8

Ф.Ницше : понятие об интуитивном познании мира. Идея сверхчеловека, идеи крайнего индивидуализма.

Слайд 9

Вл.Соловьев : теургия (жизнетворчество, жизнестроение )

Слайд 10

Начало символизма как литературного направления 1889-1903 гг – появление трех сборников стихов Зинаиды Николаевны Гиппиус

Слайд 11

1892 г – статья Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» Мережковский: реальный мир (твердая земля) отделен от мира идеального (безграничный и темный океан). Задача художника – постижение идеального мира.

Слайд 12

1894 г – 3 поэтических сборника «Русские символисты» Ведущий автор — В.Я.Брюсов Социальные, гражданские темы не затрагиваются, на первый план выходят темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.

Слайд 13

1890 г – статья К.Д.Бальмонта «Элементарные слова о символистской поэзии». Реалисты схвачены конкретной действительностью, и поэтому им открыты явления частные. Символисты же смотрят на жизнь со стороны, и им открываются общие закономерности.

Слайд 14

Печатные органы символистов Издательство «Скорпион» 1900-1916. Редактор С.Поляков Издательство «Гриф» 1903 – 1914. Редактор С.Соколов. Альманахи «Гриф», «Северные цветы» Журнал «Весы» 1904-1909. Редактор В.Брюсов

Слайд 15

Особенности поэтики символистов Мистическое содержание Использование символов Расширение художественной впечатлительности

Слайд 16

1. Мистическое содержание Выход за пределы реального мира в мир идеальный

Слайд 17

2. Использование символов Символ – связующее звено между миром реальным и миром идеальным. Ключ к постижению идеального мира. Многозначность символа. Возможность сказать о многом в малом Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность» Значимость предметного плана образа. Слово становится символом только в контексте.

Слайд 18

3. Расширение художественной впечатлительности Работа над музыкальной организацией стиха Работа над строфикой стиха Работа над ритмикой стиха Воздействие на подсознание читателя, заражение эмоциями.

Слайд 19

Неоднородность символизма Московские поэты В центре – Брюсов Ограничивались лишь рамками искусства и литературы. Искусство ради искусства Петербургские поэты В центре – Мережковский, Гиппиус Мережковский и Гиппиус называли себя символистами, а московских называли декадентами. Они не ограничивались рамками искусства, являлись создателями новохристианской системы (философско-религиозные искания)

Слайд 20

Два поколения символистов Старшие В.Брюсов (хотя самый молодой) Д.Мережковский З.Гиппиус Ф.Сологуб К.Бальмонт Младосимволисты А.Белый А.Блок В.Иванов

Слайд 21

Старшие символисты В.Брюсов Д.Мережковский З.Гиппиус Ф.Сологуб К.Бальмонт

Слайд 22

Старшие символисты В основе мировосприятия лежит резкое неприятие действительности, социальный пессимизм. Убегают от реальной действительности. Ищут убежище в мире творимой легенды. Ищут неземную красоту. Эстетика в их лирике выходит на первый план, этика отодвигается на второй. «Мир прекрасен, человек свободен» (В.Иванов). Человек может быть властелином вселенной. Крайний индивидуализм. Вера в существование только собственного «Я». — > мотивы грусти и одиночества.

Слайд 23

Младосимволисты А.Блок Андрей Белый ( наст.имя Б.Бугаев) В.Иванов

Слайд 24

Младосимволисты Своеобразие мировосприятия. Они осознают, что мир стоит на пороге обновления, поэтому пытаются вглядеться в будущее, стать пророками будущего и приблизить его. Им присуще активное включение в преобразование действительности. Их теоретик философ Вл.Соловьев: «Искусство не отражает, а создает жизнь» Андрей Белый: «Магия слов». «В звуке воссоздается новый мир, в пределах которого я чувствую себя творцом действительности».

Слайд 25

Младосимволисты Младосимволисты берут на себя функции Бога, поэтому в их творчестве появляются христианские мотивы, пророческие мотивы жертвенности. Мотив жертвенности связан с представлением об искусстве, как жертве народу. Трагедия младосимволистов в том, что они далеки от действительности. Их стремления к пересозданию действительности ограничены теургическими томлениями.

Слайд 26

Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блёстки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнажённый При лазоревой луне… Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. 1 марта 1895 В.Я.Брюсов «Творчество»

nsportal.ru

Презентация по литературе «Серебряный век русской поэзии» (11 класс)

На рубеже XIX и XX веков радикально изменились буквально все стороны жизни России — экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. Новая эпоха историко-культурного развития отличалась стремительной динамикой и острейшим драматизмом. Переход от классической литературы к новому литературному направлению сопровождался далеко не мирными процессами в общекультурной и внутрилитературной жизни, неожиданно быстрой сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приемов. Особенно динамично развивалась в это время русская поэзия. Позднее поэзия этой поры получила название “поэтический ренессанс” или “серебряный век”. Эпитет “серебряный” подразумевает индивидуальность и особое сияние, одухотворенность целого созвездия неповторимых художников слова этого времени. Возникнув по аналогии с понятием “золотой век”, традиционно обозначавшим пушкинский период русской литературы, это словосочетание поначалу использовалось для характеристики вершинных явлений поэтической культуры XX века — творчества А. Блока, А. Белого, И. Анненского, А. Ахматовой, О. Мандельштама и других блестящих мастеров слова. Однако постепенно термин “серебряный век” стали относить ко всей художественной культуре России конца XIX — начала XX века. В писательской среде возникла тяга к объединению между близкими по мировоззрению и эстетике литераторами, художниками, философами. Поэтому новые литературные направления, как правило, развивались из деятельности небольших писательских кружков, объединявших писателей со сходными взглядами на поэзию, искусство. Именно разная оценка возможностей и предназначения человека разводит поэтов по разным руслам единой литературы. Модернистскими принято считать, прежде всего, три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм.

В презентации рассматриваются особенности названных течений, происходит знакомство с представителями символизма, акмеизма, футуризма.

infourok.ru

Презентация к урокам по теме: «Поэзия Серебряного века»

Модернизм как культурное явление

Поэзия «серебряного века»

Россия рубежа веков –ХІХ-ХХ

В самом начале ХХ века Россия пережила серьёзные политические, экономические, социальные потрясения: революции (1905 и 1917 годов), русско-японскую (1904-1905) и первую мировую войну (1914-1918), гражданскую войну.

Л.Н. Толстой отмечал:

«Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей».

Расцвет поэзии

Поэзия начала 20 века оказалась наиболее восприимчивой к духовной атмосфере переломной эпохи. Вопросы, волновавшие поэтов, касались духовной сущности людей, соотношения в их жизни личного и общего, земного, национальной самобытности и всемирной отзывчивости.

Поэты верили в искусство, в слово. Но они заботились не только о смысле, но и о звуке, о музыке слова.

«И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл…» А.Ахматова

Литература начала 20 века, ставшая отражением противоречий эпохи, получила название

Серебряного века.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ЭПОХИ

1890-1917

Многие годы

отождествляли его с декадансом.

Эстетические принципы декаданса:

  • Поэтизация слабости, угасания, разрушения.
  • «Искусство для искусства»

Декаденство — идеологическое явление рубежа ХІХ-ХХ веков

Декаденство

Черты

(лат. – упадок) – настроения безнадежности, неприятия жизни.

  • Неприятие действительности
  • Отказ от гражданственности в искусстве
  • Культ красоты как высшей ценности
  • Индивидуализм
  • Отказ от морали буржуазного общества

Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, стремлением замкнуться.

Опиралось на философские идеи Шатобриана и Шопенгауэра.

В основе – утверждение, что цивилизация исчерпала себя и вступила в эпоху упадка и угасания.

Истоки поэзии «серебряного века»:

  • Романтизм А.С. Пушкина
  • Философичность Ф.И. Тютчева
  • Импрессионизм А.А Фета
  • Прозаизмы Н.А. Некрасова

Модернизм — общее название совокупности литературных направлений и течений ХХ века

Модернизм

Черты

(франц. – современный).

  • Отражение действительности в человеческом подсознании
  • Субъективное (сфера духа, искусства) наделяется признаками объективной реальности
  • Построение художественной реальности, мало связанной с действительностью и противопоставленной ей
  • Поиск новых путей в изображении мира и человека

Представители стремились отразить новые общественные и психологические явления новыми художественными средствами и путём создания принципиально новых жанров.

Исходная позиция – жизнь абсурдна, и потому невозможно отразить ёё средствами традиционной поэтики.

Модернизм

Эстетические принципы

Направления и течения

  • Неоромантизм
  • Футуризм
  • Экспрессионизм
  • Акмеизм
  • Символизм
  • Авангардизм
  • Кубизм
  • Имажинизм
  • Сюрреализм
  • Абстракционизм
  • Обновление устаревших художественных форм
  • Формотворчество ( например, антироман, антидрама)
  • Формальное эксперементаторство
  • Обогащение системы изобразительных средств

Стилевые черты поэзии модернизма

Стремление выразить более сложные и противоречивые состояния души потребовало нового отношения к слову. Поэзия точных слов уступила место поэзии намеков, недоговорённостей. Важнейшим средством создания зыбкости словесного значения стало использование метафор.

Отношения между поэтом и читателем строились по-новому: он обращался не ко всем, а к посвящённым, к читателю-творцу.

  • Повествование ведется от лица персонажа:

(«Я — вождь земных царей и царь»; «Я кабацкая царица»; «Я конквистадор в панцире железном».

  • В поэзии этой эпохи возрастает роль игры, театрализации.
  • Лирическое «Я» раскрывается в веренице перевоплощений, сменяемых масок.
  • Складывается культ мгновения, мимолётностей.

Поэтическая «Башня»

Около 12 ночи в «Башне» начинали появляться гости:

Иннокентий Анненский

Валерий Брюсов

Константин Бальмонт

Дмитрий Мережковский Зинаида Гиппиус Фёдор Сологуб

Андрей Белый

Александр Блок

Николай Гумилёв

Анна Ахматова Велимир Хлебников

Поэты Серебряного века не жили обособленно, они встречались, спорили, читали и комментировали стихи, встречаясь в «башне».

«Башня» была значительным явлением в русской культуре начала века. Необычная квартира в Петербурге на последнем этаже поражала воображение прохожих. На «башню» стремилась поэтическая молодёжь.

Вячеслав Иванович Иванов

Хозяин необыкновенного дома – «Вячеслав Великолепный». Так называли Иванова.

Удивительный собеседник: в разговоре его лицо, вся фигура излучали внимание, глаза блестели, голос точно пел.

Он один из теоретиков символизма

Символизм (греч. – «условный знак»)

Отличительные черты русского символизма

  • Повышенное внимание к проблеме личности в истории, внутреннему миру личности
  • Героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков
  • Сочетание противоречивых тенденций
  • Обновление жанров лирики
  • Смысловая полифония

Как направление зарождается во Франции в 70-80 г. ХІХ века.

Представители:

Поль Верлен, Артюр Рембо, Эмиль Верхарн, Морис Метерлинк, Стефан Маларме

В России сформировался в 1890-1900-е годы.

Символ – это образ, который не имеет конкретного значения (как слово) или переносного (как троп).

Символизм

Главные черты

Эстетические принципы

Для символизма характерно утверждение индивидуальности восприятия мира каждым отдельным человеком и установка на формирование при помощи символики определённой эмоциональной реакции читателя .

  • Устремление к идеальному, мистическому
  • Выражение посредством символов идей, находящихся за пределами чувственного восприятия
  • Крайний индивидуализм
  • Опора на интуицию
  • Символ передаёт не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире
  • Выражение в символе «отзвука иных миров»
  • Поэтика условности и иносказаний
  • Мелодика стиха
  • «Никаких цветов»: ничего, кроме нюансов »

И невозможно нам предвидеть и понять, В какие формы дух оденется опять. Н. Минский

Символизм первое и самое значительное из модернистских течений в России.

Но он не был однородным:

«Старшие символисты» — петербургские поэты (80-90 г.):

В. Брюсов, К. Бальмонт, Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб

Воспринимали символизм в эстетическом плане

«Младосимволисты» — московские поэты (1900 г.):

А. Блок, А. Белый, В. Иванов, С. Соловьёв

Воспринимали символизм в философско-религиозном плане

Значение символизма

  • Символисты придали поэтическому слову подвижность и многозначность
  • Научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.
  • Расширили ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Попытались создать новую философию культуры.
  • Поставили по-новому вопрос об общественной роли художника. Сделали искусство более личностным.

Валерий Яковлевич Брюсов

В истории русской литературы Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, «искателем смутного рая», великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все “сокровища” , заложенные в чувстве. Брюсов ввел в русскую поэзию образ современного большого города с его людскими толпами и огнями реклам. Ему всегда была близка общественно-гражданская тема. Труд, творческие возможности человека, подчиняющего своей воле силы природы, — один из важнейших мотивов поэзии поэта.

1873 — 1924

Иннокентий Фёдорович Анненский

Поэзия, по мнению Анненского, не изображает, а намекает на то, что недоступно выражению:

«Мы славим поэта не за то, что он сказал, а за то, что он дал нам почувствовать невысказанное».

Директор Царскосельского лицея

Александр Александрович Блок

Современник поэта Мстислав Добужинский вспоминал:

«Сам Блок, как личность, мне казался в полной гармонии с его поэзией. Он был в те годы юн и строен, с гордо поставленной головой, в ореоле вьющихся волос и с лицом молодого Гёте».

Поэт Вечной Женственности

Константин Дмитриевич Бальмонт

Стихи Бальмонта похожи на песню, они очень музыкальны. Особое отношение у Бальмонта было с композитором Скрябиным. Чем-то они были между собой схожи. Оба были искателями новых «звучаний», оба считали, что перед ними все поэты предтечи.

Бальмонт относился к «музыкальной группе» символистов.

Федор Кузьмич Сологуб

Русский прозаик и поэт; один из заметных представителей старшего поколения символистов. В реалистическом творчестве преобладали пессимистические ноты, контрастом служат его «творимая легенда», сладкие грезы о блаженной стране, куда попадают только после смерти.

«Символ – окно в бесконечность»

Ф.Сологуб

1863 — 1927

Акмеизм ( от греч. аkme – высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие) .

1910 г. – возникновение акмеизма.

Черты акмеизма

1911 г.основано новое литературное объединение – «Цех поэтов».

  • Утверждение самоценности действительности
  • Пристальное внимание к миру человеческих чувств и переживаний
  • Изображение красоты окружающего мира
  • Искусство вне политики
  • Освобождение от символистских порывов к «идеальному»

Руководители «Цеха»: Николай Гумилев и Сергей Городецкий.

Акмеистами также были:

Анна Ахматова, Михаил Зенкевич, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут

Издания акмеистов: журнал «Гиперборей», альманах «Цех поэтов».

Поэтика акмеизма

« Шекспир показал нам внутренний мир человека. Рабле – тело и его радости, мудрую физиологичность, Вийон поведал нам о жизни… Теофиль Готье для этой жизни нашел в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента – вот та мечта, которая объединяет сейчас между собой людей , так смело назвавших себя акмеистами».

Николай Гумилев

«Наследие символизма и акмеизма»

Особенности лирики русских акмеистов

  • Ориентация на литературные традиции
  • Отказ от туманности и зыбкости символистского языка и образа
  • Проповедь ясного, свежего, «простого» поэтического языка
  • Вера в творческие силы человека

Николай Степанович Гумилёв

«Настоящее произведение поэтического искусства должно быть совершенным, отточенным, как лезвие ножа. Это достижимо, если поэт станет героем, выбирающим трудный и опасный путь».

Н.Гумилёв

Проводником в поэзии Гумилёва была Муза дальних странствий

Анна Андреевна Ахматова

Адамович вспоминал:

«Анна Андреевна поразила меня своей внешностью. Она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Лицо её, весь облик выделялся своей выразительностью, неподдельной одухотворённостью».

«Книга женской души» — так говорят о стихах Ахматовой.

Футуризм — (от лат. Futurum –будущее)

Основные черты:

  • Стремление создать «искусство будущего»
  • Культивирование урбанизма
  • Утверждение власти новых тем: «ненужности, бессмысленности
  • Разрушение традиционных жанров и форм
  • Отрицание этики в искусстве
  • Отказ от синтаксической организации речи
  • Отказ от классических поэтических размеров и рифм
  • Утверждение права на увеличение словаря произвольными и производными словами

в озник в Италии.

Основоположник – поэт, писатель Маринетти.

В основе футуризма – стремление найти новые средства для изображения хаоса и изменчивости урбанистического общества нового времени.

Основоположник русского футуризма поэт Велимир Хлебников

« Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность , тайна властной ничтожности воспеты нами. Мы презираем славу… Мы новые люди новой жизни…

(Из сборника «Садок Судей »)

Группы футуристов

  • Группа «Гилея» — кубофутуристы или будетляне.

(Давид и Николай Бурлюки, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский)

  • Группа «Мезонин поэзии » во главе с Владимом Шершеневичем
  • Группа «Центрифуга »

(Николай Асеев, Борис Пастернак)

  • Эгофутуризм Игоря Северянина
  • Все группы объединял анархический характер общественных и эстетических программ
  • Русский футуризм сосредоточился не на политических проблемах, а на творческих
  • Футуристы провозгласили революцию формы стиха

Поэты-футуристы

Владимир Маяковский Давид Бурлюк Велимир Хлебников

Имажинизм (франц. Image – «имаж» — образ)

Декларация имажинистов « Образ и только образ. Образ — ступнями от аналогий, параллелизмов — сравнения, противоположения, эпитеты сжатые и раскрытые, приложения политематического, многоэтажного построения — вот орудие производства мастера искусства. Всякое иное искусство — приложение к «Ниве». Только образ, как нафталин пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени. Образ — это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия».

Последней сколько-нибудь заметно нашумевшей школой в русской поэзии ХХ века был имажинизм.

Это направление создано в 1919 году, через два года после революции, но по своей идеологии это течение с революцией ничего общего не имело.

Имажинисты пропагандировали победу образа (имажа) над смыслом.

Вадим Шершеневич – глава «имажинистов».

Кризис имажинизма

Фактический распад группы – 1924 год, формальное существование до 1927 года. В самой поэзии имажинистов выразилось прежде всего умонастроение разлада с социальной реальностью — упадочничество, одиночество, тоска и одновременно богемное шутовство, вплоть до скандальности.

Представители:

С.А. Есенин, В.Г. Шершеневич А.Б. Мариенгоф, И.В. Грузинов.

Тост

(Стихотворение

В. Шершеневича, 1913 г. )

всемыкакбудтонароликах

с В алитьсялегконосейчас

мч А тьсяивесел О исколько

дам Л орнируюто Т меннонас

нашг Е р Б украшенликёрами

имыде Р зкиедуш А сьшипром

ищем Ю г И юляво В сёмформу

мча С ило Ю откры Т оклиппер

зн О йнознаемчт О всеюноши

и В сепочтигово Р юбезусые

У тверждаяэточ А шкупунша

пьёмсрадостьюзабрюсова

Поэты – имажинисты

Сергей Есенин Рюрик Ивнев

Вадим Шершеневич

Значение поэзии Серебряного века

Поэзия Серебряного века имела большое значение для развития русской литературы XX века. Она выражала настроения эпохи. Определяла поиски новых путей в искусстве. Показала разнообразие творческих индивидуальностей. Привлекала читателя к сотворчеству.

multiurok.ru

Презентация к уроку по литературе на тему: Презентация «Поэзия серебряного века»

Подписи к слайдам:

Будем как солнце! Забудем о том,Кто нас ведёт по пути золотому,Будем лишь помнить, что вечно к иному,К новому, сильному, к доброму, к злому,Ярко стремимся мы в сне золотом.Будем молиться всегда неземномуВ нашем хотенье земном! К. Бальмонт Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX – XX веков, отмеченный творческим подъёмом в области поэзии, живописи, музыки, театрального искусства.Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но чётко закрепилось за русской поэзией модернизма после выхода статьи Николая Оцупа «Серебряный век русской поэзии» (1933) Декаденство (лат.dekadentia – упадок) – явление в культуре конца XIX – началаXX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.Модернизм ( фр.moderne – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций. Коровин Константин Алексеевич (1861 -1939)
Кончаловский Петр Петрович (1876 -1956)
Живопись Айвазовский Иван Константинович (1817 -1900)
М. Врубель. Сирень. 1900
М. Врубель. Демон. 1900
М.В. Нестеров. На Руси
Иннокентий Федорович Анненский (1856-1909) Писать стихи начал рано, в 70-е годы, впервые же опубликовал их много позже, на сорок восьмом году жизни. Знаток античной и новой европейской поэзии. Анненский успешно переводил стихи Г. Гейне, Ш. Бодлера, Леконта де Лиля, трагедии Еврипида. Первый и единственный вышедший при жизни поэта сборник его стихов — «Тихие песни» — появился в 1904 году. В 1910 году, посмертно, был напечатан сборник «Кипарисовый ларец».
В 1909 году И. Анненский в программной для Серебряного века статье «О современном лиризме» наметил задачи поэтического окружения: «Современная поэзия чужда крупных замыслов, и в ней редко чувствуется задушевность и очарование лирики поэтов пушкинской школы. Но зато она более точно и разнообразно умеет передать настроение…» Новое мировоззрение требовало нового приёма. Таковым стал символ – многозначное иносказание Символизм – направление в искусстве 1870 – 1910 годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени.Акмеизм ( от греч.akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила)Футуризм (лат.futurum – будущее) – направление, распадавшееся на несколько группировок Одержимость идеей разрушения старого мира
Понимание мира как совокупности простых предметов
Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты
2.Отношение к миру
Вызов традиции
Возвращение поэзии ясности
Расшифровка тайнописи, воплощённой в слове
1. Цель творчества
Футуристы
Акмеисты
Символисты
Критерии для сопоставления
Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафосность, эпатажность
Конкретная образность
Господство намёков и иносказания, знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, лёгкость слога
4. Особенности формы
Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов
Стремление придать слову определённое точное значение
Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи
3. Отношение к слову
Поэты-символисты А. Анненский ИннокентийБ. Бальмонт Константин, Белый Андрей, Блок Александр, Брюсов ВалерийГ. Гиппиус ЗинаидаИ. Иванов ВячеславМ. Мережковский ДмитрийР. Рукавишников ИванС. Сологуб Федор , Соловьева Поликсена Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» — В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З.Гиппиус, Ф. Сологуб. В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения — А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и другие. Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества. Валерий Яковлевич Брюсов Поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик, историк. Один из основоположников символизма Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) родился в московской купеческой семье. Его литературная деятельность началась в 1890-х годах; вместе с Н. Минским, Д. Мережковским, 3. Гиппиус, К. Бальмонтом. Валерий Брюсов стал одним из зачинателей русского символизма. В 1894-1895 гг. он подготовил и издал три сборника «Русские символисты», где поместил преимущественно свои собственные оригинальные и переводные стихотворения (позже объединены автором в цикл «luvenilia»).Эти стихотворения, а также вошедшие в сборники «Chefs d′oeuvre» («Шедевры», 1895) и «Me eum esse» («Это — я», 1887) относятся к раннему периоду творчества поэта; для них характерны идеи отстранения от жизни, культ красоты, эстетизм, а в области формы — импрессионизм, подражание западным символистам.Справка. Поэт импрессионист отображает не окружающий мир как таковой, а лишь своё субъективное впечатление от него. Его задача – воссоздание Атмосфера первой русской революции 1905-1907 гг. решающим образом повлияла на изменение характера поэзии Брюсова. Его сборники этого периода — «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900), «Urbi et orbi» («Граду и миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906) и «Все напевы» (1909) — отличаются повышенной социальной активностью автора, приветствующего разрушительный вихрь революции.
Атмосфера первой русской революции 1905-1907 гг. решающим образом повлияла на изменение характера поэзии Брюсова. Его сборники этого периода — «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900), «Urbi et orbi» («Граду и миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906) и «Все напевы» (1909) — отличаются повышенной социальной активностью автора, приветствующего разрушительный вихрь революции. 1910—1914 и, в особенности, 1914—1916 годы многие исследователи считают периодом духовного и, как следствие, творческого кризиса поэта. Сборники конца 1900-х годов — «Земная ось» (прозаический сборник рассказов 1907), «Все напевы» (1909) — оценивались критикой как более слабые, в основном они повторяют прежние «напевы»; усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта (стихотворения «Умирающий костёр», 1908; «Демон самоубийства», 1910). В сборниках «Зеркало теней», 1912, «Семь цветов радуги», 1916 нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе «продолжать», «плыть дальше» и т. п., изредка появляются образы героя, труженика. Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. Он открыл русскому читателю творчество известного бельгийского поэта-урбаниста Эмиля Верхарна, был первым переводчиком стихотворений Поля Верлена. Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»). Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. В 1910-х Брюсов был увлечён поэзией Армении, перевёл множество стихотворений армянских поэтов и составил фундаментальный сборник «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней», за что был удостоен в 1923 звания народного поэта Армении.

nsportal.ru

Презентация на тему «Поэзия. Серебряный век»

Презентация на тему: Поэзия. Серебряный век

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда: № слайда 2 Описание слайда:

Листва закипает, как наши двадцатые,Когда Маяковский с Асеевым в дружествеПисали стихи о любви и о мужестве,Неугомонные и угловатые;Когда Пастернак в бормотанье восторженном,Стремительном, миротворяще-встревоженном,Слагал свои строки и тут же выбрасывал,Сквозь жизнь пробираясь движением брассовым;Когда над Есениным рдяными краскамиПылали все зори рязанские истово,И Хлебников числа свои перелистывалИ впроголодь пел, детворою обласканный.Листва закипает, как годы начальные,Уже отдаленные дымкой забвения,И новые к жизни идут поколения,Но листья кипят, будто годы те дальные,Те годы начальные, годы двадцатые:Мы нищие были, мы были богатые.Лев Озеров, «Двадцатые»

№ слайда 3 Описание слайда:

Предвестники ..В восьмидесятые-девяностые годы русская поэзия утратила свою былую высоту, былую напряженность и силу, она выцветала и блекла… Мотивы усталости, опустошенности, глубокого уныния пронизывали все, что появлялось в поэзии тех лет… Н. В. Банников. Серебряный век русской поэзии. Москва, Просвещение, 1993. НО НЕ ТЕБЕ В любви, как в ревности, не ведая предела,— Ты прав,— безжалостной бываю я порой, Но не с тобой, мой друг!С тобою я б хотела Быть ласковой и нежною сестрой. Сестрою ли?..О, яд несбыточных мечтаний, Ты в кровь мою вошел и отравил ее! Из мрака и лучей, из странных сочетаний — Сплелося чувство странное мое. Не упрекай меня, за счастие мгновенья Другим, быть может, я страданья принесу, Но не тебе, мой друг!— тебе восторг забвенья И сладких слез небесную росу. Мирра Александровна Лохвицкая (1869-1905)

№ слайда 4 Описание слайда:

Константин Константинович Случевский (1837-1904 ) Владимир Соловьёв (1853-1900) Русский поэтический «серебряный век», традиционно вписываемый в начало XX столетия (он мужал, как сказала бы Ахматова, «в прохладной детской молодого века»), на самом деле истоками своими уходит в столетие XIX. Интересующий нас феномен забродил в недрах XIX столетия задолго до того, как был чётко осознан современниками. Как справедливо пишет один из апологетов русского поэтического «серебра»: «Девяностые годы начали листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку двадцатого века… С девяностых годов начался литературный посев, принёсший всходы». Интерес к той исторической и культурной эпохе, за которой прочно закрепилось имя «серебряного века», сегодня велик необычайно. Исследователи даже склонны называть его духовным и религиозным Ренессансом, видя в нём своеобразный аналог европейского Возрождения. Константин Михайлович Фофанов (1862-1911)

№ слайда 5 Описание слайда:

Символисты Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества. Врубель.Зимняя канавка. 1901

№ слайда 6 Описание слайда:

Александр Блок Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Всё будет так. Исхода нет. Умрешь — начнешь опять сначала И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.

№ слайда 7 Описание слайда:

Иннокентий Анненский ПЕРВЫЙ ФОРТЕПЬЯННЫЙ СОНЕТ Есть книга чудная, где с каждою страницейГаллюцинации таинственно свиты:Там полон старый сад луной и небылицей,Там клен бумажные заворожил листы, Там в очертаниях тревожной пустоты,Упившись чарами луны зеленолицей,Менады белою мятутся вереницей,И десять реет их по клавишам мечты. Но, изумрудами запястий залитая,Меня волнует дев мучительная стая:Кристально чистые так бешено горды. И я порвать хочу серебряные звенья…Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,И режут сердце мне их узкие следы…

№ слайда 8 Описание слайда:

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным. Поэты-символистыИннокентий АнненскийКонстантин БальмонтЮргис БалтрушайтисАндрей БелыйАлександр БлокВалерий БрюсовЗинаида ГиппиусАлександр ДобролюбовВячеслав ИвановИван КоневскойДмитрий МережковскийНиколай МинскийСергей СоловьевФедор Сологуб

№ слайда 9 Описание слайда:

Акмеисты …Акмеизм (от греческого слова «акме» — высшая степень чего-либо, цветущая сила) возник на отрицании мистических устремлений символистов… Акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали «возлюбить землю» и как можно меньше говорить о вечности, о трансцендентном, о непозноваемом… Георгий Иванов (1894-1958) Сергей Городецкий (1884-1967) Михаил Зенкевич (1891-1973)

№ слайда 10 Описание слайда:

* * * Пленник чужой! Мне чужого не надо, Я и своиx-то устала считать. Так отчего же такая отрада Эти вишневые видеть уста? Пусть он меня и xулит и бесславит, Слышу в словаx его сдавленный стон. Нет, он меня никогда не заставит Думать, что страстно в другую влюблен. И никогда не поверю, что можно После небесной и тайной любви Снова смеяться и плакать тревожно И проклинать поцелуи мои. 1917

№ слайда 11 Описание слайда:

Николай Гумилёв * * * Ты говорил слова пустые, А девушка и расцвела, Вот чешет кудри золотые, По-праздничному весела. Теперь ко всем церковным требам Молиться ходит о твоем. Ты стал ей солнцем, стал ей небом, Ты стал ей ласковым дождем. Глаза темнеют, чуя грозы. Неровен вздох ее и част. Она пока приносит розы, Но захоти, и жизнь отдаст.

№ слайда 12 Описание слайда:

Осип Мандельштам * * * Еще не умер ты, еще ты не один, Покуда с нищенкой-подругой Ты наслаждаешься величием равнин И мглой, и холодом, и вьюгой. В роскошной бедности, в могучей нищете Живи спокоен и утешен. Благословенны дни и ночи те, И сладкогласный труд безгрешен. Несчастлив тот, кого, как тень его, Пугает лай и ветер косит, И беден тот, кто сам полуживой У тени милостыню просит. Осип Эмильевич Мандельштам Художник Лев Бруни. 1916 год.

№ слайда 13 Описание слайда:

Основные принципы акмеизма: — освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; — стремление придать слову определенное, точное значение;— предметность и четкость образов, отточенность деталей;— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

№ слайда 14 Описание слайда:

Объявляя классику и всю старую литературу как нечто мертвое, отжившее и не соответствующее современности, футуристы утверждали свое право на произвольное слово, слово-новшество, «самовитое» слово, над которым не тяготеет его бытовое значение и смысл которого связан только с звучанием… Футуристы Основные признаки футуризма: — бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; — культ техники, индустриальных городов;— пафос эпатажа.

№ слайда 15 Описание слайда:

Владимир Маяковский НАТЕ! Через час отсюда в чистый переулок Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, А я вам открыл столько стихов шкатулок, Я — бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; Вот вы, женщина, на вас белила густо, Вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, Ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, Кривляться перед вами не захочется – и вот Я захохочу и радостно плюну, Плюну в лицо вам я — бесценных слов транжир и мот.

№ слайда 16 Описание слайда:

Игорь Северянин КАЧАЛКА ГРЕЗЕРКИ Как мечтать хорошо Вам В гамаке камышовом Над мистическим оком – над бестинным прудом! Как мечты — сюрпризерки Над качалкой грезёрки Истомленно лунятся: то — Верлен, то — Прюдом! Что за чудо и диво! То Вы — леди Годива, Через миг — Иоланта, через миг Вы — Сафо!.. Стоит Вам повертеться – И загрезится сердце: Все на свете возможно, все для Вас ничего! Покачнетесь Вы влево – Королев королева, Властелинша планеты голубых антилоп, Где от вздохов левкоя Упоенье такое, Что загрезит порфирой заурядный холоп! Покачнетесь Вы вправо – Улыбнется Вам Слава, И дохнет Ваше имя, как цветы райских клумб; Прогремит Ваше имя, И в омолненном дыме Вы сойдете на Землю,- мирозданья Колумб! А качнетесь Вы к выси, Где мигающий бисер, Вы постигнете тайну: вечной жизни процесс. И мечты-сюрпризерки Над качалкой грезёрки Воплотятся в капризный, но бессмертный эксцесс!

№ слайда 17 Описание слайда:

Центрифуга «Центрифуга» была самым длительным по времени футуристическом объединением. В него входили С. Бобров, Б. Пастернак и Н. Асеев,  Божидар (Б. Гордеев), Г. Петников, И. Аксенов и другие. Как поэтическая группа они просуществовали до конца 1917-го, а книги под маркой «Центрифуги» продолжали выходить до 1922 года. x x x Любить иных — тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь, Все это — не большая хитрость. Б. Пастернак 1931

№ слайда 18 Описание слайда:

Имажинисты Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело. Основные признаки имажинизма: — главенство «образа как такового»; — образ — максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности; — поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору; — эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета; — поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа; — текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.

№ слайда 19 Описание слайда:

Шершеневич Вадим РИТМИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ Занозу тела из города вытащил. В упор, Из-за скинутой с глаза дачи, Развалился ломберный кругозор, По-бабьему ноги дорог раскарячив. Сзади: золотые канарейки церквей, Наотмашь зернистые трели субботы. Надо мною: пустыня голобрюхая, в ней Жавороночная булькота. Все поля крупным почерком плуг Исписал в хлебопашном блуде. На горизонте солнечный вьюк Качается на бугре — одногорбом верблюде. Как редкие шахматы к концу игры, Телеграфа столбы застыли… Ноги, привыкшие к асфальту жары, Энергично кидаю по пыли. Как сбежавший от няни детеныш — мой глаз Жрет простор и зеленую карамель почек, И я сам забываю, что живу, крестясь На электрический счетчик.

№ слайда 20 Описание слайда:

Крестьянская поэзия ..Народная песня, сказка, былина, духовный стих, Библия, смыкаясь с Пушкиным и Некрасовым, порождали оригинальную и красочную образную ткань их стихотворений, дышали в их строках…

№ слайда 21 Описание слайда:

Сергей Есенин * * * Да! Теперь — решено. Без возврата Я покинул родные края. Уж не будут листвою крылатой Надо мною звенеть тополя. Низкий дом без меня ссутулится, Старый пёс мой давно издох. На московских изогнутых улицах Умереть, знать, сулил мне Бог. Я люблю этот город вязевый, Пусть обрюзг он и пусть одрях. Золотая дремотная Азия Опочила на куполах. А когда ночью светит месяц, Когда светит… чёрт знает как! Я иду, головою свесясь, Переулком в знакомый кабак.

№ слайда 22 Описание слайда:

ОБЭРИУ Так называли себя представители литературной группы поэтов, писателей и деятелей культуры, организованной при Ленинградском Доме печати, директор которого Н. Баскаков довольно доброжелательно относился к представителям «левого» искусства. Этот термин произошел от сокращенного названия «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ), причем буква «у» была добавлена в аббревиатуру как принято сейчас выражаться, «для прикола», что как нельзя нагляднее демонстрирует суть творческого мировоззрения участников группы. Они были противниками официоза и литературной приглаженности. Но первые эксперименты с рифмой и ритмом, а главное — со смыслами слов имели успех лишь в узком дружеском кругу. Их опусы не только не печатали, но и подвергали насмешкам и освистанию на выступлениях.

№ слайда 23 Описание слайда:

Даниил Хармс Молитва перед сном28 марта 1931 года в 7 часов вечера Господи, среди бела дня Накатила на меня лень. Разреши мне лечь и заснуть Господи, И пока я сплю накачай меня Господи Силою твоей. Многое знать хочу, Но не книги и не люди скажут мне это. Только ты просвети меня Господи Путем стихов моих. Разбуди мня сильного к битве со смыслами, быстрого к управлению слов и прилежного к восхвалению имени Бога во веки веков». * * * Так начинается голод: с утра просыпаешься бодрым, потом начинается слабость, потом начинается скука, потом наступает потеря быстрого разума силы, потом наступает спокойствие. А потом начинается ужас.

№ слайда 24 Описание слайда:

.. В поэзии они не признавали никаких школ… Владислав Ходасевич(1886-1939) Марина Цветаева (1892-1941) Иван Бунин(1870-1953)

ppt4web.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *