cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Подгрупповые занятия на логопункте в доу – Специфика работы на дошкольном логопункте.

Содержание

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Конспект открытого подгруппового логопедического занятия с ребенком 6-7 лет на логопункте детского сада по теме:Слоги

КОНСПЕКТ

Открытого подгруппового логопедического занятия  с детьми 6-7 лет на логопункте детского сада  по теме:

«Слоги»

Тема: «Слоги».

Программные задачи:

  1. закреплять понятие «слог» и умение делить слова на слоги;
  2. закреплять умение составлять слова из слогов;
  3. закреплять умение выделять гласные звуки и соотносить их количество с количеством слогов;
  4. обогащать и активизировать словарный запас;
  5. развивать фонематическое восприятие и фонематический слух;
  6. развивать речевое дыхание
  7. развивать аналитико-синтетическую деятельность у детей;
  8. развивать внимание, память, мышление, воображение;
  9. воспитывать вежливое отношение к старшим, друг к другу;
  10.  воспитывать гостеприимство.

Предварительная работа:

Логопед – обучение детей правилам деления слов на слоги, отработка правильного произнесения слов сложной звуко-слоговой структуры.

Воспитатель – игры на составление слов из заданного количества слогов.

 

Оборудование: изображения воздушных шаров со слогами, панно с изображением торта, или индивидуальные карточки с изображением торта, плакат с лабиринтом, монеты с цифрами 1, 2, 3, предметные картинки с 1, 2, 3 слогами, мел.

Ход занятия: 

  1. Вводная часть.

Оргмомент.

— Привет. Здравствуйте. Добрый день. Здорово. Приветствую вас! Здравия желаю.

 — Какие слова я выделила голосом?

— Какое из них было первым?

— Какие слова подойдут для приветствия наших гостей? – Поприветствуйте их. Садитесь.

II. Основная часть. 

1. — Сегодня мы будем учиться делить слова на слоги, и составлять слова из слогов.

На доске буквы

 И Л Г С О

5  2  4  1  3

— Составьте слово из букв, какое слово у вас получилось? (Слоги)

— Что такое слог? (Часть слова)

— Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)

— А теперь вспомним, какие гласные звуки вы знаете? (А О У И Ы Э)

2. Дыхательная гимнастика.

Вдох (носом)

Выдох

/_

а______________

/_

о______________

/_

у______________

/_

и______________

/_

ы______________

/_

э______________

3. — Найдите слоги на праздничном торте, который мы, как гостеприимные хозяева, приготовили для гостей (задание выполняется на панно с изображением торта, на котором спрятаны различные слоги, или на индивидуальных карточках).

— Дополните слоги, чтобы получились слова.

4. Речевая зарядка

— Закончи слово.

Ра – ра – ра – начинается иг… ра

Ро – ро – ро – у нас новое вед … ро

Ру – ру – ру – продолжаем мы иг … ру

Ры – ры – ры – летят воздушные ша … ры

Ра – ра – ра – громко крикнули у … ра

5. Дидактическая игра “ Воздушные шары ”

На доске шары, на которых написаны слоги. Детям предлагается собрать слоги в слова устно. На правильно придуманное слово выставляется соответствующая  предметная картинка. (Например, шары со слогами: ле, то, ло, се. Ответ: лето, лото, село).

6. Физминутка

Вот кастрюля, поварёшка,

Вот тарелочки, вот ложки,

Чашки, полные сластей –

Пригласили мы гостей.

7.  Дидактическая игра “Лабиринт”

Составление слов из слогов

(Позвал, творог, пирог, нашли)

8. Дополнение текста получившимися словами.

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе _______.
Я взял муку и взял _______,
Испёк рассыпчатый ______.
Я ждал, пока хватило сил.
Потом я кусочек откусил.
Когда же гости подошли,
То даже крошек не ______.

— Вежливо ли поступил мальчик?

— А вы, ребята, вежливые? А вы гостеприимные? Давайте подготовим подарки для наших гостей? Мы их купим в магазине.

9. Дидактическая игра “Магазин”

На столе предметные картинки с 1, 2, 3 слогами. На доске монетки с цифрами 1, 2, 3. Нужно выбрать товар (предметы с 1, 2, 3 слогами) и расставить соответственно  монеткам.

III.Заключение.

— Теперь вы научились делить слова на слоги? Давайте это проверим. Придумайте родственные слова к слову «ГОСТЬ» (дети называют слова, а логопед записывает их на доске).

— А теперь возьмите мелки и поделите эти слова на слоги вертикальной чертой.

— Сколько слогов в каждом слове?

— Как вы их посчитали? (Посчитали гласные звуки).

— Назовите гласные звуки в каждом слове.

— Вам понравилось наше занятие?

— Что понравилось больше всего?

— А что вам показалось самым сложным?

nsportal.ru

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе детей с ОНР на логопункте ДОУ «В гостях у солнышка»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: автоматизация шипящего звука “ш” в слогах и словах.

Задачи: развивать артикуляционную моторику;
закреплять представления о предлоге;
продолжать формировать фонематический слух;
обогащать словарный запас;

Ход занятия

1. Организационный момент.

Утро. Солнышко проснулось и захотело осветить и обогреть Землю, но оказалось, что лучиков нет. Они растерялись. Поможем солнышку собрать свои лучики, они здесь. А поможет нам солнечный зайчик, который в фонарике.

Солнечный зайчик, лучик золотой,
Ты такой забавный, ласковый, смешной…
Спрыгни к нам с окошка,
Поиграй немножко.

2. Понимание и употребление предлогов.

Под столом первый лучик.

– Где первый лучик?
– Откуда ты достал лучик?

На ковре второй лучик.

– Где второй лучик?
– Откуда ты взял лучик?

За картиной третий луч.

– Где спрятался этот лучик?
– Откуда взяли?

Около шкафа четвертый луч.

– Где оказался последний лучик?

3. Артикуляционная гимнастика.

Вот все лучики собрались, и Солнышко осветило и обогрело Землю. Наш веселый язычок обрадовался и вышел погреться на солнышке. Лег он на крылечке своего домика и загорает: “Лопатка”.

Вдруг солнышко спряталось, подул ветерок, и язычок съежился – стал узеньким: “Иголочка”.

А потом пошел дождь, и язычок спрятался в свой домик. А там котенок. Он сердит, что язычок его не взял с собой. Язычок налил котенку молочка в чашечку: “Чашечка”.

И котенок стал пить молочко из чашечки: “Лакательные движения языком”.

Напился котенок и лег спать. А язычок стал пить чай с блинами:“Лопатка”.

Блинчики намазывал вареньем вкусным малиновым: “Вкусное варенье”.

Молока, чаю напились – никто не обижен, мы губки оближем: “Круговые движения языком по кругу”.

4. Автоматизация в слогах и словах.

Вот дождь кончился, и засияло солнышко в вышине.

Чудо – лучик, чудо – зайчик
По дорожке побежал
Поиграть он нас позвал.

Вышел на дорожку гусь, увидел солнечный лучик – зайчик и от удивления зашипел. Покажите гуся, повторяйте за ним:

Ш-ш-ш
Ша-ша-ша
Шо-шо-шо
Шу-шу-шу
Ши-ши-ши

Затем стал лучику говорить слова, повторяйте:

Ша-ша-ша – шапка, шаль, шахматы
Шо-шо-шо – шов, шепот, шок
Шу-шу-шу – шуба, шутка, шум
Ши-ши-ши – шина, шипы, шиповник

5. Физкультминутка.

Чудо – лучик, чудо – зайчик, Движения детей.
Он попрыгал, словно мячик, Соответствуют тексту.
Покружился, полетал,
По дорожке побежал,
Поиграть он нас позвал.

6. Развитие фонематического восприятия.

– Приготовьте ладошки. Нужно хлопнуть, если услышите звук “ш”:

Шайба, шарф, санки, шуба, мишка, пышка, солнышко, сапоги, шапка, нож, ножик, снег, чашка, шум.

7. Подбор слов со звуком Ш.

– Дети, назовите слова в которых есть звук Ш.

8. Понимание и употребление предлогов. Развитие связной речи.

Игра “на” или “в”.

– Побежал лучик по дорожке и попал на огород. Насобирал целую корзинку овощей. Где они растут – на грядке или в земле? Возьмите любой овощ и скажите где он растет НА или В земле.

9. Итог занятия.

– Мы занимались, играли. Устали. Отдохнем, полежим на солнышке.

Звучит музыка “Спокойное море”.

Будто мы лежим на травке
На зеленой, на муравке.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.

– Дышится легко, ровно, глубоко.
– Хорошо полежать, понежиться на солнышке, но пора вставать.

За работу логопед детей поощряет маленькими сюрпризами-солнышками.

10.12.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

ЛОГОПЕД.РУ: Конспекты подгрупповых логопедических занятий.

Подгрупповые занятия.

Для большего удобства воспользуйтесь Поиском.

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе на тему “Автоматизация звука Р”.

Подгрупповое логопедическое занятие “История про Машу и Жанну. Автоматизация звуков ш, ж в словах, предложениях”.

Конспект подгруппового занятия по коррекции общего недоразвития речи “Насекомые” (старшая группа).

План-конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и в предложениях “Что случилось с зоопарком?”

Каникулы со Смешариками. Дифференциация звуков [С]-[Ш].

Подгрупповое логопедическое занятие “В гости к Лунтику и его друзьям.

Подгрупповое логопедическое занятие “Путешествие в историю народной игрушки”.

Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука ш в словах, предложениях, чистоговорках “Поиграем, пошипим”.

Конспект подгруппового логопедического занятия “Транспорт” в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития с использованием ИКТ.

Гузовская Ю.Ю. Конспект НОД с подгруппой детей ФФН старшего возраста “Путешествие в страну “Свистелочку-шипелочку”.

Рыбакова Е.В. Непосредственная образовательная деятельность с детьми по звукопроизношению в подготовительной подгруппе детей с ТНР — ОНР с использованием мнемотехнических приёмов “Звук Л”. 2-й год обучения.

Метцлер О.В. Конспект подгруппового логопедического занятия на тему “Звук Щ в слоге, слове, простой фразе”.

Бровкина Э. Конспект коррекционно – развивающей деятельности с микро–группой детей подготовительной к школе группы “С клоуном играем, звук [Л] изучаем. Автоматизация звука [Л] в словах”.

Курочкина Т.А. Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию детей 6-7 лет Дифференциация звуков [C] — [Ш] в слогах, словах с использованием метода наглядного моделирования.

Некрасова Н.П. Конспект подгруппового занятия “Вам письмо. Дифференциация звуков Л и Р”.

Смирнова Р.Ю. Подгрупповое занятие “От звука — к рассказу”. Автоматизация звука Р в речи.

Некрасова Н.П. Конспект подгруппового занятия «Транспорт. Путешествие по дороге.»

Лапина Е.В. Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: “Дифференциация звуков “Ш” — “С” в словах и словосочетаниях. Логопедическая Олимпиада”

Целоусова И. Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности “В гости к Лунтику”.

Канева Е.В. Конспект подгруппового (индивидуального) занятия в подготовительной группе по теме “Спорт. Автоматизация звука С.”

Гронская Е.Ю. Коррекционная деятельность в малых подгруппах “Мы со звуком [Р] играем..”.

Орлова А.С. Конспект подгруппового логопедического занятия со старшими дошкольниками “Относительные прилагательные. Продукты питания”.

Андронова Н.А. Подгрупповое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте “Звук и буква Ш. Звуковой анализ слов типа CГCC.”

Беридзе Н.К., Шедько А.Н. Конспект подгруппового логопедического занятия “Звук “Б”.

Беридзе Н.К., Шедько А.Н. Конспект подгрупповой непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе “Дифференциация звуков “п-б”.

Цветкова А. Конспект подгруппового занятия с детьми 3 класса “Поможем весне. Дифференциация на письме букв “Ка”, “Гэ”, “Ха”.

Власенкова В.И. Конспект подгрупповой непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе детей с ОНР “Мой весёлый звонкий мяч”.

Чурикова О.Н. Конспект с презентацией учителя-логопеда на тему «Транспорт» для подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Булахова М.В. Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения у детей старшего возраста “В гостях у Смешариков”.

Трухний И.В. Конспект подгруппового логопедического занятия “Звук [р].Автоматизация в словах.”

Вальдман Н.С. Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Цветы».

Балдина О.М. Конспект подгруппового занятия на развитие лексико–грамматического строя речи у детей с ОНР.

Безлюдова А.В. Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы (с элементами мнемотехники)“Посуда”.

Гаврилова Т.В. “В городе родственных слов”. Подгрупповое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Дидык Е.А. Комплексное подгрупповое занятие в подготовительной группе для детей с нарушением зрения “В гостях у мастера”.

Зайцева Е.С. “Санкт-Петербург” Конспект подгруппового занятия логопеда с детьми в подготовительной к школе группе.

Калуцких Н.В. Конспект подгруппового логопедического занятия “Сказка про гномика Мики” (подготовительная к школе группа, ФФНР).

Кирдина Н.В. Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции акустической дисграфии “Дифференциация [г-к] в словах, предложениях”.

Кириллова Н.К. «В гостях у Зимушки-зимы». Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР.

Кожанова О.М. Подгрупповое занятие в подготовительной группе для детей с ФФН “Звук и буква А”.

Кожанова О.М. Конспект подгруппового занятия в старшей группе “Формирование пространственных представлений 3 этапа”.

Корзун Ж.А. Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи “Собери пазлы”.

Кремлева С.В. Конспект подгруппового (фронтального) логопедического занятия с применением средств ИКТ у детей 5 лет ОНР 3 уровня «Весна» (занятие № 1).

Самцова В.Н. Конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, Р’], ОНР, второй год обучения, “День рождения Мухи”.

Тувышкина О.В. Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию слоговой структуры слова в старшей группе для детей с ОНР (подгрупповая форма)

Харченко Е.Н. «В гости к сказке» Автоматизация [л]. Конспект подгруппового логопедического занятия.

Черепанова С.П. Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Животные» с использованием компьютерной логопедической технологии «Игры для Тигры» и игр с мячом.

Шишлянникова Г.А. Конспект подгруппового логопедического занятия «Транспортландия». Старшая логопедическая группа.

Кузьменко И.А. Путешествие в желтую страну. Подгрупповое занятие для детей старшего возраста.

Трунова И.В. Конспект индивидуальной и подгрупповой непосредственно образовательной деятельности по развитию звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии, постановка звука [ш].

Шептунова В.К. «Домашние животные». Подгрупповое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [ж] в словах и во фразе»..

Конспект подгруппового занятия «Путешествие слонёнка. Автоматизация звукаа Л».

Методическая разработка подгруппового логопедического занятия «Играем и учимся вместе с Дракошей» (автоматизация звука «Ш»)..

Конспект логопедического занятия «Звуки Б и БЬ».

Конспект подгруппового логопедического занятия Звук Щ.

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию фонетической стороны речи в старшей группе Путешествие с Лунтиком за волшебными леденцами. Звуки Л-Ль .

Конспект открытого мини–группового занятия по технике речи, раздел «дикция». Исправление недостатков в произнесении согласного звука «Р». .

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 5 класса по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии по теме: Дифференциация Ж — Ш в словах.

www.logoped.ru

Рабочая программа по логопедии ( группа) на тему: Перспективный план подгрупповых занятий

Период

Количество часов

Раздел тема

Навыки овладения звуковым анализом и синтезом

Словообразование

Формирование лексико-грамматических категорий

Связная речь

Сентябрь

3-я неделя

1

1

Звуки

окружающего мир

Правила дорожного движения

Определение

последовательности

звуков в словах. Уточнение

Понятия «ряд»

Образование

относительных

прилагательных и

согласование их с

существительными

 

Согласование в речи

прилагательных,

обозначающих цвет,

форму

Составление

рассказа»

описания на

тему «Дети на дороге»

4-я неделя

1

1

Звук [а],

буква а

В гостях у осени

Выделение звука [а] в ряду гласных, слогах, словах.

Образование

существительных

множественного числа

(лист — листья, дождь —

дожди)

 Объяснение

значения переносных

слов; золотая осень,

золотой номер, золотые

листья

Употребление в речи

глаголов в

единственном и

множественном

числе (улетает —

улетают , дует ~-

дуют)

 

Составление

предложений

по картине

Октябрь

1-я неделя

1

1

Звук (у),

буква у 

Осенняя ярмарка

Определение наличия

звука [у] в словах.

 Образование слов с

уменьшительно-

ласкательным оттенком

(яблоко — яблочко,

лимон ~~ лимончик)

        

Употребление

существительных во

множественном

числе, родительном

падеже (груша-

груши -много груш)

Составление

рассказа из 5-7 предложений

2-я неделя

1

1

Звуки [а], [у];        

буквы а, у

С чего начинается родина. Мой дом, моя семья

Анализ  синтез слогов ау-ау

Образование глаголов с

помощью приставок

Использование в

речи предлогов,

выражающих

пространственное

расположение

предметов (в, над, из,

на)

Составление

рассказа-

описания на

тему «Моя семья»        

3-я неделя

1

1

Звук [и],

буква и 

Два разных мира. Я и мои друзья. Дружба народов»

Определение позиции буква и звука [и] в слове (начало,

конец). Анализ и синтез

слога иа 

Образование

существительных с

помощью суффиксов:

-ата, -ята, -онок, -ёнок

Практическое

усвоение

согласования

прилагательных с

существительными в

косвенных падежах

Рассказывание сказок-драматизаций с опорой на картинки        

4-я неделя

1

1

Звуки [п], [п’]; буква п

Домашние животные. Поедим в Прстоквашено

Определение позиции

звука [п] в слове (начало, конец). Анализ обратного слога ап. Анализ прямых слогов па, пи

Образование

притяжательных

прилагательных

(петушиный хвост,

лошадиная грива)  

Подбор однородных

прилагательных к

существительному

(кошка — рыжая,

пушистая, ласковая)

Составление

рассказов-описаний

животных, их

повадок

Ноябрь

1-я неделя

1

1

Звуки [т],

[ть]; буква т

Я – гражданин России

Определение позиции

звука [т] в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога ат. Анализ слогов та, ту, ти

Образование слов с

увеличительными

оттенками

Практическое

употребление

притяжательных

прилагательных

Распространение

предложения

однородными членами        

2-я неделя

1

1

Звук [о], буква о 

«Моя родина – Россия, Россия – Родина моя»

Определение позиции

звука [о] в’ словах (начало, середина, конец). Анализ слогов оп, от, по, то

Употребление слов с

эмоционально-

оттеночным значением

                

Употребление

глаголов в различных

временных формах

(что делает? что

сделал? Что будет

делать?

Подробный

последовательный

пересказ

3-я неделя

1

1

Звуки [к], [к’] буква к 

«Зимующие и перелетные птицы»

Определение позиции

звука [к] в словах (начало, середина, конец). Анализ слогов ак, ок, ку, ки. Анализ слов кот, кит

Образование глаголов с

оттенками значения

(подлететь, взлететь)

        

 Правильное

употребление в речи

глаголов

совершенного и

несовершенного вида

(птица летит — птица прилетела)

Составление

описательного рассказа о птицах, их повадках

4-я неделя

2

1

Закрепление

пройденного

(гласные и

согласные

буквы)

«В здоровом теле здоровый дух»

Знакомство с понятием

«слог», синтез звуков в

односложные слова

Слова-антонимы

Подбор однородных

определений

Составление

описательного рассказа по плану

декабрь

1-я неделя

1

1

Звуки [м],

[мь]; буква м 

«Край в котором мы живем»

Определение позиции

звука [м] в словах (начало, середина, конец). Анализ

прямых и обратных слогов ам, им, эм, му, мо, ма. Анализ односложного

слова мак 

Подбор родственных

слов

                

Подбор однородных

сказуемых  

Составление

рассказа по опорным картинкам

2-я неделя

1

1

Звуки [х], [х’]; буква х

Дикие животные

Определение позиции

звука [х] в слове (начало, середина, конец) и обратных слогах. «Кто плачет? Кто смеется? хо, ха,

хи ох, ух, ох. Анализ слова мухи

Образование

относительных

прилагательных от

существительных

Усвоение согласования

существительных с

числительными (две

белки, пять лосей)

        

Составление

рассказа по серии

сюжетных картинок        

3-я неделя

1

 

1

Звуковой  

анализ слов;

ударение

Зима

Познакомить детей с

ударением. Подбор слов к схемам звукового анализа

Образование сложных

слов (снегопад, гололед,

лесоруб)

Согласование в

предложении

прилагательных с

существительными

по родам, числам

(веселый —Дед Мороз,

веселая — Снегурочка,

веселые дети)

Рассказывание из

личного опыта
        

4-я неделя

Обследование устной речи детей

Январь

2-я неделя

2

1

Звук [ы|,

буква ы

«Неделя детской книги «Читай-ка». Книга – наше богатство»».

Определение позиции

звука [ы] в словах

(середина, конец)

Образование

притяжательных

прилагательных (у Коли

сок, это Колин сок).

Введение в речь слов,

обозначающих

моральные качества

людей (злой, добрый,

смелый)

Употребление слов с

изменяющейся

основой (иду- пошел) 

Употребление в речи предложений со значением

противопоставления (а, но, или)

3-я неделя

2

1

Звуки [и],

[ы]; буквы и,

ы

«Дом в котором я живу» (мебель, посуда, бытовая техника)

Звуковой анализ слова

киты

Слова с

противоположным

значением (высокий —

низкий. широкий —

узкий)                 

 

Использование

предлогов для

обозначения

пространственного

расположения (в, на,

из под, из-за. над)

Составление

рассказа из 5—7

предложений по картине

4-я неделя

1

1

Звуки [с],

[сь]; буква с 

«Народное творчество « Мы народные умельцы»»

Определение позиции

звука [с] в словах (начало, середина, конец). Анализ

прямых и обратных слогов ас, ос, ус, са, со, су. Звукослоговой анализ слова соки

Образование

существительных с

помощью суффиксов

 -чик. -щик. Образование

существительных от

глаголов

Употребление

глаголов я форме

будущего времени е

частицей ся и без нее

Формирование

самостоятельных

высказываний и в виде небольших

рассказов о людях

разных профессий

февраль

1-я неделя

1

1

Звуки [н], [н’]; буква н 

«Неделя добрых дел «Ребята, давайте жить дружно»

 

Определение позиции

звука [н] в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов на, но, ну, ин.        Звуковой анализ слова кони 

Образование

прилагательных от

существительных

Согласование в речи

слов, обозначающих

цвет, форму,

Творческий рассказ (придумать конец)

2-я неделя

1

1

Звуки [з],

[з’]; буква з

«Животные крайнего Севера и жарких стран»

Определение позиции

звука [з] в слове (начало, середина). Составление слова по данному количеству звуков: зима, замок, зонтик. Синтез слов из звуков: [к], [о], М, М; [з], [о], [и], [т]; [з], [и], [м], [а].

Звукослоговой анализ

слова зима.

Образование

сравнительной степени

прилагательных

        

Употребление в речи

слов в разной

степени

превосходства

(большая, поменьше,

маленькая)

Составление

описательных  рассказов

        

3-я неделя

1

1

Звуки [с], [з];

буквы с,з 

День защитника отечесва

«Какой звук убежал?»

[с](уп), [з](убы), [с)(ок),

[з](онтик), [с](умка),

[з](амок)

Усвоение

многозначности слов

Использование

глаголов

единственного и

множественного

числа (идет — идут,

летит — летят)

Употребление

сложноподчиненных

предложений в

соответствии с

вопросами когда?

почему? зачем

4-я неделя

1

1

Звуки [л]»

[ль]; буква л

Транспорт  «Большое путешествие»

Определение позиции

звука [л] в словах (начало, середина, конец).

Звукослоговой анализ

слова лампа.        Подбор слов к схемам звуко-слогового анализа:

лук, лимон, лиса

Образование

существительных при

помощи суффиксов

(трактор — тракторист, кран -крановщик)

Практическое

использование в речи

существительных и

глаголов во

множественном

числе (машина-

машины, едет-едут)

Составление

рассказа по опорным картинкам

Март

1-я неделя

1

1

Предложение,

звукослоговой анализ слов

Весна        

Звукослоговой анализ

слова лимон.

Усвоение слов

переносного значения:

ветер воет, лес уснул.

Образование

сравнительной степени

прилагательных (тепло-

теплее, длинный —

длиннее)

Согласование в

предложении

нескольких

определений (ручеек

звонкий, быстрый,

говорливый)

Подробный

последовательный

пересказ «Медведь и

солнце»

Н.Сладкова        

2-я неделя

1

1

Звук [ш],

буква ш 

Прилет

птиц

 Определение позиции

звука [ш] в слове (начало, середина, конец). Звуковой анализ слова мишка

Образование

прилагательных от слов,

обозначающих продукты питания (яблочный пирог, грибной суп

 Употребление

глаголов во

множественном и

единственном числе

(чистит — чистят,

моет -моют)

 Рассказывание сказки

3-я неделя

1

1

Звуки [б],[б’]; буква б 

Цветы        

Определение позиции

звука [б] в слове (начало, середина).

Чтение и печатание

слов, составление их из

слогов: 6у, шу, 6а, сы, ка. Синтез звуков в слова: [б], [ы], [к]; [ш], [у], [б], [а]; [б], [у], [с], [ы]. Звуковой анализ слова булка.

Образование

прилагательных от

существительных

(василек-васильковый,

мак-маковый)

Согласование

числительных с

существительными

(три василька, восемь

ромашек)

        

Рассказывание сказок-драматизаций

4-я неделя

1

1

Звуки [р], [р’]; буква р

Деревья

Определение позиции

звука [р] в слове (начало, середина, конец).

Составление слогов

наоборот: ар — ра; ур—ру; ор — ро. Звуковой анализ слова шарик

Образование

относительных

прилагательных (береза —

березовый, дуб — дубовый)

Согласование

прилагательных и

существительных е

числительными (три

высокие елки, пять

кудрявых берез)

Упражнение

в составлении и

придумывании загадок        

Апрель

1-я неделя

1

1

Звук [ж], буква ж

 

Времена

года

Определение позиции

звука [ж] в слове (начало, середина).

Звуковой анализ слова

жуки

Образование

притяжательных

прилагательных (лисья

нора, медвежья берлога)

Практическое

усвоение предлогов

(над, из-под, из-за)

Составление

рассказа по картине

2-я неделя

1

1

Звуки [ш], [ж]; буквы ш, ж

Лес

Подбор слов к схемам (по картинкам)        

Образование

сравнительной степени

прилагательных (шире,

выше)         

Практическое

усвоение наречий

(между, влево, вправо, внизу)

Подробный

последовательный

пересказ
        

3-я неделя

1

1

 Звуки [д], [д

буква д

 

Школа

Определение позиции

звука [д] в слове (начало,середина)

Синтез звуков в слова:

[д], [о], [м]—дом;

[д],[у],[б] —дуб;

[с], [а], [д], [ы] — сады;  [д],[и],[м],[а]— Дима

Подбор однородных

сказуемых (дом — строят, красят)

        

Использование в речи глаголов

совершенного и

несовершенного вида

(ученик — пишет,

ученик-написал)

Упражнение в

составлении и

придумывании загадок
        

4-я неделя

1

1

Звуки [д], [т];

буквы д. т 


Сад —

огород

Подобрать слова к схемам

(по картинкам)

 Подбор однородных

определений (яблоко

красное, спелое….) 

Употребление в речи

существительных во

множественном

числе (слива — сливы, груша — груши)

Составление сказок,

умение придумывать сюжеты дополнять

эпизоды

Май

1-я неделя

Углубленное обследование детей посещающих  логопункт.

2-я неделя

Углубленное обследование детей посещающих  логопункт

3-я неделя

Итоговое занятие

«Праздник правильной речи»

nsportal.ru

Ежедневное планирование учителя-логопеда . Логопункт ДОУ.

План индивидуальной работы на 25.10.16

п/п

время

Ф. И ребенка

Цель занятия

Программное содержание

1.

8.00-8.20

Антонов Коля

Подготовка к исправлению Р (из одноударного)

  1. Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.

  2. Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. Инструкций.

  3. Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.

  4. Точечная настройка фон. воспр на звук Р: выделение на слух:

— из звуков: В-Д-Р-Т-Г-Д-Ж-Л-Р

— из вариантов произношения РАК, РУКА, ПАР, ДАР, ВОРОНА ( Р- В, Д, Г, Т, одноуд., велярный, увулярный, проторный, кучерской).

5. Закрепление знаний артикуляции звука Р.

2

8.20-8.40

Алексаненко Капитолина

Растягивание подьязычной связки. Подготовка к исправление произношения Ш (из щечного)

  1. Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.

  2. Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.

  3. Активная Артик. гимнатика: улыбка-хоботок-поцелуйчик, бегемот-лев-киска, толстяк-худышка, попеременное надувание щек, щетка- сметка, змейка, качели, лошадка, грибок, гармошка, лопатка, чашечка, чашечка за зубками, терка

  4. Пассивная артик. гимнастика: растягивание подяз.

  5. Упражнения на укрепления щек: буря в стакане.

3

8.40-9.00

Голополосов Семен

Автоматизация Р в словах с ТР, ДР, отделение Р.

  1. Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.

  2. Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.

  3. Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.

4. Задания на автом. ДР, ТР.

4

9.00-9.20

Иванова София

Автоматизация Р в словах с ТР, ДР, отделение Р.

  1. Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.

  2. Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций (см. приложение).

  3. Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.

4. Задания на автом. ДР, ТР.

5

9.20-9.40

Капустина София

Автоматизация Р в словах с ТР, ДР, отделение Р.

  1. Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.

  2. Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.

  3. Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.

  4. Тренировка выдоха (буря в стакане), речевого дыхания для звука Р: сдуй ватку (язык в форме чашечки)

5. Задания на автом. ДР, ТР.

6

9.40-10.00

Лоюк Ульяна

Подготовка к постановке Р

  1. Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.

  2. Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.

  3. Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.

  4. Тренировка выдоха (буря в стакане), речевого дыхания для звука Р: сдуй ватку (язык в форме чашечки)

  5. Точечная настройка фон. воспр на звук Р: выделение на слух:

— из звуков: В-Д-Р-Т-Г-Д-Ж-Л-Р

— из вариантов произношения РАК, РУКА, ПАР, ДАР, ВОРОНА ( Р- В, Д, Г, Т, одноуд., велярный, увулярный, проторный, кучерской).

6. Повторение артикуляции звука Р.

7

10.00-10.20

Реконвальд Дарья

Подготовка к постановке Р

  1. Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.

  2. Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций .

  3. Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.

  4. Тренировка выдоха (буря в стакане), речевого дыхания для звука Р: сдуй ватку (язык в форме чашечки)

  5. Точечная настройка фон. воспр на звук Р: выделение на слух:

— из звуков: В-Д-Р-Т-Г-Д-Ж-Л-Р

— из вариантов произношения РАК, РУКА, ПАР, ДАР, ВОРОНА ( Р- В, Д, Г, Т, одноуд., велярный, увулярный, проторный, кучерской).

6. Повторение артикуляции звука Р.

8.

15.00-15.20

Варнавина Настя

Атоматизация Л’ словах.

  1. Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.

  2. Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.

3. Заучивание логоритмического упражнения «Лебеди»

4. Игра «Цепочка»( Практические задания для автоматизации звуков Л, Л’, Р’,j» , Крупечук, стр 61

5. Выполнения упр. 5-8 стр 62-63 (Практические задания для автоматизации звуков Л, Л’, Р’,j» , Крупечук,)

9.

15.20-15.40

Гандуров Артем

Автоматизация Л в словосчетаниях

  1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики-помощники» («Звуковые превращения», Исханова, стр 141).

  2. Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.

  3. Игра «Путаница» («Звуковые превращения», Исханова, стр 142).

  4. Проговаривание двустиший (Практические задания для автоматизации звуков Л, Л’, Р’,j» , Крупечук, стр 18).

10.

15.40-16.00

Наракшина Дарья

Подготовка к постановке Ш.

  1. Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.

  2. Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций .

  3. Активная Артик. гимнатика: улыбка-хоботок-поцелуйчик, бегемот-лев-киска, толстяк-худышка, попеременное надувание щек, щетка- сметка, змейка, качели, лошадка, грибок, гармошка, лопатка, чашечка, чашечка за зубками, терка

  4. Упражнения на укрепления щек и силы выдоха: буря в стакане.

11

16.00-16.20

Белов Иван

Автоматизация проторного Р, выработка сильной, целенаправленной воздушной струи на кончик языка.

  1. Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.

  2. Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.

  3. Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.

  4. Закрепление знаний артикуляции звука Р.

  5. Игра «Футбол» с проторным Р

  6. Проговаривание и заучивание чистоговорок с проторным Р, убыстряя темп. (Практические задания для автоматизации звуков Л, Л’, Р’,j» , Крупечук, стр 77)

12

16.20-16.40

Левченко Юлия

Автоматизация проторного Р, выработка сильной, целенаправленной воздушной струи на кончик языка.

  1. Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.

  2. Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.

  3. Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.

  4. Закрепление знаний артикуляции звука Р.

  5. Игра «Футбол» с проторным Р

6. Проговаривание и заучивание чистоговорок с проторным Р, убыстряя темп. (Практические задания для автоматизации звуков Л, Л’, Р’,j» , Крупечук, стр 77)

13

16.40-17.00

Загоруйко Иван

Подготовка к постановке Р.

  1. Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.

  2. Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций

  3. Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.

  4. Точечная настройка фон. воспр на звук Р: выделение на слух:

— из звуков: В-Д-Р-Т-Г-Д-Ж-Л-Р

— из вариантов произношения РАК, РУКА, ПАР, ДАР, ВОРОНА ( Р- В, Д, Г, Т, одноуд., велярный, увулярный, проторный, кучерской).

5. Закрепление знаний артикуляции звука Р.

План индивидуально-подгрупповой работы на 25.10.16

п/п

время

Ф. И ребенка

Цель занятия

Программное содержание

1.

10.20-10.50

1. Лисов Григорий

2. Крапивенцева Алина

Дифференциация Р-Л в предложениях

  1. Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.

  2. Активация слухового внимания и памяти: игра «Просьба» (Коррекция фонетических нарушений. Подготовительный этап». Ткаченко).

  3. Картинка-небылица ( «Практические задания для автоматизации звуков Л, Л’, Р’,j» , Крупечук, стр 108)

  4. Игра «Веселая рыбалка» (Мерсибо)

2

10.50-11.20

1. Гонзолюк София

2. Комиссаров Степан

3. Малкова Ксения

Автоматизация Р в словосчетаниях.

  1. Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.

  2. Активация слухового внимания и памяти: игра «Просьба» (Коррекция фонетических нарушений. Подготовительный этап». Ткаченко).

  3. Проговаривание словосочетаний , игра «Театр»

  4. Игра «Назови признак» (с последующим привешиванием картинки с помощью прищепки).

  5. Образвание притяжат. прилагат от. : баран, корова, кролик

3

11.20-11.45

1. Фатеева Варя

2. Шкеппу Дарья

3. Меньшов Егор

Работа над силой выдоха, силой голоса, дикциец. Автоматизация Ш в слогах.

  1. Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.

  2. Активация слухового внимания и памяти: выполнение двусложных словестных инструкций» (Коррекция фонетических нарушений. Подготовительный этап». Ткаченко).

  3. Активная Артик. гимнатика: улыбка-хоботок-поцелуйчик, бегемот-лев-киска, толстяк-худышка, попеременное надувание щек, щетка- сметка, змейка, качели, лошадка, грибок, гармошка, лопатка, чашечка, чашечка за зубками, терка

  4. Развитие силы выдоха. Игра «Футбол»

  5. Развитие слухового внимания и памяти. Упр 1 (Логопедические упражнения» Ткаченко , стр 30).

  6. Развитие мелодико-интонационной стороны речи. Проговаривание Ш с разной интонацией.

  7. Биоэнергопластика под песню «Обжоры» (прямые слоги с Ш+ гласный)

4

11.45-12.10

1. Блинова Вика

2. Мальцева Алиса

Развитие слухового внимания и памяти. Развитие фонематического восприятия. Работа над слоговой структурой.

  1. Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.

  2. Активация слухового внимания и памяти: выполнение двусложных словестных инструкций» (Коррекция фонетических нарушений. Подготовительный этап». Ткаченко).

  3. Игра «Неречевые звуки» ( Мерсибо)

  4. Развитие речевого внимания. Упражнение 10 (Логопедические упражнения» Ткаченко , стр 13).

5. Развитие слухового внимания и памяти. Упр 1 (Логопедические упражнения» Ткаченко , стр 30).

6. Воспроизведение рядов гласных.

7. Кодировка рядов гласных хлопками .

5

12.10-12.35

1. Самульник Саша

2. Ярославский Дмитрий

Работа над лексико-граматическим категориями. Развитие внимания.

Тема: времена года.

См конспект «Подгрупповое занятие «ремена года»»

6.

17.00-17.30

1. Алексаненко Капитолина

2. Загоруйко Иван

Развитие навыка фонематического анализа

Повторение символов гласных звуков ( по Ткаченко). Выполнение упражнений № 5 («Логопедческие упражнения» Ткаченко, стр 73)., определение первого и последнего ударного гласного: игра «Инопланетяне»

infourok.ru

Что такое ЛОГОПУНКТ?

Мы прошли медико-психолого-педагогическую комиссию и нам НЕ ДАЛИ направление в логопедический детский сад. Что нам делать? Ведь мой ребенок не выговаривает звуки?

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и общим недоразвитием речи (ОНР). И по  разным причинам не всем этим детям удается попасть в логопедические детские сады. Поэтому получить помощь логопеда они могут только в детских садах общеразвивающего вида (обычных детских садах).

Если ваш ребенок не попал в специализированный логопедический детский сад, а проблема неправильного произношения отдельных звуков очень вас волнуют, есть основание попасть на логопункт в обычном детском саду.

Ваша задача — найти в вашем районе такой детский сад, в котором есть логопедическая группа или логопункт. И обязательно сообщите заведующей и логопеду о своем желании попасть на логопедические занятия.

Что такое ЛОГОПУНКТ?

Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.

Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы.

А, как известно, в такой программе  специально не предусмотрено времени на занятия с учителем-логопедом.

Другими словами, логопедические занятия являются дополнительной услугой.

Поэтому  расписание занятий в ДОУ составляется таким образом, чтобы учитель-логопед мог заниматься с детьми только во время их свободной деятельности не в ущерб общеобразовательным занятиям.

Каких детей берут на логопункт?

На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями.

На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.

В первую очередь  зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу.  То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году.

На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы.

Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.

Дети более младшего возраста из средней группы могут получить логопедическую помощь, только если на логопункте работает не один логопед, а два.

С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФНР
  •  ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или  НВОНР — нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня.

В каком режиме проходят занятия на логопункте?

Фронтальные (с группой детей) — 1 раз в неделю,  индивидуально-подгрупповые занятия — 2 или 3 раза в неделю.

Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.

Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В сновном индивидуальные занятия  на логопункте длятся от 10 до 20 минут.

Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

В первую половину дня логопед работает 3-4 дня в неделю.

Во вторую половину дня — 1 — 2 раза в неделю. Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.

Сколько детей зачисляется на логопункт?

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20—25 человек.

Так как логопедическая помощь требуется  большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться.

Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся  не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется  другой ребенок  из стоящих на очереди.

Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и крайне подвижная система.

В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и  специалистов детского сада.

Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.

 

Грустно только, что сейчас логопункты закрываются один за другим,  по причине отсутствия финансирования. А специалисты там, действительно, замечательные.

Но есть еще 2 пути исправления речи:

  • посещать частные логопедический занятия.

logoportal.ru

Актуальные проблемы в логопедии «Логопункт в ДОУ»

Подготовила учитель- логопед

МБДОУ детского сада «Теремок»

с. Александров- Гай Саратовской области

Якшаинова О.Д.

Логопедический пункт ДОУ

Актуальные проблемы, состояние логопедической службы в ДОУ.

 В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно – предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно – правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ДОУ и сдерживающей оказание своевременной логопедической помощи детям

В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет, 5–6 лет. При этом помощь в рамках дошкольного логопункта получают только дети старшего возраста, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и консультированию родителей. Учитель-логопед в первую очередь оказывает помощь детям старшей группы, дети среднего и младшего возраста остаются без логопедической помощи.

В связи с увеличением количества дошкольников с теми или иными нарушениями речевого развития невозможно оказание им коррекционно-педагогической помощи и только в рамках логопедических групп. Тем более возрастают роль и значение логопедических пунктов дошкольных образовательных учреждений как одного из наиболее реальных и эффективных путей обеспечения высокой речевой и социально-психологической адаптации детей с нарушениями речи к условиям школьного обучения.

Выбор способов и форм оказания логопедической помощи напрямую связан с определением особенностей детей, образовательными запросами родителей (законных представителей), возможностями самой региональной системы образования, что в совокупности выделяет следующие формы: организации логопедического воздействия:

        Логопедические пункты в ДОУ;

        Внутригрупповая дифференциация индивидуально-педагогической работы с детьми в ходе регламентированной и нерегламентированной деятельности (работа сводится к развитию речи детей, формированию у них связного, выразительного и логического высказывания).

Дошкольный логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. К сожалению, по данной модели организации логопедической помощи до сих пор нет ни одного нормативного документа федерального уровня. Публикации в ряде изданий, особенно в научно-методическом журнале «Логопед», помогают эффективнее решать вопросы профилактики и коррекции недостатков речи. Тем не менее, у логопедов порой возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как к организации, так и к отбору содержания коррекционно-речевой работы.

При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных логопедическим пунктам по отдельным городам и областям РФ обнаруживается много расхождений и несоответствий, касающихся специфики логопедической работы с детьми дошкольного возраста. Эти расхождения и несоответствия касаются:

— перечня видов и форм речевых недостатков, с которыми зачисляются дети;

механизма зачисления;

— количества одновременно занимающихся в логопункте детей;

— рекомендованной частоты индивидуальных и групповых занятий детей с различной структурой речевого дефекта;

— перечня документации учителя-логопеда.

Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу в них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и к деятельности логопедического пункта ДОУ, так как детские сады являются тоже общеобразовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему.

Жестко регламентировать работу логопеда в данных условиях нецелесообразно, так как жесткая регламентация приведет к формальности в работе, не позволит в полной мере учитывать структуру речевого дефекта и психофизические особенности каждого ребенка; ограничит инициативу и творческий подход к решению коррекционных, организационно-методических задач логопеда.

Какова же специфика работы на дошкольном логопункте и чем отличается работа логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи? Можно назвать несколько основных отличий.

1)    Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.

В отличие от специализированного ДОУ (групп), задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. В расписании детей нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы. Педагоги работают по своим планам, испытывают трудности при контроле за правильным произношением звуков, не имеют стимула в выполнении этой работы.

2)    В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 25 человек.

3)    В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР).

4)    Для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой.О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В и С.В. и др.

5)    Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия: кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

6)    Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно. Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу.

Поэтому очень часто приходится прибегать к формам, которые редко освещаются в специальной литературе, а именно, групповой постановке звуков.

Еще одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребенок занимается с логопедом, другие играют в специально подобранные игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия, чувства ритма и т.п. Такая форма занятий была продиктована прежде всего необходимостью экономии времени, однако затем выявились и другие её положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация собственной чистой речи.

Методы и приемы, используемые во время коррекционного процесса традиционные, научно-обоснованные. Однако, несмотря на то, что основная цель работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта – исправление нарушений звукопроизношения, параллельно решаются задачи, связанные с формированием лексико-грамматического строя языка ребенка. Пополнение словаря происходит не только благодаря введению в него новых слов, выступающих в качестве речевого материала, уточнению их значения, но и за счет постепенно формирующихся в ходе занятий словообразовательных умений и навыков. Образно говоря, ребенок дополнительно к исправлению нарушений звукопроизношения получает инструмент для дальнейшего наращивания словарного запаса, что, в свою очередь, увеличивает возможности тренировочных упражнений.

Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.

Объем консультативно-методической работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта

От «все 4 часа своего рабочего времени логопед работает непосредственно с детьми» до «недельная нагрузка логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 15-16 часов отводится на непосредственную работу с детьми, 4-5 часов – на организационно-методическую и консультативную работу с педагогами ДОУ и родителями». Поскольку частота и объём консультативной работы выявляются в процессе коррекционно-речевой работы, то в рабочем времени логопеда для этого, конечно, должно быть время, свободное от занятий с детьми.

Перечень необходимой документации учителя-логопеда, работающего на дошкольном логопункте:

1.           Журнал первичного обследования речи и консультаций детей.

2.           Список детей, зачисленных на индивидуальные логопедические занятия.

3.           Журнал учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия.

4.           Список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения.

5.           Журнал отчисления детей с индивидуальных логопедических занятий.

6.           Журнал динамического наблюдения.

7.           Перспективные и календарные планы индивидуальных и подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми.

8.           Годовой план консультативно-методической работы с педколлективом ДОУ и родителями.

9.           Отчет о проделанной работе за прошедший учебный год.

10.     Речевая карта на каждого зачисленного ребенка.

               

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *