Подгрупповые занятия на логопункте в доу – Специфика работы на дошкольном логопункте.
План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Конспект открытого подгруппового логопедического занятия с ребенком 6-7 лет на логопункте детского сада по теме:Слоги
КОНСПЕКТ
Открытого подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7 лет на логопункте детского сада по теме:
«Слоги»
Тема: «Слоги».
Программные задачи:
- закреплять понятие «слог» и умение делить слова на слоги;
- закреплять умение составлять слова из слогов;
- закреплять умение выделять гласные звуки и соотносить их количество с количеством слогов;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух;
- развивать речевое дыхание
- развивать аналитико-синтетическую деятельность у детей;
- развивать внимание, память, мышление, воображение;
- воспитывать вежливое отношение к старшим, друг к другу;
- воспитывать гостеприимство.
Предварительная работа:
Логопед – обучение детей правилам деления слов на слоги, отработка правильного произнесения слов сложной звуко-слоговой структуры.
Воспитатель – игры на составление слов из заданного количества слогов.
Оборудование: изображения воздушных шаров со слогами, панно с изображением торта, или индивидуальные карточки с изображением торта, плакат с лабиринтом, монеты с цифрами 1, 2, 3, предметные картинки с 1, 2, 3 слогами, мел.
Ход занятия:
- Вводная часть.
Оргмомент.
— Привет. Здравствуйте. Добрый день. Здорово. Приветствую вас! Здравия желаю.
— Какие слова я выделила голосом?
— Какое из них было первым?
— Какие слова подойдут для приветствия наших гостей? – Поприветствуйте их. Садитесь.
II. Основная часть.
1. — Сегодня мы будем учиться делить слова на слоги, и составлять слова из слогов.
На доске буквы
И Л Г С О
5 2 4 1 3
— Составьте слово из букв, какое слово у вас получилось? (Слоги)
— Что такое слог? (Часть слова)
— Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)
— А теперь вспомним, какие гласные звуки вы знаете? (А О У И Ы Э)
2. Дыхательная гимнастика.
Вдох (носом) | Выдох |
/_ | а______________ |
/_ | о______________ |
/_ | у______________ |
/_ | и______________ |
/_ | ы______________ |
/_ | э______________ |
3. — Найдите слоги на праздничном торте, который мы, как гостеприимные хозяева, приготовили для гостей (задание выполняется на панно с изображением торта, на котором спрятаны различные слоги, или на индивидуальных карточках).
— Дополните слоги, чтобы получились слова.
4. Речевая зарядка
— Закончи слово.
Ра – ра – ра – начинается иг… ра
Ро – ро – ро – у нас новое вед … ро
Ру – ру – ру – продолжаем мы иг … ру
Ры – ры – ры – летят воздушные ша … ры
Ра – ра – ра – громко крикнули у … ра
5. Дидактическая игра “ Воздушные шары ”
На доске шары, на которых написаны слоги. Детям предлагается собрать слоги в слова устно. На правильно придуманное слово выставляется соответствующая предметная картинка. (Например, шары со слогами: ле, то, ло, се. Ответ: лето, лото, село).
6. Физминутка
Вот кастрюля, поварёшка,
Вот тарелочки, вот ложки,
Чашки, полные сластей –
Пригласили мы гостей.
7. Дидактическая игра “Лабиринт”
Составление слов из слогов
(Позвал, творог, пирог, нашли)
8. Дополнение текста получившимися словами.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе _______.
Я взял муку и взял _______,
Испёк рассыпчатый ______.
Я ждал, пока хватило сил.
Потом я кусочек откусил.
Когда же гости подошли,
То даже крошек не ______.
— Вежливо ли поступил мальчик?
— А вы, ребята, вежливые? А вы гостеприимные? Давайте подготовим подарки для наших гостей? Мы их купим в магазине.
9. Дидактическая игра “Магазин”
На столе предметные картинки с 1, 2, 3 слогами. На доске монетки с цифрами 1, 2, 3. Нужно выбрать товар (предметы с 1, 2, 3 слогами) и расставить соответственно монеткам.
III.Заключение.
— Теперь вы научились делить слова на слоги? Давайте это проверим. Придумайте родственные слова к слову «ГОСТЬ» (дети называют слова, а логопед записывает их на доске).
— А теперь возьмите мелки и поделите эти слова на слоги вертикальной чертой.
— Сколько слогов в каждом слове?
— Как вы их посчитали? (Посчитали гласные звуки).
— Назовите гласные звуки в каждом слове.
— Вам понравилось наше занятие?
— Что понравилось больше всего?
— А что вам показалось самым сложным?
nsportal.ru
Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе детей с ОНР на логопункте ДОУ «В гостях у солнышка»
Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия
Цель: автоматизация шипящего звука “ш” в слогах и словах.
Задачи: развивать артикуляционную моторику;
закреплять представления о предлоге;
продолжать формировать фонематический слух;
обогащать словарный запас;
Ход занятия
1. Организационный момент.
Утро. Солнышко проснулось и захотело осветить и обогреть Землю, но оказалось, что лучиков нет. Они растерялись. Поможем солнышку собрать свои лучики, они здесь. А поможет нам солнечный зайчик, который в фонарике.
Солнечный зайчик, лучик золотой,
Ты такой забавный, ласковый, смешной…
Спрыгни к нам с окошка,
Поиграй немножко.
2. Понимание и употребление предлогов.
Под столом первый лучик.
– Где первый лучик?
– Откуда ты достал лучик?
На ковре второй лучик.
– Где второй лучик?
– Откуда ты взял лучик?
За картиной третий луч.
– Где спрятался этот лучик?
– Откуда взяли?
Около шкафа четвертый луч.
– Где оказался последний лучик?
3. Артикуляционная гимнастика.
Вот все лучики собрались, и Солнышко осветило и обогрело Землю. Наш веселый язычок обрадовался и вышел погреться на солнышке. Лег он на крылечке своего домика и загорает: “Лопатка”.
Вдруг солнышко спряталось, подул ветерок, и язычок съежился – стал узеньким: “Иголочка”.
А потом пошел дождь, и язычок спрятался в свой домик. А там котенок. Он сердит, что язычок его не взял с собой. Язычок налил котенку молочка в чашечку: “Чашечка”.
И котенок стал пить молочко из чашечки: “Лакательные движения языком”.
Напился котенок и лег спать. А язычок стал пить чай с блинами:“Лопатка”.
Блинчики намазывал вареньем вкусным малиновым: “Вкусное варенье”.
Молока, чаю напились – никто не обижен, мы губки оближем: “Круговые движения языком по кругу”.
4. Автоматизация в слогах и словах.
Вот дождь кончился, и засияло солнышко в вышине.
Чудо – лучик, чудо – зайчик
По дорожке побежал
Поиграть он нас позвал.
Вышел на дорожку гусь, увидел солнечный лучик – зайчик и от удивления зашипел. Покажите гуся, повторяйте за ним:
Ш-ш-ш
Ша-ша-ша
Шо-шо-шо
Шу-шу-шу
Ши-ши-ши
Затем стал лучику говорить слова, повторяйте:
Ша-ша-ша – шапка, шаль, шахматы
Шо-шо-шо – шов, шепот, шок
Шу-шу-шу – шуба, шутка, шум
Ши-ши-ши – шина, шипы, шиповник
5. Физкультминутка.
Чудо – лучик, чудо – зайчик, Движения детей.
Он попрыгал, словно мячик, Соответствуют тексту.
Покружился, полетал,
По дорожке побежал,
Поиграть он нас позвал.
6. Развитие фонематического восприятия.
– Приготовьте ладошки. Нужно хлопнуть, если услышите звук “ш”:
Шайба, шарф, санки, шуба, мишка, пышка, солнышко, сапоги, шапка, нож, ножик, снег, чашка, шум.
7. Подбор слов со звуком Ш.
– Дети, назовите слова в которых есть звук Ш.
8. Понимание и употребление предлогов. Развитие связной речи.
Игра “на” или “в”.
– Побежал лучик по дорожке и попал на огород. Насобирал целую корзинку овощей. Где они растут – на грядке или в земле? Возьмите любой овощ и скажите где он растет НА или В земле.
9. Итог занятия.
– Мы занимались, играли. Устали. Отдохнем, полежим на солнышке.
Звучит музыка “Спокойное море”.
Будто мы лежим на травке
На зеленой, на муравке.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
– Дышится легко, ровно, глубоко.
– Хорошо полежать, понежиться на солнышке, но пора вставать.
За работу логопед детей поощряет маленькими сюрпризами-солнышками.
10.12.2012
ЛОГОПЕД.РУ: Конспекты подгрупповых логопедических занятий.
Подгрупповые занятия.
Для большего удобства воспользуйтесь Поиском.
Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе на тему “Автоматизация звука Р”.
Подгрупповое логопедическое занятие “История про Машу и Жанну. Автоматизация звуков ш, ж в словах, предложениях”.
Конспект подгруппового занятия по коррекции общего недоразвития речи “Насекомые” (старшая группа).
План-конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и в предложениях “Что случилось с зоопарком?”
Каникулы со Смешариками. Дифференциация звуков [С]-[Ш].
Подгрупповое логопедическое занятие “В гости к Лунтику и его друзьям.
Подгрупповое логопедическое занятие “Путешествие в историю народной игрушки”.
Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука ш в словах, предложениях, чистоговорках “Поиграем, пошипим”.
Конспект подгруппового логопедического занятия “Транспорт” в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития с использованием ИКТ.
Гузовская Ю.Ю. Конспект НОД с подгруппой детей ФФН старшего возраста “Путешествие в страну “Свистелочку-шипелочку”.
Рыбакова Е.В. Непосредственная образовательная деятельность с детьми по звукопроизношению в подготовительной подгруппе детей с ТНР — ОНР с использованием мнемотехнических приёмов “Звук Л”. 2-й год обучения.
Метцлер О.В. Конспект подгруппового логопедического занятия на тему “Звук Щ в слоге, слове, простой фразе”.
Бровкина Э. Конспект коррекционно – развивающей деятельности с микро–группой детей подготовительной к школе группы “С клоуном играем, звук [Л] изучаем. Автоматизация звука [Л] в словах”.
Курочкина Т.А. Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию детей 6-7 лет Дифференциация звуков [C] — [Ш] в слогах, словах с использованием метода наглядного моделирования.
Некрасова Н.П. Конспект подгруппового занятия “Вам письмо. Дифференциация звуков Л и Р”.
Смирнова Р.Ю. Подгрупповое занятие “От звука — к рассказу”. Автоматизация звука Р в речи.
Некрасова Н.П. Конспект подгруппового занятия «Транспорт. Путешествие по дороге.»
Лапина Е.В. Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: “Дифференциация звуков “Ш” — “С” в словах и словосочетаниях. Логопедическая Олимпиада”
Целоусова И. Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности “В гости к Лунтику”.
Канева Е.В. Конспект подгруппового (индивидуального) занятия в подготовительной группе по теме “Спорт. Автоматизация звука С.”
Гронская Е.Ю. Коррекционная деятельность в малых подгруппах “Мы со звуком [Р] играем..”.
Орлова А.С. Конспект подгруппового логопедического занятия со старшими дошкольниками “Относительные прилагательные. Продукты питания”.
Андронова Н.А. Подгрупповое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте “Звук и буква Ш. Звуковой анализ слов типа CГCC.”
Беридзе Н.К., Шедько А.Н. Конспект подгруппового логопедического занятия “Звук “Б”.
Беридзе Н.К., Шедько А.Н. Конспект подгрупповой непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе “Дифференциация звуков “п-б”.
Цветкова А. Конспект подгруппового занятия с детьми 3 класса “Поможем весне. Дифференциация на письме букв “Ка”, “Гэ”, “Ха”.
Власенкова В.И. Конспект подгрупповой непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе детей с ОНР “Мой весёлый звонкий мяч”.
Чурикова О.Н. Конспект с презентацией учителя-логопеда на тему «Транспорт» для подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Булахова М.В. Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения у детей старшего возраста “В гостях у Смешариков”.
Трухний И.В. Конспект подгруппового логопедического занятия “Звук [р].Автоматизация в словах.”
Вальдман Н.С. Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Цветы».
Балдина О.М. Конспект подгруппового занятия на развитие лексико–грамматического строя речи у детей с ОНР.
Безлюдова А.В. Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы (с элементами мнемотехники)“Посуда”.
Гаврилова Т.В. “В городе родственных слов”. Подгрупповое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Дидык Е.А. Комплексное подгрупповое занятие в подготовительной группе для детей с нарушением зрения “В гостях у мастера”.
Зайцева Е.С. “Санкт-Петербург” Конспект подгруппового занятия логопеда с детьми в подготовительной к школе группе.
Калуцких Н.В. Конспект подгруппового логопедического занятия “Сказка про гномика Мики” (подготовительная к школе группа, ФФНР).
Кирдина Н.В. Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции акустической дисграфии “Дифференциация [г-к] в словах, предложениях”.
Кириллова Н.К. «В гостях у Зимушки-зимы». Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР.
Кожанова О.М. Подгрупповое занятие в подготовительной группе для детей с ФФН “Звук и буква А”.
Кожанова О.М. Конспект подгруппового занятия в старшей группе “Формирование пространственных представлений 3 этапа”.
Корзун Ж.А. Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи “Собери пазлы”.
Кремлева С.В. Конспект подгруппового (фронтального) логопедического занятия с применением средств ИКТ у детей 5 лет ОНР 3 уровня «Весна» (занятие № 1).
Самцова В.Н. Конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, Р’], ОНР, второй год обучения, “День рождения Мухи”.
Тувышкина О.В. Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию слоговой структуры слова в старшей группе для детей с ОНР (подгрупповая форма)
Харченко Е.Н. «В гости к сказке» Автоматизация [л]. Конспект подгруппового логопедического занятия.
Черепанова С.П. Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Животные» с использованием компьютерной логопедической технологии «Игры для Тигры» и игр с мячом.
Шишлянникова Г.А. Конспект подгруппового логопедического занятия «Транспортландия». Старшая логопедическая группа.
Кузьменко И.А. Путешествие в желтую страну. Подгрупповое занятие для детей старшего возраста.
Трунова И.В. Конспект индивидуальной и подгрупповой непосредственно образовательной деятельности по развитию звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии, постановка звука [ш].
Шептунова В.К. «Домашние животные». Подгрупповое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [ж] в словах и во фразе»..
Конспект подгруппового занятия «Путешествие слонёнка. Автоматизация звукаа Л».
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия «Играем и учимся вместе с Дракошей» (автоматизация звука «Ш»)..
Конспект логопедического занятия «Звуки Б и БЬ».
Конспект подгруппового логопедического занятия Звук Щ.
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию фонетической стороны речи в старшей группе Путешествие с Лунтиком за волшебными леденцами. Звуки Л-Ль .
Конспект открытого мини–группового занятия по технике речи, раздел «дикция». Исправление недостатков в произнесении согласного звука «Р». .
Конспект логопедического занятия с группой учащихся 5 класса по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии по теме: Дифференциация Ж — Ш в словах.
www.logoped.ru
Период | Количество часов | Раздел тема | Навыки овладения звуковым анализом и синтезом | Словообразование | Формирование лексико-грамматических категорий | Связная речь | |
Сентябрь | 3-я неделя | 1 1 | Звуки окружающего мир Правила дорожного движения | Определение последовательности звуков в словах. Уточнение Понятия «ряд» | Образование относительных прилагательных и согласование их с существительными
| Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет, форму | Составление рассказа» описания на тему «Дети на дороге» |
4-я неделя | 1 1 | Звук [а], буква а В гостях у осени | Выделение звука [а] в ряду гласных, слогах, словах. | Образование существительных множественного числа (лист — листья, дождь — дожди) Объяснение значения переносных слов; золотая осень, золотой номер, золотые листья | Употребление в речи глаголов в единственном и множественном числе (улетает — улетают , дует ~- дуют)
| Составление предложений по картине | |
Октябрь | 1-я неделя | 1 1 | Звук (у), буква у Осенняя ярмарка | Определение наличия звука [у] в словах. | Образование слов с уменьшительно- ласкательным оттенком (яблоко — яблочко, лимон ~~ лимончик)
| Употребление существительных во множественном числе, родительном падеже (груша- груши -много груш) | Составление рассказа из 5-7 предложений |
2-я неделя | 1 1 | Звуки [а], [у]; буквы а, у С чего начинается родина. Мой дом, моя семья | Анализ синтез слогов ау-ау | Образование глаголов с помощью приставок | Использование в речи предлогов, выражающих пространственное расположение предметов (в, над, из, на) | Составление рассказа- описания на тему «Моя семья» | |
3-я неделя | 1 1 | Звук [и], буква и Два разных мира. Я и мои друзья. Дружба народов» | Определение позиции буква и звука [и] в слове (начало, конец). Анализ и синтез слога иа | Образование существительных с помощью суффиксов: -ата, -ята, -онок, -ёнок | Практическое усвоение согласования прилагательных с существительными в косвенных падежах | Рассказывание сказок-драматизаций с опорой на картинки | |
4-я неделя | 1 1 | Звуки [п], [п’]; буква п Домашние животные. Поедим в Прстоквашено | Определение позиции звука [п] в слове (начало, конец). Анализ обратного слога ап. Анализ прямых слогов па, пи | Образование притяжательных прилагательных (петушиный хвост, лошадиная грива) | Подбор однородных прилагательных к существительному (кошка — рыжая, пушистая, ласковая) | Составление рассказов-описаний животных, их повадок | |
Ноябрь | 1-я неделя | 1 1 | Звуки [т], [ть]; буква т Я – гражданин России | Определение позиции звука [т] в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога ат. Анализ слогов та, ту, ти | Образование слов с увеличительными оттенками | Практическое употребление притяжательных прилагательных | Распространение предложения однородными членами |
2-я неделя | 1 1 | Звук [о], буква о «Моя родина – Россия, Россия – Родина моя» | Определение позиции звука [о] в’ словах (начало, середина, конец). Анализ слогов оп, от, по, то | Употребление слов с эмоционально- оттеночным значением
| Употребление глаголов в различных временных формах (что делает? что сделал? Что будет делать? | Подробный последовательный пересказ | |
3-я неделя | 1 1 | Звуки [к], [к’] буква к «Зимующие и перелетные птицы» | Определение позиции звука [к] в словах (начало, середина, конец). Анализ слогов ак, ок, ку, ки. Анализ слов кот, кит | Образование глаголов с оттенками значения (подлететь, взлететь)
| Правильное употребление в речи глаголов совершенного и несовершенного вида (птица летит — птица прилетела) | Составление описательного рассказа о птицах, их повадках | |
4-я неделя | 2 1 | Закрепление пройденного (гласные и согласные буквы) «В здоровом теле здоровый дух» | Знакомство с понятием «слог», синтез звуков в односложные слова | Слова-антонимы | Подбор однородных определений | Составление описательного рассказа по плану | |
декабрь | 1-я неделя | 1 1 | Звуки [м], [мь]; буква м «Край в котором мы живем» | Определение позиции звука [м] в словах (начало, середина, конец). Анализ прямых и обратных слогов ам, им, эм, му, мо, ма. Анализ односложного слова мак | Подбор родственных слов
| Подбор однородных сказуемых | Составление рассказа по опорным картинкам |
2-я неделя | 1 1 | Звуки [х], [х’]; буква х Дикие животные | Определение позиции звука [х] в слове (начало, середина, конец) и обратных слогах. «Кто плачет? Кто смеется? хо, ха, хи ох, ух, ох. Анализ слова мухи | Образование относительных прилагательных от существительных | Усвоение согласования существительных с числительными (две белки, пять лосей)
| Составление рассказа по серии сюжетных картинок | |
3-я неделя | 1
1 | Звуковой анализ слов; ударение Зима | Познакомить детей с ударением. Подбор слов к схемам звукового анализа | Образование сложных слов (снегопад, гололед, лесоруб) | Согласование в предложении прилагательных с существительными по родам, числам (веселый —Дед Мороз, веселая — Снегурочка, веселые дети) | Рассказывание из личного опыта | |
4-я неделя | Обследование устной речи детей | ||||||
Январь | 2-я неделя | 2 1 | Звук [ы|, буква ы «Неделя детской книги «Читай-ка». Книга – наше богатство»». | Определение позиции звука [ы] в словах (середина, конец) | Образование притяжательных прилагательных (у Коли сок, это Колин сок). Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей (злой, добрый, смелый) | Употребление слов с изменяющейся основой (иду- пошел) | Употребление в речи предложений со значением противопоставления (а, но, или) |
3-я неделя | 2 1 | Звуки [и], [ы]; буквы и, ы «Дом в котором я живу» (мебель, посуда, бытовая техника) | Звуковой анализ слова киты | Слова с противоположным значением (высокий — низкий. широкий — узкий)
| Использование предлогов для обозначения пространственного расположения (в, на, из под, из-за. над) | Составление рассказа из 5—7 предложений по картине | |
4-я неделя | 1 1 | Звуки [с], [сь]; буква с «Народное творчество « Мы народные умельцы»» | Определение позиции звука [с] в словах (начало, середина, конец). Анализ прямых и обратных слогов ас, ос, ус, са, со, су. Звукослоговой анализ слова соки | Образование существительных с помощью суффиксов -чик. -щик. Образование существительных от глаголов | Употребление глаголов я форме будущего времени е частицей ся и без нее | Формирование самостоятельных высказываний и в виде небольших рассказов о людях разных профессий | |
февраль | 1-я неделя | 1 1 | Звуки [н], [н’]; буква н «Неделя добрых дел «Ребята, давайте жить дружно»
| Определение позиции звука [н] в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов на, но, ну, ин. Звуковой анализ слова кони | Образование прилагательных от существительных | Согласование в речи слов, обозначающих цвет, форму, | Творческий рассказ (придумать конец) |
2-я неделя | 1 1 | Звуки [з], [з’]; буква з «Животные крайнего Севера и жарких стран» | Определение позиции звука [з] в слове (начало, середина). Составление слова по данному количеству звуков: зима, замок, зонтик. Синтез слов из звуков: [к], [о], М, М; [з], [о], [и], [т]; [з], [и], [м], [а]. Звукослоговой анализ слова зима. | Образование сравнительной степени прилагательных
| Употребление в речи слов в разной степени превосходства (большая, поменьше, маленькая) | Составление описательных рассказов
| |
3-я неделя | 1 1 | Звуки [с], [з]; буквы с,з День защитника отечесва | «Какой звук убежал?» [с](уп), [з](убы), [с)(ок), [з](онтик), [с](умка), [з](амок) | Усвоение многозначности слов | Использование глаголов единственного и множественного числа (идет — идут, летит — летят) | Употребление сложноподчиненных предложений в соответствии с вопросами когда? почему? зачем | |
4-я неделя | 1 1 | Звуки [л]» [ль]; буква л Транспорт «Большое путешествие» | Определение позиции звука [л] в словах (начало, середина, конец). Звукослоговой анализ слова лампа. Подбор слов к схемам звуко-слогового анализа: лук, лимон, лиса | Образование существительных при помощи суффиксов (трактор — тракторист, кран -крановщик) | Практическое использование в речи существительных и глаголов во множественном числе (машина- машины, едет-едут) | Составление рассказа по опорным картинкам | |
Март | 1-я неделя | 1 1 | Предложение, звукослоговой анализ слов Весна | Звукослоговой анализ слова лимон. | Усвоение слов переносного значения: ветер воет, лес уснул. Образование сравнительной степени прилагательных (тепло- теплее, длинный — длиннее) | Согласование в предложении нескольких определений (ручеек звонкий, быстрый, говорливый) | Подробный последовательный пересказ «Медведь и солнце» Н.Сладкова |
2-я неделя | 1 1 | Звук [ш], буква ш Прилет птиц | Определение позиции звука [ш] в слове (начало, середина, конец). Звуковой анализ слова мишка | Образование прилагательных от слов, обозначающих продукты питания (яблочный пирог, грибной суп | Употребление глаголов во множественном и единственном числе (чистит — чистят, моет -моют) | Рассказывание сказки | |
3-я неделя | 1 1 | Звуки [б],[б’]; буква б Цветы | Определение позиции звука [б] в слове (начало, середина). Чтение и печатание слов, составление их из слогов: 6у, шу, 6а, сы, ка. Синтез звуков в слова: [б], [ы], [к]; [ш], [у], [б], [а]; [б], [у], [с], [ы]. Звуковой анализ слова булка. | Образование прилагательных от существительных (василек-васильковый, мак-маковый) | Согласование числительных с существительными (три василька, восемь ромашек)
| Рассказывание сказок-драматизаций | |
4-я неделя | 1 1 | Звуки [р], [р’]; буква р Деревья | Определение позиции звука [р] в слове (начало, середина, конец). Составление слогов наоборот: ар — ра; ур—ру; ор — ро. Звуковой анализ слова шарик | Образование относительных прилагательных (береза — березовый, дуб — дубовый) | Согласование прилагательных и существительных е числительными (три высокие елки, пять кудрявых берез) | Упражнение в составлении и придумывании загадок | |
Апрель | 1-я неделя | 1 1 | Звук [ж], буква ж
Времена года | Определение позиции звука [ж] в слове (начало, середина). Звуковой анализ слова жуки | Образование притяжательных прилагательных (лисья нора, медвежья берлога) | Практическое усвоение предлогов (над, из-под, из-за) | Составление рассказа по картине |
2-я неделя | 1 1 | Звуки [ш], [ж]; буквы ш, ж Лес | Подбор слов к схемам (по картинкам) | Образование сравнительной степени прилагательных (шире, выше) | Практическое усвоение наречий (между, влево, вправо, внизу) | Подробный последовательный пересказ | |
3-я неделя | 1 1 | Звуки [д], [д буква д
Школа | Определение позиции звука [д] в слове (начало,середина) Синтез звуков в слова: [д], [о], [м]—дом; [д],[у],[б] —дуб; [с], [а], [д], [ы] — сады; [д],[и],[м],[а]— Дима | Подбор однородных сказуемых (дом — строят, красят)
| Использование в речи глаголов совершенного и несовершенного вида (ученик — пишет, ученик-написал) | Упражнение в составлении и придумывании загадок | |
4-я неделя | 1 1 | Звуки [д], [т]; буквы д. т
огород | Подобрать слова к схемам (по картинкам) | Подбор однородных определений (яблоко красное, спелое….) | Употребление в речи существительных во множественном числе (слива — сливы, груша — груши) | Составление сказок, умение придумывать сюжеты дополнять эпизоды | |
Май | 1-я неделя | Углубленное обследование детей посещающих логопункт. | |||||
2-я неделя | Углубленное обследование детей посещающих логопункт | ||||||
3-я неделя | Итоговое занятие «Праздник правильной речи» |
nsportal.ru
Ежедневное планирование учителя-логопеда . Логопункт ДОУ.
План индивидуальной работы на 25.10.16
п/пвремя
Ф. И ребенка
Цель занятия
Программное содержание
1.
8.00-8.20
Антонов Коля
Подготовка к исправлению Р (из одноударного)
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. Инструкций.
Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.
Точечная настройка фон. воспр на звук Р: выделение на слух:
— из звуков: В-Д-Р-Т-Г-Д-Ж-Л-Р
— из вариантов произношения РАК, РУКА, ПАР, ДАР, ВОРОНА ( Р- В, Д, Г, Т, одноуд., велярный, увулярный, проторный, кучерской).
5. Закрепление знаний артикуляции звука Р.
2
8.20-8.40
Алексаненко Капитолина
Растягивание подьязычной связки. Подготовка к исправление произношения Ш (из щечного)
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.
Активная Артик. гимнатика: улыбка-хоботок-поцелуйчик, бегемот-лев-киска, толстяк-худышка, попеременное надувание щек, щетка- сметка, змейка, качели, лошадка, грибок, гармошка, лопатка, чашечка, чашечка за зубками, терка
Пассивная артик. гимнастика: растягивание подяз.
Упражнения на укрепления щек: буря в стакане.
3
8.40-9.00
Голополосов Семен
Автоматизация Р в словах с ТР, ДР, отделение Р.
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.
Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.
4. Задания на автом. ДР, ТР.
4
9.00-9.20
Иванова София
Автоматизация Р в словах с ТР, ДР, отделение Р.
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций (см. приложение).
Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.
4. Задания на автом. ДР, ТР.
5
9.20-9.40
Капустина София
Автоматизация Р в словах с ТР, ДР, отделение Р.
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.
Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.
Тренировка выдоха (буря в стакане), речевого дыхания для звука Р: сдуй ватку (язык в форме чашечки)
5. Задания на автом. ДР, ТР.
6
9.40-10.00
Лоюк Ульяна
Подготовка к постановке Р
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.
Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.
Тренировка выдоха (буря в стакане), речевого дыхания для звука Р: сдуй ватку (язык в форме чашечки)
Точечная настройка фон. воспр на звук Р: выделение на слух:
— из звуков: В-Д-Р-Т-Г-Д-Ж-Л-Р
— из вариантов произношения РАК, РУКА, ПАР, ДАР, ВОРОНА ( Р- В, Д, Г, Т, одноуд., велярный, увулярный, проторный, кучерской).
6. Повторение артикуляции звука Р.
7
10.00-10.20
Реконвальд Дарья
Подготовка к постановке Р
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций .
Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.
Тренировка выдоха (буря в стакане), речевого дыхания для звука Р: сдуй ватку (язык в форме чашечки)
Точечная настройка фон. воспр на звук Р: выделение на слух:
— из звуков: В-Д-Р-Т-Г-Д-Ж-Л-Р
— из вариантов произношения РАК, РУКА, ПАР, ДАР, ВОРОНА ( Р- В, Д, Г, Т, одноуд., велярный, увулярный, проторный, кучерской).
6. Повторение артикуляции звука Р.
8.
15.00-15.20
Варнавина Настя
Атоматизация Л’ словах.
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.
3. Заучивание логоритмического упражнения «Лебеди»
4. Игра «Цепочка»( Практические задания для автоматизации звуков Л, Л’, Р’,j» , Крупечук, стр 61
5. Выполнения упр. 5-8 стр 62-63 (Практические задания для автоматизации звуков Л, Л’, Р’,j» , Крупечук,)
9.
15.20-15.40
Гандуров Артем
Автоматизация Л в словосчетаниях
Пальчиковая гимнастика «Пальчики-помощники» («Звуковые превращения», Исханова, стр 141).
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.
Игра «Путаница» («Звуковые превращения», Исханова, стр 142).
Проговаривание двустиший (Практические задания для автоматизации звуков Л, Л’, Р’,j» , Крупечук, стр 18).
10.
15.40-16.00
Наракшина Дарья
Подготовка к постановке Ш.
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций .
Активная Артик. гимнатика: улыбка-хоботок-поцелуйчик, бегемот-лев-киска, толстяк-худышка, попеременное надувание щек, щетка- сметка, змейка, качели, лошадка, грибок, гармошка, лопатка, чашечка, чашечка за зубками, терка
Упражнения на укрепления щек и силы выдоха: буря в стакане.
11
16.00-16.20
Белов Иван
Автоматизация проторного Р, выработка сильной, целенаправленной воздушной струи на кончик языка.
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.
Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.
Закрепление знаний артикуляции звука Р.
Игра «Футбол» с проторным Р
Проговаривание и заучивание чистоговорок с проторным Р, убыстряя темп. (Практические задания для автоматизации звуков Л, Л’, Р’,j» , Крупечук, стр 77)
12
16.20-16.40
Левченко Юлия
Автоматизация проторного Р, выработка сильной, целенаправленной воздушной струи на кончик языка.
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.
Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.
Закрепление знаний артикуляции звука Р.
Игра «Футбол» с проторным Р
6. Проговаривание и заучивание чистоговорок с проторным Р, убыстряя темп. (Практические задания для автоматизации звуков Л, Л’, Р’,j» , Крупечук, стр 77)
13
16.40-17.00
Загоруйко Иван
Подготовка к постановке Р.
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций
Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.
Точечная настройка фон. воспр на звук Р: выделение на слух:
— из звуков: В-Д-Р-Т-Г-Д-Ж-Л-Р
— из вариантов произношения РАК, РУКА, ПАР, ДАР, ВОРОНА ( Р- В, Д, Г, Т, одноуд., велярный, увулярный, проторный, кучерской).
5. Закрепление знаний артикуляции звука Р.
План индивидуально-подгрупповой работы на 25.10.16
п/пвремя
Ф. И ребенка
Цель занятия
Программное содержание
1.
10.20-10.50
1. Лисов Григорий
2. Крапивенцева Алина
Дифференциация Р-Л в предложениях
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: игра «Просьба» (Коррекция фонетических нарушений. Подготовительный этап». Ткаченко).
Картинка-небылица ( «Практические задания для автоматизации звуков Л, Л’, Р’,j» , Крупечук, стр 108)
Игра «Веселая рыбалка» (Мерсибо)
2
10.50-11.20
1. Гонзолюк София
2. Комиссаров Степан
3. Малкова Ксения
Автоматизация Р в словосчетаниях.
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: игра «Просьба» (Коррекция фонетических нарушений. Подготовительный этап». Ткаченко).
Проговаривание словосочетаний , игра «Театр»
Игра «Назови признак» (с последующим привешиванием картинки с помощью прищепки).
Образвание притяжат. прилагат от. : баран, корова, кролик
3
11.20-11.45
1. Фатеева Варя
2. Шкеппу Дарья
3. Меньшов Егор
Работа над силой выдоха, силой голоса, дикциец. Автоматизация Ш в слогах.
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение двусложных словестных инструкций» (Коррекция фонетических нарушений. Подготовительный этап». Ткаченко).
Активная Артик. гимнатика: улыбка-хоботок-поцелуйчик, бегемот-лев-киска, толстяк-худышка, попеременное надувание щек, щетка- сметка, змейка, качели, лошадка, грибок, гармошка, лопатка, чашечка, чашечка за зубками, терка
Развитие силы выдоха. Игра «Футбол»
Развитие слухового внимания и памяти. Упр 1 (Логопедические упражнения» Ткаченко , стр 30).
Развитие мелодико-интонационной стороны речи. Проговаривание Ш с разной интонацией.
Биоэнергопластика под песню «Обжоры» (прямые слоги с Ш+ гласный)
4
11.45-12.10
1. Блинова Вика
2. Мальцева Алиса
Развитие слухового внимания и памяти. Развитие фонематического восприятия. Работа над слоговой структурой.
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» ( «Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение двусложных словестных инструкций» (Коррекция фонетических нарушений. Подготовительный этап». Ткаченко).
Игра «Неречевые звуки» ( Мерсибо)
Развитие речевого внимания. Упражнение 10 (Логопедические упражнения» Ткаченко , стр 13).
5. Развитие слухового внимания и памяти. Упр 1 (Логопедические упражнения» Ткаченко , стр 30).
6. Воспроизведение рядов гласных.
7. Кодировка рядов гласных хлопками .
5
12.10-12.35
1. Самульник Саша
2. Ярославский Дмитрий
Работа над лексико-граматическим категориями. Развитие внимания.
Тема: времена года.
См конспект «Подгрупповое занятие «ремена года»»
6.
17.00-17.30
1. Алексаненко Капитолина
2. Загоруйко Иван
Развитие навыка фонематического анализа
Повторение символов гласных звуков ( по Ткаченко). Выполнение упражнений № 5 («Логопедческие упражнения» Ткаченко, стр 73)., определение первого и последнего ударного гласного: игра «Инопланетяне»
infourok.ru
Что такое ЛОГОПУНКТ?
Мы прошли медико-психолого-педагогическую комиссию и нам НЕ ДАЛИ направление в логопедический детский сад. Что нам делать? Ведь мой ребенок не выговаривает звуки?
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и общим недоразвитием речи (ОНР). И по разным причинам не всем этим детям удается попасть в логопедические детские сады. Поэтому получить помощь логопеда они могут только в детских садах общеразвивающего вида (обычных детских садах).
Если ваш ребенок не попал в специализированный логопедический детский сад, а проблема неправильного произношения отдельных звуков очень вас волнуют, есть основание попасть на логопункт в обычном детском саду.
Ваша задача — найти в вашем районе такой детский сад, в котором есть логопедическая группа или логопункт. И обязательно сообщите заведующей и логопеду о своем желании попасть на логопедические занятия.
Что такое ЛОГОПУНКТ?
Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.
Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы.
А, как известно, в такой программе специально не предусмотрено времени на занятия с учителем-логопедом.
Другими словами, логопедические занятия являются дополнительной услугой.
Поэтому расписание занятий в ДОУ составляется таким образом, чтобы учитель-логопед мог заниматься с детьми только во время их свободной деятельности не в ущерб общеобразовательным занятиям.
Каких детей берут на логопункт?
На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями.
На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.
В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году.
На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы.
Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.
Дети более младшего возраста из средней группы могут получить логопедическую помощь, только если на логопункте работает не один логопед, а два.
С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
- нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФНР
- ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР — нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня.
В каком режиме проходят занятия на логопункте?
Фронтальные (с группой детей) — 1 раз в неделю, индивидуально-подгрупповые занятия — 2 или 3 раза в неделю.
Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.
Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В сновном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут.
Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
В первую половину дня логопед работает 3-4 дня в неделю.
Во вторую половину дня — 1 — 2 раза в неделю. Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.
Сколько детей зачисляется на логопункт?
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20—25 человек.
Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться.
Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди.
Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и крайне подвижная система.
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.
Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.
Грустно только, что сейчас логопункты закрываются один за другим, по причине отсутствия финансирования. А специалисты там, действительно, замечательные.
Но есть еще 2 пути исправления речи:
- посещать частные логопедический занятия.
logoportal.ru
Актуальные проблемы в логопедии «Логопункт в ДОУ»
Подготовила учитель- логопед
МБДОУ детского сада «Теремок»
с. Александров- Гай Саратовской области
Якшаинова О.Д.
Логопедический пункт ДОУ
Актуальные проблемы, состояние логопедической службы в ДОУ.
В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно – предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно – правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ДОУ и сдерживающей оказание своевременной логопедической помощи детям
В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет, 5–6 лет. При этом помощь в рамках дошкольного логопункта получают только дети старшего возраста, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и консультированию родителей. Учитель-логопед в первую очередь оказывает помощь детям старшей группы, дети среднего и младшего возраста остаются без логопедической помощи.
В связи с увеличением количества дошкольников с теми или иными нарушениями речевого развития невозможно оказание им коррекционно-педагогической помощи и только в рамках логопедических групп. Тем более возрастают роль и значение логопедических пунктов дошкольных образовательных учреждений как одного из наиболее реальных и эффективных путей обеспечения высокой речевой и социально-психологической адаптации детей с нарушениями речи к условиям школьного обучения.
Выбор способов и форм оказания логопедической помощи напрямую связан с определением особенностей детей, образовательными запросами родителей (законных представителей), возможностями самой региональной системы образования, что в совокупности выделяет следующие формы: организации логопедического воздействия:
Логопедические пункты в ДОУ;
Внутригрупповая дифференциация индивидуально-педагогической работы с детьми в ходе регламентированной и нерегламентированной деятельности (работа сводится к развитию речи детей, формированию у них связного, выразительного и логического высказывания).
Дошкольный логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. К сожалению, по данной модели организации логопедической помощи до сих пор нет ни одного нормативного документа федерального уровня. Публикации в ряде изданий, особенно в научно-методическом журнале «Логопед», помогают эффективнее решать вопросы профилактики и коррекции недостатков речи. Тем не менее, у логопедов порой возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как к организации, так и к отбору содержания коррекционно-речевой работы.
При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных логопедическим пунктам по отдельным городам и областям РФ обнаруживается много расхождений и несоответствий, касающихся специфики логопедической работы с детьми дошкольного возраста. Эти расхождения и несоответствия касаются:
— перечня видов и форм речевых недостатков, с которыми зачисляются дети;
механизма зачисления;
— количества одновременно занимающихся в логопункте детей;
— рекомендованной частоты индивидуальных и групповых занятий детей с различной структурой речевого дефекта;
— перечня документации учителя-логопеда.
Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу в них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и к деятельности логопедического пункта ДОУ, так как детские сады являются тоже общеобразовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему.
Жестко регламентировать работу логопеда в данных условиях нецелесообразно, так как жесткая регламентация приведет к формальности в работе, не позволит в полной мере учитывать структуру речевого дефекта и психофизические особенности каждого ребенка; ограничит инициативу и творческий подход к решению коррекционных, организационно-методических задач логопеда.
Какова же специфика работы на дошкольном логопункте и чем отличается работа логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи? Можно назвать несколько основных отличий.
1) Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.
В отличие от специализированного ДОУ (групп), задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. В расписании детей нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы. Педагоги работают по своим планам, испытывают трудности при контроле за правильным произношением звуков, не имеют стимула в выполнении этой работы.
2) В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 25 человек.
3) В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР).
4) Для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой.О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В и С.В. и др.
5) Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия: кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.
6) Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно. Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу.
Поэтому очень часто приходится прибегать к формам, которые редко освещаются в специальной литературе, а именно, групповой постановке звуков.
Еще одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребенок занимается с логопедом, другие играют в специально подобранные игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия, чувства ритма и т.п. Такая форма занятий была продиктована прежде всего необходимостью экономии времени, однако затем выявились и другие её положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация собственной чистой речи.
Методы и приемы, используемые во время коррекционного процесса традиционные, научно-обоснованные. Однако, несмотря на то, что основная цель работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта – исправление нарушений звукопроизношения, параллельно решаются задачи, связанные с формированием лексико-грамматического строя языка ребенка. Пополнение словаря происходит не только благодаря введению в него новых слов, выступающих в качестве речевого материала, уточнению их значения, но и за счет постепенно формирующихся в ходе занятий словообразовательных умений и навыков. Образно говоря, ребенок дополнительно к исправлению нарушений звукопроизношения получает инструмент для дальнейшего наращивания словарного запаса, что, в свою очередь, увеличивает возможности тренировочных упражнений.
Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.
Объем консультативно-методической работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта
От «все 4 часа своего рабочего времени логопед работает непосредственно с детьми» до «недельная нагрузка логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 15-16 часов отводится на непосредственную работу с детьми, 4-5 часов – на организационно-методическую и консультативную работу с педагогами ДОУ и родителями». Поскольку частота и объём консультативной работы выявляются в процессе коррекционно-речевой работы, то в рабочем времени логопеда для этого, конечно, должно быть время, свободное от занятий с детьми.
Перечень необходимой документации учителя-логопеда, работающего на дошкольном логопункте:
1. Журнал первичного обследования речи и консультаций детей.
2. Список детей, зачисленных на индивидуальные логопедические занятия.
3. Журнал учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия.
4. Список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения.
5. Журнал отчисления детей с индивидуальных логопедических занятий.
6. Журнал динамического наблюдения.
7. Перспективные и календарные планы индивидуальных и подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми.
8. Годовой план консультативно-методической работы с педколлективом ДОУ и родителями.
9. Отчет о проделанной работе за прошедший учебный год.
10. Речевая карта на каждого зачисленного ребенка.
infourok.ru