План по самообразованию экспериментирование в средней группе – . , — .
Материал (средняя группа) на тему: Самообразование по теме: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 43
муниципального образования Кореновский район
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ».
ВОСПИТАТЕЛЯ ЦУКАНОВОЙ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВНЫ
Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы».
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности в вопросах развития устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно-методической литературу по данному вопросу.
- Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе исследовательской деятельности.
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Привлечь родителей к процессу исследования в повседневной жизни.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для опытно-экспериментальной деятельности.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- Подготовить отчёт по самообразованию на педагогическом часе в мае 2018 года.
План по самообразованию:
Сентябрь.
- Изучить методическую литературу по теме самообразования.
- Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 128 с.
- Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001
- Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес: — М; Мозаика-Синтез, 2009. — 79с.
- Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа/авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
- Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
- О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» — издательство ТЦ Сфера, 2010г.
- Г. П. Тугушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.
Октябрь.
1. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини-лабораторий с объектами неживой природы.
2. Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково- исследовательской деятельности».
3. Посещение РМО по разделу «Познавательное развитие. Экология» – МДОБУ № 24.
Ноябрь.
1. Создание «копилки опытов и экспериментов».
2. Оформить фотовыставку для родителей: «Юные исследователи».
Декабрь.
1. Папка-передвижка для родителей и детей.
(поиск интересной информации о явлениях природы).
2. Занятие на РМО по изобразительной деятельности с экспериментированием.
3. Создать мини-лабораторию «Почемучки».
Январь.
1. Принять участие в конкурсе Центров природы и экспериментирования в ДОУ.
2. Рекомендации для родителе в уголок «Опыты со снегом»
Февраль.
1.Посещение РМО по разделу «Познавательное развитие. Экология» – МДОБУ № 44.
2. Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».
Март.
1.Внедрение в образовательный процесс системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности.
Апрель.
1.Разработать перспективный план работы с детьми по экспериментированию в средней группе.
2.Приобрести пособия по проведению опытов с водой и воздухом.
Май.
1.Выступление на педагогическом часе по итогам работы.
2.Освещение данной темы на своем мини-сайте Маам.ру; Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/tsukanova-elena-dmitrievna
nsportal.ru
Рабочая программа (средняя группа) на тему: План по самообразованию на тему: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»
Утверждаю:
заведующий МБДОУ
детского сада №8 «Зоряночка»
С. Ю. Месикова
2017 год
План по самообразованию на тему:
«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Николаева Наталия Ивановна
г. Ессентуки
2017 – 2018 год.
ЦЕЛЬ:
1. Повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу «Детское экспериментирование».
2. Повышение профессионального мастерства.
3. Повышение собственного общекультурного уровня развития.
4. Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.
Актуальность:
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов; создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Месяц | Содержание работы | Область применения |
Сентябрь | 1.Создание плана работы. 2. Подбор материала по теме: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»; 3. Постановка целей и задач по данной теме. | 1.Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность» 2.Анкетирование родителей на тему: «Детское экспериментирование в семье». 2.Дополнение развивающей среды: оснащение мини – лаборатории необходимыми материалами для проведения опытов. |
Октябрь | 1. Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду». 2. Составление примерного алгоритма проведения занятий-экспериментирования. 3. Изучение статьи Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». . | 1. Консультация для родителей на тему: «Экспериментируйте с детьми дома» 2. «Рекомендация для родителей на тему: «Экспериментировать – это здорово!» 3. Практические опыты с детьми с бумагой. 4. Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений» |
Ноябрь | 1. Проработать пособие Н. Е. Вераксы и О. Р. Галимова «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» 2. Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории. | 1.Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе. 2.Консультация для родителей на тему: «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей» 3.Практическая деятельность с детьми: выращивание лука на перо. 4. Тематическое занятие с детьми на тему: «Волшебное стёклышко» |
Декабрь | 1.Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой) 2.Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе. | 1.Консультация для родителей на тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода) 2.Памятка для родителей на тему: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» 3.Пополнение «Адвент – календаря» по теме: «Твори добро» с «Домашними заданиями» для родителей. |
Январь | 1. Работа с Интернетом (nsportal.ru): изучение интернет – ресурсов. 2. Изучение статьи В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»
| 1. Подборка материала для консультаций родителям по теме. 2.Формирование картотеки опытов и экспериментов. 3. Проведение с детьми серии практических опытов с магнитами. 4. Проведение с детьми НОД на тему: «Почему растаяла снежинка» |
Февраль | 1. Посещение детского сада № 15 2. Изучение пособия Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007. | 1.Знакомство с опытом коллег по теме самообразования; обмен опытом. 2. Проведение с детьми практических опытов со снегом и льдом. 3. «Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент» |
Март | 1. Изучение пособия Е. В. Лосевой: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников». 2. Работа с Интернетом (изучение интернет – ресурса по теме плана) | 1.Создание фотоколлажа: «Мы экспериментируем». 2.Памятка для родителей на тему: «Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию) 3.Практическое экспериментирование с детьми (очищение воды) |
Апрель | Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. | 1. Проведение с детьми опытов и экспериментов. 2.Консультация для родителей на тему: «Опыты и эксперименты для проведения в домашних условиях» |
Май | Самоанализ плана самообразования | Отчёт педагога по теме самообразования через показ открытого занятия для родителей и коллег. |
Примечания:
Посещение городских методических объединений в течение года.
Регулярно пополнять и видоизменять развивающую среду в группе.
Список литературы, рекомендуемой для изучения данной темы.
1. Систематическое изучение статей на данную тему в журналах «Воспитатель», «Обруч», «Дошкольное воспитание».
2. Э. Г. Пилюгина
«Сенсорные способности малыша» – «Мозаика – Синтез», 2003 год.
3. М. Султанова: «Простые опыты с водой (с воздухом, с бумагой)».
4. Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
5. Е. А. Алябьева «Природа» (сказки и игры для детей)
6. С. Н. Николаева «Юный эколог» (для работы с детьми 3 – 5 лет)
7. Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
8. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст»— М.: Педагогическое общество России, 2003.
9. « Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
10. «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.
11. Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет» (из опыта работы). — Волгоград: Учитель, 2009.
12. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» («Метод. рекомендации» издательство Арки 2005 год.
13. В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»
nsportal.ru
План самообразования на тему «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста»
Варава Наталия Ахроровна
(Ф. И. О. педагога)
Воспитатель
(должность)
Средне – специальное (Троицкое пед.училище)
(образование)
30 лет
(стаж педагогической работы)
2
(квалификационная категория)
2003, 2006, 2010, 2014 гг.
(курсы повышения квалификации)
01.09.2012
(дата начала работы над темой)
2014 -2015 гг.
(предполагаемая дата окончания работы)
Пояснительная записка
На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.
Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.
Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.
Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников. Это и является основной идеей нашей программы — «Юный исследователь»
Она рассчитана на детей дошкольного возраста от 3-х до 7-ми лет.
Актуальность темы
На четвертом — шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Это объясняется тем, что дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста « Школа волшебства»
Тема: Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста « Почемучки»
Цель:
Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.
Основные задачи:
Ознакомление детей с явлениями природы;
Формирование начальных естественнонаучных представлений;
Эти задачи реализуются через:
Занятия по естествознанию;
Опытническую и исследовательскую деятельность детей;
Наблюдения;
Беседы;
Задачи экспериментально — исследовательской деятельности для детей средней группы:
Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.
Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.
Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать экологически — грамотные выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.
Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей. Прививать навыки культурного и экологически — грамотного поведения детей в природе.
Задачи экспериментально — исследовательской деятельности для детей старшей группы:
Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы. Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.
Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.
Задачи экспериментально — исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:
Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе. Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
Результативность
В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:
— Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
— Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие — развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
— Обогатить предметно – развивающую среду.
— Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному вопросу.
-Создан учебно–методический комплекс по детскому экспериментированию «Юный исследователь».
По данной теме с 2012 года мной пройдены следующие этапы самообразования:
Срок
Тема
Содержание работы
Практический выход
Сентябрь
2012 г.
Подбор и изучение литературы по теме;
Родительское собрание на тему «Как прекрасен этот мир посмотри»
Октябрь
2012 г.
Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.
Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей;
Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка».
Ноябрь-декабрь
2012 г.
Создание предметно-развивающей среды
Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;
Консультация для родителей на тему:
«Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности.»
Январь
2013 г.
7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования
Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.
Анкетирование родителей.
Февраль
2013 г.
«Приборы-помощники»
Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…)
Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» ( знакомство с лупой)
Март
2013 г.
Инновационные технологии — ТРИЗ
Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов
Тематическое занятие «Вода в жизни человека»
Апрель
2013 г.
«Шаг за шагом»
Создание копилки опытов и экспериментов
Составление картотек опытов, экспериментов
Май
2013 г.
«Что? Зачем? Почему?»
Изучение метода итогового проблемного обучения .
Использование проблемного обучения в детском саду.
Сентябрь 2013 г.
«Хочу все знать»
Поиск интересной информации
Проведение опытов на занятиях и в свободное время (смотреть картотеку опытов)
Октябрь-ноябрь 2013 г.
«Круглый стол»
Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе.
Семинар на тему: «Где спрятался воздух»
Декабрь 2013 г.
«Шаг за шагом»
Пополнение «копилки опытов и экспериментов»
Проведение опытов на занятиях и в свободное время(«Приключение песчинки», «Куда исчез сахар», «Что такое почва и для чего она нужна», «Удивительная глина»)(смотреть картотеку опытов)
Январь
2014 г.
«Хочу все знать»
Поиск интересной информации о явлениях природы.
Проведение опытов на занятиях и в свободное время («Знакомство с воздушным океаном», «Знакомство со свойствами воздуха»)
Февраль
2014 г.
«Хочу все знать»
Поиск интересной информации о явлениях природы
Проведение опытов на занятиях и в свободное время («Путешествие на воздушном шарике», «Можно ли воздух поймать?»)
Работа с методическими программами и рекомендациями
Март
2014 г.
Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве
Подбор DVD дисков по изучаемым темам
Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их
Апрель 2014 г.
«Хочу все знать»
Поиск интересной информации о явлениях природы.
Консультация для воспитателей и родителей по обмену опытом. Проведение опытов на занятиях и в свободное время(«Как веточка тополя весну встречала», «Дружит ли семечко фасоли с водой?»).
Май 2014 г.
Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности
Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач
Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ
Сентябрь
2014 г.
Деловая игра «Аукцион идей»
Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности
Конспект по теме: «Соблюдение правил безопасности при проведении опытов»
Октябрь-декабрь
2014 г.
Педсовет «Развитие поисково-познавательной деятельности ребенка»
Подборка материалов
Подготовка доклада на педагогическом совете на тему «Выявление познавательных интересов у детей в разных возрастных группах»;
Январь -февраль
2015 г.
«Проект как метод обучения»
Изучение структуры создания комплекса
Создание учебно–методического комплекса по детскому экспериментированию «Юный исследователь».
Март-май
2015 г.
Самоанализ по изучаемым темам
Оценка знаний по изучаемым темам
Конспект на тему: «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;
Использованная литература
ИвановаА.И.. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера,2009. — 56 с., 2009
Аралбаева Р.К., Когутенко Н.К Развитие словаря ребенка трех и четырех лет на системном содержании знаний // Тез. респ. науч.-метод, конф. «Психолого-педагогические проблемы формирования личности в дошкольном возрасте». Алма-Ата, 1990.
Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982—1984.
Запорожец А.В. Значение периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Сост. В.В. Мироненко. 2-е изд. М., 1987.
Иванова А.И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». Новокузнецк, 1999.
Иванова А.И. Структура знания и ее преобразование в онтогенезе. Новокузнецк, 1999.
Иванова А. И. Основные принципы организации экологического образования дошкольников // Антропоэкологические подходы в современном образовании. В 2 ч. Ч. 1. Новокузнецк, 1999.
Коменский Я.А. Материнская школа // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках // Там же.
Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
Манасеина М.М. О воспитании ума (до 8 лет) // Антология педагогической мысли России второй половин XIX — начала XX вв. / Сост.
П.А. Лебедев. М., 1990.
Песталоцци И.Г. Дневник Песталоцци о воспитании сына / / История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Там же.
Песталоцци И.Г. Метод. Памятная записка Песталоцци. Там же.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л., 1932.
Поддъяков И. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. № 1. С. 6.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. М., 1985.
Роттенберг В. Мозг и мышление: «Я» в поисках «Я» // Знание — сила. 1984. № 12. С. 38—39.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
Руссо Ж. -Ж. Юлия, или Новая Элоиза // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Там же.
Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под.ред. Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддъякова. М., 1984.
Эфруси П.О. Мир восприятий и мышление ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980.
infourok.ru
План работы по самообразованию на 2015
План работы по самообразованию на 2015 — 2016 уч. год
Воспитатель ИМАМИЕВА А.М. группы № 3 МБДОУ№ 8 «Зоренька
Тема: Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность детей.
Цель: Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
1. Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности.
2. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии экспериментальной деятельности.
3. Исследовать актуальность проблемы в рамках нашего ДОУ.
4. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода экспериментирования, как одного из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
5. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
6. Исследовать результативность применения метода в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.
7. Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
8. Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.
Литература:
1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.
2.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. :ТЦ Сфера, 2007.
3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.
4.Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.
5. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность.//Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.
7. КривоваЛ.И., Климова М.Р. Система методической работы по разделу «Детское экспериментирование».
8. ПрохороваЛ.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М.-Аркти, 2008.
9. Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. — 2007. — № 2.
10. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012.
11. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006.
12. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004.
13. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс, 2013.
14. Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2004. — № 1.
15. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.
16.Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ — метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.
17. Материалы Интернет-сайтов. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Раздел плана | Форма работы | Срок выполнения | Участники (дети, родители, педагоги) | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
Организационно — теоретический | 1. Изучение нормативных документов и методической литературы по теме. 2. Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы методкабинета ДОУ по данной проблеме. 3.Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 4. Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи». 5. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Сентябрь – октябрь | родители- дети- педагоги- | — Консультация для родителей «Основные цели и задачи метода экспериментирования, как одного из методов познавательного развития детей дошкольного возраста» — Изготовление папки-передвижки «Наблюдаем вместе с детьми» — Оформление информационных материалов по теме. — Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». — Создание условий экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ. — Разработка конспектов с элементами экспериментирования. — Консультация на тему: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка» — Анализ изученной литературы. — Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет. |
Накопительно — практический | 1. Изучение методики технологии экспериментирования педагогов в Интернете. 2. Проведение цикла экспериментов с детьми группы: — Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке — Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. — Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. — Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. — Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. 3. Консультации для педагогов ДОУ. 4. Участие в конкурсах и выставках различного уровня. 5. Привлечение родителей к организации экспериментов в группе. 6. Освещение данной темы на Интернет сайтах разного уровня. | Октябрь – апрель | педагоги- родители- дети- | — Консультация для педагогов ДОУ «Многообразность вариативности использования интегрированного метода экспериментирования». — Показ открытого занятия с элементами экспериментирования. — Консультация на тему «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности» — Мастер – класс на тему «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» — Просмотр занятия с элементами экспериментирования.(видео) Обсуждение. — Показ открытого занятия с элементами экспериментирования. — Рекомендации в уголок «Опыты со снегом» — Опыты: с водой, с воздухом, с магнитом, «С водой и без воды», «На свету и в темноте». — Конкурс на самое интересное исследование в природе. — Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек» — Экологический проект «Моё дерево» — Проект «Хочу всё знать!» |
Заключительный | 1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. 2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе). 3. Планирование деятельности и перспектив развития. 4. Диагностика 5. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. 6. Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | Май | родители, дети- педагоги- | — Презентация «Детский коллектив – вместе весело шагать». — Фотовыставка «Юные исследователи». — Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования. — Доклад на педагогическом совете детского сада. -Проведение открытой ООД (коллективный просмотр) — Отчёт о проделанной работе за учебный год. — Выступление на семинаре-практикуме. |
Выводы: | 1.Продолжить работу с детьми по теме. 2.Корректировка планов. 3.Работа с литературой |
| Участие в конкурсах и выставках различного уровня. |
multiurok.ru
План самообразования «Познавательно — исследовательская деятельность в средней группе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Солнышко»
пгт Уренгой Пуровского района ЯНАО
Воспитатель: О. Н. Матвеева
Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»
Средняя группа
2016 – 2017 учебный год
План по самообразованию
ТЕМА: «Познавательно – исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»
Матвеева Ольга Николаевна
Сроки реализации: сентябрь 2016 — май 2019 г.
Цель: совершенствовать свою профессиональную компетентность, мастерство, повысить свой теоретический уровень по изучаемой теме.
Задачи:
1. Изучить методики, технологии познавательно – исследовательской деятельности.
2. Учить детей сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы в ходе экспериментирования.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность.
Ожидаемые результаты:
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства: умение анализировать научно-методическую литературу, умение применять полученные знания на практике; активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети научатся: самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; предлагать возможные варианты решения; исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности
Литература:
ФГОС
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
Материалы Интернет-сайтов.
Набор «Умница»
План по теме самообразования
РазделМесяц
Содержание
работы
Практический
выход
Изучение методической литературы по исследуемой теме.
Сентябрь — октябрь
Повышение собственного уровня знаний по исследуемой теме
Анализ изученной литературы
Работа с детьми
Сентябрь — октябрь
Исследование свойств песка во время игровой деятельности на прогулке.
Опыты с песком.
Ноябрь — декабрь
Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.
Опыты с водой
Январь — февраль
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.
Опыты с воздухом
Март
Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.
Опыты с магнитом
Апрель — май
Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.
Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».
Работа с семьей
Сентябрь
Привлечь родителей к сбору природного материала.
Изготовление поделок из природного материала.
Ноябрь
Консультация для родителей
Папка — передвижка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Декабрь
Познавательно — экспериментальная деятельность на прогулке
Семейный клуб «Веселая прогулка»
Февраль
Опыты и эксперименты дома
Семинар – практикум для родителей «Опыты на кухне»
Май
Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.
Фотовыставка «Юные исследователи»
Самореализация
Сентябрь — апрель
Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.
Картотека опытов и экспериментов для детей 4 – 5 лет
Декабрь
Открытый показ совместной деятельности с использованием набора «Умница»
Открытый показ совместной исследовательской деятельности «Свойства воздуха»
Май
Отчет о проделанной работе
Презентация «Опыты и эксперименты в средней группе»
infourok.ru
План работы по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»
«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»
2016-2017
ЦЕЛЬ:
- Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «детское экспериментирование».
- Установление связей и зависимостей между объектами и явлениями.
- Формирование способов познания у детей раннего возраста (сенсорный анализ).
ЗАДАЧИ:
- Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
- Развитие сенсорной культуры.
- Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
- Умение использовать разные способы и приемы познания.
- Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.
- Готовность к логическому познанию.
Актуальность:
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
План работы 2016-2017
МЕСЯЦ |
РАБОТА ПЕДАГОГА |
РАБОТА С ДЕТЬМИ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
Сентябрь |
1. Подбор материала по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»; 2. Постановка целей и задач по данной теме. |
|
Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста». |
Октябрь |
1. Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду». 2. Составление примерного алгоритма проведения занятия-экспериментирования. |
|
Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома». |
Ноябрь |
1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование в неживой природе». 2. Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории. |
Эксперименты с водой, песком, воздухом: 1. Узнаем, какая вода. 2. Что в пакете? 3. Мы – волшебники. 4. Поплывет или утонет? |
1. Консультация: « Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста». 2. Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе. |
Декабрь |
1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через сенсорику». 2. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.
|
Эксперименты с водой, снегом: 1. Снеговичок. 2. Налил – вылил. 3. Кораблики. 4. Цветные льдинки. |
Консультация: «Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)». |
Январь |
Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика». |
Эксперименты с цветом, формой: Волшебная кисточка. Высокий – низкий. Широкий – узкий. |
Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома». |
Февраль |
Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика». |
Проведение экспериментов и опытов звуком и теплом: Угадай, чей голосок? Горячо – холодно. |
Создание фотоальбома: «Мы экспериментируем». |
Март |
Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. |
Проведение экспериментов и опытов: «Живительное свойство воды». |
Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование» |
Апрель |
Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. |
Проведение опытов и экспериментов с древесиной, бумагой, тканью. |
|
Май |
Самоанализ плана самообразования |
Совместное экспериментирование детей и педагога с водой, песком, звуком, бумагой и тканью. |
Презентация проекта: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста» |
a2b2.ru
Материал (средняя группа) на тему: Отчет по самообразованию по теме: «Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира».
Отчет по самообразованию
по теме: «Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира».
Воспитатель: Кокорева М. К.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: О.В .Дыбина « Ознакомление с предметным и социальным окружением», О.А. Соломенникова « Ознакомление с природой» в средней группе.
Затем я определила цели и задачи своей работы.
Цели:
— Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
— Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента.
— Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.
Задачи:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
- Развивать представление об основных физических явлениях.
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.
- Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных; для возможности радоваться сделанному открытию.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей с своей группе создала мини-лабораторию « Мы- исследователи», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда ( стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый материал ( камешки, песок, ракушки, семена), инструменты для опытов ( лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), огород.
С детьми проводились беседы на тему: « Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Познакомила детей с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила НОД и опыты-эксперименты по темам:
« Можно ли пить талую воду» — показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
« Хитрые семена» — познакомила со способами проращивания семян.
« Ходит капелька по кругу» — дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
« В мире стекла» — помогала детям выявить свойства стекла( прочное, прозрачное, цветное, гладкое).
« Дерево умеет плавать» — расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
« Сравнение стекла и пластмассы» — знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.
« Волшебная вода» — расширяла знания детей о свойствах воды ( жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед- это вода, пар- это вода).
« Воздух невидимка» — дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами( невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.
В соей работе создавала образовательные ситуации: « Спор игрушек» — учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.
« На чем полетят человечки» и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.
Ток на протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:
« Подбери материал для названного предмета»
« Оглянись вокруг».
« Расскажи о предмете».
« Отгадай материал.»
« Где спрятался воздух».
« Что из чего будет».
В результате НОД и опытов-экспериментов дети владеют элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ. Познакомились с явлениями природы ( явления погоды, снегопад, круговорот воды в природе. Уточняли знания детей о воде, о ее состояниях; познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения. Дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д. Познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Дети с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной делали выводы.
Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». О.В.Дыбина, Е.А.Сидякина, А.Ю.Кузина, С.Е.Анфисова, Л.В.Бадул « Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации ( по ФГОС).
В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:
— интеллектуально-педагогическая компетентность
— информационная компетентность
— регулятивная компетентность.
nsportal.ru