cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

План по самообразованию экспериментирование в средней группе – . , — .

Содержание

Материал (средняя группа) на тему: Самообразование по теме: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 43

муниципального образования Кореновский район

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ».

ВОСПИТАТЕЛЯ ЦУКАНОВОЙ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВНЫ

Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы».

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности в вопросах развития устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно-методической литературу по данному вопросу.
  2. Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе   исследовательской деятельности.
  3. Создание условий для исследовательской активности детей;
  4. Привлечь родителей к процессу исследования в повседневной жизни.
  5. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для    опытно-экспериментальной деятельности.
  6. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
  7. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  8. Подготовить отчёт по самообразованию на педагогическом часе в мае 2018 года.

План по самообразованию:

Сентябрь.

  1. Изучить методическую литературу по теме самообразования.
  • Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 128 с.
  • Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001
  • Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес: — М; Мозаика-Синтез, 2009. — 79с.
  • Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа/авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
  • Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
  • О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» — издательство ТЦ Сфера, 2010г.
  • Г. П. Тугушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд.  «Детство-пресс», 2007г.

Октябрь.

1. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини-лабораторий с объектами неживой природы.

2.  Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково- исследовательской деятельности».

3. Посещение РМО по разделу «Познавательное развитие. Экология» – МДОБУ № 24.

Ноябрь.

1.  Создание «копилки опытов и экспериментов».

2.  Оформить фотовыставку для родителей: «Юные исследователи».

Декабрь.

1. Папка-передвижка для родителей и детей.

(поиск интересной информации о явлениях природы).

2. Занятие на РМО по изобразительной деятельности с экспериментированием.

3. Создать мини-лабораторию «Почемучки».

     Январь.

1. Принять участие в конкурсе Центров природы и экспериментирования в ДОУ.

2. Рекомендации для родителе в уголок «Опыты со снегом»

Февраль.

1.Посещение РМО по разделу «Познавательное развитие. Экология»  – МДОБУ № 44.

2. Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Март.

1.Внедрение в образовательный процесс системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности.

Апрель.

1.Разработать перспективный план работы с детьми по экспериментированию в средней группе.

2.Приобрести пособия по проведению опытов с водой и воздухом.

Май.

 1.Выступление на педагогическом часе по итогам работы.

2.Освещение данной темы на своем мини-сайте Маам.ру; Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/tsukanova-elena-dmitrievna

nsportal.ru

Рабочая программа (средняя группа) на тему: План по самообразованию на тему: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

Утверждаю:

заведующий МБДОУ

детского сада №8 «Зоряночка»

С. Ю. Месикова

  2017 год

План по самообразованию на тему:

«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»

Воспитатель

высшей квалификационной  категории

Николаева Наталия Ивановна

г. Ессентуки

2017 – 2018 год.

ЦЕЛЬ:

1. Повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу «Детское экспериментирование».

2. Повышение профессионального мастерства.

3. Повышение собственного общекультурного уровня развития.

4. Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

Актуальность:

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов; создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Месяц

Содержание работы

Область применения

Сентябрь

1.Создание плана работы.

2.  Подбор материала  по теме:

 «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»;

3.  Постановка целей и задач по данной теме.

1.Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность»

2.Анкетирование родителей на тему:

«Детское экспериментирование в семье».

2.Дополнение  развивающей среды: оснащение мини – лаборатории необходимыми материалами для проведения опытов.

Октябрь

1.  Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду».

2.  Составление примерного алгоритма проведения занятий-экспериментирования.

3. Изучение статьи  Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет».

.

1. Консультация для родителей на тему:

«Экспериментируйте с детьми  дома»

2. «Рекомендация для родителей на тему:

«Экспериментировать – это здорово!»

3. Практические опыты с детьми с бумагой.

4. Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений»

Ноябрь

1.  Проработать  пособие Н. Е. Вераксы и О. Р. Галимова «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

2.  Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории.

1.Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.

2.Консультация для родителей на тему:

«Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей» 3.Практическая деятельность с детьми: выращивание лука на перо.

4. Тематическое занятие с детьми на тему: «Волшебное стёклышко»

Декабрь

1.Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой)

2.Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.

1.Консультация для родителей на                            

тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода)

2.Памятка для родителей на тему:

«Варианты совместной исследовательской  деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

3.Пополнение  «Адвент – календаря» по теме:

 «Твори добро» с «Домашними заданиями»  для родителей.

Январь

1. Работа с Интернетом

(nsportal.ru): изучение интернет – ресурсов.

2. Изучение  статьи В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»

 

1. Подборка материала для консультаций родителям по теме.

2.Формирование картотеки опытов и экспериментов.

3. Проведение с детьми серии практических опытов с магнитами.

4. Проведение с детьми НОД на тему: «Почему растаяла снежинка»

Февраль

1. Посещение детского сада № 15

2. Изучение пособия Тугушевой  Г. П., Чистяковой  А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».  Методическое пособие. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007.

1.Знакомство с опытом коллег по теме самообразования; обмен опытом.

2. Проведение с детьми практических опытов со снегом и льдом.

3. «Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент»

Март

1. Изучение пособия Е. В. Лосевой:

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников».

2. Работа с Интернетом (изучение интернет – ресурса по теме плана)

1.Создание фотоколлажа:

«Мы экспериментируем».

2.Памятка для родителей на тему:

«Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию)

3.Практическое экспериментирование с детьми (очищение воды)

Апрель

Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

1. Проведение с детьми опытов и экспериментов.

2.Консультация для родителей на тему: «Опыты и эксперименты для проведения в домашних условиях»

Май

Самоанализ плана самообразования

Отчёт педагога по теме самообразования через показ открытого занятия для родителей и коллег.

Примечания:

Посещение городских методических объединений в течение года.

Регулярно пополнять и видоизменять развивающую среду в группе.


Список литературы,   рекомендуемой для изучения данной темы.

1. Систематическое изучение статей на данную тему в журналах «Воспитатель», «Обруч», «Дошкольное воспитание».

2. Э. Г. Пилюгина

«Сенсорные способности малыша» – «Мозаика – Синтез»,  2003 год.

3. М. Султанова: «Простые опыты с водой (с воздухом, с бумагой)».

4. Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

5. Е. А. Алябьева «Природа» (сказки и игры для детей)

6. С. Н. Николаева «Юный эколог» (для работы с детьми 3 – 5 лет)

7. Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

8. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст»— М.: Педагогическое общество России, 2003.

9. « Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.

10. «Ребенок в мире поиска»  Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

11. Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет» (из опыта работы). — Волгоград: Учитель, 2009.

12. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности  дошкольников» («Метод.  рекомендации» издательство Арки 2005 год.

13. В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»

nsportal.ru

План самообразования на тему «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста»

Варава Наталия Ахроровна

(Ф. И. О. педагога)

Воспитатель

(должность)

Средне – специальное (Троицкое пед.училище)

(образование)

30 лет

(стаж педагогической работы)

2

(квалификационная категория)

2003, 2006, 2010, 2014 гг.

(курсы повышения квалификации)

01.09.2012

(дата начала работы над темой)

2014 -2015 гг.

(предполагаемая дата окончания работы)

Пояснительная записка

На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.

Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.

Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.

Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников. Это и является основной идеей нашей программы — «Юный исследователь»

Она рассчитана на детей дошкольного возраста от 3-х до 7-ми лет.

Актуальность темы

На четвертом — шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Это объясняется тем, что дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста « Школа волшебства»

Тема: Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста « Почемучки»

Цель:

Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.

Основные задачи:

Ознакомление детей с явлениями природы;

Формирование начальных естественнонаучных представлений;

Эти задачи реализуются через:

Занятия по естествознанию;

Опытническую и исследовательскую деятельность детей;

Наблюдения;

Беседы;

Задачи экспериментально — исследовательской деятельности для детей средней группы:

Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.

Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.

Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать экологически — грамотные выводы.        Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.

Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей. Прививать навыки культурного и экологически — грамотного поведения детей в природе.

Задачи экспериментально — исследовательской деятельности для детей старшей группы:

Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.

Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.    Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.

Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.

Задачи экспериментально — исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:

Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.

Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе.         Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.

Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.

Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Результативность

В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:

— Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

— Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие — развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

— Обогатить предметно – развивающую среду.

— Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному вопросу.

-Создан учебно–методический комплекс по детскому экспериментированию «Юный исследователь».

По данной теме с 2012 года мной пройдены следующие этапы самообразования:

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

2012 г.

Подбор и изучение литературы по теме;

Родительское собрание на тему «Как прекрасен этот мир посмотри»

Октябрь

2012 г.

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

2012 г.

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности.»

Январь

2013 г.

7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.  

Анкетирование родителей.

Февраль

2013 г.

«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, микроскоп…)

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» ( знакомство с лупой)

Март

2013 г.

Инновационные технологии — ТРИЗ

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «Вода в жизни человека»

Апрель

2013 г.

«Шаг за шагом»

Создание копилки опытов и экспериментов

Составление картотек опытов, экспериментов

Май

2013 г.

«Что? Зачем? Почему?»

Изучение метода итогового проблемного обучения .

Использование проблемного обучения в детском саду.

Сентябрь 2013 г.

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации

Проведение опытов на занятиях и в свободное время (смотреть картотеку опытов)

Октябрь-ноябрь 2013 г.

«Круглый стол»

Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе.

Семинар на тему: «Где спрятался воздух»

Декабрь 2013 г.

«Шаг за шагом»

Пополнение «копилки опытов и экспериментов»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время(«Приключение песчинки», «Куда исчез сахар», «Что такое почва и для чего она нужна», «Удивительная глина»)(смотреть картотеку опытов)

Январь

2014 г.

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы.

Проведение опытов на занятиях и в свободное время («Знакомство с воздушным океаном», «Знакомство со свойствами воздуха»)

Февраль

2014 г.

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы

Проведение опытов на занятиях и в свободное время («Путешествие на воздушном шарике», «Можно ли воздух поймать?»)

Работа с методическими программами и рекомендациями

Март

2014 г.

Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Апрель 2014 г.

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы.

Консультация для воспитателей и родителей по обмену опытом. Проведение опытов на занятиях и в свободное время(«Как веточка тополя весну встречала», «Дружит ли семечко фасоли с водой?»).

Май 2014 г.

Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности

Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач

Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ

Сентябрь

2014 г.

Деловая игра «Аукцион идей»

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности

Конспект по теме: «Соблюдение правил безопасности при проведении опытов»

Октябрь-декабрь

2014 г.

Педсовет «Развитие поисково-познавательной деятельности ребенка»

Подборка материалов

Подготовка доклада на педагогическом совете на тему «Выявление познавательных интересов у детей в разных возрастных группах»;

Январь -февраль

2015 г.

«Проект как метод обучения»

Изучение структуры создания комплекса

Создание учебно–методического комплекса по детскому экспериментированию «Юный исследователь».

Март-май

2015 г.

Самоанализ по изучаемым темам

Оценка знаний по изучаемым темам

Конспект на тему: «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

Использованная литература

  1. ИвановаА.И.. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера,2009. — 56 с., 2009

  2. Аралбаева Р.К., Когутенко Н.К Развитие словаря ребенка трех и четырех лет на системном содержании знаний // Тез. респ. науч.-метод, конф. «Психолого-педагогические проблемы формирования личности в дошкольном возрасте». Алма-Ата, 1990.

  3. Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982—1984.

  4. Запорожец А.В. Значение периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Сост. В.В. Мироненко. 2-е изд. М., 1987.

  5. Иванова А.И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». Новокузнецк, 1999.

  6. Иванова А.И. Структура знания и ее преобразование в онтогенезе. Новокузнецк, 1999.

  7. Иванова А. И. Основные принципы организации экологического образования дошкольников // Антропоэкологические подходы в современном образовании. В 2 ч. Ч. 1. Новокузнецк, 1999.

  8. Коменский Я.А. Материнская школа // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.

  9. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках // Там же.

  10. Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.

Манасеина М.М. О воспитании ума (до 8 лет) // Антология педагогической мысли России второй половин XIX — начала XX вв. / Сост.

П.А. Лебедев. М., 1990.

    1. Песталоцци И.Г. Дневник Песталоцци о воспитании сына / / История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.

    2. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Там же.

    3. Песталоцци И.Г. Метод. Памятная записка Песталоцци. Там же.

    4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л., 1932.

    5. Поддъяков И. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. № 1. С. 6.

    6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. М., 1985.

    7. Роттенберг В. Мозг и мышление: «Я» в поисках «Я» // Знание — сила. 1984. № 12. С. 38—39.

    8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.

    9. Руссо Ж. -Ж. Юлия, или Новая Элоиза // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.

    10. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Там же.

    11. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под.ред. Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддъякова. М., 1984.

Эфруси П.О. Мир восприятий и мышление ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980.

infourok.ru

План работы по самообразованию на 2015

План работы по самообразованию на 2015 — 2016 уч. год


Воспитатель ИМАМИЕВА А.М. группы № 3 МБДОУ№ 8 «Зоренька
Тема:
Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность детей.
Цель:
Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

1. Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности.

2. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии экспериментальной деятельности.

3. Исследовать актуальность проблемы в рамках нашего ДОУ.

4. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода экспериментирования, как одного из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

5. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

6. Исследовать результативность применения метода в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.

7. Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.

8. Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.

Литература:

1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.

2.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. :ТЦ Сфера, 2007.

3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.

4.Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.

5. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность.//Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.

7. КривоваЛ.И., Климова М.Р. Система методической работы по разделу «Детское экспериментирование».

8. ПрохороваЛ.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М.-Аркти, 2008.

9. Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. — 2007. — № 2.

10. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012.

11. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006.

12. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004.

13. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс, 2013.

14. Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2004. — № 1.

15. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.

16.Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ — метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.

17. Материалы Интернет-сайтов. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Раздел плана

Форма работы

Срок

выполнения

Участники

(дети, родители, педагоги)

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Организационно — теоретический

1. Изучение нормативных документов и методической литературы по теме.

2. Детальное  изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы методкабинета ДОУ по данной проблеме.

3.Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

4. Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи».

5. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Сентябрь –

октябрь 

родители-

дети-

педагоги-

— Консультация для родителей

«Основные цели и задачи метода экспериментирования, как одного из методов познавательного развития детей дошкольного возраста»

— Изготовление папки-передвижки «Наблюдаем вместе с детьми»

— Оформление информационных материалов по теме.

— Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

— Создание условий экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ.

— Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

— Консультация на тему: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка»

— Анализ изученной литературы.

— Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет.

Накопительно — практический 

 1. Изучение методики технологии экспериментирования педагогов в Интернете.

2. Проведение цикла экспериментов с детьми группы:

— Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке

— Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

— Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

— Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

— Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

3. Консультации для педагогов ДОУ.

4. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

5. Привлечение родителей к организации экспериментов в группе.

6. Освещение данной темы на Интернет сайтах разного уровня.

Октябрь –

апрель

педагоги-

родители-

дети-

 — Консультация для педагогов ДОУ «Многообразность вариативности использования интегрированного метода экспериментирования».

— Показ открытого занятия с элементами экспериментирования.

— Консультация на тему «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»

— Мастер – класс на тему «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

— Просмотр занятия с элементами экспериментирования.(видео) Обсуждение.

— Показ открытого занятия с элементами экспериментирования.

— Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»

Опыты: с водой, с воздухом, с магнитом, «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

— Конкурс на самое интересное исследование в природе.

— Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек»

— Экологический проект «Моё дерево»

— Проект «Хочу всё знать!»

Заключительный

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

3. Планирование деятельности и перспектив развития.

4. Диагностика

5. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

6. Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

Май

родители, дети-

педагоги-

— Презентация «Детский коллектив – вместе весело шагать».

— Фотовыставка «Юные исследователи».

— Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.

— Доклад на педагогическом совете детского сада.

-Проведение открытой ООД (коллективный просмотр)

— Отчёт о проделанной работе за учебный год.

— Выступление на семинаре-практикуме.

Выводы:

1.Продолжить работу с детьми по теме.

2.Корректировка планов.

3.Работа с литературой

 

 Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

multiurok.ru

План самообразования «Познавательно — исследовательская деятельность в средней группе»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Солнышко»

пгт Уренгой Пуровского района ЯНАО

Воспитатель: О. Н. Матвеева

Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»

Средняя группа

2016 – 2017 учебный год

План по самообразованию

ТЕМА:  «Познавательно – исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»

Матвеева Ольга Николаевна

Сроки реализации: сентябрь 2016 — май 2019 г.

Цель: совершенствовать свою профессиональную компетентность, мастерство, повысить свой теоретический уровень по изучаемой теме.

Задачи:

1. Изучить методики, технологии познавательно – исследовательской деятельности.

2. Учить детей сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы в ходе экспериментирования.

3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность.

Ожидаемые результаты:

У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства:  умение анализировать научно-методическую литературу,  умение применять полученные знания на практике;  активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети научатся:   самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; предлагать возможные варианты решения; исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности

Литература:

  1. ФГОС

  2. Виноградова Н.Ф«Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

  3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

  4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

  5. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

  6. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

  7. Материалы Интернет-сайтов.

  8. Набор «Умница»

План по теме самообразования

Раздел

Месяц

Содержание

работы

Практический

выход

Изучение методической литературы по исследуемой теме.

Сентябрь — октябрь

Повышение собственного уровня знаний по исследуемой теме

Анализ изученной литературы

Работа с детьми

Сентябрь — октябрь

Исследование свойств песка во время игровой деятельности на прогулке.

Опыты с песком.

Ноябрь — декабрь

Наблюдение, исследование свойств воды во время  режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Опыты с водой

Январь — февраль

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом

Март

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Опыты с магнитом

Апрель — май

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Работа с семьей

Сентябрь

Привлечь родителей к сбору природного материала.

Изготовление поделок из природного материала.

Ноябрь

Консультация для родителей

Папка — передвижка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Декабрь

Познавательно — экспериментальная деятельность на прогулке

Семейный клуб «Веселая прогулка»

Февраль

Опыты и эксперименты дома

Семинар – практикум для родителей «Опыты на кухне»

Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи»

Самореализация

Сентябрь — апрель

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Картотека опытов и экспериментов для детей 4 – 5 лет

Декабрь

Открытый показ совместной деятельности с использованием набора «Умница»

Открытый показ совместной исследовательской деятельности «Свойства воздуха»

Май

Отчет о проделанной работе

Презентация «Опыты и эксперименты в средней группе»

infourok.ru

План работы по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»

 «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»

2016-2017

ЦЕЛЬ:

  1. Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «детское экспериментирование».
  2. Установление связей и зависимостей между объектами и явлениями.
  3. Формирование способов познания у детей раннего возраста (сенсорный анализ).

ЗАДАЧИ:

  1. Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
  2. Развитие сенсорной культуры.
  3. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
  4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  1. Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
  2. Умение использовать разные способы и приемы познания.
  3. Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.
  4. Готовность к логическому познанию.

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

 

 

 

План работы  2016-2017

 

МЕСЯЦ

РАБОТА ПЕДАГОГА

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА

С РОДИТЕЛЯМИ

Сентябрь

1.  Подбор материала  по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»;

2.  Постановка целей и задач по данной теме.

 

Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста».

Октябрь

1.  Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду».

2.  Составление примерного алгоритма проведения занятия-экспериментирования.

 

 Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».

Ноябрь

1.  Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование в неживой природе».

2.  Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории.

Эксперименты с водой, песком, воздухом:

1. Узнаем, какая вода.

2. Что в пакете?

3. Мы – волшебники.

4. Поплывет или утонет?

1. Консультация: « Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».

2. Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.

Декабрь

1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через сенсорику».

2. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.

 

Эксперименты с водой, снегом:

1. Снеговичок.

2. Налил – вылил.

3. Кораблики.

4. Цветные льдинки.

Консультация: «Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)».

Январь

Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика».

Эксперименты с цветом, формой:

Волшебная кисточка.

Высокий – низкий.

Широкий – узкий.

Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома».

Февраль

Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика».

Проведение экспериментов и опытов  звуком и теплом:

Угадай, чей голосок?

Горячо – холодно.

Создание фотоальбома:

«Мы экспериментируем».

Март

Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

Проведение экспериментов и опытов: «Живительное свойство воды».

Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование»

Апрель

Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

Проведение опытов и экспериментов с древесиной, бумагой, тканью.

 

Май

Самоанализ плана самообразования

Совместное экспериментирование детей и педагога с водой, песком, звуком, бумагой и тканью.

Презентация проекта: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»

 

   

a2b2.ru

Материал (средняя группа) на тему: Отчет по самообразованию по теме: «Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира».

Отчет по самообразованию

по теме: «Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира».

Воспитатель: Кокорева М. К.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: О.В .Дыбина  « Ознакомление с предметным и социальным окружением», О.А. Соломенникова « Ознакомление с природой» в средней группе.

     Затем я определила цели и задачи своей работы.

Цели:

— Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

— Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента.

— Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.

Задачи:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
  2. Развивать представление об основных физических явлениях.
  3. Расширять представление об использовании человеком факторов  природной среды.
  4. Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  5. Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных; для возможности радоваться сделанному открытию.

Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей с своей группе создала мини-лабораторию « Мы- исследователи», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда ( стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый материал ( камешки, песок, ракушки, семена), инструменты для опытов ( лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), огород.

С детьми проводились беседы на тему: « Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Познакомила детей с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

На протяжении всего учебного времени проводила НОД и опыты-эксперименты по темам:

« Можно ли пить талую воду» — показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

« Хитрые семена» — познакомила со способами проращивания семян.

« Ходит капелька по кругу» — дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

« В мире стекла» — помогала детям выявить свойства стекла( прочное, прозрачное, цветное, гладкое).

« Дерево умеет плавать» — расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

« Сравнение стекла и пластмассы» — знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.

« Волшебная вода» — расширяла знания детей о свойствах воды ( жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед- это вода, пар- это вода).

« Воздух невидимка» — дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами( невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.

В соей работе создавала образовательные ситуации: « Спор игрушек» — учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.

« На чем полетят человечки» и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.

Ток на протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:

« Подбери материал для названного предмета»

« Оглянись вокруг».

« Расскажи о предмете».

« Отгадай материал.»

« Где спрятался воздух».

« Что из чего будет».

  В результате НОД и опытов-экспериментов дети владеют элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ. Познакомились с явлениями природы ( явления погоды, снегопад, круговорот воды в природе. Уточняли знания детей о воде, о ее состояниях; познакомились со  свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения. Дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д. Познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Дети  с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной делали выводы.

Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». О.В.Дыбина, Е.А.Сидякина, А.Ю.Кузина, С.Е.Анфисова, Л.В.Бадул « Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации ( по ФГОС).

 В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:

— интеллектуально-педагогическая компетентность

— информационная компетентность

— регулятивная компетентность.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *