cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Отцы и дети образно и тематически перекликаются с известным – «Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным произведением И.А. Гончарова, названным по фамилии главного героя. Укажите фамилии двух гончаровских персонажей, один из которых внутренне

Бесплатный тест ЕГЭ по литературе онлайн

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-7.

– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван. – Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее.
– Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.
Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец… Что? как ты его находишь?
– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно.
– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.
– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

edunews.ru

Демонстрационный по литературе » Незнайка — ЕГЭ, ОГЭ, ВПР 2019 и Итоговое сочинение

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Отцы и дети» И.С. Тургенев

– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами.

– Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами.

– Вот кстати и Прокофьич. Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец… Что? как ты его находишь?

– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови.

– На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.

– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв ее над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать». Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подергивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?

– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.

neznaika.info

ЕГЭ 2018. Литература. Демонстрационный вариант (проект)

– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз

и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров

и опустился на диван.

– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без

всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый,

в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам

наконец… Что? как ты его находишь?

– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас

же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? –

проговорил он внушительно.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату,

Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой

туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой

балахон.

– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы

с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстук  и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил

юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое

большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку

с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shakehands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка

наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным

голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?

– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

literatura-ege.ru

ЕГЭ по литературе. 1 вариант (2018) |

1. К какому жанру относится произведение Тургенева «Отцы и дети»:
а) роман +
б) пьеса
в) рассказ

2. Как называется идеология полного отрицания общепринятых ценностей, культивируемая Базаровым и Аркадием Кирсановым:
а) абстракционизм
б) нигилизм +
в) кубинизм

3. Внутренний и внешний демократизм Базарова созвучен духу описываемой автором эпохи. Укажите фамилию властителя дум революционно — демократической молодежи тех лет — литературного критика, памяти которого посвящены «Отцы и дети»:
а) Жуковский
б) Дмитриев
в) Белинский +

4. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича):
а) деталь +
б) нюанс
в) мелочь

5. Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения противопоставлены друг другу. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении:
а) троп
б) эллипсис
в) антитеза +

6. «Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным произведением Гончарова, названным по фамилии главного героя. Укажите фамилии двух гончаровских персонажей, один из которых в чём-то внутренне близок Базарову, а другой, подобно старшему Кирсанову, является его полной противоположностью:
а) А. Адуев , П. Адуев
б) Обломов, Штольц +
в) Чацкий, Райский

7. Назовите модернистское поэтическое течение, одним из ярких представителей которого являлся Блок:
а) кубизм
б) романтизм
в) символизм +

8. Укажите размер, которым написано стихотворение Блока «Россия» (без указания количества стоп):
а) ямб +
б) хорей
в) анапест

9. Последний сон Раскольникова. О чём он:
а) о Сонечке Мармеладовой

б) о каторге
в) о моровой язве +

10. Как называлась крепость, в которой служил П.Гринёв из повести «Капитанская дочка»:
а) Белгородской
б) Белогорской +
в) Оренбургской

11. Назовите авторское определение жанра «Мёртвых душ»:
а) поэма +
б) рассказ
в) повесть

12. Укажите приём, использованный автором в «Мертвых душах», в следующей фразе: «…парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими»:
а) уравнение
б) сравнение +
в) начинание

13. Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении (грустное философское размышление о смысле бытия):
а) элегия +
б) рондо
в) мадригал

14. В стихотворении Есенина «Мы теперь уходим понемногу» осины, заглядевшиеся в «розовую водь», наделены человеческими свойствами. Укажите название этого приема:
а) сравнение
б) очеловечение
в) олицетворение +

15. Укажите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп):

а) хорей +
б) ямб
в) анапест

16. Сколько дней провёл на воле Мцыри:
а) 2
б) 3 +
в) 4

17. Почему Твардовский в поэме «Василий Тёркин» писал, что «на войне сюжета нет»:
а) Твардовский не писал о событиях, а передавал только чувства героя
б) поэма состоит из не связанных между собою глав
в) автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть +

18. Кто из русских писателей стал в 1933 году лауреатом Нобелевской премии:
а) Толстой
б) Бунин +
в) Куприн

19. «Вы что, на каторгу захотели?» — спросили у Маяковского, который принес это произведение в редакцию. Что это за произведение:
а) Хорошо
б) Во весь голос
в) Облако в штанах +

20. Какое из литературных направлений показывает объективную картину действительности:
а) сентиментализм

б) реализм +
в) классицизм

21. Ответ Лопахина на реплику Раневской, в произведении Чехова «Вишнёвый сад», представляет собой законченное развернутое высказывание. Как называется подобный тип высказывания в драматургическом произведении:
а) монолог +
б) диалог
в) нет верного ответа

22. К какому роду литературы относится пьеса Чехова «Вишневый сад»:
а) лирика
б) драма
в) комедия

23. В какой период творчества Чехова была написана эта пьеса?
I. Первый период связан с короткими юмористическими рассказами
II. Второй – большие по объёму рассказы и повести с «романным» началом
III. Третий – драматургия
а) второй
б) первый
в) третий +

24. К какой тематической разновидности лирики относится стихотворение Цветаевой «Родина»:
а) философская
б) патриотическая +
в) духовная

25. Укажите художественное средство, которое предполагает одинаковое начало смежных строк стихотворения:
а) эллипсис

б) антитеза
в) анафора +

26. В стихотворении «Родина» много противопоставлений, характерных для поэтики Цветаевой (чужбина — родина; даль — близь). Укажите термин, которым обозначается этот прием:
а) троп
б) антитеза +
в) эллипсис

27. Каким размером написано стихотворение Цветаевой «Родина»:
а) ямб +
б) хорей
в) анапест

28. Что служит завязкой действия и главного конфликта в пьесе Горького «На дне»:
а) появление Квашни
б) смерть Костылева
в) появление в ночлежке старца Луки +

29. Жанр произведения Шолохова «Тихий Дон»:
а) роман — эпопея +
б) драма
в) рассказ

30. Четвертое действие «Грозы» Островского происходит на фоне фрески в галерее разрушенного здания. Что изображено на стене:
а) тайная вечеря
б) гиена огненная +
в) девять кругов ада

exam-test.ru

Демо ЕГЭ 2019 (август 2018)

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.
Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил
к двери и положил руки за спину.
– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец… Что? как ты его находишь?
– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно.
– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.
– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь
к себе на минутку?
– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её
племяннику. Совершив предварительно европейское «shakehands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?
– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.
(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

 

Ответами к заданиям 1–7 являются слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

Задание 1.

К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
Ответ: ___________________________.

 

Задание 2.

Как называется идеология полного отрицания общепринятых ценностей, культивируемая Базаровым и Аркадием Кирсановым?
Ответ: ___________________________.

 

Задание 3. 

Внутренний и внешний демократизм Базарова созвучен духу описываемой автором эпохи. Укажите фамилию властителя дум революционно- демократической молодёжи тех лет – литературного критика, памяти которого посвящены «Отцы и дети».
Ответ: ___________________________.

 

Задание 4. 

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и фактами их дальнейшей судьбы: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ 
А) Евгений Базаров
Б) Николай Петрович Кирсанов
В) Павел Петрович Кирсанов

ФАКТЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЫ
1) получает ранение на дуэли
2) женится на сестре Одинцовой
3) умирает от тяжёлой болезни
4) женится на Фенечке
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 

 

Задание 5.

Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором балахон Базарова и английский сьют Павла Петровича)?
Ответ: ___________________________.

 

Задание 6.

Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения противопоставлены друг другу. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?
Ответ: ___________________________.

 

Задание 7.

«Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным произведением И.А. Гончарова, названным по фамилии главного героя. Укажите фамилии двух гончаровских персонажей, один из которых в чём-то внутренне близок Базарову, а другой, подобно старшему Кирсанову, является его полной противоположностью.
Ответ: ___________________________.

 

Задание 8.

Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

Ответ: 

 

Задание 9.

В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

РОССИЯ
Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, –
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
(А.А. Блок, 1908)

Ответ:

 

Задание 10.

Назовите модернистское поэтическое течение, одним из ярких представителей которого являлся А.А. Блок.
Ответ: ___________________________.

 

Задание 11.
Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.
Ответ: ___________________________.

 

Задание 12.
Из третьей строфы выпишите эпитет, являющийся одной из характеристик центрального образа стихотворения А.А. Блока.
Ответ: ___________________________.

 

Задание 13.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гипербола 2) инверсия 3) ирония 4) повтор 5) сравнение

Ответ:

 

Задание 14.

Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).
Ответ: ___________________________.

 

Задание 15.

Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

 

Задание 16.
В каких произведениях русских поэтов звучит тема Родины и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Блока «Россия»?

 

Выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1–17.4) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов). Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать
не меньше трёх стихотворений. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

 

17.1 Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
17.2 Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)
17.3 Тема родной природы в лирике С.А. Есенина.
17.4 Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе. (На примере одного-двух произведений 1990–2000-х годов)

 

Ответ:
1.  роман
2.  нигилизм<или>нигилистическое
3.  Белинский
4.  341
5.  деталь
6.  антитеза<или>контраст
7.  Штольц Обломов<или>Обломов Штольц
10.  символизм
11.  шестая
12.  разбойная<или>разбойную
13.  245
14.  ямб

cleverpenguin.ru

Ответ на вопрос ЕГЭ 2018 Литература Задание 7Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание. – Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохн

ЕГЭ 2018 Литература Задание 7

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание.


– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.
Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец… Что? как ты его находишь?
– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно.
– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.
– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shakehands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».
Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?
– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.
(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

«Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным произведением И.А. Гончарова, названным по фамилии главного героя. Укажите фамилии двух гончаровских персонажей, один из которых в чём-то внутренне близок Базарову, а другой, подобно старшему Кирсанову, является его полной противоположностью.


Штольц Обломов Обломов Штольц

cknow.ru

вариант 3 5

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?

– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

1. К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

Ответ: ___________________________.

2. Как называется идеология полного отрицания общепринятых ценностей, культивируемая Базаровым и Аркадием Кирсановым?

Ответ: ___________________________.

3. Внутренний и внешний демократизм Базарова созвучен духу описываемой автором эпохи. Укажите фамилию властителя дум революционно-демократической молодёжи тех лет – литературного критика, памяти которого посвящены «Отцы и дети».

Ответ: ___________________________.

4. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и фактами их дальнейшей судьбы: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ФАКТЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЫ

А) Евгений Базаров

Б) Николай Петрович Кирсанов

В) Павел Петрович Кирсанов

1) получает ранение на дуэли

2) женится на сестре Одинцовой

3) умирает от тяжёлой болезни

4) женится на Фенечке

5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором балахон Базарова и английский сьют Павла Петровича)?

Ответ: ___________________________.

6. Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения противопоставлены друг другу. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

Ответ: ___________________________.

7. «Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным произведением И.А. Гончарова, названным по фамилии главного героя. Укажите фамилии двух гончаровских персонажей, один из которых в чём-то внутренне близок Базарову, а другой, подобно старшему Кирсанову, является его полной противоположностью.

Ответ

8. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

9. В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания.

РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, –

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле –

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

(А.А. Блок, 1908)

Назовите модернистское поэтическое течение, одним из ярких представителей которого являлся А.А. Блок.

Ответ: ___________________________.

Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

Ответ: ___________________________.

Из третьей строфы выпишите эпитет, являющийся одной из характеристик центрального образа стихотворения А.А. Блока.

Ответ: _________________

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гипербола 2) инверсия 3) ирония 4) повтор 5) сравнение

Ответ:

Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).

Ответ: ___________________________.

Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

В каких произведениях русских поэтов звучит тема Родины и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Блока «Россия»?

Часть 2

Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)

Тема родной природы в лирике С.А. Есенина.

Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе. (На примере одного-двух произведений 1990–2000-х годов)

Вариант 4

Укажите род литературы, к которому относится произведение Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

В каморку постучалися.

Макар ушёл… Сидела я.

Ждала, ждала, соскучилась,

Приотворила дверь.

К крыльцу карету подали.

– «Сам едет?» – Губернаторша! –

Ответил мне Макар

И бросился на лестницу.

По лестнице спускалася

В собольей шубе барыня,

Чиновничек при ней.

Не знала я, что делала

(Да, видно, надоумила

Владычица!).. Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-божески

Кормильца и родителя

У деточек берут!»

– Откуда ты, голубушка?

Впопад ли я ответила –

Не знаю… Мука смертная

Под сердце подошла…

Очнулась я, молодчики,

В богатой, светлой горнице.

Под пологом лежу;

Против меня – кормилица,

Нарядная, в кокошнике,

С ребёночком сидит:

«Чьё дитятко, красавица?»

– Твоё! – Поцеловала я

Рожоное дитя…

Как в ноги губернаторше

Я пала, как заплакала,

Как стала говорить,

Сказалась усталь долгая,

Истома непомерная,

Упередилось времечко –

Пришла моя пора!

Спасибо губернаторше,

Елене Александровне,

Я столько благодарна ей,

Как матери родной!

Сама крестила мальчика

И имя Лиодорушка –

Младенцу избрала…

– «А что же с мужем сталося?»

– Послали в Клин нарочного,

Всю истину доведали –

Филиппушку спасли.

Елена Александровна

Ко мне его, голубчика,

Сама – дай Бог ей счастие!–

За ручку подвела.

Добра была, умна была,

Красивая, здоровая.

А деток не дал Бог!

Пока у ней гостила я,

Всё время с Лиодорушкой

Носилась, как с родным.

Весна уж начиналася,

Берёзка распускалася,

Как мы домой пошли…

Хорошо, светло

В мире Божием!

Хорошо, легко,

Ясно на́ сердце.

Мы идём, идём –

Остановимся,

На леса, луга

Полюбуемся,

Полюбуемся

Да послушаем,

Как шумят-бегут

Воды вешние,

Как поёт-звенит

Жавороночек!

 (Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»)

2. Задание 2 

Назовите жанр, к которому принадлежит произведение «Кому на Руси жить хорошо».

3. Задание 3

Укажите имя и отчество героини, от лица которой ведётся повествование.

4. Задание 4 

Установите соответствие между тремя персонажами, так же, как и героиня фрагмента, принадлежащими к крестьянскому миру, и их поступками.

ПЕРСОНАЖИ

ПОСТУПКИ

А) Ермил Гирин

Б) Дед Савелий

В) Яким Нагой

1) вынес из пожара лубочные картинки

2) произнёс гневную отповедь в адрес князя Утятина

3) расправился с ненавистным управляющим Фогелем

4) при поддержке простого люда купил сиротскую мельницу

5. Задание 5 

Как называется приём, основанный на употреблении одинаковых слов в художественном тексте: «Мы идём, идём – / Остановимся…»)?

6. Задание 6 

Укажите термин, которым обозначается нарушение обычного порядка слов в фразе («Мука смертная под сердце подошла»).

7. Задание 7 

В приведённом фрагменте речь идёт о важном, поворотном событии в жизни героини. Каким термином обозначается последовательность событий в художественном произведении?

8. Задание 8 

Какие черты некрасовских женщин воплотились в образе героини-рассказчицы?

9. Задание 9 

В каких произведениях русской литературы изображены яркие женские характеры и в чём их можно сопоставить с характером некрасовской героини?

10. Задание 10

Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот прием?

Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 * * *

Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое —

И сердцу стало так тепло-

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, —

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне, —

И вот — слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Ф. И. Тютчев, 1870

11. Задание 11 

Какое средство иносказательной выразительности дважды использовано поэтом в первой строфе («отжившее сердце», «время золотое»)?

12. Задание 12 

Как называется условный герой, чьи чувства и переживания передаются в стихотворении?

13. Задание 13 

Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в четвертой и пятой строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

1) гипербола

2) сравнение

3) анафора

4) эпитет

5) эпифора

14. Задание 14 

Определите размер, которым написано стихотворение (без указания количества стоп).

15. Задание 15 

Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?

16. Задание 16 

В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?

17. Задание 17 

С17.1. Каким образом в поэме «Слово о полку Игореве» выражена мысль о единении Руси?

С17.2. Почему автор романа «Война и мир» лишает Наполеона права на величие?

С17.3. Кого из героев комедии А. П. Чехова «Вишневый сад» можно назвать «недотепами» и почему?

С17.4. Война в лирике русских поэтов второй половины ХХ века (На примере одного или нескольких произведений.)

Вариант 5

1. Задание 1 

Назовите литературное направление, у истоков которого стоял В. А. Жуковский и принципы которого нашли свое воплощение в данном произведении.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, — тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам:

— Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!

И тут произошло великое. Грянул гром с небес, — хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись. А этот юноша, который теперь получил имя Лappa, что значит: отверженный, выкинутый вон, — юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его — не был человеком… А этот — был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек — все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго — не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко:

— Не троньте его. Он хочет умереть!

И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками. И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож — точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы.

— Он не может умереть! — с радостью сказали люди. И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел — высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит… 

Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

Старуха вздохнула, замолчала, и ее голова, опустившись на грудь, несколько раз странно качнулась.

 М. Горький «Старуха Изергиль»

2. Задание 2 

Рассказ Изергиль о Лappe нравоучителен и фантастичен. Укажите жанр, к которому его можно отнести.

3. Задание 3 

К какому приему прибегает рассказчица: «И вот он стал жить, вольный, как птица»?

4. Задание 4 

В речи Изергиль зачастую нарушается прямой порядок слов («силы небесные», «крикнул громко» и т.п.). Каким термином обозначается подобное нарушение?

5. Задание 5 

Описывая скитания Ларры, Изергиль многократно использует один и тот же глагол («И вот он ходит, ходит повсюду… И все ищет, ходит, ходит…»). Как называется эта стилистическая фигура?

6. Задание 6 

Судьбе Ларры в рассказе противопоставлен сюжет о Данко, пожертвовавшем собой во имя людей. Как называется резкое противопоставление предметов и явлений в художественном произведении?

7. Задание 7 

Как называется намеренное преувеличение признаков и свойств предметов или явлений («В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира»)?

8. Задание 8 

Что имел в виду мудрец, утверждавший* что наказание Ларры — в нем самом?

9. Задание 9 

В каких произведениях отечественной классики звучит тема «гордого человека» и в чем эти произведения созвучны горьковскому рассказу?

10. Задание 10 

Как называется средство художественной изобразительности, основанное на принципе переноса свойств одних предметов или явлений на другие («Где все пути и все распутья / Живой клюкой измождены»)?

Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

Русь

Ты и во сне необычайна. Твоей

одежды не коснусь. Дремлю — и за

дремотой тайна, И в тайне — ты

почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками И дебрями

окружена, С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы Из края в

край, из дола в дол Ведут ночные

хороводы Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями Чаруют

злаки на полях, И ведьмы тешатся с

чертями В дорожных снеговых

столбах.

Где буйно заметает вьюга До крыши

— утлое жилье, И девушка на злого

друга Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья Живой клюкой

измождены, И вихрь, свистящий в голых

прутьях, Поет преданья старины…

Так — я узнал в моей дремоте Страны

родимой нищету, И в лоскутах ее

лохмотий Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную Я до

погоста протоптал, И там, на

кладбище ночуя, Подолгу песни

распевал.

И сам не понял, не измерил, Кому я

песни посвятил, 

В какого бога страстно верил, Какую

девушку любил.

Живую душу укачала, Русь, на

своих просторах, ты, И вот — она

не запятнала Первоначальной

чистоты.

Дремлю — и за дремотой тайна, И в

тайне почивает Русь, Она и в снах

необычайна. Ее одежды не коснусь.

A. Л. Блок, 1906

11. Задание 11 

Укажите название поэтического течения, одним из лидеров которого являлся А.А. Блок и принципы которого нашли свое воплощение в стихотворении «Русь».

12. Задание 12 № 555

Укажите название стилистического приема, основанного на преобладании сходных гласных звуков в поэтической строке («Из края в край, из дола в дол»).

13. Задание 13 

Назовите прием одухотворения явлений природы, пришедший из фольклорной традиции («И вихрь, свистящий в голых прутьях,/ поет преданье старины»).

14. Задание 14 

Определите размер, которым написано стихотворение А. А. Блока «Русь».

15. Задание 15 № 560

Каким представляет в стихотворении А. А. Блока «Русь» образ Родины?

16. Задание 16 № 561

В каких произведениях русских поэтов звучит тема России и в чем они созвучны стихотворению А. А. Блока?

17. Задание 17 № 1960

С17.1. Как раскрывается тема свободы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

С17.2. Какова роль образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина?

С17.3. О чём предупреждает А. П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад»?

С17.4. Как «Мёртвые души» Н. В. Гоголя перекликаются с «Божественной комедией» Данте?

freedocs.xyz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *