cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Осеева сторож читать – Валентина Осеева — Сторож: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

РАССКАЗ В. ОСЕЕВОЙ «СТОРОЖ». ПЕСНЯ «ЕСЛИ ДОБРЫЙ ТЫ…»

Рассказ В. Осеевой «Сторож».
песня «Если добрый ты…»
(муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского)

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цели: продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.

Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает литературное произведение В. Осеевой «Сторож» и выражает свое отношение к персонажам рассказа; проявляет положительные эмоции при прослушивании песни «Если добрый ты…».

Материалы и оборудование: иллюстрации к рассказу В. Осеевой «Сторож».

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

– Что значит быть добрым?

– Кого называют жадным?

– У вас друзья добрые или жадные?

– С каким человеком интереснее играть?

– Послушайте рассказ о мальчике. (Воспитатель читает рассказ В. Осеевой.)

2. Чтение рассказа.

Сторож

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

– Мое! Мое! – кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили – игрушек хватало на всех.

– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились воспитательнице.

– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.

– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

Воспитатель прерывает чтение и спрашивает: «Что ответили дети за него?»

– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

Воспитатель показывает детям иллюстрации к рассказу.

Вопросы:

– Почему мальчик не играл с детьми?

– Почему всем детям было весело?

– Почему мальчику было скучно?

– Почему дети назвали его «сторожем»?

– Как бы вы назвали мальчика?

– Как должен вести себя мальчик, чтобы ему было весело?

– Что бы вы посоветовали этому мальчику?

Воспитатель. Вас в группе много, и, чтобы все чувствовали себя хорошо и уютно, надо заботиться друг о друге, уметь уступать игрушки, играть в игры, которые интересны всем. Если нужна какая-то игрушка, надо вежливо попросить. Не надо брать сразу много игрушек.

3. Слушание песни.

Дети слушают песню «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского) и подпевают.

4. Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка. Шагаем на месте.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, Движения руками: в стороны,

Раз и два, раз и два! вверх, в стороны, вниз.

5. Рефлексия.

– О чем мы сегодня говорили?

– Что вам понравилось на занятии?

infourok.ru

План-конспект занятия (средняя группа) на тему: РАССКАЗ В. ОСЕЕВОЙ «СТОРОЖ». ПЕСНЯ «ЕСЛИ ДОБРЫЙ ТЫ» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского)

РАССКАЗ В. ОСЕЕВОЙ «СТОРОЖ».

ПЕСНЯ «ЕСЛИ ДОБРЫЙ ТЫ»  (муз. Б. Савельева,  сл. М. Пляцковского)

Цели: продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.

Материалы и оборудование: иллюстрации к рассказу В. Осеевой «Сторож».

Ход занятия

1.        Организационный момент.

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

  • Что значит быть добрым?
  • Кого называют жадным?
  • У вас друзья добрые или жадные?
  • С каким человеком интереснее играть?
  • Послушайте рассказ о мальчике. (Воспитатель читает рассказ В. Осеевой.)

2.        Чтение рассказа.

СТОРОЖ

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

  • Мое! Мое! — кричал он, закрывая игрушки руками. Дети не спорили — игрушек хватало на всех.
  • Как мы хорошо играем! Как нам весело! — похвалились воспитательнице. А мне скучно! — закричал из своего угла мальчик.
  • Почему? — удивилась воспитательница. — У тебя так много игрушек! Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

Воспитатель прерывает чтение и спрашивает: «Что ответили дети за него?»

  • Да потому, что он не игралыцик, а сторож, — объяснили за него дети. Воспитатель показывает детям иллюстрации к рассказу. Вопросы:
  • Почему мальчик не играл с детьми?
  • Почему всем детям было весело?
  • Почему мальчику было скучно?
  • Почему дети назвали его «сторожем»?
  • Как бы вы назвали мальчика?
  • Как должен вести себя мальчик, чтобы ему было весело?
  • Что бы вы посоветовали этому мальчику?

Воспитатель. Вас в группе много, и, чтобы все чувствовали себя хорошо и уютно, надо заботиться друг о друге, уметь уступать игрушки, играть в игры, которые интересны всем. Если нужна какая-то игрушка, надо вежливо попросить. Не надо брать сразу много игрушек.

3.        Слушание песни.

Дети слушают песню «Если добрый ты» муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского и подпевают.

4.        Итог занятия.

  • О чем мы сегодня говорили?
  • Что вам понравилось на занятии?

nsportal.ru

Занятия рассказ в. Осеевой сторож

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Рассказ В. Осеевой
«СТОРОЖ»

ПОДГАТОВИЛА:
Воспитатель Бредихина О.В.

Реализация содержания программы в образовательных областях: речевое развитие, художественно — эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Задачи: Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Развивать умение внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по его содержанию. Воспитывать дружеские отношения.

Материалы и оборудование: презентация к рассказу В. Осеевой «Сторож», песня «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского)

Организационный момент.

Звучит песня «Если добрый ты». Дети слушают 1 куплет с припевом.

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

— Что значит быть добрым?
— Кого называют жадным?
— У вас друзья добрые или жадные?
— С каким человеком интереснее играть?
— Послушайте рассказ о мальчике. (Воспитатель читает рассказ В. Осеевой).

Чтение рассказа. (с показом презентации)

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

Моё! Моё! – кричал он, закрывая игрушки руками.Дети не спорили – игрушек хватало на всех.– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.

Воспитатель перестает читать и спрашивает детей:
«Что ответили дети за него?»

Воспитатель: Хорошо! А, окончание рассказа вы узнаете после
физкультминутки.
Физкультминутка. «Мы работали отлично»

Мы работали отлично
Отдохнуть не прочь сейчас.
На зарядку нам привычно
Встать у наших мест сейчас.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали,
На носочках потянулись
И друг другу улыбнулись.
Снова дружно зашагали
И на месте тихо встали.
(выполнение движений по тексту

Воспитатель продолжает читать рассказ :
– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

Вопросы к детям:
— Почему мальчик не играл с детьми?
— Почему мальчику было скучно?
— Почему всем детям было весело?
— Почему дети назвали его «сторожем»?
— Как бы вы назвали мальчика?
— Что бы вы посоветовали этому мальчику?

Воспитатель: Вас в группе очень много, вы все играете в игрушки, но чтобы вам было всем хорошо и уютно, надо уметь уступать игрушки, играть вместе в игры, которые вам интересны. Если вам нужна какая – то игрушка, надо вежливо попросить товарища и

educontest.net

.

Рассказы

В.Осеева

ОТОМСТИЛА

Катя подошла к своему столу и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе растеклись лужицы бурой воды.

— Алешка! — закричала Катя. —   Алешка!.. —   И, закрыв лицо руками, громко заплакала.

Алеша просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.

— Ничего я тебе не сделал! — быстро сказал он.

Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.

— Я тебе отомщу! — кричала со слезами Катя.

Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с   нижней ветки, показал сестре нос.

— Заплакала!.. Из-за каких-то красок заплакала!

— Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя. — Еще как заплачешь!

— Это я-то заплачу? —   Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. — А ты сначала поймай меня!

Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал. Катя бегом бросилась в сад. 

Она сразу забыла свои испорченные   краски и ссору с братом.

— Алеша! — кричала она. — Алеша!

Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.

— Встань! Встань!

Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.

— Не можешь? — кричала Катя, ощупывая Алешины коленки. —   Держись за меня. — Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги. —

Больно тебе?

Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.

— Что, не можешь стоять? — спросила Катя.

Алеша еще громче заплакал и крепко прижался к сестре.

— Я   никогда   больше   не   буду   трогать   твои   краски…    никогда… никогда… не буду!

ТРИ ТОВАРИЩА

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

—   Почему ты не ешь?   — спросил его Коля.

—   Завтрак потерял…

—   Плохо,   — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. 

—   До обеда далеко еще!

—   А ты где его потерял?   — спросил Миша.

—   Не знаю…   — тихо сказал Витя и отвернулся.

—   Ты, наверно, в кармане нес, а надо в сумку класть,   — сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

—     Бери, ешь!

НА КАТКЕ

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к 

скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы   — то ехал на одной ноге, то 

кружился волчком.

—   Молодец!   — крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на   девочку.

Девочка упала. Витя испугался.

—   Я нечаянно…   — сказал он, отряхивая с ее шубки снег.   — Ушиблась?

Девочка улыбнулась:

—   Коленку…

Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!»   —   подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

—   Эка невидаль   — коленка! Вот плакса!   — крикнул он, проезжая мимо школьников.

—   Иди к нам!   — позвали они.

Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.

НАВЕСТИЛА

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

—   Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

—   Ох, Валечка!   —   сказала   Муся,   присаживаясь   на   стул.   —   У   тебя, наверное, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, 

бабушка как раз уехала, а мама была на работе…

—   Моя мама тоже на работе,   — сказала Валя, держась за щеку.   — А мне надо бы полосканье…

—   Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А еще мне помогала грелка горячая-горячая…

Валя оживилась и закивала головой.

—   Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…

—   Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!   —   Муся вскочила и подбежала к окну.   — Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:

—   Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

—   Ну что? Что она говорила? Что ей нужно?   — спрашивали Мусю девочки.

—   Да у нее такой же флюс, как был у меня!   — радостно сообщила Муся.   — И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!

СЫНОВЬЯ

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

—   Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

—   А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого   нет,   —   говорит другая.

А третья молчит.

—   Что же ты про своего сына не скажешь?   — спрашивают ее соседки.

—   Что ж сказать?   — говорит женщина.   — Ничего в нем особенного нету.

Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок   — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит   — любуются им женщины.

Другой песню поет, соловьем заливается   — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

—   Ну, что? Каковы наши сыновья?

—   А где ж они?   — отвечает старик.   — Я только одного сына вижу!

ХОРОШЕЕ

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денек хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас!»

А сестренка тут как тут:

—   Погуляй со мной, Юра!

—   Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестренка, отошла.

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

—   Убери посуду, Юрочка.

—   Убирай сама   — некогда мне!

Покачала головой няня.

А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

—   Пошел вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.

А Юра к маме пошел:

—   Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

—   Погуляй с сестренкой, помоги няне посуду убрать, дай   водички Трезору.

СТОРОЖ

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в   колясках лежали нарядные куклы.

Ребята играли все вместе, и всем было   весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

—   Мое! Мое!   — кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили   — игрушек хватало на всех.

—   Как мы хорошо играем! Как нам весело!   — похвалились ребята воспитательнице.

—   А мне скучно!   — закричал из своего угла мальчик.

—   Почему?   — удивилась воспитательница.   — У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

—   Да потому, что он не игральщик, а сторож,   — объяснили за него дети.

ПЕЧЕНЬЕ

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками.

Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

—   Дели по одному,   — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

—   Ровно?   — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

—   Ровно… Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

—   Рассыпчатые! Сладкие!   — говорил Миша.

—   Угу!   — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на   маму   —   она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку   — она жевала корочку черного хлеба…

ОБИДЧИКИ

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

—   Не жалуйся,   — сказала однажды мать,   — надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

—   Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее,   —   хмуро   пояснил он.   — Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

—   Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под   лестницей   в самом уголке блеснула серебряная монетка.

—   Вот она!   — обрадовался Саша.   — Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам   вниз. Из темного пролета   лестницы   весело донеслось:

—   Вы-хо-ди!..

КАРТИНКИ

У Кати было много переводных картинок. На переменке Нюра подсела к Кате и со вздохом сказала:

—   Счастливая ты, Катя, все тебя любят! И в школе, и дома…

Катя благодарно взглянула на подругу и смущенно сказала:

—   А я бываю очень плохая… Я даже сама это чувствую…

—   Ну что ты! Что ты!   — замахала руками Нюра.   — Ты очень хорошая, ты самая добрая в классе, ты ничего не жалеешь… У другой девочки попроси

что-нибудь   — она ни за что не даст, а у тебя и просить не надо… Вот, например, переводные картинки…

—   Ах, картинки…   — протянула Катя, вытащила из парты конверт, отобрала несколько картинок и положила их перед Нюрой.   — Так бы сразу и

сказала… А зачем было хвалить?..

КТО ХОЗЯИН?

Большую черную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за

ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому

спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

—   Собака моя,   — говорил Коля,   — я первый увидел Жука и подобрал его!

—   Нет, моя,   — сердился Ваня,   — я перевязывал ей лапу и таскал для нее вкусные кусочки!

Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.

—   Моя! Моя!   — кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и

крикнул товарищу:

—   Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на   помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

—   Чья собака?   — сердито закричал он.

—   Моя,   — сказал Коля.

Ваня молчал.

ПРОСТО ТАК

Костя сделал скворечник и позвал Вову:

— Посмотри, какой птичий домик я сделал.

Вова присел на корточки.

— Ой, какой! Совсем настоящий! С   крылечком! Знаешь что, Костя, — робко сказал он, — сделай и мне такой! А я тебе за это планер сделаю.

— Ладно, — согласился Костя. — Только давай не за то и не за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник.

ЧТО ЛЕГЧЕ?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой   — боятся:

—   Попадет нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

—   Я скажу,   — говорит первый,   — будто волк на меня напал в лесу.

Испугается отец, и не будет браниться.

—   Я скажу,   — говорит второй,   — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

—   А я правду скажу,   — говорит третий.   — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка   — глядь: лесной сторож идет.

—   Нет,   — говорит,   — в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь   — вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут   — в гости идет.

Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь   — вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился.

Поворчала на него тетка, да и простила.

ДО ПЕРВОГО ДОЖДЯ

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли

по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье.

Девочки побежали.

—   Сними свой плащ, мы накроемся вместе!   — крикнула на бегу Таня.

—   Я не могу, я промокну!   — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

—   Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

—   У Маши был плащ, а я шла в одном платье,   — сказала Таня.

—   Так вы могли бы укрыться одним плащом,   — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.

—   Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

ЛЕКАРСТВО

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и   видит — одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит

на своем стульчике и командует:

— Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

— А куклу? Где моя кукла? — кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

— Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.

— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

— Еще бы! — сердито буркнул мальчик. — Я скоро совсем убегу из дому.

— Убежишь?

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!..

— Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает — другой пожалеет.

— Никто меня не   жалеет! —   крикнул   Павлик. — Брат на лодке   едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно я от

тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

— Что же, не берет тебя брат?

— А почему вы все спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду:

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя

прямо в глаза…

— А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую.

Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зеленые, синие,   красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу   и

накрыла рукой.

«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. —   Разве такая поймет волшебное слово!»

Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:

— Какую тебе?

— Мне синюю, — робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном

слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное

морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в   глазах, в улыбке…

— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.

«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил

руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!

— Ну отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.

— Пожалуйста, — повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал   мальчика по плечу, взъерошил ему волосы.

— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся.

«Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные

зонтиком непонятные знаки.

ВЫРВАННЫЙ ЛИСТ

У Димы кто-то вырвал из тетрадки чистый лист.

— Кто бы это мог сделать? — спросил Дима.

Все ребята молчали.

— Я думаю, что он сам выпал, — сказал Костя. — А может быть, тебе в магазине такую тетрадку дали… Или дома твоя сестренка вырвала этот лист.

Мало ли что бывает… Правда, ребята?

Ребята молча пожимали плечами.

— А еще, может, ты сам где-нибудь зацепился…   Крах! —   и готово!..

Правда, ребята?

Костя обращался то к одному, то к другому, торопливо объясняя.

— Кошка тоже могла вырвать этот лист… Еще как! Особенно котеночек какой-нибудь…

Уши у Кости покраснели, он все говорил, говорил что-то и никак не мог остановиться.

Ребята молчали, а Дима хмурился. Потом он хлопнул Костю по плечу и сказал:

— Хватит тебе!

Костя сразу обмяк, потупился и тихо сказал:

— Я отдам тебе тетрадь… У меня есть целая!..

       

www.smolpedagog.ru

Конспект урока по литературному чтению «Осеева Сторож» 2класс

Тема: Персонажи рассказа В. ОСЕЕВой « Сторож». Характеристика героя.

Цель: формирование правильной читательской деятельности.

Задачи:

  • формировать положительную мотивацию к чтению;

  • совершенствовать эмоциональную сферу.

  • совершенствовать навык вдумчивого чтения целыми словами;

  • отрабатывать правильное произношение и употребление слов;

  • расширять читательский кругозор;

  • обогащать лексический запас и грамматический строй речи;

  • развивать мыслительные операции и устную речь;

  • способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, смены поз, психологический комфорт.

.

Планируемые результаты:

– личностные: смыслообразование – понимать социальную роль и нравственную позицию ученика; самоопределение – иметь адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимать необходимость учения, осознавать свои возможности в учении; анализировать текст, учиться формулировать оценочные суждения.

– метапредметные: регулятивные – учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов; приобретать навыки работы с текстом; коммуникативные – учиться формулировать свои мысли, понимать собеседника, вступать в диалог; познавательные – осуществлять смысловое чтение;

– предметные: полно и правильно отвечать на вопросы по содержанию, представлять в своем воображении образ героя, читать текст выразительно, понимая содержание текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Какой раздел литературного чтения мы читаем? ( Читая – думаем.)

— Чему мы учимся, читая произведения этого раздела? (Понимать прочитанное.)

— Прочитаем на доске девиз нашего урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать».

II. Проверка домашнего задания.

— С творчеством каких писателей вы познакомились на прошлом уроке? (В.Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук» и С.Козлов «После долгой разлуки…»)

— Чему учат нас Сухомлинский и Козлов на примере своих сказок? (Каждому живому существу есть место в мире.)

— Вспомните героев этих произведений и найдите на стенах нашего класса черту характера, которая соответствует каждому персонажу.

соловей жадный

жук жизнерадостный

медвежонок заносчивый

ёжик мудрый

мечтательный

Заносчивый – высокомерный, самоуверенный, самовлюбленный.

— Какая черта характера не соответствует ни одному из персонажей? (жадность)

— Как вы объясните, что такое жадность?

— В толковом словаре дается следующее объяснение:

Жадность — это стремление к наживе, чрезмерная бережливость. Скупость.

III. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация.

— Кто догадался, о каком человеческом качестве мы будем говорить сегодня?

— Сегодня мы поговорим о таком человеческом качестве, как жадность, познакомимся с произведением на эту тему, будем учиться давать характеристику герою.

— Откройте учебник на с. 53, прочитайте фамилию автора. Знаком ли вам автор этого текста?

— Прочитаем полное имя, отчество и фамилию писательницы.

— Что вы можете о ней сказать? Какое её произведение мы читали в 1 классе? (Все вместе.)

-А сейчас я прочитаю, как сама Осеева говорила о том, почему она стала писать.

“Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась:

– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала мама.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных”

— Прочитайте название произведения и рассмотрите иллюстрацию. Какие мысли, предположения у вас возникли? Кто будут герои нашего произведения? Что вы о них можете сказать?

— Что надо сделать, чтобы проверить наши предположения? ( Надо текст прочитать.)

III. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное восприятие текста.

Читает учитель.

— Вам понравился рассказ? Какие мысли и чувства у вас возникли? Подтвердились ли ваши предположения?

— Кто главный герой рассказа? Какой он по возрасту?

— Поскольку мы будем много читать, размышлять, давайте подготовимся.

2. Подготовительные упражнения.

— А начнем мы с речевой разминки – с.53.

1) «Задание слоговика»

Читаем плавно по слогам, помогая ногами, затем – целыми словами.

Учебник максимально удалён от глаз – на вытянутой руке.

2) «Цепочка слов» 1-й ряд – первое слово и т.д.

— Объясните превращение слов в другие.

3) Читайте внимательно. Одно слово на левой стене, другое – на правой. Одно слово, которое вы будете читать, взято из текста, другое, похожее, вам предлагается для чтения в паре.

— Чем различаются слова? (Одной-двумя буквами)

— Почему авторы дают вам такие задания в учебнике? (Чтобы мы не допускали ошибок при чтении слов, различающихся одной или двумя буквами.)

Меняются местами.

3. Комментированное чтение.

— Какие игрушки были в детском саду?

— Как вели себя ребята?

— Как вел себя мальчик? Прочитайте, как описывается поведение мальчика во время игры.

— Почему он так поступил? (Он маленький, он жадничает в открытую.)

— Что вызвало удивление у воспитательницы?

— Как мальчик объяснил причину скуки?

— А вы можете сказать, почему мальчику было скучно?

— Что сказали другие дети?

— Почему дети назвали мальчика сторожем?

— Каким другим словом можно заменить слово «сторож» в этом рассказе?

— Какие слова автора помогают нам понять характер мальчика? (Собрал около себя целую кучу игрушек, охранял их, кричал, закрывал игрушки.)

4. Работа в паре.

— Расскажите о герое этого рассказа друг другу. Вам поможет план:

1. Возраст мальчика.

2. Поведение мальчика во время игры.

3. Настроение мальчика.

— Ничего не говорите, подумайте, а вас никогда так не называли: жадина?

5. Работа с текстом после чтения.

— Почему автор назвала рассказ «Сторож», а не «Жадина»? (Так его назвали дети.)

— Можно ли этого мальчика научить делиться с другими?

— Каким человеком вам представилась В.А.Осеева? (добрая, чуткая, понимает и любит детей)

— Всю свою жизнь посвятила детям. Она писала маленькие рассказы для того, чтобы её читатель смог самостоятельно прочитать. Ее герои дети. С ними происходят различные истории. А в конце своих рассказов В.А. заставляет своего читателя задуматься. Вот и сегодня мы прочитали рассказ и тоже задумались.

Советую прочитать рассказы В.А.Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья», «Печенье», «Просто так».

Зарядка для глаз.

6. Творческое задание.

— Как вы думаете, когда рассказ будет звучать интересней: когда читает один читатель или чтение по ролям?

— Сколько действующих лиц? (Воспитательница, ребята, мальчик.)

— Определите, где чьи слова. Слова автора возьмите в скобки.

— По тексту учебника определите, каким голосом нужно читать слова воспитательницы? ( удивилась)

— Ребят? (весело, похвалились)

— Мальчика? (кричал)

— Послушайте несколько исполнений рассказа по ролям и определите, кто читал роли выразительнее, эмоциональнее и артистичнее.

Выслушать 3 пары детей.

IV. Итог урока.

— О каком человеческом качестве мы говорили?

— Как вы думаете, к чему может привести жадность? (Останешься один.)

— Хочется закончить нашу беседу такими словами:

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.

Звучит песня «Улыбка»

Домашнее задание: тетрадь с.30-32.

— Прочитайте еще один рассказ В.Осеевой. Подумайте, чем он похож на рассказ «Сторож». Ответьте на вопросы после текста.

infourok.ru

Сказки и стихи для детей

 

Рис. В Горячева

БАБУШКА И ВНУЧКА

(В. Осеева)

 

Мама принесла Тане новую книгу.

Мама сказала:

— Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

— Садись, бабушка! — сказала Таня. — Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хва­лила обеих:

— Вот какие умницы вы у меня!

 

 

 

ДЕВОЧКА С КУКЛОЙ

(В. Осеева)

Рис. В Горячева

 

Юра вошёл в автобус и сел на детское место. Вслед за Юрой вошёл лейтенант. Юра вскочил:

— Садитесь, пожалуйста!

— Сиди, сиди! Я вот здесь сяду!

Лейтенант сел сзади Юры. По ступень­кам поднялась старушка. Юра хотел предло­жить ей место, но другой мальчик опере­дил его.

«Некрасиво получилось», — подумал Юра и стал зорко следить за дверью.

С передней площадки вошла девочка. Она прижимала к себе туго свёрнутое байковое одеяльце, из которого торчал кружевной чепчик.

Юра вскочил:

— Садитесь, пожалуйста!

Девочка кивнула головкой, села и, раскрыв одеяло, вытащила большую куклу.

Пассажиры засмеялись, а Юра покраснел.

— Я думал, она женщина с ребёнком, — смущённо пробормотал он.

Лейтенант одобрительно похлопал его по плечу:

—  Ничего, ничего! Девочкам тоже надо уступать место! Особенно девочке с кук­лой!

 

 

КТО ВСЕХ ГЛУПЕЕ

(В. Осеева)

 

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, де­вочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплё­нок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и усе­лись на скамейку — мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Рис. В Горячева

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню. Рас­сердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да ви­дит — мальчик большой, сильный.

И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, оби­делся, оскалил зубы. Таня — хозяйка, трогать её нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки; хотела цыплёнка Боську своим клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает её Барбос:

— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

— Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.

— Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает.

Услыхала Таня.

— И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня — сзади него нет никого.

«Неужели я самый глупый из всех?» — по­думал Ваня. 

 

 

ПАПА-ТРАКТОРИСТ

(В. Осеева)

 

Рис. В ГорячеваВитин папа тракторист. Каждый вечер, когда Витя ложится спать, папа собирается в поле.

— Папа, возьми меня с собой! — просит Витя.

— Вырастешь — возьму, — спокойно отве­чает папа.

И всю весну, пока папин трактор выез­жает на поля, между Витей и папой происходит один и тот же разговор:

— Папа, возьми меня с собой!

— Вырастешь — возьму.

Однажды папа сказал:

— И не надоело тебе, Витя, каждый день просить об одном и том же?

— А тебе, папа, не надоело каждый раз отвечать мне одно и то же? — спросил Витя.

— Надоело! — засмеялся папа и взял Витю с собой в поле.

 

 

ЗЛАЯ МАТЬ И ДОБРАЯ ТЁТЯ

(В. Осеева)

 

У Дашеньки были мама и тётя. Они обе лю­били свою девочку, но воспитывали её по-раз­ному.

Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы…

А тётя ничего не заставляла делать; она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала девочку в лес с подругами.

— У меня злая мать и добрая тётя! — го­ворила подругам Дашенька.

Но прошли годы, прошло с ними и дет­ство. Выросла Дашенька, поступила на рабо­ту. Не нахвалятся на неё люди — золотые ру­ки у Дашеньки: за что ни возьмётся, быстрей всех сделает…

— Кто же это научил тебя так рабо­тать? — спросят, бывало, женщины.

Загрустит Дашенька, опустит голову.

— Учила меня моя мама, спасибо ей.

А о тёте Дашенька ничего не скажет…

 

  

ПУГОВИЦА

(В. Осеева)

Рис. В Горячева

 

 

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала её к лифчику.

— А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?

—Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуго­вицы умеют и мальчики и девочки, а приши­вать-то всё больше достаётся бабушкам.

—Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто сама не ба­бушка!

 

 

 

 

СВОИМИ РУКАМИ

(В. Осеева)

 

Учитель рассказывал ребятам, какая чудес­ная жизнь будет при коммунизме, какие бу­дут построены летающие города-спутники и как люди научатся по своему желанию изме­нять климат, и на севере начнут расти южные деревья.

Много интересного рассказывал учитель, ребята слушали затаив дыхание.

— Но, — добавил учитель, — для того что­бы достичь всего этого, нужно ещё много и хо­рошо потрудиться!

Когда ребята вышли из класса, один маль­чик сказал:

— Я хотел бы заснуть и проснуться уже при коммунизме!

— Это не интересно! — перебил его дру­гой. — Я хотел бы видеть своими глазами, как это будет строиться!

— А я, — сказал третий мальчик, — хотел бы всё это строить своими руками!

 

 

ЛЕКАРСТВО

(В. Осеева)

 

Одна маленькая девочка всегда говорила своей маме: «Подай! Принеси!»

Однажды мама заболела и позвала доктора, а девочка в это время сидела на стульчике и кричала:

— Мама! Подай куклу! Принеси молока!

Доктор услышал и сказал:

—  Пока дочка не отвыкнет командовать, ма­ма не выздоровеет.

Девочка очень испугалась. И с тех пор, как только ей было что-нибудь нужно, она говорила:

— Я сама! Я сама!

И мама скоро выздоровела.

 

ПЕЧЕНЬЕ

(В. Осеева)

 

Рис. В Горячева

 

Мама высыпала на тарелку печенье. Ба­бушка весело зазвенела чашками. Вова и Ми­ша уселись за стол.

— Дели по одному, — строго сказал Миша. Мальчики выгребли всё печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо.

Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда всё пе­ченье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала ко­рочку хлеба…

 

 

 

 

НАВЕСТИЛА

(В. Осеева)

 

Рис. В ГорячеваВаля не пришла в класс. Подруги посла­ли к ней Мусю.

— Пойди и узнай, что с ней: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

— Ох, Валечка! — сказала Муся, присажи­ваясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый на­рыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…

— Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щёку. — А мне надо бы по­лосканье…

— Ох, Валечка! Мне тоже давали поло­сканье. И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка, го­рячая-горячая…

Валя оживилась и закивала головой:

— Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…

— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!

Муся вскочила и подбежала к окну.

— Так и есть — дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:

— Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

— Ну что? Что она говорила? Что ей нуж­но? — спрашивали Мусю девочки.

— Да у неё такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся.   — И она ничего не говорила! А помогают ей только грел­ка и полосканье!

 

ТРИ СЫНА

(В. Осеева)

 Рис. В Горячева

Было у матери три сына — три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трёх сыновей — трёх бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Верну­лись к матери три героя: лётчик, танкист и моряк!

 

 

ЖАДНАЯ МАТЬ

(В. Осеева)

 

Когда мальчик был маленький, люди го­ворили:

—  У этого ребёнка жадная мать: она ни­когда не даст ему даже конфетки, не разделив её пополам.

Когда мальчик вырос, люди говорили:

—  У этого парня счастливая мать: он ни­когда не съест куска, не разделив его с ней пополам.

 

КТО НАКАЗАЛ ЕГО?

(В. Осеева) 

Рис. В. Горячева

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

— Кто наказал его? — спросила соседка.

— Он сам наказал себя, — ответила мама.

 

 

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ

(В. Осеева)

 

Один раз мама сказала папе:

— Не повышай голос!

И папа сразу заговорил тихо.

С тех пор Таня никогда не повышает голос. Хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Ещё бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?

Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

 

 

ОБИДЧИКИ

(В. Осеева)

Рис. В Горячева

 

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

— Не жалуйся, — сказала однажды мать. — Надо самому лучше относиться к това­рищам, тогда и товарищи не будут тебя оби­жать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Са­ша, что-то искал.

— Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, — хмуро пояснил он. — Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром ма­ма, и нерешительно предложил:

— Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше по­счастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

— Вот она! — обрадовался Саша. — Испу­галась нас и нашлась. Спасибо тебе! Выходи во двор! Ребята не тронут! Я сейчас, только за хле­бом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело донеслось:

— Вы-хо-ди!

 

     

 

СТОРОЖ

(В. Осеева) 

Рис. В Горячева

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он со­брал около себя целую кучу игрушек и охра­нял их от ребят.

— Моё! Моё! — кричал он, закрывая иг­рушки руками.

Дети не спорили — игрушек хватало на всех.

— Как мы хорошо играем! Как нам весе­ло! — похвалились ребята воспитательнице.

— А мне скучно! — закричал из своего угла мальчик.

— Почему? — удивилась воспитательница. — У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

— Да потому, что он не игральщик, а сторож, — объяснили за него дети.

 

 

КАРТИНКИ

(В. Осеева)

 

Рис. В Горячева

 

У Кати было много переводных картинок. На переменке Нюра подсела к Кате и со вздо­хом сказала:

— Счастливая ты, Катя, все тебя любят! И в школе, и дома…

Катя благодарно взглянула на подругу и смущённо сказала:

— А я бываю очень плохая… я даже сама это чувствую…

— Ну что ты! Что ты! — замахала руками Нюра. — Ты очень хорошая, ты самая добрая в классе, ты ничего не жалеешь… У другой девочки попроси что-нибудь, она ни за что не даст, а у тебя и просить не надо… Вот, напри­мер, переводные картинки…

— Ах, картинки… — протянула Катя, вы­тащила из парты конверт, отобрала несколько картинок и положила их перед Нюрой. — Так бы сразу и сказала…

 

 

 

ДОЛГ

(В. Осеева)

 

Рис. В ГорячеваПринёс Ваня в класс коллекцию марок.

— Хорошая коллекция! — одобрил Петя и тут же сказал: — Знаешь что, у тебя тут много марок совершенно одинаковых. Ты дай их мне, я тоже начну собирать коллекцию. А на празд­ники, когда отец даст мне денег, я куплю марок и поделюсь с тобой.

— Бери, конечно! — согласился Ваня.

На праздники отец не дал Пете денег, а купил ему марки сам. Марки были очень кра­сивые, но одинаковых не было, и Петя не смог отдать товарищу долг.

— Я тебе потом отдам, — сказал он Ване.

— Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Я и думать про них не хочу! — зама­хал руками Ваня. — Вот давай лучше в пёрышки сыграем!

Вытряхнул он на парту целую кучу новень­ких перьев. Стали играть. Не повезло Пете — проиграл он десять перьев. Насупился.

— Кругом я у тебя в долгу!

— Какой это долг! — говорит Ваня. — Я с тобой в шутку играл!

Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у него толстый, по лицу веснушки рассыпа­лись, глаза какие-то круглые…

«И чего я с ним дружу? — подумал Пе­тя. — Только долги набираю».

И стал он от товарища бегать. С другими мальчиками дружит, а у самого какая-то обида на Ваню.

Ляжет он спать и думает:

«Прикоплю ещё марок, и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам: вместо десяти перьев — пятнадцать…»

А Ваня о Петиных долгах и не думает. Удивляется он, что это такое с товарищем слу­чилось.

Подходит он как-то к нему и спрашивает:

— За что ты косишься на меня, Петя?

Не выдержал Петя. Покраснел весь, нагово­рил товарищу грубостей.

— Ты думаешь, ты один порядочный… А другие — нет. Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видал?

Попятился Ваня от товарища, захлебнулся от обиды, хотел что-то сказать, и только рукой махнул.

Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване:

— Получай все долги сполна! — Сам ра­достный, глаза блестят. — Ничего за мной не пропало!

— Нет, пропало, — говорит Ваня. — И того, что пропало, не вернёшь ты мне уже никогда!

 

 

ПЕРЫШКО

(В. Осеева)

 

Рис. В. ГорячеваУ Миши было новое перо, а у Феди ста­рое. Когда Миша пошёл к доске, Федя обменял своё перо на Мишино. Миша это заметил и на переменке спросил:

— Зачем ты взял моё пёрышко?

— Подумаешь, невидаль — пёрышко! — закри­чал Федя. — Нашёл чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу!

— Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! — рассердился Миша.

Вокруг Миши и Феди собрались ребята.

— Жалко пёрышка! Для своего же това­рища! — кричал Федя. — Эх, ты!

Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:

Да я не давал тебе… Ты сам взял… Ты обменял…

Но Федя не давал ему говорить. Он раз­махивал руками и кричал на весь класс:

— Эх, ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!

— Да отдай ты ему это пёрышко, и дело с концом! — сказал кто-то из мальчиков.

— Конечно, отдай, раз он такой… — поддержали другие.

— Отдай! Не связывайся! Хорош гусь! Из-за одного пера крик подымает!

Миша вспыхнул. На глазах у него показа­лись слёзы. Федя поспешно схватил свою руч­ку. вытащил из неё Мишино перо и бросил его на парту:

—  На, получай! Заплакал! Из-за одного пё­рышка!

Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Ми­ша всё сидел и плакал.

 

  

МЕЧТАТЕЛЬ

 (В. Осеева)

 

Рис. В. Горячева

Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.

— Интересно, — сказал Толя, — как это со­вершаются подвиги? Я всё время мечтаю о по­двиге!

— А я об этом даже не думаю, — ответил Юра и вдруг остановился… 

С реки донеслись отчаянные крики о помо­щи. Оба мальчика помчались на зов… Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону кни­ги и, достигнув берега, бросился в воду.

А Толя бегал по берегу и кричал:

— Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом втащил на берег плачущего малыша.

— Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадо­вался Толя. — Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что бы­ло бы!

 

 

СЛУЧАЙ

 (В. Осеева)

 

Мама подарила Коле цветные карандаши.

Однажды к Коле пришёл его товарищ Витя.

— Давай рисовать!

Коля положил на стол коробку с каранда­шами. Там было только три карандаша: крас­ный, зелёный и синий.

— А где же остальные? — спросил Витя.

Коля пожал плечами.

— Да я роздал их: коричневый взяла под­ружка сестры — ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора — она свои по­теряла… А чёрный и жёлтый взял у меня Пе­тя—у него как раз таких не хватало…

— Но ведь ты сам остался без каранда­шей! — удивился товарищ. — Разве они тебе не нужны?

— Нет, очень нужны. Но всё такие случаи, что никак нельзя не дать!

Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал:

— Всё равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне! У меня ни одного цветного карандаша нет!

Коля посмотрел на пустую коробку.

— Ну, бери… раз уж такой случай… — пробормотал он.

 

 

СТРОИТЕЛЬ

 (В. Осеева)

 

Рис. В. ГорячеваНа дворе возвышалась горка красной глины. Сидя на корточках, мальчики рыли в ней замыс­ловатые ходы и строили крепость. И вдруг они заметили в сторонке другого мальчика, ко­торый тоже копался в глине, макал в жестянку с водой красные руки и старательно обмазывал стены глиняного дома.

— Эй, ты, что ты там делаешь? — окликну­ли его мальчики.

— Я строю дом.

Мальчики подошли ближе.

— Какой же это дом? У него кривые окна и плоская крыша. Эх ты, строитель!

— Да его только двинь — и он развалит­ся! — крикнул один мальчик и ударил домик ногой.

Одна стена обвалилась.

— Эх, ты! Кто же так строит? — кричали мальчики, разрушая свежевымазанные стены. 

Строитель сидел молча и, сжав кулаки, смо­трел на разрушение своего дома. Он ушёл толь­ко тогда, когда рухнула последняя стена.

А на другой день мальчики увидели его на том же месте. Он снова строил свой глиняный дом и, макая в жестянку красные руки, стара­тельно воздвигал второй этаж…

 

вернуться к содержанию

 

sskazki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *