cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Описание вариативных форм способов методов и средств реализации программы – Рабочая программа на тему: Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.

Рабочая программа на тему: Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.

2.1.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.

    При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание в Программе уделяется развитию детской индивидуальности, учету темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. В Программе больше времени дается для свободной деятельности детей по выбору. Однако это не просто время, когда дети представлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности. Так, воспитатель может присоединиться к детям, занимающимся рисованием, и помочь им продвинуться в создании самостоятельных замыслов или в использовании новых приемов. Возможно так же в это время и наблюдение за детьми с целью выявления  особенностей их взаимодействия и деятельности.

     Образовательная работа воспитателя с детьми происходит в процессе различных образовательных ситуаций. Образовательные ситуации могут специально создаваться для решения какой-либо образовательной задачи. Такие ситуации специально организуются, планируются, для них готовится материал, продумывается место и время их создания (организации). Иначе говоря, это «прямые» образовательные ситуации (например, ситуации которые раньше организовывались как занятия). Основная цель и задача педагога в таких ситуациях – образовательная: развитие у детей познавательных и творческих способностей, психических качеств, сообщение им знаний, создание условий для овладения детьми определенными действиями.

Взаимодействие педагога с детьми часто происходит в ситуациях, которые можно назвать «бытовыми». Это ситуации режимных моментов, свободного взаимодействия детей друг с другом. Для педагога цель в таких ситуациях – решение бытовой проблемы: одевание детей, обеспечение гигиены детей, их питания, сна, разрешение конфликтов между детьми. Такие ситуации, однако, могут и должны использоваться и для решения других образовательных задач. Ситуации, преследующие одну цель, но используемые в то же время для решения других образовательных задач являются «косвенными».

     Взаимодействие педагога с детьми, детей друг с другом носит характер диалога и активного сотрудничества. Для образовательной работы воспитатель может использовать все многообразие форм работы, ситуаций взаимодействия и общения с детьми. Это могут быть:

  • свободная игра детей
  • ролевая игра воспитателя с детьми (индивидуально или с несколькими)

По видам детской активности:

Виды детской активности

Формы и средства реализации Программы

Двигательная

  • утренняя и бодрящая гимнастика
  • физкультминутки
  • динамические паузы
  • игры и упражнения с речевым сопровождением (стихи, песенки, потешки, считалки и др.)
  • игры и упражнения под музыку
  • подвижные дидактические игры
  • подвижные игры с правилами
  • игры с элементами спорта
  • соревнования (эстафеты)
  • досуги 
  • сюжетные, игровые, тематические, комплексные, тренировочные, контрольно-диагностические («занятия») формы непосредственно образовательной деятельности.

Игровая

  • дидактические игры
  • интеллектуально развивающие
  • дидактические с элементами движения
  • сюжетно-ролевые
  • подвижные
  • игры с элементами спорта
  • народные игры
  • музыкальные
  • хороводные
  • театрализованные
  • режиссерские
  • игры-драматизации
  • игра-фантазия
  • строительно-конструктивные
  • игры на развитие коммуникации и др.

Продуктивная

  • рисование
  • лепка
  • аппликация
  • художественный труд
  • проектная деятельность
  • творческие задания
  • изготовление (предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности, украшений к праздникам, сувениров и др.)
  • создание макетов, коллекций и их оформление и др.

Коммуникативная

  • Моделирование ситуаций
  • беседы (диалоги)
  • рассказ с дальнейшим обсуждением
  • разучивание стихов, потешек и др.
  • чтение, рассматривание с дальнейшим обсуждением
  • создание ситуаций (проблемных, морального выбора и др.)
  • ситуативный разговор
  • Тренинги
  • интервьюирование
  • рассказывание (составление рассказов, сочинение сказок и др.)
  • сочинение и отгадывание загадок
  • проектная деятельность
  • коммуникативные игры
  • свободное общение по теме
  • игры с речевым сопровождением
  • игры (театрализованные, сюжетно-ролевые игры и др.)
  • инсценирование и драматизация и др.
  • правила компромиссного общения и взаимодействия

Трудовая

  • ручной труд
  • дежурство
  • поручение
  • задание
  • совместная трудовая деятельность и др.

Познавательно — исследовательская

  • игровое моделирование ситуаций
  • наблюдения с обсуждением
  • рассказ с дальнейшим обсуждением
  • экскурсии с дальнейшим обсуждением
  • рассматривание с дальнейшим обсуждением
  • решение проблемных ситуаций
  • экспериментирование
  • коллекционирование
  • моделирование
  • конструирование
  • проектная деятельность
  • игры (дидактические, интеллектуально-развивающие и др.)  и др.
  • информационно-компьютерные средства
  • логические рассуждения
  • актуализация опыта детей
  • выявление причинно-следственных связей
  • обследование предметов

Музыкально — художественная

  • слушание с дальнейшим обсуждением
  • исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах)
  • инсценирование и драматизация
  • музыкально-ритмические упражнения
  • экспериментирование  со  звуками
  • подвижные игры с музыкальным сопровождением
  • музыкально-дидактические игры
  • беседы и др.
  • досуги

Чтение художественной литературы

  • чтение с обсуждением
  • рассказ
  • беседа
  • ситуативный разговор
  • викторины по прочитанным произведениям
  • рассматривание иллюстраций и др.
  • инсценирование и драматизация
  • разучивание
  • чтение с последующими играми (театрализованная, игра-фантазия, сюжетно-ролевая, режиссерская и др.) и др.

Каждая из перечисленных ситуаций может рассматриваться как образовательная и вносить свой вклад в развитие ребенка. Важно при этом осознанное профессиональное отношение педагога к взаимодействию и общению с детьми.

2.1.3. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик.

Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми

Это также  апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

В МБДОУ д/с № 22 применяются следующие виды культурных практик:

  • Игровые (самостоятельная игра детей, совместная игра детей со взрослым, сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры, двигательные, режиссерская игра и др.)
  • Исследовательские (наблюдение, моделирование, экспериментирование, проектная деятельность и др.)
  • Коммуникативные (ситуации общения и накопления опыта и др.)
  • Творческие мастерские (художественное конструирование, творческая продуктивная деятельность детей)
  • Музыкально-театральные гостиные
  • Детский досуг
  • Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность

nsportal.ru

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы

Вариативные формы работы с детьми, способствующие реализации программы:

Формы непрерывной непосредственной образовательной деятельности:

· игровые упражнения и игровые проблемные ситуации с включением различных форм двигательной активности

· развивающая игра с включением различных форм активности

· игры и игровые ситуации с включением различных форм активности

· физкультурные праздники

· физкультурно-музыкальный досуг

· игры-соревнования

· подвижные игры с правилами

· подвижные дидактические игры

· фестиваль подвижных игр

· народные подвижные игры

· календарные народные праздники (спортивно-обрядовые)

Формы работы по обеспечению ценностей здорового образа жизни:

1. сюжетно-игровая игра

2. дидактические игры

3. ситуационный разговор

4. беседа

5. рассказ

6. интегративная детская деятельность

7. проблемная ситуация

8. тематический досуг

Методы и приемы по развитию двигательной деятельности:

— методы слухового восприятия:

P рассказ

P описание

P объяснение

P беседа (в начале и конце занятия)

P разговор

P распоряжения

P оценка

P команда

P под счет

— методы зрительного восприятия:

ü показ физических упражнений

ü демонстрация наглядных пособий (картинки, диафильм, рисунки, фотографии)

— методы двигательного восприятия

ü игровой метод

ü соревновательный метод

ü метод разучивания по частям

ü метод разучивания в целом

ü равномерный метод

ü переменный метод

ü повторный метод

Методы и приемы по обеспечению ценностей здорового образа жизни

1. предполагающий накопления представлений оценок и суждений:

P наблюдение

P опыты

P примеры взрослых

P проблемные беседы

2. вызывающий познавательную активность:

P сравнительное наблюдение

P чтение художественной литературы

P проектирование

3. активизирующий поведение и деятельность:

P пример сверстников

P самооценка

P поощрение

P моделирование

Средства реализации программы

1. физические упражнения:

ü гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения, построения и перестроения, танцевальные упражнения)

ü подвижные игры (сюжетные и бессюжетные),

2. гигиенические факторы:

ü общий режим занятий, отдыха, питания, сна

ü гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, помещения, площадки

3. естественные силы природы:

ü солнце

ü воздух

ü вода

4. народные средства воспитания

ü — посильный физический труд

ü — умеренное питание



ü — правильно организованный уклад жизни

ü — календарные народные праздники физкультурно-спортивной направленности

ü — народные физические упражнения (подвижные игры, соревнования, акробатика)

ü — предметно-пространственная среда, стимулирующая физическую активность детей

ü — произведения устного творчества (сказки и мифы)

ü — народная игрушка (моторная игрушка)

Особенности образовательной деятельности:

Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуется не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:

— в младшей группе 15 мин

В теплое время года непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.

Расписание образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура»

№ группы День недели
Понедельник (в группе) Среда 8.55-9.10 Пятница 8.45-9.00
Вторник 8.50-9.00 Четверг 8.40-8.55 Пятница (в группе)
Вторник 9.10-9.25 Четверг 9.00-9.15 Пятница (в группе)

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Главным условием организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования является полноценно организованная образовательная среда, которая строится с учетом реализации образовательных областей в двух основных составляющих (моделях) организации образовательного процесса:

1) Совместная (партнерская) деятельность взрослого и детей;

2) Самостоятельная деятельность детей.

Но педагогом может организовываться и учебная модель организации образовательного процесса, так как ФГОС дошкольного образования предусматривает задачу формирования предпосылок учебной деятельности.

 

cyberpedia.su

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.


⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 11Следующая ⇒

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Особенности образовательной деятельности разных видов

Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников учреждения.

Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и должно быть направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на формирование развивающей предметно-пространственной среды. Планирование деятельности направлено на совершенствование ее деятельности и учитывает результаты как внутренней, так и внешней оценки качества реализации Программы.

Проектирование образовательного процесса в учреждении организуется в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья.

Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В то же время освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления.

Особенностью организации образовательной деятельности по Программе является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.

Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.

Воспитатель также широко использует ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.

Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Образовательные ситуации могут запускать инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности,который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игроболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, создания спектаклей-коллажей и многое другое.

Образовательная деятельностьоснована на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.

Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. В сетке непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности.

Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах — это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры- инсценировки, игры-этюды и пр.

При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр — драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).

Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.

Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух и как прослушивание аудиозаписи.

Конструирование и изобразительная деятельность детейпредставлена разными видамихудожественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности. Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.

Музыкальная деятельностьорганизуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем ДОО в специально оборудованном помещении.

Двигательная деятельностьорганизуется в процессе занятий физической культурой, требования, к проведению которых согласуются дошкольной организацией с положениями действующего СанПиН.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы

Поиск Лекций

Вариативные формы работы с детьми, способствующие реализации программы:

Формы работы по развитию двигательной деятельности:

· игровые упражнения и игровые проблемные ситуации с включением различных форм двигательной активности

· развивающая игра с включением различных форм активности

· игры и игровые ситуации с включением различных форм активности

· физкультурные праздники

· физкультурно-музыкальный досуг

· игры-соревнования

· подвижные игры с правилами

· подвижные дидактические игры

· фестиваль подвижных игр

· утренняя гимнастика

· физкультминутки

· народные подвижные игры

· национальные виды спорта

· календарные народные праздники (спортивно-обрядовые)

Формы работы по обеспечению ценностей здорового образа жизни:

1. сюжетно-игровая игра

2. дидактические игры

3. ситуационный разговор

4. беседа

5. рассказ

6. интегративная детская деятельность

7. проблемная ситуация

8. тематический досуг

Методы и приемы по развитию двигательной деятельности:

— методы слухового восприятия:

P рассказ

P описание

P объяснение

P беседа (в начале и конце занятия)

P разговор

P распоряжения

P оценка

P команда

P под счет

— методы зрительного восприятия:

ü показ физических упражнений

ü демонстрация наглядных пособий (картинки, диафильм, рисунки, фотографии)

— методы двигательного восприятия

ü игровой метод

ü соревновательный метод

ü метод разучивания по частям

ü метод разучивания в целом

ü равномерный метод

ü переменный метод

ü повторный метод

Методы и приемы по обеспечению ценностей здорового образа жизни:

1. предполагающий накопления представлений оценок и суждений

P наблюдение

P опыты

P примеры взрослых

P проблемные беседы

2. вызывающий познавательную активность:

P сравнительное наблюдение

P чтение художественной литературы

P проектирование

3. активизирующий поведение и деятельность

P пример сверстников

P самооценка

P поощрение

P моделирование

Средства реализации программы:

1. физические упражнения:

ü гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения, построения и перестроения, танцевальные упражнения)

ü подвижные игры (сюжетные и бессюжетные)

ü игры с элементами спорта (городки, настольный теннис, хоккей, баскетбол, футбол)

ü спортивные упражнения

ü простейший туризм

2. гигиенические факторы:

ü общий режим занятий, отдыха, питания, сна

ü гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, помещения, площадки

3. естественные силы природы:

ü солнце

ü воздух

ü вода

4. народные средства воспитания

ü посильный физический труд

ü умеренное питание

ü правильно организованный уклад жизни

ü календарные народные праздники физкультурно-спортивной направленности

ü народные физические упражнения (подвижные игры, соревнования, акробатика)

ü предметно-пространственная среда, стимулирующая физическую активность детей

ü произведения устного творчества (сказки и мифы)

ü народная игрушка (моторная игрушка)

 

Расписание образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура»

№ группы День недели
№ 10 Понедельник 15.15-15.45 Среда 10.25-10.55 Среда (на воздухе)
№ 4 Вторник 15.15-15.45 Четверг 10.20-10.50 Пятница (на воздухе)

 

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик:

Главным условием организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования является полноценно организованная образовательная среда, которая строится с учетом реализации образовательных областей в двух основных составляющих (моделях) организации образовательного процесса:

ü совместная (партнерская) деятельность взрослого и детей

ü самостоятельная деятельность детей

Но педагогом может организовываться и учебная модель организации образовательного процесса, так как ФГОС дошкольного образования предусматривает задачу формирования предпосылок учебной деятельности.

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы:

ü дыхательная гимнастика (по А.Н. Стрельниковой)

ü фитбол-гимнастика (по Ж.Е. Фирилевой, Е.Г.Сайкиной)

ü оздоровительный бег (по Ю. М. Змановскому)

ü ритмическая гимнастика (по Ж.Е. Фирилевой, Е.Г.Сайкиной)

ü игровой стретчинг (по Сулим Е.В.)

2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников:

Размещение информации на стендах в группах и холлах

Мастер – классы и консультации для родителей

Анкетирование, опросы, беседы

Спортивные праздники и развлечения, досуги

Размещение информации на сайте учреждения и в сетевом городе


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *