Описание вариативных форм способов методов и средств реализации программы – Рабочая программа на тему: Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Рабочая программа на тему: Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
2.1.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание в Программе уделяется развитию детской индивидуальности, учету темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. В Программе больше времени дается для свободной деятельности детей по выбору. Однако это не просто время, когда дети представлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности. Так, воспитатель может присоединиться к детям, занимающимся рисованием, и помочь им продвинуться в создании самостоятельных замыслов или в использовании новых приемов. Возможно так же в это время и наблюдение за детьми с целью выявления особенностей их взаимодействия и деятельности.
Образовательная работа воспитателя с детьми происходит в процессе различных образовательных ситуаций. Образовательные ситуации могут специально создаваться для решения какой-либо образовательной задачи. Такие ситуации специально организуются, планируются, для них готовится материал, продумывается место и время их создания (организации). Иначе говоря, это «прямые» образовательные ситуации (например, ситуации которые раньше организовывались как занятия). Основная цель и задача педагога в таких ситуациях – образовательная: развитие у детей познавательных и творческих способностей, психических качеств, сообщение им знаний, создание условий для овладения детьми определенными действиями.
Взаимодействие педагога с детьми часто происходит в ситуациях, которые можно назвать «бытовыми». Это ситуации режимных моментов, свободного взаимодействия детей друг с другом. Для педагога цель в таких ситуациях – решение бытовой проблемы: одевание детей, обеспечение гигиены детей, их питания, сна, разрешение конфликтов между детьми. Такие ситуации, однако, могут и должны использоваться и для решения других образовательных задач. Ситуации, преследующие одну цель, но используемые в то же время для решения других образовательных задач являются «косвенными».
Взаимодействие педагога с детьми, детей друг с другом носит характер диалога и активного сотрудничества. Для образовательной работы воспитатель может использовать все многообразие форм работы, ситуаций взаимодействия и общения с детьми. Это могут быть:
- свободная игра детей
- ролевая игра воспитателя с детьми (индивидуально или с несколькими)
По видам детской активности:
Виды детской активности | Формы и средства реализации Программы |
Двигательная |
|
Игровая |
|
Продуктивная |
|
Коммуникативная |
|
Трудовая |
|
Познавательно — исследовательская |
|
Музыкально — художественная |
|
Чтение художественной литературы |
|
Каждая из перечисленных ситуаций может рассматриваться как образовательная и вносить свой вклад в развитие ребенка. Важно при этом осознанное профессиональное отношение педагога к взаимодействию и общению с детьми.
2.1.3. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик.
Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми
Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
В МБДОУ д/с № 22 применяются следующие виды культурных практик:
- Игровые (самостоятельная игра детей, совместная игра детей со взрослым, сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры, двигательные, режиссерская игра и др.)
- Исследовательские (наблюдение, моделирование, экспериментирование, проектная деятельность и др.)
- Коммуникативные (ситуации общения и накопления опыта и др.)
- Творческие мастерские (художественное конструирование, творческая продуктивная деятельность детей)
- Музыкально-театральные гостиные
- Детский досуг
- Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность
nsportal.ru
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
Вариативные формы работы с детьми, способствующие реализации программы:
Формы непрерывной непосредственной образовательной деятельности:
· игровые упражнения и игровые проблемные ситуации с включением различных форм двигательной активности
· развивающая игра с включением различных форм активности
· игры и игровые ситуации с включением различных форм активности
· физкультурные праздники
· физкультурно-музыкальный досуг
· игры-соревнования
· подвижные игры с правилами
· подвижные дидактические игры
· фестиваль подвижных игр
· народные подвижные игры
· календарные народные праздники (спортивно-обрядовые)
Формы работы по обеспечению ценностей здорового образа жизни:
1. сюжетно-игровая игра
2. дидактические игры
3. ситуационный разговор
4. беседа
5. рассказ
6. интегративная детская деятельность
7. проблемная ситуация
8. тематический досуг
Методы и приемы по развитию двигательной деятельности:
— методы слухового восприятия:
P рассказ
P описание
P объяснение
P беседа (в начале и конце занятия)
P разговор
P распоряжения
P оценка
P команда
P под счет
— методы зрительного восприятия:
ü показ физических упражнений
ü демонстрация наглядных пособий (картинки, диафильм, рисунки, фотографии)
— методы двигательного восприятия
ü игровой метод
ü соревновательный метод
ü метод разучивания по частям
ü метод разучивания в целом
ü равномерный метод
ü переменный метод
ü повторный метод
Методы и приемы по обеспечению ценностей здорового образа жизни
1. предполагающий накопления представлений оценок и суждений:
P наблюдение
P опыты
P примеры взрослых
P проблемные беседы
2. вызывающий познавательную активность:
P сравнительное наблюдение
P чтение художественной литературы
P проектирование
3. активизирующий поведение и деятельность:
P пример сверстников
P самооценка
P поощрение
P моделирование
Средства реализации программы
1. физические упражнения:
ü гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения, построения и перестроения, танцевальные упражнения)
ü подвижные игры (сюжетные и бессюжетные),
2. гигиенические факторы:
ü общий режим занятий, отдыха, питания, сна
ü гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, помещения, площадки
3. естественные силы природы:
ü солнце
ü воздух
ü вода
4. народные средства воспитания
ü — посильный физический труд
ü — умеренное питание
ü — правильно организованный уклад жизни
ü — календарные народные праздники физкультурно-спортивной направленности
ü — народные физические упражнения (подвижные игры, соревнования, акробатика)
ü — предметно-пространственная среда, стимулирующая физическую активность детей
ü — произведения устного творчества (сказки и мифы)
ü — народная игрушка (моторная игрушка)
Особенности образовательной деятельности:
Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуется не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:
— в младшей группе 15 мин
В теплое время года непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.
Расписание образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура»
№ группы | День недели | ||
№ | Понедельник (в группе) | Среда 8.55-9.10 | Пятница 8.45-9.00 |
№ | Вторник 8.50-9.00 | Четверг 8.40-8.55 | Пятница (в группе) |
№ | Вторник 9.10-9.25 | Четверг 9.00-9.15 | Пятница (в группе) |
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Главным условием организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования является полноценно организованная образовательная среда, которая строится с учетом реализации образовательных областей в двух основных составляющих (моделях) организации образовательного процесса:
1) Совместная (партнерская) деятельность взрослого и детей;
2) Самостоятельная деятельность детей.
Но педагогом может организовываться и учебная модель организации образовательного процесса, так как ФГОС дошкольного образования предусматривает задачу формирования предпосылок учебной деятельности.
cyberpedia.su
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 11Следующая ⇒
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Особенности образовательной деятельности разных видов
Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников учреждения.
Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и должно быть направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на формирование развивающей предметно-пространственной среды. Планирование деятельности направлено на совершенствование ее деятельности и учитывает результаты как внутренней, так и внешней оценки качества реализации Программы.
Проектирование образовательного процесса в учреждении организуется в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья.
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В то же время освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления.
Особенностью организации образовательной деятельности по Программе является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.
Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.
Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.
Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.
Воспитатель также широко использует ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.
Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
Образовательные ситуации могут запускать инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.
Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности,который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игроболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, создания спектаклей-коллажей и многое другое.
Образовательная деятельностьоснована на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. В сетке непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности.
Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах — это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры- инсценировки, игры-этюды и пр.
При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр — драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.
Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух и как прослушивание аудиозаписи.
Конструирование и изобразительная деятельность детейпредставлена разными видамихудожественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности. Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
Музыкальная деятельностьорганизуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем ДОО в специально оборудованном помещении.
Двигательная деятельностьорганизуется в процессе занятий физической культурой, требования, к проведению которых согласуются дошкольной организацией с положениями действующего СанПиН.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
Поиск ЛекцийВариативные формы работы с детьми, способствующие реализации программы:
Формы работы по развитию двигательной деятельности:
· игровые упражнения и игровые проблемные ситуации с включением различных форм двигательной активности
· развивающая игра с включением различных форм активности
· игры и игровые ситуации с включением различных форм активности
· физкультурные праздники
· физкультурно-музыкальный досуг
· игры-соревнования
· подвижные игры с правилами
· подвижные дидактические игры
· фестиваль подвижных игр
· утренняя гимнастика
· физкультминутки
· народные подвижные игры
· национальные виды спорта
· календарные народные праздники (спортивно-обрядовые)
Формы работы по обеспечению ценностей здорового образа жизни:
1. сюжетно-игровая игра
2. дидактические игры
3. ситуационный разговор
4. беседа
5. рассказ
6. интегративная детская деятельность
7. проблемная ситуация
8. тематический досуг
Методы и приемы по развитию двигательной деятельности:
— методы слухового восприятия:
P рассказ
P описание
P объяснение
P беседа (в начале и конце занятия)
P разговор
P распоряжения
P оценка
P команда
P под счет
— методы зрительного восприятия:
ü показ физических упражнений
ü демонстрация наглядных пособий (картинки, диафильм, рисунки, фотографии)
— методы двигательного восприятия
ü игровой метод
ü соревновательный метод
ü метод разучивания по частям
ü метод разучивания в целом
ü равномерный метод
ü переменный метод
ü повторный метод
Методы и приемы по обеспечению ценностей здорового образа жизни:
1. предполагающий накопления представлений оценок и суждений
P наблюдение
P опыты
P примеры взрослых
P проблемные беседы
2. вызывающий познавательную активность:
P сравнительное наблюдение
P чтение художественной литературы
P проектирование
3. активизирующий поведение и деятельность
P пример сверстников
P самооценка
P поощрение
P моделирование
Средства реализации программы:
1. физические упражнения:
ü гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения, построения и перестроения, танцевальные упражнения)
ü подвижные игры (сюжетные и бессюжетные)
ü игры с элементами спорта (городки, настольный теннис, хоккей, баскетбол, футбол)
ü спортивные упражнения
ü простейший туризм
2. гигиенические факторы:
ü общий режим занятий, отдыха, питания, сна
ü гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, помещения, площадки
3. естественные силы природы:
ü солнце
ü воздух
ü вода
4. народные средства воспитания
ü посильный физический труд
ü умеренное питание
ü правильно организованный уклад жизни
ü календарные народные праздники физкультурно-спортивной направленности
ü народные физические упражнения (подвижные игры, соревнования, акробатика)
ü предметно-пространственная среда, стимулирующая физическую активность детей
ü произведения устного творчества (сказки и мифы)
ü народная игрушка (моторная игрушка)
Расписание образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура»
№ группы | День недели | ||
№ 10 | Понедельник 15.15-15.45 | Среда 10.25-10.55 | Среда (на воздухе) |
№ 4 | Вторник 15.15-15.45 | Четверг 10.20-10.50 | Пятница (на воздухе) |
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик:
Главным условием организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования является полноценно организованная образовательная среда, которая строится с учетом реализации образовательных областей в двух основных составляющих (моделях) организации образовательного процесса:
ü совместная (партнерская) деятельность взрослого и детей
ü самостоятельная деятельность детей
Но педагогом может организовываться и учебная модель организации образовательного процесса, так как ФГОС дошкольного образования предусматривает задачу формирования предпосылок учебной деятельности.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы:
ü дыхательная гимнастика (по А.Н. Стрельниковой)
ü фитбол-гимнастика (по Ж.Е. Фирилевой, Е.Г.Сайкиной)
ü оздоровительный бег (по Ю. М. Змановскому)
ü ритмическая гимнастика (по Ж.Е. Фирилевой, Е.Г.Сайкиной)
ü игровой стретчинг (по Сулим Е.В.)
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников:
Размещение информации на стендах в группах и холлах
Мастер – классы и консультации для родителей
Анкетирование, опросы, беседы
Спортивные праздники и развлечения, досуги
Размещение информации на сайте учреждения и в сетевом городе
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru