Окружающий мир для дошколят – окружающий мир для дошкольников
окружающий мир для дошкольников
Любознательные малыши в возрасте 4-6 лет только начинают познавать окружающий мир, ориентируясь на собственные ощущения. Каждое событие и действие вызывает чрезмерный интерес, ребенок стремится узнать причины всего происходящего.
Малыш активно сравнивает предметы, хорошо запоминает новые названия. Внимательный родитель должен способствовать развитию чада, содействовать увеличению заинтересованности.
Успешность в познании окружающего мира зависит от уровня развития сенсорных умений, постижения различных форм мышления. Изучение обстановки может происходить различными способами, начиная с прямого погружения в мир природы и заканчивая словесным воспроизведением картин. Дети предпочитают активные игры, в которых задействованы яркие предметы и игрушки. Выбор метода проведения занятия зависит от того, каким должен быть конечный результат.
Представленная рабочая тетрадь включает в себя интересные и познавательные темы:
— животный мир;
— растительность;
— посуда;
— бытовые приборы;
— мебель;
— игрушки;
— строительство;
— транспорт;
— музыкальные инструменты и др.
Красочное оформление и огромное разнообразие занятий не позволит ребенку скучать, интересная подача материала является главной составляющей продуктивного обучения. Благодаря занимательным упражнениям, малыш полюбит образовательный процесс и будет более открытым к познанию новых вещей. Эффективность обучения зависит от правильного составления плана занятий. При подборе упражнений следует ориентироваться на индивидуальные особенности малыша, комбинировать различные способы подачи. Вместе с качественными материалами процесс обучения будет идти быстрее, а итог превысит все ожидания.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
«РАСТЕНИЯ»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАРТИНКИ
ПО ТЕМЕ «ЛЕС»
МИР ВОКРУГ МЕНЯ (часть 1)
Темы: «Растительность», «Посуда», «Животный мир».
МИР ВОКРУГ МЕНЯ (часть 2)
Темы: «Одежда», «Мебель», «Музыкальные инструменты», «Бытовые приборы», «Игрушки» .
МИР ВОКРУГ МЕНЯ (часть 3)
Темы: «Транспорт», «Строительство» .
Ещё больше зданий по знакомству дошкольников с окружающим миром смотрите в архиве электронного журнала «Кораблик»: https://vscolu.ru/korablik_archive/korablik_archiv.html
vscolu.ru
Подготовка детей к школе. Комплексные занятия для дошкольников по математике, письму и окружающему миру
ПОДГОТОВКА
ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Комплексные занятия
по
математике, письму и окружающему миру
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ Большинкая СОШ: Казаркина Татьяна Степановна
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Поступление в первый класс – это настоящее событие для детей и их родителей. Ведь после этого поменяется уклад в жизни, круг общения, интересы. Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок делал успехи в учебе. Потому и существует дошкольная подготовка детей к школе. Обучение направлено на общее развитие ребенка, помогает ему привыкнуть к дисциплине. Конечно, можно задуматься, нужна ли подготовка к школе, ведь всё равно обучение в 1 классе начинается практически с азов. Но педагоги и психологи сходятся на том, что, конечно, нужна.
Чтобы дошкольнику легче пройти адаптационный период в первом классе и чувствовать себя комфортно в школе, с января в нашей школе работает «Школа будущих первоклассников». Занятия длятся по 20 минут. Изучают дошкольники такие предметы, как «Познаю мир», «Рисую узоры и начинаю писать», «Звуки и буквы», позволяющие получить знания и умения по окружающему миру, математике, письму и чтению. Между уроками провожу динамические паузы. Каждое занятие направлено на развитие связной речи детей, мышления, внимания, памяти, творческого воображения и фантазии. Занятия в «Школе будущих первоклассников» направлены на подготовку ребенка к обучению в школе, а также на скорейшую и безболезненную адаптацию ребенка к новому для него этапу развития – обучению в школе.
Ниже представлены разработки занятий в виде печатных материалов, составленные мною по комплексу методических разработок, позволяющих более эффективно работать с ребенком – дошкольником. Всего проводится 60 занятий. Здесь представлено 36 занятий, позволяющие получить дошкольнику необходимые знания и умения по окружающему миру, математике и письму. На обучение чтению отводится ещё 24 часа.
ПИСЬМО Урок 1 27 января 2017 год Зима
Правила посадки при письме. Положение тетради.
Учимся правильно держать ручку (карандаш).
ПИСЬМО Урок 1 27 января 2017 год Зима
МАТЕМАТИКА Урок 1
ПИСЬМО Урок 2 3 февраля 2017 год
МАТЕМАТИКА Урок 2
ПИСЬМО Урок 3 10 февраля 2017 год
МАТЕМАТИКА Урок 3
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПИСЬМО + ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Урок 4 17 февраля 2017 год
МАТЕМАТИКА Урок 4
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
МАТЕМАТИКА Урок 5
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПИСЬМО + ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Урок 6 3 марта 2017 год
МАТЕМАТИКА Урок 6
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10ПИСЬМО Урок 7 10 марта 2017 год
МАТЕМАТИКА Урок 7
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПИСЬМО Урок 8 17 марта 2017 год
МАТЕМАТИКА Урок 8
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПИСЬМО Урок 9 24 марта 2017 год
МАТЕМАТИКА Урок 9
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПИСЬМО Урок 10 31 марта 2017 год
МАТЕМАТИКА + ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Урок 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПИСЬМО Урок 11 7 апреля 2017 год
МАТЕМАТИКА Урок 11
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПИСЬМО Урок 12 14 апреля 2017 год
МАТЕМАТИКА Урок 12
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1
ПИСЬМО Урок 13 21 апреля 2017 год
МАТЕМАТИКА + ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Урок 13
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПИСЬМО + ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Урок 14 28 апреля 2017 год
МАТЕМАТИКА+ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Урок 14
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПИСЬМО Урок 15 5 мая 2017 год
МАТЕМАТИКА + ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Урок 15
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПИСЬМО Урок 16 12 мая 2017 год
МАТЕМАТИКА + ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Урок 16
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПИСЬМО Урок 17 19 мая 2017 год
МАТЕМАТИКА + ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Урок 17
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПИСЬМО Урок 18 26 мая 2017 год
МАТЕМАТИКА+ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Урок 18
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
infourok.ru
Тест для дошкольников «Окружающий мир»
Окружающий мир
На момент поступления в школу ребёнок должен иметь определённый запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у него есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений, знания в области географии и астрономии, представление о времени. Ниже перечислены основные вопросы об окружающем мире, на которые ребёнок должен уметь ответить.
1. Природа
Назови времена года и приметы каждого времени года.
Чем отличаются дикие животные от домашних?
Какую пользу приносят домашние животные?
Каких ты знаешь хищных животных?
Каких ты знаешь травоядных животных?
Назови перелётных и зимующих птиц. Почему их так называют?
Какие ты знаешь травы, деревья, кустарники?
Чем отличаются травы от деревьев и кустарников?
Назови садовые и полевые цветы.
Как называются плоды сосны, дуба, яблони?
Какие ты знаешь явления природы?
2. Время
Назови части суток по порядку.
Чем отличается день от ночи?
Назови по порядку дни недели.
Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года.
Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
Назови месяцы по порядку.
3. География
Какие ты знаешь страны?
Какие ты знаешь города, в каких странах они находятся?
Чем отличается город от деревни?
Какие ты знаешь реки?
Чем отличается река от озера?
Какие ты знаешь планеты?
На какой планете мы живём?
Как называется спутник Земли?
4. Мир и человек
Назови профессии:
Кто учит детей?
Кто лечит людей?
Кто пишет стихи?
Кто сочиняет музыку?
Кто пишет картины?
Кто строит дома?
Кто водит автомобили?
Кто шьёт одежду?
Кто играет в кино и театре?
Какой предмет нужен, чтобы:
-измерять время;
-разговаривать на расстоянии;
-наблюдать за звёздами;
-измерять вес;
-измерять температуру?
Какие ты знаешь виды спорта?
В каких видах спорта нужен мяч? Коньки?
Какие ты знаешь музыкальные инструменты?
Каких ты знаешь писателей?
Что такое честность, доброта, жадность, трусость, лень, трудолюбие?
Зачем нужно учиться? Работать?
Как правильно переходить дорогу?
5. Свойства предметов.
Что бывает деревянным, стеклянным, металлическим, пластмассовым?
Что бывает мягким, твёрдым, сыпучим, гладким, жидким, остр
infourok.ru
Консультация по окружающему миру по теме: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг педагога.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность [Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипова, Л.И.Белякова и др.; под ред.Н.М. Назаровой. – 5-е изд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006].
Природа окружает ребенка с ранних лет. Крупнейшие представители классической педагогики прошлого уделяли большое внимание влиянию окружающей природы на развитие личности ребенка. И.Г.Песталоцци отмечал, что это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во всё многообразие окружающей природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы…Единственный подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы».
Особую роль природы в умственном развитии ребенка подчеркивал К.Д.Ушинский. Он считал: «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и на которых потом вытекают само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического … протекает из наблюдений человека над природой…», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
Я.А.Коменский, придавая большое значение воспитанию в дошкольном возрасте, вводит в программу материнской школы стройную систему элементарных природоведческих знаний. Ребенок должен непосредственно изучать окружающий мир: «Чем более знание опирается на ощущение, тем оно достовернее. Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей,… обучать всему через наблюдение и чувственное доказательство», — гласит знаменитое правило «Великой дидактики» Я.А.Коменского
Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателей дет.сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1982
Методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру [Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. «Дошк. Воспитание» / Л.А.Каменева, Н.Н.Кондратьева, Л.М.Маневцова, Е.Ф.Терентьева; Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991.]
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Наблюдение— это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдение, педагог решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.
Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений; например, с дикими зверями, животными южных и северных стран детей можно чаще всего познакомить лишь через картины.
Практические методы– это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с окружающим миром позволяет педагогу уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Наряду с наблюдениями для расширения представлений о доступных явлениях и предметах природы широко используются разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания. При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные .
К практическим методам относится и труд в природе. Он имеет большое воспитательное значение. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. А так же является одним из способов развития наблюдательности.
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются элементарные опыты. Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразования в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.
Словесные методы– это рассказы, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.
Решая определенные задачи, педагог строит рассказ с учетом опыта и интересов дошкольников. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным.
Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительная и итоговая. Предварительная беседа используется педагогом перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для дошкольников должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность .
В работе по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.
Окружающий мир в дидактических играх
Для развития познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста важное значение имеет воспитание различных видов чувствительности и формирование игровой деятельности, а также специальное умственное воспитание.
Умственное воспитание ребенка осуществляется в процессе различных видов его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим миром, путем специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, важное значение для развития мышления имеют дидактические игры.
Игра является важным условием успешного воспитания и развития ребенка. Об этом говорили такие известные педагоги, как А.С.Макаренко и К.Д.Ушинский .
К.Д.Ушинский писал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» .
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей [Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники М.В.Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997.]
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И.Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.
Педагог опирается на игру как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, однако насыщает игру дидактическими правилами так, чтобы у ребенка возникла необходимость умственного напряжения .
Дидактическая игра по праву считается одним из эффективных средств обучения. Они используются и на занятиях и вне них.
Если во время занятий педагог осуществляет прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи (например, определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадай, выполни роль и др.), что делает дидактическую игру особой формой обучения – легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.
В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растений и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей играть вместе.
Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать [Катаева А.А, Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.]
Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом особенностей каждого ребенка.
По характеру используемого материала дидактические игры делятся на:
1. предметные;
2. настольно-печатные;
3. словесные.
Предметные игры– это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). Например: «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «От какого дерева лист?», «Чьи это детки?» и другие. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления дошкольников о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Настольно-печатные игры– игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. Например: «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок» и другие. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
Словесные игры– это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметах. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Например:
«Когда это бывает?»
Вариант 1.
У педагога четыре сюжетные картинки: зима, весна, лето, осень. У каждого ребенка предметные картинки, которые относятся к разным временам года (скворец у скворечника, бабочка, зеленый листочек, лыжи, земляника, снеговик, желтый лист, овощи, коньки, подснежник, санки и т.д. Педагог показывает сюжетную картинку и предлагает детям правильно назвать время года, а затем выбрать из имеющихся, показать и назвать только те предметные картинки, которые к этому времени года относятся.
Вариант 2.
Педагог предъявляет детям картинку с изображением одного времени года (например, осени) и предлагает хлопнуть в ладоши, когда они услышат то, что бывает осенью: жарко, идет снег, желтеют листья, на земле появилась первая травка, дети загорают, люди собирают урожай овощей, набухают почки, летают пчелы и бабочки, ласточки улетают в теплые края, медведь спит в берлоге, в парке листопад, прилетели грачи и т.д.
При использовании дидактической игры педагог должен следовать определенным педагогическим принципам:
1. опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;
2. следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточна трудна и в то же время доступна детям;
3. поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
4. постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
5. конкретно и четко объяснять правила.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1. дидактическая задача;
2. игровая задача;
3. игровые действия;
4. правила игры;
5. результат (подведение итогов)
Каждая дидактическая игра содержит в основном одну-две задачи, которые определяют ход игры. Например:
Название игры | Дидактические задачи | Ход игры |
«Угадай, что где растет» | Уточнить знания детей о названиях растений и месте их произрастания. Развивать внимание, сообразительность, память. | Дети стоят в кругу. Педагог (или ребенок) бросает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место произрастания растения (сад, огород, лес, поле, луг). Поймавший мяч должен назвать соответствующее растение. |
«Что сначала, что потом?» | Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов. Развивать умение устанавливать последовательные связи, объяснять свои действия. Развивать внимание, сообразительность. | Вынуть из конверта картинки и быстро разложить их по порядку (начать с любой картинки или по заданию педагога «начни с этой картинки»). Объяснить, почему так разложил. |
«Детки на ветке» | Закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. | Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению педагога: «Детки найдите свои ветки» — ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течении круглого года. Подготовить материал для игры могут сами дети. |
Дидактическая задачаопределяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.
Игровая задачаосуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в название игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет?», «Кто быстрее назовет предметы из бумаги, дерева, металла?» и т.д..
Игровые действия– основа игры. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры.Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессом познавательной деятельности, поведением детей.
Подведение итогов (результат)– проводиться сразу по окончании игры. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей [Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники М.В.Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997.]
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ЗПР, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре.
К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова
А.С.Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра».
nsportal.ru
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛИ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ЛИТЕРАТУРА |
СЕНТЯБРЬ | 1 занятие:« В гостях у Сентябринки» (фрукты, овощи) | Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о месте их произрастания; формировать представление о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу; развивать сенсорные чувства, речь, внимание; вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку. | Образовательная деятельность (занятие): рассматривание плаката, загадки, муляжи фруктов и овощей; д/игра «Назови и дай определение» | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.5 |
2 занятие: « Вершки и корешки» | Расширить представление детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядках в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах. У всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых форм; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей. | Рассматривание плаката- сад и огород, практическая деятельность с принадлежностями по аппликации ,загадки, д/игра «Вершки и корешки» изд. « Мир в котором я живу2 Н.Г. Комратова стр. 60 | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.26,16 | |
3 занятие: « Фрукты» | Познакомить детей с названием фруктов, местом их выращивания; учить описывать, сравнивать фрукты; развивать логическое мышление; учить умозаключению, находить овощи и фрукты, среди разных картинок | Определение характерных при знаков плодов, рассматривание муляжей; употребление в речи имен существительных, согласованных с прилагательными. | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.26 | |
4 занятие: Опытно- экспериментальная- деятельность | Развивать умение узнавать фрукты и овощи на ощупь,вкус. | Д/игра « Волшебный мешочек» | Составление конспекта воспитателем. | |
ОКТЯБРЬ | 1 занятие: « В гостях у осеннего леса» | Систематизировать представление о временах года, знакомить с признаками осенних месяцев; закладывать основы экологического воспитания. | Рассматривание картины « Осенний лес», наблюдение в уголке леса, чтение Эко-сказки «Сказка о Человеке и Золотой рыбке» Н.А. Рыжова стр.1 | Т. А. Шорыгина изд. « Беседы о лесе» |
2 занятие: « Кто живёт в лесу?» | Дать первоначальное представление об обитателях леса; учить различать животных по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. | Рассматривание картины из серии « Дикие животные», практическая деятельность на фланелеграфе с плоскостным изображением леса и его обитателей; д/игра « Что было бы, если бы из леса исчезли….» | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр 9 | |
3 занятие: « Что растёт в лесу?» | Дать детям первоначальное представление о лесе: в лесу растёт много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. Познакомить с произведениями искусства- картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники. | Рассказ воспитателя, рассматривание картин. Наблюдение на прогулке за осенними деревьями. | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.29 | |
4 занятие: Опытно-экспериментальная- деятельность6 « Обследование хвойных деревьев» (ствол, хвоя, как растут шишки,что внутри шишек) | Уточнить представление детей о строении дерева: ствол покрытый коричневой корой, верхушка, много веток, вместо листьев- иголки, на ветках шишки. Познакомить детей со строением шишки, показать её особенности (запах, форма), внутри семена. | Наблюдение, обследование, рассматривание плаката «Хвойные деревья» | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр. 63 |
nsportal.ru
Организационный этап Педагог:
|
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ангелина Аликовна, я работаю в ЦДТ с такими же детьми, как и вы. Сегодня на нашем занятии мы узнаем много интересного и познавательного, совершим увлекательное путешествие. Вы любите путешествовать?.. |
|
Дети: |
Ответы детей |
|
Педагог: |
Я надеюсь, что вам это понравится, тем более что с нами вместе будет очень веселый гость. Давайте посмотрим на экран и узнаем кто же это? |
Слайд 1 |
Педагог: |
Ребята, вы узнали кто это? |
|
Дети: |
Это клоун |
|
Педагог: |
Молодцы! А что клоун принес с собой? (шарики) Ребята мне кажется, что это непростые шарики в них, что — то спрятано. А узнать это мы сможем, если отгадаем загадки. Слушайте внимательно. Один костер весь мир согревает. (Солнце)
Нарядные сестрёнки Весь день гостей встречают Пчёлок мёдом угощают. (Цветы)
Снится ночью пауку Чудо — юдо на суку. Длинный клюв и два крыла. Прилетит — плохи дела. (Птица)
В нём солёная вода. |
Слайд 2 |
Дети: |
Дети отгадывают загадки |
|
Педагог: |
Солнце, цветы, птица, море и еще многое другое, всё, что вокруг нас называется окружающий мир. Так называется и предмет, который я преподаю своим деткам в ЦДТ, и так будет называться тема нашего сегодняшнего занятия. Давайте прочитаем вместе. |
|
Дети: |
Дети читают название темы на экране. |
|
Педагог: |
Ой, ребята, посмотрите, что-то еще появилось на экране. Я думаю, что это уже приглашение отправиться в путешествие. Но путешествие это дело непростое, нам предстоит преодолеть леса, поля море и даже горы. Вы готовы? |
Слайд 3 |
Дети: |
Ответы детей |
|
Обобщение имеющихся знаний Педагог: |
Тогда, в путь. Но как же мы будем передвигаться? Что нам нужно для этого? |
|
Дети: |
Мы поедем на транспорте |
|
Педагог: |
Правильно, молодцы! А на каком транспорте мы сможем начать наше путешествие? |
|
Дети: |
Автобус, поезд, машина, такси, вертолет, корабль, катер, теплоход, лодка, самолет и др. |
|
Педагог: |
Хорошо что вы знаете так много видов транспорта. Давайте выберем, на каком именно мы начнем путешествие и поедем по дороге через леса и поля. Внимательно слушайте и попробуйте угадать транспорт по звуку. |
Слайд 4 |
Дети: |
Дети угадывают транспорт по звуку (теплоход) |
|
Расширение знаний и представлений Педагог: |
Ребята, мы сможем проехать по дороге на теплоходе? А почему? |
|
Дети: |
Потому что он плавает по воде. |
|
Педагог: |
А как называется транспорт, который передвигается по воде? |
|
Дети: |
Это водный транспорт |
Слайд 5 |
Педагог: |
Послушаем дальше |
|
Дети: |
Дети угадывают по звуку самолёт |
Слайд 6 |
Педагог: |
Как называется транспорт, который передвигается по воздуху? |
|
Дети: |
Воздушный. |
Слайд 7 |
Педагог: |
Продолжаем слушать |
|
Дети: |
Дети угадывают по звуку машину |
Слайд 8 |
Педагог: |
Мы можем по дороге проехать на машине? А на чём ещё? Послушаем дальше? |
|
Дети: |
Дети угадывают по звуку (велосипед, мотоцикл, поезд) |
Слайд 9,10 |
Педагог: |
Как можно одним словом назвать весь этот транспорт? и почему? |
|
Дети: |
Наземный. Потому, что он ездит по земле |
Слайд 12 |
Педагог: |
Ребята! Но ведь мы все не сможем поехать на велосипеде, мотоцикле или даже на машине. Какой же транспорт нам нужен, что бы все поместились? Послушаем. |
Слайд 13 |
Дети: |
Автобус |
|
Педагог: |
Правильно, посмотрите, наш клоун уже поехал. Пора и нам отправляться в путь. А чтобы нам было веселее, будем петь, и повторять движения по музыку. |
Слайд 14 |
Дети: |
Дети сидя выполняют движения, которые видят в видеоролике и повторяют звуки, слушая музыку. |
Слайд 15 |
Педагог: |
Молодцы ребята! Всё вы сделали правильно. А вот и первая наша остановка — это лес. Ой, что-то не так, в этом лесу чего-то не хватает. Чего не хватает, ребятки? |
Слайд 16 |
Дети: |
Деревьев, грибов, ягод, цветов, птиц, животных (лиса, заяц, волк, медведь, белка). |
|
Педагог: |
Молодцы, правильно. Теперь наш лес выглядит красиво и даже слышны его звуки. Лес – это не только бесценная красота, но и дом для множества животных, птиц, растений, насекомых. И все это надо беречь! А что может случиться, если мы не будем этого делать? |
|
Дети: |
Ответы детей |
|
Педагог:
|
Лес вырубается, загрязняется, часто гибнет от пожаров. Если так будет продолжаться, то многие леса исчезнут, а с ними животные, птицы и растения. Наша с вами задача не допустить этого и сохранить это богатство! |
|
Педагог: |
Ну, что, едем дальше? А вот и море. На чем же нам дальше поехать? |
Слайд 17 |
Дети: |
(на лодке, корабле, теплоходе, пароходе) |
|
Педагог: |
Правильно. Посмотрите, клоун уже поплыл на лодке. Давайте его догоним на большом корабле. Встаём в круг и повторяем за мной |
Слайд 18 |
Педагог: |
Молодцы! Вы отлично справились! Теперь мы можем немного отдохнуть и совершить путешествие в подводный мир. |
Слайд 19 |
Педагог: |
В глубинах морей и океанов, существует свой подводный мир несравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами на земле. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность. Его краски, диковинные кораллы и водоросли, разнообразные обитатели просто поражают. Здесь нам встретились и необычные рыбы-крылатки, рыбы-бабочки, забавные рыбки-клоуны, опасные акулы, изящные медузы, рак с большими клешнями, милая черепашка, морская звезда и многое другое. Вот он какой, подводный мир – красочный, подвижный и полный сюрпризов. |
(на экране видеоролик о подводном мире) |
Педагог: |
Ну что ж, мы даже и не заметили, как приплыли к берегу, а перед нами высокие горы. Посмотрите, наш друг уже полетел на воздушном шаре, а на чём же мы полетим? |
Слайд 20, Слайд 21 |
Дети: |
На самолёте |
|
Педагог: |
Итак, мы взлетаем! Дети встают в круг и повторяют движения самолета под музыку. |
Слайд 22
|
Педагог: |
Вот молодцы! Наш самолет летит, теперь мы можем сесть на свои места и посмотреть в иллюминаторы. Что же мы увидим, пролетая над землей? (слышен звук вьюги, на экране появляется изображение снегопада). |
Слайд 23
|
|
Ой, ребята, что –то холодно стало. Интересно, почему так резко похолодало? |
|
Дети: |
Мы летим над Северным полюсом |
Слайд 24 |
Педагог: |
Правильно ребята. Северный полюс – одно из самых необычных мест на нашей планете и неудивительно, что его называют таинственным и загадочным, потому что этот край таит в себе немало чудес. Гигантские просторы льда и снега, огромные айсберги самых невероятных, причудливых форм, редкие животные и птицы. Несмотря на холод, снег и лед природа Северного полюса невероятно красива. Скажите, какой здесь климат? |
(на экране видеоролик о Северном полюсе) |
Дети: |
Холодный, зима. |
|
Педагог: |
Правильно. Здесь круглый год зима. |
|
|
Мы продолжаем наш полёт… (на экране появляется солнце и звучит африканская музыка) Ребята, вы чувствуете, стало совсем жарко! Что случилось? Давайте посмотрим в иллюминаторы. Что мы видим? |
Слайд 25 |
Дети: |
Мы летим над Африкой |
Слайд 26 |
Педагог: |
Правильно, а как вы узнали, что это Африка. |
|
Дети: |
Ответы детей |
|
Педагог: |
Природа Африки очень разнообразна. Лето здесь длинное, жаркое и засушливое. Здесь растут различные растения и попадаются островки деревьев. На просторах Африки обитают разные животные. Все они приспособились к здешнему климату и могут преодолевать большие расстояния в поисках водопоя. Африка — это царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. |
(на экране видеоролик об Африке) |
Педагог: |
Ребята нам пора возвращаться в родные края. А как называется наша Родина? А кто назовет её главный город? Посмотрите вот она — наша Москва! Что мы видим с вами? |
Слайд 27 (короткий видеоролик) |
Дети: |
Ответы детей |
|
Педагог: |
Московский кремль и Кремлёвские куранты — главные часы нашей страны, Собор Василия Блаженного, исторический музей, памятники великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину и знаменитому полководцу Жукову. |
Слайд 28 |
Педагог: |
Наш самолет пошёл на снижение, пристегните ремни. Мы пролетаем над городом, в котором мы живем. Вы все конечно знаете, как он называется? |
Слайд 29 |
Дети: |
г.Уфа |
|
Педагог: |
Наш самолет приземлился в аэропорту города Уфы, столицы республики Башкортостан. Вы видите на экране здание Городского совета, памятник Салавату Юлаеву, Монумент Дружбы, мечеть, здание театра. |
Слайд 30 |
Подведение итогов занятия Педагог: |
Ребята! Какое длительное путешествие мы совершили, много узнали и увидели, но всё это только частичка окружающего нас мира. Наше занятие подошло к концу. Скажите, что вам больше всего понравилось? Почему? Что нового вы узнали? Что вы чувствовали, когда летели на самолёте или опускались на дно морское? |
|
Педагог: |
Скажите, вы хотите ещё больше узнать об окружающем мире? Приходите к нам в Центр, и мы будем совершать с вами много интересных путешествий. А в заключении мы с вами сделаем карту нашего путешествия в подарок для клоуна. Дети изготавливают своими руками одну большую карту своего путешествия. |
|
|
Молодцы! Эта карта поможет другим ребятам совершить подобное увлекательное путешествие. Наше занятие завершилось. Спасибо вам за активное участие До свиданье! |
Слайд 31 |
www.1urok.ru
Окружающий мир — Бесплатные учебники
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
НеПроза Бесплатные учебники Главная >> Дошкольники >> Детские пособия >> Окружающий мир-
>
Дошкольники
-
>
Детские пособия
- > Обучение грамоте и чтению
- > Развитие речи
- > Математика
- > Прописи, графические дорожки, узоры
- > Окружающий мир
- > Внимание, память, логика, мышление
- > Развитие мелкой моторики
- > Английский язык
- > Методические пособия
- > Книги для родителей
-
>
Логопедия, дефектология
- > Артикуляционная гимнастика
- > Постановка звуков
- > Книги детям и логопедам
-
>
Серия «Школа семи гномов»
- > 0-1
-
>
Детские пособия
-
>
Начальная школа
-
>
УМК «Школа России»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык (Канакина, Горецкий)
- > Русский язык (Зеленина, Хохлова)
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский язык (Верещагина)
- > Английский язык (Кузовлев)
- > Другие ин. языки
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Перспектива»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский Starlight
- > Английский Spotlight
- > Другие ин.языки
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Школа 2100″
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Риторика
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский язык
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Планета знаний»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
ОС «Гармония»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Информатика и ИКТ
- > Окружающий мир
- > Технология
- > ИЗО
- > Музыка
- > Физкультура
- > ОРКСЭ
- > УМК Русский язык Поляковой (Система Занкова)
- > ОС «Школа 2000» (Петерсон)
-
>
Доп. пособия для детей
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Математика (файлы)
- > Математика (альбомы)
- > Английский язык
- > Окр.мир, История
- > Технология, ИЗО
-
>
УМК «Школа России»
ne-proza.ru