Неразрывная связь человека с природой – сочинение неразрывная связь человека и природы
сочинение неразрывная связь человека и природы
сочинение неразрывная связь человека и природы
Ответы:
Человек в течение своего исторического развития стремился увидеть со всех сторон картину мира, познать природу, Чтобы применить ее для своих нужд. Интересными были взгляды наших предков на строение мира, некоторые естественные явления. Например, в древние времена считали, что, сколько людей живет на земле, столько звезд существует на небе, так как у каждого человека есть своя звезда, которая появляется, когда человек рождается, и гаснет, когда человек умирает. По изменению расположения звезд люди научились ориентироваться ночью, они смогли определить страны света и прогнозировать погоду по определенным приметам. У всех земледельческих народов существовал культ матери-земли. Издавна украинцы почтительно относились к земле, называли ее матерью, кормилицей, клялись землей. Землю воображали живым существом, которое ощущает боль. Земля давала силу богатырям, но ее можно было потерять, если оторваться от земли. Народ призывал всех почтительно относиться к земле, беречь ее. Много поверий украинского народа посвящено воде, огню, молнии, снегу. Огонь и вода также имели чудодейственную силу, люди их уважали и боялись. Ветер, вьюга, дождь, радуга, роса и другие естественные явления также не остались за пределами народного внимания. Все эти поверья обогащают нас знаниями о нашем прошлом, наших корнях. Первоначальные люди потому и выжили, что уважали природу, для которой они были не гостями, а ее частицей. Но большие амбиции, развитие цивилизации привело к тому, что люди стали разделять: она – природа, а мы – люди. Это была ошибка, которая и до сегодняшнего дня никак не исправляется. Не хочу сказать, что этим все пренебрегают, но не предоставляют, к сожалению, надлежащего значения. Взглянем на себя немного сбоку: зимой утепленные в разнообразную одежду, летом тоже имеем что-то, для эстетики прикрываем свое тело; и кажется, что мы будто бы слушаем голос природы. А это потребительское и поверхностное отношение, так как природу следует уважать. Не менять течение рек сгоряча на 180 градусов (так как мы, видите ли, – цари природы!), не выбрасывать мусор и отходы предприятий в реки (природа стерпит, как-то с этим справится). Она долго может терпеть, но есть граница ее терпению, и Чернобыльская катастрофа стала знаковым символом для человечества. Постигли ли мы это? Каждый из нас живет вблизи какого-то водохранилища или реки. Расспросите старожилов, какой вид имели их воды еще лет 15-20 тому назад, и вы придете в ужас от нашего хищнического отношения к природе, когда нашими поступками руководит не просто равнодушие, а откровенное пренебрежение, дескать, на мой век хватит. А дети? А внуки? Это безразлично, к сожалению. Очень хорошо, что в школе экологическому вопросом отводится большое внимание, а это означает, что нынешнее поколение, которое когда-то придет на смену старшему в управлении государством, возможно, будет заботиться о среде, в которой мы живем, и не допустит, чтобы наши потомки когда-то в учебниках о нашем времени прочитали как о времени технологических варваров. Надо заботиться о будущем.
cwetochki.ru
Неразрывная связь человека и природы
Семья.
— В произведении Л.Н. Толстого “Война и Мир” семья Ростовых поражает своей душевностью. Главной же ценностью в этой семье являются дети. Очень дружелюбные и доверительные отношения между Наташей, Николаем, Петей и Соней, восторженное обожание детьми родителей.
-Так, в повести В. Распутина “Последний срок” дети старухи Анны, будучи родными по крови, стали совершенно чужими друг другу по духу. В трагическую для семьи минуту (их мать находится при смерти) они показали своё истинное лицо.
Родина
— Так, в произведении А.Фадеева “Молодая гвардия” главными героями являются парни и девушки, которые принимают активное участие в борьбе с фашистами. Им не безразлична судьба Родины.
— Так, в произведении В.Распутина “Пожар” село Сосновка переживает трагедию : горят склады. Поведение героев – стремление обогатиться за счёт этого бедствия или спасти народное имущество – проверка на нравственную прочность.
Природа.
С.Есенин-Песнь о собаке (жестокое обращение) Вадим Шефнер “Миг”- “Не привыкайте к чудесам…”(красота природы) Дм. Глуховский-Метро 2033.
Неразрывная связь человека и природы
Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели».
Развитие и сохранение русского языка
— Так, И.С.Тургенев в стихотворении в прозе “Русский язык” подчёркивает силу и могущество русского языка, его важность в жизни каждого человека.
— Так, название того места, куда попадает Игнатич, главный герой произведения Солженицына “Матрёнин двор”, — Торфопродукт, вызывает у героя иронию : “И.С.Тургенев не знал, что можно по – русски составить такое”.
Отчуждённость мира богатых от мира бедных
-Так, в произведении И.С.Тургенева “Два богача” подчёркивается мысль о том, что, не имея огромных материальных средств, можно быть богатым духовно.
Историческая память, традиции
Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он – живое воплощение беспамятства.
И. С. Тургенев. «Отцы и дети».
Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций своего народа.
Л. Н. Толстой. «Война и мир».
Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.
Проблема утраты нравственных ценностей
-Так, в новелле И.Бабеля “Письмо” Василий Курдяков очень молод, у него ещё вся жизнь впереди. Он малограмотен и практически не знает ни одной науки, зато он уже овладел наукой убивать.
Идея жертвенности, моральные принципы
Так, в романе А.Фадеева “Разгром” показан образ Левинсона. Он, несмотря на то что в живых осталось всего девятнадцать человек, справился с основной задачей : сохранить отряд как боевую единицу.
Моральные качества, забота о родных
-Так, в романе М.Булгакова “Белая гвардия” композиционным центром является дом Турбиных. В этом доме жизнь идёт наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию. Именно сюда идут знакомые, родные Турбиных, чтобы залечивать раны.
Проблема самоотверженности
-Так, в романе М.Булгакова “Белая гвардия” полковник Най – Турс вступил в неравный бой с петлюровцами. Спасая других, прикрывая мальчишек – юнкеров, он один остался со своим пулемётом перед наступающим противником.
Проблема трусости и предательства
Булгаков МиМ Понтий Пилат
Проблема нравственного падения
-Так, в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита” Воланд и его свита, прибыв в Москву, наказывают именно тех, кто сознательно нарушал нравственные законы. Например, Стёпа Лиходеев был отправлен в Ялту. Такова была его плата за тот образ жизни, который он вёл.
Проблема утраты нравственных ценностей
-Так, повесть В.Распутина “Последний срок”- своего рода предостережение о том, что нравственная глухота калечит человека. Но есть ещё срок у каждого из детей старухи Анны вернуться к себе, к своим началам, выполнить своё предназначение.
Проблема войны, проблема памяти
-Так, к 65-летию Победы в Красноярске издательской группой во главе с Т.Н.Елинской была выпущена книга “Красноярск – Берлин. 1941 – 1945 гг.”. В ней представлены уникальные документы о жизни во время Великой Отечественной войны в Красноярском крае.
Нравственный урок, воспитание
-Так, В. Астафьев рассказ “Конь с розовой гривой”, в котором мальчик обманул бабушку и не собрал ягоду. Однако она всё равно купила ему “пряник конём”, что послужило внуку нравственным уроком. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.
Проблема одиночества
-Так, в рассказе А.Солженицына “Матрёнин двор” главная героиня потеряла мужа на войне и не имела детей. Но непреодолимое желание заботиться о ком – либо не оставляло её, поэтому она взяла на воспитание Киру – дочь Фаддея.
Нравственные ценности
-Так, в повести В.Распутина “Деньги для Марии” выразилась основная идея писателя – торжество добра и справедливости над миром корысти и своеволия.
Тема материнства, заботы о близких
-Так, в романе М.Шолохова “Тихий Дон” представлен образ Ильиничны, которая олицетворяет собой идею материнства. Она является хранительницей домашнего очага, дарит близким своё душевное тепло.
Военная тема
-Так, М.Шолохов в романе “Тихий Дон” показал в полную силу “чудовищную нелепицу войны”. На примере судьбы Григория Мелехова мы видим, насколько опустошённым становится человек, переживший страшные годы испытаний.
-Так, фраза “ради жизни на земле” из поэмы А.Твардовского “Василий Тёркин” отражает настроение многих, кто воевал за победу в годы Великой Отечественной. Наши прадеды жертвовали собой, думая о будущем своей страны.
О смысле жизни
-Одним из известнейших стихотворений М.Ю.Лермонтова является “Парус”. За образом паруса подразумевается человек духовно свободный, романтик, в постоянном поиске смысла жизни.
-А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» — человек, не привыкший трудиться. А.С.Пушкин — смысл жизни — писать рассказы — сколько раз его отправляли в ссылку, но он не сдавался, а наоборот это вдохновляло его.
Проблема утраты нравственных ценностей
-Так, в повести Н.Гоголя “Портрет” представлен образ Андрея Петровича Черткова, на примере которого показана душевная деградация человека, оказавшегося во власти денег.
Если будет текст о Чехове или о нравственных ценностях
-Так, из очерка М.Горького “Чехов” мы узнаём о том, что Чехов был человеком, который постоянно вёл работу над собой. Его отличительными чертами являлись также искренность и забота об окружающих.
-Так, Л.Толстой в романе “Война и мир” показал лжепатриотизм отдельных офицеров, для которых война – удобное средство продвижения по службе. Трусость, лживость, равнодушие к общему делу являются их истинными чертами характера.
О детстве
-Так, Л.Н.Толстой называл детство “счастливой, невозвратимой порой”. Именно в этот период жизни человек учится любить окружающий мир, познаёт себя сам.
Проблема нравственности
-Так, для Родиона Раскольникова, героя романа Ф.Достоевского “Преступление и наказание”, наказание приходит гораздо раньше, нежели состоялся суд над героем. Совершив убийство, он испытывает страшнейшие душевные муки, раскаивается в содеянном.
Виталий Закруткин – Матерь человеческая, М.Булгаков МиМ, Собачье Сердце
Книги. Ценность книги определяется не тем, сколько человек её прочтёт.<…> У величайших книг мало читателей, потому что их чтение требует усилия. – “Священная книга оборотня” Виктор Пелевин.
• Невольно вспоминается жизнь Максима Горького, который не имел возможности учиться в университете, но считался одним из образованнейших людей своего времени. Этого он достиг, благодаря тем «правильным» книгам, что умело подбирал для себя всю жизнь.
Искусство: А. И. Куприн. «Гранатовый браслет».Автор утверждает, что нет ничего постоянного, все временное, все проходит и уходит. Только музыка и любовь утверждают истинные ценности на земле.
Сострадание: Астафьев «Людочка»В эпизоде с умирающим человеком, когда все от него отошли, лишь Людочка его пожалела. А после его смерти все только делали вид, что им его жалко, все кроме Людочки.
Воспитание В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика Володи. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.
— Д.Фонвизин “Недоросль” Митрофанушка перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители — всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана — он растет невеждой.
СчастьеА.Солженицын 1 день ивана денисовича
Отци и дети. И С. Тургенев. «Отцы и дети».Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения.
Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их. Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки.
Ответственность человека за жизни окружающих Н. Толстой. «Война и мир».Образы Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг.
А. Куприн. «Чудесный доктор». Человек, измученный нищетой, готов в отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется самым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.
Гончаров. Образ Обломова.Это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей … Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.
М. Горький в пьесе «На дне».Показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.
Дружба.
“К Чаадаеву” Пушкин.
Семья.
— В произведении Л.Н. Толстого “Война и Мир” семья Ростовых поражает своей душевностью. Главной же ценностью в этой семье являются дети. Очень дружелюбные и доверительные отношения между Наташей, Николаем, Петей и Соней, восторженное обожание детьми родителей.
-Так, в повести В. Распутина “Последний срок” дети старухи Анны, будучи родными по крови, стали совершенно чужими друг другу по духу. В трагическую для семьи минуту (их мать находится при смерти) они показали своё истинное лицо.
Родина
— Так, в произведении А.Фадеева “Молодая гвардия” главными героями являются парни и девушки, которые принимают активное участие в борьбе с фашистами. Им не безразлична судьба Родины.
— Так, в произведении В.Распутина “Пожар” село Сосновка переживает трагедию : горят склады. Поведение героев – стремление обогатиться за счёт этого бедствия или спасти народное имущество – проверка на нравственную прочность.
Природа.
С.Есенин-Песнь о собаке (жестокое обращение) Вадим Шефнер “Миг”- “Не привыкайте к чудесам…”(красота природы) Дм. Глуховский-Метро 2033.
Неразрывная связь человека и природы
Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели».
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Проблема неразрывной связи человека и природы — КиберПедия
Шаблон.
Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.
Автор предстает передо мною умелым писателем. Его речь проста и доступна, рассуждения понятны. … (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны… . И с его мнением трудно не согласиться.
Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что…. . А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями …
В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …
(Фамилия, имя, отчество) в своём тексте поднял очень важную проблему, и я искренне благодарен ему за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
Тема: Природа и человек.
Тема любви к природе.
Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике,
обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.
Недаром в русских народных сказках часто прославляется любовь к природе и всему живому. Увидит странник выпавшего птенца — положит его в гнездо, попадет птица в силки — он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег — он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать,, любить, спасать, беречь — этому учит народная мудрость.
Проблема неразрывной связи человека и природы
Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются изменением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.
Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали.
Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь пи наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека.
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
В романе И.Тургенева «Отцы и дети» поднимается актуальная тема отношений природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека — как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней — когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой.
Проблема чинопочитания.
Рассказ Чехова «Толстый и тонкий», повествует нам о встрече двух старых приятелей, бывших соучеников, толстого и тонкого. Пока они ничего не знают друг о друге, проявляют себя как люди: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга
глаза, полные слез». Но стоило им обменяться «анкетными данными», как тут же между ними возникает непроходимая социальная граница. Так дружеская встреча оборачивается
встречей двух неравных чинов.
Проблема чиновничества.
В произведениях классиков, мы, как нельзя лучше, можем проследить историю русского чиновничества. Хотя эта история отличается от других своей однообразностью, так как все чиновники во все времена работали только на себя, делая при этом видимость заботы о народе.
В «Драконе» Евгения Шварца народ предстает перед нами покорными, послушными слугами своего повелителя. Дракон – типичный чиновник, тиран и деспот. Он собирает дань со своих подданных, ему приносят жертвы, он делает видимость заботы о народе.
Люди, воспитанные на правилах и принципах подчинения своему повелителю и защитнику», как роботы беспрекословно выполняют приказы, вплоть до того, что отказываются верить в то, что видели собственными глазами.
В произведении Гоголя «Повесть о Капитане Копейкине» рассказывается о произволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то есть само правительство. Несмотря на увечья и боевые заслуги капитана, он не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Отчаявшийся Копейкин пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное равнодушие чиновника. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа.
Тема: Война
1) Война – это плохо.
Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в своем известном романе «На западном фронте без перемен» описывает ужасы Первой мировой войны. Повествование ведется от лица её участника- девятнадцатилетнего мальчика, на глазах которого умирают его ровесники, при этом их детские психики не могут приспособиться к условиям войны. В романе описываются безумные, нечеловеческие, жестокие , до крайней степени условия войны, где люди умирают в муках. И не только физических, но и душевных. Девятнадцатилетний рассказчик теряет смысл жизни, при виде смертей своих ровесников он отчаливается, и вскоре его убивают, при этом главным оказывается то, что он недолго мучился. В этих строчках заключен основной – трагический – смысл романа: война- самое страшное состояние человечества, спасением в котором оказывается смерть.
Американский писатель Эрнест Хемингуэй, автор таких произведений , «Прощай, оружие», «Старик и море» и других, был участником Первой мировой войны. Он описывает в своих произведениях безумие, царящее в мире во время военных действий, и то, что может спасти людей от окончательного сумасшествия и абсолютной духовной пустоты, — это, конечно, в первую очередь, любовь. Об этом мы читаем в романе «Прощай, оружие». Но конец этого произведения трагичен: даже любовь не смогла спасти жизни матери и её только что родившегося ребенка. Они ушли рано, и вместе с ними исчезает смысл жизни для главного героя произведения. Он остается наедине с войной…Этот пример противоположен предыдущему, он иллюстрирует первую часть обозначенной проблемы, а именно бесчеловечность, безумие и абсурдность того, что называется войной…
Проблема героизма.
Главный герой произведения М.А.Шолохова «Судьба человека», Андрей Соколов, воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов – русский солдат несгибаемой воли, вытерпевший все! Он нашел в себе силы, чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской силы остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг. Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом.
Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак и старшина Васков, главные герои произведения Б. Васильева «А зори Здесь тихие», проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка … Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать…». Это слова истинного патриота. Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу, сопротивлялись захватчикам в плену и в оккупации, воевали на фронте.
Проблема чести.
Героем с высокими моральными качествами является Петруша Гринев — персонаж повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Швабрин — полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желания
Тема: Отцы и дети
Проблема самопожертвования.
В рассказе русского писателя, прозаика и драматурга Максима Горького «Старуха Изергиль» поражает образ Данко. Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей. Данко был «лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Он повел людей через лес с призывами победить тьму. Но слабые люди во время пути стали падать духом и умирать. Тогда они обвинили Данко в том, что он неумело управлял ими. Он преодолел негодование и во имя своей великой любви к людям разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел. Люди побежали за ним и преодолели трудную дорогу. И тут же они забыли своего героя. А Данко умер.
В своём произведении «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский обращается к теме самопожертвования ради спасения чужой души, раскрывая её на примере образа Сонечки Мармеладовой. Соня — бедная девушка из неблагополучной семьи, которая отправляется вслед за Раскольниковым на каторгу, чтобы разделить его ношу и наполнить его духовностью. Из сострадания и чувства высокой социальной ответственности Соня
идёт жить «по жёлтому билету», зарабатывая таким образом на хлеб своей семье. Такие люди, как Соня, обладающие «бесконечно ненасытным состраданием» встречаются и сегодня.
Самопожертвование, сострадание, чуткость и милосердие -проблема неоднозначная. Это хорошо видно в произведении великого русского драматурга Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание». Две его героини, Сонечка Мармеладова и Дуня Раскольникова, жертвуют собой во имя дорогих им людей. Первая продает собственное тело, зарабатывая таким образом на хлеб своей семье. Девушка жестоко страдает, стыдится себя и своей жизни, но отказывает себе в даже в самоубийстве, потому что понимает, что без нее родные пропадут. И семья с благодарностью принимает ее жертву,
практически боготворит Соню, ее самопожертвование идет во благо. Вторая собирается жениться на низком, подлом, но богатом человеке, чтобы помочь нищенствующему брату
Проблема любви к Родине.
Темой любви к родине пронизано творчество С.Есенина: «Но более
всего Любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла.»
Всей душой желая помочь Отчизне в тяжелое время, поэт пишет
поэму «Русь», в которой слышится глас народного гнева. Есенин
полностью раскрывает тему любви к Отчизне: «Если крикнет рать
святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте
родину мою».
Лирика А.Блока наполнена совершенно особенной любовью к
России. Он говорил о своей родине с бесконечной нежностью, его
стихотворения полны искренней надежды, что его судьба и судьба
России неразделимы: «Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви!..»
В строчках стихотворения Блока«Грешить бесстыдно, непробудно» прослеживается российскаяповседневность, отражающая тупость, косность ее общественного
строя. Основная мысль заключена в строках:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех дороже мне.
Какое сильное чувство к родной земле испытывает поэт! Он
считает, что настоящий патриот должен любить Россию такой,
какая она есть. Несмотря на несовершенство своей страны, ее беды
и трудности, каждому необходимо испытывать светлые чувства к
ней. Этот пример искренней и бескорыстной любви к Родине,
возможно, поможет кому-то по-другому взглянуть на свой отчий
дом.
Тема: Разности
Проблема влияния учителя.
В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»обычного сельского мальчика, нелегкая судьба и голод заставляют
связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги. Выяснив, что ребенок недоедает, и у него нет другого
способа раздобыть необходимые ему средства, молодая учительница французского языка, Лидия Михайловна приглашает
мальчика заниматься дополнительно по французскому. Но это только благовидный предлог. В действительности она
стремится как-нибудь помочь ребенку, попавшему в сложную ситуацию, но тот из гордости отказывается ужинать у своей
учительницы, возмущенно возвращает ей посылку с продуктами. Тогда она предлагает играть с ней на деньги, точно зная,
что он обыграет ее, получит свой заветный рубль и купит молоко, которое так необходимо ему. Она сознательно идет на
преступление с точки зрения педагогики, нарушает все действующие правила ради своего ученика, проявляя неподдельное
человеколюбие, и непоказное мужество. Директор школы, однако, посчитал игру с учеником преступлением, совращением и
уволил Лидию Михайловну. Уехав к себе на Кубань, женщина не забыла мальчика и прислала ему в школу посылку с
продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках.
Проблема хамства.
Главный герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»,профессор Преображенский — потомственный интеллигент и
выдающийся ученый-медик. Он мечтает превратить собаку в
человека. Так на свет появляется Шариков с сердцем
бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и
ярко выраженной страстью к алкоголю. В результате
проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый
Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на
предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он
нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку,
хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие
против образованности. Жизнь профессора и обитателей его
квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского
отношения к людям.
Возмущаясь чужим хамством, люди часто не замечают, что
и сами порой ведут себя столь же возмутительно. Пожалуй,
лучше всего это можно увидеть на примере отношения
родителей к детям. Характер человека формируется в семье,
а каким человеком мог стать Митрофанушка из произведения Д.И Фонвизина «Недоросль»? Он перенял у
матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность,
жестокость, презрение окружающих, хамство. Не
удивительно, ведь родители — всегда главный пример для
подражания детям. А какой пример могла подать своему
сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе
на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих?
Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно
избаловала его.
Проблема свободы выбора.
Главная героиня Мария произведения В.Закруткина «Матерь
Человеческая», встретив раненого врага(немца) предстала перед нравственным выбором, убить его или не убить? за все совершенные их злодеяния, но это был мальчик, его крик «мама» остановил ее, героиня не смогла пойти на отчаянный шаг, сумела вовремя остановиться, поняв что ненависть, которая перехлестнула ее, ни к чему хорошему бы и не привела.
В произведение В.Распутина «Прощание с Матёрой» на берегу Ангары власти собрались строить платину, которая затопит близ лежащий остров, поэтому население должно было переехать в другое место. Главной героине старушке Дарье представляется право нравственного выбора: уехать, или же отстаивать свое право на счастье, на жизнь на родной земле.
Проблема будущего России.
Тему будущего России затрагивали многие поэты и писатели. Например, Николай Васильевич Гоголь в лирическом отступлении поэмы “Мёртвые души” сравнивает Россию с “бойкой необгонимой тройкой”. “Русь, куда ж несёшься ты?” – спрашивает он. Но ответа на вопрос у автора нет. Поэт Эдуард Асадов в стихотворении “Россия начиналась не с меча” пишет: “Встаёт заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, и потому она непобедима!”. Он уверен, что Россию ждёт великое будущее, и ничто не сможет ей помешать.
Проблема антикультуры.
Эта проблема актуальна и в наши дни. Сейчас на телевидении идёт засилье “мыльных опер”, которые значительно снижают уровень нашей культуры. В качестве другого примера можно вспомнить литературу. Хорошо тема “обескультуривания” раскрыта в романе “Мастер и Маргарита”. Служащие МАССОЛИТА пишут плохие произведения и при этом обедают в ресторанах и имеют дачи. Ими восторгаются и их литературу почитают.
10) Проблема современного телевидения.
В Москве долгое время орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью. Когда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное влияние оказал американский фильм «Прирожденные убийцы», который они смотрели чуть ли не каждый день. Повадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни.
Многие современные спортсмены, когда были детьми, смотрели телевизор и хотели походить на спортсменов своего времени. Через телетрансляции они познакомились со спортом и его героя
ми. Разумеется, есть и обратные случаи, когда человек приобретал зависимость от телевизора, и его приходилось лечить в специальных клиниках.
Проблема будущего России.
Тему будущего России затрагивали многие поэты и писатели. Например, Николай Васильевич Гоголь в лирическом отступлении поэмы “Мёртвые души” сравнивает Россию с “бойкой необгонимой тройкой”. “Русь, куда ж несёшься ты?” – спрашивает он. Но ответа на вопрос у автора нет. Поэт Эдуард Асадов в стихотворении “Россия начиналась не с меча” пишет: “Встаёт заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, и потому она непобедима!”. Он уверен, что Россию ждёт великое будущее, и ничто не сможет ей помешать.
Проблема антикультуры.
Эта проблема актуальна и в наши дни. Сейчас на телевидении идёт засилье “мыльных опер”, которые значительно снижают уровень нашей культуры. В качестве другого примера можно вспомнить литературу. Хорошо тема “обескультуривания” раскрыта в романе “Мастер и Маргарита”. Служащие МАССОЛИТА пишут плохие произведения и при этом обедают в ресторанах и имеют дачи. Ими восторгаются и их литературу почитают.
10) Проблема современного телевидения.
В Москве долгое время орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью. Когда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное влияние оказал американский фильм «Прирожденные убийцы», который они смотрели чуть ли не каждый день. Повадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни.
Многие современные спортсмены, когда были детьми, смотрели телевизор и хотели походить на спортсменов своего времени. Через телетрансляции они познакомились со спортом и его героями. Разумеется, есть и обратные случаи, когда человек приобретал зависимость от телевизора, и его приходилось лечить в специальных клиниках.
11) Проблема художника(поэта и т.д) и власти.
Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ века. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солженицын (список можно продолжить) — каждый из них ощутил “заботу” государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго.
Проблема интеллигенции.
По мнению академика Д.С. Лихачёва, “основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория”. Несвободен интеллигентный человек только от своей совести. Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них — герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь.
Проблема беспринципности.
В очерке Чехова “Ушла” рассказывается о женщине, которая в течение одной минуты полностью изменяет свои принципы.
Она говорит мужу, что уйдёт от него, если тот совершит хоть один подлый поступок. Тогда муж подробно объяснил жене, почему их семья так богато живёт. Героиня текста “ушла… в другую комнату. Для неё жить красиво и богато было важнее, чем обман мужа, хотя говорит она совсем наоборот.
В рассказе Чехова “Хамелеон” полицейского надзирателя Очумелова тоже нет чёткой позиции. Он хочет наказать хозяина собаки, которая укусила за палец Хрюкина. После того, как Очумелов узнаёт, что возможный хозяин собаки — генерал Жигалов, вся его решительность пропадает.
Проблема влияния музыки.
О чем рассказывает музыка? Какие чувства она выражает? Какова ее роль в жизни человека? Об этом размышляет в своем произведении выдающий русский прозаик Виктор Петрович Астафьев.
Размышляя над данной проблемой, автор показывает, что музыка может сохранять чувства и эмоции автора на многие времена и передавать их следующим поколениям. Она способна пробуждать в человеке чувства, побуждать его к поступкам.
Позиция автора заключается в том, что музыка может рассказывать истории, жаловаться, гневаться, вызывать любовь, ненависть, угрызения совести, учить доброте и любви к родине. Музыка может заставить человека действовать, чтобы изменить мир, «что бы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами». Автор, также, приходит к мнению, что с музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой.
Я согласна с мнением В.П. Астафьева. Значение музыки в жизни человека невозможно переоценить. Вся история человечества тесно связана с музыкой. Музыка родилась раньше разума и потому тесно связана с чувствами и подсознанием. Песня и танец у первобытных людей играли организующую роль. Отголоском этого является, например, пение в турпоходах, солдатские песни, музыка полковых оркестров. В эпоху средневековья музыка стала философской категорией, абстрактным понятием. Ей приписывалось многое. Прекрасный пример — Древняя Греция: Орфей был способен заставить плакать камни; Пифагор математически рассчитал воздействие на человеческую психику различных музыкальных ладов и звукосочетаний; задорные флейты мальчиков-спартанцев, сопровождавших на смерть храбрых воинов царя Леонида. В настоящее время музыке отдана область человеческих чувств.
Даже в жизни животных музыка играет значительную роль, влияет на нее по особенному: коровы лучше доятся, курицы начинают лучше нестись, растения тянутся к приемнику с музыкой Моцарта. Не зря писал Л.Н.Толстой, что «музыка – это стенография чувств».
Таким образом, музыка имеет немаловажное значение в нашей жизни. В. Ключевский говорил: «Музыка — акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде».
Шаблон.
Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.
Автор предстает передо мною умелым писателем. Его речь проста и доступна, рассуждения понятны. … (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны… . И с его мнением трудно не согласиться.
Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что…. . А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями …
В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …
(Фамилия, имя, отчество) в своём тексте поднял очень важную проблему, и я искренне благодарен ему за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
Тема: Природа и человек.
Тема любви к природе.
Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике,
обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.
Недаром в русских народных сказках часто прославляется любовь к природе и всему живому. Увидит странник выпавшего птенца — положит его в гнездо, попадет птица в силки — он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег — он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать,, любить, спасать, беречь — этому учит народная мудрость.
Проблема неразрывной связи человека и природы
Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются изменением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.
Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали.
Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь пи наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека.
cyberpedia.su
взаимосвязь человека и природы | Социальная сеть работников образования
С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди полностью зависели от окружающей среды. Не понимая сути происходящих природных явлений, люди возводили их в ранг богов. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения. Но шло время, человек эволюционировал, совершенствовался его мозг. Люди научились добывать огонь, строить жилища, создавать орудия труда. Человек не только завоевывал свое место среди других племен, но и вознамерился подчинить саму природу.
Вопрос взаимодействия с окружающей средой актуален и сегодня. Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. И вместо благодарности продолжает вести себя очень агрессивно. Ни для кого не секрет, сколь пагубно сегодня сказывается на окружающем мире деятельность человека. Кощунственное, потребительское отношение к сокровищам планеты может иметь действительно катастрофические последствия. Ежегодно вырубаются огромные площади лесов, а ведь леса — это легкие планеты, к тому же их уничтожение ведет к Уменьшению, а иногда и к исчезновению различных видов животных и растений. Куда подевались чистые источники? В воду сбрасываются тонны отходов, и ее опасно не только пить, но даже просто купаться в ней.
Воздух отравляют выхлопы миллионов автомобилей, ядовитые выбросы заводов. Над городами стоит такой смог, что по ночам иногда трудно различить на небе звезды. Утешает, что еще остаются экологически чистые районы, не тронутые «цивилизацией». Например, приезжая в заповедник Аскания-Нова, мы наслаждаемся чистым воздухом, пронизанным пьянящим запахом степных трав. Человек забывает, что запасы в недрах планеты когда-нибудь иссякнут, и продолжает хищнически добывать полезные ископаемые. И это при том, что ученые уже давно говорят о возможности использования энергии солнца, ветра, приливов и отливов.
Создается впечатление, что все забыли о том, что человек не может существовать вне природы. Ведь он живет на земле, ест ее плоды, дышит воздухом, пьет воду. И при этом так мало заботится о сохранении среды своего обитания!
Хочется вспомнить о том, что в древности люди очень бережно относились к природе. Мы можем судить об этом по дошедшим до нас сказкам, мифам, преданиям, песням, пословицам и поговоркам. Очень важно, чтобы современные дети имели возможность приобщиться к этой сокровищнице. И я считаю, что ведущую роль в этом играет семья и школа. В детстве родители знакомят ребенка с окружающей средой, приучают бережно относиться к ней, заботиться о животных и растениях. В школе любить и уважать природу дети учатся на уроках природоведения и валеологии.
Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы — как это можно не любить? Мы и природа — одна большая семья и должны жить дружно. Как-то мне на глаза попались строки Н. В. Гоголя: «Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…». Не правда ли, удивительно волшебную картину нарисовал писатель. Так и хочется своими глазами увидеть подобную красоту.
Но давайте сейчас оглянемся вокруг. Как мало на земле осталось таких нетронутых уголков природы, которые сохранили свой первозданный вид и не подверглись губительному влиянию цивилизации. Страницы Красной книги открывают перед нами печальную картину: неумолимо уменьшается численность обитателей зеленой планеты — растений и животных. Сколько видов безвозвратно пропало с лица земли. А ведь исчезновение каждого из них значительная потеря для всего человечества. Потому что все они занимали свое место в жизненной цепочке планеты. И с потерей одного звена может порваться вся цепь. Однако отрицательное воздействие человека на природу возросло в наши дни настолько, что даже при жизни одного поколения ощутимо меняется облик Земли.
Это очень печально, но мне известны места, где когда-то простирался прекрасный могучий лес с деревьями-великанами и густыми зарослями травы. Сколько редких растений можно было увидеть там! Это и ландыш, и зверобой, и хохлатка, которые занесены в Красную книгу. Еще там водились забавные ежи и трусоватые зайцы. Рядом с лесом протекала широкая речка, в которой местные жители ловили рыбу. По берегам строили гнезда многочисленные птицы. Теперь же то место напоминает огромную поляну с множеством безобразных пеньков, с выжженной травой и растущими кое-где деревьями и кустарниками. А в реке моют машины, бросают в нее всевозможный мусор. В результате река обмелела, в ней перестала водиться рыба, птицы больше не прилетают на ее берега. И этот пример, к сожалению, не единственный. Страшно даже представить, что произойдет с нашей природой, если люди не перестанут так жестоко и бездушно обращаться с ней, так безжалостно губить ее.
Вы только задумайтесь: услышать пение жаворонка, увидеть, как переливается лунным серебром ковыль в степи, вдохнуть ароматы леса или цветущего луга, прильнуть губами к свежему прохладному роднику — это ли не самая большая радость в жизни человека, величайший подарок, который дарит нам природа. А как приятно отдохнуть вечером под открытым звездным небом, на свежей, прохладной траве. И вокруг — лишь множество сверкающих из темноты искорок — светлячков. Но с каждым днем такая возможность представляется все реже и реже. И не из-за нашей все возрастающей занятости, а из-за того, что все меньше на земле становится мест, где сохранилась эта красота.
Но если вам все же посчастливилось попасть в такой редкий уголок первозданной природы, помните: не стоит срывать прекрасный цветок — пусть он цветет для всех. Унесите его в своей душе. Не заглядывайте в гнезда птиц — это их дома. Испугавшись, птица может покинуть гнездо, оставив без материнской заботы беспомощных птенцов. Не стоит производить лишнего шума, не берите с собой на природу магнитофоны, их с успехом можно послушать Дома. И не обязательно на весь лес разговаривать между собой: насладитесь тем кратким общением с природой, которое подарила вам судьба. И лес, и звери, и птицы, и даже самый крошечный цветок будут благодарны вам за заботу и внимание.
Охранять природу — наша главная обязанность, наша первоочередная задача. Давайте помнить слова Маленького принца из сказки Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».
nsportal.ru
Существует такая наука – экология, которая изучает взаимодействие живых организмов со средой их обитания, в том числе и взаимную связь между человеком и природой, которая существовала всегда. Как же взаимосвязаны человек и природа? Во-первых, природа удовлетворяет потребности человека в пище, воде, воздухе, без которых люди жить не могут и поэтому эта связь между природой и человеком вечна и неизменна. Засухи и неурожаи даже для современного человечества составляют проблему, а для людей прошлых веков они были настоящим бедствием. Во-вторых, особенности окружающей природы формируют сам образ жизни человека. Жизнь людей, живущих, например, на берегу моря, отличается от образа жизни населения лесных или горных районов, а народы Севера вынуждены организовать свой быт и трудовую деятельность совсем иначе, чем южные народы. Соответственно и прогрессировало в своём развитии население различных районов планеты в зависимости от природных условий проживания. В-третьих, природные ресурсы оказывают огромное влияние на экономическое развитие человечества. По-настоящему глобальные масштабы эта связь между человеком и природой приняла в последние два столетия, когда людям для обеспечения своей жизнедеятельности стали необходимы такие полезные ископаемые, как уголь, нефть, уран и так далее. Экономика десятков стран (и нашей тоже), а следовательно, и жизнь миллионов людей сегодня зависит от наличия в недрах их территорий этих природных ресурсов. В-четвертых, человек всё ещё зависит от различных стихийных изменений, происходящих в природе. Резкое изменение климата, землетрясения, ураганы способны кардинально повлиять на жизнь населения целых районов земного шара. Цунами в Таиланде, землетрясение в Японии и многочисленные ураганы в США тому примером. Однако связь между природой и человеком взаимообразна. Человечество своей деятельностью тоже воздействует на природу и, к сожалению, чаще всего это воздействие негативно, то есть, наносит природе ощутимый и иногда непоправимый вред. Сегодня в сферу своей производственной деятельности люди вовлекают практически все существующие природные ресурсы – земные недра, горные породы, верхние слои почвы, водные запасы, леса и даже воздух. Такое «вмешательство» в установившиеся в течение сотен тысяч лет естественные природные процессы может привести и часто приводит к катастрофам, которые принято называть экологическими. Например, к пересыханию рек, высыханию озер или глобальному загрязнению окружающей среды в результате аварий на различном техническом оборудовании. Именно поэтому в наши дни многие люди выбирают своей профессией защиту природы, создаются официальные и неофициальные организации экологов, а в Интернете существуют интернет проекты, посвященные спасению рек и лесов. Например, на сайте http://pihtahvoya.ru можно найти информацию о том, как важно и почему сегодня необходимо беречь и сохранять величественные хвойные леса России.
|
www.vseznayem.ru
Взаимоотношение человека и природы сочинеие
Человек и природа единое целое. Как люди зависят от природы, так и природа зависит от людей и важно достичь гармонии в этих взаимоотношениях.
Мы многое получаем от природы для жизни – воду, пищу, свет, полезные ископаемые и другие источники быта, без которых человечество не может обойтись. Но что получает природа взамен своих бесценных даров?
С развитием общества и цивилизации мы берем все больше и больше от природы, не отдавая ей взамен ничего. Строятся новые предприятия, растут города, изобретаются новые технологии, но при этом люди не задумываются над тем, что природу нужно беречь, охранять, ибо все, что она нам дает, не вечно. Мы почти не заботимся о том, сколько выбросов идет в атмосферу от заводов, мы засоряем реки канализационными отходами, а сколько вреда приносят плодородным почвам удобрения! Вырубка лесов привела к изменению климата и глобальному потеплению. Ценных животных убивают браконьеры. Всего вреда, приносимого человеком обитаемой среде не перечесть.
Наше пагубное отношение к природе привело к тому, что увеличилось число природных катастроф. Все больше нашу планету одолевают наводнения, ураганы, засухи, смерчи, пожары и другие негативные явления.
Часто, отдыхая на природе, люди оставляют после себя мусор. Сколько у берегов рек можно увидеть пластиковых бутылок и отходов домашнего хозяйства, а ведь все это приводит к уменьшению запасов чистой пресной воды. Сколько вреда наносится природе от задымления горящих в кострах листьев и пластика.
Нужно задуматься над всем этим и начать любить природу и беречь ее. Природа щедра и добра к людям. Но и люди должны стать добрее по отношению к ней и что-то давать взамен на ее щедроты. Вырубая леса, мы должны насаживать новые деревья, строить мусороперерабатывающие предприятия и очистные сооружения, добиваться минимальных выбросов в атмосферу, убирать за собой после отдыха, бороться с браконьерами.
Чтобы повернуться лицом к природе, нужно просто выйти на прогулку и оглянуться вокруг, задумываясь над тем, как прекрасен мир в любое время года и в любую погоду. Мы идем по земле, над нами небо, вокруг деревья и цветы. Зимой идет снег, летом дождь, осенью с деревьев опадают листья, а весной цветут сады. Мы просто живем, дышим воздухом и это замечательно. Это все от природы. Давайте же ее беречь!
Вариант 2
«Пусть от отца место скота, унаследуется дерева посаженным им» казахская народная пословица. Природа — когда мы слышим это слова, воображаем себе высокие гора уходящую в небо на верх, длинные реки, огромные леса и красивых животных. Природа это фундамент, на которой возникла и развивалась человечества. Мы зависимы от неё и питаемся плодами природы. Счастливо живём и процветаем. Её богатство, лес, необходим для строительства, для цехов изготовление интерьеров для дома. Руды, из которых заводы делают детали, инструменты.
Её красоту описывали в своих трудах поэты, художники, о ней пели певцы. Для талантливых людей природа нередко являлось источником вдохновения. С раннего детства, людей учат относиться бережливо к природе. На уроках в школе, в детском саду немало времени уделяется на тему по защите и заботе природы. Тесное взаимосвязь нам необходимо, без него не будет шаги в будущее хорошей жизни.
Однако не всегда взаимосвязь человека и матушки природы складываются хорошо. В последние года учёные стремятся решать такие важные проблемы, как безостановочная добыча ресурсов и запасов, техническое, радиоактивное загрязнение, рубка дерева и уничтожение природных ресурсов. Врагов природы, определить просто: хозяева фирм вырубающих деревья становится обогащённым, чем больше уничтожают деревья; владельцам скота и земли нужно увеличивать пастбище – тоже за счёт нашей природы. И в конечном счету она приносится в жертву, как источник прибыли.
В мире чтоб не исчезло вид зверей, рыб, птиц плодородные почвы, загрязняются озера и целые океаны, и поэтому во всех городах и участков создаются заповедные земли, естественные парки. И в красную книгу чтоб не попадали. Колоссальное значение для сохранения видов в красной книге, имеют и зоопарки и рабочие в нём. Они способствуют увеличению численности целого ряда видов, выживание, которых под большой угрозой. Потребность людей растёт с каждым годом, влечёт за собой уменьшение природных богатств и изменение круговорота веществ. А ведь в природе гармонично всё, и вред, который мы приносим ей, когда ни будь обернётся против всех нас.
Сочинение на тему Взаимоотношения человека и природы ЕГЭ
По тому, как относится человек к природе, можно судить о его личности. Если один подросток наносит вред природе, значит он безжалостный и злой, а его сверстник устраивается на лето волонтером в приемник для животных, где кормит и убирает бесплатно. Ясно, что у него доброе сердце.
Интересные взаимоотношения можно найти в сказках. В той же репке животные помогают деду вытащить репу. А в сказке про сову которую обидел дед, что вышло? Остался дед без молока. А про курочку с бобовым зернышком, в которой люди старались спасти петушка. Ивану-царевичу пришел на помощь Серый волк.
В дохристианской эпохе на Руси было не просто «темное» знахарство, а высокоразвитая языческая культура со своей мифологией, главными богами и жрецами. Исполняя ритуальные танцы, волхвы одевали на себя медвежьи шкуры. Потому что медведь самый сильный и мудрый зверь. Была своя письменность, и даже летописание. До наших дней дошли обереги, вышиванки, с символами добра и плодородия.
Главный Бог Велес менял день на ночь, а лето на осень. Он управлял погодой, поэтому ему молились о дожде. Солнце на небо выводил на своей колеснице Хорс, это в его честь крыши избы украшают коньками, а над дверями вешают подковы. Моряки просили Бога Стрибога дать ветра в паруса, а Богиня Мякошь отвечала за урожайность. В поле было разделение сельхозкультур на «мужские» и «женские». Хлеб сеяли только мужчины, а репу женщины. Бог Прове покровитель лесов и рощ мог наказать того, кто срубит дерево или убьет животного. Поэтому прежде чем срубить дерево человек просил прощения у древесной души.
На среднем уровне находились божества, которых связывали с сезонными обрядами, их часто видели люди. Так могли встретить в поле старичка, невзрачного с виду, но страшно сопливого. Он просил вытереть ему нос, и того, кто не брезговал, одаривал серебром, а старичок – Полевичок исчезал.
На низшем — домовые, лешие, русалки, упыри, банники, водяные.
Все они следили за тем, как люди относятся к природе. Кто знает, может быть и сейчас они оберегают природу.
ЕГЭ
Также читают:
Картинка к сочинению Взаимоотношение человека и природы
Популярные сегодня темы
- План рассказа Путешествие Гулливера в Лилипутию 4 класс
С юных лет Гулливер мечтал о море. Но отец настоял на том, чтобы он учился медицине. В итоге Гулливер стал корабельным врачом и отправился в путешествие на бриге «Антилопа». Корабль попал в страшную бурю, многие матросы погибли
- Сочинение описание картины Ледяные горы в Антарктиде Айвазовского
Картина выполнена вся в холодных, ледяных тонах, что соответствует ее названию. В ней преобладают белый цвет и различные оттенки синего. На суровом континенте нет места теплым тонам.
- Сочинение Кошка мое любимое животное с описанием
Кошка – самое мое любимое животное. Она не только мой лучший четвероногий друг, но и член нашей семьи. Зовут мою любимицу Маруся. У нее очень красивый окрас. Лапки черные,
- Сочинение по картине Кипренского Портрет Н.В. Кочубей
В живописи нельзя обойти стороной великого художника Ореста Кипренского, который является мастером портрета, ибо его изображения людей поражают до глубины души. Они выглядят как живые
- Анализ поэмы Пушкина Цыганы сочинение 9 класс
История, описанная Пушкиным в Цыганах – рассказ о неразделенной любви, о переменчивости цыганской любви, о разном понимании любви. Главные герои Алеко и цыганка Земфира, они полюбили друг друга, но разной любовью.
sochinimka.ru
Связь человека с природой а творчестве С. А. Есенина
1. Отражение чувств человека в природе.
2. Связь человека с животными образами.
3. Очеловеченная природа в поэтическом полотне.
В необходимом — единение, в сомнительном — свобода, во всем — любовь.
А. Августин
В своем творчестве С. А. Есенин обращается к разным темам. Это и великолепные пейзажные зарисовки, и трогательные стихи о любви, и проблемные произведения о судьбе русской деревни. Все, что поэт описывает в своих текстах, он непременно пропускает через свою душу, через богатый и насыщенный внутренний мир. И особое место там занимает природная тематика, которая связана с образом человека, его действиями и поступками. Такую связь я попробую рассмотреть в своем сочинении.
Любые природные проявления Есенин не отрывает от человеческих чувств и эмоций. Поэтому его любовная лирика наполнена красочными пейзажными зарисовками. Они словно отражают внутреннее состояние героя. И он через образы деревьев, опавшей листвы или ручейка рассказывает нам о своем глубоком и тайном чувстве. И если в душе неспокойно, то подобную тревожную атмосферу нам передает снежный ветер в стихотворении «Ветры, ветры, о снежные ветры…».
Ветры, ветры, о снежные ветры,
Заметите мою прошлую жизнь.
Лирический герой ищет утешения в природе. Именно она может вдохнуть в его растрепанную и тревожную душу покой и успокоение.
Я хочу быть отроком, светлым
Иль цветком в луговой межи.
Но природные картины могут выступать и в качестве контрастного полотна к тому, что происходит в душе лирического героя. Цветущая дарящая жизнь природа напоминает о том, что герой потерял безвозвратно. Так через пейзажные картины в повествование входят грустные тональности. Например, цветущая липа в стихотворении «Я помню, любимая, помню…» заставляет вспомнить любимого человека, которого нет в данный момент рядом с лирическим героем. Природа словно призвана возрождать душу, дарить ей успокоение и надежду на светлое будущее. Но грусть, навеваемая этим стихотворением, не уменьшается. Однако в таком природном обрамлении она становится светлой и в какой-то степени прекрасной. И нам понятно, что в памяти лирического героя запечатлелся самый нежный образ любимого человека, который может ассоциироваться с цветущим деревом.
Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.
Природные картины в творчестве С. А. Есенина не только отражают душевное состояние, но и позволяют создавать прекрасные портреты любимой с помощью знакомых нам фигур. Одним из ключевых в произведениях поэта является образ белой березы. Именно она воплощается у него в облике прекрасной девушке. Каждый «элемент» дерева соотносится с одной из черт человека. Так природными штрихами передается облик девушки в стихотворении «Зеленая прическа…».
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка…
…Иль хочешь в косы ветви
Ты лунный гребешок?
Не зря поэт использует образ березы для описания девушки. Тем самым он не только подчеркивает его незабываемые черты, но в то же время говорит о родстве двух душ: природы и человека. А такая связь говорит о многом. Если человек мог стать частью природного сообщества, значит, он настолько же чист и непорочен. В то же время если природа его принимает, то видит в нем друга и родственную душу, которая становится неотъемлемым компонентом красочного пейзажа. Во всем этом стихотворении описание березы постепенно переходит в портретные штрихи самого» человека. Потом повествование словно идет в обратном направлении. Такое плавно перетекание от одного образа к другому показывает нам, что они связаны собой невидимой для нас ниточкой настолько, что представляют собой нераздельное целое.
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил — печальный
Твой предосенний шум.
В таких поэтических строках С. А. Есенин рассказывает о неразрывной связи человека с природой. Она ощутима на чувственном уровне, позволяющем героям показать свое душевное беспокойство, но в то же время дающем возможность найти душевное равновесие. Связь с природой происходит и на уровне портретных зарисовок. Это говорит о том, что человек становится частичкой природного мира. Вроде бы это понятно и так, с биологической точки зрения. Но Есенин смог показать подобное единство на уровне слов и поэтического отражения действительности. Не только различные растения, но и птицы, звери также являются составной частью природного, только в данный момент животного мира. Эти образы в творениях поэта более многогранны. Они позволяют объединять в нашем воображении множество различных подтекстов. Например, образ воробья с его необычной песней в стихотворении «Море голосов воробьиных…» открывает нам картину чувств лирического героя.
Море голосов воробьиных.
Ночь, а как будто ясно,
Так ведь всегда прекрасно.
Постепенно мелодика воробьиного напева превращается в невинный голос любимого человека. Возможно, именно такая незатейливая и безобидная птица может в представлении лирического героя ассоциироваться с обликом дорогого сердцу человека.
Ночь, а как будто ясно,
И на устах невинных
Море голосов воробьиных.
Не только человек имеет в творчестве поэта природные черты. Но и сама природа очеловечивается. Она способна делать то, что делают обыкновенные люди, например, спать, разговаривать. Такое встречается в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…»:
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие края.
Описание природы с помощью человеческих чувств позволило рассказать о затишье в ночное время. Также на этом фоне будет отчетливее слышен крик журавлей, который напоминает об огромной любви к родному краю. Такая красочная основа или обрамление к картине чувств позволяет услышать в голосе лирического героя грустные тональности, выражающие тоску по родному и прекрасному краю.
Такое неразрывное соединение поэтического полотна с природой замечали многие читатели С. А. Есенина. Вот что об этом писал М. Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного заслужено человеком». Очеловеченная природа не только для лирического героя, но и в своем замкнутом мире может создавать контрастные полотна. Таковые появляются в стихотворении «Поет зима — аукает…». Произведение наминается с того, что зима старается убаюкать мохнатый лес. При этом на данный образ накладываются не столько человеческие черты, сколько животные. Мохнатой обычно бывает собака, но такое определение лирический герой использует для описания леса. Поэтому в одной картине природы совмещается множество разных образов, каждый из которых говорит об отдельном штрихе в описываемой картине. В то же время вместе они не просто создают одну большую картину, а сами приобретают новые смыслы. Так лес в зимнее время кажется мягким, добрым и пушистым.
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Но такой легкой природной зарисовке противостоит стихия во дворах домов. Там свою песнь поет грозная вьюга.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
В стихотворении создает двойной звуковой эффект. Вьюга словно непрошенный гость стучится в дом человека. В то же время ставни свешены, значит, они не плотно закреплены, поэтому и создают свою тревожную песню.
Но не долго царила такая тревога. Кажется, вьюгу старается утихомирить зима своей прекрасной песней. Такие два противоположных природных явления создают новое полотно. Лирический герой показывает их отражение в своем образе или сердце. Для этого он снова использует образ воробьев, которым в такой противоречивый день снится прекрасная и ясная весна.
И сниться им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
В этом стихотворение хорошее и радостное настроение обрамляет злую вьюгу и заключает ее в кольцо. Поэтому произведение начинается и заканчивает оптимистическими интонациями. Такое описание становится особенно близким потому, что через очеловечение природы, все ее грозные или радостные проявления становятся нам родными. Кажется, что поэт заглянул в нашу душу и смог приоткрыть все тайны. Но чтобы это сделать очень мягко, он использовал для описания природы не только человеческие чувства и поступки, но и пейзажные зарисовки. Так природа на равных вошла в наш мир, в то же время она смогла и нас впустить в свое живописное пространство.
В поэзии Есенина человек и природа неразрывно связаны. Они представляют собой одно гармоничное единство, которое нельзя нарушить ни плохим настроением, ни ворчанием вьюги, ни прекрасной и невинной воробьиной песней.
lit-helper.com