cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Мордва презентация – Презентация на тему: Народ «Мордва»

Презентация на тему: «Мордва Среднего Поволжья»

Хозяйственное освоение Самарской Луки в XV-XVII в.

Для крепнувшего Российского государства привлекательной была территория Поволжья т.к. именно здесь проходил волжский торговый путь. Но хозяева (кочевники) этой территории вели враждебную политику по отношению к Российскому правительству. И эта враждебная политика казанских правителей в XVI в. привела к прекращению торговли во великому волжскому пути. И к тому же в этой ситуации турецкий султан предпринял попытки собрать осколки Золотой Орды под эгидой Османской империи. Эти события потребовали от Москвы решительных вооруженных действий по отношению к Казани с целью вкл. Поволжья в состав Российской империи. Таким образом в 1552 русские войска берут Казань, а уже в 1556- Астрахань. Таким образом, Поволжье было присоединено к России. И значение присоединения Поволжья к России было огромно: прекратились не только войны, которые разрушали экономику поволжских народов и мешали торговле по великому торговому пути, но и также были созданы условия для хозяйственного освоения новых территорий. И тогда московское правительство решает укрепить присоединенную территорию, с помощью строительства городов — крепостей. Эта программа стала осуществляться после смерти Ивана Грозного. Так уже в 1586 г. была построена Самара. И уже после строительства в конце XVI-XVII в. на Самарской Луке стали появляться постоянные селения, основателями которых были беглые крестьяне, мордва и чуваши, которые уходили на Волгу от тяжелых феодальных повинностей, малоземелья и бедности центральных уездов страны.

И теперь я хочу остановиться и более подробно рассказать о таком народе как мордва.

Мордва — угро-финская народность, областью формирования которой является междуречье Волги и Оки, побережье рек Мокшы и Суры. К середине I тыс. н.э. складывается 2 мордовских союза (группы): эрзя, мокша. Мокша заселяла бассейн реки Мокши, эрзя – бассейн реки Суры. Предками мордвы принято считать племена городецкой культуры. Мордовский язык входит в состав финно- угорской группы уральской семьи языков.

Первое письменное упоминание об этом народе Европы содержится в сочинении «О происхождении и деяниях готов» историка Иордана (VI в.). Позднее известие об области Мордия (Mordia) встречается в трактате «Об управлении империей», приписываемом византийскому императору Константину VII Багрянородному (908 — 959 гг.). В настоящее время большинство ученых считают, что этноним «мордва» имеет ираноязычное происхождение (древнеперсидское martiua — мужчина, человек; мордовское муръдъ, миръде — мужчина, муж).

Мордовские племена пришли на самарскую Луку в XIV в. Массовое же проникновение мордвы на территорию Самарского Поволжья началось с середины XVI в.

хозяйство

Основу хозяйства мордвы составляло пашенное земледелие в сочетании с домашним животноводством и промыслами. В 1768 году учёный-путешественник Иван Лепёхин так охарактеризовал мордву живущие за Черемшане (эта большая река впадает в Волгу выше села Хрящёвка). Он отмечал, что мордовские женщины пашут и косят наравне с мужчинами. На первом месте среди высеваемых мордвой культур была рожь, на втором овёс. Пшеницу и гречиху этот народ, по словам И. Лепёхина, сеял мало. Лён и коноплю выращивали только для своих нужд. Мордва после сбора урожая пускала на поле скот, который поедал остатки стеблей, сорняки и унавоживал землю. Весной оставшиеся сухие стебли сжигали, и зола удобряла почву. Такой приём называется «толока», его использовали и татары.

Охота – одно из древнейших занятий мордвы. Письменные ис­точники отмечали Поволжье, в том числе и земли, принадлежащие мордовскому народу, как одни из главных поставщиков пушнины. Многие исследователи отмечали страсть мордвина к охоте. «Леса породили в них охоту к звероловству: куда бы мордвин ни ехал, в поле за сеном или в лес, всегда окружает его стая гончих собак. Зимой он нарочно отправляется на охоту травить зайцев, лисиц, волков, и часто хорошая добыча вознаграждает труды его», — так описывает В.И. Козлов.

пища

пища мордовского народа состояла из продуктов земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты. Излюбленное блюдо – блины. Повседневным кушаньем была каша. Из напитков самым популярным был квас, заимствованный у русских.

Поселения и жилища

Основными типами поселений мокши и эрзи являлись де­ревни и села. Дома строили из дерева с соломенной крышей. Традиционное мордовское жили­ще было двух типов: трехраздельное и двухраздельное. Трехраздельный дом состоял из жилой избы, сеней и горницы. Изба являлась постоянным жилищем для всей семьи, зимой — отапли­валась. Горница использовалась по-разному: иногда в ней жила семья родственников, ибо она считалась «чистой», парадной комнатой, но значительно чаще служила местом, где хранилась утварь и продукты, только в летнее время была спальней. В мордовских домах было два окна — одно выходило на улицу, второе — во двор — их часто закрывали бычьим пузырем или рыбьей кожей.

Обряды и праздники

В праздничном мордовском календаре четко прослеживают­ся земледельческие традиции, в которых языческие верования переплелись с христианством.

Народные мордовские праздники — «озксы» (моления) начинались с молитвы бо­жеству, в честь которого был организован праздник. «Озксы» всегда совершались за деревней, у ручья, родника или у опушки леса, под деревом. Были также мужские и женские моления. Накануне, до моления мылись в бане и надевали чистое платье. В дни наиболее важных «озк-сов» не работали, так как это считалось большим грехом.

Как и у других народов Поволжья, мордовский календарь обрядов и праздников де­лился на три цикла: зимние, весенне-летние и осенние.

В зимнее время года мордва отмечала такие праздники как Новый год. Накануне Нового года готовили орешки, жарили поросенка, гуся или курицу. Вечером хозяйка брала в руки каравай хлеба и просила божество поля — «Пакся-аву», чтобы уродился хороший урожай хлебов. За день до Рожества пекли пироги в форме коня и лепешки — колядашки. Важное место играли ряженые, одетые различных животных, среди которых обязательно был медведь. Медведь выступал в роли пок­ровителя конопли и прядильщиц. Ряженые ходили по домам, просили угощения, пели, а так­же смотрели, кто сколько напрял пряжи. Нерадивых хозяев валяли в снегу.

В день Крещения пекли из теста фигурки лошадок, ульев, коров, овец, свиней. В этот день катались на лошадях, так как считали, что если этого не сделать, то божество двора «кар-даз-сярко» рассердится, будет щекотать лошадей и они отощают.

Весенние праздники были направлены на яркую встречу весны, а также на прославле­ние новой жизни и надежды на благополучие.

Последним праздником весеннего цикла, означающим окончание сева, является праздник Троицы. Во многих селах в последний день Троицы устраивали ее проводы. Девушки наряжались парнями, парни — девушками, с венками на головах шли вдоль села с песнями и плясками. Шли к речке или роднику, бросали в воду венки, девушки гадали.

Одним из ярких праздников летнего цикла был праздник Петрова дня, когда жен­щины устраивали моления «бабань — каша». Под руководством женщины молились «Мо-дань-пазу» («Модань-Аве») и просили хорошего и богатого урожая. По окончании моления к роднику или речке ставили яйца, лепешки, кашу, в воду выливали немного вина и обедали.

Среди семейно-родовых культов наибольшее распространение имел культ предков, который ярко проявлялся в похоронных и поминальных обрядах. Главными носительницами и исполнительницами погребальных обрядов были пожилые женщины. Считалось, что пред­вестниками смерти человека были разбитое зеркало, появление в доме муравьев или большого количества мышей, крик совы или вой собак и т.д.

Мордва проявляла большую заботу о «существовании» своего близкого человека в по­тустороннем мире. Умерших хоронили в лучшей одежде, клали в гроб вещи, которые могли пригодиться: мужчинам — кочедык, огниво, ножик; женщинам — веретено, гребень, нитки; детям — игрушки.

Поминки совершались на 3, 9, 20, 40 дни, полгода и год после кончины человека. У мордвы существовало представление, что души умерших людей приходят в дом во время церковных праздников. Поэтому в эти дни перед обедом в доме зажигали свечу перед ико­нами, ставили на стол еду, и старший в семье молился об упокоении души покойных родных. После молитвы все угощались и от каждого кушанья отделяли часть усопших.

Наиболее торжественным семейным праздником являлась свадьба. Свадебный обряд был очень сложен, разнообразен и очень схож с русским обрядом.

костюм

Мордовский мужской костюм не отличался яркостью. Основу костюма составляли следующие элементы: рубаха, штаны.

Женская одежда мордвы отличалась большим разнообразием. Основу женского мордовского костюма составляла рубаха. Женщины мокшанки носили штаны. Наряд мокшанок и эрзянок существенно отличался. Эрзянки, например, поверх рубахи надевали нагрудные и поясные украшения. К нагрудным относятся бисерные воротники, ожерелья и медная застежка в виде обруча с рядами бус и жетонов. Поясные украшения замужних эрзянок состояли из передника и набедренника «пулагай». Внешний вид набедренника девушки или молодой женщины отличался массивностью, пожилые женщины носили более легкие пулагаи.

Рубаха у мокши была короче. Особенностью мокшанского костюма является его многослойность. Поверх нижней рубахи мокшанки надевали нечетное количество рубах.

Типично мордовской обувью были широкие лапти. Праздничной обувью были полусапожки с острыми носами.

infourok.ru

Презентация по мордовскому языку на тему «История мордовского народа»

Описание слайда:

Занятия и промыслы На рубеже I и II тысячелетия применялись подсечно-огневая система земледелия. Она состояла в том, что вырубался участок леса под пашню, корни и ветви деревьев сжигались для удобрения земли. Участок эксплуатировался до тех пор, пока не переставал давать урожай. После этого его забрасывали и расчищали в лесу новый участок. Использовалось и переложное земледелие, когда участок земли засевали через год, давая земле отдохнуть. Мордва применяла и парово-зерновой метод земледелия: участок земли засевался через год попеременно то весной, то осенью, чтобы восстановить её плодородие. Важное место в хозяйстве мордвы занимало животноводство и птицеводство. Основным животным была лошадь (алаша — у мокши, лишме — у эрзи), которая в основном использовалась как тягловая сила — для пахоты, боронования, перевозки грузов и людей. Коров (тракс — у мокши, скал — у эрзи), овец (уча — у мокши, реве — у эрзи), свиней (тува — у мокши, туво — у эрзи) разводили главным образом для собственных нужд: получения мяса, молока, шерсти, шкур. У мордвы были распространены различные ремёсла и промыслы. В основном они были связаны с обработкой дерева, шерсти, растительного волокна. Из дерева изготовляли различные орудия труда, предметы домашнего обихода, утварь. Широко был распространён среди мордвы ткацкий промысел — выделывание холста и сукна из шерсти, конопли и льна. Значительное развитие получила также выделка овчин, валяние сукон, обуви. В конце XIX века начинает развиваться портняжный промысел. Изготавливали, кроме верхней одежды, тёплые чулки, рукавицы, кушаки. Делали также обувь из кожи, липового лыка. К промыслам по обработке металлов относились кузнечное и слесарное дело. Мордовские кузнецы изготовляли сельскохозяйственные орудия труда, подковы, замки, гвозди, топоры, домашнюю утварь. Большое развитие имела также выгонка смолы и дегтя. Женщины пряли лён, посконь, шерсть, ткали холст и сукна как для собственных нужд, так и на продажу. Изготовленные на дому ткани отдавали для крашения и валяния специальным ремесленникам.

infourok.ru

Презентация для начальных классов «Быт и обычаи мордвы»

БЫТ И ОБЫЧАИ МОРДВЫ

Выполнила:

Учитель начальных классов

Пронина Ольга

ПЛАН:

  • Жилище.
  • Одежда и украшения.
  • Домашняя утварь.
  • Традиционные занятия.
  • Народные обычаи и традиции

1. Жилища

Жилищем древней мордве служили землянки и полуземлянки .

Под воздействием славян на смену землянкам пришло наземное жилище – куд (м.), кудо (э.)

Традиционное жилище мордвы было в основном двух видов: двухраздельное (изба, сени) и трехраздельное (изба, сени, горница). Для строительства мордва предпочитала сосну или ель, осиновый дом считался не пригодным для жилья («Кто построит осиновый дом, Тот пусть скажет: я без дома … Тепло его вверх поднимается, Угар вниз опускается.» из старинной морд. песни)

Реконструкция внутреннего убранства эрзянской избы И для мокши и для эрзи характерно расположение между стеной и печью дощатого настила (кершпиль). У мокшан в дополнение к нему под потолком находились полати, на которых спали Реконструкция внутреннего убранства мокшанской избы

Курная изба с дверью особой конструкции и кершпелем.

с.Дракино Беднодемьяновского уезда, 1920-е годы

Угол избы с печкой.

Крестьянская курная изба.

Фрагмент экспозиц Мордовского республиканского краеведческого музея

2. Одежда

Традиционные костюмы мордвы-мокша

Традиционные костюмы мордвы-эрзя

Пулай – набедренное украшение эрзи, первая половина XX в.

3. Домашняя утварь

Чашка с ложкой

Братина

Ритуальный ковш

Плетеная и берестяная утварь

Берестяная ложкарница

Прялка XIX в.

Деревянные вальки

для стирки и глажения белья

Деревянные дуршлаги

Парь – выдолбленная из липы и украшенная резным орнаментом кадушка

Бирки счетные. XIX в.

Керамические сосуды. Срубная культура II тыс.до н.э.

Керамические сосуды. Мордва-эрзя IV-VII в.в.

Керамические сосуды. Мордва-мокша VIII-IX в.в.

Коллекция

керамических изделий

Детская художественная школа г.Рузаевка РМ

4. Традиционные занятия

Издревле традиционными занятиями мордвы (как мокша, так и эрзя) были рыболовство, охота, собирательство и бортничество. В эпоху феодализма активно развивается земледелие, разведение скота и др.

Пасека

Уборка хлеба

Водяные и ручные мельницы

Беление холста

Разглаживание холста

Вышивальщицы

Плетение кружева

Традиционный способ прядение шерсти

Изготовление с/х инвентаря

Толчение проса на блины

Лесорубы на отдыхе

Бондари

Изготовление глиняной посуды

Вальщик

Плетение лаптей

4. Народные обычаи и традиции

До начала XX века у мордвы существовали две формы семьи: преимущественно большая патриархальная и малая индивидуальная. Большая патриархальная охватывала несколько поколений потомков по мужской линии, а т.к. мордовские семьи традиционно были многодетными, то в семье могло насчитываться более 50 человек. Главой был обычно самый старший мужчина (кудазор (м.), покштя (э.). Однако с развитием капиталистических отношений большие семьи стали распадаться на малые, но главой по прежнему оставался муж.

Мордовская семья вокруг дупляного колодца.

с. Промзино Беднодемьяновского уезда, 1920-е годы

Мордовская свадьба

Заключение браков являлось не столько делом молодых, сколько их родителей. Основное внимание уделялось на имущественное положение семьи невесты, ее здоровье и трудолюбие. Невесты нередко были старше своих женихов на 10 и более лет. Объяснялось это стремлением родителей жениха пораньше получить дополнительные рабочие руки, родителей невесты – как можно дольше удержать эти же руки в своем доме.

Браки заключались путем прямого договора, одновременно имели место и похищения невест, порой с молчаливого согласия родителей, дабы избежать многочисленных свадебных расходов.

Обряд расплетания косы перед свадьбой

Традиционный обряд приглашения гостей на свадьбу

Мордовская свадьба

с. Сурское Корсунского уезда,

1920-е годы

Традиционные праздники и народные гулянья

Мордовские народные праздники тесно связаны с хозяйственной деятельностью и приурочены к земледельческому календарю. Многие из них остались почти не затронутыми влиянием христианства, а те которые приняли христианскую форму, не потеряли своих языческих особенностей.

Праздник на улице

с. Стандрово Темниковского уезда,

1920-е годы

Зимние праздники начинались с празднования «Рождественский дом» (кштиме куд, роштувань куд (м.), роштувань кудо (э.). Праздник сопровождался различными святочными обрядами, песнями, играми, массовыми гуляньями с ряжеными (роштувань бабат), в которых участвовала в основном молодежь.

На Новый год повторялся весь комплекс рождественских обрядов, только в несколько расширенном, либо измененном виде. В гаданиях участвовали не только молодые, но и старики, которые гадали об урожае, приплоде скота, погоде. В ночь в некоторых селах жгли костры и прыгали через них

Святочные гадания

Во время празднования масленицы строили карусель, имитирующую форму солнца и его лучей. Врывали на горе большой кол, на него надевали колесо, к которому лучеобразно прикрепляли жерди, а к ним привязывали салазки. Несколько человек крутили ее, остальные катались.

Большая группа обычаев и обрядов сосредотачивалась вокруг Пасхи (очижи (м.), инечи(э.). Накануне готовили брагу (очижинь пуре), которую в день пасхи пили сами и обливали лошадей, чтобы те были здоровы и сильны. В первый день пасхи девушки, образуя две группы, обходили все дома, совершая обряд, напоминающий колядование. В каждом доме к их приходу собирали два стола и угощали лучшими блюдами.

Особым почтением пользуется у мордвы день Троицы (кизонь ши (м.), кизонь чи(э.). В этот день дома и надворные постройки украшаются ветками деревьев, а в некоторых селах и молодыми деревцами, пол устилается свежескошенной травой. Устраиваются массовые гулянья.

В последний день Троицы праздновали проводы весны (тундань прважама (м.), тундонь ильтямо (э.). Праздник сопровождался гуляньями с ряжеными, представлявшими собой лесных духов.

Празднование Троицы

videouroki.net

Презентация авторской программы на тему:»Мордва»

Введение

Мордовское национальное искусство представляет яркое, самобытное явление нашей современности. Среди искусств народов и народностей, входящих в состав РФ, художественное творчество мордвы выделяют свои особенности и черты, которые слагают неповторимость художественного характера. Традиции мордовского народного творчества восходят к глубокой древности, в них исток и корень национальной культуры.

Человек и природа, искусство и природа веками жили в единстве. Природа будила воображение, обогащала наблюдениями, оттачивала чувство красоты, оно формировалось в процессе труда.

Во все времена чувство прошлого соединялось с мечтой народа о будущем, рождало сказку, рождало творчество, неотъемлемое от жизни народа, от его истории, создавало культуру преемственности.

Духовная культура мордвы — одного из крупных народов, населяющих Поволжье – сформировалась в сложных исторических условиях. Мордва исконные жители лесного края – были издревле знакомы с художественной обработкой дерева, у всемирно известного скульптора С.Д. Эрзи немало достойных безвестных предшественников. В течение многих тысячелетий создавалась уникальная и неповторимая культура мордовского народа. Мы ещё до конца не осознали ту истину, что людей притягивает друг другу не только сходство, но и различие. Поэтому надо не стирать эти различия, а развивать и совершенствовать дальше.

Пояснительная записка

Внеурочные занятия дают детям возможность лучше узнать и изучить историю, культуру, традиции мордовского (эрзя, мокша) народа.

При составлении программы была использована программа «Культура народов Поволжья» [ Текст] : программа и методические рекомендации (А.Ш. Кержнер, В.А. Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В.Д. Кирюшкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. — 92 с.

Воспитание детей на национальных традициях, в данном случае (история, культура, традиции мордовского народа), в наше время является одним из важнейших средств нравственно – эстетического воспитания.

Фольклор в школе — это уважение не только к своему народу, но и к другим народам, к их культуре, традициям.

Занятия побуждают у ребят интерес к золотому фонду мордовской песни, к национальным традициям, обрядам, быту и т.д., что даёт возможность, основываясь на симпатии ребёнка, развивать его межнациональное сближение в смешанной национальной среде.

На внеурочных занятиях органически сочетаются фронтальное воздействие на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика, так как занятия проходят небольшими группами (12 – 15 человек), где каждый ребёнок пробует свои силы как в пении, так и в игре.

Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты, сценические постановки.

Актуальность данной программы заключается в развитии творческих способностей, преодолении языкового и культурного барьера в ситуации диалога разных культур.

Материал программы рассчитан на детей от 8 до 15 лет (разно — уровневое тематическое планирование ) и состоит из 8 разделов. Каждый из 8 разделов может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, которая определяется интересами учащихся и квалификацией педагога. Весь учебный процесс должен увязываться с сезонными работами и связанными с ними обрядовыми циклами, религиозными и бытовыми праздниками, юбилеями и знаменательными событиями, датами и т.д.

В календарно – тематическом плане педагог должен правильно организовать самостоятельную деятельность учащихся. Основное методическое требование — накопление знаний и закрепление умений в результате языковой, игровой по преимуществу, внеклассной работы, исключение принуждения и необходимости совершения больших волевых усилий со стороны ребёнка.

Работа по изучению истории, культуры, традиций мордовского народа осуществляется на двуязычной основе — на русском языке с введением элементов мордовского ( эрзя ) языка.

Учителю необходимо вести широкую разъяснительную и воспитательную работу среди родителей, привлекать их к проведению совместных мероприятий.

Программа курса «История, культура, традиции мордовского (эрзя, мокша) народа» в данном случае составлена для 5-8 классов по 2 часа в неделю.

Цель программы:

— развитие творческих способностей учащихся; воспитание духовно – нравственных ценностей через приобщение к традициям, истории и культуре мордовского ( эрзя, мокша) народа; формирование национальной культуры обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

— обучить основам мордовского (эрзя) народного пения;

— обучить правилам культуры поведения;

— освоить и частично запомнить мордовские календарные обряды.

Развивающие:

— развить познавательную, творческую и общественную активность школьников в процессе концертных выступлений;

— развить память, мышление, воображение, фантазию, творческую инициативу;

— формировать эстетический вкус.

Воспитательные:

— воспитывать уважение к другим народам, заложить основы толерантности и нравственности;

— воспитывать стремление к практическому использованию знаний и навыков, полученных на занятиях;

— воспитывать чувство гражданственности.

Задачи данной программы опираются на принципы дидактики:

— наглядности;

— систематичности;

— связи теории с практикой.

Контроль — опрос, творческие задания, выступление перед родителями, проведение фольклорного праздника.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

  • понимание культуры народов Поволжья как одной из основных ценностей, определяющих роль в развитии интеллектуальных, эстетических, творческих способностей и моральных качеств личности; его значение в процессе получения школьного образования.

  • осознание сохранения и развития культурных ценностей, укрепления добрососедства, уважения и братства.

Метапредметные результаты освоения учащимися программы:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности и последовательность действий, умение оценивать свои результаты, адекватно формулируя ответы.

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков на межпредметном уровне, в повседневной жизни.

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, анализ и редактирование.

  • умение создавать устные тексты на заданную тему и правильно и свободно излагать их в процессе речевого общения.

Предметными результатами освоения учащимися программы являются:

  • представление Симбирского Поволжья как организма географического, духовного, и культурного единства, части которого исторически связаны хозяйственным взаимопониманием всех населяющих его народов.

  • овладение знаниями культур, религий, национальных традиций и интересов русского и мордовского народов Поволжья.

  • осознание возрождения этнокультурной памяти есть государственное и стратегическое единство, доказывающее миру свою волю и способность к миру и равновесию.

Предполагаемые результаты:

— наличие интереса мордовской (эрзя, мокша) песне, традициям, истории, обрядам;

— исполнять мордовские (эрзя) народные песни;

— научиться слушать и различать мордовскую (эрзя) речь;

— соблюдать общечеловеческие нравственные ценности: доброту, терпимость, сочувствие, любовь, уважение и т.д.

— участвовать в концертах и конкурсах, двигаться под мордовскую (эрзя, мокша) музыку;

— повысить сценическое мастерство.

Учебно-тематический план

5 ч
  1. Моя родословная.

1 ч

  1. Этнографические группы.

2 ч

  1. Песенные традиции Поволжья.

2 ч

3

Материальная культура

11 ч

1. Исследователи мордовской культуры.

1 ч

2. Орудие труда.

1 ч

3. Мордовский народный костюм.

2 ч

4. Влияние русской культуры.

2 ч

5. Женские убранства.

1 ч

6. Свадебная одежда.

2 ч

7. Пища мордвы.

1 ч

8. Рецепты мордовской кухни.

1 ч

4

Праздники, обычаи, обряды.

21 ч

1. Мордовские божества.

4 ч

2. Зимние мордовские обряды.

4 ч

3. Весенне – летние обряды.

4 ч

4. Осенние обряды мордвы.

4 ч

5. Мордовские моляны.

2 ч

6. Престольные праздники мордвы.

3 ч

5

Устно – поэтическое творчество мордовского народа

12 ч

1. Игры и хороводы мордвы.

5 ч

2. Необрядовая поэзия.

2 ч

3. Жанры мордовской песни.

6

Профессиональная музыкальная культура мордовского народа

11 ч

1. Композиторы Мордовии.

1 ч

2. Музыкальные инструменты.

2 ч

3. Слушание и разучивание мордовских песен.

8 ч

6

Выдающиеся земляки

5 ч

1. Национальные герои.

2 ч

2. Национальные художники и скульпторы.

2 ч

3. Первый мордовский поэт.

1 ч

7

Заочное путешествие по городам Мордовии.

6 ч

1. Саранск – столица Мордовии.

1 ч

2. Темников – самый старый город.

1 ч

3. Театры Республики Мордовия.

2 ч

4. Итоговое занятие. Концерт.

2 ч

Всего

72 ч

Содержание

Изучение истории, культуры, традиций мордовского (эрзя, мокша) народа как необходимое условие развития национальной мордовской культуры в целом. Понятия «малая Родина», «история семьи», «моя родословная». Понятия о певческих навыках. Слушание мордовских песен в исполнении ансамбля «Торамо».

Происхождение и расселение мордовского народа.

Историческая связь и совместная жизнь русского и мордовского народов. Исторический поворот в судьбе мордовского народа ( 1480г).

Особенности расселения мордвы. Две основные этнографические группы мордвы: мокша и эрзя.

Мордовское население Ульяновской области. В области проживают преимущественно мордва — эрзя.

Материальная культура мордвы.

Исследователи материальной культуры мордовского (эрзя, мокша) народа – А.П. Рябов, А.Ф. Юртов. Земледельческий и животноводческий уклад жизни мордвы. Озксы (моления) в честь животных (Каляда озксы), связанные с животноводством. Орудия труда.

Причина исчезновения у мордвы (чувашей, марийцев, удмуртов) кузнецов, серебряников и других ремесленников (17 в.). Деревообработка. Обработка волокна, прядение, ткачество. Обработка кожи и меха. Изменения в мордовской одежде (конец 19 начало 20 в.). Чем больше в одежду народа входили новые материалы, тем меньше обращались мастерицы к вышивке.

Мордовский народный костюм, как произведение искусства. Понятие народа об идеальном облике людей своей нации во взаимосвязи с окружающей природой, жизнью, культурой, бытом. История развития национального костюма мордвы; причины, повлиявшие на ход перемен в костюме от древности до настоящего времени.

Близость мордовской одежды с русской, татарской, чувашской и других, живущих по соседству народов.

Заимствование покроя и оформления элементов мужского костюма.

Влияние русской культуры вышивка крестом, перевитью, новая цветовая гамма).

Сравнение убранства эрзянских женщин с мокшанскими. Женская кичка ( панга, панго). Серёжки мокшанские ( пилкс, пилекст). Смысловое значение женских украшений ( оберег ). Обувь. Лапти (пуло марть карьсть), низкие ботинки с отделкой из красной фланели, жёлтой или красной кожи (котат). Праздничный вид обуви ( конец 19века) сапоги со сборами.

Свадебная одежда, самый богатый наряд. Одежда для общих сельских и престольных праздников.

Пища, как составная часть материальной культуры. Традиционное питание мордвы, связь с его хозяйственным укладом жизни.

Пища растительного происхождения.

Рецепты мордовской кухни. Мордовский пирог (курник ). Первые и вторые блюда. Напитки (кулага).

Праздники, обычаи, обряды.

Мордовские божества. Понятие мордвы о высшем существе. Бог мира (паз, Шкай ).

Тюштя — царь мордвы. Мордовский князь Пургаз (13 в.)

Божества в образе женщин (Анге — патяй). Праздники и моляны в честь её. Моляны совершались не более 5 раз в году. Сыновья Анге — патяй. Дочери Анге – патяй. В Симбирской губернии мордва звали дочь Агне — патяй. Мастор – паз Зарёй озксом.

Божества в образе мужчин (Нишке -паз , Волцы – паз ). Вера мордвы в близкие сношения богов с людьми, кроме верховного бога. Нишке — паз (старший сын Анге — патяй) бог неба, солнца, огня и света. Главный покровитель пчёл. Волцы — паз, высший бог всего живого, кроме человека (четвёртый сын Анге — патяй ). Покровитель охоты и рыболовства.

Зимние обряды. Каждый обряд совершался, прежде всего, для того, чтобы повлиять на природу, обеспечить хороший урожай, приплод скота, достаток и благополучие семьи. Цикл зимних обрядов. Высмеивание Роштов баба и Карят рукоделие, выставляемое для осмотра.

Весенне – летние обряды. («Тундонь ильтямо чи» — Проводы весны). Последний день Троицы мордва устраивали праздник. Значительное место отводилось ряженым. Символ праздника — берёза. Местом праздника могла бы быть вся округа: околица села, роща, опушка леса и т.д. Связь с мордовской мифологией, в частности, с легендами и сказками о лесных жителях, покровителях деревьев и лесных животных ( Вирява, Ведьава).

Осенний обряд «Тейтерень пия кудо». Праздник в честь природы, в котором карнавальное веселье перемежалось с богатым застольем и неотъемлемым национальным напитком «Пуре». Участники праздника девушки. Праздник был одновременно и действенным средством укрепления добрососедства и дружбы между отдельными сёлами.

Моляны ( озксы) мордвы. Дохристианские религиозные праздники. Основной момент всех озксов — жертвоприношение божествам, их кормление. Произносимые молитвы с обращением на восток. Озксы не имеют точной календарной даты. «Кереть — озксы» — начало сева яровых посевов. Аналогично у других народов Поволжья (марийский «ага — пайрам», чувашский «акатуй» , татарско — башкирский «сабантуй»

«Пиземе озкс ( обряд вызывания дождя).

«Нуемас — тема» ( окончание жатвы )

«Покров — баба» ( дань покровителям скота и жилища )

Престольные праздники.

Кузьма — Демьян. Сближение мордвы с христианами. Отожествление мордовских божеств с православными святыми. В день Кузьмы — Демьяна приносили жертву — курицу.

Михайлов день. Праздник Волцы — пазу, богу звериной охоты.

Влияние русской культуры. Мордовские народные праздники и моления приспосабливались к церковным. Следы двоеверия.

Устно – поэтическое творчество мордовского народа.

Игры и хороводы мордовского народа. Наряду с жанрами обрядовой поэзии в мордовском устном народном творчестве богато представлены произведения необрядовые.

Пословицы ( валмеревкст, валмуворкст ), считалки, скороговорки, поговорки, загадки, загадки — етафоры, загадки — вопросы, пословицы приметы, загадки — задачи.

Народное творчество в 19 веке. Пафос устно – поэтического творчества связан с его представлением о счастливой и свободной жизни. Эти произведения всегда полны оптимизма, свидетельствующего о духовном богатстве мордвы, её вере в свои силы.

Мордовская народная песня. Эпические (мифологические, балладные, исторические), лирические (о мироздании и труде, о молодёжи, о семейной жизни, о рекрутчине и солдатчине, о разбойниках, переселенцах и отходниках, о социальном протесте). Частушки. Детский фольклор ( творчество взрослых для детей, детское творчество и то, что перешло в фольклор из устного народного творчества).

Профессиональная музыкальная культура мордовского народа.

Становление профессиональной музыкальной культуры. Композиторы Мордовии. Из истории Государственного музыкального театра имени И.М. Яушева Республики Мордовия.

Музыкальные инструменты. Шавова, кальдерьдема, нудей, гармонь.

Разучивание песен С. Люлякиной. Знакомство с творчеством.

Слушание и разучивание мордовских народных песен. Некоторые мотивы народных мордовских песен созвучны не только с песнями родственных народов, но и со славянскими и тюркскими произведениями. Таковы песни о большом дереве, тотемной утке, построении города, выбора родоплеменного вождя.

Выдающиеся земляки.

Национальные герои. Алёна Арзамасская, героиня Отечественной войны эрзянского народа 1670 года. Судьба Алёны схожа с судьбой Жанны Д Арк.

Анай Боляй, герой Отечественной войны эрзянского народа 1670 года. Талантливейший организатор национально — освободительной войны Поволжья.

Пургаз или Пуреш. Первый мордовский князь. Пуреш (мокшанский князь). Идея создания мордовского государства.

Спасение в искусстве. Народный художник Мордовии Ф.И. Сычков. Главная тема творчества художника. Статьи, воспоминания Ф.И. Сычкова.

Мордовские поэты и писатели.

И.П. Кривошеев — один из основателей литературных языков. Знакомство с творчеством писателя. Разучивание стихов. Чтение из книг рассказов и стихов на эрзянском языке.

Первый мордовский поэт З.Ф. Дорофеев. Букварь З.Ф. Дорофеева.

Заочное путешествие по городам Мордовии.

Саранск — столица Мордовии. Ансамбли Мордовии. Театры Мордовии. Дом — музей С.Д. Эрзи. Музеи Мордовии. Темников — самый старый город в Республике Мордовия. История создания.

Отчётный концерт — финал концертной работы. Выступают все дети.

Заключение

Программа факультативного курса предусматривает перспективное развитие общественной активности школьников, подчинённое основному образовательному принципу — от простого к сложному, от знаний к творчеству. Дети осваивают азы гражданственности и личностные межнациональные отношения, что имеет в наше время первостепенное значение в воспитании и развитии подрастающего поколения.

В программе факультативного курса ведётся работа — индивидуальная, групповая, а также с родителями. Все фольклорные праздники проводятся с участием родителей.

Литература

1. Энциклопедический справочник. Всё о Мордовии. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1998г.

2. Обрядово-праздничные традиции в жизни мордовского народа. Методический сборник. г. Ульяновск: Симбирская книга, 2001г.

3. Ф.В.Сычков. Альбом. Воспоминания. Переписка. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1998г.

4. Традиционные праздники и обычаи. Сборник сценариев. г. Саранск: Типография «Красный Октябрь», 1998г.

5. Мордовский народный костюм. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990г.

6. Очерки мордвы. П.И. Мельников (Андрей Печёрский) г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1981г.

7. «Эрзянь мастор» Независимая общественно-политическая газета. Выходит с сентября 1994г. г.Саранск: типография «Красный Октябрь», 1994г.

8. Мордовские народные песни. г. Саранск: Музгиз, 1957г.

9. Ю.Пальтин. Содакай. Азбукась стихсэ. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1997г.

10. Мордва. Историко – культурные очерки. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1995г.

11. «Ёвксонь кужо. Эрзянь ёвкст». г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1993г.

12. С.Люлякина. Тонеть Мордовия, моран морот (песни). г.Саранск: Мордовской книжной издательствась, 1990г.

13. Д.Надькин. Пинкст. Кочказь произведеният. г. Саранск: Мордовской книжной издательствась, 1993г.

14. Ф.Ш.Кержнер, В.А.Архипова, Н.С.Нурмухаметова, В.Д.Кирюшкина «Культура народов Поволжья» программа и методические рекомендации . Ульяновск : УИПКПРО, 2011г.

15.Т.В. Николаева. Организация внеклассной работы по мордовскому языку и литературе. г. Ульяновск: УИПКПРО, 20012г.

infourok.ru

Презентация «Мифология мордвы»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Мифология мордвы

Слайд 2

Религия — способ жизни и мировосприятия, основанный на поклонении кумиру или кумирам,чаще всего именуемых богами.

Слайд 3

Вплоть до начала ХХ века среди мордвы были распространены ранние формы религиозных воззрений.
Они включали культ предков (почитание умерших родственников) и веру в божеств, олицетворяющих различные природные явления.

Слайд 4

Боги мордвы

Слайд 5

Тюштя — глава племен мокши и эрзи.
Мифологический персонаж. Он наделен магической силой: может пахать сразу на 12, 24 лошадях, управлять 30 сохами, 40 боронами. На лбу у него солнце, на затылке – светлый месяц, на концах волос – светящиеся звездочки. Рождается с железными пятками, с каменным теменем, с завернутыми проволокой коленями. Он красив, строен, обут и одет нарядно. На земле он самый богатый. Одним взглядом может построить город, другим – создать людей; способен управлять явлениями природы.

Слайд 6

Нишкепаз — верховный бог крестьян.
Прародитель, создатель всего сущего. Его считали также богом огня и любви, владыкой семейной жизни. Нишкепаз – человек высокого роста с длинными, густыми ниспадающими волосами и белой бородой до земли. Он может превращаться в голубя, лебедя, орла, ласточку, волка, быка, коня, зайца, медведя.

Слайд 7

Паксява — божество покровительница поля.
Паксява предстает в образе куропатки или женщины с длинными ниспадающими волосами. Во время цветения ржи в глухую полночь божество поля издает звуки, похожие на свист или плач (к неурожаю). Также, по поверьям, она не разрешала приносить с поля домой камешки и хлеб.

Слайд 8

Кудатя — божество покровитель дома.
В каждом доме было свое божество. Наряду с добром Кудатя мог совершить зло. При переезде в новый дом домового обычно звали домой, в противном случае оно могло прийти и навлечь на семью неприятности.

Слайд 9

Персонаж, получивший в народе неоднозначную оценку. По преданиям мордвы, обитает в крестьянском доме, и видеть его может только владелец жилища. Рождается Куйгорож необычным способом : из петушиного или совиного яйца, высиживается хозяевами. Наделён фантастической силой, исполняет любое желание своего владельца. Постоянно требует работы и выполняет её очень быстро. При отсутствии занятия может уничтожить всё сделанное и даже убить хозяина. Чтобы такое не случилось, нужно дать ему невыполнимое задание : свить верёвку из песка, вычерпать воду из реки и т. п. Чаще всего происхождение слова связывают с понятием «куй» («змея»), откуда наличие змеиного хвоста.
Куйгорож — гном- покровитель богатства.

Слайд 10

Банява — покровительница бани, здоровья, родов.
Она живет под полком вместе со своими детьми. Обычно невидима, но иногда появляется в образе маленькой юной голой женщины, сидящей на полке, расчесывающей длинные светлые волосы. Кроме добра Банява способна причинить зло. Она может испугать входящего, запарить его. По традиции, входя в баню, крестились, чтобы защитить себя от гнева божества. По поверью, она моется после всех, поэтому люди оставляли воду, мыло, веник. Также считается, что Банява помогала роженицам. После родов в ее честь готовили ритуальную кашу.

Слайд 11

Бобо.

Слайд 12

Варда
Полумифическое существо, хитрая, злая, завистливая девочка-оборвыш или старое злое существо. Метка на спине Варды указывает на необычность ее происхождения, связь с потусторонними силами. Варда может заставить работать птиц, узнавать новости от месяца. От ее злодеяний матери оберегали детей с помощью плевка под мышки или на вышивку подола рубашки.

Слайд 13

Вирява — божество покровительница леса.
По представлениям мордвы в каждом лесу есть свое божество Вирява. Людям показывается редко, обычно в полдень или перед заходом солнца. Внешнее описание неодинаково. В лесу – высокая тонкая женщина (как дерево), в поле – ростом со жниво. У нее длинные, ниже пояса, темные волосы. Ее кожа покрыта рыбьей чешуей; один глаз на макушке, рот как у человека, зубы большие. Может превращаться в зайца. Иногда ее видели в белой рубахе или в национальном мордовском костюме. Видеть Виряву не к добру, но божество считается добрым: следит за порядком в лесу.

Слайд 14

Каштомава – покровительница печи.

Слайд 15

Ковава — богиня покровительница Луны
Ковава контролирует время, видит все, что происходит на земле; от нее зависит здоровье людей. Поэтому в ее честь произносились молитвы. У Ковавы есть муж – бог покровитель Луны – Коватя.

Слайд 16

Кельме Атя — старик Мороз. Божество покровитель холода.
Это божество может быть и жестоким, и добрым. Живет в ледяном доме, любимое место – за трубой. В сказочных сюжетах за содеянное зло Кельме Атя старается отплатить добром. Чтобы расположить божество к себе, ему предлагают мучной кисель, который в каждом доме ставят на край подоконника, просят не дать погибнуть урожаю, не заморозить человека.

Слайд 17

Нишкеава — божество покровительница пасеки.
Каждая пасека имела собственное божество, обитающее в одном из самых больших ульев. К ней обращались с молянами при болезни, если она, как предполагалось, была связана с пасекой, пчелами, медом. В таких случаях молились непосредственно на пасеке. Считалось, что хорошего человека пчела не укусит (Нишкеава не позволит).

Слайд 18

Свои божества были и у природных стихий:

Слайд 19

Ведь Ава — божество воды и покровительница деторождения
По религиозным воззрения мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведява. Ведява – молодая высокая женщина с длинными, до колен, светлыми волосами. Она наделена и положительными, и отрицательными чертами. Ведява предстает перед людьми в обнаженном виде ночью или поздно вечером; реже – с ведром в руке или в мордовской рубахе. Обычно она плещет водой или расчесывает волосы. По поверью, у Ведявы есть муж – Ведь Атя.

Слайд 20

Ведь Атя — божество воды, муж Ведь Авы.
У него длинная седая борода, живет глубоко в воде вместе с Ведявой. Его функции ограничены (тянет в воду утопленников). Имя Ведяти упоминается в просьбах о помощи вылечить какие-либо болезни (особенно глазные).

Слайд 21

Толпаз — божество огня.
Представляется в красной рубашке, штанах, танцующим, играющим без ветра. Толпаз сильный, приносит пользу людям, но если рассердится – может навредить. Кроме божества воды – Ведявы, никого не боится. В качестве жертвы божеству огня приносили красного петуха.

Слайд 22

Мордва полагали, что их божества могли быть как добрыми, так и злыми. Чтобы привлечь к себе их благоволение им приносились жертвы. В связи с этим возникли различные религиозные обряды, семейные и общественные моления – «озксы» По мере их усложнения постепенно выделялись избранные люди, исполнявшие роль жрецов.
Моление на Троицу

Слайд 23

Значительную роль отводила мордва и умершим предкам. Они считались покровителями своих сородичей. К ним обращались с молитвами во время различных бедствий: мора скота, болезней людей и т.п. До сих пор во многих мордовских селениях во время засухи старые люди ходят молиться на кладбище, прося предков посодействовать в этой беде. С ними «советовались» перед каждым важным делом: перед свадьбой, куплей или продажей дома, скота и т.п. Верили, что разгневавшись предки могли наслать болезни, неурожай и другие несчастья. Поэтому им, как и божествам, приносили жертвы, устраивали в их честь специальные поминальные дни.

Слайд 24


Примерно с XIV века в среду мордвы стало проникать православие.. Несмотря на сопротивление мордвы, русское правительство продолжало настойчиво проводить христианизацию, которая формально была завершена к концу XVIII века. Но православию не удалось полностью вытеснить дохристианские воззрения мордвы, т.к. они были тесно связаны с ее повседневным бытом. Сами православные священники, чтобы не терять верующих нередко принимали участие в общественных молениях мордвы. Наиболее дальновидные деятели русской церкви, видя негативные стороны насильственной христианизации, стали использовать для более глубокого внедрения христианства в быт мордвы и других народов Поволжского региона их родные языки.

Слайд 25

Все это способствовало проникновению в народное сознание мордвы православного учения. Постепенно место древних мордовских божеств стали занимать христианские святые, которые смешались в народном представлении с прежними богами. Например, христианского бога мордва и сейчас называет именем своего дохристианского верховного покровителя: мокшанского Шкая или эрзянского Нишке паза.

lusana.ru

Презентация «Божества мордвы» | Социальная сеть работников образования

Слайд 2

Тюштя — глава племен мокши и эрзи. Мифологический персонаж. Он наделен магической силой: может пахать сразу на 12, 24 лошадях, управлять 30 сохами, 40 боронами. На лбу у него солнце, на затылке – светлый месяц, на концах волос – светящиеся звездочки. Рождается с железными пятками, с каменным теменем, с завернутыми проволокой коленями. Он красив, строен, обут и одет нарядно. На земле он самый богатый. Одним взглядом может построить город, другим – создать людей; способен управлять явлениями природы.

Слайд 3

Прародитель, создатель всего сущего. Его считали также богом огня и любви, владыкой семейной жизни. Нишкепаз – человек высокого роста с длинными, густыми ниспадающими волосами и белой бородой до земли. Он может превращаться в голубя, лебедя, орла, ласточку, волка, быка, коня, зайца, медведя.

Слайд 4

Паксява предстает в образе куропатки или женщины с длинными ниспадающими волосами. Во время цветения ржи в глухую полночь Паксява издает звуки, похожие на свист или плач — к неурожаю. Также, по поверьям, она не разрешала приносить с поля домой камешки и хлеб.

Слайд 5

По религиозным воззрения мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведьава. Ведьава – молодая высокая женщина с длинными, до колен, светлыми волосами. Она наделена и положительными, и отрицательными чертами. Ведьава предстает перед людьми в обнаженном виде ночью или поздно вечером; реже – с ведром в руке или в мордовской рубахе. Обычно она плещет водой или расчесывает волосы. По поверью, у Ведьавы есть муж – Ведьатя.

Слайд 6

Ведьатя — бог воды, муж Ведьавы. У него длинная седая борода, живет глубоко в воде вместе с Ведьавой. Он обычно тянет в воду утопленников. Имя Ведьати упоминается в просьбах о помощи вылечить какие-либо болезни.

Слайд 7

Вирьава — покровительница леса. По представлениям мордвы в каждом лесу есть свое божество Вирьава. Людям показывается редко, обычно в полдень или перед заходом солнца. Внешнее описание неодинаково. В лесу – высокая тонкая женщина (как дерево), в поле – ростом со жниво. У нее длинные, ниже пояса, темные волосы. Ее кожа покрыта рыбьей чешуей; один глаз на макушке, рот как у человека, зубы большие. Может превращаться в зайца. Иногда ее видели в белой рубахе или в национальном мордовском костюме. Видеть Вирьаву не к добру, но богиня считается доброй: следит за порядком в лесу.

Слайд 8

В каждом доме был свой покровитель. Наряду с добром Кудатя мог совершить зло. При переезде в новый дом домового обычно звали домой, в противном случае оно могло прийти и навлечь на семью неприятности.

Слайд 9

Персонаж, получивший в народе неоднозначную оценку. По преданиям мордвы, обитает в крестьянском доме, и видеть его может только владелец жилища. Рождается Куйгорож необычным способом : из петушиного или совиного яйца, высиживается хозяевами. Наделён фантастической силой, исполняет любое желание своего владельца. Постоянно требует работы и выполняет её очень быстро. При отсутствии занятия может уничтожить всё сделанное и даже убить хозяина. Чтобы такое не случилось, нужно дать ему невыполнимое задание : свить верёвку из песка, вычерпать воду из реки и т. п. Куйгорож — гном- покровитель богатства.

Слайд 10

Банява — покровительница бани, здоровья, родов. Она живет под полком вместе со своими детьми. Обычно невидима, но иногда появляется в образе маленькой юной голой женщины, сидящей на полке, расчесывающей длинные светлые волосы. Кроме добра Банява способна причинить зло. Она может испугать входящего, запарить его. По традиции, входя в баню, крестились, чтобы защитить себя от гнева Банявы. По поверью, она моется после всех, поэтому люди оставляли воду, мыло, веник. Также считается, что Банява помогала роженицам. После родов в ее честь готовили ритуальную кашу.

Слайд 11

Ковава контролирует время, видит все, что происходит на земле; от нее зависит здоровье людей. Поэтому в ее честь произносились молитвы. У Ковавы есть муж – бог покровитель Луны – Коватя.

Слайд 12

Кельмеатя — Дед Мороз. Покровитель холода. Кельмеатя может быть и жестоким, и добрым. Живет в ледяном доме, любимое место – за трубой. В сказочных сюжетах за содеянное зло Кельмеатя старается отплатить добром. Чтобы расположить его у себя, ему предлагают мучной кисель, который в каждом доме ставят на край подоконника, просят не дать погибнуть урожаю, не заморозить человека.

Слайд 13

Нишкеава — покровительница пасеки. Каждая пасека имела собственное божество, обитающее в одном из самых больших ульев. К ней обращались с молитвами при болезни, если она, как предполагалось, была связана с пасекой, пчелами, медом. В таких случаях молились непосредственно на пасеке. Считалось, что хорошего человека пчела не укусит (Нишкеава не позволит).

Слайд 14

Толпаз — бог огня. Представляется в красной рубашке, штанах, танцующим, играющим без ветра. Толпаз сильный, приносит пользу людям, но если рассердится – может навредить. Кроме божества воды – Ведявы, никого не боится. В качестве жертвы божеству огня приносили красного петуха.

Слайд 15

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Презентация «Обряды мордвы» | Социальная сеть работников образования

Автор: 

Лаврентьева Инна 6 класс

Подписи к слайдам:

Обряды мордовского народа
Свадебные обряды мордвы
Гонцы с приглашением на эрзянскую свадьбу. Симбирская губерния. 19 век..
Свадебные обряды мордвы – совокупность народных обрядов, сопровождающих заключение брака. Они связаны с комплексом социальных и правовых представлений, имущественных и семейных отношений, системой родства, религиозными верованиями, этнокультурными связями мордвы. У языческой мордвы существовапо многожёнство. Долго сохранялся обычай женить малолетних сыновей ( 8 – 12 лет) на девушках 20 лет и старше. Богатый отец старался поскорее женить сына, чтобы получить для дома новую рабочую силу.
Свадьбу предваряло сватовство. Перед ним отец жениха приносил жертвы богам и умершим предкам. Затем отрезал горбушку хлеба, вынимал мякиш и заполнял её мёдом. Ночью ехал верхом на лошади к дому невесты и клал ггорбушку на воротный столб, стучал в окно, говоря хозяину, что приехал сватать его дочь, и уезжал. Отец девушки соглашался или возвращал хлеб с мёдом. Позднее этот обряд упростился. Выбрав невесту для сына, родители молили богов помочь. Для предварительных переговоров посылали к родителям невесты с караваем хлеба крёстных родителей жениха или его дядю с тёткой.
Предложение делали сидя под матицей: по верованиям мордвы, это было место хранительницы дома. Родители невесты не сразу давали согласие. Если ответ был положительным, отец жениха с ближайшей роднёй приходил в дом невесты обменяться хлебом солью и договориться о приданом, подарках и других расходах. Между сватовством и свадьбой проходило около года. Позднее 2-3 недели, после чего устанавливали день свадьбы. Накануне совершали обряд с кашей. В доме жениха пекли пироги. Значительным событием было мытьё невесты в бане.
За невестой снаряжали свадебный поезд. Главным лицом считалась сваха. Когда подъезжали к домуневесты, передними запирали ворота, и начинался обряд купли – продажи. После родительского благосло- вения невесту везли в церковь, где её ждал жених с дружками. После венчания молодых встречали в доме родителей мужа хлебом – солью, обсыпали хмелем, желали им счастья и много детей. Затем начиналось пиршество. Русские свадебные обряды переплетались с исконно мордовскими.
Родильные обряды мордвы
Родильные обряды мордвы – совокупность традиционных действий, связанных с рож-дением ребёнка. По народным верованиям, их исполнение способствует здоровью и бла-гополучию матери и новорождённого, его удачам на протяжении всей жизни. Во время родов женщине помогала пови-туха, которая пользовалась у мордвы особым уважением. До настоящего времени сохранился обычай топить баню и мыть роженицу и ребёнка после родов, что объясняется давней верой мордвы в очистительную силу воды.Повитуха совершала молян в честь Ведявы и Банявы.
Баню топили 3 дня подряд, и молодая мать ходила мыться в сопровождении повитухи. Оберегами от порчи считались железные предметы (нож, топор, ножницы), которые клали под подушку младенцу. При первом обмывании младенца повитуха клала в вводу деньги, чтобы он в будущем был богат; парила его рябиновым, дубовым или берёзовым веником, чтобы вырос здоровым и красивым. В день рождения в доме устраивали моления над хлебом и просили Нороваву дать счастья и здоровья новорожденному. На обеспечение богатой жизни был направлен обряд качания колыбели. Лепёшки и пироги клали в колыбель, желая ребёнку сытой и
счастливой жизни. Родные и соседи приходили знакомиться с новорождённым, обязательно с угощениями и подарками. По представлениям мордвы, большое значение для дальнейшей судьбы ребёнка имел выбор «счастливого» имени. Самым торжественным обрядом были крестины. Обрядами сопровождались появление зуба, первые шаги ребёнка, стрижка волос и другое.
Похоронные обряды мордвы
Похоронные обряды мордвы, по народным верованиям обеспечивали переход души в мир иной, доброе отношение умершего к живым. Поэтому его обмывали, одевали в лучшую одежду, клали в гроб предметы, которые могли понадобиться ему в загробной жизни. Совершали и предохранительные обряды, которые должны были помешать смерти «заце- пить» других членов семьи. Для этого одежду с покойника, посуду, обрезки от гроба сжигали, избу окропляли «святой» водой. По возвраще-нии с кладбища мыли руки и лицо, а где был гроб, посыпали золой или клали туда железные предметы. Поэже в похоронные обряды мордвы вошли христианские правила (чтение псалтыря, отпевание в церкви).
Поминальные обряды мордвы
Поминальные мордовские обряды – совокупность традиционных действий, связанных с памятью об умершем. Поминальными являются 3-, 9-, 20-, 40-й дни, полгода и год после смерти. На поминки приходят все родственники покойного и приносят что-нибудь съестное. Отмечались и общеродовые поминовения всех умерших родственников, приуроченные к церковным праздникам: перед Пасхой, на Фоминой неделе, на Троицу и т.д.
Сезонные обряды мордвы
Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Они приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т.д) Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атри- бутику(дары, молитвы, заговоры) люди пытались ввоздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодия. Зимний обрядовый цикл начинался с игр ряже-ных. Использовались заклинания, колядование. На Новый год совершался обряд гадания о суженых, о приплоде скота, погоде, об урожае.
В ночь под Новый год жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очис-тительную силу огня. На Крещение катались на лошадях по улицам и вокруг села. Последний зимний праздник в сельскохозяйственном кален-даре мордвы – Масленица. Строили карусель, имитирующую солнце, катались. В канун Вербного воскресенья девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. Большая группа обрядов проводилась на пасху. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков.
Последним большим праздником весеннего цикла была Троица. Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитани-ем растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гуляния, посвящён-ные проводам весны. Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков («моление о дожде»). Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов – покровителей плодородия(Масторавы, Норовавы и других)
В начале октября во время христианского праздника Покрова женщины совершали обряд Покров баба. Цикл сезонных мордовских обрядов постепенно утратил магическо — ритуальную функцию и превратился в праздники: Новый год, проводы зимы, встреча лета, урожая и другие.
ВОПРОСЫКакие группы обрядов существовали у мордовского народа?Какой обряд предварял свадьбу?Для чего под подушку младенцу клали следующие предметы: нож, топор, ножницы?Какие дни являются поминальными?В канун какого праздника девушки ходили по селу и хлестали спящих ветками вербы?
ИСТОЧНИК Энциклопедия Мордовия Г. А. Корнишина, Н. Ф.Мокшин.
Выполнила ученица 6 Б класса Лицей №4 Лаврентьева Инна

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *