Маршал авиации иван иванович борзов – Борзов, Иван Иванович — Википедия. Что такое Борзов, Иван Иванович
Борзов, Иван Иванович — Википедия. Что такое Борзов, Иван Иванович
Ива́н Ива́нович Борзо́в (8 [21] октября 1915, деревня Старое Ворово Егорьевского уезда Рязанской губернии, ныне деревня Ворово в составе Сельского поселения Дмитровское Шатурского района Московской области — 4 июня 1974, Москва) — советский военачальник, маршал авиации, Герой Советского Союза.
В Москве окончил школу-семилетку, фабрично-заводское училище, работал на стройке. Окончил Московский авиационный техникум, одновременно занимался в аэроклубе Осоавиахима.
Военная служба до Великой Отечетственной войны
На военную службу призван по спецнабору Осоавиахима в Рабоче-Крестьянский Красный Флот в 1935 году. Окончил Ейскую военную школу морских лётчиков и лётчиков — наблюдателей ВВС РККА имени И. В. Сталина в 1936 году. С ноября 1936 года служил в ВВС Черноморского флота: старшина-лётчик, с декабря 1937 года — старший лётчик 43-й скоростной бомбардировочной эскадрильи ВВС флота. С марта 1939 года служил в ВВС Тихоокеанского флота: старший лётчик 4-го минно-торпедного авиационного полка.
В конце 1939 года с группой лётчиков флота был срочно переброшен на Балтику и участвовал в советско-финской войне. Совершил 25 боевых вылетов, награждён орденом. После завершения боевых действий оставлен на Балтике и в мае 1940 года зачислен командиром звена в 1-й минно-торпедный авиационный полк ВВС Балтийского флота.
Великая Отечественная война
В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Тогда же назначен заместителем командира эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота. Сразу выделился мужеством. В июле 1941 года привёл на свой аэродром горящую машину и посадил её, получив тяжелые ожоги. Но в августе 1941 года совершил дисциплинарный проступок: с целью показать командованию умение пилотировать истребители, самовольно поднял в воздух И-16, находившийся в авиаремонтных мастерских, и выполнял фигуры высшего пилотажа. Бак оказался почти пустым, и самолёт вскоре после взлёта упал с малой высоты на землю. За этот проступок 13 сентября 1941 года был осуждён военным трибуналом Ленинградского военно-морского гарнизона к 10 годам лишения свободы с отсрочкой наказания до конца войны «за нарушение воинской дисциплины, повлекшее аварию самолёта». Продолжал воевать, только был понижен в должности. В том же сентябре 1941 года был сбит над вражеской территорией при бомбёжке одной из станций. Выпрыгнул с парашютом, через три дня вывел через линию фронта к своим свой экипаж и группу попавших в окружение красноармейцев. Через несколько дней снова назначен заместителем командира эскадрильи в 57-м штурмовом авиационном полка ВВС флота. Большинство своих боевых вылетов в 1941—1942 годах произвёл, как и другие лётчики флотской авиации, не против военно-морских сил врага, а против его сухопутных войск, что было связано с крайне неблагоприятной ситуацией на фронте.
С апреля 1942 года — вновь в своём «родном» 1-м минно-торпедном полку, которому за массовый героизм личного состава и высокие боевые результаты 18 января 1942 года было присвоено гвардейское наименование и он стал именоваться 1-м гвардейским минно-торпедным авиационным полком. Сразу назначен командиром эскадрильи. С января 1943 года — инспектор по технике пилотирования 8-й авиационной бригады ВВС флота, с августа 1943 года — инспектор-лётчик 1-го гвардейского минно-торпедного полка. В сентябре 1943 года командиром этого полка был назначен майор Иван Иванович Борзов. С весны 1943 года ВВС флота вернулись к нанесению ударов по морским коммуникациям и базам врага. Борзов отличился в прорыве блокады Ленинграда и в Ленинградско-Новгородской операции.
Отличался мужеством и высоким воинским мастерством. К июлю 1944 года совершил 147 боевых вылетов, потопил сторожевой корабль и два транспорта противника. За эти подвиги ему было присвоено звание Героя Советского Союза указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года. Одним из первых освоил на Балтике новые тактические приемы — удары ночью по «лунной дорожке», наведение по бортовым локационным станциям. Всего за войну потопил 2 корабля и 5 транспортов врага водоизмещением 36000 тонн, в их числе самый крупный потопленный вражеский транспорт на Балтике водоизмещением 15000 тонн. Полк за период командования им И. Борзова потопил 83 транспорта, 1 миноносец, 4 подводные лодки, 4 танкера, 3 тральщика, 3 сторожевых корабля.
Командовал полком до января 1945 года, когда был отозван с фронта и назначен помощником начальника 4-го Николаевского военно-морского авиационного училища по лётной подготовке. Член ВКП(б) с 1942 года.
После войны
Могила Борзова на Новодевичьем кладбище.После войны был направлен на учёбу в Военно-морскую академию, которую с отличием окончил в 1948 году. С ноября 1948 года — на преподавательской работе там же. С июня 1949 года — командир 3-й минно-торпедной авиационной дивизии в 5-го ВМФ СССР на Тихом океане. С декабря 1951 года — начальник штаба — заместитель (с октября 1952 — первый заместитель) командующего ВВС 5-го ВМФ (один из двух существовавших тогда советских флотов на Тихом океане с главной базой во Владивостоке). С мая 1953 года — командующий ВВС Северного флота. С августа 1954 года — начальник Центральных лётно-тактических курсов усовершенствования офицерского состава авиации ВМФ. С ноября 1955 года — командующий ВВС 4-го ВМФ (Балтийское море). С января 1956 года — командующий ВВС Балтийского флота. С декабря 1957 года — первый заместитель командующего, с декабря 1960 года — заместитель командующего, а с мая 1962 года до конца жизни — командующий авиацией Военно-Морского флота СССР.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Семья
Воинские звания
Награды
Память
- Памятник маршалу авиации И. И. Борзову открыт в городе Шатура Московской области в 2007 году
- 1-й гвардейский Краснознамённый Клайпедский авиационный полк ВВС Балтийского флота носил имя И. И. Бозова до своего расформирования в 1998 году
Примечания
Ссылки и источники
Борзов, Иван Иванович. Сайт «Герои страны».wiki.sc
Иван Иванович Борзов — биография и семья
В Москве окончил школу-семилетку, фабрично-заводское училище, работал на стройке. Окончил Московский авиационный техникум, одновременно занимался в аэроклубе Осоавиахима.
Военная служба до Великой Отечетственной войны
На военную службу призван по спецнабору Осоавиахима в Рабоче-Крестьянский Красный Флот в 1935 году. Окончил Ейскую военную школу морских лётчиков и лётчиков — наблюдателей ВВС РККА имени И. В. Сталина в 1936 году. С ноября 1936 года служил в ВВС Черноморского флота: старшина-лётчик, с декабря 1937 года — старший лётчик 43-й скоростной бомбардировочной эскадрильи ВВС флота. С марта 1939 года служил в ВВС Тихоокеанского флота: старший лётчик 4-го минно-торпедного авиационного полка.
В конце 1939 года с группой лётчиков флота был срочно переброшен на Балтику и участвовал в советско-финской войне. Совершил 25 боевых вылетов, награждён орденом. После завершения боевых действий оставлен на Балтике и в мае 1940 года зачислен командиром звена в 1-й минно-торпедный авиационный полк ВВС Балтийского флота.
Великая Отечественная война
В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Тогда же назначен заместителем командира эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота. Сразу выделился мужеством. В июле 1941 года привёл на свой аэродром горящую машину и посадил её, получив тяжелые ожоги. Однако 13 сентября 1941 года был осужден военным трибуналом Ленинградского военно-морского гарнизона к 10 годам лишения свободы с отсрочкой наказания до конца войны «за нарушение воинской дисциплины, повлекшее аварию самолёта». Продолжал воевать, только был понижен в должности. В том же сентябре 1941 года был сбит над вражеской территорией при бомбёжке одной из станций. Выпрыгнул с парашютом, через три дня вывел через линию фронта к своим свой экипаж и группу попавших в окружение красноармейцев. Через несколько дней снова назначен заместителем командира эскадрильи в 57-м штурмовом авиационном полка ВВС флота. Большинство своих боевых вылетов в 1941—1942 годах произвёл, как и другие лётчики флотской авиации, не против военно-морских сил врага, а против его сухопутных войск, что было связано с крайне неблагоприятной ситуацией на фронте.
С апреля 1942 года — вновь в своём «родном» 1-м минно-торпедном полку, которому за массовый героизм личного состава и высокие боевые результаты 18 января 1942 года было присвоено гвардейское наименование и он стал именоваться 1-м гвардейским минно-торпедным авиационным полком. Сразу назначен командиром эскадрильи. С января 1943 года — инспектор по технике пилотирования 8-й авиационной бригады ВВС флота, с августа 1943 года — инспектор-лётчик 1-го гвардейского минно-торпедного полка. В сентябре 1943 года командиром этого полка был назначен майор Иван Иванович Борзов. С весны 1943 года ВВС флота вернулись к нанесению ударов по морским коммуникациям и базам врага. Борзов отличился в прорыве блокады Ленинграда и в Ленинградско-Новгородской операции.
Отличался мужеством и высоким воинским мастерством. К июлю 1944 года совершил 147 боевых вылетов, потопил сторожевой корабль и два транспорта противника. За эти подвиги ему было присвоено звание Героя Советского Союза указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года. Одним из первых освоил на Балтике новые тактические приемы — удары ночью по «лунной дорожке», наведение по бортовым локационным станциям. Всего за войну потопил 2 корабля и 5 транспортов врага водоизмещением 36000 тонн, в их числе самый крупный потопленный вражеский транспорт на Балтике водоизмещением 15000 тонн. Полк за период командования им И. Борзова потопил 83 транспорта, 1 миноносец, 4 подводные лодки, 4 танкера, 3 тральщика, 3 сторожевых корабля.
Командовал полком до января 1945 года, когда был отозван с фронта и назначен помощником начальника 4-го Николаевского военно-морского авиационного училища по лётной подготовке. Член ВКП(б) с 1942 года.
После войны
После войны был направлен на учёбу в Военно-морскую академию, которую окончил в 1948 году. С ноября 1948 года — на преподавательской работе там же. С июня 1949 года — командир 3-й минно-торпедной авиационной дивизии в 5-го ВМФ СССР на Тихом океане. С декабря 1951 года — начальник штаба — заместитель (с октября 1952 — первый заместитель) командующего ВВС 5-го ВМФ (один из двух существовавших тогда советских флотов на Тихом океане с главной базой во Владивостоке). С мая 1953 года — командующий ВВС Северного флота. С августа 1954 года — начальник Центральных лётно-тактических курсов усовершенствования офицерского состава авиации ВМФ. С ноября 1955 года — командующий ВВС 4-го ВМФ (Балтийское море). С января 1956 года — командующий ВВС Балтийского флота. С декабря 1957 года — первый заместитель командующего, с декабря 1960 года — заместитель командующего, а с мая 1962 года до конца жизни — командующий авиацией Военно-Морского флота СССР. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Семья
- Сын Иван Иванович Борзов (1949) — закончил Московскую Государственную художественно-промышленную Академию им. С. Г. Строганова. Работал в Московской Епархиальной иконописной мастерской и в поисковой группе «Братство св. Георгия» с 1985 года
- Сын Юрий Иванович Борзов (1953) — (художник и архитектор), был ударником Машины времени (1969—1972), одноклассник Андрея Макаревича, получил премию на международном конкурсе «Образ моста будущего», проходившем в Японии в 1988 году. Сейчас Юрий Борзов занимается поисковой деятельностью, перезахоронением солдат ВОВ, в поисковой группе «Братство св. Георгия» с 1985 года.
Воинские звания
- Генерал-майор авиации — 27 января 1951 года;
- Генерал-лейтенант авиации — 18 февраля 1958 года;
- Генерал-полковник авиации — 16 июня 1965 года;
- Маршал авиации — 16 декабря 1972 года.
Награды
- Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, указ от 22 июля 1944 года
- Два Ордена Ленина (1944, 1963)
- Шесть Орденов Красного Знамени (1940, 1941, 1943, 1944, 1956)
- Орден Ушакова 2-й степени (1944)
- Орден Отечественной войны 2-й степени (1943)
- Два Ордена Красной Звезды
- Медали СССР
- Орден «За боевые заслуги» (Монголия, 1971)
Память
- Памятник маршалу авиации И. И. Борзову открыт в городе Шатура Московской области в 2007 году
- 1-й гвардейский Краснознамённый Клайпедский авиационный полк ВВС Балтийского флота носил имя И. И. Бозова до своего расформирования в 1998 году
- Имя Героя присвоено улице в Калининграде
- Имя Героя присвоено гидросамолёту Бе-200 МЧС Российской Федерации
- Имя Героя присвоено самолету Ту-142М Авиабазы Кипелово
- В СССР имя И. И. Борзова было присвоено рыболовному траулеру
- Памятник И. И. Борзову в селе Шарапово Шатурского района Московской области
people-archive.ru
БОРЗОВ ИВАН ИВАНОВИЧ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
Иван Борзов, Иван Иванович Борзов.
Советский военный деятель, Маршал авиации (1972), командующий ВВС ВМФ СССР в 1962-1974 годах, Герой Советского Союза (1944).
Биография
Родился 8 (по новому стилю — 21) октября 1915 года в деревне Староворово (ныне — Егорьевский район Московской области). Окончил семь классов, школу ФЗУ, авиатехникум. Занимался в аэроклубе.
С 1935 года — в ВМФ СССР. В 1936 году окончил Ейскую ВАШЛ. Служил лётчиком на Чёрном море и Тихом океане. Участвовал в войне с Финляндией, совершил 25 вылетов. После её окончания командовал звеном 1-го минно-торпедного авиационного полка (МТАП) ВВС Балтфлота.
Великая Отечественная война
С июня 1941 года — в действующей армии. Вскоре стал заместителем командира эскадрильи в том же полку. Участвовал в боях в Прибалтике, обороне Ленинграда. 30 июня 1941 года при выполнении боевого задания в районе города Двинска его самолёт был подбит, сам лётчик получил тяжёлый ушиб левой ноги и тяжёлые ожоги лица и рук, но сумел выпрыгнуть с парашютом и через семь дней, преодолев все опасности на оккупированной территории, вернуться к своим через линию фронта.
С сентября 1941 года — заместитель командира эскадрильи того же полка, с апреля 1942 года — командир 1-й эскадрильи 1-го гвардейского МТАП. Летал на самолётах «ДБ-3» и «ДБ-3Ф». Бомбил важные военно-морские базы (Хельсинки, Котка, Таллин, Мемель, Данциг), аэродромы (Сиверская, Красногвардейск, Котлы), производил минные постановки.
В январе 1943 года был назначен лётчиком-инспектором в том же полку. Большое внимание уделял повышению лётной квалификации лётного состава, передавая свои обширные знания молодым лётчикам, в том числе обучал их матчасти самолётов «Бостон» и «ДБ-3Ф». Провёл исключительно сложные всесторонние испытания поставленных в СССР по ленд-лизу самолётов «Бостон» в качестве торпедоносца, определив их дальность, высотность, режимы полёта, расход горючего, необходимые для эксплуатации размеры аэродрома. Полученные результаты позволили наилучшим образом эксплуатировать машины в условиях Балтийского моря, в том числе на дальних вражеских коммуникациях.
В сентябре 1943 года был назначен командиром 1-го гвардейского МТАП ВВС БФ. Совершал боевые вылеты на торпедирование боевых кораблей и транспортов. Вверенный ему полк успешно действовал во время окончательного снятия Ленинградской блокады и освобождения Прибалтики, потопил большое количество вражеских судов различного тоннажа
Послевоенная жизнь
В 1948 году окончил ВМА, после чего преподавал в ней на протяжении года. С июня 1949 года — командир 3-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС 5-го ВМФ (Тихий океан), начальник штаба, первый заместитель командующего ВВС этого флота. В 1953-1954 годах командовал ВВС СФ, в 1945-1955 годах возглавлял ЦЛТКУОС ВВС ВМФ, в 1955-1957 годах — командовал ВВС сначала 8-го ВМФ (Балтийское море), затем всего Балтийского флота.
С декабря 1957 года — первый заместитель, заместитель командующего, командующий ВВС ВМФ СССР. Оставался на этом посту вплоть до своей кончины. Внёс большой вклад в развитие военно-морской авиации страны, под его руководством на вооружение была принята новейшая боевая ракетоносная и противолодочная авиационная техника. Скончался 4 июня 1974 года.
w.histrf.ru
Борзов, Иван Иванович — Howling Pixel
Ива́н Ива́нович Борзо́в (8 [21] октября 1915, деревня Старое Ворово Егорьевского уезда Рязанской губернии, ныне деревня Ворово в составе Сельского поселения Дмитровское Шатурского района Московской области — 4 июня 1974, Москва) — советский военачальник, маршал авиации, Герой Советского Союза.В Москве окончил школу-семилетку, фабрично-заводское училище, работал на стройке. Окончил Московский авиационный техникум, одновременно занимался в аэроклубе Осоавиахима.
Военная служба до Великой Отечетственной войны
На военную службу призван по спецнабору Осоавиахима в Рабоче-Крестьянский Красный Флот в 1935 году. Окончил Ейскую военную школу морских лётчиков и лётчиков — наблюдателей ВВС РККА имени И. В. Сталина в 1936 году. С ноября 1936 года служил в ВВС Черноморского флота: старшина-лётчик, с декабря 1937 года — старший лётчик 43-й скоростной бомбардировочной эскадрильи ВВС флота. С марта 1939 года служил в ВВС Тихоокеанского флота: старший лётчик 4-го минно-торпедного авиационного полка.
В конце 1939 года с группой лётчиков флота был срочно переброшен на Балтику и участвовал в советско-финской войне. Совершил 25 боевых вылетов, награждён орденом. После завершения боевых действий оставлен на Балтике и в мае 1940 года зачислен командиром звена в 1-й минно-торпедный авиационный полк ВВС Балтийского флота.
Великая Отечественная война
В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Тогда же назначен заместителем командира эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота. Сразу выделился мужеством. В июле 1941 года привёл на свой аэродром горящую машину и посадил её, получив тяжелые ожоги. Но в августе 1941 года совершил дисциплинарный проступок: с целью показать командованию умение пилотировать истребители, самовольно поднял в воздух И-16, находившийся в авиаремонтных мастерских, и выполнял фигуры высшего пилотажа. Бак оказался почти пустым, и самолёт вскоре после взлёта упал с малой высоты на землю. За этот проступок 13 сентября 1941 года был осуждён военным трибуналом Ленинградского военно-морского гарнизона к 10 годам лишения свободы с отсрочкой наказания до конца войны «за нарушение воинской дисциплины, повлекшее аварию самолёта». Продолжал воевать, только был понижен в должности. В том же сентябре 1941 года был сбит над вражеской территорией при бомбёжке одной из станций. Выпрыгнул с парашютом, через три дня вывел через линию фронта к своим свой экипаж и группу попавших в окружение красноармейцев. Через несколько дней снова назначен заместителем командира эскадрильи в 57-м штурмовом авиационном полка ВВС флота. Большинство своих боевых вылетов в 1941—1942 годах произвёл, как и другие лётчики флотской авиации, не против военно-морских сил врага, а против его сухопутных войск, что было связано с крайне неблагоприятной ситуацией на фронте.
С апреля 1942 года — вновь в своём «родном» 1-м минно-торпедном полку, которому за массовый героизм личного состава и высокие боевые результаты 18 января 1942 года было присвоено гвардейское наименование и он стал именоваться 1-м гвардейским минно-торпедным авиационным полком. Сразу назначен командиром эскадрильи. С января 1943 года — инспектор по технике пилотирования 8-й авиационной бригады ВВС флота, с августа 1943 года — инспектор-лётчик 1-го гвардейского минно-торпедного полка. В сентябре 1943 года командиром этого полка был назначен майор Иван Иванович Борзов. С весны 1943 года ВВС флота вернулись к нанесению ударов по морским коммуникациям и базам врага. Борзов отличился в прорыве блокады Ленинграда и в Ленинградско-Новгородской операции.
Отличался мужеством и высоким воинским мастерством. К июлю 1944 года совершил 147 боевых вылетов, потопил сторожевой корабль и два транспорта противника. За эти подвиги ему было присвоено звание Героя Советского Союза указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года. Одним из первых освоил на Балтике новые тактические приемы — удары ночью по «лунной дорожке», наведение по бортовым локационным станциям. Всего за войну потопил 2 корабля и 5 транспортов врага водоизмещением 36000 тонн, в их числе самый крупный потопленный вражеский транспорт на Балтике водоизмещением 15000 тонн. Полк за период командования им И. Борзова потопил 83 транспорта, 1 миноносец, 4 подводные лодки, 4 танкера, 3 тральщика, 3 сторожевых корабля.
Командовал полком до января 1945 года, когда был отозван с фронта и назначен помощником начальника 4-го Николаевского военно-морского авиационного училища по лётной подготовке. Член ВКП(б) с 1942 года.
После войны
После войны был направлен на учёбу в Военно-морскую академию, которую с отличием окончил в 1948 году. С ноября 1948 года — на преподавательской работе там же. С июня 1949 года — командир 3-й минно-торпедной авиационной дивизии в 5-го ВМФ СССР на Тихом океане. С декабря 1951 года — начальник штаба — заместитель (с октября 1952 — первый заместитель) командующего ВВС 5-го ВМФ (один из двух существовавших тогда советских флотов на Тихом океане с главной базой во Владивостоке). С мая 1953 года — командующий ВВС Северного флота. С августа 1954 года — начальник Центральных лётно-тактических курсов усовершенствования офицерского состава авиации ВМФ. С ноября 1955 года — командующий ВВС 4-го ВМФ (Балтийское море). С января 1956 года — командующий ВВС Балтийского флота. С декабря 1957 года — первый заместитель командующего, с декабря 1960 года — заместитель командующего, а с мая 1962 года до конца жизни — командующий авиацией Военно-Морского флота СССР.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Семья
Воинские звания
Награды
Память
- Памятник маршалу авиации И. И. Борзову открыт в городе Шатура Московской области в 2007 году
- 1-й гвардейский Краснознамённый Клайпедский авиационный полк ВВС Балтийского флота носил имя И. И. Бозова до своего расформирования в 1998 году
Примечания
- ↑ Поиск: Мысль ставшая силой в статье Мысль, ставшая силой
- ↑ МК 1995 г. МАШИНА ВРЕМЕНИ: Назад ради будущего Архивная копия от 21 мая 2008 на Wayback Machine
- ↑ Сайт Militaryrussia. Отечественная военная техника (после 1945г.)
Ссылки и источники
1-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк ВВС Балтийского флота1-й гвардейский минно-торпедный авиационный Клайпедский Краснознамённый полк ВВС ВМФ — ныне не существующий авиационный полк сил флота вооружённых сил СССР, принимавший участие в Великой Отечественной войне.
2-я минно-торпедная авиационная дивизия ВВС ВМФ2-я минно-торпедная авиационная Рананская Краснознаменная дивизия ВВС ВМФ имени Героя Советского Союза Острякова (2-я МТАД Тихоокеанского флота) — воинское соединение Вооружённых сил СССР во Второй мировой войне.
Авиация Военно-морского флота Российской ФедерацииМорская авиация Военно-морского флота (МА ВМФ) — род сил ВМФ России (ВВС и ПВО ВМФ), предназначенный для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолётов, вертолётов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море.
В Советский период — Военно-воздушные силы Военно-морского флота СССР (ВВС ВМФ СССР).
Состояла до 2011 года из ракетоносной, штурмовой, истребительной, противолодочной, поисково-спасательной, транспортной и специальной авиации. Условно делится на корабельную авиацию и авиацию берегового базирования.
Ракетоносцы и штурмовики предназначены для противоборства с группировками надводных кораблей в океанской и прибрежной зонах, для нанесения ракетных и бомбо-штурмовых ударов по портам, береговым базам, аэродромам и другим военным и промышленным объектам противника.
Противолодочная авиация предназначена для поиска, обнаружения, слежения и поражения подводных лодок.
Истребительная авиация предназначена для контроля обширного воздушного пространства и завоевания превосходства в воздухе над морскими ТВД.
Поисково-спасательная авиация предназначена для спасения и оказания помощи терпящим бедствие экипажам морских и воздушных судов.
Военно-транспортная авиация ВМФ осуществляет парашютное десантирование морской пехоты, пассажирские перевозки личного состава ВМФ и военных грузов.
Специальная авиация выполняет специальные задачи в интересах ВМФ, других видов Вооружённых Сил и родов войск.
Корабельная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Её основными боевыми задачами в вооружённой борьбе на море являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. Палубные вертолёты Морской авиации используются для целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолётов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса «воздух-поверхность» и другое вооружение, они могут использоваться для огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.
В настоящее время почти вся авиация ВМФ — берегового базирования.
Корабельная авиация представлена четырьмя типами самолётов: истребителями Су-33 и МиГ-29К, учебно-тренировочными самолётами Су-25УТГ и учебно-боевыми самолётами МиГ-29КУБ., а также вертолётами Камова. По состоянию на 2014 год, в составе ВМФ России имеется один тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», на борту которого, во время походов, базируется авиагруппа на самолётах Су-30СМ, Су-33, МиГ-29К, МиГ-29КУБ, Су-25УТГ и вертолётах Ка-27 и Ка-29. Кроме того, авиация ВМФ России располагает противолодочными самолетами Ил-38Н и Ту-142.
Управление (штаб) МА ВМФ находится в Новомосковском административном округе г. Москвы, микрорайон «Гарнизон Остафьево».
ВоровоВоро́во — деревня в Шатурском муниципальном районе Московской области, в составе сельского поселения Дмитровское. Расположена в юго-восточной части Московской области на берегу реки Чёрной. Население — 40 чел. (2013). Деревня известна с 1637 года.
Маршал рода войскМа́ршал ро́да во́йск (сил) и специальных войск — группа воинских званий в Вооружённых Силах СССР: маршал артиллерии (род войск), маршал авиации (род сил), маршал бронетанковых войск (род войск), маршал инженерных войск (спецвойска), маршал войск связи (спецвойска).
К воинскому званию маршала, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, добавляются соответственно слова «запаса» или «в отставке».
Разгонин, Александр ИвановичАлександр Иванович Разгонин (1919—2012) — советский военный лётчик морской авиации. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1944). Гвардии подполковник.
Синявинская операция (1942)Синявинская операция (19 августа — 10 октября 1942 года) — наступательная операция советских войск Волховского и Ленинградского фронтов, проведённая против 18-й немецкой армии группы армий «Север» с целью прорыва блокады Ленинграда в ходе Великой Отечественной войны.
Несмотря на то, что проведённая операция не привела к прорыву блокады, советские войска своим наступлением не позволили противнику осуществить план захвата Ленинграда под кодовым наименованием «Северное сияние» (нем. «Nordlicht»), сковали значительные силы немецких войск и тем самым способствовали обороне Сталинграда и Северного Кавказа.
Список Героев Советского Союза (Бойцов — Бортник)В настоящем списке представлены в алфавитном порядке все Герои Советского Союза, чьи фамилии начинаются с буквы «Б» (всего 983 человека, из них 12 удостоены этого звания дважды, один — трижды и один — четырежды). Список содержит даты Указов Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания, информацию о роде войск, должности и воинском звании Героев на дату представления к присвоению звания Героя Советского Союза, годах их жизни.
Персиковым цветом в таблице выделены Герои, удостоенные звания дважды и более раз.
Серым цветом в таблице выделены Герои, представленные к званию посмертно.
Список похороненных на Новодевичьем кладбище (Б)Новодевичье кладбище является одним из самых известных некрополей Москвы. Оно было образовано в 1898 году вдоль южной стены Новодевичьего монастыря, где имеется дворянский некрополь XIX века. В советское время это было второе по значимости кладбище после некрополя у Кремлёвской стены. Многие могилы Новодевичьего кладбища являются объектами культурного наследия. В данной статье представлен список значимых людей, похороненных на Новодевичье кладбище, фамилии которых начинаются на букву «Б».
Список шестикратных кавалеров ордена Красного ЗнамениВ настоящем списке представлены кавалеры шести орденов Красного Знамени, удостоенных этих наград за свою деятельность.
Шатурский районШату́рский райо́н — административно-территориальная единица (район) и одноимённое муниципальное образование (муниципальный район), существовавшие до марта 2017 года в восточной части Московской области России.
10 марта 2017 года законом № 20/2017-ОЗ муниципальное образование Шатурский муниципальный район был преобразован в муниципальное образование городской округ Шатура с упразднением всех ранее входивших в него поселений.25 июня 2017 года административно-территориальная единица город Шатура был преобразован в город областного подчинения Шатура с административной территорией.Административный центр — город Шатура.
Площадь района — 2715 км2, что составляет около 6 % от территории Московской области. По этому показателю район занимает 1-е место в области. Население Шатурского района составляет 69 153 (2019).
Район расположен на юго-востоке области между реками Клязьмой, Прой и Цной. Граничит с Орехово-Зуевским, Егорьевским районами Московской области, Рыбновским, Клепиковским районами Рязанской области и с Гусь-Хрустальным, Собинским, Петушинским районами Владимирской области.
Шатурский район был образован 12 июля 1929 года. В 1933—1956 и 1962—1965 годах район был упразднён, но впоследствии восстановлен 11 января 1965 года.
Глава муниципального района — Келлер Андрей Давыдович.
This page is based on a Wikipedia article written by authors
(here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.
howlingpixel.com
БОРЗОВ Иван Иванович
Иван Иванович Борзов родился 21 октября 1915 года в д. Ворово, в крестьянской семье. Окончил школу, авиационный техникум, по спецнабору ЦК ВЛКСМ поступил в Ейское военное училище летчиков ВМФ, которое окончил с отличием.
Получив звание лейтенанта, служил старшим пилотом на Черноморском, Тихоокеанском флотах, участвовал в урегулировании вооруженного конфликта с Финляндией.
Во время Отечественной войны прошел боевой путь от командира экипажа торпедоносца до командира 1-го гвардейского минно-торпедного полка Балтийского Краснознаменного флота. Участвовал в боях с июня 1941 года. Был назначен заместителем командира эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота. Отличался мужеством. В июле 1941 года привел на свой аэродром горящую машину и посадил ее, получив тяжелые ожоги.
В сентябре 1941 года был сбит над вражеской территорией при бомбежке одной из станций. Выпрыгнул с парашютом, через три дня вывел через линию фронта к своим экипаж и группу попавших в окружение красноармейцев.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны И.И. Борзов окончил с отличием Военно-морскую академию, командовал авиационной дивизией.
В 1972 году ему присвоено звание маршала авиации.
Заслуги И.И. Борзова перед Родиной отмечены высокими наградами. Он награжден двумя орденами Ленина, шестью орденами Красного Знамени, орденом Ушакова II степени и орденом Оте-чественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.
И.И. Борзов ушел из жизни в июне 1974 года. Его именем названы проспект в городе Шатуре, улица в селе Шарапово, а также улицы в городах Санкт-Петербург и Калининград.
Иван Иванович Борзов – Почетный гражданин Шатурского района. Звание присвоено распоряжением главы Шатурского района Московской области от 28.06.2002 г. №1224р (протокол № 8 заседания комиссии по рассмотрению материалов и предложений о присвоении звания «Почетный гражданин» от 26.06.2002 г.).
www.shatura.ru
Борзов, Иван Иванович — ВиКи
В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Тогда же назначен заместителем командира эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота. Сразу выделился мужеством. В июле 1941 года привёл на свой аэродром горящую машину и посадил её, получив тяжелые ожоги. Но в августе 1941 года совершил дисциплинарный проступок: с целью показать командованию умение пилотировать истребители, самовольно поднял в воздух И-16, находившийся в авиаремонтных мастерских, и выполнял фигуры высшего пилотажа. Бак оказался почти пустым, и самолёт вскоре после взлёта упал с малой высоты на землю. За этот проступок 13 сентября 1941 года был осуждён военным трибуналом Ленинградского военно-морского гарнизона к 10 годам лишения свободы с отсрочкой наказания до конца войны «за нарушение воинской дисциплины, повлекшее аварию самолёта». Продолжал воевать, только был понижен в должности. В том же сентябре 1941 года был сбит над вражеской территорией при бомбёжке одной из станций. Выпрыгнул с парашютом, через три дня вывел через линию фронта к своим свой экипаж и группу попавших в окружение красноармейцев. Через несколько дней снова назначен заместителем командира эскадрильи в 57-м штурмовом авиационном полка ВВС флота. Большинство своих боевых вылетов в 1941—1942 годах произвёл, как и другие лётчики флотской авиации, не против военно-морских сил врага, а против его сухопутных войск, что было связано с крайне неблагоприятной ситуацией на фронте.
С апреля 1942 года — вновь в своём «родном» 1-м минно-торпедном полку, которому за массовый героизм личного состава и высокие боевые результаты 18 января 1942 года было присвоено гвардейское наименование и он стал именоваться 1-м гвардейским минно-торпедным авиационным полком. Сразу назначен командиром эскадрильи. С января 1943 года — инспектор по технике пилотирования 8-й авиационной бригады ВВС флота, с августа 1943 года — инспектор-лётчик 1-го гвардейского минно-торпедного полка. В сентябре 1943 года командиром этого полка был назначен майор Иван Иванович Борзов. С весны 1943 года ВВС флота вернулись к нанесению ударов по морским коммуникациям и базам врага. Борзов отличился в прорыве блокады Ленинграда и в Ленинградско-Новгородской операции.
Отличался мужеством и высоким воинским мастерством. К июлю 1944 года совершил 147 боевых вылетов, потопил сторожевой корабль и два транспорта противника. За эти подвиги ему было присвоено звание Героя Советского Союза указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года. Одним из первых освоил на Балтике новые тактические приемы — удары ночью по «лунной дорожке», наведение по бортовым локационным станциям. Всего за войну потопил 2 корабля и 5 транспортов врага водоизмещением 36000 тонн, в их числе самый крупный потопленный вражеский транспорт на Балтике водоизмещением 15000 тонн. Полк за период командования им И. Борзова потопил 83 транспорта, 1 миноносец, 4 подводные лодки, 4 танкера, 3 тральщика, 3 сторожевых корабля.
Командовал полком до января 1945 года, когда был отозван с фронта и назначен помощником начальника 4-го Николаевского военно-морского авиационного училища по лётной подготовке. Член ВКП(б) с 1942 года.
xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai
Борзов Иван Иванович — ЭНЭ
Борзов Иван Иванович [р. 8(21).10.1915, деревня Староворово, ныне Московской области], генерал-полковник авиации (1965), Герой Советского Союза (22.7.1944). Член КПСС с 1942. Родился в семье крестьянина. В 1935 призван в ВМФ, окончил Военно-морское авиационное училище (1936), Военно-Морскую академию (1948). Участвовал в советско-финляндской войне 1939—40. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 служил в морской авиации Балтийского флота, с сентября 1943 командовал гвардейским авиационным полком. После войны — на преподавательской работе и командных должностях. С декабря 1951 заместитель командующего ВВС ряда флотов, в 1960—62 заместитель командующего, а с 1962 командующий военно-воздушными силами ВМФ. Награжден орденом Ленина, 6 орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени и Отечественной войны 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды и медалями.
- Эта статья или раздел использует текст Большой советской энциклопедии.
Борзов Иван Иванович [8(21).10.1915, дер. Староворово ныне Егорьевского района Московской обл.,— 4.6.1974, Москва], советский военачальник, маршал авиации (1972), Герой Советского Союза (22.7.1944).
На военной службе с 1935. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище (1936), Военно-морскую академию (1948).
В 1936—40 проходил службу в ВВС на Черноморском, Тихоокеанском и Балтийском флотах. Участвовал в советско-финляндской войне 1939—1940. В период Великой Отечественной войны зам. командира и командир эскадрильи, с сентября 1943 командовал гв. минно-торпедным авиаполком ВВС БФ. Участвовал в налётах на корабли, войска, аэродромы, железнодорожные узлы и промышленны объекты противника. Совершил 147 боевых вылетов, потопил военный корабль и 2 транспорта противника. Полк под его командованием особо отличился в операциях по прорыву и снятию блокады Ленинграда в 1943—44.
За личное мужество и умелое командование полком Борзову присвоено звание Героя Советского Союза. В 1948—49 на преподавательской работе в Военно-морской академии. С июня 1949 командир авиадивизии. С декабря 1951 начальник штаба— зам., 1-й зам. командующего ВВС 5-го ВМФ. В 1953—54 командующий ВВС Северного флота, с августа 1954 по март 1956 начальник Центральных лётно-тактических курсов усовершенствования офицерского состава авиации ВМФ. С 1956 командующий ВВС БФ. С декабря 1957 1-й зам. командующего, а в 1962—74 командующий авиацией ВМФ.
Награждён 2 орденами Ленина, 6 орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й ст., Отечественной войны 2-й ст., 2 орденами Красной Звезды, медалями, иностранным орденом.
- Источник: Министерство обороны Российской Федерации: Военная энциклопедия > Военная история в лицах > Борзов И.И.
Борзов Иван Иванович (21.10.1915 — 4.6.1974) Герой Советского Союза — командир 1-го гвардейского Краснознамённого минно-торпедного авиационного полка Военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота, гвардии подполковник.
Родился 21 октября 1915 года в деревне Староворово (ныне Егорьевского района Московской области). Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.
В рядах Военно-Морского Флота СССР с 1935 года. В 1936 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище. В 1936-40 годах проходил службу в ВВС на Черноморском, Тихоокеанском и Балтийском флотах.
Боевое крещение и свой первый орден Красного Знамени командир авиационного звена старший лейтенант И.И. Борзов получил в период советско-финляндской войны 1939-40 годов.
В годы Великой Отечественной войны был заместителем командиpa и командиром эскадрильи, а с сентября 1943 года командовал 1-м гвардейским минно-торпедным авиационным полком ВВС Краснознамённого Балтийского флота. Участвовал в налётах на корабли, войска, аэродромы, железнодорожные узлы и промышленные объекты противника. «Тридцать три богатыря» именовали Героев Советского Союза 1-го минно-торпедного авиаполка. Из них 28 лётчиков получили эту высшую степень отличия, когда служили под командованием гвардии подполковника Борзова И.И., совершившего 147 боевых вылетов, потопившего семь крупных транспортов противника общим водоизмещением 40 тысяч тонн, уничтожившего много другой вражеской боевой техники. Именно в период командования И.И. Борзова 1-й гвардейский авиаполк добился наибольших успехов, действуя на морских коммуникациях, превратил Балтийское море в победное поле боя прославленных торпедоносцев и топмачтовиков. Руководимый им полк особо отличился в операциях по прорыву и снятию блокады города-героя Ленинграда в 1943-44 годах.
Вклад 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка в разгроме немецко-фашистских захватчиков был достойно оценён. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года полк был награждён орденом Красного Знамени, а согласно приказу Верховного главнокомандующего от 5 апреля 1945 года он получил почётное наименование «Клайпедский».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года за личное мужество и умелое командование полком Борзову Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4006).
По окончании Великой Отечественной войны И.И. Борзов в 1948 году окончил Военно-морскую академию, и в 1948-49 годах в ней же преподавал. С июня 1949 года он — командир авиационной дивизии. С декабря 1951 года начальник штаба — заместитель и 1-й заместитель командующего ВВС 5-го Военно-Морского Флота. В 1953-54 годах — командующий ВВС Северного, в 1955-1957 годах — Балтийского флота. С декабря 1957 года — 1-й заместитель командующего, а в 1962-74 годах командующий авиацией ВМФ СССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1972 года генерал-полковнику авиации Борзову Ивану Ивановичу присвоено воинское звание «маршал авиации».
Прославленный морской лётчик скончался 4 июня 1974 года на 59-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. На могиле установлен памятник из чёрного гранита с вырубленным поясным портретом Героя, работы скульптора О. Манизера.
Награждён 2 орденами Ленина, 6 орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени (№ 228), Отечественной войны 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды и медалями.
Именем маршала авиации, Героя Советского Союза, военного лётчика 1-го класса Борзова И.И. 14 сентября 1980 года названа бывшая улица Мастеровая в городе Калининграде, и на одном из её домов открыта мемориальная доска в память командира 1-го гвардейского Краснознамённого Клайпедского минно-торпедного авиационного полка КБФ, принимавшего участие в разгроме Восточно-Прусской группировки немецко-фашистских войск. Этот прославленный полк после окончания Великой Отечественной войны оставался в составе ВВС КБФ. Ему было присвоено имя Ивана Ивановича Борзова.
К сожалению, в 1998-м — в год своего 60-летия с момента создания — гвардейская авиационная Клайпедская Краснознамённая часть имени Героя Советского Союза маршала авиации И.И. Борзова была расформирована, и на этом закончилась славная история первого в составе советского Военно-Морского Флота гвардейского воинского формирования.
- Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем
- Источник: Биографические очерки о Героях Советского Союза — Герои страны — Борзов Иван Иванович
Именем И.И. Борзова назван проспект в городе Шатуре.
Борзов Иван Иванович — младший
См Война. Найденные имена. 12 Янв 2007
Литература
- Борзова К.Н. Мой маршал.-М.:Научный мир, 2003.-89 с.:фото.ISBN 5891761874
- Борзова К.Н. Мой Маршал//журнал «Воин России», 2003, № 12, с. 34-55.
- Герасимов В.Л. Сов. морские лётчики 1-ми потушили огни Берлина//ВИЖ, 2001, № 8
- Герои огненных лет. Книга 3. М.: Московский рабочий, 1978
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.1. М.:Воениз.1987.
- Звёзды не меркнут. — Калининград, 1982.
- Львов М.Л. Пароль-«Балтика». Калининград, 1985.
- Советская Военная Энциклопедия. — 2 изд. — Т. 1: — М.:Воениз,1990
- Хохлов П.И. Над тремя морями. — Л.: Лениздат, 1988., глава Крейсерские полеты
- Пономарев А.Н. Покорители неба.— М.: Воениздат, 1980., глава Можно ли обойтись без аэродромов?
- Самойлович О.С. Рядом с Сухим Воспоминания авиаконструктора
- Львов М.Л. Пароль — Балтика//АвиатемА — библиотека
wiki.laser.ru