cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Ломоносов биография презентация – «Михаил Васильевич Ломоносов ( ). Биография». Скачать бесплатно и без регистрации.

Презентация на тему Биография Ломоносова

Слайд 1

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765)

Слайд 2

Историк, ритор, механик,химик, минеролог, художник и cтихотворец, он всё испытал и всё проник. А.С.Пушкин

Слайд 3

ДЕТСТВО

Родился 8(19)ноября 1711 года в Архангельской губернии Холмогорского уезда в д.Мишанинская (ныне село- Ломоносова) в семье крестьянина — помора Василия Дорофеевича (занимался морским рыбным промыслом на паруснике-галиоте «Чайка») и дочери дьякона — Елены Ивановны Сивковой(умерла, когда Михаилу было 9 лет)

Слайд 4

Грамоте обучил Михаила (в 11-12лет) дьячок местной церкви. Первые учебники: славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого,«Арифметика» Леонтия Магницкого и «Стихотворная Псалтырь Симеона Полоцкого.Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву. В декабре 1730 года с рыбным обозом девятнадцатилетний Ломоносов отправился в Москву

В МОСКВУ Холмогоры Москва

Слайд 5

ГОДЫ УЧЁБЫ

В январе 1731 года Михаил Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение и назвавшись сыном холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве(в настоящее время сохранилось одно из старейших зданий академии – училищный корпус, палаты, построенные в 17 веке). Несмотря на свой немалый возраст (19лет), Ломоносову пришлось начать обучение в младшем классе, т.к. он не знал латыни. В академии Ломоносов изучал латинский язык, русский, математику, риторику, пиитику(стихосложение), политику и философию. В 1735 году Ломоносов перешёл в последний класс.

Слайд 6

В ноябре 1735 года в числе 12 лучших учеников Михаила отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.

Слайд 7

Россия в то время остро нуждалась в специалистах горного дела. И в сентябре 1736 года Михаил Ломоносов в числе трёх лучших студентов (с Дмитрием Виноградовым и Густавом Райзером) был направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии, физике, математике, философии, и металлургии. В Марбургском университете он занимался у известного немецкого учёного Христиана Вольфа (он стал для Ломоносова Учителем с большой буквы) В 1738 году Ломоносов написал своё первое научное сочинение по физике. В 1739 году Ломоносов написал первую оду «На взятие Хотина»(когда русские войска одержали победу над турками) и «Письмо о правилах российского стихотворства» . В 1739 году Ломоносов из Марбурга направляется во Фрейберг, где посещает университетские лекции по металлургии известного немецкого химика Фридриха Генкеля. Здесь он прожил с 1739 по 1741 гг.

МАРБУРГ

Студент немецкого университета

Слайд 8

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Он работает в Петербургской Академии наук. Создаёт там хорошие физическую и химическую лаборатории. С января 1743 года Ломоносов был определён в Академию адъюктом физики. Это было низшее учёное звание в Академии, которое давало право на самостоятельную научную работу и возможность участия в заседаниях Академического собрания. В июле 1745 года он получает должность профессора химии.

НАУКА

Диплом профессора химии

Слайд 9

В 1747 году Ломоносов написал книгу «Краткое руководство к красноречию», которую чаще всего называли просто «Риторика» Ломоносов считал химию своей основной специальностью и, как никто другой, понимал, что без лаборатории, без возможности химических экспериментов химическая наука развиваться не может. В 1746 году Елизавета подписала указ о постройке химической лаборатории. Но только в 1748 Ломоносов создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. В 1751 году Ломоносов получил чин коллежского советника, дающий право на потомственное дворянство. Главным орудием химика начала 18 века был огонь, потому в Ломоносовской лаборатории имелось 9 печей различного назначения. Период с 1748 по 1757 год можно назвать «химическим» по главному предмету, которым занимался учёный.

Ломоносов в своей химической лаборатории.

Слайд 10

МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ

Ломоносов показывает свои работы императрице. Первым в России автором многих мозаик стал сам М.В.Ломоносов. «Образ Божией Матери»-над которым он трудился пять с половиной месяцев- он приподнёс императрице Елизавете Петровне. После смерти Ломоносова мозаичное дело надолго пресеклось, а мозаичное полотно «Полтавская баталия» после длительных злоключений в 1925 году украсило парадную лестницу здания Академии наук в Ленинграде (СПб)

Слайд 11

М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.

Слайд 12

Одной из своих главных жизненных задач Ломоносов считал распространение просвещения в русском народе. По предложению Ломоносова с января 1755 года Академия наук стала выпускать научно-литературный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащих». 12 января 1755 года был подписан «Указ об учреждении в Москве университета» В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Слайд 13

Михаил Васильевич Ломоносов

В 1763 году произведён в статские советники. В октябре 1763 года Ломоносов за свои мозаичные работы был избран почётным членом Академии художеств. В мае 1760 года он избран почётным членом Шведской Академии наук. В 1764 году – почётным членом Болонской Академии.

Слайд 14

Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Его похоронили при большом стечении народа на Лазаревском кладбище Александро- Невской лавры.

Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре

Слайд 15

КНИГИ Михаила Васильевича ЛОМОНОСОВА

Автор трудов по русской истории Крупнейший русский поэт – просветитель 18 века. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики, создал с учениками мозаичные картины. Член Академии художеств.

Слайд 16

ОТКРЫТИЯ ЛОМОНОСОВА

Организовал первую в России химическую лабораторию . /ХИМИЯ/ Развивал атомно – молекулярные представления о строении вещества. / ФИЗИКА/ Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли. Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. Автор трудов по русской истории. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (в 1755 году)

Слайд 17

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

Разработал правила написания и произношения слов в русском языке. Создал «теорию трёх штилей»(стилей), где подробно разбирал, какие слова и выражения стоит употреблять в трагедии или речи оратора, а какие в комедии и в обычном письме. Написал «Риторику» — учебник для желающих говорить красиво и вместе с поэтом Кирилловичем Тредиаковским открыл для нас «ямб» — лёгкий стихотворный ритм, который с тех пор так любят все русские поэты. А ещё он придумал множество слов, которые мы все сегодня произносим, даже не догадываясь, что их автор – Ломоносов. Дело в том, что все научные термины в молодой отечественной науке были иностранного происхождения. Для русского слуха они звучали очень непривычно. Ну, например, как вам понравится слово «оксигениум»? По гречески это значит буквально- «кислоту рождающий». Ломоносов задумался: а почему не перевести на русский язык? И придумал новое слово – «КИСЛОРОД». Горизонт, квадрат, атмосфера, градусник, термометр, формула, микроскоп, преломление, равновесие, диаметр, кислота, минус, чертёж, автограф, нелепый- все эти известные нам слова были придуманы и введены в состав русского языка Михаилом Васильевичем!

Слайд 19

Обращение М.В.Ломоносова к потомкам

«О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовёт из стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать».

Слайд 20

НАГРАДЫ – ОРДЕН ЛОМОНОСОВА

Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

prezentacii.org

Презентация — Биография М.В. Ломоносова

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765)

Слайд 2

ДЕТСТВО
Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.

Слайд 3

Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву.
В МОСКВУ
Холмогоры
Москва

Слайд 4

ГОДЫ УЧЁБЫ
В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.

Слайд 5

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.
НАУКА
Диплом профессора химии

Слайд 6

В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.

Слайд 7

Историк, ритор, механик, минералог, художник и cтихотворец, он всё испытал и всё прошёл. А.С.Пушкин

Слайд 8

А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии.
МАРБУРГ
Студент немецкого университета

Слайд 9

В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.
Ломоносов в своей химической лаборатории.

Слайд 10

МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ
М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице

Слайд 11

М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.

Слайд 12

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Слайд 13

Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765.
Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре

Слайд 14

«Случились вместе два астронома в пиру»
Случились вместе – встретились вместе.
Спорили в жару – жарко, горячо спорили.
Круг Солнца ходит – вокруг Солнца ходит.
Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?
Жаркова (сущ.) – жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное.

Слайд 15

Никола́й Копе́рник (1473 -1543) — польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира.
Гелиоцентрическая система мира

Слайд 16

Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87—165) — древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения.
Геоцентрическая система мира

lusana.ru

Презентация «Биография М.В.Ломоносова» | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765)

Слайд 2

Историк, ритор, механик, минеролог , художник и c тихотворец, он всё испытал и всё прошёл. А.С.Пушкин

Слайд 3

ДЕТСТВО Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.

Слайд 4

Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву. В МОСКВУ Холмогоры

Слайд 5

ГОДЫ УЧЁБЫ В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.

Слайд 6

В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.

Слайд 7

А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии. МАРБУРГ Студент немецкого университета

Слайд 8

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии. НАУКА Диплом профессора химии

Слайд 9

В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Ломоносов в своей химической лаборатории.

Слайд 10

МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице

Слайд 11

М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.

Слайд 12

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Слайд 13

Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре

nsportal.ru

Биография М.В. Ломоносова и его открытия

Текст этой презентации

Слайд 1

«Великие учёные и деятели науки»
«Михаил Васильевич Ломоносов» Подготовила: Мишина Марина Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 21»

Слайд 2

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, ибо он все испытал и все проник».                                                                                            А.С. Пушкин. 
Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 3

Страницы биографии
Рождение великого учёного Ломоносов Михаил Васильевич появился на свет в ноябре 8 числа 1711 года. Место рождения деревня Мешанинская, относящаяся к Куростровской волости, что в Двинском уезде Архангельской губернии. Сейчас это село носит название Ломоносово. Семья его была обеспечена, так как отец был помором. Мать умерла, когда ему было 9 лет. Рос он в окружении нянечек и ещё двух мачех. Годы учения Свои первые шаги в образовании Михаил Васильевич Ломоносов сделал в 1731 году, поступив в Славяно-греко-латинскую академию в Москве. И тут ему пришлось идти на хитрость. Ведь туда принимали только детей дворян, а он был крепостным. Поэтому он выдал себя за сына дворянина. Через 4 года его направили в академический университет в Петербурге. А уже в 1736 году его посылают в Германию, где он проходит обучение в Марбургском университете до 1739 года. Там он находился под влиянием и непосредственным руководством известного физика Христиана Вольфа. Следующие два года он учился во Фрейбурге в Школе горного дела под началом Иогана-Фридриха Генкеля. В 1741 году он возвратился на родину, где на протяжении четырёх лет был адъюнктом Физического класса Петербургской АН. Но уже через 4 года он стал академиком и профессором химии Петербургской академии наук. Кроме этого Ломоносов активно занимался химическими исследованиями дома в лаборатории. В 1760 году его избрали почётным членом Шведской Академии наук.

Слайд 4

Ломоносов и химия
Среди всех наук, которыми занимался энциклопедист Ломоносов, первое место объективно принадлежит химии: 25 июля 1745 года специальным указом Ломоносову было присвоено звание профессора химии (то, что сегодня называется академиком – тогда такого звания просто ещё не было). Ломоносов подчёркивал, что в химии «высказанное должно быть доказываемо», поэтому он добивался издания указа о строительстве первой в России химической лаборатории, которое было завершено в 1748 году. Первая химическая лаборатория в Российской академии наук – это качественно новый уровень в её деятельности: впервые в ней был осуществлён принцип интеграции науки и практики. Выступая на открытии лаборатории, Ломоносов сказал: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук. Другая – умножение жизненных благ» .

Слайд 5

Среди множества исследований, выполненных в лаборатории, особое место занимали химико-технические работы Ломоносова по стеклу и фарфору. Он провел более трёх тысяч опытов, давших богатый экспериментальный материал для обоснования «истинной теории цветов». Сам Ломоносов не раз говорил, что химия – его «главная профессия». Ломоносов читал в лаборатории лекции студентам, учил их экспериментальному мастерству. Фактически это был первый студенческий практикум. Лабораторным опытам предшествовали теоретические семинары.

Слайд 6

Уже в одной из своих первых работ – «Элементы математической химии» (1741) Ломоносов утверждал: «Истинный химик должен быть теоретиком и практиком, а также философом». В те времена химия трактовалась как искусство описывать свойства различных веществ и способы их выделения и очистки. Ни методы исследования, ни способы описания химических операций, ни стиль мышления химиков того времени не удовлетворяли Ломоносова, поэтому он отошел от старого и наметил грандиозную программу преобразования химического искусства в науку. В 1751 году на Публичном собрании Академии наук Ломоносов произнёс знаменитое «Слово о пользе химии», в котором изложил свои взгляды, отличные от господствующих, на задачи и значение химии для химических производств. То, что задумал свершить Ломоносов, было грандиозным по своему новаторскому замыслу: он хотел всю химию сделать физико-химической наукой и впервые особо выделил новую область химического знания – физическую химию. Он писал: «Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают». Он впервые стал читать студентам курс по «истинной физической химии», сопровождая его демонстрационными опытами.

Слайд 7

В 1756 году в химической лаборатории Ломоносов провел серию опытов по кальцинации (прокаливанию) металлов, о которых писал: «…деланы опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес от чистого жару; оными опытами нашлось, что славного Роберта Бойля мнение ложно, ибо без пропущения внешнего воздуха вес сожженного металла остается в одной мере…». В результате Ломоносов на конкретном примере применения всеобщего закона сохранения доказал неизменность общей массы вещества при химических превращениях и открыл основной закон химической науки – закон постоянства массы вещества. Так Ломоносов впервые в России, а позднее Лавуазье во Франции окончательно превратили химию в строгую количественную науку.

Слайд 8

Многочисленные опыты и материалистический взгляд на явления природы привели Ломоносова к идее о «всеобщем законе природы». В письме к Эйлеру в 1748 году он писал: «Все встречающиеся в при роде изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-нибудь телу, столько же теряется у другого. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое возбуждает своим толчком другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому». Через десять лет он изложил этот закон на собрании Академии наук, а в 1760 году опубликовал в печати. В упомянутом выше письме Эйлеру Ломоносов сообщил ему, что этот очевидный закон природы некоторые члены Академии ставят под сомнение. Когда директор академической Канцелярии Шумахер, без согласования с Ломоносовым, направил ряд работ Ломоносова, представленных к печати, на отзыв к Эйлеру, ответ великого математика был восторженным: «Все сии сочинения не токмо хороши, но и превосходны – писал Эйлер, – ибо он (Ломоносов) изъясняет физические материи, самые нужные и трудные, кои совсем неизвестны и невозможны были к толкованию самым остроумным ученым людям, с таким основательством, что я совсем уверен в точности его доказательств. При сем случае я должен отдать справедливость господину Ломоносову, что он одарован самым счастливым остроумием для объяснения явлений физических и химических. Желать надобно, чтобы все прочие Академии были в состоянии показать такие изобретения, которые показал господин Ломоносов».

Слайд 9

Ломоносов и физика
Ломоносов внёс значительный вклад в развитие физической науки. Его активная творческая деятельность была посвящена самым актуальным в то время направлениям физики и, говоря современным научным языком, смежным с физикой областям: физической химии, геофизике, физике атмосферы, астрономии, физической минералогии, математической физике, биофизике, метрологии, гляциологии, физике северных сияний, физике «хвостов» комет. Среди наиболее значимых научных достижений Ломоносова в области физики является его атомно-корпускулярная теория строения вещества и материи. В рамках этих представлений он объяснил причины агрегатных состояний веществ (твёрдое, жидкое и газообразное состояния) и разработал теорию теплоты. Следует отметить, что в это время господствовал иной взгляд на природу теплоты, в основе которого лежало представление о «теплороде» – некой огненной материи, посредством которой распространяется и передаётся тепло. Ломоносов показал физическую несостоятельность теории теплорода и дал по сути современную молекулярно-кинетическую трактовку теории теплоты. В работе «О причине теплоты и стужи» он писал, что «теплота состоит в движении материи, которое движение хотя и не всегда чувствительно, однако подлинно в теплых телах есть (…). Сие движение есть внутреннее, то есть в теплых и горячих телах движутся нечувствительные частицы, из которых состоят самые тела». В этой же работе Ломоносов указал на возможность существования абсолютного нуля температуры, отмечая, что «должна существовать наибольшая и последняя степень холода, которая должна существовать в полном прекращении вращательного движения частиц»

Слайд 10

Основываясь на своих молекулярно-кинетических представлениях о строении вещества, Ломоносов в работе «Опыт теории упругости воздуха» объяснил упругие свойства атмосферного воздуха механизмом отталкивания атомов воздуха друг от друга: «… отдельные атомы воздуха, в беспорядочном чередовании, сталкиваются с ближайшими через нечувствительные промежутки времени, и когда одни находятся в соприкосновении, иные друг от друга отталкиваются и наталкиваются на ближайшие к ним, чтобы снова отскочить; таким образом, непрерывно отталкиваемые друг от друга частыми взаимными толчками, они стремятся рассеяться во все стороны». Это позволило Ломоносову объяснить зависимость упругости воздуха от теплоты: «Отсюда очевидно, что воздушные атомы действуют друг на друга взаимным соприкосновением сильнее или слабее в зависимости от увеличения или уменьшения степени теплоты, так что если было бы возможно, чтобы теплота воздуха вовсе исчезла, то атомы должны были бы вовсе лишиться указанного взаимодействия». Только спустя столетие данные воззрения стали общепринятыми благодаря работам Дж. Максвелла и Л. Больцмана, создавших количественную математическую теорию газов в рамках молекулярно-кинетических представлений.

Слайд 11

Теория Ломоносова позволила также объяснить изменения плотности воздуха с высотой и предсказать наличие границы атмосферы: «Чем дальше от земли отстоят остальные атомы, тем меньшую массу толкающих и тяготеющих атомов встречают они в своем стремлении вверх; так что верхние атомы, занимающие самую поверхность атмосферы, только своей собственной тяжестью увлекаются вниз и, оттолкнувшись от ближайших нижних, до тех пор несутся вверх, пока полученные ими от столкновения импульсы превышают их вес. Но как только последний возьмет верх, они снова падают вниз, чтобы снова быть отраженными находящимися ниже. Отсюда следует: что атмосферный воздух должен быть тем реже, чем более он отделен от центра земли; что воздух не может бесконечно расширяться, ибо должен существовать предел, где сила тяжести верхних атомов воздуха превысит силу, воспринятую ими от взаимного столкновения». В работе «Прибавление к размышлениям об упругости воздуха» Ломоносов объяснил непропорциональность упругости давлению сильно сжатого воздуха, обнаруженную Д. Бернулли, влиянием собственного объема частичек воздуха на частоту их столкновений. Приблизительно через сто лет аналогичные представления были использованы нидерландским физиком Ван-дер-Ваальсом при создании им количественной теории неидеального газа.

Слайд 12

Ломоносов открыл один из фундаментальных законов природы – закон сохранения материи в изолированных системах. Он сформулировал его в письме к Леонарду Эйлеру от 5 июля 1748 года следующим образом: «Но все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования, и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому». Работы Ломоносова и его соратника Г.В. Рихмана внесли важный вклад в понимание электрической природы грозовых разрядов. В то время под физикой электричества понимался круг явлений, связанных с наэлектризованными трением телами. Наэлектризованные или электрически заряженные тела обладали способностью притягиваться или отталкиваться, производить электрические искры и звук. В связи с этим возникло предположение: не имеют ли грозовые разряды электрическую природу? Единства по этому вопросу среди учёных того времени не было. Ломоносов с Рихманом в России и Б. Франклин в Америке провели оригинальные научные эксперименты и доказали электрическую природу грозовых разрядов.

Слайд 13

Ломоносов не только провёл блестящее многолетнее исследование атмосферного электричества и установил ряд эмпирических закономерностей грозовых явлений, но и в работе «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753) объяснил причину возникновения электричества в грозовых облаках конвекцией теплого воздуха (у поверхности Земли) и холодного воздуха (в верхних слоях атмосферы). На основе многолетних исследований и многочисленных опытов Ломоносов разработал теорию света и выдвинул трёхкомпонентную теорию цвета, с помощью которой объяснил физиологические механизмы цветовых явлений. По мысли Ломоносова, цвета вызываются действием трёх родов эфира и трёх видов цветоощущающей материи, составляющей дно глаза. Теория цвета и цветового зрения, с которой Ломоносов выступил в 1756 году, выдержала проверку временем и заняла должное место в истории физической оптики. Всю жизнь занимаясь научными наблюдениями, опытами, экспериментами и прекрасно понимая всё их значение для науки, Ломоносов видел, что одного этого мало. «Если нельзя создавать никаких теорий, то какова цель стольких опытов, стольких усилий и трудов великих людей?» – спрашивал он и с предельной чёткостью определял задачу учёного: «Из наблюдений устанавливать теорию и с помощью теории исправлять наблюдения».

Слайд 14

Ломоносов и история
Исторические работы Ломоносова – это и научные изыскания первопроходца в отечественной исторической науке и публицистические произведения. Ломоносов отмечал, что в результате отсутствия «достоверного описания деяний российских» лишь «весьма немногое знание имеют о том, как возрастали пределы государства, росло его могущество и слава и «коль тяжкими затруднениями подвержено было» существование русского народа. Вот и «затмевается древнего российского народа славное имя», и остаются неизвестными «примеры мужественных поступков и премудрых поведений…». Всё это не может не побудить «горячее усердие к отечеству» и зовет «пособить сему недостатку». «Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу и, принося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила».

Слайд 15

topslide.ru

Презентация на тему «Михаил Васильевич Ломоносов»

Презентация на тему «Михаил Васильевич Ломоносов» — скачать бесплатно презентации по Литературе

53335531463039513235404944384142294843374734365045565452

X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Михаил Васильевич Ломоносов

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Михаил Васильевич Ломоносов «Петр Великий русской литературы» (В.Г.Белинский)

2 слайд

Обучение грамоте. Грамоте Ломоносов обучился поздно к двенадцати годам. Учился он сначала у соседнего крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова.

3 слайд

Грамматика Милентия Смотринского Арифметика Леонтия Магницкого

5 слайд

Страсть к знаниям заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву.

6 слайд

После успешного окончания Славяно-греко-латинской Академии Ломоносов был направлен в Петербуржскую Императорскую Академию Наук

7 слайд

Физическая химия Астрономия География Риторика Педагогика Литература

8 слайд

М.В.Ломоносов со свойственной ему гениальностью сумел разобраться в груде совершенно сырых, необработанных материалов; подметив главные, основные элементы, он выделил их из хаотической смеси и поставил в те довольно стройные взаимоотношения, которые под его рукой получает наш литературный язык.

9 слайд

Ломоносовская «Российская Грамматика» впервые проводит резкую грань между языками русским и церковно-славянским, между речью разговорной и «славенщизной»; языку церковно-славянскому, языку «церковных книг» впервые противопоставляется язык русский, «гражданский», живой говор народа, или, как выражается Ломоносов, «простой российский язык», «слова простонародные», «обыкновенные российские».

10 слайд

Приемы научного исследования, которым следует в своих филологических изучениях русского языка Ломоносов — приемы естествоиспытателя. Выводы свои он основывает на ближайшем, непосредственном обследовании самых фактов языка: он дает длинные списки слов и отдельных выражений русского языка, сравнивает, сопоставляет группы фактов между собой, и лишь на основании таких сличений делает выводы. Вообще в принципе лингвистические приемы Ломоносова те же, которых наука держится и в настоящее время.

11 слайд

Жанрово-стилевая реформа Героические поэмы,оды Сатиры, научные сочинения, стихотворные послания к друзьям Комедии, песни, басни, эпиграммы

12 слайд

Сам Ломоносов отдавал предпочтение «высокому штилю». Его перу принадлежат 20 больших по объёму торжественных од.

13 слайд

Вирши петровской эпохи О коль ве-ли-ю ра-дость// Аз есмь об-ре-тох// Ку-пи-дон Ве-не-ри-ну// Ми-лость при-не-сох Солн-це лу-чи сво-и// На мя спус-ти-ло// И злу пе-чаль// Во ра-дость мне об-ра ти-ло Силлабическое стихосложение. Равное число слогов в строке. Пауза в середине, Обязательное ударение на предпоследнем слоге. Рифма связывает смежные строки.

14 слайд

Ах! Невозможно сердцу пробыть без печали, Хоть уже и глаза мои плакать перестали; Ибо сердечна друга не могу забыти, Без которого всегда принужден я быти… В.К.Тредиаковский. Ранняя редакция Переход к силлабо-тоническому (слогоударному) стихосложению

15 слайд

М.В.Ломоносов Ночкой темною Покрылись небеса Все люди для покою Сомкнули уж глаза Внезапно постучали: У двери Купидон, Приятный перервался В начале самом сон. 1739 г. «Письма о правилах русского стихотворства.» Реформа распространена на все размеры; описано 30стихотворных размеров; открыт четырёхстопный ямб.

16 слайд

Науки юношей питают, Отраду старым подают В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде. Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года.»

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

76288745891290259969107711805325511

342973430634353343553435634360343693440934411344253443134433

У вас есть презентация, загружайте:

Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.

uslide.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *