cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Культура и религия основы православной культуры – Презентация — Основы православной культуры

План-конспект урока (4 класс) на тему: Конспект урока "Культура и религия" модуля "Основы православной культуры"

МКОУ «Школа  № 5»

Автор – составитель: Адамбаева Л.А.

Свердловская область город Ирбит

Модуль: «Основы православной культуры»

Тема урока «Культура и религия»

Цель: формирование понятий  «культура», «религия».

Планируемый результат: начальные представления о моральных нормах носителей  разных убеждений, культур.

Ход урока:

  1. Организация класса.

  1. Сообщение темы урока.

Опрос домашнего задания:

  1. лексическое значение слов «Родина», «патриот», «Отечество» - согласно различным словарям русского языка
  2.  интервью на тему «Что такое Родина?» - учащиеся  зачитывают ответы  родителей, родственников на вопрос.

Вывод: У людей, живущих в одной стране, говорящих на одном языке, понятие «Родина»  сходится по смыслу.

  1. Введение в тему:

Учитель: Мы с вами часто говорим о  культуре. А кто сможет объяснить, что это такое?  (Учащиеся пытаются объяснить значение слова.)

Учитель: Я вам предлагаю вывести краткое понимание слова «культура», прочитав текст в электронном приложении к нашему уроку.

(Работа  в группах (3 минуты)  со  значением слова «культура» в электронном приложении  с представлением результатов [1].

    Учитель: Вы очень плодотворно поработали в группах и смогли прийти к общему мнению. Вы  все правы, так как   культура -  это то, что создал человек своим трудом, что меняет своим трудом. Трудясь, человек меняет не только свой мир, но и себя. Например, становится более заботливым, менее ленивым.  Главное в культуре – это причина, по которой человек решает поступать так, а не иначе.

Культура передается  через опыт   одних людей другим. Культуру создают люди, а культура тем самым  влияет на  образ жизни, мыслей, чувств, способ общения  друг с другом. Свою культуру человек не выбирает, он рождается с ней, дышит ею, в ней растет. Есть области культуры общие для всех людей, а есть различия в народных культурах. Мы с вами сейчас  в этом сможем убедиться, прочитав текст в учебнике.

  1. Формирование новых знаний.

А) Работа с текстом (2).

 Учитель: Прочитайте следующий абзац:  «В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:

В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

По отчеству зовут даже крестьян.

Черный хлеб любят больше белого.

Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами».

Учитель: Какую культуру увидел арабский путешественник, прибыв в Россию?  Приведите примеры принятия или непринятия интересов других людей, что арабского путешественника поразило больше всего в культуре русского народа?

(Высказывания детей.)

Учитель: Ребята, я предлагаю вам снова  работу в группе над таким проблемным вопросом: «Какие черты русской культуры вы  можете назвать?»

(Презентации групп.)

Б) просмотр слайд – шоу в электронном приложении к уроку [1]

Учитель: В подтверждении ответов групп, мы с вами просмотрим слайд – шоу в электронном приложении к уроку.

5. Знакомство с понятием «религия».

Учитель: Арабский путешественник так сказал о русском народе: «Несомненно, все эти люди святые!» Как вы думаете, почему?

(Рассуждения детей.)

Учитель: Вы, ребята,  конечно,  правы. Русский народ издавна -   православный народ,  а это значит:  вера  в Бога,  в высший разум, религиозность. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире неодинок. Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше него есть видимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи.

Учитель: Для многих людей вера в Бога становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

Учитель: Давайте познакомимся с толкованием понятия «христианин» в электронном приложении к нашему  уроку «Хрестоматия» [1].

(Учащиеся  прочитывают текст, учитель обязательно комментирует и делает вывод.)

Истоки русской культуры – в православной религии. Например, слово «спасибо» - это сокращенное пожелание: «Спаси, Бог!» Каждый раз, когда человек говорит это слово, он невольно обращается к Богу. И это тоже наша русская культура.

 

   

6. Закрепление знаний и умений.

Учитель: Я очень рада, что сегодня на уроке  вы приняли активное участие  в толковании   понятий «культура» и «религия». Мне очень хочется, чтобы вы подтвердили полученные знаний в работе с контрольными вопросами. [1].

7. Д/задание: обсудить с родителями, какие культурные ценности или  традиции есть в их семье.

Источники:

1. Электронное приложение. Урок «Культура и религия» - Словарь. Хрестоматия. Контроль.

2. Кураев В.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы  православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. С. 7

nsportal.ru

Урок 2 курса «Основы Православной культуры». Православие и культура

Урок 2 курса «Основы Православной культуры».

Православие и культура

Вы узнаете:

- Что человек вкладывает в культуру

- Какие мысли несет религия

Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура то, чего нет в дикой природе.

Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.

Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Культуру люди создают. А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.

Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. И это тоже часть культуры.

Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.

В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:

В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

По отчеству зовут даже крестьян.

Черный хлеб любят больше белого.

Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.

И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.

Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

Православными называют себя большинство граждан нашей страны. Истоки русской культуры православной религии. Например, русское слово «спасибо» это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси (тебя) Бог!». Каждый раз, когда ты говоришь «спасибо», ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу.

ВРЕЗКА. В копилку русского языка

Слово православие – это перевод сложного греческого слова ортодоксия. Первый из греческих корней вам знаком по слову орфо-графия. Орто означает «верный, правильный». А вот слово

докса в греческом языке имеет два значения. Первое – «учение», «мнение». Второе – «прославление». Значит, слово ортодоксия, как и слово православие, имеет еще оттенок: «правильная вера», «верное учение». Христиане считают верным учение Христа. Поэтому выражение православный христианин точнее, чем просто слово православный.

ВРЕЗКА. Это интересно

На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!».

Торговля московитов жесткая, это торговля сытых людей. Говорят они при торговле мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая на всем рынке.

Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и целовал его в голову, уста и руки – и так до последнего.

(Из записей Павла Алеппского, 17 век)

РОССИИ

Тебе Бог дал свое призванье,

Тебе Он светлый дал удел:

Хранить для мира достоянье

Высоких жертв и чистых дел;

Хранить племен святое братство,

Любви живительный сосуд,

И веры пламенной богатство,

И правду, и бескровный суд.

О, вспомни свой удел высокий,

Былое в сердце воскреси

И в нем сокрытого глубоко

Ты духа жизни допроси!

Внимай ему, и все народы

Обняв любовию своей, -

Скажи им таинство свободы,

Сиянье веры им пролей!

(Алексей Хомяков 1839)

Вопросы:

1. Что такое культура и религия? Какова связь между ними?

2. Что значит быть православным человеком?

4. Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Большая буква

Если мы говорим о богах во множественном числе (например, когда пересказываем легенды и мифы), то в этом случае пишем это слово с маленькой буквы.

Если верующие говорят или упоминают о Боге как о Творце нашего мира – слово Бог пишется с большой буквы. Это касается и местоимений. Если встречается так написанная строчка: «Тогда Он сказал», то сразу понятно, что это о Боге. Или же: «человек обратился к Тому, Кто…».

ВРЕЗКА

И просветлел мой темный взор,

И стал мне виден мир незримый,

И слышит ухо с этих пор,

Что для других неуловимо.

И вещим сердцем понял я,

Что все рожденное от Слова*,

Лучи любви кругом лия,

К нему вернуться жаждет снова;

И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало.

(Алексей Толстой 1852)

* Слово с большой буквы – это Бог

Вопросы и задания:

1. Почему Бога называют Творцом?

2. Почему люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям?

3. Можно ли назвать Ваню религиозным человеком? Как его религиозные убеждения проявились в его поступке?

4. Попроси родителей, других взрослых рассказать тебе о православии. Вместе подумайте над вопросом: Что значит быть православным человеком?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Конспект урока по теме "Культура и религия" . Модуль "Основы православной культуры"

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра истории и культуры религий народов России

00776

Культура и религия

Слушатель курсов повышения квалификации по предмету:

Талютова Найля Алиевна

Место работы: ГБОУ «ЦО «Бескудниковский»

Москва 2016


 Культура и религия

Основные понятия урока: Родина, культура, религия.

Цели урока: Привить ученикам 4 класса стремление  к познанию нового для них предмета. Формирование собственного и общепризнанного взгляда на понятия: «культура», «религия».

Задачи:

Обучающие: познакомить учеников с некоторыми аспектами русской культуры, сформировать представление о разнообразии культурных традиций, установить связь между православием и русской культурой.

Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог, усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям, привить желание к постоянному обогащению своей собственной культуры.

Планируемые результаты:

Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей.

Регулятивные: определять степень новизны и важности учебного материала.

Коммуникативные:готовность слушать собеседника, вести диалог.

Личностные результаты: воспитание уважения к истории и русской и православной культуре.

  Ход урока

  1. Проверка домашнего задания на тему: «Россия — наша Родина».

Ученикам было дано задание после общения со старшим поколением своей семьи составить выступление о принятых в их семьях культурных традициях. Возможно сопровождение выступления какими-то предметами, которые имеют ценность для их семьи, например, что-то с давнишней историей, что является любимым предметом членов семьи на протяжении нескольких поколений. Возможен рассказ о какой-то традиции, которая имеет вес для всех членов семьи, которая сближает и роднит старшее и молодое поколения.

Выступление в свободной форме. Задание позволит осознать ученикам то, что семья — основная ячейка Родины, с малой семьи начинает формироваться отношение к большой Родине — своей стране, отчизне.

Ребята, давайте придумаем синквейн к слову «Родина».

Например;

        Родина!

        Обширная, великая.

        Бережет, любит, понимает.

        Путешественник всегда тоскует по своей Родине.

        Матушка-Отчизна.

1. Мотивация к изучению темы

         Здравствуйте, дети! На сегодняшнем занятии по ОПК мы с вами коснемся двух понятий: «культура» и «религия». Мы постараемся выяснить и усвоить для себя значение двух этих понятий и найдем между ними определенную связь. Постарайтесь сконцентрироваться и приготовьтесь к работе, сегодня вы узнаете много интересного о том, что уже точно видели, посещая музеи и выставки. А еще вы поймете, как православие повлияло на нашу с вами культуру.

2. Информационная часть урока.

Культура — сложное понятие, которое включает в свой смысл все то , что человек привнес в мир природы. Это весь человеческий опыт, все его знания. Это может быть произведением искусства, или же великое научное открытие. Человек привносит в мир природы что-то новое непосильным трудом. Труд — это основное, что отличает нас от животного. Но главной и общей чертой разных видов культуры является развитие самого человека. Поэтому основное — это мотивы, которым человек следовал, создавая что-то новое, поступая определенным образом, которые отличают его от животного.

Почему человек поступает именно так? Как он отличает правду от лжи и добро от зла? Ответы на эти вопросы можно найти в культуре.

–  Как вы поняли понятие «культура»?

– Что помогает человеку отличить добро от зла?

–  Почему именно культура? (Культура издревле создавалась определенными поступками человека, каждый поступок имел отражение на окружающих, поэтому культура это не только наследие какого-то человека или его народа, но и практическое руководство, свод моральных правил, которым стоит придерживаться).

–  Что бы произошло, если бы человеку было бы позволено поступать так, как заблагорассудится? К чему бы это привело?

Культуре человек обучается еще с раннего детства. Он учится, взяв за пример поступки и мысли своих родителей. Продолжает изучение культуры в школе, но не только на занятиях по ОПК. Но на этом изучение культуры не прекращается. Общаясь со своими друзьями, участвуя в спорах за правду, любя своих родных, человек укрепляет свою культуру, что впоследствии позволить вывести свою культуру на качественно новый уровень.

Человек не выбирает свою культуру. Но человеку можно ее расширять, примеряя на себя новые и новые человеческие знания.

- Какие составляющие понятия «культура» вас удивили?

- Как вы объясните тот факт, что человек не выбирает свою культуру? (Как человек не выбирает свою семью, так и культуру, потому что закладка понятия культуры начинается именно в семье). А как человек может «расти» в своей культуре? (обмен информацией с окружающими, получение новых знаний)

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в культурах даже тех народов, которые живут вместе.

350 лет назад в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот как он описывает некоторые черты русской культуры, которые его поразили: «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины... На Пасху все целуются, говоря «Христос Воскресе!» Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время они стоят на ногах... Какая выносливость! Несомненно, все они святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян... Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами»

- Какие отличительные особенности русской культуры удивили путешественника? Из слов арабского путешественника видно, как 350 лет назад русский народ относился к своей религии. В праздничные дни люди наряжались в самые красивые наряды и посещали церковь. Самоотверженно выстаивали многочасовые служения, при этом обращаясь к молитве. На примере этого высказывания, можно понять, какое место занимает религия в жизни православного.

И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один объяснит: «Не лги, потому что однажды и тебе солгут». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог».

Первое пояснение даст человек, который руководствуется светской культурой, а второе характерно для человека, живущий в культуре религиозной.

Это означает, что они относятся к разным религиям. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

- Как вы истолкуете понятие «религия»? (Это поступки и мысли человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок, что рядом с человеком есть неощутимый органами чувств разумный и духовный мир)

– Может ли религия определять культуру человека? Объясните.

  • Действительно, дети, с момента крещения Руси в 988 году православие стало неотъемлемой частью культуры русского народа. Но как русская культура приняло православие, оно начало его развивать. Некоторые философы считали, что язычество стало бы тупиком в развитии русской культуры, потому что оно не способно к созиданию. С приобретением именно православия можно отследить рассвет русской культуры.
  • Ознакомьтесь с этим стихотворением.

     С Днём Христова Рождества!

Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной,
И с восторгом облекитесь
В ризу радости святой.
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.

Ныне Бог явился в мире – 
Бог богов и Царь царей.
Не в короне, не в порфире
Сей Небесный Иерей.
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.

Он родился не в палатах
И не в убранных домах.
Там не видно было злата,
Где лежал Он в пеленах.
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.

Невместимый Он вместился 
В тесных яслях, как бедняк.
Для чего же Он родился?
Для чего же бедно так?
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.

Для того, чтоб нас избавить
От диавольских сетей
Возвеличить и прославить
Нас любовию своей
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.

Вечно будем Бога славить 
За такой день торжества!
Разрешите Вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.

Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной
И с восторгом облекитесь
В ризу радости святой
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.

  • Как вы думаете, что это? (Это колядка)
  • Когда поются колядки? (В вечер перед Рождеством, 6 января)
  • Кто главный персонаж данного стихотворения? (Иисус Христос. Его рождение. Но существуют разные колядки, в которых народ воспевает, например, Богородицу). Русский фольклор видоизменился с обращением в православную веру, например колядование. В языческие времена русский народ пел колядки, чтобы в этот год был богатый урожай, приумножался скот и богатство. Раньше в них воспевали языческий богов. Но с крещением Руси смысл этой традиции был переосмыслен. Теперь колядование было призвано прославлять имя Иисуса Христа и Богородицы. С рождественской колядой привносили в дом святость, а за это колядовщики одаривались.
  • Арабскому путешественнику понравилась русская традиция на праздники посещать церкви. Как вы считаете, что такое церковь, храм? (Дом Господа на человеческой земле).
  • Кто строит храмы? (простые люди, строители)
  • Если храм строят люди, значит это творение культуры. (Действительно? Каждый храм считается памятником архитектуры и оберегается государством)
  • Но строят каждый храм для того, чтобы выказать Богу всю свою любовь, верность, чтобы служить ему и общаться с ним. (Это проявление православной культуры).
  • Еще одним основным примером русской культуры является живопись.
  • Какие вы знаете известные картины русских художников? («Девятый вал» Айвазовский И.К.; «Грачи прилетели» А. Саврасов)
  • А в храмах находятся особые картины, как они называются? (Иконы)
  • Иконы относятся к творениям человека, они считаются достоянием русской культуры, но для их написания необходимо благословение свыше, об этом будет идти речь на следующих уроках по ОПК.
  • Люди используют иконы, чтобы собраться с мыслями для молитвы, чтобы в момент богослужения быть ближе к Господу. (Это проявление православной культуры).

Работа в группах.

Заполните таблицу, работая в группах.

Составляющие понятия «культура»

Составляющие понятия «религия»

Две группы должны на доске заполнить таблицу. По очереди от каждой группы выходит ученик и вписывает слово в нужный столбец.

Возможные варианты слов: священник, церковь, воспитание, архитектура, кино и т.д.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

«Что такое культура?» «Что такое Религия?» «Какие слова благодарности вы знаете?» «Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живут до сих пор? Какие из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?»

Рефлексия

Насколько тесно связаны понятия, о которых шла речь на данном уроке? (культура, религия)

Использованная литература:

Кураев А.В. Основы православной культуры. 2012 г. Просвещение.Учебное пособие для общеобразовательных школ.

Основы православной культуры. Методические рекомендации.-М: Новое время 2012 г.

Основы православной культуры. Электронное приложение к учебнику Кураева А.В.

nsportal.ru

План-конспект урока (4 класс) по теме: Конспект урока ОПК "Культура и религия"

 Культура и религия

Ключевые понятия: Родина, культура, религия

Цели урока: Мотивация к познанию нового предмета.

Рефлексия по поводу основных понятий, связанных со словами «патриотизм», «культура», религия».

Ход урока

Выявление восприятия, мотивация

Предлагаем несколько возможностей вхождения в тему.

  1. Этап мотивации, постановки исследовательских задач.

Запись темы или выразительное чтение темы с доски.

Запишем основные понятия, над которыми мы будем задумываться. Запись можно осуществить на доске в табличном виде:

Родина

культура

религия

Далее под каждым понятием подписываются те слова, которые с ними у детей тесно связаны. Можно задать вопрос: «С какими воспоминаниями у каждого из вас связаны слово «родина»? Также можно проговорить понятия «культура» и «религия». Эта беседа с фиксацией результатов в таблице может проходить очень быстро, так как это своеобразный старт для дальнейшей работы. Он не может быть затянут.

 В итоге мотивационного разговора таблица может иметь примерно такой вид:

Родина

культура

религия

Мама

Дом

Гимн

Любовь

Береза

Сад или др.

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

 Рождество или др.

Итак, эти большие понятия связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными составляющими. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся. Прочитаем текст, помещенный в учебнике с задачей получить более глубокое, четкое, интересное представление о рассматриваемых понятиях. Поэтому и текст станем читать особым образом – «с остановками».

Исследовательская работа с текстом

Будем внимательны к каждому слову изучаемого текста, чтобы прокомментировать те представления, которые мы уже имеем, и добавить новые знания.

Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать  своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.

–  Почему с такого явного отрицания (это утверждение путем отрицания) начинается наш разговор о культуре и религии?

 (В результате беседы, осмысления можно прийти к пониманию того, что не все человек может выбирать, есть что-то, что дается человеку изначально. И это изначальное мы воспринимаем как данность, основу, как нечто драгоценное, что призваны хранить и беречь).

Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия и это самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей и с молодыми мечтами.

–  Как названа наша страна? Как она же называлась в древности?

–  Почему она страна с древней историей и молодыми мечтами? Каков возраст Руси-России?

–  А о чем вы мечтаете, когда думаете о нашей стране?

С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна –  Россия.

Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга.

Давайте выстроим цепочку слов, с помощью которых даже, может быть, обозначено наше взросление:

Родители ** родственники ** друзья** соседи ** дом ** двор ** школа** улица** город ** Россия (вместо ** нужно поставить стрелочки)

–  Скажите, это здорово ощущать, что ты один из очень многих, живущих в большом государстве – отечестве?

–  А почему мы зависим друг от друга? В чем мы зависим?

Пятьдесят лет назад над землей взлетел один молодой и никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И теперь мы с доброй гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого  в мире космонавта.

Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.

Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Но важнее всего – единая культура.

– Найдите ключевое слово в первом абзаце. (Соотечественники).

– Найдите в этом слове корень («отеч»). Слово «родина» и отечество» – это синонимы? (Безусловно)

–  Мы можем считать своими соотечественниками всех людей, все народы, живущие в нашей стране? (Безусловно, да).

– Какими своими соотечественниками, кроме Юрия Гагарина, вы гордитесь? Помните, что ими могут быть люди и не столь широко известные, но очень достойные.

– А победы и беды нас как соотечественников могут объединять? Можете привести примеры?

Итак,   (рисуем в виде схемы на доске, все время спрашивая ребят и делая записи на доске)

                                      РОДИНА – это

земля     история      законы общей жизни        культура

Культура – сложное понятие, которое включает все «человеческое» в окружающем нас мире. Это все то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Одним из следствий таких поступков становятся прекрасные произведения искусства. Но главное их следствие – это развитие самого человека. И поэтому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает совершить именно такой, своеобразно-человеческий поступок.

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы – в мире культуры.

–  Объясните, как вы поняли, что такое «культура»?

–  Что, по-вашему, помогает отличить добро от зла, правду от неправды?

–  Почему именно культура отвечает за это? (Культура как передача накопленных ценностей, постоянное усвоение и развитие).

–  Представьте на минуту, что культуру бы упразднили, предали забвению – что бы началось?

Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. А это тоже часть культуры.

Как надо отмечать государственный, народный или религиозный провести праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека, ухаживать за могилами предков?  Это тоже вопросы культуры.

Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

- Какие составляющие, входящие в понятие «культура», вас удивили?

- А как вы объясните утверждение о том, что свою культуру человек не выбирает? Мы уже встречались с подобным утверждением  сегодня на уроке? А как человек может «расти» в культуре? Усвоение опыта, правил, норм, обмен впечатлениями, получение образования).

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в культурах даже тех народов, которые живут вместе.

И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один объяснит: «Не лги, потому что однажды и тебе солгут». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог».

В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.

– Найдите в тексте объяснение поступка религиозное и без религиозное (во втором абзаце данного отрывка). 

В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог, и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.

Это означает, что они относятся к разным религиям. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

Россия когда-то стала такой большой страной именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её жители граждане могут принадлежать к разным народам, религиям, иметь свою, своеобразную культуру. Эти различия в культуре не только признавались, но и уважались.

Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

На страницах именно этого учебника мы будем знакомиться с основами православной культуры. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религии, существующие в нашем Отечестве, будут знакомиться с культурой этих религий.

– Как, по-вашему, вера может определять поведение и культуру? Вера – это система запретов или, наоборот, разрешений быть лучше, сознательно строить и направлять свой путь в сторону добра?

– Почему различия в культуре нужно непременно уважать?

Культура, как мы узнали –  это то, что отличает людей от животных. Значит, на уроках православной культуры вы будете знакомиться еще и с самими собой. Изучать не только внешнюю жизнь людей,  — как они жили раньше и живут сейчас, что они ценят, во что верят, на что надеются, но и познавать свой внутренний мир, душу человека. Это называется – «самопознание».

–  Почему наш новый предмет может способствовать еще и самопознанию? А что такое самопознание и что бы вы хотели узнать о себе в первую очередь?

Послетекстовая работа

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

– Начнем с анализа и корректировки нашей таблицы, которую мы составили в начале урока. Какие дополнительные понятия можно включить в табличные фреймы? (Эту работу можно выполнить по вариантам. В группах учитель осуществляет помощь, подбадривая сильных и помогая слабым).

– Чтение материала учебника ВРЕЗКА. Поиск ответа на 4-й вопрос учебника:

«Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?»

Подводим итоги

Все вместе могут сделать вывод о том, почему эти понятия часто оказываются тесно связанными?

nsportal.ru

Технологическая карта урока ОПК "Культура и религия"

Урок №1 модуль «Основы православной культуры»

Тема «Культура и религия»

Учитель ОПК Абрамова Л.Т. 12.09.2016г.

Технологическая карта урока.

Название предметного модуля

Название раздела

ОРКСЭ. Модуль « Основы православной культуры»

1.2

Автор УМК

Кураев А.В.

  1. Методическая информация

1.

Тема урока

Культура и религия

2.

Содержание темы урока

Культура. Что такое культурные традиции и для чего они существуют? Причины в культуре человека. В определенной культуре человек рождается. Впечатления арабского путешественника о России. Религия. Истоки русской культуры в православии. Рассматривание иллюстраций: купола храма, крест и библия. Это интересно: значение слова-«православие». Работа с диском к учебнику.

3.

Методы и приемы реализации содержания урока

беседа, смысловое чтение, самостоятельная работа с материалом учебника, работа в парах, творческая работа с иллюстративным материалом, ИКТ, работа с диском к учебнику.

4.

Возраст обучающихся:

10-11 лет, 4 класс

5.

Целевые ориентиры:

Цель: формирование представления о нравственных критериях, духовного мира, культурных традициях православной культуры.

Задачи:

-сформировать у учащихся представления о культуре и религии

-расширить кругозор обучающихся;

-способствовать развитию речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;

содействовать развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

5.1

Целевой ориентир на личностный результат:

Воспитание и нравственное самовоспитание с позиций православной культуры

5.2

Целевой ориентир на метапредметный результат:

  • самостоятельность суждений; в волевой сфере: осознанность поведения и самоконтроля. Умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы

  • умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёров

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения Расширение кругозора; развитие у обучающихся речи, живого образного мышления.

5.3

Целевой ориентир на предметный результат:

формирование представления о нравственных критериях, заключённых в культурных традициях православия. Бережное и уважительное отношение к культуре православия.

6.

Планируемые результаты:

Соотносятся с задачами: иметь представление о культуре и религии; расширить кругозор; развитие у обучающихся речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений; волевой сферы: осознанности поведения и самоконтроля.

6.1

Личностный результат

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам; смыслообразование и самоопределение обучающихся •

Воспитание и нравственное самовоспитание с позиций православной культуры

6.2

Метапредметный результат

  • Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися способы деятельности (УУД), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы

  • умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёров

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения, осознанность поведения и самоконтроля.

6.3

Предметный результат

Под предметным результатом понимаются усвоенные обучающимися знания, умения, навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности

- формирование представления о нравственных критериях, духовного мира, культуре и религии.

7.

Материально-техническое оснащение

доска, компьютер, мультимедийный проектор, рабочая тетрадь к учебнику, презентация « Культура и религия»)

Конспект занятия (образовательной деятельности) Предыдущая тема: Россия- наша Родина.

I.

Вводная часть

Организационный момент.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Давайте проговорим о слове «Культура». Как вы понимаете значение этого слова? В каких случаях оно употребляется? Значение слова «религия»

1.2

Мотивация деятельности обучающихся

Поразмышляем. Материальный мир. Духовный мир. Душа человека. Она радуется, плачет, тревожится, тоскует, горюет. От чего это зависит? Чем можно наполнить душу? Высоким и низким, светлым –темным, красивым- безобразным, добром, злом, любовью, ненавистью, честью, бесчестьем, милосердие ми жестокостью, правдой и ложью.

1.3

Целеполагание

Тема урока « Культура и религия». Подумайте, что вы хотите узнать сегодня на уроке? Формулирование личностной цели обучающимися.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Что означает слово «Родина»?

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Рассмотрим иллюстрации стр 6. стр. 7. Работа в группах. О чем говорится в тексте учебника.? Работа с текстом: смысловое чтение. Главная мысль текста. Что произвело на вас особое впечатление?

Запись слов в тетради. Культура, причины, религия. Истоки русской культуры –в православной религии. Рубрика «Это интересно» о слове православие.

2.3

Применение и закрепление обучающимися нового знания

Работа с диском к учебнику. Рабочая тетрадь - выполнение заданий.

III.

Заключительная часть

3.1

Рефлексия деятельности обучающихся

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

- Предлагаю каждому подвести итог своей работы. Закончите предложения:

Сегодня для меня было самым интересным…

Я понял на уроке, что…

- А как «научиться» чем питать душу?

Вывод: надо знать духовные законы, чтобы различать добро и зло

–А какой это счастливый человек? (если он не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым, поступает по совести, живёт в мире со всеми и с собой). Он учится любить и любит весь мир. Правильно, молодцы! А культурный человек это кто? Как поняли значение слова «религия»? Что означает слово «Спасибо».

-.

Итог урока:

Спасибо! Молодцы. Запомните материал урока. Живите в мире со всеми и с собой.

Звучит «Песня о доброте».

6.Домашнее задание:

Учебник стр.4-5. Делайте добрые дела своим близким.

IV.

Дальнейшая образовательная деятельность обучающихся

4.1

Указываются мероприятия внеурочной деятельности обучающихся (экскурсия, выставка и т.д.),

Экскурсия в библиотеку

Список литературы

  1. Учебник по курсу «Основы православной культуры» (4-5 класс). М.: Просвещение, 2012. – 95 с.А.В. Кураев

  2. Детская библия, Институт перевода Библии, 1983,1990.

.Лекции Моисеевой А.Н. доцент кафедры педагогики, к.п.н. ФГБОУ ВПО « ОГПИ» ИППКРО 2016г.

infourok.ru

Культура и религия. 2 урок ОРКСЭ (модуль ОПК)


Методические рекомендации
Урок 2 курса «Основы Православной культуры».
Тема: Культура и религия (с. 6-7)
Место проведения урока: МОБУ «СОШ №2» г. Дальнегорск. Класс – 4.
Продолжительность урока: 45 мин.
Цель урока: объяснить учащимся сущность культуры и религии.
Рекомендации: уделять особое внимание не только информативной стороне урока (когнитивным процессам), но и:
ценностно-смысловой и эмоционально-чувственной.
ясно понимать педагогическую цель урока и вести урок к соответствующему результату.
внимательно реагировать на смысловой контекст высказываний (собственный и учащихся), дабы не уходить от содержания базовых национальных ценностей.
Ценностно-смысловая схема урока:
Содержательные единицы урока Базовые национальные ценности, задающие смысловое поле содержания
1.Проверка домашнего задания Представление работ учащихся по теме домашнего задания «Традиции моей семьи»
2. Актуализация знаний. Культура родилась из культа.
Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения
Смысловой вывод, к которому подвести учащихся: культура и религия связаны между собой.
3.Объяснение нового:
Разбор слов: культура, религия. Культуру создают люди, а потом культура создаёт условия жизни людей, влияет на способ их общения, на их мысли и чувства.
Религия – это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что он в этой жизни не одинок.
Вывод: Истоки русской культуры в православной религии.
4.Включение в систему знаний:
проверка знаний по тесту Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.
Культура - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание.
Христианство - одна из основных мировых религий, в основе которой лежит вера в Иисуса Христа, воплощение второго лица святой Троицы как богочеловека.
Вывод: нужно знать православную культуру и религию
Домашнее задание: Какие черты православной культуры вам знакомы? Какие черты уже утратились? (обсуди с близкими)
Тема урока «Культура и религия»
Элементы
урока Деятельность учителя Выводы детей (ключевые смыслы, которые они проговаривают)
1.Мобилизующее начало Проверка готовности к уроку На партах: учебник, тетрадь, карточки к уроку, дневник, ручка
2. Проверка домашнего задания - Что было для вас главных в подготовке домашнего задания?
- Почему важно соблюдать традиции? Какие традиции нашей Родины вы знаете? Представление работ учащихся по теме домашнего задания «Традиции моей семьи»
3.Актуализация знаний.
«Выявление связи между признаками» (элемент ТРИЗ).
Чтение высказывания к нашему уроку.
Вы спросите: «О чём пойдёт речь на уроке». Я отвечу: «О взглядах на мир, который чаще всего основываются на вере в Бога».
Вы спросите: «Что нам даст знание об этом объекте». Я отвечу: «расширим понятие о культуре».
Вы спросите: «Зачем мне это нужно?». Я отвечу: «иметь представление о «связи» (так переводится это слово с греческого), с высшими силами»- Что это?
- С каким словом стоит рядом слово «религия»?
- Начинаем урок чтения. Прочитайте высказывания к нашему уроку.
«Культура родилась из культа»
«Культура – благородного происхождения. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения».
- О чем эти высказывания?
У.- Сегодня мы поговорим о том, как культура и религия связаны между собой.
- религия
- со словом «культура»
- Культура и религия связаны между собой.
4. Мотивация: (учебный интерес) - Как часто человек нуждается в «куль

educontest.net

Презентация "Культура и религия презентация" 4 класс Основы православной культуры

Культура и религия Основы православной культуры 4 класс урок №2 Автор презентации учитель начальных классов Сергеева Ирина Николаевна МБОУ Кадетский лицей г.Новочебоксарск Чувашия Культура и религия Как человек создаёт культуру О чём говорит религия Значение слова КУЛЬТУРА
  • -Возделывание
  • -Воспитание
  • - Образование
  • - Развитие
  • - Человеческая деятельность, человеческое самовыражение, самопознание
  • Изучают науки: философия, культурология, история, искусствознание
Причины
  • Самое важное в культуре – это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.
  • Назовите свои причины быть культурным человеком.
Значение слова РЕЛИГИЯ
  • Воссоединение
  • Связывание
  • Соединение
  • - Особая форма осознания мира, заключающаяся в том, что человеческий разум не одинок, вера в Бога, ангелов, духов
  • Изучают науки: богословие , теология
Причины
  • Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше его, есть невидимый разумный и духовный мир.
  • Что, на ваш взгляд, приводит человека к вере?
Связь культуры и религии
  • Связаны ли культура и религия между собой?
  • Какие слова приходят на ум, когда слышите слова «культура», «религия»?
  • В чем истоки русской культуры?
Православие = ортодоксия
  • Объясните значение слова «православие».
  • Какие два значения слова «православие» существуют?
  • Какое слово точнее: «православный» или «православный христианин»?
Из записок павла Алеппского
  • На странице 7 найдите описание некоторых черт православной культуры , которые так поразили арабского путешественника 350 лет назад.
  • Что изменилось в настоящее время?
В чем отличие?
  • Правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь…
  • Но как выскажет свою позицию человек верующий и человек , придерживающийся светской культуры? В чем отличие?
спасибо = Спаси, Бог! Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал: - Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил: - А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду? - Говорят «спасибо», что же ещё? - Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе. Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами. Домашнее задание
  • Страница 7, ответить на вопросы учебника.
  • Какие черты русской православной культуры 17 века , поразившие арабского путешественника , не встретишь уже в современном обществе? В чем причина, на ваш взгляд? Хорошо ли это? Обсудите этот вопрос дома со своей семьей.
Источники информации
  • Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры .4-5 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронных носителе /А.В.Кураев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/08/16/konspekt-uroka-po-osnovam-pravoslavnoy-kultury-kultura-i

uchitelya.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *