Кто является автором программы юный эколог – û —
Программа ‘Юный эколог’
Программа «Юный эколог» вместе с обеспечением — программно-методическая система всестороннего воспитания дошкольника с экологическим уклоном.
Автор С.Н. Николаева
Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.
Структурно-содержательная характеристика
В программе «Юный эколог» выделяются два аспекта содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение. Автор подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда».
Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ». Одна из них ориентирована на детей и предназначена для организации занятий по развитию экологической культуры дошкольников 2~—7 лет. Другая предназначена взрослым; по ней осуществляется повышение квалификации воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, других специалистов, занимающихся экологическим воспитанием детей.
«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов. Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле. Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой. В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
Экологические знания — не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.
«Повышение квалификации дошкольных работников по экологическому воспитанию детей» включает в себя пять разделов: общепроблемный; основы экологии; содержание экологических знаний для дошкольников; методика экологического воспитания; организация работы в дошкольном учреждении. Автор рассматривает создание специальной программы повышения квалификации специалистов по экологическому воспитанию дошкольников как наиболее короткий путь «экологизации мышления педагогов».
Предметно-развивающая среда
Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу и прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах:
- закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любых растений и животных к среде;
- смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития;
- конвергентное сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде.
Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей в достаточном количестве самих объектов природы — растений и животных, находящихся в помещении и на участке ДОУ.
Учебно-методическое обеспечение
Программа имеет обстоятельное методическое обеспечение, в том числе опубликованные разработки по созданию эколого-педагогической среды в ДОУ, а также конкретных технологий для практической работы с детьми разных возрастных групп. Программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания дошкольников, так как основное внимание в ней уделяется природным объектам, находящимся в непосредственном окружении ребенка, при этом педагоги одновременно обучаются на курсах повышения квалификации.
Программа «Юный эколог» имеет обстоятельное обеспечение для взрослых, желающих повысить свою компетентность в вопросах методики экологического воспитания детей и для их работы с дошкольниками. Причем обеспечение разного типа — методическое и технологическое. В ряде методических пособий описаны создание развивающей среды в дошкольном учреждении, экологический подход к содержанию растений и животных. Ряд пособий — это технологии экологического воспитания детей всех возрастов (от младшей группы до подготовительной), содержат готовое планирование и подробное описание экологических мероприятий с детьми. Все технологии построены на разных видах деятельности, чаще всего совместной деятельности воспитателя с детьми (наблюдение и его моделирование в календаре, создание и поддержание условий для объектов, чтение природоведческой познавательной литературы и коллективное изготовление самодельных книг, проведение акций и др.).
Результаты апробации программы
Программа «Юный эколог» разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении многих лет в Российской академии образования и различных регионах России.
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.
doshkolniki.org
Программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»
Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др).
Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.
Принципы реализации программы:
- постепенное наращивание объема материала;
- первоочередное использование природного окружения: растении и животных зеленой зоны детского сада и участков;
- продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;
- широкое использование разных видов практической деятельности;
- подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.
В программу включены разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам». А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который взят за основу для создания необходимых наглядных пособий. Планируемые результаты по освоению данной программы соответствуют целевым ориентирам, обозначенными в ФГОС ДО, а именно:
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
В программе «Юный эколог» выделяются два аспекта содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение.
«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов.
Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.
Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле.
Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.
В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.
Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
Экологические знания — не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.
www.mbdou10-tula.ru
Программа «Юный эколог» — реферат
Министерство образования и науки Российской Федерации
Стерлитамакский филиал
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психолого-педагогического образования
Реферат по образовательным программам для детей дошкольного возраста
«Программа «Юный эколог»»
Выполнила:
студентка группы ППО-22
Старцева Анна Игоревна
Проверила:
к.п.н., доцент
Мухамадиярова Гузель Флюровна
Стерлитамак 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………….
Программа «Юный эколог»……………………………………………………….4
Концепции программы………………………………………………………
Цели и задачи программы………………………………………………………
Содержание программы …………………………………………………………..9
Принципы реализации программы и ее диагностика…………………………..10
Эффективность программы………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
По утверждению ученых, человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия.
В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания.
Первая ступень непрерывного экологического образования осуществляется на этапе дошкольного детства.
Существующие программы для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует педагогов на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования. Для этого разрабатываются парциальные программы, которые позволяют более углубленно работать над проблемой экологического образования дошкольников.
Одной из таких программ можно назвать программу «Юный эколог» Николаевой С.Н.
ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Программа «Юный эколог» — парциальная программа и технология экологического воспитания дошкольников, разработанные к. п. н. С. Н. Николаевой. П. включает работу по следующим направлениям: организация природной зоны в помещении детского сада и на его территории, формирование начал экологической культуры у детей и развитие экологической культуры у взрослых (воспитателей и родителей). Программа состоит из 5 разделов: 1-2 разделы посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания, 3 раздел прослеживает их роль в процессе роста и развития растений и животных, 4 раздел раскрывает взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать, 5 раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
С.Н.Николаева представляет систему экологического воспитания четырьмя уровнями. Исходным (системообразующим) компонентом является содержание экологического воспитания, оно строится вокруг центрального понятия экологии – «организм и среда» и стержнем проходит через все уровни системы.
1 уровень: это экологическое содержание
познавательного материала, обеспечивающего
новый подход в ознакомлении
детей с природой и с
2 уровень: включение экологических знаний во все типичные для дошкольного детства виды практических и познавательных деятельностей. Наполнение этих видов деятельности экологическим содержанием, включение в них элементарных экологических знаний – это ведущая канва экологического воспитания. Такие эколого-ориентированные деятельности при регулярном использовании становятся методами формирования начал экологической культуры. Именно с их помощью у детей вырабатывается положительный эмоциональный настрой на объекты природы, среды которых они живут, желание взаимодействовать с ними. Регулярная организация разных видов деятельности способствует у детей осознанно-правильного отношения к природе, к себе как части природы, что и является главной целью экологического воспитания.
3 уровень системы: это эколого-педагогические технологии, включающие в себя разнообразные педагогические мероприятия и виды деятельностей, построенные на экологическом содержании в полном соответствии с сезонами на всю протяженность учебного для каждой возрастной группы. Все технологии для детей от 2-7 лет
составляют единую воспитательно-образовательную систему формирования у детей начал экологической культуры на этапе дошкольного детства.
Каждая технология имеет одинаковое строение: на протяжении учебного года в нее включаются циклы наблюдений за объектами природы ближайшего окружения, ежедневно дети участвуют в создании необходимых условий обитателям уголка природы. С дошкольниками проводятся регулярные занятия, заполняются календари природы – графически моделируют наблюдаемые в природе явления. Важным компонентом технологий является чтение на протяжении учебного года соответствующей возрасту природоведческой литературы – произведения одного автора: в средней группе – это рассказы и иллюстрации Е.Чарушина, в старшей – сказки В.Бианки, в подготовительной – «Экология в картинках» В.Танайсийчука. Ребенок, уходя в школу, обладает новым качеством личности – экологической культурой, объем и проявления которой адекватны возрасту.
4 уровень: огранизационно-управленческий – касается взрослых, осуществляющих воспитание детей в пространстве их жизнедеятельности.
На этом уровне сотрудники детского сада создают условия для экологического воспитания, развивают свою экологическую культуру и реализуют ее в своей профессиональной деятельности. Как не может человек, не владеющий игрой на фортепьяно, научить играть на этом инструменте другого, так и воспитатель с неразвитой экологической культурой не могут полноценно осуществлять экологический процесс с детьми.
Ведущая идея классической экологии – морфофункциональная приспособленность всех живых организмов к среде обитания – хорошо адаптируется к уровню познания дошкольников.
С 1993 года программа широко апробируется в дошкольных учреждениях страны.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Концепция – опирается на ведущие международные и отечественные документы: материалы форума в Рио-де-Жанейро в 1992 году, документы I-й Межправительственной конференции по вопросам образования в области развивающей среды (Тбилиси, 1997) и Международного конгресса «Тбилиси+10» (Москва, 1987), Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»(1991), «Постановление об экологическом образовании», выработанная совместно Министерством образования и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (1994).
Концепция опирается на ведущие материалы в области образования, имеющие для неё непосредственное значение: Концепцию дошкольного воспитания (1989) и Концепцию общего среднего экологического образования (1994). Первая позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста. Вторая — является ориентиром в вопросах содержания экологического образования в звене, которая непосредственно примыкает к дошкольному периоду и таким образом позволяет обеспечить преемственность и взаимосвязь двух звеньев в системе непрерывного экологического образования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
В программе «Юный эколог» представлены две подпрограммы.
Цели и задачи подпрограммы «Экологическое воспитание дошкольников»:
- формирование осознанно-правильного отношения детей к природе посредством чувственного ее восприятия, опосредованное непосредственным контактом ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными;
- Расширять и дополнять те впечатления, которые ребенок получает от контакта с природой;
- Создание условий, при которых проводилась бы содержательная работа по формированию начал экологической культуры детей, т.е. создание «экологического пространства» — предметно-развивающей среды экологического развития детей.
Подпрограмма «Повышение квалификации педагогов ДОУ» ставит перед собой следующие задачи:
- Формировать в сознании педколлектива значимости проблем экологии, понимания необходимости участия каждого в их позитивном разрешении; формирование потребности в экологическом образовании и самообразовании;
- освоение педколлективом содержания, форм и методов экологического воспитания детей, формирование понимания смысла, методической сущности нового направления в педагогике;
- освоение воспитателями конкретных технологий экологического воспитания детей той или другой возрастной группы; формирование понимания механизма построения технологий и их специфика для разных возрастных групп; развитие творческого потенциала воспитателей в использовании готовых технологий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание экологического воспитания включает два аспекта:
передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным продуктом.
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
- Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;
- Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
- Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную деятельность;
- Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Содержание программы основывается на чувствительном восприятии детьми природы (триада «вижу-слышу-осязаю»), эмоциональном взаимодействии с ней (любой контакт с природой обязательно вызывает какие-либо эмоции), элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ.
Получив знания, ребенок формирует умения применять эти знания на практике.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА
Автор советует осуществлять реализацию программы по следующим принципам:
- постепенное, в течение года и от возраста к возрасту наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их морфофункциональной взаимосвязи с внешними условиями;
- первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое изучение растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно наглядно продемонстрировать;
- постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений, от объектов и явлений природы – к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их экологическому сходству;
- широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности: систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, проведение опытов, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ, различные виды изодеятельности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала;
- подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, с использованием сказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр.
yaneuch.ru
Методическая разработка по экологии по теме: Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей 6-7 лет «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Алексеевский детский сад «Сказка»
Алексеевского муниципального района Волгоградской области
ПРОГРАММА
КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 — 7 ЛЕТ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Участники программы, дети — 6-7 лет
Срок реализации — 1 год
Разработчик (автор/составитель):
Чиликина Татьяна Сергеевна
ст. Алексеевская – 2013 год
Направленность программы: «Юный эколог» по содержанию является эколого-биологической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — кружковой; по времени реализации- одногодичной. Программа разработана на основе образовательной (парциальной) программы С.Н.Николаевой «Юный эколог», которая рекомендована Министерством образования РФ и предназначена для воспитателей, педагогов дополнительного образования детских садов.
Новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для занятий в подготовительной группе детского сада в рамках кружковой работы по экологии.
Актуальность программы. Понятия природа и человек когда-то в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В связи с этим программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Дает возможность сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания — запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент. Практическое использование этих методов осуществляется по двум магистральным направлениям:
— первое – это внесение в банк памяти детей сведений о живой природе (о внешнем виде и строении объектов, об их функционировании, о взаимосвязи друг с другом и тд.). Обладая образным логическим мышлением, ребенок легко улавливает причинно-следственные связи, существующие в природе;
— второе — запечатление природоохранного экологически грамотного поведения взрослых, в первую очередь педагогов и родителей.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий:
— принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научость)
— формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, экскурсии, походы)
— методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов)
— средствах обучения (дидактический материал – альбомы «Времена года», «Дикие и домашние животные», «природа родного края», аудиокассеты «Голоса птиц»).
Данная программа способствует более эффективному развитию детей через экологизацию предметно-развивающей среды, создание условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри дошкольного образовательного учреждения, так и за его пределами, а также создание экологических образовательных комплексов (живых уголков, модельных и искусственных экосистем), организация экологического просвещения родителей, дети которых посещают МБДОУ.
Цель программы:
1) познакомить дошкольников с живой и неживой природой;
2) сформировать начала экологической культуры ребенка, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в
ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей
среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных
ориентаций.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
- Уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, животных, природных явлениях.
- Сформировать знания о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растениях (питание, росте, развитие).
- Сформировать представление о причинно-следственных связях внутри
- природного комплекса.
- Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами.
- Сформировать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, станицы.
- Сформировать осознание ребенком себя как активного субъекта окружающего мира.
- Сформировать привычку рационально использовать природные ресурсы
- Развивать умене правильно взаимодействовать с природой.
- Воспитать гуманное отношение к людям.
- Развивать интерес к окружающему мир.
- Сформировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Программа разработана на основе принципов экологического образования таких как:
Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Мне кажется, в обучении дошкольников не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
Гуманность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
Деятельность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности.
Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.
Системность.
Важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего». Принцип системности способствует и умственному развитию детей в целом.
Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты напоминают детям фокусы. Для детей они необычны. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: на занятиях дети знакомятся с живой и неживой природой. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Для того, чтобы подвести детей 6-7 лет к освоению теоретического материала предлагаются методы: работа с моделями, природоведческие конкурсы и праздники, решение проблемных ситуаций, наблюдения и эксперименты, опыты, практическая деятельность в природе. Экологическое образование ведется ненавязчиво, с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и педагогов. Важное значение имеет создание развивающей среды, в которой выделяются 4 уровня:
1-й – (групповой) – уголок природы в детском саду;
2-й — (межгрупповой) – коридоры, холлы;
3-й – участок детского сада;
4-й – территория, примыкающая к детскому саду.
Количество, возраст участников программы:
Численность детей в кружке – 12 человек. Возраст детей 6-7 лет. Как известно, в дошкольном возрасте преобладает правополушарный тип познавательной деятельности, дети не способны самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе, о его ответственности за все живое на земле, поэтому занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Большое значение придается ведущей форме деятельности дошкольников — игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Так, развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Огромное значение в экологическом воспитании имеет также исследовательская деятельность — проведение опытов, наблюдений. В процессе обучения желательно задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Большое значение имеет развитие эмоциональной сферы. Ребенок в дошкольном возрасте проявляет большой интерес к природе, для него характерно целостное восприятие окружающего мира, что очень важно для экологического образования. В целом в экологическом обучении наиболее эффективным представляется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, литературы, моделирования, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. Большое внимание уделяется общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми в ближайшем парке, сквере, лесу, на лугу, на территории дошкольного учреждения. Такие наблюдения основаны на сенсорном восприятии объектов окружающей среды. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц, поэтому у нас предусмотрены экскурсии.
У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.
Данная программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.
Формы занятий:
— основные – комплексные, коллективные;
— экологические экскурсии на участке;
— постановка и проведение опытов;
— экологические праздники;
— игры и развлечения;
Форму занятий можно определить как творческую кружковую деятельность детей.
Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок.
Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.
При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону « не навреди».
Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, продолжительностью 35 минут согласно нормам САНПина.
Условия реализации программы.
Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:
— Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: сад и огород.
— Фонд методических, наглядно — иллюстрированных материалов.
— Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Уголок природы», календарь природы, модель календаря природы, уголок цветов, различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки), воронки, природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины). Здесь же организуются выставки работ самих детей, выполненных в различных техниках.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1год обучения детей, 64часа в год.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
К семи годам ребёнок:
- Будет знать животный и растительный миры, роль человека в природе, будет уметь различать и называть растения, кустарники, деревья, комнатные растения, животных мира: звери, насекомые, рыбы, земноводные.
- Дети смогут объяснять экологические зависимости, будут гуманно относиться ко всему живому, научатся правильному поведению в природной среде. Дети научаться ухаживать за растениями и животными.
- Познакомится с основными календарными народными и православными праздниками, относящимися к труду и быту земледельцев: «Яблочный Спас», «Масленица», «Вербное Воскресенье», «Пасха», «Троица», «День Земли», «День Осени», «Всемирный день охраны окружающей среды».
Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводиться в следующих формах контроля: 1)входящая диагностика: собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей при поступлении в кружок. 2) текущий контроль: — наблюдение за выполнением заданий, требований педагога, правил поведения в природе; — выставки творческих работ обучающихся. 3) итоговый контроль: — участие в выставках, праздниках: «Золотая осень!», «Вокруг живой елочки!», «Природа – наш дом родной», «С днём рождения, Земля!», «Природу родную любим!» и др., — итоговая диагностика.
Оценка эффективности программы:
Проводится путем сопоставления результатов входящей (вначале работы) и итоговой диагностик.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Раздел, тема | Всего часов | Теорети-ческие занятия | Практи-ческие занятия |
1 | «Мир окружающий нас» | ||||
1.1 | 3,4.10 | «Роль природы в жизни человека» | 2 | 0.5 | 1.5 |
1.2 | 10,11.10 | «Сравнение объектов природы и рукотворного мира» | 2 | 0.5 | 1.5 |
1.3 | 17,18.10 | «Глобус-модель земли» | 2 | 0.5 | 1.5 |
2 | «Неживая и живая природа» | ||||
2.1 | 24,25,31.10 1.11 | «Живая и неживая природа, их отличия» | 2 | 0.5 | 1.5 |
2.2 | 7,8.11 | «Связь между живой и неживой природой» | 2 | 0.5 | 1.5 |
3 | «В гости к осени» | ||||
3.1 | 14.11 | «Осенние изменения в живой и неживой природе» | 2 | 0.5 | 1.5 |
3.2 | 15.11 | «Изменения в жизни животных» | 2 | 0.5 | 1.5 |
4 | «Разнообразие растительного мира» | ||||
4.1 | 21,22.11 | «Деревья, кустарники и травы» | 2 | 0.5 | 1.5 |
4.2 | 28,29.11 | «Лиственные и хвойные растения» | 2 | 0.5 | 1.5 |
4.3 | 5,6.12 | «Комнатные растения» | 2 | 0.5 | 1.5 |
5 | «Разнообразие животного мира» | ||||
5.1 | 12,13.12 | «Звери, птицы, рыбы, насекомые» | 2 | 0.5 | 1.5 |
5.2 | 19,20.12 | «Что где растет? Кто где живет?» | 2 | 0.5 | 1.5 |
5.3 | 26,27.12 | «Дикие и домашние животные» | 2 | 0.5 | 1.5 |
6 | «В гости к зиме» | ||||
6.1 | «Изменения в живой и неживой природе» | 2 | 0.5 | 1.5 | |
6.2 | «Растения и животные зимой» | 2 | 0.5 | 1.5 | |
6.3 | «С кем дружит ель?» | 2 | 0.5 | 1.5 | |
7 | «Поверхность нашего края» | ||||
7.1 | «Равнинная и гористая поверхность» | 2 | 1.5 | 0.5 | |
7.2 | «Овраг, его образование и способы борьбы» | 2 | 0.5 | 1.5 | |
8 | «Водоемы нашего края» | ||||
8.1 | «Водоемы Земли» | 2 | 1.5 | 0.5 | |
8.2 | «Части реки: исток, устье, русло, притоки» | 2 | 0.5 | 1.5 | |
8.3 | «Вода нужна всем» | 2 | 0.5 | 1.5 | |
9 | «Будь природе другом» | ||||
9.1 | «Красная книга» | 4 | 2.5 | 1.5 | |
9.2 | «Правила друзей природы» | 4 | 2.5 | 1.5 | |
9.3 | «Невидимые нити» | 4 | 0.5 | 3.5 | |
10 | «В гости к весне» | ||||
11 | «Компас» | 4 | 0.5 | 3.5 | |
12 | «Впереди лето» | 4 | 1 | 3 | |
Итого | 64 | 21.5 | 42.5 |
nsportal.ru
Методическая разработка по окружающему миру на тему: Анализ вариативных программ экологического воспитания детей дошкольного возраста
1. Исходные данные Программы: Программа «Юный эколог» (Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 112 с.)
Автор программы, Николаева Светлана Николаевна (кандидат наук в области педагогики, ст. научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО) создала систему, способную помочь педагогам реализовать на практике новые подходы к экологическому воспитанию.
Результативность программы была доказана уже в 1993 году в ходе успешной апробации. А в 1998 разработка «Юный эколог» получила одобрение Экспертного совета Министерства общего и среднего профессионального образования РФ.
2. Раздел экологического воспитания комплексной Программы — «Юный эколог» — парциальная (не комплексная) программа, нацеленная на формирование экологической культуры дошкольников.
3. Структура Программы
Программа «Юный эколог» включает две подпрограммы. Одна из них ориентирована на детей — по ней можно развивать экологическую культуру дошкольников 2-7 лет в любых образовательных учреждениях. Другая — предназначена для взрослых (воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования). По ней можно осуществить повышение квалификации тех педагогов, которые занимаются экологическим воспитанием детей.
В программе представлено шесть разделов: первый раздел -это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ; следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; четвертый прослеживает роль взаимосвязей в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в пятом разделе раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Разделы, обозначенные звездочкой, — необязательные: их могут использовать воспитатели ДОУ, педагоги других учреждений в кружковой работе с детьми. В шестом разделе показаны разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности человека (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде.
4. Анализ содержания Программы
Программа представляет собой целостный курс экологического воспитания для детей дошкольного возраста. она включает изучение следующих больших тем:
— Неживая природа – среда жизни человека, животных, растений (Вселенная, воздух и вода, почва и камни, времена года),
— Многообразие растений, связь со средой обитания (растения на участке д/с и комнатные),
— Многообразие животных, связь со средой обитания (домашние животные, обитатели уголка природы, птицы – перелётный и зимующие),
— Рост и развитие животных и растений, связь со средой обитания,
— Сообщество животных и растений (лес, водоёмы, луг как экосистема),
— Человек и природа во взаимодействии (использование и охрана).
Подробно тематика Программы «Юный эколог» представлена в Приложении.
Рекомендации к распределению материала по возрастным группам:
Полный объем представленного материала по всем разделам ориентирован на детей подготовительной к школе группы. Возможность усвоения знаний и выработка отношения детей к объектам и явлениям природы, обозначенным в программе, обусловлены тем, что воспитательно-образовательная работа с дошкольниками по формированию начал экологической культуры начинается с двухлетнего или трехлетнего возраста и продолжается в системе четыре-пять лет.
5. Для какого возраста рекомендуется Программа: для детей 2 — 7 лет.
Оптимальным вариантом формирования начал экологической культуры можно рассматривать тот случай, когда воспитательно-образовательный процесс начинается в младшем дошкольном возрасте (с двух-трех лет). Все разделы и пункты программы можно начинать реализовывать именно с этого возраста. Примером возможного распределения материала программы по возрастам являются авторские технологии, в которых представлены системы педагогических мероприятий с детьми.
Автор в самой программе возрастные этапы не выделяет. С одной стороны — это плохо, не ясно, что когда давать, с другой стороны, все дети и педагоги разные. отсутствие границ способствует развитию креативности педагогического процесса. для неопытных педагогов предлагаются дополнительные методические разработки по возрастам.
6. Сравнение содержания программы для младшего и старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Успех в экологическом воспитании 2-3-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Задача младшего дошкольного возраста — заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного — двух условий для их жизни.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними — тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое — движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом
Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.
Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях — они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.
Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:
• разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
• ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;
• участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;
• проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
• совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом — дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
• рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
• проведение экологических занятий один раз в две недели;
• проведение экологических досугов.
Технологии для детей третьего и четвертого года жизни построены на одном и том же материале и различаются объемом отдельных мероприятий.
Экологическое воспитание детей старшей группы
Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными — память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное) мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое (особенно с помощью пиктограмм) обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнить содержание экологического воспитания.
Технология эколого-педагогической работы с детьми этого возраста имеет и сходство, и отличие от системы предыдущих лет. В повседневной жизни проводятся циклы наблюдений за животными, обитающими в уголке природы: осенью — за хомяком, зимой — за птицей, весной — за рыбами в аквариуме. Наблюдения этих циклов содержат не только элементарные сведения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней. Специальные наблюдения посвящаются тому, чтобы выяснить, как и что видят, слышат рыба, птица, хомяк (т.е. как функционируют и какую приспособительную роль в жизни играют органы чувств), как передвигаются, обихаживают себя, как дышат, как реагируют на разный корм, громкие звуки, резкие движения, неожиданные предметы. Такие наблюдения — не только выяснение особенностей образа жизни, поведения животных, это определение того, как люди (воспитатель, дети) должны реагировать на их состояние, по каким признакам замечать их недомогание, как создавать наиболее благоприятные условия жизни, т.е. как гуманно и бережно к ним относиться на основе понимания их жизнедеятельности. Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.
Это же самое относится к циклам наблюдений, которые проводятся в теплые периоды года, за растениями, растущими на окне, в огороде (овощными) и на участке (цветочными). Прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Для большей убедительности проводятся элементарные опыты (например, лук выращивается тремя различными способами: при наличии всех необходимых условий, в темноте, в холоде). Воспитатель включает в циклы наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение — это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.
На протяжении всего учебного года одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные явления природы. Большую роль в их умственном развитии играет календарь нового типа, который из чисто пиктограммного становится пиктограммно-символическим: дети рисунками изображают растительный и животный мир данного периода данного сезона, значками-пиктограммами — параметры погоды, цветом — дни недели.
Аналогичными становятся календари наблюдений за зимующими птицами, за ростом и развитием огородной культуры — они также соединяют в себе образное и символическое отображение наблюдаемых явлений. Наблюдая зимой за пернатыми, дети ежедневно в период ведения календаря выставляют в соответствующих графах картинки с изображением тех птиц, которых они видели во время прогулки, а затем переносят общую картину в символический план — «галочками» разного цвета (т.е. символами) обозначают птиц, которые прилетали на подкормку, ели на кормушке и собирали крошки под ней или летали над участком, наблюдали за событиями с крыши здания, с дерева, на строке данного дня. Картинки воспитатель убирает, а в календаре остаются их «следы» ~ цветные галочки.
Ежедневно, начиная с октября, осуществляется совместная дея¬тельность воспитателя с 2-3 детьми в уголке природы — это начало их приобщения к выполнению обязанностей дежурных. Важно, что каждые три ребенка помогают воспитателю не менее трех дней подряд — за это время они начинают осознанно относиться к делу, приобретают навыки., некоторую самостоятельность.
nsportal.ru
Программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»
Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др).
Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.
Принципы реализации программы:
- постепенное наращивание объема материала;
- первоочередное использование природного окружения: растении и животных зеленой зоны детского сада и участков;
- продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;
- широкое использование разных видов практической деятельности;
- подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.
В программу включены разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам». А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который взят за основу для создания необходимых наглядных пособий. Планируемые результаты по освоению данной программы соответствуют целевым ориентирам, обозначенными в ФГОС ДО, а именно:
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
В программе «Юный эколог» выделяются два аспекта содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение.
«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов.
Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.
Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле.
Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.
В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.
Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
Экологические знания — не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.
www.mbdou10-tula.ru
Вопрос характеристика разделов программы «юный эколог» — КиберПедия
Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др).
Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.
Принципы реализации программы:
· постепенное наращивание объема материала;
· первоочередное использование природного окружения: растении и животных зеленой зоны детского сада и участков;
· продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;
· широкое использование разных видов практической деятельности;
· подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.
В программу включены разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам». А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который взят за основу для создания необходимых наглядных пособий. Планируемые результаты по освоению данной программы соответствуют целевым ориентирам, обозначенными в ФГОС ДО, а именно:
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
В программе «Юный эколог» выделяются два аспекта содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение.
«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов.
Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.
Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле.
Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.
В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.
Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
Экологические знания — не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.
22 вопрос 22. Концепция экологического образования дошкольников Н.А. Рыжовой.
Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.
Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе – растениям , животным и экосистеме леса, два – взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение – разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором написаны экологические сказки, придуманы»письма животным», создан экологический проект «Мое дерево». Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.
cyberpedia.su