cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект умывание в старшей группе – . , — .

Конспект занятия режимного момента в старшей группе «Мытьё рук перед обедом»

Приложение №4

Конспект режимного момента в старшей группе.

Мытьё рук перед обедом.

Возрастная группа: старшая группа 5-6 лет

Время проведения: Перед обедом (5-10 минут)

Цели: Закрепление навыка мытья рук перед едой;

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать учить детей мыть руки по мере загрязнения и перед едой,

насухо вытирать руки личным полотенцем;

  1. Закрепить знания детей о предметах необходимых для мытья рук;

  2. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.

Развивающие:

  1. Развивать память, внимание;

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей положительные эмоции от

процесса умывания.

Методы и приемы:

Оборудование умывальной комнаты:

мыльницы, кусочки мыла, полотенца на каждого ребенка, плакат «Правила умывания»

Ход режимного момента:

Воспитатель: Мы с вами пришли с улицы. Погуляли, поиграли, переоделись, в шкафчиках сложили все аккуратно. Все дети выглядят аккуратными?

Дети заправили футболки в шорты, подтянули колготы, девочки поправили резинки на волосах.

Воспитатель: Вы все красивые и аккуратные.

Можем мы садиться за стол обедать?

Дети: нет, мы не помыли руки.

Воспитатель: Что будет, если не мыть руки?

Дети отвечают

Воспитатель: Чтобы человек выглядел чистым и аккуратным, в организм не попали микробы, ему необходимо соблюдать правила личной гигиены.

Что же это такое?

Дети: Правила личной гигиены- когда человек следит за чистотой своего лица, рук, тела, зубов.

Воспитатель: Назовите предметы личной гигиены

Дети: мыло, мочалка, расческа, зубная щетка, полотенце

Воспитатель: Когда необходимо мыть руки?

Дети: Мыть руки надо по мере загрязнения, после туалета, после прихода с улицы, перед едой.

Пальчиковая гимнастика «Что же детям пригодится, чтобы начисто умыться».

Что же детям пригодиться,

Чтобы начисто умыться?

Нам нужна водица.

Что с рук грязь смывает?

Мыло детям помогает.

Чисто-чисто умывались.

Чем же дети вытирались? Полотенцем.

В умывальник мы идем,

Мыло и полотенце сейчас найдем!

Воспитатель: Сейчас мы все мы пойдём мыть руки перед едой.

Воспитатель с детьми переходит в умывальную комнату.

Воспитатель: Как надо мыть руки? (Правила умывания (плакат))

  • Закатываем рукава;

  • Открываем кран;

  • Берём мыло и намыливаем руки до появления пены;

  • Смываем пену, не разбрызгивая воду;

  • Закрываем кран;

  • Отжимаем руки;

  • Вытираем руки своим полотенцем;

  • Опускаем рукава.

Воспитатель: Вспомним с вами стихотворения

Мыло

У мыла есть забота,

Мыло ходит на работу.

Деток мылит, отмывает,

Часто в гости приглашает.

Приглашенье принимай,

Мыльце ты не забывай.

Полотенце

Махровое, душистое, мягкое, пушистое.

Любит воду промокать,

Где, что влажно вытирать.

Водица

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Воспитатель: Есть правило: Руки мой перед едой, Грязные руки грозят бедой.

Покажите свои ладошки. Какие вы все чистые и красивые. Теперь мы с вами готовы к приему пищи.

multiurok.ru

Конспект режимного момента в старшей группе

Цели:

1.Продолжать учить детей мыть руки по мере загрязнения и перед едой,    

   насухо вытирать руки личным полотенцем.

2. Закрепить знания об отдельных предметах личной гигиены (мочалка,  

    мыло, расческа, зубная щетка, полотенце).

3. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.

4. Обогащать и активизировать словарь детей.

5. Использовать знания потешек, стихов.

6. Способствовать возникновению у детей положительных эмоций от

     процесса умывания.

Оборудование умывальной комнаты: мыльницы,

                                                                 кусочки мыла,

                                                                 полотенца на каждого ребенка,

                                                                 плакат «Правила умывания»

Ход режимного момента.

1. В группе.

— Сейчас мы пришли с улицы. Погуляли, поиграли, переоделись, в шкафчиках сложили все аккуратно.

— Все дети выглядят аккуратными? ( заправили футболки в шорты, подтянули колготы, девочки поправили резиночки на волосах). Вот теперь вы все красивые и аккуратные.

— Можем мы садиться за стол обедать? (нет, не помыли руки).

-Что будет, если не мыть руки? (ответы детей).

— Чтобы человек выглядел чистым и аккуратным, в организм не попали микробы, ему необходимо соблюдать правила личной гигиены.

— А что же это такое? (ответы детей).

Правила личной гигиены- когда человек следит за чистотой своего лица, рук, тела, зубов.

— Назовите предметы личной гигиены. (мыло, мочалка, расческа, зубная щетка, полотенце)

— Когда необходимо мыть руки? (по мере загрязнения, после туалета, после прихода с улицы, перед едой).

2. Пальчиковая гимнастика «Что же детям пригодится, чтобы начисто умыться».

 Что же детям пригодиться,

 Чтобы начисто умыться?

Нам нужна водица.

Что с рук грязь смывает?

Мыло детям помогает.

Чисто-чисто умывались.

Чем же дети вытирались? Полотенцем.

В умывальник мы идем,

Мыло и полотенце сейчас найдем!

3. В умывальной комнате.

— Давайте расскажем, как правильно вымыть руки.

                            «Правила умывания» (плакат)

  • Закатай рукава
  • Намочи руки
  • Возьми мыло и намыль руки до появления пены
  • Потри ладони, тыльную сторону, между пальцами
  • Смой пену, не разбрызгивая воду
  • Вытри руки своим полотенцем

Дети по 2 человека подходят к раковинам и начинают мыть руки.

4. Стихи, потешки

Какие друзья есть в нашей умывальной комнате?

            Мыло

У мыла есть забота,

Мыло ходит на работу.

Деток мылит, отмывает,

Часто в гости приглашает.

Приглашенье принимай,

Мыльце ты не забывай.

              Полотенце

Махровое, душистое, мягкое, пушистое.

Любит воду промокать,

Где, что влажно вытирать.

               Водица

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Запомни правило: Руки мой перед едой,

                                Грязные руки грозят бедой.

5. Итог.

Покажите свои ладошки.

Какие вы все чистые и красивые.

Теперь нам можно идти обедать

zanyatiya-v-detskom-sadu.ru

План-конспект занятия (старшая группа) по теме: Конспект проведения режимного момента «Мытье рук»

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Организационный

В гостях кукла Жалейкин.

— Жалейкин, что с тобой случилось? Почему ты такой бледный, невеселый? У тебя печальные глаза. Наверное, ты заболел, неужели грипп?

Жалейкин: Нет, нет.  У меня болит голова, в глазах «звездочки», все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я люблю: торт с лимонадом, чипсы, леденцы, зефир и пепси-колу. Это моя любимая еда. Сильно болит живот, даже руки не могу помыть, все держусь за живот – поем, и опять держусь. И, вообще, я не уверен, правильно ли я мою руки?

— Конечно, жаль, Жалейкин, что ты заболел! Но, по-моему, ты сам виноват в своей болезни!

— Ребята, что нужно делать, чтобы Жалейкин  не болел?

Дети: соблюдать режим дня (вывешивают картинки с режимными моментами)

А теперь все встанем.

Утром солнышко встает, (руки поднимаются вверх и в стороны)

Деток завтракать зовет, (махи ладонями к себе)

Днем ребята занимаются, (имитация письма на левой ладони пальцами правой руки)

Обедать собираются, (ладонью погладить живот)

Вечером играют, (хлопки)

Ужин ожидают, (ходьба на месте)

Ну, а ночью детвора (присесть и сложенные ладони приставить к наклоненной голове)

 Спит до самого утра.

2

Основной

— Чтобы вырасти здоровым, надо употреблять в пищу больше витаминов, а какие — нам подскажут ребята.

Дидактическая игра

«В каком продукте содержится витамин?»

— Ребята  как вы думаете, в какое время года мы получаем витаминов больше всего? (летом и осенью).

— А в другое время года, чтобы люди не испытывали недостатка в витаминах, витамины – таблетки продаются в аптеках (показать)

«Для того чтобы не болеть —

Всегда мы моем руки с мылом.

Не надо звать к нам Мойдодыра»

-Почему мы моем руки с мылом? (ответы детей)

— Действительно, здоровье начинается с наших рук. Знаете, ребята, у вас и у меня, и у Жалейкина на руках веселятся множество микробов.

Ребята, давайте расскажем Жалейкину, как надо правильно мыть руки.

— Конечно, надо дружить не только с мылом, но и со многими другими предметами гигиены. Помогите их перечислить. Для этого отгадайте загадки.

1.Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

(зубная щетка)

2.Мы ей пользуемся часто,

Хоть она, как волк, зубаста.

Ей не хочется кусать,

Ей бы зубки почесать (расческа)

3.Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

И пока она гуляла,

Спинка розовою стала.

(мочалка)

4.Вафельное и полосатое,

Ворсистое и мохнатое,

Всегда под рукою —

Что это такое?

(полотенце)

-Чтоб расти нам сильными,

здоровыми и смелыми

Ежедневно по утра

Мы зарядку делаем.

К солнцу руки поднимаем

Дружно весело шагаем

Дружно весело встаем

И ничуть не устаем.

Дети: (раскладывают  к витаминам картинки продуктов)

Витамин «А»:

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (Морковь).

Витамин «В»: Косы есть, а не из волоса,

 Зёрна есть, а не из колоса. (Кукуруза).

 Витамин «С»:

Был ребёнок-

Не знал пелёнок,

Стал стариком-

Сто пелёнок на нём. (Капуста).

Витамин «D»: Жёлтый Антошка

Вертится на ножке.

Где солнце стоит,

Туда  и он глядит (подсолнух)

Пальчиковая гимнастика.

В году четыре времени, (показать 4 пальца правой руки)

И все они дружны, (ладони обеих рук обхватывают друг друга)

Эти четыре времени (показать 4 пальца левой руки)

Ребята знать должны! (указательный палец приставить ко лбу)

Зимой год начинается,

Все снегом покрывается, (присесть и одновременно развести руки в стороны)

Весною продолжается,

Листочки появляются, (руки согнуты в локтях, пальцы соединены; немного поднять руки вверх)

Летом солнце греет,

А листья зеленеют, (руки вытянуть вверх, слегка покачивать ладонями)

Осенью листва желтеет, (руки опустить вниз)

Ветер сорвет ее (качать из стороны в сторону)

 И по полям развеет.

А после осени опять (ходьба на месте)

Зима год будет продолжать.

Ребенок:

«Не будь он так вертляв и мал

Я бы его для вас поймал.

И вы бы увидели сами

Микробью мордочку с усами.

Узор пятнистый вдоль хребта.

Шесть быстрых лап и два хвоста.

Таков, как уверяют строгие

Профессора по зоологии,

Микроб невидимый злодей

Враг честных и простых людей».

В. Чтобы они не попали к нам в рот и живот, не стали выделять там яды, надо чаще мыть руки с мылом.  Ребенок:

-Каждый день я мыло мою

под горячею водою

И в ладонях по  утру,

Сильно, сильно мыло тру.

Мойся мыло не ленись

Не выскальзывай, не злись.

Дети вспоминают схему-модель и рассказывают как мыть руки:

— намочить руки под краном;

— взять мыло, намылить ладони до пены;

— пеной тщательно потереть руки со всех сторон;

— помыть руки под краном;

— стряхнуть руки;

— насухо вытереть руки полотенцем.

Игра «Хорошо – плохо»

(с мячом)

«Мыть руки», «Не делать зарядку», «Заниматься спортом», «Чаще гулять на улице», и т. д.

3

Заключительный

-Дети, а вы знаете, чтобы быть здоровым, нужно не только кушать витамины и быть сильным! Нужно еще знать и выполнять правила поведения.

Кто знает, как правильно сидеть на стуле во время занятий и за столом?

-Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя во время еды?

-Для чего нужно так вести себя за столом?

-Потому что точно знают:

(вместе с детьми)

«Кто ест красиво, глядит счастливо».

-Молодцы, дети! Теперь Жалейкин точно  знает, что нужно делать, чтобы быть сильным, крепким и здоровым!

Всегда помни об этом. Ведь здоровье – великая сила.

Чтобы вырасти здоровым, энергичным и толковым,

 Чтоб прогнать усталость, лень,

 Ешьте витамины каждый день!

 Рано утром не ленитесь, на зарядку становитесь!

 Помогают нам всегда – солнце, воздух и вода!

 Крепла, чтоб мускулатура, занимайтесь физкультурой!

Жалейкин: До свиданья! Мне пора!  

Дети отвечают: спинки должны быть прямые, ноги стоят под стулом, а руки сложены на столе перед грудью.Чтобы спины наши были прямые, красивые, чтобы не было искривления позвоночника.

Ответы детей: чтобы не подавиться во время еды

Ребенок:

Итак, ложки держат аккуратно?

 Быстро, дружно все съедают?

 Корки на пол не бросают?

 Чай на стол не проливать!

Дети угощают Жалейкина витаминами.

nsportal.ru

План-конспект занятия (старшая группа): Конспект организации режимного момента по подготовке к обеду в старшей группе

 Санкт-Петербургское  Государственное  Бюджетное Учреждение Здравоохранения «Детский санаторий «Солнечное»

Конспект организации режимного момента по подготовке к обеду  

                                      в старшей группе

                       Тема: «Мы микробы победим!»

Подготовила и провела:

Воспитатель I категории

Шарипова Башорат Иброновна

 

                                   Санкт-Петербург-2018г

Конспект организации режимного момента по подготовке к обеду в старшей группе (5 – 6 лет)

Тема: «Мы микробы победим!»

Ведущая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: Формирование потребности у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Задачи:

  • Формировать привычку к здоровому образу жизни, умение у детей мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать руки личным полотенцем;
  • Использовать знания потешек, стихов;
  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Способствовать возникновению у детей положительных эмоций от процесса умывания;
  • Воспитывать потребность в чистоте и аккуратности.

Оборудование и материалы: дидактическая игрушка(заяц)

Предварительная работа: составление мнемо-схемы поэтапного мытья рук и лица, разучивание физкультминуток, потешек, беседа: «Микробы», чтение художественной литературы по формированию детей культурно-гигиенических навыков

 

Ход режимного момента:

Воспитатель: Ребята, у двери нашей группы я нашла этого зверька…Кто это?

(Ответы детей)

Воспитатель: Здравствуй Зайка. Что с тобой случилось? Почему ты такой грязный? Молчит… как вы думаете, что с ним случилось?

(Ответы детей)

Воспитатель: А чем вредна грязь?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я думаю, Зайка еще маленький и не умеет умываться… бедный Зайка и молчит… стесняется… как же быть?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Идем спасать Зайку, от грязи микробов!

Зашагали ножки,

Топ-топ — топ

Дружно по дорожке,

Топ-топ – топ…

Воспитатель: Вот мы и пришли к спасительной раковине, мылу и воде! Как будем Зайку спасать?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Давайте, покажем Зайке как вы это умеете делать.

(Проводится физкультминутка. Воспитатель читает стихотворение, сопровождая выполнением движений согласно тексту, а дети повторяют за воспитателем движения).

Кран, откройся! – правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.

Нос, умойся! – растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.

Мойтесь сразу оба глаза! – нежно проводим руками над глазами.

Мойтесь, уши! – растираем ладонями уши.

Мойся, шейка хорошенька! – гладим шею сзади, от основания черепа к груди.

Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щёки.

Грязь, смывайся! Грязь смывайся! – трем ладошки друг о друга.

Полотенцем вытирайся! — поглаживаем ладошки сверху по очереди.

Воспитатель: Посмотрите, Зайчик тоже умывается. Какой он стал чистый. Спасибо дети что вы научили его умываться! теперь он буду умываться каждый день и не бояться! Зайчик говорит вам «До свиданья!».

Дети: До свиданья Зайчик!

nsportal.ru

Конспект занятия на тему «Умываться не ленись, чистым быть всегда стремись!»

 

Цель: формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста.

Тип занятия: интегрированное обобщающие.

Образовательные области: «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Задачи.

— Обучающая: учить пользоваться средствами личной гигиены, формировать потребность мыть руки с мылом и насухо вытираться полотенцем.

— Развивающая: развивать умение самостоятельно замечать необходимость мыть руки.

— Воспитательная: воспитывать интерес к предметам личной гигиены.

Предварительная работа: наблюдение режимных моментов, рассказ воспитателя о предметах личной гигиены, чтение стихотворения А. Барто «Девочка Чумазая», чтение и обыгрывание помешек, игры с водой, организация развивающей среды.

Словарная работа: мыло, мыльница, намыливать, смывать, расческа, полотенце, зубная щетка.

Методы и приемы.

Словесный: рассказ воспитателя, чтение и обыгрывание потешки.

Наглядный: рассматривание предметов личной гигиены.

Практический: игровой.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром Мойдодыр рассказал мне, что в нашем детском садике есть кукла у которой лицо и руки грязные. И он попросил нас с вами показать ей, как надо умываться. А еще оставил для вас «чудесный мешочек».

Воспитатель вносит его в группу.

Воспитатель: Ребята, вы хотите посмотреть, что в нем лежит?

Дети: Да!

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Дети достают предметы из мешочка, называют их и по просьбе педагога рассказывают для чего они предназначены.

Предполагаемые ответы детей:

Мыло – мыть руки.

Расческа – расчесывать волосы.

Полотенце – вытирать руки и лицо.

Зубная щетка – чистить зубы.

Носовой платок – вытирать нос.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

А теперь, давайте, отберем только те предметы, которые нужны для умывания.

Из общей группы предметов дети отбирают полотенце и мыло.

Воспитатель: А что еще нужно?

Дети: Вода!

Воспитатель ставит на стол тазик с водой.

Воспитатель: А какая же кукла у нас чумазая? Поищите ее.

Дети обнаруживают куклу Таню в кукольном уголке за столиком. Перед ней на блюдечке ягоды. Щеки и руки измазаны ягодным соком.

Ой, какие у тебя грязные щеки и руки (с укором говорит воспитатель)! Дети, давайте нашей кукле Танечки покажете, как вы умываетесь.

Игра – имитация «Нос умойся!»

«Кран откройся, нос умойся.

Моем сразу оба глаза.

Мойтесь ушки, мойся шейка,

Шейка мойся хорошенько.

Мойся, мойся, отмывайся

Грязь сдавайся, грязь сдавайся!»

По просьбе воспитателя все вспоминают правильные и последовательные действия умывания.

Дети, а кто поможет Тани умыться и стать чистой?

Затем желающий ребенок берет куклу Таню, сначала моет ей руки, затем лицо. Воспитатель с детьми следят за выполнением действий, при необходимости поправляют.

Ребята, посмотрите на нашу Танечку! Она умылась, стала чистая и приглашает нас потанцевать. Детки, вы хотите потанцевать с куклой Таней.

Дети: Да!

Воспитатель включает музыку и дети выполняют движения в соответствие с текстом.

Мишка с куклой пляшут полечку.

Слова и музыка Марии Качурбины

Перевод Н. Найденовой

Мишка с куклой бойко топают,

Бойко топают, посмотри!

И в ладоши звонко хлопают,

Звонко хлопают, раз, два, три!

Мишке весело, Мишке весело,

Вертит Мишенька головой.

Кукле весело, тоже весело,

Ой, как весело, ой, ой, ой!

 

Список используемой литературы:

1. Оловаренко Л. В., Перминова Л. Я. Образовательная область «Здоровье» // Методические рекомендации поорганизации оздоровительной работы в ДОУ в условиях реализации ФГТ к структуре ООП ДО – Курск: 2012. – 76 с.

2. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей дет. сада – М.: просвещение, 1986. – 96 с.

dohcolonoc.ru

Конспект режимного момента «Умывание» для средней группы

Конспект режимного момента «Умывание».

Средняя логопедическая группа «Дюймовочка»

Подготовила воспитатель Марчук Л.Н.

Цель: Развитие культурно-гигиенических навыков.

Задачи:

1.Продолжать учить детей мыть руки перед едой,

насухо вытирать руки салфеткой.

2. Дать детям представления о микробах, элементарном способе борьбы с ними через мытьё рук.

3. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.

4. Обогащать и активизировать словарь детей.

5. Способствовать возникновению у детей положительных эмоций от процесса умывания.

Оборудование: игрушка тётушка Сова. мыльница с мылом, картинки с изображением микробов, алгоритм: «Правила умывания детей». В умывальной комнате: кусочки мыла, салфетки на каждого ребенка.

Ожидаемые результаты: У детей возникла потребность в соблюдении кгн, желание мыть руки по мере загрязнения и необходимости. Возник интерес к теме жизнедеятельности микробов и борьбы с ними. Сформировано положительное отношение к процессу умывания.

Ход режимного момента.

1. В группе.

— Ребята, посмотрите, к нам опять прилетела тетушка Сова. Здравствуй, тетушка Сова.

Т. Сова: Здравствуйте ребята, у меня для вас ещё один сюрприз. Отгадайте загадку и узнаете, что у меня в сундучке:

У него есть забота,

Оно ходит на работу.

Деток мылит, отмывает,

Всех микробов убивает.

А какие ещё помощники есть у мыла? (вода, полотенце, расческа)

Ребята, кто это? (показ картинки).

Т Сова: Откуда берутся микробы? А зимой бывают микробы? Чем они опасны? Что они умеют делать? А чтобы самому не заразиться и не заразить товарищей, что нужно делать? ( от).

«Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!

«Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги — вправо, брызги — влево!

Мокрым стало наше тело! «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

-Молодцы ребята, а чтобы вы не забывали, как правильно мыть руки, я оставлю вам эту подсказку. (алгоритм умывания). Дети рассказывают по нему.

-Тетушка Сова, хотите посмотреть, как наши ребята умываются?

-Конечно.

Воспитатель приглашает детей в умывальную комнату.

infourok.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме: Конспект НОД в старшей группе «Да здравствует мыло душистое!»

 Конспект НОД в старшей группе

«Да здравствует мыло душистое!»


Программные задачи:

  1. Осуществлять системный подход в ознакомлении детей с окружающим миром.
  2. Развивать системное мышление, воображение, творчество.
  3. Учить выявлять и разрешать проблемные ситуации, противоречия.
  4. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
  5. Закрепить и систематизировать знания о мыле: из чего сделано, его свойства и качества, строение и назначение, как им пользоваться, как беречь.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Обогащать лексику словами, обозначающими свойства и качества мыла.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение художественной литературы:
– “Мойдодыр” К.Чуковский.
– “Купание” А.Александрова.
– “Девочка чумазая” А.Барто.

МАТЕРИАЛЫ:

Мыло разного цвета, с разными ароматами, разное по форме, флакон жидкого мыла, хозяйственное мыло, электронные весы, тазик с водой, картинки с рисунками последовательности умывания, лупы по количеству детей.

ХОД НОД

Тема нашего исследования поселилась в загадке, вы узнаете, если отгадаете её.

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится
Руки мыть не ленится /мыло/.

Что мы будем исследовать? Хотите узнать о тайнах мыла?

А что вы можете сказать о мыле?

Знаете ли вы, чем люди умывались раньше?

В давние-давние времена, в Древнем Риме люди стали думать, как смыть грязь с жирной кожи. Первой была зола. Древесную золу заливали кипятком и распаривали в печи. Полученной водой, щёлоком, мылись.

Сырьём для производства мыла являются животные жиры. В древние времена мыло делали из козьего, бараньего или бычьего жира, с примесью золы бука. Его использовали не только для умывания, но и для окраски волос (растительное масло плюс красная земляная краска).

В настоящее время мыло производят так: животные жиры и поташ (карбонат калия – белый зернистый порошок) кипятят вместе, между ними происходят различные химические превращения, в результате которых образуется мыло. Его тщательно очищают, окрашивают в разные цвета и добавляют разнообразные ароматические и косметические добавки.

Мыло расщепляет нерастворимые в воде жиры, которые затем вымываются в виде эмульсии – мыльной пены.

Мылись глиной, которая прекрасно очищает руки, тело от грязи. В природе встречается много растений, способных образовывать пену. Они могут заменить мыло: ягоды бузины, мыльнянка лекарственная (её называют “мыльной травой”, “собачьим мылом”), хорошо мылятся высушенные и измельчённые корневища, также используется конский каштан.

Давайте пройдём в нашу лабораторию. Подойдите к своим рабочим местам.

Возьмите в руки мыло: погладьте, пощупайте, понюхайте.

Какое оно? (твердое, гладкое, скользкое, шероховатое, душистое с разнообразными запахами).

Почему душистое? (в составе есть растительные экстракты или ароматизаторы).

У кого какое мыло? Обратите внимание на размер и форму (большое и маленькое, прямоугольное и круглое, квадратное и фигурное, цветочное, туалетное, хозяйственное, тяжелое и легкое, т.д.).

Возьмём весы и взвесим два кусочка мыла. Мы видим, что вес разный в зависимости от размера мыла.

Посмотрите, я опускаю мыло в ёмкость с водой. Что мы замечаем? (оно тонет, булькает-издаёт характерный звук).

Почему? (имеет вес).

Мыло имеет разный цвет. Почему? (окрашено красителями).

Какой  вывод мы делаем? (мыло бывает разного вида, веса, размера, формы, плотности; оно тонет, пахнет, окрашивается, щиплет глаза и т.д.).

Что делают мылом? (моют руки, тело, волосы и т.д.).

Вспомните, пожалуйста, скороговорку, где говорится об этом?

Мыла Мила Мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло
Мишку мылом не домыла.

– Почему Мила не домыла Мишку? /мыло упало/.

– Почему мыло упало? /скользкое/.

– Когда мыло становится скользким? /когда оно мокрое, с водой/.

– Скажите, пожалуйста, мыло скользкое как что? /рыба, сосулька, масло, лёд, шелк и т.д./.

Как вы отнесётесь к совету Григория Остера из его книги “Вредные советы”

Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо,
Это глупое занятье не приводит ни к чему.

Это хороший совет или нет?

Почему вредный? Кто боится мыла? (грязнули, микробы).

Кто такие микробы?

– Микробы – это совсем маленькие, не заметные глазам существа. Они вызывают болезни, так и норовят попасть к нам внутрь, расселиться там и жить. Если кожа покрыта потом, или жиром, она становится липкой и на ней легко задерживается пыль и грязь. Вот тут раздолье микробам. Возьмите лупы и посмотрите внимательно на свои руки. Сколько на коже бороздок и канавок, складок и ямок. Если они забьются грязью, микробам будет легче атаковать из этих укрытий. А под грязными ногтями их собираются целые полчища. Избавиться от микробов и грязи не так-то просто. Одной водой их не смоешь. Грязь прилипчива и микробы держатся цепко. Что может их прогнать? Правильно, душистое мыло, рождающее пену. Словно дворник с жёсткой метлой, оно проходит по всем щелочкам нашей кожи, выметает и гонит прочь грязь и микробов. Если мыло попадает на тонкую кожицу, например у глаз, ты почувствуешь, как оно работает. Как старается вывести грязь и микробов: щиплет, колет, кусает, грызёт. Оно нападает не на тебя, а на твоих врагов.

– Скажите мне, пожалуйста, в сухие руки мыло берут? (нет).

– А что надо сделать? (их сначала надо намочить).

– Какую струйку надо делать? (не очень тонкую, а то воды будет мало и не очень толстую, а то забрызгаешься).

– Когда пены получится много, что надо сделать? (положить мыло в мыльницу).

– Что выполняем потом? (положить ладошку к ладошке и потереть, а затем перекатываем друг по дружке, как санки по снежной горке: то левая съезжает с правой, то правая с левой, после этого ополоснуть и вытирать).

– Чем мы будем вытирать руки? (каждый своей расправленной салфеткой: берём в одну руку и вытираем другую, каждый пальчик отдельно и затем аналогично другую).

Чтобы чистота была, нужны мыло и вода.

– Когда следует мыть руки? ( по мере загрязнения, после посещения санузла, перед едой, после прогулки и т.д.).

– Давайте отметим алгоритм (схема действий, последовательность шагов, приводящая к результату) правильного мытья рук. /При обсуждении на магнитной доске, перед надписями, цифрами отметить каждый шаг./

  • сильно намочите руки;
  • пользуйтесь мылом;
  • намыливайте руки с обеих сторон;
  • полощите руки чистой водой;
  • вытирайте руки насухо полотенцем.

Когда я работала с малышами, намыленные руки я называла мыльные перчатки. Какими могут быть они? (чёрными и белыми). Когда они бывают чёрными? (когда руки сильно грязные). А когда “перчатки” бывают белыми? (когда чистые руки).

Игра “Хорошо – плохо”.

Мыть руки – это хорошо. Почему? (чисто, опрятно, микробов не будет, полотенце будет чистое и т.д.).

Мыть руки – это плохо. Почему? (вода может быть холодная, горячая, рукава замочатся, кожа на руках потрескается и т.д.).

Какой бы вы совет дали грязнулям, трусихам, кто боится мыться мылом (дети дают советы).

Какое самое лучшее средство от микробов? (мыло и вода).

Игра “Выучим пословицу”.

  • Чистая вода для хвори беда.

Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они не только помогают уничтожить микробов, избавиться от них, но с мылом можно поиграть. Кроме твёрдого мыла, бывает ещё какое, в каком состоянии? /жидкое/.

Мыльная пена – она какая? /мягкая, ласковая и т.д./.

Что ещё можно делать мылом, кроме того, что можно мыть, стирать и т.д.? / тонким кусочком чертить на ткани/

Когда много кусочков мыла, что мы можем сказать об этом? Что это? / витрина в магазине, полки в умывальной комнате и т.д./.

Что вы сегодня узнали нового?

Что вам понравилось на нашем занятии?

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *