Конспект реформы столыпина – Конспект «П.А. Столыпин. Аграрная реформа»
Конспект «П.А. Столыпин. Аграрная реформа»
«П.А. Столыпин. Аграрная реформа»
В развитии Российской империи начала XX в. значительную роль сыграл П.А. Столыпин (1862—1911). Он считал необходимым бороться с революцией, при этом ясно понимал необходимость проведения реформ. Свой политический курс Столыпин назвал «порядок и реформы».
АГРАРНАЯ РЕФОРМА
Цели реформы
■ Преобразовать Россию в буржуазно-монархическое государство.
■ Создать слой крестьян-середняков.
■ Сохранить все формы собственности, включая помещичью.
■ Снять социальную напряжённость на селе, отвлечь крестьян от мыслей о принудительном отчуждении помещичьих земель.
Основные мероприятия
- Указ от 3 ноября 1905 г. об уменьшении выкупных платежей крестьян (с 1 января 1906 г. — наполовину, а с 1 января 1907 г. — полностью).
- Указ о Крестьянском банке, которому передавались казённые земли для продажи нуждающимся крестьянам.
- Указ от 9 ноября 1906 г. о крестьянском землевладении и землепользовании (каждый владелец общинного надела мог закрепить его себе в личную собственность в виде хутора или отруба, сохранение чересполосицы).
- Указ от 5 декабря 1906 г. ввёл свободу избрания места жительства для крестьян, отменил телесные наказания по приговору волостных крестьянских судов, упразднил право земских и крестьянских начальников арестовывать и штрафовать крестьян за административные нарушения.
- Закон от 14 июня 1910 г. фактически в принудительном порядке признавал личными собственниками всех домохозяев тех общин, где не производились переделы в течение 24 лет.
- Организация переселенческого движения в Западную Сибирь с целью наделения безземельных и малоземельных крестьян землёй и решения проблемы перенаселения в европейской части России.
- Развитие системы сельского образования.
Итоги Аграрной реформы
- Разрушить крестьянскую общину не удалось: примерно 21 % крестьян вышли из общины в тех губерниях, где проводилась реформа.
- Не удалось создать широкий слой крестьян-фермеров: только 10 % крестьян перешли на хутора и отрубы.
- К 1911 г. 60 % переселенцев возвратились на прежние земли.
Последствия аграрной реформы
■ Усиление социальной напряжённости в деревне: накопились противоречия крестьян с помещиками и с сельской буржуазией.
■ Ускорение процесса расслоения крестьянства.
■ Складывание рынка рабочей силы за счёт выхода крестьян из общины.
■ Развитие предпринимательства сельской буржуазии.
■ Рост сельскохозяйственного производства за счёт применения машин и расширения посевных площадей.
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ П. А. СТОЛЫПИНА
Реформы затрагивали местное самоуправление, национальную и религиозную политику, образование, решение рабочего вопроса и проведение налоговой политики. Представленный в 1906 г. проект земской реформы (новые критерии формирования курий, создание низшего уровня земского самоуправления) не нашёл поддержки в Государственной думе и совете. Предложение организовать земства в Литве, Белоруссии и Западной Украине (предполагалось снизить имущественный ценз для русских помещиков и православного духовенства) было одобрено. В итоге земства в западных губерниях созданы указом императора в 1911 г.
Всего из 43 проектов Столыпина принято около 10, некоторые реализованы после его смерти. В 1912—1913 гг. введено страхование рабочих. С 1912 г. приступили к созданию высших начальных училищ.
Конспект урока по Истории России «П.А. Столыпин. Аграрная реформа».
Следующая тема: «Первая мировая война (1914-1918)».
П.А. Столыпин. Аграрная реформа
5 (100%) 3 vote[s] uchitel.proРеформы Стлыпина, Кратко, Цели, Методы, Итоги
Петр Столыпин
Реформы Столыпина — неудачная, встретившая сопротивление российского общества, попытка председателя совета министров Российской империи Петра Алексеевича Столыпина (должность занимал с 1906 по 1911 годы) создать в России условия для её более мощного экономического роста при сохранении самодержавия и существующего политического и социального порядкаСтолыпин (1862-1911)
Русский государственный деятель, занимал посты губернатора Саратовской, Гродненской губерний, министра внутренних дел, премьер-министра.
«Он был высок ростом, и было нечто величественное в его осанке: внушителен, одет безукоризненно, но без всякого щегольства, говорил достаточно громко, без напряжения. Его речь плыла как-то поверх слушателей. Казалось, что она, проникая через стены, звучит где-то на большом просторе. Он говорил для России. Это очень подходило к человеку, который если не «сел на царский трон», то при известных обстоятельствах был бы достоин его занять. Словом, в его манере и облике сквозил всероссийский диктатор. Однако диктатор такой породы, которому не свойственны были грубые выпады. (Возглавив правительство), Столыпин выдвинул как программу действий правительства борьбу с насилием революционным, с одной стороны, и борьбу с косностью — с другой. Отпор революции, покровительство эволюции — таков был его лозунг» (В. Шульгин «Годы»)
Причины реформ Столыпина
— Первая русская революция (1905-1907) обнажила массу проблем, мешающих России стать мощной капиталистической страной
— Революция породила анархию, с которой необходимо было бороться
— В правящем классе России имелось слишком разное понимание путей развития государства
Проблемы России в начале ХХ века
- Допотопные аграрные отношения
- Недовольство своим положение рабочих
- Безграмотность, необразованность народа
- Слабость, нерешительность власти
- Национальный вопрос
- Существование агрессивных, экстремистских организаций
Цель реформ Столыпина была в превращении России эволюционным путем в современную, развитую, сильную, капиталистическую, державу
Реформы Столыпина. Кратко
— Аграрная реформа
— Реформа судопроизводства
— Реформа местного самоуправления в Западных губерниях
Реформа судопроизводства выразилась в учреждении военно-полевых судов. Столыпин принял Россию в период смуты. Государство, которое руководствовалось прежним законодательством, не справлялось с валом убийств, грабежей, бандитизма, разбойных нападений, террористических атак. «Положение Совета министров о военно-полевых судах» позволяло осуществлять разбирательства по поводу нарушения законов в ускоренном порядке. Судебное заседание проводилось без участия прокурора, адвоката, без свидетелей защиты при закрытых дверях. Приговор должен был выноситься не позже чем через 48 часов и в течение 24 часов приводиться в исполнение. Военно-полевые суды вынесли 1102 смертных приговора, казнено было 683 человека.
Современниками было замечено, что люди, чьи портреты создавал Репин, а считался он популярным портретистом, тотчас оставляли этот мир. Написал Мусоргского – тот умер, Пирогова – последовал примеру Мусоргского, умерли Писемский, пианистка Мерси де Аржанто, только собрался изобразить Тютчева, он заболел и вскоре скончался. «Илья Ефимович! – обратился как-то в шутку к художнику литератор Ольдор – напишите, пожалуйста, Столыпина» (из воспоминаний К. Чуковского)
Реформа местного самоуправления в Витебской, Волынской, Киевской, Минской, Могилевской и Подольской губерниях состояла в том, чтобы разделить избирательные съезды и собрания на два национальных отделения польское и непольское, так чтобы непольское отделение избирало большее количество земских гласных.
Реформа вызвала критику не только депутатов Государственной Думы, но и министров правительства. Только император Николай II поддержал Столыпина. «Столыпин был неузнаваем. Что-то в нем оборвалось, былая уверенность в себе куда-то ушла. Он и сам, видимо, чувствовал, что все вокруг него, молча или открыто, настроены враждебно» (В. Н. Коковцов «Из моего прошлого»)
Аграрная реформа
Цель
- Преодоление в русской деревне патриархальных отношений, мешающих развитию капитализма
- Ликвидация социальной напряженности в аграрном секторе экономики
- Повышение производительности крестьянского труда
Методы
- Предоставление права крестьянину выхода из крестьянской общины и закрепление за ним надела земли в частной собственности
Крестьянскую общину составляли крестьяне, ранее принадлежавшие одному помещику и проживавшие в одном селении. Вся крестьянская надельная земля находилась в собственности общины, которая регулярно перераспределяла землю между крестьянскими хозяйствами в зависимости от размера семей. Луговые, пастбищные земли и леса не разделялись между крестьянами и находились в совместном владении общины. Община могла в любое время изменить размеры участков крестьянских семей сообразно изменившемуся количеству работников и способности уплачивать подати. Государство имело дело только с общинами и размер налогов и сборов, собираемых с земель, также рассчитывался для общины в целом. Все члены общины были связаны круговой порукой. То есть община несла коллективную ответственность за уплату всех видов налогов всеми своими членами.
- Предоставление права крестьянину продавать и закладывать свои наделы и передавать их по наследству
- Предоставление крестьянам права создания обособленных (вне пределов деревни) хозяйств (хуторов)
- Выдача Крестьянским банком ссуды крестьянам под залог земли сроком на 55,5 лет для покупки земли у помещика
- Льготное кредитование крестьян под залог земли
- Переселение малоземельных крестьян на казённые земли в малообжитых районах Урала и Сибири
- Государственная поддержка агрономических мероприятий, направленных на усовершенствование труда и повышение урожайности
Итоги
- 21 % крестьян вышли из общины
- 10 % крестьян предприняли попытку выделиться в хутора
- 60 % переселенцев в Сибирь и на Урал достаточно быстро вернулись обратно в свои деревни
- К противоречиям между крестьянами и помещиками-землевладельцами добавились противоречия между вышедшими и оставшимися в общине
- Ускорился процесс классового расслоения крестьянства
- Увеличение количества городского плебса, вызванное выходом крестьян из общины
- Рост числа кулаков (сельских предпринимателей, буржуазии)
- Рост сельскохозяйственного производства за счет расширения посевных площадей и применения техники
Только сегодня действия Столыпина названы правильными. При его жизни и во время Советской Власти аграрная реформа критиковалась, хотя не была доведена до конца. Ведь и сам реформатор считал, что итог реформе следует подводить не раньше, чем через «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»
Реформы Столыпина в датах
- 1906, 8 июля — Столыпин стал премьер-министром
- 1906, 12 августа — покушение на Столыпина, организованное эсерами. Он не пострадал, но погибли 27 человек, двое детей Столыпина были ранены
- 1906, 19 августа — учреждение военно-полевых судов
- 1906, август — передача удельных и части казенных земель в ведение Крестьянского банка для продажи крестьянам
- 1906, 5 октября — указ о предоставлении крестьянам одинаковых с другими сословиями прав в отношении государственной службы, свободы избрания места жительства
- 1906, 14 и 15 октября — указы, расширявшие деятельность Крестьянского земельного банка и облегчавшие условия покупки земли крестьянами в кредит
- 1906, 9 ноября — указ, позволяющий крестьянам выходить из общины
- 1907, декабрь — ускорение поощряемого государством процесса переселения крестьян в Сибирь и на Урал
- 1907, 10 мая — выступление Столыпина перед депутатами Думы с речью, содержавшей развернутую программу реформ
«Основная мысль этого документа состояла в следующем. Есть периоды, когда государство живет более или менее мирною жизнью. И тогда внедрение новых законов, вызванных новыми потребностями, в толщу прежнего векового законодательства проходит довольно безболезненно. Но есть периоды другого характера, когда в силу тех или иных причин общественная мысль приходит в брожение. В это время новые законы могут идти вразрез со старыми и требуется большое напряжение, чтобы, стремительно двигаясь вперед, не превратить общественную жизнь в некий хаос, анархию. Именно такой период, по мнению Столыпина, переживался Россией. Чтобы справиться с этой трудной задачей, правительству необходимо было одной рукой сдерживать анархические начала, грозящие смыть все исторические устои государства, другою — в спешном порядке строить леса, необходимые для возведения новых зданий, продиктованных назревшими нуждами. Другими словами, Столыпин выдвинул как программу действий правительства борьбу с насилием революционным, с одной стороны, и борьбу с косностью — с другой. Отпор революции, покровительство эволюции — таков был его лозунг. Не углубляясь на этот раз в комплекс мероприятий по борьбе с революцией, то есть пока что не угрожая никому, Столыпин занялся изложением реформ, предлагаемых правительством в направлении эволюционном» (В. Шульгин «Годы»)
- 1908, 10 апреля — закон об обязательном начальном образовании с поэтапным введением в течение 10 лет
- 1909, 31 мая — Дума приняла закон об усилении русификации Финляндии
- 1909, октябрь — Россия вышла на первое место в мире по производству и экспорту зерна
- 1910, 14 июня — Дума приняла закон, расширяющий возможности выхода крестьян из общины
- 1911, январь — студенческие волнения, ограничена автономия университетов
- 1911, 14 марта — введение земств в западных губерниях
- 1911, 29 мая — новый закон, ещё более упрощающий выход крестьян из общины
- 1911, 11 сентября — гибель Столыпина от рук террориста
«Только в антракте я выбрался со своего места и подошел к барьеру… Вдруг раздался резкий треск. Оркестранты вскочили с мест. Треск повторился. Я не сообразил, что это выстрелы. Гимназистка, стоявшая рядом со мной, крикнула:
— Смотрите! Он сел прямо на пол!
— Кто?
— Столыпин. Вон! Около барьера в оркестре!
Я посмотрел туда. В театре было необыкновенно тихо. Около барьера сидел на полу высокий человек с черной круглой бородой и лентой через плечо. Он шарил по барьеру руками, будто хотел схватиться за него и встать.
Вокруг Столыпина было пусто. По проходу шел от Столыпина к выходным дверям молодой человек во фраке. Я не видел на таком расстоянии его лица. Я только заметил, что он шел совсем спокойно, не торопясь. Кто-то протяжно закричал. Раздался грохот. Из ложи бенуара спрыгнул вниз офицер и схватил молодого человека за руку. Тотчас вокруг них сгрудилась толпа.
— Очистить галерку! — сказал у меня за спиной жандармский офицер.
Нас быстро прогнали в коридор. Двери в зрительный зал закрыли. Мы стояли, ничего не понимая. Из зрительного зала долетал глухой шум. Потом он стих, и оркестр заиграл «Боже, царя храни».
— Он убил Столыпина, — сказал мне шепотом Фицовский.
— Не разговаривать! Выходить немедленно из театра! — крикнул жандармский офицер.
Теми же темными лестницами мы вышли на площадь, ярко освещенную фонарями. Площадь была пуста. Цепи конных городовых оттеснили толпы, стоявшие около театра, в боковые улицы и продолжали теснить все дальше. Лошади, пятясь, нервно перебирали ногами. По всей площади слышался дробный звон подков. Пропел рожок. К театру размашистой рысью подкатила карета «скорой помощи». Из нее выскочили санитары с носилками и бегом бросились в театр. Мы уходили с площади медленно. Мы хотели увидеть, что будет дальше. Городовые торопили нас, но у них был такой растерянный вид, что мы их не слушались. Мы видели, как Столыпина вынесли на носилках. Их задвинули в карету, и она помчалась по Владимирской улице. По сторонам кареты скакали конные жандармы. (Террориста) звали Багров. На суде Багров держался лениво и спокойно. Когда ему прочли приговор, он сказал: — Мне совершенно все равно, съем ли я еще две тысячи котлет в своей жизни или не съем» (Паустовский «Далекие годы»)
Ещё статьи
Что означает выражение «Фома неверующий»
Что означает герб Канады
Что означает слово «сонар»
chtooznachaet.ru
Конспект урока «Реформы П.А.Столыпина» — история, уроки
Тема урока: «Экономические реформы П.А.Столыпина.»
Цель: сформировать у учащихся представление о реформах П. А. Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»; уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства; сравнить столыпинский аграрный законопроект с думскими аграрными программами; уяснить причины, по которым начинания П. А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки.
Задачи:
Образовательная:
Охарактеризовать П.А.Столыпина как государственного деятеля Российской империи.
Сформировать знания о правительственной программе премьер-министра.
Сформировать знания об аграрной реформе: причины, цели, основные направления, итоги.
Сформировать понимание неизбежности новой буржуазно-демократической революции.
Развивающая:
Развивать умение работать с печатным текстом, с историческим источником.
Формировать умение работать с понятием.
Формирование умений работать с таблицей.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями, развитие монологической речи, ведение диалога.
Воспитательная:
Формирование гражданской позиции.
Формирование понятия «патриот».
Воспитание нравственной позиции.
Тип урока: комбинированный.
Методы: рассказ, беседа, объяснение, иллюстрация, демонстрация, «мозговой штурм»,
Оборудование: проектор, компьютер, карточки с текстом документа, схемы аграрной реформы, тесты.
Ход урока.
1. Подготовка учащихся к усвоению новой темы: проверка остаточных знаний по теме: Политическая жизнь в России после Манифеста 17 октября 1905 г.
2. Изучение новой темы.
3. Контроль усвоения знаний по новой теме: тесты.
4. Домашнее задание.
Беседа с учащимися класса.
— Назовите одну из главных причин первой русской революции.
— Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?
— Далее учитель объявляет тему, вместе с учащимися формулирует образовательные цели урока и представляет план урока.
— Нацеливает на конечный результат работы – выполнение проверочной работы по теме урока в форме тестов.
— Представляет домашнее задание..
На рубеже 19 – 20 веков быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.
-Какая из острых проблем стояла в России на данном этапе? (малоземелье крестьян, мечта «черного передела» земли).
-Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики? (община, отрезки, выкупные платежи…)
Вывод: т.о. продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками.
Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.
9 июня 1906 года Николай 2 манифестом распустил 1-ю государственную Думу, обвинив ее в революции.
Одновременно царь назначает председателем Совета министров П.А.Столыпина.Имя этого человека вызывало и вызывает споры. Интересно, что Б.Н.Ельцин назвал 3-х великих реформаторов: Петра Великого, Александра Второго, Петра Столыпина.
Тема сегодняшнего нашего урока: Экономические реформы. Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока. В учебниках это §6, с.46.
II. Изучение новой темы.
1. Начало аграрных реформ.
Учитель. В 1906г. Председателем Совета министров был назначен П.А. Столыпин (убежденный монархист и сторонник решительных действий). Сын севастопольского героя генерала – адъютанта Столыпина и княжны Горчаковой. После окончания Петербургского университета начал карьеру в Министерстве внутренних дел, был переведен в 1903 году на должность губернатора в Саратовской губернии. В 1906 году был назначен министром внутренних дел. Для обуздания революции нужны были не только уступки и репрессии, но и социально-экономические реформы. Летом 1906 г. председателем Совета министров стал П.А.Столыпин. Выступая в Думе, он заявил: «Сначала успокоение, потом — реформы». В августе 1906 г. после взрыва его дачи, который иска лечил его младшую дочь, он подписал указ о военно-полевых судах. Разбирательство теперь длилось 48 часов, а приговор приводился в исполнение в течение суток. За 4 года было казнено 3825 человек.
Виселицу прозвали «столыпинским галстуком», а «теплушки»- «столыпинскими вагонами». Участие в революции крестьянства заставило премьера начать аграрную реформу. 24.08.1906 он опубликовал свою программу. Ставя задачу наведения порядка, документ объявлял о подготовке законов о вероисповедании, начальном образовании, местном самоуправлении, полицейской реформе, рабочем законодательстве, подоходном налоге. 24. августа 1906 года была опубликована правительственная программа.
Программа представляла 2 этапа:
1.Успокоение страны.
2.Реформы.
Перед вами на столах лежит документ. Это выдержки из речи Столыпина в государственной думе от 10 мая 1906 года.
Из речи П.А.Столыпина в Государственной Думе 10 мая 1907г.
« Я полагаю, что земля, которая распределялась бы между гражданами и отчуждалась бы у одних и передавалась бы другим, местным социал-демократическим присутственным местом, — что эта земля получила бы скоро те же свойства, как вода и воздух.…Вообще, стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена…. Все будет сравнено…. Нельзя человека ленивого приравнять к трудолюбивому….
… Национализация земли представляется правительству гибельною для страны….
Где же выход? ….
Правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым…
Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому
крестьянину… освободиться от тех… теперешних условий жизни.…Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих….
…Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма….
Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия! »
Задание:
1) узнайте, какую важнейшую задачу ставил перед собой П.А. Столыпин;
2) как осуществлял эту задачу? Учебник. С. 45.
С помощью анимации на слайде проверяются выделенные задачи и методы их осуществления Своей важнейшей задачей Столыпин считал:
1). подавление революционного движения и организаций, прибегающих к террору.
2). Были учреждены военно-полевые суды.
Только в 1906 г. к смертной казни были приговорены 1100 человек.
Учитель. Опыт работы Государственной Думы показал важность аграрного вопроса для России. Аграрные преобразования стали следующей главной задачей П.А. Столыпина.
Учитель обращает внимание учеников на призыв П.А. Столыпина, обращенный к думцам: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»
(из обращения П.А. Столыпина к депутатам левых фракций III Думы).
Предлагает задание: 1). Заполните таблицу. Учебник. С. 45-46.
2). С помощью таблицы прокомментируй обращение Столыпина к думцам
Указ | Содержание указа | Результат |
о создании земельного фонда | ||
о крестьянском сословии | ||
о крестьянском землевладении и землепользовании |
Учитель. Переселенческая политика предусматривала бесплатное наделение малоземельных крестьян землей в Сибири, Средней Азии, Казахстане. Переселенцам предоставлялись льготы: беспроцентные денежные ссуды, частичная оплата переезда, отменялись все недоимки, мужчины освобождались от воинской повинности. Обращаясь к рисункам 3, 4 на слайде № 9 учитель подводит итоги переселенческой политики.
2. Итоги столыпинских реформ
Рисунки стр. 58 , дают информацию об итогах реформ.
Учитель. Реформы П.А. Столыпина вызвали отрицательную реакцию Государственной Думы, крестьян.
Задание: 1). Узнайте, чем было вызвано их недовольство.
2). Что помешало П.А. Столыпину продолжить реформы? Учебник, с. 46-47.
3. Россия накануне Первой мировой войны
Учитель. Период 1909 – 1913гг. был благоприятным для России.
Задание:
1). Заполните таблицу «Россия 1909 – 1913гг.»
2). Подтвердите или опровергните это утверждение данными таблицы.
Учебник с. 48 – 49.
Таблица «Россия в 1909 – 1913 гг.»
Сельское хозяйство | Производство | Новые отрасли | Население |
Учитель концентрирует внимание учащихся на выводе по тексту таблицы: в целом период 1909 – 1913 гг. был благоприятным для России, но в связи с избыточной рабочей силой обострились социальные отношения.
Нарастание социальной напряженности (события на Ленском прииске) и расколе политических сил — схема: РСДРП. 1912 г.
Учитель обращает внимание учащихся на последствия раскола РСДРП: Борьба за влияние на массы привела к ослаблению позиции социал-демократии.
III. Тесты
Учащиеся на местах выполняю ттесты .
Вариант1.
А. 1. Политический режим называется тртьиюньским:
а) по дате выпуска нового избирательного закона;
б) по дате создания нового законодательного органа;
в) по названию обращения П.А. Столыпина к депутатам Думы.
2. Программа реформ Столыпина:
а) была реализована полностью; б) была проведена лишь частично;
в) не была проведена.
3. К положениям аграрной реформы П.А. Столыпина НЕ относится:
а) выход крестьян из общины; б) частичный передел помещичьих земель;
в) замена общинного землепользования частным землевладением.
4. Преимущественно из общины выходили:
а) середняки; б) бедняки и кулаки;
в) все категории крестьянских хозяйств в равных долях.
5. Основными территориями переселения были:
а) Украина, Белоруссия; б) Крым, Бессарабия; в) Сибирь, Дальний Восток.
6. Найдите верное утверждение. Целью аграрной реформы П.А. Столыпина было:
а) усиление общины; б) уравнительное землепользование крестьян;
в) создание индивидуальных крестьянских хозяйств.
7. Целью переселенческой политики П.А. Столыпина является:
а) уничтожение крестьянского малоземелья без передела помещичьих земель;
б) развитие общинного землевладения на окраинах России;
в) обмен опытом ведения хозяйства.
Вариант II.
А. 1. П.А. Столыпин оказался» одиноким реформатором», так как:
а) общество устало от постоянных реформ;
б) для властей его реформы были радикальными, а для народа – недостаточны;
в) власти боялись его авторитета, а общество – диктаторских наклонностей.
2. Премьер – министр правительства с 1906 по 1911 г.
а) С.Ю. Витте; б) П.А. Столыпин; в) С. А. Муромцев.
3. Новый избирательный закон, подписанный Николаем II без одобрения Думы, появился:
а) 1 июня 1907г. б) 3 июня 1907 г. в) 9 июня 1907г.
4. П.А. Столыпин находился на посту премьер-министра с:
а) 1906 – 1911г. б) 1907 – 1911г. в) 1907 – 1914г.
5. Указ П. А. Столыпина о выходе крестьян из общины был принят:
а) 10 октября 1906г. б) 9 ноября 1906г. в) 7 ноября 1907г.
6. Разрушение общины и создание индивидуальных крестьянских хозяйств – это:
а) реформа С.Ю. Витте; б) П.А. Столыпина; в) И.Л. Горемыкина.
7. Аграрная реформа П.А. Столыпина НЕ предполагала:
а) выход крестьян из общины; б) частичный передел помещичьих земель;
в) создание индивидуальных крестьянских хозяйств.
С.Общее задание для варианта I и II по выбору учеников:
С. 1. Назовите фамилию председателя Совета министров, при котором началась реформа, направленная на развитие частной собственности в крестьянской среде. В каком году началась эта реформа?
С. 2. Ниже приведены две точки зрения на деятельность П.А. Столыпина:
Деятельность П.А. Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905 – 1907 гг.
Политика П.А. Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима. Установившегося с 1905 г.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Звездочка показывает задание повышенного уровня сложности.
Взаимопроверка тестов, выставление отметок за выполнение тестов.
Рефлексия деятельности на уроке.
Домашнее задание :п.6.
kopilkaurokov.ru
Конспект урока «Реформы П.А. Столыпина»
Открытый урок по истории России в 11 класс профиль по теме «Реформы П. А. Столыпина»
Предмет: история
Класс: 11 (социологический профиль)
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: проблемно – диалоговое с элементами лабораторной работы занятие
Цели и задачи урока:
Сформировать у учащихся представление о реформах П. А. Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»; уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства.
Выявить цели, сущность и итоги аграрной реформы Столыпина.
Продолжить формирование умений анализировать текст документов, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать учебный материал, делать выводы, аргументировано высказывать свою точку зрения, оценивать деятельность исторических лиц.
Развивать критическое мышление, коммуникативные навыки.
Воспитание активной жизненной позиции, уважение к личности.
Формы и методы: организация самостоятельной исследовательской деятельности, диалог.
План урока:
I. Актуализация знаний
II. Изучение нового материала
Цели реформы.
Основные мероприятия и осуществление реформы.
Итоги и значение реформы
III. Рефлексия
IV. Итог урока. Д./з.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний (слайд № 1)
Вступительное слово учителя:
В шестидесятые Россия бунтовала.
Вбирая мятежи тех столь далёких лет.
И именно тогда и появился
На свет столь важный для России человек.
Карьера начиналась в Министерстве,
Дворянства предводитель. Потому
Он отдавал России своё сердце,
Хотел великой сделать Родину свою.
– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок?
Объявление темы урока (слайд № 2)
Эпиграф урока: «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать». П.А. Столыпин (слайд № 3)
Учитель: Кто такой Петр Аркадьевич Столыпин? Что Вам о нем известно? (Слайд № 4)
Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок. Кстати, интересный факт, первый президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина.
В ноябре 2016 года исполнится 110 лет со дня аграрной реформы П.А. Столыпина.
На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.
Постановка проблемы:
— Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе?
— Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?
предполагаемые ответы:
крестьянская община,
отрезки,
выкупные платежи,
помещичье землевладение,
малоземелье крестьян
Таким образом, продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками и государством.
Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.
9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции. (Видео 1)
Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министра внутренних дел.
24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей. (В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать аграрную реформу. Одновременно было объявлено о подготовке пакета законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство: о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о реформе высшей и средней школы, о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей, о подоходном налоге и полицейской реформе. Эти законопроекты он был намерен предложить для обсуждения в новой Думе.) Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы.
А сегодня на уроке мы должны с вами ответить на вопрос:
Проблема «Аграрная реформа в России: достижение или неудача?»
II. Изучение нового материала
Цели реформы.
— Как вы считаете, каковы были цели реформы? (ответы обучающихся записать на доске)
— А теперь, обратите внимание на документы, которые лежат на ваших столах.
Работа с документами (раздаточный материал).
Задание: На основании высказываний Столыпина определите цели реформы.
Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради:
Документ 1
«Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу».
(Цель: «успокоение» страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли)
Документ 2
«Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников — «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий»
(Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян)
Документ 3
«Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении»
(Цель: продолжение модернизации России)
Таким образом, значительная конечная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России – был аграрный вопрос.
Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года. Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.
Работа с документом: Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года. Вопрос: Почему с этим Указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность).
(Видео 2)
Основные мероприятия и осуществление реформы.
На этом этапе проводится лабораторная работа. При объяснении учитель обращается к схеме:
Основные мероприятия аграрной реформы П. А. Столыпина
Учитель называет основные мероприятия реформы, дает задание прочитать определение терминов «хутор» и «отруб» в раздаточном материале. После этого переходим к более подробной характеристике мероприятий реформы на основании источников. Учащиеся используют раздаточный материал.
Работа с документом
Документ 1
Из письма П.А. Столыпина Николаю II:
«Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего ненормального положения. Единственным противовесом общинному началу является единоличная собственность».
Документ 2
Из указа «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», 9 ноября 1906 г.:
«Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие… в собственность переходящего к личному владению домохозяина… Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то… все означенные действия исполняются на месте земским начальником…
Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли… имеет право требовать, чтобы общество выделило ему… соответственный участок, по возможности, к одному месту».
Документ 3
Из речи П.А. Столыпина перед депутатами Государственной думы, март 1907 г.:
«Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крестьянину, т. е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни… Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека…»
Документ 4
Из речи П.А. Столыпина перед депутатами Государственной думы, ноябрь 1907 г.:
«Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками — бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования — вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».
Вопросы и задания к документам
— Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина?
— Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает Столыпин? — Какова процедура выделения из общины?
Используя информацию, содержащуюся в раздаточном материале, схему, и учебник с. 58 — 59 учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «Результаты аграрной политики П.А. Столыпина», соотносят положительные и отрицательные последствия реформы.
Результаты аграрной политики П.А. Столыпина
Создание новых форм землевладения и землепользованияПереселение крестьян
Положительные результаты
Отрицательные результаты
Положительные результаты
Отрицательные результаты
Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г. — 10% всех крестьянских хозяйств). Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений).
Рост экспорта хлеба.
Община не была разрушена. Из нее вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами.
За Урал переселилось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин целинных земель. Развивались кооперативные формы хозяйствования.
Проблема малоземелья не была решена.
От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись назад. В местах переселения возникали конфликты с местным населением
Итоги и значение реформы
Просмотр сюжета видеофильма.
Задание: Определить какие результаты имела данная реформа.
На слайде демонстрируется матрица таблицы «Цели и итоги реформы П.А. Столыпина» (открываем колонку «Цели реформы»)
Вопросы и задания к таблице
— Сформулируйте результаты реформы. Соотнесите цели реформы и ее результаты. Сделайте вывод об успехе реформы.
Цели и итоги реформы П.А. Столыпина
Цели реформыИтоги реформы
«Успокоение» страны
Добиться этой цели не удалось: сохранилось малоземелье крестьян, противоречие между крестьянами и помещиками; проявилась «вторая социальная война» в деревне; происходили конфликты между переселенцами и местными жителями.
Создание слоя земельных собственников — социальной и экономической опоры монархии.
Этот процесс только начался и после смерти Столыпина замедлился.
Продолжение процесса модернизации.
Развитие аграрного сектора экономики в целом ускорилось.
Учащимся предоставляется возможность сопоставить свою точку зрения на итоги реформистской деятельности П.А. Столыпина и мнения его современников.
Мнения:
П. Н. Милюков:
«… в порядке чрезвычайного внедумского законодательства… был издан указ 9 ноября 1906 г., предопределивший направление аграрной политики в чисто дворянском духе… оставалось разрушение общины по принципу: богатым прибавится, у бедных отнимется. Этим, во- первых, отвлекалось внимание крестьян от раздела дворянских земель и вбивался клин между зажиточными и бедными крестьянами; во- вторых, создавался класс «крепких мужиков», кандидатов на пополнение убывающих рядов «правящего класса»; и, в-третьих, приобреталось либеральное прикрытие классовой реформы: освобождалась частная инициатива и частная собственность от принудительных тисков, в которых оставили крестьян освободители 1861 г.».
В. И. Ульянов (Ленин):
«Отсрочка старому порядку и старому крепостническому земледелию, данная Столыпиным, состоит в том, что открыт еще один и притом последний клапан, который можно было открыть, не экспроприируя всего помещичьего землевладения… Других клапанов у царизма нет».
III. Рефлексия
(Видео 3) П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.
Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин фактически остался реформатором — одиночкой.
Ответы учащихся на проблему, поставленную к данному уроку. Скажите, как вы считаете, «Аграрная реформа в России: достижение или неудача».
В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными.
IV. Итог урока. Д./з.
Д/з: § 7.
infourok.ru
«Реформы П.А. Столыпина и их итоги»
Тема: «Реформы П.А. Столыпина и их итоги».
Цель урока: проанализировать столыпинские реформы, их итоги и последствия.
Задачи:
Образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний об аграрной реформе П.А.Столыпина: цели, содержание и значение реформы;
Воспитательная: воспитывать уважение и любовь к прошлому нашей Родины на примере патриотизма П.А. Столыпина;
Развивающая: продолжить формирование умений самостоятельно делать выводы при анализе реформ П.А. Столыпина, аргументировано высказывать свое мнение;
на основе межпредметных связей развивать умение анализировать современную экономику.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: доска, мел, карта России 1900-1914гг.
Ход урока:
Организационный моментЗдоровается, отмечает отсутствующих.
Проверка д/з.
1) Основные политические партии и их программы:
Либеральные,
Социалистические,
Монархические,
2) I, II и III Государственные думы.
Запишите Д/з: §5, вопросы после параграфа.
Тема нашего сегодняшнего урока «Реформы П.А. Столыпина и их итоги».
На доске записан эпиграф урока: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»
П.А. Столыпин.
Цель урока: рассмотреть столыпинские реформы, их итоги и последствия.
Изучение новой темы.
Наступление 1906 г. Россия встретила на распутье, получив реальную возможность развиваться по трем направлениям:
Дальнейшее продолжение революции;
Наступление контрреволюции;
Попытки разрешить поставленные вопросы путем реформ.
Но первые два пути предполагали большие людские жертвы, чтобы их избежать рациональнее было использовать третий путь, путь реформирования России.
Перед Николаем II встала задача успокоить разбушевавшийся пожар в обществе. Для этого 26 апреля 1906 г. император назначает министром внутренних дел Петра Аркадьевича Столыпина, а затем 9 июля 1906 года Председателем Совета Министров и ставит перед ним задачу – успокоить общество.
Выступая перед депутатами Государственной думы, Столыпин по отношению к радикалам сказал следующее: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».
Став правой рукой императора, Столыпин представил Правительственную программу, в которой говорилось о необходимости беспощадно бороться с революционерами при помощи чрезвычайных мер, которые включали в себя:
Введение в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов;
Принудительное переселение бунтовщиков из центральных районов империи на окраины и др.
Одновременно было объявлено о подготовке пакета законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство:
О свободе вероисповедания;
О гражданском равноправии;
Об улучшении быта рабочих;
О реформе местного самоуправления;
О реформе высшей и средней школы;
О введении всеобщего начального обучения и улучшения материального обеспечения народных учителей;
О подоходном налоге;
О полицейской реформе.
Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина?
“Указ от 9 ноября 1906 г.” Какое право каждому крестьянину давал этот Указ?
Какова процедура выхода крестьян из общины?
Отруб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.
Хутор – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок.
Чтобы поддержать крестьян, выходивших из общины, государство учредило Крестьянский банк. (Кто-то мог взять деньги на приобретение сельскохозяйственной техники).
Как вы думаете, для чего было необходимо разрушение крестьянской общины?
Последствия реформы:
-реформа способствовала развитию капитализма в стране;
-резко ускорилось расслоение крестьянства;
-не удалось создать крупного единоличника;
-начало частной собственности у огромной массы крестьян.
Я уже говорила о том, что во главу угла своих преобразований Столыпин ставил изменения в сфере экономики. А что такое экономика?
Нет иного пути для повышения жизненного уровня, чем подъем экономики страны, рост производства.
Если речь идет о реформаторской деятельности, то на основе этих примеров можно в какой- то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать направления их развития в будущем.
Низкая результативность процесса реформирования, огромные, ничем не оправданные издержки объясняются несоответствием выбранных средств и методов экономических преобразований объективным условиям российского общества, логике его исторического развития.
Как писал Ф. М. Достоевский: «Весь порядок в каждой стране – политический, гражданский, всякий – всегда связан с характером землевладения в стране». А как показывает современная история – этот вопрос так и не решен в нашей стране до конца. На кого делал ставку Столыпин?
Столыпин хотел видеть средний класс базой политической стабильности.
Российское правительство идёт сегодня путем гибкой налоговой политики, пытается вновь возродить этот, ключевой для дальнейшей судьбы России, самостоятельный, крепкий и инициативный класс – мелких и средних отечественных собственников, бизнесменов и производителей.
В их укреплении – залог нашего национального прорыва в XXI веке!
Вывод: в целом решить такими средствами аграрную проблему не удалось. Т.к. Столыпин пытался связать несвязуемое: сохранить крупное помещичье землевладение и создать крупных собственников. Недостаток выделяемых средств на проведение переселения.
Закрепление пройденной темы
Вопросы:
Охарактеризуйте политику «успокоения» страны, проводимую П.А. Столыпиным.
Оцените положительные результаты аграрной реформы П.А. Столыпина.
Оцените отрицательные результаты аграрной реформы П.А. Столыпина.
Как П.А. Столыпин обосновывал необходимость применения государством жёстких мер в борьбе с революционерами?
Как вы думаете, почему П.А. Столыпин просил для своей реформы «20 лет покоя внутреннего и внешнего…»?
Выставление оценок с комментариями.
Приветствуют.
Отвечают.
Записывают в дневник.
Записывают в тетрадь
Записывают в тетрадь
Ответ: община.
Ответ: разрешения свободного выхода из общины любого домохозяина.
Ответ: выходящий из общины крестьянин получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы, причем они должны были быть сведены в один участок. Поощрялось образование отрубного и хуторского крестьянского хозяйства, но при этом не посягая на помещичьи владения.
Записывают в тетрадь
Ответы:
а) способствует революционизации крестьянства,
б) насильственно прикрепляет крестьян к земле,
в) ухудшает землепользование (урожайность),
г) круговая порука и т.п.
Записывают в тетрадь
Отвечают:
Экономика — это сфера постоянной деятельности, в которой создаются материальные и культурные блага для удовлетворения разнообразных потребностей людей.
Отвечают: В проведении аграрных преобразований Столыпин и его правительство делали ставку не на «пьяных, слабых и убогих, а на разумных и сильных» крестьян.
Отвечают.
infourok.ru
Конспект урока ««Аграрная реформа П.А. Столыпина»
КОНСПЕКТ УРОКА
Аттестуемый педагог – Тришева Марина Геннадьевна
учитель истории МБОУ ООШ с. Мачкассы Шемышейского района Пензенской области.
Предмет: история
9 класс
Тема урока: «Аграрная реформа П.А. Столыпина».
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о реформах П.А.Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»;
уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законопроекта;
выявить причины по которым начинания Столыпина не нашли широкой социальной поддержки.
Задачи урока: обучающие: раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота.
развивающие: формирование навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога.
воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма.
Формы работы: коллективная под руководством учителя, самостоятельная, индивидуальная и групповая.
Тип урока: урок комбинированный.
Оборудование урока: учебник «История России. XX век». Под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной; 2009 г. (9 класс), тетради, справочные материалы, раздаточный материал, тесты, презентация MS Office PowerPoint «Аграрная реформа П.А. Столыпина»; нетбук, проектор, экран.
I. Организация начала урока.
Задача, стоящая перед обучающимися:
настроиться на работу
Задача, стоящая перед учителем:
-проверить готовность учащихся к уроку;
-настроить учащихся на учебную деятельность.
(1 мин.)
II. Проверка домашнего задания:
(5 мин.)
Актуализация знаний.
Задача, стоящая перед обучающимися: выполнить исторический диктант.
Задача, стоящая перед учителем:
— выявить степень усвоения пройденного материала;
— настроиться на восприятие нового материала на базе ранее полученных знаний.
Сообщение темы и целей урока
Задачи:
— установить тематические рамки урока
(2 мин)
Постановка проблемы
III. Изучение нового материала
Задачи:
— Обеспечить усвоение учащимися понятия
«аграрная реформа».
-Изучить биографию и гражданскую позицию Столыпина.
-Подвести учащихся к пониманию роли личности в истории.
(20 мин)
Самостоятельная работа с самопроверкой
Физкультминутка
Задачи: снять утомление у подростков, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
(1 мин.)
IV. Закрепление знаний учащихся
Контроль и самопроверка знаний
Задачи:
— закрепить и осмыслить изученный материал;
— создать условия для выполнения учащимися практических заданий на закрепление изученного материала;
— проверить качество усвоения учащимися нового материала;
(10 мин)
Рефлексия учебной деятельности.
( 3 мин.)
V. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание
Задачи:
Задача, стоящая перед обучающимся
сделать вывод по изученному материалу; оценить успешность достижения цели; собственную деятельность на уроке; зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения; обсудить и записать домашнее задание
Задача, стоящая перед педагогом:
поставить отметки обучающимся за работу на уроке; объяснить домашнее задание, выявить затруднения у учащихся по теме урока (3 мин)
Добрый день, ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке и желаю вам успешной работы. Устраивайтесь удобнее, и начнем наш урок. Готовы ли вы сегодня к уроку?
Хотели бы получить хорошую оценку?
Готовы работать устно?
Готовы работать письменно?
— У кого при подготовке домашнего задания возникли какие-то вопросы или затруднения?
Проверяет знания по теме: «Первая российская революция. Реформы политической системы»:
1.проверяет таблицу, выполненную учащимися дома: Основные политические партии и их программы.
2. Сейчас проверим ваши знания с помощью проверочного тестирования. Для выполнения работы отводится 6 минут. Внимательно читайте задания!
Учитель раздаёт распечатку тестов.
Учитель оценивает ответы учащихся по домашнему заданию и подводит учеников к изучению новой темы.
Беседа с учащимися класса.
— Назовите одну из главных причин первой русской революции.
— Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?
Слайд №1
Тема урока: «Аграрная реформа П.А. Столыпина».
— Далее учитель объявляет тему урока, вместе с учащимися формулирует образовательные цели урока и представляет план урока:
1.П.А.Столыпин
2.Программа реформ
3.Разрушение общины
4.Переселенческая политика
5.Первые результаты реформ. Развитие кооперации.
Слайды № №2 – 3 Цели и план урока
В ходе урока должны уяснить такие понятия как: отруб, хутор, кооперация
(Слайд №4 Новые понятия: отруб, хутор, кооперация)
На рубеже 19 – 20 веков быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.
-Какая из острых проблем стояла в России на данном этапе?
-Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?
Вывод: т.о. продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками.
Ситуация в стране, сложившаяся к тому времени, могла развиваться по трем направлениям
(Слайд №5 Альтернативы общественного развития России в 1906 г.)
Вопрос к классу: Какие существовали возможности дальнейшего развития России? Какая альтернатива представляется наиболее предпочтительной?
Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.
9 июня 1906 года Николай 2 манифестом распустил 1-ю Государственную Думу, обвинив ее в революции.
Одновременно царь назначает председателем Совета министров П.А.Столыпина. Имя этого человека вызывало и вызывает споры. Интересно, что Б.Н.Ельцин назвал 3-х великих реформаторов: Петра Великого, Александра Второго, Петра Столыпина.
Почему не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась его судьба? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой? Актуальна ли тема сегодня?
На эти вопросы постараемся поразмышлять после изучения данной темы.
24 августа 1906 г. была опубликована правительственная программа, состоящая из двух частей. Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы.
Кто же он – П.А. Столыпин?
— Что вы можете сказать о П.А.Столыпине как человеке и политическом деятеле?
Слайд № 6 Основные вехи биографии П.А. Столыпина
Для обуздания революции нужны были не только уступки и репрессии, но и социально-экономические реформы. Летом 1906 г. председателем Совета министров стал П.А.Столыпин. Выступая в Думе, он заявил: «Сначала успокоение, потом — реформы». В августе 1906 г. после взрыва его дачи, который иска лечил его младшую дочь, он подписал указ о военно-полевых судах. Разбирательство теперь длилось 48 часов, а приговор приводился в исполнение в течение суток. За 4 года было казнено 3825 человек.
Виселицу прозвали «столыпинским галстуком», а «теплушки»- «столыпинскими вагонами». Участие в революции крестьянства заставило премьера начать аграрную реформу. 24.08.1906 он опубликовал свою программу. Ставя задачу наведения порядка, документ объявлял о подготовке законов о вероисповедании, начальном образовании, местном самоуправлении, полицейской реформе, рабочем законодательстве, подоходном налоге. 24. августа 1906 года была опубликована правительственная программа. Программа представляла собой 2 этапа:
1.Успокоение страны.
2.Реформы.
Учитель предлагает классу поделиться на три группы
( зависит от количества учеников в классе).
Задание: структурировать сведения, оформив их кластером
Учитель раздает группам самостоятельные задания для работы с документами и учебником.
Работа в группах
1. Работа с историческим документом.
Задание 1 группе:
Перед вами на столах лежит документ. Это выдержки из речи Столыпина в государственной думе от 10 мая 1906 года.
Из речи П.А.Столыпина в Государственной Думе 10 мая 1907г.
« Я полагаю, что земля, которая распределялась бы между гражданами и отчуждалась бы у одних и передавалась бы другим, местным социал-демократическим присутственным местом, — что эта земля получила бы скоро те же свойства, как вода и воздух.…Вообще, стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена…. Все будет сравнено…. Нельзя человека ленивого приравнять к трудолюбивому….
… Национализация земли представляется правительству гибельною для страны….
Где же выход? ….
Правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым…
Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину… освободиться от тех… теперешних условий жизни.…Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих….
…Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма….
Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия! »
Задание:
1) узнайте, какую важнейшую задачу ставил перед собой П.А. Столыпин;
2) как осуществлял эту задачу? Учебник. С. 45.
Своей важнейшей задачей Столыпин считал:
1). подавление революционного движения и организаций, прибегающих к террору.
2). Были учреждены военно-полевые суды.
Только в 1906 г. к смертной казни были приговорены 1100 человек.
Учитель. Опыт работы Государственной Думы показал важность аграрного вопроса для России. Аграрные преобразования стали следующей главной задачей П.А. Столыпина.
Слайд №7 Цели аграрной реформы Столыпина
Задание 2 группе:
Опираясь на текст учебника стр.46-48 и документ « Из указа Правительствующему сенату 9 ноября 1906г».(стр. 47 учебника) определите основные пути решения крестьянского вопроса.
Слайд №8 Содержание аграрной реформы (схема)
Задание 3 группе:
Прочитать п. 4 &6 «Переселенческая политика» и ответить на вопросы:
— какую проблему хотел решить Столыпин путем переселения?
— каковы плюсы и минусы переселенческой политики?
Работа по карте
— Обратимся к карте. Где особо остро стоял вопрос с землей?
— Как вы думаете, куда могли переселиться крестьяне?
Слайд №9 Плюсы и минусы переселенческой политики
Самостоятельная работа с учебником:
Ознакомьтесь с П.5 &6 и попробуйте сформулировать свою точку зрения:
— Какое значение имела реформа Столыпина для развития России?
— Достиг ли Столыпин своей цели?
Слайд № 10 Значение Столыпинской реформы
Контроль и самопроверка знаний
— Итак, пришла пора подвести итоги
— Итак, ребята, как звучала тема сегодняшнего урока?
— Какой же была его цель?
Вывод: таким образом, столыпинский план реформ был программой модернизации России. Главное внимание он уделял аграрной реформе, целью которой было разрушение общины и формирование в деревне класса собственников.
1 варианту – назовите положительные результаты реформы;
2 варианту – назовите отрицательные результаты.
Слайд№ 11 Результаты реформы (положительные и отрицательные)
Рефлексия деятельности на уроке:
Какие уроки столыпинской реформы можно применить оценивая успешность реформы российского образования?
Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
Слайд№ 12 Шкала оценивания
Шкала оценивания
«+», участвовал в работе – 1 балл;
«0», не участвовал в работе — 0 баллов;
«-», мешал работе – минус 1 балл
Слайд № 13 Критерии оценивания
Слайд № 14 Домашнее задание
Домашнее задание: &6, стр.50.
Работа над вопросами:
« Итоги аграрной реформы»,
составление синквейна по теме « П.А. Столыпин – человек и политик».
Слайд № 15 Правила написания синквейна
Учитель выставляет оценки за работу на уроке.
Настраиваются на урок. Дежурные проверяют наличие у учащихся учебных принадлежностей.
Учащиеся отвечают на вопросы..
Решают тест
Проверяют тест самостоятельно
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают новые термины в тетрадь.
Учащиеся отвечают.
(малоземелье крестьян, мечта «черного передела» земли).
(община, отрезки, выкупные платежи…)
Отвечают на вопросы учителя
По мере ответов учащихся на доске появляется следующая схема.
Зачерчивают схему в тетрадь:
Альтернативы общественного развития
России в 1906 году.
трансформация
революции снизу
дальнейшее наступление в продолжение контрреволюции революцию
революции сверху
(разрешение
поставленных
перед
страной задач путем реформ).
— Рассматриваются все точки зрения учащихся.
2.Сообщение учащегося:
Рассказ учащегося. Домашняя подготовка.
Историческая справка-биография П.А. Столыпина.
Генеалогия Столыпиных прослеживается с 16 века с Григория Столыпина. Все его предки были дворянами, несли военную и гражданскую службу на пользу Отечеству.
Петр Аркадьевич Столыпин родился в 1862 году в подмосковном имении Середниково. Он был сыном героя обороны Севастополя в 1854-55 годах, генерал-адъютанта А.Д. Столыпина и княжны Горчаковой. Он закончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, рано и, стал служить в статистическом управлении министерства земледелия.
Столыпины переезжают в свое имение Колноберже неподалеку от Ковно. Молодой помещик избирается уездным предводителем дворянства, начинается совсем иная жизнь.
1899 год – уездный, затем губернский предводитель ковенского дворянства.1902 — губернатор Гродненской губернии, февраль 1903 – апрель1906 – губернатор саратовской губернии. 26 апреля 1906 года назначен министром внутренних дел, а через два месяца возглавил правительство. В отличие от многих членов правительства, он часто посещал заседания 1 Государственной Думы, выступал там по многим вопросам. Его гражданскую позицию выражала формула:
« успокоение и реформы».
Первой группе учащихся прочитать п. 3 &8 «П.А. Столыпин: «Успокоение и реформы» и документ «Об учреждении военно-полевых судов» 19 августа 1906г.
Выступления представителей групп.
Ответы 1 группы:
Своей важнейшей задачей Столыпин считал:
1). подавление революционного движения и организаций, прибегающих к террору.
2). Были учреждены военно-полевые суды.
Только в 1906 г. к смертной казни были приговорены 1100 человек.
Отмечают в тетрадях основные моменты.
Второй группе прочитать п.3&6 «Разрушение общины» и документ « Из указа Правительствующему сенату 9 ноября 1906г».(стр. 47 учебника)
Выступления представителей групп.
Выписывают пути решения крестьянского вопроса.
Ответы 2 группы:
«Пути решения аграрного вопроса»
— 9 ноября 1906 г., 14 июня 1910 г. и 29 мая 1911 г. издаются указы и законы, суть которых сводилась к следующему: каждый крестьянин мог, объявить частной собственностью надел земли, находящийся в пользовании.
Любой крестьянин, закрепивший землю в частную собственность, мог потребовать соединить все его разбросанные полосы в один участок (отруб). Если на участок перенести усадьбу, то возникает хутор. Хутора фактически, уничтожали деревню.
Работа с тетрадью (запись )
Отруб – участок земли, получаемый в одном месте крестьянином, выходящим из общины. Крестьянин, получивший отруб, оставался жить в деревне.
Хутор – обособленное крестьянское хозяйство, окончательно порвавшее с общиной все связи.
Выступления представителей групп.
Ответы 3 группы:
Плюсы: переселенческая политика предусматривала бесплатное наделение малоземельных крестьян землей в Сибири, Средней Азии, Казахстане. Переселенцам предоставлялись льготы: беспроцентные денежные ссуды, частичная оплата переезда, отменялись все недоимки, мужчины освобождались от воинской повинности.
Минусы: переселенческое ведомство плохо подготовилось к перевозке и устройству на новых местах огромной массы людей,
суровые климатические условия , неумение приспособиться к новым, непривычным способам хозяйствования и другие факторы вынудили около 0,5 млн. крестьян (около 17%) вернуться в Европейскую Россию.
Отвечают на вопросы,
работают с картой.
(центральные, черноземные районы)
— (За Урал)
Выводы:
Учащиеся ведут обсуждение, в ходе обсуждения составляют кластер. Одновременно идет закрепление и повторение материала.
Реформы Столыпина.
5
1 2
3 4 5
Меры по наведению порядка в России.
*Успокоение страны при помощи чрезвычайных мер;
*объявление в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов.
2. Основная цель:
* отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель
3. Социальный смысл:
*создать широкий слой мелких буржуазных собственников.
Ответы учащихся.
Рассматриваются все точки зрения учащихся.
Примерный ответ:
Причины неудач:
У Столыпина не было достаточно надежной политической опоры в обществе.
Идеализация хуторов и отрубов.
Недостаточное финансирование.
Ограниченность во времени
Выполняют зарядку под музыку.
Отвечают на вопросы
Делают выводы
Ребята называют результаты реформ, закрепляют в тетрадях.
Ученики оценивают свою деятельность на уроке по шкале оценивания
Записывают домашнее задание в дневник, вопрос и тему синквейна – в тетрадь.
Подают дневники учителю для выставления оценок за урок.
Приложение
Тестирование
Вариант №1
1. Первая Государственная Дума начала свою работу:
а) 9 января 1905г;
б) 17 октября 1905г;
в) 27 апреля 1906г.
2. В России избирательных прав были лишены:
а) женщины;
б) молодежь до 25лет;
в) рабочие крупных промышленных предприятий;
г) военнослужащие;
д) чиновники.
3. В первой Государственной Думе самой многочисленной была фракция:
а) трудовиков;
б) монархистов;
в) кадетов.
4. Вторая Государственная Дума работала с :
а) 20 февраля по 2 июня 1907г.;
б) 9 ноября 1906г. по 1 сентября 1911г.;
в) 3 июня 1907г. по 9 июня 1912г.
5. Вторая Государственная Дума была названа «красной», потому, что:
а) в её работе принимали участие представители всех крупных революционных партий;
б) она приняла закон о частичном отчуждении помещичьих земель;
в) она заседала в Красном зале Таврического дворца
Вариант №2
1. Закон о выборах в первую Государственную Думу был принят:
а) 17 октября 1905г.;
б) 11 декабря 1905г.;
в) 20 февраля 1906г.
2. 20 февраля 1906г. был опубликован указ Николая второго о преобразовании Государственного Совета. Отныне этот орган:
а) являлся верхней законодательной палатой;
б) осуществлял контроль за деятельностью Государственной Думы;
в) контролировал исполнение решений Государственной Думы.
3. Первая Государственная Дума работала с :
а) 17 октября по 11 декабря 1905г.;
б) 27 апреля по 8 июня 1906г.;
в) 20 февраля 1906г. по 3 июня 1907г.
4. Выборы в первую Государственную Думу бойкотировали :
а) социал-демократы;
б) эсеры;
в) монархисты .
5. События, связанные с роспуском второй Государственной Думы и публикацией нового избирательного закона 3 июня 1907г., явились государственным переворотом, потому что
а) Дума была разогнана при помощи армии;
б) император не имел права распускать Думу;
в) император не имел права изменять избирательный закон без согласия Думы.
infourok.ru
Урок по теме «Реформы П.А.Столыпина» 9 класс
Тема урока: Реформы П.А.Столыпина и их итоги.
Цель урока: формировать представление об аграрной реформе П.А.Столыпина;
Познакомить с его биографией и деятельностью на посту Председателя Совета Министров, проведенных им реформах по разрушению крестьянской общины и наделению крестьян землёй, проводимой П.А.Столыпиным переселенческой политике; осветить вопросы экономического, политического и социального положения в обществе в начале первой мировой войны.
Развивать навык работы с книгой, умение находить нужную информацию, развивать речь, память, мышление;
Воспитывать чувства патриотизма, трудолюбия.
Ход урока:
1).3).8).9).
2. Мирное шествие рабочих и членов их семей к Зимнему дворцу в Петербурге получило название ………….. …………….и произошло …….. ……………. 19…..года.
Кровавое воскресение, 9 января 1905 г.
3.Первая русская революция в Российской империи произошла в:1).1905-1907гг.2).1914-1917гг.3)1917-1918гг.
1)
4.Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка был подписан …. ………………. 19…….года императором ………….
17 октября 1905 г. Императором Николаем II.
5.Государственная Дума в Российской империи начинает функционировать с : 1).1904 г.2).1906г.3)1917г.
2).
Проверка тестов по шаблону «Проверь одноклассника»
II.Актуализация знаний.
В 1906 году начинает работу Государственная Дума и начинает свою деятельность последний государственный деятель Российской империи, бесстрашный, преданный России патриот Петр Аркадьевич Столыпин. Именно он обращается к III Государственной Думе(1907 год) со словами, которые остались в истории: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»
-Человек каких политических взглядов мог с такими словами обратиться к депутатам Думы?(монархист к либералам и социалистам)
— какой вопрос депутаты считали главным в деятельности 1 и 2 Думы? (земельный вопрос)
-С 1906 года П.А. Столыпин принял приказ императора и занимает пост Председателя Совета Министров.
-Какую ветвь власти он возглавил? (исполнительную). Столыпин был ярым сторонником монархии, но он – человек неподкупный, строгий, государственный деятель – понимал, чтобы монархия уцелела- нужны преобразования. Первый и наиважнейший вопрос который необходимо было решить – это земельный вопрос.
-Как предлагали решить этот вопрос депутаты 1 и 2 Государственной Думы? (отобрать землю у помещиков и разделить её между крестьянами)
Либералы – кадеты Милюков П.Н.
Октябристы А.И.Гучков
Революц.-демокр.:эсэры В.М.Чернов, РСДРП В.И.Ленин (фракция меньшевиков Мартов Л, Г.В.Плеханов)
III.Изучение нового материала.
Одной из важнейших задач в преобразованиях Столыпин видел в подавлении революционного движения в стране.
-Работаем с документом на стр.40, текст учебника с.35. Почему Столыпин вводит военно-полевые суды? Чем военно-полевой суд отличался от судов общей юрисдикции? Вспомните принципы деятельности суда (презумпция невиновности, состязательность процесса). Дополнительные вопросы: что здесь сказано о нем как о государственном деятеле?
Предположите, как общество отнеслось к созданию военно-полевых судов?(кадр 5 презентации, Толстой Л.Н. отрицательно относился к военно-полевым судам, считая, что нельзя убийствами отвечать на убийства)
-В 1906 году изданы указы, направленные на преобразования в аграрном секторе. Проследим по книге, на что были направлены указы?, стр.35; (называют указ и комментируют, на что был направлен):
Крестьянскому банку передавалась часть государственных земель , банк получил право скупать земли разорившихся помещиков и этими землями наделялись крестьяне, желавшие работать на земле;
следующий указ уравнял крестьян в правах с другими сословиями;
9 ноября 1906 года был издан указ, разрешавший крестьянам свободный выход из общины и отменивший выкупные платежи за землю (по реформе 1861 года).
— кадры 5, 6, 7.
-Зачем понадобилась создавать отруба и хутора? (разрушение крестьянской общины, создание частных капиталистических хозяйств, получивших право выхода из общины. Как вы считаете, крестьяне с одобрением отнеслись к этим процессам?(ответы)
— Кроме всего, реформа предусматривала и другой способ наделения крестьян землей. Что это за способ, выясните на стр. 36 учебника. (переселение крестьян за счёт государства на свободные земли в Сибирь , Казахстан, Азию).кадр 10 презентации. Посмотрите на иллюстрацию в учебнике, на презентации, какие крестьянские семьи решились на переезд, можно догадываться?(ответы)
Судя по одежде на иллюстрации (в презентации)крестьяне –зажиточные, состоятельные, желающие заниматься хозяйством на больших наделах земли, именно они создают артели по производству масла, молока и дают государству прибыли больше, чем все золотодобытчики Сибири. Были и слабые крестьянские семьи, на переселение их толкала нужда, надежда на то, что разбогатеют, встанут на ноги(иллюстрация в учебнике и картина Сергея Иванова «Смерть переселенца».
-Предположите, как различные политические силы восприняли реформы Столыпина?
Монархисты –это разрушает устои общества;
Либералы – реформы недостаточны, малоэффективны;
Демократы- противоречащей большинству селян;
Крестьяне-не принимали частную собственность на землю, разорялись, бунтовали.
-подведем итоги. Кадры 9,10, 11, 12.
-Какой была Россия после реформ Столыпина и накануне 1 мировой войны, выясним, отвечая на вопросы рабочих листов.
-Самостоятельная работа с учебником по рабочим листам по пункту «Россия накануне 1 мировой войны».
-существуют различные мнения на положение России перед 1 мировой войной и революцией: мнение одних – Россия была на подъёме и не нужно было ничего менять; мнение других – государство не справлялось со своими функциями и перемены были необходимы.
Рабочий лист (отдельное задание для группы)
Приведите примеры успешного экономического развития российской империи накануне первой мировой войны;
Производство хлебе на душу населения увеличилось, экспорт вырос на 30%; выросли закупки крестьянами с/х машин; рост промышленного производства ;новые отрасли промышленности – электротехническая и химическая; Россия на 50% удовлетворяла свои потребности в станках и пром.оборудов.
Какие проблемы обострились в стране к 1914 году?
Рост населения страны (130млн.-165 млн.), проблема безработицы; подъем рабочего движения; выделение в либеральном движении прогрессивной партии Рябушинского и острая критика самодержавия.
Какие изменения произошли в расстановке политических сил в Российской империи?
Либеральное движение: Прогрессивный блок; углубились разногласия между «большевиками» и «меньшевиками»
Что послужило толчком к новым массовым протестам?
Расстрел мирной манифестации рабочих на Ленских приисках в 1912 году, требовавших улучшения условий жизни.
Сделаем вывод: несмотря на начало деятельности Государственной Думы, реформы П.А.Столыпина, стабильное экономическое развитие страны противоречия в обществе еще более углубились, необходимы были реформы, порядок, грамотное управление.
4.Закрепление материала.
-Какие реформы Столыпина можно отнести к репрессивным, а какие -к прогрессивным?
-Почему реформы Столыпина вызвали недовольство не только среди представителей правящих кругов, но и среди крестьянства?
— Почему экономический подъем в стране сопровождался ростом социальных и политических проблем?
Военно-полевые суды; аграрная реформа.
Консерваторы –не отвечает национальным традициям и условиям России; октябристы и кадеты – недостаточные и неэффективные;
Соцдемократы и соц.револ. – реакционные и нацеленные против селян. Крестьяне – земля осталась у прежних хозяев.
Столыпин предлагал в 1907 году ввести законы о страховании рабочих,сделать общедоступным начальное образование, ввести закон о земствах, совершенствовать судебную систему, защитить интересы религиозных меньшинств. Под экономические преобразования не подводилась социальная база.
Д/з
Чит.с.34-40, отвечать на вопросы 3 и 5 стр.40; повт. определения и даты по 1-4 параграфам.
infourok.ru