Конкурс что нам осень принесла – . , — .
Сценарий «Что нам, Осень, принесла?»
«Что нам, Осень, принесла?»
Сценарий осеннего утренника
Н.В. Сало
МБОУ «Шарапская СОШ»
Дошкольное отделение,
воспитатель
Дети средней подгруппы вбегают под музыку в празднично оформленный зал. Прячутся под зонтики.
Исполняют танец с зонтами.
ВЕДУЩАЯ:
Вот художник, так художник!
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот?..
ДЕТИ (хором): Осень!
1. Дима Б.
Красные рябины,
Желтые березы
На ветру листвою
Весело шумят.
2. Ксюша К.
Как в ладошки хлопают
Золотые клены.
Радуется осени наш сад.
3. Даша Д.
Покраснела клюква
И брусника тоже.
Им румянит щечки
Осени рука.
4. Арсений Н.
Снова осень за окошком,
Дождик сыплется горошком,
Листья падают, шурша,
Как же осень хороша!
5. Вероника Г.
Листья золотом расшиты,
Тропки дождиком умыты,
В ярких шапочках грибы,
Всё нам, Осень, даришь ты!
6. Савелий Н.
Каждый листик золотой —
Маленькое солнышко —
Соберу в корзинку я,
Положу на донышко.
Песня «Осень наступила»
ВЕДУЩАЯ:
Только ветер налетел,
Сразу сделал много дел:
Тучки в небе разогнал,
Листья с дерева сорвал,
Закружил их высоко,
Разбросал их далеко.
Мы листочки соберем,
С ними танцевать пойдем!
Исполняется танец с листиками.
ВЕДУЩАЯ:
Ой, ребята, тише, тише!
Что-то странное я слышу.
Кто-то к нам сюда спешит .
Танец и выход овощей под песенку «Что нам осень принесла?»
Сценка «Спор овощей»
ВЕДУЩАЯ:
Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
Кто из них, овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всем полезней?
ВЕДУЩАЯ:
Выскочил горошек — ну и хвастунишка!
Горошек (весело): Матвей П.
Я такой хороший зелененький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу.
ВЕДУЩАЯ:
От обиды покраснев, свекла проворчала:
Свекла (важно): Ангелина К.
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай —
Лучше свеклы нету!
Капуста (перебивая): Вика К.
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи!
А какие вкусные
Пирожки капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.
Огурец (задорно): Даша П.
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
На зубах хрустит, хрустит…
Я могу вас угостить!
Морковь (кокетливо): Настя Ф.
Про меня рассказ не длинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку —
Будешь ты тогда, дружок, крепким,
Сильным, ловким!
ВЕДУЩАЯ:
Тут надулся помидор и промолвил строго:
Помидор: Ксюша С.
Не болтай, морковка, вздор.
Помолчи немного!
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный!
ВЕДУЩАЯ:
Витаминов много в нем.
Мы его охотно пьем!
Картошка: Юля К.
Я, картошка, так скромна,
Слова не сказала.
Но картошка всем нужна:
И большим, и малым.
Баклажан: Егор К.
Баклажанная икра так вкусна, полезна…
ВЕДУЩАЯ:
Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!
Слышен стук в дверь. Овощи в испуге приседают на пол.
Баклажан: Егор К.
Кто-то, кажется, стучится.
Входит Айболит.
Картошка: Юля К.
Это доктор Айболит!
Айболит: Ярослав С.
Ну, конечно, это я.
Что вы спорите, друзья?
Картошка: Юля К.
Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Айболит: Ярослав С.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно овощи любить
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее.
ВЕДУЩАЯ:
Все витаминами богаты
И, нужны вы всем ребятам!
Ребята, я совсем забыла,
сегодня ведь праздник осени.
Пышным сарафаном
Землю укрывая,
В гости к нам шагает
Осень золотая!
Под музыку в зал входит Осень, в руках несет корзину.
ОСЕНЬ:
Я всегда на праздник рада
Приходить к вам в детский сад.
Я люблю повеселиться,
Поиграть в кругу ребят.
Исполняется танец с малышами
ОСЕНЬ:
У меня в руках корзинка (показывает),
В ней осенние дары.
Все, чем только я богата.
Принесла для детворы.
Песня «Осень милая шурши»
ОСЕНЬ:
Принесла я овощи
С огородной грядки,
А вот чтобы их узнать,
Отгадай загадки.
Не шит, не кроен,
А весь в рубцах,
Семьдесят одежек,
И все без застежек.
(кочан капусты)
Сидит красна девица в темнице,
А коса на улице.
(морковь)
Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
(огурец)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.
(помидор)
На плетне зеленый крюк,
На крюке висит сундук.
В сундуке пять ребят
Смирно рядышком сидят.
Вдруг раскрылся сундук –
Все рассыпались вокруг.
(горох)
Красна, а не калина,
Горька, а не осина,
Кругла, а не лукошко,
Хвост есть, а не кошка.
(редиска)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст,
Подкопай немножко,
Под кустом лежит…
(картошка)
Бордовые, пузатые, как бочки,
Сидят поодиночке.
(свекла)
В зал влетает на метле Баба Яга с гусятами, поет на мелодию
«Веселые гуси».
Жили у Ягуси
Два веселых гуся,
Один хитрый,
Другой жадный,
Гуси мои, гуси!
Чешут гуси лапки,
Чувствуют подарки,
Один хитрый,
Другой жадный,
Гуси мои, гуси!
Заберите, гуси,
Корзинку для Ягуси!
Один хитрый,
Другой жадный,
Гуси мои, гуси!
Гусята забирают корзинку и убегают.
БАБА ЯГА:
Ох, красноклювые, молодцы!
ОСЕНЬ:
А что это за гости такие?
И угощенье наше забрали!
БАБА ЯГА:
Метла моя, гуси мои, корзинка тоже моя!
ОСЕНЬ:
Как это, твоя?
Это я для всех ребят принесла!
БАБА ЯГА:
Ну и что! У меня тоже два гусенка — ребятенка, голодные, кушать хотят!
ОСЕНЬ:
Баба Яга, давай угостим всех ребят.
И гусятам достанется!
БАБА ЯГА:
Еще чего! Раз на то пошло, то потешите меня играми веселыми, а то я в своем дремучем лесу совсем заскучала. Если играть весело будете, смотришь и корзиночку то, верну.
Предлагаю поиграть,
Овощи сортировать!
Игра-эстафета «Сортируем овощи».
Играют две команды по 4 человека. У каждой команды по корзине.
В противоположной стороне зала лежат два обруча, в центре которых перемешаны фрукты и овощи. Каждый ребенок по сигналу бежит к обручу, выбирает овощ, возвращается назад и бросает овощ в корзину своей команды.
БАБА ЯГА:
Дружные мы, или нет, это мы сейчас посмотрим.
Проводится игра-эстафета «Репка».
Участвуют две команды по 6 детей. Это — дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике «репка» — картинка с изображением репки. На пути к репке расположены препятствия (кегли). Игру начинает дед. По сигналу он бежит к «репке» змейкой, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают «репку» и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. Выигрывает та команда, которая
БАБА ЯГА: рассыпает в обруч овощи и фрукты (муляжи).
Раз, два, три —
Фрукты, овощи бери!
Игра «Кто скорее возьмет овощ или фрукт».
Под плясовую музыку дети пляшут, включая в танец знакомые движения русской пляски, с окончанием звучания каждый ребенок поднимает с пола один овощ или фрукт.
БАБА ЯГА
У кого в руках картошка,
Тот сейчас готовит ложку.
Эстафета «Кто быстрее сварит картошку»
Дети, которые подняли картошку, делятся на 2 команды. Каждый участник кладет свою картошку в ложку. На расстоянии 3—4 м от команд ставят две кастрюли. Игроки по очереди подбегают к кастрюле и опускают в нее картофелину с ложки, стараясь не уронить. Побеждает команда, первой выполнившая задание.
БАБА ЯГА
Я сирота-сиротинушка, в садик не ходила, а у вас так весело оказывается, петь, танцевать и играть вы все умеете.
Песня «Листик желтый»
БАБА ЯГА
Так уж и быть верну вам корзинку. Эй, красноклювые несите обратно корзинку!
ОСЕНЬ:
Вот в руках моя корзинка
В ней осенние дары
Вас я буду угощать
Праздник осени справлять!
(Осень раздает подарки).
ОСЕНЬ:
Вот и все, идти пора,
До свиданья, детвора!
(Под музыку Осень, и Баба Яга уходят)
infourok.ru
Презентация к уроку (младшая, средняя группа) по теме: Презентация конкурса «Что нам осень принесла»
Сценарий
Демонстрация презентации «Осень золотая» (слайды осенних пейзажей под музыкальное сопровождение)
Ведущий: Дорогие ребята, наши гости! Мы собрались сегодня на праздник — праздник Осени.
Долго трудились разноцветные краски,
Природа вышла красивой как в сказке!
Вся разноцветная- вот красота!
Вы посмотрите, какие цвета!
Вот художник, так художник!
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот?
Дети: Осень!
Ребёнок 1: Осень красит золотом
Рощи и леса,
Слышатся прощальные
Птичьи голоса.
Ребёнок 2: Алые и жёлтые
Ветер листья рвет,
Кружит, кружит в воздухе
Пёстрый хоровод.
Ребёнок 3: Солнышко лишь выглянет,
Спрячется опять.
Долго лето красное —
Будем вспоминать.
Ребенок4.
Если на деревьях листья пожелтели
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется
.
Входит Осень.(девочка)
Вы обо мне, а вот и я,
Привет осенний вам друзья!
Не виделись мы целый год!
За летом следом мой черед!
Вы рады встретиться со мною?
Дети: Да!
Ведущий: Милая, Осень, конечно, мы рады встречи с тобой. И готовились к твоему приходу.
Ребенок
Садик свой украсим листьями кленовыми
Гроздьями рябины, шишками еловыми
Здравствуй, наша Осень! К встрече мы готовы:
Разучили песенку, знаем танец новый.
Песня детей старшей группы «Что нам осень принесла?»
Ребенок
Осень по тропинке,
С дождиком шагает,
Клены и рябинки
Тихо раздевает.
Песня детей младшей группы «Тише, тише, тишина..»
Ведущая :
Пока мы песни пели, да стихи читали
По небу тучки набежали
Хмурая погода и дождик на дворе.
Стало очень холодно в ноябре.
Танец с зонтиками ст.гр
Выходит бабушка: Здравствуйте. Кто тут песни поет и танцует?
Ведущая: Здравствуйте, бабушка. Это мы поем и танцуем, осени радуемся.
Бабушка: И я осени рада. Выросли в моем огороде замечательные овощи. Хотите узнать, урожай каких овощей особенно хорош в этом году?
Дети: да!
(Под музыку, по одному, оббегая круг, выстраиваются дети ,на голове шапочки овощей)
Бабушка загадывает загадки:
В золотистой шелухе, Сто одёжек и све без застежек
Очень нравится он мне. (Капуста)
Стоит счистить шелуху,
Слезы проливать начну. (Лук).
Без окон, без дверей полна горница людей. (огурец)
Кругла, рассыпчата, бела, В огороде — желтый мяч,
На стол она с полей пришла. Только не бежит он вскачь,
Ты посоли ее немножко, Он как полная луна,
Ведь, правда, вкусная… (Картошка). Вкусные в нем семена. (Тыква)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Ведущая: Много овощей выросло на бабушкином огороде. Надо бы помочь ей убрать с огорода картошку и лук. (4 ребенка, двое держат мешки, другие по сигналу из обруча носят картошку один ребенок, лук другой) (Морковь осталась в обруче.)
Ведущая: Осталось убрать вкусную, сочную и полезную морковь. А помогут бабушке наши зайчики.
Танец мл.гр. «Зайчики»
Бабушка: Ой, спасибо, вам помогли мне собрать урожай. Вы настоящие помощники.
Ведущая: А наши малыши и стихи об осени знают.
Стихи детей:
Наступила осень
Пожелтел наш сад
Листья на березе
Золотом горят
Дарит осень чудеса, Не слыхать веселых песен соловья
Да еще какие! Улетели птицы в дальние края
Нарядились все леса
В шапки золотые
Ведущая: Осенью на улице пасмурно и часто идет дождь, но нам в детском саду все равно живется очень весело. Правда, ребята? Давайте поиграем в игру «Если весело живется..»
Музыкальная игра со старшей группой «Если весело живется..»
Ведущая: Много на дорожках листьев золотых
Мы букет хороший сделаем из них
Мы букет поставим по среди стола
Осень золотая в гости к нам пришла
Помогите, дети ,собрать красивый осенний букет.
Игра с детьми мл. группы «Осенний букет»
Ведущая: Ай, да букет получился!! Но и старшая группа не останется без дела. Игра «Собери каштаны» (Кто больше наберет каштанов в корзину, за определенно время)
Ведущая: Осенью готовятся к зиме не только люди, но и животные. К нам в гости пришла белочка, она собрала целую корзину грибов. Теперь нужно повесить их на ниточку, что бы сушились на зиму. Ну-ка, помогите, малыши.
(игра с прищепками)
Белочка: Спасибо вам ребята, за помощь. За это я угощу вас вкусными грибочками.
Ведущая: Что же нам осень подарила?
— Это и осенние букеты, красные грозди рябины, пеструю листву, овощи, фрукты, всевозможные семена….
Подведем итоги конкурса «Что нам осень принесла?». Работы представленные на конкурс все интересны и своеобразны. (демонстрация слайдов с представленными работами и объявление победителей)
nsportal.ru
Внеклассное мероприятие «Что нам осень принесла»
«Что нам осень принесла?». Время года – осень.
ЦЕЛИ: расширять представление детей о характерных признаках осени; познакомить учащихся с многообразием и пользой овощных культур; развивать способность наблюдать и видеть ее красоту; воспитывать любознательность и бережное отношение к родной природе.
Ход занятия.
1. Орг. момент
2 Беседа
— Огромны просторы нашей Родины. Богата и разнообразна её природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок и чудес. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашей школы. Природа хороша во все времена года! В нашей полосе, где мы с вами живём, времена года выражены очень ярко. Каждое время года по-своему наряжает луга, леса, поля. В какое из этих времён отправимся мы?
Вот художник, так художник
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краски ливнем,
Чтобы вышло разноцветным,
Но совсем не так как летом.
Отгадать загадку просим :
Кто художник этот? (Осень)
— А какие приметы осени вы можете назвать?
Листьям время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – блуждать в тумане,
Ветру — в трубах завывать.
Солнцу – стынуть, тучам литься,
А ребятам всем учиться.
— Раскодируйте слово и вы узнаете ещё одну примету осени.
21 18 16 8 1 11 (Урожай)
— Сейчас мы тоже будем собирать урожай.
(Дети отгадываю загадки и читают сообщения).
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)
Морковь красна потому что в ней содержится вещество под названием «каротин». Когда ты съешь морковку, внутри тебя, в твоём теле, каротин превращается в витамин А. Это витамин роста. Он нужен ребятам, телятам, цыплятам – всем, кто должен расти.
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
Ещё в глубокой древности люди догадались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он ещё и целебен. Если человек две-три минуты пожуёт лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты. Учёные доказали, что летучие вещества, которыми лук защищает своих деток, могут защищать и здоровье человека. Недаром русский народ сложил поговорку: «Лук – от семи недуг».
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
Нам всем хорошо известно, что яблоки полезны для нашего здоровья. Они снижают уровень холестерина в крови, способствует нормализации пищеварения. Кроме того они укрепляют иммунную систему и препятствуют старению.
Нужнее всех из овощей,
Для винегретов и борщей.
Из урожая нового
Красавица лиловая. (Свёкла)
В корнеплодах свёклы содержатся белки, жиры, клетчатка, витамины В и С. Обнаружен в свёкле и витамин У, способствующий заживлению язв желудка, а ещё в свёкле имеются вещества тормозящие развитие злокачественных опухолей.
Только снег сойдёт весной,
Ты киваешь головой!
Первой зелени подружка –
Раскудрявая …… (Петрушка)
Петрушку завезли в Россию еще в 17 веке из стран Средиземноморья. Благодаря своим многочисленным целебным свойствам и прекрасному косметическому эффекту, она быстро получила широкое распространение в стране и в настоящее время пользуется большой популярностью не только среди приверженцев здорового питания. Петрушка содержит много полезных веществ. Сок из корнеплодов петрушки обладает жаропонижающим свойством. Также она используется в косметических целях.
Он похож на огурец
И такой же молодец!
Греет солнцем свой бочок
Сочный, вкусный ….. (Кабачок)
Кабачки не только вкусны, но и удивительно полезны для здоровья. Этот замечательный овощ может не просто похвастаться огромным количеством своих полезных свойств, но и достойно проявить их на практике. Ведь с какого ракурса не рассматривать кабачок, его качества просто поражают.
Кабачок — настоящий кладезь очень важных для организма микроэлементов. Калий, кальций, железо, магний — вот что дарит кабачок. А они, как известно, так необходимы и сердцу, и мозгу, и мышцам, и печени.
Кабачок умеет позаботиться о красоте и здоровье кожи и волос. Кабачок одновременно предохраняет кожу от преждевременного старения, улучшает микроциркуляцию кровеносных сосудов кожи, создаёт превосходную защиту от ультрафиолетовых лучей, доказано также и то, что кабачок заставляет волосы оказывать сопротивление появляющейся седине. Таким образом, кабачок — это не просто овощ, а овощ, умеющий заботиться о здоровье.
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный ….. (Баклажан)
Баклажаны обладают высокой пищевой ценностью. В них содержатся различные сахара, из минеральных веществ преобладает калий, который очень полезен для организма. Баклажаны улучшают работу сердца, нормализует водный обмен в организме. Рекомендуются для лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Лоскуток на лоскутке –
Зелёные заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке. (Капуста)
Посмотрите на кочан. На что он похож? На голову. По- латыни голова называется «капут». Отсюда и произошло слово капуста.
С давних пор белокочанная капуста – народная любимица. В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой. Которую можно заквасить и запасти впрок. Отсюда и поговорки: «Щи да каша – пища наша», «Где щи, там нас ищи».
А ведь родина капусты – берега Средиземного моря. Почему же иностранка прижилась как своя на чужой земле?
Корни подают из земли воду растению, листья её тратят. В кочане их множество, тесно прижатых друг к другу. За сутки из них улетучивается полведра воды.
На юге, где жарко и сухо, капусте не уродиться. Зато привольно ей на русской равнине, где летом и осенью идут дожди, да и холода она не боится.
Неказиста, шишковата.
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
Каждый знает сказку «Вершки и корешки» — о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы корешки. Медведь оказался в проигрыше потому, что не знал, у какого растения какая часть идёт в пищу. Но и люди не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.
В Европе о ней впервые узнали четыреста леи назад от испанских моряков, побывавших в Южной Америке. Вернувшись домой, моряки рассказывали, что жители тех мест – индейцы выращивают удивительные «земляные яблоки». Если их испечь, они становятся мягкими и вкусными. В доказательство моряки показывали тёмно-серые клубни.
Слух о чудесных клубнях разнёсся по всей Испании, а потом и по соседним странам. Но не везде новинка пришлась по вкусу. Кое-где пытались есть клубни в сыром виде и после этого ни за что не хотели сажать картофель.
Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды – небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. И отравлялись, потому что эти плоды ядовиты. Пошла недобрая слава о новом растении.
В России тоже не сразу оценили картофель. Царские чиновники, вместо того чтобы разъяснить людям, как выращивать новое растение, действовали лишь приказом «Сажать картофель! А не то накажем!»
Крестьяне отказывались выполнять распоряжение властей. Начались «картофельные бунты». Но были в России замечательные агрономы, которые разъяснили населению полезность нового растения, богатого крахмалом.
Постепенно в нашей стране все поняли огромную пользу нового растения. Тогда и родились в народе пословицы: «Картофель – хлебу подспорье».
3. Викторина
1 Какое растение применяют от семи недуг?
А) Яблоко Б) Свёкла В) Лук
2 В каком растении содержится каротин?
А) Морковь Б) Капуста В) Чеснок
3 Из какой страны привезли картофель?
А) Африка Б) Южная Америка В) Испания
4) Какое растение поможет справиться с болью в горле?
А) Капуста Б) Лимон В) Огурец
5) Какое растение нужно для приготовления винегретов и борщей?
А) Яблоко Б) Чеснок В) Свёкла
4. Работа с пословицами
— Существует большое количество народных пословиц, поговорок и крылатых выражений об овощах. Давайте попробуем объяснить, что они обозначают?
Голова садовая ( несообразительный, разиня)
Проще пареной репы ( очень просто)
Сердце с перцем ( злой человек)
— Напомните, какие пословицы составили люди о картофеле, капусте и других растениях.
— В какой пословице упоминается готовое блюдо?
— Но не только щи можно приготовить из картофеля и капусты. Сейчас посмотрим, кто сможет назвать больше блюд из этих растений.
5. Конкурсы
КОНКУРС «КУЛИНАРЫ».
(Классы пишут названия блюд, побеждает класс, назвавший большее количество)
КОНКУРС «АГРОНОМЫ».
— Пока вы готовили у нас на огороде, выросли странные растения: капудор, бакларец, яблосвек, моркоред, петрук. Расшифруйте названия растений.
КОНКУРС «УГАДАЙКА».
— В чашке лежат кусочки разных овощей и фруктов. Ребёнку завязывают глаза и он по вкусу должен определить, что это.
6. Рисование овощей.
7. Итог занятия
— Давайте ещё раз вспомним всё, что нам осень принесла.
infourok.ru
Проект «Что нам осень принесла»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 комбинированного вида
ПРОЕКТ
«Что нам осень принесла»
(старшая группа компенсирующей направленности
для детей с нарушением речи)
Разработчики проекта: воспитатель Потапова Е.В.
учитель-логопед, Куликова М.И.
Богданович 2017
Проект: «Что нам осень принесла?»
в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи
Технологическая карта проекта
Научить детей наблюдать за природой и делать выводы из своих наблюдений.
Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
Задачи
• Развивать познавательную активность детей в процессе расширения представлений детей об осени, овощах, фруктах, хлебе.• Учить замечать приметы осени, отображать полученные знания в художественно – творческой деятельности.
• Совершенствовать диалогическую речь при пересказе сказки, используя в речи простые предложения.
•Познакомить с профессиями – овощевод, садовод, тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь.
•Воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам, овощеводам, садоводам), бережное отношение к хлебу, к природе.
•Развивать творческое воображение, фантазию детей путем изображения сказочных овощей, осени в костюмах.
•Воспитывать у детей любознательность, эстетические чувства.
•Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе, знания о временах года, последовательности месяцев в году.
Тематический план работы с детьми
Познавательное развитие: «День Знаний», «Ранняя осень», «Овощи», «Фрукты», «Слава хлебу на столе».Конструирование: из природного материала ( Лесовичок)
Речевое развитие: составление описательных рассказов об овощах и фруктах. Пересказ сказки «Репка» с элементами драматизации.
Художественное творчество:
Рисование: «Холодный день», «Теплый день», «Осеннее дерево под ветром и дождем».
Лепка: «Морковный лес» «Витаминная корзина». Коллективная работа «Осеннее дерево» пластилинография.
Аппликация: « Корзинка с овощами»
Беседы
«Осенняя прогулка»
«Краски осени»
«Осень в лесу»
«Подарки осени»
«Зачем собирают урожай и пересаживают растения?»
«Почему нельзя употреблять немытые овощи и фрукты?
«Путешествие колоска»
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Назови ласково» (образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
«Чего не стало?»
«Подскажи словечко»
«Скажи наоборот»
«Четвертый лишний»
«Один – много» (образование множественного числа сущ. в родительном падеже)
«Скажи со словом «осенний»
«Лето или осень?» (игра с мячом)
«Назови, какая погода» (образование качественных прилагательных)
«Съедобно – несъедобно» (с мячом)
«Поезд полезных продуктов»
«Волшебный мешочек» (развивать умение определять овощи и фрукты на ощупь)
«Вершки и корешки»
«Отгадай по описанию» (овощи, фрукты)
«Собери картинку»
«Цепочка слов» (подбор слов к предметам)
Игры с мячом на систематизацию предметов по цвету, форме, размеру, по вкусу, на ощупь.
Сюжетно ролевые игры: «Путешествие в лес»; Магазин «Овощи и фрукты», «Ярмарка»; «Мы – хлеборобы»; «Семья – летние заготовки»
Пальчиковые игры » Садовник», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Компот», «Тесто»
Драматизация народной сказки «Репка»
Наблюдение
Наблюдение за осенними явлениями
Наблюдение за осенним дождем. Сравнение его с летним дождем.
Наблюдение за паутиной, за улетающими перелетными птицами
Наблюдения за продолжительностью светового дня
«Почему исчезли насекомые?»
Наблюдение за деревьями на участке детского сада
Экскурсия в парк
Наблюдение за приготовлением родителями различных блюд из овощей и фруктов
Наблюдение дома за приготовлением мамой, бабушкой теста и выпечки пирога, печенья
Трудовая деятельность
Помощь воспитателю в подготовке клумбы и группового участка к зиме
Участие в приготовлении блюд из овощей и фруктов дома с родителями, выпечки х/б изделий
Сбор веточек и составление из них геометрических фигур
Составление узора из опавших листьев на асфальте
Сбор листьев для коллажа и гербария
Совместно с родителями изготовление поделки из овощей и природного материала
Музыка
Разучивание песни «Ах, какая осень»
Слушание «Звуки леса»
Танец с зонтиками (девочки)
Сценка «Урожай»
Музыкальные игры: «Лесовичок и листики», «Горошина», Что ты осень принесла?», «Собираем урожай»
Чтение художественной литературы
Чтение: К.Бальмонта «Сентябрь», К.Ушинский «Осень»
И. Соколов — Микитов «Листопадничек»,
«Этажи леса», В.Приходько «Дом зерна», А. Мусатова «Как хлеб на стол пришел», Я. Аким «Хлеб».
Чтение рассказов: М. Пришвина «Лисичкин хлеб», Коркин B. Что растет на нашей грядке? Трутнева E. Урожай, урожай! В.Сутеев «Мешок яблок»
К. Ушинский «История одной яблоньки», Толстой Л. Косточка, Рассказ Н.Носова «Огурцы»
Рассказывание сказок «Вершки и корешки», «Мужик и медведь».
Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций. Муляжей, натуральных овощей (фруктов), хлебобулочных изделий, грибов.
Сравнение овощей /фруктов/(по форме, размеру, длине, вкусу).
Разучивание пословиц и поговорок о хлебе.
Загадки о фруктах и овощах.
Разучивание примет и поговорок об осени.
Физическая культура
Подвижные игры:
«Собираем урожай», «У медведя во бору»
Работа с родителями:
1. Выставка поделок «Веселые овощи».
2. Участие в конкурсе детских рисунков «Я и осень».
3. Оформление стенда для родителей «Осень явилась в гости к нам».
4. Сбор природного материала.
5. Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме.
6. Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пословиц по теме.
7.Рекомендовать экскурсию с детьми на огород, в сад, лес. Рекомендации по организации экскурсии в хлебный магазин.
8. Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению детских костюмов, декораций для зала.
9. Консультации «О полезных веществах в хлебе», «Витамины в саду и на грядке», «Одежда детей для прогулок осенью».
10. Ширмы «Дидактические игры по теме «Хлеб – наше богатство», «Магия овощей», «Здравствуй, осень».
Картотеки «Овощи, фрукты и ягоды».
11. Слушание произведений русских и зарубежных композиторов об осени.
Рекомендации по рассматриванию картин русских и зарубежных художников об осени.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Дети знают и называют:
— большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
— осенние приметы и явления:
— пословицы, поговорки об осени;
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно – речевую, музыкально – игровую. Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.
infourok.ru
Проект «Что нам осень принесла?»
Проект
«Что нам осень принесла »
в подготовительной группе
Технологическая карта проекта
СодержаниеПояснение
Название проекта
«Что нам осень принесла …»
Тип проекта
Педагогический
Вид
Познавательный, творческий, игровой, групповой, краткосрочный
Образовательная область
Познание
Организатор
Воспитатель
Участники проекта
Педагог, дети, родители
Целевая группа
Воспитанники подготовительной группы
Сроки реализации
С 2.09.14 – 30.09.14гг.
Основания для разработки
проекта
В последнее время остро стоит вопрос экологии окружающей среды, поэтому на занятиях с детьми дошкольного возраста необходимо прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. Чтобы любить природу, ее надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями, происходящими в природе. В процессе познания природы не только формируются и развиваются эстетические
чувства и вкусы, но и чувство ответственности за свои поступки. Если ребенок научится наблюдать за природой, то он научится и ценить окружающий его мир. В связи с этим, главная задача педагога – учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений.
Постановка проблемы: Какой бывает осень? Как деревья готовятся к зиме? Что она нам
приносит?
Цель проекта
Совершенствовать экологическую культуру дошкольников.Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
Задачи
Развивать познавательную активность детей в процессе расширения представлений детей об осени, овощах, фруктах, хлебе (процесс выращивания и изготовления хлеба).• Учить замечать приметы осени, отображать полученные знания в художественно – творческой деятельности.
• Побуждать детей доступными им средствами выразительности изображать дары природы.
• Закрепить знания детей о жанре живописи – натюрморт.
•Закрепить название профессий – овощевод, садовод, тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь.
•Воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам, овощеводам, садоводам), бережное отношение к хлебу, к природе.
• Расширять знания детей о съедобных и несъедобных грибах.•Развивать творческое воображение, фантазию детей путем изображения сказочных овощей, осени в костюмах.
•Воспитывать у детей любознательность, эстетические чувства.
•Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе, знания о временах года, последовательности месяцев в году.
•Формировать знания о пользе витаминов, их значение для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.
Обучение детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
•Расширение, обобщение словаря по теме «Осень. Дары осени».
Прогнозируемый результат:
1. Расширение представлений об осени, как времени года (сезонные изменения в природе, признаки осени, ее дары).
2.Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
4.Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам природы.
5. Формирование целостного представления у детей о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе.
5. Формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.
Тематический план работы с детьми
Разделы работыОсновное содержание
Образовательная деятельность
Художественное творчество:
Рисование: «Школьник идет в школу», «Букет цветов» (с натуры), «Здравствуй, осень» (по мокрому), «Осеннее дерево под ветром и дождем», «Фруктовая сказка», «Натюрморт из овощей», «Хлеб — батюшка», «Фургон с х/б изделиями».
Лепка: «Осенние цветы» (пластилинография), «Витаминная корзина».
Аппликация: «Береза» (с элементами лепки), «Мельница»
Познание: «День Знаний», «Ранняя осень», «Щедрые дары осени», «Слава хлебу на столе».
Конструирование: «Астры», «Подсолнухи», «Плетеный туесок для сбора урожая», «Короб для хлеба».
Коммуникация: Рассказывание по картине «В школу».
Пересказ «Грибы» В.Катаев.
Беседы: «Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной», «Труд людей осенью».
Составление описательных рассказов о осени и ее дарах.
Составление рассказа по опорной схеме «Откуда хлеб пришел».
Совместная деятельность
Беседы
«Осенняя прогулка»
«Краски осени»
«Осень в лесу»
«Подарки осени»
«Зачем собирают урожай и пересживают растения?»
«Что посеешь, то и пожнёшь»
«Нет трудов, нет и плодов»
«Скажи овощам и фруктам спасибо»
«Почему нельзя употреблять немытые овощи и фрукты?
«Грибное царство»
«Путешествие колоска»
«Кто выращивает хлеб?»
«Хлеб – наше богатство» (значение хлеба в жизни человека)
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Назови ласково» (образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
«Чего не стало?»
«Подскажи словечко»
«Скажи наоборот»
«Четвертый лишний»
«Один – много» (образование множественного числа сущ. в родительном падеже)
«Скажи со словом «осенний»
«Лето или осень?» (игра с мячом)
«Назови, какая погода» (образование качественных прилагательных)
«Угадай, с какого дерева лист и плод» (закрепление названий деревьев)
«Съедобно – несъедобно» (с мячом)
«Послушай, запомни, повтори»
«Поезд полезных продуктов»
«Ящик ощущений» (развивать умение определять овощи и фрукты на ощупь)
«Вершки и корешки»
«Съедобные – ядовитые грибы»
«Грибные блюда»
«Кому что?»
«Отгадай по описанию» (овощи, фрукты и грибы)
«Собери картинку»
«Составь предложение»
Выкладывание схемы «Как хлеб на стол пришел»
«Подбери пару» (подбор картинок с изображением х/б изделий и злаков, из которых изготовлены эти изделия)
«Река времени» (этапы появления хлеба)
«Собираем фрукты» (развивать умение употреблять знаки «равно», «не равно», «больше»,
«меньше»)
«Сосчитай урожай» (упражнять в пересчете предметов в пределах первого десятка)
Сюжетно ролевые игры: «Путешествие в лес»; Магазин «Овощи и фрукты»,
Магазин «Хлебушко»; «Семья – школа – магазин»; «Ярмарка»; «Мы – хлеборобы»; «Семья – летние заготовки»
Пальчиковые игры » Садовник», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Компот», «Тесто»
Инсценировка «Лесной зонтик», «Урожай»
Кукольный театр «Осенний листок»
Драматизация народной сказки «Колосок»
Моделирование ситуации «Расскажем волку о правилах обращения с хлебом», «Расскажем мышатам о падарках осени»
Наблюдение
Наблюдение за осенними явлениями
Наблюдение за осенним дождем. Сравнение его с летним
Наблюдение за паутиной, за улетающими перелетными птицами
Наблюдения запродолжительностью светового дня
«Почему исчезли насекомые?»
Наблюдение за деревьями на участке детского сада
Наблюдение за сбором грибов родителями в лесу
Экскурсия на огород и в сад
Экскурсия в магазин в «овощной и фруктовый» отдел, в «хлебный» отдел (воспитание уважения к труду продавца, бережное отношение к дарам природы)
Наблюдение за приготовлением родителями различных блюд из овощей и фруктов
Наблюдение дома за изготовлением мамой, бабушкой теста и выпечки пирога, печенья
Наблюдение за всходами пшеницы, ржи, овса (огород на окне)
Трудовая деятельность
Помощь воспитателю в уборке урожая на огороде , в подготовке клумбы и группового участка к зиме
Участие в приготовлении блюд из овощей и фруктов дома с родителями, выпечки х/б изделий
Сбор веточек и составление из них геометрических фигур
Составление из опавшх листьев на асфальте узора
Изготовление соленого теста
Совместное украшение группы к осеннему празднику
Сбор листьев для коллажа и гербария
Изготовление альбома о дарах осени
Совместно с родителями изготовление поделки из овощей и природного материала
Художественное творчество
Конструирование и ручной труд: «Овощехранилище» (крупный и мелкий строитель), «Башня для Чиполлино» (мелкий строитель), «Овощи и фрукты для магазина» (поролон), «Корзинка для сбора урожая» (оригами), «Золотая осень» (дерево)
Аппликация: «Грибы наших лесов», «Превращение осеннего листочка» (флористика), «Витаминная корзина»
Рисование: «Букет из листьев и колосьев», «Осенний пейзаж», «Осенняя береза», «Консервируем на зиму»
Лепка: «Хлебобулочные изделия» (из солёного теста), «Ветка рябины», «Лисички в траве»,
» Угощение для крота» (овощи и фрукты)
Коллаж «Что можно сделать из муки?»
Коллаж из осенних листьев
Изготовление приглашений на осенний праздник
Работа с трафаретами и шаблонами
Раскрашивание, штрихование
Составление узоров и рисунков из круп
Музыка
Разучивание песни «Ах, какая осень»
Слушание «Звуки леса»
Танец с осенними листьями
Танец с зонтиками (девочки)
Сценка «Урожай»
Разучивание танца грибочков (мальчики)
Музыкальные игры: «Лесовичок и листики», «Горошина», Что ты осень принесла?», «Собирем урожай»
Чтение художественной литературы
Чтение: А.Барто «В школу»
К.Бальмонта «Сентябрь»
К.Ушинский «Осень»
И. Соколов — Микитов «Листопадничек»
Даль «Война грибов с ягодами»
Я.Тайц «Грибы»
М.Пришвин «Грибной лес», «Этажи леса»
В.Приходько «Дом зерна»А. Мусатова «Как хлеб на стол пришел»
Я. Аким «Хлеб»
Н. Семенова «Хлебушко»
С. Дрожжина «Каравай»
Чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб».
Коркин B. Что растет на нашей грядке?
Трутнева E. Урожай, урожай!
Маршак С. Синьор Помидор.
Аким Я.Яблонька.
Токмакова И. Яблонька.
В.Сутеев «Мешок яблок»
К. Ушинский «История одной яблоньки»
Толстой Л. Косточка.
Рассказ Н.Носова «Огурцы»
Рассказывание сказок «Каравай», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь».
Чтение беларусской сказки «Легкий хлеб».
Рассматривание семян злаков, колосьев, наблюдение за всходами разных культур и уход за ними.
Сравнение колосков ржи и пшеницы. Сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.
Рассказы о труде хлеборобов.
Отгадывание загадок о хлебе.
Заучивание стихотворений о хлебе.
Загадки о грибах.
Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций, муляжей, натуральных овощей (фруктов), хлебобулочных изделий, грибов.
Сравнение овощей /фруктов/(по форме, размеру, длине, вкусу).
Разучивание пословиц и поговорок о хлебе.
Загадки о фруктах и овощах.
Разучивание примет и поговорок об осени.
Физическая культура
Подвижные игры:
«Собираем урожай»
«Огород у нас в порядке»
« Кто скорее соберет»«Автомобили на уборке урожая»
«Пирог»
«Кто быстее всех найдет свой калач»
«Назвался груздем, полезай в кузовок»
«Грибы и грибники»
«Осенний наряд»
«Осенние бусы»
Работа с родителями:
1. Выставка поделок «Веселые овощи».
2. Участие в конкурсе детских рисунков «Я и осень».
3. Оформление стенда для родителей «Осень явилась в гости к нам».
4. Сбор природного материала.
5. Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме.
6. Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пословиц по теме.
7.Рекомендовать экскурсию с детьми на огород, в сад, лес. Рекомендации по организации экскурсии в хлебный магазин.
8. Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению детских костюмов, декораций для зала.
9. Консультации «О полезных веществах в хлебе», «Витамины в саду и на грядке», «Одежда детей для прогулок осенью».
10. Ширмы «Дидактические игры по теме «Хлеб – наше богатство», «Магия овощей», «Здравствуй, осень».
Картотеки «Грибы», «Овощи, фрукты и ягоды».
11. Участие родителей в посадке кустарников на участке детского сада.
12. Слушание произведений русских и зарубежных композиторов об осени.
Рекомендации по рассматриванию картин русских и зарубежных художников об осени.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
— большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
— осенние приметы и явления:
— пословицы, поговорки об осени;
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчесва, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно – речевую, музыкально – игровую). Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.
infourok.ru
Конкурс поделок «Что нам осень принесла»
- Подробности
- Просмотров: 335
Цели и задачи конкурса:
Конкурс поделок из подручного и природного материала организуется с целью пропаганды декоративно – прикладного творчества; сохранения культурных традиций и духовных ценностей, вовлечения воспитанников и родителей в творческую деятельность, связанную с созданием изделий и композиций из природного или любого другого подручного материала.
На конкурс было представлено большое количество работ.
Благодарим всех участников и поздравляем победителей!!
- «Филин» Грицкевич Арсений Средняя группа «Радуга» I место
- «Белочка» Дзень Валерия Старшая группа «Ромашка» II место
- «Если приглядеться в лесу…» Бикищенко Радион
- Средняя группа «Радуга» III место
- «Королева озера» Смыков Андрей Старшая группа «Ягодка» I место
- «Осенние часы» Саватеева Таня Средняя группа «Радуга» II место
- «Теремок» Чернякова Мария Старшая группа «Ягодка» III место
- Группа «Топтыжки» за активное участие в конкурсе(максимальное количество работ от группы) «Специальный приз жюри»
- «Осенняя прогулка» Ложкин Захар Средняя группа «Березка» I место
- «Избушка на курьих ножках» Гусенова Карина
- Средняя группа «Ручеек» I место
- «Кораблик» Пруцко Ярослав Младшая группа «Рябинка» II место
- «Осень» Качаева Маша Старшая группа «Ручеек» II место
- «Лягушата с планеты Тыковка» Бойков Кирилл
- Старшая группа «Солнышко» II место
- «Смешарики» Гусенов Шахмут Младшая группа «Рябинка» III место
- «Гнездо счастья» Нуржанова София Старшая группа «Солнышко» III место
- «Смешарики» Шиляева Маша Старшая группа «Солнышко» III место
- Группа «Зайчики» за активное участие в конкурсе (максимальное количество работ от группы) «Специальный приз жюри»
dou24.ru
Внеклассное мероприятие «Что нам осень принесла?»
Внеклассное мероприятие
«Что нам осень принесла?». Время года – осень.
ЦЕЛИ: расширять представление детей о характерных признаках осени; познакомить учащихся с многообразием и пользой овощных культур; развивать способность наблюдать и видеть ее красоту; воспитывать любознательность и бережное отношение к родной природе.
Ход занятия.
1. Орг. момент
2 Беседа
— Огромны просторы нашей Родины. Богата и разнообразна её природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок и чудес. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашей школы. Природа хороша во все времена года! В нашей полосе, где мы с вами живём, времена года выражены очень ярко. Каждое время года по-своему наряжает луга, леса, поля. В какое из этих времён отправимся мы?
Вот художник, так художник
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краски ливнем,
Чтобы вышло разноцветным,
Но совсем не так как летом.
Отгадать загадку просим :
Кто художник этот? (Осень)
— А какие приметы осени вы можете назвать?
Листьям время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – блуждать в тумане,
Ветру — в трубах завывать.
Солнцу – стынуть, тучам литься,
А ребятам всем учиться.
— Раскодируйте слово и вы узнаете ещё одну примету осени.
21 18 16 8 1 11 (Урожай)
— Сейчас мы тоже будем собирать урожай.
(Дети отгадываю загадки и читают сообщения).
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)
Морковь красна потому что в ней содержится вещество под названием «каротин». Когда ты съешь морковку, внутри тебя, в твоём теле, каротин превращается в витамин А. Это витамин роста. Он нужен ребятам, телятам, цыплятам – всем, кто должен расти.
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
Ещё в глубокой древности люди догадались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он ещё и целебен. Если человек две-три минуты пожуёт лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты. Учёные доказали, что летучие вещества, которыми лук защищает своих деток, могут защищать и здоровье человека. Недаром русский народ сложил поговорку: «Лук – от семи недуг».
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
Нам всем хорошо известно, что яблоки полезны для нашего здоровья. Они снижают уровень холестерина в крови, способствует нормализации пищеварения. Кроме того они укрепляют иммунную систему и препятствуют старению.
Нужнее всех из овощей,
Для винегретов и борщей.
Из урожая нового
Красавица лиловая. (Свёкла)
В корнеплодах свёклы содержатся белки, жиры, клетчатка, витамины В и С. Обнаружен в свёкле и витамин У, способствующий заживлению язв желудка, а ещё в свёкле имеются вещества тормозящие развитие злокачественных опухолей.
Только снег сойдёт весной,
Ты киваешь головой!
Первой зелени подружка –
Раскудрявая …… (Петрушка)
Петрушку завезли в Россию еще в 17 веке из стран Средиземноморья. Благодаря своим многочисленным целебным свойствам и прекрасному косметическому эффекту, она быстро получила широкое распространение в стране и в настоящее время пользуется большой популярностью не только среди приверженцев здорового питания. Петрушка содержит много полезных веществ. Сок из корнеплодов петрушки обладает жаропонижающим свойством. Также она используется в косметических целях.
Он похож на огурец
И такой же молодец!
Греет солнцем свой бочок
Сочный, вкусный ….. (Кабачок)
Кабачки не только вкусны, но и удивительно полезны для здоровья. Этот замечательный овощ может не просто похвастаться огромным количеством своих полезных свойств, но и достойно проявить их на практике. Ведь с какого ракурса не рассматривать кабачок, его качества просто поражают.
Кабачок — настоящий кладезь очень важных для организма микроэлементов. Калий, кальций, железо, магний — вот что дарит кабачок. А они, как известно, так необходимы и сердцу, и мозгу, и мышцам, и печени.
Кабачок умеет позаботиться о красоте и здоровье кожи и волос. Кабачок одновременно предохраняет кожу от преждевременного старения, улучшает микроциркуляцию кровеносных сосудов кожи, создаёт превосходную защиту от ультрафиолетовых лучей, доказано также и то, что кабачок заставляет волосы оказывать сопротивление появляющейся седине. Таким образом, кабачок — это не просто овощ, а овощ, умеющий заботиться о здоровье.
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный ….. (Баклажан)
Баклажаны обладают высокой пищевой ценностью. В них содержатся различные сахара, из минеральных веществ преобладает калий, который очень полезен для организма. Баклажаны улучшают работу сердца, нормализует водный обмен в организме. Рекомендуются для лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Лоскуток на лоскутке –
Зелёные заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке. (Капуста)
Посмотрите на кочан. На что он похож? На голову. По- латыни голова называется «капут». Отсюда и произошло слово капуста.
С давних пор белокочанная капуста – народная любимица. В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой. Которую можно заквасить и запасти впрок. Отсюда и поговорки: «Щи да каша – пища наша», «Где щи, там нас ищи».
А ведь родина капусты – берега Средиземного моря. Почему же иностранка прижилась как своя на чужой земле?
Корни подают из земли воду растению, листья её тратят. В кочане их множество, тесно прижатых друг к другу. За сутки из них улетучивается полведра воды.
На юге, где жарко и сухо, капусте не уродиться. Зато привольно ей на русской равнине, где летом и осенью идут дожди, да и холода она не боится.
Неказиста, шишковата.
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
Каждый знает сказку «Вершки и корешки» — о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы корешки. Медведь оказался в проигрыше потому, что не знал, у какого растения какая часть идёт в пищу. Но и люди не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.
В Европе о ней впервые узнали четыреста леи назад от испанских моряков, побывавших в Южной Америке. Вернувшись домой, моряки рассказывали, что жители тех мест – индейцы выращивают удивительные «земляные яблоки». Если их испечь, они становятся мягкими и вкусными. В доказательство моряки показывали тёмно-серые клубни.
Слух о чудесных клубнях разнёсся по всей Испании, а потом и по соседним странам. Но не везде новинка пришлась по вкусу. Кое-где пытались есть клубни в сыром виде и после этого ни за что не хотели сажать картофель.
Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды – небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. И отравлялись, потому что эти плоды ядовиты. Пошла недобрая слава о новом растении.
В России тоже не сразу оценили картофель. Царские чиновники, вместо того чтобы разъяснить людям, как выращивать новое растение, действовали лишь приказом «Сажать картофель! А не то накажем!»
Крестьяне отказывались выполнять распоряжение властей. Начались «картофельные бунты». Но были в России замечательные агрономы, которые разъяснили населению полезность нового растения, богатого крахмалом.
Постепенно в нашей стране все поняли огромную пользу нового растения. Тогда и родились в народе пословицы: «Картофель – хлебу подспорье».
3. Викторина
1 Какое растение применяют от семи недуг?
А) Яблоко Б) Свёкла В) Лук
2 В каком растении содержится каротин?
А) Морковь Б) Капуста В) Чеснок
3 Из какой страны привезли картофель?
А) Африка Б) Южная Америка В) Испания
4) Какое растение поможет справиться с болью в горле?
А) Капуста Б) Лимон В) Огурец
5) Какое растение нужно для приготовления винегретов и борщей?
А) Яблоко Б) Чеснок В) Свёкла
4. Работа с пословицами
— Существует большое количество народных пословиц, поговорок и крылатых выражений об овощах. Давайте попробуем объяснить, что они обозначают?
Голова садовая ( несообразительный, разиня)
Проще пареной репы ( очень просто)
Сердце с перцем ( злой человек)
— Напомните, какие пословицы составили люди о картофеле, капусте и других растениях.
— В какой пословице упоминается готовое блюдо?
— Но не только щи можно приготовить из картофеля и капусты. Сейчас посмотрим, кто сможет назвать больше блюд из этих растений.
5. Конкурсы
КОНКУРС «КУЛИНАРЫ».
(Классы пишут названия блюд, побеждает класс, назвавший большее количество)
КОНКУРС «АГРОНОМЫ».
— Пока вы готовили у нас на огороде, выросли странные растения: капудор, бакларец, яблосвек, моркоред, петрук. Расшифруйте названия растений.
КОНКУРС «УГАДАЙКА».
— В чашке лежат кусочки разных овощей и фруктов. Ребёнку завязывают глаза и он по вкусу должен определить, что это.
6. Рисование овощей.
7. Итог занятия
— Давайте ещё раз вспомним всё, что нам осень принесла.
doc4web.ru