Кл час по пдд 4 кл – Классный час «Правила дорожного движения» (4 класс)
Классный час «Правила дорожного движения» (4 класс)
Классный час – викторина на тему «Правила дорожного движения»
Цель.
Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
Задачи.
Познакомить с историей возникновения дорожных правил; углублять знания учащихся о правилах дорожного движения; научить различать дорожные знаки;
Развивать творческие способности детей; развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Ход мероприятия
– Здравствуйте ребята! Сегодня наш классный час будет посвящен правилам дорожного движения.
– А для чего нужно знать правила дорожного движения?
Изучать и знать ПДД необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь и жизнь других людей опасности.
– Послушайте немного об истории правил дорожного движения.
История строительства дорог и информация об особенностях движения по ним уходит в далекое прошлое. В России первые мощеные дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами бревен. Представляете, как на этой дороге трясло? Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.
Первая дорога появилась в России в 1722 году. По приказу Петра I ее проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием.
– Чем сейчас покрывают дороги? (Сейчас дороги покрывают слоем особой нефтяной смолы, битумом или асфальтом).
Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом все больше появлялось на улице экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивались, давили людей. И люди вместо театра попали в больницу. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару.
– Сейчас тротуары есть во всех городах и поселках, деревнях. Это часть улицы безраздельно принадлежит людям. На оживленных улицах тротуары отделяют от проезжей части яркими ограждениями.
– Как нужно двигаться по тротуару? (Движение по правой стороне).
– Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть. Для чего это делают? (Для того чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта).
– В наше время трудно представить, что можно обойтись без тротуара. В кажущейся суматохе движения транспорта есть определенный порядок
Сами правила родились на свет давно… Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, – намного проще. Но и тогда знать их обязаны были все. Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором – мотоколяску. Позднее появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
С появлением автомобилей, появились новые правила. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось: “В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности”. Когда первые автомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала их владельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.
Необходимость в регулировании дорожного движения возникла в те времена, когда еще не было машин, а улицы находились во власти конных экипажей.
Дорожных знаков очень много. Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Это еще не все. Знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет – красные, синие и особая форма – круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.
Викторина
А теперь мы посмотрим, насколько хорошо вам известны правила дорожного движения.
Класс делится на 2 команды.
С каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, происходящих как в городах, так и в сельской местности. Во многих таких происшествиях виновниками являются дети, плохо знающие или не знающие вовсе правил дорожного движения. Сегодня мы посмотрим, как вы знаете правила дорожного движения и умеете ли вы применять полученные знания в конкретных ситуациях на дороге.
Конкурс “Знаете ли вы?”
Вопросы:
1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)
2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).
3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)
4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)
5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)
6. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)
7. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)
8.По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)9.Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)
10. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).
11. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).
12. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).
2. Конкурс “Угадай знаки”
Как называется и что означает этот дорожный знак? Показываются дорожные знаки:
велосипедное движение запрещено;
дорожные работы;
телефон;
пешеходная дорожка;
движение запрещено;
опасный поворот;
обгон запрещен;
дети.
3. Загадки
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед.)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(троллейбус)
По обочине дороги
Как солдатики стоят,
Все мы с вами выполняем
То, что нам они велят
(Знаки)
Не живая, а идет
Неподвижна, а ведет.
(Дорога)
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный
(Светофор)
Полосатые лошадки
Поперёк дорог легли-
Все авто остановились
Если здесь проходим мы.
(Переход-зебра)
Дом по улице идет,
На работу нас везет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)
4. Задачки
1. Представьте себе, что ты – водитель троллейбуса. На первой остановке в пустой салон вошли 5 человек. На второй остановке вошли двое и один сошел, на третьей – поднялись 4 пассажира, а двое сошли. Сколько лет водителю троллейбуса? (столько лет, сколько тому, к кому обращён этот вопрос)
2. Мальчик ехал на велосипеде в город. Навстречу ему ехала автомашина, в которой сидело 5 женщин. Каждая из них везла по одной курице и паре валенок. Сколько живых существ ехало в город? (1 – мальчик)
Итоги конкурсов.
Итог занятия. Что нового узнали? Чему научились?
infourok.ru
«Безопасность дорожного движения. Своя игра»
Разделы: Начальная школа
Цели
- Закрепление знаний по правилам дорожного движения и безопасности на дорогах и в транспорте; формирование умения предвидеть последствия поступков пешеходов на дороге.
- Воспитание культуры поведения на дороге и в транспорте.
Форма проведения: игра с применением ИКТ (Приложение 1).
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран.
Подготовка: класс делится на 3 команды.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя. Постановка цели
— Тема нашего классного часа сегодня «Безопасность дорожного движения», а начать его мне хочется со стихотворения Олега Бедарева «Если бы…»
Идет по улице один
Бросая грубо на ходу: _
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
— На светофоре красный свет,
Для перехода нет пути,
Сейчас никак нельзя идти!
— Мне наплевать на красный свет!-
Промолвил гражданин в ответ. –
Он через улицу идет
Не там, где надпись «Переход»,
Где захочу, там перейду! –
Шофер глядит во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза –
Разиню пощади!..
А вдруг бы заявил шофер:
«Мне наплевать на светофор!» —
И как попало ездить стал?
Ушел бы постовой с поста?
Трамвай бы ехал, как хотел?
Ходил бы каждый, как умел?
Да…там, где улица была,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
Сигналы, крики то и знай:
Машина – прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину…
Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик-постовой,
Висит трехглазый светофор,
И знает правила шофер.
— Какие ситуации в стихотворении являются нарушением условий безопасности на дороге?
— А помните ли вы правила дорожного движения и безопасности на дороге и в транспорте сейчас мы и проверим…
— Итак «Своя игра», которая поможет нам вспомнить эти правила. (Слайд 1)
У нас 3 команды. Какая из команд наберет большее количество очков, та и будет победителем. Игровое поле состоит из 4-х категорий, в каждой категории по 4 вопроса разного уровня сложности, чем сложнее вопрос, тем больше за него очков можно заработать команде. (Слайд 2)
III. Повторение и закрепление знаний по правилам дорожного движения, изученных в 3 классе. «Своя игра»
1. Жребий для команд (выбор команды, которая первой будет делать выбор категории в игре).
Для того, чтобы выбрать команду, которая будет первой выбирать категорию, отгадайте мою загадку:
В два ряда дома стоят.
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (Улица.)
2. «Своя игра»
Вопросы:
1 категория «Знаки дорожные»
10 очков – Что обозначает этот дорожный знак? Назовите его вид. («Пешеходный переход – указательный знак ) (Слайд15 )
20 очков – К какому виду относится знак и что он обозначает? («Пункт медицинской помощи» – указательный знак) (Слайд16 )
30 очков – Знаете ли вы название этого знака? Назовите его вид.(«Обязательное направление движения» — предписывающий знак) (Слайд 17 )
40 очков – Какой знак лишний? Назовите его вид. («Въезд запрещен» — запрещающий знак) (Слайд 18 )
2 категория «Дорога»
10 очков – Какое правило нарушили Веселые человечки? (Нельзя переходить\перебегать дорогу перед близко идущим транспортом) (Слайд 3 )
20 очков – Как должен вести себя Незнайка идя по загородной дороге? (Идти по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту.) (Слайд 4 )
30 очков – Где нужно остановиться, если вы не успели перейти широкую улицу? (На островке безопасности.) (Слайд 5 )
40 очков – Какие правила для велосипедистов нарушили Карандаш и Самоделкин?
(1. Ездить на велосипеде по проезжей части разрешается только в возрасте с 14 лет.
2. Нельзя перевозить пассажиров на велосипеде, который для этого не приспособлен.) (Слайд 6 )
3 категория «Сигналы»
10 очков – Какой сигнал дал регулировщик, чтобы пешеходы начали переходить улицу?
(зеленый) (Слайд 11 )
20 очков – Какой сигнал даёт светофор? (желтый) (Слайд 12 )
30 очков – Какому сигналу светофора соответствует команда регулировщика? (красный) (Слайд 13 )
40 очков – Какому виду транспорта разрешено ехать на красный свет светофора? (специальному) (Слайд 14 )
4 категория «Пассажиры»
10 очков – Чего не должен делать Буратино как пассажир? (Высовываться в открытое окно и дразнить прохожих.) (Слайд 7 )
20 очков – Какое правило нарушила Дюймовочка? (Троллейбус и автобус после выхода для перехода проезжей части обходят сзади.) (Слайд 8)
30 очков – О каком правиле забыли зайчата? (Сначала выпусти пассажиров из транспорта, а потом входи сам.) (Слайд 9)
40 очков – Найдите ошибку одного из пассажиров. (Готовиться к выходу нужно заранее.) (Слайд 10)
IV. Подведение итогов, награждение участников и победителей (Слайд 19-20)
Делаем ребятам
Предостережение:
Выучите срочно
Правила движения,
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители!
V. Домашнее задание
Нарисовать рисунок для конкурса на тему «Безопасность дорожного движения».
28.03.2009
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Темы классных часов по правилам дорожного движения 1-4 классы
по правилам дорожного движения для учащихся
класс
№ п\п
Название темы
Содержание
Рекомендуемая форма проведения
Тематика классных часов по правилам дорожного движения
для 1 класса
1
1.1
Улица полна неожиданностей
Город, в котором мы живем. Основные улицы в микрорайоне лицея
Почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения.
Безопасность на улице. Как правильно ходить по тротуару, переходить проезжую часть.
беседа
1.2
Безопасный маршрут от дома до гимназии
Наиболее безопасный путь в лицей и домой. Разбор конкретного маршрута.
Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу — попроси взрослого помочь).
Дисциплина на улице — залог безопасного движения. Будь внимательным и осторожным!
практикум
1.3
Передвижение гимназистов в колонне и группе
Практическое закрепление содержания 1 и 2 занятия
экскурсия
1.4
Остановочный путь и скорость движения
Почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть.
Автомобиль мгновенно остановить невозможно.
Остановочный путь автомобиля.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми.
Беседа
Сюжетно-ролевая игра
1.5
Пешеходные переходы
Где можно переходить дорогу.
Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (дорожные знаки, разметка).
Дорога с двусторонним движением. Что делать, если не успел перейти проезжую часть.
Поведение пешехода, стоящего на середине проезжей части.
Дорога с односторонним движением. Правила перехода дороги с односторонним
движением.
практикум
1.6
Где ещё можно переходить дорогу
Подземный и надземный пешеходный переходы, их обозначения.
Дорожные знаки «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».
Правила перехода дороги при наличии этих переходов.
Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными
специальными сигналами (синими проблесковыми маячками и звуковыми сиренами).
беседа
1.7
Поездка на автобусе или троллейбусе
Какие транспортные средства называют маршрутными?
Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси.
Остановка автобуса и троллейбуса, ее обозначение. Как правильно пройти на остановку.
Правила поведения на остановке.
Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе.
Правила перехода проезжей части после выхода из автобуса или троллейбуса.
Беседа
Сюжетно-ролевая игра
1.8
Дорожные знаки и дорожная разметка
Назначение дорожных знаков и дорожной разметки.
Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы» (всего 7 знаков).
Беседа
игра
1.9
Где можно и где нельзя играть
Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр и езды на самокатных средствах и т.д. Что делать, если мяч выкатился на проезжую часть.
беседа
Тематика классных часов по правилам дорожного движения
для 2 класса
2
2.1
Дорога, её элементы
Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Поребрик. Как правильно ходить по тротуару
беседа
2.2
Безопасный путь в лицей
Составление схемы безопасного маршрута «дом- лицей- дом».
практикум
2.3
Где можно и где нельзя играть
Опасность игр рядом с проезжей частью. Внимание и осторожность при игре во дворе дома.
беседа
2.4
Пешеходные переходы
Где можно переходить дорогу. Виды пешеходных переходов. Обозначение пешеходных переходов на проезжей части. Правила перехода.
Беседа
Сюжетно- ролевая игра
2.5
Перекрёстки
Что такое перекрёсток. Типы перекрёстков. Перекрёстки в микрорайоне лицея
практикум
2.7
Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки
Обозначение пешеходного перехода на перекрёстке. Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрёстке. Опасные ситуации. Сигналы светофора. Правила перехода проезжей части на регулируемом перекрёстке
Сюжетно- ролевая игра
2.8
На перекрёстке
Отработка практических навыков перехода проезжей части на перекрёстке
практикум
2.9
Ты велосипедист
Общее устройство велосипеда. Правила безопасной езды для юных велосипедистов.
практикум
Тематика классных часов по правилам дорожного движения
для 3 класса
3.1
Основные правила поведения учащихся на улицах и дорогах.
Почему на улице опасно. Сложность движения по улицам большого города. Соблюдение Правил дорожного движения залог безопасности пешеходов. Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми в городе.
беседа
3.2
Остановочный путь и скорость движения
Остановочный и тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Опасность перехода перед близко движущимся транспортом. Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.
Сюжетно- ролевая игра
3.3
Пешеходные переходы
Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне
лицея.
Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.
Опасные ситуации при переходе дороги.
Подземный и надземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила
перехода при их наличии.
Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными
специальными сигналами.
Правила перехода проезжей части, если в зоне видимости отсутствуют
пешеходный переход или перекресток.
практикум
3.4
Регулировщик и его сигналы
Для чего регулировщику нужны жезл и свисток?
Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам.
Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.
беседа
3.5
Дорожные знаки и дорожная разметка
Группы дорожных знаков и их назначение.
Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.
Практикум
экскурсия
3.6
Где можно и где нельзя играть
Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам ГИБДД). Анализ причин их возникновения.
беседа
3.7
Поездка за город
Движение транспорта на загородной дороге. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу.
Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума).
Сюжетно- ролевая игра
3.8
Дорога глазами водителей
Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий.
Особенности работы водителя.
Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей.
беседа
3.9
Проведение игр, викторин и т.п. по Правилам дорожного движения. Подведение итогов (тестирование).
Игры
Викторины
тестирование
Тематика классных часов по правилам дорожного движения
для 4 класса
4 класс
4.1
Безопасность пешехода
Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся транспорт — угроза безопасности человека.
Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п.
беседа
4.2
Язык дорожного движения( основные понятия и термины ПДД)
Участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона.
Беседа
тестирование
4.3
Порядок движения учащихся в группе и в колонне
Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному
переходу.
Порядок движения учащихся в колонне.
Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования.
практикум
4.4
Перевозка людей
Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине? Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения. Какие существуют запрещения при перевозке людей?
Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Оборудование кузова
сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков
«Перевозка детей».
Правила посадки и высадки учащихся.
Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых автомобилях.
Сюжетно-ролевая игра
4.5
Нерегулируемые перекрёстки
Что такое нерегулируемый перекресток?
Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги.
Как ведут себя водители на нерегулируемых перекрестках?
Какие дорожные знаки могут здесь стоять? Знакомство с группой знаков приоритета.
беседа
4.6
Оборудование автомобилей специальными приборами
Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные,
Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и
проблесковыми маячками синего или красного цвета.
Преимущественное право проезда специальных автомобилей.
Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или
желтого цвета.
беседа
4.7
Труд водителя
Работа водителя — это напряженный и ответственный труд.
Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения.
Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу
водителя.
Встреча с водителем автомобиля или автобуса.
Беседа
Сюжетно-ролевая игра
4.8
Дорожные знаки
Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов.
практикум
4.9
Тормозной путь транспортного средства на мокрой дороге
Конкурс на лучшего знатока правил дорожного движения
Игра
тестирование
infourok.ru
Классный час пдд 4 класс
Классный час «Правила дорожного движения»
Задачи:
Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Актуальность.
По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:
Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35–40 %.
Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25–30 %.
Неподчинение сигналам светофора 10–15 %.
Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара – 5–10 %.
Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге?
Как не допустить рост ДТП с участием школьников?
Для этого необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы школы. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Наряду с традиционными уроками необходимо проводить и необычные занятия.
Оборудование: дорожные знаки, плакаты по правилам дорожного движения, кружки красного, желтого, зеленого цвета, компьютер.
Ход мероприятия
1. Введение (вступительное слово классного руководителя).
2. Выступления учащихся.
Представьте, что в нашем городе вдруг погасли все светофоры. А все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Какие последствия могут быть? (Обсуждение вопроса).
Классный руководитель подводит итог.
Историческая справка:
Сегодня Государственная автомобильная инспекция – серьезная сила, в ней служат профессионалы. Им поручено очень важное дело – сохранять порядок на дорогах большой страны и решать много других задач. Передовой и самый мощный отряд Госавтоинспекции – дорожно-патрульная служба (ДПС). В 1998 году Госавтоинспекция была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Однако широкая общественность новую аббревиатуру не очень жаловала, и было решено оставить два названия – ГАИ и ГИБДД (применительно к аппарату управления).
Учитель: С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.
Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.
3. Выступление учащихся.
Немного об истории правил дорожного движения.
В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить».
Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский.
Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.
Учитель: Что такое ДТП? (Обсуждение вопроса учащимися).
Учитель: Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей.
Для сравнения: в Швеции ДТП с участием пешеходов всего 7,3 %, а вот в Румынии – 56 %. Еще несколько примеров. Оказывается, пешеходы терпеть не могут подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».
4. Выступление учащихся:
О «Зебре». Полосатая дорожка лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили. Что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам. А в Бельгии, например, стоит пешеходу подойти только к краю дороги, как все машины останавливаются, пока человек полностью не перейдет проезжую часть. На Западе даже создана Международная федерация пешеходов. По её инициативе Европарламент принял Хартию о правах пешеходов
Учитель: Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда.
Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. А себя надо беречь – полноценных запчастей для человека пока не изобрели.
Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Так как таких зон очень мало, старайтесь предупредить любую потенциальную опасность.
Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Элементарное чувство сохранения.
Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.
На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.
Вывод: сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этого транспортного средства на дорогах и во дворах нашего города и, и поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.
5. Предлагается блиц-опрос по теме. (Приглашаются 2 команды по 5 учащихся; выбирается жюри).
Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?
Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход?
Где и как должны ходить пешеходы по улице?
В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?
Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса, автобуса?
Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?
Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая, автобуса?
Каков порядок посадки в автобус и выход из него? Правила перехода улиц и дорог.
Как надо правильно переходить улицу, дорогу?
Можно ли перебегать через улицу, дорогу?
Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?
Сколько сигналов у пешеходного светофора?
На какие группы делятся дорожные знаки?
Кто должен знать дорожные знаки?
В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
Безбилетный пассажир?
Дорога для трамвая?
Дом для автомобиля?
Безрельсовый трамвай?
Загадки. (Оформление на стенде или доске).
Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…(Дорожный знак).
Что за «зебра» на дороге?
Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это… (Переход).
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает людям дорогу перейти. (Светофор).
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется… (Трамвай).
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины, называется… (Машина).
Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе).
Человек, едущий на транспорте. (Пассажир).
Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход).
Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак).
Место ожидания автобуса. (Остановка).
Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай).
Номер телефона скорой помощи. (03).
Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка).
Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус).
Водители-лихачи очень любят его совершать. (Обгон).
Трехглазый постовой. (Светофор).
Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие).
Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар).
Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП).
Пешеходный переход по-другому. (Зебра).
Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток).
Это «говорит» желтый свет светофора. (Внимание).
Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо).
Его боятся нарушители правил. (Инспектор).
В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет).
6. Выступление учащихся (выносятся знаки, нарисованные на плакате).
О дорожных знаках: число знаков росло с каждым годом, начиная с 1909 года. Назначение дорожных знаков легко запомнить. Запрещающие – круглые с красной каймой (ассоциация с огнем) с белым, а некоторые с голубым фоном. Предупреждающие – треугольной формы, с красной каймой. Предписывающие, т.е. указывающие направление движения, минимальную скорость и т.д. – голубые круглые. Информационно – указательные знаки – они имеют различный фон: синий, зеленый, белый, желтый. Прямоугольные, квадратные, шестиугольные.
www.metod-kopilka.ru
Классный час (4 класс) на тему: Классные часы по ПДД 4 класс
Классный час на тему
«По дороге в школу»
Цели:
1) формировать представления школьников о безопасности дорожного движения;
2)повторить правила движения пешеходов по улице и дороге;
3) развивать у детей умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы;
4) воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения.
Оборудование: карточки с правилами, «светофор», рисунки детей, кроссворд, презентация.
Ход классного часа
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Это начался урок.
А урок расскажет всем
Как без бед и без проблем,
Рано утром, не спеша,
Прийти в школу малышам.
II. Сообщение темы и целей
— Почти каждое утро вы выходите из дома и идёте в школу. Сегодня на классном часу мы с вами повторим правила движения школьников по улице и дороге, выясним, какой путь от дома до школы наиболее безопасный.
III. Работа по теме
Повторение правил дорожного движения
— Все люди, как только выходят на улицу, становятся пешеходами. Настоящий пешеход ведёт себя на улице уверенно, и шофёры относятся к нему с уважением. Машины ездят по строгим правилам. Для пешеходов тоже есть правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом.
1-й ученик.
Движенья полон город!
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно
За улицей следи.
И только там, где можно,
Её переходи!
2-й ученик.
Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила движения,
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулём водители.
— Сегодня каждый школьник должен знать, что улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твёрдо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не опасаться самой быстрой машины. Давайте повторим эти правила (презентация).
— Правило 1: пешеходы должны ходить только по тротуару.
— Правило 2: дорогу можно переходить только со взрослыми.
-Правило 3: не перебегай улицу.
— Правило 4: где попало и как попало дорогу переходить нельзя! А где можно переходить улицу? По пешеходным переходам.
— Правило 5: Правило правильно переходить дорогу на перекрёстке помогает «трёхглазый командир улицы» — светофор.
— Правило 6: при переходе улицы обязательно надо посмотреть сначала налево, а потом — направо.
— Правило 7: играть на проезжей части нельзя!
— Правило 8: обходи троллейбус и автобус сзади.
IV. Физкультминутка
— Мы повторили основные правила дорожного движения, а теперь отдохнём. Я буду вам показывать разные сигналы светофора, а вы должны выполнять следующее:
красный – стоять на месте
жёлтый – хлопать в ладоши
зелёный – шагать на месте.
3-й ученик.
Пешеход, пешеход!
Помни ты про ПЕРЕХОД!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только ПЕРЕХОД
От машин тебя спасёт!
4-й ученик.
Красный, жёлтый и зелёный,
Он на всех глядит в упор.
Перекрёсток оживлённый,
Неспокоен светофор.
Старики идут и дети –
Не бегут и не спешат.
Светофор для всех на свете
Настоящий друг и брат.
5-й ученик.
По сигналу светофора
Через улицу идём.
И кивают нам шофёры:
«Проходите, подождём».
6-й ученик.
На красный свет – дороги нет,
На жёлтый – подожди
Когда горит зелёный свет,
Счастливого пути!
Безопасный путь от дома до школы.
— Расскажите об особенностях месторасположения нашей школы.
— «Мой безопасный путь до школы»- расскажите нам о самом безопасном маршруте (рассказы детей о безопасном пути до школы) .
V. Закрепление изученного.
Разгадаем кроссворд и вспомним основные понятия дорожной азбуки:
1) Полосатая лошадка,
Её зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке –
По ней люди все идут. (ПЕРЕХОД)
2) По дорожке во дворе
Мчится Коля на коне.
Не машина, не мопед,
А простой. ( ВЕЛОСИПЕД)
3) Из края города в другой
Ходит домик под дугой.(ТРОЛЛЕЙБУС)
4) Неживая, а идёт.
Неподвижна, а ведёт.(ДОРОГА)
5) В дороге всем ребятам
Мы светим с давних пор,
Мы три родные брата
Наш домик -(СВЕТОФОР)
6) Дом по улице идёт,
На работу нас везёт.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.(АВТОБУС)
7) Чтоб дорогу перешёл ты
на зелёный свет,
Слушай наш совет:
— Жди! И увидишь перед ним ты
……………свет. (ЖЁЛТЫЙ)
8) По обочине дороги
Как солдатики, стоят.
Все мы с вами выполняем
Всё, что они нам велят. (ЗНАКИ)
9) Мчат по улицам машины,
Там хозяйничают шины.
Мы спустились в переход,
Там хозяин… (ПЕШЕХОД)
10) Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный.
Горит день и ночь
Зелёный, жёлтый, … (КРАСНЫЙ)
11)Ожидаешь ты посадки
На отведённой площадке,
Не нужна тебе сноровка,
Это место … (ОСТАНОВКА)
12)Не летает, не жужжит —
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Это дал завод ему:
И огни глядеть во тьму,
И колёса, и мотор,
Мчаться чтоб во весь опор. (АВТОМОБИЛЬ)
VI. Рефлексия
— Какое ключевое слово разгадали? ОСТОРОЖНОСТЬ
— Как это слово связано с темой урока?
— Какой должен быть ваш путь от дома к школе?
nsportal.ru
Классный час (4 класс) на тему: классный час по ПДД в 4 классе.
Классный час по теме: «Дорожная разметка, как способ регулирования дорожного движения. Пешеходные переходы.
Цели занятия:
- Закрепить знания о различных видах перекрёстков и дорожной разметки.
- Познакомить учащихся с линией разметки «Стоп»
- Сформировать понятие о культуре поведения на дорогах.
Оборудование: книги библиотеки, презентация, компьютер, проектор.
Ход занятия:
1) -В начале нашего занятия попробуем разгадать кроссворд.
1
2
3
4
5
6
7
8
По горизонтали:
- Устройство для регулировки перекрёстков.(Светофор)
- Пешеходный переход иначе. (Зебра)
- То, что человек должен делать для своей страны и других людей. (Обязанность)
- Один из важнейших правоохранительных органов. Организация, созданная государством для защиты жизни, здоровья, прав и свободы людей, их собственности и личных интересов. (Милиция)
- Место пересечения нескольких дорог. (Перекрёсток)
- Пешеходная часть улицы. (Тротуар)
- Человек, позволяющий движение на проезжей части на период отключения или отсутствия светофора. (Регулировщик)
- Деньги за нарушение правил и норм. (Штраф)
По вертикали:
«Чертежи» на дорогах. (Разметка)
2) Из истории развития:
-«Чертежи» — так можно назвать дорожную разметку на полотне дороги, на круглых тумбах и боковых ограждениях дороги. Она помогает организовать движение машин и людей, облегчает работу водителей и помогает всем участникам дорожного движения ориентироваться в сложной обстановке.
Впервые разметка дорог была применена в 1911 году на дорогах США и сразу нашла понимание водителей не только в Америке, но и во всём мире. В СССР разметку стали наносить в Москве с 1933 года.
3) Что относят к разметкам? К ним относят линии, надписи и иные обозначения на проезжей части, бордюрах, элементах дорожных сооружений, устанавливающие порядок дорожного движения, показывающие габариты мостов, эстакад, тоннелей, указывающие направление дороги и др.
Разметка выполняется красками, термопластическими или другими материалами, обеспечивающими хорошую видимость. Разметка делится на:
- горизонтальную
- вертикальную
Она может применятся самостоятельно или в сочетании с дорожными знаками и светофорами.
Горизонтальная разметка.
Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Она называется так, потому что наносится на горизонтальную поверхность проезжей части дорог, как правило белой краской в виде сплошных и прерывистых линий при постоянной разметке, оранжевой — при временной.
Запомните! Все сплошные линии разметки, за исключением одной, обозначающей край проезжей части, пересекать запрещено!
Сочетание сплошной линии с прерывистой разрешает маневрирование со стороны прерывистой линии.
Линии пешеходного перехода. Переход обозначат широкими полосами, нанесёнными белой краской. Его называют переходом «зебра». На широких улицах пешеходный переход иногда дополняют стрелами. Они напоминают людям, что при переходе улицы надо придерживаться правой стороны пешеходного перехода. Это позволяет избежать столкновения встречных потоков пешеходов. Пешеходы не будут сталкиваться и скорее освободят проезжую часть. В результате не будут создаваться заторы транспорта на проезжей части.
«Там, где шумный перекрёсток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Пусть запомнят твёрдо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зелёном свете
Через улицу идёт!»
Н.Сорокина
Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода разрешается переходить улицу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться.
Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу.
Перекрёсток считается нерегулируемым:
- при жёлтом мигающем сигнале светофора;
- неработающих светофорах;
- отсутствии регулировщика.
-А теперь попробуем решить задачу.
Школьники пересекают перекрёсток, как показано на рис.1. Чему равен их путь, если они находились в точке А, точке В? Ширина проезжей части 7 м. Сколько времени дети будут находиться на проезжей части дороги, если скорость их движения 1м/с? Можно ли, двигаясь с той же скоростью, попасть в школу из точки А быстрее?
Решение:
из точки А 7+7=14м
14:1=14 с
7:1=7с
Если нарушить правила и идти из точки А по прямой в школу, то время нахождения на проезжей части сократиться, но школьники будут в большей мере подвергать свою жизнь опасности. Это будет нарушением ПДД.
Линии, разделяющие встречные потоки транспортных средств. Эти линии наносят вдоль улицы или дороги по проезжей части. Они могут быть сплошными или прерывистыми. Прерывистые линии, разделяющие встречные потоки, водители автомобилей, велосипедов могут пересекать с обеих сторон. Пересекать же сплошные линии разметки или двигаться по ним запрещено. Пешеходы должны помнить, что, дойдя до линии разделения встречных потоков автомобилей, нужно посмотреть направо, пропустить транспортные средства и продолжить переход улицы.
Линии, делящие проезжую часть на полосы, по которым движутся транспортные средства в одном направлении. Две или три параллельные линии показывают водителю, что можно двигаться в два или три ряда.
Линии, обозначающие места, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть улицы или дороги. В месте пересечения наносят две прерывистые параллельные линии с утолщёнными штрихами в виде квадратов. Велосипедист, пересекая улицу, должен убедиться в том, что нет приближающегося транспорта, и лишь потом может начать движение.
Стоп-линия. Эту линию, как правило наносят на перекрёстках перед пешеходными переходами. Водитель автомобиля, мотоциклист, велосипедист обязаны остановиться у этой линии и ждать, пока им не разрешат ехать через перекрёсток сигналы светофора или жест регулировщика.
Посадочные площадки. Это отведённые специально места, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Эти площадки обводят сплошными линиями на проезжей части улиц и дорог. Водителям запрещается въезжать на эти участки проезжей части.
Вертикальная разметка. Она наносится на боковых поверхностях ограждений дорог, имеющих закругления малого радиуса, крутые спуски и другие опасные участки, на круговых тумбах, сигнальных столбиках, опорах мостов по их нижнему краю и на путепроводах. Она выполняется чередующимися полосами чёрного и белого цветов.
4) Вопросы на закрепление:
- Зачем нужна дорожная разметка?
- На какие два вида разделяют дорожную разметку?
- Расскажите о линиях горизонтальной разметки.
- Как обозначается пешеходный переход?
- Что значит регулируемый и нерегулируемый пешеходный переход?
- Кто такой пешеход?
- Что такое вертикальная разметка?
Чтение текста и обсуждение прочитанного:
…Несколько лет назад я приехал в один из новых сибирских городков, в котором до этого не бывал.
Утром я вышел из гостиницы, чтобы зайти в кафе позавтракать. Для этого было достаточно перейти на другую сторону улицы. Но оказалось, что это не так-то просто.
Поблизости не было ни светофора, ни знаков «Пешеходный переход». На этом участке улицы их только собирались устанавливать. Не было видно и регулировщика. А всяких машин проезжало и в ту, и в другую сторону уже порядочно.
Я давно привык переходить через дорогу лишь по зелёному глазку светофора, уверенный, что все шофёры также подчиняются его сигналам. А здесь мне предстояло перебежать улицу, не зная, откуда угрожает опасность- справа или слева?
И тут, стоя в нерешительности, я мысленно представил себе, что происходило бы на улицах любого большого города, если бы вдруг исчезли все светофоры, дорожные знаки, подземные переходы, линии на проезжей части, пропали бы регулировщики с их полосатыми жезлами. А городские шофёры внезапно забыли бы строгие правила уличного движения.
Попробуй только вообразить эту страшную картину!
Со всех сторон мчатся, задевая друг друга, автобусы, легковые машины. Между ними ползут тяжёлые грузовики, движутся троллейбусы, мотоциклы, снуют велосипеды. Слышен визг тормозов, тревожные гудки, грохот столкнувшихся машин, дребезжание разбитых стёкол.
Однако, на самом деле всё происходит совсем иначе. Машины и люди живут в мире, потому что подчиняются строгим законам.
Но к сожалению, у нас много ребят, которые считают, что всякие там правила им ни к чему. Они запросто перебегают дорогу там, где хотят, лавируя среди движущихся машин. А иногда затевают игру прямо на проезжей части.
Им и в голову не приходит, к чему это может привести. Сегодня каждый школьник должен знать, что нынешняя улица очень опасна для того, кто не умеет правильно по ней ходить.
А тот, кто твёрдо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не опасаться.
Классный руководитель: Кобец Е.А.
nsportal.ru
Классный час «Правила дорожного движения» для 4 класса
Классный час – викторина на тему «Правила дорожного движения»
Цель.
Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
Задачи.
Познакомить с историей возникновения дорожных правил; углублять знания учащихся о правилах дорожного движения; научить различать дорожные знаки;
Развивать творческие способности детей; развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Ход мероприятия
– Здравствуйте ребята! Сегодня наш классный час будет посвящен правилам дорожного движения.
– А для чего нужно знать правила дорожного движения?
Изучать и знать ПДД необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь и жизнь других людей опасности.
– Послушайте немного об истории правил дорожного движения.
История строительства дорог и информация об особенностях движения по ним уходит в далекое прошлое. В России первые мощеные дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами бревен. Представляете, как на этой дороге трясло? Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.
Первая дорога появилась в России в 1722 году. По приказу Петра I ее проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием.
– Чем сейчас покрывают дороги? (Сейчас дороги покрывают слоем особой нефтяной смолы, битумом или асфальтом).
Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом все больше появлялось на улице экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивались, давили людей. И люди вместо театра попали в больницу. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару.
– Сейчас тротуары есть во всех городах и поселках, деревнях. Это часть улицы безраздельно принадлежит людям. На оживленных улицах тротуары отделяют от проезжей части яркими ограждениями.
– Как нужно двигаться по тротуару? (Движение по правой стороне).
– Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть. Для чего это делают? (Для того чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта).
– В наше время трудно представить, что можно обойтись без тротуара. В кажущейся суматохе движения транспорта есть определенный порядок. Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется – “Правила дорожного движения”.
Сами правила родились на свет давно… Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, – намного проще. Но и тогда знать их обязаны были все. Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором – мотоколяску. Позднее появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
С появлением автомобилей, появились новые правила. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось: “В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности”. Когда первые автомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала их владельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.
Необходимость в регулировании дорожного движения возникла в те времена, когда еще не было машин, а улицы находились во власти конных экипажей.
Дорожных знаков очень много. Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Это еще не все. Знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет – красные, синие и особая форма – круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.
Викторина
А теперь мы посмотрим, насколько хорошо вам известны правила дорожного движения.
Класс делится на 2 команды.
С каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, происходящих как в городах, так и в сельской местности. Во многих таких происшествиях виновниками являются дети, плохо знающие или не знающие вовсе правил дорожного движения. Сегодня мы посмотрим, как вы знаете правила дорожного движения и умеете ли вы применять полученные знания в конкретных ситуациях на дороге.
Конкурс “Знаете ли вы?”
Вопросы:
1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)
2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).
3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)
4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)
5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)
6. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)
7. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)
8.По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)
9.Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)
10. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).
11. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).
12. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).
2. Конкурс “Угадай знаки”
Как называется и что означает этот дорожный знак? Показываются дорожные знаки:
велосипедное движение запрещено;
дорожные работы;
телефон;
пешеходная дорожка;
движение запрещено;
опасный поворот;
обгон запрещен;
дети.
3. Загадки
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед.)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(троллейбус)
По обочине дороги
Как солдатики стоят,
Все мы с вами выполняем
То, что нам они велят
(Знаки)
Не живая, а идет
Неподвижна, а ведет.
(Дорога)
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный
(Светофор)
Полосатые лошадки
Поперёк дорог легли-
Все авто остановились
Если здесь проходим мы.
(Переход-зебра)
Дом по улице идет,
На работу нас везет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)
4. Задачки
1. Представьте себе, что ты – водитель троллейбуса. На первой остановке в пустой салон вошли 5 человек. На второй остановке вошли двое и один сошел, на третьей – поднялись 4 пассажира, а двое сошли. Сколько лет водителю троллейбуса? (столько лет, сколько тому, к кому обращён этот вопрос)
2. Мальчик ехал на велосипеде в город. Навстречу ему ехала автомашина, в которой сидело 5 женщин. Каждая из них везла по одной курице и паре валенок. Сколько живых существ ехало в город? (1 – мальчик) Подведение итогов конкурсов.
Итог занятия. Что нового узнали? Чему научились?
kopilkaurokov.ru