Какие нужны тетради по химии – Р Е К О М Е Н Д А Ц И И для учителей химии образовательных учреждений «О единых требованиях по ведению и проверке тетрадей по химии»
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И для учителей химии образовательных учреждений «О единых требованиях по ведению и проверке тетрадей по химии»
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
для учителей химии образовательных учреждений
«О единых требованиях по ведению
и проверке тетрадей по химии».
I. О количестве и назначении ученических тетрадей по химии.
1.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей в 8 — 11 классах по химии:
— рабочая тетрадь по химии — 1
— тетрадь для контрольных работ — 1
— тетрадь для практических работ — 1
1.2. Для контрольных работ по химии и для практических работ по химии выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них соответствующих работ.
П. Порядок ведения тетрадей учащимися.
Все записи в тетрадях учащиеся должны выполнять с соблюдением следующих требований:
2.1. Писать аккуратно и разборчивым почерком.
2.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать для чего она предназначена ( для работ, для контрольных работ, для практических работ).
Образцы оформления тетрадей:
Тетрадь Тетрадь
для работ по химии для практических работ по химии
ученика ___ класса ученика ____ класса
МОУ «_____________» МОУ «_________________»
Ф.И. ученика ( в родит. падеже) Ф.И. ученика ( в родит. падеже)
Тетрадь
для контрольных работ по химии
ученика _____ класса
МОУ «________________»
Ф.И. ученика (в родит. падеже)
2.3. Соблюдать поля с внешней стороны.
2.4. Указывать дату выполнения работы.
2.5. Писать на отдельной строке название темы.
2.6. Обозначить номер упражнения, задачи, указывать вид выполняемой работы,
указывать, где выполняется работа ( классная или домашняя работа).
2.7. В рабочих тетрадях по химии между заключительной строкой одной письменной работы и датой и заголовком в тетрадях по химии пропускать несколько строк для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу.
2.8. В тетрадях для контрольных работ по химии записывать дату. На второй строке указывать вид письменной работы (самостоятельная работа, контрольная работа, итоговая контрольная работа).
2.9. Форма ведения тетрадей для практических работ по химии должна быть следующей:
№ опыта
Что делаю?
Наблюдения
Химические
уравнения
Выводы
Таблица расчерчивается учащимися в тетради на развернутом листе.
Посередине указывается дата выполнения практической работы. На следующей строке указать номер практической работы (Практическая работа №1). На третьей строке указать название темы практической работы, на следующей строке — оборудование указать полностью. На отдельной строке указать вещества, которые используются для выполнения практической работы. Учащиеся заполняют все графы по мере выполнения практической работы.
2.10. В тетрадях исправлять ошибки следующим образом: зачеркивать неверно написанные буквы, слова одной чертой, а выше написать верную букву, слово. Корректор использовать не рекомендуется.
Ш. Виды письменных работ учащихся.3.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, написанные в рабочих тетрадях по химии, к которым относятся:
— различные виды рабочих записей по ходу объяснения учителя, ответов учащихся;
— записи решения типовых задач, уравнений химических реакций, отражающих свойства классов химических соединений;
— планы и конспекты тем на уроках химии;
— планы статей и других материалов из учебника.
3.2. Основные виды контролирующих письменных работ, написанных учащимися в тетрадях для контрольных работ по химии, к которым относятся:
а) самостоятельные работы — в форме тестирования, в традиционной форме;
б) контрольные работы — по определенным разделам, по определенным изученным темам, итоговые.
IV. Порядок проверки письменных работ по химии учителями.
4.1. Рабочие тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные работы, проверяются в 8-9 классах не реже 1-2 раз в месяц, в 10-11 классах — не реже одного, двух раз в учебную четверть, выполнение домашних письменных работ проверять регулярно.
4.2. Все самостоятельные, контрольные и практические работы по химии обязательно оцениваются учителем с занесением отметок в классный журнал на следующем уроке.
Руководитель
районного методического
объединения учителей химии Меделян Е.В.
infourok.ru
какие и сколько (для 7 класса)
Слегка обновляем нашу прошлогоднюю запись, ведь нужно заранее подготовиться к школе.
Дочитайте, пожалуйста, до конца!!
Итак, какие именно тетради и в каком количестве необходимы ученику 7 класса?
Напоминаем, что тетради по литературе можно заводить как в клетку, так и в линейку (это зависит от школы). Допускается использование тетрадей на печатной основе, разрешенных Министерством образования Республики Беларусь (на тетради должна быть надпись-разрешение).
ВАЖНО!!! Тетради по учебным предметам «Белорусский язык», «Белорусская литература», «Английский язык» должны быть без надписи «ТЕТРАДЬ». А просто с линеечками для подписи. То есть, такие МОЖНО:
А такие — НЕЛЬЗЯ!!!
Объясняем, почему нельзя: тетрадка должна быть подписана на языке преподавания, т.е на белорусском или английском языке. Например, должно быть напечатано слово «Сшытак» (для тетради, предназначенной для белорусского языка или литературы). И уж никак не «Тетрадь» — придется или зачеркивать это напечатанное слово, или подписывать над/под ним. А это уже не очень красиво смотрится, не так ли?
Т.е., чтобы не заморачиваться с видами тетрадей, покупайте самые обычные, просто с линеечками для подписи — точно не ошибетесь.
Вот такие (цвет, как вы понимаете, значения не имеет):
А теперь перейдем к количеству тетрадей на каждый школьный предмет.
Для начала познакомим с сокращениями и обозначениями:
К — тетрадь для контрольных работ
Р — тетрадь рабочая, для записей на уроке
П — тетрадь для практических работ
Л — тетрадь для лабораторных работ
Итак, поехали!Белорусский язык: 3 тетради в линейку (2Р + 1К) +тетрадь /папка для правил
Белорусская литература: 1 тетрадь (Р)
Русский язык: 3 тетради в линейку (2Р+1К) +тетрадь /папка для правил
Русская литература: 1 тетрадь (Р)
Математика: 3 тетради в клетку (2Р + 1К)
Английский язык: 2 тетради в линейку (Р) + тетрадь-словарь (можно и нужно брать прошлогодний словарь!)
История Беларуси: 1 тетрадь в клетку (Р) — можно продолжить прошлогоднюю
Всемирная история: 1 тетрадь в клетку (Р) — можно продолжить прошлогоднюю
Биология: 2 тетради в клетку (1Р + 1К)
Химия: 3 тетради в клетку, из них одна полуобщая (1Р + 1Л + 1К)
География: 2 тетради в клетку (1Р + 1П)
Физика: 3 тетради в клетку (1Р + 1Л + 1К)
Информатика: 1 тетрадь в клетку (Р)
Трудовое обучение: 1 тетрадь в клетку (Р)
ИТОГО: 17 (19) тетрадей в клетку, 8 (10) тетрадей в линейку. Плюс словарь по английскому языку.
Все тетради должны быть в обложках!
И последнее: на первые уроки берите тетради «про запас»: даже отличники умудряются от волнения сделать несколько ошибок или пропустить строчки во время подписывания тетрадей для контрольных работ. Так что лучше иметь лишние тетради, чем потом просить их у соседа.
halch5.blogspot.com
Статья на тему: Рекомендации по ведению тетрадей по химии
Рекомендации по ведению тетрадей и оформлению лабораторных и практических работ по химии.
Рекомендации по ведению и оформлению тетрадей по химии
Тетрадь по химии — это тетрадь в клеточку, толщиной не менее 48 листов с полями. В рабочих тетрадях по химии оформляются все письменные работы, предусмотренные на уроке, а также отчеты по выполнению лабораторных работ. В конспект урока входят все определения новых понятий, терминов, изучаемых на уроке, схемы, рисунки, таблицы, которые учитель предлагает или просит записать. Все записи в тетрадях должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой. Домашние работы выполняются с указанием номера упражнения и страницы после классной работы. Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя. Проверка тетрадей осуществляется по мере необходимости.
Рекомендации к оформлению отчета по выполнению лабораторной работы по химии.
Оформление отчетов по выполнению лабораторных работ осуществляется в рабочей тетради по химии. Записывают дату проведения. Посередине следующей строки записывают номер лабораторной работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему и цель работы, перечисляют используемое оборудование. После строки «ход работы» коротко поэтапно описывается выполнение работы. Четко записывать химические уравнения, соответствующие, проводимым опытам, фиксировать наблюдения. Если в ходе работы нужно сделать рисунок или заполнить таблицу, работу выполнять четко и аккуратно. В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы). Лабораторная работа без вывода может не быть оценена. Лабораторная работа по химии, является частью урока, продолжительностью около 25 минут, не более.
Рекомендации к ведению и оформлению тетрадей для практических работ по химии.
Практическая работа проводится в течение 45 минут.
Основная задача практических работ по химии, проводимых в конце изучения тем, — закрепление знаний и практических умений учащихся. Практические работы с использованием инструкций ученики выполняют в группах. Отчет по выполнению практической работы оформляется каждым учеником индивидуально.
Отчеты по выполнению практических работ по химии оформляются в специальных тетрадях.
Тетрадь для практических работ по химии — тонкая тетрадь в клеточку, толщиной 12 — 18 листов.
Тетрадь для практических работ проверяется учителем после каждой проведенной работы, оценки выставляются каждому ученику, с занесением оценок в классный журнал.
При выставлении оценки за практическую работу по химии учитываются такие компоненты: самостоятельное выполнение опыта, объем и качество выполненной работы, правильность написания уравнений химических реакций и выводов. На снижение оценки должны повлиять ошибки, допущенные учеником в процессе выполнения работы (например, плохое владение некоторыми лабораторными умениями), отсутствие аккуратности в работе.
Также оценивается качество ведения записей: аккуратность, выполнение схем, рисунков и таблиц и т.д. Если требования не выполняются, то оценка снижается.
Практические и лабораторные работы проводятся по химии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по химии.
Учитель заранее информирует учащихся о графике выполнения этих работ.
Оценка за лабораторные и практические работы выставляются каждому ученику, присутствовавшему на уроке, когда проводилась данная работа.
Практические и лабораторные работы могут проводиться как индивидуально, так и для пары или группы учащихся.
При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:
1.соблюдение правил по технике безопасности, при выполнении экспериментов.
2.умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы.
3.умение работать самостоятельно или в группах при выполнении задания.
4.темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания.
5.достижение необходимых результатов.
6.оформулирование вывода и результатов работы.
Виды письменных работ по химии.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
1.планы и конспекты классной работы;
2.задачи и упражнения по химии;
3.рефераты по химии;
4. ответы на вопросы по химии;
5.отчеты по выполнению лабораторных и практических работ по химии;
6.самостоятельные и контрольные работы по предмету;
7.домашние творческие работы, которые даются по усмотрению учителя отдельным или группе учащихся.
nsportal.ru
Какие тетради нужны в 9 классе? Какие тетради нужны в 9 классе? В смысле сколько листов?
где то 96 где то 12 где то ваще не нужны )))))
Как и в других классах. Зависит от Вашего почерка.смотря на какие предметы!
А ты точно в 9 класс идешь? Такие вопросы задаешь….
Желательно заводить 96 листов по предметам, которым вы потом будете сдавать гиа
смотря по каким предметам. по тем, где много пишешь, например алгебра, геометрия, можно 96 листовую покупать. а так, думаю, пойдет и 48
48 по предметаам где конспекты, алгебра, геометрия, русский, можно 96, ост. и контрольные 18
Алгебра, геометрия, русский 24, по остальным 48…
touch.otvet.mail.ru
Тетрадь на печатной основе как средство обучения химии и биологии.
Тетрадь на печатной основе как средство обучения химии и биологии.
Важнейшими из задач, которые должен решать учитель, являются задачи обеспечения прочного усвоения учащимися основ наук, развития их творческих и познавательных способностей, обеспечения связи обучения с жизнью, трудового, нравственного и эстетического воспитания. Для успешного решения этих задач педагог применяет различные средства обучения. В помощь учителю разработаны специальные средства обучения, которые позволяют решать целый комплекс педагогических задач.
Это тетради на печатной основе. Их созданием занимались многие авторы, в том числе авторская группа О.С. Габриеляна (тетради учебного комплекта по химии) и авторская группа Сонина (учебный комплект по биологии).
Тетради удобны тем, что экономят учебное время, избавляют ученика от лишних действий, приучают к порядку и организованности, дают возможность отрабатывать практические умения и навыки.
Рабочая тетрадь представляет собой дидактическое пособие к школьному учебнику химии. Это сборник вопросов и упражнений, сгруппированных поурочно, в чем его отличие от задачников, в которых задания подобраны тематически. Рабочая тетрадь включает 65 уроков по семи главам учебника и предназначена для самостоятельной работы учащихся на уроках и дома. Пособие ориентировано на лучшее усвоение и закрепление учебного материала.
Главная особенность заданий рабочей тетради: спрашивается именно то, что нужно знать на данном уроке и на что можно найти ответ в базовом учебнике. Выполнение заданий способствует восприятию материала учебника, помогает акцентировать внимание на ключевых вопросах.
Приводятся примеры решений типовых задач. Обращается внимание на знание формулировок, различных классификационных признаков, химических свойств веществ. Проверяются умения логически мыслить, анализировать. Предложено много расчетных задач и проблемных вопросов.
Характерной чертой многих тетрадей является то, что учащиеся, заполняя специально предусмотренные для этого места, должны отвечать на вопросы, записывать отдельные слова или фразы, выполнять рисунки, решать задачи. Некоторые задания, учитывая возраст учащихся, выполнены в игровой форме.
Например, поиграй в крестики-нолики. Или правильное выполнение задания позволяет отгадать ключевое слово.
Работа в тетради на печатной основе позволяет закрепить пройденный материал в интересной форме, выявляет пробелы в знаниях, если ученик затрудняется в выполнении какого-либо задания.
Инструкции к работам обеспечивают индивидуальный темп их выполнения. Тетради содержат задания по соответствующему параграфу учебника.
nsportal.ru
Тетрадь «Справочные материалы по химии»
ТЕТРАДЬ «СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ХИМИИ»
(из опыта работы учителя химии и биологии Самотоенко Валентины Александровны МКОУ Началовская СОШ Россошанский муниципальный район Воронежская область)
Через пять лет работы я пришла к выводу, что наиболее важное и необходимое почти на каждом уроке химии необходимо фиксировать где-то отдельно.
Вначале это были отдельные листы на твёрдой основе (для более длительного пользования), затем записи вели в конце тетради и, наконец я пришла к осознанию ведения тетради – словаря или тетради-справочника. Называется наша тетрадь «Справочные материалы по химии» 8-11 классы. Объём тетради 80 или 96 листов, которые нумеруются. Вначале идёт содержание с указанием страниц.
Содержание.
1. Определения:
1) Предмет химии
2) Вещество
3) Химический элемент
4) Химическая формула: индекс, коэффициент
5) Сложные вещества
6) Простые вещества
7) Атом
8) Протон
9) Нейтрон
10) Электрон
11) Группа элементов
12) Период
13) Малый период и большой период
14) Главная и побочная подгруппы
15) Физический смысл порядкового номера
16) Физический смысл № периода
17) Физический смысл № группы (для элементов главных подгрупп)
18) Ковалентная связь
19) Ковалентная неполярная связь
20) Ковалентная полярная связь
21) Ионная связь
22) Металлическая связь
23) Степень окисления
24) Оксиды
25) Основания
26) Кислоты
27) Соли
28) Химические реакции
29) Реакции соединения
30) Реакции разложения
31) Реакции замещения
32) Реакции обмена
33) Электролитическая диссоциация
34) Основания с точки зрения ТЭД
35) Кислоты с точки зрения ТЭД
36) Соли с точки зрения ТЭД
37) Окислительно – восстановительные реакции
38) Окислитель
39) Восстановитель
40) Амфотерность
41) Изомерия и изомеры
42) Гомология и гомологи
43) Алканы
44) Циклоалканы
45) Алкены
46) Алкадиены
47) Алкины
48) Арены
49) Спирты
50) Альдегиды
51) Кетоны
52) Карбоновые кислоты
53) Сложные эфиры
54) Жиры
55) Углеводы
56) Амины
57) Аминокислоты
58) Мономер
59) Полимер
60) Белки
61) Нуклеиновые кислоты
62) Скорость химических реакций
63) Химическое равновесие
64) Электролиз
65) Гидролиз
2. Свойства веществ (таблицы)
1) Металлов
2) Неметаллов
3) Оксидов: кислотных, основных, амфотерных
4) Оснований: щелочей, нерастворимых
5) Кислот: растворимых, нерастворимых
6) Солей растворимых
7) Алканы
8) Циклоалканы
9) Алкены
10) Алкадиены
11) Алкины
12) Арены
13) Спирты
14) Альдегиды
15) Кетоны
16) Карбоновые кислоты
17) Сложные эфиры
18) Жиры
19) Углеводы
20) Амины
21) Аминокислоты
22) Важнейшие кислоты и их соли
3. Схемы:
1) Ковалентная связь
2) Ковалентная неполярная связь
3) Ковалентная полярная связь
4) Ионная связь
5) Металлическая связь
6) Гидролиза
7) Электролиза
4. Правила:
1. Составления ионных уравнений реакций
2. Составления окислительно-восстановительных уравнений реакций
5. Алгоритм решения задач различных типов
По этой тетради – справочнику я провожу различные проверочные работы, а это результат деятельности ученика. Слабым учащимся я разрешаю пользоваться данной тетрадью при решении задач, при составлении схем связи и т. д. Многим школьникам нравится ведение такой тетради и это и дополнительная оценка за её ведение.
При обучении учащихся решению расчётных задач я стараюсь ознакомить их с различными способами решения. Так некоторые задачи на определение молекулярной формулы вещества могут быть решены различными способами.
Задача. Полностью замещённое хлорпроизводное предельного углеводорода имеет относительную молекулярную массу 237. Состав этого соединения следующий: Cl – 89,9%, C – 10,1% . Найдите его молекулярную формулу.
1 способ решения. Обозначим искомую молекулярную формулу С хСl у. Учитывая относительные атомные массы углерода и хлора и данные условия задачи, можно записать, что отношение содержания С и Сl в молекуле хлорпроизводного равно: 12х : 35,5у = 10,1 : 89,9. После преобразования получаем для отношения чисел атомов С и Сl в молекуле хлорпроизводного х : у = (10,1 : 12) : (89,9 : 35,5) = 0,84 : 2,53= (0,84: 0,84): (2,53:0,84) = 1:3. Следовательно, простейшая формула хлорпроизводного С Сl 3. Масса, соответствующая простейшей формуле, равна 35,5 *3 +12 =118,5. Согласно условию задачи, относительная молекулярная масса соединения равна 237. Число групп С Сl 3, входящих в состав молекулы, равно 237 : 118,5 =2, следовательно, молекулярная формула – С2 Сl 6.
2 способ решения. При решении данной задачи можно ограничиться знанием только относительной молекулярной массы (237) и того факта, что в задаче речь идёт о полностью хлорированном предельном углеводороде. Запишем формулу полностью хлорированного предельного углеводорода в общем виде как Сn Сl 2n +2. Учитывая, что относительная масса углерода равна 12, а хлора – 35,5, можно составить следующее уравнение для относительной молекулярной массы хлорпроизводного 12n + 355 * (2n + 2) = 237, n = 2. Следовательно, формула хлорпроизводного С2 Сl 6.
3 способ решения. Запишем формулу полностью хлорированного предельного углеводорода в общем виде как Сn Сl 2n +2. Решаем задачу методом подбора. При n = 1 относительная молекулярная масса хлорпроизводного равна 154; при n = 2 относительная молекулярная масса хлорпроизводного равна 237. Следовательно, искомое вещество — С2 Сl 6.
4 способ решения. При решении будем использовать только ту часть условия задачи, в которой говорится, что хлорпроизводное полностью хлорированного предельного углеводорода содержит Cl – 89,9%, C – 10,1%. Сначала находим, как это было уже сделано при решении задачи первым способом, простейшую формулу хлорпроизводного — С Сl 3. Учитывая, что общая формула хлорпроизводного полностью хлорированного насыщенного углеводорода может быть записана как Сn Сl 2n +2. Составляем пропорцию n :1 = (2 n +2) : 3, n = 2. . Следовательно, формула хлорпроизводного С2 Сl 6.
Знание различных способов решения задач способствует выработке умений применять рациональные способы расчётов в различных областях научной и практической деятельности.
Решение задач на растворимость и перекристаллизацию солей, не содержащих кристаллизационную воду, значительно упрощается, если их условия записывать в виде таблиц.
Задача 1. Растворимость соли при 1000 составляет 120 г, а при 00 – 20 г. Соль какой массой выкристаллизуется из насыщенного при 1000 раствора, если его охладить до 00?
Решение. Запишем условие задачи.
Температура, 0С | Растворимость, г/100г воды |
100 0 | 120 — 20 |
Между цифрами правой графы ставим знак « — «. Тогда из такой записи условия задачи видно, что из раствора, содержащего воду массой 100 г, при охлаждении выкристаллизуется соль массой 100 г (120 – 20).
Ответ: из раствора выкристаллизуется соль массой 100 г.
Задача 2. Вычислите массу бертолетовой соли, которая выкристаллизуется из насыщенного при 800 раствора массой 70 г при его охлаждении до 100?
По кривой растворимости находим, что при 800 в воде массой 100 г растворяется бертолетовая соль массой 40 г, а при 100 – 5 г. Эти данные записываем в виде таблицы. Но так как здесь речь идёт о растворе, то в таблицу вводим ещё одну графу, отражающую массу раствора.
Температура, 0С | Растворимость, г/100г воды | Масса раствора, г |
80 10 | 40 — 5 | 70 |
Далее рассуждаем следующим образом: из раствора массой 140 г выкристаллизовывается соль массой 35 г, а из раствора массой 70 г – х г. Отсюда находим: х = 70*35:140 =17,5.
Ответ: из данного раствора выкристаллизуется соль массой 17,5 г.
Задача 3. Растворимость соли при 1200 равна 70 г, а при 50 – 10 г. Сколько соли и воды (в г) необходимо взять для получения чистой соли массой 1 кг, если перекристаллизация проводится из насыщенного при 1200 раствора, охлаждаемого до 50?
Решение. Запишем данные условия задачи:
Температура, 0С | Растворимость, г/100г воды | Масса соли, г |
120 5 | 70 — 10 | х |
Рассуждаем следующим образом: из раствора, содержащую соль массой 70 г, выделится соль массой 60 г, а из раствора, содержащую соль массой х г, — 1000 г. Х = 70*1000:60 = 1167. Для растворения соли массой 70 г при 1200 необходима вода массой 100 г, а для растворения соли массой 1167 г – у г. У = 1167 * 100 :70 = 1668.
Ответ: для получения чистой соли массой 1 кг необходимо взять соль и воду массами соответственно 1167 г и 1668 г.
Научить ученика решать задачи по химии различного уровня сложности только таким образом можно говорить об эффективном усвоении курса химии. К любой задаче необходимо подходить творчески. А если школьник изучил и решил большое количество задач различных типов, то я думаю, он сможет успешно справиться с задачами и на ЕГЭ. И мой опыт работы подтверждает это. Мои ученики решают задачи и учились, и учатся в высших и средних учебных заведениях.
www.metod-kopilka.ru
Химический словарь или справочная тетрадь по химии.
Из опыта работы.
Химический словарь или справочная тетрадь по химии.
Химия – интересный, но сложный предмет. К сожалению, в учебниках мало внимания уделяется объяснению некоторых важных вопросов, например, решению задач.
Поэтому мои ученики, кроме рабочей, имеют еще одну обязательную тетрадь – химический словарь или справочную тетрадь по химии.
В отличие от рабочих тетрадей, которых может быть даже две в течение одного учебного года, словарь — это единая тетрадь на весь курс обучения химии. Лучше всего, если эта тетрадь будет иметь 48 листов и прочную обложку.
В конце нашей справочной тетради представлен материал в виде таблиц и схем. Вначале располагается самая первая таблица «Химические элементы. Химические знаки». Затем таблицы «Валентность», «Кислоты», «Индикаторы», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Ряд электроотрицательности».
Особенно хочу остановиться на содержании таблицы «Соответствие кислот кислотным оксидам»:
Соответствие кислот кислотным оксидам | ||||
Кислотный оксид | Кислота | |||
Название | Формула | Название | Формула | Кислотный остаток, валентность |
оксид углерода (II) | CO2 | угольная | H2CO3 | CO3(II) |
оксид серы (IV) | SO2 | сернистая | H2SO3 | SO3(II) |
оксид серы (VI) | SO3 | серная | H2SO4 | SO4(II) |
оксид кремния (IV) | SiO2 | кремниевая | H2SiO3 | SiO3(II) |
оксид азота (V) | N2O5 | азотная | HNO3 | NO3(I) |
оксид фосфора (V) | P2O5 | фосфорная | H3PO4 | PO4(III) |
Без понимания и запоминания этой таблицы затрудняется составление уравнений реакций кислотных оксидов со щелочами. Например:
CO2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O
При изучении теории электролитической диссоциации записываем схемы и правила.
Вещества
электролиты неэлектролиты
кислоты 1. простые вещества
соли
основания 2. большинство
органических веществ
Электролиты
сильные слабые
все щелочи 1. нерастворимые основания
2. почти все соли и NH4OH
3. кислоты HCl, HBr, HJ, HNO3, H2SO4. 2. вода;
3. HF, H2S, H2SiO3, H3PO4,
H2CO3, H2SO3
Правила составления ионных уравнений:
1. В виде ионов записывают формулы сильных электролитов, растворимых в воде.
2. В молекулярном виде записывают формулы простых веществ, оксидов, слабых электролитов и всех нерастворимых веществ.
3. Формулы малорастворимых веществ в левой части уравнения записывают в ионном виде, в правой – в молекулярном.
Физические величины | |||
Обозначение | Название | Единицы | Формулы |
ν | количество вещества | моль | ν = N / NA; ν = m / М; ν = V / Vm (для газов) |
NA | постоянная Авогадро | молекулы, атомы и другие частицы | NA = 6,02 ∙ 1023 |
N | число частиц | молекулы, атомы и другие частицы | N = NA ∙ ν |
M | молярная масса | г/моль, кг/кмоль | M = m / ν ; / М/ = М r |
m | масса | г, кг | m = M ∙ ν ; m = ρ ∙ V |
Vm | молярный объём газа | л / моль, м3/кмоль | Vm = 22,4 л / моль=22,4 м3/кмоль |
V | объём | л, м3 | V = Vm∙ ν (для газов) ; V = m / ρ |
ρ | плотность | г / мл ; г / л | ρ = m / V; ρ = M / Vm (для газов) |
При обучении учащихся способам решения расчётных задач очень большое значение придаю алгоритмам. Я считаю, что строгие предписания последовательности действий позволяют слабому ученику разобраться в решении задач определённого типа. Для сильных учеников — это возможность выхода на творческий уровень своего дальнейшего химического образования и самообразования, так как для начала нужно уверенно овладеть сравнительно небольшим числом стандартных приёмов. На базе этого разовьётся умение правильно их применять на разных стадиях решения более сложных задач. Поэтому алгоритмы решения расчётных задач составлены мною для всех типов задач школьного курса и для факультативных занятий.
Приведу примеры некоторых из них.
Алгоритм решения задач по химическим уравнениям.
1. Записать кратко условие задачи и составить химическое уравнение.
2. Над формулами в химическом уравнении надписать данные задачи, под формулами пописать число моль (определяют по коэффициенту).
3. Найти количество вещества, масса или объём которого даны в условии задачи, по формулам:
ν = m / M; ν = V / Vm (для газов Vm = 22, 4л/моль).
Полученное число надписать над формулой в уравнении.
4. Найти количество вещества, масса или объём которого неизвестны. Для этого провести рассуждение по уравнению: сравнить число моль по условию с числом моль по уравнению. При необходимости составить пропорцию.
5. Найти массу или объём по формулам: m = M ν; V = Vm ν.
Данный алгоритм – это основа, которую должен освоить ученик, чтобы в дальнейшем он смог решать задачи по уравнениям с различными усложнениями.
Задачи на избыток и недостаток.
Если в условии задачи известны количества, массы или объёмы сразу двух реагирующих веществ, то это задача на избыток и недостаток.
При её решении:
Нужно найти количества двух реагирующих веществ по формулам:
ν = m /M; ν = V/Vm .
2. Полученные числа моль надписать над уравнением. Сравнив их с числом моль по уравнению, сделать вывод о том, какое вещество дано в недостатке.
3. По недостатку производить дальнейшие расчёты.
Задачи на долю выхода продукта реакции,
практически полученного от теоретически возможного.
По уравнениям реакций проводят теоретические расчёты и находят теоретические данные для продукта реакции: ν теор., m теор. или Vтеор.. При проведении реакций в лаборатории или в промышленности происходят потери, поэтому полученные практические данные ν практ. ,
m практ. или V практ. всегда меньше теоретически рассчитанных данных. Долю выхода обозначают буквой η (эта) и рассчитывают по формулам:
η (эта) = ν практ./ ν теор. = m практ./ m теор. = Vпракт. / Vтеор.
Выражают её в долях от единицы или в процентах. Можно выделить три типа задач:
1 тип.
Если в условии задачи известны данные для исходного вещества и доля выхода продукта реакции, при этом нужно найти ν практ., m практ. или Vпракт. продукта реакции.
Порядок решения:
1. Произвести расчёт по уравнению, исходя из данных для исходного вещества, найти νтеор., m теор. или Vтеор. продукта реакции;
2. Найти массу или объём продукта реакции, практически полученного, по формулам: m практ. = m теор. η; Vпракт. = Vтеор. η; ν практ. = νтеор. η.
2 тип.
Если в условии задачи известны данные для исходного вещества и ν практ., m практ. или Vпракт. полученного продукта, при этом нужно найти долю выхода продукта реакции.
Порядок решения:
1. Произвести расчёт по уравнению, исходя из данных для исходного вещества, найти
ν теор., m теор. или Vтеор. продукта реакции.
2. Найти долю выхода продукта реакции по формулам:
η = ν практ. / ν теор. = m практ. / m теор. = Vпракт. /Vтеор.
3 тип.
Если в условии задачи известны ν практ., m практ. или V практ. полученного продукта реакции и доля выхода его, при этом нужно найти данные для исходного вещества.
Порядок решения:
1. Найти ν теор., m теор. или Vтеор. продукта реакции по формулам:
ν теор. = ν практ . / η; m теор. = m практ. / η; Vтеор. = Vпракт. / η.
2. Произвести расчёт по уравнению, исходя из ν теор., m теор. или V теор. продукта реакции и найти данные для исходного вещества.
Конечно, эти три типа задач мы рассматриваем постепенно, отрабатываем умения решения каждого из них на примере целого ряда задач.
Задачи на смеси и примеси.
Смеси
жидкие твёрдые газообразные
(растворы)
m см = m ч.в. + m прим.
Чистое вещество – это то, которого в смеси больше, остальное – примеси. Обозначения: масса смеси – m см., масса чистого вещества – m ч.в., масса примесей – m прим., массовая доля чистого вещества — ω ч.в.
Массовую долю чистого вещества находят по формуле: ωч.в. = mч.в. / m см., выражают её в долях от единицы или в процентах. Выделим 2 типа задач.
1 тип.
Если в условии задачи дана массовая доля чистого вещества ил массовая доля примесей, значит, при этом дана масса смеси. Слово «технический» тоже означает наличие смеси.
Порядок решения: 1. Найти массу чистого вещества по формуле: m ч.в.= ωч.в. · m см.
Если дана массовая доля примесей, то предварительно нужно найти массовую долю
чистого вещества: ωч.в. = 1 — ωприм.
2. Исходя из массы чистого вещества, производить дальнейшие расчёты по уравнению.
2 тип.
Если в условии задачи дана масса исходной смеси и n, m или V продукта реакции, при этом нужно найти массовую долю чистого вещества в исходной смеси или массовую долю примесей в ней.
Порядок решения:
1. Произвести расчёт по уравнению, исходя из данных для продукта реакции, и найти
n ч.в. и m ч.в.
2. Найти массовую долю чистого вещества в смеси по формуле: ω ч.в. = m ч.в. / m см.
и массовую долю примесей: ωприм. = 1 — ωч.в
Закон объёмных отношений газов.
Объёмы газов относятся так же, как их количества веществ:
V1 / V2 = ν1 / ν2
Этот закон применяют при решении задач по уравнениям, в которых дан объём газа и нужно найти объём другого газа.
Объёмная доля газа в смеси.
φ = Vг / Vсм, где φ (фи) – объёмная доля газа.
Vг – объём газа, Vcм – объём смеси газов.
Если в условии задачи даны объёмная доля газа и объём смеси, то, прежде всего, нужно найти объём газа: Vг = φ • Vсм.
Объём смеси газов находят по формуле: Vсм = Vг / φ.
Объём воздуха, затраченный на сжигание вещества, находят через объём кислорода, найденный по уравнению:
Vвозд. = V(О2) / 0,21
Вывод формул органических веществ по общим формулам.
Органические вещества образуют гомологические ряды, которые имеют общие формулы. Это позволяет:
Выражать относительную молекулярную массу через число n.
Mr (CnH2n + 2) = 12 • n + 1• (2n + 2) = 14n + 2.
Приравнивать Mr, выраженную через n, к истинной Mr и находить n.
Составлять уравнения реакций в общем виде и производить по ним вычисления.
Вывод формул веществ по продуктам сгорания.
Проанализировать состав продуктов сгорания и сделать вывод о качественном составе сгоревшего вещества: Н2О Н, СО2 С, SO2 S, P2O5 P, Na2CO3 Na, C.
Наличие кислорода в веществе требует проверки. Обозначить индексы в формуле через x, y, z. Например, СxНyОz (?).
Найти количество веществ продуктов сгорания по формулам:
= m / M и = V / Vm.
3. Найти количества элементов, содержавшихся в сгоревшем веществе. Например:
(С) = (СО2), (Н) = 2 (Н2О), (Na) = 2 (Na 2CO3), (C) = (Na 2CO3) и т.д.
4. Если сгорело вещество неизвестного состава, то обязательно нужно проверить, содержался ли в нём кислород. Например, СxНyОz (?), m (O) = m в–ва – (m (C) + m(H)).
Предварительно нужно найти: m(C) = (C) 12г/моль, m(H) = (H) 1 г / моль.
Если кислород содержался, — найти его количество: (О) = m(C) / 16 г / моль.
5. Если известны данные для нахождения истинной молярной массы вещества, — найти её по формулам: М = Vm, M1 = D2 M2.
6. Найти количество сгоревшего вещества по формулам.
7. Найти соотношения индексов по отношению количеств элементов, включив в соотношение и количество сгоревшего вещества. Например:
в – ва : x : y : z = в – ва : (С) : (Н) : (О).
Числа привести к целым, разделив их наименьшее.
Написать истинную формулу.
Вывод формул веществ по массовым долям элементов.
Написать формулу, обозначив индексы через x, y, z.
Найти соотношение индексов, для этого массовую долю каждого элемента разделить на его атомную массу: x : y : z = ω1 / Ar1 : ω 2 / Ar2 : ω 3 / Ar3.
Полученные числа привести к целым, разделив их на наименьшее из них. При необходимости после деления домножить на 2, 3, 4, 5.
Этим способом решения определяют простейшую формулу. Для большинства неорганических веществ она совпадает с истинной, для органических – наоборот.
Вывод формул веществ по массовым долям элементов, если известны данные для нахождения молярной массы вещества.
Найти молярную массу вещества по формулам:
если известна плотность газа: М = Vm = г / л 22, 4л / моль; = m / V.
если известна относительная плотность: М1 = D2 М2, M = DH2 2, M = DO2 32,
M = D возд. 29, М = DN2 28 и т.д.
Далее эту задачу можно решать разными способами. Например:
1 способ: найти простейшую формулу вещества (см. предыдущий алгоритм) и простейшую молярную массу. Затем сравнить истинную молярную массу с простейшей и увеличить индексы в формуле в нужное число раз.
2 способ: найти индексы по формуле n = ω (э) Mr / Ar(э).
Если неизвестна массовая доля одного из элементов, то её нужно найти. Для этого из 100 % или из единицы вычесть массовую долю другого элемента.
Постепенно в курсе изучения химии в химическом словаре происходит накопление алгоритмов решения задач разных типов. И ученик всегда знает, где ему найти нужную формулу или нужные сведения для решения задачи.
Многим учащимся нравится ведение такой тетради, они сами дополняют её различными справочными материалами.
Что касается факультативных занятий, то мы с учениками тоже заводим отдельную тетрадь для записи алгоритмов решения задач, выходящих за рамки школьной программы. В этой же тетради для каждого типа задач записываем 1 – 2 примера, остальные задачи они решают уже в другой тетради. И, если вдуматься, то среди тысяч разных задач, встречающихся на экзамене по химии во всех ВУЗах, можно выделить задачи 25 – 30 различных типов. Конечно, среди них – множество вариаций.
В разработке алгоритмов решения задач на факультативных занятиях мне во многом помогло пособие А.А. Кушнарёва. (Учимся решать задачи по химии, — М., Школа – пресс, 1996).
Умение решать задачи по химии это основной критерий творческого усвоения предмета. Именно через решение задач различных уровней сложности может быть эффективно усвоен курс химии.
Если ученик имеет чёткое представление обо всех возможных типах задач, прорешал большое количество задач каждого типа, то ему по силам справиться со сдачей экзамена по химии в виде ЕГЭ и при поступлении в вузы.
multiurok.ru