cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Как решать графики по обществознанию егэ – Как выполнить задание №10 ЕГЭ по обществознанию (часть 1)

Содержание

Как выполнить задание №10 ЕГЭ по обществознанию (часть 1)

03 февраля 2017 г.

При выполнении задания под номером 10 в ЕГЭ по Обществознанию часто возникают затруднения. Казалось бы, задание оценивается первичным одним баллом, однако, тратя на него время, хотелось бы этот балл получить, поскольку в этом задании нет возможностей для ошибки. Данное задание связано с анализом экономического графика, на котором происходят изменения либо спроса, либо предложения на определенном рынке.

Материал подготовлен преподавателем
Образовательного центра «Ависта» Волковой Е.В.

Первое, что хотелось бы отметить, это необходимость четкого запоминания букв-символов, которыми обозначаются спрос и предложение. Так, спрос — это всегда D, новое положение, вызванное воздействием на него факторов — D1, в свою очередь предложение обозначается — S, а новое положение, вызванное воздействием на него факторов — S1.

Во-вторых, с целью экономии времени и сил, при анализе экономического графика, следует обратить внимание, в большей степени, на «вектор» смещения либо спроса, либо предложения. В качестве универсального правила, необходимо запомнить, что если спрос, либо предложение перемещаются в правовую сторону, то они на рынке возрастают, а если в левую, то снижаются. Примеры:

А) увеличение предложения

Б) увеличение спроса

В) уменьшение предложения

Г) уменьшение спроса

Таким образом, определившись с тем, что произошло со спросом или предложением, вы четко должны выбрать какие неценовые факторы изменения спроса или предложения смогли вызвать данные сдвиги. Да, именно знание неценовых факторов, которые могут повлиять на изменения спроса или предложения, позволят вам правильно выполнить данное задание.

 

Продолжение следует! Следите за новостями в нашем блоге!

avista-center.ru

Задание №10 ЕГЭ по обществознанию


Экономика. Анализ графиков и схем.


Десятое задание ЕГЭ по обществознанию завершает блок номеров, относящихся к теме «Экономика». В нем необходимо анализировать приведенные графики и схемы, отвечая на связанный с ними вопрос.

10 номер экзамена относится к базовому уровню сложности, поэтому за него можно получить 1 балл — в том случае, если в ответе отсутствуют ошибки.

Для тех, кто хорошо разобрался с различными графиками – как правило, они представлены кривыми спроса и предложения и факторами изменения их положения – задание не должно быть сложным, однако потренироваться в любом случае будет полезно. Большую роль здесь играет внимательность: часто многие варианты ответов можно отвергать сразу, потому что они относятся не к тому виду кривой, которая представлена в задании.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем условие задания;
  2. Анализируем приведенные варианты и график;
  3. Соотносим данные варианты ответов с графиком и определяем верные положения;
  4. Записываем ответ.

Разбор типовых вариантов заданий №10 ЕГЭ по обществознанию


Первый вариант задания

На графике отображено изменение предложения легковых автомобилей на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (P – цена товара; Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? В ответ занесите цифры, под которыми они указаны.

  1. Повышение процентов по автокредитам.
  2. Рост тарифов на электроэнергию.
  3. Снижение цен на комплектующие изделия для автомобилей.
  4. Снижение возраста получения водительских прав.
  5. Рост числа производителей автомобилей.

Для выполнения задания нужно знать, какие факторы могут повлиять на спрос, а какие – на предложение. Разберем все варианты по порядку. Повышение процентов по автокредитам актуально для тех, кто приобретает машины, а не производит их – значит, этот вариант точно не подходит, поскольку в задании речь идет о кривой предложения, а не спроса. Рост тарифов на электроэнергию может повлиять на предложение, однако такая ситуация скорее привела бы к его снижению, а на графике видно, что предложение увеличилось – этот вариант также неверен. А вот следующий – снижение цен на комплектующие – уже можно записать в число подходящих, ведь это позволяет производителям увеличить закупки комплектующих и объемы производства самих автомобилей. Снижение возраста получения прав, опять же, относится к спросу, а не предложению. Последний же вариант однозначно подходит: производителей становится больше, следовательно, растет и ассортимент продукции их сегмента.

Ответ: 35.


Второй вариант задания

На графике отображена ситуация на рынке обуви: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (P – цена товара; Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? В ответ занесите цифры, под которыми они указаны.

  1. Рост транспортных издержек по доставке товара в магазины.
  2. Обострение конкуренции между производителями.
  3. Рост цен на используемые для производства материалы.
  4. Рост уровня доходов граждан.
  5. Увеличение спроса на товары отечественных производителей.

В этом примере также анализируем кривую предложения, однако здесь оно не увеличилось, а, наоборот, снизилось. Первый фактор – рост транспортных издержек – подходит; транспортные расходы вообще играют довольно большую роль в организации производства. А вот рост конкуренции к факторам предложения не относится. В отличии от роста цен на используемые материалы – предприятиям пришлось снизить объемы выпуска продукции из-за увеличения их себестоимости. Последние два фактора влияют на спрос, а к предложению не относятся.

Ответ: 13.


Третий вариант задания

На графике отображена ситуация на рынке трикотажных изделий: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. (P – цена товара; Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? В ответ занесите цифры, под которыми они указаны.

  1. Снижение уровня доходов граждан.
  2. Мода на трикотажные изделия в этом сезоне.
  3. Повышение уровня доходов граждан.
  4. Падение цен на материалы для производства.
  5. Увеличение платы за электроэнергию.

На графике видно, что спрос на трикотажные изделия повысился. Снижение уровня доходов граждан скорее привело бы к падению спроса, а не к его росту. А вот мода часто ведет к тому, что те или иные изделия оказываются более востребованы у покупателей. Повышение уровня доходов граждан также является причиной для увеличения спроса на изделия. Падение цен на материалы для производства и увеличение платы за электроэнергию относятся к факторам предложения и ведут к его снижению.

Ответ: 23.


Четвертый вариант задания

На графике отображена ситуация на рынке бытовой техники: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. (P – цена товара; Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? В ответ занесите цифры, под которыми они указаны.

  1. Увеличение числа производителей.
  2. Снижение уровня доходов потребителей.
  3. Рост цен на комплектующие изделия.
  4. Повышение цен на товары данной категории.
  5. Рост уровня доходов граждан.

Как видим, кривая сдвинулась влево – значит, спрос на бытовую технику упал. Увеличение числа производителей вряд ли могло на это повлиять, а вот падение уровня доходов потребителей точно относится к одному из факторов снижения спроса. Рост цен на комплектующие изделия – фактор предложения, а не спроса. Повышение цен на бытовую технику могло повлиять на то, что люди стали меньше ее покупать – значит, этот вариант подходит. А рост уровня доходов граждан, напротив, привел бы к росту спроса, а не к его падению.

Ответ: 24.


Пятый вариант задания

На графике отображена ситуация на рынке морепродуктов: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (P – цена товара; Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? В ответ занесите цифры, под которыми они указаны.

  1. Повышение пошлин на ввоз в страну товаров данной категории.
  2. Снижение числа поставщиков данной продукции в магазины.
  3. Рост уровня доходов граждан.
  4. Популярность кулинарных шоу о японской кухне.
  5. Снижение уровня доходов граждан.

Поскольку речь идет о предложении, первое положение подходит – ведь такие меры приводят к тому, что компании снижают объемы своих поставок, и, следовательно, предложение снижается, что и показано на графике. Второе положение также верно – поставщиков стало меньше, и их товара тоже. А вот следующие три положения характеризуют спрос и не влияют на кривую предложения – значит, все они в данном случае неверны.

Ответ: 12.


Шестой вариант задания

На графике отображена ситуация на рынке услуг салонов красоты: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. (P – цена товара; Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? В ответ занесите цифры, под которыми они указаны.

  1. Популярность услуг специалистов, работающих на дому.
  2. Рост уровня доходов граждан.
  3. Снижение уровня доходов граждан.
  4. Мода на частичное окрашивание волос и сложные прически.
  5. Сокращение числа специалистов, готовых работать в салонах красоты.

Первая ситуация скорее привела бы к снижению спроса, а на графике мы видим, что он растет – значит, оно не подходит. Рост уровня доходов граждан, наоборот, можно считать одной из причин большего спроса на услуги салонов красоты, а вот его снижение привело бы к уменьшению спроса. Четвертое положение также может служить одной из причин повышения спроса, а вот пятое привело бы к снижению предложения.

Ответ: 24.

spadilo.ru

Задание 10 ЕГЭ по обществознанию

В прошлый раз мы с вами разбирали задание 20 ЕГЭ по обществознанию, а сейчас давайте разберем десятое задание.

В десятом задании необходимо выяснить причины, которые могли привести к изменению (повышению или понижению) спроса и предложения на рынке.

Читаем задание.

На рисунке отражено изменение предложения молочных продуктов на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение — S1 (P — цена, Q — количество.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) уменьшение стоимости кормов для коров

2) ожидание роста потребления молочных продуктов

3) банкротство нескольких молочных ферм

4) повышение цен на энергоносители

5) строительство новых заводов молочной продукции

Вспомним одно простое правило: “Всё, что вправо, то растет”. Это верно и для графиков спроса, и для графиков предложения.

Значит, в нашем случае предложение выросло. Производители стали больше предлагать продукции на рынок. Понятно, что любой производитель предлагает продукцию тогда, когда ее можно гарантированно и выгодно продать. Например, вырос спрос на продукцию. Или, допустим, снизились затраты на производство продукции. Тогда можно больше прибыли получить. Также вызвать повышение предложения может количественное увеличение числа производителей.

Смотрим, что у нас есть.

1) уменьшение стоимости кормов для коров

Молочные продукты могут быть разные: козьи, лошадиные, верблюжьи и др. Но все-таки самый распространенный вариант в разных местностях —  это коровье молоко. Если уменьшилась стоимость кормов для коров, значит, снизились издержки на производство молока, и можно получить прибыль, даже если несколько снизится цена. То есть это одна из причин, которые могут привести к увеличению предложения.

Один выбираем.

2) ожидание роста потребления молочной продукции

Если увеличился спрос на продукцию, или, как в данном случае, ожидается, что он увеличится, то это может подтолкнуть рост предложения. Подтолкнуть производителей к тому, чтобы производить продукции больше. В условиях рынка продавец и потребитель друг от друга зависят. И производитель должен производить то, что пользуется спросом. Чем выше спрос, тем выше и вероятность получения прибыли.

Выбираем 2.

3) банкротство нескольких молочных ферм

Трудно сказать, как это отразится на состоянии рынка. Может быть, и никак, если ферм очень много, а эти фермы мелкие. Скорее всего, предложение снизится: ведь производителей стало меньше.

Пропускаем.

4) повышение цен на энергоносители

Это обратная ситуация по сравнению с кормами. Цены на энергоносители повысились. В современных условиях содержание коров от этого зависит: электродоильные аппараты, освещение на фермах и т. д. Это все связано с затратами на электроэнергию. Увеличатся издержки, а значит, станет менее выгодно производить продукцию.

Не подходит.

5) строительство новых заводов молочной продукции

Если вы выбрали этот пункт, то безусловно правы. Потому что увеличивается количество производителей, а значит, это приведет к увеличению предложения.

Этот пункт нам подходит.

Итого у нас три правильных ответа: 125.

Успехов на экзамене!

 

urokidoma.org

ЕГЭ Экономика. Тема 12. Рынок |

Рынок — это совокупность всех отношений, организация сотрудничества людей друг с другом по поводу купли-продажи товаров и услуг.

Рынок в узком смысле — это отношения продавца и покупателя по воду купли – продажи товара в конкретный момент в  конкретном месте.

Условия возникновения рынка

  • Частная собственность
  • Свобода предпринимательства
  • Личный интерес участников рынка
  • Конкуренция
  • Свободное ценообразование

Признаки рынка

  • Нерегулируемая цена
  • Нерегулируемый спрос
  • Нерегулируемое предложение

Функции рынка

  • Посредническая — связывает продавцов и покупателей
  • Ценообразовательная— цена формируется в соответствии с законами рынка, то есть спроса и предложения
  • Информационная – на рынке можно получить полную информацию о производителе, товаре, продавце.
  • Регулирующая — благодаря спросу и предложению устанавливается равновесие товаров и услуг
  • Санирующая – рынок освобождается от неэффективных производителей и продавцов.
  • Стимулирующая – внедрение новых технологий улучшение качества продукции и услуг, иначе можно оказаться неконкурентоспособным на рынке.

Типы рынков

Типы рынков по отношению к закону

  • Легальный (то есть оформленный официально)
  • Нелегальный (или теневой, не имеет законного основания для деятельности)

Причины появления нелегальных рынков

  • Продажа запрещённых товаров( наркотики, яды, оружие)
  • Продажа некачественного или просроченного товара
  • Нежелание платит налоги

Типы рынков по предлагаемым товарам и услугам

  • Потребительские товары и услуги ( одежда, продукты питания, мебель, услуги парикмахера и пр.)
  • Продажа факторов производства(земля, полезные ископаемые, лес, технические ресурсы и пр.)
  • Рынок труда ( места для трудоустройства, вакансии)
  • Рынок научно-технических разработок, инноваций
  • Рынок средств производства( машины, оборудование)
  • Рынок валюты
  • Рынок информации (получил особенное распространение с появлением Интернета)
  • Рынок инвестиций (то есть долгосрочных вложений)

 

Типы рынков по территориальному признаку

  • Местный ( городской, сельский)
  • Национальный (российский)
  • Региональный( европейский)
  • Мировой

Типы рынков по конкуренции

  • Рынок свободной или совершенной конкуренции
  • Рынок несовершенной конкуренции или монополистический рынок.

Типы рынков по субъектам, вступающим в обмен

  • Рынок потребителей
  • Рынок производителей
  • Рынок оптовиков
  • Рынок госуслуг

Типы рынков по степени насыщенности товаров

  • Равновесный
  • Дефицитный
  • Избыточный

Основные законы рынка

Закон спроса

Спрос — это такое количество товаров и услуг, которое покупатель готов и способен приобрести по данной цене в данное время.

Закон спроса гласит: чем выше цена, тем ниже спрос, и чем ниже цена, тем выше спрос.

Спрос зависит

  • От денежных доходов покупателей
  • От размеров рынка ( чем больше размер рынка, тем меньше будет спрос на ваш товар).
  • От льгот потребителям (различные скидки, акции увеличивают спрос)
  • Субъективные вкусы населения (например, жители приморских городов предпочитают морепродукты, в то время, как в центре России они пользуются меньшим спросом).
  • Наличие товаров- заменителей( какой-то товар стоит значительно выше его заменителя, то предпочтение отдают более дешёвому, например, апельсины и мандарины, чай и кофе).

Закон предложения

Предложение — это количество товаров и услуг, которое производитель может предложить по данной цене в данное время.

Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение.

Предложение зависит

  • От цен на ресурсы (например, повысили цены на электроэнергию, снизилось предложение, так как увеличились расходы предпринимателя)
  • От налогов
  • От товаров-заменителей на рынке
  • От количества на рынке аналогичной продукции
  • От уровня технического прогресса и степени его использования предпринимателями

Эластичность спроса и предложения.

Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся условиям рынка называется эластичностью.

Эластичность спроса – это  реагирование  спроса на изменение цен, насколько быстро или нет он изменяется. Эластичность спроса по цене, или

ценовая эластичность спроса, показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Эластичность предложения —  это  реагирование  предложения на изменение цен, насколько быстро или нет оно изменяется – увеличивается или уменьшается. Эластичность предложения  по цене, или ценовая эластичность предложения,  показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина предложения  на товар при изменении его цены на один процент.

Цена

Цена — это денежное выражение стоимости товара на рынке.

Она может равняться стоимости товара, быть выше или ниже её.

Цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель может приобрести товар.

Цена предложения — минимальная цена, по которой предприниматель может продать товар.

Рыночная цена — (или её называют равновесная цена) – цена, при которой объём спроса равен объёму предложения.

Дефицит — спрос выше предложения.

Профицит товаров — спрос ниже предложения.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

obschestvoznanie-ege.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *