Как осуществлялась передача достижений культуры в первобытном обществе – Как осуществляется передача достижений культуры новым поколениям?
Тема: Культура первобытного общества
Ранние формы культуры. Основные черты первобытной культуры.
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытная культура определила дальнейшее развитие человечества. Иногда первобытность называют детством человечества.
Культура первобытного общества. Имеет еще название архаической культуры. Существовала на протяжении самого длительного периода в истории человечества
Возникновение культуры непосредственно связано с происхождением человека, который, по мнению современных учёных, появился около 2,5 млн лет назад.
Изучение первобытной культуры особенно интенсивно велось в XIX веке, когда было достаточно примеров — племен, которые находились на уровне развития первобытной культуры. Изучение подобных народов, а также археологические раскопки позволили сделать выводы о первобытной культуре.
Длительность первобытной эпохи в истории разных народов имеет свои временные вариации. Ее конец соответствует появлению у каждого из отдельных народов первых цивилизаций, которые возникают приблизительно в IV — I тыс. до н.э.
Всю историю первобытного общества археологи разделили на три эпохи:
Древнейшей из трех эпох является каменный век. В свою очередь он подразделяется на три периода:
древний каменный век (или палеолит 2,5 млн. лет — 14 тыс. лет назад)
средний каменный век (мезолит 13 —8 тыс. лет назад)
новый каменный век (неолит) 8— 4 тыс. лет назад
Иногда выделяют еще энеолит (медно-каменный век 5 — 3 тыс. до н.э. — переход от камня к металлу). Хронологические рамки бронзового века занимают III — II тыс. до н.э. А в I тыс. до н.э. начинается железный век.
Начальной формой организации общества при палеолите было так называемое первобытное стадо или праобщина. Это был очень длительный период существования человечества, когда человек начал выделяться из животного мира, постепенно накапливал опыт изготовления и использования орудий труда. Эти орудия первоначально были очень примитивными: ручные рубила из кремня, разнообразные скребла, палки-копалки, остроконечники и т.д. Постепенно в период позднего палеолита человек научился добывать огонь, что сыграло очень важную роль в его жизни. Огонь стал использоваться для приготовления пищи, отпугивания хищников, а позже — для изготовления первых металлических изделий и глиняной посуды.
Первобытное стадо жило под открытым небом или использовало пещеры. Специальные жилища, которые напоминали собой землянки или полуземлянки появились только в период мезолита. Хозяйство имело присваивающий характер.Люди занимались собирательством или охотой и поэтому полностью зависели от природы. Такой способ хозяйствования не мог обеспечить необходимого количества пищи поэтому все свое свободное время человек тратил на ее поиски. Для этого ему приходилось вести кочевой образ жизни. Поэтому количество населения было невелико, продолжительность жизни не превышала 30 лет.
Важным фактором жизни первобытного человека следует считать необходимость совместного труда для добывания пищи, что в свою очередь требовало от людей общения, взаимопонимания, воспитывало умение жить в коллективе, способствовало преодолению зоологического индивидуализма. На протяжении тысячелетий происходил процесс ограничения биологических инстинктов прачеловека, который сопровождался формированием норм поведения, обязательных для каждого члена первобытного стада. Таким образом, единство материального и духовного факторов в жизни первобытного общества стало характерным для первобытной культуры как синкретичного явления
(нерасчлененность,комплексность, слитность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние).Процесс развития шел очень медленно, поэтому культура первобытного общества считается стабильной.Однако постепенно материальная культура усовершенствовалась (появились специальные орудия труда: резцы, ножи, иголки, топор, лук и стрелы). Постепенно развивалась и духовная культура — появился язык.
Важное место в жизни первобытного общества играло также искусство, которое способствовало передаче опыта и знаний. Первыми рисунками были изображения животных, сцены охоты на них. Наиболее известны рисунки из пещеры Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Капова (Урал).
Среди изображений на стенах пещер палеолитический человек оставил рисунки коней, диких быков, носорогов, бизонов, львов, медведей, мамонтов. Этих зверей рисовали, кроме того, на них охотились, видели в них основной источник своего существования, а также их боялись как своих потенциальных врагов. В большинстве случаев рисунки покрыты дырками и царапинами от стрел, что подтверждает взгляд на наскальную живопись, как на составную часть магических ритуалов первобытных людей.
Постепенно человек все больше покорял природу. Поэтому в изобразительном искусстве и фольклоре человек постепенно стал занимать центральное место, становясь главным предметом изображения.
Одним из первых свидетельств внимания первобытного человека к себе, к проблемам своего происхождения можно считать «палеолитические Венеры». Так археологи назвали многочисленные женские скульптуры из камня, кости или глины, которые находили в разных концах Европы и Азии. В этих фигурках подчеркивались особенности женской анатомии. Их связывают с культом матери – прародительницы.
Некоторые исследователи допускают, что первобытные люди не понимали связи между половыми отношениями и появлением детей. Поэтому появление новорожденного воспринимали как проявление высшей силы. А тот факт, что эта сила действовала через женщин, давала им преимущества в обществе, что и привело к появлению матриархата. Не исключено, что в условиях первобытного стада, где брак имел полигамный характер, происхождение и родство устанавливалось по материнской линии. Поэтому скульптурное изображение женщин могло быть связано с культом общей матери всего рода.
Одним из наивысших достижений первобытного общества считают эволюцию от первобытного стада к созданию семьи и родовой общины. Как происходила эта эволюция трудно сказать. Лишь известно, что происходила она много тысяч лет и завершилась в период позднего палеолита. На смену первобытному стаду приходит род – объединение кровных родственников. Этот процесс происходил параллельно формированию человека современного типа. 40 – 25 тыс. лет назад формируется новый тип человека – homo sapiens (человек разумный). Важнейшей предпосылкой формирования человека современного типа стало регулирование родом брачных отношений, запрещение смешения крови близких родственников.
Большое значение в сохранении коллективного опыта предков имели мифы. Они являлись формой отображения действительности, не подвергались сомнению и не проверялись. Они содержали в себе сведения о происхождении мира, человека, живой природы, отношениях между членами сообщества. Часто содержали и фантастические версии действительности. Мифология – это система сказаний, передающих представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о месте человека в окружающем мире.
Миф стал краеугольным камнем не только науки и искусства, но и религии. Религиозные взгляды людей стали возникать уже на относительно зрелом этапе развития первобытного общества, когда появилась необходимость в абстрактном мышлении.
Ранние формы религии — тотемизм, анимизм, фетишизм и магия. В первобытном обществе они не создавали единой системы.
I. Тотемизм — вера в существование родственных отношений между человеком, животными и растениями.
II. Фетишизм — вера в сверхъестественные возможности отдельных предметов (наиболее распространенная форма — ношение амулетов)
III. Магия — вера в то, что определенным образом можно влиять на людей, животных, природу и т.д.
IV. Анимизм — вера в общую одухотворенность природы (анима — душа), вера в духов. Возникают представления о бессмертии души и ее существовании отдельно от тела
Большую роль в организации первобытного общества, в деле преодоления животного, зоологического начала в поведении человека сыграли разнообразные табу — запреты. Нарушение запретов сурово наказывалось. Однако кары ожидали в первую очередь не от людей, а от высших, тайных сил в виде мгновенной смерти, тяжелой болезни или чего-либо ужасного. Система табу у разных народов сложна и своеобразна, но главными следует считать два запрета:
Одно из первых табу касалось инцеста — брак с близкими родственниками. Появление этого табу связывают с эпохой мезолита, когда начал происходить переход к оседлому образу жизни.
Другим важным табу являлось запрещение каннибализма (людоедства). Этот запрет не носил такого последовательного и абсолютного характера как первый. Каннибализм еще в недавнем прошлом встречался у отдельных племен.
С развитием человечества и усложнением знаний и производственных процессов, усложняются и обряды. Одним из важнейших из них был обряд инициации— посвящение юношей в полноправных взрослых. Это был обряд испытания юноши на физическую силу, выносливость, умение терпеть боль, подолгу обходиться без пищи.
Наибольшего развития первобытная культура достигает в эпоху неолита, когда происходит «неолитическая революци». Этим термином принято обозначать переход человечества от присваивающего к производящей форме хозяйства. Этот процесс растянулся на тысячелетия. Его первые признаки замечены еще в эпоху позднего палеолита (15 тыс. лет назад).
С переходом людей к продуктивному производству, меняется и культурный мир. Усложняются и становятся более эффективными орудия труда, увеличивается количество посуды, дальнейшее развитие получают знания в области строительства, усовершенствуется технология обработки дерева, шкур животных. Актуальной становится проблема сохранения пищи, совершенствуется процесс передачи знаний. Появляются предпосылки для зарождения и развития письменности: увеличивается объем информации, усложняется её характер.
Одним из наиболее важных культурных последствий «неолитической революции»становится быстрое увеличение населения. Земледельческие и скотоводческие племена начали быстро увеличиваться и активно заселять соседние территории. В этих условиях отдельные кочевые группы либо ассимилировались, либо вытеснялись в менее пригодные для жизни условия. Родовая община начинает переживать кризисные явления. На смену родовой постепенно приходит соседская община. Возникают племена и союзы племен.
Несмотря на заметную зависимость от стихийных сил природы, первобытное общество все же шло по пути от незнания к знанию, по пути все возрастающего овладения силами природы. Уже в эпоху палеолита было положено начало астрономии, математики, календаря. Солнце, Луна и звезды выполняли функции компаса и часов.
Архаическая культура — самый длительный, загадочный и сложный для нашего понимания период развития культуры. Время уничтожило и закрыло плотной пеленой многие следы человеческого прошлого. И все же факты свидетельствуют, что это тысячелетия не примитивного, полудикого существования, а грандиозной, напряженной духовной работы. Здесь закладывались основы общечеловеческой культуры, формировался духовный потенциал, который возвестил о появлении качественно иного существа на Земле. Тут впервые вспыхивает свет эстетического сознания.
Таким образом, культурные достижения первобытной эпохи послужили основой для дальнейшего развития мировой культуры.
studfiles.net
Культура первобытного общества
Происхождение культуры напрямую связано с происхождением человечества, которое, по утверждениям некоторых современных ученых, возникло около двух миллионов лет назад. В настоящее время существует достаточно большое количество научных гипотез относительно появления и развития человека, но все они не могут считаться
окончательными, поскольку каждой из них хватает фактического основания. Течение времени уничтожил почти все следы пребывания на нашей планете человека тех далеких времен. Вот почему случайные находки, которые иногда случаются, в случае, если они принадлежат удаленным тысячелетием, становятся настоящей сенсацией для всего мира и порождают все новые и новые гипотезы возникновения и развития человека как биологического и социокультурной существа.
Первоначальная эпоха в истории человеческой культуры достигает именно тех далеких времен, когда появляется Homo sapiens как отдельный вид живых существ. Продолжительность первоначальной эпохи в истории разных народов имеет свои временные вариации. Они отвечают появлению у каждого из отдельных народов первых цивилизаций, т.е. длятся примерно к IV — I тыс. до н.э. А поскольку на планете в ее отдаленных уголках (джунгли Амазонки, пустыни Австралии, Северная Тундра) до сих пор живут племена, которых не коснулась цивилизация, некоторые ученые не видят оснований считать первобытную культуру только явлением прошлого. Тем более, что современный человек по своей психикой, способностью к мышлению, эстетическими предпочтениями мало чем отличается от человека первобытного мира. Уровень цивилизованности, технического и научного вооружения человечества никак не сказывается на его биологических чертах, свойствах головного мозга.
Есть ли у нас основания возводить непреодолимые стены между современной культурой и культурой первобытного общества? Ведь именно в первобытном обществе берут свое начало и наука, и религия, и искусство, и такие важные институты, как семья, право и др.. То общее, что до сих пор можно найти между любыми народами современного мира, даже если они относились к разным культурным систем, то, что мы привыкли называть общечеловеческими ценностями, было заложено именно в первобытную эпоху, через которую прошли все этносы нашей планеты.
Первобытный строй был самым длинным в истории человечества. Всю эту историю археологи разделили на три века: каменный, бронзовый и железный. Каждая эпоха получила название согласно представлениям ученых о постепенном изменении первоначальных технологий производства и соответствующих имматериалив, из которых изготавливались известные из археологических раскопок основные орудия труда наших предков. Самый длинный из трех веков-каменный. В свою очередь, он распределяется на три эпохи: древний каменный век, или палеолит (примерно 1,5 млн лет — 14 тыс. лет назад), средний каменный век, или мезолит (XII-VIII тыс. до н. н.э.) и новый каменный век, или неолит (VIII-IV тыс. до н.э.). Иногда пользуются термином энеолит, чтобы обозначить переходный каменный век, то есть такую эпоху неолита, когда рядом с каменными орудиями труда использовались и орудия из меди (V-II1 тыс. до н.э.). Приблизительные же хронологические рамки бронзового века занимают III — начало I тыс. до н.э. Ази тыс. до н.э. начался железный век, который длится до сих пор.
Начальной формой организации общества при палеолите было так называемое «первобытное стадо», или праобщины. Это был очень долгий период существования человечества * когда человек медленно начала выделяться из животного мира, постепенно накапливая навыки изготовления и применения орудий труда. Эти орудия, появившиеся в конце, палеолита, были очень примитивными: ручные рубила из кремня или другого заостренного камня, разнообразные скрибла, палки-Копачки, остроконечники и др.. их использовали во время охоты и ловли рыбы, для вскрытия туш забитых животных, добычи съедобных корней растений и т.п.. Человек того времени уже владела огнем, выполнял важные функции в ее жизни. Он согревал, использовался для приготовления пищи, отпугивания хищников, изготовление деревянных орудий (обострение палки), а впоследствии — для изготовления первых металлических (медных) предметов, обработки глиняной посуды.
Первоначальные стада проводили жизнь небом или селились в естественных убежищах, которыми чаще всего служили пещеры. Искусственные жилища, напоминающие землянки или полуземлянки, для возведения которых использовались различные материалы, например, кости мамонтов (Украина, стоянка Молдова-1), стали появляться только в эпоху мезолита. Хозяйствования мало привласнювальний характер. Люди занимались собирательством и охотой и во всем зависели от капризов природы. Такой способ хозяйствования не мог обеспечить должного количества пищи, поэтому человек почти все свое время тратила на ее поиски. Для этого необходимо было вести кочевой образ жизни, при котором не оставалось возможности заботиться о жилье. Наблюдения, которые на протяжении XIX-XX вв. велись за дикими племенами, свидетельствуют, что первобытное стадо состояло из 30-40 человек, которые имели постоянно менять место своего пребывания.
Ограниченные возможности людей в добывании пищи непосредственно влияли на численность человечества. Однако население обусловливалась не только периодической нехваткой съестных припасов, но и кочевым образом жизни. Чтобы поставить ребенка на ноги, мать или отец должны были носить ее на руках не меньше, чем до четырехлетнего возраста, а это не позволяло человечеству, с учетом в среднем непродолжительного того времени человеческой жизни, даже при благоприятных климатических условиях, увеличивать свое количество. Зато, численность человечества уменьшали и болезни, и голод, и звери. Средняя продолжительность жизни в то время не превышала ЗО лет. Люди после тридцати лет считались уже очень пожилыми.
Важным фактором эволюции первобытного человека следует считать необходимость приложения коллективных усилий для добывания пищи. Особенно это касается такой формы деятельности, как охота. Наибольшего эффекта в определенных природных условиях можно было достичь только от загонной охоты, а это требовало поиска путей к общению, взаимопонимания между людьми, воспитывали умение жить в коллективе, побудило к преодолению зоологического индивидуализма. На протяжении тысячелетий происходил крайне медленный, но чрезвычайно важный для дальнейшей культурной эволюции процесс ограничения биологических инстинктов прачеловека, что был связан с формированием норм поведения, обязательных для каждого члена первобытного стада.
Таким образом, сочетание материального и духовного факторов в жизни первобытного человечества, собственно, и стало началом зарождения феномена культуры как синкретического (нерасчлененного, комплексного) явления, неразрывно связывает человеческие чувства, волю и интеллект с окружающей естественной средой.
Считается, что культура первобытного общества была крайне примитивной и ограниченной. Логическое мышление, навыки и умения, технические и другие знания тогдашней человека сегодня поражают своей ограниченностью. И хотя постепенно материальная культура первобытного общества развивалась и совершенствовалась (появились специальные орудия труда: резцы, ножи, иглы, легкие и острые наконечники для копий, топор, лук и стрелы и т.п.), наибольшего успеха человечество к-достигло не в этой области, а в сфере обустройства социальных отношений: обуздании животного начала в первобытном стаде в целом и у каждого из его членов в частности.
Поиск более эффективных способов коллективного существования в конкретной среде требовал обмена информацией в группе, а это обусловливало рост интеллектуальных способностей людей, расширения круга их знаний. Постепенно и медленно появляется и развивается речь, которая становится важнейшим фактором культурной эволюции человечества. Как показывают современные исследования, речь народов, до сих пор находятся в первобытном состоянии, характеризуется достаточно высоким уровнем развития и в лексической, и в грамматической сфере. А именно этот показатель считается одним из важнейших в современной характеристике интеллектуальных способностей человека.
Появление и развитие языка способствовали не только обмена информацией, но и ее сохранению и накоплению, неизбежно ускоряло интеллектуальное развитие общества. Именно культура и становится носителем такой информации, своеобразной коллективной памятью первобытного общества. Эта память имела свою специфику, которая заключалась в ее синкретическом, неделимом, смешанном характере. Здесь научные знания и трудовые навыки сочетались с фантастической выдумкой и закреплялись в зрительном, а иногда и слуховом образ и предмета. Его внешний вид для первобытного человека был одновременно и самой характеристикой, а она, в свою очередь, предусматривала не столько абстрактно-логическую, сколько конкретно чутгеву оценку, проявление эмоционального отношения человека к определенному предмету, ведь люди того времени интересовались главным образом тем, от чего напрямую зависело их жизни. Вот почему такое важное место в быту первобытного человечества занимало искусство. Оно позволяло воплотить те знания, которые тогдашняя речь еще не способна была передать.
Везде в местах своего проживания люди украшали жилище рисунками. Сначала это были волнистые линии и отпечатки рук, а затем появились изображения, искусно передавали внешний вид животных, а иногда и воспроизводили их динамику движений. Такие рисунки иногда напоминают жанровые сценки, тема которых — жизнь животного или охота на нее. Эти рисунки выполнены или одним цветом (монохромные), или несколькими (полихромные). Наиболее известными местами, где найдены такие рисунки, есть пещера Ласко в юго-западной Франции, Альтамирська пещера на севере Испании и Капова пещера на Нижнем Урале.
Точность рисунка, попытки можно ближе к оригиналу передать вид и движения животных, отсутствие какой-либо стилизации в таких работах является не только признаком мастерства древних мастеров. Одновременно это и свидетельство недостаточного уровня развития абстрактной мысли первобытного человека. Заслуживает внимания тот факт, что ни разу среди искусно сделанных рисунков животных археологам не встречались соответствующие изображения людей. Самосознание, которое является признаком высокого уровня абстрактного мышления, не была свойственна первобытному человеку. Она мыслила достаточно прагматично.й конкретно, сосредотачивая внимание лишь на том, что составляло коренные жизненные интересы — на еде. Это дает основания видеть в таких изображениях не последствия развлечений первобытного человека во время отдыха, а важные элементы ее образовательной и религиозной деятельности, направленной на решение жгучим проблемам жизни.
Палеолитические полихромные рисунки на потолке Альтамирськои пещеры Среди изображений на стенах пещер палеолитическая человек оставил рисунки лошадей, диких быков, носорога, бизона, льва, медведя, мамонта. Этих животных она рисовала, ведь охотился на них и видела в них основной источник своего существования, а также опасалась как потенциальных врагов. Во многих случаях рисунки покрыты дырами и царапинами от стрел или копий, подтверждает взгляд на НАСК-ный живопись, как на составную часть охотничьих ритуалов, древнего человечества. И само расположение пещер, где встречаются росписи, как правило, свидетельствует, что они не могли использоваться как жилье, а выполняли функцию капищ: рисунки размещены в важкодо-ступней местах, где нет свежего воздуха, куда непросто добраться через узкие, длинные и запутанные ходы, сложные подъемы.
Растения на стенах таких пещер не изображаются вовсе, а человеческие фигуры встречаются очень редко и не имеют той живости рисунке, тех ярких и правдивых форм, присущих изображением животных. Объясняется это просто. Именно животный мир был объектом пристального внимания первобытного человека. Она наблюдала, изучала отдельные виды животных, пыталась зафиксировать в рисунке приобретенные знания и одновременно повлиять на будущее охоту за допомогоюьчаклунських действий.
Отношения первобытного человека с миром, ее окружал, целиком зависели от его собственных, в то время крайне ограниченных возможностей физически воздействовать на этот мир, вопреки природе создавать для себя благоприятную среду. С развитием технических возможностей человечества, в частности с совершенствованием техники обработки камня, которая давала более производительные орудия труда, случаются заметные изменения не только в области материальной, но и в сфере духовной культуры. Человек все увереннее завоевывает природу и сама становится источником как лучших надежд, так и опасений для окружающих. Поэтому и в дальнейшем изобразительном искусстве, и в фольклоре человек занимает в дальнейшем все более важное место, превращаясь в центральный и главный предмет изображения. Одним из первых свидетельств о внимании первобытного человека к самому себе, к вопросам своего происхождения и проблем отношений в пределах человеческого коллектива можно считать так называемых «палеолитических Венер». Так археологами названы многие женские изображения в виде небольших скульптурок из камня, костей или глины, найденные во время раскопок в разных концах Европы и Азии.
Изготовлены с разной степенью мастерства и разные по технике исполнения, эти скульптурки поражают, в первую очередь, своей массовостью и широким распространением, через которые можно считать явлением весьма значительным и далеко не случайным. Небольшие фигуркистворено по единому принципу: их лица проделывалось крайне редко. Чаще всего, очень короткими и непропорциональными были конечности, вместо подчеркивались признаки женственности и материнства. Подчеркивая характерные особенности женской анатомии — живот и грудь, — сознательно изменяя пропорции, первобытные скульпторы от реалистических, соответствующих действительности основ творчества двигались к художественному обобщению, полного абстрактным, символическим содержанием. Такие фигуры были связаны с культом Матери и близким к нему культом плодородия. У древних славян это явление нашло даже отражение в языке, когда богов и богинь, покровителей племени, называли Род и Рожаницы. В этих фигурках нашли отражение взгляды первобытных людей на связь между их жизнью и жизнью животного, а позднее — и растительного мира. Конкретное биологическое явление-рождение человека — становилось основой для размышлений о происхождении человечества и мира, о цикличности природных процессов. Широкое применение красной краски на таких фигурках, вероятно, свидетельствует и о значении, которое придавалось крови матери в животворных процессах. А использование той же краски в захоронениях для уборки покойников свидетельствует о вере в дальнейшую жизнь после смерти и о понимании связи жизни с материнством.
Некоторые исследователи предполагают, что в течение долгого времени первобытные люди не понимали причинной связи между половыми отношениями и рождением ребенка. Поэтому появление новорожденного на свет воспринимали как проявление высшей силы. А тот факт, что эта сила действовала именно через женщин, оказывал последним преимуществ в обществе, как существам, контактирующих с высшим, неизвестным миром. Не исключено, что именно это могло повышать статус женщин настолько, что социальные отношения приобретали черты матриархата. Также не исключено, что в условиях первобытной праобщины, где брак был полигамный характер и признаки родства, т.е. происхождения человека устанавливалась за матерью, скульптурное изображение женщины могло быть связано с культом общей матери всего рода, обожанием памяти общей прародительницы , которое освящало все социальные контакты в рамках общины. С отголоском этого явления человечество до сих пор встречается в большинстве мировых религий.
Эволюционный путь от первобытного стада к созданию семьи и родовой общины иногда считают одним из величайших достижений первобытного строя. Именно в области воспитания и в развитии общественных отношений и духовной культуры в ту эпоху происходили наиболее важные сдвиги, которые превращали человека из биологического организма руководствовался инстинктами, на социокультурную существо, в своей жизни придерживалась норм и правил, не передавались генетическое, а усваивались в процессе зиховання. А чтобы процесс накопления и передачи знаний в условиях кочевого дописьменный жизни был эффективным, чтобы не потерялся хотя бы и маленький, но драгоценный опыт, необходимы были и соответствующие формы закрепления знаний, и авторитет человека, которые имелись, и заботы о таком человеке всей общины . Как на самом деле проходила эта эволюция, сегодня представить очень трудно. Во-первых, длилась она много тысяч лет и не осознавалась в пределах одного или нескольких поколений. Во-вторых, проследить этапы той эволюции, не имея фактических, четко фиксированных данных, очень проблематично. В отличие от показаний о тогдашней материальную культуру, свидетельство о духовной культуре первобытного человечества доходят до нас не в «чистом» виде, а из фольклорных и мифологических источников, то есть, с весомым «наслоением» более поздних эпох. Но одновременно можно отметить, что и в нашей жизни, и в современной духовной культуре удельный доля того, что возникло задолго до появления первых цивилизаций.
worldofscience.ru
Культура первобытного общества – ее особенности
Культура первобытного общества, которая зародилась с человеком разумным, считается одним из древнейших периодов истории. Все народы нашей планеты прошли эту ступень исторического развития, формируя истоки последующих достижений человечества (как духовных, так и материальных). Именно в это время появились первые индивиды и первые государства, но следует отметить, что жизнь первобытных людей так и не стала полностью изученным фактом.
Исследование первобытной культуры было осложнено недостаточной базой археологических данных и отсутствием письменных источников. Учитывая этот факт, различные науки были вынуждены прибегнуть к реконструкции определенных эпизодов истории этого периода. Чаще всего внимание акцентировалось на племенах Австралии, Океании, Африки, поскольку именно они считались «застрявшими» на начальных ступенях развития человечества.
Первые орудия из камня, которые нашли археологи, были изготовлены больше двух миллионов лет назад. Заметьте, что наша эра от Рождества Христова длится немного больше 2 тысяч лет, а этот факт дает право утверждать, что практически 99% своей истории человечество прожило в первобытном обществе.
Культура первобытного общества имеет свою специфику, которая определяется несколькими доказанными фактами. Во-первых, ей присуща примитивность ведения хозяйства и самые простые орудия труда. Во-вторых, этот период характеризуется полным отсутствием самых элементарных научных знаний, но познания в области природных явлений были превосходными, хотя постигались лишь на интуитивном уровне. В-третьих, культура первобытного общества уникальна тем, что интеллект людей, которые жили в этот период, не уступал нашему. Благодаря этому им принадлежат важнейшие изобретения, без которых многие ученые уже и не представляют дальнейшее развитие культуры (речь идет о построении жилья, искусстве овладения огнём, приручении животных).
Особого внимания заслуживает синкретизм первобытной культуры, который является важнейшей особенностью рассматриваемого периода. Это значит, что в древнейшей культуре не было специалистов, поскольку не было никакой специализации, идущей от социума. Каждый представитель первобытного рода должен был владеть базовыми знаниями, которые позволяли бы выполнять все необходимые виды деятельности. Мировосприятие и человеческое сознание были недифференцированными. Каждый первобытный индивид считал себя частью природы (в то время никто даже не задумывался о том, чтобы отнести себя к отдельному классу). Следует отметить и то, что именно на синкретизме базируются первые попытки объяснить мир. В основе подобных теорий находятся уподобления и мышление по аналогии.
Культура первобытного общества имела еще одну особенность: в то время люди (все без исключения) верили, что многие деревья, реки, горы и камни одушевлены, поэтому могут влиять на различные события в мире. Вскоре совокупность магии и первобытного синкретизма приводит к зарождению изобразительной деятельности, которая порождает целое искусство.
Внимания заслуживает и система классификации первобытной культуры. К сожалению, на сегодняшний день нет единой схемы деления, но наиболее разработанной и популярной считается археологическая периодизация. В ее основе лежат изготовленные человеком различные орудия труда, а также все используемые материалы. Руководствуясь этим принципом деления, первобытнообщинный строй разбивают на три века: каменный, бронзовый и железный. Самым длительным периодом истории человечества считается каменный век, который, в свою очередь, делится на три эпохи: палеолит, мезолит и неолит.
fb.ru
Первобытная культура
Общая характеристика и хронологические рамки первобытной культуры
Начало формирования культуры совпадает с процессом становления человека как такового. Первобытная культура во времени является самым длинным периодом в развитии культуры. Его хронологические рамки являются приблизительными: начало — 1,5-2 млн. лет назад и завершения — рубеж IV — III тыс. до н.э.
В этот период были заложены фундаментальные основы культуры. В седой древности первобытного общества возникает множество явлений культурного бытия человека: язык — основное средство общения, выражения и фиксации смысла и знания, сплотила людей и дала мощный толчок развитию культуры в целом; различные формы хозяйствования, общественное разделение труда, орудия труда, жилье, одежду. Складывается родовая община, брак, религиозно-мифологические представления, мораль, искусство и т. Первобытная культура начинает развитие культуры человечества, а потому необходимо и важным моментом ее анализа в целом.
Характерные черты сознании первобытного человека
Сознание человека первобытной эпохи, в первую очередь, характеризуется высокой степенью слитности с природой: силы природы еще не противопоставляются человеку, а находятся с ней в таинственном связи. Чувство бессилия перед грозными и непонятными для первобытного человека природными явлениями особенно усиливалось во время стихийного бедствия: извержение вулканов, землетрясений, наводнений, лесных пожаров, засух и других подобных явлений. Беспомощность вызвала к жизни поклонения грозным силам природы, привела в конечном итоге к ее обожания. Это обусловливает появление таких ранних форм религии как анимизм, магия, тотемизм, фетишизм и т. д.
Во-вторых, важной характеристикой первобытного сознания была также слитность индивида с коллективом, соплеменниками, с «Мы». Человечество сумело выжить, сохраниться как вид и обеспечить свое существование в начале своей истории благодаря постоянно растущей его способности к объединению усилий на основе максимального ограничения потребностей и интересов отдельного индивида и строгого соблюдения приоритета рода, коллектива, благодаря растворению отдельной человеческого существа в коллективе, ее абсолютной социализации.
Давление первобытного коллектива на индивида был огромный, индивидуальное «я» здесь не имеет самостоятельного значения и ценности, так как индивид интегрирован в общине не как автономная единица, а как часть органического целого, не мыслима без него. В начале своей истории человек, подвергаясь жесткий тотальный влияние общественных норм, способных заблокировать любые проявления индивидуализации, была полностью социальным существом.
На место инстинкта самосохранения, который был главной мотивационной сферы поведения члена первобытного стада, приходят система табу, которая основывалась исключительно на запрете. Табу блокировали асоциальные проявления животных инстинктов и охраняли жизненно важные для существования рода основы коллективной жизни: недопущение кровнородственных половых связей, порядок распределения пищи, неприкосновенность личности вождя… Табуитивные запреты никогда не сопровождались соответствующими объяснениями их необходимости. Объяснить это можно только очень низким уровнем развития сознания и языка первобытного человека, уровня его способности к рефлексии, не превышал уровня трехлетней ребенка. Для того чтобы следовать запретам табу, индивиду достаточно было чувство страха перед нарушением запретов. Страх — что со мной сделают? — является первым элементарным проявлением социальной регуляции в первобытном обществе.
Кроме того, в рамках этого общества, действовал и другой важный механизм социальной регуляции — стыд. Стыд — это чувство общинно-групповое, что предполагает постоянное оглядки индивида на окружающих: что обо мне скажут или сказали бы «свои» ?. Весь мир представлялся первобытному человеку в виде категориальной оппозиции «они» — «мы». Стыд более сложное по сравнению со страхом культурное явление, которое побуждает индивида придерживаться групповых норм, обязанностей по отношению к своим.
Культура, таким образом, с самого начала существования общественной организации и в течение всей первобытной эпохи по отношению к отдельному индивиду носит прежде всего репрессивный и ограничительный характер.
Усвоение и передача необходимых образцов поведения осуществлялись путем показа и копирования, передавались от поколения к поколению, превращаясь в утвержденный ритуал. Всю жизнь первобытного человека проходило в выполнении множества ритуальных обрядов и процедур, которые, не имея рационального объяснения, приобретали магического характера. Ритуалы представляют собой особые символические действия, обеспечивающие эмоционально-смысловое отождествление индивида со своим родом, передачу опыта, сплочение рода и религиозно-магическое влияние на различные явления и обстоятельства (например, ритуал инициации). Ритуалы требовали от каждого индивида слепо, неосознанно подражать устоявшиеся образцы поведения и полностью исключали творческую самостоятельность. Первоначальный коллектив отрицает индивидуальность и новаторскую поведение, а потому только традиционная поведение находила моральное одобрение. Таким образом, табу и ритуалы выступали важнейшими регуляторами общественных отношений в первобытную эпоху.
Главным информационным каналом первобытной культуры, в связи с отсутствием письменности, была трудовая деятельность. Усвоение и передача смысла трудовых операций происходили в невербальной форме, то есть без слов. Показ и подражание были основными средствами обучения и общения в общине. Действия, после которых наблюдался какой-то полезный результат, становились образцами, которые копировались и передавались от поколения к поколению.
Третьей важной характеристикой сознания первобытного человека было доминирование образно-эмоциональных, интуитивных моментов в мышлении, веры, наиболее ярко проявляется в мифологической картине мира. .
Важной характеристикой первобытной культуры был ее синкретизм (от греч. — Сочетание) — отсутствие дифференциации ее форм на науку, религию, искусство. Все сферы тесно связаны с разнообразием форм практической жизни первоначальной человеческого сообщества.
Особенности первобытного искусства
Искусство на ранних этапах развития человечества можно рассматривать как своеобразную магическую форму инобытия реальности является основанием для распространения теории магического происхождения искусства, которая считается наиболее распространенной и признанной. Согласно этой теории, первыми художниками были шаманы, а произведения искусства — изображения животных, на которых они поражены копьями или стрелами — символизировали успех в охоте и т.
Первобытное искусство выступало универсальным языком духовной жизни первобытного общества, выражало коллективный взгляд на мир, а не на личные взгляды авторов художественных произведений. Искусство как средство выражения духовной жизни первобытного человека было непосредственно вплетено в практическую жизнь. Поэтому ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные рисунки никогда не выступали за присущими им функциями для своих создателей как произведения искусства. Для первобытного человека художественная функция в них пока бы «спит», и поэтому сегодня, воспринимая их как искусство и относя их в арсенал художественной культуры человечества, сам термин «первобытное искусство» нам следует употреблять со значительной степенью условности.
Вершиной первоначального синтеза человеческой деятельности было изобразительное искусство, которое начинается с знаково-символических изображений. Они закрепляли необходимый опыт и важные формы поведения. Примерно такое же идеологическую нагрузку имел танец, который мог быть ритуальным и бытовым, охотничьим и военным, мужским или женским, имитировал сцены хозяйственной деятельности, половых отношений и тому подобное.
Большинство произведений первобытного искусства связана с образами животных — мамонты, бизоны, олени. Что касается изображений человека, то по количеству памятников, дошедших до наших дней, они занимают второе место. Причем абсолютное большинство из них — это изображение женщины, что обусловлено прежде всего длительным доминированием матриархата в истории первобытного общества. Женщина была продолжателем рода и традиций, а затем — хранительницей ритуальных секретов и племенной морали.
Наскальные рисунки и ритуальные танцы выступали способом расширения, удвоение реальности, попыткой построить желаемую для человека реальность и контролировать ее. Первобытное искусство в его мифологической оболочке ориентировано не на сверхъестественное, а на природные возможности человека, стоящих в ее воображении.
Искусство первобытной эпохи стало основой последующих этапов развития культуры.
30school.ru
Первобытная культура. Особенности первобытной культуры
Первобытная культура представляет собой наиболее древний тип цивилизации, который определяет человеческую жизнь на протяжении всей истории. Несмотря на то что современные ученые имеют множество различных артефактов, позволяющих узнать примерные даты их появления, все еще не удалось определить временные рамки существования пещерного человека. Известно только то, что рассматриваемая эпоха является наиболее продолжительной, поскольку некоторые племена до сих пор живут в соответствующем строе. Они распространены на территории Африки и Южной Америки.
Медицина
Среди всех практических знаний медицина, как ни странно, стала первой сферой, на которую пещерный человек обратил свое внимание. Это доказывают наскальные рисунки, где изображены различные животные со строением их тела, скелетом, расположением внутренних органов и так далее. В процессе приручения скота эти знания использовались при лечении или, например, при приготовлении пищи.
Что касается использования медицины в целях оздоровления людей, то здесь культура первобытного человека не позволяла это сделать вплоть до эпохи мезолита. Древние захоронения доказывают, что уже в те времена была возможность наложить гипс или ампутировать конечность. При этом, конечно, человек оставался жив. Но древние люди не могли приписать такие действия простым смертным, медицина им казалась чем-то божественным. Поэтому все врачи причислялись к святым, они становились шаманами и оракулами с получением всевозможных льгот и уважительного отношения.
Математика
Когда наступила эпоха палеолита, пещерные люди начали обретать математические знания. Они, как правило, использовались при делении добычи или распределении обязанностей. Свидетельством тому служит, к примеру, найденное на территории современной Чехии копье, где имеется 20 насечек, распределенных в равных долях на 4 части. Это означает, что люди уже тогда могли выполнять наиболее простые арифметические действия.
В неолите культура первобытного мира пополнилась и другими знаниями – геометрическими. Сначала человек чертит на скалах или различных изделиях соответствующие фигуры. Затем он приступает к строительству жилищ правильных геометрических форм. Это, безусловно, положительно сказывалось на комфортабельности быта.Мифология
Миф в первобытной культуре стал способом понимания окружающего мира, и если бы он не появился, то вряд ли человек смог бы дорасти до современных культурных высот. Любое действие, природное или погодное, не воспринималось людьми в порядке вещей, все происходящее носило некий магический оттенок. Нельзя было объяснить, например, дождь с научной точки зрения: если он пошел, значит, так захотели какие-то высшие существа.
Для первобытного человека мифы были чем-то особенным. Только с их помощью он мог перейти на следующую ступень развития. У древней мифологии было несколько особенностей:
- Первые мифы помогли людям свыкнуться со многими внешними событиями, и они создавались путем логических и абстрактных ассоциаций.
- Мифология могла доказать возникновение событий.
- Мифы не появлялись просто так. Они составлялись на основании эмоциональных, погодных, природных и любых других закономерностей.
- Мифология передавалась от поколения к поколению, это была своеобразная теория от предков, которая помогала выживать, создавать уют или добывать еду. Поэтому нельзя ее назвать индивидуальным творением, каждый миф появлялся вследствие коллективного опыта в рамках одной первобытной общины.
- Мифы способствовали самовыражению, не без их помощи появились различные виды искусства.
Разновидности первобытных религий
Все особенности первобытной культуры не заключаются лишь в верованиях. Со временем племена набирают необходимое количество знаний и опыта, поэтому могут перейти на новый этап, заключающийся в образовании религий, первые из которых уже были в палеолите. Одни события, которые происходили с людьми, они уже научились объяснять, однако другие все еще носили для них магический характер. Тогда и появляется вера в то, что некие сверхъестественные силы могут повлиять на исход охоты или другого важного действа.
Первобытная культура включает несколько религий, представленных в таблице ниже.
Название | Определение | Описание |
Тотемизм | Вера в то, что род произошел от животного (тотема) | Тотемное животное становилось защитником рода, ему молились и просили у него, например, принести удачу во время охоты. Ни в коем случае нельзя было убивать священного зверя. |
Фетишизм | Вера в то, что неодушевленные предметы обладают сверхъестественными силами | В качестве фетиша могла использоваться любая вещь, в современности эту роль выполняют талисманы и амулеты. Люди верили, что оберег сможет принести удачу, защитить от нападения диких животных. Важной особенностью является то, что амулет всегда носили с собой, его клали в могилу вместе с хозяином. |
Магия | Вера в то, что можно повлиять на окружение или события при помощи заговоров, гаданий или ритуалов | Как считали первобытные люди, различные заговоры или ритуалы могли, к примеру, вызвать дождь, сокрушить врагов, помочь в охоте и так далее. |
После них появляется верование под названием анимизм. Согласно ему человек имел собственную душу. После его смерти она улетала в поисках нового «сосуда». Считалось, что нередко ей не удавалось найти оболочку, и тогда она начинала досаждать родственникам умершего в виде призрака.
Анимизм, можно сказать, является прародителем всех современных религий, поскольку здесь уже появляется загробный мир, какое-либо божество, которое властвует над всеми душами, как с оболочкой, так и без нее, а также первые похоронные ритуалы. Именно с данного верования пошла традиция не оставлять умерших родственников, а провожать их со всеми почестями.Зачатки литературного искусства
Если рассматривать такую масштабную эпоху, как первобытная культура, кратко, будет сложно раскрыть тему о литературе того времени. Появление первых произведений зафиксировать не удалось, поскольку тогда не было письменности. И существование различных сказаний или легенд научно не доказано.
Однако если взглянуть на наскальные рисунки, то складывается впечатление, что человек отчетливо понимал, что он хочет донести до своих потомков. Соответственно, предварительно в его голове сложилась некая легенда. Считается, что зачатки литературного искусства появились именно в первобытные времена. Только посредством устных сказаний удавалось передать тот или иной миф следующему поколению.
Изобразительное искусство
Первобытная художественная культура развивалась довольно быстро. Более того, ее значимость была выше, чем в современности. Это обусловлено тем, что человек тогда не мог писать и выражать все то, о чем он думает, словами. Поэтому единственной возможностью для общения оставалось только изобразительное искусство. С его помощью, кстати, возникали различные учения, включая математику и медицину.
Вполне вероятно, что первобытная культура не воспринимала рисунки в качестве искусства. С их помощью люди, например, могли получить благословление своего тотемного животного, изобразив его внутри своего жилища. Они никак не отмечали декоративную роль рисунков, и делали их только для того, чтобы передать знания, указать на свою веру и так далее.
В первобытной культуре часто рисовали животных. Люди изображали на различных поверхностях зверей или их отдельные части. Дело в том, что вся жизнь того времени вертелась вокруг охоты. И если бы добытчики общины перестали приносить дичь, то вряд ли человек смог бы выжить.Есть еще одна особенность наскальной живописи. Первобытные художники не видели пропорций. Они могли нарисовать огромного горного козла, рядом с которым располагается крохотный мамонт. Понимание пропорций появилось намного позже и не в первобытном строе. Также животных не изображали стоящими, они всегда находились в движении (бежали или скакали).
Появление ремесленников
Все достижения первобытной культуры можно считать минимальными по сравнению с тем, что сумели сделать ремесленники. Люди того времени действовали коллективно, если они чему-то и обучались, то не могли выйти на высокий профессиональный уровень. Но с началом земледелия ситуация изменилась, появились ремесленники, которые всю свою жизнь занимались одним конкретным делом, оттачивая мастерство. Так, одни изготавливали копья, вторые добывали дичь, третьи выращивали растения, четвертые могли лечить и так далее.
Постепенно люди стали задумываться об обмене. Общины стали складываться не так, как раньше, когда кровные узы были главным критерием выбора места жительства. Земледельцы останавливались там, где плодородные почвы, производители оружия – возле примитивных каменоломен или рудников, гончары – там, где крепкая глина. Охотники же никогда не оставались на месте, они передвигались в зависимости от миграций животных.Чтобы каждая из этих общин получала то, чего ей не хватает, люди начали меняться разными вещами. Одни отдавали другим посуду или тотемные талисманы, взамен получая овощи, другие меняли орудия на мясо. Со временем именно это послужило причиной образования городов, а впоследствии – полноценных стран или государств.
Периодизация
Весь первобытный строй делят на несколько периодов. Происходит это на основании материалов, которые использовались в производстве орудий в то или иное время. Первым и наиболее продолжительным является каменный век. Его, в свою очередь, также разделяют на несколько этапов: палеолит, мезолит и неолит. В это время происходит становление человека, зарождается искусство, мифология, производится и совершенствуется орудие труда.
После того как произошло освоение металла, особенности первобытной культуры претерпели существенную трансформацию. С обнаружением меди начинается энеолит, или меднокаменный век. Теперь люди осваивают ремесла и обмен, ведь для обработки металла необходимы знания, которые были лишь у тех, кто обладал достаточным количеством времени, чтобы развивать свои умения.
После меди открывают бронзу, которая фактически сразу вытесняет медь, поскольку намного тверже. Наступает бронзовый век. Появляются первые общества, где отмечается разделение на классы, но нельзя утверждать, что ранее этого не происходило. Также примерно в это время образовываются первые города и государства.С обнаружением железа и его свойств наступает железный век. Не все племена того времени могли добывать и обрабатывать указанный металл, поэтому некоторые территории уходят далеко вперед по своему развитию. Далее нельзя было называть эпоху первобытной, началась новая, но не все государства смогли в нее вступить.
Стоит отметить, что во время каждого из периодов допускается использование других материалов в производстве. Свои названия они получали лишь в соответствии с преобладанием применяемого сырья.
Распространенные размышления Тейлора о первобытной культуре
Большой вклад в современные знания внес английский этнограф, которого очень интересовала первобытная культура. Тейлор Э. Б. напечатал книгу, в которой подробно описал все свои размышления, естественно, подтверждая их фактами. К примеру, он одним из первых указал на то, что общества того времени развивались крайне медленно по одной простой причине. Она заключается в отсутствии письменности. У людей не было возможности накапливать и передавать информацию так, как это может сделать современный человек. И каждый узнавал о чем-то новом на собственном опыте, который, кстати, нередко повторялся в другом обществе или общине.
Имеется еще несколько предположений о том, почему так медленно развивалась первобытная культура. Тейлор предполагал, что происходило это не только из-за отсутствия письменности. Пещерные люди учились жить, их опыт нередко становился смертельным. Однако после таких печальных ошибок вся община начинала понимать, что чего-то делать нельзя. Следовательно, действие по образцу затормаживало развитие, люди попросту боялись пробовать поступить иначе.
Многие историки не разделяют теорию о том, что в первобытном обществе происходило деление на социальные строи. Однако Тейлор думал иначе. Те, кто совершенствовал свои ритуальные знания, занимали особое положение в общине, их уважали и нередко одаривали дополнительной порцией еды или более удобным и безопасным жилищем.Известный труд
Если рассматривать такую эпоху, как первобытная культура, кратко, то можно взять за основу фактически любую территорию планеты. Это обусловлено тем, что изначально все общества, которые когда-либо появлялись в мире, развивались примерно одинаково. Тейлор в своей книге «Первобытная культура» описал много событий того времени, и каждое свое слово он подтверждал фактами, будь то находки археологов или первые мифологические писания.
Как считает Тайлор, первобытная культура в современности слишком сильно недооценивается. Более того, многие люди сегодня полагают, что та эпоха была дикой. Это верно, но только отчасти. Если на данный момент человек рассматривает грубо отесанный топор, который помогал в охоте на мамонта, как продукт неуклюжего мастера, то он вряд ли задумывается над тем, что случилось бы, не возьми древний охотник это изделие в руки.
Культура первобытной эпохи интересна для исследования. Несмотря на то что множество ученых обращали на нее свое пристальное внимание, остается бесконечное количество нераскрытых и недоказанных моментов. Имеются только предположения и гипотезы. На самом деле никто не может точно сказать, что тот или иной наскальный рисунок однозначно означал конкретное событие или действие. Первобытная эпоха так же таинственна, как и многие другие вещи, которые невозможно объяснить сегодня, даже имея современные гениальные умы и технологии.
fb.ru
Культура первобытного общества: духовность, искусство и прогресс
Введение
Как известно, первобытнообщинный строй был самой длительной по времени своего существования формой человеческого общества за всю историю: согласно последним исследованиям археологов, первобытное общество возникло около 2млн. лет назад и практически полностью исчезло примерно в 5-4 тысячах лет до н.э. Скорость развития первобытных людей и преобразования их общин в первые в истории государства зависела, в большей степени, от территориальных условий и особенностей окружающей среды. К примеру, в Африке это произошло ещё в 4-3 тысячелетии до н.э., в то время как в Америке – в 1 тыс. лет до н.э.
В современной науке наиболее распространено разделение истории людей на три части (века), отличающихся друг от друга в использовании разных типов орудий труда: каменный век (примитивные способы обработки земли и охоты), бронзовый век (начало использования металлов и их сплавов) и железный век (дальнейшее развитие). Самым большим по продолжительности был каменный век, закончившийся только в 5-4 тысячелетии до н.э.
Культура общества древних людей
Первоначально, потребность в объединении группы первобытных людей состояла в простой необходимости выживания, ведь один древний человек, учитывая его крайне низкий уровень интеллекта и практически животное восприятие мира, не смог бы долго прожить в опасных условиях дикой природы, полной крупных и опасных хищников, которые имеют большие физические преимущества (когти, клыки, нюх) в выслеживании и охоте на более слабых существ, в том числе, и на человека. Собравшись вместе, группа людей получила возможность защищать друг друга и вместе противостоять грядущим опасностям, а также провести разделение труда, вроде мужского и женского, охотничьего и собирательского.
Разумеется, с позиции современного человека, первобытные люди были просто человекоподобными обезьянами, что в общем-то, не так уж далеко от правды. Однако, в каждом обществе, пусть и самом примитивном, всегда существует некое понятие культуры и даже духовности. Культура первобытного общества несравнима с современной, но и в ней есть свои особенности, причём некоторые из них сохранились до сих пор, пусть и в несколько изменённом виде.
Духовная часть культуры и древние верования
Вследствие большого количества разнообразных общин, духовная культура первобытного общества включала в себя множество разных верований и религиозных представлений. Основой большинства этих религий было отождествление человека с окружающей его природой, ведь в древности никому не было дела до исследований законов мира и природных явлений, так что, вместо попытки объяснить происходящее, древние люди просто считали обыкновенную молнию или дождь проявлением воли высших сил или духов, с которыми непременно можно связаться и даже подружиться.
Одной из главных верований духовной культуры первобытного общества являлся Культ Богини-Матери, основанный на вере в существование могущественного божества, отвечающего за развитие и увядание природы. Богиня-Мать была представлена именно той высшей силой, которая ответственна за всё, что можно связать с женской частью природы и человека: плодородие, любовь, деторождение, материнство и т.д. Впоследствии, культ Богини-Матери нашёл отражение в религиозных культурах многих древних государств, вроде Греции (богиня Деметра), Египта (Исида), Малой Азии (Кибела) и т.д.
Кроме культа природы, также существовали более известные в современное время верования: фетишизм (обожествление материальных вещей), тотемизм (поклонение каким-либо животным как предкам людей), анимизм (вера в духов и магию). Если первые два верования не имеют широкого распространения в наше время, то последний стал основой для множества современных мировых религий. Да и вообще, практически в каждом существующем религиозном культе есть подобная вера в духовный мир и населяющих его существ.
Художественная культура первобытного общества
Самым известным произведением искусства древних людей безусловно являются наскальные рисунки, грубо выполненные первобытными прототипами художников на стенах пещер или поверхности камней. Помимо древней живописи, в то время также набрало популярность искусство начинающих скульпторов, выражающееся в создании примитивных глиняных фигурок различных божеств или просто любимых соплеменников.
Примерно в 12-ом тысячелетии до н.э. начался расцвет искусства наскальной живописи, во время которого художники неустанно украшали своими произведениями огромные стены пещер, подробно иллюстрируя все особенности своего времени. Именно это отражение художественной культуры первобытного общества стало одним из главных источников знаний о древнем мире для современных историков.
Материальная культура первобытного общества
Как уже было сказано, в разное время применялись разные орудия труда. Что-то создавали для земледелия и обработки земли, в то время как для охоты и сражений с другими племенами делали оружие ближнего боя (дубинки, а затем и топоры и первобытные ножи) и дальнего боя (лук со стрелами или грубые копья).
Кроме того, самые смышленые охотники придумали создавать специальные ловушки и капканы, чтобы повысить эффективность охоты и лучше прокормить свою общину. Со временем, материальная культура первобытного общества стала развиваться, способствуя переходу древних людей на новый уровень общественного прогресса.
www.istmira.com
Тема 2. Проблема зарождения культуры в первобытном обществе
Вопросы:
Первоэлементы культуры и время их возникновения.
Анализ различных теорий культурогенеза.
Ранние религиозные верования, их характеристика.
Теоретические концепции происхождения языка.
Вопрос 1. Первоэлементы культуры и время их возникновения
При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу:
Культурология / Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М., 2007. – 348с.; Пигалев, А. И. Культурология: учеб. пособие /А. И. Пигалев. – Волгоград, 2005. – 420 с.; Культурология / Под ред. Г. В. Драча, Ростов-на-Дону, 2008. – 366 с.;
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности.История первобытного общества охватывает период от появления человека до возникновения классовых обществ. Широко распространена археологическая периодизация, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда: это деление истории человечества на три века – каменный, бронзовый и железный. Каменный делится на древний каменный век (палеолит) и новый каменный век (неолит). Палеолит делится на ранний (нижний, древний) палеолит (2,6 млн – 40 тыс. лет назад) и поздний (верхний) палеолит (40 – 12 тыс. лет назад). Культура, возникшая в начале человеческой истории вместе с человеком, называется первобытной (или архаической). Ответить на вопрос, когда появилась культура, можно, только ответив на вопрос о времени появления человека, то есть, осветив проблемы антропогенеза.
Антропогенез – процесс происхождение человека, процесс его эволюционного развития. По последним данным науки, человеческий род существует около двух миллионов лет. Современный же вид («Homo sapiens») человека разумного появился всего лишь около 100 тысячелетий тому назад. Вопрос о том, как появился и формировался человек, длительное время был предметом ожесточенных дискуссий. В настоящее время основными гипотезами о происхожении человека являются:
Креационная – человек сотворен Богом или мировым разумом.
Эволюционная – человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений.
Космическая – человек как потомок или творение инопланетян.
До XIX века антропогенез человека рассматривался с религиозной точки зрения, т.е. с точки зрения креационизма. Лишь в конце XIX столетия утвердилась концепция биологической эволюции человека, которая уже в ХХ веке получила развитие и обоснование. В основе этой концепции лежит симиальная (от лат. «симиа» – обезьяна) гипотеза Ч. Дарвина о происхождении человека от древней человекообразной обезьяны. В 1871 г. в своей книге «Происхождение человека и половой отбор» на огромном фактическом материале Дарвин обосновал два важных положения:
человек произошел от животных предков
человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами
Процесс перехода от обезьяны к человеку – гоминизация (от лат. homo – человек) был длительным и сложным. Он включал развитие прямохождения (бипедии) и мозга, адаптацию руки к трудовой деятельности, появление членораздельной речи и др. Если говорить о месте человека в живой природе, то он относится к млекопитающим, к отряду приматов (от латинского слова первый). К этому отряду относят полуобезьян, обезьян и человека. В этом отряде приматов выделяется семейство гоминид (от лат. homo – человек) – «человечьих». Это семейство объединяет современного человека с его ближайшими предками. В составе этого семейства выделяется род собственно человека, род Homo. Сюда относят все ископаемые формы и современного человека.
Таким образом, современный человек образует собой вид sapiens рода Homo, относящегося к семейству гоминид отряда приматов.
К образованию человека подвели процессы, в которых выделяют два этапа:
1. Эволюция животных предков человека – гоминид, обезьян, протоантропов. Это – животная стадия, предшествующая человеческой. Здесь ещё нет человека, общества, культуры. Здесь действуют законы природы, биологической жизни, определяющей поведение отдельной особи и стада.
2. Второй этап связан с появлением антропов, людей. Отсюда и берёт своё начало процесс антропогенеза.
Ученые полагают, что гоминидная (человеческая) линия эволюции отделилась от общего с обезьянами ствола 7—8 млн. лет назад, а древнейшие представители рода человек («Гомо») появились не позднее 2 млн. лет назад. Обычно выделяют 4 стадии развития человека – австралопитековые, архантропы, палеоантропы, неоантропы [5, C.275]. Каждая из них характеризуется своими морфологическими особенностями и археологической культурой.
В настоящее время переходным звеном и одной из первых ступеней в эволюции человека признают австралопитеков. Они передвигались на двух ногах, что освободило руки и создало предпосылки к трудовой деятельности, и отличались от человекообразных обезьян строением скелета и черепа. Древнейшие восточноафриканские австралопитеки жили 7 млн. – 2,5 млн. лет назад. Наиболее прогрессивных австралопитеков многие учёные считают ранними представителями рода «Гомо», первыми людьми, появившимися на рубеже 2,5 млн. – 2 млн. лет в Восточной и Южной Африке. Их часто относят к виду человек умелый («Homo habilis»). Представители этого вида могли изготовлять простейшие орудия труда (считаются творцами олдувайской культуры). Предполагается, что именно человек умелый предшествовал в эволюции древнейшим людям – архантропам [5, C. 7].
Архантропы, древнейшие люди, принадлежат к виду человек прямоходящий («Homo erectus»). К ним относят питекантропов и синантропов. Произошли от вида «Homo habilis» в Африке, позже переселились отдельными группами в Юго-Восточную и Восточную Азию и Европу. Жили 1,9 млн. – 100 тыс. лет назад.
Палеоантропы – древние люди, промежуточная ступень между человеком прямоходящим («Homo erectus») и человеком разумным («Homo sahiens»), их называют неандертальцами. Если у архантропов объём мозга в среднем определяется в 950 куб. см, то у неандертальцев он достигает 1550 куб. см. Их телесная организация приблизилась к морфологии современного человека. Жили 250 тыс. – 35 тыс. лет назад. Есть точка зрения, что, начиная с рубежа 40 тыс. лет, неандертальцы в Европе сосуществовали с людьми современного типа, и часть их смешивалась (метисировала) с ними. Неандертальцы были распространены весьма широко, и их стоянки во множестве обнаруживали как на территории нашей страны, так и в соседних государствах: на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, Казахстане, в низовьях Днепра и Дона, под Волгоградом (стоянка Сухая Мечетка) и Воронежем [5, C.173].
Появление неантропов (кроманьонцев) является завершающей стадией биологической эволюции человека. Окончанием антропогенеза считается переход человеческого общества к верхнему палеолиту (35–10 тыс. лет назад). К этому времени сформировался человек современного физиологического типа или его ещё называют Homo sapiens sapiens – «человек разумеющий разум». Кроманьонцы жили 80-10 тысяч лет назад. Объём мозга у них достигал 1400 куб. см., появилась членораздельная речь (примерно 50-40 тысяч лет назад), но жили они ещё в рамках культуры камня, занимаясь присваивающим хозяйством.
Следует заметить, что эволюция человека не может быть описана как простая линейная последовательность – разные виды сосуществовали и даже, возможно, конкурировали друг с другом. К настоящему времени знания об ископаемых гоминидах существенно пополнились. Только за последние несколько лет было открыто несколько новых видов ископаемых гоминид.
Чем ближе к нам хронологический период — тем меньше он длится, тем быстрее и чаще изменения в человеческой жизни. Это объясняется тем, что до верхнего палеолита человек современного физического типа (homo sapiens) и его культура не сформировались. В период верхнего палеолита можно определенно говорить о человеческой культуре, как материальной, так и духовной. Поэтому верхний палеолит занимает ключевое место в каменном веке.
Во-первых, на рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается биологическая эволюция ископаемых людей и появляется «настоящий» человек — Homo sapiens. Во-вторых, скачкообразно увеличивается разнообразие каменных и других орудий, появляются составные: вкладыши, наконечники, сшитая одежда. В 3-третьих, главным социальным новшеством верхнего палеолита была экзогамия. Из брачных отношений исключались ближайшие родственники — родители и дети, родные братья и сестры. Запрет инцеста (кровосмешения) означал появление общественной регуляции брака. Так появились род (объединение по общности происхождения нескольких поколений родственников) и семья (родители и их дети).
Замена биологического, эволюционного развития на историческое, социальное принесла быстрые изменения в довольно сжатые сроки. Результатом этих изменений и стало то единство человечества, которое называется культурой. Однако из всего многообразия культурных форм следует выделить обязательную совокупность элементов, появление которых и создает феномен культуры. В науке эта обязательная совокупность называется «первоэлементами культуры», к их числу относятся: материальная культура (орудия труда, жилище и предметы быта), язык, религия, искусство, социальная организация. Каждый по отдельности из этих первоэлементов культуру не создает, лишь их совокупное присутствие позволяет создает культуру и позволяет классифицировать существо,их создавшее, как человека.
studfiles.net