Как и для чего мы дышим презентация – Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему «Для чего и как мы дышим» 4 класс
Презентация к уроку Окружающий мир по теме «Организм человека. Для чего и как мы дышим»
Урок окружающего мира
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Основные отличия живых организмов
- Способность к обмену веществ (питание, дыхание, выделение)
- Способность реагировать на внешнюю среду
- Рост
- Размножение
Без чего человек не может прожить более 5 минут?
- Без еды
- Без воды
- Без воздуха
Тема урока:
«Для чего и как мы дышим?»
ДЛЯ ЧЕГО МЫ ДЫШИМ ?
- Питание клеток организма кислородом
- Выведение углекислого газа
КАК МЫ ДЫШИМ? Схема строения органов дыхания
Функции носовой полости
- Согревание воздуха
Нос как ОБОГРЕВАТЕЛЬ :
Холодный воздух согревается
кровяным «отоплением».
Функции носовой полости
- Очищение воздуха
Нос как ПЫЛЕСОС:
В ноздрях есть реснички, на которых застревает пыль с вредными «пассажирами» – микробами.
Функции носовой полости
- Увлажнение воздуха
Нос как УВЛАЖНИТЕЛЬ:
В носу постоянно влажно,
чтобы увлажнять сухой воздух.
Функции носовой полости
- Охлаждение воздуха
Нос как ХОЛОДИЛЬНИК:
Нос охлаждает горячий
воздух, чтобы не обжечь
наши нежные легкие.
Строение гортани (1)
образована хрящами,
соединенными между
собой
- В гортани находятся
голосовые связки
Функции носоглотки и гортани
- Образование звуков
- Защита дыхательной
системы от попадания
пищи
Строение трахеи и бронхов
- Трахея — трубка длиной
10-12 см
- Хрящевые полукольца
- Внутренние стенки покрыты слизистой оболочкой
- Бронхи –более тонкие трубки,
ведущие в легкие
Функции трахей и бронхов
- Проведение воздуха к легким и обратно
Строение легких
- Парные губчатые органы
- Множество мелких пузырьков – альвеол, густо оплетенных кровеносными сосудами
Функции легких
- Обмен газов между кровью
и воздухом в легких
Как мы дышим?
Гигиена дыхания:
1. Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.
2. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены,
становится источником инфекции.
Гигиена голосового аппарата:
- Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью.
- Частые воспаления дыхательных путей
оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.
ИТОГ УРОКА
В чем важность системы
органов дыхания?
Важность определяется необходимостью ежеминутно доставлять кислород в каждую клетку тела для ее нормальной жизнедеятельности.
Спасибо за урок!
kopilkaurokov.ru
Презентация по окружающему миру на тему «Для чего и как мы дышим» (4 класс)
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Обсуждение творческих вопросов прошлого урока (интеллектуальная разминка).
– Без пищи и без воды человек может жить несколько дней, а без воздуха не может выдержать даже 10 минут. Объясните, почему без воздуха, без дыхания человек жить не может. Какие у вас будут гипотезы? (Питательные вещества и воду можно запасти в организме, а воздух не запасёшь – он быстро расходуется.)
– Какой возникает вопрос?
Почему мы должны дышать?
Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.
Отвечают на вопросы.
– Назовите основные отличия живых организмов от неживых тел.
– Какое значение имеет кислород в жизни организма?
– Чем отличается состав атмосферного воздуха от выдыхаемого?
– Почему на нашей планете, которую населяет огромное количество живых организмов, не накапливается углекислый газ и не уменьшается количество кислорода?
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
Дыхание
– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.
План
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
–
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
Работа в учебнике.
– В чём заключается роль органов дыхания? Используя текст на с. 28, определите, зачем нам необходим кислород. (Органы дыхания обеспечивают организм кислородом и удаляют из него углекислый газ. Кислород требуется клеткам нашего организма для получения энергии из органических веществ.)
– Представьте себе, что учёные смогли пометить молекулу атмосферного кислорода, проникающего в наш организм. Давайте по рисунку на с. 28 проследим, какой путь она пройдёт. Перечислите этапы этого пути.
Перечисляют этапы продвижения кислорода по рисунку: носовая полость – гортань – трахея – бронхи – лёгкие.
Работа с текстом на с. 29 в группах: «носовая полость», «гортань», «трахея», «бронхи», «лёгкие». Задание: определить роль этих органов в процессе дыхания.
– Как должны быть устроены органы, чтобы выполнить свою роль?
Презентация работы групп.
– Какой из перечисленных органов мы уже встречали, в какой системе?
Какие правила поведения необходимо соблюдать, чтобы при приёме пищи не возникло неприятностей в дыхании и питании? (Когда мы изучали пищеварительную систему, нам уже встречалась гортань. Это орган, работающий в двух системах. Во время еды нельзя разговаривать, иначе можно поперхнуться.)
– Как же мы дышим? Понять это нам помогут рисунки внизу на с. 30 и наши наблюдения.
Рассматривают рисунки, делают вывод, как человек дышит, наблюдают результаты опытов.
1. Проведение опыта по наблюдению за работой мышц грудной клетки (межребёрных мышц.) На одном из учащихся измеряется объём грудной клетки до и во время вдоха, после выдоха, показания записываются на доске.
2. Демонстрация работы диафрагмы на модели (см. описание на с. 57).
– Какие признаки простуды вам известны? (Чихание, кашель.)
– А знаете ли вы, почему человек чихает и кашляет? (
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
1. Работа в учебнике.
Вопросы на с. 31.
2. Работа в рабочей тетради.
Задания из рабочей тетради на выбор.
Выполняют задания.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
Обмен мнениями по выполнению заданий.
– Почему дыхательную систему относят к органам, восстанавливающим истраченные силы? (Органы дыхательной системы снабжают организм кислородом, который необходим для получения энергии.)
– Можно ли управлять работой этой системы по своему желанию? (Мы можем ненадолго задержать дыхание, а в остальном управлять этой системой по своей воле мы не можем, ведь кислород требуется нам постоянно и сбоев в его доставке в организм не должно быть.)
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
Возможные ответы на задания рабочей тетради.
Задание 1
Задание 2 содержит разумные советы, которые позволяют избежать простудных заболеваний. Ученики могут написать, например, такие советы: «Заболел – сиди дома»; «Сними мокрую одежду»; «Не стой на сквозняке»; «Одевайся по погоде».
При выполнении задания 3 ученики должны обратить внимание на то, что состав воздуха, поглощаемого и выделяемого берёзой и всеми остальными организмами, различен: растения в результате фотосинтеза поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.
Задание 4 объясняет наличие в стенках трахеи хрящевых колец: они придают стенкам трахеи прочность. Расширение объёма грудной клетки и вслед за тем лёгких приводит к отрицательному давлению в дыхательном тракте, что и обеспечивает всасывание воздуха. Однако если бы стенки трахеи были мягкими, то они могли бы просто сплющиться за счёт этого отрицательного давления. По той же причине инженеры вставили металлические кольца в шланг, чтобы не дать ему сжаться, когда воздух всасывается. Ученики могут объяснить это, например, так: «Чтобы при вдыхании воздуха стенки трахеи не сжимались, они укреплены хрящевыми кольцами».
Задание 5 позволяет школьникам на опыте убедиться в том, что в выдыхаемом воздухе содержится вода.
Задание 6 также основано на проведении опыта, в результате которого учащиеся удостоверятся в том, что частота дыхания возрастает по мере увеличения физической нагрузки. Может быть сделан, например, следующий вывод: «При физической нагрузке клеткам требуется больше кислорода, поэтому частота вдохов возрастает».
infourok.ru
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Самоопределение к деятельности | Мотивирование к учебной деятельности на уроке | – Ребята, какой у нас сейчас урок? – Проверьте готовность к уроку. |
Понимание учебного задания (СЛАЙД 1) |
Актуализация знаний | Актуализация знаний и умений, необходимых для построения нового знания | – Какой раздел мы изучаем? (Организм человека) | – Как работает организм человека. – Тело человека. – Органы человека. (СЛАЙД 2) |
– Человек относится к живым организмам? | Да | ||
– Что отличает живой организм от неживого тела? | Питаются, дышат, выделяют ненужные вещества, растут, размножаются, реагируют на внешнюю среду. | ||
Итог – | (СЛАЙД 3) | ||
Постановка учебной задачи | Формирование умения принимать учебную задачу | – Без чего человек не может прожить более 5 минут? (СЛАЙД 4 ) | – Без воздуха. |
– Почему? | Гипотезы детей. | ||
– Чем отличается состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха? | – Вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. | ||
– Какое значение имеет кислород в жизни организма? | ? | ||
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. | – Дыхание. Органы дыхания. Почему мы дышим. Как мы дышим. (СЛАЙД 5) |
||
– Что мы должны узнать сегодня на уроке? | – Какие есть органы дыхания. – Для чего и как мы дышим. – Какие есть органы для дыхания. |
||
Решение учебной задачи Совместное открытие нового знания |
Открытие нового знания – дыхательная система или органы дыхания, их строение и функции, значение органов дыхания для жизни человеческого организма | Организация обсуждения – Для чего мы дышим? |
(СЛАЙД 6) |
– Какие органы помогают нам дышать? | Легкие, нос, трахеи, глотка, | ||
– Почему мы должны непрерывно дышать? | Выдвижение гипотез. Предположения детей записываю на доске |
||
Работа с учебником. Тема 6. «Для
чего и как мы дышим» – Почему мы дышим? |
Дети знакомятся с материалом
учебника. (СЛАЙД 6) |
||
– Какой вывод можно сделать? | – Выводы делают дети. | ||
– Почему мы должны непрерывно дышать? | |||
– Итак, человек дышит для того, чтобы
насытить клетки организма кислородом и удалить
из него углекислый газ. Стр. 28 |
|||
– Как мы дышим? | |||
– Что нам помогает дышать? | Дети называют знакомые органы дыхания. | ||
– Какие из них вы знаете? | Называют то, что известно. | ||
Представьте, что моя стрелка на экране телевизора – это молекула кислорода. Давайте назовем путь движения этой молекулы. | Ребята по рисунку предполагают путь движения молекулы кислорода.(СЛАЙД 7) | ||
Носовая полость Гортань Трахея Бронхи Легкие |
Вероятнее всего найдется тот орган, о котором дети ничего не знают. (Например, легкое, бронхи, гортань, диафрагма) | ||
Знакомство с материалом учебника. Стр. 29: раздел «Путешествие бутерброда» |
Работа с текстом в парах | ||
– Прочитаете данный раздел и выберите тот орган, о котором вам бы хотелось рассказать. | Презентация работы пар | ||
Задание: определить роль
органа в процессе дыхания – Что представляет собой носовая полость? – Строение носовой полости – Функции носовой полости Нос-обогреватель Нос-пылесос Нос-увлажнитель Нос-охладитель – Строение гортани Пословица Функции носоглотки и гортани – Используя зеркало, проследите за образованием звуков. Строение трахеи и бронхов Функции трахей и бронхов Строение легких Функции легких |
(СЛАЙД 8) (СЛАЙД 16) |
||
Организация беседы на уроке по вопросу учебника на с. 30 (на рисунке изображен обмен газов между легочным пузырьком и кровеносным сосудом. | (СЛАЙД 18) (СЛАЙД 19) |
||
– Подумай, молекулы каких газов обозначены на рисунке разными кружками. | Зная, что кислород поступает из легких в кровь, а углекислый газ – из крови в легкие, ученики скажут, что кружок с белой точкой обозначает кислород, а кружок с черной точкой – углекислый газ. | ||
– Для чего мы дышим? | – Для питания клеток организма кислородом. | ||
– А как происходит сам процесс дыхания? | Наблюдение за работой мышц грудной клетки. (СЛАЙД 20) | ||
Самостоятельное применение знаний* | – Всегда ли вдыхаемый воздух чистый? | Не всегда. | |
– Что может находиться во вдыхаемом воздухе? | Мелкие частички. Микробы. | ||
– Что может произойти? | Человек чихает, кашляет, заболевают органы дыхания. | ||
Работа в рабочих тетрадях Тема 6. с. 11 |
|||
Задание 1: Подпиши органы дыхания. Соедини названия болезней с теми органами, которые они поражают. | Носовая полость – насморк Гортань и глотка – ангина Трахея – трахеит Бронхи – бронхит Легкие – воспаление легких |
||
Проверка. | (СЛАЙД 21) | ||
– Что нужно делать, чтобы не заболеть? | Высказывания детей. | ||
Гигиена органов дыхания | (Слайды 22-30) | ||
Рефлексия деятельности | Подведение итогов. Самооценка | Итог урока: – В чем важность дыхательной системы? – Для чего мы дышим? – Какие органы помогают нам дышать? – В чем важность |
(СЛАЙД 31) |
Домашнее задание: В тетради тема № 6, задание 1,2 (задания необходимого уровня + 1 задание на выбор) |
(СЛАЙД 32) | ||
Самооценка детей и отметка учителя. | Молодцы! |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация к уроку Окружающий мир «Для чего и как мы дышим»
Для чего и как мы дышим.
П р о б л е м а:
- Почему без воздуха, без дыхания человек не может жить?
- Стр. 30
« Почему мы должны непрерывно дышать?»
Органы дыхания Носовая полость
Гортань
Трахея и бронхи
Лёгкие
Путь кислорода к легким: Стр.30-31
- Носовая полость
- Гортань
- Трахея
- Бронхи
- Легкие
- Легочные пузырьки.
Как мы говорим Стр.31
- В гортани находятся голосовые связки. Струя воздуха, попадая в гортань, колеблет голосовые связки и возникает звук.
- В формировании звуков речи принимают участие носовая полость, язык, зубы и губы.
газообмен
Как мы дышим Стр.32
- В д о х:
- Во время вдоха межреберные мышцы поднимают ребра.
- Мышечная перегородка- диафрагма- опускается.
- В результате объем грудной клетки увеличивается, легкие расширяются и втягивают воздух, насыщенный кислородом.
- В ы д о х:
- При выдохе мышцы расслабляются, и объем грудной клетки уменьшается.
- Воздух, содержащий много углекислого газа, выходит наружу.
Вопрос:
- Полезны ли для человека чихание и кашель ?
Стр. 33
Дайте полезные советы
В ы в о д:
- Важность дыхания определяется необходимостью ежеминутно доставлять кислород в каждую клетку тела для ее нормальной жизнедеятельности.
multiurok.ru
Презентация к уроку Окружающий мир «Для чего и как мы дышим»
Для чего и как мы дышим.
П р о б л е м а:
- Почему без воздуха, без дыхания человек не может жить?
- Стр. 30
« Почему мы должны непрерывно дышать?»
Органы дыхания Носовая полость
Гортань
Трахея и бронхи
Лёгкие
Путь кислорода к легким: Стр.30-31
- Носовая полость
- Гортань
- Трахея
- Бронхи
- Легкие
- Легочные пузырьки.
Как мы говорим Стр.31
- В гортани находятся голосовые связки. Струя воздуха, попадая в гортань, колеблет голосовые связки и возникает звук.
- В формировании звуков речи принимают участие носовая полость, язык, зубы и губы.
газообмен
Как мы дышим Стр.32
- В д о х:
- Во время вдоха межреберные мышцы поднимают ребра.
- Мышечная перегородка- диафрагма- опускается.
- В результате объем грудной клетки увеличивается, легкие расширяются и втягивают воздух, насыщенный кислородом.
- В ы д о х:
- При выдохе мышцы расслабляются, и объем грудной клетки уменьшается.
- Воздух, содержащий много углекислого газа, выходит наружу.
Вопрос:
- Полезны ли для человека чихание и кашель ?
Стр. 33
Дайте полезные советы
В ы в о д:
- Важность дыхания определяется необходимостью ежеминутно доставлять кислород в каждую клетку тела для ее нормальной жизнедеятельности.
multiurok.ru
Интернет-урок по окружающему миру «Для чего и как мы дышим ИЛИ Органы дыхания»
Продолжаем очередной интернет-урок по окружающему миру. Сегодня мы узнаем для чего и как мы дышим…
Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды — несколько суток, а без воздуха — несколько минут. Каждое мгновение клетки нашего организма нуждаются в кислороде, с помощью которого они получают из органических веществ энергию, необходимую для жизни. Без неё клетки погибают.В отличии от питательных веществ, кислород нельзя запасти впрок. Вот почему питаться мы можем время от времени, а дышать должны непрерывно. Органы дыхания не только обеспечивают наш организм кислородом, но и избавляют от углекислого газа, который выделяется при получении энергии.
Как же мы дышим? Воздух через ноздри попадает в носовую полость.
Её стенки обильно покрыты слизью, которая собирает пылинки. В стенках носовой полости расположено множество кровеносных сосудов. Они несут тёплую кровь, которая согревает поступивший воздух. Таким образом, во время вдоха через нос воздух очищается и согревается.
Из носовой полости воздух проникает в глотку, а затем в гортань — дыхательное горло. Как вы помните, пища тоже поступает в глотку. Однако во время глотания пищи отверстие в гортань всегда закрывается. Но если во время еды человек вдруг заговорит или рассмеются, пища может попасть в дыхательное горло — человек поперхнётся, закашляет (защитная реакция организма). Об этих опасностях предостерегали еще в древние времена, об этом мы узнали из известной народной мудрости — пословицы: «Когда я ем, я глух и нем«…
А вы знаете, что в гортани находятся голосовые связки? Когда мы говорим, струя воздуха колеблет голосовые связки, и возникает звук. В формировании звуков речи принимают участие также носовая полость, язык, зубы и губы.
Из гортани воздух попадает в трахею. Это небольшая трубка, которая состоит из хрящевых полуколец. Трахея разветвляется сначала на две крупные трубки — бронхи, затем на более мелкие. Они ведут в лёгкие — парные губчатые органы, расположенные в грудной клетке.
В лёгких бронхи разветвляются на меньшие трубочки, затем — на очень мелкие и заканчиваются множеством лёгочных пузырьков, которые оплетены тонкостенными кровеносными сосудами. Здесь происходит обмен газов между кровью и воздухом в лёгких.
А вы знаете, что в спокойном состоянии человеку нужно около 500 литров воздуха в час. При напряженной работе или занятии спортом клетки тела расходуют в 10-20 раз больше энергии и соответственно требуют больше кислорода: человек дышит глубже и чаще.
Но воздух сам не заходит в лёгкие. Как же мы дышим? Во время вдоха межрёберные мышцы поднимают рёбра, а мышечная перегородка — диафрагма — опускается. Объём грудной клетки увеличивается, лёгкие расширяются и втягивают воздух. При вдохе мышцы расслабляются, и объём грудной клетки уменьшается.
А вы знаете зачем человек чихает и кашляет? При вдохе вместе с воздухом в дыхательные пути попадает множество микробов. Организм в большинстве случаев с ними справляется. Но если иммунитет человека ослаблен, то человек может не осилить микробы, и тогда человек заболевает.
Иммунитет -защита организма, это невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекциям.
Когда человек болеет, он частенько чихает и кашляет. И это, как не странно, хорошо. Ведь при этом организм избавляется от ненужных частиц. При чихании, например, прочищается носовая полость, при кашле — трахея, бронхи и лёгкие. Мы чихаем, когда в нос попадают частички пыли. Кашель спасает нас, когда в дыхательное горло попадают частички пищи. А во время болезни чихание и кашель освобождает дыхательные пути от слизи.
И ещё…
Так почему же кислород так важен для нас?
Дело в том, что человек постоянно тратит энергию. Она нужна для того, чтобы работали внутренние органы, чтобы организм мог расти или заменять старые ткани новыми.
Для получения энергии нашему организму нужен кислород. При образовании энергии организм выделяет углекислый газ. Это как бензин в автомобиле – без него машина не тронется с места.
Только человек тратит энергию, даже когда не двигается – спит, например. Ведь при этом и сердце бьётся, и лёгкие работают. Даже волосы растут. Вот для постоянного получения энергии и нужен кислород. В тканях организма кислород присоединяется к веществам, богатым энергией, эта энергия высвобождается, и наше тело может использовать её для работы или строительства.
Когда богатые энергией вещества отдают энергию, образуется углекислый газ. Но он нам не нужен. Вот организм и выделяет его в кровь, которая несёт этот газ в лёгкие.
И мы его выдыхаем! Зачем с собой отходы таскать!
Смотрим фильм…
Берегите себя! Почаще бывайте на свежем воздухе! Проветривайте комнаты! Убедите ваших родителе, что курение — это самое опасное занятие для органов дыхания…
www.klass39.ru
Для чего и как мы дышим
•Почему Волку стало плохо?
• Для чего Волк начал курить сразу несколько сигарет?
• Зачем это нужно было Волку?
• Что же случилось с Волком дальше?
• Волк отравился, ведь он выкурил столько сигарет сразу! Но почему же закашлялся Зайчик, ведь он совсем не курил?
Просмотр содержимого документа
«для чего и как мы дышим »
Для чего и как мы дышим
- Почему Волку стало плохо?
- Для чего Волк начал курить сразу несколько сигарет?
- Зачем это нужно было Волку?
- Что же случилось с Волком дальше?
- Волк отравился, ведь он выкурил столько сигарет сразу! Но почему же закашлялся Зайчик, ведь он совсем не курил?
В горящей сигарете в процессе сгорания табака образуется огромное количество вредных, опасных для жизни человека веществ.
Для чего и как мы дышим?
Чем отличается состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?
Дыхательная система
Собери модель
Альвеолы
Поверхность зоны обоняния носа всего 5 см(квадратных), но на ней размещается около миллиона нервных окончаний. Ощущение запаха возникает при возбуждении не менее 40 нервных окончаний.
Самая холодная часть человеческого тела – нос. Температура его кончика обычно не превышает 22 гр Цельсия. Нос обеспечивает рефлекторную регуляцию дыхания и дополнительно регулирует кровообращение. При слабой выносливости нервной системы в случаях более или менее сильных возбуждений человек падает в обморок. При этом, если сильно раздражить рецепторы внутренней полости носа, например давая понюхать нашатырный спирт, то человек приходит в себя.
Гортань – это вход в трахею. Гортань состоит из хрящей. У мужчин щитовидный хрящ образует кадык. Связки: у мужчин длиннее и толще, поэтому их голос более низкий. У детей и женщин связки тоньше и короче, поэтому их голос более высокий. Из гортани воздух попадает в трахею.
Из гортани воздух попадает в трахею. Трахея состоит из хрящевых полуколец. Внизу трахея ветвится на 2 главных бронха(левый и правый). Главные бронхи входят в легкие с
внутренней стороны, граничащей с сердцем. Место их входа называют «воротами легких».
Легкие занимают все свободное пространство грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Каждое легкое одето оболочкой – легочной плеврой. Пристеночная плевра выстилает
грудную полость с внутренней
стороны.
Как мы дышим
kopilkaurokov.ru