cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Игры на развитие связной речи во второй младшей группе картотека – Материал по развитию речи (младшая группа) на тему: КАРТОТЕКА Игр и игровых упражнений для развития связной речи Младшая группа | скачать бесплатно

Картотека по развитию речи (младшая группа) на тему: Дидактические карточки по развитию связной речи у детей младшей группы

Связная речь                       мл.г            21

«Хороший — плохой»

Цель: развитие логического мышления, умения описывать героев, строить рассказ-рассуждение.

Ход игры: В процессе  игры дети пытаются выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их.

Связная речь                       мл.г               23

 «Что сначала, что потом».

Цель: учить составлять небольшой рассказ по картинкам, выделяя начало и конец действия и правильно называть их.

   Связная речь                     мл.г            22

«Зоопарк»

Цель: развитие умения строить рассказ-описание с опорой на картинку

Ход игры: Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по  плану.

Связная речь                       мл.г               24

«Расскажем про Олю и зайчика».

Цель: Составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по опорным картинкам.

Связная речь                       мл.г             25

«Распространи предложение»

Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Связная речь                       мл.г               26

«Гуси-гуси»

Цель игры: развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной.

Связная речь                       мл.г             27

«Коршун»

Цель игры: упражнять детей в диалогической речи, учить быстро реагировать на словесный сигнал.

Связная речь                       мл.г           28  

«Сова»

Цель игры: приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.

Связная речь                      мл.г              29

«Что подарили Наташе?»

Цель игры: побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный  момент не  видит.

Связная речь                       мл.г              30

 «Хохлатка»

Цель игры: упражнять детей в выразительном чтении стихотворения, закрепить знания о повадках курицы-наседки.

nsportal.ru

Картотека дидактических игр по развитию связной речи

Транскрипт

1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» Картотека дидактических игр по развитию связной речи Воспитатель: Гуляева Е.П. г. Советский, 2014г.

2 Картотека дидактических игр по развитию связной речи Младший дошкольный возраст «Назови ласково» Цель: активизация ласкательных существительных Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые: Санки саночки Гора горочка Зима зимушка Шуба шубка Шапка шапочка Снег снежок И т.д. «Разложи картинки» Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их. Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия. «Опиши игрушку» Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их. Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их. Лиса это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных. Заяц это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик. «Угадай игрушку» Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет. Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

3 «Чудесный мешочек» Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам. Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек. Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайкапобегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.) Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)» Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный. Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания». «Кто что умеет делать» Цель: Подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Детям называют или показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: белочка скачет, прыгает, грызет; кошка мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик прыгает, бегает, прячется, грызет морковку. «Где что можно делать» Цель: Использовать в речи глаголы. Детям задают вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. Например: что можно делать в лесу? гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать; что можно делать на реке? купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу; что делают в больнице? лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы; что делают в магазине? покупают, продают, взвешивают, упаковывают. Игра проводится в форме соревнования. Цель: Составлять описание игрушек. «Теремок»

4 Каждый ребенок выбирает для себя игрушку в образе какого-нибудь животного. Все животные по очереди приходят к теремку и просят впустить их. Взрослый берет на себя роль животного, первым поселившегося в теремке. Он просит детей описать животных. Описание является условием для того, чтобы попасть в теремок, например: Ребенок. Кто-кто в теремочке живет? Взрослый. Я мышка-норушка. А ты кто? Ребенок. Я лягушка-квакушка. Взрослый. А ты какая? Расскажи про себя. Ребенок. Я зеленая. Сама маленькая, а глаза большие. Люблю плавать, хорошо прыгаю. В начале инсценировки взрослый может дать образец описания внешнего вида от имени своего героя: «Я серенькая, маленькая, с длинным хвостом, люблю грызть корки. Кто я? Угадай!» В теремок могут приходить разные животные и звери, а не только те, что в сказке. Взрослый может предлагать различные ситуации, не связанные с сюжетом сказки, и разыгрывать их вместе с детьми. Примеры некоторых сюжетов для игр-инсценировок даются ниже. «Что напутал Буратино?» Цель: Находить ошибки в описании и исправлять их. В гости к детям приходит Буратино со своим другом Утенком. Буратино хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает об Утенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У Утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их.

5 Картотека дидактических игр по развитию связной речи Средний дошкольный возраст «Один и много» Материал: Картинки по числу детей с изображением 1 или нескольких предметов Ход игры: воспитатель раздает картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают: — У меня окно — У меня окна Затем составляют пары картинок по принципу: один много. «Разноцветный сундучок» Цель: учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде. Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по числу детей. Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего. В том случае, если на картинках будут изображены 2 3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных. «Разноцветный сундучок» Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова. Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей. Ход. Воспитатель: Я картинки положила В разноцветный сундучок. Ну-ка, Ира, загляни-ка, Вынь картинку, назови. Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

6 «Чего не стало?» Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. Материалы: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера длинная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок. Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе. Комментируем: Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д. Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого. На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?» «Чего не стало»? Цель: Развитие зрительной памяти. На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну — две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка — вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант с исчезновением двух и более игрушек). «Найди пропавшую игрушку». Цель: развитие у ребенка памяти и внимания, умения сосредотачиваться. Материалом для игры служат 5-6 игрушек одного плана — пластмассовые фигурки, резиновые игрушки, машинки и т.д. На столе перед ребенком выстраиваются в ряд игрушки. Ребенку предлагают несколько минут посмотреть на них, а затем отвернуться. Когда ребенок отвернулся, взрослый прячет одну из игрушек, после чего ему предлагается угадать, какая игрушка спрятана. Если ответ правильный, то играющие меняются ролями. В том случае, если ребенку трудно запомнить сразу 5-6 игрушек, то можно начинать игру с 3-4, постепенно увеличивая их число. Если ребенок легко справляется с заданием

7 из и более игрушек, можно усложнить задачу, заменив игрушки на картинки с изображением предметов. Еще один из вариантов усложнения задания: предложить ребенку запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно для ребенка две игрушки меняют местами и предлагают ему угадать, какая игрушка стоит не на своѐм месте. «Олины помощники» Цель: Образовывать форму множественного числа глаголов. Материалы: Кукла Оля. Обратимся к детям со следующими словами: «Дети, к нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я вам их покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать нашей Оле». Кукла идет по столу. Указываем на ее ноги: «Это что? Это ноги. Они Олины помощники. Что ноги делают? (Ходят, прыгают, бегают, скачут, танцуют и т. д.) Далее указываем на другие тела и задаем аналогичные вопросы (руки берут, кладут.ержат,.оют, одевают, рисуют, вырезают, наклеивают; зубы жуют, кусают, грызут; глаза смотрят, закрываются, открываются, моргают, жмурятся; уши слушают). Далее читаем стихотворение, делая паузы, а дети подсказывают нужное слово: Оля весело бежит К речке по дорожке, А для этого нужны Нашей Оле… ножки. Оля ягодки берет По две, по три штучки. Л для этого нужны Нашей Оле… ручки. Оля ядрышки грызет, Падают скорлупки, А для этого нужны Нашей Оле… зубки. Оля смотрит на кота. На картинки-сказки. А для этого нужны Нашей Оле… глазки. ( Карганова. Олины помощники.) В заключение можно спросить у ребенка (у детей): кто твои помощники? Что они умеют делать? спать. «Кто больше скажет о профессии» Цель: Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель строит, учитель учит и т. д.). Взрослый уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие». Обращается к детям: Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю вас спать… А как вы думаете, какая профессия у Ирины Владимировны, которая нам готовит обед? Правильно,

8 она повар. А какие вы еще знаете профессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, делает повар? Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и др. А что делает врач? Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции. А что делает портной? Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет. Взрослый называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия, характерные для этих профессий. (Игра проводится в конце года при соответствующей готовности детей.) «Четвѐртый лишний» Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений. Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвѐртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Ряд картинок для игры: 1. Рубашка, туфли, брюки, пиджак. 2. Яблоко, крыжовник, смородина, малина. 3. Телевизор, Шкаф, стул, кровать. 4. Кукушка, сова бабочка, сорока. 5. Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка. 6. Ромашка, береза, ель, тополь. 7. Помидор, огурец, морковь, слива. 8. Шапка, берет, шляпа, носок. 9. Топор, пила, ручка, рубанок. 10. Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц. «Узнай по описанию» Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его. Усложнение:

9 дети объясняют свой выбор роль водящего выполняет ребенок «Отгадай-ка» Цель: 1. упражнять детей в составлении описательных рассказов 2. развивать умение внимательно слушать товарища Ход игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим. В: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета: Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать? «Что изменилось?» Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета. Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности. В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось? Усложнение: 1. Описать предмет, которого не стало 2. рассказать о месте, где он стоял 3. на какой звук начиналось название этого предмет 4. в названии каких еще предметов есть этот звук? «Поезд» Цель: Составлять коллективное повествование. Детям говорят, что они будут вагончиками. Вагончики должны прицепиться друг к другу, но прицепиться сможет только тот, кто внимательно слушал, на чем остановился его товарищ, и правильно продолжил рассказ. Взрослый. В лесу жил… 1-й ребенок. Трусливый зайчик. 2-й ребенок. Один раз он пошел гулять. 3-й ребенок. Вдруг он увидел большую змею. 4-й ребенок. Зайчик испугался и убежал.

10 В качестве помощи детям взрослый повторяет последнее слово или всю фразу предыдущего ребенка, тем самым задерживая внимание очередного рассказчика на сюжетной линии. Если и в этом случае пауза затягивается, взрослый подсказывает начало следующей фразы. Дети, составившие рассказ, изображают поезд, который едет по комнате «Прятки» Цель: правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед). Материалы: грузовик, мишка, мышка. В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим: Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята? (В кабине.) Вон он куда забрался! Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке! Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной,около машины, перед машиной. Игры и упражнения с грамматическим содержанием можно включать в сценарии коллективных занятий, а можно проводить по желанию детей с небольшими подгруппами в часы досуга. С детьми можно организовывать игры, с помощью которых они учились бы соотносить производящее и производное слова. Это делается на материале существительных, обозначающих животных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связано с формообразованием. Оно осуществляется в подвижных играх, играх-драматизациях, специальных дидактических играх. «Закончи предложение» Цель: Подбирать глаголы, обозначающие окончания действий. Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и… (стала умываться). Коля оделся и… (побежал гулять). Он замерз и… (пошел домой). Зайчик испугался и… (убежал, спрятался). Ира обиделась и… (заплакала). Взрослый интонацией показывает незавершенность предложения. «Магазин посуды» Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие

11 речевого внимания. Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа супница. Посуда для салата салатница; посуда для хлеба хлебница; посуда для молока молочник; посуда для масла маслѐнка; посуда для конфет конфетница; посуда для сухарей сухарница; посуда для соли солонка; посуда для сахара сахарница. После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребѐнка произносить названия посуды самостоятельно. «Назови ласково» Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных. Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: Цветок красный, а цветочек красненький. Далее мы произносим только часть фразы, а ребѐнок ее заканчивает. Яблоко сладкое, а яблочко (сладенькое). Чашка синяя, а чашечка (синенькая). Груша жѐлтая, а грушка (желтенькая). Ведро синее, а ведерко (синенькое). Солнце теплое, а солнышко (тепленькое). Цыпленок пушистый, а цыпленочек (пушистенький). Дом низкий, а домик (низенький). Морковь вкусная, а морковочка (вкусненькая). «Поручения» Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать. Материалы: грузовик, мышка, мишка. Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям: Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.) Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь? Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.

12 Картотека дидактических игр по развитию связной речи Старший дошкольный возраст «Мишка, ляг!» Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов лежать, петь. Материалы: плюшевый медвежонок (озвученная игрушка). В гости к детям приходит медвежонок. Рассказываем, что он умеет выполнять поручения. Медвежонка можно попросить: «Мишка, ляг на бочок… ляг на спинку… ляг на животик». Еще он умеет петь, только надо попросить: «Мишка, спой!» (Рассказ сопровождается действиями с игрушкой.) По желанию детей медвежонок выполняет разные задания. Если ребенок затрудняется сформулировать задание, задаем наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай скажем вместе: мишка, ляг на животик». Можно давать медвежонку и другие задания: поезжай (с горки), поскачи, попляши, напиши «Подбери рифму» Цель: развивать фонематический слух Восп-ль объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово. По дороге шѐл жучок, Песню пел в траве… (сверчок). Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы. «Что было бы, если…» Цель: Самостоятельно образовывать форму сослагательного наклонения глаголов. Взрослый читает детям сказку К. И. Чуковского «Федорино горе». По окончании задает вопросы: Почему все вещи убежали от Федоры? Что было бы, если бы вы все игрушки разбросали, поломали? А что было бы, если бы вы берегли игрушки, обращались с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали после игры по своим местам? Что было бы, если бы вы разбрасывали свою обувь где попало? Что было бы, если бы вы поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер? А если бы вы посуду после обеда вымыли и убрали в буфет?

13 «Встань в круг» Цель: Составлять коллективное описание игрушки. В комнату вносят новую игрушку. Дети берутся за руки и образуют круг, в центре которого игрушка. Первый играющий (вначале это взрослый) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает описание. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки. «Кто знает, пусть продолжает» Цель: Составить рассказ по заданной схеме вместе с взрослым. Взрослый начинает фразу, а дети ее заканчивают каждый по-разному. Мама купила Алеше… Она была… Алеше захотелось… Тут пришел… Они стали… На клумбе росли… Они были… Таня взяла… и стала… У Светы заболел… Пришел… Он… Света… Решил щенок… Тут пришел… и спрашивает… Щенок отвечает… Тогда котенок сказал… И стали они… «Скажи, какой?» Цель: Учить детей выделять признаки предмета. Ход. Воспитатель (либо ребѐнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?» «У зайки день рождения» Ход игры: В: у зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка (показывает предметные картинки: орехи, рыбка, мед). Угадайте, кому зайка приготовил орехи? Рыбку? Мед? Д: орехи белке Рыбку лисе Мед мишке «Где мишка искал свой мяч?» Цель: привлечь внимание детей к различным вариантом пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов. Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают Что делает мишка? (спит) Где спит мишка? (на кровати) Что сейчас делает мишка? (встал)

14 Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит) Где он сидит? (на кровати) Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом ) «Назови как можно больше предметов» Цель: упражнять детей в чѐтком произношении слов. Ход. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чѐтко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д. Скажи, какой? Цель: Учить детей выделять признаки предмета. Ход. Воспитатель (либо ребѐнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?» «Зачем нам эти вещи» Цель: научить использовать в речи сложноподчинѐнные предложения цели. Ход игры. Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать». «Добавь слова» Цель: научить составлять распространенные предложения. Ход игры. «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьѐт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шѐлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьѐт шѐлковое платье. Мама шьѐт летнее платье. Мама шьѐт лѐгкое платье. Мама шьѐт оранжевое платье. Предложения для игры: Девочка кормит собаку. Пилот управляет самолѐтом. Мальчик пьѐт сок.

15 «Придумай предложение» Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом. Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: — Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовѐт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им. «Распутай слова» Цель: учить составлять предложения, используя данные слова. Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: 1. Дымок, идѐт, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мѐд. 3. Стоят, вазе, цветы, в. 4. Орехи, в, белка, дупло, прячет. «Объясните, почему» Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления. Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберѐт больше фишек. Незаконченные предложения для игры: Вова заболел (простыл) Мама взяла зонт (идѐт дождь) Дети легли спать (поздно) Очень хочется пить (жарко) Лед на реке растаял (тепло) Деревья сильно закачались (дует ветер) Стало очень холодно (пошѐл снег)

16 «Зоопарк» Цель: развитие связной речи Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своѐ животное, не называя его, по такому плану: 1. Внешний вид; 2. Чем питается. Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

17 Картотека дидактических игр по развитию связной речи Подготовительный дошкольный возраст «Домики» Цель: употреблять названия детенышей животных. Материалы: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др. по количеству детей, строительный материал. Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)». В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название. На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют. «Опиши картинку». Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо. «На чем дети катаются» Цель активизировать в речи предлога НА Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед) Ход игры: дети по картинке составляют предложения с предлогом на Мальчик катается на самокате Вера едет на машине. И т.д.

18 «Подбери рифму» Цель: развивать фонематический слух Восп-ль объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово. По дороге шѐл жучок, Песню пел в траве… (сверчок). Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы. «В чем причина?» Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. например: «Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки». Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими («Забрали на ремонт»), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить. «Кого я вижу, что я вижу» Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти. Ход игры. В эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» — и бросает мяч следующему. Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее. «Кто больше знает» Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность. Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

19 Ход игры. Воспитатель говорит: — У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать? Дети отвечают: — Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши. — Правильно, — подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры. «Чего на свете не бывает» Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы. Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребѐнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения. «Размытое письмо» Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений. Материал. Игрушечный мишка. Организация. Воспитатель: — Медвежонок получил письмо от брата. Но дождѐм размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что я долго блуждал по лесу и Выйдя на поляну, я попал Я попал в яму, потому что Там было так глубоко, что Пришли охотники и Теперь я живу в У нас есть площадка для На площадке для молодняка есть много Мы играем с За ними ухаживают Они нас любят, потому что Скоро к нам приедет дрессировщик из Надеюсь попасть в Как здорово уметь Жди следующего письма из До свидания. Топтыгин». Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения. «Фотограф» Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины. Ход игры. Взрослый просит ребѐнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

20 «Составь описание» Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия. Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный это мой любимый… помидор»; «Он темнобордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт… гранат».) «Отгадай-ка» Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребѐнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребѐнок описывает свой предмет и передаѐт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.


docplayer.ru

Развитие связной речи у детей второй младшей группы

Развитие связной речи у детей второй младшей группы

Развитие связной речи формируются благодаря взаимосвязи речевых задач:

  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Формирование грамматического строя речи.

Словарная работа.

Развитие предпосылок связной речи зависит от особенностей детей младшего дошкольного возраста.

Прежде всего, необходимо комплексно решить следующие задачи:

  • побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
  • научить слушать воспитателя; научить выполнять простые поручения по словесной инструкции;
  • вызывать речевое подражание (активизация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой – только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить) ; накопить и расширить пассивный словарь ребенка.

Скачать презентацию

Когда происходит развитие связной речи?

  • в работе над звуковой стороной речи, когда помимо упражнений на звукопроизношение, важное место отводится интонации, темпу речи, дикции, силе голоса) ;
  • в развитии словаря, когда выступает работа над смысловой стороной слова (т. к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова) ;
  • в формировании грамматического строя речи, когда придается большое значение работе над построением разных типов предложений, морфологии и словообразованию.

Большие возможности для развития связной речи предоставляет повседневная жизнь. В своей работе мы активно это используем и создаём условия, побуждающие детей рассказывать. Например, поддерживаем рассказ ребёнка о событиях дома, об увиденном на улице, одним словом обо всём, что потрясло и удивило ребёнка.

Также мы используем такой приём, как поручение.

Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Поэтому мы периодически мы меняем книги, иллюстрации в книжном уголке, вносим новые игрушки. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. В данном случае рассказ ребёнка, как правило, обращён к 1 — ­2 слушателям, поэтому он проще для ребёнка и легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное воздействие.

Главная наша цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал воспитателя, но и слышал, понимал, о чем мы хотим ему рассказать, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками.

В нашей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них мы обращаем особое внимание, больше общаемся с ними, целенаправленно обогащаем их пассивный запас.

Развитие речи в процессе организации режимных моментов

Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя:

сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) ­ комментирование действия детей;

предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка) ;

предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;

использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов

Индивидуальная работа

Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включала описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводилась не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития. Индивидуальная работа проходила в утренние и вечерние часы и ставила своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагалась в форме игры, в обстановке естественного общения партнеров по игре

Вся работа, проводимая нами с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи ­ развития связной речи у младших дошкольников.

Спасибо за внимание.

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Игры для формирования предпосылок связной речи младших дошкольников

Едем в гости

Цель: формировать у детей понятие об элементарных этических нормах; воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться; развивать способность работать с воображаемыми предметами; развивать фантазию, память, умение чётко произносить звуки, фразы.

Ход игры

В. Ребята, вы любите ходить в гости? Бывает так, что ехать надо далеко и приходится пересаживаться на разные виды транспорта. Сегодня вас приглашает в гости девочка Жёлтая Косыночка (из театра бибабо). На чём мы поедем? (Дети предлагают: на лошадке, автобусе, поезде, самолёте.)

Жёлтая Косыночка (встречает детей). Здравствуйте, дети! Устали с дороги? Проголодались? Присаживайтесь, отдохните, угощайтесь яблочками, грушами, попейте чай с пирожными.

Дети изображают, как кушают яблоки сладкие и яблоки с кислинкой, вишни, сливы, потом пьют чай с вкусными пирожными.

В. Вот и пришла пора прощаться и в обратную дорогу собираться.

Дети прощаются и повторяют игровое упражнение «На лошадке ехали…».

Прячемся от дождя

Цель: стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; стимулировать детей и их инициативу в театрализованной игре.

Ход игры

В. Представьте, что стало очень холодно. (Дети ёжатся, потирают руки, сжимаются в комочек, греют нос, притопывают ногами.) Подул холодный осенний ветер. (Дети отворачиваются от ветра.) Вдруг начался дождь, он всё сильнее и сильнее… (Воспитатель открывает зонт, дети прячутся.) Ближе вставайте, чтобы всем хватило места. (Прижимаются друг к другу.) Дождик кончился, посмотрите, какие лужи! (Дети перепрыгивают лужи.)

В. Осень — холодное время года, часто идут дожди, от которых всем приходится прятаться.

Сейчас я прочитаю вам сказку «Грибок-теремок».

Воспитатель обращает внимание детей на имитацию голоса и движений, характерных для каждого героя сказки. После предлагает поиграть в сказку с помощью вопросов.

— Как начиналась сказка?

— Как можно ласково назвать муравья?

— Кто потом подбежал к грибочку?

— Покажите, как летает бабочка в солнечный день и как летела в дождь?

— Кто следующий подбежал?

— Как ласково назвать мышку?

— Кто потом прибежал к грибку?

— Как летает воробей?

— Как выглядит воробей в дождь?

— Как ласково назвать воробья?

— Кто ещё подбежал к грибку?

— Как он прыгает? Как ласково его назвать?

— Как зайчик просился под грибок?

— Что было потом?

— Покажите, какая хитрая лиса?

— Что сказала лягушка и как?

Используются игрушки театра бибабо или картинки на фланелеграфе.

Именины

Цель: формировать у детей запас эмоций и впечатлений.

Ход игры

В. (показывает резиновую игрушку Гномик). Ребята, сегодня к нам в гости пришёл гномик Кузя. Он хочет отпраздновать вместе с нами свой день рождения. Вы согласны? Как мы празднуем в группе дни рождения?

Дети. Поём песню «Каравай».

Кто-то из детей берёт игрушку и становится в круг.

В. Ребята, чтобы Кузе было уютно и нескучно у нас, давайте представим, что мы его друзья-зверюшки и находимся на лесной полянке.

Дети с помощью шапочек превращаются в зверюшек (Мишка, Зайка, Белочка, Лисичка, Ёжик, Мышка, Жучок и т.д.) и поздравляют гномика с днём рождения, имитируя зверюшек после того, как спели песенку-хоровод «Каравай».

Как на Кузины именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ширины,

Вот такой ужины.

Каравай, каравай,

Кого любишь — выбирай!

Дети повторяют движения согласно тексту.

Поиграем с паучком

Цель: побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; учить чётко проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально воспринимать сказку.

Ход игры

Воспитатель собирает детей около себя в кружок и предлагает проговорить слова стихотворения.

В. Сначала буду маленький,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До мамы дотянусь.

По мере проговаривания дети выполняют вместе с воспитателем движения. Стихотворение проговаривается несколько раз. В последний раз воспитатель снимает со шкафа или полки нарисованного паучка и показывает детям.

В. Паучку понравилось, чем мы тут занимаемся, и он решил выглянуть из уголка, где жил раньше. Давайте поиграем с ним.

Танец-игра «Паучок»

В. В хоровод, в хоровод собирайся, народ!

Воспитатель собирает детей в круг. Все берутся за руки, выбирается водящий, садится в центре круга. Дети идут по кругу и проговаривают.

Паучок, паучок, тоненькие ножки!

Мы тебя кормили, мы тебя поили,

На ноги поставили — танцевать заставили.

Дети подходят к водящему, ставят его на ноги, расходятся с прихлопыванием.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Водящий выбирает себе пару и выполняет танцевальные движения, все повторяют.

Из какой сказки?

Цель: учить воспроизводить текст знакомой сказки в театрализованной игре; развивать артикуляционный аппарат; воспитывать доброжелательные отношения.

Ход игры

Воспитатель выставляет на столе игрушки для сказки «Колобок» и игрушки петушка и курочки.

В. Ребята, из какой сказки пришли к нам в гости эти герои?

Дети угадывают сказку «Колобок».

В. Давайте назовём персонажей этой сказки. (Дети называют.) А почему сюда попали Петушок и Курочка? (Заблудились, они из другой сказки.) Давайте попробуем вспомнить сказку.

Дети по желанию выбирают роли, одевают шапочки героев сказки и разыгрывают сюжет: интонационно подражают голосам героев, имитируют их движения и повадки. Песенку Колобка поют все вместе.

В. А как же нам быть с Курочкой и Петушком, они совсем загрустили? Сейчас я прочитаю сказку, где они являются главными героями, чтобы они почувствовали себя как дома.

Чтение сказки К. Ушинского «Умей обождать».

Осенний дождик

Цель: учить детей проговаривать заданную фразу с определённой интонацией в сочетании с жестами.

Ход игры

Воспитатель читает стихотворение.

В. Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей!

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей!

О каком времени года идёт речь?

Дети. О весне.

Воспитатель предлагает сказать фразу «Весна пришла» несколько раз громко и радостно, подкрепляя её жестами.

В. Все вокруг радуются весне: люди, звери, птицы, растения. А дождик бывает весной? (Ответы детей.) Давайте порадуемся дождику.

Игра «Дождик».

Дождик, дождик, кап-кап-кап…

Тучки скажут: так-так-так…

Дождик, дождик льётся,

В руки не даётся.

Льётся прямо, льётся вкось

И на руки, и на нос.

Мы по лужицам бежим

И все весело кричим.

Дети выполняют движения в такт стихотворению.

В. Ребята, мы с вами радовались дождику, он весёлый. А осенью такой же дождик?

Дети. Грустный, холодный.

В. Давайте поиграем в осенний дождик.

Дождик, дождик, кап-кап-кап…

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки!

Под музыку дети прячутся под зонтик. Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

vscolu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *