cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Грустит береза под горой – Презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему: Грустит берёза под горой. В. Семенов. Урок продуктивного чтения

Презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему: Грустит берёза под горой. В. Семенов. Урок продуктивного чтения

Слайд 3

В. Семенов Грустит берёза под горой

Слайд 4

Грустит берёза под горой . В. Семёнов Не к журавлям ли поутру Она, качаясь, Тянет ветки? Не им ли машет на ветру Крылом оранжевой расцветки? Как будто захотела вдруг Она подняться над полями, Чтоб улететь от зимних вьюг Туда, на юг, За журавлями. Ещё вчера ей птичий рой Рассказывал лесные были… Грустит берёза под горой: Неужто все её забыли? Но кто ей может рассказать О самом дорогом и милом: Что журавли о ней опять Всю зиму прогрустят над Нилом?!

Слайд 5

Ещё вчера ей птичий рой Рассказывал лесные были…

Слайд 6

Словарная работа

Слайд 7

Зарядка для глаз

Слайд 8

Родился: 21 сентября 1939 г., деревня Стехново , Новгородская обл. С четырех лет Володя бегло читал и пристрастился к чтению. Окончив 8-й класс, поступил в Ленинградский механический техникум, по окончании которого был направлен в Украину, на Изюмский оптико-механический завод. Работал техником, а потом инженером-конструктором. В 1960 году Владимир вернулся в Ленинград, к семье . Жизнь свела с литературной молодёжью Питера, увлёкся стихами, начал писать сам. В 1963 году его с 5-го курса института призвали в армию, которая стихотворной работе не повредила, а помогла. Семенов (Смирнов) Владимир Петрович

Слайд 9

Из армии Владимир Смирнов привёз в Мурманск почти готовую рукопись книги стихов. Заполярное книжное издательство встретило её благосклонно, но заставило автора взять псевдоним: здесь уже и без него действовал поэт Владимир Смирнов, коренной помор. Пришлось стать Владимиром Семеновым. В 1968 году вышел первый сборник молодого поэта «Пороги», в 1974-м — книга стихов для детей « Ау-у !», в 1975-м — «Отражение», в 1981-м — «Контуры», в 1987-м — «Давай взойдём на холм» , в 1989-м — «Вместо сладкого созвучья». В 1978 году Владимир Семенов стал членом Союза писателей СССР. Ныне Владимир Семенов живет в городе Пущино Московской области. Женат. Две дочери, внук и внучка. Семенов (Смирнов) Владимир Петрович

Слайд 11

Игра «0 или 1»

Слайд 12

Игра «Дерево мудрости»

Слайд 13

Самооценка

Слайд 14

Схема анализа урока

nsportal.ru

Грустит берёза под горой. В. Семенов. Урок продуктивного чтения


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

В. СеменовГрустит берёза под горой Грустит берёза под горой. В. СемёновНе к журавлям ли поутруОна, качаясь,Тянет ветки?Не им ли машет на ветру Крылом оранжевой расцветки? Как будто захотела вдруг Она подняться над полями, Чтоб улететь от зимних вьюгТуда, на юг,За журавлями.Ещё вчера ей птичий ройРассказывал лесные были… Грустит берёза под горой: Неужто все её забыли? Но кто ей может рассказать О самом дорогом и милом:Что журавли о ней опятьВсю зиму прогрустят над Нилом?!

Ещё вчера ей птичий ройРассказывал лесные были… Словарная работа

Зарядка для глаз

Родился: 21 сентября 1939 г., деревня Стехново, Новгородская обл.С четырех лет Володя бегло читал и пристрастился к чтению. Окончив 8-й класс, поступил в Ленинградский механический техникум, по окончании которого был направлен в Украину, на Изюмский оптико-механический завод. Работал техником, а потом инженером-конструктором.В 1960 году Владимир вернулся в Ленинград, к семье. Жизнь свела с литературной молодёжью Питера, увлёкся стихами, начал писать сам. В 1963 году его с 5-го курса института призвали в армию, которая стихотворной работе не повредила, а помогла.Семенов (Смирнов) Владимир Петрович

Из армии Владимир Смирнов привёз в Мурманск почти готовую рукопись книги стихов. Заполярное книжное издательство встретило её благосклонно, но заставило автора взять псевдоним: здесь уже и без него действовал поэт Владимир Смирнов, коренной помор. Пришлось стать Владимиром Семеновым.В 1968 году вышел первый сборник молодого поэта «Пороги», в 1974-м — книга стихов для детей «Ау-у!»,в 1975-м — «Отражение», в 1981-м — «Контуры», в 1987-м — «Давай взойдём на холм» ,в 1989-м — «Вместо сладкого созвучья». В 1978 году Владимир Семенов стал членом Союза писателей СССР. Ныне Владимир Семенов живет в городе Пущино Московской области. Женат. Две дочери, внук и внучка. Семенов (Смирнов) Владимир Петрович

Игра «0 или 1» Игра «Дерево мудрости» Самооценка
Схема анализа урока


Приложенные файлы

profhelp.net

Конкурс чтецов «Свет родных берёз»

Свет родных берез

( конкурс чтецов к Дню Победы)

Звучит музыка «Рощица» и стоп кадр.( 50 сек.)

— Здравствуйте, ребята и гости! Сегодня наша встреча очень торжественная и значимая. Она посвящена великому празднику 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня у нас присутствуют гости, они же члены жюри конкурса чтецов.

Мы начинаем.

Музыка «С чего начинается Родина…» минус

Учитель: С чего начинается Родина?

Наверное, с белых берез,

С их царства сквозного, молочного

И с пухлых ребячьих грез.

Ученик: Зоя Александрова «Родина»

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Ученик: М. Лермонтов « РОДИНА

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Учитель:

Березы … Ими можно любоваться бесконечно трудно даже сказать, когда они бывают лучше — весной или летом, осенью или зимой? А сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано – все мало! У каждого человека находятся для этой красавицы свои задушевные, порой неожиданные слова.

Ученик: В. Семёнов «Грустит берёзка под горой…»

Не к журавлям ли поутру
Она, качаясь, тянет ветки?

Не им ли машет на ветру
Крылом оранжевой расцветки?
Как будто захотела вдруг
Она подняться  над  полями
Чтоб улететь от зимних вьюг
Туда, на юг, за журавлями.
Ещё вчера ей птичий рой
Рассказывал лесные были
Грустит берёза под горой
Неужто все её забыли.

Ученик: С. Есенин «Береза»

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Учитель: Ты до того, березонька, красива!

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы.

Презентация «Русские берёзы на полотках художников».

Ученик: Татьяна Герасимова « ГИМН БЕРЕЗЕ»

Если мне воспеть берёзу
Свыше дан наказ,
Я её святые слёзы
Воспою для Вас.
Я её печальный облик
В рифму облеку,
Шёпот листьев, птичий оклик.
Раны на веку…
Как светло-то на просторе.
Дивный свет струит;
На высоком косогоре.
Милая, стоит…
Подойду я и, любуясь,
Косоньки ветвей
Соберу-ка в прядь тугую…
Вей же, ветер, вей!
Нe сломить березу в бурю
Коль душа алмаз,
Даже средь осенней хмури
Радуешь ты глаз!
В зимнем сне, в мороз трескучий.
На краю села.
На обрыве-то, над кручей,
Как же ты мила!
А весною… Боже правый!
Красивее нет!
Молодых листочков нежен,
Изумруден цвет!
Ты в любое время года
Чудно хороша
И для русского народа
Ты его душа!

Ученик: Николай Рубцов «Берёзы»

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.

Слушаю — и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад…

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез…

Ученик: Всеволод Рождественский «Береза»

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,

Прильнет ли болотная мгла,-

Дождинки стряхнув, улыбнется

Береза — и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен

Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,

И так ее дни хороши,

Что кажется — в шуме березы

Есть что-то от русской души.

Учитель: Без них и мир не так чудесен
И не слагается мотив,
Народ сложил немало песен,
Берёзам русским посвятив!

Хоровод «Во поле березонька стояла…»

Учитель: Предрассветную тишину разорвали залпы тысячи орудий.

Мирный труд людей оборвала… война.

Такою все дышало тишиной,

Что вся Земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось.

Звучит песня «Священная война» ( 1 мин.)

Ученик: П. Балацкий «Когда в Россию вторглась вражья сила…»

Когда в Россию вторглась вражья сила,
И ты, берёзонька, была в бою.
Я помню: ты меня от пули заслонила —
Так расцветай, шуми в моём краю!
Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы!

Учитель: И тихо стоят березы у солдатских могил.

Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны.

Лучших свидетелей не найдешь. В России издавна существует обычай – над могилой погибшего

воина сажать берёзу. Стоят три березы у Вечного огня в любом уголке России, потому что каждый

четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны.

Ученик: Константин Симонов «Родина»

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
1941г.

Учитель:

Удивительна судьба русской берёзы! В мирное время она – радость, подруга, советчица,

а в лихую годину — она воин.

Затихли военные годы,
Свинцовый не цокает град,
Но горькие раны берёзы
Как память о прошлом хранят.

Ученик: Маргарита Агашина « Ты тоже родился в России»

Ты тоже родился в России

Краю полевом и лесном,

У нас в каждой песне — берёзка

Берёзка — под каждым окном.

 

На каждой весенней поляне –

Их белый живой хоровод

Но есть в Волгограде берёзка –

Увидишь, и  сердце замрёт.

 

Её привезли из далёка

В края, где шумят ковыли,

Как трудно она привыкала

К огню волгоградской земли.

 

Как долго она тосковала

О светлых лесах на Руси –

Лежат под берёзкой ребята,

Об этом у них расспроси.

 

Трава под берёзкой не смята –

Никто из земли не вставал.

Но как это нужно солдату,

Чтоб кто-то над ним горевал.

 

И плакал – светло, как невеста,

И помнил – навеки, как мать!

Ты тоже родился солдатом –

Тебе ли того не понять!

 

Ты тоже родился в России

Берёзовом милом краю.

Теперь, где ни встретишь берёзку,

Ты вспомнишь берёзку мою.

 

Её молчаливые ветки,

Её терпеливую грусть…

Растёт в Волгограде берёзка,

Попробуй её позабудь.

 

Учитель: Где бы ни росла березка – всюду она приносит людям радость и свет.

Береза- символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах

вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Опять о них, кудрявых и белесых…

А что тут делать , если на Руси

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

«Россия»- шепчут мне березки,

«Россия»- шепчут камыши,

«Россия»- ключ журчит в ложбинке,

И я им тихо вторю : «Русь!»

Учитель: Наше мероприятие подошло к концу.

Сегодня последний день нашей недели.

День мира!

Давайте пожелаем друг другу, нашим гостям, да и всем людям счастья!

Мы все очень разные живём на разноцветной планете, но она у нас у всех

одна — Планета -Земля!

Разноцветная планета В.Орлов

На свете живут 
Разноцветные дети. 
Живут на одной 
Разноцветной планете. 
И эта планета 
На все времена 
У всех разноцветных 
Всего лишь одна.

Кружится планета, 
Большая планета, 
Ладонями солнца 
Она обогрета. 
Но греют планету 
Намного теплей 
Улыбки и смех 
Разноцветных детей.

Ведь правда, друзья, 
Хорошо на планете, 
Когда на планете, 
Хозяева — дети! 
Давайте беречь 
От невзгоды любой 
Большой и доверчивый 
Шар голубой!

Давайте, ребята, 
Назло непогодам, 
Обнимем планету 
Своим хороводом! 
Развеем над нею 
И тучи и дым, 
В обиду её 
Никому не дадим!

Жюри подводит итоги конкурса чтецов.

Звучит музыка и песня «Рощица»

Награждение победителей.

infourok.ru

Стихотворение в.семенова «грустит береза под горой»

Вопрос задан 03.04.2019 в 06:31. Предмет Литература. Спрашивает Лозейко Саша.

Ответы на вопрос

Отвечает Смирнов Евгений.

На вопрос «Стихотворение в.семенова «грустит береза под горой»» ответ был предоставлен пользователем Гость по предмету «Литература». Чтобы ознакомиться с ответом нажмите кнопку «Показать ответ»

Показать ответ

Последние заданные вопросы в категории Литература

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 1

uznavalka.pro

«А.Прокофьев «Берёзка». Работа с разными материалами. Пейзаж из берёсты «Простая русская берёзка – символ Родины моей». 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить детей выразительно читать стихотворения, работать с берёстой; развивать внимание, воображение, творческие способности, художественный и эстетический вкус, обогащать речь;
  • воспитывать любовь к поэзии, к Родине, трудолюбие, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

Оборудование: берёста, эскизы, шаблоны, клеё, рамки, ножницы, краски, учебник “Родное слово”, авторы Грехнёва, Корепова, аудиозаписи “Во поле берёза стояла”, стихотворение А. Прокофьева “Берёзка”, “Россия – Россеюшка”, Ю. Антонов “Родные, милые места”, “Моя Россия”, рисунки и поделки детей о берёзе и из берёсты.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Под музыку русской народной песни “Россия – Россеюшка” дети заходят в класс).

— Встаньте ровно, улыбнитесь друг другу и тихонько садитесь.

Урок поэзии сегодня,
Урок добра и красоты.
А добро творить –
Людей веселить.

II. Сообщение темы и целей урока чтения.

— Сейчас мы проведём урок чтения с уроком трудового обучения, объединённые одной темой. Какова тема урока вы узнаете, отгадав загадку.

Ветки нежные,
Кора белоснежная.
Даже в песнях славится
Дерево-красавица. (Берёза).

— Как вы догадались, что это берёза?

— Верно.

На уроке мы расскажем
О берёзке дорогой.
И рисунки вам покажем,
Да и песенки споём.
Ну а главная задача –
Композицию создать,
И берёзки так наклеить –
Чтобы радовали глаз.

III. Изучение темы урока.

1. Сообщение учителя о берёзе.

— Берёза – исконно русское дерево, хоть и растёт не только в России. Название её уходит в глубокую древность. Много веков назад существовало у древних славян слово “бер”. Означало оно “светлый”, “ясный” “блестящий”, “белый”. Именно от него и появилось слово берёза, берёста.

У многих народов есть слова, похожие по звучанию на русское берёза. У литовцев – береза, у древних германцев – бирка, в старом исландском языке – бьорк. Стали искать для всех этих слов одного прапрадедушку. И знаете, где разыскали? В древней Индии. Да, да! Древнее слово “бхэо” означало “светлый”.

От белой светлой коры получила берёзка своё имя.

В давние времена Новый год встречали не с ёлкой, а с берёзой, а название первого месяца было “берёзовым”: старославянское “брезень” - “апрель”, евангелистское “березозол” (от берёза и зол (зел) – зелёный). Хотя было и народное толкование. В начале весны расширяли поля, вырубали берёзу, а потом жгли, удобряя золой землю. И был этот месяц зол для берёзового леса. В украинском языке сохранилось название березень, в чешском – брезен (март). В белорусском языке с берёзой связан апрель, но он – “соковник” — от “сок” (берёзки ещё не зеленеют, в них только начинается сокодвижение).

Берёзовый Новый год существовал до 1343 года, а вот праздник берёзки остался, им отмечают окончание весенних полевых работ.

Наши предки – славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, чтилась у них главная богиня, мать всех духов и богатств на земле. Её называли Берегиня. Имя это в истории сохранилось, а ни одного изображения нет: ни рисунков, ни фигур из глины или дерева. Потому и считают некоторые историки, что Берегиню почитали в образе священного белого дерева – русской берёзы.

Древние славяне считали берёзку священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность, и посвящали её богине Ладе, богине любви.

Берёза в устном народном творчестве – символ стройности и красоты. Сколько пословиц, поговорок сложено о русской красавице!

2. Фронтальная беседа по теме урока.

— Какие пословицы, поговорки, народные приметы вы знаете?

— А какие загадки о берёзе вы помните?

— А кто из вас не помнит русскую народную песенку “Берёза моя, берёзонька…”

(Дети читают хором).

(Учитель продолжает вместе с детьми):

Близ тебя, берёзонька,
Красны девушки
В семик поют,
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки
Венки плетут.

— Семик – весенний праздник. Он продолжался всю неделю. Народ называл эту неделю “зелёной”. В четверг девушки шли в лес, выбирали молодую берёзку, украшали её лентами, завивали венки. Ветки берёзы пригибали к земле, верили, что берёзка передаст своё буйный рост посевам. Вокруг берёзки водили хоровод, пели песни, одаривали берёзку гостинцами, радовались весне, теплу, кумились, целуясь через ветви берёзы, клялись в вечной дружбе.

— Давайте и мы с вами поводим хоровод.

(Хоровод “Во поле берёза стояла”).

— Берёзку милую, родную издавна считают символом России. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и берёза – эти два понятия не разделимы.

(Выходят 4 ученика и читают стихотворения).

Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз. (Н. Рубцов).

Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи, ночующий обоз
И на холме, средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз. (М. Лермонтов).

Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и час росы,
Что без тебя не мыслима Россия
И я не мыслим без твоей красы. (П. Балацкий).

На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая берёзка –
Символ Родины моей. (М. Ероха).

— Полюбилась русскому народу белоствольная берёзка. Где бы ни был русский человек, какие бы диковинные растения его не окружали, тоскуя о Родине, он мечтал о встрече с милой скромной берёзкой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты. Дома вы, ребята, готовили понравившиеся стихотворения о берёзе. Готовы с нами поделиться?

IV. Проверка домашнего задания.

(Дети читают стихотворения, которые приготовили дома:

  1. С. Есенин “Берёза”.
  2. А. Фет “Берёзонька”.
  3. В. Рождественский “Чуть солнце пригрело…”.
  4. В. Боков “Берёзонька-беляночка”.
  5. В. Семёнов “Грустит берёза под горой…”).

V. Продолжение темы урока.

— Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и сравнений. Всматриваясь в берёзовый лес, в кряжистые узловатые стволы, вспоминаешь трудолюбивые мозолистые руки наших людей. Молодые берёзки – стройные, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами.

(Выходит ученик и читает стихотворение).

Хороша ты любою порою.
И недаром, всем сердцем любя,
Богатырского леса красою
Называли повсюду тебя.
И недаром тебе лишь вручали
Все невесты Отчизны моей
И девичьи мечты, и печали,
Словно старшей подруге своей.

VI. Работа над картинами.

— А сейчас мы “откроем дверь” картинной галереи.

(Учитель открывает доску. На доске репродукции картин: А. И. Куинджи “Берёзовая роща”, И. И. Левитан “Берёзовая роща”, И. И. Шишкин “Берёзовая роща”).

— Рассмотрите внимательно картины.

— Что объединяет все эти картины?

— Какое настроение они вызывают и почему?

— А чем они отличаются друг от друга?

— А вот такой увидели и запечатлели в своих рисунках нашу берёзку вы, ребята.

(Выставка рисунков, которые дети нарисовали дома).

— С каким настроением вы, ребята, рисовали свои рисунки?- В чем выражена ваша любовь к белоствольной красавице?

VII. Работа над лирическим стихотворением.

3. Первичное восприятие и беседа.

— Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу со стихотворениями русских поэтов о берёзке.

(На доске тема урока: “А. Прокофьев “Берёзка”).

— Это стихотворение вошло в поэму “Россия”

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по литературе на тему «Дерево чудес и загадок» (7 класс)

Михайлова Алина Андронниковна

МБОУ «Емелькинская СОШ» Аксубаевского района Республики Татарстан

Тема урока: Дерево чудес и загадок

Цели урока:

— продолжить формирование умений самостоятельно трудиться;

— совершенствовать навыки связной устной речи;

— совершенствовать интонационные умения учащихся;

— развивать исследовательские навыки учащихся;

— развивать выразительность речи, интерес к слову, народным традициям, наблюдательность;

— обогатить словарный запас учащихся;

— воспитывать чувство ответственности за состояние природы, уважения народных традиций.

Вид урока: урок-исследование

Оборудование и наглядность: выставка рисунков детей «Белая береза», картины художников, компьютер, видеопроектор, презентация «Берёза в моём крае».

Предварительные задания для домашней работы:

1-я группа. Тема: «Берёзы, русские берёзы»

1. Найти тексты о берёзе в научном и художественном стилях.

2. Подобрать вопросы к этим текстам.

2-я группа. Тема: « Гимн о берёзе»

1. Найти песни, стихотворения о берёзе.

2. Выучить наизусть стихотворения и рассказать.

3-я группа. Тема: « Берёза в фольклоре»

1. Найти пословицы, поговорки, загадки и народные традиции о берёзе.

2. Подготовить танец «Во поле берёза стояла».

4-я группа. Тема « Берёза в народной медицине»

1. Подготовить сообщение об использовании берёзы в народной медицине.

5-я группа. Тема: « Берёза в изобразительном искусстве»

1. Найти картины, на которых изображены берёзы.

2. Подготовить сообщение о некоторых картинах.

3. Нарисовать рисунки и оформить выставку «Белая берёза».

6-я группа. Тема « Берёза в моём крае».

1. Подготовить презентацию «Берёза в моём крае».

Эпиграф к уроку:

Люблю берёзку русскую

Она всегда с подружками.

Под ветром низко клонится

И гнётся, да не ломится.

А. Прокофьев

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. [Слайд 1]

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками,

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнётся, да не ломится. [Слайд 2]

Для русского человека нет дерева роднее, чем берёза. В стародавние времена на Руси берёзу считали « своим тотемом, родоначальницей и покровительницей». Русская берёза – символ России.

Грамоту русский народ осваивал на бересте, освещаемой березовою же лучиной. «Крик» в деревнях от тележного скрипа утишался березовым дегтем, да и отвары из почек березы давались младенцам «от крику».

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, как теперь, а березой. В это время земледельцы приступали к сельскохозяйственным работам, а берёза распускалась первой зеленью, отсюда и древнерусское название марта или апреля – берёзозол.

А дальше мы узнаем о берёзе от вас. Посмотрим, что вы подготовили о берёзе.

  1. Основная часть. Прослушивание материалов, самостоятельно подготовленных учащимися в группах.

Примерные варианты.

1-я группа. «Берёзы, русские берёзы» [Слайд 3]

Тексты научного стиля:

1. На планете Земля насчитывается более 140 видов берез. Они растут по всему северному полушарию — от субтропиков до тундры. В нашей стране их — до 70 видов. Но некоторые из берез из-за неразумных вырубок исчезают: уже занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берёз и мегрельская, растущая на Кавказе.

Возраст нашей обычной, русской, березы достигает порой 120 лет, а за первую четверть века своей жизни она поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за сутки до сорока ведер влаги! ( Из Интернета)

Задания к тексту:

1. Найдите в тексте причастный оборот. ( растущая на Кавказе)

2. Что вы делаете для защиты берёз? ( не ломать много веток для банного веника, не брать много сока от одной берёзы, затыкать дырочку в берёзе, если взяли сок; защищать молодые берёзы от уничтожения скотиной).

2. Широко распространена в лесах берёза. Народ с любовью называет её берёзонькой, кудрявой, белоствольной. Много песен сложено о ней.

Часто берёза растет на вырубках, на брошенных полях. Живет она долго. К восьмидесяти годам дерево может достичь высоты тридцать метров.

Весной, ещё до первых листочков, на берёзе появляются длинные серёжки. Это многочисленные цветки, из которых к концу лета созревают семена. ( Из учебника природоведения)

Задания к тексту:

1. Озаглавьте текст.(Береза)

1. Найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.(березонька, листочки, сережки)

2. Какие эпитеты использует автор для слова берёза? Какие ещё эпитеты можно подобрать? (кудрявая, белоствольная; ненаглядная, светлая, плакучая, могучая блестящая и т.д.)

Тексты художественного стиля:

1. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности. ( По В.П. Астафьеву)

Задания к тексту:

1. Объясните значение слова ошеломляющего.( потрясающий, удивительный)

2. Найдите в тексте сравнение и эпитеты.(как веселые сороки; нежная зелень, ошеломляющий блеск, чужеземная растительность)

2. В поле стоит берёза. Она точно живая, вся трепещет на ветру зелёными листочками.

Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по берёзовому солнечному лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь, как ветер сдувает жёлтую пыльцу с серёжек, послушаешь, как поет скворец,- и станет тебе легко и радостно.

Зимой, как покажется над лесом солнце, берёзка заблестит, загорится на морозе серебром.

Зимним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки.

И зимой и летом хороша берёза, недаром про неё сложили столько песен и называют её ласково – берёзка. ( По Г. Снегирёву)

Задания к тексту:

1. Прочитайте текст выразительно. Озаглавьте. ( Береза)

2.Найдите в тексте олицетворения. ( берёзовая роща звенит; берёзка заблестит, загорится ; ветер сдувает.)

3. Чем отличаются тексты художественного стиля от научного стиля? (В текстах художественного стиля для создания образов используются выразительные средства языка, в научном — специальные слова (термины), специальная фразеология, преимущественно слова в прямом значении).

2-я группа. «Гимн берёзе» [Слайд 4]

Дети называют стихотворения о берёзе и рассказывают наизусть стихи ( по выбору).

1. С.Есенин «Отговорила роща золотая», «Берёза».

2. Н. Рубцов «Берёзы».

3. В.Семенов « Грустит береза под горой».

4. А.Прокофьев « Люблю берёзку русскую».

5. М. Соловьева « В саду, где берёзки столпились гурьбой…»

6. Р.Сеф «Чудо».

7. И. Токмакова « Если б дали берёзке расчёску»

8. Русская народная песня « Берёза моя берёзонька» ( можно отнести к фольклору)

9. Русская народная песня «Во поле берёза стояла» ( фольклор)

10. Песня «Берёза белая». Музыка В. Шаинского, стихи Л.Овсянниковой

3-я группа «Берёза в фольклоре» [Слайд 5]

Загадки о берёзе:

1. Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – людям колодец, третье – от зимы свет, четвёртое – дряхлым пеленанье.

Старинная эта загадка тесно связана с крестьянским бытом. Париться берёзовым веником – больным на здоровье, освещать жилище лучиной – от тьмы свет, утолять жажду берёзовым соком – людям колодец.

2. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

3. Влезу на горушку, одеру тёлушку, сало в рот, а кожу прочь. ( берёзовый сок)

4. Стоит Алёна, платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан.

5. Стоят в поле сестрицы:

Платьица белены,

Шапочки зелены.

6. В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

7. Клейки почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.

8. Стоит девица,

Ой, нарядная:

Вся-то стройная,

Вся-то ладная.

Белый чёрным шит

Сарафан на ней.

Ветер к ней спешит,

Чешет кудри ей,

Зелена коса развевается,

В ярком солнышке купается.

С кем сравнивается берёза в загадках? (девица, Алена, сестрицы)

Пословицы и поговорки о берёзе: [Слайд 6]

1. Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.

2. Для врага и берёза — угроза.

3. Сок берёзовый с мякотью.

4. Бела береста – да дёготь чёрен.

— Какие слова встречаются в последнем предложении? ( антонимы: бела – чёрен)

Народные приметы: [Слайд 7]

  1. Из берёзы весной течет много сока – к дождливому лету.

  2. Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки – весна ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.

  3. Коли берёза наперёд опушается, то сухого лета, а коли ольха – мокрого.

Понаблюдайте за березой и сами, запишите свои наблюдения.

Скороговорка:

У красы-берёзки платье серебрится,

У красы-берёзки зелены косицы.

Кто правильно произносит скороговорку?

Сообщение учащегося о народных традициях, связанных с берёзой.

Народные традиции

Зеленые Святки, или Семик, — праздник подрастающих семян, молодой листвы, первых цветов. В эту «русальную неделю», когда начиналось лето красное, веселье не утихало ни ночью, ни днем. Похороны русалок, Похороны кукушки, Похороны Костромы — этими ритуалами прощались с весною, а наступившее лето олицетворяла береза. Ее ветками украшали жилища.

Березку часто рядили в девичье платье: надевали кофту, юбку, фартук, на голову платок или кокошник, — и называли такое заплетенное дерево Девичьей красой. Или березу как символ женственности изображала самая красивая девушка, украшенная березовыми ветками с листвой. Вокруг неё водили хоровод.

В народной традиции берёза может выступать как счастливое дерево, оберегающее от зла, и как вредоносное, связанное с женскими демонами и душами умерших.
Поверья о полезных и вредоносных свойствах березы сосуществуют у восточных и западных славян в одних и тех же регионах. На Мазурах и в Вармии (Польша) березу считали вместилищем духов — поэтому в нее так часто бьет молния; в других селах она оценивалась как счастливое дерево, приносящее здоровье и добро. В ряде случаев в Полесье запрещалось сажать березу рядом с домом, чтобы на хозяев не напали болезни, чтобы не вымерла семья (или по другим причинам — береза часто «плачет»; в нее часто бьет гром). Согласно карпатским поверьям, если женатый мужчина посадит березу во дворе, то кто-нибудь из семьи умрет. На Русском Севере место, где когда-то росли березы, признавалось несчастливым, на нем не ставили новый дом. В районе Сольвычегодска избегали пользоваться березовыми дровами и не жгли бересту, считая, что от этого заводятся клопы.

— А у нашего чувашского народа есть праздник – Семик, и что делают люди в этот праздник? ( Есть. В этот день идут на кладбище, чтобы помянуть усопших. Приходит этот праздник на четверг — до Троицы. Троица приходит на пятидесятый день после Пасхи, на воскресенье).

4 группа. «Берёза в народной медицине» [Слайд 8,9,10,11,12]

Сообщение учащегося о лечебных свойствах берёзы.

Помимо духовного здоровья, русская береза целит и наше физическое тело. Берёза издавна применяется в народной и научной медицине: прежде всего это ее почки и листья! Именно они врачуют такие тяжелые недуги, как отеки, цистит, желчекаменная болезнь, хронический ларингит, бронхит; пиелонефрит, холецистит, мочекаменная болезнь.

В березовых почках и молодых листьях много витамина С, каротина.

Даже березовые ветки, поленья, березовый деготь (дезинфектор!) применяются для своего оздоровления человеком. Вредный для берёзы гриб-чага используется для приготовления лекарств.

Простой чай из березовых листьев используют для промывания мочевыводящих путей, при заболевании почек и т.д. Настои листьев березы хороши при ревматизме и подагре, помогают при лишаях и других кожных заболеваниях.

Даже весенний салат из березовых листочков (вместе с одуванчиком, жерухой и другими растениями) одаривает наш организм целым кладезем витаминов.

Девушки умывались берёзовым соком для красоты и здоровья.

-А вы сами используете берёзу в лечебных целях? Чтобы не навредить берёзе, как вы должны поступать?

5 группа. «Берёза в изобразительном искусстве» [Слайд 13,14,15,16,17]

Дети называют и показывают картины художников:

1. И. Грабарь «Февральская лазурь»

2. А.К.Саврасов « Грачи прилетели»

3. А.Рылеев « Зелёный шум», «В лесу».

4. А.Куинджи «Берёзовая роща».

Выступление учащегося.

1. История создания картины «Февральская лазурь» Игоря Эммануиловича Грабаря.

«Февральская лазурь». Этот пейзаж написан в 1904 году. Вот что рассказывает сам Грабарь об истории его создания.

«В то необычайное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.

Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять.

Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба.

Если бы хоть десятую долю этой красоты передать…»

Поглядите на этот пейзаж в Третьяковке, и вы убедитесь, что мечта Грабаря осуществилась. Это полотно – гимн России, белоствольным берёзам, сверкающему февральскому небу. (И.Долгополов.)

Задания:

1. Какие типы речи сочетаются в тексте рассказа художника? (описание, повествование)

2. Подберите синонимы к прилагательным в словосочетаниях.

2. Прочитайте текст.

Мы говорили: « Грачи прилетели…» — и в памяти тут же возникает знаменитая картина А. К. Саврасова. Тонкие зябкие берёзки, осевший под тёплым солнцем снег, небо с легкими облаками, лохматые гнезда на ещё голых ветвях и стая грачей над ними – «Грачи прилетели». Ещё никому и никогда не удавалось так просто рассказать о весне. Известные художника «Проселок», «Радуга», «Вечер», «Перелет птиц», «Зимняя дорога» согреты теплом человеческого чувства. ( О.Никологорская)

1. Озаглавьте текст.

2. Что узнали нового из этого текста?

3. Найдите в тексте описание.

4. Составьте вопросы по картине.

6 группа. «Берёза в моем крае» презентация. [Слайд 18,19,20]

Показ и защита презентации.

  1. Подведение итогов урока.

Мы сегодня с вами доказали на самом деле, какое это прекрасное дерево-чудо – берёза. Вы очень хорошо поработали, готовились к уроку. Спасибо всем. (Оценивание работ.)

Я хочу закончить сегодняшний урок стихотворением «Чудо» Р.Сефа:

Ты ещё не видел чуда?

Никогда не видел чуда?

Вот беда —

Не видел чуда!

Так сходи

И посмотри.

Ты увидишь

Просто чудо,

Удивительное чудо:

Там, где магазин «Посуда»,

Возле дома номер три,

Сквозь асфальт

У перекрёстка

Пробивается

Берёзка.

Посмотрите вокруг, понаблюдайте, и, может быть, вы тоже увидите такое чудо.

infourok.ru

Научно-исследовательский проект «Энциклопедия слова «берёза» — Гуманитарные науки — Детские исследовательские проекты — Обучение и развитие — ПочемуЧка

Научно-исследовательский проект «Энциклопедия слова «берёза»

У каждого слова есть свое лексическое значение. Я задумался над хорошо всем знакомым словом «берёза».  Все знают эту белоствольную красавицу. Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в музыке. Для каждого из нас берёза – символ родной земли,  Родины. Вашему вниманию предлагается исследование слова «берёза».

Цель проекта: рассмотреть этимологию слова «берёза»

Исходя из поставленной цели, я определил следующие задачи:

1. Определить происхождение слова «берёза»;
2. Проанализировать лексическое значение  данного слова в разных словарях;
3. Проверить это слово в словарях синонимов и антонимов;
4. Выявить слова, родственные слову «берёза»;
5. Проверить, как часто употребляется слово во фразеологизмах, пословицах и поговорках;
6. Найти народные приметы со словом «берёза»;
7. Проверить, как часто употребляется слово «берёза –в русском фольклоре,   в названиях литературных произведений, картин;

 Гипотеза: предполагаю, что проведенные  исследования повысят мой уровень знаний.

 Этапы исследования:
1.Сбор информации с источников, предложенных учителем.
2.Систематизация и анализ полученной информации.
3.Практическая работа в классе.
4.Вывод: подведение итогов исследования, оформление результатов.
5.Демонстрация конечного продукта 

Этимология слова  «берёза»

БЕРЕЗА — Старославянское – бръзънъ (апрель). Общеславянское – berza (береза). Индоевропейское – bhereg- (светлое, белеющее). Слово «береза» пришло из древнерусского языка, где существительное «береза» и прилагательное «березовый» упоминаются в памятниках XII в. Заимствовано из старославянского, где «бръзънъ» – «апрель» восходит к общеславянскому berza и далее – к индоевропейскому корню bhereg-, выражавшему понятие о белом, светлом, блестящем. Очевидно, что древнее название березы возникло благодаря цвету ее коры, вероятно, старшее значение – «дерево со светлой, белеющей корой». [А.В.Семенов]

Лексическое значение слова

БЕРЁЗА — Лиственное дерево с белой корой. [ Д. Н. Ушаков]
БЕРЕЗА —  дерево, вид белая.  Порода березы шерстолистая, есть и остролистая; она из семьи серёщатых. Березу белую зовут веселкой, а шерстолистую и болоткою, черною, и глухою. В Питере березка обратилась в общее название всякого лиственного дерева, как ёлка в название хвойного. На Семик девки завивают березку, обычай и гаданье: идут в лес, завивают березку венком, кумятся, крестят кукушку, сестрятся, меняясь крестами, и ходят хороводом вкруг наряженной лентами березки, принося ее в деревню. [В.Даль]
БЕРЕЗА — Лиственное  дерево  с  белой  (реже  темной) корой  и с сердцевидными листьями. [С.И.Ожегов]

Синонимы и антонимы слова

Синонимы – берёзовая каша.
Антонимов нет.

Родственные слова

Существительные: березняк,  береста, берёзовик, берёзонька, подберёзовик
прилагательные: берестяной, березовый
уменьш.-ласк формы: берёзка
имена собственные: Берёза

Слово «берёза» во фразеологизмах, пословицах и поговорках

Фразеологизмы и устойчивые сочетания
     ∙ Пень берёзовый.
     Дать берёзовой каши (наказать розгами, выпороть).
 Пословицы и поговорки.
   ∙ Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.
   ∙ Кривая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
   ∙ Бела береза, да деготь черен.
   ∙ Для врага и береза – угроза.
   ∙ Тонка береза, да разуму учит.

6. Народные приметы

   ∙ из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету
   ∙ осенью листья березы начнут желтеть с верхушки – ранняя весна,
      зажелтеют снизу — поздняя
   ∙ Если на березах много серег – к урожаю гороха
   Когда лопаются сережки у березы – время сеять хлеб

Береза – в русском фольклоре

Песни:
   « Во поле берёза стояла»
Загадки:
   ∙ Кровь мою пьют, кости мои жгут, моими руками один другого бьют.
   ∙ Зелена, а не луг, кудрява, а не голова, бела, а не снег.
   ∙ В белых платьицах по опушке разбежались подружки.
   ∙ Она весну встречает — серёжки надевает.
   ∙ А платьице – в полоску, ты узнаёшь …

Слово «берёза» в названиях литературных произведений, картин

Произведения: С. Есенин «Береза»
                       А. Прокофьев «Берёзка»
                       В. Семёнов «Грустит берёза под горой»
                      М.Пришвин «Берёзкам зябко»
Картины: О. Калашникова  «Весенние берёзы»
              И. Левитан  «Берёзовая роща»
               И.  Грабарь «Березы»
               А. Пластов «Березы»
                   
В ходе проделанной работы я сумел собрать много интересной информации о слове «береза». Приходилось обращаться к ресурсам Интернета, заглядывать в словари. Думаю, что уровень моих знаний повысился.

pochemu4ka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *