Графический диктант бланк эльконина – . .
Методика “Графический диктант” (д.Б. Эльконин).
Цель: определение способности ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить задание по зрительно воспринятому образцу.
Материал: тетрадный лист бумаги в клеточку, в правом верхнем углу — фамилия, имя ребенка, дата проведения обследования. С левой стороны листа на расстоянии четырех клеток от обреза ставится 3 точки, одна под другой (расстояние между ними по вертикали — 7 клеток) (приложение 12).
Ход выполнения: первая инструкция: “Сейчас мы с Вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня — я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда начертите линию, ждите, пока я скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Правильно. Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так (показывает на доске). Это проведена линия на одну клеточку вправо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клеточки вверх, а теперь на три клетки направо (слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске)”.
После этого переходят к рисованию тренировочного узора.
Экспериментатор продолжает: “Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами”.
Во время работы над этим узором экспериментатор ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки. Ребят следует предупредить, что не обязательно занимать всю ширину страницы.
Вторая инструкция: “Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились? Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать узор”.
Инструкция к заключительному узору: “Все. Этот узор дальше рисовать не надо. Мы займемся последним узором. Поставьте карандаш на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать узор”.
При анализе результатов выполнения задания необходимо оценить действия под диктовку и правильность самостоятельного выполнения узора. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй — о степени самостоятельности ребенка в учебной работе. И в том и в другом случае можно ориентироваться на такие критерии, как:
-высокий уровень: оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки;
-средний уровень: оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или один узор сделан безошибочно, а второй вовсе не соответствует диктуемому;
-уровень ниже среднего: один узор частично соответствует диктуемому, другой — вовсе не соответствует;
-низкий уровень: ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.Опросник Баса – Дарки.
Данный опросник предназначен для определения состояния агрессии у детей и подростков. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые ребенок дает ответы «да» или «нет». По числу совпадений ответов респондента с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций.
Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другому.
Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
Если меня не попросят по-хорошему, я не выполняю просьбу.
Я не всегда получаю то, что мне положено.
Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
Если я не одобряю друзей, я даю им это почувствовать.
Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительное угрызение совести.
Мне кажется, что я не способен ударить человека.
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
Если мне не нравится установленное правило, мне хочется его нарушить.
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
Я часто бываю не согласен с людьми.
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу.
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
Меня немного огорчает моя судьба.
Я думаю, что многие люди не любят меня.
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
Я не способен на грубые шутки.
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
Довольно многие люди завидуют мне.
Я требую, чтобы люди уважали мои права.
Меня угнетает, что я мало делаю для своих родителей.
Люди, которые постоянно изводят вас, заслуживают, чтобы их щелкнули по носу.
От злости я иногда бываю мрачен.
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимание.
Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
Даже если я злюсь, я не прибегаю к грубым выражениям.
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
Мой принцип: »Никогда не доверять чужим».
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
Я делаю так много такого, о чем впоследствии сожалею.
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.
Я чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
Неудачи огорчают меня.
Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
Я ругаюсь от злости.
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее.
Иногда я выражаю свой гнев в том, что стучу по столу кулаком.
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
Я часто думаю, что жил неправильно.
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
Я не огорчаюсь из-за мелочей.
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
В последнее время я стала занудой.
В споре я часто повышаю голос.
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Обработка результатов.
Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов.
Физическая агрессия: ответы «да» в вопросах 1,25, 33, 48, 55, 62, 68; ответы «нет» в вопросах 9, 17, 41.
Косвенная агрессия: ответы «да» в вопросах 2, 18, 34, 42, 56, 63; ответы «нет» в вопросах 10, 26, 49.
Раздражение: ответы «да» в вопросах 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64,72; ответы «нет» в вопросах 11, 35, 69.
Негативизм: ответы «да» в вопросах 4, 12, 20, 28; ответы «нет» в вопросе 36.
Обида:«да»- 5, 13, 21, 29, 37, 51,58; «нет»- 44.
Подозрительность: «да» – 6, 14,22, 30, 38,45, 52,59; «нет» – 65,70.
Вербальная агрессия: «да» – 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60,71,73;»нет» – 39,66,74,75.
Чувства вины: «да» – 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.
Индекс враждебности включает в себя шкалы 5и 6, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21+-4, а враждебности 6,5-7+-3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Карта наблюдения Стотта.
Данная карта наблюдения (КН) предназначена для регистрации форм дезадаптированного поведения детей по результатам длительного наблюдения за ребенком. КН включает 196 фрагментов фиксированных форм поведения, о наличии или отсутствии которых должен судить наблюдатель, заполняющий карту. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов (см. протокол в приложении 13).
Карта наблюдений.
1. НД – недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 – менее явные симптомы, от 12 до 17 – симптомы явного нарушения.
Разговаривает с педагогом только тогда, когда находится с ним наедине.
Плачет, когда ему делают замечания.
Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.
Ребенок «подчиненный» (соглашается на «невыигрышные» роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).
Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.
Лжет без боязни.
Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.
Никогда не приносит педагогу цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.
Никогда не приносит и не показывает педагогу найденных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают,
Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.
Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.
Не подходит к учителю по собственной инициативе.
Слишком застенчив, чтобы просить о чем-то (например, о помощи).
Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.
Легко устраняется от активного участия в игре.
Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.
2. О – ослабленность (астения). Речь идет не о клинических и даже не о субклинических формах слабости состояния, а о проявлениях апатии, пониженного настроения, своего рода «нейрофизической истощаемости». В боле легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активности. СК говорит о дефиците энергетических ресурсов организма ребенка, а следовательно, о его невозможности проявления активности. В более легкой форме (симптомы1-6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическому истощению. Симптомы 9 –20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам данного симптома обычно сопутствуют выраженные синдромы ВВ и ТВ, особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентуют элементы депрессивного истощения.
Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.
В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.
Ведет себя очень по-разному. Старательность в учебной работе меняется почти ежедневно.
В играх иногда активен, иногда апатичен.
В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.
Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда нет.
Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.
Рассерженный, «впадает в бешенство».
Может работать в одиночестве, но быстро устает.
Для ручной работы не хватает физических сил.
Вял, безынициативен ( в классе).
Апатичен, пассивен, невнимателен.
Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии.
Движения замедленны.
Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).
Взгляд «тупой» и равнодушный.
Всегда ленив и апатичен в играх.
Часто мечтает наяву.
Говорит невыразительно, бормочет.
Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), редко смеется.
3. У — уход в себя.Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.
Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.
Не реагирует на приветствия.
Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.
Избегает разговоров («замкнут в себе»).
Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий (живет в другом мире).
Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.
Не проявляет интереса к коллективным играм.
Избегает других людей.
Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда задет или в чем-то подозревается.
Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно приблизиться).
Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других людей.
В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.
Ведет себя подобно «настороженному животному».
4. ТВ – тревожность по отношению к взрослым.Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. СК выражает тревожную надежду, стремления, попытки ученика установить и сохранить хорошие отношения со взрослыми. Симптомы 1-6 ребенок старается убедиться, принимают ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7-10 – обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 – проявляет большое беспокойство о том, принимают ли его взрослые.
Очень охотно выполняет свои обязанности.
Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.
Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).
Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю.
Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т.п.
Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.
Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.
«Подлизывается», старается понравиться учителю.
Всегда находит предлог занять учителя своей особой.
Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.
Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными мелкими делами и мелкими жалобами на товарищей.
Пытается «монополизировать» учителя (занимать его исключительно собственной особой).
Рассказывает фантастические, вымышленные истории.
Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.
Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.
Полностью «устраняется», если его усилия не увенчаются успехом.
studfiles.net
1.11 Графический диктант
1.11. Методика «Графический диктант». Д.Б.Эльконин.
Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Область применения: определение готовности к обучению, сформированности пространственных представлений и уровня саморегуляции, разработка рекомендаций.
Описание методики.Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям. Перед собой нужно иметь текст инструкции, чтобы она была воспроизведена дословно. После того, как детям розданы карандаши и листы бумаги, где подписаны фамилия, имя ребёнка и дата обследования, психолог даёт предварительные разъяснения, после предъявления которых, переходят к рисованию тренировочного узора. Во время рисования тренировочного узора нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора даётся полторы – две минуты. Во время рисования тренировочного узора психолог ходит по рядам и исправляет ошибки, помогая детям точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается. В случае необходимости психолог одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не даёт.
Далее осуществляется работа с проверочными узорами.
Коррелирует при использовании батареи тестов: 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.12. 1.13, 1.14, 1.16, 1.17. 1.20.
Предварительные разъяснения:
« Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведёте – ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (или другой реальный ориентир, находящийся в комнате). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы её проведёте к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку вправо. А теперь я , не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки влево (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?»
Инструкция для рисования тренировочного узора.
«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».
Инструкция для рисования проверочного узора.
«Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».
Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, психолог говорит: «Всё, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Три клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево (слово влевовыделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево (слововлевоопять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Образцы диктуемых узоров.
Обработка и интерпретация данных.
Результаты рисования тренировочного узора не оцениваются. В каждом последующем узоре отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:
Точное воспроизведение узора – 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не снижают оценки).
Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии – 3 балла.
Воспроизведение с несколькими ошибками – 2 балла.
Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, — 1 балл.
Отсутствие сходства даже в отдельных элементах – 0 баллов.
За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.
Таким образом, за каждый узор ребёнок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4.
Итоговая оценка работы под диктовкувыводится из трёх соответствующих оценок за отдельные узоры путём суммирования максимальной из них с минимальной (то есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично из трёх оценокза продолжение узоравыводится итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).
studfiles.net
Проективная методика «Графический диктант»
Проективная методика «Графический диктант».
Д. Б. Эльконин
Методика предназначена для работы с детьми старше 4 лет.
Цель: данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, исследования мелкой моторики рук.
Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых — тренировочный.
1. «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».
2. «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».
3. «Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
4. «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.
Анализ результатов.
Безошибочное воспроизведение узора — 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок — 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.
Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:
10-12 баллов — высокий;
6-9 баллов — средний;
3-5 баллов — низкий;
0-2 балла — очень низкий.
iemcko.ru
Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина
Цель:диагностикаразвития произвольности (прежде всего умения слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец).
С помощью данной методики можно получить первоначальное представление о том, в какой мере дети готовы к обучению.
Данная методика может проводиться как в группе детей, так и индивидуально.
Инструкция по применению методики: Каждому ребенку выдается бланк теста с его именем и фамилией и карандаш. Этот бланк теста представляет собой тетрадный лист в клетку, на котором, отступив 4 клетки от левого обреза, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали – 7 клеток).
Ход выполнения методики:
1. Психолог (педагог) предварительно объясняет:
«Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня – я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь (дается реальный ориентир). Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так – к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх, а теперь – на три клетки направо (слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске)».
2. После предварительной инструкции переходят к рисованию тренировочного узора:
«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».
Во время работы над этим узором психолог наблюдает за выполнением задания детьми и исправляет допущенные ими ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и психолог следит только за тем, чтобы дети не переворачивали листочки и начинали с нужной точки. Диктуя, нужно соблюдать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается 1,5 – 2 минуты. Детей необходимо предупредить, что не обязательно занимать всю ширину страницы.
3. После рисования тренировочного узора следует переходить к рисованию основных узоров.
Первый узор. Инструкция звучит так: «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Второй узор. Инструкция: «Все это узор дальше рисовать не надо. Мы займемся последним узором. Поставьте карандаш на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Анализ результатов и выводы:Анализируя результаты выполнения задания, следует порознь оценить действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй – о степени самостоятельности ребенка в учебной работе. И в том и в другом случае можно ориентироваться на следующие уровни выполнения:
1. Высокий уровень – оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки.
2. Средний уровень – оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки; или одни узор сделан безошибочно, а второй вовсе не соответствует диктуемому.
3. Уровень ниже среднего – один узор частично соответствует диктуемому, другой вовсе не соответствует.
4. Низкий уровень – ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика Керна – Йерасека
Цель:все три задания данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом.
Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка (рисунок мужской фигуры по памяти). Задания «срисовывание письменных букв» и «срисовывание группы точек» выявляют умение ребенка подражать образцу. Это умение также необходимо в школьном обучении. Субтесты также позволяют определить может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать некоторое время над не очень привлекательным для него заданием.
Данная методика может проводиться как в группе детей, так и индивидуально.
Инструкция по применению методики: Ребенку (группе детей) предлагают бланк теста. На лицевой стороне бланка должны содержаться данные о ребенке и оставлено свободное место для рисования фигуры мужчины, на обороте в верхней левой части помещен образец письменных букв, а в нижней левой части – образец группы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свободной для воспроизведения образцов ребенком. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протокол).
Ход выполнения методики:
1. Выполнение задания №1. Инструкция: «Здесь (показывают каждому ребенку) нарисуй какого-нибудь мужчину. Так, как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается. Если дети все же начнут расспрашивать, как рисовать, то психолог все равно должен ограничиться фразой: «Рисуй так, как сможешь». Если ребенок не приступает к рисованию, то следует подойти к нему и подбодрить, например, сказать: «Рисуй, у тебя все получиться». Иногда дети задают вопрос, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину. В этом случае надо ответить, что все рисуют мужчину и им тоже надо рисовать мужчину. Если ребенок уже начал рисовать женщину, следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал еще и мужчину.
2. Выполнение задания №2. После окончания рисования фигуры человека детям говорят, чтобы они перевернули лист бумаги на другую сторону. Задание №2 объясняют следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробую, может быть, у тебя получиться точно также. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». Предлагается скопировать фразу «Он ел суп» (написанную письменными буквами) — см. рис. 1. Если какой-нибудь ребенок неудачно угадает длину фразы, и одно слово не поместиться в строчке, следует обратить его внимание на то, что можно написать это слово выше или ниже.
3. Выполнение задания №3. Инструкция: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй во здесь, рядом, нарисовать точно так же». При этом нужно показать, где ребенок должен рисовать, поскольку следует считаться с возможным ослаблением концентрации внимания у некоторых детей. Приведем образец, предлагаемый для воспроизведения – рис.2.
Во время выполнения детьми заданий необходимо следить за ними, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь следует обратить внимание на то, какой рукой рисует будущий школьник – правой или левой, прикладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок, роняет ли карандаш и ищет его под стулом, начал ли рисовать не в том месте, которое ему указали, или просто обводит контур образца, желает ли убедиться в том, то рисует красиво и т.д.
Результаты:
Задание №1. Рисунок мужской фигуры |
Задание №2. Копирование слов, написанных письменными буквами |
Задание №3. Срисовывание группы точек |
Обработка результатов:
Задание №1 –рисование мужской фигуры.
1 балл выставляется при выполнении следующих условий. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно они закрыты кепкой или шляпой) и уши, на лице – глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым «синтетическим» (контурным) способом, заключающемся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического более примитивный «аналитический» способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.
2 балла. Выполнение всех требований на 1 балл, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец, но не части лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
3 балла. Фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки или ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев, ступней.
4 балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.
5 баллов. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2 – копирование слов, написанных письменными буквами.
1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30°.
2 балла. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
3 балла. Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
5 баллов. Каракули.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3 – срисовывание группы точек.
1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.
2 балла. Число и расположение точек соответствуют образцу. Можно не учитывать отклонение более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше семи. Допускается любой разворот – даже 180°.
4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.
5 баллов. Каракули.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ результатов и выводы:
Описанный текст удобен для первоначального знакомства с детьми тем, что она дает общую картину развития и может применяться в группе, то очень важно во время записи детей в школу, чтобы не удлинять процедуру записи. Ознакомившись с результатами теста, психолог может вызвать для индивидуального обследования необходимых ему детей, чтобы более четко представить себе их психическое развитие. Если ребенок по всем трем испытаниям набрал от 3 до 6 баллов, то, как правило, с ним нет необходимости дополнительно беседовать, чтобы уточнить картину его интеллектуального развития. (Необходимо отметить, что о личностных особенностях данный тест почти не дает сведений.) Дети, набравшие 7 – 9 баллов, если эти баллы равномерно распределяются между всеми заданиями, также могут не приглашаться для собеседования, так как эти дети, как правило, репрезентируют средний уровень развития. Если же в суммарный балл входят очень низкие оценки (например, балл 9 состоит из оценки 2 за первое задание, оценки 3 – за второе и оценки 4 – за третье), то лучше побеседовать с ребенком (провести индивидуальное обследование), чтобы точнее представлять себе особенности его развития. И конечно, необходимо дополнительно обследовать детей, получивших 10 – 15 баллов (нижняя граница среднего развития – 10–11 баллов и развитие ниже нормы – 12–15 баллов).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.
2.Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.
3.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 1997.
4.Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3 / Под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982.
5.Лях, Т.И. Психология. Вып. 2. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 031900 – Специальная психология / Т.И. Лях, М.В. Лях. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007.
6.Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1997.
7.Немов, Р.С. Психология. Кн. 2 / Р.С. Немов. – М., 1997.
8.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Пед. об-во России, 1995.
9.Практическая психология образования / Под. ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.
10.Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
11.Эльконин, Д.Б. Избранное / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия педагогических и социальных наук, 1996.
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Первый критический период развития ребенка – это…
а) пренатальный кризис
б) кризис младенчества
в) кризис новорожденнности
г) кризис 3 лет
2. Период раннего детства охватывает период…
а) от 0 до 1 года
б) от 0 до 2 лет
в) от 1 до 3 лет
г) от 3 до 5 лет
3. Социальная ситуация развития, состоящая в неразрывном единстве ребенка и взрослого, характерна для…
а) младенчества
б) раннего детства
в) дошкольного возраста
г) младшего дошкольного возраста
4. Социальная ситуация развития: «Ребенок – Предмет – Взрослый» характерна для…
а) младенчества
б) раннего детства
в) дошкольного возраста
г) младшего дошкольного возраста
5. Ведущий вид деятельности в младенчестве — это…
а) межличностное общение
б) ролевая игра
в) предметно-манипулятивная деятельность
г) непосредственное эмоциональное общение ребенка и взрослого
6. Ведущий вид деятельности в дошкольном детстве — это…
а) межличностное общение
б) ролевая игра
в) предметно-манипулятивная деятельность
г) непосредственное эмоциональное общение ребенка и взрослого
7. Предетно-манипулятивная деятельность является ведущей в…
а) младенчестве
б) раннем детстве
в) дошкольном возрасте
г) младшем дошкольном возрасте
8. Психическим новообразованием в младенчестве является…
а) потребность в общении
б) речь
в) наглядно-действенное мышление
г) рефлексия
9. К новообразованиям дошкольного детства не относится…
а) возникновение соподчинения мотивов
б) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности
в) внутренний план действий
г) возникновение произвольного поведения
10. Компонентом психологической готовности к школьному обучению не является…
а) личностная готовность
б) физическая готовность
в) волевая готовность
г) интеллектуальная готовность
infopedia.su
Обратная связь ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса — ваш вокал Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком» Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток. Задание Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание. Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам. Во время диктовки нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы. В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются. Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор. Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки. Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор. Через 2 минуты – следующее задание: Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор.
Оценка результатов Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения. Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика. |
megapredmet.ru
Графический диктант Эльконин
Методика «Графический диктант» Эльконин Д.Б.
Методика «Графический диктант» — проводится только фронтально, поскольку она направлена на умение ребенка следовать указаниям взрослого, адресованным группе учащихся или классу в целом.
Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Методика проводится следующим образом:
Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками. В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости — дополнительные данные. После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения:
«Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня — я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете — ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так — к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провел линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия).
Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево — к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?».
После того, как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит:
«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. ‘Внимание! Рисуйте линию:
одна клеточка вниз.
Не отрывайте карандаша от бумаги.
Теперь одна клеточка направо.
Одна клетка вверх.
Одна клетка направо.
Одна клетка вниз.
Одна клетка направо.
Одна клетка вверх.
Одна клетка направо.
Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».
При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее – самостоятельно) ассистент ходит но рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только затем, чтобы дети не переворачивали свои листки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.
По прошествии времени, отведенного для самостоятельного продолжения узора, проверяющий говорит:
«Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание!
Одна клетка вверх.
Одна клетка направо.
Одна клетка вверх.
Одна клетка направо.
Одна клетка вниз.
Одна клетка направо.
Одна клетка вверх.
Одна клетка направо.
Одна клетка вверх.
Одна клетка направо.
А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».
Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, проверяющий говорит: «Все, этот узор дальше рисовать не надо.
Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание!
Три клетки вверх.
Одна клетка направо.
Две клетки вниз.
Одна клетка направо.
Две клетки вверх.
Одна клетка направо.
Три клетки вниз.
Одна клетка направо.
Две клетки вверх.
Одна клетка направо.
Две клетки вниз.
Одна клетка направо.
Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора:
«Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание!
Три клетки направо.
Одна клетка вверх.
Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом).
Две клетки вверх.
Три клетки направо.
Две клетки вниз.
Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом).
Одна клетка вниз.
Три клетки направо.
Одна клетка вверх.
Одна клетка налево.
Две клетки вверх.
Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, проверяющий и ассистент собирают у детей листки. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.
Оценка результатов
Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:
Точное воспроизведение узора — 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки).
Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, — 3 балла.
Воспроизведение с несколькими ошибками — 2 балла.
Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, — 1 балл.
Отсутствие сходства даже в отдельных элементах — 0 баллов.
За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.
Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну — за выполнение диктанта, другую — за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4.
Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной (то есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8.
Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).
studfiles.net
Проективная методика «Графический диктант». Д. Б. Эльконин
Проективная методика «Графический диктант».
Д. Б. Эльконин
Методика предназначена для работы с детьми старше 4 лет.
Цель: данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, исследования мелкой моторики рук.
Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых — тренировочный.
1. «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».
2. «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».
3. «Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
4. «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.
^
Безошибочное воспроизведение узора — 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок — 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.
Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:
10-12 баллов — высокий;
6-9 баллов — средний;
3-5 баллов — низкий;
0-2 балла — очень низкий.
ignorik.ru