cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Фгос ооо текст – ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты

Официальный сайт — ФГОС

 ФГОС ДО

Нормативные документы (нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ДО)

Методические рекомендации

 

ФГОС НОО

 

Нормативные документы

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесение изменений в ФГОС НОО»

Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  (в редакции приказов от 29 декабря 2014 г. №1643, от 18.05.2015г. №507)

Приказ Минобрнауки России от 26.01.2016 № 38 «О внесение изменений в Федеральный перечень учебников»

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Минобрнауки России от 08.12.2014 г. №1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников» (приказ от 05.09.2013г. №1047)

Приказ Минобрнауки России от 18.05.2015 N 507 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2015 N 37714)

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в основную образовательную программу»

Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

Изменения в СанПин от 24.11.2015 года

 

Методические рекомендации ФГОС НО

УМК к ФГОС НО

 

ОРКСЭ

Нормативное обеспечение

Регламент выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светсткой этики»

 

ФГОС ООО

 

Нормативные документы

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесение изменений в ФГОС ООО»

Приказ Минобрнауки России № 38 от 26.01.2016 «О внесение изменений в Федеральный перечень учебников»

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  (в редакции приказов от 29 декабря 2014г. №1644)

Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 г. №08-1228 «О направлении рекомендаций»

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в основную образовательную программу»

Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

Изменения в СанПин от 24.11.2015 года

 

ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 кл.)

(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)

 

I. Общие положения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее – основной образовательной программы) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы; к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации. [Далее >]

 

Нормативные документы:

Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»  (в редакции приказов от 29 декабря 2014г. №1645)

 

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

На практике при организации внеурочной деятельности появляются множество проблемных вопросов. Например, распределение внеурочных часов в расписании, эффективное использование внешних ресурсов и т.д.

kem-edu.ucoz.ru

Введение ФГОС основного общего образования

С 1 сентября 2015 года все обучающиеся 5-х классов начнут учиться по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты предъявляет высокие требования в части самостоятельности и ответственности школ в разработке своих образовательных программ, в выборе средств обучения и воспитания.

 


Нормативно-правовые документы введения ФГОС ООО федерального уровня


1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Скачать, посмотреть..

2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.02.2010 №1879 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования». Скачать, посмотреть..

3. Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования». Скачать, посмотреть 

4. Письмо Минобрнауки РФ от 24 ноября 2011 №МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием». Скачать, посмотреть.

5. Письмо Минобрнауки РФ от  06 мая 2013 №08-535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации». Скачать, посмотреть..

6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Адрес размещения в сети «Интернет» http://fgosreestr.ru/

Ссылка: ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 


Нормативно-правовые документы введения ФГОС ООО регионального уровня


1.Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 08.08.2012 №2222-р «Об обеспечении введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга». Скачать, посмотреть..

2. Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 12.05.2014 №03-20-1861/14-0-0 «Об организации участия образовательных организаций в апробации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 2014/2015 учебном году». Скачать, посмотреть..

3. Перечень образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС ООО в 2015/2016 учебном году приведен в распоряжении Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 06.05.2015 №2158-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году».


Общественная экспертиза


Общественная экспертиза нормативных документов в области образованияhttp://edu.crowdexpert.ru/


Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования


Федеральный государственный образовательный стандарт

 http://www.spbappo.ru/fgos/federalniy-gosudarstvenniy-obrazovatelniy-standart

Сетевое педагогическое сообщество для поддержки внедрения ФГОС общего и среднего профессионального образования.

http://www.fgos-spb.ru/

Размещены нормативные материалы и материалы школ Санкт-Петербурга — базовых площадок введения ФГОС ООО.

 


Введение ФГОС ООО в Невском районе Санкт-Петербурга


План мероприятий по введению ФГОС ООО в общеобразовательных организациях Невского района Санкт-Петербурга на 2014/2015 учебный год.  Мероприятия Невского района по введению ФГОС

Школы — участники апробации введения ФГОС ООО

1. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №498 Невского района Санкт-Петербурга — http://gym498.ru/fgos-ooo

 

2. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №528 Невского района Санкт-Петербурга — http://school528.spb.ru/main/index.php

3.Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №569 Невского района Санкт-Петербурга -http://www.school569.ru/

4. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №639 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга — http://www.school639.spb.ru/?fgos_ooo

 

 


Материалы в помощь заместителям директоров по УВР, ответственным за введение ФГОС ООО


1.Методическое сопровождение введения ФГОС ООО в Невском районе в 2014/2015 уч.году.Скачать, посмотреть

2. Из опыта организации работы творческой группы по введению ФГОС ООО в ГБОУ №340 Невского района. Правдина М.А., зам. директора по УВР. Скачать, посмотреть.

nevarono.spb.ru

Информация о введении ФГОС ООО

Уважаемые родители!

         С 1 сентября 2015-2016 учебного года вводится  ФГОС ООО. Обучающиеся 5-х классов перейдут на обучение по новым федеральным государственным стандартам.

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г.

Регистрационный N 19644

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

 

     В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образованияи науки Российской Федерации, утвержденного постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание   законодательстваРоссийской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26,  ст. 3350),   пунктом 7 Правил   разработки   и   утверждения   федеральных       государственныхобразовательных стандартов,  утвержденных  постановлением   ПравительстваРоссийской  Федерации   от   24   февраля   2009 г.       N 142 (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

     Утвердить прилагаемый федеральный  государственный   образовательныйстандарт основного общего образования и ввести его  в  действие  со   днявступления в силу настоящего приказа.

Министр  А.А. Фурсенко.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897).

         Что такое Федеральный государственный стандарт основного общего образования?

         Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС ООО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: Материалы по ФГОС ООО.

         Какие требования выдвигает новый ФГОС ООО?

         Стандарт выдвигает три группы требований: Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

         Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

         Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

         Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа — программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы основного общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе основной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

         Реализация программы формирования УУД в основной школе — ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

         Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

         Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования:

·     личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

·     метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

·     предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

         Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

         Что изучается с использованием ИКТ?

         Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

         Изучение биологии, физики предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

         В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

         Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

         Что такое информационно-образовательная среда?

         Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы

С информацией о новых образовательных стандартах, образовательными программами по учебным предметам можно ознакомиться на сайте www.standart.edu.ru. Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

В настоящее время школа работает над основной образовательной программой основного общего образования.

kadetka-53-orsk.ru

Персональный сайт — ФГОС ООО

Банк нормативных документов для введения ФГОС ООО в 
Нормативные документы. Федеральный уровень.

  1. Приказ Минобразования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО». скачать
  2. ФГОС ООО (текст документа).
  3. Приказ Минобразования и науки РФ от 04.10.2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебного кабинета». скачать
  4. Постановление «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2 821 – 10 от 29.12.2010 г. №189. скачать

Нормативные документы образовательного учреждения.

  1. ПРИКАЗ директора школы от 02.04.2013г.  № 47  «Об утверждении плана-графика введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». скачать
  2. ПРИКАЗ директора школы от 02.04.2013г.   № 48 «Об утверждении плана методической работы по подготовке к  введению ФГОС ООО»   скачать
  3. ПРИКАЗ директора школы от 02.04.2013г.   № 49 «Об утверждении списка учебников 5 класса на 2013/2014 учебный год»   скачать
  4. ПРИКАЗ директора школы от 02.04.2013г.  №49/1 «Об утверждении плана работы рабочей группы по введению ФГОС» скачать
  5. ПРИКАЗ директора школы от 08.04.2013г.  №51/1 «Об утверждении нормативных документов по ФГОС» скачать
  6. ПРИКАЗ директора школы от 13.08.2013г.  №106 «О введении ФГОС» скачать
  7. ПРИКАЗ директора школы от 13.08.2013г.  №106/1 «Об утверждении плана-графика повышения квалификации учителей школы» скачать
  8. ПРИКАЗ директора школы от 20.08.2013г.  №115 «Об утверждении документов, регламентирующих работу школы» скачать
ПЛАН ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ  скачать
  1. Справка завуча по выявлению отношения педагогов к введению ФГОС и их затруднений в связи с введением ФГОС от 22.05.2013г. скачать
  2. Справка завуча по выявлению способов информированности родителей и общественности по вопросам введения ФГОС ООО. от 24.05.2013г. скачать
  3. Справка завуча по анализу материально-технического обеспечения образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС. от 22.08.2013г. скачать
  4. Справка завуча по анализу условий и ресурсного обеспечения ОУ в соответствии с требованиями ФГОС от 24.08.2013г. скачать  
  5. Справка завуча по выявлению соответствия  нормативных документов, локальных актов ОУ федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. от 26.08.2013г. скачать

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • I. Целевой раздел.
    • Пояснительная записка. скачать
    • Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. скачать
    • Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. скачать
  • II. Содержательный раздел.
    • Программа развития УУД на ступени основного общего образования. скачать
    • Программы отдельных предметов, курсов
    • Программы курсов внеурочной деятельности

karabschool.narod.ru

Выполнение требований ФГОС ООО на уроках русского языка.

Л.Г.Насонова

МОУ Красногуляевская СОШ

Выполнение требований ФГОС ООО на уроках русского языка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п.5 прописано: «В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает … активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся». [12, с. 6].

Подобный подход к процессу обучения позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать условия для проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся, что является главным отличием новых государственных стандартов. Путь развития универсальных учебных действий: от действий – к мысли. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает развитие личности, так как овладевая ими, учащиеся создают «возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е.умения учиться.» [13, с. 3].

Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия

В связи с этим в каждой общеобразовательной организации разрабатывается Программа формирования универсальных учебных действий, в которой прописываются её цели; самая важная из них – развитие системы универсальных учебных действий. Решение задачи развития универсальных учебных действий происходит, в основном, на занятиях по отдельным учебным предметам.

В Образовательной программе основного общего образования нашей школы представлены планируемые результаты учебных предметов. Что касается русского языка, то они освещены по разделам: Речь и речевое общение, Речевая деятельность, Аудирование, Чтение, Говорение, Письмо, Текст, Функциональные разновидности языка, Общие сведения о языке, Фонетика и орфоэпия, Графика, Морфемика и словообразование, Лексикология и фразеология, Морфология, Синтаксис, Правописание: орфография и пунктуация, Язык и культура – по двум направлениям: выпускник научится и выпускник получит возможность научиться. Так, например, в области «Речь и речевое общение»:

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться:

•использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

•использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

•соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

•оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

•предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Это соответствует Стандартам второго поколения, в которых указано, что в области русского языка предметные результаты должны отражать «совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма, обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения…» [12, с. 11].

Умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, работа в группах, совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать относятся к сфере коммуникативных действий. На уроках русского языка нам необходимо учить детей:

-слышать и слушать друг друга;

— с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции;

-представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

— спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

— вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. [12, с. 58]. То есть таким образом мы формируем коммуникативные учебные действия, что немаловажно и при изучении других предметов, да и в жизни тоже.

Какие же средства помогут формировать УУД на уроках русского языка?

«Средства педагогические – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, ученическое общение, познание» [4, с. 131].

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности» [11, c.19].

На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на наш взгляд, нужен сегодняшнему ученику. А. А. Леонтьев отмечает: «Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» [8, c.5]. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и способствуют формированию различных компетенций.

Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» — формулирование цели; «Узнал» — соотношение старой и новой информации; «Научился» — осознание результативности деятельности.          

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаем  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Особое место в формировании УУД на уроках русского языка хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся Например, урок-обобщение по теме «Глагол» проходит в «Школе волшебных поваров», на котором ребята в прямом смысле переодеваются, и занятие проходит в необычном – костюмированном – виде.

Систематически на уроках русского языка целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные способности учащихся. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование.

К 2015 году в педагогической практике школы уже должна будет сложиться система образования, соответствующая требованиям ФГОС. Поэтому уже сегодня учителя должны осваивать и применять, исследуя практические результаты своей деятельности, современные средства формирования универсальных учебных действий.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Принципы изучения памяти человека: системно-

деятельностный подход к изучению познавательных процессов. М.,

1985

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от

действия к мысли/ Под ред. А.Г.Асмолова/ А.Г.Асмолов,

Г.В.Бурменская и др.- М., 2008

  1. Асмолов А.Г. Культурно – историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования /А.Г.Асмолов, И.А.Володарская и др. // Вопросы психологии. – 2007. — № 4.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  1. Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. – 2005. — №3.

  2. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Урок риторики // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.

  3. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1994.

  4. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. — М., 1965.

  5. Львов М.Р. Основы теории речи. — М.: Педагогика, 2000.

  6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по специальности «Русский язык и литература». – М.: Просвещение, 1988.

  7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.

  8. Основное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф, 2012

  9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская идр.; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.

kopilkaurokov.ru

Что такое Федеральный государственный стандарт основного общего образования?

С 1 сентября 2012 года наша школа стала пилотной площадкой по опережающему внедрению нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

С 1 сентября 2014 года на новые образовательные стандарты переходят все образовательные учреждения России.

 

Что такое Федеральный государственный стандарт основного общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС ООО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: Материалы по ФГОС ООО.

ФГОС основного общего образования – это совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Стандарт – это основа объективной оценки уровня образования обучающихся на 2 ступени.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы и устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы.

В соответствии со Стандартом на ступени основного общего образования осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся,
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности,
  • духовно-нравственное развитие и воспитание детей,
  • укрепление физического и духовного здоровья детей.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

 

Какие требования выдвигает новый ФГОС ООО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

 Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

 Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

 Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

 

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа — программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы основного общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе основной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

Реализация программы формирования УУД в основной школе — ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

 

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

 

Что изучается с использованием информационно-коммуникационных технологий?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение биологии, физики предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

           

Что такое информационно-образовательная среда?

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации образовательного процесса.

Подробнее ознакомится с ФГОС ООО

xn--40-8kc3bfr2e.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *