cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Ффнр это овз – Ребенок с овз это — вопрос №11808256 от 02.12.2016

Ребенок с овз это — вопрос №11808256 от 02.12.2016

Не входит. Точно могут поставить диагноз врачи. Учиться в нормальной школе он не мешает.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2016)

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

4. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи также оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

5. На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

6. Психолого-педагогическая помощь в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

www.9111.ru

ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

«Международная классификация функционирования, ограниченной жизнедеятельности и здоровья детей и подростков»

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.

  • глухие, 4 варианта АООП НОО

  • слабослышащие, 3 варианта

  • слепые, 4 варианта

  • слабовидящие, 3 варианта

  • с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

  • с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

  • с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

  • с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными.

Купить

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь. Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Что ещё почитать?

VI категория. Нарушение опорно-двигательного аппарата

Дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами нижних и верхних конечностей. Недостаточность движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой. У них более развито вербальное мышление по сравнению с наглядно-действенным. Отстает система формирования понятий и абстракций.

Часто бывают проблемы со слухом, ведущие к снижению слуховой памяти и слухового внимания. Встречается алалия и дазатрия.

Таким детям полезно совмещать обучение с посильной трудовой деятельностью.Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.

VII категория. Дети с ЗПР

Дети с возможностью интеллектуального развития, но замедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического развития, поврежденное психическое развитие, дифицитарное развитие, искаженное развитие (РАД, СДВГ)

Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Им сложно анализировать и обобщать. В результате страдает речь, лишенная ясности и логики.

Для детей с ЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов, включая память и внимание. Причины инфантилизма кроются в проблемах эндокринной и нервных систем, запоздалом темпе психического развития.

При обучении нужно учитывать их физиологически обусловленную утомляемость, частую смену активности и пассивности. Если им давать интересные задания, не требующие напряжения ума, создать атмосферу спокойствия и доброжелательности, они показывают результаты решения интеллектуальных задач, приближенные к норме.

VIII категория. Отклонение интеллектуального развития.

Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего в виде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта) 3 видов. К обучению способны лишь дети с дебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости.

Хотя их восприятие искажено, с трудом перестраивается и не обладает достаточной осмысленностью, а уровень мышления очень низок, они овладевают речью, пусть и с грамматическими и фонетическими ошибками. Дети учатся писать, читать, считать. Но основной формой работы с ними является трудовое обучение и, впоследствии, помощь в трудоустройстве.

Независимо от категории ОВЗ, к которой относится ребенок, российские инклюзивные школы, ППМС, коррекционные школы создают своим «особым» ученикам все условия «для получения без дискриминации качественного образования, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации»

#ADVERTISING_INSERT#

rosuchebnik.ru

В саду поставили статус ОВЗ — Логопедия

Здравствуйте. Давайте разбираться. Дети с ОВЗ-дети с ограниченными возможностями здоровья. Это очень большая группа детей с различными отклонениями в развитии. В Вашем случае, нарушения речи. Теперь вот о речи. ОНР-общее недоразвитие речи. Оно бывает 3 уровней. Какой поставили Вашей девочке? Теперь второе-ТНР.Это тяжелые нарушения речи. Само название говорит о себе. Просто нарушение звукопроизношения, небольшие перестановки-это не ТНР. И третье-самое главное-какая комиссия дала это заключение? В детском саду работает ПМПК, но диагноз члены комиссии не ставят, только описывают состояние ребенка, делают предположения и направляют на центральную комиссию (или приглашают это комиссию в сад). Но Вы должны дать на это согласие, пройти многих врачей, в том числе невролога или психоневролога.И присутствовать на заседании и консультации. Как проходило это у Вас?Я не поняла. В школу Вы идете в любую, согласно Конституции, Правам о защите ребенка (где учиться-выбирает родитель). Если перед школой не пойдете на комиссию-автоматически бесплатная помощь логопеда, дефектолога, психолога ребенку не положена. Если Вы проходите комиссию и статус ОВЗ сохраняется-в школе логопед и др.специалисты помогают ребенку учиться бесплатно. В обычной школе, в обычном классе. Могут (по решению комиссии) предложить адаптированную программу-т.е. упрощенный вариант обычной программы. Я по таким программам (у нас разные дети с разными диагнозами) работаю 10 лет. Дети учатся в классе со всеми, но после уроков я помогаю понять непонятное и научить детей самостоятельно справляться с заданиями. Ничего страшного в этом нет. Если Вы откажетесь-придется самой искать специалистов для устранения нарушений, подготавливать к школе и потом уже помогать в освоении русского языка. Иначе проблемы будут очень серьезными. И процесс этот не быстрый. Программа по развитию речи для детей с ОНР рассчитана на 2-3 года при занятиях 2-3 раза в неделю. Может, лучше в саду постараться устранить нарушения, а при прохождении комиссии перед школой реально оценить возможности ребенка? В любом случае, школ коррекции уже нет, пойдет девочка в обычную. Но учиться будет непросто. Я не нагнетаю, а предупреждаю, что помощь ребенку очень нужна и сейчас и потом. Но решать, конечно, Вам.

health.mail.ru

Дети ОВЗ

Дети ОВЗ

«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» пред­назначена для дошкольников старшей и подготовительной группы.

Содержание первой части «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе» представляет коррекционно-развивающую систе­му, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического вос­приятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Спе­циальное время отводится на развитие полноценного фонема­тического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи. Система упражнений в звуковом ана­лизе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слухо­вые ощущения помогает решить две задачи — нормализо­вать процесс фонемообразования и подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. Реа­лизация данных задач обеспечивает интеграцию дошкольни­ков в общеобразовательное дошкольное учреждение.

Во второй части программы «Логопедическая ра­бота по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовитель­ной группе» внимание специалистов также акцентиру­ется на отклонениях в развитии фонематического воспри­ятия дошкольников и недостатках произносительной сто­роны речи. Дети за период пребывания в подготовительной группе специализированного учреждения должны овладеть тем объемом знаний, умений и навыков, который опреде­лен как настоящей программой, так и программой общего типа, чтобы быть полностью готовыми к обучению в обще­образовательной школе.

Программа включает такие разделы, как «Формирова­ние произношения» и «Формирование элементарных навы­ков письма и чтения», разработанные с учетом имеющихся у дошкольников отклонений в речевой деятельности. Принципиальным является выделение специального про­педевтического периода, направленного на воспитание пра­вильного произношения в сочетании с интенсивным фор­мированием речезвукового анализа и синтеза, который предшествует овладению детьми элементарными навыками письма и чтения.

Выделен также период формирования элементар­ных навыков письма и чтения, органически связанный с процессом нормализации звуковой стороны речи во всех ее аспектах (правильное произношение звуков, орфоэпи­чески правильная речь, дикция, культура речевого обще­ния).

Общая цель коррекционно-развивающей программы — освоение детьми коммуникативной функции языка в соот­ветствии с возрастными нормативами.

Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, пред­ложения, слова. В связи с этим рекомендуется активное употребление языка в специально организованных речевых ситуациях с учетом скорригированных звуковых средств и развивающегося фонематического восприятия. Соблюдение данных условий создаст надежную базу для выработки на­выков чтения, письма и правописания.

Структурирование содержания программы осуществля­лось на основе тщательного изучения речевой деятельности детей 6—лет с ФФН, выделения ведущей недостаточно­сти в структуре речевого нарушения при разных речевых аномалиях. Авторами программы являются: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Данной программе соответствует Прило­жение 1.

В новых программах, впервые публикуемых в настоя­щем сборнике, раскрыты более широкие, вариативные воз­можности для формирования коммуникативных способно­стей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста, что, в свою очередь, будет способст­вовать его успешной социализации. Представлены итого­вые показатели продвижения в речевом развитии детей в каждой части программ. В то же время в содержании про­граммного материала сохраняется преемственность с перво­начальными программно-методическими разработками в аспекте реализации основных, проверенных многолетней практикой, направлений и технологий коррекционно-лого­педического воздействия на нарушенные звенья речевой системы.

Программы адресованы педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений, реализующим задачи коррекции различных нарушений речи.

Автор-составитель сборника: Г. В. Чиркина.

Пояснительная записка

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклоне­ния в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети состав­ляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная при­чина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный ана­лиз базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в своюочередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для вос­питания особой, высшей формы фонематического слу­ха — фонематического восприятия и ориентировочной дея­тельности ребенка в звуковой действительности.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Ка­ше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детейпо коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сфор­мировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников сФФН в среду нормально развивающихся сверстников.

Широкая апробация настоящей программы подтвердила обоснованность научных и методологических позиций, за­ложенных в содержании коррекционно-развивающего про­цесса. Катамнестические данные убедительно доказали эффективность предлагаемой системы и наличие четкой преемственности между дошкольным и начальным школь­ным образованием.

Процесс становления звуковой стороны языка проходит несколько этапов. Восприятие звуков у детей с нормаль­ным речевым развитием формируется достаточно рано и вопределенной последовательности. В возрасте до года (в пе­риод дофонемного развития) ребенок улавливает лишь ритмико-мелодические структуры, фонемный состав слова им не воспринимается. Непосредственное различение звуков происходит на втором году жизни. Дети начинают посте­пенно овладевать фонетической системой звуков русского языка независимо от их артикуляционной четкости в сле­дующем порядке:

  • гласные — согласные (среди согласных различаются
    в первую очередь сонорные [л] — [р]),
  • глухие — звонкие,
  • твердые — мягкие.

Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее на начальном этапе часто наблюдается не­устойчивость артикуляции звуков при произнесении слов ребенком. Характерно использование звуков-«заместите­лей» (субститутов). При активной речевой практике проис­ходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков. Отмечается, что к началу четвертогогода жизни дети при благоприятных условиях воспитания усваивают звуковую систему языка. Допустимо неточное произношение шипящих [ж] — [ш], сонорных [л] — [р], свистящих [с] — [з].

Фонематическое восприятие всех звуков, по данным Н. X. Швачкина, заканчивается к концу второго года жизни. Успешное овладение звуковой стороной речи обес­печивается полноценным развитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, способностью ребенка к под­ражанию, благоприятной речевой средой.

У некоторых детей в 4 года наблюдаются неустойчивость произношения, взаимозаменяемость фонем в различных звукослоговых сочетаниях, искаженное произношение зву­ков. Это отражает диссоциацию между достаточным разви­тием фонематического слуха и несовершенством речедвигательных навыков. К пяти годам дети должны овладеть произношением всех звуков речи, допускается в единич­ных случаях неправильное произношение трудных по ар­тикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом возрасте у детей формируется способность не только критически оце­нивать недостатки своей речи, но и реагировать на них.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это на­рушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройства­ми вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразви­тия является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирова­ния звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне ва­риативна и может быть выражена в речи ребенка различ­ным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
    • особенностями  употребления   правильно  произноси­мых звуков в речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является Несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, У которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие.

На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при прак­тическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты ре­чи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отме­чается бедность словаря и незначительная задержка вформировании грамматического строя речи. При углуб­ленном обследовании речи детей могут быть отмечены от­дельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и по­рядковых числительных с существительными и т. п.

Комплектование групп детей с ФФН осуществляется Психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК)1.

Для оформления в логопедические группы необходимо комплексное обследование ребенка членами ПМПК. На Ко­миссию предоставляются следующие документы:

—     выписка психоневролога, которая включает анамне­стические данные о ребенке, указания на наличие (отсутст­вие) органического поражения центральной нервной систе­мы, а также заключение об интеллектуальном развитии ребенка;

—     заключение врача отоларинголога, в котором указы­вается состояние физиологического слуха ребенка, наличие или отсутствие заболеваний ЛОР- органов;

—| логопедическая характеристика ребенка, в которой содержатся сведения о степени сформированности отдель­ных компонентов языковой системы. При этом она должна содержать примеры детских высказываний, иллюстрирую­щих преимущественное нарушение фонетико-фонематиче-ской системы при относительной сохранности лекси-ко-грамматической стороны речи;

—  педагогическая характеристика, в которой отражено:

  • насколько ребенок проявляет интерес к занятиям;
  •  какие задания вызывают у него наибольшие трудности;
  • насколько ребенок усидчив во время занятий;
  • как быстро ребенок переключается с одного вида дея­тельности на другой;
  • насколько он критичен в оценке своих результатов при выполнении задания;
  • насколько продуктивно использует помощь взрослых в случае возникновения затруднений.

Особое внимание обращается на игровую деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация) и степень ре­чевой активности в процессе игры.

Анализ предоставленных документов и первичное обследование ребенка позволяют обосновать необходимость его зачисления в группу для детей с фонетико-фонематиче-ским недоразвитием речи со сроком обучения 10 месяцев. По окончании обучения фонетическая сторона речи детей должна соответствовать возрастной норме. Наполняемость группы — 12 человек.

Реализация личностно ориентированного подхода в кор­рекции речевого недоразвития требует от логопеда углуб­ленного изучения речевых, когнитивных и эмоциональныхособенностей детей. Знание индивидуальных характери­стик ребенка позволяет организовать различные формы учебного процесса и обосновать частные приемы коррек­ции, С этой целью в первые две недели сентября логопед, непосредственно работающий в группе, проводит обследо­вание звукопроизношения, фонематического слуха, слого­вой структуры слова каждого ребенка.

Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы эти слова не включали труднопроизносимые звуки или их сочетания.Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, ре­комендуется использовать разнообразные игровые приемы.

Одновременно с выявлением особенностей артикуляции звуков необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. С этой целью логопед предлагает ряд специальных заданий (см. схему обследования в При­ложении 1).

В карте фиксируются ошибочные ответы детей и приво­дятся образцы их высказываний. Речевая карта заканчива­ется логопедическим заключением, которое должно бытьаргументировано конкретными данными обследования.

Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким обра­зом, логопедическое воздействие органически связано сразвитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Учитель-логопед и воспитатель работают над развитием речи детей совместно, руководствуясь общими требования­ми типовой программы обучения и воспитания. Устранение имеющихся у детей пробелов в речевом развитии осуществляется преимущественно логопедом (раздел  «Формирова­ние произношения и развитие речи»).

Основными направлениями работы по раз­витию речи детей являются;

  • формирование   полноценных   произносительных   на­выков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематиче­ских представлений, доступных возрасту форм звуко­вого анализа и синтеза.

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется:

  • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря детей преимущественно привле­чением  внимания  к  способам  словообразования,   к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание у детей умений правильно составлять про­стое распространенное предложение, а затем и слож­ное предложение;  употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над расска­зом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование элементарных навыков письма и чте­ния специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического
    восприятия.

Важно отметить, что формирование элементарных на­выков письма и чтения является одним из эффективных способов формирования устной речи для детей с ФФН.

 Функции логопедического кабинета.

         1. Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.

           2.Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития.

           3. Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.

           4. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.

         С целью создания оптимальных условий для организации коррекционной, развивающей деятельности в нашем кабинете можно выделить три зоны: рабочая зона, зона индивидуальной коррекционной работы, учебная зона.       

xn--73-6kcpbe8fh.xn--p1ai

Может ли ребенок с диагнозом ФФНР продолжать обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования, если в заключении ТМПМПК рекомендовано обучение по основной образовательной программе дошкольного образования?

После прохождения ТМПМПК ребенку с ОНР, который посещает ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, сняли ОНР и ставят диагноз ФФНР. Может ли этот ребенок с диагнозом ФФНР продолжать обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования, если в заключении ТМПМПК рекомендовано обучение по основной образовательной программе дошкольного образования и указано, что ребенок не имеет ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ)? Что делать руководителю в этом случае?

Если в заключении ПМПК, представленном родителями в ОО указано, что ребенок не имеет ограниченных возможностей здоровья и ему рекомендовано обучение по основной образовательной программе дошкольного образования, то данный ребенок переводится на обучение основной образовательной программе дошкольного образования.

Обоснование
Из рекомендации
Определение ребенка как лица с ОВЗ в целях организации обучения

В контексте Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) под обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Ограниченные возможности здоровья в сфере образования – это термин, обобщающий всех детей с различными диагнозами (глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, сложными дефектами, умственной отсталостью). При этом такой ребенок может и не быть признанным ребенком-инвалидом.

Согласно ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций (п. 2 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии (далее – Положение), утв. приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082).

Согласно п. 10 Положения к основным направлениям деятельности комиссии относится в т. ч.:

  • проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
  • подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

В соответствии с п. 21 Положения в заключении комиссии указываются:

  • обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
  • рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Таким образом, именно ПМПК определяет необходимость той или иной категории детей (ребенка с конкретным диагнозом) обучения по адаптированной программе.

Согласно п. 23 Положения, представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания образовательными организациями рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

В этой связи, если в заключении ПМПК, представленном родителями в ОО указано, что ребенок не имеет ограниченных возможностей здоровья и ему рекомендовано обучение по основной образовательной программе дошкольного образования, то данный ребенок переводится на обучение основной образовательной программе дошкольного образования.

Актуально сейчас:
  Что проверит Роспотребнадзор на участках детского сада после зимы
  Девять родительских ошибок, которые мешают подготовить ребенка к школе

Вам доступна скидка 50% на комплект журналов для всего педколлектива.
Получить скидку >

www.resobr.ru

Словарик « Страницы Азбуки. Сайт учителя-логопеда Васильевой Нины Алексеевны

Если вы столкнулись с непонятными для Вас словами-понятиями, предлагаю воспользоваться  разъясняющим материалом.  Ваши вопросы помогут мне сделать словарик полезным.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Задежка речевого развития (ЗРР) — это отставание от возрастной нормы речевого развития ребенка в возрасте до четырех лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка речевого развития влияет на общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. От развития речи зависит  и формирование познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – невролого-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, активность и возбудимость,  превышающая норму, и плохо управляемая импульсивность.

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД)— биологически обусловленная недостаточность функций нервной системы, приводящая к легким расстройствам поведения и снижению обучаемости. Причинами ММД являются различные вредности, перенесенные в период внутриутробного развития (токсикоз, инфекционные заболевания у матери, алкогольная интоксикация в поздние сроки беременности), травмы во время родов, заболевания в течение первых лет жизни.

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – это собирательный диагноз, который характеризуется различными нарушениями структуры и функций головного мозга. Отечественные детские неврологи ставят данный диагноз в тех случаях, когда отклонения выражены слабо или просто врач не может их точно определить. Дело в том, что иногда некоторые специалисты считают отклонением те факторы в развитии ребенка, которые присущи именно данной возрастной категории детей и проходят сами по себе. Также следует отметить, что в международной врачебной практике данный диагноз отсутствует. 

Синдром раннего детского аутизма (РДА) — нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков.

Фонематический слух (фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

Аграмматизм – (от греч. a – отрицат. частица и grammata – чтение, письмо) – грамматически неправильное построение речи. Аграмматизм — это нейропсихологическое нарушение психофизиологических процессов, благодаря которым наблюдается опускание слогов, союзов, предлогов, неправильное согласование в роде, числе.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Она проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой: неврологическими нарушениями, нарушениями познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дети с дислексией неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них часто встречаются нарушения связной речи.

У детей с нарушениями чтения наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектоми устной речью. Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть «опасное место» в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребенок не может применить его на письме.

Л.С. Выготский  — основоположник одного из наиболее значимых направлений психологии и развитии ребенка. Им был сформулирован важнейший принцип, развития высших психических функций ребенка —  это изменяющаяся социальная среда, для описания которой Выготским введён термин социальная ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».

Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

На последнем этапе своей научной деятельности Выготского заинтересовали проблемы мышления и речи и им была написана научная работа «Мышление и речь». Выготский сначала высказал предположение, которое вскоре сам же и подтвердил, что от формирования и развития речи зависит уровень развития мышления. Он выявил взаимообусловленность двух этих процессов.

Плаксина Л.И. – доктор психологических наук, профессор кафедры МПГУ, автор многочисленных книг и публикаций, касающихся развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения и особенностей коррекционной работы с ними.

Тема диссертации: «Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения»

 

azbuka-logopeda.ru

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ, в условиях ресурсного центра.

ГКОУ РО школа – интернат VIII вида

ст. Николаевская

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ,

в условиях Ресурсного центра

2015 год

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3 — 5

Глава 1. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР и ФФНР…………………………………………………………………5 – 9

1.1. Характеристика речевых нарушений (ФФНР и ОНР)…………………5 – 6

1.2. Система формирования речи:…………………………………………. .7

1.3. Нормативно – правовая база………………………………………………..8

1.4. Цели и задачи Программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ (ФФНР и ОНР)……………………………………………………………….8 — 9

Глава 2. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы (ОНР и ФФНР)…………..9 — 20

2.1. Комплексный подход программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ……………………………………………………………………………. 9 – 12

2.2. Система работы логопеда в реализации индивидуальной Программы, для детей с ОВЗ……………………………………………………………………13

2.2.1. Этапы коррекционной работы………………………………………..13 – 15

2.2.2.Основные направления коррекционно – развивающей работы……..15 — 20

Заключение……………………………………………………………………20 — 21

Список используемой литературы……………………………………………21

Введение

Необходимость модернизации образовательной сферы привела к созданию и развитию единой  информационной среды (ЕИС) — ресурсных центров. Деятельность ресурсных центров заключается в организации как коллективного, так и индивидуального доступа к информационным, материально-техническим, научно-методическим и учебно-лабораторным ресурсам в целях достижения эффективных образовательных результатов, наиболее востребованных на рынке труда, ориентированных на реальную экономику. Основная задача системы ресурсных центров: формирование и аккумулирование информационных образовательных ресурсов и обеспечение доступа к ним образовательных учреждений. Цель — формирование инфраструктуры ЕОИС на основе интеграции отраслевых специализированных ресурсов, активно развивающих информационные технологии. Одно из направлений модернизации и развития специального (коррекционного) образованиясоздание на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ресурсных центров, с целью формирования единого коррекционного пространства на основе сетевого взаимодействия по приоритетным направлениям инновационной деятельности. На базе ГКОУ РО школы – интерната VIII вида ст. Николаевской был создан «Центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в социальной и профессиональной интеграции». Одно из направлений работы РЦ: Психолого – педагогическое сопровождение интегрированного и инклюзивного образования. Цель: Взаимодействие учреждений специального и общего образования для организации эффективного и качественного сопровождения обучения детей с ОВЗ в интегрированных/инклюзивных формах: обеспечение нормативно – правового урегулирования вопросов обучения, информационного, методического, консультационного сопровождения.

Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ играет важную роль в коррекционной работе. Значение речи — трудно переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас — это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни. Речь — визитная карточка индивида. Логопедическое сопровождение в коррекционной школе – интернате VIII вида, на базе РЦ, осуществляется по следующим направлениям:

  • Разработка программ сопровождения детей с ОВЗ.

  • Комплексные программы сопровождения детей – инвалидов (надомное обучение)

На территории станицы Николаевской находятся ДОУ и МБОУ, в которых нет учителя – логопеда. Большое количество детей нуждается в специализированной помощи. Поэтому, я разработала программу, с целью оказания помощи детям (с сохранным интеллектом) 5 – 7 года жизни с речевыми нарушениями (ФФН, ОНР III – IV уровня).

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В.).

Глава 1. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР и ФФНР

1.1. Психолого-педагогическая характеристика речевых нарушений (ФФНР и ОНР)

У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка). Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Т.Б. Филичева) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов. Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения.

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.

1.2. Система формирования речи

Преодоление ОНР у детей осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Она предусматривает:

  • Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.

  • Развитие речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме).

  • Взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка).

  • Дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения.

  • Связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития.

Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:

1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

5. Принцип комплексности воздействия на ребенка.

6. Принцип воздействия на все стороны речи.

7. Принцип опоры на сохранные звенья.

8. Принцип учета закономерностей онтогенеза.

9. Принцип учета ведущей деятельности.

10. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.

11. Принцип воздействия на микросоциальное окружение.

1.3. Нормативно – правовая база

Образовательная деятельность в группах с ОНР и ФФНР регулируется нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  • Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. (Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой)

  • Программой воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. (Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной).

  • Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. (Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной).

  • Учебным планом школы – интерната.

1.4. Цели и задачи Программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ (ФФНР и ОНР)

Исходной методологической основой Программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским и др.

Данная Программа рассчитана на работу в условиях логопедических групп сформированных на базе Ресурсного Центра и предполагает использование новых методов, приёмов, технологий, учитывает клинические особенности детей, что является необходимым. Этим и обусловлена значимость написания Программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать образовательные программы; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Цель Программы: Построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи (ФФНР – фонетико – фонематическим недоразвитием речи, ОНР — общим недоразвитием речи III – IV уровня) в возрасте с 5 — 6 лет, 6 – 7 лет, в условиях специальной коррекционной школы, предусматривает полную интеграцию действий всех специалистов и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Основная задача: Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Глава 2. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ, как часть адаптированной образовательной программы (ОНР и ФФНР)

2.1. Комплексный подход Программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Обязательное условие Программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ – комплексность. Комплексность педагогического воздействия направлена:

• На обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего — подготовительного возраста с общим недоразвитием речи и выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников, их всестороннее гармоничное развитие.

• На предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу.

• На осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Модель взаимодействия педагогов в ходе коррекционно – развивающего процесса

К особым образовательным потребностям, характерным для детей с ОВЗ (ФФНР и ОНР) относятся:

• Обследование детей (средний и старший дошкольный возраст), нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.

• Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.

• Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.

• Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.

• Формирование у педагогического коллектива МБОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.

• Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

Результаты коррекционной деятельности направлены на овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе:

• Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).

• Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.

• Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.

• Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.

• Развитие навыков связной речи дошкольников.

• Развитие успешности в общении.

Коррекционно-развивающая работа строится на общедидактических и специфических принципах. Одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы интеграции взаимодействия специалистов, систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности; концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и, в конечном счете обеспечивает поступательное развитие. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога — психолога, учителя трудового обучения, учителя начальных классов, учителя музыки и пения, учителя по ЛФК, социального педагога, воспитателей, родителей.

Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией взаимодействия специалистов и родителей дошкольников.

2.2. Система работы логопеда в реализации индивидуальной Программы, для детей с ОВЗ

Основой планирования коррекционной работы в соответствии с Федеральными государственными требованиями является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, — что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание «зоны ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность.

Программа содержит подробное описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы для детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи.

Основными задачами учителя-логопеда является:

  • коррекция нарушений в развитии устной речи воспитанников;

  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимся с ОВЗ общеобразовательных программ;

  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, обучающихся;

2.2.1. Этапы коррекционной работы

Логопедическое сопровождение осуществляется на основе обследования детей с ФФНР и ОНР, которое проводится с 1 сентября по 15 сентября и с 15 мая до 25 мая. Обследование – это наиболее важный этап в коррекционной работе.

Прежде чем приступить к обследованию ребенка логопед изучает его медицинскую карту, проводит беседу с родителями для сбора анамнестических данных.

После того как логопед собрал все необходимые данные, приступает к обследованию, но для начала он устанавливает доверительные отношения с ребенком, в ходе беседы с ребенком на близкие ему темы.

Коррекционную работу можно разделить на три этапа:

I) Диагностический — выявление детей с нарушениями общего и речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития.

Содержание и формы работы:

Ожидаемые результаты:

  • Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми логопатами.

  • Составление рекомендаций для родителей и учителей.

II) Коррекционно-развивающий — коррекция общего и речевого развития обучающихся-логопатов.

Содержание и формы работы:

  • Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий по коррекции общего недоразвитие речи, фонетико-фонематических нарушений, нарушений чтения и письма и т. д.

Ожидаемые результаты:

III) Профилактический — обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого развития обучающихся.

Содержание и формы работы:

  • Направление детей на обследование и лечение к медицинским специалистам (неврологу, психиатру, и т. д.) по результатам диагностики.

Ожидаемые результаты:

  • Контроль выполнения назначений медиков, беседы с родителями о позитивных результатах комплексного подхода к коррекции речевого недоразвития у детей с ОВЗ.

2.2.2.Основные направления коррекционно – развивающей работы

  • Речевое развитие. Навыки речевого общения

  • Развитие словаря.

  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:

  • развитие просодической стороны речи;

  • коррекция произносительной стороны речи;

  • работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слова;

  • совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

  • Чтение художественной литературы

  • Познание

  • Сенсорное развитие.

  • Развитие психических функций.

  • Формирование целостной картины окружающего мира. Познавательно-исследовательская деятельность.

Логопедическая работа планируется с учетом полученной информации о развитии ребенка, определяется уровень его интеллектуального, речевого развития, особенностями поведения, характера, интересов и увлечений. 1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

В работе с детьми используется групповая и индивидуальная работа.

Групповая работа предусматривает реализацию задач общеобразовательной и коррекционной программы.

Индивидуальная работа предусматривает деятельность учителя – логопеда по развитию речевых и неречевых функций, постановку звуков.

В соответствии СанПинами продолжительность групповых занятий с детьми 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Индивидуальное занятие с детьми 6 – го года – 10 минут, с детьми 7 –го года – 15 минут.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФН, ОНР III – IV уровня речевого развития (6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения)

I период: III неделя сентября — октябрь — 7 недель; 14 занятий -2 занятия в неделю.

II период: II неделя ноября — I неделя февраля — 12 недель; 24 занятия – 2 занятия в неделю.

III период: IV неделя февраля– май — 11 недель; 22 занятия – 2 занятия в неделю (дополнительные каникулы – февраль).

— звукопроизношение + связная речь

Всего 60 занятий в год 25 часов.

Индивидуальные занятия: 10 часов в год.

Подгрупповые занятия: 25 часов в год.

Всего в год – 35 часов.

С 15 мая – обследование речи на конец года.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФН, ОНР III – IV уровня речевого развития (7 года жизни разделено на 3 периода обучения)

I период: III неделя сентябрь — октябрь — 7 недель; 14 занятий-2 занятия в неделю.

II период: II неделя ноябрь — III неделя марта — 16 недель; 32 занятия – 2 занятия в неделю (дополнительные каникулы – февраль).

III период: апрель — май – 7 недель; 14занятия — 2 занятия в неделю.

— звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь

Всего 60 занятий в год 30 часов.

Индивидуальные занятия: 15 часов в год.

Подгрупповые занятия: 30 часов в год.

Всего в год – 45 часов.

С 15 мая – обследование речи на конец года.

Продолжительность занятий с детьми:

ФФН и ФН – 1 год

ОНР III – IV уровня речевого развития – 1-2 года.

Для большей эффективности коррекционно – развивающих занятий, 1 раз в месяц проводятся интегрированные занятия:

Тематическое планирование интегрированных занятий учителя – логопеда и психолога.

Тема

Направления

группа

Кол – во

часов

Срок проведения

Учитель — логопед

Психолог

«Осень».

Звуки и буквы.

Мотивация. Развитие зрительного и слухового контроля.

ФФН

(5 -6 лет)

1

Ноябрь

«Зима».

Связная речь.

Развитие мышления, памяти, восприятия.

ОНР

(5 -6 лет)

1

Декабрь

«Весна».

Звуки и буквы.

Развитие мышления.

ФФН

(6 -7 лет)

1

Март

«Я и космос».

Лексика. Грамматика.

Я и другие.

ОНР

(6 -7 лет)

1

апрель

Тематическое планирование интегрированных занятий учителя – логопеда и учителя трудового обучения.

Тема

Направления

группа

Кол – во

часов

Срок проведения

Учитель — логопед

Учитель трудового обучения.

«Урожай».

Лексика. Грамматика.

Изготовление поделки из овощей.

ОНР

(5 -6 лет)

1

октябрь

« Наши пернатые друзья».

Связная речь.

Изготовление кормушки.

ОНР

(6 -7 лет)

1

январь

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Все коррекционно-развивающие занятия: Носят игровой характер, насыщенный разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом.

Все специалисты занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Заключение

Л.В. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением.[5] Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старшей логопедической группе нужно сделать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры драматизации, активно использовать театрализованные игры.

В 5 лет происходит заметное изменение памяти ( Р.С.Немов). У детей впервые появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с этим важно стимулировать повторение как основу запоминания, активно использовать различные мнемотехнические средства, символы, схемы. Оно способствует улучшению восприятия,

Ребенка шестого года жизни следует учить рассматривать и сравнивать предметы, воспринимаемые посредствам всех органов чувств, находить в них общее и различное, учить объединять предметы по общим признакам. Так, совершенствование чувственного опыта приобретает особое значение: оно способствует улучшению восприятия, стимулирует и развитие мышления, и развитие речи.

Особое значение приобретает использование обучающих дидактических игр, в которых начинается формирование мотивации готовности к школьному обучению.

В логопедическом кабинете созданы условия, для развития всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения.

Следовательно, составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения — это необходимое звено в интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный процесс.

Список используемой литературы:

1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. — М.: «Просвещение» 2008.

2. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. — М.: «Просвещение» 2008.

3. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – Программа. – М.: «Просвещение» 2008.

4. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы работы в интегрированном классе.(пер. с англ.) – М., Прометей, 2005.

5. Выгодский Л.С. Собрание соч. В 6 т. – М., 1982, т.4

6. Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 3. « Организация деятельности координатора по инклюзии в общеобразовательном учреждении», М., «МИРОС», 2010

7. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. / Сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский, — М., Владимир; Транзит – ИКС, 2009

8. Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы.—Минск. Четыре четверти, 2007

Интернет – ресурс:

http\\nsportal.ru\detskiy –sad\razvitie – rechi\2014\12\14\programa – individualnogo – soprovozhdeniya – rebenka – s ovz – kak.

http\\logopedsaospravochnik.blogspot.com\2014\01\blog – post.27hhml.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *