cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Дошкольники фгос – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Управление введением ФГОС в дошкольной образовательной организации

 

Содержание

  1. Введение.
  2. Требования ФГОС к дошкольному образованию.
  3. Особенности дошкольного образования на современном этапе.
  4. Тактика введения ФГОС ДОО.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.

 

Введение.

Изменение содержания дошкольного образования в настоящее время обусловлены новой нормативной базой: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 (далее – ФГОС дошкольного образования). Введение ФГОС вызвано тем, что впервые в российским законодательстве новый Закон об образовании признает дошкольное образование одним из уровней общего образования – наравне начальным общим, основным общим и средним общим образованием [6, с.10].

Стандарт на федеральном уровне определяет, какой должна быть образовательная программа дошкольной образовательной организации, какие условия необходимы для ее реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. [1, с.5]

Стандарт – это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, который регулирует отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. С учетом этого перед руководителем ДОО стоит задача подготовить педагогический коллектив к введению ФГОС дошкольного образования. Это длительный и сложный процесс, специфику которого мы представляем в данной работе. Таким образом, мы ставим цель: рассмотрение специфики управления дошкольной организацией в условиях введения ФГОС.

Задачи:

– описать требования ФГОС к дошкольному образованию;

– выявить слабые и сильные стороны дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС;

– определить план введения ФГОС в ДОО.

1. Требования ФГОС к дошкольному образованию.

Федеральный государственный образовательный стандарт пришел на смену федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, введенным в 2009 году. Новый стандарт призван привести структуру программы и условия ее реализации в детских садах к единым требованиям, что обеспечит преемственность между программами дошкольного и начального образования. Стандарт определяет статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования: к первому классу школы ребёнок должен будет достичь определенного уровня развития. Перед педагогами дошкольного образования встает непростая задача – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности и развитии личности каждого малыша, что остается главной целью введения ФГОС.  [12, с. 5]

Главный акцент в стандарте сделан на развитие воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

ФГОС определяет основные принципы дошкольного образования:

— полноценное проживание дошкольного детства, обогащение детского развития;

— индивидуализация дошкольного образования;

— содействие и сотрудничество детей и взрослых;

— поддержка инициативы детей;

— сотрудничество с семьей;

— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

— познавательное развитие ребенка;

— возрастная адекватность дошкольного образования;

— учет этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  1. повышение социального статуса дошкольного образования;
  2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  3. обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям и результатам их освоения;
  4. сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт включает требования к структуре Программы и ее объему, условиям ее реализации, результатам освоения Программы.  [10, с. 12]

ФГОС дошкольного образования изменяет подход к образовательной программе. Программа определяет содержание и организацию образовательной работы на уровне дошкольного образования. Формируется программа на основе психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации каждого воспитанника и определяет объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров. Согласно ФГОС образовательная программа состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации образовательного стандарта. Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и (или) разработанные самостоятельно программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности. Данная часть Программы может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ или созданных ими самостоятельно. При разработке части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, должны учитываться интересы, потребности воспитанников, родителей, педагогов. Она может быть ориентирована:

— на региональный компонент, специфику условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

— интересы и потребности детей, возможности педагогического коллектива;

— сложившиеся традиции в коллективе ДОО, группы.

В соответствии с ФГОС Программа должна содержать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. В случае, если планируется освоение Программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, в нее включается раздел «Содержание коррекционной работы и (или) инклюзивного образования. [10, с.15]

Составной частью организационного раздела образовательной Программы является разработка системы сетевого взаимодействия различных учреждений и организаций. Взаимодействие образовательных организаций разных видов и типов имеет огромное значение для удовлетворения разнообразных потребностей в дошкольном образования. [10, с. 15] При этом взаимодействующие организации взаимообогащают деятельность друг друга, имеют возможность обмена педагогическим опытом и развития кадрового потенциала каждого учреждения. Сформированный комплекс учреждений, осуществляющих дошкольное образование, предполагает широкий комплекс услуг дополнительного образования детей дошкольного возраста, а также услуг по присмотру и уходу за ними как на базе традиционных дошкольных групп в дошкольных организациях, так и в группах малой наполняемости, семейных дошкольных группах.

Реализация Программы должна обеспечить развитие личности в различных видах деятельности по образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Стандарт определяет основное содержание работы по освоению данных образовательных областей.

Так, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной отзывчивости. Социально-коммуникативное развитие дошкольника предполагает формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу сверстников. Освоение названной образовательной области направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасности жизнедеятельности. [10, с.12]

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Необходимо формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе и других людях, окружающем, свойствах и отношениях объектов окружающего мира. К числу таких представлений относятся: представления о цвете, форме, величине, материале, звучании, ритме, темпе, части и целом, движении и покое, причинах и следствиях. Детям дается представление о малой родине и отечестве, о культурных традициях, праздниках, о планете Земля, особенностях природы, многообразии стран и народов на планете. [10, с.13]

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; формирование всех сторон речи: диалогической и монологической; звуковой культуры и интонационной выразительности речи. Данная образовательная область предполагает развитие речевого творчества детей, знакомство с книжной культурой и детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлена на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Ставится задача становления эстетического отношения к окружающему миру, формирования представлений о видах искусства. Предполагается развитие восприятия музыкальных, литературных и фольклорных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Физическое развитие предусматривает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие гибкости, координации, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма. Предполагается выполнение упражнений на развитие равновесия, координации движений, развитие крупной и мелкой моторики рук. Выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) должны происходить правильно, без нанесения вреда организму. У детей формируются начальные представления о некоторых видах спорта, происходит освоение игр с правилами, становление саморегуляции и целенаправленности в двигательной сфере. У дошкольников воспитываются ценности здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности: общении, игре, познавательско-исследовательской деятельности – сквозных механизмах развития ребенка.

Стандарт определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен определять сам род занятий;
  • активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками; способен сопереживать, договариваться, стремится разрешать конфликты, учитывать интересы и чувства других; обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям;
  • ребенок обладает развитым воображение, реализуемым в игре и других видах деятельности, умеет подчиняться правилам, различает условную и реальную ситуацию;
  • ребенок хорошо владеет устной речью, умеет выражать свои мысли и желания, может выделять звуки в словах. У ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита мелкая и крупная моторика, он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • способен к волевым усилиям, может следовать принятым в обществе нормам, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поведению человека; обладает начальными знаниями о себе и социальном мире; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными культурологическими знаниями; способен к принятию собственных решений, опираясь на эти знания.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального школьного образования. Таким образом, задача педагогического коллектива ДОО стоит не в ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпа перевода его на школьное обучение, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возможностей и интересов с учетом возраста. Главный принцип Стандарта – сохранение самоценности и уникальности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. [9]

2. Особенности дошкольного образования на современном этапе.

Особенности современной системы дошкольного образования заключаются в том, что это — система открытая, способная к количественному и качественному обогащению, преобразованию. Современная система дошкольного образования включает

государственные, муниципальные, частные дошкольные образовательные организации [13, с. 24].

Сильной стороной дошкольного образования на современном этапе является развитие вариативных форм дошкольного образования как условие повышения качества и доступности. Наряду с традиционными ДОО получили развитие такие формы, как группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке, семейные группы, группы для раннего развития. На базе многих дошкольных организаций функционируют консультационные пункты, в которых педагоги организуют помощь родителям (законным представителям) по вопросам адаптации и развития детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

В практике методической работы большинства ДОО имеется опыт знакомства с новыми нормативно-правовыми документами, вступающими в силу. Так, после издания приказа Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» дошкольные организации внесли существенные корректировки в программы развития, годовые планы ДОО и планы работы педагогов. Это потребовало пересмотра, замены и частичной отмены планов, если они не соответствовали данному документу. В подобном режиме ДОО осуществляли свою деятельность в течение двух-трех лет [5, с. 7].

Педагогические коллективы осуществляли поиск новых форм взаимодействия с семьей.

Большое внимание в работе с родителями уделяется организации совместной деятельности детей и родителей  с целью успешного освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Одной из эффективных форм сотрудничества дошкольной организации и семьи являются конференции, семинары, клубы семейного общения.

Образование стало открытым к международному сотрудничеству. Интернет используется как ключ к модернизации образования.

Вместе с тем, говоря о готовности психолого-педагогических условий к внедрению ФГОС дошкольного образования, следует отметить, что педагогами дошкольных образовательных организаций еще недостаточно осознаны особенности построения образовательного процесса, предполагающие создание условий развития для каждого воспитанника, взаимодействие взрослых с детьми на уровне равноправных партнеров по деятельности с учетом интересов и возможностей каждого ребенка. Недостаточен уровень сформированности профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанного на умении педагога видеть в каждом ребенке субъект образовательных отношений, осуществлении индивидуального подхода в разных формах взаимодействия с детьми, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе. Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребенок» на более многогранное и объемное взаимодействие в системе «ребенок-взрослые-сверстники» предполагает новую парадигму дошкольного образования. Этот подход нельзя назвать новым, но его признание как единственно верного на уровне ФГОС дошкольного образования потребует глубоких конструктивных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации. Новая фаза развития повлечет за собой изменения требований к качеству и эффективности дошкольного образования на основе обновления образовательной среды.

3. Тактика введения ФГОС в ДОО.

Введение ФГОС дошкольного образования – длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогического коллектива ДОО к реализации требований стандарта. Важно определить также соответствие имеющихся ресурсов, которые могут быть использованы в качестве базовых для обновления образовательного процесса [1, с. 12].

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает организацию соответствующих мероприятий не только на уровне дошкольных образовательных организаций. Об этом свидетельствует план действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (письмо Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10.01.2014 № 08-10), которым предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:

— создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

— организационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

— кадрового обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

— финансово-экономического обеспечение реализации ФГОС дошкольного образования.

Таким образом, внедрение ФГОС в дошкольном образовании необходимо организовать в следующих направлениях.

Организационно-управленческое направление:

  • Создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС. Предполагается определение функционала данной группы на основании издания приказа руководителя. Обеспечение координации деятельности по введению и реализации стандартов в ДОО, сбор информационно-аналитических материалов.
  • Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по реализации направлений ФГОС. Ожидаемый результат: система мероприятий, обеспечивающих внедрение ФГОС.
  • Приведение локальной нормативной базы дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Разработка документов, обеспечивающих условия реализации стандартов дошкольного образования и достижения планируемых результатов: решения педагогического совета ДОО о введении ФГОС дошкольного образования, внесение изменений и дополнений в Устав, приказы, Положения.
  • Предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС. Предполагается получение объективной информации и готовности ДОО к переходу на ФГОС.
  • Организация блока инструктивно-методических совещаний по изучению ФГОС, что должно способствовать осмыслению содержания ФГОС.
  • Использование в работе сборников инструктивно-методических материалов, методических рекомендаций по вопросам введения и реализации ФГОС дошкольного образования.
  • Организация процесса разработки образовательной программы в соответствии примерными образовательными программами. Корректировка основной образовательной программы дошкольного образования с учетом базовой оснащенности развивающей предметно-пространственной среды ДОО.
  • Разработка Положения о результатах освоения ООП.
  • Формирование сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС.
  • Внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности ДОО: дополнения в документы, регламентирующие деятельность ДОО по внедрению ФГОС.
  • Мониторинг введения ФГОС, предполагающий диагностические материалы.
  • Организация отчетности по введению ФГОС [1, с. 14].

Кадровое обеспечение внедрения ФГОС.

Включает следующие мероприятия:

  • Мониторинг степени готовности педагогических работников ДОО к введению ФГОС дошкольного образования.
  • Разработка плана методического сопровождения педагогов: повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования.
  • Создание условий для прохождения курсовой подготовки повышения квалификации педагогов по вопросам перехода на ФГОС дошкольного образования. Предполагается повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС.
  • Создание творческих групп педагогов по вопросам, связанным с введением ФГОС.
  • Определение наставников для молодых педагогов в ДОО.
  • Участие педагогических работников ДОО в городских профессиональных объединениях руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам введения стандартов дошкольного образования.
  • Организация непрерывного повышения квалификации педагогов в течение учебного года. Ожидаемый результат: поэтапная подготовка педагогических кадров к введению ФГОС ДО [10, с. 18].

Создание материально- технического обеспечения внедрения ФГОС дошкольного образования.

Предполагает следующие мероприятия:

  • Мониторинг соответствия материально-технического обеспечение ДОО требованиям ФГОС дошкольного образования.
  • Обновление оснащенности педагогического процесса ДОО в соответствии с требованиями Стандарта на основе определения необходимых изменений.
  • Обеспечение соответствия материально-технической базы реализации образовательной программы действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников.
  • Методическое обеспечение образовательной программы печатными и электронными образовательными ресурсами. Предполагается оснащение необходимыми УМК, учебными, справочными пособиями, художественной литературой.
  • Обеспечение доступа педагогическим работникам, переходящим на ФГОС, к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных с целью создания условий оперативной ликвидации возникающих затруднений у педагога.
  • Обеспечение доступа участников образовательного процесса к информационным и образовательным ресурсам в сети Интернет, что расширит возможности доступа пользователей к банку актуальной педагогической информации и обеспечение возможности дистанционной поддержки участников образовательного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

— содержательно насыщенной;

— трансформируемой;

— полифункциональной;

— вариативной;

— доступной;

— безопасной.

Создание организационно — информационного обеспечения внедрения ФГОС дошкольного образования может включать:

  • Размещение на сайте ДОО информации о введении ФГОС, что будет способствовать информированию общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС.
  • Обеспечение публичной отчетности организации о ходе и результатах введения ФГОС, включая публичный доклад заведующего ДОО раздела, отражающего ход введения ФГОС.
  • Проведение родительских собраний с родителями (законными представителями) воспитанников с целью ознакомления с ФГОС дошкольного образования.
  • Информирование общественности через СМИ о подготовке к введению и порядке перехода ДОО на ФГОС.
  • Подготовка публикаций из опыта работы ДОО [10, с.19].

Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС включает:

  • Учет методических рекомендаций Минобрнауки России по реализации полномочий по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования с целью эффективного планирования расходов средств муниципального и регионального бюджетов.
  • Мониторинг финансового обеспечения реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, предполагающий корректировку и выполнение государственных (муниципальных заданий).
  • Реализация методических рекомендаций Минобрнауки России по оказанию платных образовательных услуг в условиях ФГОС дошкольного образования; получение лицензии на реализацию дополнительных образовательных программ и предоставление дополнительных образовательных услуг [12, с. 4].

Заключение

Адаптация педагогического процесса к современным требованиям заключается в постановке целей, проектировании нового состояния системы, корректировке отдельных составляющих и этапов данного процесса, объективном анализе их хода и результатов. Адаптация педагогического процесса заключается в том, что он воспринимается как образовательный процесс, который:

— обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

— строится с учетом целостности и интеграции содержания дошкольного образования и основывается на комплексно-тематическом принципе построения;

— обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих совместную деятельность детей и взрослых и самостоятельную их деятельность [5, с. 7].

Опыт и тенденции развития системы дошкольного образования в Российской Федерации, а также запросы населения показывают, что наиболее востребованным остается традиционный детский сад 10-12-часового пребывания, в котором дошкольное образование сочетается с присмотром и уходом за детьми. Программа развития дошкольного образования предусматривает, что архитектура и инфраструктура детства проектируются как развивающиеся среды с учетом психолого-возрастных закономерностей развития детей. Необходимо создание новых архитектурных проектов, обеспечивающих многофункциональность зданий и помещений ДОО, комфортность и безопасность развивающей среды для детей, возможности для их всестороннего развития.

 

Список литературы

1. Белая, К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО [Текст] // К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. — № 3.- С.4-13.

2. Волошина, Л.Н. Развитие вариативных форм дошкольного образования как условие повышения его качества и доступности [Текст] // Л.Н.Волошина, Л.В. Серых // Управление дошкольным образовательным учреждением, — 2014. — № 2. – С. 32-37.

3. Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ: пособие для педагогов ДОУ. [Текст] /сост. О.В.Дыбина- М, 2012. – 145 с.

4. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы [Текст] / сост. Л.Г. Киреева. — Волгоград, 2013. – 143 с.

5. Микляева Н.В. Планирование в современном ДОУ: методическое пособие. [Текст] / сост. Р.В. Микляева. – М., 2013 – 123 с.

6. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации». — Москва: Эксмо,2013 – 128 с.

7. Пашкевич Т.Д. Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми: рекомендации. Диагностические материалы, задания и упражнения. [Текст] / сост. Т.Д. Пашкевич. — Волгоград, 2012. – 149 с.

8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Департамент общего образования) от 28 февраля 2014 г. №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»: http://www.rg.ru/

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Обутверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rg.ru/2013/11/25doshk-standart-dok.html

10. Скоропупова, О.А. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО [Текст] // О.А. Скоропупова // Справочник старшего воспитателя, — 2014. — №3-с.6-19.

11. Федина,Н.В. Осваиваем нормы и положения нового закона»Об образовании в Российской федерации [Текст]// Н.В.Федина// Справочник старшего воспитателя, — 2014.-№1- С.5-7.

12. Федина Н.В. Осваиваем нормы и положения нового закона «Об образовании в Российской федерации [Текст] // Н.В.Федина // Справочник старшего воспитателя, — 2014. — №2 — С.4-6.

13. Шилкина, М.А. Современное негосударственное дошкольное образование: возможности и результаты [Текст] // М.А. Шилкина // Управление дошкольным образовательным учреждением, — 2014. — № 2. – С. 24-32.

dohcolonoc.ru

Развивающее дошкольное образование как инструмент реализации ФГОС дошкольного образования

Педагогические чтения для работников ДОУ

«Развивающее дошкольное образование как инструмент реализации ФГОС». Баранова М.А., ст. специалист МКУ «ЦОД Щекинского района

1

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепил за дошкольным образованием статус исходного, базового уровня образовательной системы. В связи с этим возникла необходимость в пересмотре традиционного подхода к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Развивающее образование – образование, обеспечивающее условия для зоны ближайшего развития ребенка на основе усвоения им теоретических знаний, выполнения содержательного анализа изучаемого материала, планирования и рефлексии, в отличие от традиционного образования — способствует развитию у ребенка новообразований (В.М.Полонский)

Основоположник теории развивающего обучения Выготский Л.С. (1896-1934г.), его последователи ЛеонтьевА.Н., Занков Л.В., Эльконин Д.Б, В.В.Давыдов.

2

В основе развивающего образования лежат деятельностный подход и культурно-историческая концепция (психические функции человека возникают и развиваются в процессе обучения). Идея развивающего обучения состоит в том, что обучение должно быть опережающим развитием ребенка, основой развивающего обучения является ребенок, знания выступают как средства развития ребенка. Развивающее обучение то, которое идет впереди развития.

3

Зона ближайшего развития – психологическая характеристика, отражающая взаимосвязь актуального и развития, которое ребенок сможет достичь в соответствующем возрасте в результате обучения, совместной деятельности со взрослым, общении со сверстниками. Впервые введено Л.С. Выготским.

Последователи основоположника теории развивающего обучения в своих исследованиях доказали следующие положения теории развивающего обучения.

1.Ребенок субъект всех видов человеческой деятельности

2.Психические процессы развиваются в ходе деятельности человека

3.Определили понятие ведущего вида деятельности. Ведущий вид деятельности – деятельность в результате которой происходит формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени его развития (Б.Г.Мещерякова)

4

Принципы развивающего обучения

— принцип субъектности образования;

— принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

— принцип учета сензитивных периодов развития;

— принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

— принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития;

— принцип проектирования, конструирования и создания ситуации образовательной деятельности; — принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

— принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

— принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

— принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

— принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности.

5

Итак, надо ли менять систему дошкольного образования? Зачем современному ребенку в России нужен детский сад? Этот вопрос требует специального осмысления.

Г. Кравцов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности ИП им. Л.С.Выготского РГГУ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Так, есть родители, которые считают, что детский сад – это, как когда-то говорил руководитель Госкомитета по образованию СССР Г.А. Ягодин своеобразная «камера хранения».

Что же приобретают дети в детском саду, вернее, должны приобретать?

С психологической точки зрения, на этот вопрос можно ответить одним словом: общение. Ребенок в детском саду должен учиться взаимодействовать с разными взрослыми и детьми. Именно общение обеспечивает ребенку культурное развитие, которое свойственно только человеку

И теоретикам педагогики, и практикам хорошо известны две прямо противоположные парадигмы построения системы образования. В одной из них главным субъектом образовательного процесса является взрослый. Взрослые знают, чему надо учить ребенка. Они, по образному выражению А.В. Запорожца, тянут ребенка за уши, чтобы он скорее вырос и развился. Результат таких усилий также был сформулирован А.В. Запорожцем: ребенок остается маленьким, а уши у него становятся большими.

Маленького ребенка с большими ушами можно увидеть на примере когда он без запинки отвечает на вопрос о составе числа пять, но это не означает, что он может поделить между детьми пять конфет или пять игрушек.

Создается картина, приводящая к заключению, что современные дети стали более развитыми. К этому нередко добавляется, что они лучше, чем взрослые, могут обращаться со сложнейшей бытовой техникой, могут пользоваться такими устройствами, функции которых многие взрослые до конца так и не освоили. Однако проведенное недавно (по заказу Департамента образования Москвы) исследование с целью составления психологического портрета современного ребенка дошкольного возраста показало, что дети не только не стали более развитыми в психологическом плане, но и по большинству важнейших показателей отстают в развитии от своих сверстников конца XX в. Конкретизируя образное выражение А.В. Запорожца, можно сказать, что большие уши проявляются по-разному: в уверенных ответах на занятиях, использовании взрослых слов и терминов, способности управляться со сложными приборами, но вполне может быть, что при этом ребенок нисколько не вырос и не стал более развитым.

Другая, прямо противоположная парадигма построения системы образования связана с созданием особых условий, в которых ребенок может не только реализовывать свой уровень актуального, уже состоявшегося развития, но и быть выше самого себя, пусть хотя бы на какое-то ограниченное время. Это возможно тогда, когда ребенок как бы сидит (или стоит) на плечах взрослого. Он в этом случае, по словам Л.С. Выготского, находится в зоне своего ближайшего развития, т.е. то, что сегодня он делает при помощи взрослого или более развитого сверстника, завтра сумеет сделать самостоятельно.

6

Ориентируясь на эту парадигму, можно сказать, что развивающее образование — не просто формирование умений, знаний и даже способностей, пусть и в «активной», деятельной форме. Это процесс самоизменения ребенка, который должен быть некоторым образом осознан, осмыслен, прочувствован им самим.

7

Итак, что же является психологической основой развивающего образования?

Это, во-первых, целостное представление о ребенке дошкольного возраста. Вспоминается случай, когда группу совсем маленьких детей учили знанию букв и умению читать, но это не сделало их читателями.

Второй составляющей психологической основы дошкольного образования является представление о целостной жизнедеятельности ребенка. Говоря об этом, надо иметь в виду, что систему дошкольного образования нельзя ограничивать только семьей или только детским садом, нельзя строить будни, не обращая внимания на проведение и организацию праздников и выходных, нельзя организовывать занятия, игнорируя досуг и свободные виды деятельности дошкольников.

В качестве иллюстрации можно вспомнить стихотворения А. Барто о мальчике, который был «воспитанным» и, «отняв у младших мячик, он их благодарил», или медведя, который перед знакомыми снимал шляпу, «а незнакомым наступал всей пяткою на лапу». Это результаты обучения, вырванного из целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста.

Третье психологическое основание касается представлений об индивидуальных траекториях развития и особенностях поведения дошкольников.

8

Магистральная линия Стандарта — организации целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Сюда входят и долгая и непростая работа с родителями, и организация жизни ребенка в детском саду, и ориентация его работы на взаимодействие с другими учреждениями образования и культуры: библиотеками, клубами, школами и т.п. Праздников следует устраивать на порядок больше, чем они практикуются сейчас, причем они должны быть спонтанными, а не подготовленными на репетициях. В жизни детей должно быть много сюрпризных моментов на протяжении каждого дня, а не только во время праздников. Это будет способствовать тому, чтобы дети захотели поиграть в то, что случилось, нарисовать то, что их впечатлило, обсудить это, рассказать об этом родителям.

Очень важное место в плане развития детей дошкольного возраста занимает специально организованная рефлексия того, что с ними произошло. Это может быть общий разговор, игра в то, как мы веселились на празднике, рисунок, отражающий свои впечатления, планирование следующего праздника, в котором хочется использовать наиболее понравившееся моменты уже прошедшего, и т.п.

Условия достижения основной психологической цели дошкольного образования:

Первое условие связано с тем, что развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи ребенка.

Второе условие достижения основной психологической цели дошкольного образования касается особенностей обучения детей дошкольного возраста. Л.С. Выготский выделяет два вида обучения: спонтанный, когда человек учится по собственной программе, и реактивный, когда он способен учиться по программе другого. Ребенок дошкольного возраста учится (в психологическом смысле этого слова) спонтанно. Дошкольник развивается в процессе обучения, если оно строится по его собственной программе. Наличие собственной программы обучения означает, что ребенок учится тому, что он считает нужным и интересным. Например, он рисует картинку, на которой должны быть машина или человек, но рисовать их он еще не умеет. Ориентация в образовательных программах для дошкольников на спонтанное обучение предполагает, что педагог должен не только и не столько научить ребенка (это вторая задача), сколько сформировать у него мотивы обучения.

В ряду тезисов, которые наш классик Л.С. Выготский выдвигал в качестве психологических оснований для разработки программ обучения дошкольников, был один, о котором вспоминают крайне редко: программа обучения «в известной степени должна быть программой обучения самого ребенка. Ребенок раннего возраста учится по своей программе; дошкольник способен учиться в меру того, в меру чего программа учителя становится его программой. Это представляет одну из труднейших задач педагога, задачу, с которой сталкивались педагоги за последнюю половину столетия» (1935 г.).

Марина АРОМШТАМ «Переводя» это высказывание на язык педагогической прозы, дошкольник мало что усвоит на занятии, если оно ему почему-то не интересно. Не помогут ни планирование, ни методические рекомендации по теме. Более того, такие занятия, возможно, нанесут малышу вред, поскольку противоречат одному из основных условий его психологического развития: дошкольник учится по своей программе. Значит ли это, что нужно взять и в один прекрасный день отказаться от привычных, проверенных программ? Нет, конечно. Это, как уже было сказано, необходимые стратегические ориентиры жизни воспитателя. Речь идет о том, чтобы овладеть тактикой педагогического «боя»: научиться отклоняться от программ, а потом умело возвращать детей в нужное русло. Каждый раз, примериваясь к той или иной программе обучения, нужно оценивать ее с точки зрения тактических возможностей отклонения от заданного курса. Принцип обучения дошкольников «по их собственным программам» с железной последовательностью реализуется в системе Монтессори. Несмотря на все критические замечания, высказанные в течение ста лет в адрес монтессорианских методов обучения, несмотря на устойчивую нелюбовь начальства и отечественных психологов к монтессори-группам, никто пока не сумел воплотить в жизнь более удачные способы выстраивать программу обучения ребенка с его собственной помощью. Взрослый задает программу обучения с помощью тщательно продуманной организации среды, огромного количества разноуровневых по сложности методических пособий и инструкций по их применению. Ребенка обучают ориентироваться в среде и пользоваться пособиями. Но выбор пособий и уровня их сложности, скорость овладения навыком с помощью того или иного материала, последовательность движения от одной темы к другой — все это определяет сам ребенок.

У ребенка родились эмоции по поводу происходящего — значит, программа взрослого стала его программой. Умение педагога вызвать у ребенка нужную эмоцию — одно из самых необходимых профессиональных умений. На эмоцию работать сложно. Дело ведь не в том, чтобы рассмешить или испугать. Нужно сделать так, чтобы из детской эмоции родился интерес к предлагаемому занятию. Планируя занятие, праздник, выход на экскурсию, нужно, кроме содержательной стороны и последовательности упражнений, придумывать веский повод для предполагаемых действий. Повод, играющий для ребенка роль психологической ловушки. Но ловушка сработает только в том случае, если взрослые попадаются в нее сами. Если взрослые что-то вдохновенно придумывают, программа их действий, как правило, становится программой детей: дети легко и с радостью «заражаются» от взрослых их проектами. Они же «обезьянки», да еще и стремящиеся к партнерству! Прием заражения деятельностью — один из важнейших приемов педагогической тактики по превращению программы педагога в программу ребенка. Но не менее важно и другое, по смыслу совершенно противоположное умение — способность педагога взглянуть на ситуацию с точки зрения потребностей ребенка, возникающих «здесь и теперь». Или то, что можно назвать немедленным реагированием на неотложный психологический запрос. Реагирование на неотложный психологический запрос, как правило, связано с необходимостью отклониться от спланированных действий, перестроиться на ходу, «пойти на поводу интересов ребенка». Ситуации вне плана конечно же затрудняют жизнь педагога. Но только в том случае, если в нем недостает таланта жить внутри своей профессии. Потому что импровизация и придумывание — это настоящий танец педагогической души. То самое, ради чего становятся воспитателями или учителями.

Третье условие достижения основной психологической цели дошкольного образования тесно связано с предыдущими условиями и касается становления и развития детской игры – ведущей деятельности в дошкольном периоде. Говоря об эмоциях, которые определяют специфику дошкольного возраста, необходимо иметь в виду, что современным детям очень недостает эмоций. У них преобладает монотонная и повторяющаяся жизнедеятельность, которую они выполняют почти автоматически и без эмоций.

Ориентируя педагогов на формирование у детей мотивов обучения, мы говорим: не надо учить детей и не надо их воспитывать, а надо жить вместе с ними интересной, в том числе для вас самих, содержательной жизнью.

Про роль детской игры и ее плачевное положение в современном мире много писали и говорили. В контексте обсуждения стандартов дошкольного образования следует выделить три аспекта в решении этой проблемы.

Во-первых, игра создает условия для целенаправленного развития воли и эмоций.

Во-вторых, А.П. Усова подчеркивала, что игра в дошкольном детстве существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности.

Наконец, в-третьих, хотя игра в силу наличия в ней правил способствует развитию произвольности, эта произвольность касается только поведения ребенка внутри игры.

9

В условиях стремительного развития образования перед педагогами встаёт задача поиска образовательных технологий, обеспечивающих максимальное развитие воспитанников. Условия педагогической деятельности:

— осуществление деятельностного подхода к организации образовательного;

— организация детских видов деятельности в форме сотрудничества;

— развитие рефлексивных процессов при организации познавательной и творческой активности;

— ориентация содержания образования на формирования предпосылок учебной деятельности с целью создания условий для преемственности с начальной школой в системе развивающего образования;

— формирование креативных способностей личности ребёнка при решении творческих задач в рамках организации продуктивных видов деятельности.

10

А приоритетной задачей педагога является установка на развитие творческой деятельности ребенка, умение расковать мысль малыша, побудить стремление создавать новое, нестереотипное, делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения. Для этого дошкольное образование необходимо связать с наукой и искусством. Педагог должен уметь «пленять и очаровывать» воспитанников, «заражать» их идеалами, ценностями и смыслами жизнедеятельности.

11

«Путешествие в Олимпию»

старший дошкольный возраст

Проблема: добыча олимпийского огня

Харькова О.Ю., руководитель по физвоспитанию

12

Занятие-путешествие «Форт Боярд»

Задачи: учить детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевая различные препятствия, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества.

В основе — проблемно-ситуационный метод

13

НОД в младшей группе «Прилетели к нам синички».

Воспитатель Бизина Т.Е.

Проблемная ситуация: помочь птицам зимой (смастерить кормушки)

14

«Что мы знаем о зиме?»

Юдина Е.А., воспитатель МДОУ №29

15

Тема: Что мы знаем о зиме.

Проблематизация:

  • решать вопросы,

  • требующие актуализации знаний детей о признаках зимы, свойствах льда;

  • суметь проанализировать, увидеть

  • за отдельными фактами закономерности;

  • излагать различные точки зрения на один

  • и тот же вопрос;

— стремиться делать сравнения, выводы.

Пути решения:

1. Для появления положительной мотивации использовались внешние стимулы (новизна, необычность объекта), сюрпризный момент, познавательный мотив (почему так?)

2. Игровая деятельность

3. Продуктивная деятельность

4. Вопросы поискового характера

5. Предоставление самостоятельности, независимости от взрослого.

6. Обращенность детей не только и не столько на результат, сколько на способ своих действий.

7.Создание ситуации успеха.

8. Оказание помощи в осознании процесса учения, запуске рефлексивной деятельности.

16

НОД в комбинированной (подготовительной к школе) группе

по познавательно-речевому развитию

 

Воспитатель: Лукина Н.Н.

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №27»

 

Тема: «Путешествие в страну Смешариков»

Проблематика: помочь Пину изобрести новый зимний транспорт

17

Тема занятия: « Как клоун Рыжик и дети маме песню сочинили»

(с применением метода моделирования)

На организационном этапе НОД педагогом был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено оказать помощь клоуну Рыжику в сочинительстве песни для его мамы на праздник. Для реализации этой задачи педагогом были применены игровые приемы на развитие творческого мышления. Для клоуна Рыжика дети «разукрасили песню». Имитируя игру на барабане, треугольниках, дети по-разному отбивали ритм, выделяя сильную долю в марше.

18

Кудрявцев В.Т.

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, советник директора ФИРО.

Развивающее образование — не просто формирование умений, знаний и даже способностей, пусть и в «активной», деятельной форме. Это процесс самоизменения ребенка, который должен быть некоторым образом осознан, осмыслен, прочувствован им самим. В ином случае при всем многообразии изменений, которые могут протекать внутри него, полноценного развития не происходит. Ребенок утрачивает интерес к образовательному содержанию, потому что не находит в нем сферы для поиска нового образа самого себя, инструментов его построения. Осваивая это содержание, он не становится «интересным» самому себе.

Развивающее образование — это «неожиданное» образование, в нем главным событием для ребенка является он сам. Эти положения раскрываются применительно к особенностям развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, прежде всего — в рамках соответствующего межвозрастного перехода.

Как зритель, не видевший первого акта,

В догадках теряются дети

И все же они ухитряются как-то

Понять, что творится на свете

С.Я. Маршак

19

infourok.ru

Дошкольное образование в свете ФГОС

Дошкольное образование в свете ФГОС

Разработала воспитатель МАДОУ Детский сад № 99 Ашкрумова Светлана Рафаэлевна

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

 

Скачать конспект

В ФГОСе Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. С 01. 09. 2013 образовании» детский сад, как уже говорилось выше, становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не ступени. С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, – нужно развивать года с учетом вступления в силу нового закона «Об только доступность, но и качество образования на этой Российской 2 осуществляющим функции по и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Дошкольное образование является первым уровнем общего образования, а все образовательные программы общего образования, в том числе и дошкольного, являются преемственными (Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). выработке государственной политики п. 1 ч. 4 ст. 10; ч. 1 ст. 63 Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. (п. 3п. 4 ст. 10 образовании в Российской Федерации»). Федерального закона «Об Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. (ст. 63 п.1п. 2п. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, 3 учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Согласно статье 12 пункта 1,пункта3 части 1,пункта 5и 6 «Об образовании». В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы. К основным образовательным программам относятся: 1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. нового закона Согласно ч. 2 ст. 64 Федерации» образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Границы «дошкольного возраста» законодательно не определяются, устанавливается только начальная граница: согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ: получение дошкольного образования может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, Федерального закона «Об образовании в Российской Согласно п. 6 Порядка организации и осуществления образовательной 4 утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Опять же возраст прекращения образовательных отношений не определяется. Таким образом, в Федеральном законе № 273-ФЗ и принятом в соответствии с ним Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования определенным образом не устанавливается максимальный возраст получения дошкольного образования, однако это не означает, что ребенок может обучаться в дошкольной образовательной организации неограниченный период времени. Обучение по программе дошкольного образования получением обязательного начального общего образования, которое согласно ч. 1 ст. 67 Федерации» начинается не позднее достижения детьми возраста восьми лет.

Таким образом, право на обучение по программам дошкольного образования осуществляется в возрасте до 7 лет включительно, поскольку не позднее достижения возраста восьми лет обучающийся должен начать получение начального общего образования. Согласно ч. 5 ст. 66 рассматриваемого Федерального закона обязательными уровнями образования являются начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Такого требования в отношении дошкольного образования не предусмотрено. Следовательно, дошкольное образование не является обязательным уровнем образования, необходимым для освоения образовательных программ последующих уровней общего образования, как и освоение образовательных программ среднего профессионального образования не является обязательным для освоения программ высшего образования. Образовательная деятельность ДОУ — деятельность по реализации образовательных программ. Содержание Программы должно охватывать следующие ОО:

  1. Социально-коммуникативное развитие и ценностей, принятых в ценности; развитие общения и и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности ограничивается Федерального закона «Об образовании в Российской направлено на обществе, включая моральные и взаимодействия ребенка со усвоение норм нравственные взрослыми 5 и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  2. Познавательно-речевое развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира, о объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и движении и и Отечестве, представлений о об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
  3. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к элементарных представлений о художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
  4. Речевое развитие и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и творчества; развитие звуковой и фонематического слуха; знакомство с литературой, понимание на литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  5. Физическое развитие включает приобретение опыта в деятельности детей: двигательной, в упражнений, направленных на координация и совместной деятельности со сверстниками, к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование познавательной мотивации; формирование себе, свойствах и отношениях целом, пространстве и следствиях и социокультурных ценностях нашего народа, времени, малой родине покое, причинах и др.), о понимания произведений искусства окружающему миру; формирование видах искусства; восприятие музыки, включает владение речью как средством общения монологической речи; развитие речевого интонационной культуры речи, книжной культурой, детской слух текстов различных жанров детской следующих видах том числе связанной с развитие таких физических качеств, как гибкость; способствующих правильному формированию выполнением 6 опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а развития детей и Организации, реализующей Программу. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с педагогических действий и планирования). Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги- психологи, психологи). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и коррекции развития детей. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, обе стороны), формирование начальных саморегуляции правилами (в питании, также от ее характера, особенностей оценкой эффективности основе их лежащей в дальнейшего проведения квалифицированной 7 собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Информация для родителей дошкольников «ФГОС дошкольного образования. Что это такое?»

«ФГОС дошкольного образования. Что это такое?»

Многие родители до сих пор задаются вопросом: что же такое ФГОС дошкольного образования, не понимают, что изменилось с их введением и каким образом обеспечивается подготовка дошкольников к школе.

Уважаемые родители! С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты установлены в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно познакомиться по ссылке: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

• Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

• Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

• Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования

Что является отличительной особенностью Стандарта?

Впервые в истории дошкольное детство стало первым уровнем образования, ставящей главной целью формирование успешной личности. Цель стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок — выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками: инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе, а социально-адаптированная личность.

Каким образом ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа — к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.

Учатся ли дошкольники как в школе?

Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.

Каково участие родителей?

Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

Если ребенок-инвалид по состоянию здоровья не может посещать образовательное учреждение, то образовательным учреждением организуется обучение на дому или в медицинских организациях, о чем гласит п.10 статьи 66 Закона об образовании.

Ознакомиться с более подробной информацией о дошкольном образовании можно у руководителей дошкольных учреждений, а также на их сайтах.

infourok.ru

Содержание образовательных областей по ФГОС ДО

В ФГОС ДО все направления развития и образования дошкольников представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Основные задачи образовательных областей можно посмотреть здесь.

А в данной статье мы разберем содержание каждой области, то есть выясним, что входит в то или иное направление развития и образования.

Такая структуризация будет достаточно условной, так как многие личностные качества (самостоятельность, инициативность и др.), а также знания, умения и навыки воспитанников развиваются и формируются при обязательном учете принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

Например, эмоциональное или творческое развитие дошкольников нельзя «вставить» в какую-то одну образовательную область. Эмоциональность и творчество развиваются во всех сферах деятельности детей.

Тем не менее, основное содержание образовательных областей такое:

  1. Социально-коммуникативное развитие:

— нравственное воспитание,

— патриотическое воспитание,

— правовое воспитание,

— гендерное воспитание,

— коммуникативное развитие,

— трудовое воспитание,

— формирование основ безопасности жизнедеятельности.

  1. Познавательное развитие:

— ознакомление с окружающим социальным миром,

— ознакомление с окружающим природным миром,

— ознакомление с окружающим предметным миром,

— формирование элементарных математических представлений,

— экспериментирование и исследовательская деятельность,

— сенсорное развитие.

  1. Речевое развитие:

— формирование звуковой культуры речи,

— формирование словаря,

— формирование грамматического строя речи,

— развитие связной речи,

— развитие речевого творчества,

— ознакомление с художественной литературой,

  1. Художественно-эстетическое развитие:

— развитие восприятия произведений искусства и литературы,

— музыкальное развитие,

— рисование,

— лепка,

— конструирование,

— аппликация.

  1. Физическое развитие:

— охрана и укрепление здоровья,

— развитие физических качеств,

— формирование представлений о здоровом образе жизни.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

detstvogid.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *