cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Доклады по швейному делу в коррекционной школе 8 вида – «Формирование познавательного интереса у обучающихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида».

Содержание

«Формирование познавательного интереса у обучающихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида».

Доклад: «Формирование познавательного интереса у обучающихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида».

Процесс формирования познавательного интереса, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса. Главный вид этой деятельности — учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья нашей школы характерно незрелость мотивационно — потребностной сферы, слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности, ограниченность её мотивов, «короткая» или «близкая» мотивация деятельности, а также слабая мотивация отношений, недостаток любознательности, слабость инициативы.

Как и всякие другие дети, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, на протяжении всех лет своей жизни развиваются. Под воздействием коррекции мотивы деятельности характеризуются значительной устойчивостью, что является предпосылкой для формирования познавательных интересов.

Виды познавательных интересов.

Различают следующие виды познавательных интересов:

1. По направленности:

1) непосредственный интерес – это интерес к самому процессу деятельности.

2) опосредованный интерес – это интерес к результатам деятельности.

Наиболее благоприятными для активной и продуктивной деятельности личности является правильное соотношение непосредственного и опосредованного интересов.

2. По уровню деятельности:

1) пассивные интересы – это созерцание деятельностью.

2) активные интересы – сама деятельность.

3. По характеру:

1)аморфные интересы — без тенденции развития.

2)многосторонние – широкие интересы — побуждает искать и находить новое во всех областях предметного мира.

4. По времени угасания:

1)эпизодические интересы — возникают ситуативно в процессе деятельности и угасают с ее окончанием.

2) постоянные интересы становятся устойчивой личностной характеристикой.

Условия, способствующие формированию

познавательных интересов.

Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Первое и главное условие этокоррекция познавательных процессов. Достигается путём внедрения в практику работы элементов инновационных технологий.

Информационно — коммуникативные технологии позволяют сэкономить время и сделать работу более эффективной: проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса обучающихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Формами коррекционной работы также являются дидактические игры, упражнения, тренинги. Это могут быть ролевые игры («Дом Мод». «Закройщица». «Магазин». «Демонстратор моделей швейных изделий»). Цель игры, проводимых на уроках швейного дела — пробудить интерес учащихся к познанию, к предмету, к труду.

Особое место в использовании на уроках швейного дела дидактических игр занимает организация и проведения игры. Игра можно проводить на разных этапах урока.

В начале урока цель игры заинтересовать, организовать детей. Стимулировать их активность на уроке.

Цель дидактической игры при знакомстве учащихся с новым материалом должна играть задачу помочь учащимся в освоении нового материала, заинтересовать его в получении новых знаний. Здесь он может играть поисковый характер.

При закреплении учебного материала роль игры заключается выяснении усвоения и осмысления учебного материала.

Необходимо оживлять уроки элементами занимательности. Отгадывание загадок, сборка пословиц и поговорок по опорным словам. Составление последовательности по карточкам, где написаны этапы обработки узла или швейного изделия. Использования принципа игры в «Домино» на уроках швейного дела. Составление и разгадывание кроссвордов.

Такие упражнения помогут школьникам: снять усталость на уроке; активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников.

  1. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. В коррекционной школе VIII вида для достижения этого условия используется технология разноуровнего обучения по В. В. Воронковой.

Это индивидуальный, дифферинцированный, личностно – ориентированный подход.

Практиковать индивидуальные задания, разные по уровню сложности;

Психологическая роль успеха выступает в двух планах: как предпосылка интереса и как дополнительный мотив, укрепляющий.

  1. Третье условие – опора на жизненный опыт учащихся, достигается путём витагенной технологии обучения.

Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации жизненного опыта, личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

  1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность обучающихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей обучающихся, как и для развития познавательного интереса в коррекционной школе является технология проблемного обучения.

Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение обучающихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача — направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

  1. Организация самостоятельной работысамый трудный момент урока. Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных обучающихся;

  2. Эмоциональная атмосфера обучения. Это условие связывает весь комплекс функций обучения и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на познавательный интерес. Из него вытекает и седьмое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное общение в учебном процессе.

7. Благоприятное общение в учебном процессе.

Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с обучающимися, учеников между собой. Побуждать также обучающих задавать вопросы учителю, товарищам. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать формированию и укреплению познавательного интереса.

  1. Компетентность педагога. Действие практически всех этих условий в значительной степени зависит от учителя, его знаний, умений и мастерства. Большую роль для формирования интереса к предмету играет личность учителя, причем наиболее важной чертой в этом является его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в возможности ученика, готовность придти ему на помощь. Учитель должен быть сдержан и терпелив и никогда не допускать грубости по отношению к ученику. Благотворно влияет на формирование интереса поощрение учителя, его похвала.

Обучающиеся особенно быстро устают от длительной, однообразной работы. Усталость – одна из причин падения внимания и интереса к учению. Уменьшить усталость выполнения однообразных упражнений можно с помощью игровых ситуаций (реши ребус, отгадай кроссворд, загадку и т.д.), разнообразных соревнований. Для снятия негативного влияния на организм применяются здоровье сберегающие технологии — проводятся физкультминутки по снятию утомляемости.

Большая роль в формировании устойчивого познавательно интереса принадлежит внеклассной работе. Активная внеклассная работа формирует, как правило, устойчивое познавательное отношение к предмету.

Гендерные различия в формировании познавательных интересов обучающихся.

В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Между мальчиками и девочками существуют различия в познавательной сфере: в развитии памяти, мышления, восприятии, усвоении учебного материала, которые идут разными путями в зависимости от пола.

Обнаруженные отличия в формировании познавательных интересов относительно невелики, обычно не более 10%. Основа гендерных особенностей лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга: различия познавательных способностей и процессов, восприятия окружающего мира, темпов, стратегии переработки информации, в организации внимания, в активации эмоций в процессе обучения, в адаптивных возможностях организма.

Гендерные особенности школьников на различных этапах формирования познавательного интереса

1. Ценностный этап- любопытство — «для чего мне надо изучать этот предмет?»

Для мальчиков – ориентация на значимость учебного предмета в социуме.

Для девочек – ориентация на практическое применение учебного материала в жизненных ситуациях.

2. Когнитивный этап- любознательность- смещение на мотив учения

Для мальчиков – принятие смысла «что и для чего я должен знать», смещение на мотив учения «мотива избегания плохих отметок».

Для девочек – стремление к коллективному поиску решения учебной задачи, смещение на мотив учения мотива недовольных оценок со стороны учителей и родителей.

3. Рефлексивный этап.

Для мальчиков – развитие способности к организации самостоятельной познавательной деятельности, стремление к поисковой деятельности, самопобуждение к деятельности.

Для девочек – развитие способности к творческому поиску в познавательной деятельности, самопознание, адекватная оценка себя и своего потенциала.

На основе указанных критериев были выявлены и описаны три уровня формирования познавательных интересов: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень характеризуется тем, что познавательный интерес как таковой, ещё не осознаётся, характеризуется аморфностью и изменчивостью. Мальчики и девочки с низким уровнем познавательного интереса самостоятельно не включаются в процесс урока, никогда не отвечают по собственному желанию, что снижает объём и качество приобретаемых знаний.

Средний уровень характеризуется тем, что познавательный интерес как мотив учения занимает среднее место в структуре мотивации учения.

Для мальчиков он находится следом за другими мотивами, такими, как мотив долга перед родителями, учителями, мотив избегания плохих отметок;

для девочек – за мотивом недовольных оценок со стороны учителей и родителей.

Высокий уровень характеризуется тем, что школьник обладает сильным, глубоким и устойчивым познавательным интересом, который выступает как стержневой мотив учебной деятельности. Это проявляется в постоянной готовности отвечать на уроке, стремлении использовать дополнительные источники литературы, выполнении домашней работы по всем учебным предметам без исключения.

Для мальчиков – творческая инициатива при разрешении предложенных ситуаций, самопобуждение к деятельности;

для девочек – создание творческих работ, самопознание, адекватная оценка себя и своего потенциала.

Для формирования познавательных интересов к предмету учителю необходимо учитывать, что

Для мальчиков — высокий темп подачи материала; широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации; разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач; большое количество нестандартных, логических заданий; минимизированное количество повторений пройденного материала; работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений; использование групповых форм работы с элементами соревновательности с обязательной сменой лидера; дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции, чувства через логику; подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом; тематика материала, соответствующая мужскому архетипу необходимость положительной, конструктивной оценки выполненной работы.

Для девочек: неспешный, размеренный темп урока подачи нового материала; достаточное количество повторений для лучшего усвоения; дозирование объема и разнообразия новой информации; большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями; эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению; подход к формулированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике; использование на уроке групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь; использование большого количества наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память; эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы.

Познавательный интерес является доминирующим, сложным и неоднородным понятием и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ученика.

Дидактические игры на уроках швейного дела.

Примеры дидактических игр, которые я применяю на уроках.

  1. Задание. Подбери к технологическому термину и содержанию работы правильные примеры применения.

Сметать-это значит соединить временно сметочными стежками две детали или два среза одной детали.

А) Сметать две одинаковые по размеру детали, стежками временного назначения.

Например: сметать детали мешочка.

Б) Закрепить подогнутый край среза стежками временного назначения.

Например: закрепить подогнутый срез платка.

В) Закрепить срез ткани от осыпания обметочными стежками.

Например: обметать срезы мешочка.

  1. Задание. Учащиеся должны дать общее понятие из набора слов.

А).Шкала деления. Длина стежка. Рычаг регулятора. Машинная закрепка.

(Регулятор строчки).

Б).Колба. Лезвие. Острие иглы. Ушко. Лыско. Желобок. Номер иглы.

(Машинная игла)

В) Корпус. Защелка. Установочный палец Пластинчатая пружина. Винт.

(Шпульный колпачок).

Г).Лицевая и изнаночная сторона. Долевая нить. Поперечная нить. Переплетения нитей. Кромка.

(Ткань).

  1. Составь слово

На каждой карточке написано слово, но буквы в нем переставлены, учащиеся должны угадать, какое слово зашифровано.

А Л Г И (игла).

ШИНАМА (машина).

РТУКФА (фартук).

ЕЯШВ (швея).

ТКНИА (нитка).

КРОЙЗАЩИК (закройщик).

ЛЯРМА (маляр).

НОЛОГТЕХ (технолог).

  1. Отгадай загадку.

—Конь стальной, хвост льняной. (Игла)

—Маленькая головка на пальце сидит.

Сотнями глаз во все стороны глядит.(Наперсток)

—Инструмент бывалый — не большой, не малый.

У него полно забот — он и режет и стрижет. (Ножницы).

—Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить неполадки

И навести на брюках складки. (Утюг).

infourok.ru

«Формирование учебной мотивации на уроках швейного дела в коррекционной школе «.

Формирование учебной мотивации на уроках швейного дела в коррекционной школе (СЛАЙД 1).

Подготовила: Балясникова М,В. Решая важнейшие задачи личностно становления учащегося, их социальной реабилитации, трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы специально/коррекционной школы VIII вида

Эффективность трудовой подготовки учащихся во многом определяется уровнем организации учебного процесса .

Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в трудовой и познавательной деятельности. Профессионально — трудовое обучение строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся, конечной целью которого является подготовка школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности (СЛАЙД 2).

Эта цель достигается решением целого ряда задач:

— коррекция недостатков в трудовой деятельности и повышение общего уровня развития учащихся;

— Нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание учащихся;

— формирование доступных школьникам технических и технологических знаний (СЛАЙД 3).

Умственно отсталые школьники сталкиваются с трудностями при выполнении задания на уроках трудового обучения. Это приводит к тому, что они не могут достигнуть цели, поставленной перед ними педагогом, и самое главное, не проявляют к работе должного интереса, т.е. у них отсутствует мотив.

Чтобы добиться хороших успехов в изучении швейного дела, необходимо развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению. Под мотивом понимается переживание, побуждающее к совершению поступка, т.е. направленность активности на изучение предмета. Если у учащихся не будет необходимой мотивации, то не возможно будет добиться позитивных результатов в его образовании. Отсюда и вытекает необходимость первостепенного внимания к формированию положительной мотивации учебной деятельности учащихся на уроках швейного дела (СЛАЙД 4).

В своей работе применяем различные приёмы и методы формирования мотивации на уроках: (СЛАЙД 6)

Приёмы формирования учебной мотивации

Интеллектуальные

(ситуация выбора заданий, уровневая дифференциация, проблемные вопросы и задачи)

Эмоциональные

(высокий эстетический уровень материала. Использование исторического материала, нестандартных заданий, неожиданность, )

Социальные

(использование личного опыта, работа в группах, соревнования, игровой метод, активизация чувства собственного достоинства, связь с жизнью, создание ситуации выбора.)

Внешняя организация урока

(введение подсказок и алгоритмов)

Прагматический приём

(мне надо)

(своевременное поощрение)

Слабость мотивов деятельности и их неустойчивость одно из проявлений незрелости мотивационной сферы умственно отсталых учеников. Создание устойчивой мотивации, которая была бы адекватно поставленной задаче, является одним из основных условий, обеспечивающих успешность обучения и воспитания ученика, реализацию его умственных и физических возможностей.

Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации учебной деятельности у учащихся является создание условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности (СЛАЙД 6).

Придуманное оформление мастерской ( стенды с поделками, методическая литература, журналы по рукоделию) обеспеченные всем необходимым рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала – все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащегося к работе, чистота и порядок мастерской служат воспитанию собранности, аккуратности, дисциплинированности, формирует хороший вкус, а главное вызывает желание учиться, делать красивые вещи своими руками (СЛАЙД 7, 8, 9, )

Основой трудового обучения является развитие творческих способностей у детей. Без талантливых детей нет. Важно вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Очень важно побудить у детей желание «хочу узнать», но необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал». (СЛАЙД 10). Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу. При этом всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении, особенно это важно по отношению к слабому ученику. Следует хвалить его за каждую удачу

Программный материал швейного дела требует усидчивости, терпения, однообразной деятельности, у тому же достаточно сложен для некоторых учащихся, т.к. изучается технология пошива одежды, свойства тканей, устройство швейных машин, обучение планирование, анализу действий и их результатов. Трудности в овладевании знаний, умениями и навыками приводят к равнодушному отношению к урокам швейного дела.

В этом огромную роль играет рациональное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения, учитывающих индивидуальное и речевое развитие каждого ребенка. Постановка цели урока, обозначение значимости работы, которую школьники выполняют на уроке – стимулирует деятельности учения (СЛАЙД 12).

Для создания ситуации успеха, побуждения к деятельности, формирования школьника как личности, формирования учебной мотивации на уроках, можно осуществлять через обучение новым видам декоративно – прикладного искусства (работа с природным и бросовым материалами.)

Обучение детей новому для них виду творчества, более доступного в понимании, обладает хорошим воздействием на формирование личности, это заметно повышает интерес к урокам трудового обучения, улучшает внимание, желание трудиться (СЛАЙД 13).

Участие в районных и областных выставках, изготовление подарков своим близким, проведение экскурсий способствуют правильной оценке учащихся выполнения своей работы, исправлению недостатков, развитию желания выполнять работу как можно лучше, приобщает детей к народному творчеству.

infourok.ru

Доклад «Индивидуальный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках швейного дела в коррекционной школе».

Индивидуальный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида

Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющих разные отклонения в развитии.

Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющих разные отклонения в развитии. По результатам диагностики составляется учебно-тематический план на класс и индивидуальный – на слабых учащихся. Для решения многих педагогических задач необходимо определить факторы, мешающие данному ученику достичь более высоких показателей в обучении, а именно:

  • трудности в восприятии и понимании изучаемого материала;

  • практическое выполнение заданий;

  • энергетическое обеспечение трудовой деятельности и т.д.

Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития, речевыми расстройствами, что мешает пониманию чужой речи. Работу я организую внутри класса по группам. В состав группы входят две-три ученицы, которые с трудом усваивают теоретический материал. Во время практических заданий эти учащиеся не испытывают больших трудностей, так как имеют возможность постоянно получать индивидуальную помощь от учителя и товарищей своей группы. Работа с такими детьми требует от меня более четкого и продуманного использования всего арсенала методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих. Так, на уроке в 8 классе по теме: «Виды синтетических волокон и нитей» я знакомлю учащихся с синтетическими волокнами, из которых делают пряжу и нити.

Рассказ учителя: 

«Для получения синтетических волокон не надо разводить овец, коз, выращивать хлопок, лен, использовать древесину. Синтетические волокна получить легче, их можно сделать больше, но по своему качеству, они во многом уступают натуральным. Работать с синтетическими тканями труднее. Чтобы не допустить брак в работе, надо знать их свойства». Для большинства учениц объяснения данного понятия можно было бы изложить короче, но слабоуспевающие учащиеся до специального изучения этой темы плохо представляли себе, что такое синтетическая ткань, хотя само слово «синтетика» им знакомо. Работа на уроке провожу следующим образом:

  • проговаривание понятия синтетические волокна вслух;

  • чтение свойств синтетических волокон и тканей хором по карточкам;

  • чтение надписей на плакатах;

  • запись трудных слов с их объяснением в словарь.

Осуществляя дифференцированный подход к отстающим учащимся я включаю обращенные к ним вопросы походу объяснения. Это повышает умственную активность, улучшает внимание, способствует пониманию, позволяет контролировать процесс усвоения. Возможностям учащихся данной группы соответствуют более расчлененные вопросы.

При объяснении я применяю тесты и разной сложности с учетом индивидуальных способностей детей. Каждый тест разделен на две части. На одной – рисунок или аппликация, на другой – относящиеся к ней вопросы. На тесте их не более трех-четырех. Получив его, ученица рассматривает рисунок, осмысливает прочитанное, далее отвечает на вопросы, стараясь строить полные предложения, используя при этом слова, которые содержатся в данных вопросах. Тесты могут быть самые разные.

Пример. 

Определить переплетение нитей.

Что значат позиции на рисунке? Обозначьте их буквами основа – О, уток – У, кромка – К.

С целью привития интереса к предмету, я провожу познавательные и дидактические игры («Цепочка», «Домино», «Лото», сбор деталей изделия, или самого изделия из разрезанных частей по образцу, кубики для составления технических терминов).

Игра «Цепочка»

Суть игры в том, чтобы не прерывалась последовательность правильных ответов. В игру можно включить элемент соревнования между группами.

Алгоритм проведения игры.

  1. Подготовительный этап.

    • ознакомление с условиями игры;

    • деление детей на группы с учетом умственных и физических возможностей.

  2. Проведение игры.

  3. Подведение итогов игры с вручением группам шуточных грамот.

 Например: на уроке ставится задача назвать в правильной последовательности детали швейной машины, через которые заправляется нить. Учащийся 1-й группы называет первую деталь, следующую деталь называет член 2-й группы, потом из 1-й и т.д. При неправильном назывании право на ответ передается другой группе. Выигрывает группа, у которой было меньше «разрывов цепочки», больше правильных ответов.

Игра «Домино»

Состоит из картонных прямоугольников, на которые приклеены образцы разных тканей. Игра состоит в нахождении образца идентичного данному. Прежде чем выставить пластину, учащийся называет вид ткани. Для старших классов применяется более сложный вариант этой игры, когда подбираемые образцы различаются по разным признакам.

Например: должны подбираться ткани одного наименования из образцов, которые кроме того, отличаются цветом и рисунком.

Алгоритм проведения.

  1. Подготовительный этап.

  2. Проведение игры.

  3. Подведение итогов игры, награждение.

По этому же принципу проводится игра «Лото».

Познавательные игры повышают умственную активность детей. С этой целью использую кроссворды. Задания, с которыми дети сталкиваются при решении кроссвордов, учат их умению самим формулировать вопросы. С помощью кроссворда можно проверить, на сколько усвоен пройденный материал.
Например: Кроссворд (материаловедение + машиноведение)

По горизонтали:

  1. Наука, изучающая состав тканей.

  2. Профессия, связанная с ткачеством ткани.

  3. Наука, изучающая строение машин.

  4. Инструмент, принадлежащий для временного скрепления слоёв ткани.

По вертикали:

  1. Деталь швейной машины, необходимая для наматывания нити на шпульку.

  2. Деталь швейной машины: маховое …

  3. Ручной инструмент, имеющий острый и тупой конец.

  4. Скорость работы электродвигателя регулируется силой нажатия на …

  5. Тонкие скрученные волокна.

  6. Деталь швейной машины, перемещающая ткань под лапкой.

Как уже говорилось выше, что в каждом классе есть ученицы, у которых заметно снижена работоспособность, они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы. Основной путь коррекции указанных недостатков – развитие у обучающихся интереса к практической работе. Педагог должен хорошо знать: какому ученику, какой инструктаж требуется. Одного можно отослать к учебнику или инструкционной карте, другому требуется объяснение учителя с опорой на технологическую карту, третьему – необходим неоднократный показ приемов работы.


Использование технологической карты позволяет более осознанно приступать к практической работе над изделием. Применение технологической карты повышает активность учащихся, обостряет их внимание, способствует развитию умения ориентироваться в задании, планировать свои действия, пользоваться техническими терминами.

На усвоение знаний большое влияние оказывает оценка учителем результатов. Однако, подчеркивая успехи, нельзя умалчивать о недостатках, но это необходимо делать так, чтобы не вызвать у обучающихся угнетенное состояние. Даже в случае полного незнания вопроса целесообразно обнадежить ученика, что на другой вопрос он ответит лучше, а над этим еще нужно поработать.

Дифференцированный подход к детям помогает мне предвидеть все возможные конфликты, чтобы каждый ребенок уходил с урока удовлетворенным.

Организация дифференцированного подхода в обучении, учет динамики развития каждого учащегося в определенной мере реализует идею Л.С. Выготского о том, что «педагогика коррекционной школы должна быть лечебной педагогикой».

intolimp.org

«Доклад на МО трудового обучения на тему: «Формирование учебной мотивации на уроках швейного дела в коррекционной школе «.»


Формирование учебной мотивации на уроках швейного дела в коррекционной школе (СЛАЙД 1).
Подготовила: Балясникова М,В. Решая важнейшие задачи личностно становления учащегося, их социальной реабилитации, трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы специально/коррекционной школы VIII вида
Эффективность трудовой подготовки учащихся во многом определяется уровнем организации учебного процесса . Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в трудовой и познавательной деятельности. Профессионально — трудовое обучение строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся, конечной целью которого является подготовка школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности (СЛАЙД 2).
Эта цель достигается решением целого ряда задач:
— коррекция недостатков в трудовой деятельности и повышение общего уровня развития учащихся;
— Нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание учащихся;
— формирование доступных школьникам технических и технологических знаний (СЛАЙД 3).
Умственно отсталые школьники сталкиваются с трудностями при выполнении задания на уроках трудового обучения. Это приводит к тому, что они не могут достигнуть цели, поставленной перед ними педагогом, и самое главное, не проявляют к работе должного интереса, т.е. у них отсутствует мотив.
Чтобы добиться хороших успехов в изучении швейного дела, необходимо развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению. Под мотивом понимается переживание, побуждающее к совершению поступка, т.е. направленность активности на изучение предмета. Если у учащихся не будет необходимой мотивации, то не возможно будет добиться позитивных результатов в его образовании. Отсюда и вытекает необходимость первостепенного внимания к формированию положительной мотивации учебной деятельности учащихся на уроках швейного дела (СЛАЙД 4).
В своей работе применяем различные приёмы и методы формирования мотивации на уроках: (СЛАЙД 6)
1510665113665Приёмы формирования учебной мотивации
00Приёмы формирования учебной мотивации
-93726047625Интеллектуальные
(ситуация выбора заданий, уровневая дифференциация, проблемные вопросы и задачи)
00Интеллектуальные
(ситуация выбора заданий, уровневая дифференциация, проблемные вопросы и задачи)
36252150Эмоциональные
(высокий эстетический уровен

schoolfiles.net

Доклад по теме «Методы и приемы работы, повышающие эффективность уроков швейного дела.»

Доклад по теме:

«Методы и приемы работы, повышающие эффективность уроков швейного дела.»

Учитель технологии Балюк Ирина Егоровна

Северский район

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида

поселка городского типа Ильского Краснодарского края

Общая задача специально коррекционной школы состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психического развития , которые свойственны детям с ОВЗ. Однако опыт работы многих вспомогательных школ свидетельствует о том, что при достаточно высоком уровне организации педагогического процесса можно достичь значительных результатов не только в отношении общего развития уч-ся, но и в деле формирования у них готовности к производительному труду.

В общей системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы особая роль принадлежит тем видам деятельности, которые вызывают у учащихся повышенный интерес и эмоционально-положительное отношение к себе. К ним, прежде всего, относятся уроки труда.

Обще социальные и коррекционные задачи трудового воспитания и обучения умственно отсталых детей определяют организационные методы и формы решения этих задач во вспомогательной школе.

Для повышения эффективности уроков трудового обучения и воспитания большое значения имеет продуманная организация учебных мастерских. Наличие необходимого оборудования, его рациональное размещение и использование-всё это воспитывает у учащихся трудовую культуру ,чувство уважения к занятием в мастерской ,повышает производительность труда.

Главная особенность учебных мастерских вытекает из необходимости решения коррекционных задач обучения. Практика показывает, что в организации и оборудования учебной мастерской необходимо предусмотреть возможность развития не только трудовых двигательных навыков , но и умственных действий уч-ся.

Оборудования мастерской в соответствии с его назначением должно состоять из участка где учащиеся получают трудовые задания, выполняют чертежи , делают выкройки , записи в тетрадях и участка для выполнения машинных работ.

Педагогический эффект в обучении и воспитании уч-ся во многом зависит от того, как организована их трудовая деятельность, как они выполняют правила поведения в мастерской.

Первый этап занятия начинается, когда ученики приходят в мастерскую. В воспитательном отношении очень важно научить уч-ся приходить в мастерскую вовремя — за несколько минут до звонка. Они должны сознательно выполнять эти требования. Если у уч-ся выработана привычка, приходить на урок труда без опозданий, значит, сделан очень важный шаг в воспитании трудовой дисциплины, в формировании у них уважения к труду.

Каждую учебно-трудовую группу уч-ся целесообразно разделить на две бригады. Комплектуя рабочие бригады, нужно иметь ввиду, чтобы их трудовые возможности были одинаковы. Для руководства работой бригады назначаем бригадиров, которые отличаются большими по сравнению со своими товарищами способностями в труде.

Немаловажную роль играет порядок на рабочих местах. Инструменты хранятся в инструментальном ящичке у учителя. Дежурные строго следят за порядком на рабочих местах. По окончании работ проверяют качество уборки рабочих мест, наличие и исправность инструментов.

Выполнение правил внутреннего распорядка способствует укреплению дисциплины и организации труда уч-ся, что в свою очередь делает их труд более целенаправленным и осмысленным. Для повышения эффективности урока необходимо добиться, чтобы уч-ся знали и строго выполняли правила безопасной работы. Необходимо на всех занятиях обязательно проверять правила безопасной работы. Ни один даже незначительный случай нарушения правил нельзя оставлять без внимания.

Для получения прочных знаний правил безопасной работы, в швейной мастерской крупным шрифтом написаны общие П.Б.Р, правила поведения в мастерской, более крупным шрифтом написаны несколько правил Б.Р, которые постоянно закреплены и съёмные карточки П.Б.Р, которые крепятся на доске временно и периодически меняются, использую и инструкции для каждого вида работ (раздаточный материал).

П.Б.Р., гигиены труда формируются у детей постепенно. Сначала уч-ся учатся понимать и выполнять требования учителя, затем они самостоятельно, без напоминания выполняют правила подготовки рабочего места, пользования инструментами.

Неправильное расположение предметов на рабочем месте приводит к напрасной потере времени, к неудобствам в работе, мешает чёткости в выполнении задания, повышает возможность получения уч-ся различных травм.

Какие уроки стимулируют к работе, возбуждают у детей интерес, активность? Это уроки посильные, т. е соответствующие возможностям детей.

Необходимо заранее предусмотреть посильность заданий, дозировку учебного материала, своевременность чередования видов работ во время уроков. Входе урока нужно стремиться устранить всё, что может вызвать возбуждение уч-ся, отвлечь их внимание (например, избегать раздражительного тона, однообразных замечаний, предупреждать нарушения дисциплины ).

Т. е. необходимо создания таких условий обучения, которые бы в максимально возможной степени соответствовали индивидуальным особенностям уч-ся. Для того чтобы уч-ся овладевали знаниями, чтобы обучения действительно воспитывало, и было доступно, надо всемерно полно учитывать особенности каждого ученика. Еще К. Д. Ушинский писал, что если мы хотим воспитывать ребёнка во всех отношениях, то мы должны и знать его во всех отношениях.

Индивидуальный подход может быть осуществлен на основе учета типических различий уч-ся. В педагогике это направление называют дифференцированным подходом в обучении и воспитании. Дифференцированный подход предполагает решение двух задач: выявление типологических групп уч-ся и организацию обучения в соответствии с особенностями учебной деятельности уч-ся каждой группы. В процессе обучения условно делим всех уч-ся на две группы в зависимости от их способностей к труду. Нужно отметить, что распределение уч-ся по определённым типологическим группам носит динамический характер, количественные соотношения между ними в процессе обучения изменяются, что в целом зависит от эффективности используемой методике.

Требования, предъявляемые к уч-ся разных групп, различны. Если группы сильных уч-ся мы учим, самостоятельно планировать, вести самоконтроль, давать полные ответы, рассказывать о выполненной работе, то слабые уч-ся учатся,

разбираться в плане, о которому они работают, понимать поставленные вопросы, давать на них краткие ответы.

В эти группы не входят уч-ся, имеющие резко выраженные физические или умственные недостатки развития. Коррекционная работа в этом случае ведётся по плану, составленному индивидуально на каждого уч-ся.

Дифференцированный подход осуществляется путём использования: а) индивидуальных заданий, б) системы упражнений, в) путём постепенного наращивания сложности заданий.

В процессе практического выполнения задания уч-ся получают различную помощь от учителя словесную или письменную инструкцию, непосредственный показ выполнения того или иного приёма. Если сильной ученице достаточно получить словесную или письменную инструкцию, то слабым уч-ся необходимо дать дополнительное объяснение с опорой на инструкционную или технологическую карту, а часто и просто показать, как выполнять задание.

Использование индивидуальных заданий способствует улучшению качества заданий и умений уч-ся. В результате слабые ученики начинают чаще обращаться к раздаточному материалу, в то время как раньше предпочитали получать помощь от учителя. А это говорит об определенном продвижении вперед.

В ходе практического выполнения заданий учитываются такие показатели как скорость, темп, качество. Все уч-ся выполняют одно и тоже программное изделие, но уровень сложности изделия должен быть различным: сильным уч-ся даётся более сложный вариант, более сложный вид обработки, отделки; слабым задание облегчается.

В программе по трудовому обучению предусматривается предварительное ознакомления с новыми операциями путём выполнения их на образцах перед каждой новой комплексной темой. Это облегчает работу по изготовлению изделия в целом и способствует росту самостоятельности в выполнении задания. При работе уч-ся 1 -ой группы смогут действовать самостоятельно, 2-ой группы с опорой на образец, операционную, технологическую карту или на раздаточный материал. Для проведения такого рода работы учителю необходимо иметь большое количество раздаточного материала: карточек для опроса, инструкционных, операционных, технологических карт, карточек с индивидуальными заданиями. В результате проводимой работы сильная группа уч-ся пополняется за счёт тех, кого в начале обучения относили к более слабым.

Для самостоятельного выполнения задания по труду человеку требуется не только овладения операционными рабочими навыками, но и умение производить такие умственные действия, которых требует технология изготовления изделия. К числу таких умственных действий относится ориентировка в задании и предварительное планирование хода выполнения заданий.

Наблюдения показали, что все затруднения у уч-ся возникают тогда, когда они сталкиваются с какими — ни будь умственными задачами. Главным средством и формой мышления уч-ся является речь. Благодаря речи мышление приобретает такие качества, как обобщённость и отвлечённость. Речь позволяет мыслить определёнными категориями, делать умозаключения, выводы. Наконец особой функцией речи является регуляция поведения, деятельности человека в частности, и трудовой его деятельности. У детей с ОВЗ нет согласованности между их практической и речевой деятельностью, они далеко не всегда могут достаточно

полно и правильно отразить в своей речи собственную практическую трудовую деятельность, не во всех случаях у/о дети могут правильно организовывать свои действия в соответствии с речевой инструкцией ( устной или письменной).

Между тем степень согласованности между практической и речевой деятельностью в значительной мере определяет правильность организации процесса труда и уровень самостоятельности. Словесный отчёт и описание предстоящей работы (планирования) является наиболее трудными значениями для детей с ОВЗ и лишь при соблюдении некоторых дидактических условий можно выработать у них умение более успешно справляться с этими заданиями.

В процессе профессионально — трудового обучения необходимо сочетать словесные и наглядно — действенные средства обучению выполнять практические задания.

На 1-м этапе обучения планированию нужно упрощать задачу планирования, давать готовый план работы, который уч-ся должны осмыслить, параллельно с объяснением демонстрировать выполнение всей работы учителем. Далее план повторяется успешно уч-ся, и только после этого они преступают к практическому выполнению задания. Закончив работу, уч-ся рассказывают о том как проходила эта работа. Здесь очень важно чтобы словесный отчёт уч-ся содержал не только перечень операций, но и описание приёмов работы.

На следующем этапе обучения планированию уч-ся составляют-план работы в процессе беседы с учителем. При этом объём помощи со стороны учителя может быть разным.

Так ещё в 5 классе. при изучении выполнения шва вподгибку с закрытым срезом я не даю готового плана работы. На рассмотрение уч-ся предлагаю образцы, шва вподгибку с закрытым срезом ширина которых разная. Уч-ся выявляют сходство и различие. В процессе беседы выясняем, а как же выполнить этот шов. Дети говорят, что среза не видно, значит, подгиб выполнен два раза. Затем выясняем, а сколько нужно подвернуть первый раз, чтобы шов был прочным- 5мм. А второй раз? Дети, глядя на образцы, говорят, что второй раз подворачивают на нужную ширину. Здесь же уточняем название шва — в подгибку, подгибаем два раза , срез прячем — с закрытым срезом. Итак, план готов. После этого я вывешиваю операционную карту на выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. Дети повторяют план работы и приступают к работе. Большое коррекционное значение имеют упражнения в планировании, которые проводятся с помощью специальных наглядных пособий. На занятиях применяются предметно-технологические карты. В них, в последовательности выполнения работы, расположены образцы объекта работы, доведённой до разной степени готовности и таблички с текстом — инструкцией. Можно использовать такие карты, где каждый элемент изготавливается на отдельной табличке — на одних образцы, на других таблички с текстом. Здесь можно использовать различные методы обучения планированию:

  1. Образцы последовательности выполнения работ закреплены на демонстрационном щите, уч-ся подбирают таблички с текстом в соответствии с планом работы.

  2. Предлагается развесить образцы на демонстрационном щите в нужной последовательности, затем под образцами закрепить таблички с текстом в соответствии с планом работы.

3. Таблички с текстом и образцы могут быть преднамеренно развешаны с ошибками, уч-ся даётся задание, найти ошибки.

Часто в работе использую раздаточный материал ( инструкции по выполнению различных швов и др. типа книжек — раскладушек.) Здесь есть образцы выполнения работы, план работы, слова для запоминания. Этот материал использую для уч-ся 2 группы, после изучения нового материала, а так же во время повторения для всех уч-ся, чтобы дети без помощи учителя сами вспомнили ход выполнения работы. Уч-ся привыкли к инструкциям, раздаточному материалу и сами обращаются к ним за помощью. Использую инструкции типа карточек на последовательность обработки (обработка срезов бейкой, построение чертежа.) Так же инструкционные карточки для общего пользования.

При построении чертежей уч-ся ориентируются на объяснения учителя, чертёж и описание последовательности его построения. Дети с ОВЗ не могут построить чертёж выкройки изделия по предварительному объяснению учителя, но уч-ся 1-й группы выполняют построение чертежа, пользуясь данными письменными инструкциями. Словарь уч-ся в процессе обучения обогащается за счет усвоения и активного использования новых слов ( главным образом профессиональных терминов). Поэтому на уроках швейного дела проводиться большая словарная работа.

1. Сделан «Словарь», куда вставляются слова для запоминания, провожу
работу по правильному написанию некоторых слов

2. Практикую запись слов на доске уч-ся с объяснением правописания.
Методы можно применять различные. Развитие механизма регулирующей

функции речи осуществляется и во время работы уч-ся по карточкам. Карточки готовятся с учётом возможностей ученика. Большую роль в повышении эффективности уроков играют проводимые игровые моменты : в виде карточек; при работе на компьютере по теме : Детали швейной машины, Заправка верхней нити, Классификация швов, Подбор ткани к изделию, и. т. д.

Проведение игровых моментов при изучении темы : Швы по данному описанию определить какой это шов.

При изучении темы «Блузка» работа по карточкам «Название деталей и контурных срезов блузки» — быстро и правильно расставить карточки с названиями срезов в кармашки. Можно провести конкурс кто быстрее.

При изучении темы «Трусы спортивные» можно провести следующую работу по карточкам (раздаточный материал: таблички с кармашками и к ним написаны слова шаговый, сиденья, верхний срез, нижний срез.)

Задания могут быть разными:

  1. Показываю по технологической карте срез трусов спортивных, уч-ся вставляют в кармашек табличку с названием среза, по команде поднимают табличку для показа учителю.

  2. Задачу можно усложнить, если в словах пропущена буква, НА полоске бумаги дети пишут пропущенную букву и вставляют на место пропущенной буквы. Объясняют правописание.

  3. Задание может быть таким: в кармашках расположить названия срезов в той последовательности, в которой они будут обрабатываться.

Здесь проверяются знания последовательности обработки трусов- спортивных. Последовательность обработки может быть разная. Обсуждаем, какой вариант лучше. Вспоминаем, как проводится обработка трусов-спортивных на швейной фабрике.

Подобные методы можно применять и при изучении других тем

Уч-ся с большим желанием занимаются такими видами работ, это позволяет быстрей проконтролировать знания уч-ся.

При проведении практических работ на уроках необходимо добиваться не только знания последовательности выполнения работ умения выполнять работу, но и точность аккуратность в работе. Это связано с умением уч-ся контролировать свои действия. Задача развития контрольных действий в труде у уч-ся имеет исключительно важное значение.

Умение правильно проконтролировать каждый этап своего труда закладывается у уч-ся на подготовительных занятиях. В это время у них формируются соответствующее образы- эталоны промежуточных и конечного результатов туда.

В ходе работы уч-ся постоянно сопоставляют объект труда, различные положения инструментов, рук, прилагаемые усилия с теми образами, которые хранятся в их памяти. Уч-ся часто допускают ошибки в контрольном действии (ошибки самоконтроля). Некоторые, из этих ошибок связаны с неумением выполнять, контрольные действия.

При объяснении каждого нового вида обработки учитель должен показывать, как проводить контрольные действия. Уч-ся должны понять, как важно проводить контроль на всех этапах работы по изготовлению изделия. И в результате кропотливого труда, уч-ся проводят действия самоконтроля при помощи линейки, способом наложения проверяют правильность выполнения швов, глазомерная оценка, способом сравнения с образцом. Для этого широко применяется раздаточный материал.

Кроме требования поведения действий самоконтроля каждым уч-ся, организовываю в классе взаимоконтроль. Такая взаимопроверка повышает требования уч-ся к качеству работ. Иногда назначаю в классе одного человека «контролёром качества». Особенно такой метод применим при пооперационном разделении труда. Часто работу контролёров выполняют бригадиры.

После окончания работы на уроке при оценке качества работ, предлагаю уч-ся самим оценивать работу товарищей, находить недочёты в работе, отмечать положительные стороны в работе. Это приносит значительный эффект в улучшении качества работ уч-ся.

Эффективность учебно-воспитательного процесса определяется суммой усвоенных навыков и умений, степенью их прочности. Применение всех вышеуказанных методов обучения обеспечивает достаточно высокий уровень самостоятельности в работе уч-ся при выполнении практических работ. Самостоятельность в труде есть проявление определённого уровня единства в развитии мышления, речи и практических действий.

Успех в труде зависит от организации трудового процесса, от подготовки рабочих мест, от дисциплины, умения подчинять свои интересы интересам общества.

Обязательным условием повышения качества обучения является рациональное использование времени. Организованное начало урока — важное условие его плодотворности. Организованно, не теряя ни минуты учителю помогают сами

ученики: дежурные заранее, до звонка готовя все необходимое, уч-ся вовремя одевают рабочую одежду.

Учитель теряет время, если нечётко, непоследовательно объясняет новый материал, если уч-ся не приучены к самостоятельной работе. Среди сложных вопросов экономии времени на уроке самый главный — воспитания бережного отношения ко времени у самих школьников. «Помогает знание уч-ся таких пословиц: « Знай минутам цену, секундам счёт», «Минута час бережёт», «Минута рабочего времени не иголка, потеряешь, не найдёшь». В воспитании бережного отношения ко времени огромную роль играет личный пример учителя. Поэтому учитель никогда не может забывать о том, что его труд, его организованность должны быть эталоном для уч-ся.

Литература:

1. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы.

А. Н. Смирнова.

2. Учебно- вспомогательная работа во вспомогательной школе.

Г. М. Дульнев.

3. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе.

С.А. Мирный. •

4. Использование некоторых методов и приемов дифференцированного подхода к уч-ся на уроках труда.

А.Т.Кириллова ж-л Дефектология 1982 г№6

5. Соревнование как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе.

А.И.Григорьев ж-л Дефектология 1979г №4

infourok.ru

Доклад по теме «Индивидуальный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках швейного дела»

Индивидуальный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида.

Подготовила учитель технологи Суханова У.А.

Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющих разные отклонения в развитии.

По результатам диагностики составляется учебно-тематический план на класс и индивидуальный – на слабых учащихся. Для решения многих педагогических задач необходимо определить факторы, мешающие данному ученику достичь более высоких показателей в обучении, а именно:

  • трудности в восприятии и понимании изучаемого материала;

  • практическое выполнение заданий;

  • энергетическое обеспечение трудовой деятельности и т.д.

Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития, речевыми расстройствами, что мешает пониманию чужой речи. Работу я организую внутри класса по группам. В состав группы входят две-три ученицы, которые с трудом усваивают теоретический материал. Во время практических заданий эти учащиеся не испытывают больших трудностей, так как имеют возможность постоянно получать индивидуальную помощь от учителя и товарищей своей группы. Работа с такими детьми требует от меня более четкого и продуманного использования всего арсенала методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих. Так, на уроке в 8 классе по теме: «Виды синтетических волокон и нитей» я знакомлю учащихся с синтетическими волокнами, из которых делают пряжу и нити.

Рассказ учителя:

«Для получения синтетических волокон не надо разводить овец, коз, выращивать хлопок, лен, использовать древесину. Синтетические волокна получить легче, их можно сделать больше, но по своему качеству, они во многом уступают натуральным. Работать с синтетическими тканями труднее. Чтобы не допустить брак в работе, надо знать их свойства». Для большинства учениц объяснения данного понятия можно было бы изложить короче, но слабоуспевающие учащиеся до специального изучения этой темы плохо представляли себе, что такое синтетическая ткань, хотя само слово «синтетика» им знакомо. Работа на уроке провожу следующим образом:

  • проговаривание понятия синтетические волокна вслух;

  • чтение свойств синтетических волокон и тканей хором по карточкам;

  • чтение надписей на плакатах;    

  • запись трудных слов с их объяснением в словарь.

Осуществляя дифференцированный подход к отстающим учащимся я включаю обращенные к ним вопросы походу объяснения. Это повышает умственную активность, улучшает внимание, способствует пониманию, позволяет контролировать процесс усвоения. Возможностям учащихся данной группы соответствуют более расчлененные вопросы.

При объяснении  я применяю тесты и разной сложности с учетом индивидуальных способностей детей. Каждый тест разделен на две части. На одной – рисунок или аппликация, на другой – относящиеся к ней вопросы. На тесте их не более трех-четырех. Получив его, ученица рассматривает рисунок, осмысливает прочитанное, далее отвечает на вопросы, стараясь строить полные предложения, используя при этом слова, которые содержатся в данных вопросах. Тесты могут быть самые разные.

Пример.                                                                                     

  • Определить переплетение нитей.                                       

  • Что значат позиции на рисунке?                

  • Обозначьте их буквами: основа – О, уток – У, кромка – К.

С целью привития интереса к предмету, я провожу познавательные и дидактические игры («Цепочка», «Домино», «Лото», сбор деталей изделия, или самого изделия из разрезанных частей по образцу, кубики для составления технических терминов).

Игра «Цепочка».

Суть игры в том, чтобы не прерывалась последовательность правильных ответов. В игру можно включить элемент соревнования между группами.

Алгоритм проведения игры.

  1. Подготовительный этап.

  • ознакомление с условиями игры;

  • деление детей на группы с учетом умственных и физических возможностей.

  1. Проведение игры.

  2. Подведение итогов игры с вручением группам шуточных  грамот.

Например: на уроке ставится задача назвать в правильной последовательности детали швейной машины, через которые заправляется нить. Учащийся 1-й группы называет первую деталь, следующую деталь называет член 2-й группы, потом из 1-й и т.д. При неправильном назывании право на ответ передается другой группе. Выигрывает группа, у которой было меньше «разрывов цепочки», больше правильных ответов.

Игра «Домино»  состоит из картонных прямоугольников, на которые приклеены образцы разных тканей. Игра состоит в нахождении образца идентичного данному. Прежде чем выставить пластину, учащийся называет вид ткани. Для старших классов применяется более сложный вариант этой игры, когда подбираемые образцы различаются по разным признакам.

Например: должны подбираться ткани одного наименования из образцов, которые кроме того, отличаются цветом и рисунком.

Алгоритм проведения.

  1. Подготовительный этап.

  1. Проведение игры.

  2. Подведение итогов игры, награждение.

По этому же принципу проводится игра «Лото».

Познавательные игры повышают умственную активность детей. С этой целью использую кроссворды. Задания, с которыми дети сталкиваются при решении кроссвордов, учат их умению самим формулировать вопросы. С помощью кроссворда можно проверить на сколько усвоен пройденный материал.

Например: Кроссворд ( материаловедение + машиноведение)

infourok.ru

«Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках технологии в коррекционной школе VIII вида»

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат VIII вида

Доклад

«Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках технологии в коррекционной школе VIII вида».

Выступила:

учитель швейного дела

Кузина И.Н.

2012 г.

Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках технологии в коррекционной школе VIII вида.

Процесс формирования познавательного интереса, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса. Главный вид этой деятельности — учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности.

Для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью характерно незрелость мотивационно — потребностной сферы, слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности, ограниченность её мотивов, «короткая» или «близкая» мотивация деятельности, а также слабая мотивация отношений, недостаток любознательности, слабость инициативы.

Как и всякие другие дети, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, на протяжении всех лет своей жизни развиваются. Под воздействием коррекции мотивы деятельности характеризуются значительной устойчивостью, что является предпосылкой для формирования познавательных интересов.

Виды познавательных интересов.

Различают следующие виды познавательных интересов:

1. По направленности:

1) непосредственный интересэто интерес к самому процессу деятельности.

2) опосредованный интерес – это интерес к результатам деятельности.

Наиболее благоприятными для активной и продуктивной деятельности личности является правильное соотношение непосредственного и опосредованного интересов.

2. По уровню деятельности:

1) пассивные интересы – это созерцание деятельностью.

2) активные интересы – сама деятельность.

3. По характеру:

1)аморфные интересы — без тенденции развития.

2)многосторонние – широкие интересы — побуждает искать и находить новое во всех областях предметного мира.

3)локальные – стержневые интересы — сосредоточены на одной — двух смежных или полярных областях деятельности.

4. По времени угасания:

1)эпизодические интересы — возникают ситуативно в процессе деятельности и угасают с ее окончанием.

2) постоянные интересы становятся устойчивой личностной характеристикой.

Условия, способствующие формированию

познавательных интересов.

Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Первое и главное условие это — коррекция познавательных процессов. Достигается путём внедрения в практику работы элементов инновационных технологий.

Информационно — коммуникативные технологии позволяют сэкономить время и сделать работу более эффективной: проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса обучающихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Формами коррекционной работы также являются дидактические игры, упражнения, тренинги. Это могут быть ролевые игры («Дом Мод». «Закройщица». «Магазин». «Демонстратор моделей швейных изделий»). Цель игры, проводимых на уроках швейного дела — пробудить интерес учащихся к познанию, к предмету, к труду.

Особое место в использовании на уроках швейного дела дидактических игр занимает организация и проведения игры. Игра можно проводить на разных этапах урока.

В начале урока цель игры заинтересовать, организовать детей. Стимулировать их активность на уроке.

Цель дидактической игры при знакомстве учащихся с новым материалом должна играть задачу помочь учащимся в освоении нового материала, заинтересовать его в получении новых знаний. Здесь он может играть поисковый характер.

При закреплении учебного материала роль игры заключается выяснении усвоения и осмысления учебного материала.

Необходимо оживлять уроки элементами занимательности. Отгадывание загадок, сборка пословиц и поговорок по опорным словам. Составление последовательности по карточкам, где написаны этапы обработки узла или швейного изделия. Использования принципа игры в «Домино» на уроках швейного дела. Составление и разгадывание кроссвордов.

Такие упражнения помогут школьникам: снять усталость на уроке; активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников.

  1. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. В коррекционной школе 8 вида для достижения этого условия используется технология разноуровнего обучения по В. В. Воронковой.

Это индивидуальный, дифферинцированный, личностно – ориентированный подход.

Практиковать индивидуальные задания, разные по уровню сложности;

Психологическая роль успеха выступает в двух планах: как предпосылка интереса и как дополнительный мотив, укрепляющий.

  1. Третье условие – опора на жизненный опыт учащихся, достигается путём витагенной технологии обучения.

Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации жизненного опыта, личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

  1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность обучающихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей обучающихся, как и для развития познавательного интереса в коррекционной школе является технология проблемного обучения.

Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение обучающихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача — направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

  1. Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока.

Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных обучающихся;

  1. Эмоциональная атмосфера обучения

Это условие связывает весь комплекс функций обучения и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на познавательный интерес. Из него вытекает и седьмое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное общение в учебном процессе.

7. Благоприятное общение в учебном процессе.

Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с обучающимися, учеников между собой. Побуждать также обучающих задавать вопросы учителю, товарищам. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать формированию и укреплению познавательного интереса.

  1. Компетентность педагога. Действие практически всех этих условий в значительной степени зависит от учителя, его знаний, умений и мастерства. Большую роль для формирования интереса к предмету играет личность учителя, причем наиболее важной чертой в этом является его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в возможности ученика, готовность придти ему на помощь. Учитель должен быть сдержан и терпелив и никогда не допускать грубости по отношению к ученику. Благотворно влияет на формирование интереса поощрение учителя, его похвала.

Обучающиеся особенно быстро устают от длительной, однообразной работы. Усталость – одна из причин падения внимания и интереса к учению. Уменьшить усталость выполнения однообразных упражнений можно с помощью игровых ситуаций (реши ребус, отгадай кроссворд, загадку и т.д.), разнообразных соревнований. Для снятия негативного влияния на организм применяются здоровье сберегающие технологии — проводятся физкультминутки по снятию утомляемости.

Большая роль в формировании устойчивого познавательно интереса принадлежит внеклассной работе. Активная внеклассная работа формирует, как правило, устойчивое познавательное отношение к предмету.

Гендерные различия в формировании

познавательных интересов обучающихся.

В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Между мальчиками и девочками существуют различия в познавательной сфере: в развитии памяти, мышления, восприятии, усвоении учебного материала, которые идут разными путями в зависимости от пола.

Обнаруженные отличия в формировании познавательных интересов относительно невелики, обычно не более 10%. Основа гендерных особенностей лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга: различия познавательных способностей и процессов, восприятия окружающего мира, темпов, стратегии переработки информации, в организации внимания, в активации эмоций в процессе обучения, в адаптивных возможностях организма.

Гендерные особенности школьников

на различных этапах формирования познавательного интереса

1. Ценностный этап- любопытство — «для чего мне надо изучать этот предмет?»

Для мальчиков – ориентация на значимость учебного предмета в социуме.

Для девочек – ориентация на практическое применение учебного материала в жизненных ситуациях.

2. Когнитивный этап- любознательность- смещение на мотив учения

Для мальчиков – принятие смысла «что и для чего я должен знать», смещение на мотив учения «мотива избегания плохих отметок».

Для девочек – стремление к коллективному поиску решения учебной задачи, смещение на мотив учения мотива недовольных оценок со стороны учителей и родителей.

3. Рефлексивный этап.

Для мальчиков – развитие способности к организации самостоятельной познавательной деятельности, стремление к поисковой деятельности, самопобуждение к деятельности.

Для девочек – развитие способности к творческому поиску в познавательной деятельности, самопознание, адекватная оценка себя и своего потенциала.

На основе указанных критериев были выявлены и описаны три уровня формирования познавательных интересов: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень характеризуется тем, что познавательный интерес как таковой, ещё не осознаётся, характеризуется аморфностью и изменчивостью. Мальчики и девочки с низким уровнем познавательного интереса самостоятельно не включаются в процесс урока, никогда не отвечают по собственному желанию, что снижает объём и качество приобретаемых знаний.

Средний уровень характеризуется тем, что познавательный интерес как мотив учения занимает среднее место в структуре мотивации учения.

Для мальчиков он находится следом за другими мотивами, такими, как мотив долга перед родителями, учителями, мотив избегания плохих отметок;

для девочек – за мотивом недовольных оценок со стороны учителей и родителей.

Высокий уровень характеризуется тем, что школьник обладает сильным, глубоким и устойчивым познавательным интересом, который выступает как стержневой мотив учебной деятельности. Это проявляется в постоянной готовности отвечать на уроке, стремлении использовать дополнительные источники литературы, выполнении домашней работы по всем учебным предметам без исключения.

Для мальчиков – творческая инициатива при разрешении предложенных ситуаций, самопобуждение к деятельности;

для девочек – создание творческих работ, самопознание, адекватная оценка себя и своего потенциала.

Для формирования познавательных интересов к предмету учителю необходимо учитывать, что

Для мальчиков — высокий темп подачи материала; широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации; разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач; большое количество нестандартных, логических заданий; минимизированное количество повторений пройденного материала; работа на уроке в режиме поисковой активности , акцент на самостоятельность принимаемых решений; использование групповых форм работы с элементами соревновательности с обязательной сменой лидера; дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции, чувства через логику; подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом; тематика материала, соответствующая мужскому архетипу необходимость положительной , конструктивной оценки выполненной работы .

Для девочек: неспешный, размеренный темп урока подачи нового материала; достаточное количество повторений для лучшего усвоения; дозирование объема и разнообразия новой информации; большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями; эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению; подход к формулированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике; использование на уроке групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь; использование большого количества наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память; эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы.

Познавательный интерес является доминирующим, сложным и неоднородным понятием и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ученика.

Дидактические игры на уроках швейного дела.

Примеры дидактических игр, которые я применяю на уроках.

  1. Задание. Подбери к технологическому термину и содержанию работы правильные примеры применения.

Сметать-это значит соединить временно сметочными стежками две детали или два среза одной детали.

А) Сметать две одинаковые по размеру детали, стежками временного назначения.

Например: сметать детали мешочка.

Б) Закрепить подогнутый край среза стежками временного назначения.

Например: закрепить подогнутый срез платка.

В) Закрепить срез ткани от осыпания обметочными стежками.

Например: обметать срезы мешочка.

  1. Задание. Учащиеся должны дать общее понятие из набора слов.

А).Шкала деления. Длина стежка. Рычаг регулятора. Машинная закрепка.

(Регулятор строчки).

Б).Колба. Лезвие. Острие иглы. Ушко. Лыско. Желобок. Номер иглы.

(Машинная игла)

В) Корпус. Защелка. Установочный палец Пластинчатая пружина. Винт.

(Шпульный колпачок).

Г).Лицевая и изнаночная сторона. Долевая нить. Поперечная нить. Переплетения нитей. Кромка.

(Ткань).

  1. Составь слово

На каждой карточке написано слово, но буквы в нем переставлены, учащиеся должны угадать, какое слово зашифровано.

А Л Г И (игла).

ШИНАМА (машина).

РТУКФА (фартук).

ЕЯШВ (швея).

ТКНИА (нитка).

ДОЖХУНИК (Художник)

КРОЙЗАЩИК (закройщик).

ЛЯРМА (маляр).

НОЛОГТЕХ (технолог).

  1. Игра» Отгадай пословицы».

Предлагаю командам собрать пословицы. (Пословицы разделаны на части командам предлагается собрать их, какая команда быстрее соберет).

Без туда -…………………….. не выловишь рыбку из пруда.

Без охоты — ……………………. нет работы.

Без ремесла – ………………… как без рук.

Без дела жить -………………. только небо коптить.

Без топора не плотник -………….. без иглы не портной.

Люби дело -………………….. мастером будешь.

Дело мастера -……………… боится.

Семь раз отмерь -………………. один раз отрежь.

Была бы охота -………………….. заладится всякая работа.

  1. Отгадай загадку.

—Конь стальной, хвост льняной. (Игла)

.—Маленькая головка на пальце сидит.

Сотнями глаз во все стороны глядит. (Наперсток)

.—Инструмент бывалый — не большой, не малый.

У него полно забот — он и режет и стрижет. (Ножницы).

—Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить неполадки

И навести на брюках складки. (Утюг).

—И сияет, и блестит, никому оно не льстит.

А любому правду скажет — все как есть, ему покажет. (Зеркало).

  1. Конкурс-эстафета.

Участвуют все игроки команды. На столе против каждой команды лежат инструменты и материалы; Шаблон, линейка, ножницы, мел, игла, нитки, наперсток, швейная машина, утюг.

Задание. Выполнить командой стачной шов взаутюжку. (Капитанам распределить обязанности между членами команды последующей схеме).

Чертежница. (Чертит на ткани с помощью шаблона будущую деталь для выполнения машинного шва).

Закройщица. (Раскраивает детали по намеченным линиям).

Оператор ручных работ. (Сметывает детали).

Оператор машинных работ. (Стачивает детали).

Утюжильщица.

Контролер ОТК.

gigabaza.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *