cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Диагностика школа зверей – Материал (1 класс) на тему: Диагностика 1 класс методика «Школа зверей»

Содержание

Методика для учащихся 1 классов «Школа зверей»

Диагностика адаптации учащихся 1 класса

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.

При диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.

Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.

Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Оборудование. Бумага, цветные карандаши.

Предварительная подготовка

Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция:

Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.

Дети выполняют задание.

Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте букву «я».

Интерпретация

1. Положение рисунка на листе.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.

Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.

Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

2. Контуры фигур.

Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим.

При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.

Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.

Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.

Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

7. Изображение учебной деятельности.

В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая гамма.

Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

infourok.ru

ПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «ШКОЛА ЗВЕРЕЙ» | Социальная сеть работников образования

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.
При диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.
Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Оборудование. Бумага, цветные карандаши.

Предварительная подготовка

Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция

Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.
Дети выполняют задание.
Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или букву «я».

Интерпретация

1. Положение рисунка на листе.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.
Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

2. Контуры фигур.

Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим.

При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.

Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.

Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.

Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

7. Изображение учебной деятельности.

В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая гамма.

Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

Наиболее типичные рисунки

На первом рисунке отсутствуют негативные ассоциации, связанные со школой, его размещение и использование цветовой гаммы также говорит о принятии ребенком школы.

На втором рисунке негативных ассоциаций нет, цветовая гамма яркая. Однако отделение учеников линиями друг от друга может свидетельствовать о трудностях во взаимоотношениях со сверстниками. Очень высока оценка учителя. Ребенок заинтересован в общении, но один заяц не имеет рта, что косвенно может подтвердить затруднения в налаживании контактов.

Третий рисунок не закончен. Звери не разукрашены. Нет четкого различия между учителем и учениками. Возможно, что учителя вообще нет. Практически все звери стирались ластиком и рисовались вновь. Достаточно сильный нажим карандаша. Лист помят. Можно предположить наличие у ребенка тревожности, возможно связанной со школой. В этом случае необходима дополнительная работа с ребенком для прояснения ситуации.

Четвертый рисунок показывает присутствие внутренней агрессии, так как у зверей уши и грива имеют острые углы. Кроме того, можно говорить о тревожности (стирания). Вероятно, школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Возможно, ребенка беспокоят головные боли.

Пятый рисунок свидетельствует о наличии негативных ассоциаций (учитель — крокодил, ребенок — заяц). Ощущение агрессии в классе (зубы, когти у учителя, иглы и зубы у учеников). Четкое отделение себя от учителя и других учеников. Проговор рисунка показал, что ребенок чувствует себя в классе неуютно. Возможно, существуют трудности и в общении с одноклассниками.

Проведенные впоследствии наблюдения, беседы, анкетирование на степень адаптации к школе полностью подтвердили данные методики «Школы зверей». На их основе были разработаны и проведены тренинговые занятия, адаптационный курс для первоклассников. В результате проведенной работы многие проблемы детей были устранены.
Таким образом, проективная методика «Школа зверей» помогает выявить трудности, возникшие у детей на раннем этапе обучения, и вовремя устранить их.

nsportal.ru

Проективная рисуночная методика «Школа зверей»

Проективная рисуночная методика «Школа зверей» (С. Панченко)

Цель: определение уровня тревожности и выявление удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива.

Целевая аудитория: 1–4 класс.

Время проведения: декабрь.

Методика предназначена для диагностики общей школьной тревожности.

Исследование может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. по завершении рисования необходим пострисуночный опрос, позволяющий уточнить сюжет рисунка и отношения учащегося к его отдельным элементам.

Необходимые материалы: бумага формата А4, простые и цветные карандаши, ластик.

Инструкция:

«Нарисуйте, пожалуйста, картинку на такую тему: что было бы, если наша школа превратилась в школу для зверей, а не для детей?»

В пострисуночном опросе необходимо уточнить:

  • Чем заняты персонажи рисунка?

  • Какое у них настроение?

  • Кем из нарисованных персонажей мог бы быть сам автор рисунка?

  • Где сейчас сам автор, если на рисунке его нет?

Обработка результатов:

Анализ полученных результатов предлагает качественную обработку данных. Оценивается наличие или отсутствие признаков тревожности в рисунке, на основании чего делается заключение об уровне школьной тревожности учащегося и целесообразности включения его в группу риска. Для интерпретации рисунка используются следующие уровни анализа: 1) формально-графический; 2) цветовой; 3) уровень общепринятых интерпретаций; 4) уровень интегрированности рисунка; 5) символический; 6) сюжетный.

Самые обобщенные признаки, указывающие на проявление школьной тревожности (как общей, так и ситуативно-специфической), представлены в таблице.

Оценочные шкалы

Критерии оценки

Общая школьная тревожность

Штриховка, слишком сильный или слабый нажим. Изображение очевидно неприятных ситуаций. Многократные стирания.

Тревога в отношениях с учителями

Отсутствие фигуры учителя. Акцентирование фигуры учителя (размер, цвет), тщательная прорисовка ее элементов. Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с учителем. Отделение собственного изображения от учителя линиями и другими барьерами. Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении учителя

Тревога в отношениях с одноклассниками

Отсутствие изображений одноклассников. Отделение собственного изображения от одноклассников линиями и другими барьерами. Акцентирование изображения одноклассников, тщательная прорисовка его элементов. Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с одноклассниками. Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении одноклассников

Эмоциональный фон отношения к школе (негативный)

Негативные эмоциональные состояния персонажей рисунка. Дисгармоничная цветовая гамма. Нарушение целостности изображения.

Самооценочная школьная тревожность

Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении учеников. Маленький размер фигур учеников (по сравнению с учителем). маленький размер собственного изображения (по сравнению с одноклассниками). Изображение ситуаций негативного оценивания

studfiles.net

Тест по теме: Психологическая методика «Школа зверей»

 МЕТОДИКА “ШКОЛА ЗВЕРЕЙ”(диагностика адаптации учащихся в школе) Светлана ПАНЧЕНКО

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.
При диагностике этого явления психолог, прежде всего, сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.
Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Оборудование. Бумага, цветные карандаши.

Предварительная подготовка

Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция:

Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А  теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.

Дети выполняют задание.

Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте букву «я».

Интерпретация

1. Положение рисунка на листе.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.
Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

2. Контуры фигур.

Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим.

При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.

Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.

Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.

Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

7. Изображение учебной деятельности.

В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая гамма.

Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

nsportal.ru

«Школа зверей»

«Школа зверей»

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.
При диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.

Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.
Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме. Оборудование: бумага, цветные карандаши.

Инструкция. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.
Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели. Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или букву «я».

Интерпретация

1. Положение рисунка на листе.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.
Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

2. Контуры фигур.
Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим.
При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.
Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.
Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.
Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

7. Изображение учебной деятельности.
В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая гамма.
Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

Наиболее типичные рисунки
На первом рисунке отсутствуют негативные ассоциации, связанные со школой, его размещение и использование цветовой гаммы также говорит о принятии ребенком школы.
На втором рисунке негативных ассоциаций нет, цветовая гамма яркая. Однако отделение учеников линиями друг от друга может свидетельствовать о трудностях во взаимоотношениях со сверстниками. Очень высока оценка учителя. Ребенок заинтересован в общении, но один заяц не имеет рта, что косвенно может подтвердить затруднения в налаживании контактов.
Третий рисунок не закончен. Звери не разукрашены. Нет четкого различия между учителем и учениками. Возможно, что учителя вообще нет. Практически все звери стирались ластиком и рисовались вновь. Достаточно сильный нажим карандаша. Лист помят. Можно предположить наличие у ребенка тревожности, возможно связанной со школой. В этом случае необходима дополнительная работа с ребенком для прояснения ситуации.
Четвертый рисунок показывает присутствие внутренней агрессии, так как у зверей уши и грива имеют острые углы. Кроме того, можно говорить о тревожности (стирания). Вероятно, школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Возможно, ребенка беспокоят головные боли.
Пятый рисунок свидетельствует о наличии негативных ассоциаций (учитель — крокодил, ребенок — заяц). Ощущение агрессии в классе (зубы, когти у учителя, иглы и зубы у учеников). Четкое отделение себя от учителя и других учеников. Проговор рисунка показал, что ребенок чувствует себя в классе неуютно. Возможно, существуют трудности и в общении с одноклассниками.

Проективная методика «Школа зверей» помогает выявить трудности, возникшие у детей на раннем этапе обучения, и вовремя устранить их.


Источник:
  1. Панченко С. Проективная методика «Школа зверей» (Конкурс «Психолог на пороге века») // Школьный психолог.-№12.-2000

testoteka.narod.ru

Методика «Школа зверей» | Социальная сеть работников образования

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.
При диагностике этого явления психолог, прежде всего, сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.
Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Оборудование. Бумага, цветные карандаши.

Предварительная подготовка

Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция:

Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А  теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.

Дети выполняют задание.

Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте букву «я».

Интерпретация

1. Положение рисунка на листе.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.
Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

2. Контуры фигур.

Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим.

При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.

Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.

Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.

Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

7. Изображение учебной деятельности.

В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая гамма.

Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

nsportal.ru

Читать книгу Ваш первоклассник Евгении Лепешовой : онлайн чтение

Текущая страница: 13 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Проективная методика «Школа зверей»

Проективные методики довольно широко применяются в психологической диагностике. В отличие от анкет и тестов, при проективной диагностике ребенку не задаются вопросы «в лоб». Выводы делаются, в частности, по анализу его рисунков.

При диагностике школьной адаптации это полезно, поскольку не всегда на прямые вопросы ребенок может отвечать честно. В этом возрасте ребенок уже умеет соотносить свои ответы с ожиданиями окружающих. И по тем или иным причинам может не говорить о том, что чувствует и думает на самом деле. Мало того, многие тенденции просто не осознаются семилетним ребенком, но хорошо прослеживаются на его рисунках.

Одна из хорошо проявивших себя методик, которую очень часто используют в практике школьные психологи – это методика «Школа зверей». Проводится она обычно в конце первой четверти, в тот период, когда можно делать первые выводы об успешности адаптации первоклассников к школьному обучению. Рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.

Сложность проективных методик заключается в их интерпретации. Качественно проанализировать результаты такой диагностики может только профессиональный психолог. Однако для ориентировочных целей проективные методики могут использовать и родители.

Для проведения вам потребуется бумага и цветные карандаши. Предварительно настройте ребенка, что сейчас он будет рисовать, но задача – не выполнить правильно рисунок, а отобразить свои образы, мысли, чувства, пусть даже неграмотно с точки зрения техники рисования.

Когда ребенок будет готов, попросите его расслабиться, закрыть глаза и произнесите следующий текст (делать это важно тихим спокойным голосом, с паузами между фразами): «Сейчас мы с тобой совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Представь, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушай, как шумят листья над головой, мягкая трава касается твоих ног. На полянке ты видишь „Школу зверей“. Посмотри вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным ты видишь себя? Что ты при этом чувствуешь? Побудь еще некоторое время в этой „Школе зверей“, пока я буду считать до 10, а затем открой глаза».

Когда ребенок откроет глаза, просто попросите его взять карандаши и изобразить все то, что нарисовало ему его воображение. Если ребенок слишком быстро закончит, попросите его припомнить еще какие-то детали увиденного. Нестрашно, если, на самом деле, он придумает и дорисует их уже сейчас. Обязательно уточните, где на рисунке он изобразил самого себя. Задайте уточняющие вопросы обо всем, что вам не совсем понятно: чем занимаются зверята, что делает учитель, в каком они настроении и так далее. Просто обсудите с ребенком его рисунок.

Интерпретация.

При интерпретации рисунка обратите внимания на следующие ключевые моменты:

1. Положение рисунка на листе.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих. Положение рисунка в нижней части – как неуверенность в себе, низкая самооценка. Если рисунок расположен на средней линии, то самооценка адекватна.

2. Контуры фигур.

Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий – все это защита от окружающих. Агрессивная – если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой – если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, заслоны. Понятно, что необходимость защищаться свидетельствует о некомфортном состоянии в коллективе, недостаточно доброжелательном психологическом климате.

3. Нажим.

При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости эмоционального состояния, слабый нажим – о проявлении тревожности, очень сильный – о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, – глаза, уши, рот.

Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации. Изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот – о легкости возникновения страхов. Прорисованные зубы – признак вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.

Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т. д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками. Важно, какой деятельностью заняты ученики на рисунке. Если они играют, завтракают, спят или заняты другой неучебной деятельностью, можно предположить, что у ребенка не сформировалось представление об учебной деятельности, как основной.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.

Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними (например, иногда ребенок рисует учителя за стеной или отвернувшимся от класса). Оцените, как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу. Если на рисунке, вообще, не изображена фигура учителя, это может означать, что у ребенка не сформировалась внутренняя позиция школьника.

7. Изображение учебной деятельности.

В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая гамма.

Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

Необходимо еще раз напомнить, что все выводы, сделанные на основании рисунка, носят лишь предварительный характер. Позволяют оценить наиболее проблемные зоны, общий эмоциональный фон школьной ситуации в представлении первоклассника. Для более же точной диагностики необходимо обратиться к школьному психологу.

Приложение 2. Упражнения и игры по подготовке к школе и профилактике дезадаптации
Игры и упражнения на развитие самоконтроля

Игры на развитие самоконтроля полезны практически всем детям на этапе подготовки к школе. Они позволяют интенсивнее развивать один из самых важных компонентов готовности к школе – волевую готовность.

В эти же игры полезно играть с ребенком уже в период обучения в первом классе, если он гиперактивен, ему сложно подолгу удерживать свое внимание на учебных заданиях.

Очень важно обеспечить регулярность таких занятий. Рекомендуется также завести «дневник самоконтроля», чтобы ребенок реально видел, как день ото дня его результаты в той или иной игре повышаются.

Упражнение «Двигательный марш».

Вы предлагаете ребенку маршировать. При этом необходимо попасть хлопком в ладоши на нужный шаг: в первую серию шагов хлопок на первый шаг, во вторую серию шагов – хлопок на второй шаг, затем – на третий и так далее. Когда ребенок уверенно справляется с этим заданием, можно усложнять его, вводя дополнительные условия. Например, хлопать нужно будет на первый и третий шаг или на первый шаг хлопать перед собой, а на третий – над головой.

Упражнение «Болгария».

Как известно, в Болгарии жесты, означающие согласие и отрицание противоположны нашим. Кивок головы означает «нет», а мотание головы из стороны в сторону – «да». В этой простой игре вы просто задаете ребенку различные вопросы, а его задача отвечать жестами «по-болгарски». Игра хороша тем, что для нее не нужны какие-то специальные условия, можно просто ввести традицию каждый раз разговаривать так с ребенком по дороге в школу или на прогулке. При этом такое, казалось бы, простое задание заставляет ребенка каждый раз при ответе включать функцию самоконтроля.

Упражнение «Говори».

Взрослый говорит ребенку следующее. «Я буду задавать тебе простые и сложные вопросы о том, что тебе нравится, что нет, и не только. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!». Давай потренируемся: «Ты любишь мороженое?». Взрослый делает паузу, затем дает команду «Говори!». Длина паузы может варьироваться, а в качестве усложнения можно добавить слова-помехи, на которые нельзя отвечать. Например, вместо команды «говори» – «скажи», «твори», «смотри», «фонари» и т. д. Это упражнение способствует развитию вербальной саморегуляции, которая очень востребована при школьном обучении. Гиперактивным детям очень сложно дается на уроке, когда необходимо дождаться собственной очереди, пока спросит учитель и так далее.

Упражнение «Колпак мой треугольный».

Взрослый рассказывает ребенку стихотворение:

«Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак,

А если не треугольный,

То это не мой колпак».

Ребенок должен повторять это стихотворение, но с условиями. При первом повторении он должен заменять слово «колпак» жестом «я в домике» (руки над головой в форме треугольника). Во второе прочтение нужно заменить следующее слово – «мой», жестом показа на себя. Далее слово «треугольный» заменяется жестом, имитирующим треугольник (используются указательные и большие пальцы обеих рук). При усложнении необходимо заменить сразу все слова в стихотворении. Упражнение позволяет координировать произнесение слов и движение, что тоже крайне востребовано в школьном обучении.

Упражнение «Руки-ноги».

Исходное положение стоя. Задача ребенка – по команде взрослого совершать прыжок на месте, выполняя при этом дополнительную команду.

– Ноги вместе, руки врозь

– Ноги врозь, руки вместе

– Ноги вместе, руки вместе

– Ноги врозь, руки врозь.

– Ноги вправо, руки влево

– Руки в стороны, ноги вправо

И так далее. Усложнять инструкции необходимо по мере усвоения ребенком более простых.

Это простое двигательное упражнение позволяет сбросить лишнюю энергию, при этом развивает слухомоторную координацию, то есть умение одновременно слышать команду и действовать.

Игра «Запрещенное движение»

Взрослый показывает ребенку одно запрещенное движение, которое в игре нельзя будет повторять. После чего с ускоряющимся темпом начинает показывать различные движения. Задача ребенка – повторять их, но не повторять запрещенное движение, когда оно встречается. Для усложнения задачи взрослый может показывать очень похожие на запрещенное движения.

Игры и упражнения на релаксацию, снятие излишнего мышечного и эмоционального напряжения

Релаксация – целенаправленное расслабление. Применяя техники релаксации, можно сделать отдых и восстановление сил более эффективными, особенно если времени на это не так много. Это актуально для большинства первоклассников, но особенно полезно для ослабленных, утомляемых детей, а также для детей гиперактивных. Кроме того, эти упражнения позволяют снять эмоциональное напряжение.

Здесь мы приведем лишь несколько таких упражнений, которые, исходя из опыта, хорошо воспринимают дети. Это два типа упражнений, можно назвать их активными и пассивными. Вы увидите, что все они похожи, отличаются лишь «легендой». Поэтому творческие родители смогут придумать подобные расслабляющие игры для своего ребенка самостоятельно. Как показывает практика, обычно у каждого ребенка появляется одно любимое упражнение, которое он с удовольствием использует сам не только в первом классе, но и дальше, при необходимости расслабиться.

Упражнение «Воздушный шарик».

Взрослый говорит ребенку: «Представь, что ты воздушный шарик. Сначала ты сдутый, покажи, как это выглядит». Взрослый следит, чтобы ребенок полностью расслабился. «А теперь я включу насос и буду тебя постепенно надувать». Взрослый начинает имитировать движение и звук насоса, а ребенок постепенно «надувается». Через несколько движений насосом, взрослый комментирует: «Представь, как выглядит туго надутый шарик! У тебя должны быть напряжены все-все мышцы. Сейчас я надавлю на насос еще пару раз и заткну пробку. Уф, все, больше не могу». Через несколько секунд взрослый говорит: «А теперь я выдерну пробку и тебе нужно будет сдуться». Взрослый имитирует выдергивание пробки, задача ребенка – снова расслабиться.

Игра «Оловянный солдатик – тряпичная кукла».

Ребенку предлагается представить, что на какое-то время он превращается в стойкого оловянного солдатика из сказки Андерсена: необходимо стать «по стойке смирно» и стоять несгибаемым, пока взрослый считает до десяти и проверяет, насколько несгибаемы части тела ребенка – руки, ноги, шея; по окончании счета ребенок превращается в «тряпичную куклу» – становится мягким, расслабленным. При подаче команды «Солдатик!» полагается снова стать оловянным солдатиком, и так чередуется 2—3 раза, пока не достигается оптимальное расслабление. В конце можно обсудить ситуации, в которых приходится превращаться в солдатика, а в каких можно и нужно позволить себе превратиться в «тряпичную куклу».

Упражнение «Волшебная страна».

Ребенок ложится на ковер, закрывает глаза, и ему предлагается отправиться в космическое путешествие. Сначала он превращается в ракету – прижатые к бокам руки, вытянутые ноги, втянутая в плечи голова (требуется как можно сильнее напрячь все конечности). Далее 15 секунд полета под метеоритным дождем (взрослый пытается согнуть ноги, руки, повернуть голову ребенка). И, наконец, ребенок оказывается в чудесной стране. Взрослый говорит: «Там можно расслабиться: лечь на облако и оглядеться вокруг. Что ты видишь в небе? Какая погода? Кто находится рядом с тобой? Осмотри внимательно все вокруг, а когда вернешься – расскажешь мне. Сейчас я досчитаю до 15, и ты снова окажешься здесь, на земле…».

Релаксационное упражнение «Ковер-самолет».

Ребенок лежит, закрыв глаза. Взрослый тихо и медленно говорит следующий текст. «Ты ложишься на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет тебя по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая. Ветерок нежно обдувает усталое тело, ты отдыхаешь… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в твоей комнате (пауза) … Потянись, сделай глубокий вдох и выдох, открывай глаза, медленно и аккуратно садись».

Релаксационная техника «Водопад света».

Ребенок удобно садится или ложится, расслабляется, попросите его несколько раз глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть. Дальше его задача – максимально ярко представить себе то, о чем вы ему говорите, ощутить это всем телом. Медленно, с паузами и очень мягкими интонациями скажите вот такой текст. «Представь себе, что ты стоишь у необыкновенного водопада. В нем нет воды, а вместо нее вниз струится мягкий солнечный свет. Подойди ближе к этому водопаду, встань под его струи. Почувствуй, как этот чудесный свет падает на твою голову. От него расслабляются все мышцы. Вот расслабленными стали лоб, рот, шея. Везде, где прошел такой световой луч, тело спокойное, теплое и как будто светится. Теплый свет стекает к плечам, к рукам – они стали очень податливыми, мягкими. Струйки света стекают по спине, и ты чувствуешь, как в ней исчезает напряжение. Водопад смывает напряжение и с твоей груди, с живота. Тебе приятно чувствовать, что ты спокойно и легко дышишь. Струйки света движутся по твоим рукам, локтям, пальцам. Нигде не остается даже капли зажатости. Свет течет и по ногам, к ступням, к пальцам ног… Теперь все твое тело светится теплым светом. Оно расслабленное и мягкое. Тебе легко дышится. Ты чувствуешь, как твое тело сбросило напряжение и наполняется свежими силами. Побудь под этим водопадом, пока я считаю до десяти, а потом ты откроешь глаза бодрый и отдохнувший».

Игры и упражнения на развитие познавательных функций

Достаточный уровень развития познавательных процессов – необходимое условие для успешной адаптации в школе и обучения. Развивать познавательные процессы в дошкольном и младшем возрасте лучше всего через игру. Существует достаточно много игр для таких занятий, которые родители могут найти в специальных сборниках. Здесь же мы приводим лишь несколько примеров. Это игры, не требующие оборудования и материалов, в которые легко и полезно играть с ребенком в повседневной жизни, незаметно развивая столь важные характеристики для первоклассника. Все описанные игры могут использоваться как со старшими дошкольниками, так и с первоклассниками.

Направлены они на развитие самых необходимых в первом классе характеристик – произвольной памяти и внимания, пространственного восприятия, слухо-моторной координации, фонематического слуха, мелкой моторики руки и речи.

Игра «Архитектор и строитель»

Задача игры – развитие слухо-моторной координации, пространственного восприятия и внимания (все эти функции очень востребованы в школьном обучении, наибольшие трудности в их развитии есть у медлительных и гиперактивных детей).

В этой игре вы играете роль архитектора, а ребенок роль строителя. Дайте ребенку большой набор кубиков. Сами задумайте заранее фигуру, которую ребенку будет необходимо построить. И давайте поэтапно команды, что необходимо делать ребенку, чтобы воплотить ваш замысел. Делать это нужно достаточно быстро, чтобы ребенок одновременно слушал ваши команды и выполнял действия. Обязательно используйте в своей речи слова, обозначающие направления и пространственное расположение («перед», «над», «за», «под», справа», «слева» и так далее).

Полезна и смена ролей. В таком случае ребенок сначала выстраивает свою конструкцию, так, чтобы вы не видели. А потом объясняет вам, как ее построить. В ходе этого задания развиваются очень важные для первоклассника умения – выделить этапы в сложном действии и умение понятно и связно объяснить другому, что необходимо делать.

Игра «Волшебное слово».

Задача игры – развитие произвольного внимания и фонематического слуха.

Сначала следует договориться, какие же слова считать «волшебными». Например, это будут слова на букву «К» или на любую другую букву. В более сложном варианте слова, в которых встречается тот или иной звук. Далее вы рассказываете любую историю. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал (стукнуть ладонью по столу, хлопнуть в ладоши, поднять руку вверх, встать).

Игра «Опиши предмет».

Задача игры – развитие связной речи и внимания.

Эта игра хороша тем, что родителю и ребенку можно играть в нее в любой ситуации. Смысл заключается в том, что один их игроков находит в окружающей обстановке какой-то предмет. Не смотря на него, он начинает его описывать. Описывать важно точно, но не называя напрямую предмета. Задача второго игрока – найти описываемый предмет.

Игра «Сделай, как я».

Задача игры – развитие произвольного внимания и произвольной зрительной памяти.

Игра проводится в парах. Первоначально у каждого игрока по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем игроки меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12—15.

Игра «Повтори движение».

Задача игры – развитие мелкой моторики руки и произвольного внимания.

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя рядом, а не напротив ребенка. Так ему будет легче копировать положение пальцев руки. Фигуры надо постепенно усложнять.

Упражнение «Письмо в воздухе»

Задача упражнения – развитие общей моторики, кроме того, это упражнение применяется при коррекции письма – при пропуске букв, их заменах, «зеркальном» написании и других ошибках (наиболее полезно данное упражнение гиперактивным детям, леворуким детям).

Исходное положение – лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе «прописывают» буквы, цифры, а также целые слова. При этом вначале взрослый может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.

Игра «Муха»

Задача игры – развитие произвольного внимания, пространственного восприятия, наглядно-образного мышления.

Для этого упражнения требуется лист бумаги с расчерченным на нем девятиклеточным игровым полем (3х3) и небольшая фишка (пуговица). Фишка выполняет роль «дрессированной мухи». Взрослый объясняет, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» – центральная клетка игрового поля. Команды подаются взрослым и ребенком по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. При этом игра проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой, поначалу же взрослый может дублировать действия мухи на поле, чтобы показать ребенку принцип игры.

iknigi.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *