Дедушка мой проект – Творческая работа учащихся (5 класс) на тему: Исследовательский проект «Мой дедушка образец нравственности» | скачать бесплатно
Проект «Мой дедушка»
Мы помним!
Человек нелегкой судьбы
Выполнил Морозов Никита
ученик класса 3.7
МБОУ «Сш 49 имени героев даманцев»
У меня есть прадедушка
Гартман Станислав Августович,
который принимал участие в боевых действиях под Москвой в Великой Отечественной войне.
Он родился 01.12.1926 года в Волуевской губернии Амурской области, в крестьянской семье. Детство было очень трудное. Мать (Зинаида) умерла в 1930 году, а отец (Август) в 1932году. Было у него еще семь братьев и две сестры. После смерти родителей их привезли в Хабаровск, где судьба раскидала их по приютам и детским домам. В детском доме у Станислава началась новая жизнь. За время проживания в Хабаровске он побывал во всех детских домах. Когда началась война, он как и все мальчишки мечтал попасть на фронт. В то время ему было 14 лет, он учился в ремесленном училище.
Когда из Хабаровска отправляли роту солдат, ему и еще трем сельчанам удалось покинуть город. Из Хабаровска на фронт шли пассажирские вагоны, а также вагоны с оружием, накрытые брезентом. Юные мальчишки перед самым отправлением залезли под этот брезент. Так им удалось доехать до станции «Слюдянка». Когда на станции их заметили часовые, то возвращать их назад в Хабаровск не было времени. Была осень и солдаты, пожалев ребят, взяли их в вагон, но от начальства это скрыли. Так и добрались юные солдаты до поля боя.
Станислав попал в полк к артиллеристам, и вместе с ними защищал от врагов подступы к Москве. В одном сражении из двенадцати оружий осталось одно, а в живых трое — наводчик ( сам Станислав), старший лейтенант и старшина. Троица держалась до последнего, кончились боеприпасы, а немецкие танки ползли и ползли. Один танк с большим крестом незаметно вынырнул из-за подбитого танка, грянул выстрел… . Это последнее, что помнит Станислав.
Очнулся в госпитале, под Свердловском. Там он узнал, что получил сильную контузию и шесть месяцев не мог говорить. Здесь в госпитале выяснилось, что ему всего 14 лет, и его отправили назад в Хабаровск.
Уже в ремесленном училище юному бойцу была вручена его первая награда – медаль
«ЗА ОТВАГУ». Понимая, что на фронт сбежать больше не удастся, он все силы отдал работе на танкостроительном заводе. Спустя несколько лет прадедушку призвали в Краснознаменную Амурскую флотилию, на боевой корабль «Свердлова».
В 1945 году на Дальнем Востоке был сложный период, началась война с Японией. Из самых смелых, ловких был сформирован диверсионный отряд, в который вошел Станислав. Еще до войны этот отряд был заброшен в «Маньчжурию» с целью уничтожения командного состава, боевой техники противника. Эту задачу группа выполнила, но понесла небольшие потери. В одном из боев с Японией, Станислав раненый в ногу вынес с поля боя раненого офицера.
- За смелость, был награжден медалью — «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ».
- После капитуляции Японии старшина первой стадии Станислав продолжал охранять рубежи родной страны. На малых подлодках «Щучках» побывал: во Владивостоке, на Сахалине, а зиму 1949 года встретил на острове «Врангеля».
Во время службы в Амурской флотилии судьба свела его с человеком, который оказался его родным братом, Леонидом. А раньше в 1943 году он нашел еще одного брата — Анатолия, но следом получил похоронку, что брат погиб под Сталинградом.
В 1951 году в городе Завитинске, нашел своего брата- Владимира. К нему он переехал после демобилизации и пошел работать в депо- помощником машиниста, постепенно продвигаясь по служебной лестнице.
- Но для того, чтобы получить должность «машиниста», нужно было иметь образование семь классов, а у прадедушки было всего четыре класса и документов, подтверждающих это, не было. Станислав приехал в Биробиджан, где смог получить документы об образовании. Получив эту должность в депо, в 1960 пошел учиться в вечернюю школу города Завитинска.
Станислав приехал в Биробиджан, где смог получить документы об образовании. Получив эту должность в депо, в 1960 пошел учиться в вечернюю школу города Завитинска .
11 декабря 1951 году вступил в законный брак с Кураповой Александрой Прокопьевной. В 1981 году ушел на заслуженный отдых, но и здесь не смог просто сидеть дома. Станислав организовал и открыл шахматный клуб, известный в соседних районах и во всей Амурской области.
Вот такая судьба у моего дедушки. Моя семья очень любит его
и гордится им!
Спасибо деду
за победу!
videouroki.net
Проект «Мой дед — моя гордость»
ПРОЕКТ
«МОЙ ДЕД — МОЯ ГОРДОСТЬ»
Выполнила работу Симако Таисия, учащаяся 7 класса «В» ГБОУ Школа №626
Руководитель проекта: Симако Юлия Леонидовна
Мой дед – Моя гордость !
ТОМИЛИН
ЛЕОНИД ПЕТРОВИЧ
Актуальность работы: Подрастающее поколение 21-го века должно знать и помнить своих предков, так как знание родословной – это знание истории своего народа.
Цель:
- узнать, как жил и трудился мой дед.
Задачи:
- изучить родословную ;
- изучить историю жизни моего деда.
Родословная по женской линии
Петр Деревяго 1847г-1901г
Семен Филиппович Бондаренок 1802г-1868г-
Петр Николаевич Дубина 1913г-1971г
Олег Анатольевич Симако 1964г
Фома Петрович Деревяго 1898г-1971г
Филипп Иванович Бондаренок 1780г-1857г
Иван Бондаренок 1756г-1826г
Иван Семенович Бондаренок 1828г-1892г
Леонид Петрович Дубина-Томилин 1941г
Таисия Олеговна Симако 2003г.
Ефросинья Ивановна Бондаренок-Деревяго 1853г-1919г
Ефросинья Фоминична Деревяго 1915г-1995г
жена Настя 1805г-1875г
Юлия Леонидовна Томилина 1970г
Анна Цвиль 1833г-1894г
Ульяна Дмитриевна Деревяго 1898г-1957г
Наша родословная начинается условно с 1756 года – с года рождения Ивана Бондаренок.
Клавдия Яковлевна Томилина 1943г
Мои предки были простые люди, труженики земли, фабрик, заводов.
Дедушка родился 7 ноября 1941 года, в Беларуси, в городском поселке Холопеничи, Минской области. В это время шла Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Это были тяжелые военные годы, проведенные в оккупации.
C 1948 по 1958 год Дедушка учился в средней школе городского посёлка Холопеничи.
После окончания школы он поступил в Минский электро-техникум связи, в котором обучался с 1958 по 1961 год.
Потом был призван на службу в Вооруженные силы нашей страны.
Отдельный полк правительственной связи КГБ в
г. Воронеже с 1961 по 1962 г.г.
Он служил очень хорошо и был направлен на учебу в Высшее Военное инженерно-техническое Краснознамённое училище города Ленинграда (сейчас это город Санкт-Петербург), где проходил обучение с 1962 по 1967 год. Закончил училище в звании лейтенанта.
За отличную учёбу дедушку направили служить в Москву.
В 1965 году дедушка женился на моей бабушке. 29 апреля 2015 года они отметили Золотую Свадьбу.
1967-1993 г.г. работал в Главном Военном Строительном Управлении г. Москвы.
Строил объекты специального назначения противоракетной и противовоздушной обороны.
Ст. лейтенант. Выступление на партийном собрании в части по итогам совещания молодых офицеров Советской Армии и Военно-морского Флота (ноябрь 1969) .
Майор – начальник производственного отдела, офицерский состав части.
зв. Капитан – на производстве.
Подполковник – на совещании,
на стрельбах
Заслуги моего деда за безупречную службу
Я горжусь своим дедом!
МОЙ ДЕДУШКА
Ты друг мой навечно, любимый мой дед!
Ты молод, подтянут, со вкусом одет!
Полковник мой бравый, горжусь я тобой,
Ты мой вдохновитель, семейный герой!
Ты утром на даче мне даришь рассвет,
И очень мне нужен твой мудрый совет.
И я ничего, дед с тобой не боюсь!
Я смелой и умной с тобой становлюсь!
Симако Таисия
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Выполнила работу Симако Таисия, учащаяся 7 класса «В» ГБОУ Школа №626
multiurok.ru
Исследовательский проект Мой дед- герой
Теплостанская основная общеобразовательная школа
Сеченовского муниципального района
Нижегородской области
Исследовательский проект
«Мой дед – герой»
Работу выполнил
Варнашев Алексей
ученик 7 класса
Руководитель:
Генералова Н.Ю.
Учитель истории
2015г.
Оглавление:
1.Введение…………………………………………………………………………3
2. Жизнь до войны…………………………………………………………………4
3.Жизнь на войне………………………………………………………………….5
4. Жизнь после войны…………………………………………………………….8
5. Награды………………………………………………………………………..14
6 .Заключение………………………………………………………….…………19
7.Литература……………………………………………………………………..20
8.Приложения……………………………………………………………………21
Введение
Судьбы людей ВОВ во многом схожи. Все они прошли через
мясорубку самой жестокой и кровопролитной войны, угрожавшей жизни и свободе всего человечества, все чувствовали дыхание смерти, на себе
испытали голод и холод. Сегодня, спустя много лет после Победы,
участников и очевидцев тех знаменательных событий, к сожалению, осталось
очень мало. Но мы должны помнить всех, кто защищал и сражался, не
смотря, ни на что. Каким ни было наше прошлое , оно существует, и нужно сделать так, чтобы о нем никто не забыл.
Я хочу рассказать про своего прадедушку, Александре Ивановиче Зенкине. Он для меня действительно герой. Герой, потому что
принимал участие в боевых действиях на войне, потому что пройдя через все это, остался человеком несмотря ни на что.
Я не застал его живым, но жива еще моя прабабушка, Зенкина Евдокия Владимировна, моя бабушка Зенкина Людмила Александровна, из рассказов которых я очень четко представляю своего прадеда, весь его жизненный путь, а особенно военные годы . И я хочу сохранить память о нем и для своих детей.
Восстановив все этапы жизни Александра Ивановича, я попытаюсь
раскрыть огромную значимость предков в истории нашей необъятной
родины.
Цель моей работы: Исследование роли моего прадеда в Великой
Отечественной войне, изучение его боевого пути, наград.
В своём исследовании я поставил задачи:
1. собрать сведения о прадеде — участнике Великой Отечественной войны;
2. познакомиться с сохранившимися фотографиями, документами;
поработать с семейным архивом; провести интервью с родственниками.
3. проанализировать материал Интернет – ресурсов, дающие сведения о
моих родственниках – участниках Великой Отечественной войны;
4. проследить военный путь прадеда.
5. Найти информацию о дедушке в различных СМИ
Жизнь до войны
Петров Игнатий Сергеевич родился 8 февраля 1925г. в с. Павловка
Берёзовского района Красноярского края. Его воспитали любимые и дорогие
сердцу родители.
Отец Петров Сергей Григорьевич появился на свет в 1889 году в
Павловке, работал в МТС (машинотракторной станции). Своему сыну он
передал навыки плотницкого и столярного ремесла, которые позже
пригодились Игнатию Сергеевичу на службе.
Кроме Игнатия, в семье Петровых было ещё трое ребят. Ипат,
появившийся на свет в 1912 году, сёстры — Устинья 1917 года рождения и
Полуферия 1928.
Позже, семья Петровых, полным составом, переехала в с. Дорохово.
Там же получила работу на кирпичном заводе мать моего прадеда — Петрова
Ефросинья Ивановна 1888 года рождения.
Все дети Сергея и Ефросиньи трудились в родном селе. Сам Игнатий,
окончив 4 класса, в возрасте 14 лет пошёл трудиться на кирпичный завод
подсобным рабочим, а после, разнорабочим в МТС (машинотракторную
станцию).
Но вот, тихая и спокойная, мирная жизнь прекратилась…
Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!
В. Шефнер
В период того времени никто не думал о войне, никто не думал, что она
подступится так близко…
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
5
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Д. Попов
Ипат Сергеевич был призван в действующую амию раньше своего
родного брата. 31 марта 1941 года рядовой Петров прибыл в отдельный
батальон связи. В ноябре того же года пропал без вести.
7 января 1943 года, когда до восемнадцати лет Игнатию Сергеевичу
оставался всего один месяц, его отправили в город Ачинск учиться в
инженерные войска на сапёра. После обучения, которое длилось шесть
месяцев, он со своими товарищами был отправлен в Калининскую область в
запасной батальон. Оттуда по 40-50 человек направляли в действующую
армию по частям.
Жизнь на войне
Война продолжалась. Но наши русские солдаты шли вперёд несмотря,
ни на что. В 1943году Игнатий Сергеевич был отправлен на первый
Прибалтийский фронт понтонером:
25.01.43г.
Рядовой сапёр
1220МПМВД 30.11.43г.
3 понтонная рота
Рядовой понтонёр
160МПВД полка 03.08.45г.
Наименование части: 105 ЗСП
6
Военную присягу принял 23 февраля 1943г. Участвовал в боях 2-го
Белорусского фронта 21.03.44г. Дошёл до Берлина. На рейхстаге расписался
Демобилизовался 13.01.48г. (Из красноармейской книжки № 2403)
Здесь-то и пригодилось плотницкое и столярное ремесло, которому
прадед учился у своего отца. Ведь самое главное орудие понтонера – простой
плотницкий топор, да плюс пятнадцати килограммовый лом, багор, да пила
двухручка.
Чуть позже их перебросили на второй Белорусский фронт, где
пришлось форсировать немало рек, главные из которых Наров, Неман,
Березина, Днепр, Висла, Одер.
В короткие сроки и под непрерывным огнем противника, как с воздуха,
так и с земли понтонёры строили переправы для быстрого,
беспрепятственного прохождения тяжёлых танков, артиллерии и
автотранспорта. Они переносили тяжёлые сырые брёвна, в лучшем случае, на
расстояния в 20-30 метров от места строительства. Они работали по 14-16
часов в день, не прекращая возведения переправ. Каждый час, каждая
минута, каждая секунда была важна для советской армии. Ведь многое
зависело от этих смелых, надёжных и крепких молодых ребят.
Самыми тяжелыми, по мнению солдата, были переправы через реки
Висла и Одер.
В том месте, где возводился мост через реку Вислу, ширина реки
которой составляла 1600 метров. Да, нелёгкая задача стояла перед боевыми
товарищами…
(Описание подвига Петрова И.С. Сайт «Подвиг народа»)
7
За ратный подвиг на Висле Игнатий Петров был награждён медалью
«За боевые заслуги».
На быстрой и бурной реке Одер и прошел последний самый страшный
бой. Игнатий Сергеевич вспоминал: «Никогда не забыть, когда на глазах
разорвало товарища, с которым беседовал минуту назад. Со временем
чувства притупляются, но привыкнуть к запаху смерти, к разорванным на
глазах телам, к свисту пуль и взрывам бомб нельзя».
«Река Одер бурная, быстрая,» — вспоминал прадед, — «перегороженная
дамбами… Очень трудно было навести переправу, но мы, бросили якоря,
закрепили их и стали соединять понтоны под постоянным артобстр елом.
Многих товарищей я потерял в этом бою…»
(Описание подвига Петрова И.С. Сайт «Подвиг народа»)
За форсирование Одера Игнатий Петров был награждён орденом
Отечественной войны второй степени.
День Победы Игнатий Сергеевич встретил в немецком городе Фидихов
на реке Одер. Была ночь и впервые минуты ни кто не мог понять, что
происходит: стрельба, бьют зенитки, а самолетов нет. На утро всех
построили и объявили о Победе. Радость, которую все испытали в тот
момент не передать словами её можно только пережить.
8
Так вот он — победы торжественный час,
Конец положивший огненным бурям,
Ради которого каждый из нас
Грудь открывал осколкам и пулям.
Сергей Наровчатов
Жизнь после войны
После Победы Игнатий Сергеевич служил в инженерных войсках, а 25
марта 1948 года был демобилизован и вернулся к себе на родину. Устроился
работать на Назаровский консервный завод.
Здесь он познакомился с самой лучшей девушкой на свете, Матрёной
Ильиничной.
Игнатий Сергеевич после войны
Матрёна Ильинична
9
17 мая 1948 года Игнатий и Матрёна сыграли свадьбу.
3 июля 1949 года Игнатий Сергеевич устроился на Назаровский
Молочно-консервный комбинат в бондарный цех, где занимался
изготовлением тары.
Игнатий Сергеевич на
Назаровском МКК
10
Проработав там до 1985 года, стал основателем знаменитой династии
Петровых. Три сына: Николай (1951), Михаил (1952), Сергей (1958) и дочь
Мария (1950), невестки, внуки трудились, а некоторые и до сих пор трудятся
на МКК. Всего на предприятии работало 10 человек династии Петровых. За
доблестный труд Игнатий Сергеевич награждён орденом «Знак почёта».
17 мая 1998 года Матрёна и Игнатий со всей нашей огромной семьёй
отпраздновали Золотую свадьбу.
Игнатий Сергеевич и Матрёна Ильинична. Золотая свадьба
11
У Матрёны и Игнатия выросли 7 внуков и пока что 7 правнуков.
На фото изображены:
1 ряд: Ирина Петрова, Елена Петрова, Игнатий Петров, Матрёна
Петрова, Екатерина Ремизова.
2 ряд: Александр Петров, Михаил Ремизов, Константин Семеряков,
Евгений Семеряков.
12
Прожив много лет в любви и согласии, Петровы: Игнатий Сергеевич и
Матрёна Ильинична являются для нас примером.
День Победы. Игнатий Сергеевич и Матрёна Ильинична у Мемориала
памяти воинов – назаровцев, погибших в годы Великой Отечественной
войны.
13
В мае 2012 года замечательного человека и героя нашего времени
Петрова Игнатия Сергеевича не стало. Он прожил счастливую достойную
жизнь в окружении самых любимых дорогих сердцу людей – в окружении
своей семьи.
Ещё при жизни, внучка Игнатия Сергеевича посвятила стихотворение
нашему любимому дедушке, которое впоследствии было опубликовано в
местной газете.
Любимому дедушке
Ушёл из Ачинска на фронт ты в 43-ем,
В Рождество Христово по календарю.
Ушёл совсем молоденьким парнишкой,
На ту суровую, жестокую войну.
На фронт попал с дивизии стрелковой,
Специалистом в инженерные войска,
По наведению мостов понтонных
И переправ, чтоб проходили войска.
Форсировать вам приходилось много рек:
Днепр, Неман, Наров, Вислу, Одер.
И там ты много потерял своих друзей,
В тяжёлые те годы для народа.
На Одере-реке встречали День Победы,
В Германии есть город Фидихов такой.
И поняли, что позади теперь все беды,
И скоро все вернутся в дом родной.
14
Ты пережил все ужасы войны,
Ты шёл вперёд фашистам всем назло,
Ты сделал будущее наше без войны,
И нам с тобою крупно повезло.
Гордимся мы тобою наш дедуля,
За всё тебе спасибо говорим,
Что жизнь без артиллерий и оружий
Ты щедро нам в наследство подарил.
Ремизова Ольга
(Приложение 4)
Награды
Петров Игнатий Сергеевич получил множество наград за смелость и
отвагу, за храбрость и упорство, за доблесть и мужество.
На фотографии изображены
некоторые награды Игнатия
Сергеевича
15
Особенно дорогие:
1.Медаль «За боевые заслуги»
2.Медаль «За победу над Германией»
16
3.Медаль «За взятие Кенигсберга»
4.Медаль Жукова
17
Уже после войны героя нашли другие награды.
5. Орден Отечественной войны 2-й степени
6. Орден Знак почёта
18
У Игнатия Сергеевича есть и другие правительственные и юбилейные
медали, которые бережно хранятся в семейном архиве.
Все награды для Игнатия Сергеевича по-особенному дороги. Каждая
несёт в себе память, память о событиях того времени, о доблестных
сражениях, о смерти боевых товарищей.
19
Заключение
В исследовательской работе я попыталась раскрыть все важные этапы
жизни Игнатия Сергеевича. Его биография была наполнена не только
воспоминаниями о войне, но и тёплыми отношениями с семьёй, к которой он
относился с особым трепетом.
Победа была завоёвана самоотверженным трудом нашего народа. Тех,
кто сражался на фронте, и тех, кто им помогал в тылу.
Петров Игнатий Сергеевич, так же, как и многие молодые неопытные
парнишки, шёл на войну, не зная, что ждёт впереди. Шёл, не взирая ни на
что. Шёл с одной целью – защищать будущее Великой страны.
Мой прадед – моя гордость, гордость всей семьи, всей нашей родины -всей России.
В заключении, хотелось бы добавить, что настоящее, в котором мы
живём – это заслуга только наших предков. Хранить память о них – это
священный долг. Ведь они подарили бесценное – свободу и независимость на
долгие-долгие времена.
20
Источники и литература
1. http://www.podvig-naroda.ru/
2. Фотографии и газетные статьи из семейного архива
3. Ремизова Ольга: Любимому дедушке. Стихотворение
infourok.ru
Семейный информационно — творческий проект «Мой дедушка военный»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 35 «Аленушка»
ст. Брюховецкая муниципального образования Брюховецкий район
Семейный информационно — творческий проект
Тема: «Мой дедушка военный»
Автор работы: Джао Дян Артем,
средняя группа, МБДОУ ДСОВ № 35 «Аленушка»,
ст. Брюховецкая, Краснодарский край.
Руководитель: Демченко Ольга Яковлевна
Дата выполнения: февраль 2018 г.
Телефон: 8(918)6866896
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………3
Цель и задачи проекта …………………………………………………………………4
Этапы реализации проекта ..…….………………………………………………..5
Заключение ………………………………………………………………………… ..13
Литература ……………………………………………………………………………14
ВВЕДЕНИЕ
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма у ребенка с дошкольного возраста. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в некоторых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Если раньше мы прославляли службу в армии, и каждый мечтал вырастить поистине защитника отечества, то теперь приоритеты несколько изменились. Мы живём в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, любой ценой уклонится от службы в армии, не заводить детей ради сохранения материальных благ и т.д.
Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является патриотическое воспитание и образование ребенка. Знакомя дошкольника с защитниками Отечества, мы зарождаем в нем чувства гордости и любви.
Важно показать ребенку, что его папа и дедушка служили в армии, были доблестными солдатами, честно выполняли свой воинский долг перед Родиной.
Этот проект является отличной возможностью воспитать чувство гордости за своих родителей, за Российскую армию, за Родину, вызвать у мальчика желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Проблема проекта – познакомиться со своим дедушкой, как с солдатом Российской армии, защищавшим свою родину в мирное время.
Цель проекта — расширить представление ребенка о празднике – День защитника Отечества. Формировать представление о том, что в мирное время нашу страну охраняет Российская армия. Собрать как можно больше документов, фотографий, медалей, грамот свидетельствующих о воинской службе дедушки. Развивать речевую активность, пополнить и активизировать словарный запас. Воспитывать у ребенка желание быть сильным, смелым, стать защитником Родины, чувство гордости за Российскую армию.
Задачи проекта — развивать природную потребность ребенка в познании, путем изучения результатов исследования других людей, рассматривая книги и картинки, фотографии, медали и делая самостоятельные выводы об услышанном и увиденном. Подвести ребенка к самостоятельному пониманию роли простого солдата в защите нашей Родины.
Предполагаем результат — вызвать у ребенка интерес и желание служить в армии, стремление совершенствовать свои физические качества, укреплять здоровье. Формировать высокие нравственные качества: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность. Закрепить представления об истории нашей страны, Российской армии. Сформировать у ребенка целостное представление о Защитниках Отечества. Заинтересовать уважительно, отзываться о защитниках отечества, с гордостью делиться знаниями со сверстниками и воспитателем, которые он получил от дедушки о службе в армии.
Состав проектной группы — ребенок, семья, воспитатель.
Тип проекта — информационно — творческий.
Вид проекта — семейный.
Продолжительность — краткосрочный.
Методы исследования — сбор информации из книг, журналов, интернет — ресурсы, из семейного архива, анализ, обобщение.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап. Подготовительный.
На подготовительном этапе осуществления проекта, Артем с мамой читали стихи и рассказы о Российской Армии. Мама познакомила ребенка с родами войск, с военной техникой, с военными профессиями, рассказала о подвигах взрослых и детей во время Великой Отечественной войны. Мама знакомила ребенка с предками, которые принимали участие в первой и второй мировой войне. В процессе изучения семейного фотоальбома Артем узнал, что его дедушка Валера, долгое время, служил в рядах Россий Армии, защищал нашу родину в мирное время
Артем с мамой решили пообщаться с дедушкой, и как можно больше узнать о его службе в рядах Российской Армии.
II этап. Практический.
Во время практического этапа Артем узнал, что его дедушка Чефанов Валерий Витальевич, родился 07 июля 1960 года в городе Феодосии.
В 1978 году был призван на службу в ряды Российской Армии, свою срочную службу проходил в Киргизии в городе Фрунзе, после армии поступил в училище главного ракетного управления, затем вся его дальнейшая жизнь была связана с армией. За многие годы своей службы Валерий Витальевич служил и на Дальнем Востоке, и в Дагестане, и в Германии, и в Польше и во многих других городах и странах, но закончил свою службу в станице Брюховецкой в военном комиссариате.
Изучая семейный архив,
дедушка рассказал Артему, что каждый мужчина в стране обязан защищать Родину. Во все времена на Руси ли, или в какой-нибудь другой стране военные всегда будут почитаться. Ведь они оберегают жителей, поддерживают спокойствие в стране. Без армии в наше время ни как нельзя, армия и днем и ночью защищает покой граждан.
Дедушка рассказал Артему, что все здоровые молодые мужчины страны, которым исполнилось 18 лет, должны пройти службу в Российской армии. Они приносят присягу на верность Родине, клянутся защищать ее от врага, честно выполнять свой долг и приказы командиров. Оберегать нашу Родину – большая честь для каждого мужчины нашей страны. А чтобы попасть в тот род войск, который тебе больше нравится, нужно хорошо учиться в школе, потому что с каждым годом военная техника и стрелковое оружие становятся все сложнее, и слабо образованному человеку в ней не разобраться. Валерий Витальевич пояснил своему внуку, что 23 февраля вся страна празднует праздник День Защитника Отечества, посвящённый героям, кто защищал и защищает нашу Родину, наши жизни, кто хранит верность воинскому долгу, а также настоящим мужчинам, которых отличают мужество, сила воли, отвага, самоотверженность, любовь и преданность России.
Также дедушка сообщил своему внуку, что каждому военнослужащему присваивается воинское звание, (например, рядовой, ефрейтор, сержант, лейтенант, капитан и т.д.). По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчинёнными, старшими или младшими. Валерий Витальевич пояснил, что когда его призвали на службу, он был рядовым, за время службы он служил на разных должностях, но всегда добросовестно выполнял свои служебные обязанности и с честью носил свой воинский мундир и на пенсию вышел старшим прапорщиком.
Рассматривая армейские фотографии разного времени, Артём увидел, какой дедушка был молодым, каким был его прадед и прапрадед.
Валерий Витальевич всю свою жизнь посвятил армии, был лучшим военнослужащим, принимал участие в первой чеченской войне.
За время службы Валерию Витальевичу было вручено четырнадцать медалей и более пятидесяти грамот. Из всех грамот самой ценной для дедушки оказалась вот эта грамота.
Последние годы дедушка служил в военном комиссариате Краснодарского края по Брюховецкому и Каневскому району, был начальником отдела по призыву.
В понимании Валерия Витальевича нет ничего священнее воинского долга. Это понятие он привил своему сыну, и прививает Артему.
III этап. Обобщающий
На обобщающем этапе работы над нашим проектом мы занялись его оформлением, сфотографировали и описали все наши действия, подвели итоги.
Работая над проектом, Артем решил, что пойдет по стопам своего дедушки Валеры. Артем еще мал, но уже многое умеет: ходить строем, маршировать, выполнять различные команды и даже барабанить. А главное, хоть Артем и ростом всего чуть больше метра, но у него уже есть настоящая военная форма.
А еще Артем в детском саду выучил стихотворение и изготовил открытку для своего дедушки Валеры, чтобы поздравить его с Днем Защитника Отечества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате информационно — творческого проекта мальчик узнал много нового и интересного о своем дедушке и о российской армии. В душе Артема появилась гордость за дедушку Валеру и за всю российскую армию.
Приходя в детский сад, ребенок подолгу рассказывал детям и воспитателям о своем дедушке Валере, об армии, о том, как он тоже будет служить, и защищать нашу Родину.
ЛИТЕРАТУРА
Алешина И.А. Патриотическое воспитание дошкольников. М.,2004
Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Ж. Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
Игушенцева А. Музей боевой славы. // Ж. Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
Картушина М.Ю. День защитника Отечества. Сценарии праздников для ДОУ и начальной школы. М., 2005.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М.2010.
Интернет — ресурсы
Семейный архив
infourok.ru
проект «Мой дедушка труженик тыла»
МКУ «Закаменское районное управление образования»
МБОУ «Холтосонская СОШ»
Районная научно-практическая конференция
начальных классов «Первые шаги»
Номинация: история семьи
Тема: «Мой прадедушка труженик тыла»
г. Закаменск
2015 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….. 3
I. Основная часть …………………………………………………………………. 4
1.1. История семьи……………………………………………………………….4
1.2. Детство — украденное войной………………………………………………5
1.3. Послевоенные годы…………………………………………………………5
1.4 Награды……………………………………………………………………….6
1.5 Семейные традиции………………………………………………………….6
II. Заключение……………………………………………………………………….7
III. Список литературы и источников……………………………………………..8
Приложение…………………………………………………………………………9
Введение
В этом году вся страна отметит 70 летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. Этот праздник значимый для каждого россиянина, как дань памяти и глубокого уважения людям старшего поколения, всем, кто героически, самоотверженно приближал долгожданный день Великой Победы.
Война коснулась наших земляков. Сколько горя, беды принесла в наши семьи. Об этом свидетельствуют музеи, архивы, книги-памяти, мемориальные плиты, памятник погибшему солдату, где мы можем прикоснуться к памяти наших земляков, которые сражались на фронтах, а так же в тылу.
На уроках окружающего мира, а также на классных часах мы много времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть затрагивали тему «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны».
Меня заинтересовала данная тема. Захотелось больше узнать о военном времени, о людях, которые пережили трудные военные годы. Ведь о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем.
Так как мой прадедушка Шелихов Виталий Васильевич является труженицей тыла, об этом свидетельствуют его награды, грамоты, которые он заработал честным трудом в годы войны.
Цель данной исследовательской работы:
На примере детства В.В. Шелихова узнать, о жизни простого народа в годы Великой Отечественной войны, а также выяснить, какой вклад внесли труженицы тыла, приближая Великую Победу.
Методы исследования:
Анализ документов, хранящихся в архиве, автобиографии В.В. Шелихова;
интервью с В.В.Шелиховым;
Для достижения цели были поставлены задачи:
На примере своего прадедушки изучить условия жизни народа в военные годы (из беседы) и в настоящее время;
Показать, как отразилась война на судьбах тружеников тыла;
Узнать, какой вклад внесли труженики тыла, приближая Великую Победу.
Донести моим сверстникам правду о той жестокой войне и тяжелом труде, которые легли на наших дедушек и бабушек.
Основная часть.
1.1 История семьи
Мой прадед Шелихов Виталий Васильевич родился в далеком 1931 году, в селе Домна Еравнинского района республики Бурятия. В семье рабочих крестьян — Василия и Анны. Семья была многодетная- сестра Пана и семь братьев. Всю жизнь его родители занимались сельским хозяйством. Когда настало время раскулачивания, все нажитое добро было изъято. В это тяжелое время в семье моего прадедушки пришлось нелегко. Собрав все силы, его отец Василий Иннокентьевич организовал колхоз «Гавриловка», где сам был и председателем и бригадиром. Позже организовал школу безграмотных, которую посещал мой прадед. В мороз и зной нужно было преодолеть пешком 9 километров, так как школа находилась в другой деревни «Погромная», ныне село Комсомольское. Уходили на неделю с продуктами на плечах. Редко выделяли лошадь для подвозки продуктов. Мороз для ребятишек был не страшен. В деревни Погромная мой прадед жил у тети Груши и дяди Сергея Григорьевых. После недельной учебы, включая субботу после уроков уходили домой, обратно в свое село. Учился мой прадедушка хорошо, был послушным, успевал помогать по хозяйству и родственникам и родителям, когда возвращался на выходные домой.
Начало Великой Отечественной войны моему прадеду было 10 лет. Он до сих пор помнит это страшное объявление по радио и когда проснулся рано утром увидел, отца и брата Ивана собиравшихся на фронт. Село наполовину опустело. Зрелые мужики, молодые и совсем юные мальчишки ушли на фронт. Ушли воевать и защищать родную Россию от лютых вражеских немецких войск. А женщины с детьми и несколько стариков остались хозяйничать в большом колхозе. Из воспоминаний прадеда: «В колхозе стало тихо, председателя сменили. Чаще вечером увижу свою мать, склонившись над иконой с молитвой об отце и брате. Лишь скользящая слеза по щеке моей матери заставляет меня стать взрослей». Вестей от отца и брата было мало. Осенью 1943 году отец моего прадедушки был демобилизован по болезни. Вернувшись домой с фронта в колхоз не пошел, устроился завхозом в райсоюз.
1.2 Детство — украденное войной.
В тот памятный день 22 июня 1941 года, когда прозвучало страшное слово «война», все дети нашей огромной страны в одночасье лишились детства. Оно ушло навсегда: беззаботное, счастливое, среди родных людей.
Мой прадед часто вспоминает эти тяжелые годы во время войны. Вот что он рассказывал: «Наше детство пришлось на страшное время войны, когда брата и отца забрали на фронт, я сразу как-то внутренне возмужал. Нет, я не вырос, не окреп физически, совсем нет! Но в характере что-то изменилось. Все мы, пацаны, вдруг поняли: детство ушло, мы теперь мужики. На наши плечи свалилось все: и учеба в школе, и работа в колхозе, а потом, какая учеба? Ведь желудок пуст».
И стал мой прадед в 1942 году в свои 11 лет работать в колхозе. Работал на всех колхозных работах: топил печи в овощехранилище, ездил за сеном для лошадей, кормил и поил лошадей, выдавал и сушил сбрую, ездил за дровами для столовой, гаража и пекарни. Домой приходил уставшим, спал и ел мало, а ранним утром снова на работу.
Не в счет были ни голод, ни холод, ни жара. Он вспоминает, как сами мастерили обувь – лапти из соломы, которых хватало лишь на день. Ноги почти все время были в холоде. Помнит, как собирали в поле колоски, а мама лепешки пекла, ели замороженную картошку.
Всему научило лихолетье: и косить, и копнить. И скирдовать сено. А в зимнее время ребята ремонтировали в столярной мастерской деревянные бороны. Здесь научился мой прадедушка делать различный инструмент из дерева – грабли, вилы, черенки. Также делали деревянные лыжи и сани, на которых катались.
1.3 Послевоенные годы
В 18-летнем возрасте, 23 марта 1949 года по приказу правительства через военкомат был взят в школу № 16 в город Городок, ныне Закаменск. В этой школе, где учился мой прадед Виталий обучался горному и подземному делу. Из воспоминаний: «Было нас 360 человек поделенных на 13 групп: проходчики, крепильщики, авто-слесаря, слесаря- монтажники. Я попал в 8 группу- слесарь подземного горного оборудования. День, два – теория, а на третий, четвертый день — практика». По окончанию учебы мой прадедушка работал в шахте «Инкур» вместе с заключенными, оставшимися после войны.
В 1952 году прадед закончил курсы шоферов и работал водителем, перевозил крепежный и деловой лес для шахты. И проработал мой прадедушка на руднике 42 года, позже работал на руднике Холтосон шофером- экспедитором. Общий стаж непрерывной рабочей деятельности с 1948 года по 1991 год. После того как ушел на заслуженный отдых проработал еще 5 лет.
Мой прадед вырастил и воспитал четверых детей, имеет 8 внуков и 12 правнуков. Лишь ранний труд тяжелого детства пробудили в нем любовь к труду.
1.4 Награды
Мой прадедушка Виталий- Ударник коммунистического труда, отличник соревнований РСФСР, занесен в книгу почета комбината, является ветераном труда, участником трудового тыла, провел немалую общественную работу. За свою трудовую деятельность награжден грамотами и медалями «за доблестный труд».
1.5 Семейные традиции
В каждой семье складываются свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. В нашей семье это — любовь, понимание, уважение старшим и забота о близких нам людях. Еще мы любим собираться у дедушки за круглым столом всей большой семьей, где слушаем, как прадед играет на баяне. Мы внуки, просим прадеда, чтобы она достал свои медали, и в очередной раз показал нам свою гордость. Для нас это — реликвия и память о тех тяжелых днях. А в будни любим дружно собраться и устроить трудовой субботник: расколоть дрова, привести воды, почистить снег, убраться в доме и т.д. Вот такая дружная семья у нашего прадедушки!
Я горжусь своим прадедом, сейчас ему 83 года, а он не обращая внимания на свои года, до сих пор не сидит на месте. Даже занимается народным творчеством и сочиняет стихи. Такие люди, как мой прадедушка- трудовой пример для других.
Заключение.
Все дальше и дальше в историю уходят грозные военные годы. Но память хранит имена защитников Родины. Никогда не должна померкнуть и негромкая слава тех, кто, оставаясь в глубоком тылу, не жалел своих сил и времени ради того, чтобы фронт был обеспечен всем необходимым.
Война – страшное бедствие, в ней только боль, ужас и смерть. Но, сравнивая наше и то время, мой прадедушка говорил, что люди тогда были лучше, чем сейчас. Общая беда и одна цель ПОБЕДИТЬ, объединили людей. Все стремились помочь друг другу, поддержать в горе.
Дети войны рано поняли цену труда. Они почувствовали, что своим трудом помогают фронту. С детства в них сформировались такие чувства, как ответственность за порученное дело, сострадательность, товарищество и взаимовыручка. Чувства, черты характера, сформированные в годы войны, остались у детей войны на всю жизнь. Это видно на примере жизненного пути моего прадеда- Шелихова Виталия Васильевича.
Восхищают трудолюбие, милосердие, ответственность, чувство гражданского долга перед страной – качества, которыми обладают дети войны. Они заслужили право на все, кроме забвения. Нам хранить память о них и передавать дальше.
Список литературы
Воспоминания Шелихова В.В.
infourok.ru
Проект «История подвига моего дедушки»
МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»
Включен в список закрывших телом амбразуру
(Проект)
Выполнила Полевцова София, ученица 5 класса.
Руководитель Братышова А.А., учитель литературы.
2017
Содержание
Введение……………………………………………………………………2
История моего прадедушки в истории Великой Отечественной войны
Подвиг Александра Матросова…………………………………4
Включен в список закрывших телом амбразуру……………. . 5
Память о бессмертном подвиге…………………………………9
Значение проделанной работы………………………………….10
Заключение……………………………………………………………….. 12
Литература……………………………………………………………….. 13
Приложения……………………………………………………………… ..14
Введение
Нам есть, чем гордится. Мы живем в стране с великой историей. Но, чтобы история страны не казалась далекой и непонятной, человек должен помнить о своих корнях.
Читая художественные произведения, пересматривая художественные фильмы, понимаешь, сколько горя и тяжёлых испытаний выпало на долю советских людей, а ведь среди них были и мои родные. Мои прадеды участвовали в этой войне, но, к сожалению, сведений об этом осталось совсем немного сведений. Мне хотелось бы рассказать о том, какой вклад внесла моя семья в Великую Победу над грозным врагом, рассказать о своих близких родственниках, жизнь которых прошла через войну, но это долгая работа, а пока я смогла собрать материал только об одном своем прадедушке.
Цель моей работы — определение вклада моего прадедушки в дело победы в Великой Отечественной войне.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить события, связанные с участием моего прадедушки в Великой Отечественной войне.
2. Изучить и проанализировать научно-историческую литературу по данной теме.
3. Сохранить историческую память.
4. Систематизировать информацию из личного архива семьи.
Практическая значимость работы: данный материал можно использовать на уроках истории, литературы, ОДНК и на классных часах.
Объект исследования: вклад моей семьи в дело Победы.
Предмет исследования: жизнь и подвиг моего прапрадедушки Красилова Александра Семеновича и его семьи.
При написании работы использовались следующие источники:
-семейные архивы и фотоальбомы;
-данные СМИ, научной литературы, военных архивов;
-рассказы родственников.
Гипотеза: мой прадедушка внес весомый вклад в дело Победы в Великой Отечественной войне.
Методы исследования:
— интервьюирование;
— работа с семейным архивом, фотографиями, документами;
— систематизация полученных данных.
Структура работы
История моего прадедушки в истории Великой Отечественной войны
1.1.Подвиг Александра Матросова
Многие из нас знают о подвиге, совершенном Александром Матвеевичем Матросовым, стрелоком-автоматчиком 2-го отдельного стрелкового батальона 91 отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И.В.Сталина, закрывшего своей грудью амбразуру немецкого дзота. О его подвиге писали в газетах и журналах, снято 2 художественных фильма, материал можно найти в учебниках истории. В русском языке появилось устойчивое выражение «грудью на амбразуру» . 27 февраля 1943 года (хотя в приказ о присвоении 254-му гвардейскому стрелковому полку имени Александра Матросова занесена дата 23 февраля) героически погиб в бою в районе деревни Чернушки Локнянского района Калининской области (со 2 октября 1957 года — Псковской области). Похоронен там же в деревне, а в 1948 году его прах был перезахоронен в городе Великие Луки Великолукской области (со 2 октября 1957 года — Псковской области).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года красноармейцу Александру Матросову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм».
В приказе Народного комиссара обороны СССР И. В. Сталина от 8 сентября 1943 года было записано: «Великий подвиг товарища Матросова должен служить примером воинской доблести и геройства для всех воинов Красной Армии». Этим же приказом имя А. М. Матросова было присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, а сам он был навечно зачислен в списки 1-й роты этого полка.
Александр Матросов стал первым советским воином, зачисленным навечно в списки части.
Какой же подвиг совершил А.Матросов? В районе деревни Чернушки Калининградской области находился хорошо укрепленный опорный пункт фашистов. Советские солдаты получили приказ атаковать врага, но три немецких пулемета прикрывали подступы к деревне. Для того чтобы уничтожить пулеметы, были отправлены штурмовые группы по два человека. Два пулемета удалось уничтожить, но пулемёт из третьего дзота продолжал простреливать всю лощину перед деревней. Было предпринято несколько попыток для уничтожения пулемета, но ничего не получалось, и тогда в сторону дзота поползли красноармейцы Пётр Огурцов и Александр Матросов. Огурцов был ранен и не смог ползти дальше, пришлось Матросову завершить операцию в одиночку. Он подполз к амбразуре с и бросил несколько гранат. Пулемёт на некоторое время замолчал. Бойцы поднялись в атаку, и тут снова из немецкого дзота был открыт огонь. Матросов нашел единственный способ заставить пулемет замолчать — он под бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Александр Матросов погиб и ценой своей жизни помог подразделению выполнить боевую задачу.
Еще раз повторюсь: о бессмертном подвиге Александра Матросова известно многим, а что такой же подвиг до А.Матросова совершали и другие солдаты и офицеры, среди них и мой прадедушка, Красилов Александр Семенович, знают немногие.
1.2. Включен в список закрывших телом амбразуру
Впервые своим телом закрыл вражеский дзот Панкратов А.К. 24 августа 1941 года. Всего в годы Великой Отечественной войны более 400 военнослужащий совершили подобный подвиг и только 7 из них остались живы. 1 Мне же хочется рассказать о своем прадедушке.
На реке Волхов в Новгороде, стоит памятник, на котором написаны имена трех Героев Советского союза: Ивана Саввича Герасименко, Александра Семеновича Красилова и Леонтия Асеевича Черемнова. Именно здесь 29 января 1942 года три новокузнечанина совершили свой выдающийся подвиг: они почти одновременно закрыли собой три вражеских дзота.
Высокую оценку подвигу дал командующий Волховским фронтом маршал Мерецков. В своей книге «На службе народу» он писал: «В конце января 1942 года три героя закрыли своими телами амбразуры фашистских дзотов. Это помогло их подразделению захватить вражеский узел сопротивления, после чего 225-я стрелковая дивизия, форсировавшая реку, смогла зацепиться тут за плацдарм».2
Что же является источником героизма?
Моя прабабушка Попова Валентина Васильевна (девичья фамилия – Красилова) с 1938 до 1997 года бабушка жила в селе Старая Тараба Алтайского края. Именно она рассказала о своем отце, дяде и друзьях дяди.
…В 30-е годы, когда начали в г. Сталинске (сейчас это г. Новокузнецк) строить металлургический комбинат, объявили международную стройку. Много молодёжи откликнулось на призыв Родины. Из нашего колхоза по решению Правления были направлены несколько молодых семей. Среди них были мои родители Красиловы Василий Тимофеевич и Анастасия Васильевна, брат отца Красилов Александр Семёнович и Черемнов Леонтий Асеевич. Моим родителям было по 20 лет, они были молодоженами. В другой семье Красиловых было уже 3 детей, у Черемновых было 2 детей. Проработав какое-то время на строительстве комбината, многие вернулись домой. А.Красилов и Л.Черемнов решили остаться в Новокузнецке. Там же друзья познакомились с Иваном Герасименко, он тоже приехал строить Кузнецкий металлургический комбинат.
Иван Саввич Герасименко родился в 1913 году в селе Знаменка (ныне Днепропетровская область Украины). Окончив шесть классов школы, работал трактористом в колхозе. В 1936 году был призван в Красную Армию, дослужился до звания командира отделения. По окончании службы был направлен в Норильск, а оттуда – на строительство металлургического комбината в Сталинск.
Мой дедушка, Александр Семёнович Красилов, родился в 1902 году в селе Старая Тараба Алтайского края. Родители умерли очень рано, и мальчишке пришлось выживать самостоятельно, он начал работать в сельском хозяйстве. А в дальнейшем именно он был организатором и председателем первого колхоза в своём селе. Жизнь шла своим чередом: дедушка женился, у него было пятеро детей, ожидался шестой (он считал, что без детей дом пуст). Жили, как все, имели свой небольшой огород, дети помогали родителям и по дому и в огороде. Все было бы хорошо, но началась страшная война. В начале войны многодетных не призывали, поэтому он мог остаться с семьей, но дедушка выбрал долг, и 4 сентября 1941 года его призвали в армию, на фронт. Перед отправкой вместе со всей семьёй сфотографировался, не подозревая, что это фото станет последним в его жизни.
Вместе с Александром на фронт отправлен и его друг детства Леонтий Черемнов. Попали друзья в один пулемётный расчёт. Во взводе встретились и сдружились с земляком Иваном Герасименко. Все трое были призваны из Сталинска, попали на Волховский фронт и воевали в составе 299-го стрелкового полка 225-й стрелковой дивизии (52-я армия Волховского фронта).
Герасименко командовал отделением, Красилов и Черемнов и на войне оказались рядом — в одном пулеметном расчете.
225-я стрелковая дивизия держала оборону на волховских рубежах с августа 1941 года и занимала позиции на южной окраине Новгорода, на правом берегу Волхова. А напротив находился Юрьев монастырь, который фашисты превратили в надежный укрепленный пункт. Монастырь был заминирован со всех сторон, где не было мин, были спрятаны огневые точки. На берегу Волхова была высокая земляная насыпь, и она тоже использовалась гитлеровцами как укрепление. Но укрепившись на этом волховском берегу, фашисты не чувствовали себя в безопасности. Подразделения 225-й дивизии не давали врагу покоя ни днем ни ночью.
В ночь на 29 января 1942 года группа разведчиков, куда входили сержант Герасименко, рядовые Красилов и Черемнов, получила задание произвести разведку боем: проникнуть в расположение вражеской обороны, выявить и уничтожить систему огня противника и, по возможности, взять «языка».
О том, как все было читаем в сборнике фронтовой хроники 1942 года в статье главного редактора газеты «Красная звезда» Д. И. Ортенберга:
«Ночью двадцать бойцов во главе с Поленским у самого берега Волхова поднялись на вал. Новгород лежал перед ними пленённый, скорбный, молчаливый… Впереди – дзоты, блиндажи, проволочные заграждения.
В пять часов утра взвод двинулся в путь. Это время было выбрано не случайно. Ночь стояла лунная, а к утру стало темнее. Кроме того, известно было, что на рассвете бдительность немецких часовых притупляется. Наши бойцы спустились в лощину.
Разведчики шли бесшумно. Когда приблизились к реке, командир взвода подозвал Герасименко:
– Возьмите ещё двоих, выберите их сами и ползите вперёд.
Сержант выбрал Красилова и Черемнова».3
Разведчики переправились по тонкому льду через Волхов, поднялись на насыпь, сняли часовых, гранатами забросали блиндажи и углубились в оборону врага. Группа действовала дерзко и отважно. На пути оказалось три вражеских дзота, их уничтожить сразу, но истратили почти все гранаты, и тут в спину нашим разведчикам ударили пулеметы из трех ранее молчавших дзотов. Герасименко был тяжело ранен, его перевязали, и командир приказал ему выйти из боя, но он впервые не выполнил приказ командира и остался. Стреляли со всех сторон. Нужно было во что бы то ни стало уничтожить вражеские пулеметы, иначе погибнут все. И тогда Герасименко закрыл амбразуру одного из дзотов своим телом. Находившиеся в головном дозоре Черемнов и Красилов, не сговариваясь, одновременно закрыли своими телами амбразуры оставшихся дзотов. Это был неслыханный поединок – трое фактически безоружных бойцов против трёх укрытых огневых точек. Ценой своей жизни три друга дали возможность другим выполнить поставленную задачу: вражеский узел обороны был разбит, уничтожено 6 дзотов и 55солдат и офицеров врага.
Подвиг сибиряков стал великим примером беззаветной отваги.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1944 года И. Герасименко, А. Красилову, Л. Черемнову присвоено звание Героев Советского Союза.
1.3. Память о бессмертном подвиге
Новгородцы помнят сибиряков. В знак благодарности в Новгороде, в центре Ярослава Дворища, рядом с памятником Александру Невскому, воздвигнут обелиск из серого камня.
Надпись на мраморной плите гласит:
«В честь подвига Героев Советского Союза сержанта И. С. Герасименко, солдат А. С. Красилова и Л. А. Черемнова в боях за освобождение Новгорода в период Великой Отечественной войны, закрывших своими телами амбразуры вражеских дзотов».
Имена героев носят улицы в Новокузнецке, в Новгороде, в Прокопьевске и в селе Новотроицкое Днепропетровской области Украины.
Вечный огонь на Бульваре героев в Новокузнецке посвящен всем новокузнечанам, беззаветно служившим своему народу в годы Великой Отечественной войны, а задумывался он как мемориал А. Красилову, И. Герасименко, Л. Черемнову – трём героям Советского Союза. Сейчас одна из клемм скульптурного рельефа изображает подвиг трех друзей.
Чтят память о героях на Алтае, в деревне Старая Тараба, где родились А. Красилов и Л. Черемнов. В Старой Тарабе создан мемориальный комплекс. Каждый год 29 января и 9 мая земляки приходят сюда, чтобы сказать спасибо тем, кто отдал свою жизнь за наше будущее.
О подвиге кузбассовцев написаны стихотворения (Николай Тихонов «Баллада о трех богатырях», Павел Шубин «Трое», Александр Смердов «Песня о мужестве»), которые читались и с московских сцен, и на передовой, а художники А. Н. Гурин, К. Ананьин и И. Кабанов в картинах увековечили подвиг сибиряков.
Когда нужный материал был собран и систематизирован, мне захотелось на картах найти те места, где воевал мой дедушка, где он совершил свой подвиг. Я нашла и реку Волхов и Юрьев монастырь (он восстановлен). Мне захотелось увидеть эти места, возложить цветы к обелиску. Пока у меня нет возможности поехать в Новгород, но в деревню Старая Тараба мы обязательно с бабушкой еще раз поедем.
1.4.Значимость проделанной работы
Для меня значимость проделанной работы состоит в том, что я начала собирать история своей семьи, пока только по папиной линии, и, думаю, смогу ее закончить. Теперь, когда на уроках истории я буду изучать хронологию Великой Отечественной войны, эти события уже не будут для меня незнакомыми и непонятными. Я буду знать, что здесь совершил свой бессмертный подвиг мой дедушка, Красилов Александр Семенович.
Собирая материал, я наткнулась на высказывания различных людей о нерациональности попытки закрыть амбразуру своим телом при наличии других способов подавления вражеского огня. По мнению бывшего командира разведроты Лазаря Лазарева, человеческое тело не могло послужить сколько-нибудь серьёзным препятствием для пуль немецкого пулемёта. Еще пишут о том, что после того, как написали о подвиге Александра Матросова, сообщения о таких подвигах начитают множиться. Это, по мнению авторов подобных статей, был всего лишь пропагандистский прием. Я не согласна с этими высказываниями. Когда мой дед накрывал своим телом амбразуру, он, наверное, не думал рационально это или нет, он сделал единственное, что спасло жизни его товарищей, помогло выполнить им приказ, и тем самым способствовало приближению Победы.
Заключение
Память — это главное, что отличает человека от других живых существ. Мы должны помнить о той великой цене, которую заплатил наш народ за Победу в Великой Отечественной войне. Мы должны помнить о своих прадедах, которые проливали свою кровь, которые не жалели своих жизней, чтобы их дети и внуки могли жить.
Среди моих родственников уже не осталось тех, кто принимал непосредственное участие в борьбе с фашизмом, но есть прабабушка, которая, будучи ребенком, слушала рассказы тех, кто был на войне. Моя задача записать как можно больше ее воспоминаний, чтобы оставить их будущим поколениям моей семьи.
Гипотеза, выдвинутая в начале работы, нашла подтверждение: мой прадедушка, Красилов Александр Семенович, внес весомый вклад в дело победы в Великой Отечественной войне, из множества таких подвигов и ковалась Победа.
Я открыла лишь одну страницу истории моей семьи и поняла, что мне есть чем гордиться. Эту работу я буду продолжать и постараюсь составить родословную моей семьи.
Литература
1. Бортаковского Т.В. Остаться в живых. Неизвестные страницы Великой Отечественной» М.: Вече, 2015. — 286 с.
2. Кацюба Д.В.История Кузбасса: Краеведческое пособие для учащихся 7-10 классов. Кемерово: книжное издательство, 1983 г., 192 с.
3. Мерецков К. А. На службе народу. 3-е изд. М.: Воениздат, 1983.
4. Прудько Д. Газета «Новокузнецк» от 26 февраля 2009 г.
5. Тихонов Н. Великим океаном нашей жизни. М.: Советский писатель,1978 г.
6. Газета «Красная заезда», №37 от 14 февраля 1942 г./ статья «Подвиг трех коммунистов»
Интернет-ресурсы:
https://kprf.ru/history/soviet/162723.html
https://ru.wikipedia.org
Приложение 1
Красилов Александр Семенович 1902г.р.
Звание: красноармеецв РККА с 1941 года Место призыва: Сталинский ГВК, Новосибирская обл., г. Сталинск Место службы: 209 сп 225 сд 52 А ВолхФДата подвига: 28.01.1942-29.01.1942
№ записи: 28078768
Архивные документы о данном награждении:
I. Приказ(указ) о награждении и сопроводительные документы к нему
— первая страница приказа или указа
— строка в наградном списке
— наградной лист
Герой Советского Союза (Орден Ленина и медаль «Золотая звезда»)
Мемориальный комплекс в с. Старая Тараба,
на Родине А.С.Красилова и Л.А.Черемнова.
Памятник в Новгороде
Семейная фотография перед отправкой на фронт
Николай Тихонов «Баллада о трех коммунистах»
Герасименко, Красилов, Леонтий Черемнов —
Разведчики бывалые, поход для них не нов.
Стоят леса зеленые, лежат белы снега,-
В них гнезда потаенные проклятого врага.
Зарылись дзоты серые, переградив пути,
Ни справа и ни слева их никак не обойти.
Зарылись норы вражьи в приволховском песке,
На них идут разведчики, гранату сжав в руке.
То дело им знакомое — и в сердце ровный стук,
Когда гуляют громы их гранатные вокруг.
Гуляют дымы длинные меж узких амбразур,
И трупы немцев синие валяются внизу.
И снег как будто глаже стал и небо голубей,-
Бери оружье вражье, повертывай — и бей.
И взвод вперед без выстрела,- но тотчас взвод залег,
Попав под град неистовый из новых трех берлог.
Герасименко, Красилов, Леонтий Черемнов —
Все трое в то мгновение увидели одно:
Что пулеметы вражьи из амбразур не взять,
Что нет гранаты даже — и медлить им нельзя!
Что до сих пор разведчики, творя свои дела,
Не шли туда, где легче им,- куда война вела.
И вот сейчас на подвиг пойдут в снегах глухих
Три коммуниста гордых, три брата боевых.
Герасименко, Красилов, Леонтий Черемнов
Глядят на дзоты серые, но видят лишь одно:
Идут полки родимые, ломая сталь преград,
Туда, где трубы дымные подъемлет Ленинград,
Где двести дней уж бьется он с фашистскою ордой
И над врагом смеется он смертельной красотой.
Спеши ему на выручку! Лети ему помочь
Сквозь стаи псов коричневых, сквозь вьюгу, битву, ночь!
И среди грома адского им слышен дальний зов:
То сердце ленинградское гудит сквозь даль лесов!
И оглянулись трое: и, как с горы видна,
Лежит страна героев, родная сторона.
И в сердце их не прежний, знакомый, ровный стук,-
Огнем оделось сердце, и звон его вокруг.
И ширится с разлету и блещет, как заря,-
Не три бойца у дзотов, а три богатыря.
Навстречу смерть им стелется, из амбразур горит,
Но прямо сквозь метелицу идут богатыри.
Вы, звери, псы залетные, смотрите до конца,
Как ярость пулеметную закрыли их сердца.
А струи пуль смертельные по их сердцам свистят,-
Стоят они отдельные, но как бы в ряд стоят.
Их кровью залит пенною, за дзотом дзот затих,
Нет силы во вселенной, чтоб сдвинуть с места их,
И взвод рванул без выстрела — в штыки идет вперед,
И снег врагами выстелен, и видит дзоты взвод.
И называет доблестных страны родной сынов:
Герасименко, Красилов, Леонтий Черемнов!
Темны их лица строгие, как древняя резьба,
Снежинки же немногие застыли на губах.
Простые люди русские стоят у стен седых,
И щели дзотов узкие закрыты грудью их!
Издание: Николай Тихонов. Великим океаном нашей жизни. М.: Советский писатель, 1978.
1 https://ru.wikipedia.org
2 Мерецков К. А. На службе народу. 3-е изд. М.: Воениздат, 1983.
3 https://kprf.ru/history/soviet/162723.html
infourok.ru
Исследовательский проект «Мои дедушки — защитники Родины»
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Елизаров Валерий, 4«В» класс.
Руководитель: Гараева Зоя Владимировна
учитель начальных классов
высшей категории
Мои дедушки – защитники Родины.
Исследовательский проект
Аннотация.
Введение.
9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы. Но сколько бы ни минуло десятилетий, нельзя забывать о превращённых в пепел городах и сёлах, о разрушенном народном хозяйстве, о гибели бесценных памятников материальной и духовной культуры народа, о тружениках тыла, вынесших на своих плечах непомерное бремя военного лихолетья, о самой главной и невосполнимой утрате – миллионах человеческих жизней, сгоревших в пожаре Великой Отечественной войны. Великая Победа… Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнём и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом.
Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далёкая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего государства.
Практическая значимость.
Мне всегда было интересно узнавать, кто в нашей семье воевал, где, как сложилась дальнейшая судьба фронтовиков нашей семьи. Я расспрашивал об этом папу, маму, бабушек, других родственников. Чтобы навсегда это осталось в моей памяти, чтобы знали об этом мои друзья, одноклассники, я решил оформить презентацию о моих дедушках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.
Цель моего проекта: создание презентации о моих дедах – участниках Великой Отечественной войны.
Задачи:
Собрать материал о дедушках — участниках Великой Отечественной войны.
Побывать на местах захоронения дедушек.
Оформить презентацию, используя собранный материал.
Методы, которые я использовал при работе над проектом, — исследование, интервьюирование.
Полученный продукт: презентация.
Тип проекта: исследовательский, долговременный.
План работы:
Взять интервью у моих родственников.
Побывать на могилах своих дедов и прадедов.
Оформить презентацию с помощью мамы и учительницы.
Рассказать ребятам о своих дедушках.
Основная часть.
Работу над проектом я начал в позапрошлом году, когда мы с родителями ездили в г. Ивдель. Мы гостили у моей тёти, ходили к роднику, который назван в честь моего дедушки Елизарова Алексея Андреевича, участника Великой Отечественной Войны.
Вот что я узнал.
Мой дедушка, Елизаров Алексей Андреевич, участник Великой Отечественной войны и Герой Советского Союза. Родился 30 марта 1922 года в городе Ивдель.
Закончил мореходное училище в Ростове – на – Дону. В 1941 году был призван в Военно-морской флот.
С фашистами сражался в районах Новороссийска, Севастополя, Одессы и Дунае. Участвовал в боях за Белград, Будапешт и Вену. Был дважды ранен и контужен.
Награждён орденом Ленина, орденом Красного знамени, медалями, в том числе медалью «За отвагу» и «Золотая Звезда».
После войны дедушка работал начальником причала морского порта в Сочи. Умер дед 4 июля 1950 года, похоронен в г. Сочи.
Его имя носит улица в Ивделе – улица Елизарова.
Мой прадедушка Ратников Василий Матвеевич родился 12 марта 1921 г. в Карелии (с.Кончезеро в 70 км от Петрозаводска). По окончании финской школы работал учителем. В 1939 г. был призван в армию и служил переводчиком командира финского корпуса, а затем был комиссаром лыжного батальона. За активное участие в финской кампании ему было присвоено звание «младший политрук».
В 1941 г. окончил Петергофское артиллерийско-пулемётное училище и был направлен комиссаром батальона на Ленинградский фронт. Василий Матвеевич РАТНИКОВ прошёл всю Великую Отечественную войну и закончил её капитаном в должности начальника штаба батальона.
После окончания Военно-политической академии занимал различные руководящие должности, в частности, был начальником политического отдела зенитно-артиллерийской дивизии Ленинградского военного округа, где ему было присвоено очередное звание «полковник». В 1963 г. Василий Матвеевич возглавил политический отдел Ленинградского Суворовского военного училища. Вместе с начальником училища генерал-майором танковых войск А.Г.Широкановым и начальником учебного отдела полковником З.З.Сурговым они внесли большой вклад в становление и развитие училища. По итогам 1964/65 учебного года за высокие результаты в учебно-воспитательной работе училище было впервые удостоено среди всех суворовских военных училищ страны почётного переходящего приза — бюста Александра Суворова, переходящего Красного знамени и Почётной грамоты министра обороны. По итогам следующего учебного года училищу вторично было определено I место среди всех суворовских военных училищ, и переходящий приз был оставлен в училище ещё на один год.
За время прохождения службы в занимаемых должностях Василий Матвеевич показал себя грамотным, дисциплинированным, исполнительным, широко эрудированным и интеллигентным офицером. К службе всегда относился ревностно, много усилий прилагал для качественного решения поставленных задач. Имея богатый опыт работы с личным составом, внёс большой вклад в дело обучения и воспитания суворовцев.
За плечами Василия Матвеевича многие годы беззаветного служения Отечеству! Его выдающиеся заслуги перед Отечеством были отмечены тремя орденами Красной Звезды, четырьмя орденами «Отечественной войны» и многими медалями, в том числе, «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда».
В коллективе училища Василий Матвеевич всегда пользовался заслуженным авторитетом как среди офицеров и преподавателей, так и среди суворовцев, выпускников и ветеранов. Василий Матвеевич умер 14 апреля 1998 года, похоронен на Серафимовском кладбище, Санкт-Петербурга.
Заключение.
В результате работы я узнал много интересного о своих дедах. Я даже не ожидал, что мои дедушки такие известные личности, и так много ими сделано для нашей Родины. Наша семья очень гордится ими! Я с огромным удовольствием рассказывал о них своим школьным товарищам.
Но у меня есть не менее известные бабушки. Они тоже являются участницами Великой Отечественной Войны, только трудового фронта. И следующий мой проект будет посвящён им.
infourok.ru