Чтение слово по слогам – 2 слога и 5 букв. Учимся читать по слогам короткие слова
читаем по слогам с картинками, задания
Ваш малыш выучил буквы, активно складывает слоги и небольшие слова. Пришла пора перейти к более сложным, но интересным заданиям — чтению текстов. Но здесь родителей и педагогов ожидают некоторые сложности. Предлагать дошкольнику текстовые карточки без учета особенностей возраста, степени наработки навыка слогочтения нельзя. О том, как выбрать тексты для чтения для дошкольников, где найти и как правильно распечатать тексты для чтения по слогам для младших и старших дошкольников, расскажем в нашей статье.
Возрастные особенности дошкольников
Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически.
При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:
- Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
- Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
- Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
- Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
- Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
- Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.
Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными.
Как работать с текстами
Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника — новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:
- Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося. Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников — 4-5 предложений.
- Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного. Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
- Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
- Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
Тексты для детей 4-5 лет
Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.
Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.
Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный.
Общие рекомендации
- Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
- В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
- Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
- Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.
Задания
После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:
- Короткий пересказ.
Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия. - Ответь на вопросы.
Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу. - Нарисуй картинку.
Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание. - Что было дальше?
Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.
Тексты чтения с картинками и заданиями:
Тексты для детей 6-7 лет
Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.
Общие рекомендации
- Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
- После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
- Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.
Тексты с хвостами:
Задания
После знакомства с отрывком предложите дошкольникам следующие занимательные занятия, направленные на развитие способности точного понимать информацию, интерпретировать ее.
- Краткий пересказ.
- Ответы на вопросы по содержанию.
- Подбери синонимы.
- Сначала прочитай предложение, потом скажи его по-другому.
Тексты с дырками:
Работа с текстом при подготовке к школе должна использовать на логопедических, развивающих занятиях по разным темам. Включите чтение в повседневную жизнь будущего первоклассника. Пусть читает объявления на подъезде, вывески и рекламы в магазинах, сказку себе на ночь вместе с родителями по очереди. В этом случае автоматизация складывания слогов, слов и понимание прочитанной информации станет для дошкольника простой задачей.
Рейтинг автора
2
Автор статьи
Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.
Написано статей
30
orechi.ru
Тексты для чтения по слогам
ДРУ-ЗЬЯ
Ни-ки-та и Ле-ша – дру-зья. Они вмес-те хо-дят в дет-ский сад. У Ле-ши есть са-мо-кат. А у Ни-ки-ты – ру-жье. Не на-стоя-ще-е, а иг-ру-шеч-ное. Эти маль-чи-ки – мо-лод-цы. О-ни всег-да де-ля-тся иг-руш-ка-ми. И ни-ког-да не ссо-рят-ся. Вдво-ем иг-ра-ют и сме-ю-тся. Хо-ро-шо дру-жи-ть!
В ЛЕ-СУ
Ле-том в ле-су хо-ро-шо. Све-тит сол-нце, по-ют птич-ки, ра-ду-ю-тся все зве-ри. Вот ры-жая бел-ка.Она гры-зет ореш-ки. Вот о-лень, он щип-лет трав-ку и пьет во-ду из ру-чья. А это — зай-ка. Он пря-чет-ся под кус-том. Фи-лин спит, а ли-си-ца близ-ко. Где же ми-шка ко-со-ла-пый? Он объ-ел-ся ме-ду и от-ды-ха-ет.
ЗО-ЛО-ТОЕ ЯИЧ-КО
Жи-ли се-бе дед да ба-ба и бы -ла у них ку-роч-ка ря-ба. Снес-ла ку-роч-ка яич-ко: яич-ко не прос-тое — зо-ло-тое.
Дед бил – бил – не раз-бил.
Ба-ба би-ла, би-ла – не раз-би-ла.
Мыш-ка бе-жа-ла, хвос-ти-ком мах-ну-ла, яич-ко упа-ло и раз-би-лось.
Дед и ба-ба пла-чут, ку-роч-ка ку-дах-чет:
“Не плачь, дед, не плачь, ба-ба!
Я сне-су вам яич-ко дру-гое,
Не зо-ло-тое – прос-тое!”
ЛЕВ И МЫ-ШЬ
Лев спал. Мышь про-бе-жа-ла ему по те-лу. Он прос-нул-ся и пой-мал её. Мы-шь ста-ла про-сить что-бы он пус-тил её; она ска-за-ла: “Ес-ли ты ме-ня пус-тишь, и я те-бе доб-ро сде-лаю.” Лев за-сме-ял-ся, что мы-шь обе-ща-ет ему доб-ро сде-лать и пус-тил её.
По-том о-хот-ни-ки пой-ма-ли льва и при-вя-за-ли ве-рёв-кой к де-ре-ву. Мы-шь у-слы-ха-ла льви-ный рёв, при-бе-жа-ла, пе-ре-грыз-ла ве-рёв-ку и ска-за-ла: ”Пом-нишь, ты сме-ял-ся, не ду-мал, что-бы я мог-ла те-бе доб-ро сде-лать, а те-перь ви-дишь, бы-ва-ет и от мы-ши доб-ро”.
При-шла вес-на, по-тек-ла во-да. Де-ти взя-ли до-щеч-ки, сде-ла-ли ло-доч-ку, пус-ти-ли ло-доч-ку по во-де. Ло-доч-ка плы-ла, а де-ти бе-жа-ли за нею, кри-ча-ли и ни-че-го впе-ре-ди се-бя не ви-да-ли и в лу-жу упа-ли.
Л. Толстой
ЧИЖ
У Ва-ри был чиж. Жил в клет-ке и ни ра-зу не пел. Ва-ря приш-ла чи-жу:
— По-ра те-бе, чиж, петь.
— Пус-ти ме-ня на во-лю, на во-ле бу-ду весь день петь.
Л. Толстой
МУ-РА-ВЕЙ И ГО-ЛУБ-КА
Му-ра-вей спус-тил-ся к ру-чью: за-хо-тел на-пить-ся. Вол-на за-хлест-ну-ла е-го и чуть не по-то-пи-ла. Го-луб-ка нес-ла вет-ку; о-на у-ви-де-ла — му-ра-вей то-нет, и бро-си-ла е-му вет-ку в ру-чей. Му-ра-вей сел на вет-ку и спас-ся.
По-том о-хот-ник рас-ста-вил сеть на го-луб-ку и хо-тел за-хлоп-нуть. Му-ра-вей под-полз к о-хот-ни-ку и у-ку-сил е-го за но-гу; о-хот-ник ох-нул и у-ро-нил сеть. Го-луб-ка вспорх-ну-ла и у-ле-те-ла.
Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли они ко-ня друг у дру-га рвать.
-Дай мне,это мой конь.
-Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.
Приш-ла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей.
Л. Толстой
КОШ-КА И ЖУЧ-КА
Бы-ла дра-ка меж-ду Жуч-кой и Кош-кой.
Кош-ка ста-ла есть, а Жуч-ка приш-ла. Кош-ка Жуч-ку ла-пой за нос.
Жуч-ка Кош-ку за хвост.
Кош-ка Жуч-ке в гла-за. Жуч-ка кош-ку за ше-ю.
Тё-тя шла ми-мо, нес-ла вед-ро с во-дой и ста-ла лить на Кош-ку и Жуч-ку во-дой.
Л. Толстой
ГАЛ-КА
Хо-те-ла гал-ка пить.
На дво-ре сто-ял кув-шин с во-дой, а в кув-ши-не бы-ла во-да толь-ко на дне. Гал-ке нель-зя бы-ло дос-тать.
Она ста-ла ки-дать в кув-шин ка-муш-ки и столь-ко на-ки-да-ла, что во-да ста-ла вы-ше и мож-но бы-ло пить.
Бо-тин-ки
Ут-ром Ви-тя с Ми-тей со-бра-лись в детс-кий сад. Вста-ви-ли о-ни но-ги в сво-и крас-ны-е бо-тин-ки, а за-шну-ро-вать по-ле-ни-лись.
— А-вось не по-те-ря-ют-ся! -ре-шил Ви-тя.
— До-е-дем , – сог-ла-сил-ся с бра-том Ми-тя.
Са-дят-ся о-ни с ма-мой в ав-то-бус. А ле-вый Ви-тин бо-ти-нок сго-во-рил-ся с пра-вым Ми-ти-ным, да о-ба и сос-ко-чи-ли с ног. Сос-ко-чи-ли и по-плы-ли по лу-же.
мол-чат Ви-тя с Ми-тей, толь-ко бо-сые но-ги под се-бя под-жи-ма-ют. В детс-ком са-ду все так и ах-ну-ли: у Ви-ти с Ми-тей два бо-тин-ка на че-ты-ре но-ги!.. Хо-ро-шо, у Пав-лу-ши за-пас-ны-е бо-тин-ки о-ка-за-лись, прав-да, зе-лё-ны-е. Так весь день и хо-ди-ли Ви-тя с Ми-тей, как кло-у-ны в цир-ке: од-на но-га в крас-ном бо-тин-ке, дру-га-я – в зе-лё-ном!
Евгений Кузнец
Повторяем букву “Ш”
Мы-ша-та Ти-ша и Гла-ша – ша-лу-ниш-ки. О-ни ша-ли-ли, ша-ри-ли по уг-лам, шур-ша-ли и наш-ли сыр, шпро-ты и лап-шу. Мы-ша-та ус-тро-и-ли пир.
Приг-ла-си-ли ли о-ни на пир кош-ку Мур-ку?
По-мощ-ни-ца.
Спле-ла бе-лоч-ка кор-зи-ну. Из и-во-вых пру-ти-ков спле-ла. Ни у ко-го та-кой в ле-су нет: лег-ка-я, проч-на-я, кра-си-ва-я.
Всё ле-то не рас-ста-ва-лась бе-лоч-ка с кор-зин-кой… То гри-бы при-не-сёт, то я-го-ды, то зёр-ныш-ки с по-ля.
Од-наж-ды да-же Сквор-чон-ка в тра-ве наш-ла. Вы-пал он из гнез-да, вот и по-те-рял-ся.
При-нес-ла бе-лоч-ка сквор-чон-ка до-мой и пря-мо в кор-зин-ке е-му до-мик ус-тро-и-ла.
Под са-мый Но-вый год при-гла-си-ла бе-лоч-ка дру-зей. Как у-ви-де-ли о-ни её у-го-щень-е так и ах-ну-ли: кто же те-бе бе-лоч-ка по-мо-гал?
— Кор-зи-на! Кор-зи-на! – за-кри-чал Сквор-чо-нок и за-пел так, слов-но нас-ту-пи-ла вес-на.
Те-ре-мок.
Сто-ит в по-ле те-ре-мок. Бе-жит ми-мо мыш-ка:
— Те-рем-те-ре-мок! Кто в те-ре-ме жи-вёт?
Ни-кто не от-зы-ва-ет-ся. Во-шла мыш-ка в те-ре-мок и ста-ла в нём жить.
При-ска-ка-ла ля-гуш-ка:
— Те-рем-те-ре-мок! Кто в те-ре-ме жи-вёт?
— Я мыш-ка – но-руш-ка. А ты кто?
— А я ля-гуш-ка – ква-куш-ка. Да-вай вмес-те жить!
Ста-ли мыш-ка с ля-гуш-кой вдво-ём жить.
Бе-жит ми-мо зай-чик. У-ви-дал те-ре-мок и спра-ши-ва-ет:
— Те-рем-те-ре-мок! Кто в те-ре-ме жи-вёт?
— Я мыш-ка – но-руш-ка.
— Я ля-гуш-ка – ква-куш-ка. А ты кто?
— А я зай-чик – по-пры-гай-чик.
Прыг-нул зай-чик в те-ре-мок, и ста-ли они втро-ём жить.
И-дёт ли-сич-ка – сес-трич-ка. По-сту-ча-ла в о-кош-ко:
— Те-рем-те-ре-мок! Кто в те-ре-ме жи-вёт?
— Я мыш-ка – но-руш-ка.
— Я ля-гуш-ка – ква-куш-ка.
— Я зай-чик – по-пры-гай-чик. А ты кто?
— А я ли-сич-ка сес-трич-ка.
За-бра-лась ли-сич-ка в те-ре-мок.
При-бе-жал вол-чок – се-рый бо-чок:
— Те-рем-те-ре-мок! Кто в те-ре-ме жи-вёт?
— Я мыш-ка – но-руш-ка, ля-гуш-ка – ква-куш-ка, я зай-чик – по-пры-гай-чик, я ли-сич-ка – сес-трич-ка. А ты кто?
— А я вол-чок – се-рый бо-чок!
Волк влез в те-ре-мок, ста-ли о-ни впя-те-ром жить.
И-дёт ми-мо мед-ведь. У-ви-дал те-ре-мок да как за-ре-вёт:
— Те-рем-те-ре-мок! Кто в те-ре-ме жи-вёт?
— Я мыш-ка – но-руш-ка, ля-гуш-ка – ква-куш-ка, я зай-чик – по-пры-гай-чик, я ли-сич-ка – сес-трич-ка, я вол-чок – се-рый бо-чок. А ты кто?
— А я мед-ведь ко-со-ла-пый! И по-лез в те-ре-мок.
Лез-лез, ни-как не мог влезть и го-во-рит:
— Я луч-ше у вас на кры-ше бу-ду жить.
— Да ты нас раз-да-вишь!
— Нет, не раз-дав-лю!
— Ну так по-ле-зай!
Влез мед-ведь на кры-шу и толь-ко у-сел-ся – трах! – раз-да-вил те-ре-мок.
Раз-бе-жа-лись все зве-ри кто ку-да!
Три мед-ве-дя.
Од-наж-ды пош-ла Ма-ша в лес и за-блу-ди-лась. Ста-ла ис-кать до-ро-гу до-мой да при-шла к лес-ной из-буш-ке. В до-ми-ке э-том жи-ла семь-я мед-ве-дей: от-ца зва-ли Ми-хай-ло По-та-пыч, мать – Нас-тась-я Пет-ров-на, а их ма-лень-ко-го сы-ниш-ку – мед-ве-жо-нок Ми-шут-ка. Дом был пуст – мед-ве-ди уш-ли гу-лять по ле-су.
Ма-ша вош-ла в дом и у-ви-де-ла три мис-ки с ка-шей. Боль-ша-я бы-ла Ми-хай-ло По-та-пы-ча, сред-ня-я Нас-тась-и Пет-ров-ны, а са-ма-я ма-лень-ка-я – Ми-шут-ки. По-про-бо-ва-ла Ма-ша ка-шу из боль-шой мис-ки, по-том из сред-ней, а из ма-лень-кой, Ми-шут-ки-ной, всю ка-шу съе-ла.
За-хо-те-ла Ма-ша при-сеть и ви-дит у сто-ла три сту-ла. По-лез-ла о-на на боль-шой стул и у-па-ла; се-ла на сред-ний стул – на нём бы-ло не-у-доб-но; се-ла на ма-лень-кий стуль-чик и за-сме-я-лась. Ста-ла Ма-ша ка-чать-ся на Ми-шут-ки-ном стуль-чи-ке, ка-ча-лась – ка-ча-лась, по-ка его не сло-ма-ла!
Пош-ла Ма-ша в дру-гу-ю гор-ни-цу. Там сто-я-ли три кро-ва-ти. Лег-ла о-на в боль-шу-ю – бы-ло слиш-ком про-стор-но; лег-ла в сред-ню-ю – бы-ло слиш-ком вы-со-ко; а ма-лень-ка-я при-шлась ей как раз впо-ру. Лег-ла Ма-ша и за-сну-ла.
Вер-ну-лись до-мой мед-ве-ди из ле-са, се-ли о-бе-дать. Ми-хай-ло По-та-пыч за-гля-нул в сво-ю мис-ку и за-ры-чал: “Кто ел из мо-ей мис-ки?” Нас-тась-я Пет-ров-на по-смот-ре-ла на стол и за-ре-ве-ла: “Кто ел из мо-ей мис-ки?” А Ми-шут-ка за-пи-щал: “Кто съел мо-ю ка-шу и сло-мал мой стуль-чик?”
Пош-ли мед-ве-ди в дру-гу-ю гор-ни-цу. “Кто ло-жил-ся на мо-ю по-стель?” – взре-вел Ми-хай-ло По-та-пыч. “Кто ло-жил-ся на мо-ю по-стель и смял её?” – за-ре-ве-ла Нас-тась-я Пет-ров-на. А Ми-шут-ка у-ви-дел в сво-ей кро-ват-ке де-воч-ку и за-пи-щал: “Вот о-на! Дер-жи-те её!
У-ви-дев мед-ве-дей, Ма-ша о-чень ис-пу-га-лась. О-на вы-прыг-ну-ла в от-кры-то-е ок-но и по-бе-жа-ла до-мой. И мед-ве-ди её не дог-на-ли.
infourok.ru
Учимся читать по слогам: игры и интересные методики
Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом. Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи. В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.
Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.
Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.
Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.
1. Играем в «Паровозики»
(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).
Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.
Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой
Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.
Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).
Обратите внимание, что с помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).
Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.
Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.
Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.
2. «Бежим» от одной буквы к другой
(из «Азбуки для малышей» О. Жуковой)Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.
Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.
3. Игры с буквами, которые дружат
(«Букварь для малышей» Е. Бахтиной, «Русская азбука» О. Жуковой и др.).
Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.
Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.
Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.
Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.
4. Игры для закрепления навыка сложения букв
Далее мы переходим к закреплению этого навыка и чтению простых слов. Закрепить навык сложения букв в слоги вам помогут различные игры со слогами, такие как:
— Слоговые лото
Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.
- Вам поможет пособие «Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО» Е. В. Васильевой — в этой серии есть еще несколько пособий
- Игра «Буквы, слоги и слова. Лото с проверкой» А. Аникушеной
- Подобные упражнения есть в книге «Слоговые таблицы. ФГОС» Н. Нещаевой
— Игра в магазин
Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.
— Альбомы со слогами
Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог. Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики. Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).
В этом вам помогут «Карточки для звукового и слогового анализа слов.»
— Игра в аэродром (гаражи)
На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).
— Дорожки из слогов
Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.
Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.
5. Чтение простых слов по слогам
Одновременно с отработкой слогов приступаем к чтению простых слов (из трёх-четырёх букв). Для наглядности, чтобы ребёнок понял, из каких частей состоит слово, какие буквы нужно читать слитно, а какие отдельно, мы рекомендуем первые слова составлять из карточек со слогами / отдельными буквами или графически разделять слово на части.
Слова из двух слогов можно писать на картинках, состоящих из двух частей. Картинки легче для восприятия (ребёнок охотнее читает слова, написанные на них, чем просто столбики слов) плюс наглядно видно, на какие части можно разбить слово при чтении его по слогам.
Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ. Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.
Далее пробуем читать слова из четырёх букв – сначала с одинаковыми гласными: ЛАПА, ДАЧА, ФАТА, КАША, ГИРИ, КИВИ, потом с разными (КОТЫ ШАГИ, ЛИСЫ, ЧАСЫ).
Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.
Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.
И, главное, помните, что любое обучение должно быть в радость – и родителям, и детям!
Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова
marypop.ru
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Слоги.Составляем слова из слогов
Слоги.Составляем слова из слогов.Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами.
Всего 20 карточек. Буквы и слоги для детей.
Разрежьте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов.
Как научить ребенка читать по слогам? этот вопрос интересует всех родителей.
Для этого Вам помогут эти карточки со слогами.
А теперь давайте поговорим об играх, которые помогут ребенку познакомится с буквами, выучить алфавит, выучить слоги, научиться читать по слогам.
Слоги с Буквами Б и В
Слоги с Буквами Г и Д
Слоги с Буквами Ж и З
Слоги с Буквами К и Л
Слоги с Буквами М и Н
Слоги с Буквами П и Р
Слоги с Буквами С и Т
Слоги с Буквами Ф и Х
Слоги с Буквами Ц и Ч
Слоги с Буквами Ш и Щ
Игры с карточками
1. Как же научить ребенка читать по слогам.Для начала изучите с ребенком слоги с буквой «а». Затем с буквой «у», «о», «и» и т.д.
2.Если ребенок уже хорошо знаком с буквами, то эта игра может научить читать ребенка по слогам.Показываем как собрать не сложные слова, состоящие из 1-2х слогов. Например: ма-ма, ка-ша, ма-ша, дом , нос, рот, мы-ло, суп, со-ва, ли-са и т.д.
3.Игра называется «собери слово». Ставим на стол карточку со слогом например «ЛО« ребенок должен добавить к этому слогу ещё слоги, чтобы получилось слово. Например:
ябЛОко
коЛОкол
ЛОдка
сЛОн
Или слог «КО». Собрать к примеру слова:
КОшка
яКОрь
КОробка
КОсть
КОнфета
КОрова
шоКОлад
Чтобы получилось слово и прочитываем его.
4.Игра называется «Отгадай слово» — называем первый слог и предлагает конец слова подобрать ребенку (можно использовать картинку). То же задание затем используется и с последним слогом.
5.Игра называется «Цепочка» — необходимо составить из карточек цепочку слов, таким образом, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего.Например: молоко-кошка-каша-шапка- и т.д.
6.Положить перед ребенком на столе 5 различных слогов. Озвучить один из них и предложить ребенку найти нужный, тот который вы назвали.
7. Попросите собрать слово из 2 слогов. Затем собрать слово из 3 слогов, из 4 слогов. Собрать слово более 4 слогов.
8. Игра со слогами в большой компании детей.
На столе или на магнитной доске раскладываем карточки со слогами вразброс. Для начала старайтесь использовать не очень большое количество карточек.В дальнейшем вы можете добавлять больше карточек со слогами, чтобы увеличить сложность. Сначала участвуют 2 ученика.Два ученика смотрят на доску с карточками. Учитель называет слог. Тот кто первый нашел его на доске забирает карточку и садится на свое место. Проигравший остается у доски. К доске подходит 3 участник. Учитель называет новый слог. Тот кто найдет этот слог первым забирает карточку и садится на место. Так может продолжаться долгое время. Затем подсчитываем карточки со слогами. Выигрывает тот у кого количество карточек больше.
Участники могут попытаться составить слога из слогов.
Скачивайте также Карточки СЛОГИ Твердые и мягкие согласные звуки
Здесь все задания по изучению ГРАММАТИКИ
www.razvitierebenka.com
Читаем по слогам (тексты для дошкольников)
Чтение для дошкольников – всегда новый, интересный процесс. И это неудивительно, ведь они открывают для себя целый мир, ранее неизведанный, незнакомый.
Сначала дети знакомятся с буквами и звуками, затем учатся складывать их в слова. И вот наступает момент, когда ребенок пробует читать самостоятельно. Нельзя сразу с этой целью давать малышу сложные тексты, да еще не разделенные на слоги. Возникшие трудности в чтении могут совершенно отбить охоту учиться дальше. Так что будем учиться читать, взяв за основу рассказы и сказки, специально адаптированные для дошкольников.
Рассказы для детей
Если вы не знаете, с каких текстов начать, можете купить или скачать и распечатать у нас на сайте сборники текстов под общим названием «Читаем по слогам». Подобная литература специально адаптирована для детей. Это не означает, что рассказы известных писателей в ней как-то изменены: подборка текстов в таких книгах ориентирована на ребят дошкольного возраста, а слова в текстах разделены на слоги для чтения, что значительно облегчает процесс обучения для ребенка.
На нашем сайте есть также отдельные тексты со специальным делением на слоги. Их тоже можно распечатать и предлагать детям для чтения.
Какие же рассказы лучше подойдут для детей?
Конечно же, это произведения тех писателей, которые специализировались на детской тематике: М. Пришвин, К. Паустовский, А. Барто, Н. Носов, Лев Кассиль, С.Маршак и др. Не обязательно читать рассказы полностью: для маленьких детей достаточно будет выбрать один небольшой отрывок, разделить его на слоги и представить для чтения.
Как привить любовь к чтению?Как заниматься родителям с детьми по таким текстам?
Не стоит оставлять ребенка наедине с рассказом, если он еще плохо читает. Это может отбить всякий интерес к последующему обучению, если у малыша возникнут трудности, а он не сможет с ними справиться. Сядьте рядом с ребенком и начните читать вместе. Для детей очень важно, чтобы взрослые проявляли интерес к их делам. Попутно просите малыша помочь вам и прочитать то или иное слово. Когда дочитаете до конца, обсудите отрывок: пусть ребенок перескажет, что он понял из текста. Не оставляйте прочитанное без внимания: малыш должен осознать, что читает он не для папы или мамы, а для себя, для собственного понимания.
Скачать набор карточек со словами можно здесь.
Учимся читать отдельные слова по слогам.Прочитай имена детей. Пазлы картинки со слогами.Сказки
Однако лучшее пособие для обучения детей чтению – это сказки. Их любят все, не только дети. Возьмите сначала ту сказку, которую ребенок хорошо знает: так ему будет легче читать, будучи знакомым с сюжетом.
Наиболее известными писателями, посвятившими себя сказочному творчеству, являются Г.Х.Андерсен, А.С.Пушкин, Ш.Перро, братья Гримм. Наверняка, когда ваш ребенок еще не умел читать, слушал сказки этих писателей в вашем исполнении. А сегодня он будет читать сказки эти по слогам.
Девочка 3-х лет читает по слогам:
Для чтения отлично подойдут и сказки для детей современных писателей, например, Л.Успенского. Они порой более отвечают запросам времени: в них действуют существа, населяющие наш технологический мир, оживают окружающие нас приборы. И все же не лишайте ребенка возможности познакомиться со старыми добрыми сказками, ведь на них выросли целые поколения.
Читая сказки, стихи по слогам, вы не только обучаете детей, но и знакомите с огромным культурным наследием предыдущих эпох. Чтение развивает в малыше любознательность, уважение к труду других людей, стремление узнавать новое. Все это обязательно пригодиться детям во взрослой жизни. Но главное, вы будете уверены, что воспитаете в них добро и человечность.
Здесь Вы можете скачать бесплатно подборку из более чем 35 книг (сказки, рассказы, стихи, простые тексты и раскраски) по СЛОГАМ или выбрать отдельные готовые тексты для себя ниже.
Маленький рассказ про белочку.Отрывок из книги про Винни-Пуха и Пяточка. Часть текста по слогам про льва Бонифация.Знаменитая детская сказка про Репку.steshka.ru
правила и советы, методики, игры
Родители, у которых есть маленькие дети, часто интересуются, с какого возраста можно научить ребенка читать по слогам, и какой самый лучший способ для этого?
Плюсы и минусы обучения на дому
Среди положительных моментов в домашнем обучении чтению можно выделить:
- Плавающее расписание. Маме с ребенком не нужно торопиться, подстраиваться под расписание педагога или курсов.
- Возможность использовать разные методики. Обычно учитель, обучающие центры специализируются на узком направлении. Например, занимаются с детьми только с кубиками Зайцева, или по методике Жуковой. Дома путем проб и ошибок можно выбрать самую эффективную методику именно для вашего сорванца. Но на это уходит время.
- Индивидуальный подход. Дома занимаются не группами, а тет-а-тет. Можно посвящать теме именно столько времени, сколько необходимо единственному ученику, не поджидая отстающих и не торопясь за убегающими вперед.
- Сохраняется контакт с родителями. Дошкольнику эмоционально комфортно находится в сложные моменты рядом с родителями, а обучение чтению — это ответственное мероприятие.
Отрицательных моментов не так много, но они есть. Среди минусов домашнего освоения чтения можно выделить:
- Необученность родителей
К сожалению, мамы и папы, не имеющие специального образования, совершают массу ошибок при обучении чтению Например, называют буквы с призвуком, делают паузы между фонемами в процессе складывания слогов, слов. Дети привыкают к неправильному чтению, а переучить их очень сложно. - Ребенок не социализируется
В педагогических центрах малыш общается с другими взрослыми, привыкает к школьной обстановке, ответственности, учится поведению. Дома он такой опыт не получит.
Где и как учить ребенка читать, выбирать родителям. Если у вас затрудненное материальное положение, то остается только домашний вариант. В этом случае, потратьте время на изучение книг, методик работы с дошколятами. Это поможет качественно научить детсадовца читать, привить любовь к литературе.
Подготовительный этап
Бесспорно, сложно пытаться что-то объяснить годовалому малышу и учить его произносить слова или их части, хотя и возможно. Согласно, последних исследований, специалисты полагают, что начать учить простые слова и соединять слоги некоторые малыши могут уже с 2 или 3 лет.
Впрочем, в таком раннем возрасте не стоит перегружать детей лишней для них информацией, но уделить больше подготовительному этапу: помочь крохе развить фонематический слух, выучить буквы.
Развитию фонематического слуха способствует чтение и заучивание потешек, коротких стишков и песен.
Изучение букв лучше проводить в игровой форме.
Творческие приемы для запоминания букв:
- Обводить, раскрашивать, заштриховывать буквы карандашами.
- Лепить буквы из пластилина и кинетического песка.
- Выкладывать буквы из палочек, мозаики, кубиков.
Приемы для запоминания букв для дошкольников: лепка пластилином
Когда ребенок готов учить слоги?
Для того, чтобы научить ребенка читать по слогам было легко , обучение малыша следует производить в правильное время, которое можно определить по следующим основным признакам:
- кроха уже достаточно хорошо выговаривает слова;
- более-менее отчетливо произносит отдельные звуки, не глотая их;
- выговаривает букву “р”, или старается это делать;
- не имеет значительных искажений при произношении.
Почему важно, чтобы раннее обучение чтению происходило в правильное время? Мы учимся читать буквы и слоги, имея речевые навыки. Дело в том, что если научить ребенка 2, 3 или 4 лет читать, складывать буквы, не научив его правильно говорить, те же ошибки могут отображаться и в заданиях по чтению, и в дальнейшем письме. В будущем малыш будет путать звуки и буквенные обозначения, а переучивать гораздо сложнее, чем изначально обучить правильно. Поэтому, следует сразу настроиться: учим слоги правильно.
Еще одним важным фактором успешного обучения дошкольников чтению является способность учащихся детей анализировать текст, понимать, что перед ними находятся не просто картинки, но именно буквы, которые, в свою очередь, обозначают конкретные звуки. И уже затем, приходит осознание того, что буквы можно комбинировать вместе и составлять слоги для обучения чтению. Подобное понимание обычно приходит не раньше, чем к 4-5 годам, а иногда и в 6 лет – именно такой возраст считается идеальным для обучения. Как научить читать ребенка в возрасте 5-6 лет?
Сразу стоит отметить, что обучение чтению дошкольников – процесс довольно кропотливый и ответственный. То, что они уже готовы к тому, чтобы учиться читать в 5 лет, еще не означает, что это получится быстро и эффективно. Не стоит сразу же перегружать детей прочитанной информацией и учить читать по слогам слова с утра до вечера.
Обучая ребенка в 5 лет, рекомендуется проводить ежедневные занятия не более 15 минут за один раз, так как малыш начинает уставать и может потерять всякий интерес к упражнениям для чтения.
Следует придерживаться следующего темпа: прочитали, повторили несколько раз, отдохнули.
Методики
Какова же наиболее хорошая и эффективная методика обучения чтению? На этот счет существует немало мнений, выдвигается масса аргументов в пользу тех или иных методологических разработок и подходов. Большинство специалистов склоняются к тому, что первое, с чего следует начинать чтение по слогам – использовать букварь для обучения чтению или кубики, где буквы и слоги сопровождаются красочными изображениями.
Обучение по методу Домана
Глен Доман долго исследовал интеллектуальные возможности детей и пришел к выводу, что основная информация укладывается в мозг до 6 лет, а на осваивание уходит минимум времени.
Он предложил учить малышей читать без дополнительной мотивации, просто показывая им карточки со словами и картинками. По мнению психологов, дидактика основана на фотопамяти.
Карточки нужно показывать ежедневно, удерживая в зрительном контакте пару секунд. Количество демонстрируемого материала увеличивается постепенно. Например, в первые 3 дня показывайте 2-3 карточки, не меньше 2-4 раз в день. На 4-7 день, по 5 карточек. И так далее.
Молниеносного результат не ждите, но через месяц или полтора ребенок будет знать и читать уже более 30 слов. Начинать обучение можно с пеленок.
Чтение по слогам
Ей владеют все родители. Именно по этой системе учили читать детей в советской школе. Сначала малыш учит алфавит, потом складывает их в слоги, простые слова. Это лучший вариант для домашнего процесса учения. Он понятен непрофессиональным педагогам и детям. Усваивается легко, приносит хороший результат за короткий период времени.
Чтение по складам
Ребенку нужно выучить гласные. Закрепить их основательно. Затем переходите к осваиванию согласных, одновременно присоединяя к ним певучие звуки для прочтения.
При прочтении слово делится не на слоги , а на склады. Например, ЧА-Ш-КА. Каждый согласный отвечает за один склад.
Кубики Зайцева
В наборе 52 единицы демоматериала. Это квадратные кубики со слогами. Они разного размера, цвета. 7 из них повторяются. Кубики звучат: шумят, если на них написана глухая согласная, позвякивают, если звонкая. Из них нельзя сложить слова, написанные неправильно. Например, нет слога ЖЫ, ЩЯ. Малыш получает навык грамотности.
На первых занятиях с малышами 4-5 лет нужно предложить поиграть с кубиками, не акцентируя внимание на буквы и слоги. Ребенок сам поймет, что они отличаются друг от друга.
На следующих уроках ребенок может начать складывать слова по образцу, начинать читать. Родителям важно не заставлять учиться, а давать знания исподволь, подсказывая и рассказывая в процессе игры.
В комплект Зайцева входят таблицы. Их развешивают на уровне глаз малыша. Информация запоминается на автомате.
Методика Н.Жуковой
Методика обучения чтению для дошкольников Жуковой считается наиболее эффективной, так как обучает ребенка чтению от звуков к буквам. Это важно, так как при этом ребенок учится сначала слышать звуки в слове, а затем уже буквы.
Изучая букварь вместе с ребенком, произносите вслух звуки, а не буквы: звук “М”, а не буква “ЭМ”, звук “С”, а не буква “ЭС”. Это позволит ребенку, соединяя буквы в слоги, избежать ошибок.
В противном случае малыш будет читать вместо: “АМ – АЭМ”, вместо АС – АЭС или АСЭ.
Методика обучения чтению для дошкольников Жуковой считается наиболее эффективной, так как обучает ребенка чтению от звуков к буквам. Это важно, так как при этом ребенок учится сначала слышать звуки в слове, а затем уже буквы. Малыш сначала учится читать отдельные буквы, а затем соединять буквы в слоги.
Букварь Надежды Жуковой
Букварь Надежды Жуковой – самая эффективная методика обучения чтению дошкольников
При использовании букваря Жуковой обязательно прочтите рекомендации автора о том, как правильно начинать обучение. Они расположены в нижней части страницы букваря.
Как научить ребенка складывать свои первые слоги?
Не следует изучать алфавит по порядку. Первые звуки, с которых следует начинать быстрое обучение чтению, это гласные звуки: «А», «О», «У», «Э», «И». Малыши могут их проговаривать, и даже петь.
Затем следует постепенно добавлять йотированные гласные “Я”, “Е”, “Ё”, “Ю” и звук “Ы”.
Освоив гласные, можно переходить к согласным. Начните с сонорных и звонких согласных, постепенно переходя к глухим.
Сонорные согласные: “Л”, “М”, “Н”, “Р”
Звонкие согласные: “Б”, “В”, “Г”, “Д”, “Ж”, “З”
Глухие согласные: “П”, “Ф, “К, “Т”, “Ш”, “С”, “Х”, “Ц”, “Ч”, Щ”
Заканчивать изучение следует буквами “Й”, “Ь” и “Ъ” – об их существовании тоже нужно знать.
Как быстро научить ребенка чтению
Как научить ребенка соединять разные звуки и произносить их слитно?
- Научите сначала ребенка соединять гласные и произносить их слитно: АУ, УА, ОУ.
- Затем переходите к слогам, в которых сочетается гласные и согласные: МА, БА, ДА.
- Лучше начать обучать ребенка с букв “М” и “А”, так как их сочетание знакомо ему с рождения, оно лежит в основе самого простого слова – “мама”.
- Тяните первый звук, а затем присоединяйте к нему второй: М-М-М А-А-А, МММААА. Обратите внимание, в букваре Жуковой на картинке показано, как буква “М” бежит к букве “А” и затем они соединяются в слог “МА”.
Букварь Надежды Жуковой
- После того, как ребенок освоит прямые слоги (согласная – гласная), переходите к изучению обратных слогов (гласная – согласная): АМ, УМ, УС.
- Соединяйте буквы по принципу звонкий – глухой, чередуя и комбинируя: ПА-БА, ЗА-СА.
- Читайте слоги, начинающиеся с согласных также медленно, на распев.
- Произносите и читайте согласные также как звуки: М-М-М, С-С-С.
- Учите ребенка сначала читать простые слова, состоящие из 1 слога:
ДОМ, КОТ, РОМ.
Затем из слова 4 букв, 2 слогов: МАМА, БАБА, ПАПА, МЫЛО
Затем из 3 слогов и более: МОЛОКО, СОРОКА. - Учите малыша читать простые тексты и сказки с повторяющимся сюжетом: “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Репка”.
Таким образом, мы учимся читать по слогам наиболее эффективно.
Среди полезных и популярных методик можно отметить игры для обучения чтению, обучающие карточки, курсы для детей 5 лет и младше Я читаю по слогам, Учимся читать слоги в которых в подробной и наглядной форме малыши постигают азы словосложения, их учат читать книги по слогам.
Комплект карточек “Веселые слоги для деток” для занятий дома.
Скачайте карточки, распечатайте и занимайтесь дома.
Комплект карточек “Веселые слоги для деток”
Безусловно, важно не просто знать, как быстро научить читать ребенка по слогам, но и дать ему понять, что слова, которыми мы пользуемся ежедневно, не состоят исключительно из легких элементов, которые удобно выговаривать, и постепенно учить ребенка складывать слоги, заканчивающиеся на согласные звуки.
Вначале дети могут делать ошибки, длинные паузы, путать те или иные буквы. Ни в коем случае нельзя ругать их за это, но запастись терпением и шаг за шагом продолжать обучение чтению, используя карточки, и другие материалы.
Уже через какое-то время вы увидите заметные результаты, так как дети очень быстро схватывают и обрабатывают любую новую для них информацию. Очень скоро ваше чадо сможет с гордостью заявить: “Я читаю по слогам!”, и продемонстрировать свои умения восторженной публике.
Слоговая таблица
Это вспомогательный методический материал, необходимый для обучению скорочтению и прививания навыка хорошего ритма усваивания информации. Слоговая таблица представляет собой столбцы из гласных и согласных звуков.
Пользоваться ее можно сразу после изучения новой фонемы. Например, дошкольник усвоил букву Н. может сразу приступать к прочтения слогов с этой согласной. Во время занятий малыш усвоит, что такое открытый слог, как формируются слоги, слова. Если читать слоги из таблицы регулярно, то увеличивается темп и ритм чтения, автоматизируется грамотность.
Сравнение методик
Сравнительная таблица популярный методик обучения чтению.
Метод | Преимущества для домашнего использования | Недостатки для домашнего обучения |
---|---|---|
Карточки Домана | Можно заниматься с младенчества. Нет необходимости получать дополнительное образование, навыки преподавания. Занятия проводятся ежедневно, без специальной подготовки родителей и детей. | Метод основан на фотопамяти. Учить малыша читать в будущем придется более классическим способом. |
Кубики Зайцева | Подходит для гиперактивных малышей. Первые уроки можно проводить в раннем возрасте, после того, как ребенок научится сидеть. Методика соединяет в себе развитие моторики, речевого аппарата, грамотности, фонематического слуха. | Методика более эффективна при занятиях в группе. |
Чтение по слогам | Простая методика, известная всем родителям, бабушкам и дедушкам. Усваивается дошкольника легко, не требует дополнительной литературы, оборудования. Для уроков подойдут рукотворные карточки, тетрадь и ручка. | Считается универсальной методикой, лучшей для русской школы и занятий дома. |
Чтение по складам | Легко усваивается детьми в игровой и серьезной форме. | Скорее всего малышу придется переучиваться в школе, поскольку чтение довольно медленное. |
Методика Жуковой | Выделяется звук, а не слог. Психика ребенка подготовлена к такому методу лучше. Букварь иллюстрирован яркими картинками, ребенку заниматься с такой книгой интересно. Жукова не советует торопить ребенка в обучении чтению, переход к сложным заданиям очень мягкий, неспешный. | Родители должны следить за регулярностью занятий. Перед началом уроков по азбуке Жуковой нужно познакомить малыша с алфавитом. |
Игры
Обучения в игре считается самыми эффективным. Не жалейте времени на обучающее развлечение дошкольников, забудьте о скучных уроках, тогда добьетесь успеха быстрее.
Игры на изучение букв
- Рисуем буквы, разукрашиваем, лепим.
Используйте раскраски, готовьте трафареты сами. - Пазлы. Собираем буквы из частей. Пазлы изготовьте сами и разрежьте на крупные куски или купите дидактический материал в магазине.
- Мемори. На маленьких листочках запишите буквы. Разложите карточки на столе. Дайте малышу запомнить, потом переверните. Пусть ищет нужную букву по образцу.
- Пишем на песке, манке. Приписывание букв на сыпучем материала тренирует память, моторику одновременно.
Игры на умение складывать слоги
- Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, одно или несколько.
- Отгадай загадку. Перед малышом лежит дорожка из слов, среди них нужно найти загаданное.
- Слово в слове. Ребенку предлагается длинное слово, из 12-15 букв. Из него нужно составить слова поменьше.
- Игры ходилки. Приготовьте игровой поле сами. В пустые клетки впишите буквы. При хождении фишки ребенок почитывает звуки, складывая их в слоги.
На развитие навыка чтения
- Звуки по кругу. Детям нужно придумать слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Например, окнО-ОсА-Альбом и т.д.
- Чтение со взрослыми. Книга кладется на столе, чтобы текст был виден родителю и малышу. Когда читает один, второй следит. Прерывайтесь неожиданно, просите продолжить. Развивается внимание, зрительная память.
- Ищем ошибку. Родители дают малышу текст с ошибками с ловах. Например, КоСа съела всю траву на поле. Сол(Ь) просыпали на стол. Задача ребенка найти и справить ошибку во время чтения.
- Кто говорит? Пригодятся ирушки-зверушки, чистые листочки. Вместе с ребенком подпишите карточки: Мее, Хрю, Му и т.д. Пуст подставит к игрушкам нужный слог и прочитает.
Упражнения
- Чтение “Буксиром”
Малыш читает вслед за родителем в полголоса, отставая на 1-2 слога, слова. Темп увеличивается постепенно.
- Делим на слоги
Игра проводится в устной форме или письменной. Начинайте с простых слов, постепенно переходите к боле сложным.
- Догоняем букву
М……….,А, С…………….О Малыш должен тянуть пальчиком по дорожке, проговаривая звуки.
- Как буквы подружились
Рисуйте буквы и тяните у них ручки друг к другу. Можно использовать простые арифметические схемы С+О=СО.
Из написанных по слогам слов на листе нужно вычеркнуть ненужное. Например, яблоко, груша, помидор.
Книги
В процессе домашнего обучения родителям потребуется методическая поддержка. Для этого можно использовать следующие пособия:
- О. Узорова “Быстрое обучение чтению”.
- Н. С. Жукова “Букварь”.
- И. Бродский “Рабочая азбука”.
- Г. Р. Лазгдынь “Логопедическая азбука”.
- Кожевникова А. Ю. “Лепеталки”.
- Пособия для учителя из комплекта к кубикам Зайцева, карточкам Домана.
Советы родителям
Итак, как можно научить ребенка читать слоги наиболее эффективным способом?
- Четко и ясно называйте детям звуки, не пытаясь специально исказить их, чтобы было легче произносить. Как малыш услышит от вас впервые, так он ее и запомнит. Старайтесь прочесть внятно.
- В случае возникновения ошибок не ругайте детей, но аккуратно исправляйте, следя за тем, чтобы в конце концов был правильно произнесен звук, а затем и все слово, даже если это уже пятая, или шестая попытка.
- Как только вы видите, что малыш уже устал и сложно воспринимает новую информацию, сразу же сделайте перерыв, поиграйте с ним в другие развивающие игры, а еще лучше переключите внимание и просто погуляйте на улице. Прогулки на свежем летнем воздухе благоприятно влияют на восприятие новой информации и улучшают общее самочувствие.
- Максимально задействуйте игры со слогами для дошкольников, интерактивные способы обучения в игровой форме, карточки. Зачастую слова “давай поиграем” действуют на детей магическим образом.
Показывайте малышу интересные познавательные мультфильмы, в которых в яркой и доступной форме обучают чтению по слогам, например, “Учимся читать в 5” и т.д. Таким образом, малыш не только будет интересно проводить свободное время, но и быстрее выучит материал. В любом случае, методика обучения детей чтению – то ли это игровые карточки, то ли другие материалы, должна быть не только увлекательной, но и эффективной.
Рейтинг автора
2
Автор статьи
Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.
Написано статей
30
orechi.ru
Читаем слова по слогам с волновым усложнением
На этой странице слова подобраны методом волнового усложнения. Обязательно давайте вашему ребёнку отдохнуть несколько минут после прочтения десяти — пятнадцати слов. Не перенапрягайте малышаБЕ * Г | ДО * М | ЛУ * К | НО * Ж | Е * ДА |
МА * МА | ПА * ПА | БА * БА | ДЯ * ДЯ | НИ * НА |
ЛИ * СА | СА * НИ | СО * С * НА | НА * СОС | С * ЛОН |
НИ * КИ * ТА | СЫ * НОК | КО * ТИК | АН * ТОН | КУК * ЛА |
СТОЛ | СТО * ЛИК | КАК * ТУС | СТА * РИК | ЛА * РИ * СА |
КРАС * КИ | СКА * КАЛ * КА | СТА * КАН | НИ * КИ * ТА | ВО * РО * ТА |
КРА * СО * ТА | ЛЕС | КА * РА * СИ | МА * ЛИ * НА | КА * ПИ * ТАН |
ЛЮ * ДА | СВЕ * ТА | ЛЕ * НА | О * ЛЯ | И * РА |
ЛЮД * МИ * ЛА | СВЕТ * ЛА * НА | Е * ЛЕ * НА | ОЛЬ * ГА | И * РИ * НА |
ВО * ВА | Ю * РА | ПЕ * ТЯ | СЕ * РЁ * ЖА | ВА * СЯ |
ВЛА * ДИ * МИР | Ю * РИЙ | ПЁТР | СЕР * ГЕЙ | ВА * СИ * ЛИЙ |
ПО * КУП * КА | МА * ГА * ЗИН | КОН * ФЕ * ТЫ | ПАВ * ЛИН | КРО * ЛИК |
МОСК * ВА | ТАЛ * ЛИН | ИР * КУТСК | НОВ * ГО * РОД | О * РЕН * БУРГ |
УТ * РО | ОК * НО | АР * БУЗ | И * ГОЛ * КА | ЁЛ * КА |
РО*МЕ КУ*ПИ*ЛИ МА*ШИ*НУ | МА*РИ*НА И МА*МА ХО*ДИ*ЛИ В ТЕ*АТР | |||
У СЛО*НА ХО*БОТ | РИ*ТА РАС*КРА*СИ*ЛА КАР*ТИН*КУ | |||
У ОЛИ ЖИ*ВУТ КО*ТЯ*ТА | КО*ТЯ*ТА ВЕ*СЕ*ЛО ИГ*РА*ЮТ НА КОВ*РЕ | |||
ЮРА В ПЕР*ВОМ КЛАС*СЕ | В МО*РЕ ПЛА*ВА*ЮТ БОЛЬ*ШИЕ КО*РАБ*ЛИ |
Ну вот и всё. Искренне надеюсь, что вашему ребёнку помог этот проект.
online-azbuka.ru