Буквы е и в окончаниях имен существительных – Буквы е и и в окончании имен существительных
Правописание падежных окончаний имен существительных
Имена существительные в русском языке склоняются, то есть изменяются по числам и падежам. Особенно много трудностей вызывают три падежа: родительный, дательный и предложный. Их часто называют «ошибкоопасными», потому что многие имена существительные в этих падежах имеют безударные окончания. Поэтому мы не можем ориентироваться на произношение, чтобы их безошибочно написать, а должны руководствоваться правилом.
Давайте рассмотрим таблицу «Буквы Е–И в окончаниях имен существительных».
Рис. 1. Таблица «Падежные окончания существительных» (Источник).
У существительных первого склонения в родительном падеже в окончании пишется буква И, а в других «ошибкоопасных» падежах – дательном и предложном – буква Е.
У существительных второго склонения трудности вызывает только предложный падеж, в котором пишется буква Е. У существительных третьего склонения во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.
Чтобы узнать, какую гласную следует писать в безударном окончании имени существительного, нужно вначале определить, к какому склонению относится это имя существительное, затем выяснить, в каком падеже оно употреблено, и вспомнить, какая гласная буква пишется в этом «ошибкоопасном» падеже.
2. Закрепляем изученное
Рассуждаем так:
Улыбнуться при встреч…. Встреча – имя существительное первого склонения, употреблено в предложном падеже, пишем букву Е в окончании.
Стремиться к цел… Цель – это имя существительное третьего склонения, у которого во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.
При написании безударных падежных окончаний имен существительных можно пользоваться другим способом проверки. Можно использовать «подстановочные» слова с ударными окончаниями во всех «ошибкоопасных» падежах. Для имен существительных первого склонения таким «подстановочным» словом будет слово лиса.
Рассуждаем так:
Писать в тетрадк…. Тетрадка – имя существительное первого склонения. Не определяя падеж, используем «подстановочное» слово лиса. Писал в тетрадке – писал в лисе.
Мы с вами помним о том, что у имен существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ,
-ИЙ (армия, сочинение, планетарий), во всех «ошибкоопасных» падежах действует правило двух букв И.
У существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ, в родительном, дательном и предложном падежах мы пишем две буквы И на конце (одна буква И принадлежит основе, вторая буква И относится к окончанию).
Рассуждаем так:
Подойти к Мари… Мария – имя существительное, оканчивающееся на -ИЯ. Во всех «ошибкоопасных» падежах в нем две буквы И на конце. Поэтому мы пишем подойти к Марии.
Побывать в планетари… Планетарий – имя существительное, оканчивающееся на -ИЙ. В «ошибкоопасных» падежах в нем работает правило двух букв И. Поэтому мы пишем
Список литературы
- Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Gramma.ru (Источник).
Yamal.org (Источник).
Домашнее задание
Задание №1
Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания.
Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).
Задание №2
Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. Укажите падеж существительных и обозначьте их окончания.
1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.).
interneturok.ru
Орфограмма «Буквы е и и в падежных окончаниях имён существительных»
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
xn--e1aogju.xn--p1ai
Буквы И и Е в окончаниях имен существительных
Попробуйте вставить на месте пропуска букву-окончание в именах существительных.Гулять по алле.., написать Ол.., в новом плать.., деревья в ине.., жить в роскош…, кататься на карусел…
Если у вас не возникло сомнения ни в одном из предложенных примеров, поздравляю: у вас замечательно развито «чувство языка». Но смею утверждать, что многие из вас вряд ли смогут объяснить, п о ч е м у решили вставить ту или иную букву в окончании. Уверена в этом, потому что знаю, что очень часто в методике преподавания этой темы в школе акценты делаются на то, чтобы просто запомнить, какую букву в каком падеже у существительного какого склонения надо писать! А попробуй-ка всё это запомни, да ещё на всю жизнь, да еще для трех склонений, да ещё для семи падежей…
Есть практическая подсказка.
Все существительные русского языка не зря разделили на три группы (на три склонения) — 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение. Их распределили так потому, что все существительные, попавшие в первую группу, изменяются по падежам одинаково и имеют одинаковые окончания. Это же можно сказать и о существительных 2-го и 3-го склонений.
Поэтому в случае сомнения (когда окончание стоит не под ударением и слышится нечётко) следует использовать проверочное слово — такое существительное этого склонения, в котором окончание стоит под ударением и звучит четко. Окончания в проблемном существительном будет таким же, как и в проверочном.
Для существительных 1-го склонения в качестве проверочного запомним слово «земля» (или «вода», «стена» или др., но с ударением на окончании). О существительных 2-го и 3-го склонения поговорим в следующем посте. Отдельно и чуть позже — об исключениях.
Вернемся к нашим примерам.
Гулять по алле…, написать Ол…
Существительные «аллея», «Оля» относятся к 1 склонению. Проверяем окончания в них словом «земля»: «гулять по землЕ», четко звучит окончание Е под ударением, значит, и в безударном положении будет тоже окончание Е, т.е. «по аллеЕ»
Написать Ол… (написать землЕ) , значит, ОлЕ.
Потренироваться:
pishipravilno.livejournal.com
Конспект урока русского языка в 5 классе. Буквы е-и в падежных окончаниях имен существительных
Тема: Буквы е, и в падежных окончаниях
имён существительных
Тип урока. Урок обобщения и систематизации изученного.
Цели как деятельность учеников.
М/п: воспринимать на слух устное сообщение, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из текста в план, из таблицы в текст).
4ЛР: находить орфограммыбуквы е, и в безударных падежных окончаниях имён существительных, писать слова с этой орфограммой, графически объяснять написания.
Ход урока
Оргмомент.
Проверка домашнего задания с элементами словарной работы.
1. Устные сообщения учеников на тему «Склонение имён существительных». Остальные составляют план ответа ученика, дают его оценку (полнота, последовательность, примеры и т.д.).
2. Учитель читает слова: бегемот, гитара, горизонт, копыто, тень.
– Запишите их в родительном падеже, единственном числе.
– Подчеркните орфограммы.
– Какое слово является лишним? (Тень – не словарное.)
– Выделите окончания имён существительных.
– Почему у этих существительных разные окончания, если падеж один и тот же? (Разные склонения.)
– В каком существительном можно допустить ошибку в написании окончания? Почему?
– В каких ещё случаях в правописании безударных падежных окончаний существительных можно допустить ошибку? (В Д. и П.п.)
III. Формулирование темы урока.
– Запишите пословицу:
Лучше пить воду в радости, чем мёд в кручине.
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Выделите окончания имён существительных. Определите падеж. Назовите орфограммы в падежных окончаниях.
– Сформулируйте тему урока. (Тема изучалась учениками в начальной школе.)
– Определите цель. (Отработать умение писать буквы е, и в безударных падежных окончаниях существительных.)
IV. Обобщение и систематизация изученного.
1. Анализ таблицы в учебнике после рубрики «Вспоминаем то, что знаем».
Ознакомительное чтение.
– Знакома ли вам эта таблица?
– Почему в ней приведены не все падежи? (Только в этих падежах есть окончания е, и, здесь можно допустить ошибку.)
– Почему в таблице приведены по два примера во всех косвенных падежах? (Ударные, безударные окончания.)
– Что надо делать, чтобы определить, какую букву писать в окончании в безударном положении? (Подобрать словопомощник.)
2. Работа по вопросам после таблицы.
Формулирование вывода о правописании безударных падежных окончаний и сравнение его с правилом в учебнике (кн. 2) на с. 56.
3. Беседа после чтения 1й части правила.
– Какие словапомощники вы запомнили?
– Можно ли воспользоваться одним словомпомощником для всех случаев? Почему? (Оно должно быть того же склонения, что и слово с безударным окончанием.)
– Каков опознавательный признак орфограммы?
– Как мы объясняем выбор буквы? (Определяем склонение, записываем словопомощник того же склонения в том же падеже, выделяем окончание, ставим ударение, подчёркиваем букву двумя чертами.)
V. Развитие орфографических умений.
Упр. 425 – развивается умение проверять безударные падежные окончания имён существительных способом подстановки (словамипомощниками с ударными окончаниями), отрабатывается навык графического обозначения условий выбора орфограммы.
Выполняются коллективно 2–3 примера, затем самостоятельно.
Упр. 427 – развивается умение конструировать словосочетания, употребляя существительные в предложном падеже, орфографически правильно оформлять их на письме.
Самостоятельно с взаимопроверкой. Одиндва примера под руководством учителя.
Дополнительно.
а) Устный диктант с сигнальными карточками (е–и).
Поражаться смелости, думать о жизни, мысли о Родине, идти по площади, сидеть на площадке, отвечать по математике, положить в сарае, побывать в музее.
б) Работа по карточкам (на оценку).
– Вставьте пропущенные буквы, объяснив написание е–и в окончаниях существительных:
Растут вдоль дорог…, запах полын…, помогать подруг…, идти по тропинк…, обрадоваться новост…, стоять на опушк… леса, песня о счасть…, ехать по магистрал…, книга в портфел…, вытащить из проруб….
в) – Составьте небольшой рассказ о «жизни» ваших школьных предметов (ручки, тетради, ластике и т.д.). Можно провести в виде конкурса «Лучший мастер рассказа (сказки)».
VI. Итог урока.
– Задайте вопросы по теме урока.
Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
VII. Домашнее задание.
1. Упр. 426.
2. Прочитать, запомнить правило на с. 56 (кн. 2).
infourok.ru
§ 13. Правописание окончаний слов разных частей речи. Буквы е
Определи род и склонение. Задай вопрос, определи падеж. | ||
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
М.р., ж.р. –а, -я. Р.п. –и, -ы Д.п. –е П.п. –е Был у площадки (1, Р.п.) Был на площадке (1, П.п.) Сравни: у земли, на земле. | М.р. – Ср.р. –о, -е П.п. –е На тополе (2, П.п.) Сравни: на коне | Ж.р. Ь Р.п. И Д.п. И П.п. И (с) (к) площади (3) (на) Сравни: (к), (на) степи |
-ия линия Р.п. –и Д.п. –и П.п. –и Был на станции. | -ие -ий растение санаторий П.п. –и На растении, в санатории. | На –МЯ ( 10 существительных) Р.п – И Д.п – И П.п. — И |
Примеры для орфографической разминки:
К Родине, к фабрике, к стене, к земле, к дяде (1-е скл., Д.п.). О дружбе, о стране, об Оле, на дороге, на тропинке(1-е скл., П.п.). О народе, в городе, на столе, о товарище, в небе(2-е скл., П.п.). Станция— у станции (послеИ, Р.п.), к станции(Д.п.), на станции( П.п.). Мария— у Марии(послеИ, Р.п.), к Марии (Д.п.), о Марии(П.п.). Гербарий— о гербарии(послеИ, П.п.). Внимание— во внимании(послеИ, П.п.). Знамя— у знамени(на-мя, Р.п.), к знамени (Д.п.), на знамени (П.п.). Пламя— у пламени(на-мя, Р.п.), к пламени(Д.п.), в пламени(П.п.).
Упражнение № 1 Запишите окончания существительных, объясняя выбор
без насмешки | 1 скл, Р.п. | с сирени | |
о благодарности | на зарядке | ||
без незабудки | на бандероли | ||
в подушке | без радости | ||
к теплице | на ветке | ||
без обложки | на тополе | ||
без нежности | на фитнесе | ||
без цепочки | без чашки | ||
о горстке | нет времени | ||
в шали | о прикосновении | ||
на театре | в санатории | ||
без милости | в пламени | ||
о власти | об опасности |
Диагностический набор №12 Гласные в падежных окончаниях имён существительных
Рабочая часть | Контрольная часть | |
Колонка №1
| Колонка №2 |
|
1 ночевать в палатк_ 2 ехать на трамва_ 3 пересказать по памят_ 4 игра на площадк_ 5 отрезок на лини_ 6 побывать на фестивал_ 7 отдыхать на дач_ 8 не замечать времен_ 9 идти по алле_ 10 появиться на небосклон_ | 1 отказаться от рол_ 2 гостить в деревн_ 3 успехи техник_ 4 достижения в экономик_ 5 сдача продукци_ 6 для развития хирурги_ 7 приборы в космос_ 8 стоять на пристан_ 9 жить на чужбин_ 10 ориентироваться в темнот_ | Е И Е Е И И Е Е И И Е И Е Е И И Е Е Е Е |
Колонка №3 | Колонка №4 |
|
1 предупреждать об опасност_ 2 в безмолви_ ночей 3 предостеречь от ошибк_ 4 расположиться в здани_ 5 сошел с пристан_ 6 в покачивани_ 7 запах акаци_ 8 увидишься в школ_ 9 мечтать о путешестви_ 10 томиться в невол_ | 1 записать в тетрадк_ 2 указать в заявлени_ 3 поступить по совест_ 4 от ночной сырост_ 5 по дорог_ 6 звонок у калитк_ 7 играть на роял_ 8 приехать к дочер_ 9 плыть по Кубан_ 10 в моем уединени_ | И Е И И И И И И И Е И И И Е Е И И И Е И |
Колонка №5 | Колонка №6 |
|
1 в новом изложени_ 2 завтракать в кафетери_ 3 думать о святын_ 4 на белом тюл_ 5 в пламен_пожара 6 масло в мотор_ 7 быть в парти_ 8 расположиться около рощ_ 9 идёшь по дорог_ 10 нужно заботиться о друг_ | 1 представлять в воображени_ 2 сохранить в памят_ 3 события в Казан_ 4 в ожидани_чуда 5 пятно на фланел_ 6 говорить о гени_ 7 при содействи_ 8 отдыхать в лагер_ 9 собака на сен_ 10 плакать от жалост_ | И И И И Е И Е И И И Е И И И И Е Е Е Е И |
Упражнение № 2. Существительные, стоящие в скобках, поставьте в указанных падежах
Существительное, склонение | Родительный падеж | Дательный падеж | Предложный падеж |
Пристройка, 1 скл. | пристройки | пристройке | о пристройке |
Лекция (-ия) | лекции | лекции | лекции |
траншея | |||
свидание | |||
медицина | |||
поликлиника | |||
циферблат | |||
история | |||
постановление | |||
старость | |||
место | |||
темя | |||
путь | |||
арбуз | |||
яблоня | |||
кровать | |||
пистон | |||
фасоль | |||
ткань | |||
ведомость |
studfiles.net
Орфограмма «Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных»
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
xn--e1aogju.xn--p1ai
Буквы Е и И в окончаниях имен существительных
{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}
ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 КЛАСС
ТЕМА: «БУКВЫ Е и И В ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
Словарные диктанты
1. В изложении, об армии, на территории, у фамилии, о лекции, на экскурсии, по электростанции, о сочинении, о Валерии, к Марии, без Лидии, в предложении, в гербарии, в планетарии, в растении, без артиллерии, в заявлении, о решении.
2. Об условии, на собрании, на занятии, в развитии, без редакции, на фотографии, в направлении, в произведении, в восхищении, в отдалении, в ученье, на открытии, в композиции, о резолюции, в предложении, в предписании, в окончании.
Выборочный диктант
Распределите слова в два столбика:
а) с окончанием -е в предложном падеже;
б) с окончанием -и в предложном падеже.
Думать о музее, театре, школе; побывать в санатории, ошибки в сочинении, встреча в гимназии, жить на Кавказе, говорить о решении, сидеть на скамье, выступить на собрании, жить в Рязани, ждать на почте.
Объяснительный диктант
Графически объясните выбор гласной в окончании, укажите падеж существительного.
Сообщить о постановке пьесы, присутствовать при беседе с участницей экспедиции, читать на веранде гостиницы, встретиться на лекции в музее, отдыхать в санатории, послать письмо Марии, нет свободного времени.
Проверочный диктант
1. В Закавказье и на Рижском взморье была солнечная погода. Письмо было адресовано Марии Алексеевне. Идти по знакомой местности. Расположиться на поляне. Появились цветы на листьях сирени. Поправьте ошибки в сочинении.
2. Люди давно знали, что бабочки совершают перелеты. Но о самих перелетах почти ничего не известно до сих пор. Как бабочки выбирают путь, как ориентируются в пространстве, какова их скорость в полете — многое интересует людей. Чтобы узнать все это, начали изучать перелеты бабочек всерьез. Конечно, это трудно: на бабочек ведь колец, как на птиц, не наденешь. Вот и придумали — метят их особой краской. Поймают, мазнут легонько кисточкой и отпускают. У каждой страны — свой цвет, а у каждой станции по изучению перелетов бабочек — особые знаки в виде точек и тире вроде азбуки Морзе.
Контрольные диктанты
***
Уже десять веков назад грамотность была распространена среди простых людей. В Новгороде, Смоленске, Пскове, Старой Руссе, Витебске, Москве археологи нашли и находят берестяные грамоты. Так в древности называли письма и документы. Причем грамот этих много, не десятки, а сотни. Значит, были на Руси грамотные, изобретательные люди, которые придумали свой собственный российский «папирус».
Кору бересты сначала кипятили, чтобы она приобрела прочность и эластичность. Потом обрезали по краям, чтобы получилась ровная грамотка. И затем процарапывали, выдавливали буквы железным или костяным стержнем, который назывался «писало».
(Из энциклопедии)
(82 слова)
***
Метки на животных принесли людям интересную информац(и,ы)ю. Синие киты, которые живут в Северном полушари(е,и), лето проводят в Арктик(е,и) у берегов Гренланди(е,и), Шпицбергена или у побережья Чукотк(е,и). А к зиме они уходят на юг, к берегам Африк(е,и), Азорским островам. По Тихому океану киты идут до Япони(е,и), а вдоль берегов Америк(е,и) до теплых вод Калифорни(е,и) и Мексик(е,и). Их регулярные маршруты рас(сс)тягиваются на 6 — 8 тысяч километров. Несколько раз китов находили в 1600 — 2000 километрах от того места, где они были помечены.
(Из журнала)
(79 слов)
{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}
samopodgotovka.com