cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Арт терапия в логопедии – — . , — .

Статья «Применение арт-терапии на логопедических занятиях»

Применение арт-терапии на логопедических занятиях

                            Теоретические основы арт-терапии

    Арт-терапия — терапия искусством — возникла на основе идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психиатрических заболеваний с помощью рисования. Метод основывался на том, что человек через художественное искусство выражал свои чувства и переживания и тем самым освобождался от них.

    Что такое арт-терапия?

    Сущность арт-терапии заключается в терапевтическом, коррекционном воздействии на субъекты методами искусства и проявляется в реконструировании и выходе из психотравмирующей ситуации. Все это происходит с помощью создания произведений искусства, вывода внутренних переживаний во внешнюю форму, а затем создания новых положительных эмоций и чувств.

    Виды арт-терапии

    Выделяют активную и пассивную арт-терапию. Первая предполагает побуждение к самостоятельному творчеству, пассивная — основана на использовании уже существующих произведений искусства. Также она может быть групповой и индивидуальной.

    Технологии арт-терапии

    В ходе занятий используются: рисунок, живопись, графика, скульптура, чеканка, фотография, лепка, резьба, выжигание, гобелен, мозаика, фреска, резьба по дереву, изготовление изделий из меха, кожи, ткани и т. д. В качестве материала могут быть применены как природные материалы (глина, мел, песок, листья, камни, ветки, овощи, фрукты и т. п., так и искусственные (краска, гуашь, бумага, пластилин, веревка целлофан и т. п.).

    Применение, возможности и функции арт-терапии.

    Арт-терапия выполняет несколько функций: самовыражения, развития личности и отношений в социуме, снятие напряжения, помогает осознать некоторые психологические проблемы. В последнее время функции арт-терапии широко используются для оказания психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами; имеющим замедленное развитие.

    Основные направления и виды арттерапии

    Арт-терапия включает множество направлений и видов, основные из них:

    — изотерапия (рисуночная терапия) – работа с рисунком и цветом: рисование; работа с глиной и пластилином и т. д. ;

    — библиотерапия — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;

    — музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

    — имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

    — сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

    — кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную;

    — драматерапия — разыгрывание какого либо сюжета;

    — игровая терапия — основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личность;

    — куклотерапия — основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой;

    — коррекционная ритмика — вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия;

    — хореотерапия (лечение танцем) — активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку, и т. д.

    Изотерапия (рисуночная терапия) — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также — освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании ребенка окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. Итак, рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события.

    Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра, — произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе. Основные задачи игровой терапии таковы: облегчение психологического страдания ребенка; укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности; развитие способности эмоциональной саморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок — взрослые», «ребенок — другие дети»; коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции; коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

    Музыкотерапия — это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра переживаний и формирование такого мировоззрения, которое помогает человеку быть здоровым и счастливым. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирование высокого строя мыслей.

    Сказкотерапия — это лечение сказками, при котором происходит совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на направленную помощь в трудных ситуациях. В сказкотерапии различают директивный и недирективный подходы. В директивной терапии терапевт руководит терапевтическим процессом: задаёт темы, наблюдает за поведением ребёнка и интерпретирует его. В недирективной сказкотерапии роль психотерапевта снижается: основная функция сводится к созданию атмосферы эмоционального принятия ребёнка и условий для спонтанного проявления его чувств. В практической психологии можно встретить несколько способов работы со сказками как с проекцией, в зависимости от того, какие задачи ставит психолог: — использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются. Сказки делятся на пять видов в зависимости от назначения: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические.

    Танцевально-двигательная терапия — терапия, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями. Одним из главных достоинств танце-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. По Райху, человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями и чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту.

    Задачи арт-терапии

    Арт-терапия имеет как наиболее общие задачи, так и личностные.

    Общие задачи арт-терапии включают в себя:

    • разработку научных основ терапевтической и коррекционной основы психологической помощи детям с отклонениями в развитии;

    • научное обоснование терапевтической помощи детям с различными нарушениями развития;

    • обобщение всего накопленного опыта арт-терапевтических исследований и внедрение его в систему специального образования с целью его гуманизации и совершенствования;

    • совершенствование системы организации обучения в специальных образовательных учреждениях средствами искусства и подготовки соответствующих специалистов.

    Частные задачи арт-терапии:

    • осуществление средствами искусства коррекции и профилактики нарушений развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, развития и формирования личности;

    • создание условий для социокультурной адаптации ребенка с нарушениями;

    • адаптация арт-терапевтических методик и использование их при работе с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, психики;

    • выявление особенностей и определение уровня эффективности арт-терапии в специальном образовательном учреждении;

    • разработка арт-терапевтических технологий, необходимых для коррекции нарушений у детей-инвалидов;

    • коррекция вторичных нарушений в развитии ребенка, помощь в адаптации в обществе средствами культуры и искусства;

    • обеспечение средствами искусства познавательных потребностей детей с нарушенным развитием.

    Таким образом, основная задача арт-терапии средствами искусства — произвести терапевтическое воздействие на ребенка с отклонениями в развитии с целью его гармоничного развития и адаптации в микросреде детского коллектива и макросреде общества.

    Конспект логопедического занятия по дифференциации фонемимеющих акустико-артикуляторное сходство [В][В’] и [Ф][Ф’]

       

      Цель: выделять звуки [В][ В’]и [Ф][Ф’] в речи, дифференцировать эти звуки в словах, в предложениях, в тексте.

      Задачи:

      Коррекционно-образовательные:

      — различать звуки[В][В’]и [Ф]Ф’] при произношении, в словах, в предложениях, в тексте;

      -закреплять артикуляционный уклад звуков, давать характеристику звуков;

      -дифференцировать звуки по твердости- мягкости, звонкости-глухости;

      -закреплять навык звукового анализа и синтеза;

      Коррекционно-развивающие:

      -развивать общую моторику, согласованность движений и речь;

      -развивать познавательные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;

      -развивать фонематические процессы;

      Коррекционно-воспитательные:

      -создавать ситуацию успеха;

      -стимулировать речевую активность;

      Здоровьесберегающие технологии на логопедическом занятии

      Гимнастика для глаз

      Арт-терапия (библиотерапия, музыкотерапия)

        Цель: применение здоровьесберегающей технологии в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

        Задачи:

        -учить детей приемам сохранения здоровья;

        -восстановления сил;

        -развития переключаемости;

        -стимуляции работоспособности и мышления;

        -укрепление зрения

        Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с буквами «в», «ф», 3 конверта, карточки с заданиями, мяч, музыкальное сопровождение)

        Ход занятия:

        I.1. Организационный момент

        -Сядьте те, у кого в имени и фамилии нет звуков [В и Ф].

        -Какой по счету звук [В,Ф] в вашем имени или фамилии?

        2. Представление героев

        -Как зовут этих литературных героев?

        Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

        с и л а В и а с е р д а Ф о

        Василиса , Федора

        -Назовите 1 звук в именах.

        3. Давайте представим как они выглядят, опишите, пожалуйста. (включаем музыку)

        II. Основная часть.

        1. Обьявление темы занятия.

        -Будем учиться выделять [ В-Ф ] в речи, различать эти звуки в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте.

        2. Сравнительная характеристика звуков:

        [В]-согласный, парный, звонкий., бывает тв., мягк.

        [Ф]-согласный, парный, глухой, бывает тв., мягк

        — Что общего у этих звуков?

        — Чем отличаются?

        Наши гости Василиса Премудрая и Федора принесли много интересных заданий.

        3. Развитие фонематического слуха в словах. Василиса Премудрая хочет поиграть с ребятами. Игра «Cлышим звуки [В,Ф]?»

        Работа с карточками В Ф

        Ваня, Федя, вата, фантик, фасоль, валенки, флаг, туфли, фиалка, вишня, сова

        4. Развитие фонематического слуха.

        -Сосчитайте сколько звуков [Ф] прозвучит в тексте.

        В цирке.

        Федя с папой были в цирке. Там выступали гимнасты, клоуны, факиры, фокусники. Больше всего Феде понравился фокусник. Фокусник с помощью платка превращал фикус в фиалку, телефон в магнитофон, фасоль в финики. Федя очень удивлялся и не мог понять, как это происходит. «Когда я вырасту, то тоже стану фокусником и буду работать в цирке»- решил Федя.

        -Сосчитайте сколько звуков [В] прозвучит в тексте.

        Волки.

        Вова видел по телевизору фильм о волках. У волков были два маленьких волчонка. Вначале волки приносили волчатам разных зверьков. Потом Вова увидел, как волки учат волчат охотиться. Из фильма Вова узнал многое о повадках волков.

        5. Покажем гостям, как вы умеете быстро читать слоги.

        Развитие фонематического восприятия на уровне слога.

        Чтение слоговых таблиц.

        фа-ва-фа фи-фи-ви-ви

        фо-во-фо вы-фы-фы-вы

        фы-вы-вы ве-фе-фе-ве

        6. Федора хочет поиграть с ребятами.

        Дифференциация [В-В’] в словах

        Если [В]-то поднимаем руку прямо,

        Если [В’]-то рука изображает волну.

        Ветер, ваза, ворона, веер, волк, волна, Вадик, великан, винт

        Дифференциация [Ф-Ф’] в словах

        Если [Ф]-то поднимаем руку прямо,

        Если [Ф’]-то рука изображает волну.

        Фары, конфета, фикус, фен, фото, фасоль, Федя, финиш, фанера.

        7. Прочитайте слова.

        – Что одинаковое во всех словах?

        Преобразуйте слова, заменяя звуки [В,В’] парными звуками. Обьясните смысл слов.

        сова- вон- ворс-

        винт- вата- Ваня-

        ваза- вены- враки-

        8. Закончите предложения, выбрав подходящее слово.

        На домах развиваются ….

        На полях много … влаги, флаги

        В лесу живет …. софа, сова

        В комнате стоит ….

        Кровь брали из …. фены, вены

        Продаются ….

        9. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

        Федора расстроилась, что посуда убежала и при письме перепутала буквы

        В,Ф. Прочитайте слова. Исправьте ошибки. Запишите слова в тетрадь.

        авиша влаг

        врукты пофар

        вен феник

        верма офощи

        время тувли

        — Сколько слов Федоре удалось написать верно?

        10. Гимнастика для глаз. Музыка. Эта гимнастика улучшит ваше настроение, придаст вам сил, укрепит зрение.

        — Следите взглядом за движением предметов.

        11. — Помоги определить чьи это вещи, Василисы или Федоры.

        Рассмотрите и назовите картинки. Разложите их в 3 конверта.

        В Ф В, Ф

        Алфавит, вафли, васильки, туфли, клюква,сливы,картофель,клевер, вишня, телефон, рукавицы, светофор.

        12. Развитие зрительного восприятия и внимания.

        Василиса Премудрая дает задание.

        Расшифруйте слова.

        Добавьте буквы (ф, в). Запишите слова в тетрадь. Подчеркните буквы В и Ф.

        Шар, па…лин, кон. еты, …олк, ту…ли, по…ар.

        -Назовите слова ласково.

        13. Физкульминутка.(Игра на внимание «Повтори-услышь)

        14. Дифференциация В –Ф в словосочетаниях.

        Прочитайте слова.

        Составьте словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова.

        Словосочетания запишите в тетрадь. Подчеркните буквы В и Ф.

        Слова-предметы слова-действия

        алфавит завязать

        веер выучить

        лифт зацвела

        шарф купить

        фонтан бьет

        фиалка вызвать

        15. Дифференциация В-Ф в тексте. Прочитайте текст.

        Добавьте пропущенные буквы Ф, В.

        Василиса Премудрая гуляла в краси…ом саду. В саду бьет …онтан. Около

        …онтана ц…етут …иалки, …локсы, …асильки и …ысокой стеной растет тра…а. По тра. е гуляют …азаны. Сад украшают …онари. За …асилисой …нимательно наблюдал …олк.

        Взаимопроверка. Ученик проверяет работу рядом сидящего ученика.

         

        III. Итог занятия.

        — Чему учились на занятии? Учитель подводит итоги занятия.

        -Учились выделять звуки [В] [В’] и [Ф] [Ф’] в речи, различать эти звуки в слогах, словах, в предложениях.

        Давайте закрепим наши успехи и сочиним небольшую сказку о Василисе и Федоре ( по желанию добавить иллюстрацию)

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        Статья по теме » Арт-терапия в логопедии «

        Ломакина А.А., учитель-логопед МБДОУ № 254. г. Ростов-на-Дону

        Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, описать его, рассказать о каком-то событии, явлении.

        По мнению А.В.Текучева [4] под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой , представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.

        Использование изотерапии и игротерапии, как методов арт-терапи, позволяют развивать связную речь у дошкольников.

        Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием. Рисование стимулирует  мышления, воображения, речи, помогает снять напряжение.

        По мнению А. И. Захарова [3] и других специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений. В образовательных учреждениях педагоги могут применять данный метод в развитии связной речи в следующих вариантах:

        — рисование на сюжет рассказа с последующим представлением своего рисунка ;

        — рисование на определенный сюжет способствует лучшему осмыслению и повышает качество пересказа;

        — занятия с кубиком по развитию связной речи ;

        — используя рисования разными способами (пальчиками, ладонью, ватными палочками, печатаньем различных предметов, развивается мелкая моторика )

        Игровая терапия – это приём, используемый для диагностики и лечения расстройств у детей с нарушением речи [2].

        Принципы по использованию песочной игротерапии в развитии связной речи:

        • развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика, которые напрямую связаны с мыслительными операциями [3];

        • стабилизируется эмоциональное состояние детей,(песок обладает свойством поглощать негативную психическую энергию) [2];

        • расширяется словарный запас слов, вырабатывается навык связного высказыванияразвиваются фонематический слух и восприятие.

        Таким образом, наполняя разные виды детской деятельности, методами арт-терапии, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим и интересным.

        Список литературы

        1.Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.- 66 с.

        1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: «Златоуст», 2015. — 80 с.

        3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 20016.6. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре, под ред. Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 2013.

        4. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. -М.,2006.-Т.

        Заявка на участие в конференции

        infourok.ru

        Методическая разработка по логопедии на тему: Применение элементов арт-терапии на логопедических занятиях.

        Слайд 1

        Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Буратино», с. Богучаны Применение элементов арт-терапии на логопедических занятиях Учитель-логопед МКДОУ д/с №7 «Буратино» Разгонюк О.С. Тел. 89029711440. Февраль 2017г.

        Слайд 2

        Представляю вам 3 интересных элемента арт-терапии: 1. «Нано гам» — жвачка для рук, новейшая разработка учёных; 2. «Радужные нити» — работа с шерстяной нитью; 3. «Волшебное облако» — работа с пеной.

        Слайд 3

        Актуальность выбранных приемов работы в том, что у детей дошкольного возраста преобладает игровая деятельность, и, используя игровые приемы на занятиях, можно решать одновременно несколько задач: Поддержание интереса ребенка к занятиям; Развитие мелкой моторики пальцев рук; Развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи; Улучшение межполушарных связей коры головного мозга (КГМ) за счет одновременной работы его моторной и речедвигательной зоны и, как следствие, улучшение качества и скорости коррекции речевых нарушений у детей.

        Слайд 4

        «НАНО ГАМ» – жвачка для рук

        Слайд 5

        На занятиях по коррекции звукопроизношения я использую некоторые приемы работы с «Нано гамом»: надавливание, растягивание и другие действия совместно с проговариванием речевого материала, насыщенного отрабатываемыми звуками.

        Слайд 6

        Для детей с дизартрией или с ее стертой формой подобная деятельность особенно важна.

        Слайд 7

        «РАДУЖНЫЕ НИТИ»

        Слайд 8

        «Радужные нити» – доступный способ сделать занятия интереснее и эффективнее.

        Слайд 9

        Наматывание нитки на руку различными способами, выкладывание из ниток различных образов стимулирует работу головного мозга, мелкой моторики пальцев рук, развивает пространственную координацию и т.д.

        Слайд 10

        «Волшебное облако»

        Слайд 11

        «Волшебное облако» помещено внутрь обычного файла и наложено на специальные таблички со слогами и словами. Оно значительно повышает интерес ребенка к обучению чтению.

        Слайд 12

        Благодарю за просмотр! До новых встреч!

        nsportal.ru

        Арт-терапия в коррекции заикания

        Аннотация:

        Отечественные и зарубежные ученые уже много лет занимаются изучением причин и механизмов заикания. Рассмотрев их точки зрения на проблему, можно сделать вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны. Но, в любом случае, необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющее единство.

        К преодолению заикания необходим комплексный подход. В дополнение к комплексному подходу каждый логопед ставит перед собой цель — найти приемы, способы, средства, которые позволили бы перевести зачатки свободной речи у заикающихся из области узких, особых для них условий в обстановку естественного общения с окружающими людьми.

        В своей статье я рассматриваю возможности использования арт-терапевтических методов на логопедических занятиях по коррекции заикания. Считаю, что занимаясь творчеством , ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Он постигает окружающую действительность, свои возможности, моделирует взаимоотношения и выражает различного рода эмоции, в том числе и отрицательные, негативные. Поэтому методы арт-терапии на логопедических занятиях используются для снятия психологического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов.

        Использование арт-терапевтических приемов в логопедических занятиях по коррекции заикания.

        Заикание — это самое распространенное нарушение речи, которое проявляется в расстройстве координации речедвигательных актов. Проблемами заикания занимаются с древних времен до наших дней. Существует множество теорий по поводу механизма заикания. Но до сих пор заикание характеризуется как сложное речевое расстройство, которое требует дальнейшего углубленного изучения.

        Заикание развивается либо на фоне выраженного органического поражения головного мозга, либо на фоне минимальной мозговой дисфункции. От этого зависит степень тяжести проявления дефекта, его стойкость, а также выбор методов для его коррекции. Коррекция заикания осуществляется комплексным подходом: медикоментозное лечение, психотерапия, логопедические занятия. Комплексное воздействие дает возможность улучшить коммуникативную функцию речи, положительно воздействовать на личность заикающегося ребенка, научить ребенка приемам саморегуляции в трудных речевых ситуациях

        Для достижения лучших результатов возможно использование психотерапевтических приемов на логопедических занятиях.

        При поступлении в школу у детей наблюдается усиление заикания, появившегося еще в дошкольном возрасте. Постоянные волнения, преобладание возбуждения над торможением, двигательное беспокойство мешают сосредоточиться на восприятии материала и выполнении заданий на уроках, на предмете разговора с собеседниками. Такие школьники неточно формулируют свои мысли, говорят отрывисто, усеченными фразами, многократно повторяя лишние слова и слоги.

        У них часто нарушается эмоционально-волевая сфера. Они постоянно находятся во власти отрицательных эмоций, порой становятся плаксивыми, раздражительными, а иногда и агрессивными. Частая смена настроений, неуверенность, страх речи усугубляется неадекватным отношением к себе окружающих. Заикающиеся замыкаются в себе, избегают речевого общения.

        Как известно, главным условием естественной речи являются спокойное состояние нервной системы и мышечная расслабленность. И поскольку заикание — это расстройство не только речи, но и нервной системы, то при его устранении необходимо научить школьников освобождаться от мышечного и нервного напряжения.

        Преодолеть это поможет использование арт-терапевтических технологий на логопедических занятиях по коррекции заикания.

        Что такое арт-терапия? Арт-терапия (от англ.-art-искусство; therapy-терапия, лечение, уход, забота) — диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д. Арт-терапия-метод психотерапии, использующий для лечения и коррекции художественные приемы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, актерское мастерство, создание историй и многое другое.

        Первые попытки использовать в работе с детьми изобразительные приемы в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента, а также стимулятора их психического развития имели место еще в первой половине ХIX века.

        «Педагогическое» направление в арт-терапии всегда было значимо и развивалось параллельно с «медицинским». Специалисты, работающие в этой области, не склонны считать, что используемые ими формы изобразительной работы ребенка имеют отношение к его «лечению». Они предпочитают пользоваться терминами «эмоциональное воспитание», «эмоциональное образование», «развитие творческого начала» и т. д., как более точно отражающими направленность их деятельности.

        При всех очевидных различиях в подходах «медицинского» и «педагогического» направлений нельзя не признать, что между ними существует тесная связь. Художественное самовыражение детей в тех формах, которые используются «педагогическим» направлением , так или иначе обращено к укреплению психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как весомый психокоррекционный фактор. Это помогает ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие.

        Большинство заикающихся находятся в состоянии стресса, испытывает чувство тревоги, что усиливает внешние проявления заикания. Судорожное напряжение мышц речевого аппарата распространяется на мышцы шеи, груди, живота и конечностей. Желая избавиться от этого состояния в неповинующихся мышцах речевого аппарата, заикающиеся стараются помочь себе: они прикрывают ладонью рот, прищелкивают пальцами, переминаются с ноги на ногу и т. д. Пытаясь избавиться от напряжения одних мышц, они напрягают другие, а это препятствует быстрой смене естественных артикуляционных движений речи. В результате отклонения от нормальной естественной речи усиливаются.

        Одной из особенностей заикающихся заключается в том, что он в большинстве случаев затрудняется в вербализации своих проблем и переживаний. Для него естественна невербальная экспрессия, в том числе изобразительная. Следует принимать во внимание, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания непосредственнее и живее, чем в словах, «звучат» в изобразительной продукции. Происходит отвлечение заикающегося от речевого дефекта.

        Мышление ребенка образнее и конкретнее мышления большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку ребенка можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости.

        Используя на занятии методы арт-терапии следует учитывать живость и богатство детской фантазии. Немаловажна и ролевая пластичность ребенка, его естественная склонность к игровой деятельности. Всем этим можно пользоваться, создавая на занятиях особую атмосферу игры и творчества и, подбирая вместе с детьми, соответствующие сюжеты и темы. Раскрывая свои творческие замыслы ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, это приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении.

        Учащиеся постепенно осваивают технику правильной речи, у них появляется свободное речевое дыхание, не напряженная артикуляция, спокойный темп речи, умение говорить ритмично, с паузами, а также формируются навыки произвольного и самовнушения. Благодаря этому становится возможным общение в более сложной психологической обстановке. Повышается самооценка ребенка, что является важным этапом на пути осознания им своего внутреннего мира. Это помогает заикающимся детям раскрыться и в кругу своих сверстников и в семье, почувствовать себя интересным собеседником.

        Хасанова Гульшат Миннахметовна,
        учитель-логопед,
        МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №78″
        Приволжского района г.Казани

        logoportal.ru

        Презентация к уроку на тему: «Арт-терапия в коррекции речевых нарушений у дошкольников»

        Слайд 1

        Арт-терапия в коррекции речевых нарушений у дошкольников Подготовила Лабузнова Т.М. учитель-логопед МБДОУ № 18

        Слайд 2

        Арт-терапия –это… Художественная терапия, или терапия искусством Совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции Комплекс арт-терапевтических методик Направление психотерапевтической и психокоррекционной практики

        Слайд 3

        Термин «арт-терапия» /буквально: терапия искусством/ ввёл в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулёзными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровь я.

        Слайд 4

        Виды арт-терапии

        Слайд 5

        Основная цель арт-терапии Гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания

        Слайд 6

        Арт-терапия в педагогике Направление педагогической деятельности, использующее искусство в целях оптимального решения задач воспитания, обучения, развития, формирования, коррекции последнее время стали называть арт-педагогикой. Оно носит междисциплинарный , практикоориентированный характер и отражает современные тенденции к интеграции знаний.

        Слайд 7

        Синонимы термина « арт-педагогика » Арт-терапевтическая педагогика (Л. А. Аметова-Давыдовская ) Психопедагогика искусства (В. П. Анисимов) Арт-педагогический подход (О. С, Булатова) Арт-терапия

        Слайд 8

        Одна из задач арт-терапевтической педагогики – помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства. Продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют прикладное значение: они служат материалом для анализа породивших их переживаний.

        Слайд 9

        Принципы арт-терапевтического взаимодействия в педагогике поддерживать в ребёнке его чувство собственного достоинства и позитивный образ «Я». говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребёнка; отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребёнка с самим собой, а не с другими детьми; не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования, не навешивать «ярлыки»; не навязывать ребёнку способов деятельности и поведения вопреки его желанию; принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребёнка независимо от содержания, формы, качества.

        Слайд 10

        Арт-терапевтическая педагогика в дошкольном образовании Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Она позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Кроме того, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

        Слайд 11

        Арт-терапевтическая педагогика в логопедической работе Увеличение количества детей, имеющих речевые патологии, диктует необходимость пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционно-развивающей работы в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольных образовательных учреждений. У детей с речевыми патологиями нередко обнаруживается сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. Они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения.

        Слайд 12

        Изотерапия Изотерапия (рисуночная терапия) — один из наиболее распространенных видов арт-терапии. Рисование — это творческий акт, позволяющий ребенку с ограниченными возможностями ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. рисование широко используется в работе с детьми с ОВЗ для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов и т.д.

        Слайд 13

        Техники изотерапии Техника « мандала » (рисование в круге) – включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, способствует изменению состояния сознания человека и открывает возможность для личностного роста. Техника образа и пластики настроения – работа с пластилином, тестом или глиной используется для снятия мышечного напряжения, а также способствует развитию навыков самоконтроля, формирует творческую активность. Техника фотоколлажа и аппликаций – способствует снятию мышечного напряжения, развивает абстрактное мышление и креативность Ниткография Рисование пальцами, ладонями Техника рисования на стекле

        Слайд 14

        Музыкотерапия Начиная с 19 века наука накопила немало подтверждений воздействия музыки на человека. Музыка: Укрепляет иммунную систему Улучшает обмен веществ Активизирует восстано- вительные процессы

        Слайд 15

        Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях у детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Слайд 16

        Звукотерапия Комплекс психосоматической регуляции свойств человеческого организма , основанный на использовании звука в лечебных целях Звуки: Успокаивают нервную систему Гармонизируют жизнь Оказывают общее исцеляющее действие на организм

        Слайд 18

        Звукотерапия Звук [и] заставляет вибрировать носоглотку и гортань, благотворно влияет на работу почек, лечит глаза, стимулирует гипофиз, щитовидную железу, улучшает настроение, усиливает творческие возможности. Звук [а] стимулирует верхнюю часть легких, снимает напряжение Звук [у] укрепляет горло и голосовые связки, способствует вентиляции легких , дает прилив сил и энергии, усиливает динамику жизни Звук [о] благотворно влияет на весь организм Звук [э] очищает организм от негативных эмоций Сочетания звуков и [о] и [ и ] полезно для сердца Сочетание звуков [и] ,[э] воздействует на железы внутренней секреции и мозг

        Слайд 19

        Чистоговорки как пример звукотерапии А-а-а, а-а-а, а-а-а – светит на небе луна А-а-а, а-а-а, а-а-а – моей дочке спать пора А-а-а, а-а-а, а-а-а – засыпай, моя краса А-а-а, а-а-а, а-а-а – спи спокойно до утра Уа-уа – наша Сонечка мала Уа, уа –любит петь она с утра уа, уа – подпеваю ей сама

        Слайд 20

        Кинезиотерапия (логоритмика) Логоритмика — ритмические речевые упражнения с целью развития и коррекции речи (фонематического слуха, развития артикуляционного аппарата, правильного интонирования, совершенствования свободной речи) Логоритмика способствует развитию чувства ритма, снижает общую скованность, напряжение, формирует плавность, пластичность движений

        Слайд 21

        Иммаготерапия ( куклотерапия ) Метод психологической помощи посредством кукол Самая действенная и распространенная форма это кукольный театр Куклотерапия — это праздничная, волшебная психотерапия Вождение кукол даёт нам всем (и детям, и взрослым) следующее: «Мануальный интеллект» (развивает мелкую моторику руки и пластику кисти), развивает способности к образному мышлению, учит концентрировать внимание, развивает очень редкое и обязательное для художника умение: выражать характер малыми средствами!

        Слайд 22

        Игротерапия Разновидность арт-терапии, использующей игру и игрушки в психокоррекционных целях Игры активно используются психологами, дефектологами, логопедами и другими педагогами

        Слайд 23

        Пескотерапия основная цель песочной терапии для детей с различными психофизическими нарушениями — помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения

        Слайд 24

        Библиотерапия (сказкотерапия) Наиболее приемлемой методикой для работы с детьми дошкольного возраста является один из видов библиотерапии — сказкотерапия

        Слайд 25

        Сказки для сказкотерапии

        Слайд 26

        Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми

        Слайд 27

        В работе с детьми я применяю метод логосказки, использующий элементы сказкотерапии, поскольку данный метод обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу ребёнка.

        Слайд 28

        От простого к сложному: Этапы работы со сказкой Работа с детьми по сказкам строится по следующему алгоритму: Прослушивание знакомой сказки с последующим анализом детей. Групповое и индивидуальное рассказывание сказок Групповое и индивидуальное придумывание сказок: Рассказывание известной сказки с придумыванием к ней продолжения Рассказывание сказки от имени персонажей сказки Рассказывание сказки наизнанку … Придумывание «своей» сказки.

        Слайд 30

        Итоги работы показали, что сказки имеют значительный потенциал для развития познавательного интереса у детей, литературной речи, творческого воображения, логического мышления, психических процессов. Сказка позволяет органично использовать различные виды арт-терапевтической педагогики : куклотерапию , театрализацию, изотерапию , логоритмику , психогимнастику , игротерапию .

        Слайд 31

        Проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются разные виды арт-терапевтической педагогики наиболее эффективно, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается речь детей, а главное — развиваются коммуникативные умения.

        Слайд 32

        Какими бы ни были виды, формы, способы развития творческих способностей ребенка, главное – чтобы ребенок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны взрослых (воспитателей и родителей), научился мыслить свободно и смело. Только от нас зависит будет ли жизнь ребенка удивительной и интересной!

        Слайд 33

        Спасибо за внимание

        nsportal.ru

        Учебно-методический материал по логопедии на тему: Арт-терапия в системе работы по развитию мелкой моторики

        Муниципальное образовательное учреждение

        «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

        Выступление на семинаре

        «Возможности арт-терапии  в развитии детей с нарушениями коммуникации»

        Тема:  «Арт-терапия в системе работы по развитию мелкой моторики»

             Учитель-логопед Осадченко Галина Ивановна

        «Чтобы чётко говорить, нужно с ручками дружить!»

        Современная наука рассматривает кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат, т.е. проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона.  В связи с этим необходимо целенаправленно и систематически развивать мелкую моторику рук, особенно у детей с недоразвитием речи. Добиваться положительной динамики помогает использование различных приёмов арт-терапии.  Арт- от английского «искусство», арт-терапия- направление в психологической коррекции, основанное на применении искусства и творчества. Творческий подход к применению разнообразных упражнений для развития мелкой моторики- это тоже одно из направлений арт-терапии. Все упражнения на развитие мелкой моторики  условно можно разделить на несколько групп.  

        1-ая группа- это упражнения на развитие тактильных ощущений и и кинестетического компонента двигательного акта.  Это- самомассаж- один из видов пассивной гимнастики, оказывающий тонизирующее действие на ЦНС. Он необходим для улучшения координации произвольных движений, для восстановления ослабленных мышц, для снятия излишнего напряжения. НО Но необходимо соблюдать требования к проведению массажа, чтобы не нанести вред  здоровью ребёнка. Руки ребёнка должны быть чистыми, без царапин и язвочек- то есть без повреждений. После каждого упражнения дети должны выполнять расслабляющие поглаживания , или встряхивание рук. Для массажа можно использовать различные приспособления и мелкие предметы: массажные и зубные щётки «ёжики», маленькие каучуковые или теннисные мячики, грецкий орех, карандаши, «колючие колечки», каштан. Начинаем самомассаж всегда с прогревающих движений, что делает мышцы более податливыми и помогает избежать болевых ощущений. Делается самомассаж на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать словами, стихами, или счётом.

        Кроме самомасажа в 1-ую группу входят упражнения

        -на расслабление мышц: «Посоли суп», «Птички клюют», «Погладь котёнка», «Погладь, как мама», Качели», «Маляр» и другие;

        -на растяжение мышц для снятия в них застоя и скованности: «Вот шагает великан», «Дотянись до края дорожки»;  

        -упражнения на развитие тактильных ощущений, мышечной памяти, кинестетики. Для развития тактильной и кинестетической чувствительности эффективен пальчиковый бассейн- небольшой, примерно 5-литровый таз, контейнер с крышкой , наполненный сыпучим материалом с необычной текстурой. Это может быть любая крупа (манная, пшённая, гречневая), пшеничные хлопья, фасоль, горох, крышки от пластиковых бутылок, теннисные мячики. Арт-терапевтический эффект повышается при использовании  нового, неожиданного наполнителя бассейна.

        2-ая группа упражнений- это упражнения на одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики, то есть сопряжённая гимнастика. Например: губы в улыбке, проговариваем ПИ и в это время пальцы рук расходятся в разные стороны, веером.

        3-я группа –упражнения на развитие силы мышц кистей и пальцев рук. (Можно использовать мелкие предметы в упражнениях) «Пасть тигра кусает шар», «Обезьяна хватает персик», «Пальчиковый футбол», упражнения с резиновым эспандером, шнурками, «отвинчивание и завинчивание крышек». При сжатии и сдавливании шар нужно держать очень плотно, добиваясь ощущения ломоты, растягивания; сжатие и расслабление необходимо чередовать. После обязательно выполнить растирающий самомассаж или массаж рук «каштаном», «мячиком», «ёжиком».

        4-ая группа-упражнения на развитие кинестетических компонентов двигательного акта, развивающие умение сохранять и удерживать определённую статическую позу. Их выполняют по очереди одной и другой рукой, затем вместе двумя руками. Например: «Кошка», «Коза», «Улитка», «Зайка», «Петушок», «Собачка», «Крокодил», и т.д.

        5-ая группа –самая большая группа упражнений на  развитие динамического компонента двигательного акта. В неё входят упражнения для работы с ритмами; на развитие умения переключаться с одной позиции на другую; умения противопоставлять большой палец остальным, например: «Пальчики здороваются», «Моя семья», «Колечки», «Кулак-ребро-кулак», «Кулак- ребро-ребро», «Кулак-ребро-ладонь». Чтобы интереснее- выполнить со словами, учитывая возраст и индивидуальные возможности детей. Например: «НА  БАЗАРЕ (кулак) СПОЗАРАНОК (ребро) НАКУПИЛ (ладонь) БАРАН (кулак) БАРАНОК  (ребро).

        6-ая группа – упражнения на развитие мелкой мотрики и формирования графомоторных навыков. Примерные задания :»Проведи по линии» , «Больше-меньше», «Повтори рисунок», «Закончи узор», «Соедини точки», «Дорисуй половинку», «Обведи и заштрихуй», «Нарисуй букву по точкам», «Заштрихуй букву» и т.д.  Для  успешного развития мелкой моторики используются арт-приёмы : лепка букв из пластилина, воска, солёного теста; рисование букв на манке  — манка в тарелочке или на подносике; ощупывание букв, вырезанных из наждачной бумаги; вырывание букв из газетной бумаги; выкладывание букв из фасоли, гороха или крупы на карточках, намазанных пластилином. В свободной деятельности детям можно предложить игры : «Собери бусы», «Кубик Рубика», «Вырежи и наклей», «Шнуровки», «Застёжки», «Мозаики», мелкий конструктор, разрезные картинки.

        Систематически,  целенаправленно и поэтапно  используя методы арт-терапии в развитии мелкой моторики у детей , я убедилась, что у детей повышается работоспособность за счёт тонизирующего воздействия на кору  больших полушарий; одновременно с развитием тонких дифференцированных  движений пальцев рук становится более подвижным артикуляционный аппарат, исчезают явления моторной истощаемости, заметно улучшаются речевые возможности.  

        nsportal.ru

        Арт-терапевтические технологии в логопедии — Реферат

        Оглавление

        Введение        3

        Глава 1. Арт-терапевтические технологии        4

        1.1. Формирование арт-терапии        4

        1.2. Телесно-ориентированная техника        6

        Глава 2. Виды арт-терапии        8

        2.1. Вокалотерапия и музыкотерапия        8

        2.2. Современные технологии сенсорного восприятия        10

        Заключение        16

        Литература        17


        Введение

        Логопедия находится на пересечении таких наук, как педагогика, психология и медицина, практикуя и адаптируя к своим специфическим потребностям, наиболее эффективные методы, являющиеся нетрадиционными для этой сферы. Но при этом они помогают оптимизировать работу логопеда.

        В логопедии используются различные инновационные технологии. Инновационными технологиями в общем виде называют внедренные, новые, методы и инструменты, обладающие повышенной эффективностью, и представляющие собой конечный результат интеллектуальной деятельности логопеда [1].

        Арт-терапия – это средство свободного самовыражения. Посредством символической формы, логопед может помочь человеку выпустить свои скрытые рисунки, выплеснув их в рисунке, песне, игре, сказке, музыке и т.д., таким образом, он получит новый путь выхода из затруднительной или конфликтной ситуации.

        Основной задачей арт-терапии является развитие самовыражения и самопознания посредством творчества и с помощью повышения его адаптационных возможностей. Такие упражнения помогают ребенку развить межполушарное взаимодействие, развивая мозолистое тело, память и внимание, и воспитывая стрессоустойчивость и мыслительную активность.

        Цель работы – рассмотреть арт-терапевтические технологии в логопедии.

        Задачи:

        — изучить литературу по теме работы;

        — охарактеризовать понятие «арт-терапевтические технологии»;

        — описать известные арт-терапевтические технологии в логопедии.

        Глава 1. Арт-терапевтические технологии

        1.1. Формирование арт-терапии

        В связи с радикальными социальными, политическими и экономическими переменами, преследующими общество и страну, жизнь всех людей существенно осложнилась. Растущий ребенок находится в стремительно развивающихся условиях своей жизни, нуждаясь в помощи и поддержке психологов и педагогов. Как инструмент обеспечения эмоциональной стабильности и психолого-педагогической поддержки рассматриваются арт-технологии, то есть способы развития художественно-творческой деятельности. Использование арт-терапии в образовании помогает ребенку приобрести новые навыки взаимодействия и рефлексии, самопринятия и самопонимания, а также понимания и принятия окружающих людей [1].

        Развитие арт-терапии в качестве отрасли теоретических и практических знаний на границе искусства и науки началось в 30-х годах прошлого века в Англии. Сам термин «терапия», при переводе с греческого означает заботу, уход, лечение, что полностью оправдывает его интеграцию в психолого-педагогический понятийный аппарат. Приоритет отдается заботе о человеке. Под лечением понимают социально-психологическое врачевание или изменение стереотипов поведения, повышение адаптационных возможностей личности через средства художественной деятельности. Арт-терапией называют терапию искусством, заботу о человеческой душе посредством искусства. Принято связывать арт-терапию с различными типами творчества, начиная изобразительной деятельностью и заканчивая созданием театрализованных действий [1].

        Педагогическая направленность арт-терапии не имеет клинического направления, рассчитанного на потенциально здоровую личность. На первый план выдвигаются задачи развития, воспитания и социализации личности. В научно-педагогическом понимании, арт-терапию понимают как заботу об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности и коллектива через средства художественной деятельности. Иными словами, под арт-терапией в образовании понимают системную инновацию, имеющую следующие характеристики [1]:

        ru.essays.club

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *