Женский головной убор татарский: как изменился татарский женский головной убор
как изменился татарский женский головной убор
Когда проснулся интерес к «татарскости»
Общемировые тенденции, основанные на переосмыслении этнических традиций, с сосуществованием разных стилей, направлений и эклектики, живут в общем пространстве современного татарского сообщества — с так называемой «несуществующей татарской модой», по утверждению некоторых дизайнеров, или с оппонирующим им «татар-стайл», который реализуется в различных проектах и коллаборациях или одиночными мастерами, работающими в направлении этнического дизайна. Данная ситуация дает целое поле для обсуждения как исследователям, так и журналистам. Они берут интервью у дизайнеров и обывателей о целесообразности такого понятия, как «татарская мода».
В последние годы такой повышенный интерес среди молодежи дает свои плоды. Появляются не просто интересующиеся, но и старающиеся максимально достоверно передать в воссозданном ими материале особенности татарского традиционного женского костюмного комплекса. Но такой подход интересен лишь единицам, основная же часть «заинтересованных татар», которые хотят показать свою «татарскость», не готова вкладываться в пошив одежды, обуви и дорогих ювелирных украшений. Необходимо понимать, что само время диктует такое утилитарное отношение к вещам.
До XIX века одежда была штучным товаром, который не менялся несколько раз в сезон, а украшения носились годами и далее передавались потомкам. В настоящее время мы уже не представляем жизнь, где наша одежда ограничивается одним набором, а сетевые магазины чуть ли не каждую неделю поставляют нам новые коллекции. В связи со всем этим изобилием традиционные культурные особенности отходят на второй план.
Как было отмечено А. Гофманом, «обновление в моде происходит через актуализацию традиций, и данное явление не является изобретением современности». Соответственно, несмотря на унификацию модных тенденций, у нас возникает непреодолимое желание показать свою особенность и инаковость в быстро меняющемся мире.
Головной убор – национальный маркер
Наиболее благодатная почва для развития дизайна – это женская мода, представляющая по своей сути более разнообразную в использовании материалов, аксессуаров, декора, фасона и обуви основу.
В настоящее время, когда не каждая готова носить рубаху и камзол, национальным, традиционным и узнаваемым в повседневной женской одежде становится не полный татарский костюмный комплекс, а определенные его части. Как и в мужской моде, такой доминантой является головной убор – «калфак», который в зависимости от желания хозяйки носится под платком или шалью, либо как самостоятельный элемент.
Участницы татарской общественной женской организации «Ак калфак» / Фото: Абдул Фархан
К началу ХХ века татарская женщина в городской среде могла носить платье европейского кроя и свою национальность проявляла именно этим миниатюрным убором. Впоследствии он исчезает из обихода и только в последние годы получает второе рождение, не считая театра и эстрады.
Калфак, кәттәҗи и такыя
И вот тут возникает проблема. Все знакомы с термином «калфак». Даже в детском саду дети без проблем расскажут как о форме данного головного убора, так и о декоре. Скорее всего, все вспомнят, что шился калфак из бархатной ткани ярких насыщенных цветов – синего, красного, зеленого, коричневого. Украшался вышивкой золотными нитями, бисером или речным жемчугом. Более ранние образцы, вязанные или из трикотажного шелка, с кропотливым и долгим по исполнению декором, современные мастера в повседневном обиходе не используют.
Калфаки в Национальном музее РТ / Фото: Рамиль Гали
Немного сложнее с уже непосредственно девичьими и даже детскими головными уборами «кәттәҗи» или «такыя». По форме они были с полужестким околышем (часть головного убора, непосредственно облегающая голову) и мягким плоским верхом, иногда овальной формы. В местах соединения околыша и верха нередко закладывали складки и рюши. Н.И. Воробьев в своем исследовании отмечал, что «кәттәҗи» «напоминает собой фес – шапочку крымских татарок – девушек, откуда, возможно, и берет свое происхождение. Вообще же кәттәҗи носится очень редко и только девочками 8-10 лет». Необходимо отметить, что детские шапочки, носимые как мальчиками, так и девочками, были и с мягким полушаровидным остовом, облегающим голову.
Вернемся к калфаку. Калфак – это прежде всего волосник, призванный в первую очередь собрать и закрыть волосы, если мы говорим о девичьем. Вспоминаем, что наиболее ранние образцы калфака были длинные, как мешочки, они полностью надевались на голову и в них могли прятаться косы. Татарские женщины носили длинные волосы и заплетали их в две косы.
Известный этнограф Н.И. Воробьев считал, что калфак превратился в небольшую деталь гардероба в связи с изменениями модных тенденций, когда модерн полностью вступил в свои права, шагая по всему миру и даря новые силуэты. С.В. Суслова обоснованно отмечает, что калфак бытовал и как девичий головной убор, и как женский. Однако в женском варианте калфак не выполнял функцию шапки, а твердый околыш был скорее в качестве декора. К концу XIX века, когда половозрастные отличия в костюмном комплексе татарок стираются, в быту остается лишь один вариант с жестким обильно декорированным околышем в гипертрофированно уменьшенном варианте.
В ХХI веке в среде татарок стал очень моден вариант по типу «түбәтәй калфак» и «тупый калфак» с твердым околышем и плоским верхом. Необходимо отметить, что все эти головные шапочки носили под платком, а не поверх, как это делают многие представительницы прекрасного пола в XXI веке.
Поверх платка
Однако если снова обратиться к истории, мы можем встретить вариант уже верхних головных уборов, которые носили поверх покрывал. К примеру, во второй половине XIX века у молодых женщин бытовала шапка «ука бүрек» из позумента или парчи, украшенная полосой галуна (золотная или серебряная лента) поверх, с нашитыми монетами (не во всех вариантах) и кисточкой.
На этой кисточке, которая стала встречаться как на мужских, так и на женских головных уборах во второй половине XIX века, необходимо остановиться отдельно. Данный вариант декора стал активно входить в обиход, чаще всего у горожан, в связи с усилением влияния турецкой моды, где в ходу был фес, или феска – шерстяной усеченный колпак, чаще всего красного цвета с голубой или черной шелковой, серебром или золотом перевитой кисточкой.
Татарские головные уборы в Национальном музее РТ / Фото:Рамиль Гали
Исследователями отмечался и факт ношения пожилыми женщинами «тупый калфак» по типу мужской тюбетейки.
Синтез исламской моды и тренд на татарский убор
Несмотря на то, что во второй половине XIX века половозрастные отличия в женской одежде практически стираются, головные уборы не прекращают нести особенности, отражающие возраст носителя. Подобные нюансы стали не всегда корректно воспроизводиться и тиражироваться во вновь воссозданном виде в ХХ и XXI веках — ввиду того, что долгое время данный компонент культуры был лишь в памяти старшего поколения и отображался частично.
В настоящее время головной убор становится маркером, который воссоздает эмоционально устойчивый положительный облик татарской женщины. Репрезентативность в повседневной и празднично-парадной культуре чаще всего выражается именно в этом элементе костюмного комплекса.
Исходя из написанного, можно сделать вывод, что на наших глазах рождается синтез через объединение общеисламской моды XXI века на сокрытие головы путем наматывания чаще всего трикотажных покрывал квадратной или прямоугольной формы и особенностей традиционного татарского женского головного убора вне половозрастных различий. Так появляется новая система восприятия своей «татарскости» в общественном пространстве.
В социальных сетях подобное явление воспринимается по-разному. От полностью положительных оценок, когда респонденты считают, что это и есть татарские женские головные уборы, до отрицательных, когда высказывается мнение, что подобное не было свойственно татарам, и необходимо воспроизводить понятный и знакомый нам калфак в традиционной его форме.
Как исследователю, мне прежде всего интересно зафиксировать меняющийся культурный компонент. Однако, со своей стороны, считаю необходимым рассказать о том, что в XIX веке среди татарского населения бытовали разные головные уборы, о богатстве и разнообразии которых мы зачастую забываем.
Дина Гатина-Шафикова
Традиционный головной убор татар – тюбетейка | ГБУ «Таткультресурсцентр»
Этапы создания тюбетейки также имеют четкую последовательность и связаны с основными технологическими приемами ее изготовления.
Необходимые материалы для изготовления тюбетейки:
-черный, зеленый или другого цвета бархат либо шелк или парча;
-хлопчатобумажная основа для подклада;
-около 15 м шпагата;
-крученые и смазанные воском нити от распущенных льняных мешков;
-белые и цвета выбранного бархата катушечные нитки;
-тонкая, средняя и большая со слегка согнутым концом и большим ушком иглы;
-бисер или золотая, серебряная нить;
-канитель.
Выкройка
Тюбетейка состоит из двух частей: плоского круглого верха и жесткого края. Боковая часть выкраивается по косой. Ее длина равна окружности головы, плюс 2 см на шов. Ширина (высота тюбетейки) равна 10-11 см: 8-9 см + 1,5-2 см на шов. Для 58 размера тюбетейки делается выкройка края длиной 60 см и шириной 10-11 см. Высота головного убора не должна превышать 8-9 см.
Раскрой
Подготовленную с припусками на шов выкройку нужно положить на бархат так, чтобы долевая нить ткани располагалась по косой линии. Из прямоугольного отреза кроят сразу около десяти тюбетеек. Подкладка края тюбетейки выкраивается по косой. Она должна быть на один сантиметр длиннее и шире бархатной части. Для 58 размера понадобится подкладка длиной 61 см, шириной 10-12 см. Диаметр верха тюбетейки — 19 см (радиус — 9,5 см). Размеры указаны с припусками на шов. Далее следует сделать из жесткой бумаги лекало, скроить верх и его подклад.
Вышивка
Процесс вышивания частей происходит до простегивания, сразу после раскроя. При вышивке бисером можно использовать бисер как одного цвета, например, желтого, под золотое шитье, так и нескольких сочетающихся по тону цветов. До натягивания на пяльцы детали тюбетейки нужно пришить к хлопчатобумажной основе, на изнаночную сторону которой наносится узор. Швом «вперед иголка» узор выводится на рабочую поверхность.
Шитье и простегивание деталей
Основой тюбетейки являются выполненные вручную тонкие мелкие стежки. Для придания жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата. Шить следует с нижней части края тюбетейки. Для этого подкладку складывают с бархатной полосой лицевыми сторонами и притачивают на машинке нижнюю часть. Чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, нужно вывернуть изделие так, чтобы бархатная ткань на 1-2 мм заходила на изнаночную сторону, и по низу тюбетейки сделать аккуратный шов. Отступив на 3 мм от него вверх, сделать еще один шов. Для придания жесткости нижней части головного убора необходимо продеть шпагат в кулиску. Надлобная часть готова.
Снизу по лицевой стороне светлыми нитками необходимо отметить высоту тюбетейки (8-9 см) и линию, по которой будут сшиваться боковая и верхняя части тюбетейки. Дальше простегивают швом «вперед иголка» наклонными линиями участок между стежками так, чтобы между ними свободно проходили веревочки. Следует подобрать веревочку потолще, чтобы тюбетейка хорошо держала форму, иначе она получится неустойчивой и будет мяться. Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую иглу до верхнего стежка, вынуть через подклад наружу, отрезать веревку. Так нужно обработать все ряды между вертикальными стежками. Подтянуть ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли внутрь изделия.
Затем простегивается верх тюбетейки. Верхний круг необходимо дугообразными линиями разделить на шесть частей. Каждую часть по отдельности, как и сами дуги, простегать и проложить веревочками. Чтобы дугообразные линии получились одинаковые и ровные, следует сделать лекало. На бумажной основе, подставляя лекало к заранее начерченным сторонам шести треугольников, получаем шесть дугообразных линий. Эти линии необходимо перевести через копирку на подкладку. После этого подкладку притачать к изнаночной стороне верха тюбетейки по намеченному шву. Сначала простегать все шесть дугообразных линий и продеть в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре, вывести иглу, отрезать нить и, слегка потянув ткань, убрать внутрь торчащие концы. Так следует простегать всю поверхность круга.
Сшивание частей
Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки необходимо разделить на четыре одинаковые части. Соединить детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Притачать их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подклада боковой части подогнуть за края только что соединенных частей тюбетейки и аккуратно пришить. Вывернуть тюбетейку, внутри слегка опрыснуть водой, надеть на специальную форму до высыхания [9, С. 36-41].
Татарская традиционная одежда. Красиво украшенные костюмы с дорогими украшениями
fShare
Великолепен народный костюм Татарстана – богато украшенный, многослойный, богато украшенный украшениями, вышивкой и другими украшениями. Но, к сожалению, традиционная татарская одежда давно вышла из моды. Если в середине 19 века татары в основном носили народную одежду по любому поводу (повседневная одежда, праздничная одежда, домашняя и верхняя одежда, зимняя одежда и т. д.), то сегодня эти костюмы можно увидеть лишь во время некоторых народных гуляний, исторических реконструкций. , в музеях, и мало кто носит в реальной жизни. Однако татарские национальные костюмы заслуживают того, чтобы их знали и сохраняли.
История татарского этноса очень сложна. Есть несколько различных групп татар, разбросанных по Азии и Европе. Иногда между ними едва ли есть какие-либо культурные связи, поэтому даже народная одежда может сильно различаться. Вообще, для каждого региона проживания характерны свои особенности традиционного наряда, особенно если говорить о женской одежде. Это связано с тем, что женщины обычно жили более отстраненной от общества жизнью, имели меньше контактов с внешним миром и, согласно татарскому аутентичному образу жизни, являлись хранительницами традиций.
Но все же есть некоторые типичные черты, которые можно найти в любом татарском наряде, независимо от региона.
Как мужские, так и женские татарские наряды многослойные, длинные, покрывают большую часть тела. Скромность и богатство орнамента очень характерны для этого народа. Традиционно мужчины и женщины носят длинные туникообразные рубашки, брюки, некоторую верхнюю одежду и обязательные головные уборы. Женщины любят их подлинные украшения и используют многие из них с праздничным нарядом. И кстати, татарские драгоценности массивны и причудливо украшены.
Рубаха
Татарская туникообразная рубашка называется «кулмек». Это унисекс. Крой этой рубашки своеобразен – она выполнена из длинного куска ткани, без плечевых швов, но с широкими вставками по бокам. Рубашка традиционно широкая и носится без пояса. Популярный воротник-стойка, а прямой воротник часто используется для рубашки жениха. Обычно его шьют из натуральных и легких тканей, вроде хлопка или льна. Белые рубашки украшены вышивкой.
В конце XIX века татарские мужчины и женщины начинают носить рубашки более современного покроя, из фабричной ткани, с прямым воротником и без боковых вставок. Также очень популярными стали оборки, особенно для женских рубашек, которые иногда имели несколько рядов оборок по подолу.
Брюки
Брюки называются «ыштан». Обычно они свободные и спрятаны или почти спрятаны под туникой.
Фартук
Другой частью татарского народного костюма является фартук, но он вошел в обиход лишь в конце 19 – начале 20 века. Их носили женщины с рубашкой, молодые девушки в некоторых районах носили их и с верхней одеждой, и даже мужчины использовали фартук, но как часть спецодежды. Женские фартуки красиво украшались вышивкой или ткаными узорами.
Головной убор
Мужчины-татары, являющиеся мусульманами, носят круглую тюбетейку, которая называется «тюбетейка». Поверх тюбетейки татарские мужчины могли носить тканевые и шерстяные шапки, парадные головные уборы, зимние головные уборы. Молодые мужчины и женщины предпочитают яркие и декоративные тюбетейки, а пожилые люди выбирают менее украшенные и более простые. Женщины используют различные вуали или тюбетейки + вуали. Зимой и мужчины, и женщины носят меховую шапку или шапку с меховой опушкой поверх тюбетейки и вуали.
Но женские головные уборы в Татарстане сложнее мужских. Например, молодые девушки могут носить тюбетейку или калфак (особый головной убор, по форме напоминающий шапку-бини и украшенный большим количеством вышивки, бисера, жемчуга, драгоценных камней и монет), а косы оставить видимыми или прикрыть специальным украшением. Калфак – один из женских символов Татарстана, потому что он был очень популярен и до сих пор является знаменитым народным головным убором. Он довольно нарядный и красивый. Пожилые татарки часто носят тюбетейки и калфаки с вуалями поверх них, чтобы прикрыть волосы, шею и плечи.
Современный калфаковый головной убор
Другой интересный татарский головной убор — женские шапки, украшенные золотыми и серебряными монетами. Они были популярны в 17 – середине 19 века. Некоторые из них были мягкими, к ткани было пришито множество монет. Другие имели твердый каркас, обтянутый шелком, имели форму высокого конуса и были украшены монетами, жемчугом, коралловыми бусинами и золотым козырьком.
Существуют еще десятки народных головных уборов татарских женщин, которые различаются по размеру, форме, материалу, региону, орнаменту и т.д. туфли и сапоги с мягкой или жесткой подошвой. В прошлом и в сельской местности татары также носили лапти с шерстяными гетрами или белыми высокими носками ручной вязки. Обычно кожаную обувь носили состоятельные люди. Мужская обувь менее украшена, а женская часто очень богато украшена и красива. Часть праздничной женской обуви также традиционно изготовлялась из бархата и богато расшивалась золотыми и серебряными нитями, бисером, жемчугом и т. д.
Татарки носят очень красивую обувь «ичиги». Это своего рода внутренняя обувь, тонкая и богато украшенная. Выходя на улицу, она надевает поверх ичиги пару более грубых или резиновых туфель. Но некоторые ичиги имеют твердую подошву и каблук и самодостаточны.
Ювелирные изделия
Татары очень любят украшения и носят их в большом количестве. Конечно, мужчины носят несколько украшений, а женщины имеют большой ассортимент драгоценностей. Мужские украшения – это, в основном, перстни и пряжки для ремней. Среди наиболее популярных женских украшений — украшения для волос (различных форм, размеров, стоимости и качества), крупные нагрудные украшения (часто из ткани и золотых или серебряных монет), браслеты, перстни, серьги, кольца в носу и т. д.
Традиционные украшения для волос, надетые на косы
Татарские нагрудные украшения выглядят потрясающе. Они представляют собой небольшие фартуки, которые носят на шее, а ткань украшена монетами, золотыми и серебряными жгутами, вышивкой, аппликацией, коралловыми бусинами, жемчугом, подвесками и другими разными предметами.
Фото взяты с: https://www.youtube.com/watch?v=W1NHEEDLE24
Национальный костюм татарки
Татарская традиционная одежда чрезвычайно разнообразна как в деталях, так и в цветовой гамме. Женские платья длиной до щиколотки, без вырезов или ниже талии. Камзолы, которые носят женщины, выполнены из темной ткани с вышивкой золотой окантовкой. Женщины носили свободные штаны. Традиционный костюм Татарстана выполнен из бледно-розового шелка.
Этот татарский национальный костюм включает в себя: платье, куртку и шапку по желанию.