Виды театра в доу по возрастным группам: «Виды театров по возрастным группам в ДОУ» | Учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа):
Виды театров и их использование в детском саду
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА «КВАНТУМ»
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4
СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ВИДЫ ТЕАТРА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ».
Разработка
музыкального руководителя
Доценко А.В.
г. Звенигород
2022г.
Театрализованная деятельность — это мостик, который помогает детям
попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребенку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки,
в которых кукла или сам ребенок имеет свои реквизит, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым
самовыразиться. Каждый ребенок играет свою роль по – своему, но все
копируют в своих играх взрослых.
Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, что, безусловно, поможет сформировать правильную модель поведения в
современном мире, повысить культуру ребенка, познакомить его с детской
литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета,
обрядами, традициями.
Рассмотрим наиболее характерные виды театров, куклы и атрибуты,
необходимые для занятий театрализованной деятельностью.
В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:
-стендовый;
-настольный театр;
-наручный;
-верховой;
-напольный;
-театр живой куклы.
В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды.
которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:
1. Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого вида деятельности потребуется промышленный или
Изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи
Выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере
развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые
фигурки на фланелеграф.
2. Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и
предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на
фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и,
соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного
размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.
3. Теневой театр в садах — самый загадочный и необычный для
восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для
организации этого вида театра потребуется экран (натянутая
вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо
игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно
кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».
Настольный театр.
Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность
проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и
персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность
разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же
бывает настольный театр в детском саду:
1. Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в
каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все
необходимые детали и можно начинать спектакль.
2. Деревянный представляет собой деревянные фигурки — персонажи какой-либо сказки.
3. Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.
4. Пластилиновый театр, в котором все персонажи вылеплены из
пластилина.
«Наручный» театр.
К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения
которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:
— пальчиковый;
— перчаточный или варежковый;
— театр говорунчиков.
Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит
непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить
пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.
«Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.).
Варежковые куклы надеваются на кисть руки, как зимняя варежка.
обычных варежек можно сделать варежковых рыбок — пришить на них
«глаза», а к резинке, которая одевается на кисть руки, пришить легкий
газовый платок. Большой палец варежки также можно красиво оформить в виде плавника. Если пальцы прижать друг к другу и плавно изгибать кисть руки, то рыбка «поплывет».
Говорунчики. Такое название эти куклы получили потому, что выразительнее всего они «разговаривают», открывая и закрывая рот (пасть, клюв) за счет
активных движений пальцев кукловода.
Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.
Важно отметить, что наручный театр, помимо иных достоинств,
эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь,
непосредственно влияет на формирование речи детей.
Верховой театр.
Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен
российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность
заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими
управляет.
Бывают следующего вида:
— тростевой театр, в нем используются куклы, которые, соответственно,
закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.
— Штоковый театр, в котором кукол водят с помощью одного или
двухштоков (палочек). Птички, рыбки, мышки, петушки — на одном штоке, а червяки и гусеницы управляются двумя штоками — один водит голову, а
второй — хвост.
Не менее интересным считается
Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части
рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.
Напольный театр.
В напольном театре используются куклы-марионетки и
полумарионетки, куклы — прыгунки, большие напольные (ростовые) куклы и платковые куклы.
Марионетки — «аристократы» кукольного мира. С ними «дружили» великие
философы, ученые, поэты, конструкторы и математики. Марионетки
управляются с помощью нитей. Одни концы нитей закреплены на голове,
руках, ногах, туловище куклы, а другие — на ваге (инструмент для управления куклой, управляя которой актер заставляет марионетку двигаться).
Сделать самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они
приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах
нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю
эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия
таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.
Театр прыгунков — это театр кукол из легких мягких игрушек, к голове которых прикреплена шляпная резинка. Прыгунки не могут ходить,
поочередно передвигая ногами, они прыгают: то медленно, то быстро, то
высоко, то низко, в соответствии с образом куклы (мишки, зайчики, белочки, собачки).
Платковый театр называется так потому, что куклы в нем сделаны из платков. Например, яркий павлопосадский платок может являться основой для разных кукол: цыганка, матрешка, русская красавица. Смастерить их
несложно: достаточно изготовить голову, к ней прикрепить платок, а к его краям пришить резинки. Голова куклы крепится на шее у кукловода, а
резинки — к кистям рук. Платковые куклы дети любят за то, что они дают
кукловоду возможность свободно двигаться, танцевать.
Театр ростовых кукол. Этими куклами может управлять один ребенок или двое детей. Такие куклы способствуют развитию чувства партнерства и
координации движений. Есть разные ростовые куклы: цветы, животные,
люди.
Чаще других в детском саду организуется театр масок, так как он
подходит для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может
предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся
малышам историю или подготовить полноценное выступление для
родителей.
Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут
самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по
художественно-эстетическому развитию или во время досуговой
деятельности.
Для детей младшей группы самый простой и доступный театр — это
театр кукол на столе. Использовать можно различные виды: объемные
игрушки из цилиндров и конусов, коробочек различной высоты, театр
«оригами», театр «кружек», театр на палочке. Для настольного театра
подойдут «исполнители», вылепленные из глины, а также деревянные.
В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, основу которых составляет деревянный стержень — гапит. Но прежде надо дать детям возмозможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек, являясь упрощенным вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приемы кукловождения.
В старшей и подготовительной группах следует познакомить детей с марионетками, показать им кукол с «живой рукой», платочных кукол. В
старшем дошкольном возрасте дети должны уметь управлять всеми видами
театров и показывать представления и сказки своим младшим товарищам.
Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском
саду. Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать
возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы.
Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную
игру, но и методически верно продумать подготовительный и
заключительный этапы работы с детьми. От указанных факторов зависит
эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом.
И закончить наш семинар хочется словами Л.С.Выготского:
«Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».
Театральная игра. Развитие театрально-игровой деятельности в разных возрастных группах
Консультация для воспитателей
Театральная игра в детском саду.
Развитие театрально — игровой деятельности
в разных возрастных группах
Григор Ирина Михайловна, воспитатель МАДОУ Д/С №396 г.Пермь
Сегодня широко решается проблема дошкольного образования и воспитания, усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений. Очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.
Слово «творчество» означает — создание чего-то нового, умение искать и изображать что-то своё. Театральная деятельность — это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звуки, краски с окружающим миром, а правильно поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Творчество помогает совершенствовать самого себя в духовной сфере, свою речь, развивать свои чувства, эмоции. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, понимание внутреннего мира персонажа, это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, — умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к поступкам и событиям. (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.)
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, требуют от ребёнка волевых черт характера: целеустремлённости и решительности, трудолюбия, систематичности в работе. Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены), движений (жест, мимика, пантомима), когда необходимо выразить состояние души персонажа. У ребёнка развивается интуиция, смекалка и изобретательность, умение комбинировать образы, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать перед сверстниками свои знания, умения, фантазию (А. В. Щёткин). Следование роли и тексту театрализованной игры, способствуют формированию произвольного поведения. Выполнение игровых заданий в образах персонажей из сказок помогает овладевать своим телом. Театрализованные занятия и спектакли учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребёнка (Б. М. Теплов).
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, её интонационный настрой. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, понятно и чётко изъясняться. Дошкольный возраст это сенситивный период развития речи. К пяти годам ребёнок овладевает фонетикой и основами грамматического строя речи, у него формируется достаточный запас активного и пассивного словаря. У детей этого возраста совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Ребёнок шестого года жизни способен поддерживать непринуждённую беседу, задавать вопросы и сам правильно отвечать на вопросы. Именно в этом возрасте развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять рассказы по плану, образцу и пересказывать прочитанное. Период детства от 5 до 7 лет — это период детского словотворчества. Поэтому целесообразно именно в старшем дошкольном возрасте начинать формирование творческой личности средствами театральной деятельности. Занятия театральной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребёнка, его художественные способности, творческий потенциал, но и способность межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Создавая детский театр, мы учитывали развивающий и обучающий характер театральной деятельности, который и определяет ведущие и методические принципы. Театральная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребёнка, при этом необходимо учитывать комфортность. Каждую свою выдумку ребёнок отображает в игре, входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Театрализованная игра приобщает детей к литературному, драматическому и театральному искусству, у детей формируется представление о работе артистов, режиссёра, театрального художника, дети начинают понимать, что над любым спектаклем трудится весь коллектив, и он приносит радость и творцам и зрителям. Театральная игра также близка к сюжетной игре. Они имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль. Но в театрализованной игре сюжет берётся из художественных произведений и ставится спектакль или инсценировка. Главная особенность театрализованной игры — литературное содержание и наличие зрителей. Творчество детей проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, прочувствовать его состояние, суметь проанализировать и оценить действия. И конечно, ребёнка волнует результат (как он сыграл, реакция зрителей). Здесь очень важно сотрудничество с родителями. Необходимо, как можно чаще рассказывать об успехах ребёнка, о его театральных способностях. Привлекать родителей к изготовлению декораций и костюмов. Чем ближе это сотрудничество, тем больше родители узнают своих детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания.
Особое место в развитии творчества детей принадлежит игре-драматизации. Одной из особенностей игры является её синкретизм, проявляющийся во взаимосвязи различных видов искусства и художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной и художественно-речевой). Ролевое поведение, осуществляемое ребёнком в игре-драматизации, даёт ему возможность приобрести умение управлять собой, уверенность в себе, направляет воображение в творческое русло. В игре-драматизации ребёнок с помощью средств выразительности (интонация, мимика, пантомима) создаёт образ, производит собственные действия исполнения роли.
В режиссерской игре ребёнок действует за сказочного персонажа, берёт на себя роль режиссёра, сам придумывает мизансцены, сам придумывает текст и играет роль. «Озвучивая» персонаж и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающие средства выражения в этих играх — интонация и мимика. Режиссёрские игры могут быть групповыми, каждый ведёт свои игрушки в общем сюжете, при этом накапливается опыт общения, согласования и сотрудничества. Именно режиссёрская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для её организации не требуется высокого уровня игрового общения (С. А. Козлова, Е. Е. Кравцова).
Естественно развитие театрально — игровой деятельности в разных возрастных группах имеют свои особенности.
В младших группах дети не воспроизводят текст, а выполняют определённые действия по образцу, который показывает педагог. Такие игры — имитации активизируют воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но не могут пока развить и обыграть сюжет. Интерес к театрализованным играм складывается в процессе просмотра спектаклей, показанных воспитателем. Дети радостно и эмоционально принимают их. Здесь очень важна артистичность и эмоциональность педагога. Чем меньше ребёнок, тем ещё выразительней должна быть игра. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении, от их лица взрослый хвалит, благодарит детей, здоровается и прощается. Таким образом, за счёт бессловесной игры — импровизации под музыку, игры — импровизации по текстам коротких сказок, потешек и стихов, ролевых диалогов героев сказок, инсценировок фрагментов сказок о животных и игры — драматизации с несколькими персонажами расширяется игровой опыт детей. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры (настольный театр игрушек, плоскостного на фланелёграфе, пальчикового). Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, у детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах.
Обогащается игровой опыт детей за счёт развития специальных игровых умений:
- Освоение позиции «зритель» — досмотреть и дослушать до конца, поблагодарить артистов.
- Первичное становление позиции «артист» (умение пользоваться некоторыми средствами выразительности, для передачи образа персонажа, его эмоций, переживаний; умение обыгрывать действия персонажа с помощью куклы)
- Способность взаимодействовать с другими детьми, играть, понравившиеся роли.
В среднем возрасте ребёнок переходит к игре, ориентированной на зрителя, где важна не только игра, но и важен результат. Игра становится средством самовыражения, дети учатся сочетать в роли текст и движение, развивается чувство партнёрства. Наиболее активные дети начинают вместе с воспитателем драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр, а с малоактивными детьми необходимо пробовать драматизировать произведения с небольшим количеством действий. Вводятся рассказы от первого лица с сопровождением текста, движений и музыки. Театрально — игровой опыт детей расширяется за счёт игр — драматизаций с использованием нескольких персонажей, игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, постановок спектаклей по произведениям отечественных и зарубежных авторов, настольного, кукольного, пальчикового театра. Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизированного характера. Особое внимание уделяется импровизации и творчеству в процессе придумывания игры.
Усложняются театрально — игровые умения детей:
- Дальнейшее развитие позиции «зритель» (проявлять элементы зрительской культуры, позитивно оценивать игру сверстников).
- Умение использовать средства невербальной и интонационной выразительности, для передачи образа персонажа, умение управлять куклой или игрушкой, передавая её жесты и движения.
- Первичное усвоение позиции «режиссёр», умение создавать игровое пространство на плоскости стола.
- Умение овладевать качествами оформителя спектакля.
- Умение позитивно взаимодействовать с другими участниками игры, договариваться при распределении ролей и уметь разрешать конфликтные ситуации.
В старшей группе дети продолжают совершенствовать исполнительские навыки. Для этого необходимо организовывать экскурсии, наблюдения за окружающим, проводить игровые упражнения на воображение, использовать в работе мимические и пантомимические этюды, включать детей к придумыванию и оформлению сказок и отображать все свои эмоции и переживания в изобразительной деятельности. Игры детей начинают носить контаминационный характер, свободное построение сюжета. Центром игры становится не только «артист», но и «режиссёр», «оформитель», «костюмер». По новому идёт приобщение детей к театральной культуре: знакомство с назначением театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства. Ещё больше обогащается театрально — игровой опыт. Усложняются тексты для постановок. Игра — фантазия становится основой театральной игры, где уживаются литературный и фантазийный персонаж.
Развиваются специальные умения:
- «Зритель» становится помощником и советчиком.
- «Артист» самостоятельно выражает своё отношение к персонажу с помощью средств невербальной и вербальной выразительности.
- «Режиссёр» способен воплощать свои замыслы самостоятельно.
- Дети овладевают простыми навыками оформителя — костюмера.
Подготовительная к школе группа. В этом возрасте игра — драматизация становится спектаклем. Дети играют для зрителей. Для этого необходим весь запас знаний, умений и навыков, полученный в разном возрасте. Для лучшего понимания литературного произведения, необходимо рассматривать иллюстрации к нему и обратить внимание, на эмоциональное состояние персонажей; подбирать упражнения на развитие внимания и воображения; эмоционально выражать состояние персонажа с помощью интонации, мимики, жестов и позирования. Уметь настраивать себя с помощью специальных упражнений на выполнение предстоящих действий, смену мимики и позы при переключении с одного действия на другое. Для этого необходимо использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик. Это позволит обогатить речь детей новыми выразительными средствами. Важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Очень эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям, диафильмам. Такая совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки спектаклей даже недостаточно активных детей, тем самым, помогая им преодолевать стеснительность и скованность.
Развиваются специальные умения:
- «Зритель» становится помощником и советчиком.
- «Артист» способен самовыражаться с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности, развито умение психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать свою мимику, позы и жесты.
- «Режиссер-сценарист» способен воплощать свои замыслы самостоятельно, придумывать сюжеты, предстоящего спектакля, согласовывать с артистами их роли и диалоги, организовывать деятельность других детей.
- «Костюмер-оформитель» способен обозначать место «сцены» и «зрительного зала», подбирать атрибуты и предметы-заместители, костюмы и детали к костюмам, изготавливать афиши и приглашения к спектаклю.
Методическая работа в ДОУ:
| | в ДОУ | | , в ДОУ | в ДОУ |
Исследование намерений ходить в театр дало удивительные результаты | Театр
В прошлом году в театр ходило больше людей, чем на музыкальные концерты или спортивные мероприятия, причем подростки говорят, что они ходят чаще, чем люди старшего возраста, говорится в опросе, проведенном в четверг.
Исследование, кажется, бросает вызов любому представлению о том, что театральные зрители по своей природе принадлежат к среднему классу и среднему возрасту. На самом деле, наиболее вероятная возрастная группа, которая скажет, что пойдет в театр, — это 16–19 лет. -летние, с наименьшей вероятностью посещения людьми в возрасте от 45 до 54 лет. Статистические данные представлены в отчете, заказанном Ticketmaster, чтобы посмотреть на более широкое состояние британского театра.
Софи Кросби, вице-президент компании, призналась, что была ошеломлена некоторыми статистическими данными. «Я попросил свою команду пять раз проверить данные о количестве людей, которые заявили, что посещали театральное мероприятие — это было 63%, и ни в коем случае не ограничивалось людьми среднего класса и среднего возраста».
Она сказала, что исследование было вызвано изменениями, которые ее компания заметила в тенденциях продажи билетов за пять лет «в сторону более молодой и менее состоятельной клиентской базы. Мы подумали, что было бы интересно попытаться понять это больше».
Аппетит к театру у молодежи поразителен. Что касается возраста, то 87% людей в возрасте от 16 до 19 лет сказали, что они, вероятно, что-то увидят в театре, по сравнению с 66% в возрасте от 45 до 54 лет. В целом, 63% людей были в театре в прошлом году, в то время как этот показатель составил 53% на музыкальных концертах и 47% на спортивных мероприятиях.
Алистер Смит, заместитель главного редактора журнала Stage, сказал, что цифры о молодежи и театре завораживают. Он добавил: «Было очень много инициатив, и за последние несколько лет театр очень старался ориентироваться на более молодую аудиторию, и мы видим, что это окупается».
В отчете есть много того, что даст пищу для размышлений. Например, только 26% людей, посетивших спектакль в субсидируемом театре, знали, что он субсидируется. «Это хорошо или плохо?» — сказал Кросби. «Я не знаю. Лучше, чтобы люди просто ходили в театр и наслаждались им?» По какой-то причине на северо-востоке все иначе, где 47% знали, что посещают субсидируемый театр.
Он также проявляет склонность к экспериментам. Авторы отчета пишут: «Театральный мир уже много лет не уверен в своем будущем, но наш отчет показывает, что причин для осторожности мало».
Отчет также демонстрирует интересное отношение к поведению в театре: 13% считают допустимым шептаться, а 80% признаются, что делают это. Между тем, 10% считают допустимым фотографировать, больше, чем для того, можно ли проверить свой телефон (8%), но меньше, чем для еды (17%). Почти каждый четвертый пишет в Твиттере о том, что он видел или собирается увидеть, а среди молодежи в возрасте от 16 до 19 лет этот показатель вырос до 47%. В отчете говорится, что самым известным шоу является «Призрак Оперы» с 94% людей проявляют осведомленность по сравнению с Once the Musical, где этот показатель составляет менее 30%.
Кросби надеется, что отчет будет полезен для театральной индустрии, для которой было мало информации по сравнению с кино. «В Ticketmaster у нас есть огромное количество данных о транзакциях, но нам не хватало данных о том, что люди чувствуют, как они себя ведут и что ими движет. Мы надеемся, что здесь будут самородки, которые помогут людям, которые продают театр и продают билеты. »
Эпоха на сцене: как актеры и спектакли изображают течение лет | Театр
Существуют различные способы измерения пьесы: количество персонажей или сцен, наличие или отсутствие антракта, средняя продолжительность выступлений. Но «Ди, Вив и Роуз» — трагикомедия Амелии Буллмор, которая в настоящее время проходит второй аншлаговый тираж в лондонском театре Хэмпстед, — предполагает новую статистику: годы истории.
В 120-минутном действии Буллмор следует за тремя друзьями по колледжу на протяжении почти трех десятилетий (1983–2010), что ставит пьесу прямо перед «Весело мы катимся» Стивена Сондхейма (которая охватывает 23 года, 19 лет).57-80, в постановке Марии Фридман, которую заслуженно вот-вот перенесут с шоколадной фабрики Menier в лондонский Вест-Энд). Эти спектакли путешествуют по истории так быстро, что пьеса Саймона Стивенса «Порт», которая недавно открылась в Национальном театре, кажется почти запоздалой — охватывая всего 14 лет (1988–2002) за 140 минут.
Тот факт, что Буллмор усредняет год за каждые пять минут сценического времени, а Стивенс — одну за каждые 10, является ненаучным измерением — временные скачки здесь нерегулярны — но дает некоторое представление о повествовательных амбициях пьесы, что, в свою очередь, выявляет проблемы с кастингом и постановкой.
Самая большая проблема заключается в том, как актеры будут убедительно стареть в живой среде, с минимальными возможностями для грима или протезирования между сценами. Актеры в «Ди», «Вив и Роуз» должны изображать своих персонажей сначала 18-летними студентами, а затем на разных этапах до середины 40-летнего возраста. На телевидении или в кино этого часто добивались два исполнителя из разных поколений, разделяющие роль.
Для работы с одним составом режиссер Анна Макмин выбрала женщин более позднего возраста: Анна Максвелл Мартин, 35 лет; Тамзин Аутуэйт, 42 года; и Джина Макки, 48 лет. Помогает то, что у Максвелл Мартин лицо и телосложение, которые трудно определить: ее театральный прорыв в 2002 году, в новозаветной адаптации романа Филипа Пуллмана «Темные начала», был в образе 20-летней женщины, играющей девушка. Буллмор также помог другим исполнителям, написав в характеристике, что они ведут себя или одеваются более зрело, чем в своих сценах в колледже.
«Весело мы катимся» Сондхейма — это интригующий пример литья деталей с большим возрастным диапазоном. В своих мемуарах композитор предполагает, что спектакль изначально провалился на Бродвее в 1981 году, потому что на роли были выбраны молодые актеры, а затем их требовалось взрослеть. В этом случае возникла дополнительная сложность, потому что, как рассказывается история в обратном порядке, недавние новобранцы театральной школы были замечены первыми с их лысыми шапками и накладками на животе; кто-то, кто видел премьеру, сказал, что это переодевание привнесло элемент школьной игры, от которого шоу не могло оправиться.
Мария Фридман сказала мне, что для своего знаменитого возрождения она сознательно выбрала исполнителей, включая Дженну Рассел, Марка Амберса и Дэмиана Хамбли, в диапазоне от тридцати до сорока, потому что ее инстинкт подсказывал, что актеры стареют меньше, чем стареют; и, конечно же, в ее постановке меня никогда не беспокоило, что течение времени показано с минимальной косметической помощью.
Я подозреваю, что причина, по которой актерам удобнее возвращаться в прошлое, а не вперед, заключается в том, что они могут опираться на воспоминания и даже фотографии тех дней. И для зрителей есть пронзительный поэтический эффект в размытии лет на фоне вечера. Видеть молодое лицо в старом — шок от фотоальбомов — является частью нашего жизненного опыта, и пьесы о путешествиях во времени предлагают трогательное отражение этого явления. Тем не менее, Хелен Миррен доводит эту теорию до предела в фильме Питера Моргана «Аудиенция», премьера которого начнется в следующем месяце, в котором 67-летний актер, как сообщается, сыграет королеву Елизавету II от 30 до 80 лет и, как сообщается, хитроумное использование освещения, макияжа и позы, которую она занимает на сцене.
Однако биографические драмы, скорее всего, потребуют хронологической изобретательности. В пьесе Майкла Гастингса 1984 года «Том и Вив» требуется, чтобы актеры, играющие Т. С. Элиота и его первую жену Вивьен, были в возрасте от 26 до 58 лет, хотя в данном конкретном случае любое ощущение нечеткости течения времени буквально поэтично — вспоминая утверждение Элиота о том, что «Время настоящее и время прошлое, возможно, присутствуют в будущем времени».
Помимо биографического масштаба, еще одна причина, по которой Том и Вив охватывают такой длительный период, заключается в том, что пьеса драматизирует психологические и идеологические сдвиги в жизни Элиота, когда его любовь к жене угасает, а религиозное рвение возрастает; этого можно достичь, только работая годами.
Точно так же в 1983 году «Первомайские дни» Дэвида Эдгара отслеживали своих главных героев — политиков, перемещающихся слева направо — на протяжении 38 лет. Наблюдение за идеологической гибкостью стало причиной того, что «Куриный бульон с ячменем» Арнольда Вескера рассказывает хронику лондонской еврейской семьи на протяжении 20 лет за два часа. Более поздняя пьеса, созданная Вескером, «В Базилдоне» Дэвида Элдриджа (2012), смело переносит нас на 18 лет назад из сеттинга пьесы 2010 года, а финальная сцена, действие которой демонстративно происходит в ночь на 19 ноября 2010 года.92 выборы, когда лейбористы неожиданно не смогли получить место в Базилдоне. Еще одно очень эффективное ускорение происходит в « Клайборн-парке» Брюса Норриса (2009), поскольку за этот интервал проходит пять десятилетий. Декорации остались прежними: дом в когда-то полностью белом районе Чикаго, который теперь стал почти полностью черным.
Элдридж умело структурирует «В Базилдоне» таким образом, что главный герой в предыдущей сцене — тот, кто отсутствовал в основном действии; он также делает ставку, как и большинство пьес о прыжках во времени, на жестокой человеческой истине о том, что волосы женщины с меньшей вероятностью выдадут ее возраст, чем волосы мужчины. Только главные героини с париками должны играть самих себя в молодости.
Такое тщательное сценическое мастерство имеет решающее значение в пьесах, охватывающих время. Следует избегать длительных смен сцен, поскольку удовольствие заключается в том, что время бежит незаметно. Одно из решений — сделать переходный момент coup de théâtre у всех на виду. Актеров, сыгравших Сальери в «Амадее» Питера Шаффера (1979) и Генри Карра в «Травестиях» Тома Стоппарда (1974), просят сбросить около 50 лет на полуслове, переключившись с сутулого старческого «я» на расцвет, просто сняв настоящую мантию.